Что такое речевое творчество. «Развитие художественно-речевой деятельности у детей средствами творческой игры

Людмила Соколова
Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формирование и развитие монологической речи как важнейшего условия полноценного усвоения знаний, развитие логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности.

Проблема развития речевого творчества в системе образования подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание философов, психологов, педагогов. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях , способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.

ФГОС ДО указывает на необходимость включения в содержание образовательной области «Речевое развитие » развитие речевого творчества дошкольников . В «Законе об образовании РФ» говорится о том, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование общей культуры, развитие физических , интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных, формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста , что подтверждает актуальность исследуемой темы.

1. Включение в систему организационно-педагогических мероприятий ДОО демонстрации речевого творчества старших дошкольников для детей младших групп и родителей;

2. Активное использование в образовательном процессе произведений русского народного творчества : скороговорок, потешек, пословиц, поговорок, потешек и т. д. ;

3. Организация проекта по теме «Юные сочинители» и «Как рождается книга» ;

4. Участие в конкурсах детского творчества : «Моя сказка» , «Я рифмую» , «Конкурс стихов» ;

5. Организация непосредственно-образовательной деятельности по темам : «Придумывает сказку» , «Труд писателя и поэта» , «День поэзии» , «Может быть у сказки другой конец?» ;

6. Подбор синонимов, антонимов, определений, характеризующих персонажа, его настроение, состояние, действия и поступки;

7. Оживлений иллюстраций, проигрывание сцен, соединение (контаминация) сюжетов произведений разных жанров, ролевые, творческие литературные игры , театрализованные игры : «Придумай загадку» , «Оживи картинку» , «Как звучит сказка» , «Приключения колобка» и т. д.

В средствах и методах обучения и воспитания образовательного процесса следует применять :

1. Обогащение предметно-развивающей среды иллюстрациями и сюжетными картинками;

2. Собрать подборку художественного слова, физ. минуток, динамических пауз, загадок;

3. Создание уголка ряженья для переодевания детей , для самовыражения пения, плясок, театрализованных игр;

4. Расширение теоретических методов обучения : работа с мультимедийным пособием «Сочинители сказок» , составление творческих рассказов ;

5. Использование дидактические пособий : «Путешествие в сказку» , «Отгадай загадку» , «Как по-сказочному сказать?» ;

6. Создание сборника для детей , родителей и педагогов «Литературная копилка» ;

7. Составить кроссворды и ребусы по мотивам сказок и детских рассказов,

8. Использование в работе интерактивной доски.

Педагоги должны повысить свою компетентность в соответствии с ФГОС :

Определить основные методы, формы использования различных средств развития речевого творчества детей и разработать методику их комплексного применения;

Ознакомится с положениями ФГОС ДО и методическим сопровождением;

Выстраивать образовательную деятельность на основе индивидуального речевого развития каждого ребенка .

Собрать картотеку малых форм фольклора (потешки, поговорки, пестушки, скороговорки, заклички, считалки и т. д.) .

Работа с воспитанниками :

Речевое творчество , умело сочетаемое с жизненными наблюдениями, с различными видами детской деятельности способствует постижению ребенком окружающего мира, учит его понимать и любить прекрасное, закладывает основы нравственности человеческой личности.

Система развития речевого творчества включает в себя следующие средства, технологии и методики :

Речевые игры и упражнения , направленные на совершенствование дикции детей : «Егорки» , «Вежливый поклон» , «Перекличка» , «Аквалангист» .

Беседы о прочитанном, толкование поэтического словаря;

Выразительное чтение, совместное скандирование, сопоставление литературного произведение с другими видами искусства, оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом;

Иллюстрирование, составление диафильма, комикса «Зайкина избушка» , «Айболит и Бармолей» , «Лиса со скалочкой» ;

Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал , который можно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста . С их помощью возможно развивать фонематический слух , так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи дошкольников , словесному творчеству детей ;

Игры : предлагать детям проиллюстрировать ту или иную пословицу, поговорку, сказку. Умение передать художественный образ в рисунке, расширял возможность его выражения в слове,

Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций. Овладение навыками описательной речи будет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов брать литературные произведения, иллюстрации, картины,

Организация праздника «Сочинители и рифмоплеты» .

Сотрудничество с родителями

Родительское собрание с проведением анкетирования «Речевое творчество в жизни ребенка » .

Консультации : «Помогите ребенку овладеть родным языком» , «Игры в рифму» .

Совместное посещение театра и детской библиотеки.

Участие в конкурсе «Моя сказка» .

Составление сборника своих колыбельных песен, которые поют детям.

Совместная работа педагогов и родителей по созданию предметно-развивающей среды .

Контроль :

Уровень развития речевых умений у детей можно отслеживать с помощью методики (семантический метод) О. С. Ушаковой и Е. Струниной.

Они считают важнейшим условием развития речевой структуры детей дошкольного возраста работу над словом , которую рассматривают во взаимосвязи с решением других речевых задач . Свободное владение словом, понимание его значения, точность словоупотребления являются необходимыми условиями освоения грамматического строя языка, звуковой стороны речи, а также развития умения самостоятельно строить связное высказывание.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

«Развитие художественно-речевой деятельности у детей

средствами творческой игры»

Слушатель группы:

(код курсов)

3.2.5.

(тема, проблема курсов)

«Целевые ориентиры формирования позновательно -речевой активности

детей дошкольного возраста в соответствии с ГОСДО»

(ФИО)

ВенгловскаяА.В.

воспитатель

______________________________________

должность

Руководитель выпускной работы:

___________________________________________

(ФИО, должность, науч.степень, ученое звание)

Донецк 2017

Аннотация

Цель: исследовать и выявить наиболее эффективные приёмы и педагогические условия развития художественно- речевой деятельности детей дошкольного возраста средствами творческой игры.

Задачи:

Раскрыть особенности развития художественно-речевой деятельности, словесного творчества дошкольников посредством творческих игр.

Ожидаемый результат: я предполагаю, что использование творческих игр способствует развитию словесного творчества и художественно-речевой деятельности дошкольников.

    Родной язык – первооснова художественно- речевого развития

    Художественно-речевая деятельность в дошкольном возрасте как предмет исследования

    Художественно-речевая деятельность как первоначальная ступень

    творчества дошкольников

    Художественная литература в развитии речевой выразительности

    Творческие игры детей

Введение

Современное общество направлено на воспитание поколения, умеющие мыслить и обладать высоким уровнем речевого творчества. В связи с этим в государственном образовательном стандарте дошкольного образования особое внимание уделяется развитию художественно-речевой деятельности дошкольников Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной грамматически правильной монологической и диалогической речи; развитие речевого творчества.

Художественная речь открывают ребенку громадный мир вещей и звуков, красок и света, мир человеческих чувств и размышлений.(К.И.Чуковский)

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получили широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи отводится очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот

период создаются благоприятные условия для развития устной речи ребенка.

Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи отражается на деятельности и поведении ребенка.

Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми. Дошкольный возраст оптимален для усвоения языка. Именно тогда дети владеют наибольшей чуткостью к языковым явлениям. Ребенок, который свободно пользуется словом, получает удовольствие от своей речи, при передаче чувств он непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов. Иная картина складывается с детьми, имеющими различные нарушения речи. Из этого мы видим - проблема развития речевого творчества в системе образования детей в настоящее время становится все более актуальной.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической (О.С.Ушакова). .

Овладение ребенком речью, годы детского языкового творчества – один из наиболее счастливых этапов в жизни человека, звездный час детства. Мы взрослые должны быть готовы к тому, что в этот период дети талантливее нас в том, что касается языка, и нужно дать ребенку возможность проявить свой талант в полную силу. Для этого мы, взрослые, должны обладать талантом – талантом умной и внимательной любви к детям. Педагогам и родителям необходимо больше времени уделять общению с детьми, и в воспитательном процессе использовать художественное слово.

Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей.

Задачами художественно-речевой деятельности являются:

    воспитание любви и интереса к художественному слову;

    развитие «чувства языка»;

    формирование восприятия произведений художественной литературы и фольклора в единстве содержания и формы;

    воспитание нравственно-эстетического отношения к персонажам литературного произведения;

    формирование эстетических чувств, радости от знакомства с литературным творчеством;

    развитие желания самому создавать сочинения (сказки, рассказы, стихи, загадки);

    развитие умения пользоваться образными выражениями и разговорной речью;

    воспитание эмоционального отклика и умения дать оценку доступным произведениям искусства;

    формирование культуры речевого общения, являющейся частью воспитания культуры речи.

Фольклор оказывает большое влияние на развитие словесного творчества детей. Нельзя полноценно развивать ребенка, взаимодействуя с ним только на занятиях в детском саду. Любовь к художественному слову – один из величайших даров, который могут дать своему ребенку родители.

Что значит развивать речь ребенка? Ответ на этот вопрос и предельно прост, и в то же время чрезвычайно сложен. Конечно же, развивать у ребенка речь – это учить его разговаривать. Однако, как возникает и из чего складывается способность говорить – в этом-то и вся сложность. Говорить – это значит владеть определенным запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывания, формулировать свою мысль и многое другое. Всему этому ребенок учиться с помощью взрослого в дошкольные годы. Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особо остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.

В настоящее время появились публикации психологов, педагогов и искусствоведов, в которых убедительно доказывается, что дети для гармоничного развития нуждаются не только во внимании взрослых, выраженном в форме благожелательного, эмоционального и содержательного общения, но и в предметной среде, развивающей их речь и творческий потенциал.

Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих его взрослых, т. е. овладение речью напрямую.

Для успешного решения задач художественно-речевой деятельности педагогу необходимо помнить, что она всегда связана с художественной литературой и проявляется при ознакомлении детей с художественными произведениями, их анализом в рассказывании, выразительном чтении, инсценировании, придумывания детьми сказок, загадок, коротких стихотворений, рифмовок.

По мнению С. М. Чемортан, художественно-речевая деятельность рассматривалась и рассматривается в дошкольной педагогике как средство формирования выразительности и образности речи. Однако на современном этапе средствами художественно–речевой деятельности решается также более широкий спектр задач. Данный вид деятельности выступает одним из средств развития творческих способностей ребенка.

М.Б. Мамедова считает, что понятие художественно-речевой деятельности детей многосоставно, оно включает в себя восприятие детьми произведений художественной литературы и фольклора, ознакомление с простейшими литературными терминами, рассказывание, пересказ сказок, чтение наизусть стихотворений, потешек, освоение образной и выразительной речи и на этой основе возникновение начальных форм словесного творчества.

Л.Б. Фесюкова с целью развития творческих способностей дошкольников

посредством словесного творчества считает необходимым использовать прием,

составления сказки с опорой на содержание текста (загадки, стихотворения, пословицы, считалки).

Она указывает на то, что одна из важных задач в развитии речи детей - формировать самостоятельность в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развивать их творческие способности. Ведь в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.

В своих работах Я.Л. Коломинский отмечал, что художественно-речевая деятельность тесно переплетена с театрально-игровой, в процессе которой дети драматизируют небольшие художественные произведения, фрагменты из них, ставят кукольные спектакли.

Творчество – как деятельность детей предоставляет новые возможности для их развития. Детское творчество – первоначальная ступень в развитии творческой деятельности. Пути формирования художественного творчества своеобразны – одним из них является формирование художественно-речевой деятельности детей дошкольного возраста, развитие словесного и литературного творчества.

Посредством художественно-речевой деятельности ребенок выявляет свое отношение к окружающему, понимает его и это помогает раскрыть интересы и способности ребенка.

Изучив литературу по художественно-речевой деятельности детей, обратив внимание на мнение известных психологов и педагогов я нашла связь между художественно-речевой деятельностью и творчеством. В связи с этим стала более расширенно изучать творческую игру.

Творческая игра – это игра, которая создаётся самими детьми. В них игровой сюжет определяется самими играющими, нет заданной программы поведения детей, а действия ребёнка в воображаемой ситуации и осмысление её выступают на первый план.

В понятие «творческая игра» входят сюжетно-ролевые игры, строительно-конструктивные и театрализованные. В данных играх отражаются впечатления детей об окружающей жизни, глубина понимания ими тех или иных жизненных явлений. Свобода, самостоятельность, самоорганизация и творчество в этой группе игр проявляются с особой полнотой. А. М. Горький: «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные

воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.
5

Особое место занимают творческие или сюжетно-ролевые. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и

деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует лично сть

ребенка, поэтому является важным средством воспитания.

Игра - отражение жизни. Здесь, все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны. Ребенок знает, что кукла и мишка - только игрушки, но любит их как живых,

понимает, что он не «поправдашний» летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры,

декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра - всегда импровизация.

Сюжетно - ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребёнок вслух разговаривает со сверстниками, либо с игрушками, а также подражает звукам (рёв мотора, гудок парохода) и голосам зверей (ржание лошади, мяуканье кошки). В процессе игры воспитатель много разговаривает с детьми, в результате чего у не говорящего ребенка возникает потребность в речевом общении. В сюжетно-ролевых играх дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой форме воспроизводят их деятельность и отношения между ними. При этом они комментируют свои действия: “Доктор слушает больного”, “Папа забивает гвоздь”. Действующие лица в игре появляются путём ролевого перевоплощения в тот или иной образ самого ребёнка, игрушек и окружающих его детей и взрослых. Я буду мама, а ты моя дочка”, - говорит девочка, тем самым определяя свою роль и роль подруги. Когда ребенок наблюдает, разнообразные действия и при этом слышит разное обозначение их словом, у него развивается чувство языка.

Необходимым условием успешного развития речи детей в сюжетно-ролевой игре является подбор разнообразных игрушек: кукол, одежды для них, наборов посуды, мебели, овощей и фруктов, машин различного назначения.

В творческой ролевой игре, коммуникативной по своей природе, происходит дифференциация функций и форм речи. В ней совершенствуется диалогическая речь, возникает потребность в связной монологической речи. Ролевая игра способствует становлению и развитию регулирующей функций речи. Новые

потребности общения и ведущей игровой деятельности с неизбежностью ведут к интенсивному овладению языком, его словарным составом и грамматическим

строем, в результате чего речь становится более связной (Д. Б. Эльконин).

Но не всякая игра положительно влияет на детскую речь. Прежде всего это должна быть содержательная игра. Однако ролевая игра хотя и активизирует речь, но не всегда способствует овладению значением слова и совершенствованию грамматической формы речи. А в случаях переучивания закрепляет неправильное словоупотребление, создает условия для возврата к старым неправильным формам. Это происходит потому, что в игре отражаются привычные для детей жизненные ситуации, в которых раньше складывались неправильные речевые стереотипы. Поведение детей в игре, анализ их высказываний позволяют сделать важные методические выводы: детская речь совершенствуется только под влиянием взрослого; в тех случаях, когда идет «переучивание», нужно сначала выработать прочный навык употребления правильного обозначения и только потом создавать условия для включения слова в самостоятельную игру детей.

Положительно влияют на речь детей участие педагога в детских играх, обсуждение замысла и хода игры, привлечение их внимания к слову, образец

лаконичной и точной речи, беседы о проведенных и будущих играх. Важно чтобы ребенок слышал правильную и грамотную речь.

Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем. Я нашла еще одну интересную творческую игру – игра - драмматизация или как ее еще можно назвать – театрализованная.

В концепции дошкольного воспитания фундаментальным приоритетом педагогической работы с детьми дошкольного возраста определяется формирование их творческих способностей в художественно-речевой, музыкальной, изобразительной, танцевальной, театральной деятельности. Необходимость формирования творчески одаренной и всесторонне развитой личности ребенка с неизбежностью затрагивает вопросы творчества, творческой инициативы, способностей к активности творческого характера. По словам М.А. Васильевой, словесное творчество как наиболее сложный вид деятельности детей, с одной стороны, является важным условием, а с другой - эффективным средством развития креативной личности. Это продуктивная деятельность по переводу наглядно-образных представлений, которые возникают под влиянием произведений искусства и впечатлений об окружающем, на язык словесных знаков, и развивающаяся в процессе сотрудничества взрослого и ребенка. В этой связи огромные возможности лежат в плане использования театрализованной деятельности, которая неоценима в развитии творческих способностей дошкольника, т.к. с ее помощью ребенок осознанно воспринимает окружающий его мир и формируется как творчески мыслящая личность. Театр - один из самых демократичных и доступных для детей видов искусства, он позволяет решать

многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображения, фантазии, инициативности, раскрепощенности и т.д

Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном. Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; Она создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенциалов.

Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности.

К разновидностям художественной деятельности можно отнести: театрализованные игры, музыкальные игры, игры, связанные с изобразительной и декоративно-прикладной практикой, художественно-словесным творчеством.

Все эти игры могут выступать и как самостоятельные, и в их тесных взаимосвязях. Творчество ребенка в художественной игре опирается на воспроизведение знакомого предмета, действия, явления. И наоборот, воспроизводя знакомое сочетание красок, услышанную мелодию, образное литературное выражение, ребенок вводит в них свое толкование, выдумку.

Ребенок всегда стремится к проявлению своих интересов, к выражению художественных переживаний и делает это непосредственно, импульсивно. Некоторые исследователи считают эту особенность стремлением ребенка к самовыражению, которое часто понимают как независимое явление, сугубо индивидуальное. Вместе с тем, взрослые могут регулировать эту сферу.

При ознакомлении со сказкой я стремлюсь дать детям представления об особенностях жанра, раскрыть идейно- художественный смысл произведения, показать красоту, поэтичность образов, языка. Я с выражением рассказываю сказку, интонацией передаю разнообразие описанных в ней ситуаций. Взаимосвязанными компонентами художественно–речевой деятельности дошкольников являются восприятие литературного текста, его воспроизведение (репродукция) и элементарное словесное творчество; восприятие произведений художественной

литературы и фольклора в процессе ознакомления с ними; выразительное стихотворное чтение, участие в драматизации произведений художественной литературы и фольклора; воспроизведение авторского текста по-своему (интерпретация), с использованием средств художественной выразительности (пересказ прочитанных произведений, воспроизведение авторского текста по иллюстрациям и т.п.); создание собственного вторичного текста на основе прочитанного произведений или ряда произведений, то есть создание новых художественных образов (творческое рассказывание придуманных эпизодов к знакомым произведениям, сочинение собственных произведений – загадок, рассказов и сказок и т.п.). Все это способствует развитию воображения и творческих проявлений детей, интереса к участию в художественно- речевой деятельности с элементами творчества.

Воплощение жизненных впечатлений в игре - процесс сложный. Творческую игру нельзя подчинять узким дидактическим целям, с ее помощью решаются важнейшие воспитательные задачи. Игровую роль дети выбирают в соответствии со своими интересами, своими мечтами о будущей профессии. Они еще по-детски наивны, не раз изменятся, но важно, что ребенок мечтает об участии в полезном для общества труде. Постепенно в игре у ребенка формируются общие представления о значении труда, о роли различных профессий.

В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения; нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения задуманного; прежде чем отправиться в полет, необходимо соорудить самолет; для магазина надо подобрать подходящие товары, а если их не хватает,- изготовить самому. Так в игре развиваются творческие способности будущего школьника.

Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишен увлекательной игры.

Руководство творческими играми - один из самых сложных разделов методики дошкольного воспитания. Педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети, и как они будут вести себя в игре.

Важнейшее условие успешного руководства творческими играми - умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими

лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. Несложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, a значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Возникает вопрос: в чем же заключается творчество ребенка в этих играх? Правомерно ли относить их к разряду творческих игр?

Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Отметим прежде всего, что текст произведения для детей - только канва, в которую они вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т. д.

Творческое разыгрывание ролей в театрализованной игре значительно отличается от творчества в сюжетно-ролевой игре. В последней игре ребенок свободен в передаче изображении особенностей ролевого поведения: мама может быть доброй, суровой, заботливой или равнодушной к членам семьи. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, т. е. проникнуть в его внутренний мир. И сделать это следует в процессе слушания произведения. Надо сказать, что современный ребенок, в жизнь которого рано и прочно входят аудиовизуальные средства информации (TV, видео), привыкает к облегченному восприятию художественных произведений. Облегченному, потому что ему преподносится готовый образ в отличие от образа, который складывается на основе представлений, работы воображения в процессе слушания книги Умение представить героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.

В самой природе театрализованной игры заложены ее связи с сюжетно-ролевой игрой: раз необходимы зрители, значит, надо соединить ее с игрой в театр. Такое соединение будет успешным при условии, что дети представляют себе, что такое театр, кто там служит, какие выполняет обязанности. Конечно, педагог может рассказать о театре, показать иллюстрации, однако впечатления детей вряд ли будут столь яркими, чтобы возникло желание играть в театр. Иное дело, если дети узнают театр «изнутри», побывав зрителями. На помощь могут прийти родители, которые, откликнувшись на просьбы, советы педагога, сводят ребенка в театр

Соединение театрализованной игры (показ спектакля) с сюжетно-ролевой (игра в

театр) дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить

на основе интересной деятельности, позволяющей каждому ребенку проявить свою

активность, индивидуальность, творчество, обогатить художественную речь.

Оставаясь игрой, они развивают творческие способности и представляют собой специфический вид художественной деятельности.

В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое

Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное – спецификой детской театрализованной деятельности.

В одних дети представляют спектакль сами, как артисты; каждый ребенок выполняет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли. Аналогичны спектакли с использованием настольного театра с объемными или плоскостными фигурками или так называемые стендовые театрализованные игры. В последних дети на фланелеграфе, экране с помощью картинок (часто вырезанных по контуру) показывают сказку, рассказ и др. Наиболее распространенным видом стендовых театрализованных игр является теневой театр.

Среди условий, благоприятных для развития театрализованных игр, нужно назвать следующие:

С раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него. Почаще обращатъся к потешкам, пестушкам, попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе и таким, которые побуждают ребенка к диалогу («Был сапожник? - Был. - Шил сапожки? - Шил»);

Воспитывать у детей интерес к драматизации, театральной деятельности. С этой целью создавать специальные ситуации, в которых персонажи кукольного театра, образные игрушки вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки. Например, зайка (игрушка, надетая на руку воспитателя) пришел знакомиться с детьми, читает им стихи и т. д. На игры младших детей стимулирующее влияние имеет показ

инсценировок знакомых им стихотворений («Машенька» А. Барто, «Про Маринку

» Н. Забилы и др.). Воспитатель вовлекает детей третьего и четвертого года жизни в разыгрывание знакомых сказок. Применяются разные виды театра: настольный, пальчиковый, драматизация с помощью фланелеграфа. Использование элементов костюмов (шапочки, фартучки, хвостики) и атрибутов (репка, лопата, конура Жучки) вызывает у малышей большой интерес и желание поиграть в сказку «Репка».

Следует уделять серьезное внимание подбору литературных произведений. В наибольшей степени таким требованиям отвечают сказки. Сказки легко обыгрывать, так как они построены на коротких диалогах персонажей, содержат повторы ситуаций. Герои сказок вступают в определенные взаимоотношения. Развитие театрализованных игр зависит от содержания и методики художественного

воспитания детей в целом, а также от уровня образовательной работы в группе.

Стремление к творчеству возрастает, если у ребенка что-то хорошо получается: удачно сказал реплику зайца, выразительно передал огорчение, когда лиса выгнала его из лубяной избушки, и т. п. Педагог не только говорит о достигнутых ребенком успехах, но и обязательно привлекает к ним внимание других детей. Для остальных это может служить образцом для подражания, стимулом для проявления активности.

Вопросы, советы, напоминания приучают ребенка следить за своим игровым поведением, действовать согласованно с партнерами, ярче изображать роль, используя движения рук, головы, туловища, мимику, речевые выразительные средства.

Свою работу по внедрению творческой игры в игры детей я начала с наблюдения за их самостоятельной игрой. В своих играх дети с удовольствием перевоплащались в животных, но развивать сюжет не могли. Поэтому мне важно было научить их действовать по образцу. Затем я стала проводить игры – упражнения. Двум детям я предлагала выбрать по игрушке, всем вместе придумать небольшой сюжет и затем обыграть его. Развивая этот сюжет мы использовали игрушки и строительный материал.

Формируя интерес к играм драматизациям я читала и рассказывала детям произведения художественной литературы по программе, показывала иллюстрации к произведениям. Я была активной участницей детских игр, показывала какими разнообразными могут быть интонации, мимика, жесты, движения и со временим

дети приобрели необходимые навыки. Затем я стала учить детей сочетать в роли движение и слово, развивать чувство партнерства. Это давалось им не легко, поэтому я старалась помочь детям вводя различные упражнения(представить себя кем – нибудь и рассказать о себе). С группой наиболее активных детей мы драматизировали сказку «Репка» и показали ее малышам. В развитии художественно-речевой деятельности хорошо показали себя упражнения по составлению сказки. Каждый ребенок по очереди придумывал по предложению, дополняя друг друга. Предметом сказки были разные предметы(игрушка, цветок и т.д.) Очень понравилось детям придумывать и загадывать загадки- показать своего героя в движении сначала без слов, а затем со славами. Все должны отгадать кто это был.

Выводы:

Изучив материал и проведя соответствующую работу с детьми я пришла к выводу что между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи. Драматизируя сказки и художественные произведения у детей развивается правильная, грамотная художественная речь, обогащается словарный запас. А основная цель педагогического руководства - будить воображение ребенка, создавать условия для того, чтобы как можно больше изобретательности, творчества проявили сами дети.

Введите в мир театра малыша,

Узнает он, как сказка хороша

Проникнется теплом и добротой,

И сказку унесет с собой.

Приложение

Методика для выявления уровня развития творческих способностей.

Для определения уровня развития творческих способностей можно использовать методику Г.Я. Кудриной «Легкость ассоциирования». Эта методика широко используется в психолого-педагогической практике.
Для исследования творческих способностей детям предлагается 10 слов(например, сухой; старый; бодрый; счастливый; аккуратный; теплый; чистый; сладкий; храбрый; победа) , к каждому из которых нужно подобрать слова противоположные по смыслу. Фиксируется время, затраченное на ответ и разнообразие вариантов ответов

Анализ

результатов:

В ходе выполнения заданий ребенку присваивается высокий уровень развития творческих способностей, если он:

    Называет за наиболее короткий промежуток времени не одно, а несколько слов противоположных по значению данному, при этом не прибегает к помощи воспитателя, не задает вопросов в ходе выполнения задания;

Средний уровень развития творческих способностей, если ребенок:

    Называет лишь одно слово противоположное по значению данному, задает вопросы в ходе выполнения задания;

Низкий уровень развития творческих способностей:

    ребенок затрудняется в выполнении задания;

Выполнение детьми диагностических заданий оценивается по 3-бальной системе. За выполнение задания в соответствии с критериями:

    высокого уровня развития творческих способностей ребенок получает 3 балла;

    среднего уровня – 2 балла;

    низкого уровня – 1 балл;

    если ребенок отказывается выполнять задание – 0 баллов.

Таким образом, ребенок с высоким уровнем развития творческих

способностей должен получить 20 – 30 баллов, со средним – 10 – 19 баллов, а с низким – 0 – 9 баллов.

Стержень игры – роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомимике.

В настоящее время в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения особое внимание уделяется развитию художественно-речевой деятельности дошкольников.

Для успешного решения задач художественно-речевой деятельности педагогу необходимо помнить, что она всегда связана с художественной литературой и проявляется при ознакомлении детей с художественными произведениями, их анализом в рассказывании, выразительном чтении, инсценировании, придумывания детьми сказок, загадок, коротких стихотворений, рифмовок,творческих игр.

С целью оптимизации и повышения эффективности работы, направленной на развитие художественно-речевой деятельности дошкольников я считаю целесообразным предложить программу изложенную далее.

Программа работы по развитию художественно-речевой деятельности детей дошкольного возраста средствами творческой игры

Цели:

Расширение активного словаря дошкольников

Развитие воображения, эмоциональной сферы ребенка;

Приобщение к произведениям художественной литературы;

Задачи:

1. Уточнение, расширение, обогащение представлений дошкольников о себе, окружающем предметном и социальном мире с помощью произведений художественной литературы;

2. Уточнение и обогащение словарного запаса в процессе ознакомления с

произведениями художественной литературы

3. Формирование лексико-грамматических средств языка, развитие связной устной речи;

4. Развитие индивидуальных качеств и возможностей каждого ребенка

5. Развитие внимания, воображения и памяти при заучивании стихов, пересказе и сочинении сказок и рассказов и т.д.

Драматизация сказки «Репка

Цель : Овладение детьми художественной речью, средствами общения и развитие их творческих способностей.

Задачи:

Развитие разговорной речи с использованием литературных текстов.

Развитие индивидуальных способностей детей (театральных, речевых, невербального общения), через драматизацию сказки «Репка».

Словарная работа: объяснение слов: «Театр», «Зрители», «Артисты», «Представление», «Сказке конец».

Предшествующая работа : чтение сказки «Репка», показ пальчикового, настольного театра. Беседа.

Атрибуты : Маски героев: репка, дом, лавка.

Герои :

Дети: Дед, Баба, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка

Воспитатель : Сказочница

Воспитатель вместе с детьми заходят в зал.

Воспитатель : Здравствуйте ребята. А вы знаете, куда вы сегодня пришли? (Ответы детей) Сегодня наш музыкальный зал превратился в театр. Проходите, пожалуйста, рассаживайтесь на стульчики. (Дети садятся)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что в каждом театре бывают зрители и артисты? Артисты, это те люди, которые показывают концерт или представление. А зрители это те люди, которые смотрят это представление.

Вот и у нас сегодня часть детей будет зрителями, часть детей, артистами. Наши ребята-артисты подготовили для вас зрителей, показ интересной сказки. Отгадайте, пожалуйста, название сказки по загадке:

Ее тянут бабка с внучкой,

Кошка, дед и мышка с Жучкой.

Ответ: Репка

Воспитатель: Правильно, ребята. Артисты покажут вам сказку «Репка»

Воспитатель : Артисты присядут на лавочку. Мы начнем представление, мои юные зрители. В зале должна быть тишина. Внимательно смотрим и слушаем.

Воспитатель : Посадил дед репку.

(Выходит дед)

Воспитатель : Ухаживал, за ней, поливал её. Выросла репка сладка, крепка, большая-пребольшая. Пошел дед репку рвать: тянет - потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку.

Дед: Бабка, иди репку тянуть.

(Выходит бабка)

Воспитатель : Бабка за дедку, дедка за репку, тяну т - потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку.

Бабка: Внучка, иди репку тянуть.

(Выходит внучка)

Воспитатель : Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут, вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку.

Внучка: Жучка, иди репку тянуть.

(Выходит Жучка)

Воспитатель : Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут, вытянуть не могут. Позвала Жучка кошку.

Жучка: Кошка, иди репку тянуть.

(Выходит кошка)

Воспитатель : Кошка за Жучку, жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут, вытянуть не могут. Позвала кошка мышку.

Кошка: Мышка, иди репку тянуть.

Воспитатель : Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут, и вытянули репку.

Воспитатель: Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец. Давайте поаплодируем нашим юным артистам. А вам мои юные зрители понравилось наше представление? Какую сказку показывали нам артисты? А кто из артистов вам больше всего понравился? Все артисты сегодня хорошо играли свои роли. А сейчас, я предлагаю всем зрителям выйти в центр театра и поводить хоровод вокруг нашей репки.

(Дети водят хоровод)



18

Литература

1.ГОСДО на 2015-17г

2.Лаврентьева,Г.П. Культура общения дошкольников:

Рад.шк./ Г.П.Лаврентьева;-К.:1988.-128с.ил.-

3.Ветлугина,Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду: пособие для воспитателей./Н.А.Ветлугина;Ин-т.-2-еизд.,перераб.-М.:Просвещение,

1985.-297с.:ил.-

4.Алексеева,М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников:учеб.пособ./М.М.Алексеева, Яшина Б.И.;Ин-т -3-е изд.,-М.:издательский центр «Академия»,2000,-400 с. Ил.-

5.[электрон.ресурсы] // www . rsportal . ru

6.[электрон.ресурсы] // www . detskiysad . ru

7.Менджерицкая,Д.В. Воспитателю о детской игре:пособие для воспитателя дет.сада:Д.В.Менджерицкая;-М.:Просвещение,1082.-128с.:ил.

8.Антипина,Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду./Е.А.Антипина;творческий центр.-М.:-2009,-128с.:ил.-

9.Акулова,О.В.Театрализованная игпа/О.В.Акулова//Дошкольное воспитание.-2005.-№4.-с.24







Рассмотрено решением Совета отдела

Протокол №__ от «__»_______ 20__ г.

1

В данной статье рассмотрены проблемы развития особенности речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста. Проанализированы характерные особенности развития речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста. С целью выявления сформированности речевого творчества детей старшего дошкольного возраста проведено исследование для детей старшего дошкольного возраста. В исследованиях выделяются три основных направления разработки психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников, совершенствования содержания и методов обучения родному языку: 1.структурное (формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического); 2.функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, речевого общения); 3.когнитивное, познавательное (формирование способностей к элементарному осознанию явлений языка и речи). Теоретическое изучение проблемы развития речевого творчества и проведение опытно-экспериментальной работы выявили и обосновали, что фольклор является успешным средством развития речевого творчества детей.

особенности развития речевого творчества

фольклор

1. Алексеева, М.М., Речевое развитие дошкольников / М.М. Алексева, В.И. Яшина – М.: Академия, 2006. –159 с.

2. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2005. –223 с.

3. Народная педагогика и воспитание / Авт.-сост.: Широкова Е.Ф., Филиппова Ж.Т., Лейко М.М., Шувалова М.Н. – Барнаул: БГПУ, 2006. – 49 с.

4. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т.С. Комаровой. – М.: Педагогическое общество России, 2008. –256 с.

5. Ушакова О. Развитие речи детей 4–7 лет // Дошк. воспитание. – 1995. – №1. – С.59–66.

Проблема развития речевого творчества в системе образования детей в настоящее время привлекает внимание психологов, педагогов, лингвистов. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения в любых жизненных ситуациях.

Овладение детьми навыками творческой продуктивной речевой деятельности способствует развитию фантазии и воображения ребенка; памяти и внимания, развитию восприятия; активизации и обогащения словарного запаса, при этом совершенствуется структура речи и произношение; усваиваются нормы построения предложения и целого текста, а также происходит активизация мыслительной и речевой деятельности.

Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих его взрослых, т. е. овладение речью напрямую зависит от его окружения речевой среды. Для этого, важно чтобы ребенок слышал правильную и грамотную речь.

Речевое творчество - самостоятельная речевая деятельность детей по построению связных высказываний, создание собственных речевых конструкций .

Данная проблема раскрыта в трудах: Выготского Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» раскрыты данные о психологической природе воображения и творчестве, механизме творческого воображения, о зоне ближайшего развития. Об особенностях речевого творчества детей - в работах Л.Р. Аносовой, В.А. Сохина, А.Г. Тамбовцевой, О.С. Ушаковой и других.

Исследования психологов, педагогов, лингвистов создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Эльконин Д.Б., Запорожец А.В., Леонтьев А.А., Щерба Л.В., Пешковский А.А., Гвоздев А.Н., Виноградов В.В., Ушинский К.Д., Тихеева Е.И., Флерина Е.А., Сохин Ф.А.) и другие.

В исследованиях выделяются три основных направления разработки психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников, совершенствования содержания и методов обучения родному языку:

1. структурное (формирование разных структурных уровней системы языка - фонетического, лексического, грамматического);

2. функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции - развитие связной речи, речевого общения);

3. когнитивное, познавательное (формирование способностей к элементарному осознанию явлений языка и речи). Все три направления взаимосвязаны, так как вопросы развития осознания языковых явлений включаются в проблематику всех исследований, изучающих разные стороны развития речи дошкольников .

С целью выявления сформированности речевого творчества детей старшего дошкольного возраста проведено исследование в МБДОУ «Центр развития ребенка-детский сад №82 «Мичээр» г. Якутска. В эксперименте нами были обследованы 10 детей старшего дошкольного возраста.

Были подобраны и использованы диагностические методики авторов О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной: 1. диагностика развития связной речи у старших дошкольников; 2. диагностика выявление уровня развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста и 3. методика составь рассказ.

По результатом исследования было выявлено, что у 40 % детей низкий уровень развития речевого творчества. Ребенок молчит или дает односложные ответы, возникает необходимость в постоянной активизации речевых высказываний. Выразительность речи слабая эмоциональная окраска.

Противоположным результатом, полученным при анализе экспериментальных данных, является средний уровень развития речевого творчества, это выявлено у 50 % детей. Высказывания точны, но мало аргументированы, при интерпретации речь не развернута, ориентирована на стандарт, образец. Речь эмоционально окрашена.

Высокий уровень развития речевого творчества показало у 10 % детей. Высказывания детей точные, полные, содержательные, хорошо аргументированные. Свободная интерпретация художественных образов. Речь ребенка интонационно окрашена, подкреплена мимикой, движениями, жестами.

Для формирования речевого творчества детей старшего дошкольного возраста нами использовался фольклор.

Фольклор - это коллективное художественное творчество народа. Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песни, потешки, пестушки. Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на развитие речи детей: обогащают словарь, развивают артикуляционный аппарат, фонематический слух, дают образцы для составления описательных рассказов.

Фольклор является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи. Оно помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. К. И. Чуковский в книге «От двух до пяти» говорил о том, что «всевозможные народные песни, сказки, пословицы, поговорки, загадки, составляющие любимую умственную пищу дошкольников, лучше всего приобщают ребенка к основам народной речи».

Для формирования разных структурных уровней системы языка детей использовали якутские загадки: «өрүүтун ургук, куруутун куттас баар уһу» (куобах), «Иһигэр былас муостаах киирбит» (Алаа Мо5ус) и другие. Дети сами придумывали собственные загадки после прослушивания якутских сказок «Куобах» и «Хабарата эмээхсин уонна Алаа Мо5ус». С их помощью речь детей стала более насыщена словами, обозначающими все части речи, дети совершают первые попытки произвольного использования грамматических средств, начинают самостоятельно образовывать слова, подбирая нужный суффикс и у них появляется умение контролировать свою речь, развивается смысловая сторона речи: появляются обобщающие слова, синонимы, антонимы, происходит выбор точных, подходящих выражений.

Для формирования навыков владения языком в его коммуникативной функции использовали якутские народные сказки «Куобах», «Хабарата эмээхсин уонна Алаа Мо5ус». После прослушивание сказок было заметно что дети хорошо понимают прочитанное, отвечают на вопросы по содержанию и способны пересказать сказку, еще они способны выстроить рассказ по серии картин, изложив завязку, кульминацию и развязку, начинают активно пользоваться различными типами связи слов внутри предложения, соблюдая при этом его структуру.

Для формирования способностей к элементарному осознанию явлений языка и речи детей использовали якутские пословицы: «Куттас онноо5ор бэйэтин кулугуттэн куттанар», «Отонноотоххо оңоойук туолар» и другие. Мы пришли к выводу, что дети способны четко произносить трудные звуки, у них совершенствуется слуховое восприятие и развивается фонематический слух, развивается смысловая сторона речи.

Правильный подбор потешек, помогает установить контакт с ребенком, пробудить у него чувство симпатии. С помощью народных песен, потешек можно воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладыванию спать. Знакомство с народной потешкой расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру. Ознакомление детей с фольклором и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.

Повторное проведение диагностики показало, что уровень сформированности речевого творчества детей старшего дошкольного возраста повысился. Высокий уровень показало 50 % , средний 40 % и низкий 10 % детей.

Таким образом, теоретическое изучение проблемы развития речевого творчества и проведение опытно-экспериментальной работы позволили сделать следующие выводы:

Развитие речевого творчества детей старшего дошкольного возраста это умение построить и создать собственные связные высказывания, вызванных восприятием произведений устного народного творчества, стимулирующих использование детьми разнообразных выразительных языковых средств, передающих впечатления ребёнка от художественной информации;

Фольклор является успешным средством развития речевого творчества детей. В процессе формирования развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста эффективными являются использование в работе принципа обогащения мотивации речевой деятельности: специально подобрать загадки, сказки, народные игры: отбор фольклорных произведений, интересных и доступных по содержанию, применить поэтапной методики, обеспечивающей развитие художественного восприятия, освоение средств речевого творчества.

Таким образом, формирование речевого творчества детей старшего дошкольного возраста является важной педагогической проблемой в ходе исследования нами были решены три основных направления разработки психолого-педагогических проблем развития дошкольников.

Библиографическая ссылка

Иванова П.Е., Макарова Т.А. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-9.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=17697 (дата обращения: 26.02.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Речевое творчество как вид детской творческой деятельности

Verbal creativity as a kind of child"s creative activity

Железнякова Тамара Витальевна,

магистрант кафедры дошкольного образования Томского государственного педагогического университета.

В статье на основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы дается представление о детской творческой деятельности, в том числе речевой. Раскрыты условия, способствующие становлению и совершенствованию речевого творчества детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: речевое творчество, творческая деятельность, воображение, формы речи.

Keywords: verbal creativity, creative activity, imagination, forms of speech.

На протяжении многих десятилетий ученые, как отечественные, так и зарубежные: психологи (Л. С. Выготский, Ф.А. Сохин, А.Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин), педагоги (О. С. Ушакова, М.И. Черемисина, Е.С. Кубрякова и др.), лингвисты (А.Н. Гвоздев, Н.В. Крушевский, В.А.Богородицкий, Бодуэн дэ Куртенэ и др.) целенаправленно, систематически и всесторонне исследовали речь детей, а также результаты детского творчества в ходе творческой деятельности.

Исследователи Л. И. Божович, В. С. Мухина и др. пришли к выводу о том, что творческая личность начинает формироваться с раннего детства «...там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-то новое...» .

Целью какой бы то ни было детской творческой деятельности (музыкальной, художественной, театрализованной, художественно-речевой,) является создание абсолютно нового, неординарного продукта на основе приобретенного жизненного опыта и полученных, хотя и немногочисленных, знаний. Сам процесс творения чего-то, порой необычного и неожиданного, побуждает ребенка отступать от привычного образца, изменять вид продукта, экспериментировать.

Большая и ответственная роль в этом процессе отводится взрослому (воспитателю, родителю), который помогает дошкольнику обогатить его представления об окружающем мире, овладеть наиболее приемлемыми средствами выражения полученных эмоциональных переживаний, навыком построения существующих в микросоциуме отношений, законов, ценностей. Следовательно, как дома, так и в детском саду для ребенка жизнь должна быть организована так, чтобы он мог максимально самостоятельно и в соответствии со своим желанием и способностями заниматься созданием никогда не существовавшего творческого продукта.

Основой детского творчества является процесс воображения, который в старшем дошкольном возрасте является психологическим новообразованием и играет важную роль в формировании личности (Л.С. Выготский).

Учеными доказано, что большую роль в становлении и развитии детского воображения и вероятных творческих способностей играет восприятие ими произведений искусства. В первую очередь необходимо знакомить дошкольников с произведениями художественной литературы, устного народного творчества . Накопленный опыт познавательной, речевой, игровой деятельности, богатый запас представлений, развитие творческого мышления позволяют детям старшего дошкольного возраста продуктивно и многогранно использовать богатство родного языка. Таким образом, творческая деятельность ребенка находится в прямой зависимости от полноты и многообразия его представлений, которые являются материалом для развития фантазии.

Осуществляя обучение творчеству необходимо понимать особенности формирования художественного, в том числе речевого, творчества детей – дошкольников. В свое время Н. А. Ветлугина считала, что понятие «творчество» относится к деятельности ребенка и определила его словом – «детское». Она предложила выделить три этапа в формировании детского художественного творчества .

Первый этап – ребенок накапливает опыт. Взрослый помогает ему организовать жизненные наблюдения.

Второй этап – непосредственно сам процесс детского творчества. На данном этапе у ребенка возникает замысел, он находит способы его реализации.

Третий этап – создан новый продукт. Ребенок интересуется качеством, завершенностью, эстетичностью конечного результата творческой деятельности.

Накопленные впечатления от воспринятых произведений искусства и окружающей жизни стимулируют возникновение способности к речевому творчеству (речевой творческой деятельности), целью которой является решение необычной, новой для ребенка задачи, а результат проявляется в разных формах речи: в придумывании новых слов (словотворчество), в построении и ведении диалога, придумывании творческих рассказов, историй, сказок; моделировании собственных загадок; придумывании небылиц, стихов - перевёртышей; творческих пересказов. Отечественная дошкольная педагогика считает данные виды речевого творчества наиболее популярными.

Знание особенностей формирования детского речевого творчества дает возможность определить педагогические условия, необходимые для обучения детей:

1. Непрерывное обогащение опыта детей новыми впечатлениями из жизни: проведение экскурсий, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг.

2. Систематическая работа по развитию речи детей в целом и обогащение и активизация словаря в частности.

3. Развитие у детей умения строить связный текст, владеть структурой и композицией связного текста в соответствии с его коммуникативно-смысловым содержанием (тогда мы имеем дело с повествованием, описанием или рассуждением) или жанровой характеристикой (в этом случае речь идет о наиболее популярных в детском возрасте жанрах – стихах, рассказах, сказках, загадках, пословицах, поговорках и пр.).

4. Учить детей правильно понимать само задание «придумать», «сочинить», т. е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было .

Педагог О. Н. Сомкова справедливо считает, что развивать детское речевое творчество наиболее приемлемо в следующей последовательности: пересказ литературного текста, придумывание по аналогии, придумывание продолжения и окончания к рассказу, придумывание рассказа или сказки по плану по модели, придумывание сюжетного рассказа по игрушкам, затем на заданную тему или по пословице, сочинение сказок, загадок с использованием образных сравнений, олицетворений и метафор .

Успешность данной работы зависит от разнообразия культурных практик, в которые включается ребёнок. К ним можно отнести игровую, продуктивную деятельность, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательскую деятельность.

Важно полагать, что развитие умения детей слушать, организация и использование педагогического потенциала окружающей обстановки, установление связи между воспитанием любви к родному языку и воспитанием сенсорным, организация детской игры и труда являются основными задачами в деле развития детского речевого творчества.

Литература

1. Ветлугина Н. А. Художественное творчество в детском саду. Пособие для воспитателя и музыкального руководителя / Под ред. Н. А. Ветлугиной.- Москва, «Просвещение», 1974.- 175с.: ил.

2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк: кн. для учителя / Л. С. Выготский.-3-е изд..-Москва: Просвещение, 1991.

3. Киселёва О. И. Теория и методика развития речи детей: теория и технология обучения речевому творчеству: Учебное пособие для специальности 030900 «Дошкольная педагогика и психология» / О. И. Киселева. – Томск: Изд. ТГПУ, 2007. – 84 с.

4. Сомкова О.Н. Образовательная область «Коммуникация». Как работать по программе «Детство». Учебно-методическое пособие / О. Н. Сомкова; ред. А. Г. Гогоберидзе. - Санкт-Петербург: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2013. - 182 с.

5. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду /А. П. Усова // История советской дошкольной педагогики: хрестоматия: учебное пособие /Сост.Е. А. Гребенщикова,А.А. Лебеденко; под ред. М. Ф. Шибаевой. – Москва: Просвещение, 1980.

Новые стандарты в системе образования заставляют нас по-новому смотреть на организацию образовательного процесса в дошкольной организации, рассматривать ребёнка с точки зрения развития его индивидуальных особенностей и возрастных возможностей. Целью моей работы является развитие речевого творчества детей дошкольного возраста, развитие умения экспериментировать с известным литературным материалом. В качестве инструмента для формирования речевого творчества детей – дошкольников использую сказку.

Почему именно сказку? Это самый любимый жанр, понятный и доступный детям дошкольного возраста. Кроме того, работа над сказкой обогащает познавательный опыт детей: это и формирование представлений о времени и пространстве, знакомство с предметным и социальным миром. В сказках заключена народная мудрость о добре и зле, силе единства, постоянства и верности. Сказка обогащает словарный запас ребёнка-дошкольника, учит правильно строить диалоги, тем самым влияя на развитие связной речи.

Итак, методы и приёмы работы со сказкой, используемые для развития речевого творчества ребёнка-дошкольника.

«Продолжи сказку». Ребёнку–дошкольнику предлагается продолжить сюжет знакомой сказки «Колобок», «Заюшкина избушка» и т. п., изменив её окончание. Новый вариант можно зарисовать, оформить в групповой альбом «Старые сказки на новый лад».

«Измени характер героя». Этот метод помогает по-новому взглянуть на знакомые сюжеты сказок, характер литературных героев. Почему заяц не может стать храбрым, а лиса – глупой простофилей? В русских сказках, сложившийся стереотип медведя, неуклюж и неповоротлив. Хотя в природе - это очень осторожный, ловкий зверь. Почему бы не попробовать наделить медведя новыми качествами? Сюжет сказки может получиться совершенно невероятным! Новый образ известного героя повышает активность речевой и мыслительной деятельности детей, возрастает интерес к совместному творчеству. За основу можно взять сюжет знакомой сказки, но с героями, наделёнными противоположными качествами, а можно сочинить абсолютно новый сюжет.

«Знакомые герои в новых обстоятельствах». Данный метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создаёт условия, при которых главные герои остаются, но попадают в совершенно другие обстоятельства. Обстоятельства могут быть чисто фантастическими, невероятными (лиса и заяц вместо лубяных избушек обитают на необитаемом острове, а могут быть близкими к жизни детей (лиса, заяц, петух с помощью волшебной палочки оказались в одной клетке городского зоопарка, а возможно они застряли в лифте многоэтажного дома).

«Сказка с середины». Ребёнку-дошкольнику предлагается додумать середину сказки. В качестве помощи предлагается затейливое начало и видимый, с результатом, конец.

«Частица «не» и новая сказка». Частица «не» является просто волшебницей, так как она помогает создавать новые варианты сказок, будит детское воображение. По правилам этого метода частица «не» ставится перед существительными, глаголами, например, перед именами героев сказки. Испекла бы ты, бабка, не колобок, а…

«Семейные сказки». Большой интерес вызывают у ребят сказки, составленные о себе или о своих близких. Члены семьи могут быть наделены характерами известных героев, могут оказаться в сюжете знакомой сказки. Семейные сказки также можно оформить в групповой альбом.

Сказки с использованием средств ИКТ. Придуманную сказку можно оформить в виде презентации, небольшого видеосюжета, используя возможности Интернет–ресурса. Картинный материал может быть представлен детям в выстроенном взрослом сюжете, также ребёнок может сложить сюжет самостоятельно.

«Доскажи сказку». Ребёнку-дошкольнику предлагается «досказать словечко» в известной сказке, но написанной в стихотворной форме.

Например:

Жил-был колобок

У него румяный …

Спрыгнул колобок с окошка

Покатился по …

Не помял румяный бок

Круглолицый …

Был он хитрым, юрким, ловким.

Съел у зайца всю…

«Опиши сказочного героя». В сказках не уделяется внимание описанию одежды персонажей. Ребёнку предлагается одеть персонажей на свой вкус. Например, выбежала навстречу колобку лиса. Шубка на ней рыжая, не полинялая, вся на солнышке светится.

«Тематические сказки». С целью привлечения семей воспитанников к данной деятельности, можно предложить придумать семейные сказки на заданную тему. Например, экологические сказки, сказки о безопасности на дороге и т. п.

«Сказка, рассказанная наоборот». Сюжет знакомой сказки начинается не с середины или начала, а с конца. Например, до того, как съела лиса колобка…

«Что случилось потом». Ребёнку-дошкольнику предлагается придумать продолжение знакомой сказки. Например, съела лиса колобка, и так стал у неё живот болеть, что пришлось ей обратиться за помощью к деду и бабке. Сюжет получается невероятно привлекательным для детей. Новые сказки можно также оформить в групповой альбом по речевому творчеству.