Как должен дышать новорожденный: проблемы учащенного дыхания во сне, задержки и хрипы у ребенка без температуры. Разные типы дыхания

Некоторые детки появляются на свет с такой проблемой, как одышка. В отдельных случаях подобное явление может проявиться несколько позднее (спустя 1-2 месяца после рождения). Тем не менее, это заболевание нельзя оставлять без внимания, важно определить факторы, влияющие на появление такой патологии.

Вызвать респираторный синдром дыхательных путей у новорожденного может множество различных факторов. Зачастую он возникает у недоношенных крох или тех, у кого наблюдаются проблемы с функцией иммунитета. Соответственно, в период новорожденности причинами, вызвавшими одышку у младенца, могут стать:

Начинать лечение одышки у новорожденного следует с определения причины.

  • ОРВИ и другие заболевания органов дыхания. Обычно такое случается при заложенности носа, наличии кашля, болезненности в горле. Все это не дает ребенку нормально дышать. Повышенная температура аналогично может вызвать одышку у новорожденного, сопровождая при этом простуду;
  • влияние вирусов на еще не окрепший организм грудничка. Если они проникают во внутренние органы, в том числе легкие, - это сопровождается нехваткой кислорода, поэтому на легкие падает дополнительная нагрузка;
  • бронхиальная астма и аллергические реакции также способны стать причиной затрудненного дыхания у ребенка до года. Эти явления обязательно нужно диагностировать;
  • несформированность сердечно-сосудистой системы (пороки сердца и другие врожденные проблемы);
  • одышка у новорожденного при кормлении может быть связана с заложенностью носа или так называемым физиологическим насморком;
  • одышка у новорожденного после кесарево говорит о развивающейся пневмонии легких, а также о том, что меконий попал в околоплодные воды;
  • в дыхательные пути попало инородное тело, что сопровождается специфическими хрипами.
Говорят дети! Андрейка говорит:
- Мам, я не хочу, чтоб ты уходила на свои тренировки, вот когда я вырасту, тогда будешь своими делами заниматься.

Определив источник, вызвавший одышку у новорожденного, необходимо обязательно сверить все сопутствующие признаки.

Как распознать одышку у новорожденного: симптомы

Одышка у новорожденных легко определяется в домашних условиях — это частое или затрудненное дыхание. Тем не менее, чтобы с точностью понять и определить проблемы с дыханием у ребенка, следует знать норму вдохов и выдохов для каждого возраста.

Для проверки одышки у новорожденных, положите ребенка на ровную поверхность и положите теплую руку ему на грудь.

Для малышей от 0 до 6 месяцев количество вдохов и выдохов в минуту должно составлять не более 60 раз, а груднички старше шести месяцев и до года в норме должны делать 50 вдохов и выдохов в минуту. По этим показателям можно рассчитать, страдает ли новорожденный одышкой. Для определения вам необходимо положить ладонь на грудь малыша, приготовить секундомер и засечь время, одновременно считая количество дыханий.

В этом видео рассказывается, почему появляется одышка у новорожденного.

Обратите внимание! Проверять наличие одышки у новорожденного необходимо только, когда ребенок спит. Лучше всего это делать теплой рукой, иначе кроха может потревожиться, и тогда ритм дыхания собьётся.

Также заподозрить одышку у новорожденного родители могут по следующим признакам:

  • заметному затрудненному или учащенному дыханию;
  • грудничок пытается набрать воздух ртом;
  • могут проявиться приступы удушья и беспричинного кашля;
  • иногда возникают хрипы в горле (особенно, если кроха подавился инородным телом);
  • младенец может быть напуган.

Убедившись в том, что у новорожденного развивается одышка, родители незамедлительно должны показать его специалистам для оказания помощи.

Проверить одышку у новорожденных можно в домашних условиях, для этого достаточно прислушаться к его дыханию

Лечение одышки у новорожденного

Вызвав врача на дом при наличии симптомов затрудненного дыхания у ребенка, необходимо предпринять некоторые меры с целью облегчить состояние малыша. Обязательно откройте окно в комнате, где находится ребенок (необходим доступ свежего воздуха), снимите с крохи стесняющую движения одежду, умойте прохладной водой. Чтобы кроха меньше нервничал и тем самым не провоцировал приступы учащенного дыхания, следует попытаться его успокоить.

Говорят дети! Вика (4,5 года):
- Папочка, садись кушать, пожалуйста, любименький дорогой мой человечек!!!
И мне:
- Мама, вот так надо разговаривать, когда выходишь замуж.

После прибытия врача определяют причину одышки у новорожденного и назначают лечение. В условиях стационара кроха должен пройти полную диагностику, чтобы исключить последствия неприятного явления.

При инфекционном влиянии на организм малыша затрудненное дыхание принято лечить антибиотиками. При наблюдении такого осложнения, как отёчность тканей дыхательной системы, врачи назначают ребёнку стероидные препараты (Альбутерол). Для снижения вырабатываемой слизи в системе может применяться Ипратропия Бромид в форме ингалятора.

Прежде чем приступить к лечению одышки у новорожденных, необходимо проверить органы дыхательной системы на УЗИ

Если проявление одышки у новорожденного связано с недоразвитостью легких (внутриутробная пневмония) или кроха родился недоношенным, может потребоваться поддержка дыхания специальным аппаратом. Как только легкие начнут полноценно работать, затрудненное дыхание исчезнет. Не рекомендуется в подобных ситуациях использовать народные средства, так как важна незамедлительная помощь, а этого можно добиться только при применении медицинских препаратов.

Обратите внимание! Когда наблюдается одышка у новорождённого, организм крохи нуждается в большом количестве кислорода. В зависимости от причины, вызвавшей затрудненное дыхание, для этого могут быть использованы разные средства: маска, дыхательные трубки, специальные аппараты.

Риск осложнений при одышке у грудничков

Весьма опасным последствием, которое может случиться при одышке у новорожденного, считается или остановка дыхания. Зачастую это происходит в случае отека тканей дыхательной системы, а также во время усиленной работы легких в течение нескольких часов.

Одышка у новорожденных может вызвать такое осложнение, как асфиксия.

Одышка у новорожденных может быть сопровождением , но при правильном ее лечении заболевание исчезает бесследно, разумеется, если причиной не является врожденная патология.

Обязательно посмотрите видео об одышке у новорожденного, вследствие каких факторов она может возникнуть.

Наверняка каждая мать вспомнит такой эпизод из своей жизни: она склоняется над кроваткой своего дитятко. Смотрит на него и никак насмотреться не может. Смотрит, гладит и слушает его дыхание. Дыхание новорожденного.

Данный процесс для взрослого человека настолько естественен, что он даже не задумывается, как он это делает. Разве только когда заболевает. Но вот для маленького человечка, только что появившегося на свет то, как он дышит, имеет немаловажное значение. Ведь в первую очередь от этого будет зависеть, как часто его будут одолевать респираторные заболевания.

Также детские врачи утверждают, что от того, насколько он будет правильно вдыхать и выдыхать, будет зависеть развитие его речи. Поэтому родители не должны оставлять без своего внимания все, что связано с детским дыханием, если хотят, чтобы их малыш вырос здоровым.

Дыхательные органы новорожденного

Эти органы принято относить к числу наиболее важных, которые обеспечивают жизнедеятельность человеческого, в нашем случае детского, организма. Его работа делится на два этапа:

  • На первом кислород проводится от верхних дыхательных путей к легким. Этим обеспечивается поступление кислорода из воздуха в кровь;
  • На втором этапе происходит насыщение тканей артериальной кровью, которая уже обогащена свежим кислородом. Двигаясь обратнов кровь, превращается в венозную, она насыщена углекислым газом. И при выдохе выбрасывается в атмосферу.

Дыхательные органы ребенка хоть и имеют схожую структуру с подобными органами у взрослых, но имеют также и некоторые особенности, которые во взрослом состоянии исчезают. Эти отличия с одной стороны являются очень важными, так как обеспечивают необходимый режим работы дыхательной системы ребенка, а другой они же являются причиной небольших осложнений, характерных для младенческого возраста.

Недоразвитость системы дыхания у грудничка является причиной того, что само дыхание у него отрывистое, с часто сменяемым темпом. Обычно это выглядит в виде коротких вдохов сменяемых одним глубоким с большой продолжительностью. Такое детское дыхание имеет собственное название – «дыхание Чейна-Стокса» и абсолютно нормально для новорожденного, особенно если он родился раньше срока. Выравнивание такого дыхания обычно происходит к концу первого месяца жизни, а к годовалому темп дыхания становится схож с темпом взрослого человека.

Если же темп дыхания грудничка отличается от вышеописанного, то это повод обратиться к врачу.

Несхожесть дыхательных системы взрослого и ребенка в том, что у последнего носик и носоглотка намного короче и уже. Это делает практически невозможным для маленького человечка сделать полноценный глубокий вдох.

Типы дыхания у ребенка

Для первых месяцев жизни для грудничка характерно так называемое брюшное дыхание. Конечно, со временем он освоит и грудное, а затем научится комбинировать эти два типа. К слову сказать, врачи всего мира сходятся в одном – комбинированное дыхание является наиболее полезным и продуктивным для человека.

  1. При брюшном дыхании в основном двигаются диафрагма и стенка брюшины. Преимущество в том, что оно естественно для ребенка, не надо сил на растягивание ребер. Недостаток в том, что объем вдыхаемого воздуха намного ниже, что является причиной частого дыхания в грудничковом возрасте. Плохо вентилируются верхушки легких, что может привести к застою содержимого в них с дальнейшим развитием респираторных заболеваний;
  2. Грудное дыхание – двигается грудная клетка. Преимущества в увеличении объема вдыхаемого воздуха, недостаток в том, что нижняя часть легких плохо вентилируется;
  3. Смешанный тип – здесь одновременно работает и диафрагма, и грудная клетка. Как уже было сказано, признан наиболее оптимальным способом дыхания, так как вентилируется вся поверхность легких.

Нарушения

Родителям нужно внимательно следить за дыханием своего малыша. Здесь именно тот случай, когда излишняя мнительность родителей может сыграть на пользу ребенку. Так вот любое нарушение ритма или его частоты может сигнализировать о расстройствах детского организма.

Первые признаки дыхательных расстройств обычно возникают еще во время нахождения матери с новорожденным в роддоме. Но тут особого беспокойства не должно быть, так как рядом врачи и они быстро окажут необходимую помощь. А вот дома уже придется постараться. Всякие нарушения дыхания должны обсуждаться с педиатром.

  • У малыша хрипы. При дыхании слышны свиты, стоны – все это может означать сужение дыхательных путей, потому как прохождение воздуха затруднено. Также данные звуки могут означать начало воспалительных, инфекционных процессов. Или же то, что в дыхательные пути малыша попал какой-то инородный предмет. Если все это осложнилось появлением синюшности вокруг рта, повышенной сонливостью или невозможностью издавать какие-то звуки, то у родителей появляется законный повод незамедлительно вызвать скорую;
  • Если хрипы дополняются кашлем, насморком – то ясно, малыш простужен. Если дополнительно у него дыхание учащено, ему тяжело вдыхать и выдыхать, у него нет аппетита, и он все время капризничает также стоит вызвать врача – вдруг у ребенка заболевания бронхов;
  • Заложенность маленького носика может являться причиной серьезных заболеваний. Опасность заложенности в том, что новорожденный не умеет пока вдыхать через рот;
  • Довольно часто грудничок во сне храпит, при этом вдохи через рот происходят чаще, чем через нос. Это состояние также является поводом для вызова врача. Причина может быть в увеличенных аденоидах.

Профилактические меры

Также имеются состояния, в которых особо ничего плохого для ребенка не имеется, но о них в обязательном порядке стоит известить врача:

  1. Иногда во время сна из горлышка ребенка слышно бульканье. Причиной таких нетипичных звуков является обычная слюна, которая скапливается в горле, малыш просто не успевает их проглатывать. Вот при дыхании воздух проходит через скопившуюся слюну, так создаются эти булькающие звуки, так пугающие родителей;
  2. Нормальным для этого возраста является и следующее поведение: поперхнувшись, ребенок на некоторое время перестает дышать. Или же начинает дышать очень часто и через некоторое время дыхание также замирает. Это явление вполне нормальное до 6 месячного возраста. Но врача предупредить все же стоит;
  3. Остановка дыхания, особенно в первый месяц, явление вполне обыденной. Поэтому родителям не стоит пугаться. Обычно такой приступ проходит самостоятельно, но можно сделать следующее. Необходимо ребенка привести в вертикальное положение и побрызгать на лицо прохладной водичкой. Можно похлопать его по спинке, по попке, дать вдохнуть свежего воздуха;
  4. Часто родителей пугает беспричинная остановка дыхания на 10-20 секунд. Это так называемый синдром апноэ. Пугаться его не стоит.

Есть еще несколько моментов, которые вызывают испуг у родителей. Но при этом являются вполне нормальными явлениями для этого возраста:

  • При вдохе могут появляться посторонние звуки. Но на состоянии малыша это никак не сказывается, он нормально ест, набирает вес. Обычно такие звуки исчезают к полутора годам;
  • Также естественным является учащенное дыхание в возбужденном состоянии или же после физической активности;
  • Во время сна из горлышка малыша могут раздаваться различные звуки: хрипы, бульканье, хрюканье и даже птичий свист. Это не появление болезни, просто у него еще строение носоглотки не пришло в норму.

Узнаем, правильно ли дышит ребенок

Многие родители задаются вопросом: а как узнать, правильно ли дышит их малыш, чтобы зря не волноваться.

Для начала необходимо узнать частоту его дыхания. Процедура довольно легкая. Естественно имеются некоторые требования – малыш должен быть здоровым на этот момент, и во время процедуры должен находиться в расслабленном состоянии. Также необходимо позаботиться о наличии секундомера, он поможет узнать количество вдохов за минуту и сравнить показатель с нормативными. А они следующие:

  1. Для новорожденных нормой являются 50 вдохов;
  2. До годовалого возраста – 25-40;
  3. До трех лет – 25-30;
  4. В 4-6 лет нормой является 25 вдохов.

Небольшое отклонение в ту или иную сторону не должно вызывать тревогу у родителей. Но если отклонение довольно существенно, к примеру, для третьей возрастной группы частота дыхания превышает 35 вдохов, то есть повод для беспокойства. Ведь такое дыхание ребенка означает, что оно поверхностное. А значит для полноценной вентиляции легких негодно.

Это становится причиной частых респираторных заболеваний у ребенка, поэтому необходимо выяснить причину такого дыхания и устранить ее.

Учим ребенка правильно дышать

Для этого существуют несколько упражнений из комплекса детской йоги. Первое упражнение начинается с того, что ребенку необходимо принять так называемую позу льва (сфинкса) – он должен лежать на животе, вытянув ноги. Верхняя часть тела приподнимается с упором на руки. В таком положении он должен сделать вдох, задержать дыхание на пару секунд и быстро выдохнуть. Польза от упражнения в том, что в таком положении грудная клетка раскрывается наиболее полно. Счет до трех может считать кто-то из взрослых.

Второе упражнение рассчитано для обучения брюшному дыханию. Малыша нужно уложить на спину, на ровную поверхность. Руки он должен поместить под голову и немного согнуть коленки. За один подход должно быть 10-15 повторов. С обучением дыханию одновременно идет укрепление брюшных мышц.

Как вы понимаете, данные упражнения ребенок сможет выполнять в возрасте не ранее

2-3-х лет. А за дыханием грудничка вам нужно пока просто следить.

На протяжении осмотра новорожденного ребенка нужно дать оценку его дыханию. Она включает в себя такие показатели, как равномерность дыхательных движений и их частоту, ритм и глубину, и тип дыхания, процесс выдоха и вдоха и звуки, сопутствующие дыханию.

оптимальнее частоту дыхания, равно как и его ритм, определять посредством раструба фонендоскопа, поднесенного к носу ребенка.

Для оценки характера расстройств дыхания у новорожденного нужно знать его нормативы (частота, ритм, глубина, соотношение вдоха и выдоха, задержка дыхания и т. д.).

Дыхание здорового новорожденного варьирует как по частоте, так и по глубине. Средняя частота дыхания в 1 минуту на протяжении сна у него колеблется от 30 до 50 (на протяжении бодрствования — 50-70). Ритм дыхания в течении 24 часов не бывает регулярным. На протяжении сна в связи с пониженной возбудимостью дыхательного центра темперамент дыхания у новорожденного очень похож на Чейн-Стоксовское. Оно характеризуется постепенным уменьшением глубины дыхательных экскурсий и наступлением дыхательной паузы (апноэ), продолжительность которой может колебаться от 1 до 6 секунд (у недоношенного ребенка от 5 до 12 секунд). В последующем дыхание компенсаторно учащается и неспешно восстанавливается до нормы. Подобный феномен в неонатальном периоде разъясняется незрелостью дыхательного центра, регулирующего дыхание, и не рассматривается как патология.

Ребенок может периодически создавать глубочайший вдох, за которым направляться маленькая пауза. Считается, что такие вдохи делают антиателектатическую функцию. Помимо этого, анатомо-физиологические особенности носа у новорожденного (узость носовых ходов, недоразвитие его полостей, отсутствие нижнего носового хода и хорошее кровоснабжение) в сочетании с невозможностью дыхания через рот (язык оттесняет надгортанник кзади) создают громадное сопротивление вдыхаемому и выдыхаемому через нос воздуху. Это содействует происхождению при дыхании ребенка необычного «храпа», раздуванию и напряжению крыльев носа. У некоторых своих родителей данный феномен приводит к беспокойству. В этих обстоятельствах участковый педиатр должен растолковать матери механизм происхождения данных признаков и успокоить ее тем, что они носят проходящий темперамент.

Учащение частоты дыхания более чем на 10% от среднестатистического расценивается как одышка . которая носит название тахипноэ либо полипноэ . Тахипкоэ характеризуется нередкими дыхательными движениями, быстро и систематично следующими приятель за другом. Она возможно постоянной (кроме того в покое) либо появляется на протяжении крика либо кормления.

При осмотре легко выяснить, имеется тахипноэ либо нет. Но дабы избежать ошибок, нужно определять не только частоту дыхания, но и частоту пульса (частоту сердечной деятельности) с последующим их сопоставлением. На одно дыхание приходится 3-4 систолы. Каждое большое учащение дыхания, которое соотносится с соответствующей тахикардией, дает основание подозревать заболевание дыхательной системы.

В норме учащение дыхания отмечается при:

  • большой температуре воздуха;
  • возбуждении и плаче;
  • двигательном тревоге;
  • перерегреве ребенка;
  • увеличении температуры тела.

Тахипноэ довольно часто сопровождается и участием в дыхании вспомогательной мускулатуры, есть проявлением ряда патологических состояний. К ним прежде всего относятся:

  • заболевания системы органов дыхания (легочная одышка);
  • заболевания сердечно-сосудистой системы (сердечная одышка). Данный вид одышки у новорожденного часто есть ранним и постоянным показателем сердечно-сосудистой недостаточности. Она не редкость такой выраженной, что воспринимается как симптом, характерный для заболевания легких. Это относится к тем болезням сердца, с которыми в практической жизни может встретиться участковый педиатр.

Реже тахипноэ видится при:

  • нарушениях деятельности центральной нервной системы функционального и органического характера (нервная либо центрогенная одышка);
  • остро появившихся гемолитических анемиях (гематогенная одышка).

Особенные виды одышки отмечаются при болезнях сердца:

  • врожденном фиброэластозе;
  • идиопатической гипертрофии сердца;
  • болезни Фалло.

Изюминкой одышки при данных болезнях являются одышечно-цианотические приступы . происхождение которых связанно с обеднением малого круга кровообращения.

Одышка у новорожденного по своему характеру возможно :

  • инспираторная;
  • смешанная и в основном экспираторная.

Инспираторная одышка характеризуется затрудненным звучным вдохом и появляется при наличии препятствий в верхних дыхательных дорогах либо при их сужении. Она видится при:

  • аспирации инородного тела;
  • рините;
  • остром ларингите (фальшивом крупе);
  • синдроме Пьера Робена;
  • врожденном стридоре (при подозрении на врожденный стридор нужно исключить прежде всего тимомегалию либо врожденный порок сердца);
  • гиперплазии вилочковой железы и др.

При одышке этого типа форсированный вдох совершается при энергичном сокращении грудино-ключично-сосковой мускулы и других вспомогательных дыхательных мышцах.

Смешанная и в основном экспираторная одышка. В неонатальном периоде в чистом виде экспираторная одышка не видится. Значительно чаще речь заходит об одышке смешанного характера с громадным либо меньшим преобладанием экспираторной. При ней затруднены обе фазы дыхательных движений (вдох и выдох) с громадным либо меньшим преобладанием одной из них. Обычна для уменьшения дыхательной поверхности легких. Видится при:

  • пневмонии;
  • плеврите;
  • пневмотораксе;
  • бронхообструктивном синдроме;
  • диафрагмальной грыже;
  • метеоризме и т.д.

Кроме того легкое раздувание крыльев носа и щек показывает на появление дыхательных нарушений. Исходя из этого диагностическое значение этих признаков громадно.

По степени своей выраженности одышка возможно легкой и тяжелой. Легкая одышка характеризуется тем, что нарушение дыхания появляется лишь при тревоге, плаче либо при кормлении ребенка (физическое напряжение). Одновременно с этим в покое она отсутствует. При тяжелой одышке нарушение дыхания отмечается уже в покое и резко улучшается при мельчайшем физическом напряжении. Участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры и втягивание яремной ямки на протяжении дыхания являются показателями тяжелой одышки.

Быстро развивающаяся и весьма сильная одышка, при которой ребенок практически задыхается и близок к асфиксии, называется удушьем . Удушье может развиться при:

  • остром ларингите (фальшивый круп);
  • остром отеке легких;
  • пневмотораксе;
  • бронхообструктивном синдроме.

Одышка, сопровождающаяся стонущим (хрюкающим, стенотическим), аритмичным и поверхностным дыханием с втяжением уступчивых мест грудной клетки и участием в дыхании вспомогательной мускулатуры, цианозом носогубного треугольника и акроцианозом, показывает на то, что у ребенка развилась дыхательная недостаточность .

Дыхательная недостаточность у новорожденного представляет собой такое общее состояние здоровья, при котором или не обеспечивается поддержание обычного газового состава крови, или последнее достигается за счет ненормальной работы аппарата внешнего дыхания, приводящей к понижению функциональных возможностей организма.

Различают четыре степени дыхательной недостаточности у новорожденного:

Дыхательная недостаточность I степени характеризуется тем, что в покое или ее показателей нет, или клинические проявления ее выражены незначительно и появляются при крике (тревоге) в виде умеренной одышки, периорального цианоза и тахикардии.

При дыхательной недостаточности II степени в покое отмечаются: умеренная одышка (число дыханий возрастает 25% если сравнивать с нормой), тахикардия, бледность кожи и периоральный цианоз.

Дыхательная недостаточность III степени характеризуется тем, что в покое дыхание не только учащено (более чем на 50%), но оно и поверхностное. Отмечается цианоз кожи с землистым оттенком и липкий пот.

Дыхательная недостаточность IV степени — гипоксимическая кома. Утрата сознания. Дыхание аритмичное, периодическое, поверхностное. Отмечается неспециализированный цианоз (акроцианоз), набухание шейных вен.

Уменьшение числа дыханий менее 30 в 1 минуту называется брадипноэ . В норме брадипноэ представляет собой физиологическое дыхание на протяжении сна, в то время, когда дыхание делается замедленным и глубоким.

В патологических условиях брадипноэ рассматривается как тяжелое нарушение механизмов регуляции дыхания. Оно может наблюдаться самостоятельно при болезнях центральной нервной системы и вегетативных расстройствах, и сочетаться с болезнями, сопровождающимися одышкой.

Патологические нарушения обычного дыхательного ритма (типа Чейн-Стокса, Биота) выражаются в разнообразных типах остановок дыхания. Значительно чаще видятся при:

  • болезнях центральной нервной системы — энцефалите, менингите, судорогах, водянке головного мозга, абсцессах, кровоизлияниях в мозг, внутричерепной либо спинальной травме;
  • болезнях сердечно-сосудистой системы.

В отличие от дыхания типа Чейн-Стокса, при котором обычный тип дыхания восстанавливается неспешно, Биотовский тип дыхания сопровождается одномоментным восстановлением обычного ритма дыхания.

Дыхание Куссмауля характеризуется глубоким, регулярным, но редким дыханием, за счет чего организм пробует вывести через легкие избыток углекислоты (дыхание при ацидозе). Подобный тип дыхания у новорожденных видится при:

  • синдроме удушья;
  • первичном инфекционном токсикозе.

У новорожденных может наблюдаться так именуемое «дыхание загнанного зверя «, выражающееся учащением, а основное, углублением дыхательных движений без пауз. Оно может наблюдаться у новорожденного ребенка при:

При патологических состояниях нарушения обычного дыхательного ритма видятся значительно чаще при:

  • болезнях центральной нервной системы — энцефалите, менингите, гидроцефалии, опухоли и абсцессе мозга;
  • внутричерепных кровоизлияниях.

В этих обстоятельствах дыхание получает довольно часто Чейн-Стоксовский темперамент и реже не редкость — Биотовского типа.

Приступы апноэ смогут видеться:

  • у недоношенных;
  • у детей с кровоизлияниями в ЦНС;
  • при врожденной диафрагмальной грыже;
  • при эзофаготрахеальном свище (приступы сопровождаются кашлем и цианозом при каждой попытке кормления либо при приеме жидкости);
  • при серьёзных формах обструктивного ринита, в то время, когда секрет совсем закладывает нос.

В то время, когда у ребенка приступы апноэ протекают на фоне коматозного состояния при отсутствии каких-либо еще объективных данных, необходимо прежде всего поразмыслить о лекарственном отравлении.

Разнообразные дыхательные нарушения в сочетании с желтухой, неврологической симптоматикой, анорексией, диарейным синдромом, рвотой, гепатоспленомегалией смогут видеться при манифестации ряда наследственных заболеваний обмена веществ.

Каждые нарушения дыхания у новорожденного ребенка являются основанием для подозрения важного заболевания, дифференциальная диагностика которого вероятна лишь в условиях стационара.

Три часа ночи. Супруг с женой дремлют. Внезапно звонок в дверь. Супруг, матерясь, идет открывать. На пороге стоит мужик, разумеется поддатый:

Приятель, отправимся со мной, тут рядом, поможешь меня толкануть.

Ты, мужик, охренел, что ли? Три часа ночи. Иди кого-нибудь другого проси.

Супруг ложится снова в постель. Супруга задаёт вопросы, кто приходил.

Да, какой-то козел застрял, просил его толкнуть. Я его отправил.

Ты просто зверюга какой-то. не забываешь, как у нас мотор заглох, да под дождем, и нас какой-то юноша битый час толкал? Ты что, человека выручить не можешь?

Супруг, снова матерясь, вылезает из постели, наряжается. Выходит во двор в полной темноте. Кричит:

Тут я! Иди сюда!

Ну тут, на качелях!

Органы дыхания, осуществляющие постоянный обмен газами между организмом и окружающей средой, являются одной из важнейших жизнеобеспечивающих систем в человеческом организме. Непрерывное поступление в кровь кислорода, также как и постоянное выделение из крови углекислот газа, - основная функция дыхательной системы, без которой немыслима жизнь любого живого организма на Земле...

Работу дыхательной системы можно разделить на два основных этапа.

Первый - это проведение воздуха по верхним дыхательным путям (носу, носоглотке, гортани, трахее и бронхам) к легким, где в альвеолах осуществляется газообмен между воздухом и кровью: из воздуха в кровь поступает кислород, а из крови в воздух - углекислый газ.

Второй - собственно газообмен: в кровеносных сосудах, приносящих кровь к легким, циркулирует венозная кровь, бедная кислородом, но насыщенная углекислым газом, а от легких к тканям и органам устремляется кровь, обогащенная кислородом и освобожденная от углекислого газа.

Дыхательная система новорожденных детей, как и другие органы и системы, имеет целый ряд возрастных особенностей. Эти особенности, с одной стороны, обеспечивают необходимый для новорожденного режим работы системы дыхания, а с другой - обусловливают предрасположенность к осложнениям, характерным только для этого возраста.

Особенности дыхательной системы новорожденного

Слизистые оболочки верхних дыхательных путей новорожденного гораздо обильнее, чем в более старшем возрасте, снабжаются кровью, что создает предпосылки для развития отека. В связи с этим у новорожденных и детей первых месяцев жизни очень часто отмечается затруднение носового дыхания. Этому способствует и то, что у детей первых месяцев жизни носовые ходы анатомически узки. Поэтому у младенцев при развитии вирусного или бактериального насморка в первую очередь развивается резко выраженный отек слизистой носоглотки, вслед за чем начинается обильное истечение слизи. Эти симптомы, характерные для ринита в любом возрасте, у новорожденных и детей первых месяцев жизни выражены наиболее ярко, что усугубляется еще и тем, что малыши в этом возрасте еще не умеют дышать ртом. Поэтому при появлении воспалительного процесса в носоглотке у новорожденного ребенка резко нарушается сон и процесс кормления, - ведь для того чтобы обеспечить адекватное поступление воздуха в легкие при насморке, ребенок должен кричать.

  • Следует особо остановиться на возрастных особенностях гортани.У малышей имеющих избыточный вес, склонных к аллергическим реакциям, слизистая оболочка гортани в еще большей степени предрасположена к отеку. Поэтому у «пухленьких» малышей,находящихсянаискусственном вскармливании (именно они часто страдают лишним весом), часто развивается достаточногрозное осложнениепростудных и особенно вирусных заболеваний - ларингит со стенозом гортани. Вследствие отека закрывается значительная часть просвета гортани, и малышу трудно дышать. Это состояние требует экстренной медицинской помощи.
  • Анатомически узкими являются у новорожденных трахея и бронхи. Поэтому при возникновении воспалительного процесса в этой части дыхательной трубки у младенцев может достаточно быстро развиться дыхательная недостаточность вследствие затруднения поступления воздуха в альвеолы легких.
  • Между глоткой и внутренним ухом человека имеется так называемая слуховая (евстахиева) труба, основное значение которой заключаетсяв поддержаниипостоянства давления во внутреннем ухе. У малышей первых месяцев жизни евстахиева труба отличается тем, что имеет достаточно широкийпросвет приотносительно малой длине. Это создает предпосылки для более быстрого распространения воспалительного процесса из носо- и/или ротоглотки в полость уха. Именно поэтому отиты чаще случаются у детей раннего возраста, у дошкольников и школьников вероятность их возникновения уже меньше.
  • Еще одной важной и интересной особенностью строения органов дыхания у младенцев является то, что у них отсутствуют придаточные пазухи носа (они начинают формироваться только к 3 годам), поэтому у детей раннего возраста никогда не бывает ни гайморита, ни фронтита.
  • Легкие новорожденного развиты недостаточно хорошо. Рождается ребенок с легкими, альвеолы которых практически полностью заполнены амниотической жидкостью (околоплодными водами). Жидкость эта стерильна и в течение первых двух часов жизни постепенно выделяется из дыхательных путей, благодаря чему воздушность легочной ткани повышается. Этому способствует и то, что на протяжении первых часов жизни новорожденный ребенок обычно продолжительное время кричит, совершая глубокие вдохи. Но, тем не менее, развитие легочной ткани продолжается на протяжении всего периода раннего детства.

Первый вдох

Жизнь ребенка как самостоятельного организма начинается в тот миг, когда он совершает свой первый вдох. Происходит это сразу после рождения и пересечения пуповины, соединяющей его с материнским организмом. До этого на протяжении всего периода внутриутробного развития газообмен между организмом плода и окружающей средой осуществлялся посредством маточно-плацентарного кровообращения: плод получал артериальную кровь, обогащенную кислородом, и отдавал матери свою кровь, насыщенную углекислым газом. Но как только эта связь прерывается, происходит запуск сложного механизма, направленного на стимуляцию дыхательного центра новорожденного, расположенного в мозге.

Мощной стимуляции дыхательного центра способствует и то, что на протяжении последних часов родового акта плод испытывает умеренное кислородное голодание, нарастающее постепенно, вследствие чего в крови растет концентрация углекислоты. Именно этот фактор является одним из важнейших раздражителей, побуждающих новорожденного ребенка сделать глубокий вдох и громко закричать сразу после рождения.

Правильный уход – это важно!

Дыхание у новорожденных и детей первых месяцев жизни осуществляется в основном за счет сокращения диафрагмы - мышцы, отделяющей грудную полость от брюшной, в отличие от взрослых людей и детей старшего возраста, у которых в процессе дыхания также принимают участие межреберные мышцы и мышцы брюшного пресса. Поэтому у младенцев функция дыхания страдает при проблемах, связанных с функцией пищеварительного тракта: при запорах, повышенном газообразовании, кишечных коликах происходит переполнение кишечника и увеличение его объема, что, в свою очередь, вызывает нарушение сократительной функции диафрагмы и, соответственно, затруднение дыхания. Поэтому так важно следить за регулярным опорожнением кишечника малыша, не допускать повышенного газообразования. Также очень важно не пеленать ребенка слишком туго: это ограничивает подвижность грудной клетки и диафрагмы.

Чтобы малыш не болел

Говоря об особенностях дыхательной системы новорожденных и детей первых месяцев жизни, следует особенно остановиться на вопросах профилактики заболеваний этих органов. Заболевания дыхательной системы занимают лидирующие позиции среди всех болезней раннего возраста. Что же нужно предпринимать родителям, чтобы их малыши как можно меньше болели простудными и вирусными ринитами, фарингитами, ларингитами и бронхитами?

Прежде всего, необходимо поддерживать здоровый микроклимат в помещении. Это подразумевает оптимальную температуру (23-24° С) и достаточную влажность воздуха. Особенно это актуально в зимний период, когда из-за отопления в помещении создаются условия, негативно сказывающиеся на органах дыхания человека любого возраста. Особенно уязвимые органы дыхания младенцев реагируют на эти негативные факторы в первую очередь. Повышенная температура и особенно сухость воздуха в обогреваемом помещении нарушают барьерную функцию слизистой носоглотки. Пересыхая, слизистая перестает эффективно сопротивляться проникновению вирусов и микробов. Поэтому нужно контролировать температуру воздуха в комнате, где находится ребенок, и при необходимости устанавливать в ней увлажнители.

Важно не закутывать ребенку лицо во время прогулок. Излишнее укутывание способствует тому, что слизистые дыхательных путей малыша развиваются в «тепличных» условиях. Поэтому случайное поступление в дыхательные пути холодного воздуха может стать причиной развития простудного заболевания.

Как уже говорилось выше, носовые ходы новорожденного ребенка анатомически узки, поэтому при проведении туалета необходимо регулярно освобождать их от корочек. Делать это надо с особой осторожностью при помощи ватного жгутика, а не ватных палочек, потому что слизистая новорожденного чрезвычайно нежна, уязвима и гораздо более обильно, чему взрослых, кровоснабжается - повреждение ее чревато обильным кровотечением и развитием воспалительного процесса.

При уже возникшем насморке необходимо регулярно освобождать полость носа от слизи с помощью груши (выпустить воздух из груши, ввести в нос малыша и дождаться, пока стенки груши расправятся) или специального приспособления, а при необходимости по назначению врача использовать сосудосуживающие капли в нос, помогающие избавить младенца от выраженного отека слизистой носоглотки и обеспечить адекватное поступление воздуха вдыхательные пути.

В периоды повышенной заболеваемости гриппом и ОРВИ нужно проводить профилактику этих заболеваний у всех членов семьи, ограничить визиты посторонних людей. Всем взрослым стоит провести вакцинацию от гриппа. Хорошей мерой профилактики вирусных заболеваний дыхательных путей является смазывание носа малыша противовирусными мазями (например, мазью ВИФЕРОН, ГРИППФЕРОН). Эти мази, кроме своего основного противовирусного действия, создают на слизистой носа защитную пленку, которая обеспечивает дополнительный защитный барьер на пути проникновения вирусов.

Основными мерами профилактики простудных и вирусных заболеваний органов дыхания являются грудное вскармливание и рациональный режим ухода за новорожденным. Грудное вскармливание обеспечивает постоянное поступление в организм новорожденного иммуноглобулинов матери, защищая малыша от большинства заболеваний. С первых недель жизни ребенка нужно уделять внимание закаливающим процедурам: проводить воздушные ванны, гигиенический массаж и гимнастику. Все эти процедуры способствуют лучшему развитию дыхательной мускулатуры, оптимизируют кровообращение (в том числе и в грудной клетке), укрепляют защитные силы организма.

Необходимы продолжительные прогулки с ребенком на свежем воздухе, регулярные (дважды в день) сквозные проветривания детской комнаты (в то время, когда там нет малыша).

Постарайтесь так организовать процедуру купания, чтобы ребенок полюбил ее: это прекрасная закаливающая процедура, кроме всего прочего положительно сказывающаяся на всем развитии ребенка, в том числе и на развитии его дыхательной системы.

Излишне говорить о том, что курение любого члена семьи негативно сказывается наорганизменоворожденного.Вдыхание даженичтожных концентрацийтабачного дыма вызывает нарушение двигательной функции ворсинчатого эпителия слизисто оболочки дыхательных путей, что влечет собой развитие склонности к затяжным и рецидивирующимринитам,трахеитам и бронхитам. Дети курильщиков значительно чаще страдают и аллергическими заболеваниями дыхательных путей, у них часты астматические бронхиты, в последующем развивающиеся в такое тяжелое заболевание, как бронхиальная астма.

Здоровье человека закладывается в период внутриутробного развития. А первый месяц жизни во многом предопределяет то, как реализуетсяпотенциал,заложенный внутриутробно. Поэтому мы должны прилагать все усилия для того, чтобы наши дети как можно реже болели: отсутствие простудных и вирусных заболеваний на первом году жизни ребенка - хороший фундамент для крепкого организма.

Как дышится крохе?

Даже при соблюдении всех мер предосторожности, свободном пеленании, обеспечении нормальной деятельности кишечника новорожденного дыхание ребенка первых месяцев жизни остается поверхностным.

Поверхностное дыхание недостаточно обеспечивает кислородом кров малыша, этот дефицит компенсируется за счет увеличения частоты дыхательных движений. Если у взрослых нормальной частотой дыхания является 18-19 дыхательных движений в минуту, у детей младшего возраста - 25-30, то у новорожденных - 40-60.

Новорожденный ребенок дышит часто, но и этой частоты может оказаться недостаточно - при таких нагрузках, как кормление и перегревание, частота дыхательных движений может возрасти. Если при этом нет затруднения дыхания, одышки, то учащение дыхания при подобных нагрузках является нормой. Важно следить за характером дыхания: если его учащение сопровождается дыхательными шумами, включением в акт дыхания вспомогательной мускулатуры, раздуванием крыльев носа и стоном, то это является явной патологией, о которой нужно немедленно сообщать врачу.

Частоту дыхания у новорожденного ребенка можно проверять так часто, как хотите, чтобы родители могли чувствовать себя комфортно. Молодой родитель будет измерять норму и частоту дыхания младенца много раз в течение сна. Обычно, такое лишение себя сна и нарушение покоя новорожденного исчерпает всех.

Как и зачем проверять дыхание у новорожденного

Частота дыхания у детей

Сон может быть глубоким, активным, шумным, все это в одну ночь. Уровень комфорта родителей должен вырасти с опытом. Стремление проверять младенца со временем постепенно уменьшается. Хотя нет никаких доказательств, что дыхательный мониторинг снизит риск СВДС. Но число ложных тревог, что дают эти проверки причинят родителям больше беспокойства, чем душевного спокойствия.

Новорожденный дышит с задержкою, вдохи получаются постепенно быстрыми и глубокими, то медленными и поверхностными — это называется периодическим. Малыш может приостановить вдохи на срок до пяти секунд или даже дольше, а затем начать снова с углубленного. Это нормально, и будет меняться в более зрелый шаблон, со случайными вздохами, в первые несколько месяцев жизни. Если хотите, успокоить себя и понять, что дыхание нормальное, вот три способа проверки:

  • Слушайте: приложите ухо рядом с ртом младенца и носом, прислушайтесь к звукам.
  • Посмотрите: наклонитесь так, чтобы ваши глаза находились на одном уровне с грудью малыша, и посмотрите на движение диафрагмы.
  • Почувствуйте: положите вашу щеку рядом с ртом ребенка и носом и почувствуйте его крошечные вдохи.

Должен ли я беспокоиться при шумном дыхании у новорожденнго?

Иногда фырканье и хрюканье — это норма. Не о чем беспокоиться. Когда будет первый осмотр от шести недель до восьми, врач общей практики будет проверять сердце и сердечные тоны. Если все еще обеспокоены дыханием — это хорошее время, чтобы поговорить об этом.

Определение проблем с дыханием у новорожденного

  • Более 60 вдохов в минуту;
  • Стойкое хрипы у новорожденных в конце каждого вдоха;
  • Широкие ноздри у ребенка, что свидетельствует об активизации усилий дыхания;
  • Пронзительный скрипучий звук (стридор) и лающий кашель;
  • Ретракции, когда мышцы в груди ребенка (под ребрами) и шеи заметно входят и выходят гораздо глубже, чем обычно;
  • Вдохи, которые останавливаются дольше, чем на 10 секунд;
  • Синего цвета треугольная форма вокруг лба, носа и губ (цианоз) — это означает, что кровь малыша не получает достаточно кислорода из легких.

Норма дыхания у новорожденных

Новорожденные дышать учащенно — это норма. Приведенная ниже таблица показывает стандартную норму:

    Новорожденные до 6 месяцев — 30-60 вдохов в минуту;
    От 6 до 12 месяцев — 24-30 вдохов в минуту;
    От 1 года до 5 — 20-30 вдохов;
    От 6 до 12 лет — 12-20;