Лучше писать с ошибками чем быть. Что делать, если ребёнок пишет с ошибками Версия для слабовидящих

Когда страдает устная речь — тут всё ясно, требуется логопед. Когда страдает письменная речь — требуется... что? Суровое наказание за отсутствие прилежания? Или "надо просто учить лучше", как говорят либерально настроенные родители?

Иногда — "лучше учить". А иногда — и учить, и чуть-чуть лечить. И вообще придётся обратиться к логопеду (да-да, и с письменной речью тоже), чтобы он разобрался, не нужна ли скорая логопедическая помощь. Некоторые родители очень удивляются, когда в школе им советуют провериться у логопеда. И ещё больше удивляются, когда логопед советует позаниматься. И ни в коем случае не использовать ремень и другие средневековые способы воздействия на личность. Ещё логопед говорит слово — дисграфия, что означает расстройство письменной речи.

Диагностика дисграфии

По каким признакам можно догадаться, что у ребёнка дисграфия? Прежде всего — если он допускает при письме ошибки... скажем так, странные. Они не связаны с нарушением грамматических правил. Под эти ошибки невозможно подобрать правила. Ошибки бывают в совершенно невинных словах, написание которых не допускает двусмысленности.

Вместо "дом" пишет "дон" или "том", вместо "для" пишет "дял", вместо "кот" — "кто", вместо "пришёл" — "присёл", "белка" превращается в "блка" и так далее. Ребёнок может не дописывать слова, вставлять лишние буквы или пропускать их.

Один мальчик 11 лет написал во время обследования: "Девочка спряталсь вдубло". Ему продиктовали фразу: "Белочка спряталась в дупло". На вопрос, как, мол, мы пишем предлоги, страдалец ответил правильно — "отдельно". Правило знает, а на практике его применить не может.

А ведь этот ребёнок не плохой, не глупый, он очень славный. Ему просто тяжело писать. Помочь смогут только специальные упражнения и уверенность в себе.

Часто у дисграфиков очень плохой почерк — мелкий или очень крупный, неразборчивый. Ребёнку тяжело соблюдать строку, слова заезжают на поля, друг на друга, сползают со строки или вдруг взлетают над ней, слово вольные птицы. Также юные дисграфики не дописывают окончания. Могут писать зеркально, переворачивая буквы, могут не дописать отдельные элементы буквы или добавить лишние.

Когда ребёнок только учится писать, у него ещё могут быть такие странные ошибки в самом начале обучения, но они быстро сходят на нет. А дисграфик очень медленно осваивает грамотное письмо. Создаётся ощущение, что ему некомфортно писать, он не любит это делать. И это действительно так. Часто школьнику кажется страшным сам объём того, что надо выучить, прочитать, написать. А когда за неудачи ещё и ругают, то руки совсем опускаются.

Лечение дисграфии

Лучше не пытаться сразу справиться со всеми проблемами. Надо выбрать одну — и сосредоточиться на ней. Например, ребёнок путает б-п, д-т, а ещё и предлоги путает с приставками. Если сразу взяться за всё — объём работы может испугать. А вот если попробовать справиться только с б-п, а потом обратить внимание школяра, что вот, дескать, ошибок-то стало меньше, то можно разбудить энтузиазм. И дальше борьба за всеобщую грамотность пойдёт гораздо веселее.

Логопед в поликлинике сможет при свое¬временном посещении (в три года, в пять лет и перед самой школой) определить, нет ли логопедических проблем, которые потом аукнутся , при необходимости посоветует специальные занятия. К логопеду могут присоединиться нейропсихолог и невропатолог.

Часто на приёме мне приходится видеть очень унылых детей. Они морщатся, когда им предлагают написать диктант, сразу признаются, что "плохо учатся". Тогда, чтобы подбодрить их, я начинаю вспоминать разных известных людей, которые тоже не дружили с письмом и чтением. Может быть, современному ребёнку не интересно будет узнать, что Сергей Рахманинов, Никола Тесла, Альберт Эйнштейн, скорее всего, тоже были дисграфиками, но уж, я думаю, почти любого мальчишку тронет информация, что великий Нео, победитель страшных агентов Смитов из "Матрицы", тоже с трудом справлялся в детстве с буквами и словами. Ну, вернее, актёр Киану Ривз. Девочкам я обычно рассказываю про Агату Кристи. Несмотря на то, что создательница Пуаро и мисс Марпл училась плохо и писала с ошибками, она стала знаменитой писательницей. Главное — верить в себя.

Коротко о главном

Дисграфия — это специфическое и стойкое нарушение процесса письма, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо.

Нарушение встречается как у детей, так и у взрослых. У детей поражение или недоразвитие соответствующих отделов коры чаще всего бывает связано с патологией беременности или родов у матери, травмами.

Симптомы: специфические и повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с незнанием грамматических правил. Особенность этих ошибок заключается в следующем: они допускаются там, где написание слов не вызывает, казалось бы, никаких затруднений.

Пять видов дисграфии

1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии

Ребёнок пишет так, как он слышит. Если к школьному периоду не поставлены все звуки — могут возникнуть проблемы с письмом.

Например, ребёнок заменяет в устной речи "р" на "л". И пишет вместо "рома" — "лома", вместо "порох" — "полох". Или, если звук совсем отсутствует в речи, может и вовсе пропускать. Например, написать "кошун" вместо "коршун".

2. Акустическая форма дисграфии

Ребёнок может произносить все звуки чисто, но при этом заменяет буквы, обозначающие фонетически схожие звуки. На письме чаще всего смешиваются пары букв д-т, б-п, ж-ш, в-ф, г-к или с-ш, з-ж, ч-щ, ч-ть, ц-т, ц-с.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Чаще всего встречается у детей, страдающих нарушениями письменной речи. При этой форме дисграфии дети пропускают буквы и слоги, переставляют их, не дописывают слова, слитно пишут предлоги или раздельно приставки. Иногда можно встретить такое нарушение, как контаминация: когда в слове встречаются слоги из разных слов. Например, "крабочки" — крабовые палочки.


4. Аграмматическая дисграфия

Как можно понять из названия, связана с недоразвитием грамматического строя речи. Правил грамматики для такого ребёнка не существует. Страдают согласования существительных и прилагательных, существительных и глаголов ("Маша бежал", "синяя пальто").

5. Оптическая дисграфия

Элементы, образующие буквы, немногочисленны: в основном это палочки, кружочки, крючочки... Но они по-разному комбинируются в пространстве, образуя различные буквы. А вот ребёнку, у которого недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления, зрительный анализ и синтез, тяжело уловить различия между буквами. То лишнюю палочку к т припишет, то у ш не допишет крючок.

Если ребёнок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведёт к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Предупреждён — почти вооружён

Дисграфию лучше предупреждать в раннем возрасте, не дожидаясь, когда во втором или третьем классе вдруг возникнут проблемы, а у ребёнка появится отвращение к учёбе. Следует смотреть в оба за ребёнком, пристально наблюдать за процессом овладения письменной речью:

  1. если ребёнок посещал логопедический детский сад;
  2. если в 2-3 года была задержка речевого развития;
  3. если у ребёнка есть проблемы с памятью и вниманием;
  4. если ребёнок левша или переученный левша;
  5. если у ребёнка были травмы головы;
  6. если к семи годам не исправлены нарушения звукопроизношения.

Обсуждение

Хорошо! Все понятно!. Скажите, а в возрасте 10 лет можно ли исправить данные нарушения? Просто ответьте да, или нет. Не надо спрашивать и задавать вопросы, а почему раньше не занимались и что такое еще!!!

Здравствуйте, Лариса111!
Очень хочу вашу статью, у меня сын страдает дисграфией, в школе совсем закидали двойками и просвета не видно.

Есть хорошие тетради и альбомы для коррекции дисграфии
ИД "Литера", "ГНОМ И Д" и др.
"Юным умникам и умницам" О.Холодова (Информатика, логика,математика- 1 класс) - тоже очень хорошие пособия тля тренировки орфографической зоркости, фонематического слуха (диктанты по методичке).

Не могу сказать что "разделалась" с дисграфией на все 100%, но есть успехи. Буквы уже не путает. Ошибки обычно из-за спешки появляются, из-за невнимательности. Сейчас боремся за почерк, чтобы буквы писал быстро, но они при этом оставались понятными и более-менее аккуратными. И по другим предметам постоянно нужно дополнительно объяснять, "подтягивать", тренировать правописание, решение задач и примеров в столбик... На основе своего опыта(я- просто мама, не специалист, опыт - только мой сын с дисграфией и книги из интернета) написала статью, КАК мы с ней боролись, КАКИЕ упражнения делали. Кого-нибудь интересует?

Чтобы победить дисграфию нужно много времени, много терпения, упражнения на тренировку орфографической зоркости и фонематического слуха.

09.10.2012 11:34:00, Лариса111

Заниматься с учителем дополнительно, если ребенок в третьем классе, да и в пятом тоже. Дома побольше писать маленьких диктантов, и побольше читать - это развивает зрительную память.

Извините, не правильно оценила полезность. Ткнула нечаянно в одно яблоко, а хотела 5. Статья полезная, вселяет надежду.

А мы и с логопедом занимались и правила знает от и до, А писать не может. Нам 13 лет, не знаю, что и делать - слезы....

А если уже поздно- и ребенок в третьем классе пропускает слоги- опять идти к логопеду, что делать деткам которые уже школьники? есть общие рекомендации? больше читать?

Комментировать статью "Дисграфия: когда ребенок пишет с ошибками"

Пишет... господи Боже мой! Это не "плохо", это ужас кошмарный! Ошибка на ошибке, причем самые элементарные... Могу ответить как мать ребенка, у которого к середине 2-ого класса "вдруг" появилась жуткая дисграфия. В 1-ом классе ребенок писал очень медленно, буква за...

Дисграфия: когда ребенок пишет с ошибками. Когда ребёнок только учится писать, у него ещё могут быть такие странные ошибки в самом начале обучения, но они быстро сходят на нет. школа для ребенка с дислексией ­ и ЗПР.

Занимаясь лечением простуды у ребенка, мамы могут сталкиваться с ошибочными рекомендациями, которые не только не помогут малышу выздороветь, а порой даже являются опасными для его здоровья. Предлагаем рассмотреть наиболее распространенные ошибки и заблуждения в лечении респираторных инфекций у детей. «Температуру необходимо срочно сбивать» Повышение температуры тела - это защитная реакция детского организма, целью которой является уничтожение инфекции. Сбивая температуру уже при...

Это видео перевернет ваши представления о происхождении школьных проблем и катастрофической безграмотности российской молодежи. Родители, коллеги, обязательно досмотрите до конца! Статистика, приведенная в исследовании, такова: Только 30% выпускников 11 класса умеет читать. Под чтением подразумевается способность понимать прочитанное. То есть 70% детей заканчивают школу, не умея осмысливать прочитанный текст. В конце лекции приведен короткий тест. Вы узнаете, как современные школьные методики...

Дислексия есть только в том обществе, где есть письменность. Нет письменности – нет дислексии. Дислексия в широком понимании - это стойкая избирательная неспособность к обучению. Но отечественная логопедия, к сожалению, смотрит на дислексию узко – как на неспособность читать. Все отечественные методики коррекции дислексии исходят из несформированности у ребенка высших психических функций, языковых навыков, фонематического слуха м т.п., пытаются эти функции формировать, и даже иногда...

Дисграфия: когда ребенок пишет с ошибками. Когда ребёнок только учится писать, у него ещё могут быть такие странные ошибки в самом начале обучения, но они быстро сходят на нет. школа для ребенка с дислексией ­ и ЗПР.

🔹 В первые месяцы после рождения малыш все свое время проводит с мамой, она нужна ему для полноценного развития. Мама наклоняется к малышу, заглядывает в личико, ласково воркует с ним, интуитивно выбирая правильный способ общения. Важно, чтобы мама постоянно разговаривала с ребенком, напевала ему: А-а-а! О-о-о! Чтобы малыш видел лицо мамы, видел ее артикуляцию. 🔹 Разговаривайте с ребенком обо всем, комментируйте все свои действия: «Вот мама взяла бутылочку. Мама налила в...

«Неверно говорить, что дети стали читать меньше, чем родители в их возрасте, – считает школьный психолог Наталья Евсикова, – просто они читают другую литературу». Значит ли это, что мы тревожимся напрасно? «Заставляя детей читать, родители часто перегибают палку и легко «входят во вкус», – продолжает Наталья Евсикова. – Родительский прессинг, как правило, начинается одновременно с началом обучения в первом классе, но постепенно стиль отношений, основанный на принуждении, становится...

Дисграфия: когда ребенок пишет с ошибками. Когда ребёнок только учится писать, у него ещё могут быть такие странные ошибки в самом начале обучения, но они быстро сходят на нет. школа для ребенка с дислексией ­ и ЗПР.

Конференция "Школьное и дополнительное образование детей ". Раздел: Учителя (дисграфия индивидуальное обучение в школе). Диктанты и эссе моя тоже пишет с кучей ошибок, но ведь есть и другие задания: отвечать правила, упражнения, где надо подставить слово в нужной...

Кто с ЭТИМ сталкивался, знает СКОЛЬКО проблем возникает по всем предметам в школе и КАК их тяжело решить. Проблем целая КУЧА, с ЧЕГО? начинать и КАК?. Эти вопросы меня очень мучили, года 2 назад, когда мой киндер был во 2 классе. Очень медленно читал, списывал слова по 3 ошибки в слове, не выговаривал как минимум 9 согласных букв. Молочные зубы выпали, а постоянные "задержались" на ЦЕЛЫЙ УЧЕБНЫЙ год, т.е. "вылезли аж летом. Если интересна история моей войны с дисграфией загляните в мой...

Умные мысли, чтобы не терялись, решила записывать в ДНЕВНИК. И из заграничных статей по теме "Дисграфия и дислексия" тоже умные мысли туда же (как белка в дупло), может умное что-нибудь подскажут. [ссылка-1]

Здравствуйте! Подскажите, как быть: сыну 7 лет, тут поведал бабушке от том, что ему иногда не хочется жить,меня когда мама обижает (накричу за что-нибудь или шлёпну), я сижу в комнате, а у меня голос в голове "убей себя", можно ведь с крыши спрыгнуть или с лестницы (у нас стенка шведская дома)спрыгнуть на что-то острое...Бабушка говорит ему "Димочка, ты же умрёшь тогда", а он ей отвечает:"Бабушка, но душа то останется"...Я в шоке, как правильно поговорить и избавить сына от этих мыслей...

Мой сын - апрельский,сейчас в 4-ом классе. Невнимательность, плохая память. В школе его интересуют ТОЛЬКО друзья, уроки (домашка) на каком-то последнем месте, после игр и развлечений с друзьями, компьютером. Боремся с дисграфией (1-2 класс- ЭТО был КОШМАР и УЖАС) сейчас уже легче. Но, в конце 4-го "Гос. итоговая аттестация"по языку, чтению, математике, нужно готовить его и морально и знания, навыки "копить", тренировать, проверять. Работы еще много.

дисграфия и английский. Школа. Ребенок от 7 до 10. У логопеда отвечает идеально, но как начнет писать... Ошибки классические для дисграфиков: Напотолке висит льйустра, катонок играет клупком, Вова тарит цветы.

У сына 9 лет подозревают дисграфию. Кто-нибудь сталкивался с этой проблемой? Какие есть упражнения?

Конференция с Юлией Борисовной Жихаревой, психологом-дефектологом детского клинико-диагностического центра МЕДСИ II 1. Моей дочке 3 годика очень плохо разговаривает. Стоит ли начать водить уже ее к логопеду? Да! Надо прежде всего придти на консультацию к логопеду, который сделает заключение: что и почему? После этого Вы с логопедом обсудите вопрос о необходимости логопедических занятий. 2. Дочке 4,5 года. Постоянно говорит «я сделал»,»я погулял»,короче путает женский и мужской род. У Вашей...

Дисграфия: когда ребенок пишет с ошибками. Когда ребёнок только учится писать, у него ещё могут быть такие странные ошибки в самом начале обучения, но они быстро сходят на нет. школа для ребенка с дислексией ­ и ЗПР.

Дисграфия излечима?. Школьные проблемы. Ребенок от 10 до 13. Можно научиться с дислексией и дисграфией писать и читать (особыми методами), и даже Пропуск буквы считается ошибкой, зеркальное написание - тоже, по-моему, что ж дочке - двоечницей быть?

Это про вашего ребенка? А может быть даже и про вас?

Почему ребенок знает все правила, но пишет с ошибками

Для того, чтобы писать без ошибок человеку мало знать правила, ему еще требуется и орфографическое умение.

Орфографическим умением называют умения, благодаря которым человек пишет грамотно. Всего принято выделять четыре таких умения .

Умение видеть орфограммы

Самым орфографическим умением считается умение видеть орфограммы. Если человек не владеет таким умением, то он не может в словах и между ними увидеть места, которые требуют выбрать из нескольких вариантом и не понимает, что верным является только один вариант написания.

Как развить это умение

Для начала нужно предложить ученику находить орфограммы по специальным признакам. Для примера возьмем слова, когда на конце слышится глухой согласный: зу[п], ле[ф], то есть опознавательные признаки орфограммы проверяемой буквы согласного. И вот когда ребенок обнаруживает это “опасное место”, он должен применять правило.

Таким образом ребенка необходимо учить находить в словах орфограммы по определённым признакам, так как даже зная правило, ребенок может не видеть в слове место, где его нужно применить.

Умение выбирать написание

Если это умение у ребенка не развито, то он не может применять орфографическое правило.

Таким образом после того, как мы научили видеть орфограмму, мы должны научить применять правило, то есть сделать верный выбор.

Для того, чтобы правильно написать слова зуб и лев ребенку нужно подобрать проверочное слово, которое позволит четко услышать на конце согласный звук. В нашем примере это будут слова зубы и львы.

Умение графически объяснить свой выбор

Многие останавливаются освоив только первые два умения, но это остановка на половине пути. Чтобы грамотно писать самостоятельно ребенок должен уметь анализировать то, что он пишет.

Так, что бы развить у ребенка аналитические умения и внимания, необходимо учить его графически объяснять написанное.

Как этому научиться

Вернемся к нашему примеру: зу[п] и ле[ф]. Ребенок пишет:

зуб - зубы - букву ы подчеркивается двумя чертами, тем самым он показывает, что это помогло ему сделать выбор. Таким образом получается графическое изображение правила, благодаря чему и педагогу и самому ученику понятны причины выбора той или иной буквы.

Умение находить и исправлять ошибки

Если ребенок научился видеть в словах опасные места, научился делать правильный выбор и графически его объяснять, то самое время научиться находить и исправлять ошибки.

Для того, чтобы проверить себя необходимо еще раз применить все три умения, которые мы перечислили выше. Это позволит ребенку убедиться в том, что выбор сделан правильно или же исправить ошибки.

Кстати, в школе очень часто это умение разрушают тем, что снижают оценки за исправления, в то время как тот факт, что ребенок все внимательно проверил и самостоятельно обнаружил ошибки должен только радовать и всегда поощряться.

Теперь вы знаете почему, зная правила, ребенок продолжает писать с ошибками и может самостоятельно решить эту проблему, подбирая упражнения, которые позволяют развить все 4 умения.

«В течении дня», «в следствии наводнения», «эммунитет» — эти и многие другие орфографические ошибки можно не раз увидеть в ученических тетрадях по русскому языку. Очень часто родители сталкиваются с такой проблемой: ребенок пишет неграмотно. Некоторые за это ругают, некоторые просто закрывают на это глаза, но результата такие действия точно не принесут. Если ребенок допускает ошибки в письменной речи, эту проблему необходимо срочно решать.

Причин может быть несколько. Наихудший вариант – это развитие у ребенка дисграфии – психического расстройства, вследствие которого он не в состоянии овладеть письмом. Однако, эта аномалия, как правило, не является изолированной и распознается психологами. Если же у ребенка все в порядке с психическим развитием, он не испытывает проблем с другими предметами, у него нормально развиваются устная речь и мышление, то нужно обязательно поискать причину и в чем-то другом.

Некоторые часто говорят: «у него врожденная грамотност ь » (или неграмотность ). Однако, стоит заметить, что по наследству умственные способности, как правило, не передаются, а грамотность не возникает самостоятельно, она формируется. Поэтому так называемое «языковое чутье » — следствие того, что в детстве человек много читает и просто запоминает, как пишутся слова. Это значит, что грамотность можно и нужно развивать.

Это возможно путем развития и увеличения словарного запаса, причем ребенку следует не просто читать как можно больше книг, но и писать различные небольшие сочинения. Во-первых , это разовьет логическое мышление, а во-вторых – повысит уровень грамотности.

Но запомнить все слова невозможно. Для того чтобы не допускать ошибок, в школе изучаются правила. Проблема в том, что дети не очень добросовестно их учат, а некоторые учителя не слишком добросовестно спрашивают, тут наблюдается не соблюдение права детей в школе на обучение. Следствие – непонимания накапливаются, превращаясь в такой снежный ком, растопить которые очень непросто. Поэтому единственный совет, который можно дать в этом случае, — учить, учить и еще раз учить правила. И, естественно, применять.

Для отработки как нельзя лучше подходят словарные диктанты, которые родители могут сами проводить с ребенком, используя школьный учебник. При этом надо требовать объяснения, почему каждое слово написано, так или иначе. Через некоторое время это приучит ребенка не надеяться на авось, а мотивировать написание каждого слова.

Наконец, ребенок может и иметь большой словарный запас, и знать правила, но допускать ошибки (как правило, это пропуск букв) только из-за невнимательности и рассеянности. В этом случае есть один верный выход из положения: при выполнении домашнего задания попросить ребенка проговаривать вслух все, что он пишет, иными словами – диктовать себе. Это замедлит темп письма и сконцентрирует внимание на выполнении задания, а не на чем-либо еще. Через пару месяцев такого ежедневного само диктанта можно будет видеть результат: безошибочное письмо.

Итак, три пути решения проблемы неправильного написания :

1. Повышение собственного словарного запаса путем чтения и дальнейшего употребления новых слов в речи.

2. Тщательное изучение правил и отработка навыков их применения.

3. Повышение внимания путем само диктанта.

В этой статье не затронут вопросы мотивации, например, почему ребенок не учит правила, и так далее. Это совсем отдельный разговор.

Бывает ли грамотность врождённой?

Почему одни дети, практически с рождения пишут грамотно, в то время другим хоть, что хочешь делай, но ничего не дает результата? Свое мнение высказывает сказкотерапевт Ольга Амельяненко.

Петряшева Наталья Эдуардовна,

учитель-логопед

Для обозначения нарушений письма употребляют термины «дисграфия» (от лат. «графо» - пишу) и «дизорфография» (стойкие орфографические ошибки). Частица «дис» указывает на качественное нарушение процесса. Основными симптомами являются наличие стойких специфических ошибок, возникновение которых у учеников школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения.

Дисграфия , или специфические ошибки на письме - это ошибки, не связанные с применением орфографических правил. Ошибки носят стойкий характер.

Группы ошибок:

  • Ошибки на уровне буквы и слога (пропуски, замены): «снки-санки» , «кичат-кричат» , «путествие-путешествие»
  • Ошибки на уровне слова (раздельное, слитное написание частей): «и дут» , «по дкроватью» , «светитлуна»
  • Ошибки на уровне предложения или словосочетания (отсутствие обозначения границ, ошибки в согласовании, управлении): «гуси вышли изадвора пощли на прут»
  • Зеркальное написание букв «З» - «Е» , «Я » - «R»
  • Замены букв по схожести способа написания: а-о , и-у
  • Замены букв по оптической схожести: п-т , х-ж , б-д , з-е , ш-щ
  • Другие ошибки

Существуют разные причины нарушений письма, они обуславливают различные типы ошибок.

  • Недостатки в развитии пространственных представлений вызывают: зеркальное написание букв, замены букв по оптическому сходству, сращивание и расщепление слов при письме, слитное написание слов с предлогами
  • Недостаточная сформированность мелкой моторики пальцев вызывают: нарушения каллиграфии, соскальзывание со строки, не пропорциональность величины букв
  • Дефектное произношение звуков речи и их звуковые замены может проявляться в: смешении на письме звуков, нарушенных в произношении: з=ж: жажим, кожочка (козочка); р=л: талелка…. и др.
  • Несформированность фонематического восприятия вызывают ошибки, связанные с недостаточностью фонематического восприятия: замены звонких- глухих, свистящих-шипящих согласных, особенно аффрикат ш-ц, ч-ц
  • Несформированность фонематического анализа и синтеза, звуко-буквенного анализа и синтеза вызывают: пропуски гласных и согласных, добавление букв, пропуски слогов
  • Нарушения языкового анализа: нарушения границ предложений, слитное написание слов, раздельное написание частей слов, слитное написание нескольких предложений

Для успешного овладения письмом ребенок должен:

  • различать «на слух» все звуки речи;
  • правильно произносить все звуки родного языка;
  • хорошо владеть простыми и более сложными формами фонематического анализа слов;
  • ориентироваться в пространстве, схеме своего тела, на листе бумаги;
  • уметь выделять, различать и запоминать части натуральных и нарисованных предметов;
  • иметь хорошо развитую мелкую моторику пальцев рук.

Методы преодоления нарушений письма:

  • коррекция нарушений звукопроизношения;
  • развитие слухового внимания и памяти;
  • развитие фонематического восприятия;
  • развитие навыков фонематического, звуко-буквенного анализа и синтеза;
  • развитие пространственных ориентировок и представлений;
  • развитие мелкой моторики пальцев рук;
  • развитие графо-моторных навыков.

Для развития мелкой моторики необходимо выполнять пальчиковую гимнастику (разнообразные пальчиковые игры можно найти в интернете).

Развитие графомоторных навыков – это работа с различными штриховками, трафаретам, выполнение разнообразных графических заданий.

Зрительное восприятие и пространственные ориентировки развивают такие задания и упражнения, как: «Дорисуй картинку», «Найди слова» (среди буквенных рядов), «Графические диктанты» - рисование по клеточкам под диктовку, развитие ориентировки на листе бумаги: верх-низ, правый-левый, правый-верхний, левый-нижний углы.

Игры для развития зрительно-пространственных представлений

«Найди спрятанное»: Предложите ребенку найти спрятанный вами предмет в комнате, следуя инструкциям. Например: «Встань спиной к телевизору и сделай два шага вправо, повернись налево и сделай один шаг и т.д.».

Попросите ребенка показать различные части тела: правый глаз, левую руку и т.д. Усложните задание, попросив показать левой рукой правое ухо, правой рукой левый глаз и т.д. Такой вид упражнений помогает сформировать умение ориентироваться в правой и левой сторонах пространства.

На улице можно предложить ребенку рассмотреть окружающие предметы и назвать их расположение относительно друг друга. Например: «Машина стоит около дома.», «Автобус едет справа от девочки.», «Цветы растут слева от дерева.» и т.д.

Часто дети смешивают на письме похожие по изображению буквы. Предлагаю вам примерный алгоритм работы по различению смешиваемых букв (на примере букв «б»и «д»):

  • На что похожа каждая буква? (белочка-дятел)
  • Различение в словах звуков б - д (слушать слова, назвать звук, показать букву)
  • Буквенные диктанты – слушать слова, записывать только буквы: б или д
  • Слоговые диктанты – запись слогов под диктовку
  • «Исправь ошибки»: бятел, делка, додрый, бобро…
  • Записывать слова в 2 столбика: в один – с буквой б, во второй – с буквой д
  • Другие упражнения на различение букв б – д (можно найти в интернете)

Чтобы ребёнок не пропускал на письме буквы и слоги, а также - мог определять, где нужно применить орфограмму, необходимо научить его отчётливо слышать все звуки в слове, определять их порядок следования и взаиморасположения в словах. Так же необходимо отличать названия букв от произношения звуков. Для этого используются игры на развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза.

  • Произнесите ряд слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши (поднять руку), когда услышит заданный звук, например: «Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук [Р]». Так можно «играть» с любым звуком речи.
  • Попросите вспомнить и назвать предметы, окружающие ребенка (на улице, в комнате, магазине…), начинающиеся на звук [Ш] (или любой другой звук): Шапка, шланг, шкаф…
  • Предложите самостоятельно придумать 5-7 слов, в котором есть заданный звук, например, звук С: собака, насос, лес…
  • «Назови первый звук в словах»: произносим слова с первым гласным звуком: утка, аист, указка, апельсин, игла, обруч и т.д.; с первым согласным звуком: кошка, шуба, зонт, лента и т.д.
  • «Назови последний звук в словах»: родители обращают внимание на то, что ребенок должен произнести именно звук, а не букву. (буква «эс», а звуки – {c}, {сь}, буква «эр», звуки {р}, {рь})
  • «Сосчитай сколько звуков в словах»: пример: слон (4= с,л,о,н), пить (3= пь,и,ть), яблоко (7 = й,а,б,л,а,к,а)…
  • «Где спрятался звук?»: ребенок должен определить приблизительное место звука в слове: в начале, середине, конце. Например: «Где спрятался звук [С] в слове «санки» (в начале), в слове «миска» (в середине), в слове «нос» (в конце)»
  • «Угадай слово»: родители предлагают ребенку угадать слово, которое они произносят по отдельным звукам, делая между ними в произнесении паузу. Например:[с]-[л]-[о]-[ н]

Игры для развития слогового анализа и синтеза

  • «Доскажи слог, чтобы получилось слово». Например: ма-ли-(на), ка-ран-(даш), кар-тош-(ка) и др.
  • «Сосчитай сколько слогов в словах». Например: слон, дом, кран, пень (слова с одним слогом); каша, лето, сумка, урок, сырок (слова с двумя слогами); малина, картина, цыпленок (слова с тремя слогами)
  • «Составь слова из перепутанных слогов». Например: ши-на-ма(машина), ру-кен-гу(кенгуру) и др.
  • «Какой слог «убежал»?» Например: даётся слово «молоко», затем предлагается усечённая форма: «моко» (слог «ло» убежал), «локо» («мо» убежал) и т.д.

Игры на развитие звуко-буквенного анализа и синтеза

  • «Составь как можно больше слов, используя буквы заданного слова». Например: метрополитен, велосипедист, экскаватор и др. Можно использовать любые длинные слова
  • «Рассыпушки» Ребенку предлагается собрать слова из букв, которые «рассыпались», т.е. поменялись местами. Такое задание не обязательно выполнять дома, сидя за столом; интереснее разгадывать слова, написанные во время прогулки палочкой на песке или земле. Можно загадывать слова из 3, 4 и 5-ти букв. Например: а р к (рак), и а л с (лиса), с о т л (стол), о к ш к а (кошка).

Работа на уровне предложения

  • «Сосчитай, сколько слов в предложениях»: «Мама моет посуду», «Петя пьет вкусный сок», «Папа едет на работу»
  • «Назови первое и последнее слово в предложении». Петя, сок; мама, посуду; папа, работу
  • «Самостоятельно придумай предложение, в котором будет два, три слова» и т.д.
  • «Придумай предложение с маленьким словом «на»» Например: «Ваза стоит на столе.» (так можно придумывать с любым предлогом)
  • «Придумай предложение с первым словом, постепенно добавляя слова связанные между собой по смыслу». Например: «Веселый…», «Веселый кот…», «Веселый кот играет…», «Веселый кот играет с мотком ниток»

Работа с орфографическими ошибками

Необходимо развитие фонематического, звуко-буквенного анализа и синтеза.

Научить правильно называть все звуки русского языка: твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие. Отличать их от букв.

Применение:

  • После мягких согласных пишем буквы я, ё, ю, и, е, ь
  • Глухие согласные в конце слов или перед другим глухим согласным нужно проверять!

Научить определять ударение в слове, находить безударные гласные, определять, после какого согласного они стоят.

Применение: 5 безударных гласных нужно проверять: а,о, и, е, я

Для лучшего усвоении орфограмм применяйте стихотворные правила!

Мы знаем 5 опасных безударных гласных.

Повторяем их, друзья,

а, о, и, е, я!

Их в слове без сомнения ставь под ударение!

Есть в словах опасные парные согласные.

Тихо, глухо говорят: п, ф, т, к, ш, с

Перед глухим согласным стоят: п, ф, т, к, ш, с

Или в конце слов стоят: п, ф, т, к, ш, с

Мы в словах их проверяем!

Следом гласный подставляем.

Родителям важно знать, что ребенок должен владеть развитой системой родного языка, а именно: иметь сформированную фонетико-фонематическую систему, достаточно богатый словарный запас и владеть основными грамматическими формами, тогда он будет успешен по всем направлениям школьной программы.

При необходимости обратитесь за консультацией к учителю-логопеду!

Почему снова и снова у ребенка глупые ошибки в диктантах? Все чаще от школьных логопедов можно услышать слово дисграфия - приговор без права на пятерку по русскому языку. Это нарушение проявляется в специфических, повторяющихся ошибках, и связано с нарушением психологических функций, которые обеспечивают процесс письма.

Откуда берется дисграфия? Ряд специалистов считают главной причиной наследственность. Может также наблюдаться у детей с билингвизмом, из-за нарушений речевых контактов, завышенных требований к грамотности ребенка.

При дисграфии родителям приходится видеть самые невероятные ошибки у чада: и пропуски букв и слогов, и замены букв (например, «б» на «д»), и перестановки их местами. А сколько недописанных слов, слившихся со словом предлогов! Отсутствуют точки и заглавные буквы.

Исправление дисграфии - задача логопеда

Опытный специалист справится с дисграфией за год-два систематической работы. Но ведь так хочется избежать необходимости нагружать малыша дополнительными походами к логопеду! Как известно, проблему лучше предупредить, чем лечить. Зная причины, которые приводят к дисграфии, родители смогут не пропустить этого врага в жизнь ребенка.

1 Держи руку на пульсе : вовремя показывай малыша специалистам - логопеду, психологу, нейропсихологу. Много занимайся с ним дома, будь вовлечена в процесс образования в детсаду и в школе.

2 Консультируйся с логопедом каждые 2 года жизни ребенка :
в 2 года, в 4 года и в 6 лет. Почти все нарушения звукопроизношения имеют неприятную особенность отражаться на письме. Если ребенок заменяет звук «ш» на «с», когда говорит, то и при письме будет допускать ошибки. Так получилось, что до школы все звуки речи исправить не удалось? Тогда обязательно продолжайте занятия с логопедом в начальной школе.

3 Пока четырехлетка обучается чтению, начинай готовить его руку к письму. В 3 года пусть пишет и рисует на большой доске мелками или красками на больших кусках обоев. В 4 года можно предложить рабочую тетрадь с крупными буквами или элементами букв. И только в 6 лет переводи ребенка на начертание печатных букв в тетради в крупную клетку.

Писать надо только карандашом: так укрепляются мышцы руки

4 Не торопи малыша при обучении чтению и письму. Иногда беглое чтение дошкольника приводит к дисграфии в школе: рука не успевает за мыслью. Притормаживай ребенка и помни, что беглое чтение до школы не так важно, как понимание читаемого.

5 Не надо ставить руку для письма до школы. Многие специалисты полагают, что учить писать дошкольника надо сразу с прописных букв. Большинству детей чрезвычайно сложно осваивать написание элементов прописей, особенно трудно им даются наклон, соединение, размещение букв на строке. Нарушения внимания, поведения, речи и задержки умственного и моторного развития - вот далеко не полный перечень противопоказаний для овладения письмом в прописях до 6–7 лет. Нервная система даже совершенно здорового крохи еще не готова к освоению и точному восприятию множества элементов прописных букв!

! Если уж так случилось, что дисграфии избежать не удалось, то придется набраться терпения и поискать хорошего логопеда. Начиная со второго класса, приступай к систематическим занятиям со специалистом. Пусть ребенок и не станет акулой пера, но зато двери в высшее учебное заведение для него не будут закрыты из-за двоек по русскому языку.

Фото: Legion-Media; Кекяляйнен Андрей/Фотобанк ЛОРИ; ShutterStock/Fotodom.ru