Памятка родителям "работа за компьютером младшего дошкольника без вреда для здоровья". Познакомить родителей с компьютерными возможностями нашего учебного заведения

В современном образовательном пространстве практически нельзя обойтись без компьютерных технологий. Педагоги в образовательном процессе все чаще и чаще применяют традиционные и инновационные информационные технологии, предполагающие не только использование компьютера для освещения какой-либо информации, но и обучение детей с дошкольного возраста элементарной компьютерной грамотности. Таким образом происходит приобщение современного поколения к информационной культуре, без которой невозможно обойтись в наше время. АМЯТ

КА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: ДЕТИ И КОМПЬЮТЕР

Приобщение к информационной культуре - это не только овладение компьютерной грамотностью, но и приобретение этической, эстетической и интеллектуальной чуткости. То, что дети могут с завидной легкостью овладевать способами работы с различными электронными, компьютерными новинками, не вызывает сомнений; при этом важно, чтобы они не попали в зависимость от компьютера, а ценили и стремились к живому, эмоциональному человеческому общению (С.В. Гурьев).

Вместе с тем, в настоящее время существует множество мнений по поводу включения компьютера в жизнь ребенка. Многие родители, стремящиеся сохранить зрение ребенка, встают на позицию исключающую возможность использования компьютера в домашних условиях. Другие родители, наоборот, стараются образовывать, приобщать своего малыша с раннего возраста к современному миру посредством компьютерных развивающих игр. На чьей же стороне правда? Попытаемся ответить на данный вопрос.


Компьютер вполне естественно вписывается в жизнь школы и семьи, являясь одним из эффективных современных технических средств, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс воспитания, обучения и развития малыша. Компьютер уже сам по себе привлекателен для ребенка, вызывает у детей познавательный интерес. Каждое занятие с применением компьютера вызывает у детей эмоциональный подъем, желание добиться успехов, сделать задание до конца. Однако при организации работы ребенка на компьютере необходимо учитывать многие факторы.


Возраст ребенка и временные ограничения работы на компьютере
Детям до 5 лет не рекомендуется пользоваться компьютером. Детям пяти - семилетнего возраста можно "общаться" с компьютером не более 10-15 минут в день 3-4 раза в неделю. Учащимся первого класса - 10-15 минут в день. Учащимся 2 - 4 классов не более 30 минут в день

Технические характеристики компьютера


Желательно, чтобы монитор был жидкокристаллическим или плазменным. Размер экрана дисплея должен быть по диагонали не менее 35-38 см для того, чтобы ребенок мог четко видеть текст с расстояния 50-70 см. Дисплей должен быть подвижным, чтобы его можно было поворачивать и наклонять в разные стороны в зависимости от освещения.


Организация рабочего места ребенка


Монитор должен стоять на расстоянии не менее 60 см от окна, таким образом, чтобы окно располагалось слева от компьютера. При этом на экран ни в коем случае не должны попадать блики от окна или других источников освещения. Для этого оконные проемы можно завешивать занавесями или жалюзи для ограничения светового потока. Запрещается использование темных занавесей на окнах, так как они могут очень сильно затенять помещение.
Монитор должен располагаться на уровне глаз ребенка или чуть ниже. Наилучшим для работы с компьютером считается естественный дневной свет, т.к. только он содержит в себе весь цветовой спектр, поэтому, чем больше лампа соответствует дневному свету, тем лучше. Ни в коем случае нельзя использовать неоновые лампы, т.к. они мигают, излучают рассеянный свет, имеют недостаток цветового спектра и не создают четких теней. При работе с такими лампами возникает сильное напряжение глаз, что может провоцировать снижение зрения. К тому же эти лампы могут вызвать повышение возбудимости у детей, они начинают капризничать, плохо спят.
Мебель рабочего места должна быть удобной для ребенка. Стул должен быть со спинкой, а под ноги ребенка дошкольного и младшего школьного возраста всегда должны ставиться подставки.


Организация деятельности ребенка за компьютером


Игровые компьютерные задания должны быть незначительными по времени. Следовательно, предпочтение стоит отдавать небольшим по объему играм, либо играм, предполагающим выполнение задания по определенным этапам с последующим сохранением полученных результатов.
Если ребенок уже умеет читать и использует печатный компьютерный текст, то размер шрифта должен быть не менее 14, цвет шрифта всегда должен быть черным, а цвет экрана белый. В цветовой гамме можно периодически использовать желто-зеленые тона.
Обязательно обращайте внимание на признаки утомления ребенка во время занятий за компьютером, т.к. в этом случае надо как можно быстрее прервать работу, чтобы избежать негативных последствий. Об утомлении ребенка свидетельствуют следующие признаки - потирание глаз и лица, зевота, отвлекаемость от задания, хаотичные движения, приближение к монитору, нарушение правильной посадки за столом, капризность и пр.
После окончания работы за компьютером для профилактики нарушений зрения и снятия напряжения с глаз и мышц всего тела рекомендуется выполнять несложную гимнастику для глаз и определенные двигательные упражнения.
Попросите ребенка потянуться, сидя спрятать руки за спиной, посмотреть перед собой. Затем, сделать повороты головы в правую и в левую стороны. Потом сделать движения плечами назад, расслабить руки и потрясти ими внизу. Таким образом, вы поможете ребенку снять напряжения с мышц шеи, верхнего плечевого пояса и рук.


ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Упражнение 1
Не поворачивая головы посмотреть медленно вправо, затем прямо, медленно повернуть глаза влево и снова прямо. Аналогично вверх и вниз. Повторить 2 раза подряд.


Упражнение 2
Стоя у окна, выставить руку вперед с поднятым указательным пальцем. Внимательно посмотреть на кончик пальца, после этого перевести зрение вдаль. Через 5 секунд снова вернуть зрение на кончик пальца и так 5 раз подряд.


Упражнение 3

Делать круговые движения глазами по часовой стрелке и против нее, не поворачивая головы. По 5 раз.


Упражнение 4

"Выписывание" глазами горизонтально лежащих восьмерок по часовой стрелке и против нее. По 5 раз в каждую сторону.


Упражнение 5

Стоя у окна, закрыть глаза, не напрягая мышц, затем широко открыть глаза и посмотреть вдаль, снова закрыть и т.д. 5 раз подряд.

Уважаемые родители! Помните, что работа ребенка за компьютером должна проходить всегда только под строгим контролем со стороны взрослых.

Памятка для родителей по использованию компьютера ребенком

1. Ребенок не должен играть в компьютерные игры перед сном.
2. Для того чтобы родители могли контролировать использование ребенком компьютера, они сами должны хотя бы на элементарном уровне уметь им пользоваться.
3. Через каждые 20-30 минут работы на компьютере необходимо делать перерыв.
4. Ребенок не должен работать на компьютере более 1,5-2 часов в сутки.
5. Родители должны контролировать приобретение ребенком компьютерных дисков с играми, чтобы они не причинили вреда детскому здоровью и психике.
6. Если ребенок использует компьютер безответственно, необходимо ввести пароль, чтобы сделать невозможным доступ без разрешения родителей.
7. Контролируйте, какие именно Интернет - сайты посещает ваш ребенок.

8. Обучите ребенка зарядке для глаз;

9. Помните, что увлечение компьютером может привести к прогрессированию уже имеющихся заболеваний, например, близорукости ;

10. Регулярно наблюдаться у окулиста;

11. В комнате, где стоит ПК, должно быть светло, желательно применять люминесцентные лампы;

12. Естественный свет из окон должен падать сбоку, в лучшем случае слева;

13. Расстояние от глаз пользователя до монитора должно быть не менее 50 сантиметров;

14. Продолжительность непрерывной работы за компьютером взрослого человека не должна превышать 2 часа, ребенка - от 10 до 20 минут. Для старшеклассников – не более 30 минут, после чего необходим 15-минутный перерыв, в течение которого нужно выключить монитор и покинуть рабочее место.

Работа ПК приводит к ухудшению аэроионного состава воздуха, вследствие чего может возникнуть головная боль. Поэтому необходимо чаще проветривать помещение, увеличить влажность воздуха, например, путем установки аквариума.

Длительное сидение за столом может привести к искривлению позвоночника, поэтому желательно приобрести специальный кресло-стул, чтобы его спинка поддерживала спину ребенка.

Родителям важно знать, что у детей даже семилетнего возраста виртуальный и реальный миры тождественны. Дети просто не умеют отличать то, что показывают, от того, что происходит за пределами экрана. Так, ребенок, попавший в теле - и компьютерную зависимость, может никогда из нее не выйти без посторонней помощи. Запретительные меры вызывают в нем ярость.

Многие дети, увидев ужасы и сцены насилия на экране, пытаются защититься от них, что не всегда получается. Следовательно, психика не в состоянии адекватно ответить на сильные раздражители, «выставляет» блок - перестает реагировать на страх. Ребенок не только перестает ужасаться при виде кошмаров, но и теряет возможность сопереживать чужим страданиям.

Особое внимание взрослым необходимо уделять при выборе компьютерных игр. Все игры должны иметь специальную маркировку в соответствии со стандартом ЕSRB:

ЕС - игры для самых маленьких;

Е - игры для детей от 6-ти лет;

Т – игры для подростков;

Так, в играх для детей до 16-ти лет должны отсутствовать сцены жестокости и агрессии. Поэтому родителям важно знать, что оставлять своего ребенка один на один с ПК и всячески контролировать его игровую деятельность необходимо.

При этом необходимо понимать, что при правильном подходе к занятиям на ПК, можно извлечь максимум пользы для развития ребенка .

Современные игры – «стратегии», которые развивают сообразительность ребенка, умение мыслить логически, способность быстро перебирать варианты.

Памятка для родителей: «Ребенок и компьютер»

1. Возраст ребенка и временные ограничения работы на компьютере

Детям до 5 лет не рекомендуется пользоваться компьютером. Детям пяти - семилетнего возраста можно "общаться" с компьютером не более 10-15 минут в день 3-4 раза в неделю. Учащимся начальных классов - 10-15 минут в день.
2. Технические характеристики компьютера

Размер экрана дисплея должен быть по диагонали не менее 35-38 см для того, чтобы ребенок мог четко видеть текст с расстояния 50-70 см. Дисплей должен быть подвижным, чтобы его можно было поворачивать и наклонять в разные стороны в зависимости от освещения.
3. Организация рабочего места ребенка

Монитор должен стоять на расстоянии не менее 60 см от окна, таким образом, чтобы окно располагалось слева от компьютера. Монитор должен располагаться на уровне глаз ребенка или чуть ниже. Мебель рабочего места должна быть удобной для ребенка. Стул должен быть со спинкой, а под ноги ребенка дошкольного и младшего школьного возраста всегда должны ставиться подставки.
4. Организация деятельности ребенка за компьютером

Игровые компьютерные задания должны быть незначительными по времени. Следовательно, предпочтение стоит отдавать небольшим по объему играм, либо играм, предполагающим выполнение задания по определенным этапам с последующим сохранением полученных результатов.

Обязательно обращайте внимание на признаки утомления ребенка во время занятий за компьютером, т. к. в этом случае надо как можно быстрее прервать работу, чтобы избежать негативных последствий. Об утомлении ребенка свидетельствуют следующие признаки:

    потирание глаз и лица,

    зевота,

    отвлекаемость от задания,

    хаотичные движения,

    приближение к монитору,

    нарушение правильной посадки за столом,

    капризность и пр.
    5. Что делать после работы за компьютером?

После окончания работы за компьютером для профилактики нарушений зрения и снятия напряжения с глаз и мышц всего тела рекомендуется выполнять несложную гимнастику для глаз и определенные двигательные упражнения.
Попросите ребенка потянуться, сидя спрятать руки за спиной, посмотреть перед собой. Затем, сделать повороты головы в правую и в левую стороны. Потом сделать движения плечами назад, расслабить руки и потрясти ими внизу. Таким образом, вы поможете ребенку снять напряжения с мышц шеи, верхнего плечевого пояса и

Памятка для родителей :»КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ»

ПОЛЬЗА и НЕДОСТАТКИ

Что же такое компьютерные программы для детей, в чем их польза, а в чем их недостатки? Компьютерные игры составлены так, чтобы ребенок мог представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, а получил обобщенное представление обо всех похожих

ситуациях или предметах.

ПОЛЕЗНЫЕ СТОРОНЫ ИГР:

    компьютерные игры развивают: логику, мышление, память, внимательность,

    в некоторых играх развивает знание иностранных языков, знание компьютера.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ИГР:

    психические расстройства,

    ухудшение зрения,

    развитие жестокости, игры как «наркотики»,

    ухудшение физической, учебной подготовки.

ВЫВОД: Развивающие компьютерные игры для детей – это отличный способ самообразования, а умение пользоваться Интернетом, может стать хорошей школой общения и навыков по поиску и отбору информации.

1. Компьютер помогает выявить и развить способности ребенка.

2. Является великолепным способом самообучения.

3. Развивает самостоятельное мышление.

4. Усиливает концентрацию внимания.

5. Учит ребенка быстро переключаться с одного

действия на другое.

ЭКСПРЕСС АНКЕТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ:

1. Сколько времени проводит ваш ребёнок за компьютером?

2. В какие игры играет ваш ребёнок? Знакомы ли Вам название, правила этих игр?

3. Какие сайты посещает ваш ребёнок и с какой целью?

4. Помогаете ли Вы ребёнку использовать компьютер как средство образования и получения информации?

5. Часто ли ваш сын (дочь) “призывают” Вас на помощь для выполнения каких-либо заданий с импользованием компьютера?

Уважаемые родители. Разрешая своему малышу играть в игры на компьютере, не забывайте, что чрезмерное увлечение играми может навредить здоровью вашего малыша. Постарайтесь соблюдать некоторые правила, которые позволят избежать негативных последствий в будущем. Кстати самое главное правило в играх малышей на компьютере - ограничение по времени. Прочитайте несколько правил на тему компьютерные игры малышам.

Уже не первый год замечается положительное влияние правильных компьютерных детских игр на развитие малыша. Многие компьютерные игры для детей всесторонне развивают ребенка. Они позволяют научиться читать, считать, писать и еще многое другое. Причем классические занятия с родителями или воспитателями быстро надоедают малышу, и ему нужна смена деятельности. Компьютерные же игры позволяют завлечь ребенка на продолжительное время. Именно в этом кроется главная опасность компьютерных игр для детей.

Даже не очень длительная игра за компьютером вызывает у малыша общее и также зрительное утомление. Маленький ребенок, увлекаясь компьютером, испытывает огромный эмоциональный подъем, особенно если игра для малыша интересна. Ребенок естественно не замечает наступающего утомления, а особенно при игре в интересные игры с часто меняющейся картинкой.

И в результате, даже после получасового сидения за играми, малыш становится раздраженным, неуправляемым, капризным. Зачастую ребенок начинает плохо спать, просыпаться по ночам. И как не странно, виной тому являются именно компьютерные игры для малышей.

Чаще всего родители обеспокоены всякого рода излучениями, которые могут исходить от компьютера. Однако на большинстве современных компьютерах эти показатели не превышают естественного излучения земли. Играя на компьютере, ребенок получает ровно столько же вредных излучений, как например, от работающего телевизора. Это, конечно же, касается современных мониторов. Гораздо опаснее для ребенка изменение характеристик воздуха при длительной работе. Температура в помещении может повышаться на несколько градусов, а влажность воздуха понижается. Особенно это ощущается в закрытом, не проветриваемом помещении. Поэтому, если ваш малыш играет на компьютере, постарайтесь соблюдать несколько правил:

  • Располагайте компьютер обязательно задней стенкой системного блока к стене, или если есть возможность - в угол.
  • Обязательно проводите в помещении, в котором играет ваш ребенок, влажную уборку. Желательно это делать два раза в день, но как минимум один раз в день проводить влажную уборку обязательно. Хотя бы протрите пыль со стола и компьютера.
  • Перед игрой на компьютере, и после работы, протрите монитор влажной тряпкой.
  • Еще с начала появления компьютеров, считается, что кактусы позволяют уменьшить излучение.
  • Обязательно проветривайте помещение, в котором играет ваш ребенок.

Выполнение этих правил позволят сохранять здоровую атмосферу в помещении.

Но гораздо опаснее для здоровья малыша неправильная посадка, или неудобное расположение рабочего места. Ведь организм вашего ребенка бурно развивается. Кости рук еще не сформированы, позвоночник тоже еще не до конца окреп. Поэтому рабочее место для игры малыша должно быть обустроено с учетом его развития. Стул обязательно должен быть со спинкой. Расстояние от монитора до глаз должно быть не меньше 50 сантиметров. Посадка должна быть прямая. Руки должны свободно лежать на столе, желательно под ноги подставить специальную подставку. Рабочее место малыша должно быть хорошо освещено, однако на экране не должно быть бликов.

При продолжительной игре важно помнить про нервно-эмоциональное напряжение. В процессе игры малышам приходится постоянно решать постепенно усложняющиеся логические и пространственные задачки. Для этого нужно иметь развитое абстрактное мышление, способности сопоставлять, сравнивать, анализировать, за непродолжительное время проявить все свои навыки, знания, умения. А это требует немалого умственного и зрительного напряжения, поскольку на небольшом расстоянии постоянно приходится рассматривать на экране очень маленькие буквы, цифры, рисунки, штрихи. Постоянно переводя взгляд с экрана на клавиатуру, малыш постоянно перестраивает систему аккомодации глаза. Это часто вызывает напряжение глазных мышц, которое усиливается постоянно световой пульсацией экрана.

Именно поэтому нагрузка на глаза и нервную систему малыша колоссальна и ведет к быстрому переутомлению. Добавим к этому сидячую позу и отсутствие достаточных движении. Даже взрослому сложно непрерывно работать за компьютером, даже если там можно играть в испанский футбол , и необходимы перерывы. Но ребенок зачастую очень увлечен игровым процессом, и сам не в состоянии почувствовать усталость. И поэтому переутомление предупреждать необходимо родителям. Самое главное правило - ограничение длительности игры малыша. Временные промежутки зависят от возраста ребенка, однако врачи советуют делать перерывы после 15 минут игры. Даже более того, врачи советуют играть ребенку не более 15 минут в день. И причем допускать малыша до игр не чаще одного раза в два дня. А ведь посмотрите на своего малыша, он может играть, не отходя от компьютера часами!

Ну и естественно необходимо после каждого занятия проводить гимнастику. Можно размять ручки и ножки, сделать зарядку. Обязательны упражнения для глаз.

Уважаемые родители, помните, кратковременные занятия на компьютере и игры для детей принесут несомненную пользу, если вы прислушаетесь к этим рекомендациям и будете их регулярно выполнять. От этого зависит здоровье вашего малыша.

Памятка для родителей

«Ребенок и компьютер»

Ребенок за компьютером сплошное удовольствие для родителей: он спокойно сидит дома, не бегает, не прыгает, не разбрасывает игрушки, не малюет карандашами и фломастерами где попало. Ребенок поглощен настолько, что даже не пристает к взрослым. Возможно, он занят не только игрой, но и развивающими занятиями, но насколько полезен компьютер для психического развития ребенка, и с какого возраста можно знакомить ребенка с этим чудом техники?

Отрицательные моменты общения ребенка и компьютера

Существуют четыре основных негативных фактора: нагрузка на зрение, стеснённая поза, нагрузка на психику, излучение. Рассмотрим влияние компьютера на психику малыша.

Компьютер по степени сосредоточенности внимания малыша можно сравнить с вождением автомобиля для взрослого человека. Игры требуют огромного нервного напряжения, которого практически невозможно добиться в обычных условиях. Следовательно, необходимо снижать уровень психической нагрузки малыша при общении с компьютером.

Во-первых , следует делать перерывы на подвижную деятельность:

для детей до трех лет желательно вообще исключить компьютер,

малышам 3-4 лет желательно играть не более 15 минут, с перерывом в середине игры,

в 5-6 лет ребенок может общаться с ребенком уже около получаса, но с двумя перерывами

6-7 летние дети способны играть в компьютер без вреда для психического развития около часа, но с тремя перерывами.

Во-вторых , необходимо учитывать содержательную характеристику игр.

Ребенку легче воспринимать статичный образ, крупное цветное изображение в сопровождении звука. Достаточно безопасно рассматривать картинки или фотографии в обязательном сопровождении комментариями родителей. Хуже для психики дошкольника в целом воспринимается рисование на компьютере: малыш не только напрягает зрение, слух, но и вынужден координировать движения, но в тоже время не происходит развития мелкой моторики, столь важной при подготовке руки к письму. Но компьютер способствует развитию координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов.

Также, на исследовательские игры можно выделить чуть больше времени , чем на развлекательные, например, до завершения какого-либо заранее оговоренного этапа, для того чтобы у малыша формировалась мотивация на достижение конкретного результата. Ребенок должен выходить из-за компьютера с осознанием успешно выполненного дела.

При выборе игры, не забывайте, что ребенок не способен разграничивать реальную жизнь и фантазию, для него все является реальностью. Относитесь внимательно к тому, что вы выбираете в качестве реальности для своего малыша.

Положительные моменты общения ребенка и компьютера

Одной из важных положительных сторон взаимодействия ребенка с компьютером – это развитие способности сначала мыслить, а только затем действовать . Данный навык необходим при обучении в школе, но, ни детский сад, ни родители не способны его до конца сформировать в силу развития определенных структур головного мозга. Такое поведение обусловлено развитием теоретического мышления и в первую очередь связано с осознанием необходимого способа действия для решения различных задач: учебной, игровой, изобразительной или другой. Также происходит развитие логического, оперативного мышления, умения прогнозировать.

Следующий положительный момент – это ознакомление ребенка с исследовательской работой . В процессе игры ребенок пробует, проверяет, делает выводы, корректирует свои действия в соответствии с желаемым результатом. И в игре это сделать гораздо проще и быстрее, чем в реальной жизни.

Также компьютер может значительно облегчить развитие ориентации ребенка в пространстве . В играх действия рук нужно сочетать с картинкой на экране. Таким образом, развивается необходимая зрительно-моторная координация.

Важным плюсом является повышение способности к социальной адаптации , столь необходимой при переходе в школу. Компьютерные игры и достижения в них способствуют повышению уверенности в себе, самооценки .

Но в тоже время, если слишком заострять свое внимание на достижениях и неудачах ребенка в играх, у него может развиться страх того, что он не может и не справиться с задачей. Данная эмоция проявляется в неуверенности, нерешительности, раздражительности. Особенно это касается детей беспокойных, неуверенных в себе, тревожных.

Важно помнить, что во всем хороша мера, так при длительном взаимодействии с компьютером эти положительные качества могут превратиться в отрицательные : точность и аккуратность в педантизм, развитие творческих способностей в ригидность, зависимость мыслительных процессов от техники. Сам по себе компьютер не является ни плохим, ни хорошим, и каким он станет для вашего ребенка, зависит только от вас. Всякое лекарство может стать ядом, если принято в не разумных дозах.

Так при нерациональном использовании компьютера развивается:

Психологическая зависимость ребенка от виртуального мира;

Агрессивность;

Нарушение сна;

Нарушение внимания;

Расстройства памяти.

Дорогие родители, никогда не превращайте компьютер в средство поощрения или наказания . Вы же не заберете у ребенка конструктор за плохое поведение, для него компьютер – это в первую очередь игрушка. Ваши запреты и наказания ничего кроме агрессии в ответ не вызовут. Интерес ребенка к компьютеру огромен, и ваша сама главная задача – это направить его в полезное для малыша русло. Соблюдение несложных рекомендаций, представленных в данной статье, позволит вам сохранить психическое здоровье вашего ребенка и одновременно открыть для него мир безграничных возможностей для развития.