Пословицы разных народов о воспитании. Методические пособие для родителей «Народная мудрость о семье»


  • Научи ребенка какому-нибудь ремеслу, иначе он будет несчастным (груз.).

  • От плохого семени плохой плод (тадж.)

  • Если не согнулся, когда был прутиком, не согнется, когда станет палкой (тат.).

  • Хочешь жениться на девушке - сначала познакомься с ее матерью (тат.).

  • Кто свою мать уважает, чужую не обругает (азерб).

  • Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи.

  • Родители трудятся, дети наслаждаются жизнью, внуки – нищенствуют (япон.).

  • Кого любят, того и наказывают.

  • Детей наказывай стыдом, а не кнутом (рус.).

  • Лучше плакать в детстве, чем в старости.

  • Кто не осушит слез ребенка, будет плакать сам (афр.).

  • К ребенку полагается относиться с наибольшим почтением, т.е. взрослым следует беречь его нравственную чистоту, не показывать дурного примера (Ювенал).

  • Порицания достойны родители, не желающие воспитывать своих детей в строгих правилах (Петроний).

  • Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет - потребует жертв. (П. Буаст).

  • Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью (А.П. Чехов).

  • Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить (А. Дистервег).

  • Побои и брань подобны опию: чувствительность к ним быстро притуп­ляется, и дозы приходится удваивать (Бичер-Стоу).

  • Пусть первым уроком ребенка будет повиновение. Тогда вторым может стать то, что ты считаешь необходимым (Б. Франклин).

  • Парадокс воспитания состоит в том, что хорошо поддаются воспитанию как раз те, которые не нуждаются в воспитании (Ф. Искандер).

  • У детей нет ни прошлого, ни будущего, зато в отличие от нас, взрослых, они умеют пользоваться настоящим (Ж. Лабрюйер).

  • Любовь родителей к детям всегда больше любви детей к родителям. Это несоответствие и несправедливость возмещают им собственные дети (Д. Еремич).

  • У человека в гневе открывается рот, и закрываются глаза (Катон).

  • Человек, который прививает своим детям навыки трудолюбия, обеспечивает их лучше, чем если бы он оставил им наследство (Уэйтли).

  • Лучшее, что отец может сделать для своих детей - это любить их мать (Неизвестный автор).

  • Чтение для ума, что физкультура для тела (Аддисон).

  • Не тот богат, кто много имеет, а тот, кто много дает (Фромм).

  • В первое время важнее всего материнское воспитание, ибо нравственность должна быть насаждена в ребенке как чувство (Г. Гегель).

  • Стремление создать счастливую жизнь ребенку баловством с младенческих лет, пожалуй, неблагоразумно (В. Гюго).

  • Постоянно давать детям награды не годится. Через это они становятся себялюбивыми, и отсюда развивается продажный образ мыслей (И. Кант).

  • Что ты сам сделаешь для родителей своих, того же ожидай и себе от детей (Питтак).

  • Вначале мы учим своих детей. Затем мы сами учимся у них (Я. Райнис).

  • Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов (Ж.-Ж. Руссо).

  • У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим (Ж.-Ж. Руссо).

  • Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным,- это приучить его не встречать ни в чем отказа (Ж.-Ж. Руссо).

  • Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети (В.А. Сухомлинский).

  • Не злите детей: кто хочет бить, будучи ребенком, тот захочет убивать, когда вырастет (П. Буаст).

  • Воспитатель, сам должен быть тем, кем он хочет сделать воспитанника (В.И. Даль).

  • Воспитывающий должен сам обладать умом, большим самообладанием, добротой, высокими нравственными воззрениями (М.И. Драгоманов).

  • Тот, кто мало знает, малому может и учить (Я. Коменский).

  • Взыскивать с детей за проступки, которых они не совершили, или хотя бы строго наказывать их за мелкие провинности - значит лишиться всякого их доверия и уважения (Ж. Лабрюйер).

  • Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни (К.Д. Ушинский).

  • Цель обучения ребенка состоит в том, .чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя (Э. Хаббард).

  • Хорошее воспитание надежнее всего защищает человека от тех, кто плохо воспитан (Ф. Честерфилд).

  • Из всех творений самое прекрасное - получивший прекрасное воспитание человек (Эпиктет).

  • Воспитывать теперь самая трудная вещь; думаешь: «Ну, все теперь кончилось! - не тут-то было: только что начинается!..» (М.Ю. Лермонтов).

  • Если ты знаешь средства укрепить тело, закалить волю, облагородить сердце, изощрить ум и уравновесить рассудок, - значит ты воспитатель (Ш. Летурно).

  • Воспитывать - не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а, прежде всего, самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать воспитание с самого себя (А.Н. Острогорский).

  • Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома (А.С. Макаренко).

  • Нравственный облик личности зависит, в конечном счете, от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства (В.А. Сухомлинский).

  • Нравственное уродство и преступность являются результатом недостатка воспитания и испорченности, идущей с раннего возраста (В.М. Бехтерев).

  • С годами образуется пустота и разочарование у тех молодых людей, детство и отрочество которых было бездумным удовлетворением их потребностей (В.А. Сухомлинский).

  • Могут быть, умные юноши и глупые старики. Ибо научает мыслить не время, но раннее воспитание и природа (Демокрит).

  • Страх телесного наказания не сделает злого сердца добрым, а смешение страха со злостью - самое отвратительное явление в человеке (К.Д. Ушинский).

  • Нет более мучительного наказания, чем не быть наказанным (Акутага-ва Рюноскэ).

  • Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой (Эзоп).

  • Если строгость и приводит к исцелению от скверной наклонности, то этот результат часто достигается за счет насаждения другого, еще худшего и более опасного недуга - душевной пришибленности (Д. Локк).

  • Сначала убедись, а потом уж убеждай (К.С. Станиславский).

  • Воспитание детей есть только самосовершенствование, которому ничто не помогает столько, как дети (Л.Н.Толстой).

  • Самосовершенствование уже потому свойственно человеку, что он никогда, если он правдив, не может быть доволен собой (Л.Н. Толстой).

  • Ничто так не научает, как сознание своей ошибки. Это одно из главных средств самовоспитания (Т Карлейль).

РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ ПРО СВОЕВРЕМЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Кто без призора с колыбели, тот всю жизнь не при деле.

Дитятко - что тесто: как замесил, так и выросло.

И к худу и к добру приучаются смолоду.

К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.

Выкормил змейку на свою шейку.

Чему Ваня не научился, того Иван не выучит.

Как постелешь - так и поспишь.

Что посеешь - то и пожнешь.

Гни дерево, пока гнется, учи дитя, пока слушается.

Учи сына, когда поперек лавки лежит, вдоль вытянется - трудно будет.

Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается.

Кто учится смолоду, не знает на старости голоду.

Оттого парень с лошади свалился, что отец криво посадил.

РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ ПРО МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

Детей наказывай стыдом, а не кнутом.

Наказывать легче, воспитывать труднее.

Хороший пример – наилучшая проповедь.

Верная указка - не кулак, а ласка.

Водила за ручку - получила белоручку.

Побои мучат, а не учат.

Не корми калачом, да не бей кирпичом.

Немой упрёк тяжелее сказанного.

Неразумная опека хуже беспризорности.

У семи нянек дитя без глаза.

Без строгости и щенка не вырастишь.

Пусти детей по воле, сам будешь в неволе.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ВОСПИТАНИИ

Когда дети стоят на голове, родители встают на уши.

Лучший способ сделать детей хорошими - сделать их счастливыми.

Любовь - это не обязательно дети, но дети - это обязательно любовь.

На детские вопросы обычно требуются недетские ответы.

Непросто поставить детей на ноги - особенно ранним утром.

Родился сам - помоги другому.

Счастливые родители - выспавшиеся родители.

Сынок! Послушайся маму и сделай, как сказал папа!

Хорошо еще, когда на детях природа отдохнула, хуже, когда посмеялась.

Тезисы о воспитании дошкольников отечественных педагогов и психологов

В мире есть две сложные вещи - воспитывать и управлять.

(Иммануил Кант)

Если педагог соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный педагог.

(Лев Толстой)

Воспитание есть усвоение хороших привычек.

(Платон)

Взрослые не должны сердиться на детей, потому что это не исправляет, а портит.

(Януш Корчак)

Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю.

(В. А. Сухомлинский)

Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в его первую пору жизни.

(Коменский Я.)

Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически.

(Ушинский К. Д.)

Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?

(А.С. Макаренко)

Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях.

(Ж.Ж. Руссо)

Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой.

(К.Д. Ушинский)

Целевые ориентиры дошкольного образования, обозначенные в ФГОС ДО , предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности при соблюдении требований к условиям реализации программы. Сегодня, согласно требованиям Стандарта, процесс обучения – это не готовый конспект, а поиск и сотворчество, при котором дети учатся планировать, делать выводы, приобретают новые знания через собственную деятельность. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности.

Успешное формирование учебной деятельности зависит от того, какими мотивами она побуждается. Если ребенок не хочет учиться, научить его нельзя. Внешне деятельность детей на занятии может быть похожей, но внутренне, психологически, она весьма разная. Часто она побуждается внешними мотивами, не связанными с усваиваемыми знаниями и тем, что делает ребенок. Малышу неинтересна математика, но на занятии он старается выполнять задания, чтобы не вызвать неудовольствие педагога. Или ребенок не любит рисовать, но делает картинку, чтобы подарить бабушке на день рождения. В детском саду дети часто занимаются, потому что «так надо», «так велят», «чтобы не ругали».

Внутренняя мотивация вызвана познавательным интересом ребенка: «интересно», «хочу знать (уметь)». В этом случае знания являются не средством достижения какой-то другой цели («чтобы не ругали», «нужно подарить бабушке»), а целью деятельности ребенка. Результаты учебной деятельности значительно выше, если она побуждается внутренними мотивами. Важным дидактическим принципом, на основе которого строится методика занятий с детьми 2-го года жизни, является применение наглядности в сочетании со словом.

Обучение детей раннего возраста должно носить наглядно-действенный характер. Организация образовательной работы предполагает воспитание и обучение на специальных занятиях, в режимные моменты и в совместной деятельности педагога с детьми в течение всего дня. Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности - речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.)

В возрасте 3 лет малышей нужно начинать обучать, развивать. Занятия в младшей группе детского сада уже отличаются от того, что было в яслях. Но все же, они проходят в игровой форме. Усвоение детьми программного материала в большей мере определяется работой, направленной на формирование навыков учебной деятельности. Важно с первых занятий развивать у ребят умение заниматься, систематически приучать к внимательному наблюдению за действиями педагога и одновременному слушанию его указаний. Наиболее трудно приучать детей данного возраста выслушивать задание до конца. «Положите игрушки на место! Я еще не все сказала!» - останавливает педагог детей, не разрешая им действовать раньше времени. Воспитатель постоянно побуждает детей внимательно слушать и запоминать задание, охотно и точно его выполнять, соблюдая определенную последовательность действий. Дети должны научиться одновременно начинать и одновременно заканчивать работу, действовать самостоятельно, не мешать друг другу, доводить дело до конца. На вопросы, обращенные к группе, они учатся отвечать по одному. «Я буду задавать вопросы всем, а отвечать будет тот, кого я вызову»,- формулирует данное требование педагог. Однако в отдельных случаях для активизации детей он прибегает к хоровым ответам: «Давайте все вместе назовем (сосчитаем)!» Дети учатся адресовать ответы товарищам. («Расскажи громко, чтобы все слышали!»)

Особой заботы требует развитие умения внимательно следить за действиями и ответами товарищей. Детям предлагают помочь товарищу: уточнить, дополнить, исправить ответ. При этом у них поддерживается доброжелательное отношение друг к другу.

Постоянно оценивая результаты работы детей, педагог приучает их контролировать свои действия, сопоставлять то, что сделали, с тем, что надо было сделать (соответственно образцу), замечать неточности, ошибки, стремиться их исправить.

Средняя группа. Продолжают уделять воспитанию бережного обращения с пособиями и умения ими правильно пользоваться. Способность управлять своим вниманием у детей 5 лет только начинает формироваться. Поэтому необходимо побуждать их быть внимательными. Педагог одобряет тех, кто старается, работает сосредоточенно, не отстает от товарищей и доводит дело до конца. При подведении итогов занятия оценивают не только то, как усвоен материал, но и поведение детей на занятии.

Старшая группа. Разъясняя пятилетним детям, как надо себя вести на занятии, опираются на их сознание. Педагог постоянно подчеркивает, что хорошо запоминают и правильно выполняют задания те, кто внимательно слушает и его, и товарищей, работает, не отвлекаясь, всегда готов ответить на вопрос. Показ зависимости результата работы от того, как дети выслушали и запомнили задание, приучает их ценить указания воспитателя и действовать точно в соответствии с ними . В старшей группе детям часто дают задания, которые наряду с решением учебной задачи тренируют произвольное внимание и память. Например, игровые упражнения «Что изменилось?», «Кто запомнит?», «Молчанка» и др.

Большое внимание уделяют развитию самоконтроля. Основным средством развития самоконтроля является оценка педагогом действий и результатов работы детей. Выслушав отчет ребенка о выполненном задании, он дает оценку, помогает найти причины ошибок и исправить их. В ряде случаев детям предлагают обменяться работами и проверить правильность выполнения задания товарищем. Воспитанию самоконтроля служит предъявление образца после выполнения задания. Проверяя, так ли он сделал, как дано на образце, ребенок находит и исправляет ошибки. Детей учат справедливо оценивать результаты своей работы и работы товарищей.

Контроль за собственными действиями в процессе работы затрудняет пятилетних детей, поэтому сначала их учат контролировать работу друг друга. Например, следить за действиями товарища, работающего у стола педагога (у доски), оценивать не только результат, но и способ выполнения задания. Детей учат внимательно слушать ответ товарища, не повторять, а дополнять и уточнять его. («Все ли сказал? Понятно ли?») Организуют работу парами, когда один ребенок выполняет задание, а другой его контролирует. Оценка педагога, контроль за действиями товарища позволяют детям в дальнейшем овладеть умением контролировать собственную деятельность.

В старшей группе продолжают формировать навыки организованного поведения на занятии, детей приучают быть сдержанными, поднимать руку только тогда, когда они знают, как ответить на вопрос, терпеливо ждать, когда вызовут, готовить свое рабочее место, содержать пособия в порядке в течение всего занятия.

На занятиях по математике используют большое количество пособий, поэтому важно предусматривать порядок их размещения. Целесообразно при подготовке к занятию разложить пособия в таком порядке, чтобы вверху лежали те, которые потребуются в первую очередь, а внизу - в последнюю. Вначале их помещают на столе слева от ребенка, а по ходу работы он откладывает использованные пособия направо от себя. Мелкий счетный материал дети теперь берут с общего подноса. В каждом конкретном случае определяют, что должны сделать дежурные по занятию и что - каждый из ребят. Это касается и организации рабочего места, и уборки пособий после занятия.

Таким образом, в старшей группе не только значительно расширяются и углубляются первоначальные математические представления детей, но и существенно перестраивается работа на занятиях. Большое внимание уделяют формированию произвольного, внимания и памяти, развитию умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение), смекалки и сообразительности, развитию интереса к приобретению знаний.

Подготовительная группа. Дети подготовительной группы должны самостоятельно выполнять отдельные поручения: организовать группу сверстников для ремонта книг, выступить в роли помощника на прогулке, провести подвижную игру. За успешное выполнение поручения ребёнка необходимо поощрить. Руководя развитием самостоятельности у детей, воспитатель учит их без напоминания, помощи и контроля решать поставленную задачу, сознательно относиться к выполняемой работе, контролировать свои действия. Развитие самостоятельности связано с усложнением мотивов деятельности. В подготовительной группе мотивация её проявляется, например, в том, что ребёнок не только хочет выполнить задание хорошо, как учит воспитатель, но и получить высокую оценку, утвердиться в правильности решения задачи. Дети оценивают результаты своей деятельности, сравнивая его с результатами деятельности сверстников. К концу пребывания в детском саду они приобретают достаточный опыт анализа выполненного задания, умеют критически отнестись к сделанному. В подготовительной к школе группе предъявляются повышенные требования к организации деятельности детей на занятиях. Поэтому детей учат подготавливать рабочее место в зависимости от содержания и характера предстоящей деятельности. Правильно пользоваться пособиями и оборудованием, планировать свою работу, соблюдать последовательность её выполнения, рационально использовать время, работать в определённом темпе и т. д. Повышаются требования и к поведению детей на занятиях: правильно сидеть, быть подтянутым, внимательно слушать, не перебивать другого, дополнять ответ товарища и пр.

Выполнение программы физического воспитания детей предусматривает не только решение общих его задач, но и формирование устойчивых привычек к различным видам закаливания, потребности в выполнении утренней гимнастики и физических упражнений, стремления к совершенствованию движений, умения проводить их со своими сверстниками.

Если ребёнок в дошкольном возрасте освоит доступные ему виды физических упражнений, полюбит спортивные игры и развлечения, то это явится предпосылкой к тому, что и в школьные годы он будет заниматься ими в часы досуга. Это послужит и отдыхом от умственной работы, и средством дальнейшего оздоровления организма. Обучение детей спортивным видам физических упражнений является особым разделом работы, осуществлением которого занимается физинструктор.

Основополагающим принципом современного обучения в ДОУ является воспитывающее и обучающее обучение, что предполагает развитие у детей познавательных процессов, интереса к знаниям. В реализации этого в детском саду особо важная роль принадлежит занятиям, в ходе которых планово и систематически совершенствуется элементарная учебная деятельность детей. Это позволяет формировать у них понимание учебной задачи и готовность, стремление выполнить её, умение действовать по плану и указанию взрослого, использовать приобретённые ранее знания и умения в новой деятельности, владение способами выполнения задач, способность к самоконтролю, оценке и самооценке.

Педагог заботится об умственном воспитании и развитии каждого ребёнка, ставит его перед необходимостью, решая умственные задачи, затрачивать определённые усилия. Постепенно, в процессе обучения у детей возникает осознанное отношение к заданиям, умение вслушиваться, вникать в объяснения, стремления добиваться хороших результатов не ради похвалы, а для удовлетворения от результатов труда. У дошкольников формируется умение работать сосредоточенно, в определённом темпе, повышается работоспособность.

Большое значение в осуществлении принципа развивающего обучения имеет руководство взрослым процессом выполнения задания, его оценка. При оценке работы он должен интересоваться не только её результатом (рисунком, аппликацией, составленным рассказом и т. д.), но и с умственными усилиями, затраченными ребёнком, его старанием, самостоятельностью, увлечённостью делом. Правильная оценка всегда является воспитывающей. Важно также учитывать уровень овладения ребёнком данным видом деятельности, чтобы не только лучше видеть его продвижение, но и сказать ему об этом. Обдуманный анализ, проводимый в тактичном тоне, поможет ребёнку понять свои успехи и ошибки, добиваться лучших результатов.

Анализ и оценка работ вместе с исполнителем способствует формированию у него важных навыков, необходимых для учебной деятельности в школе (сравнение, сопоставление, самоконтроль и т. д.).

Более сложной становиться и организация коллективного труда. Дети работают по бригадам под руководством бригадира, назначенного воспитателем или выбранного дошкольниками. Правильно поставленное трудовое воспитание во многом способствует успеху обучения в начальных классах.

Но нельзя забывать, что основной деятельностью детей остаётся игра. Рекомендуется приобрести настольно-печатные игры, способствующие развитию внимания, памяти, ориентировке в пространстве, развитию органов чувств, мышления, речи, содействующие уточнению представлений об окружающей действительности и не забывать читать детям книги по возрасту.

1. Схематично представить источники педагогической науки.


педагогический воспитание обучение наследственность

2. Подберите пословицы разных народов о воспитании детей, проанализируйте их, выявите сходство и различие в подходах к воспитанию.

Русские пословицы.

Анализируя русские пословицы, можно отметить следующее:

· Отец рыбак, и дети в воду смотрят.

· От бобра - бобренок, от свиньи - поросенок.

· Яблоко от яблони недалеко падает.

· Щенок у матери лаять учится.

· Родители трудолюбивы, и дети не ленивы.

· Каков род, таков и приплод.

· Доброе семя, добрый.

· Каков отец, таков и молодец.

· Дурной рыбак - дурные сети, дурная мать - дурные дети.

· Какова матка, таковы и детки.

· Какова хата, таков и тын, каков отец, таков и сын.

Материнская любовь как фактор воспитания

· Дитя хоть и криво, а отцу с матерью диво.

· Ребенок без матери - что стол без скатерти.

· Материнская ласка конца не знает.

· Дитя плачет, у матери сердце болит.

· Добрая наседка одним глазом зерно видит другим - коршуна.

· За кровь свою - и курица лютый зверь.

· У матери на всё слёз хватит.

· Родную мать никем не заменишь.

Значение воспитания в становлении личности человека

· Дети, что цветы: уход любят.

· Умей дитя родить, умей и научить.

· Кто без призора с колыбели, тот всю жизнь не при деле.

· Детей учить - не лясы точить.

· Где нянек много, там дитя безного.

Методы воспитания

· Трех лет Ивана по отчеству звать рано.

· Сидя у матушки на сарафане умён не будешь.

· Без строгости и щенка не вырастишь.

· Гни дерево, пока гнется, учи дитя, пока слушается.

· Учи сына, когда поперек лавки лежит, а когда вдоль вытянется - трудно будет.

· Детей наказывай стыдом, а не кнутом.

· Яйца курицу не учат (вариант: Учило яйцо курицу, да болтуном и осталось).

Таким образом, русский народ считает, что родители играют главную роль в воспитании своих детей. Особенно это касается наследственности как важного фактора, определяющего личность ребенка. Много в пословицах говорится о методах воспитания, о том, чему надо учить детей, что будет, если ребенка вовремя не воспитывать. Прослеживается стремление воспитать трудолюбивого человека, который уважает старших, любит своих детей.

Пословицы разных народов.

Анализируя пословицы других народов, можно отметить следующее:

Большая роль наследственности в воспитании

· От плохого семени плохой плод (таджикская)

Значение ремесла и труда в воспитании человека

· Научи ребенка какому-нибудь ремеслу, иначе он будет несчастным (грузинская).

Воспитание уважения к старым людям, родителям

· Кто свою мать уважает, чужую не обругает (азербайджанская).

Учение играет в жизни большую роль

· Звезды явятся - небо украсят, знания появятся - ум украсят (монгольская пословица)

· Стремись завоевать не мир, а его знание (туркменская пословица)

· Деньги отдай - уменьшатся, знания отдай - прибавятся (таджикская пословица)

· Узнать можно лишь тогда, когда учишься; дойти можно лишь тогда, когда идешь (вьетнамская пословица)

· Короли властвуют над людьми, а ученые - над королями. (арабская пословица)

· Сильный победит одного, знающий - тысячу (башкирская пословица)

· Не говори, чему учился, а говори, что узнал (таджикская пословица)

· Ни один сосуд не вмещает в себя больше своего объема, кроме сосуда знаний, - он постоянно расширяется (арабская пословица)

· Спросить - минутный стыд, не спросить - стыд на всю жизнь (японская пословица)

· Есть вещи, которые не сделаешь, пока не выучишься, но есть и такие, которые надо сделать, чтобы выучиться (армянская пословица)

· Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем (французская пословица)

· Знание - сокровище, которое повсюду следует за тем, кто им обладает (китайская пословица)

Методы воспитания

· С ребенка надо требовать - тогда он будет человеком (немецкая пословица)

· Не срывай незрелых плодов: поспеют - сами упадут(грузинская пословица)

· Этикет надо соблюдать даже в дружбе (японская пословица)

· Нет хуже плода, который никогда не зреет (итальянская пословица)

· Через людей в люди выходят (уйгурская пословица)

· Следя за чужими манерами, исправляй свои (японская пословица)

· Стены возводят по фундаменту (лакская пословица)

· Чем поучать, лучше самому показать (индийская пословица)

· Если не согнулся, когда был прутиком, не согнется, когда станет палкой (татарская).

· Пока в воду не попадешь, плавать не научишься (армянская пословица)

· Родители трудятся, дети наслаждаются жизнью, внуки - нищенствуют (японская).

Пословицы разных народов тоже призывают воспитывать своих детей во время, приучать к труду и ремеслу, уважать старших, стремиться к знаниям. Однако, восточные народы с большим почтением относятся к старикам, чем другие. Европейские народы больше стремятся обучить своих детей, чтобы они в старости не знали бедности. Немцы считают, что требовательность к детям - главный фактор воспитания. Хорошим манерам стремятся научить своих детей японцы, для них это самое главное. Методы воспитания у всех примерно одинаковые: личный пример, практическая деятельность, требовательность и «стыд» (Детей наказывай стыдом, а не кнутом).

3. Изучите «Концепцию дошкольного воспитания», выпишите цели и принципы гуманизации педагогической работы с детьми, дайте сравнительную характеристику учебно-дисциплинарной и личностно-ориентированной модели построения образовательного процесса.

Гуманизация образования - это процесс, направленный на развитие личности как субъекта творческой деятельности, что составляет и важнейшую характеристику образа жизни педагогов и воспитанников, предполагающую установление подлинно человеческих (гуманных) отношений между ними в педагогическом процессе и является ключевым компонентом нового педагогического мышления, сфокусированного вокруг идеи развития личности. Ведущим направлением гуманизации образования считается «самоопределение личности в культуре», ее приобщение к национально-культурным традициям, обогащенным человеческим содержанием гуманизации -- усиление внимания к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами. Демократизация образования. Важное место в решении этих задач занимает глубокая демократизация управления дошкольным учреждением. Демократизация управления дошкольным учреждением предполагает:

* педагогическое сотрудничество на всех уровнях управления в детском саду;

* компетентность всех участников в вопросах управления;

* новое управленческое мышление (иной взгляд на воспитателя и ребенка);

* педагогическое сотрудничество с родителями и школой;

* создание коллектива единомышленников (воспитателей, родителей, учителей);

* заинтересованность родителей и общественности в совместной деятельности по воспитанию детей и ее результатах;

* обеспечение благоприятного психологического климата в коллективе (гуманизация отношений, формирование творческой атмосферы);

* перераспределение ответственности в коллективе.

Екатерина Гордеева


Пословицы и поговорки о воспитании детей могут быть использованы для работы с родителями в консультациях , родительских собраниях для повышения педагогических знаний родителей .

1. Добрые дети – делу венец,а плохие дети – делу конец.

2. Один сын – не сын,два сына – полсына,три сына – сын.

3. Маленькие дети тяжелы на коленях,а большие – на сердце.

4. Малые дети спать не дают,а вырастут, так и сам не уснёшь.

5. Человек без воспитания – тело без души .

6. Не чванься отцом – хвались сыном молодцом.

7. Умел сына родить – умей и научить .

8. Кому детей родить , тому их и ростить.

9. Кто без призора с колыбели, тот всю жизнь не при деле.

10. Гни дерево,пока гнётся,учи дитя, пока слушается.

11. Не учила,когда поперёк лавки лежал,а во всю вытянулся – не научишь.

12. Ум придёт да пора пройдёт.

13. От плохого семени не жди доброго племени.

14. Какие корешки,такие и ветки,какие родители ,такие и детки.

15. От свиньи бобры не родятся,а такие же поросята.

16. От яблони яблоко родится , а от ёлки шишки.

17. Сын мой,а ум у него свой.

18. Деньги потерял – ничего не потерял,время потерял – много потерял, здоровье потерял – всё потерял.

19. Здоровье сгубишь – новое не купишь.

20. Держи голову в холоде,живот в голоде,а ноги в тепле.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Пословицы и поговорки - мудрость народа» Тема: «Пословицы и поговорки - мудрость народа» Цель: рассказать о ценности пословиц и поговорок, способствовать расширению кругозора и.

Консультация для родителей «Пословицы и поговорки для детей старшего дошкольного возраста» Задачи: Образовательные: 1. Обобщение опыта духовного наследия народного творчества. Развивающие: 1. Развивать навыки связной речи; 2. Способствовать.

Консультация для родителей «Роль устного народного творчества в развитии речи детей. Песенки, потешки, поговорки, пословицы» Речь - чудесный дар природы -не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить.

Логопедический фольклор «Пословицы и поговорки» Логопедический фольклор. Фольклор - народное творчество, художественная коллективная деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения.

Пословицы и поговорки как средство умственного воспитания дошкольников Развитие ребенка Существуют различные средства и технологии умственного воспитания для детей. Одним из эффективных и простых способов является.

Пословицы и поговорки о семье Когда нет семьи, так и дома нет. Люблю своих детей, но внуки милей. На что и клад, когда в семье лад. Нет друга супротив родного брата.

Пословицы и поговорки по лексическим темам, в том числе с учетом регионального компонента: казачьи пословицы и поговорки Месяц Неделя Тема недели Пословицы и поговорки по лексическим темам Пословицы и поговорки (казачьи) Сентябрь 1-2 Мониторинг. День знаний.

Пословицы и поговорки о воспитании

Человек без воспитания — что тело без души.

Дитятко — что тесто: как замесил, так и выросло.

Ученье в детстве так же прочно, как гравировка на камне.

Человек не для себя родился.

Недалеко от дерева яблочко падает.

Хорошему надо учиться три года, а дурному — одного часа достаточно.

Один добрый пример лучше ста слов.

Капризен в детстве — уродлив в старости.

Пороки ребенка не рождаются, а воспитываются.

Понукание — не воспитание.

Воспитывай лаской, а не таской.

Пусти детей на волю, сам будешь в неволе.

У семи нянек дитя без глазу.

Паси, чтобы вскормить; не паси, чтобы озолотить.

Пословицы и поговорки о самовоспитании, воспитанности и этикете

Зависть — яд для души человека.

Посеешь привычку — пожнешь характер.

Учись доброму, тогда худое на ум не пойдет.

Родители дали тебе жизнь — волю воспитай сам.

Из всех страстей зависть самая отвратительная.

Жадный сам себе покоя не дает.

Лучше по миру собирать, чем чужое брать.

Говорить без дела, что по воде писать.

Гол, да не вор, беден, да честен.

Бедность крадет, а нужда лжет.

Бедность учит, а счастье портит.

Биться, драться — не ума набираться.

Бог видит, кто кого обидит.

Вор, что заяц: и тени своей боится.

Всяк правды ищет, да не всяк ее хранит.

Говорит по секрету, а выдает всему свету.

Как вор ни ворует, а тюрьмы не минует.

Ленивые руки не родня умной голове.

. «Лесть да месть дружны.

. «Лучше свой кусок, чем чужой пирог.