Психология отношений матери и ребенка. Психологические аспекты отношения матери к будущему ребёнку

В неполной семье одинокая мать имеет более выраженную установку на воспитание детей, чем мать в полной семье. Осо­бенно это заметно в семье разведенных супругов. Процесс воспи­тания и вся система отношений матери с детьми эмоционально более насыщены. При этом в поведении матери, касающемся ее взаимоотношений с ребенком, наблюдаются две крайности. Одна из них - применение жестких мер воспитательного воздействия, в первую очередь по отношению к мальчикам. Обусловливается подобное отношение, по мнению специали­стов, тем, что мать ревниво относится к встречам сына с от­цом, испытывает к сыну постоянное чувство эмоциональной неудовлетворенности и недовольства из-за имеющихся у маль­чика нежелательных черт характера бывшего мужа. Угрозы, порицания и физические наказания матери чаще применяют к мальчикам. Сыновья нередко становятся «козлами отпуще­ния» для снятия нервного напряжения и чувства эмоциональ­ной неудовлетворенности. Это свидетельствует о нетерпимости матерей к общим с отцами чертам у детей и о предшествую­щих конфликтных отношениях в семье.

Вторая крайность в поведении матери после развода заклю­чается в том, что она стремится своим влиянием компенсировать то, что, по ее мнению, дети недополучают из-за отсутствия отца. Такая мать занимает опекающую, охранительную, кон­тролирующую позицию, сдерживающую инициативу ребен­ка, что способствует формированию эмоционально рани­мой, безынициативной, несамостоятельной, поддающейся внешним влияниям, управляемой извне, эгоистической лич­ности.

Б.И. Кочубей выделяет несколько соблазнов, подстере­гающих мать, оставшуюся без мужа. Эти соблазны приводят к ошибочному поведению матери в отношениях с детьми, что в конечном итоге вызывает разного рода деформации в их пси­хическом и личностном развитии.

Соблазн первый - жизнь для ребенка. Потеряв мужа, жен­щина возлагает на ребенка все свои надежды, видит в его вос­питании единственный смысл и цель своей жизни. Для та­кой женщины не существует ни родных, ни друзей, ни личной жизни, ни досуга; все посвящено ребенку, направлено на его благополучие и гармоничное развитие. Она избегает любых изменений в своей личной жизни, опасаясь, что это может не понравиться ребенку и отвлечет ее от воспитательных задач. Формула, которой она руководствуется в своей жизни после развода: «Я не могу себе позволить...».

Все отношения матери и ребенка приобретают тревожный оттенок. Любая его неудача, любой проступок превращаются в трагедию: это угроза краха ее родительской карьеры. Ребе­нок не должен ничем рисковать, не должен проявлять са­мостоятельность, прежде всего в выборе друзей, так как это может привести его в дурную компанию, он может наделать множество непоправимых ошибок. Мать постепенно сужает не только свой круг общения, но и круг общения ребенка. В ре­зультате пара «мать - ребенок» все больше замыкается на себе, и привязанность их друг к другу с годами усиливается.



Такие отношения ребенку сначала нравятся, но затем (чаще всего это происходит в раннем подростковом возрасте) он начинает чувствовать себя дискомфортно. Приходит понима­ние того, что мать не только пожертвовала своей жизнью ради него, но и требует, часто не осознавая этого, чтобы он отвечал ей тем же, поступаясь собственными жизненными планами и установками: он должен принести свою жизнь в жертву ста­реющей матери. В ее любви преобладает мотив «не отпустить!».

Рано или поздно это вызывает бунт ребенка, подростковый кри­зис которого протекает в этой ситуации с симптомами бурного протеста против материнской тирании, в каких бы мягких фор­мах она ни проявлялось.

Подобная ситуация чревата серьезными последствиями как для мальчиков, так и для девочек. Молодой человек, вырос­ший в чисто женском окружении, часто всю жизнь ищет для себя подругу, созданную по образу и подобию мамы - такую же нежную и заботливую, так же с полуслова его понимающую, опекающую, любовно контролирующую каждый его шаг. Он боится самостоятельности, к которой не приучен в материн­ской семье.

Девочка в поисках пути высвобождения, протестуя против материнских ограничений, против контролирующей материн­ской любви, имея самые неопределенные представления о муж­чинах, может совершить непредсказуемые поступки.

Второй соблазн - борьба с образом мужа . Развод для боль­шинства женщин драматичен. Чтобы оправдать себя, жен­щина нередко утрирует отрицательные черты бывшего супру­га. Так она старается снять свою долю вины за неудавшуюся семейную жизнь. Увлекшись такой тактикой, она начинает навязывать ребенку отрицательное представление об отце. Не­гативное отношение матери к бывшему мужу особенно сильно влияет на детей шести-семи лет, и менее глубокое воздействие оно оказывает на подростков старше десяти лет.

Такая мать обычно крайне отрицательно относится к встре­чам ребенка с «плохим» отцом, а иногда и вообще их запреща­ет. Возможны два варианта последствий подобного антиотцовского воспитания. Первый заключается в том, что старания матери создать у ребенка отрицательные представления об от­це увенчались успехом. Сын, разочаровавшись в отце, может полностью переключить на мать все запасы своей любви и при­вязанности. Если при этом негативное отношение матери рас­пространяется не только на бывшего супруга, но и на мужчин вообще, мальчику становится труднее вырасти мужчиной, и у него формируется женский тип психологических качеств и интересов. У дочери плохое отношение к отцу, оставившему семью, легко переходит в недоверие ко всему мужскому роду, представители которого, в ее представлении, - опасные суще­ства, способные только обманывать женщин. Девушке с такими взглядами создать семью, построенную на любви и доверии, будет нелегко.

Вариант второй: проявление негативных чувств матери к отцу не убеждает ребенка в том, что отец действительно пло­хой. Ребенок продолжает любить отца и мечется между равно любимыми им и ненавидящими друг друга родителями. В по­следующем подобная семейная атмосфера может стать причи­ной раздвоения психической жизни и личности ребенка.

Некоторые матери начинают борьбу не только с образом ушедшего отца, но и с теми его отрицательными (по их мне­нию) чертами, которые они находят у своих детей. В таких случаях в их поведении отчетливо проявляется соблазн тре­тий - наследственность , который чаще всего наблюдается в неполных семьях «мать - сын». Нередко мать не в силах справиться с сыном, ищет в нем наследственные черты ушед­шего из семьи отца. Зачастую те качества, которые такая мать приписывает «дурным генам» отца, являются не чем иным, как проявлением мужских черт в их традиционном понима­нии: избыточной активности, агрессивности. Под отцовской наследственностью мать обычно понимает наличие у ребенка самостоятельности, его нежелание подчиняться ей во всем и стремление иметь собственные взгляды на жизнь и свою даль­нейшую судьбу. А отклонения от нормы в его поведении она расценивает как невозможность что-либо изменить по причине «дурных генов» и этим как бы пытается снять с себя ответст­венность за ошибки, допущенные в воспитании.

Соблазн четвертый - попытка купить любовь ребенка. После развода ребенок чаще всего остается с матерью, и это ставит родителей в неравное положение: мать бывает с ребенком ежедневно, а отец встречается с ним обычно по выходным. Отец свободен от ежедневных забот и может целиком посвятить себя тому, что так нравится детям - преподнесению подарков. С мамой - тяжелые будни, а с папой - веселый праздник. Неудивительно, что в какой-нибудь мелкой ссоре с матерью сын или дочь могут ввернуть что-то вроде: «А папа меня не ру­гает... а папа мне подарил...» Такие эпизоды больно ранят мать. В подобных ситуациях у матери возникает естественное желание превзойти бывшего мужа в этом отношении и «пере­купить» у него детскую любовь. Она обрушивает на ребенка поток подарков: пусть не думает, что только отец его любит. Родители вступают в соревнование за любовь ребенка, стремясь доказать и ему, и самим себе, и окружающим: «Я люблю его ничуть не меньше и не жалею для него ничего!» В такой ситуа­ции ребенок начинает ориентироваться преимущественно на материальную сторону своих отношений с родителями, пытаясь любым путем добиться для себя выгод. Преувеличенное внима­ние родителей к ребенку может к тому же вызвать в нем не­скромность и завышенную самооценку, потому что, оказавшись в центре всеобщего интереса, он не осознает того, что борьба ро­дителей за его любовь не связана с какими-либо его заслугами.

В основе всех перечисленных соблазнов - неуверенность женщины в своей любви к ребенку, в прочности своих связей с миром. После потери мужа она больше всего боится, что и ребенок может ее разлюбить. Именно поэтому она любыми средствами пытается добиться детской благосклонности.

Таким образом, распад семьи всегда болезненно пережи­вается и взрослыми, и детьми. Будучи не в состоянии контроли­ровать собственные переживания, взрослые меняют отношение к ребенку: кто-то видит в нем причину развала семьи и не стес­няясь говорит об этом, кто-то (чаще всего мать) настраивает себя на то, чтобы всецело посвятить свою жизнь воспитанию ребенка, кто-то узнает в нем ненавистные черты бывшего суп­руга или, напротив, радуется их отсутствию. В любом из этих случаев внутренняя дисгармония взрослого в послеразводном кризисе накладывает отпечаток на формирование личности ребенка, потому что дети во многом воспринимают события, ори­ентируясь на реакцию взрослых. Нередко взрослые используют детей в качестве объекта разрядки своих отрицательных эмо­ций, распространяя на них негативные аспекты переживаемой ситуации. При этом родители упускают из виду, что ребенок всегда глубоко страдает, если рушится семейный очаг. Развод неизменно вызывает у детей психический надлом и сильные переживания. Поэтому взрослым необходимо учитывать те обстоятельства, которые сказываются на психическом раз­витии ребенка в подобной ситуации.

Именно на это советует родителям обратить внимание один из ведущих специалистов США в области педиатрии, детской психологии и психиатрии, Аллан Фромм. Основные положе­ния его семейного «кодекса», адресованного разведенным ро­дителям, сводятся к следующему:

1 . Разводу супругов нередко предшествуют многие месяцы разногласий и семейных ссор, которые трудно скрыть от ребенка и которые волнуют его. Мало того: родители, занятые своими ссорами, обращаются с ним плохо, даже если полны благих намерений отстранить его от решения собственных проблем.

2. Ребенок ощущает отсутствие отца, даже если не выража­ет открыто своих чувств. Больше того: он воспринимает уход отца как отказ от него, ребенка. Эти переживания про­должаются многие годы.

3 . Очень часто после развода мать вновь вынуждена пойти на службу, поэтому уделяет ребенку меньше времени, чем пре­жде, он чувствует себя отвергнутым и ею.

4. Какое-то время после развода отец регулярно навещает ребенка. Это глубоко волнует малыша. Если отец проявляет к нему любовь и великодушие, развод кажется ребенку еще
мучительнее и необъяснимее, он с недоверием и обидой смот­рит на мать. Если же отец держится сухо и отчужденно, ребе­нок начинает задумываться, почему, собственно, нужно с ним видеться, и в результате у малыша может возникнуть комплекс вины. Если родители вдобавок охвачены желанием мстить друг другу они заполняют сознание ребенка вредным вздором, ру­гая один другого, подрывая тем самым психологическую опору, которую обычно дает малышу нормальная семья.

5. Воспользовавшись расколом семьи, ребенок может стал­кивать родителей друг с другом и извлекать из этого выгоду для себя. Заставляя завоевывать свою любовь, ребенок вынуждает баловать себя. Его интриги и агрессивность со временем могут даже вызвать одобрение родителей.

6. Отношения ребенка с товарищами нередко портятся из за их нескромных расспросов, сплетен и его нежелания отвечать на вопросы об отце.

7 . С уходом отца дом лишается мужского начала: матери труднее водить мальчика на стадион, развивать его чисто мужские интересы. Ребенок уже не видит отчетливо, какую роль в доме играет мужчина. Что касается девочки, то ее правильное отношение к мужскому полу может легко исказиться из-за не скрываемой обиды на отца и несчастливого опыта матери. Кроме того, ее представление о мужчине складывается не на примере отца и потому может оказаться неверным.

8. На малыше так или иначе отражаются страдания и переживания матери. В новом положении женщине, конечно гораздо труднее выполнять свои материнские обязанности.

Вышеуказанные обстоятельства в сочетании с ошибками которые допускают матери в воспитании детей в разведенной семье, могут привести не только к нарушениям психического развития ребенка, но и к деформации его личности в целом. Но этим психологические проблемы детей, воспитывающихся в распавшейся семье, не исчерпываются.

Изучение готовности к материнству в последние годы ведется в разных аспектах: структура психологической готовности к материнству, мотивы сохранения беременности, стили переживаний во время беременности, функции матери, мотивационно - потребностная сфера матери, её становление и содержание, особенности поведения во время беременности и другие аспекты.

Проблема психологической готовности к материнству изучалась рядом авторов (Филипповой Г.Г., Мещеряковой С.Ю., Брутман В.М., Родионовой М.С.).

Цель исследования выявить отношения беременных женщин к будущему ребёнку. Мы исходили из того, что отношение матери к будущему ребёнку может быть как позитивным, так и негативным, проблемным, в зависимости от гармонии внутреннего мира женщины во время беременности. Для решения поставленной задачи разработан опросник на основе модели методики «Незаконченных предложений». Опросник содержит 8 блоков: отношение беременной к жизненным перспективам, отношение родителей беременной к её положению, жизненные функции женщины, страхи и опасения во время беременности, знания о ребёнке, нереализованные жизненные возможности, отношение родителей мужа к беременности, желание или не желание иметь ребёнка.

Перед работой с опросником проверялся уровень личностной тревожности, а после опросника измерялась реактивная тревожность (методика Спилберга и Ханина).

В основу анализа полученных результатов положен метод сравнения данных двух выборок испытуемых: беременные первым или вторым ребёнком. Основные результаты исследования сводятся к следующему. Беременные и первым, и вторым ребёнком показали высокую оптимистичность к будущему, негативное отношение к вмешательству в воспитание ребёнка, его будущими бабушками и дедушками, для большинства и первой, и второй ребёнок являлся желанным, что свидетельствует о наличие субъектного отношения матери к еще не родившемуся ребенку, которое проявляется в любви к нему, мысленной или вербальной адресованности, стремлении интерпретировать движения плода как акты общения.

Сравнительный анализ исследования материнства позволил выявить и некоторые различия в позиции между беременными первым и вторым ребёнком по ряду вопросов. Так беременные вторым ребёнком практически не интересуются дополнительной информацией о беременности, объясняя это тем, что всё уже знают.

В блоке о жизненных функциях женщины на вопрос, что значит быть женщиной, беременные первым ребёнком основные акценты расставили на том, что важно быть любимой, привлекательной, а для беременных вторым важно быть матерью, показывая положительное отношение к материнству и готовность к появлению очередного ребёнка.

Чаще сожалеют о нереализованных жизненных возможностях беременные первым ребёнком (сожалеют, что рано вышли замуж, не успели получить образование, прервался карьерный рост). Беременные же вторым ребёнком показали большую готовность к расширению семьи, по-новому определились с жизненными приоритетами. Находясь перед выбором между семьёй и реализации себя в какой-то сфере, они выбрали семью и уже поменяли ритм жизни в связи с первым ребёнком. Приспособившись, они знают, что и как лучше успеть, что реализовать во время беременности, что после рождения ребёнка. Беременные первым ребёнком часто не могут себе представить, во что им придется окунуться, в связи с этим, и повышен интерес к литературе о новорожденных, они ищут там ответы на вопрос « а что будет дальше?». Они бояться потерять свою привлекательность (из-за физиологических изменений), на этом фоне возникают также семейные и личностные проблемы (вдруг муж мне изменит; я же стала настоящей уродиной; не могу смотреть на себя в зеркало; а если у меня будет выкидыш, муж меня бросит).

По характеру преобладающего переживания период беременности делится на 3 этапа: принятия женщиной решения о сохранении беременности или её прерывании, начало движения плода, подготовка к родам и появлению ребёнка в доме. Любая беременность сопровождается семейным кризисом и оканчивается отказом или принятием нового члена семьи, поэтому гармония в семье во многом (если не полностью) будет зависеть от умения быть матерью.

В ходе обработки данных по тревожности были выявлены следующие результаты: высокий уровень тревожности у беременных первым ребенком до опросника составлял 30%, а после опросника13%,в результате можно наблюдать снижение тревожности, что является показателем психотерапевтического эффекта при работе с опросником. У беременных вторым ребёнком наблюдалось обратная тенденция, до опросника было меньше женщин с повышенным уровнем тревожности, а после опросника их стало больше (соответственно 9% - 35%).

Высокий уровень тревожности при работе с анкетой был обусловлен проблемностью следующих вопросов: если бы всё можно было вернуть назад, то Вы бы…, вам хочется перестать бояться…, большинство близких Вам людей не знают, что Вы боитесь, и большинство вопросов связанных с родителями, как самой беременной, так и с родителями мужа. Можно предположить, что высокая тревожность вызвана вопросами, о которых беременные раньше не задумывались, (так как иногда они, отвечая, признавались, что не думали об этом), поэтому эта тревожность является временной.

В результате можно сказать, что беременные вторым ребёнком находятся в более выгодном положении, они более спокойны, уверены, большинство их не испытывают постоянной тревоги, знают как лучше для ребёнка, и что можно ожидать в ходе беременности, они меньше подвержены стрессам, и они готовы снова стать матерью.

Материнство изучается в психологии в различных аспектах, психологических школах и направлениях. Есть немало научных и научно-популярных изданий, посвященных этой проблеме. Разные аспекты материнского поведения затрагиваются в психологии личности, в детской психологии, педагогической психологии и т. д. .

Важность материнского поведения для развития ребенка, его сложная структура и путь развития, множественность культурных и индивидуальных вариантов, а также огромное количество современных исследований в этой области позволяют говорить о материнстве как самостоятельной реальности, требующей разработки целостного научного подхода для его исследования.

Материнство в психологии изучалось многими исследователями. Если проанализировать и обобщить основные позиции, рассматривающие феномен материнства, можно выделить следующие: материнство как обеспечение условий развития ребенка (О.В Баженова и Л.Л. Баз, Г. В. Скобло и О.Ю. Дубовик J.B. , Rotter, D.N. Stern, T. Field и др.); материнство как часть личностной сферы женщины (P.M. Shereshefsky and L.J. Yarrow, G. Bohein and B. Hegekull, M.J. Gerson at all, W.B. Millerи др.); материнство как стадия половозрастной и личностной идентификации, девиантное материнство; онтогенетические аспекты формирования материнства (И.А. Захаров, С.Ю. Мещерякова, Г.В. Скобло и Л.Л. Баз, Г.Г. Филиппова, G. Levy, W.B. Miller и др.).

В психологической литературе (преимущественно зарубежной) много внимания уделяется биологическим основам материнства, а также условиям и факторам индивидуального развития его у человека. Березин Ф.Б. выделяет факторы, которые обусловливают женскую репродуктивную активность. К генетически и социально обусловленным факторам, определяющим женскую репродуктивность он относит: состояние здоровья, личностные особенности, физическую привлекательность, условия социальной среды, включающие взаимоотношения со значимыми мужчинами.

При этом он указывает на разновероятностное значение для формирования жизненного сценария женщин таких условий социализации, как особенности воспитания и образования, материальная обеспеченность, стереотипы материнского поведения в родительской семье, возраст начала сексуальных контактов, число половых партнеров, наличие зарегистрированных семейно - брачных отношений .

Наиболее полно материнские функции женщины реализуются в рамках семьи. Изучение такого фактора, как семейный статус матери (сравнение замужних и незамужних матерей), вскрыло не только принятие незамужней матерью функции отсутствующего супруга по материальному обеспечению семьи, но и обнаружило характерную для них девальвацию самой ценности счастливой супружеской жизни, которая компенсируется за счет повышения значимости полноценного общения с друзьями [Собкин В. С.,Марич Е. М.,2002.].

В исследованиях А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер подчёркивается, что нарушение системы семейного воспитания, дисгармония отношений «мать - дитя» является основным патогенетическим фактором, обусловливающим возникновение неврозов у детей. Они выделили шесть типов семейного воспитания детей с акцентуированными чертами характера и с психопатиями .

В отечественной психологии в последнее время также появился ряд работ, связанных с феноменологией, психофизиологией, психологией материнства, психотерапевтическими и психолого-педагогическими аспектами беременности и ранних этапов материнства, девиантным материнством .

В современных исследованиях институт материнства рассматривается как исторически обусловленный, изменяющий свое содержание от эпохи к эпохе (Г. Оллпорт, Ф. Дольто, Д. Пайнз, А. Бертин и и др.).

Однако имеется значительное разнообразие во взглядах по ключевым аспектам этой проблемы. Работы Ф. Дольто показали, что материнская забота и привязанность к ребенку настолько глубоко заложены в реальных биологических условиях зачатия и вынашивания, родов и кормления грудью, что только сложные социальные установки могут полностью подавить их. Женщины по самой своей природе являются матерями, разве, что их специально будут учить отрицанию своих детородных качеств: «Общество должно исказить их самосознание, извратить врожденные закономерности их развития, совершить целый ряд надругательств над ними при их воспитании, чтобы они перестали желать заботиться о своем ребенке, по крайней мере, в течение нескольких лет, ибо они уже кормили его в течение девяти месяцев в надежном убежище своих тел» .

Там, где беременность наказывается социальным неодобрением и наносит оскорбление супружеским чувствам, женщины могут идти на все, чтобы не рожать детей. Расхожим являлось спокойное отношение к гибели ребенка: «Бог дал, Бог и взял», «в мире ином ему будет лучше».

Представление о «диадическом симбиозе» ребенка с матерью, появление на ранней стадии развития их взаимодействия единого, совокупного субъекта, не разделение ребенком себя и матери как субъектов действия, потребностей, мотивов и даже субъективных переживаний. Такой подход основан на интерпретации идей Э. Эриксона о процессе разделения ребенком в своем субъективном мире «внутреннего и внешнего населения» и абсолютизирован в работах А. Валлона, Д. Винникотта, М. Кляйн и др., в отечественной психологии ассимилирован в некоторых исследованиях по изучению раннего взаимодействия матери и ребенка (М.В. Колоскова, А.Я. Варга, Л.Г. Сологуб и др.). В этих случаях акцент ставится на ребенке, и остается неясным, как в таком «совокупном субъекте» можно рассматривать мать, обладающую вполне сформированными представлениями и самосознанием .

Исследования развития ребенка, материнского поведения и взаимодействия матери с ребенком в детской психологии (Е.О. Смирнова, С. Ю. Мещерякова, Н.Н. Авдеева и др.), в психологии личности и смежных областях (В.И. Брутман и М.С. Радионова, Г.В. Скобло и О.Ю. Дубовик и др)

В когнитивной психологии (Е.А. Сергиенко и др.) показали ограниченность этой идеи, и необходимость обращения к исследованию матери и ребенка как самостоятельных субъектов.

Другой аспект материнства представлен в русле изучения материнско-детского взаимодействия в отечественной психологии. Роль взрослого в развитии ребенка как представителя человеческого рода, принятая в качестве основополагающей в культурно-историческом подходе (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Л.И. Божович, М.И. Лисина), в отечественной психологии легла в основу выделения взаимодействия ребенка со взрослым в качестве самостоятельного объекта исследования. Поведение матери рассматривается как источник развития ребенка -- как субъекта познавательной активности, общения, самосознания.

В исследованиях последних лет (Н.Н. Авдеева, С. Ю. Мещерякова и др.) анализируются качества матери, необходимые для создания оптимальных условий развития ребенка (отношение к ребенку как субъекту, поддержка его инициативы в общении и исследовательской активности и др.). В данном направлении исследователи активно обращаются к теории привязанности, используя ее понятийный аппарат и экспериментальные подходы (Н.Н. Авдеева, СЮ. Мещерякова, Е.О. Смирнова и др.).

Ранний и дошкольный возраст и соответствующие ему особенности матери в основном затрагиваются в тех работах, которые связаны с изучением эмоционального благополучия ребенка и его связи с типом материнского отношения и стилем материнско-детского взаимодействия (О.А. Копыл, Л.Л Баз, О.В. Баженова и др.). Здесь разработаны типологии (материнского отношения и материнско-детского взаимодействия), основанные на эмоциональном отношении матери к ребенку и его проявлении в поведении матери в ситуации взаимодействия с ребенком, показана их связь с индивидуально-типологическими особенностями ребенка, его аффективными проявлениями, познавательной мотивацией, предложены диагностические и коррекционные методики. В рамках этих исследований было разработано представление о том, что критерием оценки успешности материнства является общее эмоциональное благополучие ребенка.

В рамках этого направления изучается материнское отношение, материнская (родительская) позиция, родительские ожидания и установки, особенности детско-родительского взаимодействия (О. А. Копыл, Л. Л Баз, О.В. Баженова, Н.Н. Авдеева, СЮ. Мещерякова и др.).

Материнский стиль общения, особенно его эмоциональный компонент, оказывает решающее влияние на развитие личности ребенка.

Значение этих отношений для детей определяется своеобразием положения в мире ребенка: его самостоятельность относительна, благополучие и сама жизнь ребенка зависят от заботы и помощи воспитывающих его взрослых людей.

В психологии выработаны представления об оптимальной материнской позиции: принятие ребенка, предоставление ему определенной самостоятельности, объективная его оценка, теплое отношение к нему и на этой основе - выстраивание своих воспитательных воздействий.

Активной стороной в построении материнско-детского взаимодействия является взрослый человек - мать. Она целенаправленно организует взаимодействие, направляет его, подчиняя конкретной цели. Важной характеристикой при этом становится то, на что ориентируется мать, какие условия принимает во внимание при построении взаимодействия. При построении взаимодействия можно ориентироваться на собственное состояние, культурные нормы и требования, на состояние ребенка. Если мать ориентируется на последнее, то это и является показателем ценностного отношения к ребенку .

Д. Стивенсон-Хайнд, М. Симсон выделяют 3 типа материнского отношения:

Спокойная мать, преимущественно использующая похвалу как инструмент воспитания.

Экзальтированная мать с широкой амплитудой эмоциональных реакций на любые мелочи в поведении ребенка.

«Социальная» мать - для нее характерна легкая отвлекаемость от ребенка на любые стимулы

Классической считается работа американского психолога С. Броди, выполненная в рамках клинического подхода. Она выделила 4 типа материнского отношения:

1 тип. Мать легко и органично приспосабливается к потребностям ребенка. Она не навязывает малышу свои требования и терпеливо относится к его особенностям и потребностям. Для нее характерно поддерживающее, разрешающее поведение.

2 тип. Сознательно мать старается приспособиться к потребностям

ребенка, но из-за напряженности и отсутствия непосредственности в общении с ребенком ее попытки часто безуспешны. Мать чаще доминирует, чем уступает.

3 тип. В основе материнства - чувство долга. В отношении с ребенком отсутствует интерес, теплота, спонтанность. Инструмент - жесткий контроль.

4 тип. Отношения с ребенком строит непоследовательно, плохо понимает потребности своего ребенка, ее требования - противоречивы, часто не соответствуют возрасту ребенка и его возможностям.

По мнению автора, наиболее неблагоприятным для эмоционального состояния ребенка оказался четвертый тип материнского отношения. У детей развивалось ощущение нестабильности, повышенная тревожность, что являлось важной предпосылкой возникновения психического или физического дискомфорта. При третьем типе материнства у детей часто возникало чувство опасности, в дальнейшем нередко наблюдались апатия, депрессия, слабая поисковая активность, любознательность и инициатива .

Е.Т. Соколова, обобщив опыт работы в психологической консультации, выделила следующие стили отношений «мать - ребенок»:

1. Сотрудничество. В общении матери и ребенка преобладают поддерживающие высказывания над отклоняющими. В общении присутствуют взаимоуступчивость, гибкость. Мать побуждает ребенка к активности.

2. Изоляция. В семье не принимается совместных решений. Ребенок

изолируется и не хочет делиться своими впечатлениями и переживаниями с родителями.

3. Соперничество. Партнеры по общению противостоят друг другу. Критикуют друг друга, реализуя потребности в самоутверждении и симбиотической привязанности.

4. Псевдосотрудничество. Партнеры проявляют эгоцентризм. Мотивация совместных решений не деловая, а игровая.

Е.Т. Соколова считает, что партнеры при реализации того или иного стиля получают «психологические выгоды», и рассматривает два варианта отношений «матери - ребенка»: доминирование матери и доминирование ребенка .

Доминирующая мать отклоняет предложения ребенка, а ребенок поддерживает предложения матери, демонстрируя покорность и/или действуя за спиной и под защитой матери.

Если доминирует ребенок, мать получает следующие психологические выгоды: мать соглашается с ребенком, чтобы обосновать его слабость и тревогу за него или чтобы принять позицию «жертвы».

Только полное эмоциональное принятие обеспечивает самой матери уверенность и спокойствие, формирует доверие к ребенку и его потребностям. Как результат -- развитие у самого младенца чувства доверия к миру, любознательности и открытости отношениям.

Ярким свидетельством эмоционального принятия ребенка является особенность контакта с ним во взаимодействии. Близкому, любовному отношению присуще стремление матери к телесному контакту. Стремление к близости с матерью, дающее ощущение безопасности и защищенности, является одной из основополагающих потребностей ребенка.

Уровень эмоционального принятия во многом определяет характер реагирования на ошибки и неудачи ребенка. Любящая мать ощущает сопричастность к делам, проблемам своего ребенка. Его неудачи рождают желание помочь, поддержать, вселить уверенность в его силы, показать ребенку, что он не одинок в ее решении, что ошибочное решение не лишит его материнской любви и рано или поздно его обязательно ждет успех. Любящая мать окажет ему эмоциональную поддержку. Многие матери успешно используют такой вид помощи ребенку просто своим присутствием и подтверждением любви и веры в его возможности. Именно эмоциональная поддержка матерей определяет дальнейшую включенность детей в жизнь общества и способствует его благополучному психическому развитию.

Отклоняющиеся проявления материнского отношения существовали всегда, но они могли носить более скрытые или открытые формы и сопровождаться большим или меньшим чувством вины в зависимости от общественного отношения к этим актам.

В России подробным изучением вопроса о влиянии негативных аспектов материнского отношения занимается А.И. Захаров. Он выделяет следующие неблагоприятные моменты в личности матери и во взаимодействии с ребёнком:

* негибкий и гиперсоциализированный стереотип отношений (навязанного им матерями в детстве);

* стремление доминировать в семье и воспитании;

* установку на строгую дисциплину в отношениях с детьми, недоучёт их индивидуальности;

* образование сверхценных идей о возможности несчастья с ними, завышенная опёка;

* отрицание спонтанной детской активности, редкая ласка и улыбки в отношениях с детьми;

* контроль каждого шага, ранняя социализация, обучение навыкам должного, во всем регламентированного поведения;

* излишняя дистанция в отношениях с детьми.

Все эти черты подмечены у матерей с невротическими расстройствами.

Таким образом, материнство -- это одна из социальных женских ролей, поэтому даже если потребность быть матерью и заложена в женской природе, общественные нормы и ценности оказывают определяющее влияние на проявления материнского отношения. Понятие «нормы материнского отношения» не является постоянным, так как содержание материнских установок меняется от эпохи к эпохе. Тип материнского отношения характеризующийся особой близостью матери и ребенка, стремлением матери поддерживать тесный эмоциональный и телесный контакт с ребенком, эмпатией по отношению к нему, высокой степенью чувствительности к его потребностям, является необходимым условием благополучного развития и формирования личности ребенка.

1.1 Особенности построения отношений матери и ребенка в контексте теоретических исследований

Детско-родительские отношения являются наиболее важным условием для психического развития ребенка. Научно доказано, что недостаточное общение младенца с матерью ведет к задержкам психического развития и различного рода отклонениям.

Таким образом, особенности материнского поведения способны оказывать влияние на развитие ребенка.

Проблема психологической готовности к материнству является важнейшей в плане развивающей, профилактической и коррекционной работы в области психологии материнства и отношений матери и ребенка в первые годы его жизни.

По мнению Д. Боулби, врожденными средствами стимуляции материнской заботы являются такие проявления поведения ребенка как: плач, улыбка, сосание, хватание, лепет и т.д. По мнению Д. Боулби плач ребенка действует на мать на уровне физиологических реакций. В свою очередь, улыбка и лепет ребенка, побуждают мать к разного рода действиям, демонстрирующим их одобрение.

Доказано, что для формирования общения большое значение имеет установление контакта взглядов взрослого и ребенка. При этом социальная улыбка и контакт глаз являются своеобразным поощрением, наградой за материнскую заботу. «Можем ли мы сомневаться, - пишет Д. Боулби, - что чем больше и лучше младенец улыбается, тем больше его любят и тем больше о нем заботятся. С пользой для выживания младенцы так устроены, что они используют и порабощают матерей».

Кроме того, помимо способности привлекать и удерживать внимание ребенок наделен и механизмом избегания. Яркими сигналами прерывания взаимодействия являются плач, крик, икание, зевота, энергичные движения ручками и ножками.

Таким образом, при общении с матерью ребенок не пассивный объект воздействия, он способен регулировать материнское поведение посредством доступных средств общения.

Филиппова Г.Г. занималась изучением проблемы готовности к материнству женщин, ожидающих ребенка.

    Личностная готовность: общая личностная зрелость адекватная возрастно-половая идентификация; способность к принятию решений и ответственности; прочная привязанность; личностные качества, необходимые для эффективного материнства.

    Адекватная модель родительства: адекватность моделей материнской и отцовской ролей, сформированных в своей семье, по отношению к модели личности, семьи и родительства своей культуры; оптимальные для рождения и воспитания ребенка родительские установки, позиция, воспитательные стратегии, материнское отношение.

    Мотивационная готовность: зрелость мотивации рождения ребенка, при которой ребенок не становится: средством полоролевой, возрастной и личностной самореализации женщины; средством удержания партнера или укрепления семьи; средством компенсации своих детско-родительских отношений; средством достижения определенного социального статуса и т.п.

    Сформированность материнской компетентности: отношение к ребенку как субъекту физических и психических потребностей и субъективных переживаний; сензитивность к стимуляции от ребенка; способность к адекватному реагированию на проявления ребенка; способность ориентироваться для понимания состояний ребенка на особенности его поведения и свое состояние; гибкое отношение к режиму и установка на ориентацию на индивидуальный ритм жизнедеятельности ребенка в ранний период его развития; необходимые знания о физическом и психическом развитии ребенка, особенно возрастных особенностях его взаимодействия с миром; способность к совместной деятельности с ребенком; навыки воспитания и обучения, адекватные возрастным особенностям ребенка.

    Сформированность материнской сферы.

Материнство как часть личностной сферы женщины включает три блока содержание которых последовательно формируется в онтогенезе женщины. В эмоционально-потребностном: реакция на все компоненты гештальта младенчества (физические, поведенческие и продуктивно-деятельностные особенности ребенка); объединение компонентов гештальта младенчества на ребенке как объекте материнской сферы; потребность во взаимодействии с ребенком, в заботе и уходе за ним; потребность в материнстве (в переживании соответствующих выполнению материнских функций состояний). В операциональном: операции вербального и невербального общения с ребенком; адекватный стиль эмоционального сопровождения взаимодействия с ребенком; операции ухода за ребенком с необходимыми стилевыми характеристиками (уверенность, бережность, ласковость движений). В ценностно-смысловом: адекватная ценность ребенка (ребенок как самостоятельная ценность) и материнства; оптимальный баланс ценностей материнской и других потребностно-мотивационных сфер женщины.

В работах С.Ю. Мещеряковой выделено понятие «материнской компетентности». По мнению автора, материнская компетентность определяется не только умением матери осуществлять физиологический уход за ребенком, но также знанием ею основных психологических особенностей ребенка и способностью их удовлетворения. Уровень материнской компетентности уже в первые месяцы жизни ребенка определяется тем, как она обеспечивает условия для развития эмоционального общения и формирования привязанности у младенца.

Именно эмоциональное общение на этом этапе является основным условием полноценного психического развития ребенка. Общение представляет собой такое взаимодействие матери и ребенка, когда партнеры поочередно адресуются друг к другу как к субъекту, личности, выражая свое отношение и учитывая воздействие партнера, причем инициативны оба партера.

С.Ю. Мещерякова выделяет следующие причины дефицита общения матери и ребенка:

Количество общения сокращается за счет отказа ребенка от укачивания ребенка перед сном, отказа от разговора с ребенком, игнорирования плача ребенка;

Не удовлетворение потребности во внимании младенцу, о которых сигнализирует детский плач, за счет которого родители лишаются возможности своевременно выразить ребенку свою любовь и нежность, и тем затрудняют формирование у него уверенности в родительской любви, защищенности, в своей «нужности» окружающим;

Взаимодействие с ребенком только по собственной инициативе, действуя исходя не из интересов и потребностей ребенка, взрослые лишают малыша возможности развивать собственную инициативу, так как не дают ему почувствовать себя причиной происходящего.

Е.О. Смирнова также выделяет общение как важное условие развития ребенка в детстве. Общение для ребенка, по мнению автора, является главным источником переживаний ребенка и становится для него основным условием формирования личности. В общении происходит становление таких психических качеств ребенка как: самооценка, мышление, воображение, речь, чувства, эмоции и др.

Е.О. Смирнова считает, что личность ребенка, его интересы, понимание себя, его сознание и самосознание могут возникнуть только в отношениях со взрослыми. Без любви, внимания и понимания близких взрослых ребенок не может стать полноценным человеком.

М. И. Лисина рассматривала общение ребенка со взрослым как своеобразную деятельность, предметом которой является другой человек. Психологическая сущность потребности в общении, по мнению М.И. Лисиной, состоит в стремлении к познанию самого себя и других людей.

В соответствии с исследованиями М.И. Лисиной, на протяжении детства у ребенка появляются и развиваются четыре формы общения, которые характеризуют его психическое развитие.

При нормальном развитии ребенка каждая форма складывается в определенном возрасте. Так, ситуативно-личностная форма общения возникает на втором месяце жизни и остается единственной до шести – семи месяцев. Во втором полугодии жизни формируется ситуативно-деловое общение со взрослым, в котором главное для ребенка - совместная игра с предметами. Это общение остается ведущим до 4 лет. В возрасте четырех – пяти лет, когда ребенок уже хорошо владеет речью и может разговаривать со взрослым на отвлеченные темы, становится возможным внеситуативно-познавательное общение.

В работах С.В. Корницкой изучено влияние общения матери с младенцем и формирование чувства привязанности ребенка к матери. В исследованиях автора описан эксперимент, когда детям первого и второго полугодий жизни предлагались различные формы общения. Младенцев первого полугодия одинаково радовали все три варианта общения. Их потребность в доброжелательном внимании удовлетворялась ласковым, спокойным голосом взрослого и индивидуальной обращенностью к нему.

К концу первого года дети предпочитали ситуативно-деловое общение со взрослым. Что свидетельствует о привязанности к взрослому как предмету удовлетворения потребности в общении. Появление и развитие ситуативно-делового общения отражается на отношении к взрослому и на чувствительности к его воздействиям. В первом полугодии младенцы одинаково реагируют на положительные и отрицательные воздействия взрослого, в обоих случаях проявляя положительные эмоции. Во втором полугодии картина поведения ребенка меняется.

Таким образом, оценить себя как личность, сравнить себя с другими людьми, сформировать самооценку и оценить других ребенок способен в общении с другими людьми. Кроме того, переживая определенную связь с другим человеком (любовь, дружбу, уважение), ребенок познает мир путем приобщенности к сообществу людей. В таком соединении не приобретаются новые знания (мы не узнаем ничего нового), но вместе с тем именно в отношениях с другим ребенок находит, осознает себя, открывает и понимает других во всей их (и своей) целостности и уникальности и в этом смысле познает себя и других.

В работах Л.И. Божович мать рассматривается как источник удовлетворения потребности ребенка во впечатлениях. В раннем возрасте именно поведение матери обеспечивает возникновение на основе потребности во впечатлениях потребности в общении (в форме эмоционального взаимодействия) .

По мнению Н.Н. Авдеевой, привязанность ребенка к матери является важнейшим приобретением младенческого возраста. При этом признаки привязанности проявляются в том, что объект привязанности может лучше других успокоить, утешить малыша; младенец чаще, чем к другим, обращается к нему за утешением; в присутствии объекта привязанности младенец реже испытывает страх.

М. Эйнсворт связывает привязанность младенца к матери и качество ухода за ним. По мнению М. Эйнсворт, младенец тем больше привязан к матери, чем матери проявляют к ребенку наибольшую чувствительность и отзывчивость.

Автор выявил некоторые характеристики матерей, способствующих формированию надежной привязанности: сензитивность, выражающаяся в быстрых и адекватных реакциях на сигналы младенца; позитивная установка (выражение положительных эмоций, любви по отношению к младенцу); поддержка (постоянная эмоциональная поддержка действий ребенка); стимуляция (частое использование действий, направляющих ребенка).

Привязанность имеет для младенца определенную ценность с точки зрения безопасности и самосохранения. Прежде всего, она дает ребенку чувство уверенности при взаимодействии с окружающим миром предметов и людей, а также способствует адекватной социализации ребенка.

Абульханова – Славская К.А. отмечает, что ребенок не является объектом воспитательных воздействий, а является союзником в общей семейной жизни. Особенностью взаимодействия ребенка с матерью является тот факт, что в процессе данного общения дети оказывают воспитывающее воздействие и на самих родителей. Под влиянием общения с собственными детьми, включаясь в разнообразные формы общения с ними, выполняя специальные действия по уходу за ребенком, родители в значительной степени изменяются в своих психических качествах, их внутренний душевный мир заметно трансформируется.

Таким образом, только в продуктивной совместной деятельности матери и ребенка раннего возраста, в процессе ее осуществления, происходит конструктивный диалог между матерью и ребенком.

Одним словом, роль матери и ее поведение являются решающими в дальнейшем психическом, эмоциональном и социальном развитии ребенка.

1.2 Психологические аспекты формирования материнской сферы

Психологические исследования доказывают, что готовность к материнству развивается поэтапно. В психологии выделяют 6 этапов становления материнской сферы. И главным движущим фактором развития ребенка в первые годы жизни является полноценная реализация материнской сферы.

А.И. Захаров выделяет следующие периоды в развитии «материнского инстинкта»: отношение девочки с родителями; игровое поведение; стадии половой идентификации – пубертат и юность. При этом особенности проявления материнства целиком зависят от психологического содержания этапов онтогенеза и создают предпосылки гармоническим отношениям матери и ребенка.

Взаимодействие с матерью в раннем возрасте происходит на всех этапах развития девочки в процессе ее общения с матерью. При этом наиболее важным для формирования полноценной материнской сферы на данном этапе является возраст девочки до трех лет. Данный этап характеризуется усвоением эмоционального значения детско-родительских отношений.

По мнению Л.С. Выготского, недостаточная сформированность привязанности будущей матери к близким взрослым способна привести к непрочным привязанностям с собственным ребенком в будущем. Кроме того, качество связи матери и дочери и их влияние на материнскую сферу дочери определяется не только привязанностью, но также и стилем эмоционального общения и участием матери в эмоциональной жизни дочери.

Представители психоаналитического подхода придерживаются мнения, что отношение матери к ребенку закладывается еще до его рождения. При этом еще нерожденный ребенок получает эмоциональный опыт общения с матерью уже на данном этапе своего развития. В последующем данный эмоциональный опыт оказывает влияние на формирование и содержание материнской сферы девочки.

Таким образом, положительный опыт общения с матерью, является благоприятным условием формирования субъектного отношения к другим людям и собственным детям.

Не менее важным этапом развития материнской сферы является этап включения содержания материнства в игровую деятельность. В процессе игры девочка впервые примеряет на себя роль матери, при этом в зависимости от сюжета игры ребенок переживает различные роли в отношениях и взаимодействии матери и ребенка. Подобная реализация ребенком роли матери в игровых ситуациях и моделирование реального поведения в процессе игры дает возможность проигрывания женских вариантов поло-ролевого поведения женщины, а также закрепления материнских мотивов и действий и приобретение эмоционального опыта, связанного с материнством.

На этапе нянчинья ребенок получает реальный опыт общения с младенцами, а также навыки обращения с маленьким ребенком.

Наиболее сензитивным для формирования материнской сферы на этапе нянчинья является возраст ребенка от 6 до 10 лет. В этот период у ребенка существует четкое представление об особенностях взаимодействия взрослого и младенца. А основным содержанием данного этапа является перенос освоенных в игре особенностей взаимодействия с куклой на реальные взаимодействия с младенцем. В подростковом возрасте у девушек на этапе нянчинья закрепляется эмоциональное и положительное отношение к младенцу.

Полное отсутствие этапа нянчинья в онтогенезе способно сформировать отрицательные эмоциональные реакции на детей.

Следующим этапом формирования материнской сферы является этап дифференциации половой и материнской сферы. Половой компонент включается в структуру женской роли в подростковом возрасте. При этом дисгармония между половым и сексуальным поведением является основной причиной неполноценного становления материнства. В дальнейшем это приводит к искаженному материнскому функционированию.

Еще одной важной основой дисгармоничности развития половой и материнской сферы является психический и социальный инфантилизм будущей матери, проявляющийся при демонстрации собственной сексуальности и в половом поведении в целом.

Доказано, что наиболее существенным этапом в становлении материнской сферы является этап взаимодействия с собственным ребенком. Так как основное наполнение и структурирование материнской сферы происходит во время вынашивания, ухода и воспитания ребенка. Данный этап включает: беременность, роды, послеродовой период, период младенческого возраста ребенка.

Выделяют 9 основных периодов данного этапа развития материнской сферы:

Идентификация беременности;

Период до начала ощущений шевеления;

Появление и стабилизация ощущений шевеления ребенка;

Седьмой и восьмой месяцы беременности;

Предродовой;

Роды и послеродовой период;

Новорожденность;

Совместно-разделенная деятельность матери с ребенком;

Возникновение интереса к ребенку как личности.

Завершающим этапом в развитии материнской сферы считается этап образование у матери эмоциональной привязанности к ребенку. Это происходит на основе динамики эмоционального отношения матери к ребенку в процессе его развития.

Таким образом, еще в утробе матери происходит установление близкого и эмоционального контакта матери и будущего ребенка.

Представления матери о родах и послеродовом периоде, а также ее представления о воспитании ребенка и его индивидуальных особенностях является, по мнению Г.Г. Филипповой, показателем успешного развития материнской сферы и, как следствие, положительного отношения к будущему ребенку.

Формирование эмоциональной близости во взаимоотношениях с ребенком начинается в дородовом периоде, и продолжает развиваться уже после родов. При этом особое роль при формировании эмоциональной близости отводится взаимной сенсорной стимуляции во время ухода за младенцем.

Способность идентификации потребностей ребенка и организации собственных действий матери, которые формируются в процессе ухода за новорожденным, зависят от материнской компетентности и отношения к ребенку.

В рамках психоаналитического подхода компетентность матери обусловлена особенностью ее состояния, позволяющим ей идентифицироваться с ребенком.

В теории социального научения данный процесс рассматривается как взаимное научение матери и ребенка посылать и распознавать сигналы о своих состояниях в процессе взаимодействия.

Таким образом, отношение к ребенку формируется, стабилизируется и закрепляется в периоде беременности, проходит фазы симбиоза и сепарации.

Первоначально, на фазе симбиоза, отношение женщины к ребенку отождествляется с отношением к себе, при этом ребенок представляется женщине нечто единым с ней самой, она не дифференцирует ребенка как отдельное существо.

На фазе сепарации происходит разделение в сознании беременной женщины субъектов отношений «мать-дитя», и ребенок представляется уже как самостоятельный в своих потребностях и поведенческих реакциях. Индивидуализация ребенка и отношение к нему как субъекту является важной характеристикой материнского отношения, которая позволяет матери не только учитывать индивидуальные особенности ребенка, но и гибко варьировать стили общения с ним. Поэтому своевременное прохождение фазы сепарации способствует установлению оптимальных материнско-детских отношений в периоде новорожденности.

Нарушения во взаимодействии матери с ребенком в период новорожденности имеют негативные последствия не только для личности ребенка, но и для дальнейшего формирования материнской сферы женщины.

В период совместно-разделительной деятельности матери и ребенка у женщины уже сформирован определенный стиль эмоционального взаимодействия с младенцем, закреплена операционально-поведенческая сторона материнства, построенная с учетом наличия ребенка жизненная ситуация. Дальнейшее наполнение материнской сферы происходит в связи с заботой и уходом за ребенком в процессе его развития, выработкой стилей воспитания, проживанием ситуаций, требующих от матери реализации ее функции как объекта привязанности ребенка.

Очередным периодом становления материнства, является возникновение интереса к ребенку как к личности, и осуществляется приходится на втором году жизни ребенка. В этот период функции матери усложняются необходимостью изменения отношений к ребенку. Материнское отношение должно сочетать теперь обеспечение безопасности и предоставление самостоятельности. Поэтому формирование гармоничного материнского отношения в этом периоде зависит от степени чувствительности матери к потребностям и проблемам ребенка, а также наличия у нее мотивации участия в игровой деятельности, и интереса к способам постановки и решению ребенком игровых задач.

Постоянное участие матери в жизни ребенка, с одной стороны, и, предоставление ему возможности быть инициатором в своих мотивах и действиях с другой, способствуют развитию и поддержанию эмоциональной близости в отношениях, наблюдению личностных изменений ребенка, интересу матери к его индивидуальному, самостоятельному пути развития.

Только устойчивое доминирование ценности ребенка и адекватный стиль эмоционального материнского отношения, способны обеспечить возможность развития личностного отношения к ребенку и поддержания его эмоционального благополучия в жизненных ситуациях.

1.3 Основные условия формирования эмоциональной близости и доверительного общения матери и ребенка

Личные отношения между матерью и ребенком устанавливаются в процессе взаимодействия и взаимовлияния друг на друга. В.А. Петровский, настаивает, что «совместная деятельность и деятельное общение взрослых и детей, их сотрудничество и содружество в реальных, живых контактах друг с другом - вот та среда, в которой возникает и развивается личность ребенка и личность взрослого как воспитателя».

В процессе многократно повторяющихся взаимодействий с матерью и другими близкими у ребенка формируются «рабочие модели себя и других людей», которые помогают ему ориентироваться в социуме. Позитивная модель общения способна формироваться под влиянием доверительного, внимательного и заботливого общения с матерью. Дисгармоничные отношения, убеждают ребенка в негативизме и опасности окружающей действительности.

Также в процессе взаимодействия с матерью у ребенка формируется «модель себя». При позитивном общении это инициативность, самостоятельность, уверенность и уважение к себе, а при негативной - пассивность, зависимость от других, неадекватный образ Я.

Кроме того, первичную привязанность, сформированную в детстве ребенок переносит на общение со сверстниками. Так дети с безопасной привязанностью социально компетентны во взаимодействиях со сверстниками.

Вследствие позитивной установки матери в отношении ребенка, чувствительности к его потребностям, у младенца формируется чувство защищенности и поддержки, которое он переносит на дальнейшее общение с другими людьми, а также безопасная привязанность к матери.

У матерей непоследовательных в проявлении заботы о младенце, проявляющих то энтузиазм, то равнодушие в зависимости от настроения, дети демонстрируют ненадежную привязанность.

Исследуя родительскую позицию как реальную направленность воспитательной деятельности родителей, возникающую под влиянием мотивов воспитания, ее адекватность, гибкость, прогностичность, А. С. Спиваковская привлекает такую ее особенность, как способность родителя видеть, понимать индивидуальность своего ребенка, замечать происходящие в его душе изменения. «Постоянное тактичное всматривание, вчувствование в эмоциональное состояние, внутренний мир ребенка, в происходящие в нем изменения, в особенности его душевного строя - все это создает основу для глубокого взаимопонимания между детьми и родителями в любом возрасте» .Подобная чувствительность к ребенку определяется общим эмоционально-ценностным к нему отношением, которое является основой взаимодействия родителя с ребенком, и неслучайно используется для характеристики родительских установок, стилей воспитания, типов семейного воспитания .

В исследованиях С.Ю. Мещеряковой доказано, что быстро откликаясь на плач и положительные или отрицательные эмоции ребенка, мать проявляет высокую чувствительность к малышу, создавая тем самым, благоприятные условия для его развития.

Такая мать авансом наделяет ребенка личностными качествами; любые проявления малыша она интерпретирует как обращения к ней.

В этом случае непроизвольно организуется атмосфера эмоционального общения, которая пробуждает в ребенке потребность в общении.

Чувствительность матери к проявлениям ребенка, эмоциональная насыщенность ее обращений к нему обеспечивает эмоциональное общение ребенка и матери. В процессе совместного общения с матерью у ребенка происходит формирование таких качеств личности как: привязанность к матери, положительное самоощущение, чувство защищенности.

В исследовании Е. Попцовой обсуждаются причины более или менее эмоционально-теплого отношения матери к ребенку. По мнению автора, оно связано с социально-экономическим статусом, культурным уровнем, возрастом матери, опытом ее собственного воспитания в родительской семье.

А.Я. Варга определяет родительское отношение как целостную систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей воспитания и понимания характера ребенка, его поступков. Родительское отношение является многомерным образованием, включающим в себя интегральное принятие или отвержение ребенка, межличностную дистанцию, т. е. степень близости родителя к ребенку, форму и направленность контроля за его поведением. Обсуждая аспекты родительского отношения (эмоциональный, когнитивный, поведенческий), автор считает, что эмоциональная образующая занимает ведущее положение.

А.И. Сорокина изучая развитие эмоционального отношения к взрослому на первом году жизни, исследовала детей с разным опытом общения: младенцы из семьи и из домов ребенка. Результаты исследования показали, что младенцы из дома ребенка, испытывающие дефицит общения, проявляют положительные эмоции при негативных воздействиях взрослого, в то время как семейные дети уже в конце первого полугодия начинают реагировать на них отрицательно.

Опыт общения сказывается также в интенсивности и разнообразии эмоциональных проявлений младенцев. В первом полугодии у семейных детей наблюдается больше ярких улыбок, радостных вокализаций, бурных проявлений двигательного оживления, чем у детей из дома ребенка. Во втором полугодии у них же разнообразнее выражены отрицательные эмоции: семейные дети обижаются, сердятся, жалобно хнычут, обнаруживают множество оттенков недовольства, смущения, «кокетства»; сироты же преимущественно проявляют скованность, испуг и слабое недовольство.

По мнению Мухамедрахимова Р.Ж., нарушения социального и эмоционального взаимодействия ребенка и матери, способствуют проявлению одиночества ребенка в более старшем возрасте. При этом автор утверждает, что пребывание матери в стрессовой ситуации, ведет к отрицательным последствиям и негативно отражается на психике ребенка.

Эмоциональная депривация, имевшая место в отношениях матери и ребенка в раннем возрасте, способна негативно влиять на отношения матери и ребенка, а также на возможности ребенка в умении устанавливать контакт со сверстниками, что в свою очередь, способно отрицательно влиять на эмоциональное и социальное неблагополучие ребенка.

В своих исследованиях Мухамедрахимов Р.Ж настаивает, что наиболее гармоничные и благоприятные с эмоциональной точки зрения отношения между матерью и ребёнком устанавливаются тогда, когда ребёнок и мама живут в семье, в условиях эмоциональной, экономической, социальной, физической стабильности, предсказуемости, безопасности. Когда мама с самого рождения ребёнка ориентирована на то, чтобы понимать его, чувствительна и отзывчива к его сигналам и импульсам, чутко улавливает и своевременно удовлетворяет потребности рёбенка.

Д. Стерном установлено, что поведение матери в общении с младенцем отличается от общения с более взрослыми детьми и выражается в следующих особенностях: «детскости» речи матери, обращенной к младенцу; повышенной высоте голоса и его певучести. По мнению психолога, подобная форма поведения имеет большой смысл для психического развития ребенка. Во время паузы между обращениями младенец, способный к подражанию, способен ответить на инициативу матери вокальной имитацией, что в свою очередь, побуждает ее продолжать начавшееся взаимодействие и менять поведение, подстраиваясь под ребенка. А младенец, получая позитивный опыт общения, в дальнейшем будет отвечать на эти инициативы, которые в последующем приведут к диалогу матери и ребенка.

Также Д. Стерн отмечает замедленное формирование и долгое удерживание особенно эмоционального выражения лица и повторяемость действий, необычных по темпу и ритму движений приближения и удаления от младенца. Репертуар экспрессивных выражений лица ограничен и не меняется: выражение удивления - для проявления готовности или приглашения к взаимодействию; улыбка или выражение интереса - для поддержания контакта. Мать хмурится или отводит взгляд, если хочет закончить взаимодействие, а при его избегании сохраняет нейтральное выражение лица.

Таким образом, стереотипное поведение матери при взаимодействии с ребенком, состоящее в постоянных по содержанию и стереотипных проявлений поведения создает у ребенка ощущение стабильности и предсказуемости окружающего мира, чувство безопасности.

В период с 2 до 6 месяцев мать и ребенок учатся взаимодействию друг с другом. Они учатся читать сигналы начала и окончания активности друг друга, соблюдать очередность и выстраивать длинные цепочки взаимодействия.

Во втором полугодии жизни ребенок переходит на стадию делового общения. Этот переход сопровождается следующими признаками.

В 6-7 месяцев младенец старается привлечь маму к совместным действиям, обратить ее внимание на какой-либо предмет. Он охотно играет с игрушками, осваивая все новые действия. Основной задачей воспитания в этот период является создание условий, благоприятствующих выдвижению на первый план предметной деятельности.

С 9 месяцев младенец ориентируется уже на эмоциональную реакцию матери. При этом, сталкиваясь с неопределенной ситуацией, ищет информацию для понимания и оценки ситуации у близкого человека, улавливая реакцию матери на происходящее.

Взаимное приспособление, наличие собственной социальной активности младенца во взаимодействиях с матерью привели к выводу: «Ребенок и мать изменяют друг друга. Они развиваются оба. Социализация - не одностороннее, а двустороннее предприятие: как и воспитание, оно, по существу, дело совместное» .

Таким образом, влияние матери на психическое развитие ребенка велико, так как развитие личности ребенка происходит в процессе опредмечивания потребности в общении. Потребность в «другом» человеке, контакте с ним при общении и взаимодействии является движущей силой формирования и развития личности ребенка.

Семейная микросреда, та тонкая система отношений, которая складывается у ребёнка с окружающими его родными, близкими продолжает оставаться значимым фактором психологического здоровья и в раннем возрасте.

Прежде всего, в системе «мать - ребёнок». Конечно, имеются свои нюансы в отношении каждой матери к своему ребёнку, но, вместе с тем, есть основания говорить и об определенных типах материнского отношения. Некоторые из них уже выявлены и описаны.

В числе таковых следующие четыре типа матерей , различающиеся преимущественно чувствительностью к потребностям своего дитя, теплотой, естественностью чувств, проявляемых при уходе за ним, характером предъявляемых ребёнку требований.

Матерям первого типа свойственны легкость и органичность приспособления к потребностям ребёнка, поддерживающее, разрешающее поведение. Они терпеливо относятся к потребностям и особенностям своего малыша, не навязывают ему свои требования (не пытаются, например, рано приучать ребёнка к туалету, а терпеливо ждут, когда тот сам «дозреет» и т.п.).

Для матерей второго типа характерно сознательное стремление приспособиться к потребностям ребёнка; склонность к доминированию, нередко влекущая за собой напряженность в общении с малышом.

Матери третьего типа не проявляют большого интереса к своему ребёнку. В отношениях к нему отсутствует естественность, теплота. Их материнство основывается преимущественно на чувстве долга. Характерен жесткий контроль за поведением малыша, частые замечания в его адрес.

Матерей четвёртого типа отличает низкий уровень чувствительности к потребностям своего ребёнка, их понимания; предъявляемые ими требования к малышу отличаются противоречивостью, часто не учитывают его возрастные особенности, возможности; их воздействия по отношению к малышу характеризуются непоследовательностью (С. Броди).

Оказалось: риск для здоровья малыша представляют последние типы материнского отношения, и прежде всего - четвертый.

Повышенная тревожность, чувство беззащитности, ощущение нестабильности у ребёнка - характерные «плоды» этого типа материнского отношения, предвестники дискомфорта как физического, так и психического. Неблагоприятен для здоровья и третий тип отношения матери к своему малышу - при нем нередко у последнего возникает чувство опасности, а впоследствии - апатия, депрессия, низкий уровень поисковой активности.

Чрезмерное ограничение свободы ребёнка , его самостоятельности с одной стороны, и материнская гиперопека с другой, также в этот период выступают факторами риска психологического здоровья малыша . Замечено: дети, которых слишком часто подвергали наказаниям и ограничениям, вырастают часто пассивными, зависимыми, покорными. Что касается гиперопеки, то она проявляется чаще всего в чрезмерной близости с ребёнком, избыточном продлении периода ухода за ним «как за маленьким», подавлении независимого поведения малыша. Такое отношение к ребёнку, нередко наблюдаемой со стороны тревожной матери, тормозит, блокирует проявление «самости» малыша. Кроме того, у них впоследствии возникают трудности общения с другими детьми, в адаптации к новой обстановке, к детскому саду, а впоследствии - школе.