Ребенок не посещает школу. Детский сад или домашнее воспитание? Причины такого состояния

Если маме пора выходить на работу, вопрос, отдавать ли ребенка в сад, отпадет сам собой. Но есть малыши, которым по каким-либо причинам лучше не посещать дошкольное учреждение. Тогда родителям приходится временно забыть о работе и всерьез заняться оздоровлением и воспитанием ребенка. Давайте разберемся, что дает детям детский садик, отдавать ли ребенка в сад и как можно развить умственные и физические способности малыша в домашних условиях.

Водить ли ребенка в сад?

Нередко родители сомневаются и не знают, как правильно поступить, отдавать ли малыша в сад или нет. Что дает детям детсад? Во-первых, в садике проводятся всевозможные занятия для всестороннего развития малыша: рисование, лепка, конструирование, литература, основы арифметики и многое другое. Помимо этого, в некоторых дошкольных учреждениях предлагаются дополнительные занятия: хореография, ритмика и спортивные секции.

Кроме того, в садике кроха учится слушать взрослых, придерживаться режима дня, проявлять самостоятельность, соблюдать дисциплину и убирать за собой.

Ну и самое главное, что дает малышу детский садик, это умение общаться с ровесниками, умение дружить и защитить себя, если это необходимо. У каждого ребенка разный характер и разные привычки, поэтому периодически возникают конфликты. Конечно, это неприятно, но благодаря этим эпизодам малыш учится давать сдачи и отстаивать собственные интересы.

Но если бы абсолютно все было замечательно, родителей не мучали бы сомнения, водить ли ребенка в сад. Конечно, в пребывании малыша в садике есть и минусы. Иногда малыш не посещает детский сад, потому что очень часто болеет. Нередко из-за болезни кроха не ходит в детское дошкольное учреждение неделями.

Бывает так, что ребенок не посещает детский сад, потому что родители опасаются дурного влияния на него других детей. Неприятно, когда дети после посещения садика произносят плохие слова, но можно просто объяснить малышу, что воспитанные детки так не говорят.

Малыш не ходит в садик: альтернативные варианты

Если по какой-то причине ребенок не ходит в садик, мама и другие родственники должны обеспечить его всестороннее развитие.

Вы, наверное, поняли, что должны заложить положительные качества ребенку в его характер с самого раннего детства. Воспитывайте малыша с любовью, терпимостью и доброжелательностью.

Научите кроху самостоятельно одеваться, обуваться и следить за личными вещами. Пусть малыш с детства помогает вам убирать одежду в шкаф. Если ребенок не посещает детский сад, устройте импровизированный детский садик у себя дома, установив в домашних условиях определенный режим дня. Укладывайте ребенка спать по времени. Кушать и ходить на прогулки тоже нужно в определенное время. Пригласите друзей крохи, занимайтесь с ними лепкой, рисованием, читайте сказки. Если позволяет возраст, начинайте учить буквы.

Ваш ребенок должен быть самостоятельным. Учите его самостоятельно кушать, умываться, ходить на горшок. Одевайте специальный слюнявчик, чтобы карапуз во время приема пищи не замазал одежду. В полтора года кроха должен кушать кашу ложечкой без вашей помощи.

Если ребенок не ходит в сад, в таком возрасте он уже может понять, что мама его покормит сама, поэтому трудиться не нужно. Если он окончательно поймет это, то вы не заставите его кушать самостоятельно. Это относится и к мытью рук, и к горшку. Когда малыш научится хорошо сидеть, время от времени усаживайте его на горшок. Скоро вы забудете, что памперсы существуют.

Если ребенок не ходит в сад, это не значит, что он будет отставать в развитии от сверстников, ведь сейчас есть разный развивающий материал для индивидуальных занятий. Это книжки, красочная мозаика, занимательные мультфильмы и видео. Благодаря мозаике ребенок с раннего возраста научится различать форму и цвета. Складывая веселые картинки, он получает навыки логического мышления, развивая мелкую моторику рук. Но главное, заинтересовать малыша в обучении, иначе любые старания будут напрасными. 4 из 5 (10 голоса)

Читайте в этой статье:

Детский сад или домашнее воспитание?

Предыдущему поколению родителей было отчасти легче: перед ними не стояло выбора, отдавать или нет ребёнка в детский сад. Практически все дети, кроме редких исключений, остававшихся под надзором бабушек, посещали детские сады и даже ясли. Это было суровой необходимостью, так как декретный отпуск длиной в три года появился относительно недавно. В чём-то ситуация в прошлом была хуже, ведь наличие выбора – всегда хорошо, а в чём-то лучше, поскольку родители не ломали себе голову над неразрешимой задачей, что же будет всё-таки лучше для ребёнка, ходить в детский сад или воспитываться дома.

Родители, отдававшие своих детей в садик, не могли выбирать учреждение с той или иной программой, с изучением иностранных языков, со специальной подготовкой к школе или воспитанию по особой педагогической теории. Все садики были однотипны, детей распределяли по прописке, и никаких других вариантов у большинства людей не существовало.

Сейчас ситуация иная. Существует множество разных садиков , отличающихся буквально всем друг от друга. Родители испытывают необходимость раздумывать, какую именно программу предпочесть, чтобы наилучшим образом развить способности маленького человека. Со стандартными государственными садиками ныне конкурируют учреждения, следующие, например, вальдорфской педагогике, системе Монтессори, а также разнообразные образовательно-развивающие центры, сады с углублённым изучением иностранного языка или иного предмета. Даже государственные детские сады стараются не выбиваться из общего течения и следуют моде, делая упор на развитие какого-либо качества характера или знаний детей.

Как только в семье появляется младенец, молодые родители уже раздумывают, какой детский сад больше подойдёт его характеру , где будут его уважать и внимательно приглядывать за ним, а также учить его полезным вещам и развивать. Что важнее, развитие художественных способностей и эстетического чувства или физкультура, спорт, здоровье? Что можно сделать, чтобы ребёнок хотел каждый день идти в садик, не капризничал и не устраивал истерик, где ему будет особенно интересно?

И не раздута ли проблема вокруг выбора детского сада? Для большинства родителей детский сад является необходимостью , так как матери и отцу нужно работать. Даже просвещённые и начитанные родители, разбирающиеся в психологии и мечтающие воспитать юного гения, зачастую не могут оплачивать множество кружков, репетиторов, нянь, индивидуальных занятий с ребёнком, секций, школ раннего развития. Это, конечно, вовсе не означает, что ребёнок, не занимающийся в кружках и индивидуально, непременно вырастет глупым и ограниченным.

Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду

Посещение детского сада необходимо ребёнку, но ни в коем случае нельзя игнорировать особенности психики каждого конкретного малыша, его реакции на новую среду, нельзя пристраивать ребёнка в первый попавшийся детский сад. В случае с детьми неверен постулат о том, что нужно только привыкнуть и всё будет отлично. Психология и реакции маленьких детей существенно отличаются от психологии взрослых. Итак, чтобы выбрать нужный и подходящий сад, который поможет маленькому человеку гармонично влиться в окружающий мир и освоить новые знания, прежде всего нужно чётко понять, для чего Вы отдаёте ребёнка в сад, какие есть достоинства и недостатки этого решения. Необходимо морально подготовить себя к большой работе, которой не избежать, - помощи ребёнку в адаптации к новым условиям.

Вашей целью должно быть не только отсутствие жалоб и капризов у ребёнка при посещении сада, но поиск таких условий, в которых малышу будет комфортнее всего учиться и расти . Даже в нынешней нестабильной экономической ситуации не самые богатые родители вполне могут подыскать подходящий детский садик, если подойдут к выбору ответственно и не пустят решение этого вопроса на самотёк.

Нужно проявлять гибкость и быть готовым идти навстречу нуждам ребёнка, менять в разумных пределах его режим или образ жизни, если эти перемены могут помочь ему в процессе адаптации и налаживания общения в детском саду со сверстниками и воспитателями. Не опускайте руки, не сдавайтесь на полпути и не торопитесь, ожидая мгновенного привыкания со стороны ребенка, ищите и пробуйте разные подходы, при необходимости меняя садик.

Что положительного может дать детский сад? Давно считается, что ребёнок, не ходивший в детский садик, потом с большим трудом, чем остальные дети, привыкает к школе и нахождению в коллективе сверстников. Но частенько эти трудности обусловлены теми фактами, что детей, посещавших детский сад, во-первых, большинство, а большинство задаёт общепринятые нормы поведения и общения, и во-вторых, раньше дети целыми группами из детского сада шли в один класс одной школы по месту прописки и изгоняли из своего коллектива случайно затесавшегося новичка.

Но в наши дни картина поменялась. Очень большое количество детей , по сравнению с прошлыми десятилетиями, не посещает детского сада . В школу почти никогда не переходят группами из сада, коллектив складывается более разношерстный. Разнообразие вызвано ещё и тем, что дети получали совершенно разное образование: кто-то учился дома с родителями, кто-то ходил в обычный государственный садик, кого-то обучали наёмные педагоги, кто-то успел посетить уже несколько секций и центров раннего развития.

И на фоне наступившего разнообразия стало заметно, что «домашние » дети ничуть не хуже «садиковых» . Если родители соответствующим образом занимались с ребенком, то он может проявлять ничуть не меньше самостоятельности, коммуникабельности и инициативности, чем дети, которые усвоили первичные социальные нормы в детском саду.

Детский сад: плюсы и минусы

Что может дать ребёнку детский сад ? Самое первое и основное – включенность в коллектив, общение с ровесниками. Начиная с трехлетнего возраста малыш испытывает потребность в общении с другими детьми его возраста. Поэтому сколь бы замкнутыми и необщительными ни были сами родители, они обязательно должны предоставить возможность ребёнку общаться с другими детьми.

Общение детей в детском саду с воспитателями помогает им научиться устанавливать контакт с другими взрослыми , и в будущем такие дети легче находят общий язык со школьными педагогами. Ребёнок в детском саду начинает понимать, что не все взрослые похожи на его родителей, что общаются они по-разному, что слушаться нужно не только родителей. Ребёнок начинает осваивать множество разных поведенческих моделей.

Также в детском саду ребёнок учится строже следовать установленным правилам поведения и режиму . Это дисциплинирует и помогает научить ребёнка чувству ответственности за свои поступки и слова.

Детский сад не может обеспечить нужный уровень развития интеллекта и физической подготовки ребёнка. Родители должны с ним заниматься и сами. Но если они не имеют возможности этого делать, и дома ребёнок предоставлен сам себе и сомнительным развлечениям, то посещение детского сада ему строго необходимо. Даже обычный государственный детский сад научит ребёнка рисовать, лепить, собирать конструктор, решать головоломки, тренировать речь и память, слушать музыку и петь, бегать и делать зарядку.

Серьёзно настроенные молодые родители могут обеспечить полноценное развитие в домашней обстановке физических и умственных способностей ребёнка, регулярно занимаясь с ним спортом и правильно подобранными упражнениями, разучивая с малышом стихи и песни, помогая ему собирать конструктор, рисовать и раскрашивать. Но социальное развитие и тренировку умения взаимодействия с коллективом обеспечивать значительно сложнее. Родителям, желающим самостоятельно заменить ребёнку посещение детского сада, нужно хорошенько распланировать, как и каким образом они будут учить ребёнка правилам поведения в коллективе с детьми и взрослыми.

Ребёнок, не посещающий детский сад, должен значительно больше времени проводить на детских площадках в играх и общении с другими детьми его возраста. Необходимо, чтобы он мог выбрать себе нескольких постоянных друзей из числа ровесников, посещающих ту же детскую площадку. «Домашнего» ребёнка необходимо почаще водить в гости к другим детям и приглашать его друзей с их родителями к себе домой.

Матери, воспитывающие своего ребёнка дома до самой школы, обычно не доверяют своё драгоценное чадо другим взрослым, даже бабушкам, дедушкам, подругам и прочим близким людям. Они боятся, что другие будут «неправильно» воспитывать малыша и навредят ему. Но эти молодые мамы рискуют сами навредить ребёнку, так как у него не выработается навык общения с другими взрослыми , он избалуется и не освоит достаточное число поведенческих моделей. Тем родителям, которые считают, что никто, кроме них самих, не сможет правильно общаться с ребёнком и правильно воспитать его, нужно в первую очередь поработать над собой и изменить эту точку зрения. Никакие родители никогда не смогут заменить малышу целый мир со всем его многообразием. Ребёнку лучше с малых лет познакомиться с другими взрослыми, так как в течение своей жизни он будет общаться не только с родителями.

Если детский сад, тем не менее, вызывает стойкое предубеждение, обязательно подберите ребёнку кружок по интересам или секцию. Иногда оставляйте малыша на денёк у друзей. Если Вы дружите с другими молодыми родителями, непременно ходите друг к другу в гости хотя бы два раза в неделю . Даже пара часов такого регулярного общения с другими людьми очень много может дать ребенку. Дети научатся находить общий язык друг с другом и осознают, что необходимо слушаться не только своих родителей.

Обязательно наблюдайте за тем, как Ваш малыш общается в гостях или играя на детской площадке. Не трудно ли ему заводить новые знакомства? Учится ли он следовать правилам, не нарушает ли очередь, не отбирает ли у других детей их игрушки, не обижает ли их и не позволяет ли обижать себя? Если до пяти лет ребенок так и не усвоил правил социального поведения, то надо посетить детского психолога и попросить его найти альтернативу детскому саду: центр развития, кружок, секцию.

Когда отдавать ребенка в детский сад?

Самый подходящий возраст для погружения ребёнка в социальную среду – четыре года . Постулат о том, лучше раньше, чтобы раньше привык, - ошибочен и в корне неверен. Маленький ребёнок одного года от роду будет очень страдать от того, что его маму заменяет незнакомая тетя, а понять необходимость перемен он ещё не сможет в силу возраста. Он будет часто болеть, сильно переживать, и этот стресс отразится на дальнейшей жизни и мировосприятии человека. В возрасте полутора лет начинает ослабевать сепарационная тревога, то есть беспокойство ребенка, связанное с возможной потерей матери (которой в данный момент нет рядом). Но и в полтора года ребёнка ещё слишком рано отдавать в ясли, так как он слишком болезненно реагирует на чужих людей, только начиная к ним относиться спокойнее. Самое важное в жизни полуторогодовалого ребенка – его мама, он стремится всегда быть рядом и никуда её не отпускать.

К яслям быстро привыкают лишь дети из так называемых неблагополучных семей. Они обычно прячутся от пришедших за ними родителями и не откликаются, когда те зовут их, но вовсе не потому, что не хотят оставлять увлекшую их игру.

В три года дети начинают интересоваться сверстниками. При этом сначала детей увлекает общество старших товарищей, затем – младших и только потом их ровесников.

Подводя промежуточные итоги, необходимо отметить, что отдавать ребёнка в ясли в возрасте полутора лет не стоит . Лучше поищите работу на дому или скооперируйтесь с другими молодыми родителями для «дежурства» по очереди. Переберите все возможные варианты, чтобы избежать посещения яслей.

В два года детям уже проще адаптироваться в яслях. Конечно, ребёнок ребёнку рознь, и в целом возраст ещё довольно мал для погружения в социум, но многим общительным детям уже может понравиться детский сад и игры с ровесниками. В данном случае очень многое зависит от воспитателей и их подходу к детям. Если ребёнок умеет самостоятельно ходить на горшок, орудовать ложкой и если в ваш пробный с ним приход в ясли он откровенно заинтересовался окружающей обстановкой и никого не испугался, то смело отдавайте его в ясли.

Не теряя бдительности, следите за здоровьем, настроением ребёнка в первые недели привыкания к яслям. Если ему становится морально тяжело, он часто плачет и не хочет никуда идти, не упорствуйте в желании приучить двухлетнего ребёнка к яслям. Потерпите год или два, тогда процесс адаптации пройдёт значительно проще. Иначе у него может на долгие годы остаться впечатление, что посещение яслей и садика связано с принуждением и негативными эмоциями. К тому же постоянные болезни детей всё равно не дадут родителям возможности регулярно ходить на работу. Да и как можно жертвовать здоровьем ребёнка ради работы, оставляя ему психологическую травму на всю жизнь? Подготовка к детскому саду может занять много времени, её невозможно в ускоренном темпе пройти за неделю, и торопиться незачем и некуда.

Итак, одно из главных правил – ни в коем случае не торопитесь сдать ребёнка в детский сад . Как следует занимайтесь с ним дома и обеспечьте ему общение на детских площадках и в гостях с другими детьми и взрослыми. Есть желание – попробуйте, но не настаивайте на посещении яслей, если ребёнок ещё к этому не готов.

Ясли: польза или вред?

Детский сад и ясли – разные вещи и они оставляют совершенно разный отпечаток на личности ребёнка. Бывает, родители хотят поскорее отдать малыша в ясли ради выработки навыков самообслуживания (умение ребёнка самостоятельно одеваться и раздеваться, ходить в туалет, есть). Конечно, дома ребёнок будет учиться этому медленнее, а в яслях у него просто не будет выхода, так как на пятнадцать-двадцать таких же детей приходится только один воспитатель, который даже при желании не сможет в одиночку каждого накормить кашей с ложечки.

Дети, посещавшие ясли, в будущем менее инициативны и самостоятельны в принятии решений. Дело в том, что эмоциональность и активность как черты характера закладываются у ребёнка в первые годы жизни.

Детский сад в большей степени принесёт ребёнку пользу, чем ясли, которые чаще вредят неокрепшей психике маленького человека.

Как смягчить стресс от посещения детского сада?

Если ребёнок испытывает сильный стресс от посещения детского сада, то вовсе не обязательно он будет устраивать скандалы и истерики. Многое зависит от склада характера малыша, распространена и пассивная форма неприятия и сопротивления – это частые простуды.

Также необходимо пристально следить за сном, аппетитом ребёнка, его поведением и настроением вечером после возвращения из сада. Относительно нормальная реакция – это плач, долгое засыпание, отсутствие аппетита, капризы, но лишь в первое время после начала посещения дошкольного учреждения. Если миновало уже три или четыре недели , а ребёнок всё так же себя ведёт, то это означает, что он плохо адаптируется к садику .

Тогда крайне желательно оставить ребёнка дома ещё на целый год. Если это совершенно невозможно, нужно постараться смягчить стресс: свести пребывание в детском саду к половине дня вместо целого, в среду стараться оставлять его дома, перевести в другой сад, где на одного воспитателя приходится меньшее количество детей.

Если Вам кажется, что всё это совершенно невозможно, то как следует задумайтесь. Выход найти можно из любой ситуации, а здоровье ребёнка всегда важнее карьерных ценностей – помните об этом постоянно.

Оптимальный возраст для детского сада

Четыре года – самый оптимальный возраст для начала посещения детского сада. Однако вполне допустимо отдавать ребёнка в садик в три года. Именно в три года ребёнок начинает тянуться к другим детям, его уже не пугает отсутствие матери, он в какой-то мере самостоятелен и умеет сам есть. Время самых захватывающих игр с ровесниками наступит только в четыре года, но и в три можно начать ходить в детский сад.

Можно выбрать соломоново решение и показать ребёнку детский сад в три с половиной года. Поначалу ходите вместе на прогулки с группой из детского садика, затем оставляйте ребёнка в саду на полдня, так процесс привыкания к новой обстановке будет максимально плавным и постепенным. Если малыш радуется и ему всё нравится – начинайте оставлять его в саду на полный день. Если ребёнок сдержанно реагирует на подобные новшества в его жизни, то следуйте этому облегчённому режиму посещения детского сада до четырёх лет. Не переживайте, что ребёнок не успеет чему-то научиться или «пройти», как в школе, какой-то материал. Помните, что это ещё не школа и никакой строгой программы для таких маленьких детей нет.

Обязательно после третьего дня рождения ребёнка сделайте всё возможное, чтобы границы знакомого ему мира расширились и он познакомился с другими взрослыми и, конечно же, детьми.

Как не упустить место в детском саду?

Будьте готовы к тому, что схема идеального, плавного и постепенного приучения ребёнка к детскому саду может измениться под воздействием внешних обстоятельств. Теория и планы – это хорошо, но жизнь очень часто вносит свои поправки. В полной мере обеспечить идеальные условия могут только весьма состоятельные родители, которых меньшинство.

Самое первое, что изменит Ваши планы, - очередь в детские сады . Около десяти лет назад отмечался спад рождаемости, детские сады пустовали и готовы были принять всех, независимо от места проживания. В те годы закрылись многие учреждения дошкольного образования. Сейчас рождаемость выросла, но количество детских садов осталось тем же. Поэтому самым верным решением будет встать в очередь на детский сад в первый год жизни ребёнка .

Если ребёнку требуется ещё год посидеть дома после пробных посещений детских садов, а очередь пропускать рискованно, так как тогда можно больше не увидеть детский сад вовсе, то постарайтесь договориться с заведующей садика на оплату всех квитанций с бронированием места за Вами. Возможно, подобная услуга потребует от Вас дипломатических способностей и дополнительных вложений, но постарайтесь всё же достичь необходимой договорённости, так как детский сад ребёнку, раньше или позже, но нужен.

Познакомьтесь с молодыми мамами Вашего района, соберите сведения о детских садах и наличии в них мест, займитесь этим сразу же после рождения ребёнка. В данном вопросе Вам придётся полагаться, главным образом, на собственную активность и энергичность. Почитайте отзывы о детских садах в интернете , задавайте вопросы, уточняя детали – чем больше информации, тем лучше!

«Несадиковые» дети: как помочь адаптации

Есть такое определение – «несадиковые» дети. Так врачи, родители, воспитатели, психологи называют детей, которые, как следует из названия, не созданы для посещения детских садов. Однако очень большие сомнения вызывает подобная категоричность. Существуют ли действительно дети, не созданные для посещения детских садов, или это результат недостаточной работы родителей и воспитателей? Проблема заключается в степени оправданности усилий, необходимых для адаптации ребёнка к детскому саду. С кем-то из детей нужно работать меньше, с кем-то больше. Иногда это «больше» требует столько сил, что все плюсы от посещения детского сада сходят в итоге на нет.

Три основных типа реакции на привыкание к детскому саду:

1) Нервные срывы, истерики, капризы, частые болезни. Реакция – бурная и ярко-выраженная;

2) Частые болезни на фоне тихого поведения ребёнка;

3) Отсутствие признаков стресса.

У половины детей нет признаков стресса. И только вторая половина демонстрирует первый или второй тип реакций. Но это вовсе не означает, что 50% детей должны воспитываться исключительно дома до самой школы.

Такая высокая распространённость первого и второго типа реакций вызвана тем, что многие родители не проводят предварительно с ребёнком вовсе никакой подготовки к детскому саду . Они помещают его в новую, непривычную окружающую среду, никак не подготовив к этому своё чадо. Для взрослых попадание в новый коллектив – давно привычное дело. Необходимо абстрагироваться от своей точки зрения и понять, что у ребёнка, идущего в детский сад, – это первый подобный опыт. Ему надо помогать, тренировать и постараться по возможности облегчить процесс адаптации.

Как может проявляться процесс адаптации ? Помимо капризов, нежелания идти в сад и болезней, это сильное эмоциональное потрясение, нежелание общаться, которое может проявиться даже у активного доселе ребёнка. У детей даже могут появиться проблемы с артикуляцией и речью, которых до этого не наблюдалось, они могут «забыть» от перенесённого стресса, как самостоятельно выполнять те или иные действия по самообслуживанию, могут полюбить долгое время сидеть не двигаясь, плохо спать, есть.

Как быть, если ребенок не может адаптироваться к детскому саду?

Что делать и каковы причины , если даже хорошо спланированная и проведенная работа не помогла ребёнку адаптироваться в детском саду?

Ответьте для себя на следующие вопросы . Ребёнок достиг подходящего возраста для посещения детского сада? У него не было в прошлом негативного опыта посещения яслей? Даже если он не помнит, как ходил в ясли, какой-то отпечаток обстановки на уровне эмоций и переживания у ребёнка всё же остался, и если впечатления были негативные, то ожидать быстрой адаптации в детском саду не стоит. В таком случае перенесите начало посещений садика ещё на полгода или год, продолжая гулять вместе с детсадовской группой или дружить с детьми из группы в остальное время.

Проанализируйте характер и привычки своего ребёнка – какой у него тип темперамента от рождения? Проще и быстрее всего привыкают к детскому саду сангвиники, но у холериков и флегматиков обычно есть проблемы. Холерики чаще всего ведут себя слишком активно, они всё время бегают, кричат, проказничают, ссорятся, дерутся. Флегматики же наоборот очень спокойны и сдержанны, они зачастую отстают от остальных детей, так как делают всё медленнее сверстников. Если Ваш ребёнок холерик или флегматик, то поговорите с воспитателем об этом. Узнайте, как малыш ведёт себя в группе на протяжении дня, и поясните воспитателю особенности его темперамента. Не стесняйтесь это делать, так как воспитатель может в силу разных причин этого не заметить и слишком давить на Вашего ребёнка, пытаясь заставить его вести себя так, как ему было бы особенно тяжело. Флегматика нельзя торопить угрозами и страхом наказания, в результате давления он замкнётся в себе и будет делать всё ещё медленнее. Его природная медлительность при хорошем и терпеливом общении с малышом постепенно сгладится и станет менее заметной. У всех людей разный характер и привычки, и проявляется это уже в раннем детстве: кто-то предпочитает носиться вихрем и делать всё мгновенно, а кто-то медленно, неторопливо идёт к своей цели, спокойно и уверенно. Поэтому непременно проведите с воспитателями серьёзную беседу и аргументированно докажите свою точку зрения: флегматика нельзя торопить и нервно дёргать.

Что касается маленьких холериков , то тут воспитателю нужно объяснить , что ребёнок ведёт себя подобным образом не потому, что хочет навредить и разозлить всех, а также не потому, что родители не занимались его воспитанием, а просто-напросто у него такой характер. В будущем холерики учатся в какой-то степени сдерживать себя, но дети непосредственны и ещё не усвоили норм социального поведения. Обязательно посоветуйте воспитателям, не ожидая, пока они путём проб и ошибок дойдут до этого сами, занимать Вашего гиперактивного ребёнка такими делами, которые потребуют особенно много сил и энергии. Холерик не сможет долго и усидчиво сидеть на одном месте, но если он будет выполнять упражнения или долго танцевать, то его разрушительная деятельность в другое время будет сведена к минимуму. Ребёнок любит превращать комнату в настоящий хаос, раскидывая вокруг себя игрушки? Пусть именно он собирает их – скорее всего, это будет сделано столь же быстро, при этом его энергия будет направлена в созидательное русло. Главное – попросить его об этом, а не заставлять под страхом наказания.

В случае если воспитатели не пойдут Вам навстречу, имеет смысл поискать другой садик или перевестись в другую группу к другому воспитателю.

Подумайте о себе и своём характере, насколько Вы сами быстро и легко привыкаете к изменениям? Насколько Вы уверенно себя ведёте среди малознакомых людей? Как быстро осваиваетесь? Помните о наследственности. Если Вы сами замкнутый человек и любите одиночество, то весьма вероятно, что Ваш ребёнок будет вести себя так же. Замкнутому ребёнку будет некомфортно среди большой шумной группы детей, но лишать его садика и оставлять дома тоже неправильно. Ему лучше всего подобрать немногочисленную группу по интересам, в которой он будет проводить не весь день, как в детском саду.

Кого нельзя отдавать в детский сад?

Не отдавайте в детский сад Вашего ребёнка, если он с самого младенчества часто и много болеет . В детском саду он будет болеть ещё больше, посещать его нормально не сможет и ещё больше подорвёт собственное здоровье. Не нужно отправлять в обычный детский сад детей с неустойчивой нервной системой. В данном случае это принесёт больше вреда, чем пользы. Поинтересуйтесь оздоровительными детскими садами , но подходите к решению определить туда ребёнка с осторожностью: если садик переполнен, оздоровительного эффекта ждать не следует. В подобных детских садах регулярно проводят разнообразные оздоровительные и укрепляющие процедуры (всевозможные виды массажа, закаливания, кислородные коктейли).

В данном случае родителям лучше всего самостоятельно заняться здоровьем ребёнка : выбирать только здоровую и полезную пищу, много гулять с ребёнком, установить режим дня (ни в коем случае не меняйте его резко, сдвигайте постепенно, не более 10 минут за день), потихоньку заниматься закаливанием, если детский врач одобрит подобное начинание. Постарайтесь подыскать какое-либо дошкольное учреждение, кружок, центр или группу для Вашего ребёнка, которое он мог бы посещать пару раз в неделю, ходите с ним почаще в гости, чтобы показать ему других людей и потихоньку учить малыша с ними общаться.

Подготовка ребенка к детскому саду

Итак, «в вину» детскому саду обычно вменяются: частые болезни ребёнка, асоциальное поведение (воровство, ругань, обман, агрессия). Стоит помнить, что болезни – следствие адаптации ребёнка к детскому саду, а не неподобающего ухода воспитателей, как думают многие. Если адаптация проходит быстро и безболезненно, ребёнок перестаёт болеть. Что касается асоциального поведения, которое ребёнок с интересом «испытывает» на родителях, то малышу необходимо доходчиво объяснить, почему так себя вести или говорить такие слова нельзя, но не нужно излишне эмоционально акцентировать данный факт или устраивать по поводу каждого прозвучавшего нелитературного слова «концерт». Следите за тем, чтобы ребёнок не стал прибегать к шокирующему поведению для привлечения Вашего внимания.

Помните, что, чем сильнее ребёнок привязан к матери и своей семье, тем тяжелее и дольше он будет привыкать к детскому садику. Не забывайте, что наличие самого периода адаптации является нормой. Хуже к детскому саду привыкают единственные в семье дети, избалованные дети, не приученные к самостоятельности дети, неуравновешенные дети, испытывающие страхи (темноты, одиночества и пр.), дети, которые перенесли сильную психологическую травму, привыкшие быть в центре внимания дети, неуверенные и сильно отличающиеся от других дети, а также дети, родители которых очень сильно нервничают из-за предстоящего посещения их ребёнком детского сада.

Поговорите с ребёнком перед тем, как отправить его в детский сад. Настройте его на позитив, рассказывайте только хорошее, что может дать садик, не запугивайте и постарайтесь добиться того, чтобы он сам захотел проведать это чудесное место. Можно рассказать ему истории из своего детства и собственного посещения детского сада (обязательно хорошие и позитивные). Заранее скорректируйте режим дня ребёнка под режим детского сада, чтобы не создавать ему дополнительных стрессов. Удостоверьтесь, что в садик вместе с ним пойдут знакомые ему по детским площадкам дети, если нет – постарайтесь познакомить его с кем-то из детей и с воспитателями заранее.

Играйте с ребёнком, отправляя вместе в детский сад мишку или иную игрушку, а потом разговаривайте с ней, расспрашивая о том, что было днём. Так Вы сможете вовремя отследить и в случае надобности откорректировать ожидания Вашего ребёнка, заметить, что его страшит.

Обязательно обратите внимание на атмосферу, царящую в выбранном дошкольном учреждении, и обстановку. Насколько там чисто, прибрано, работает ли охранник. В некоторых детских садиках существуют специальные программы адаптации детишек, призванные помочь ребёнку скорее освоиться. Например, практикуются занятия в выходные дни – специально на несколько часов ребёнка оставляют в садике по выходным, чтобы он поскорее привык.

Будьте терпеливы, любящи и мудры, думайте в первую очередь о пользе для ребёнка, и у Вас всё получится .

Что делать, если ребенок не хочет идти в детский сад или начинает постоянно болеть? Может ли ребенок быть «несадовским»?

Все дети, приходящие в детский сад, проходят так называемую адаптацию, как психологическую (привыкание к чужой обстановке, чужим людям, отсутствию рядом родителей), так и физическую (ребенок начинает хватать все инфекции и болеть).

Постепенно у него вырабатывается иммунитет. Кто-то проходит адаптацию легко – быстро привыкает к изменениям и практически не болеет. А кто-то начинает долго и серьезно болеть. Как правило, к категории часто болеющих детей, относят детей, которые приучены к теплу.

Это те дети, у которых дома собственное отопление, их родители поддерживают дома температуру выше той, которая в садике. Таким образом, придя в сад, такой ребенок постоянно испытывает чувство холода. Из-за этого снижаются защитные силы организма, и ребенок чаще болеет.

Кроме того, в категорию часто болеющих детей попадают дети со светлой кожей и светлым цветом волос. Конечно, все дети разные, есть и исключения. Но если ваш ребенок часто болеет и, как следствие, редко посещает детский сад, то рано или поздно встает вопрос о том, чтоб забрать его оттуда.

Про таких детей, для которых предпочтительней в силу здоровья домашний режим, и говорят «несадовские» дети.

Для мамы, конечно, невозможность водить ребенка в сад, оборачивается тем, что она просто не сможет работать. Некоторые находят выход из данной ситуации. По возможности водят ребенка в сад по сезонам: весной и летом, когда дети не так часто заболевают.

А осенью и зимой оставляют ребенка дома. Такой вариант хорош, если кроме мамы с ребенком может посидеть кто-то из родственников. Но если таковых нет, то приходится отказываться от работы. И здорово, если финансовое состояние семьи позволяет это сделать, и папа может содержать семью.

Допустим, что ваш ребенок все-таки не может посещать детский сад. Не отчаивайтесь. Это совсем не означает, что ваш ребенок будет чем-то отличаться от других детей. Конечно, если вы будете с ним заниматься. А вот для занятий для мам и малышей сегодня есть различный развивающий материал.

Сюда входят: мозаика, различные «умные книжки», мультфильмы и занимательное видео. Можно с ребенком лепить из пластилина, вырезать фигурки и так далее. Самое главное в обучении ребенка – это его заинтересовать. В противном случае, ваши старания будут напрасны.

Так мозаика уже в раннем возрасте позволяет ребенку научиться различать цвета и форму. Складывая несложные картинки, ребенок получает первые навыки логического мышления, при этом развивается мелкая моторика рук. Развивающие пособия «Умные книжки» разные, в зависимости от возраста вашего ребенка.

Так, например, книжки для детей 3-4х лет позволяют развивать посредством определенных заданий внимание, память, мышление, воображение. Ребенок учится считать, описывать картинки (развитие речи), знакомится с окружающим миром. Ребенку интересно, поэтому занятия с такими книгами весьма эффективны для развития вашего ребенка.

В помощь мамам также различное занимательное видео. Например, видео «учимся вместе считать», где с детства знакомые нам герои из программы «Спокойной ночи, малыши» Хрюша, Степашка, Филя, Каркуша учатся в школе счета, выполняют различные интересные задания.

А вместе с ними в игровой форме учится и ваш ребенок. «Несадовский» ребенок, оставаясь здоровым, вполне может не только не отставать в развитии, но даже и опережать других детей, посещающих детский сад. И в ваших силах ему в этом помочь.

© Юлия Григорьева
Фотография: depositphotos.com

Здравствуйте, дорогие родители. Возможно, каждый из вас сталкивался с такой проблемой или был свидетелем такого события, когда ребенок не хочет ходить в садик , плачет, вырывается. Такое состояние может наблюдаться, как дома, так и непосредственно перед входом в свою группу. Необходимо учитывать, что есть норма, адаптационный период, когда малышу сложно привыкнуть, его пугают перемены, а есть и патологическая проблема, когда нужно действовать, ведь для ребенка это большой стресс. А иногда необходимо задуматься, . В этой статье мы поговорим о том, как необходимо себя вести, если такое случилось с вашим карапузом, также выясним, какие причины провоцируют развитие такого поведения.

Нежелание, как вариант нормы

Родители должны учитывать моменты, когда такое поведение считается закономерным, а когда нет. Давайте разберемся, что и по какой причине может вызывать нежелание идти в сад, при этом будет естественной реакцией растущего организма:

  1. Малыш впервые отправляется в дошкольное учреждение и его пугает:
  • незнакомая обстановка;
  • необходимость остаться без мамы;
  • к карапузу выдвигаются иные требования, не такие, как дома;
  • он уже не единственный малыш;
  • новый и непривычный распорядок дня;
  • большое количество незнакомых детей.

Тут важно понимать, что на период адаптации уйдет какое-то время. Малыши, которых с детства приучали к самостоятельности, к общению со сверстниками, гораздо быстрее и проще проходят этот период. Чего нельзя сказать о карапузах, с которых сдували пылинки и держали в тепличных условиях.

  1. Ребенок не выспался. Маме необходимо подумать, правильно ли организован его дневной режим. С появлением здорового сна и сбалансированного питания, нежелание ходить в детский сад пропадет.

Как проявляется возникновение проблемы

Протест малыша против посещения сада может не всегда быть явным. К тому же, в силу характера дети могут по-разному его проявлять. Также первоначально могут быть замечены первые тревожные сигналы, которые будут постепенно нарастать, пока ребенок вам категорически не заявит, что никуда сегодня не пойдет. Так, давайте разберемся, как может выражаться такое нежелание.

Если рассматривать протест в скрытой форме, когда родители еще ни о чем не догадываются, то он может быть представлен следующими особенностями в поведении:

  • в сад ребенок собирается очень медленно, нехотя, ищет каждый повод, чтоб оттянуть время выхода из дома; возможно, ваш малыш просто медлителен и все делает не спеша, тогда задумайтесь над тем, как он собирается на прогулку;
  • обратите внимание, в каком настроении карапуз по утрам и в каком – по вечерам, когда вы за ним приходите – если он систематически в первой половине дня имеет плохое настроение, а во второй – отличное, проблема кроется в нежелании ходить в сад;
  • если ребенка просят нарисовать свой садик или детей в нем, игрушки, то в его работе будут преимущественно темные и даже черный цвета, это говорит о психологическом дискомфорте, а иногда и о чувстве прямой угрозы;
  • у ребенка ухудшается аппетит, нарушается сон, может появляться энурез ;
  • малыш не хочет идти из-за плохой погоды, начинает жаловаться на плохое самочувствие или выражает свое желание пойти к бабушке вместо садика.

Что же касается открытых, явных проявлений нежелания, то могут присутствовать три стадии развития такого состояния:

  1. Прямое высказывание против посещения дошкольного учреждения в словесной форме:
  • малыш, возвращаясь домой, говорит, что больше туда не вернется или, ложась спать, скажет, что завтра не пойдет в сад;
  • утром начинаются уговоры и мольбы остаться дома, и так продолжается аж до двери группы.
  1. Непрекращающийся плач, усиливающийся при приближении времени выхода из дома и возле садика.
  2. Истерическое поведение:
  • карапуз громко и упорно кричит, что не пойдет в садик, не хочет слушать никакие уговоры мамы;
  • малыш выглядит обиженным, может наблюдаться плач «без слез» или наоборот «реки слез»;
  • ребенок начинает психовать, бьется головой о стенку или кидается всем, что попадается под руку, могут лететь даже стулья, кричит. Маме практически невозможно собрать его в сад.

Если в этих признаках вы узнаете своего карапуза, пришло время по-настоящему задуматься над тем, что могло вызвать такие изменения в поведении, и что провоцирует нежелание ходить в садик, особенно, если ранее ребенок не испытывал таких проблем.

У нас не возникали такие сложности. Несмотря на то, что сын не с первого раза начал полноценно посещать детский сад (проблемы со здоровьем), он всегда с радостью туда отправлялся, играл до последней минуты. Всегда счастливый встречал меня, и мы вместе отправлялись домой. По дороге я узнавала все замечательные события и непревзойденные эмоции, которые посетили моего сыночка за день.

Причины такого состояния

Давайте все таки выясним, что чаще всего вызывает отказ от посещения детсадовской группы.

  1. Еда, к которой ребенок не привык. Даже я до сих пор вспоминаю с ужасом суп и молочную кашу с пенкой, кисель с комочками. У ребенка может возникать протест из-за того, что дома еда не такая, она вкуснее.
  2. Малыш чувствует себя лишним в коллективе одногруппников. Возможно, он просто не может адаптироваться, возникают трудности общения со сверстниками, а может это первый симптом замкнутости вашего карапуза, не исключено, что малыш аутист и к нему нужен специальный подход и уход, тогда вам стоит обратиться к психологу.
  3. Адаптационный период. Всегда нужно быть готовым, что какое-то время уйдет на привыкание и притирку в детском коллективе. Не расстраивайтесь, если у Маши Петечка через день бежал с удовольствием в сад, а ваша Настенька уже неделю не может привыкнуть.
  4. Недостаток родительского внимания. Возможно, вашему карапузу вас катастрофически не хватает и ребенку вдвойне сложнее осознанно отправится в сад и тем самым лишится возможности получать заботу в течении дня.
  5. В группе возник конфликт. Ваш карапуз не поделил с другим ребенком игрушку или у него забрали любимую машинку, которую он принес из дома. А, возможно, кто-то и вовсе распускает руки.
  6. У ребенка плохой воспитатель, который постоянно кричит и срывается, не проявляет чувство удовольствия от общения с детьми, вымещает на них свою злость.
  7. Смена обстановки пугает ребенка, тут нет его любимого стульчика или стола, за которым он привык кушать.
  8. Над малышом могут насмехаться сверстники, показывать свою неприязнь из-за того, что он так или иначе от них отличается. Это могут быть и внешние отличия, а могут и особенности характера.
  9. Не исключено, что ваш карапуз просто психологически еще не созрел для посещения дошкольного учреждения.
  10. Смена детского сада нередко является причиной отказа туда ходить. Ранее у ребенка уже были сформировавшиеся отношения и любимый воспитатель, а теперь он попал в уже сформированный коллектив, к незнакомым ребятам.
  11. Вполне может быть, что нежелание идти в сад основано на напряженной психологической обстановке в семье ребенка. Малыш переживает серьезную травму, дома постоянные скандалы. Карапуз подсознательно пытается исправить сложившеюся ситуацию.

Чем помочь своему ребенку

  1. Позаботьтесь о постепенном приучении малыша к садику, не стоит сразу оставлять его на целый день. Процесс адаптации должен быть постепенным и не травмировать чувства ребенка.
  2. Создайте тихую спокойную обстановку, пусть в квартире по утрам будет все на пониженных тонах. Так важно, чтоб новый день начинался с положительных эмоций и радовал ребенка, повышая его настроения, даря заряд энергии на весь день.
  3. Если у малыша возникают конфликтные ситуации, то очень важно их вовремя решать. Если вы замечаете какие-то изменения в поведении ребенка, попробуйте поговорить, выяснить причину, если нужно расспросите воспитателя.
  4. Не оставляйте появившиеся проблемы без решения. Если бездействовать, ребенок все больше будет замыкаться, начнет испытывать чувство постоянного стресса.
  5. Созывайте отношения доверительного типа. Очень важно, чтоб ваш малыш мог делиться своими переживаниями, рассказывал вам о том, что его сильно беспокоит, получал поддержку.
  6. Уделяйте ребенку, как можно больше своего внимания, показывайте, насколько сильно вы его любите, проявляйте свою заботу.
  7. Если малышу тяжело общаться со сверстниками ежедневно отправляйтесь на детскую площадку, пусть почаще играет с соседями. Желательно начать такое практиковать еще задолго до первого посещения сада.
  8. Если вам попался плохой воспитатель, не созданный для работы с детьми, об этом необходимо написать коллективную жалобу на имя заведующей дошкольным учреждением.
  9. Приучайте карапуза к дневному распорядку. Некоторые мамочки даже предварительно узнает режим дня в садике, а потом свое чадо приучают к нему.
  10. Позаботьтесь о том, что ребенок должен с уважением относиться к воспитателям, к родителям, слушаться их беспрекословно и не перечить.
  11. Если вашего карапуза обижает какой-то малыш, необходимо разобраться, что послужило причиной такого поведения. При необходимости пообщаться с родителями обидчика.

Что делать противопоказано

Вот мы и разобрались, что может провоцировать нежелание ходить в детский сад. Помните, что категорически нельзя заставлять ребенка силой и криками отправляться в это учреждение, так вы только сильнее раните его психику. Следуйте всем советам и рекомендациям, и пусть каждый новый день начинается с радостной улыбки малыша, собирающегося в детский сад к своим друзьям и любимым игрушкам.