Роль семьи в формировании у детей потребности к здоровому образу жизни. Доклад "формирование у обучающихся потребности в здоровом образе жизни"

Формирование потребности в здоровом образе жизни у школьников.

Научно-технический прогресс не стоит на месте, и все большее количество машин и механизмов становятся неотъемлемой частью жизни, жизнь людей становится более комфортной. Но оборотной стороной данного процесса является уменьшение двигательной активности людей.

Отсутствие физических нагрузок негативно сказывается на здоровье любого человека. Растет количество сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний опорно-двигательного аппарата, заболеваний, связанных с нарушениями эндокринной системы.

Глава МинЗдравСоцразвития Т. Голикова на заседании Совета при Президенте Российской Федерации отметила, что «из 16,3 миллиона детей школьного возраста две трети детей имеют отклонения в состоянии здоровья. Среди 13,6 миллиона детей, обучающихся в школах, только 21,4% имеют первую группу здоровья, а 21% - хронические, в том числе инвалидизирующие, заболевания».

Занятия физической культурой являются одной из форм укрепления здоровья. Поэтому в учебный план общеобразовательных учреждений введено 3 часа уроков физической культуры.

Опрос, проведенный среди учащихся, показал, что 34% детей нашего лицея не понимают важности сохранения своего здоровья, им кажется, что они хорошо себя чувствуют и не нуждаются в дополнительных занятиях физкультурой.

Однако данные медиков подтвердили тенденцию ухудшения общего здоровья детей в связи с тем, что большая часть из них ведет малоподвижный образ жизни. По сравнению с предыдущим годом возросло количество простудных заболеваний на 10% , заболеваний, связанных с нарушениями опорно-двигательной системы, - на 14%, увеличилось число детей, страдающих плоскостопием до 18% от общего числа учащихся.

В ходе анализа полученных результатов мониторинга возникла необходимость активизации работы по формированию устойчивой мотивации к занятиям физической культурой.

Все они направлены на то, чтобы заинтересовать детей, убедить их в необходимости ведения здорового образа жизни.

Для организации успешной работы по формированию мотивации к занятиям физической культурой у детей необходима совместная работа, как педагога, так и родителей. Для этого в школе организован лекторий для родителей, проводятся родительские собрания, посвященные здоровому образу жизни, организуются совместные спортивные праздники.

В настоящее время в связи с интенсификацией учебного процесса, малоподвижным образом жизни вопрос здоровьесбережения подрастающего поколения стал очень остро. И уроки физической культуры, и внеурочная деятельность по предмету направлены на формирование у детей потребности в здоровом образе жизни и устранении гиподинамии. Правительством Саратовской области дополнительно в учебный план за счет регионального компонента был введён 3 час урока физической культуры, что наглядно свидетельствует о приоритете здорового образа жизни в настоящее время.

Диагностика мотивов посещения уроков физической культуры показала, что у большинства учащихся старших классов цели посещения уроков физкультуры не имеют ничего общего с задачами физического воспитания. Часть из них приходит, чтобы пообщаться с товарищами, часть - чтобы не иметь неприятностей из-за пропусков или низких отметок по этому предмету, часть - для того, чтобы просто подвигаться. И только 40 % школьников занимаются на уроках физической культуры целенаправленно, желая получить хорошее физическое развитие. При этом мальчики понимают его как развитие двигательных качеств, а девочки - как улучшение своего эстетического вида: фигуры, походки. Мотив «красиво двигаться и танцевать» имеется у 56% школьниц, повысить уровень двигательных способностей – 58%, научиться играть в волейбол, баскетбол и прочие спортивные игры, а также укрепить здоровье – только у 26% школьниц.

Следовательно, мотивация детей к занятиям физкультурой оказалась различной.

Задача педагога помочь детям обрести уверенность в правильности выбора здорового образа жизни, содействовать формированию устойчивой мотивации к занятиям физической культурой.

Для решения этой основной задачи педагог должен использовать все доступные формы и методы практической деятельности, применительно к индивидуальным особенностям каждого ребёнка.

Основной формой работы по формированию потребности в здоровом образе жизни в школе является урок физической культуры. Урок-это обязательная часть школьной программы. Поэтому перед учителем стоит задача заинтересовать ребенка так, чтобы он шел на урок с удовольствием.

«Науку – писал Герцен,- надобно прожить, чтобы не формально усвоить ее». И в учении то же, чтобы не формально усвоить, нужно не «отбыть» урок, а прожить его: нужно, чтобы физическая культура и необходимость ею заниматься вошла в жизнь, чтобы она имела жизненный смысл для учащихся.

Достичь успешности учащимся должен помочь педагог. Деятельность учащихся необходимо организовать таким образом, чтобы на каждом этапе урока каждому ученику было интересно.

В работе учителя физической культуры можно использовать следующие методы и приёмы:

Просьба о помощи;

Подвижные и спортивные игры;

Взаимоконтроль;

Самоконтроль;

Уроки ЛФК;

Раздаточный материал;

Разноуровневое домашнее задание;

Самостоятельное занятие.

(Приложение. Веселые эстафеты на уроках физического воспитания).

Ребенок на уроке должен чувствовать себя успешным для того, чтобы любить урок.

Наибольшее количество заболеваний, наблюдающихся у учащихся в современной школе напрямую, связано с «сидячим образом жизни» и как следствие этого нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Поэтому при планировании уроков во всех классах возникает необходимость введения в программу уроков блоков упражнений, направленных на укрепление свода стопы и профилактики нарушения осанки.

На каждом уроке физкультуры я включаю фрагменты урока лечебной физкультуры по профилактике нарушения осанки и плоскостопия, корригирующей гимнастики

(Приложение. Упражнения для профилактики нарушения опорно-двигательного аппарата для 2-4 классов.)

Упражнения «Каток», «Художник» и «Серп» способствуют укреплению свода стопы, а упражнения «Гусеница» и «Кораблик» помогают укреплять мышцы позвоночного столба. Они предназначены для учащихся 2-4 классов.

А упражнения «Змея», «Качели», «Ёлочка» для укрепления свода стопы, «Рыбка», «Колечко» для укрепления позвоночного столба учащихся 6 классов . (Приложение. Упражнения для профилактики нарушения опорно-двигательного аппарата для 6 классов. Комплекс упражнений при плоскостопии).

Данные комплексы упражнений целесообразно применять в заключительной части урока. Они должны применяться систематически. Их можно рекомендовать в качестве домашнего задания. При этом необходимо отслеживать результат. Перед применением желательно организовать и провести лектории для родителей и практические занятия.

При организации уроков подвижных игр необходимо вводить элементы ЛФК во все этапы этих уроков. При этом руководствоваться индивидуальными особенностями развития детей и результатами медицинского осмотра.

Для таких уроков большой положительный эффект имеет применение комплекса, состоящего из упражнений системы йога, дыхательной гимнастики. (Приложение. Урок с элементами ЛФК. Дыхательная гимнастика Стрельниковой).

Данные упражнения обладают общеукрепляющим и оздоравливающим эффектом, способствуют переключению видов деятельности на уроке, создают положительный эмоциональный фон, повышают интерес к занятиям физической культуры, что приводит к развитию мотивации к ведению здорового образа жизни.

Физкультминутка - необходимый элемент урока по любому предмету.

Учителем физической культуры и школьным врачом разработаны методические рекомендации для учителей-предметников по организации и проведению физкультминуток по профилактике нарушений осанки и укрепления мышц стопы с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Целесообразно в такие комплексы включать упражнения: "Мы проверяли осанку"

Мы проверяли осанку

И свели лопатки, (ходьба на месте.)

Мы походим на носках,(ходьба на носках.)

А потом на пятках.(ходьба на пятках.)

Мы идем, как все ребята

И как мишка косолапый.

(ходьба на внешнем своде стопы.)

Потом быстрее мы пойдем

И после к бегу перейдем.(бег на месте.) и другие.

Для наглядности и агитации можно провести конкурс рисунков, стенгазет о пропаганде физкультуры, спорта и здорового образа жизни. Для организации такого конкурса необходимо провести большую организационную работу. При этом обратить особое внимание на подведение итогов. Очень важно, чтобы итоги конкурса входили в систему результатов работы классных коллективов по здоровьесбережению. Соревнование классных коллективов приводит к увеличению активности учащихся при работе в этом направлении: улучшается качество представленных работ, их диапазон, ребенок получает возможность выразить свою индивидуальность, получает удовольствие, от авторства своей работы. Это способствует получению новых знаний, расширению кругозора детей и формирует у ребят понимание необходимости ведения здорового образа жизни.

Так как лицей расположен в центре города, то особое место в здоровьесбережении занимают дни здоровья.

На родительских собраниях и в индивидуальных беседах с родителями учителю необходимо убедить родителей в том, что их детям требуются не только дополнительные занятия физической культурой, но и беседы родителей с ребёнком о необходимости таких занятий для того, чтобы ребёнок смог осознанно выбрать здоровый образ жизни. В результате этой работы родители должны твердо усвоить мысль о том, что в воспитании ребенка роль семьи не сможет заменить ни дошкольное учреждение. Ни школа. Совместная и согласованная работа педагогов и родителей обеспечивает единые взгляды на выбор детьми здорового образа жизни.

Темы бесед: "Как закалять своего ребенка?", "Правильный режим дня - неотъемлемая часть здоровья ребенка," "Как правильно подбирать обувь?", "Что ест мой ребенок? "

Для формирования устойчивой мотивации у учащихся к занятиям физической культурой на начальном этапе необходимо, чтобы учащиеся могли наглядно видеть свои успехи и достижения. Для этого педагог должен проводить ежемесячно промежуточное тестирование динамики развития физических качеств. Положительную динамику доводить до сведения учащихся,

При организации этой работы необходимо учесть основные мотивы спортивной деятельности:

1. стремление к самосовершенствованию (укрепление здоровья. улучшение телосложения, развитие физических и волевых качеств);

2. стремление к самовыражению и самоутверждению (желание быть не хуже других, быть похожим на выдающегося спортсмена. Стремление к общественному признанию);

3. стремление к социальным установкам (мода на спорт, стремление сохранить семейные и спортивные традиции, желание быть готовым к службе в армии)

4. удовлетворение духовных и материальных потребностей.

При этом педагог должен стремиться к тому, чтобы именно третий мотив стал для ребят доминирующим, все остальные три сопутствующими мотивами.

Лицей готовит детей к жизни в обществе. Полученные детьми социальные установки должны способствовать успешной социализации в обществе. Это будет способствовать формированию устойчивой мотивации к занятиям физической культурой и во взрослой жизни.

Организация общешкольных дел, работа самоуправления в школе должны помочь в деле формирования такой мотивации.

Вся система школьного воспитания должна создать максимально благоприятные условия для формирования потребности в здоровом образе жизни.

Введение в план общешкольных мероприятий по спортивно-массовой работе общешкольного конкурса «Спортивный класс» может значительно активизировать как общественную жизнь лицея, так и повысить мотивацию у учащихся к занятиям физической культурой.

Конкурс проходит на протяжении всего учебного года. Итоги конкурса подводятся в апреле-мае.

На итоги конкурса влияет участие каждого класса, как в спортивных соревнованиях, так и в общественной жизни школы.

В каждое традиционное общешкольное мероприятие добавляется спортивная составляющая.

Когда в школе проходит месячник оборонно-спортивной работы один день можно выделить для просмотра видеороликов, подготовленных детьми на тему: «Кто как ни я станет на защиту Родины?». Педагог в результате данного мероприятия должен убедить детей в том, что боец современной армии должен иметь хорошую физическую подготовку.

В период выполнения программы по разделу «Гимнастика» целесообразно проведение конкурса для девушек: «Тело, грация и я!». Педагогу необходимо убедить учащихся в том, ведение девушками здорового образа жизни положительно сказывается на здоровье нации в целом.

Вся работа учителя физической культуры должна способствовать ориентации сознания ребенка на формирование позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков культуры здоровья, формирование привычки к здоровому образу жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. , Федорченко культура в современной школе: опыт, проблемыв, перспективы.– 2009,77-81с.

2. , Луханин образ жизни в современных образовательных учреждениях.– 2004, 77-100с.

3. Коджаспиров, Ура! Ура!.– 2002, 30-34с.

4. Петров форма физической культуры и спорта.– 2004,

5. Киселев! Размышления и советы психолога спорта–

6. Ковалько технологии, "Вако",2007.

7. Заикина состояния здоровья, "Первое сентября " - 2007. №19с.

8. Колесов направление в педагогических науках -2004,с.

9. Прокофьева щеки.-Изд.2-е, с изм, доп.-М. Физкультура и спорт,1998г.56-78с.

Самое раннее из определений здоровья - определение Алкмеона, имеет своих сторонников вплоть до сегодняшнего дня: "Здоровье есть гармония противоположно направленных сил". Цицерон охарактеризовал здоровье как правильное соотношение различных душевных состояний. Стоики и эпикурейцы ценили здоровье превыше всего, противопоставляя его энтузиазму, стремлению ко всему неумеренному и опасному. Эпикурейцы считали, что здоровье - это полное довольство при условии полного удовлетворения всех потребностей. Согласно К.Ясперсу, психиатры рассматривают здоровье как способность реализовать "естественный врожденный потенциал человеческого призвания". Существует и другие формулировки: здоровье - обретение человеком своей самости, "реализация Я", полноценная и гармоничная включенность в сообщество людей. Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 2007, 269 с. с. 114 К. Роджерс также воспринимает здорового человека как подвижного, открытого, а не постоянно использующего защитные реакции, независимого от внешних влияний и опирающегося на себя. Оптимально актуализируясь, такой человек постоянно живет в каждый новый момент жизни. Этот человек подвижен и хорошо приспосабливается к меняющимся условиям, терпим к другим, эмоционален и рефлексивен.

Ф. Перлз рассматривает человека как единое целое, считая, что психическое здоровье связано со зрелостью личности, проявляющейся в способности к осознанию собственных потребностей, конструктивному поведению, здоровой адаптивности и умению принимать ответственность за самого себя. Зрелая и здоровая личность аутентична, спонтанна и внутренне свободна.

З. Фрейд считал, что психологически здоровый человек -- это тот, кто способен согласовать принцип удовольствия с принципом реальности. По К.Г. Юнгу здоровым может быть человек, ассимилировавший содержание своего бессознательного и свободный от захвата каким-либо архетипом. С точки В. Райха невротические и психосоматические нарушения трактуются как следствие застоя биологической энергии. Следовательно, здоровое состояние характеризуется свободным протеканием энергии.

В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения определение понятия здоровье: “…состояние полного, физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

По мнению С.В. Попова “Если вдуматься в это определение, то можно сделать вывод, что абсолютное здоровье является абстракцией и кроме того, что это определение изначально исключает людей, имеющих какие-либо (врожденные или приобретенные) физические дефекты, даже в стадии компенсации”. Попов С.В. Валеология в школе и дома // О физическом благополучии школьников. СПб, 2007. с. 136

В 1968 году ВОЗ приняла следующую формулировку: “Здоровье - свойство человека выполнять свои биосоциальные функции в изменяющейся среде, с перегрузками и без потерь, при условии отсутствия болезней и дефектов. Здоровье бывает физическим, психическим и нравственным».

Г.Л. Билич, Л.В. Назарова взяв за основу определение Всемирной Организации Здравоохранения, считают необходимым и оправданным добавить два фактора. Итак, «здоровье - это состояние полного, физического, душевного и социального благополучия и способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней и окружающей среды и естественному процессу сохранения, а также отсутствие болезней и физических дефектов».

В Большой медицинской энциклопедии здоровье трактуется как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешенны с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. В то же время на протяжении своего развития меняет формы взаимодействия с условиями окружающей среды, при этом меняется не столько среда, сколько сам организм.

Академик Н.М. Амосов полагает, что «здоровье организма определяется количеством его, которое можно оценить максимальной продолжительностью органов при сохранении качественных пределов их функций». Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М., 2007 с. 44 В.П. Казначеев трактует здоровье как «процесс (динамическое состояние) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни».

Прав академик Ю.П. Лисицын, что «здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта, оно - состояние, которое позволяет человеку вести неестественную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, то есть испытывать душевное, физическое и социальное благополучие».

И.И. Брехман, основоположник науки о здоровье - валеологии, определяет здоровье как «способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. - 4-е изд. - М.: Физкультура и спорт, 2004. с. 37

А.Я. Иванюшкин предлагает 3 уровня для описания ценности здоровья: 1) биологический - изначальное здоровье предполагает совершенство саморегуляции организма, гармонию физиологических процессов и, как следствие, минимум адаптации; 2) социальный - здоровье является мерой социальной активности, деятельного отношения человека к миру; 3) личностный, психологический - здоровье есть не отсутствие болезни, а скорее отрицание ее, в смысле преодоления. Здоровье в этом случае выступает не только как состояние организма, но как “стратегия жизни человека”. Иванюшкин А.Я. “Здоровье” и “болезнь” в системе ценностных ориентаций человека // Вестник РАН РФ. 2005. Т.45. №1, с.49-58, №4, с.29-33.

Итак, здоровье рассматривается как интегративная характеристика личности, охватывающая как её внутренний мир, так и всё своеобразие взаимоотношений с окружением и включающая в себя физический, психический, социальный и духовный аспекты; как состояние равновесия, баланса между адаптационными возможностями человека и постоянно меняющимися условиями среды. Причем, его не следует рассматривать как самоцель; оно является лишь средством для наиболее полной реализации жизненного потенциала человека.

Согласно заключению экспертов ВОЗ, если принять уровень здоровья за 100%,то состояние здоровья лишь на 10% зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20% - от наследственных факторов, на 20% - от состояния окружающей среды. А остальные 50% зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

В другом подходе понятие образ жизни рассматривается как интегральный способ бытия индивида во внешнем и внутреннем мире, как “система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды”, где система взаимоотношений человека с самим собой представляет собой сложнейший комплекс действий и переживаний, наличие полезных привычек, укрепляющих природный ресурс здоровья, отсутствие вредных, разрушающих его.

А.М. Изуткин и Г.Ц. Царегородцев структуру образа жизни представляют в виде следующих элементов: “1) преобразовательная деятельность, направленная на изменение природы, общества и самого человека; 2) способы удовлетворения материальных и духовных потребностей; 3) формы участия людей в общественно политической деятельности и в управлении государством; 4) познавательная деятельность на уровне теоретического, эмпирического и ценностно-ориентированного знания; 5) коммуникативная деятельность, включающая общение между людьми в обществе и его подсистемах (народ, класс, семья и др.); 6) медико-педагогическая деятельность, направленная на физическое и духовное развитие человека”. Ю.П. Лисицын, Н.В. Полунина, Е.Н. Савельева и др. предлагают такие составные части (аспекты) образа жизни, как производственная, общественно-политическая, внетрудовая, медицинская активность . Лисицын Ю.П., Полунина И.В. Здоровый образ жизни ребенка. М., 2006.

Другие авторы в понятие образ жизни включают трудовую деятельность человека, социальную, психоинтеллектуальную, двигательную активность, общение и бытовые взаимоотношения, привычки, режим, ритм, темп жизни, особенности работы, отдыха и общения.

Образ жизни - тип жизнедеятельности людей обусловленный особенностями общественно-экономической формации. Основными параметрами образа жизни являются труд (учеба для подрастающего поколения), быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления. Если их организация и содержание способствуют укреплению здоровья, то есть основание говорить о реализации здорового образа жизни, который можно рассматривать как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие индивида с окружающей средой.

Мы считаем прав, говоря об образе жизни С.В.Попов, что следует помнить о том, что хотя он в значительной степени обусловлен социально-экономическими условиями, в то же время во многом зависит от мотивов деятельности конкретного человека, от особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей. Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни. Попов С.В. Валеология в школе и дома // О физическом благополучии школьников. СПб, 2004. с. 196

Уровень жизни - это в первую очередь экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека. Под качеством жизни понимают степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социальная категория). Стиль жизни характеризует поведенческие особенности жизни человека, то есть определенный стандарт под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория).

Здоровье человека будет в первую очередь зависеть от стиля жизни, который в большей степени носит персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями (менталитете) и личностными наклонностями (образ).

Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни; это понятие положено в основу валеологии. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

В западной и русской науке проблему здорового образа жизни затрагивали такие врачи и мыслители как Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Х. Де Руа, Ж. Ламетри, П. Ж. Ж. Кабанис, М. Ломоносов, А. Радищев. Васильева О.С., Журавлева Е.В. Исследование представлений о здоровом образе жизни // Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону, 2005, Вып.9. с. 422

Б.Н. Чумаков охарактеризует здоровый образ жизни, как «активная деятельность людей, направленная, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом должно учитываться то, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями». Чумаков Б.Н. Валеология. Избранные лекции. М., 2004. с. 213

С.В. Попов выделяет биологические и социальные принципы ЗОЖ. Биологические принципы характеризуются следующим: образ жизни должен быть возрастным, обеспечен энергетически, укрепляющим, ритмичным, аскетичным.

Социальные принципы предъявляют к образу жизни следующие требования: он должен быть эстетичным, нравственным волевым, самоограничительным.

Однако образ жизни людей не может быть одинаковым, так как все мы исходно различны. Известно, что здоровым считается такой образ жизни, который приводит человека к оптимальным продолжительности и качеству жизни. Это возможно только тогда, когда человек действительно заинтересован в своем здоровье и способен им управлять.

Для сохранения и восстановления здоровья недостаточно пассивного ожидания, когда природа организма раньше или позже сделает свое дело. Человеку самому необходимо совершать определенную работу в данном направлении. Но, к сожалению, большинством людей ценность здоровья осознается только тогда, когда возникает серьезная угроза для здоровья или оно в значительной степени утрачено, вследствие чего возникает мотивация вылечить болезнь, вернуть здоровье. А вот положительной мотивации к совершенствованию здоровья у здоровых людей явно недостаточно. И.И. Брехман выделяет две возможные причины этого: человек не осознает своего здоровья, не знает величины его резервов и заботу о нем откладывает на потом, к выходу на пенсию или на случай болезни. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. Л., 2005. 125 с. с. 84 Вместе с тем, здоровый человек может и должен ориентироваться в своем образе жизни на положительный опыт старшего поколения и на отрицательный - больных людей. Однако, такой подход действует далеко не на всех и с недостаточной силой. Очень многие люди своим образом и поведением не то, что способствуют здоровью, а разрушают его.

Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. И выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как и индивидуального, так и общественного здоровья.

Современное общество, высочайшие темпы его изменения предъявляют все более высокие требования к человеку и его здоровью. Все больше исследований в последние годы рассматривают понятие «здорового образа жизни (ЗОЖ)» как комплекс оздоровительных мероприятий, способствующих оздоровлению и укреплению здоровья человека. А к компонентам относят: трудовую деятельность, оптимальный двигательный режим, отказ от вредных привычек, личную гигиену, закаливание, рациональное питание. На наш взгляд нельзя рассматривать ЗОЖ, как ряд мероприятий. Соблюдение ЗОЖ зависит еще и от внутреннего настроения, потребностей человека, его общей культуры.

От здоровья и жизнерадостности детей зависит их умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Подростки воспринимают свое здоровье, как нечто естественное, данное на всю жизнь. А дети и вовсе не задумываются над тем, что здоровье нужно беречь. Изменить отношение подростка к своему здоровью и личному образу жизни возможно при условии понимания им этих ценностей. Известно, что вода и камни точит, следовательно, при создании образовательной среды, направленной на единую цель можно сформировать у воспитанников ценностное отношение к своему здоровью.

Цель работы по формированию потребности в здоровом образе жизни - это обучение каждого воспитанника способам поддержания и сохранения здоровья, воспитание и развитие детей на основе здоровьесберегающих знаний, умении и навыков; формирование эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью.

Эта цель будет способствовать основной цели обучения и воспитания – достижение каждым выпускником максимально возможной самостоятельности и независимости. Педагогические задачи, соответствующие сформированной цели:

·Коррекционно-образовательные: формирование знаний об организме человека, его функционировании в разных социальных и природных условиях, о факторах здоровья и ЗОЖ.

·Коррекционно-развивающие: коррекция и развитие у воспитанников познавательных процессов (восприятие, мышление, память, внимание) на основе установления взаимосвязи организма человека и окружающей среды, развития воли при принятии и реализации компонентов ЗОЖ.

·Коррекционно-воспитательные : формирование личности, адаптированной к природным и социальным условиям, ответственно относящейся к своему здоровью и здоровью других людей, укрепляющей свое физическое здоровье, стремящейся к охране ближайшей окружающей среды.

Организация работы по формированию потребности в ЗОЖ в детском доме имеет свои особенности.

Успешность коррекционной работы направлена на преодоление недостатков в развитии детей, в условиях специализированного детского дома зависит от комплексного взаимодействия всех взрослых, участвующих в воспитательно-образовательном процессе.

Дети с нарушением интеллекта любой клинической градации, в силу особенностей психофизического развития имеют разнообразные дефекты, которые усугубляют вторичный дефект - стойкое нарушение познавательной сферы. Поэтому проблемы коррекции и устранения, сглаживание нарушений необходимо рассматривать с позиции оздоровления и обогащения за счет правильно организованной коррекционно-развивающей среды.

Педагогические условия должны быть «провоцирующими развитие». Вокруг наших детей с самого детства необходимо создавать такую учебно-познавательную среду, которая была бы насыщена атрибутами и обычаями ЗОЖ. Реализация внедрения ЗОЖ в повседневную деятельность детей должна осуществляться на основе формирования традиций. Создание традиций это долговременный процесс. Важно не только накапливать знания, но и находить им практическое и постоянное применение на уровне естественных потребностей, привычек и привязанностей. Не достаточно знать и понимать, важно жить этим.

Воспитание привычки к здоровому образу жизни предусматривают единство двух компонентов:

Первый компонент призван вооружить воспитанников знаниям о культуре здоровья, физической культуре. С этой целью проводятся занятия по ознакомлению и закреплению правил личной гигиены, безопасности жизнедеятельности, а также формирование умений и навыков по вопросам личной гигиены, питания, правильной осанки, сохранение зрения и слуха, предупреждение заболеваний и вредных привычек. Начинаем рассказ о здоровье в узком смысле – отсутствие у человека болезней (здоровый человек активен, бодр, у него хорошее настроение, ему легче учиться, работать). От чего зависит здоровье? Питание, режим дня, личная гигиена, двигательная активность, прогулки на свежем воздухе, закаливание. Постепенно материал усложняется.

Второй компонент – физкультурно-оздоровительная деятельность в режиме дня: гимнастика, прогулка, коррекционные паузы, физкультурные праздники, дни здоровья, закаливание, массаж.

Программа состоит из трех блоков:

I.Коррекционно-воспитательная деятельность .

II.Физкультурно-оздоровительная деятельность .

III.Программа занятий «Познай себя».

Коррекционно-воспитательная деятельность:

1)Создание щадящих, благоприятных условий для детей: строгое соблюдение режима дня, включение в режим оздоровительного сна после обеда.

2)Созданы условия для удовлетворения биологической потребности детей в движении: на территории детского дома оборудованы баскетбольная и волейбольная площадки, спортивно-гимнастический комплекс, футбольное поле. В здании детского дома есть тренажерный зал, теннисный стол, мини батут. Для физкультурных занятий приобретены: лыжи, коньки, самокаты, футбольные и баскетбольные мячи, дартс. В детском доме также имеется инвентарь для туристической работы – приобретен свой катамаран. Накопленный дидактический материал, позволяет правильно организовать коррекционно-воспитательную работу.

3)Эффективным средством предупреждения утомления и улучшения общего состояния является физкультминутки, они проводятся во время самоподготовки.

4)Коррекционные паузы проводятся в течение всего дня в детском доме. Коррекционные паузы включают в себя разнообразные упражнения для глаз, точечный массаж, пальчиковую гимнастику.

5)Профилактика нарушений осанки – на группах воспитатели проводят утреннюю гимнастику с учетом коррекции. В нее включается традиционный комплекс упражнений имитационного характера на развитие внимания, точности выполнения действий. Основная цель утренней зарядки – поднять настроение и мышечный тонус ребенка, а так же обеспечить профилактику нарушения осанки.

6)Комплекс оздоровительных мероприятий: организация двигательной активности на прогулке.

7)Плавание в бассейне.

8)Использование массажа в коррекционной работе:

а) Точечный массаж – это воздействие пальцами на биологически активные точки (проводится специалистом).

б) Самомассаж пальцев и кистей рук – развивает мелкую моторику рук.

в) Пальчиковая гимнастика – необходима, чтобы снять напряжение с пальцев рук, а так же развить их подвижность и гибкость.

Физкультурно-оздоровительная деятельность:

Основной акцент идет на развитие умений и обучение детей движениям, двигательным действиям, формированию физических качеств, ознакомление с правилами физических упражнений.

1) Организация двигательного режима: двигательная активность создает энергетическую основу для роста и формирования системы организма, нормального физического и психологического развития.

Двигательная активность - хорошее средство психогигиены ребенка. Концентрация возбуждения в нервных центрах, связанных с работой мышц ведет их к активному торможению, которые берут на себя нагрузку при умственной работе. Движения снимают умственное напряжение, стрессы, раздражение и утомляемость, улучшают самочувствие детей.

Во время физических упражнений формируются такие личностные качества как выносливость, смелость. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир.

Сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил личной гигиены - комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой, обувью. При выработке гигиенических навыков необходимо придерживаться следующих правил:

*системность, постепенность и последовательность мероприятий,

*учет психо-эмоционального состояния ребенка,

*соответствие методик и приемов возрастным особенностям воспитанников,

*согласованность действий и требований взрослых,

*пример окружающих,

*обоснование важности приобретения и закрепления основных гигиенических навыков.

Навыки становятся прочными, если они постоянно закрепляются: дома, в гостях, в походах.

Большое значение имеет активный отдых, главная задача которого - доставить детям удовольствие, создать радостное настроение. Очень важно чтобы все дети были активны, радостны, раскрепощены, дружелюбны по отношению друг к другу. Участие в спортивных занятиях и играх улучшают формирование речи и мышления.

Эффективным средством воспитания, обучения и оздоровления является туристический поход . Основная цель похода - оздоровительная, а важнейшая из задач - формирование ЗОЖ.

Совместная деятельность на природе способствует не только физическому развитию, но и нравственному воспитанию, формирует положительные эмоции, объединяет детей.

Цикл занятий « Познай себя»

Чтобы работа по формированию потребности в ЗОЖ была более эффективной, недостаточно лишь создать необходимые условия для коррекционно-восстановительной и физкультурно-оздоровительной деятельности. Необходимо чтобы каждый воспитанник осознал ценность своей жизни, научился бережно относиться к себе и своему здоровью, чтобы у него сформировалась потребность в ЗОЖ. Нужно чтобы слова «В здоровом теле - здоровый дух!» приобрели для воспитанника личностный смысл. С этой целью проводятся специальные занятия. Для новых детей занятия направлены на изучение и закрепление правил личной гигиены и безопасности жизнедеятельности. В дальнейшем осуществляется углубление знаний и навыков по вопросам личной гигиены, питания, правильной осанки, сохранения зрения и слуха, предупреждение заболеваний и вредных привычек, о способах оказания первой помощи, знакомство с элементарными лекарственными растениями. У воспитанников закрепляются представления о значимости культурно-гигиенических навыков в жизни человека, закладываются представления о целостности организма человека, о взаимозависимости всех его систем, а также о собственных взаимоотношениях с окружающим миром.

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Формирование потребности в здоровом образе жизни [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

За последние сто лет человечество достигло невиданных успехов во многих областях науки и сферах производства материальных благ. Все, что создано, – результат деятельности человека, его таланта и интеллекта. Труд преобразует не только окружающую среду, но и самого человека. Однако благополучие любого сообщества и каждого человека в отдельности определяется не материальными благами, а состоянием его здоровья.

Понятие и особенности формирования потребности в здоровом образе жизни

Здоровье человека в значительной мере зависит от существующих в обществе систем ценностей, определяющих смысл жизни. Здоровье является личной и общественной ценностью.

Понятие "здоровый образ жизни" однозначно не определено: представители философско-социологического направления (П.А.Виноградов, Визитей Н. Н., В.А. Пономарчук, В.И.Столяров и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом.

В психолого-педагогическом направлении (М.Я. Виленский и др.) здоровый образ жизни рассматривают с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации.

Здоровый образ жизни – это "результирующая действий многих внутренних и внешних факторов, объективных и субъективных условий, благоприятно влияющих на состояние здоровья" .

Здоровый образ жизни – это реализация комплекса действий во всех основных формах жизнедеятельности человека: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой.

В немалом количестве болезней виноваты не природа, не окружающая среда и общество, а только сам человек, являющийся частью этой природы и этого общества. Чаще всего, особенно в зрелом возрасте, человек заболевает от малой подвижности и несоблюдения режима питания. При этом он надеется на медицину. Медицина может неплохо лечить многие болезни, но не может сделать человека абсолютно здоровым. Роль медицины заключается в том, чтобы научить человека, как стать таким. Для того чтобы стать и быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. К счастью, мы сами можем укрепить свое здоровье, соблюдая здоровый образ жизни, однако необходимые усилия возрастают по мере взросления и старения организма. К сожалению, здоровье, как важная жизненная потребность в достижении той или иной цели, осознается человеком, когда его старость становится близкой реальностью.

С каждым годом среда, в которой растет и развивается новое поколение, ухудшается. Все чаще дети уже в юном возрасте страдают от множества болезней и даже от ожирения. Именно поэтому формирование здорового образа жизни у растущих детей, а также стимулирование потребности здорового образа жизни и их воспитание так важно. Ни для кого не секрет - чтобы изменить будущее, нужно начинать с детей. Научные исследования и опросы населения подтверждают тот факт, что уровень здоровой жизни постоянно ухудшается, и если не начать действовать уже сейчас - дальше будет только больше проблем.

Также исследования и опросы населения показали, что в странах СНГ подобное воспитание очень плохо развито и этот факт заставляет задуматься.

Влияет ли культура и воспитание на развитие потребностей человека? Нужно ли придерживаться культуры ведения зож непосредственно среди родителей, которые поставили перед собой цель - выработать у детей понятие ЗОЖ. Какая роль родителей в формировании элементарных навыков ведения зож? Влияет ли общество на формирование основных принципов здорового образа жизни? Зависит ли развитие ребенка непосредственно от культуры самого населения?

Давайте попробуем в этом разобраться.

Принципы ЗОЖ

Исследования зарубежных ученых и опрашивание населения доказали, что большинство людей не знают даже элементарных принципов ведения ЗОЖ.

Прежде чем разбирать тему формирования потребности человека в здоровом образе жизни, нужно понять, каков же механизм расположен внутри системы? Какова роль семьи вформировании здорового образа жизни, а также влияет ли современное общество и культура на становление личности, которая будет придерживаться правил «здоровой жизни»? Ответ на все эти вопросы можно получить, изучив основные принципы зож.

К правильному, здоровому образу жизни можно отнести повседневную активность, слежение за своим здоровьем и питанием, занятия спортом. Сейчас, к счастью, стала очень популярной связка «ПП и спорт» (правильное питание и занятия спортом), в какой-то мере это стало трендом. Ведь соблюдая основные правила питания и тренировок, очень много людей смогло похудеть и привести себя в форму. Но здесь есть одно «но»! Этим людям пришлось себя приводить в форму, будь то похудение или излечение от излишней худобы, а ведь гораздо бы было проще, если бы с детства люди приучались раздельно питаться, вести активный образ жизни… Тогда им бы и не пришлось приводить себя в форму, так как они бы и так были в форме.

Также ЗОЖ подразумевает соблюдение личной гигиены и отказ от всех привычек, которые вредят здоровью. Личная гигиена включает в себя уход за собой, соблюдение суточного режима, режима сна, уход за внешним видом, одеждой и обувью. К вредным привычкам можно отнести курение, употребление спиртных напитков, переедание.

Вернемся к принципам питания

Питание должно быть раздельным, то есть, около пяти-шести приемов пищи. Рацион должен состоять из рационального соотношения белков, жиров и углеводов и соответствовать возрастным и физическим особенностям человека. О том, сколько чего в каждом продукте, можно узнать в так называемой таблице КБЖУ продуктов что касаемо продуктов, то стоит исключить вредные. К ним можно отнести фастфуд, жаренное, жирное, мучное и сладости. Каждый день нужно употреблять мясо, фрукты, овощи и различные крупы.

То, насколько человек придерживается принципов ЗОЖ зависит непосредственно от предпочтений среди населения, например, целой страны. Есть страны, в которых народная кухня достаточно вредная, полно сладостей и жаренных блюд, в других странах, народ может себе позволить выбирать еду среди тропических фруктов, свежих овощей. Отсюда следует, что влияние всего населения, среди которого находится определенный индивидуум очень велико, исследования социологов также это подтверждают.

Как было упомянуто ранее, физическая активность является обязательной составляющей здорового образа жизни. Сидячий образ жизни крайне не приветствуется. Ежедневно рекомендуется проводить пешие прогулки или прогулки на велосипеде, по возможности избегать использования общественного транспорта для обеспечения большей активности.

Нужно подчеркнуть один важный момент - соблюдение вышеперечисленных правил должно быть на постоянной основе, иначе от этого не будет толку. Итак, подытожим…

Основные принципы ЗОЖ

  • Личная гигиена
  • Соблюдение правильного, здорового питания
  • Ежедневная физическая активность
  • Стремление к физическому и умственному развитию
  • Слежение за здоровьем и самочувствием

Влияние родителей в формировании у детей основных правил зож

В данном вопросе роль родителей трудно переоценить, ведь именно они влияют на формирование новой личности, а именно на то, какой образ жизни будет она вести. Ни для кого не секрет, что в неблагополучной семье, как правило, не могут вырасти дети с светлым будущем. Именно родители являются примером для подражания. Если они ведут плохой образ жизни – дети также будут стремиться к тому, чтобы им подражать. Если же родители соблюдают все правила зож – дети тоже с детства будут приучены к этим же правилам и во взрослой жизни им будет намного легче.

Все чаще и чаще можно встретить молодых мам, которые сразу же после родов принялись за восстановление прежней физической формы, с самого детства показывают малышам, как нужно вести правильный образ, как следить за личной гигиеной, заниматься физическими нагрузками и стараться соблюдать принципы правильного питания.

Влияние учебного заведения и общества

Нельзя не сказать, что общество также влияет на становление личности и на то, какой образ жизни эта личность будет вести. Уже с раннего возраста ребенок приучается к жизни в обществе, пытается придерживаться культуры общения, поэтому, очень важно в какой среде будет расти ребенок. Если, к примеру, общественность активно проводит спортивные мероприятия, интересуется данным вопросом и всячески задействует в этих мероприятиях подрастающее поколение - это уже большой шаг к формированию у человека необходимых навыков. Исследования показали, что в странах, где почитается здоровый образ жизни среди взрослого населения – все у большего количества детей присутствуют навыки ведения ЗОЖ.

Также немаловажно то, как относятся к правильному образу жизни в учебном заведении, в котором ребенок проводит много времени. В юном возрасте для ребенка очень важны слова своего учителя, и он всячески пытается соответствовать его требованиям. Если с самого начала учитель показывает детям достойный пример и разъясняет важность здорового образа жизни, то без сомнений, дети будут стараться соблюдать основные правила, более того, они с восхищением будут рассказывать своим родителям о важности и необходимости подобного ведения жизни.

Формирование у ребенка культуры ведения ЗОЖ

При формировании у ребенка навыков ведения здорового образа жизни необходимо учитывать множество факторов, влияющих на становление личности:

  • В какой среде ребенок находится с самого рождения?
  • Какие люди его окружают?
  • Какой образ жизни ведут его родители?
  • Занимается ли в каких-то секциях сам ребенок или занимается он с родителями?
  • Была ли привита любовь к спорту?
  • Придерживались ли родители и их дети основным правилам здорового питания?

Очень важно учесть каждый пункт, если теперь родителями стоит цель - выработать у ребенка понятие о зож, о принципах культуры его ведения. Сам механизм обучения основам зож может быть разным, здесь присутствует влияние многих факторов - от индивидуальных предпочтений семьи и до предпочтений всего населения (если говорить о том, что зависит от населения, то речь может пойти об организации мероприятий, связанных с ЗОЖ). Исследования показали, что, если среди населения есть тенденция хотя бы активного отдыха - это уже влияет на иное воспитание детей, более близкое к здоровому образу жизни.

Будет мало лишь того, что родители будут рассказывать малышу о том, как же хорошо и правильно придерживаться правил питания, при этом сами родители этих правил не соблюдает. Также будет неправильно, когда родители пытаются силой приучить ребенка к активному образу жизни, а сами при этом такового образа и не ведут, проводя большинство времени дома за телевизором на диване.

Отсюда следует, насколько важен личный пример, присутствие в семьи культуры ведения зож. Если искать методы выработки принципов правильного образа жизни, то подражание – одно из главных методов. Можно рассказывать и поучать ребенка днями и годами на пролёт, но все будет бесполезно, если родители сами не соответствуют требованиям.

Этапы формирования потребностей в активном образе жизни

Исследования, посвященные изучению развития детей, показали, что потребность в ЗОЖ передается детям от родителей непосредственно самим воспитанием, именно стимулирование необходимости в зож родителями играли главную роль, ведь родители оказывают на своих детей большее влияние, нежели школа и прочие заведения

Рассмотрим основные этапы формирования здоровой и активной личности

Этап первый

Первым этапом можно назвать то время, когда будущая мама только узнала о том, что находится в положении. Даже тогда она должна следить за своим питанием, стараться соблюдать режим. Ведь то, как она себя ведет на протяжении всей беременности, безусловно влияет на то, здоровым родится ребенок, либо же нездоровым.

Этап второй

Вторым этапом можно назвать послеродовой период восстановления. Молодая мама ни в коем случае не должна забывать о том, что она - это пример для своего ребенка и должна постараться привести себя в форму.

Этап третий

Третий и один из важных этапов - это время, когда ребенок активно начинает познавать мир, хотя бы минимально подражать своим родителям. Здесь можно начинать приучать ребенка к элементарным правилам культуры веденияЗОЖ, вовлекать ребенка в совместные тренировки с мамой или папой, проводить их в интересной, игровой форме, чтобы не отбить ни в коем случае у ребенка желание к активности. С ранних лет также нужно приучать ребенка к более-менее рациональному питанию, научить придерживаться правил личной гигиены, соблюдать режим дня. Проводить беседы с ребенком стоит, придерживаясь культуры общения. Благодаря этому дальше ему будет только легче.

Этап четвертый

Следующим, четвёртым этапом, является то время, когда ребенок достиг дошкольного возраста (3-5 лет) и начинает свое знакомство с обществом. В этот период можно записать ребенка на гимнастику, плаванье, либо другие спортивные секции для малышей, то есть, в этот период проводится стимулирование потребности в ЗОЖ. Во всех начинаниях ребенка важно поддерживать и поощрять. Исследования социологов показывают важность этих факторов при формировании личностью.

Этап пятый

Пятым этапом в формировании принципов и культуры ведения зож у ребенка можно назвать переход малыша в школу. Большой коллектив, новые знакомства и учителя также очень влияют на формирование этих принципов. Здесь нельзя переоценить роль школы. Очень хорошо будет, если в учебном заведении будет уделяться должное внимание физическому развитию учеников, если для детей будут проводиться спортивные мероприятия, воспитательные часы, в которых учитель будет прививать детям желание вести здоровый образ жизни, заниматься спортом;

Самым сложным и ответственным этапом формирования личности, которая бы придерживалась ЗОЖ, можно назвать переход ребенка во взрослую жизнь. Ведь теперь родители не смогут контролировать его и то, какой же образ жизни выбрать - решать ему самому.

Результат воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни

Как видно из вышеописанного, формирование здорового образа жизни, стимулирование его необходимости - многоэтапный и сложный процесс. Так что же должно в идеале получиться, если воспитывать ребенка, согласно всем этапам формирования личности?

Если с самого рождения ребенок вместе с родителями пройдет все этапы формирования личности, при этом привив ребенку любовь к спорту, то можно не сомневаться - в дальнейшем такой человек обязательно будет вести здоровый образ жизни. Почему так уверенно об этом сказано? А потому что то, как человек проживет свою жизнь, зависит от того, в какой среде он вырос и какие качества ему привиты. В результате такого воспитания взрослому человеку уже будет не сложно соблюдать тот же режим дня, придерживаться правильного питания, быть активным и возможно заниматься спортом.

Также важно, чтобы помимо желаний родителей, ребенок сам испытывал любовь к подобному образу жизни, его не должны принуждать, нужно учитывать его потребности, ибо в дальнейшем от принуждения толку не будет и уже взрослый человек, без привитой любви к ЗОЖ, сам выберет свой путь, и он явно будет противоречить тому, чего так хотели для него родители.

Исследования показали, что именно при правильном воспитании, учитывая все факторы, которые способствуют развитию осознанной любви к спорту, можно добиться того, что вследствие у ребенка выработается понятие ЗОЖ. В дальнейшем он элементарно может хотя бы придерживаться питания, выбирать здоровые продукты среди предоставленных.

В заключение нужно сказать, что формирование личности с потребностью в ЗОЖ - это не односторонний процесс, здесь требуется не только инициатива родителей, но и ребенка, а также тех, среди кого ребенок растёт. Важно при воспитании учитывать потребности ребенка, факторы, влияющие на его развитие, всегда прислушиваться к нему, иначе силой целый образ жизни не выработать.

Выработка потребности ведения здорового образа жизни у взрослого человека

Причин для того чтобы человек изменил свой образ жизни может быть множество. Его может не устраивать физическая форма, он может быть с избыточным весом либо слишком худым. Также на изменение образа жизни могут повлиять другие люди, общество, в котором находится человек или же личные побуждения. Иногда перехода к здоровому образу жизни требует неудовлетворительное состояние здоровья.

Необходимо подчеркнуть, что изменение своего образа жизни уже во взрослом возрасте - дело нелегкое. Предстоит поменять приоритеты, изменить старым, иногда даже вредным привычкам. Курите? - придется бросить! Пьете? - об этом тоже можно забыть!

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни стоит начать с простых правил питания, ведения физической активности, придерживаться культуры ведения правильного образа жизни.

Поначалу будет очень сложно, ведь воспитывался человек по одним принципам, имел определенные привычки, своеобразные взгляды на мир, а теперь придется все кардинально изменить. Главное, расставить приоритеты, решить для себя, насколько важным и необходимым является изучение принципов ведения здорового образа жизни и тогда любая цель - достижима!

Если человек твердо решил, что нужно менять свою жизнь, он должен чётко определить для себя новые обязанности, спланировать чуть ли не каждый свой день по-другому, ведь здоровый образ жизни имеет свои требования, с которыми возможно до этого и не сталкивался.

В любом формировании навыков, принципов, умений, необходимо пройти через определенные этапы. О них дальше и пойдет речь.

Этапы формирования правильного образа жизни у взрослого человека

Вне зависимости от цели изменения образа жизни, этапы его формирования у взрослого человека одинаковы. Можно выделить три основных этапа:

  1. Первый этап является очень важным. Именно в этот период человек должен все хорошо обдумать, что ему нужно, чего он хочет достичь, взвесить все за и против. Определить пути достижения этих целей. К началу новой жизни нужно отнестись со всей серьезностью. Нужно выяснить, в чем может помочь здоровый образ жизни. Это снижение веса и приведение себя в форму или же плохое здоровье требует изменений. Возможно, создание семьи вынудило принять такое решение. В любом случае, нужно все для себя решить;
  2. Второй этап самый сложный, ведь предстоит очень много работы. Нужно избавиться от вредных привычек, перестроить весь режим дня, научиться соблюдать основные правила питания. И если в прошлом не вели физически активную жизнь - то это тоже придется исправлять. Гораздо труднее это делать, если с самого рождения не было привито никаких принципов ведения здорового образа жизни и придется полностью повернуть свою жизнь в другую сторону. Но если было твердо решено, что это просто необходимо - нет ничего невозможного;
  3. Третий, самый последний и продолжительный этап - это поддержание здорового образа жизни на протяжении многих лет, а возможно и на протяжении всей жизни. Здесь, опять же, нужно расставить приоритеты - нужно это или нет, ведь постоянно держать режим будет нелегко.

Результат выработки навыков ведения здорового образа жизни у взрослого человека

Одним из главных результатов является улучшение общего состояния организма, физических показателей, а также физической формы. Нельзя не подчеркнуть, что помимо прочего человек, который придерживается принципов здорового образа жизни, более дисциплинирован, нежели тот, кто не следит за собой и своим здоровьем.

Такой человек несомненно будет хорошим примером для своих будущих детей, чем и поспособствует формированию здорового поколения, которое, как и их родители, будут активными, здоровыми и счастливыми. Это по праву можно назвать очень хорошим достижением, ведь заботиться о нашем будущем и будущем наших детей - это очень важно и необходимо.