Традиционные куклы народов мира. Куклы разных народов

Лилия Серкова

Недавно у меня появилось новое хобби. Старых кукол поломанных, с запутанными волосами, вполне можно реанимировать и дать им вторую жизнь. Кроме того, заменив их старые волосы "париком" из пряжи, одев их в национальные костюмы , их вполне можно использовать для знакомства детей с людьми различных национальностей и расс. ЯПОНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ

РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ

ЧУКОТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ

УКРАИНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ

Этих кукол можно использовать при проведении НОД на тему "Одежда", "Дети народов Севера " и т. д. Можно применять как музейный материал. Детям такие куклы очень нравятся . По мере изготовления новых кукол буду добавлять фото.

Публикации по теме:

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста «Игры народов мира» Конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Игры народов мира» Задачи. Вызвать интерес к людям разных национальностей.

Конспект занятия НОД по теме: «Куклы на Руси. Изготовление народной куклы» Участники: дети старшего дошкольного возраста. Количество детей:.

Фестиваль праздника «Народов мира дружная семья» Ведущая входит в зал. Вед. : Полно в зале гостей Со всех разных областей. Приходите к нам на пир, Приглашаем целый мир. Веселись, душа, играй,.

На свете живут разноцветные дети, Живут на одной разноцветной планете, И эта планета на все времена У всех разноцветных всего лишь одна.

Решила в своей группе сделать куколок в разных национальных костюмах, так как я живу в Чувашии то начинать надо с куколки в чувашском и.

(21 сентября День Мира) Группа дошкольного воспитания "Бригантина" с. Анисимовка Приморский край работа выполнена мамой Александрой и 4-х.

Обереги - Взять три куска ткани квадратной формы и разные по величине (маленькая, побольше и еще больше). Скатать ватный шарик для головы,.

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Народные куклы. Куклы-обереги» Педагогический проект Для детей старшего Дошкольного возраста «Народные куклы. Куклы- обереги». МАДОУ № 57 «Дюймовочка» Воспитатель:.

Игрушки, как причудлив и разнообразен их мир, создавая кукол люди выражают свое понятие мира. В самом начале эти создания изготавливались из природных материалов таких, как солома, глина, дерево, начиная с 18 века стали появляться куклы из фарфора, воска, 20 век принес нам пластмассовых очаровашек.

Вы не всегда сможете быть со своим ребенком рядом, но можете сделать для него куклу оберег своими руками, и поможет вам мастер-класс по изготовлению куклы мотанки.

Давай те же узнаем какие куклы были у других народов, например у японцев Кокэси деревянная кукла без ног и рук, сделанная из древесины вишни, кизила, клена. Расписывали их вручную цветочно-растительными мотивами, они были чем то похожи на нашу матрешку. Сначала они служили шаманам для обрядов, и как поминальные куклы.

Со временем куклы стали обычной игрушкой, их стали давать детям для развлечения, взрослые стали использовать для их изготовления — лоскуты, бумагу и многое другое. В 20 веке изготавливали большие интерьерные куклы в образе гейш, кимоно было расшито вручную, драгоценными камнями, золотой нитью.

У эскимосов, ненцев долгое время не прорисовывались глаза, рот уши, нос, считалось, что куклы связаны с потусторонними силами, она может ожить и испугать малыша. У детей северных народов было очень много кукол, девочки выходя замуж получали их в приданное. После у кукол одевали в национальные костюмы, у них появились глаза, рот, нос, уши, они стали похожи на людей.

Славянский народ изготавливал кукол из глины, соломы, золы, тряпок и нитей. Игрушка из льна отводит все болезни, поэтому она стала оберегом. Дясетеручка — эта кукла символ счастья, благополучия, кукла крупеничка — символ достатка. Крупеничка наполнялась зерном, которое потом первым сеяли и считали, что будет отличный урожай и у семьи будет достаток. Почти все крупы были символами, рис — праздичное зерно, овес — сила, гречиха — богатство, перловка — сытость.

Еще были куклы стригушки их делали из пучка стриженной травы, пока мама работала в поле для развлечения малыша. Лоскутные куклы — их уже могли делать девочки постарше, шить им одежду, наряжать.

Африканские куклы изготовлены вручную, передавали из поколения в поколение, их плели из травы, вырезали из дерева. Этнические куклы использовали в обрядах, одевали в красочные ткани, наряжали бусами, браслетами. Куклы были похожи на взрослых женщин, мужчин, они были одеты в традиционные одежды. Также шаманы изготавливали специальных кукол для ритуалов.

Индейцы также изготавливали кукол, у каждого племени они были разные, особенные, изготовленные из разных природных материалов. В ход шло все — початки кукурузы, перья, дерево, полотно, мех, кожа, волокна болотных растений. Индейцы навахо были отличными охотниками, куклы у них из меха, кожи. Индейцы холи делали кукол из дерева, иннуиты из початков кукурузы.

Присмотритесь каждая кукла отражает традиционные национальные черты, сейчас очень часто изготавливают этнических кукол одетых в одежду разных народов мира.

Старые раритетные игрушки хранятся в музеях либо в частных коллекциях, это произведения искусств, их хочется рассматривать, любоваться, они несут в себе старинную культуру.

В 1672 году в Великобритании была сделана партия кукол для украшения интерьеров из папье-маше, которая была выпущена всего в 12 экземплярах. А первая известная авторская кукла в единственном экземпляре была сделана Эдгаром Дега в 1881 году. Художник назвал ее «Petite Danseuse» (Маленькая танцовщица).

Статуэтка была выполнена из воска, ее тело украшало изящное платье из натуральной ткани. Этот образец был выставлен в Париже на выставке импрессионистов. Уже в 1790 годах в Англии родилась бумажная кукла.

В 1903 году в Германии появился прелестный игрушечный мишка. Игрушечный мишка-Тэдди, созданный в США, получил имя президента США Теодора Рузвельта, в связи с тем, что президент запретил отстрел медведей во время охоты.

Немка Kдthe Kruse изготавливала первых своих кукол из картошки и пакетов от песка в подарок детям на рождество в 1905 году.

Её увлечение куклами привело к созданию в 1911 году фабрики по изготовлению кукол. Также мастера из многих стран, занимавшиеся изготовлением кукол, привозили творения своих рук в Нюрнберг: именно здесь сформировался наиболее крупный и известный рынок игрушек. Эта фабрика работает до сегодняшнего дня.

В Финляндии промышленное изготовление кукол началось только лишь во второй половине 1800 годов. Первая публичная промышленная выставка была организована в 1876 году в парке Kaivopuisto в Хельсинки, где также присутствовали изготовители кукол. Кукольный мастер Amanda Hertman из города Куопио представила публике тряпичных кукол матерчатых, набитых опилками или ватой, своих кукол. Но эти раскрашенные куклы не выдерживали никакого сравнения с красотой импортных кукол. Первым упомянутым предприятием по изготовлению игрушек в Финляндии было основанное в 1888 году госпожой Matilda Nordensvan. Ручное производство игрушек находилось на высоком уровне и обеспечивало работой малообеспеченных молодых женщин. Изготовление игрушек производилось частично на предприятии, частично работниками дома. Предприятие также занималось изготовлением кукол, кукольной мебели, животных, саней и повозок.

На Северном Кавказе (Дагестане) были распространены деревянные куклы. Иногда для куклы специально делали украшения – бусы, монисто; платье украшали вышивкой, имитирующей украшения, без которых был немыслим женский костюм многих народов Дагестана. Помимо вышеназванных видов кукол, которые требовали некоторых усилий и привлечения помощи взрослых при изготовлении, дети часто сами создавали для себя недолговечные куклы из подручного материала: кукурузных початков, соломы, шелковых и шерстяных ниток. В процессе подбора материала об игрушках у народов Дагестана обнаружена одна закономерность: чаще всего куклы повторяли, как правило, женский образ; если и изготовляли куклу-мальчика для долговременного пользования, то только из дерева и глины. Известно, что куклу-мальчика не делали из текстиля.

Грузинские девушки отличаются красивыми длинными черными волосами, горделивой осанкой, особым достоинством, которое выражается не только в национальных танцах, но и в повседневной жизни. Такие писатели как А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, С.Есенин воспевали в своих произведениях красоту и величавость грузинского народа.

Для изготовления кукол в Грузии использовали самые разнообразные материалы: палочки, куски досок, ткани, глину, листья, стебли, почки, тыкву. Лицо обычно вышивали разноцветными нитками, а волосы делали из шерсти, кукурузных волокон. Прическа и одежда кукол может многое рассказать о жителях разных областей. По прическе также можно судить о « семейном положении» куклы. У «замужних» прическу укладывали в два локона, а у «не замужних» заплетали четыре косы. Наша грузинская девушка, по всем приметам, пока еще не замужем.


Гостеприимная хозяйка, белорусская кукла «Алеся». Эта кукла выполнена из дерева, как и первые игрушки белорусского народа: круглолица, румяна, улыбчива, длинные косы цвета спелой пшеницы. Да и наряд у куклы под стать ей: пышное платье из светлого льна с белорусским орнаментом, яркой вышивкой на праздничном фартуке. Белорусский орнамент не просто красиво сочетаемые цветные элементы, а настоящие письма из давних времен. Мастерицы-крестьянки высказывали свои мысли, чувства и желания через символы при вышивании, ведь письменная грамота им была недоступна.

Даже сложные законы природы они выражали просто и понятно. Так, ромбы с отросточками внутрь и наружу - это символы земли и солнца, ромб со звездочками внутри – мечта о хорошем урожае хлеба. Ну, а если влюблялась девушка в доброго молодца, то обязательно вышивала на своем рушнике голубя с голубкой клювами друг к другу – символ чистой и вечной любви.

В России сложились свои традиции и образы в мире кукол. В XVII в. широкое распространение получила народная кустарная деревянная и глиняная игрушка - дымковская и гжельская. В 1875 г. на территории города Ярославля найдены древнейшие куклы.


Также популярны классические куклы-голыши. Они моргают глазами и говорят «ма-ма». Также куклы-малышки, похожие на Мальвину, с большой головой, огромными глазами, румяными щечками и губками. Многие игрушки переходят границыгосударств, обретают новые формы. Например, идею нашей русской матрешки подсказал смешной «человечек» Фукурума, привезенный из Японии в Россию в 90х годах позапрошлого века.


Фигурка деревянного добродушного лысого старика-мудреца, с вытянутой вверх головой от постоянных раздумий, раскрывалась, и там находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую.


В игрушечной мастерской А. Мамонтова «Детское воспитание» по эскизам художника С. Малютина, токарь В. Звездочкин выточил первую матрешку. Она состояла из восьми фигур: девочка в сарафане и платке с черным петухом в руках, затем мальчик и опять девочка и т. д.

Хотелось бы отметить историю кукол в Стране восходящего солнца. В Японии кукла – вещь самоценная. Это не просто детская забава, а настоящее произведение искусства. Ценится мастерство скульптора, художника, модельера, токаря, ткача. Для мастеров-кукольников годится любой материал – глина, дерево, бумага, самоцветы, кость. Самые известные игрушки родились в Японии (Гоше Нинге – куклы императорского дворца, Дарума, брелоки-нэцкэ, неваляшки, тамагочи, куклы Кокэши – произведение токарного искусства и т.д.).



Во многих семьях веками бережно хранятся целые коллекции кукол, передаваемые из поколения в поколение. В этой островной стране также празднуют День девочек (Дзеу-си-но Секку (или по-другому Хина Мацури) - 3 марта) и День мальчиков (Танго-ноСекку – 5 мая).

Что касается Хина Мацури, то в этот день в древности совершался ритуал избавления от болезней и несчастий. Священнослужители переносили всяческие беды и напасти на маленьких кукол, которые символизировали мальчика и девочку. А потом кукол бросали в ближайшую реку или ручей. Вообще, куклы полагается дарить девочкам при рождении. Частенько они переходят по наследству, и в некоторых семьях хранятся чуть ли не с 19 века.

Изготовление кукол – это особая отрасль японского прикладного искусства.

К куклам в Стране восходящего солнца отношение трепетное, ведь в них нашли отражение изысканность и красота древней японской культуры. Традиции из изготовления уходят в глубокую древность и также передаются мастерами по наследству. В 1936 году изготовление кукол получило статус официально признанного искусства, а с 1955-го наиболее известные мастера стали получать почетный титул «Живое национальное сокровище». Восхищают парчовые одежды, шитье, украшения, цветы, прически и даже жесты и позы, в которых застыли на небольших постаментах доблестные императоры, принцессы, элегантные модницы, борцы, гейши, самурай. За каждой куклой прочитывается целая история, часто имеющая в основе миф, легенду или реальное событие.

Кукольная техника по-прежнему идет в ногу с современной. Одна из основных тенденций развития современной игрушечной техники - внедрение электронных микросхем практически во все традиционные игрушки. Все больше и больше кукол, которым требуются дополнительные источники энергии - батарейки или аккумуляторы. Электроника открывает совершенно новые возможности для игр.


Кукла Барби – традиционная американская игрушка. Официальное рождение Барби состоялось в 1959 году. Рост новорожденной был 29 сантиметров, вес – 135 граммов. На очаровательной головке красовалась модная прическа – «лошадиный» хвост, глазки были подведены, а ногти покрыты красным лаком. Модельеры тут же разработали для нее гардероб в соответствии с последней парижской модой. Ее первая профессия – манекенщица, но за 50 лет Барби освоила десятки профессий. По данным статистики, только в середине 90-х годов кукол Барби было продано около миллиарда штук. В американском городе Сан-Франциско есть музей Барби, где хранится коллекция ее одежды, обуви и аксессуаров. Но самое удивительное – Барби удостоилась чести быть выставленной в Музее восковых фигур «Грэвен» в компании выдающихся людей настоящего и прошлого. Такого с игрушками еще не бывало. С этого момента Барби стали называть «Мисс кукла Мира».


Наравне с Барби в последнее время стали очень популярны куклы Братц. Они появились в 2002 году на Рождество. Их тоже очень любят дети.

Исполнитель: ученица 8 ә класса,

Нурбекова Жанар



Игрушки рождались в труде, и везде народные мастера учились у одного учителя - природы, работали с одинаковыми природными материалами . Родство делает их общепонятными для всех, и это одна из тех нитей, которые с детства связывают человека с наследием мировой культуры.

Набор мифов, связанных с этим персонажем, имеет основополагающее значение для понимания фигур, смоделированных и написанных гончарами. Лима Фильо анализирует миф о том, как Киниксив, создавая все, что существует, описывает, как наземные растения произвели путаницы с цветами и листьями и как Караджа сплел коврики с рисунками и сделал землю более мягкой. Аналогичным образом Мария Гелуана Фенелон Коста описывает преимущества, которые Кинсиси получил для Карая как свет солнца, луны и звезд, топор, каноэ, помимо украшений, взятых у Сибури или гриф-король.


Кокэси Кокэси – деревянная кукла без рук и ног. Таких красавиц японцы делают из вишни, кизила, березы или клена и украшают росписью. На токарном станке мастер вытачивает цилиндрическое туловище и голову и соединяет их между собой. Редко, но случается, что такие японские куклы делаются из одного целого куска дерева. Чтобы кукла была красивой, на ней красным, черным, желтым или багряным цветами рисуют традиционные японские цветочные и растительные мотивы.

Лима Фильо также представляет одну из версий мифа, опубликованной Айтаем, в которой центральным персонажем будет Тайнахак, который режет волосы птицы Хиреня и кладет урум в глаза, чтобы украсить его. Уже Донахью-младший описывает миф Тайнахака, который спускается с неба и становится новым, все украшены браслетами и ожерельями, с телом, написанным из ганипапо, чтобы выйти замуж и научить Караджу садов. Уже в мифе о происхождении радуги или наводнения Айтай сообщает, как дождь в форме мифического персонажа найден Караей в яме, и, попросив старика, который курил трубку, берет уголь и начинает красить углем и золой трубы.


Родиной первых кукол кокэси считается Тохоку, северо- восточный сельскохозяйственный регион страны. Если заглянуть в прошлое кокэси, то можно найти там несколько версий появления этой игрушки- сувенира. Первая версия – мистическая. Она гласит, что кокэси произошла от шаманских фигурок для вызывания духов, покровительствующих шелковому ремеслу.

Каримсама, керамист из деревни Буридина, рассказал версию о том, как Карая приобрел знания о живописи с главным героем, мифическим героем Кинысиве. Достижение вещей мифологическим героем происходит из отношений с существами и животными. Вдохновленный этим наблюдением Андре де Амарал Торал утверждает, что.

Вложения и изменения в живописи и рисовании тела за почти столетие записей, похоже, объясняются идеями, содержащимися в мифе. С окончательным контактом и повседневной дружбой с бразильским населением дизайн претерпел значительные изменения, особенно если мы подумаем об адаптации, сделанной для применения в артефактах, которые начали выпускаться для продажи.


Вторая версия – печальная. Избавляясь от новорожденных детей, которых родители не могли прокормить, в крестьянских домах ставили кокэси в качестве поминальных куколок. Отсюда и получили эти японские куклы такое значение, как «забытое дитя». Обычно убиенными новорожденными становились девочки, которые в бедной крестьянской семье ценилось гораздо меньше, чем мальчики. Вот поэтому-то кокэси всегда изображают девочек.

В этом смысле интересно отметить, что мы можем визуализировать две системы представлений, доступных художнику Караджа, чтобы вдохновить их творения: традиционный мир и мир, исходящие от межнационального общения. Миры переплетаются в процессе культурного воспроизводства. Куклы караджа изготовлены из этого межкультурного контекста.

Мир древнего времени может быть максимизирован мифическим представлением Кобои, начальника всего, и множеством персонажей и магических существ, таких как Варицы, Кинсиси, Терибре, Сибури, Тайна, Акни Аыни, Иясо и другие. В ритуале мужского посвящения, известного как Хетохоки или большой дом, люди также разделены на людей сверху, людей снизу и людей посередине, а в пространственном расположении ритуальных домов также есть небольшой дом, большой дом и дом Аруанана, который всегда посреди них. Поэтому расположение сел Караджа имеет смысл в том или ином месте в отношении Арагуайи, а также расположение жилых домов, кладбищ, ритуальных домов в соответствии с символикой, присущей культуре Караджа.


Третья версия – радостная. Однажды в XVII веке в Тохоку, где много горячих источников, приехала жена сегуна (военный правитель страны). Она мечтала о ребенке, но никак не могла его зачать. После посещения лечебных вод женщина забеременела и родила чудесную девочку. В дань этому радостному событию тохокские мастера создали куклу, которую позднее стали делать в разных регионах страны.

Мифы охватывают очень разнообразные темы, такие как происхождение, уничтожение и возобновление Караджа, происхождение сельского хозяйства, оленя и дыма, происхождение дождя, происхождение солнца и луны, происхождение аруанов, женщин воины, происхождение белого человека , женщин и аллигаторов, происхождение радуги, потоп, пиракус, подвиг двух братьев, среди многих других. Обычно эти мифы связаны с ритуалами и социальными темами, такими как гендерные отношения, брак, шаманизм и политическая власть, болезни и смерть, родство, плантации, рыболовство, украшения и контакт с белый.


Ненецкие куклы Куклам издавна придавалась связь с потусторонними силами, они обладали определенной энергетикой. У ненецких народов не принято рисовать куклам глаза, нос, уши, так как кукла не живая и ей нельзя видеть, иначе она может унести душу ребенка. Считалось, что, обретя людские черты, кукла может ожить и напугать малыша.

Каратская ритуальная структура имеет два великих обряда в качестве ссылок: обряд посвящения мужчин, Хетохоки и Праздник Аруаны, которые представляют ежегодные циклы, основанные на восходящих и падающих водах реки Арагуайя. Среди других небольших обрядов коллективный промысел тимбо, медовый фестиваль, праздник рыбы, церемонии, связанные с менархе, помимо других, включали в великие ритуалы Аруаны и Хетохоки.

Эти три космологических уровня должны быть в равновесии, чтобы сохранить жизнь в обществе безопасным. Все действия ритуалов, шаманов и традиционных и ритуалистических лидеров направлены на поддержание стабильности космического здания. Таким образом, с точки зрения сохранения времени древних, циклические, самовоспроизводящиеся кобо, закрывающие проход к линейному счету времени и пространственности, являются образцами традиционных конструкций и форм кукол.


У северных народов куклы были в чести, они проявили недюжинное творческое начало при их изготовлении. Ненецких девочек рано выдавали замуж. Считалось хорошим знаком, когда невеста приносила в дом мужа много кукол (случалось и до сотни штук) – это значило, что в семье будет много детей.

Как уже упоминалось, существует этнографическое повторение разделения, которое Караджа делает между тремя космологическими уровнями: небом, водой и землей. Заканчивается в той же точке. Отсюда многочисленные стандарты Коэ-Коэ и Ураво. Эти традиционные узоры также воспроизводятся в куклах караха. Андре де Амарал Торал указывает на эту интересную способность творческого движения, восходящего к миру культурного воспроизводства «древних», мифов, циклического времени, традиции, а также восприимчивых к историческому времени, контактам и нововведениям.


Больным детям давали поиграть с куклами из чесаного льна. По поверьям болезнь уходила в лен, после чего куклу необходимо было сжечь. Любая игрушка, сделанная своими руками, наделяется энергетикой делающего его человека. Любящая мать, делая куклу, вкладывает в нее частичку своей души. Может быть, именно поэтому ненецкие куклы не только считались, но и были на самом деле оберегом для детей.

В этой перспективе традиция, как утверждает Кампос, должна быть понята динамично и с возможностями для гибкости: Создание нового стиля не означает отказ от светских практик, тем более, что он включает в себя одну и ту же технологию производства. непрерывность, которая включает изменения и, в свою очередь, создает новые традиции.

Коммунальное искусство и уникальность художественного выражения: узоры, вариации и престиж. Человек вкладывается в вещи, и вещи вкладываются в него. Караджа смешивает удовольствие от рисования и создания с помощью коллективной памяти. Часто они царапают графику на полу, когда они говорят и описывают, как сделать куклу, сцены, которые наблюдаются и копируются их внучками, особенно те, кто живет в их домах. Подобно моделированию кукол и форм, которые они приобретают, обучение живописи происходит в расширенных семьях и характеризуется лудиком в процессе социализации.


Нецке – игрушки, амулеты или произведения искусства. Подлинные японские нецке сделаны из натуральной слоновой кости. Когда и где появились первые нэцкэ – два вопроса, которые на протяжении нескольких десятков лет остаются самыми спорными и обсуждаемыми в среде любителей японского антиквариата. Самая распространенная версия, это что нэцкэ придумали в стране восходящего солнца в шестнадцатом веке.

Игра с куклами и повторение рисунков на полу в то же время позволяет изучать социальные роли и мифологию Караджа. Уникальность искусства керамиста проистекает из ее творчества в сочетании традиционных узоров друг с другом и способности, с которой графика применяется к куклам, и точности выполнения следов. Эта способность и креативность в применении графики идентифицируются членами группы, которые, выражая свои оценки, классифицируют керамистов как «хороших» гончаров. Таким образом, они признают свою сингулярность как художников в группе тех, кто умеет выполнять ремесло, но чья работа не индивидуализирована.





Самая распространенная детская игровая кукла - "стригушка". Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него.

В этом контексте производства знаний и ремесел люди, идентифицированные как караджа, идентифицируют и называют тех керамистов, которые наилучшим образом отвечают характеристикам, определяемым традиционными знаниями. Эти соображения подтверждаются заявлениями Дарси Рибейро.

Об общественном искусстве он заявляет. Это общинное искусство является самым большим народом общин коренных народов. То, что дает им образ видимого из себя, их красоту, строгость и достоинство. Поэтому необходимо выделить три элементарных функции: дифференциацию мира от людей, управляемую культурным поведением, которое строится из мира животных, движимое врожденными, неизбежными и неконтролируемыми импульсами. Это дифференциация этой этнической общности от всех остальных, предоставление зеркала, в котором оно видит себя и контрастирует с этноцентрическим имиджем других народов.


Богородские игрушки По одной из легенд первым делать деревянные игрушки стал Сергий Радонежский, чтобы дарить их детям. Так или иначе, но на развитие народного промысла в селе Богородское большое влияние оказал Троице-Сергиев монастырь с развитым резным делом и налаженным сбытом деревянных игрушек.

В коренном мире он существует для этнолога, который смотрит, признает и пожинает «художественные» объекты; не столько для индейцев, у которых есть их, и для их использования вместе со всеми остальными. Поэтому керамик находится в слиянии двух движений, из которых истекают последствия для демаркации его места в группе. С одной стороны, воспроизводя шаблоны, переданные ей по традиции, она способствует непрерывности утверждения идентичности Караджа и занимает ее традиционную роль как репрезентатора символического мира.

Место, определяемое гендерными отношениями, в которых «кукольные семьи» используют традиционные графические образцы и представлять детей с этими «семьями», - это подтверждение их роли в передаче знаний о конституции ядра семьи караджа, жизненный цикл, а также графические и формальные элементы, принадлежащие общинным знаниям.


Филимоновская игрушка По преданиям деревню назвали по имени горшечника Филимона, который первым обнаружил тут залежи глины высокого сорта. Игрушки изготавливали в основном женщины, а мужчины занимались изготовление посуды. Все приемы искусства лепки и росписи передавались из поколения в поколения – от бабушки к внучке.

С другой стороны, взаимосвязь между традицией и творчеством предполагает, что керамист обладает гибкостью в использовании графики, применяемой к керамике. Требование их кукол в ущерб другим, деньги, которые поступают в их семьи, а не другие, и их большая покупательная способность для промышленных товаров - это некоторые из элементов, которые указывают на возможную конфигурацию властных и гендерных отношений вне традиционного представления Караджа. Но характеристика хорошего керамиста выходит за рамки формальных характеристик производимого им артефакта и качества и творчества рисунка.


Дымковская игрушка Дымковская игрушка искусство рукотворное. Каждая создание одного мастера. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна. Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.

Различие, вытекающее из классификации как хорошего керамиста, связывает размеры производства артефакта с типом обращения этих товаров на внешнем потребительском рынке. В некотором роде, это отношения внутренней политической принадлежности к деревне и родства керамиста с местным руководством, которые дают видимость его работе помимо того, что приписывают Ритксоко как детская игра. Именно эта видимость дает легитимность и усиливает формальные характеристики рисунка, созданного как «хорошо сделанный», «красивый».

Поскольку гончары вообще не говорят на португальском языке и редко распространяются за пределами своих деревень без мужского присутствия, кровообращение артефактов зависит от посредничества мужчин. В этом смысле артефакт сигнализирует о традиционных гендерных ролях.


Два года назад начала собирать коллекцию кукол в костюмах народов мира от Деагостини. Фарфоровые куколки (практически на одно лицо) плюс небольшой толщины журнал- сопроводитель выходили раз в две недели. В итоге вышло 60 номеров, и выпуски прекратились. Хотя явно не хватает в этой коллекции ещё куколок. Как говорится, для полноты картины. Можно было бы ещё повыпускать, но увы...
Вот такая коллекция собралась у меня.


«Хороший керамист» затем конденсируется в моделировании и живописи кукол, воспроизводстве мифов и истории, смоделированной в глине повседневных сцен, сигнализирует о социальной сети принадлежности и материализации? в результате производства и потребления товаров? новую позицию в контексте внутренних отношений с деревней.

Этот вывод заставляет нас задуматься о напряженности между полами. Мужчины социализируются, чтобы быть хорошими устными исполнителями, практикуемыми в ритуальных пространствах, укрепляя лидерство и укрепляя сеть солидарности среди родственников-родственников мужского пола, в отличие от родственников-мужчин по сродству: родственники и родственники родственников. Женщины предшествуют мужским решениям, принятым в мужских домах в их усорилокальных подразделениях, и имеют свой растущий престиж по мере взросления, становятся бабушками и особенно шаманами.

Ниже приведу куколок подробнее...

Итак,
Финляндия, Норвегия, Россия (зима), Россия (лето) , Украина.
Россию и Украину позаимствовала, правда, в другой коллекции кукол Деагостини - куклы в народных костюмах (где выпускались народы России).


Индия, Япония, Южная Корея, Камбоджа, Китай.


Северная Америка, Гренландия, Аляска, Исландия.


Нормандия, Швейцария, Бельгия, Нидерланды,Швеция.


Австрия, Бавария, Прованс (Франция), Бремен (Германия), Каталония (Испания)


Болгария, Чехия, Румыния, Польша, Венгрия


Чили, Куба, Бразилия, Мексика, Португалия.


Черногория, Шотландия, Турция, Греция, Хорватия.


Мали, Новая Зеландия, Марокко, Египет.


Вот такие к ним прикладывались журналы с краткой историей страны и описанием костюма...


Жаль, что выпуски прекратились. Хотелось бы увидеть, например, Ирландию, Данию, Монако, Италию (была Сардиния, но могли бы сделать и Сицилию и Неаполь), интересен был бы женский Турецкий костюм (в коллекции- мужской), Испания издавалась особым номером с большой неформатной куклой, нужно было бы её сделать, как все куклы, костюм Страны Басков интересен (особенно мужской с беретом), арабы (ОАЭ)-мужчины, хотя и женщины тоже))), Австралия, американки (Техас, например)).
Но это то что хотелось бы. Но мечтать не вредно.)))

Прочитала, что в каждой стране издаётся подобная серия коллекционных кукол.)))

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Народные японские куклы. Японские традиционные куклы или «нингё» что в переводе с японского означает «кукла». Существует множество видов японских кукол, некоторые из них изображают детей, другие - императорский двор, воинов и героев, сказочных персонажей, богов и демонов. Большая часть кукол изготавливается для обычных подарков или для праздников, таких так Хинамацури - Праздник девочек. Другие куклы изготавливаются с целью продажи в качестве сувениров для туристов.

3 слайд

Описание слайда:

Наиболее древние куклы, найденные при раскопках, были отнесены к периоду Дзёмон. Первоначально куклы выступали в роли оберегов или талисманов. Период расцвета искусства создания кукол пришёлся на эпоху Эдо. Начиная с этого периода стали изготавливаться куклы различных форм и назначения. С 1936 года в Японии искусство изготовления кукол получило статус официально признанного. Каждую весну начиная с 1955 года лучшие мастера по изготовлению кукол могут быть удостоены японским правительством титула «Живое национальное сокровище» (нингэн кокухо). Материалами для изготовления японских кукол служат дерево, бумага, ткань, глина или даже живые хризантемы.

4 слайд

Описание слайда:

Виды японских кукол Хина-нингё - куклы для праздника «Хинамацури», изображающие императорскую семью. Эти куклы очень ценные, их изготавливают из дорогих материалов, и в японских семьях они передаются по наследству. Гогацу-нингё (дословно майские куклы) или муся-нингё - куклы для праздника «Танго но секку» (сейчас - «День детей»). Часто это изображения самураев в доспехах, исторических персонажей (император Дзимму, императрица Дзингу), героев японского эпоса (Момотаро), а также фигурки тигров и лошадей. Каракури-нингё - механические куклы.

5 слайд

Описание слайда:

Госё-нингё - небольшие фигурки в виде толстощёких детей, вырезанные из дерева и покрытые специальным составом из толчёных раковин устриц - «гофун». Изначально эти куклы изготавливались мастерами императорского двора, отсюда и происходит их название - «дворцовые куклы». Госё-нингё часто дарят как талисман перед долгим путешествием. Кимекоми-нингё - деревянные куклы, оклеенные тканью. Происхождение этого вида кукол связывают с храмом Камо в Киото, где в начале XVIII века монахи мастерили амулеты и сувениры для продажи. Современные кимекоми-нингё изготавливаются из древесно-клеевой массы, в отличие от более ранних кукол, которые просто вырезались из дерева. Чаще всего используется дерево паловния. На корпусе куклы делаются специальные надрезы, куда затем заправляются края ткани (в переводе с японского киме - деревянная грань, коми - заправлять).

6 слайд

Описание слайда:

Хаката-нингё - керамические куклы. Первые подобные статуэтки, согласно одной из легенд, изготавливали в префектуре Фукуока с начала XVII века. В 1900 году куклы хаката демонстрировались на Парижской выставке. В 1924 году куклы хаката, изображающие трёх танцующих девочек, выиграли серебряную награду на Международной парижской ярмарке. Кокэси - выточенные из дерева и раскрашеные куклы. Дарума - кукла-неваляшка. Кику-нингё - куклы из живых хризантем. Состоят из бамбукового каркаса, на котором закрепляются выкопанные из земли с корнями хризантемы с мелкими цветками. Для того, чтобы хризантемы дольше не увядали, их корни заворачиваются в мох. Высота таких кукол приблизительно равна человеческому росту. Лицо, руки и другие детали кукол изготавливаются из папье-маше. Множество подобных кукол изготавливается для традиционных выставок в городах Нихонмацу и Хираката, которые проводятся каждую осень в период цветения хризантем.

7 слайд

Описание слайда:

Русские народные куклы Ещё в середине XX века почти в каждой семье – в деревне и в городе – дети играли тряпичными куклами. И только с 1960-х годов, когда промышленные предприятия стали выпускать миллионные партии игрушек из пластмассы, традиция изготовления домашней куклы почти угасла. Однако, она не исчезла совсем, отложившись в народной памяти. Кукла – знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны, народа, отражая их движение и развитие. Традиционная тряпичная кукла несет память культуры и делает это гораздо ярче, шире и глубже, чем любая другая игрушка (глиняная либо деревянная). Условная человекоподобная фигурка когда-то выполняла магическую роль, служила оберегом. Она участвовала в обрядах и праздниках, в ритуальных событиях круга жизни земной, отмечая рождение, свадьбу, уход к предкам.

8 слайд

Описание слайда:

Тряпичная кукла – игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и культивируются в этнопедагогике, в практической работе с детьми. Это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно-прикладному искусству и текстильному дизайну. Эта универсальная игрушка имеет духовное наполнение – здесь кроется притягательность лоскутной куклы. Кукольный народец хранит в себе мастерство и искусство своих создателей, труд собирателей, коллекционеров и ученых. В кукольной хронике высвечивается жизнь российской культуры, негаснущая народная память. И у каждого, кто делает тряпичные куклы, получается своя “лоскутная история”.

9 слайд

Описание слайда:

Поэтому в изготовлении традиционных тряпичных кукол не было случайностей – во всем усматривался определенный смысл. Как правило тряпичные куклы были простейшим изображением женской фигуры: кусок ткани, свернутый в скалку, тщательно обтянутое белой льняной тряпицей лицо, груди из ровных тряпичных шариков, коса и обыденный или праздничный крестьянский наряд из лоскута. Чаще всего кукольные костюмы шили из лоскутов покупной ткани – ситца и сатина, кумача и коленкора. Они, в отличие от домотканых, вплоть до начала XX века оставались для деревни дорогими и предназначались для праздничной одежды.

10 слайд

Описание слайда:

Оставшиеся обрезки хранили в мешочках, берегли на игрушки. А когда мастерили кукол, лоскутки тщательно подбирали. Особенно ценили красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и производительной силы природы. Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута, специально делали в подарок к крестинам, к дню ангела, к празднику, выказывая родственную любовь и заботу. В старину на праздник Введения Богородицы во Храм, когда начинались зимние гуляния на санях, малым детям и именинницам посылали в подарок “козырные” санки с куклами. Такая обязанность лежала на тещах и крестных матерях. “Домодельные” куклы дарили родным и близким, скрепляя родовые узы: это тоже одно из свидетельств их сакрального значения.

11 слайд

Описание слайда:

В семье же для своих детей, куклы “вертели” обычно из старого тряпья. И даже не по бедности, а по ритуалу кровной близости. Считалось, будто ношеная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом. Для кукол чаще всего использовали подолы женских рубах и фартуков. Именно эти части костюма, соприкасаясь с землей и вбирая таким образом ее силу, имели наибольшее сакральное значение. Примечательно, что лоскутки для кукол всегда рвали по прямой нитке, а не отрезали ножницами. Считалось, что такая игрушка пророчила ее маленькой хозяйке целостность без изъянов и повреждений. Часто кукольная одежда точно передавала особенности местных костюмов.

12 слайд

Описание слайда:

Сегодня покажется странным, что костюм с куклы не снимался Неужели наши предки не могли додуматься до такой простой вещи? Но они не ставили перед собой такой задачи: ведь куклу творили, как целостную форму. Это важный принцип: кукла – не манекен для переодевания, а самоценный образ. костюм органично участвовал в пластике игрушки. Его крой был прост и по кукольному выразителен. пропорции большеголовых кукол, далекие от натуры, делали и кукольный костюм условным, иносказательным. При этом именно костюм всегда определял этнический конкретный тип в кукле, отвечал реалиям игры. Кукла в розовом сарафане не могла исполнять роль пожилой женщины, а кукле №женке” не дозволялось играть роль “невесты”.

13 слайд

Описание слайда:

Китайские народные куклы Куклы, являясь одним из предметов изобразительного искусства, существовали практически у всех народов мира. В Китае и Японии куклы имеют древнейшую историю, первые находки датированы 3-м тысячелетием до н.э. Изначально куклы предназначались для совершения магических обрядов, которые существуют и до сих пор во многих странах Африки и Латинской Америки, например магия вуду. Но на востоке предназначение кукол со временем изменилось.

14 слайд

Описание слайда:

Помимо простого игрового предназначения для детей, в результате развития культуры и общества, в VIII веке куклы стали основой первых кукольных театров. Позднее в эпоху Эдо в Японии сформировалось искусство изготовления кукол из разных материалов и назначения, в зависимости от провинции. В 1936г., после успешных выступлений на многих международных кукольных выставках, императором Японии изготовление кукол было признано искусством. При изготовлении кукол используется самый разный подручный материал, но наибольшее восхищение вызывают цветочные куклы и изящество кукол из глины и фарфора. В Японии куклы передаются по наследству, по женской линии, и являют собой защиту от злых духов, и бытовых неприятностей. Также куклы преподносятся как оригинальный подарок к дню свадьбы. Как правило, кукол изображают в виде персонажей императорского двора или культовых и легендарных личностей.

15 слайд

Описание слайда:

Изготовление китайских и японских фарфоровых кукол сейчас по праву занимает видное место в мировой культуре. Изделия из слоновой кости в Китае и на Дальнем Востоке были известны с давних времен. Затейливые шахматные фигурки, статуэтки, нэцкэ, куклы... Особенно ценным материалом у себя на родине слоновая кость не считалась, так как имела ряд недостатков - желтела от времени и трескалась от сухого воздуха. Но в XVIII веке, когда Европа наладила торговлю с Востоком, слоновая кость была высоко оценена европейцами. Особенно им понравились куклы, сделанные из этого материала, так похожего цветом на человеческое тело.

16 слайд

Описание слайда:

Китайские куклы просто приводили европейцев в восторг. И их отлично понимаешь, когда видишь эту прелесть. Белоснежные лица искусно вырезаны из слоновой кости и тонко раскрашены, волосы уложены в изящную прическу. Миниатюрные руки выглядят совсем как настоящие - на них виден каждый ноготок. Помимо всего прочего, материал был дорогой, а работа требовала особого искусства. Сейчас слоновой костью для изготовления кукол не пользуются, и увидеть такие изделия можно только в музеях и коллекциях. Приметы: Нельзя дарить детям уникальные фарфоровые китайские куклы. Если такая кукла сделана в одном экземпляре и у нее был реальный прототип, “душа” игрушки может навредить ребенку.

17 слайд

Описание слайда:

Индийские куклы Традиционная одежда Индии - не далекое прошлое, а живое полотно современной жизни, ведь Индия - одно из немногих мест на земле, где все эти костюмы носят ежедневно. Их можно увидеть в домах и на улицах, в городах и деревнях, в будни и праздники. Стремясь познакомить зрителей с самыми интересными из населящих Индию 800 народностей, Музей Шанкара, видимо, стоял перед нелегким выбором. Одна из крупных народностей живет в штате Махараштра - краю отважных и мужественных воинов - маратхов. Мы видим благополучную семью с характерными нарядами и украшениями. Костюм мужчины очень узнаваем - такую одежду мы часто видели на деятелях национально-освободительного движения в Индии, поскольку многие из них были именно маратхи. У женщин Махараштры характерная манера носить сари - оно драпируется на ногах на манер мужского дхоти.

18 слайд

Описание слайда:

Штат Раджастхан - засушливый край, где живут потомки непокорного и воинственного народа раджпутов - правителей и воинов Северной Индии. Раджпуты - "сыны царя" - это особая каста воинов, предками которых были скифы, вторгшиеся в Индию в начале новой эры и смешавшиеся с местным населением, скорее всего, бхилами. Раджпуты славились особым рыцарским кодексом и мужеством женщин, при военных поражениях мужей совершавших обряд самосожжения. Раджастханки носят обувь, юбку, чоли и казакинчик. Одежду мужчин отличает многоцветный, пестрый тюрбан. Яркая одежда жителей словно компенсирует неяркость красок этого края. В штате Андхра Прадеш, расположенном в южной части Индии, проживает самый крупный дравидийский народ Индии - телугу или андхра. Дравиды - это народы, населяющие главным образом Южную Индию. Их считают потомками древнего доарийского населения Индии. Женщины здесь одевают прочные хлопчатобумажные сари, а отсутствие чоли и покрывала в обычном костюме не только указывает на жаркий климат, когда сари вполне достаточно, но и выдает пережитки матриархата, присущие этим народам.

19 слайд

Описание слайда:

Народности Ассама - востока Индии - находятся под сильным влиянием христианства, поэтому белый цвет, обычно траурный для индуса, в их одежде вполне допустим. Женщины обычно носят домотканную одежду из грубого полотна - юбку и недлинное сари. Для мужчин характерны украшения из камня. Куклы представляли также наиболее крупные и своеобразные племена. Например, цыганку банджара из кочевых племен Индии, пришедших в страну в древности, ассимилировавшихся, но сохранивших свои традиции. Для нее характерна одежда, расшитая зеркалами и кольца на ногах. Племя багди, которое проживает в западных, пограничных районах страны, представлено необычной, "жанровой" фигуркой девушки, продающей серебряные украшения. Она - представительница невысокой касты - это видно по ее жестам, роду деятельности, выражению лица. Багди часто торгуют безделушками на рынке, носят длинные юбки, дупатту и множество серебряных украшений. В маленьком горном штате Сикким климат довольно суров. Мужчины в холод одевают жилеты, шерстяные шапки и кожаные ботинки, а женщины носят баку (безрукавку) поверх блузки с длинными рукавами. Матриархальный уклад, традиционно почетное положение женщины заметно и во взгляде, и в позе этой куклы.

20 слайд

Описание слайда:

Очень выразительная женская фигурка в белом, с вышивкой, наряде, представляет одно из самых больших племен в Индии - племя санталов, живущих в Центральной Индии, на плато Бихар. Санталы занимаются земледелием, известны своеобразными танцами, способностями к целительству и предсказаниям. Они хорошо знают травы и являются постоянными поставщиками лекарственного сырья. На окраине их поселений обычно расположена священная роща, в которой проводятся праздники, увязанные с сельскохозяйственным циклом. Одна из самых больших народностей среди племен Центральной Индии и Махараштры - бхилы. Слово "бхил" в переводе с дравидийского языка означает "лук", а произошло это племя, согласно легенде, от тигра.

21 слайд

Описание слайда:

Племя тода - одно из самых древних и необычных даже для Индии. Это небольшое пасторальное общество, насчитывающее чуть больше тысячи человек. Проживают они на юге Индии, на холмах Нилгири. У них европейские черты лица, они говорят на языке тода (одном из дравидийских наречий). Есть предположение, что они ведут свое происхождение от шумеров. Матриархальный уклад жизни тода тесно связан с культом богини Тейкирзи, которая, согласно легенде, создала тода и буйволов, которых они разводят и которым поклоняются. Они питаются только зерном и молоком буйволиц, не носят оружия, не играют в агрессивные спортивные игры и даже не возделывают землю. Мужчины и женщины носят своеобразную одежду - покрывала с ярко-красными полосами.

22 слайд

Описание слайда:

Мы можем назвать индийских кукол маленькими послами, произведениями искусства, этнографическими экспонатами, представителями ведической традиции Индии, но ни одно понятие не сможет охарактеризовать их в полной мере. Как любые послы, они представляют лишь небольшой срез находящейся за их плечами культуры. Как любые произведения искусства, они обращаются к сердцу зрителей, заставляя их задуматься о красоте мира. Как представители древнейшей традиции, они могут лишь намекнуть на скрытую за ней философию. И вместе с тем они продолжают быть загадкой. Мы называем их куклами, потому что не можем найти другого слова. А кто они на самом деле - может быть, об этом знал только сам Шанкар Пиллаи.

25 слайд

Описание слайда:

Разумно предположить, что белка была кукольной, и приводилась в движение с помощью нитей, спрятанных в пышном хвосте. Между тем, наблюдать придерживался аналогичного мнения. Известно также, что иногда шаманы «вызывали духа», который появлялся в виде маленького человечка, который сначала высовывал голову, затем открывался по пояс, потом в полный рост, и тут же исчезал. Эта последовательность повторялась несколько раз. Решение загадки оказалось простым – в небольшой и специально подготовленной ямке устанавливался ящик, в котором и находилась кукла. Такие случаи были довольно частым явлением, и все куклы имели столь же ограниченный набор жестов. В итоге действие получалось бессюжетным, но это, несомненно, было первым шагом к современному кукольному делу. Следующим шагом стали куклы племени хопи – земледелов, с давних времен занимавшихся разведением кукурузы. Поскольку, в их засушливых землях дожди выпадали редко, то перед началом весеннего сева проводилась многодневная церемония по призыву осадков, конечным элементом которой было небольшое кукольное представление. Воспринимались куклы как особые, сверхъестественные существа, на что указывают особые условия их изготовления, хранения, всеобщее почитание и несомненное уважение кукловодов в селениях.