Этнокультурная обусловленность духовно-нравственного воспитания детей. Этнокультурная традиция нравственного воспитания школьников Система работы школы по этнокультурному воспитанию детей

Этнокультурные традиции как источник духовно - нравственного воспитания школьников

С.Н. Марактаева

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аларская средняя общеобразовательная школа, с. Аларь.

В национальной доктрине образования Российской федерации записано, что «система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России». Актуально положение С.Т. Шацкого о том, что формы, способы и средства воспитательной работы современной школы должны быть этнопедагогически осмыслены и инструментированы.

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка дошкольного и школьного возраста этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. Этнокультурная компетентность - это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия нормой, обусловленной самой природой человеческого бытия. Младший школьный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у детей этнокультурной осведомлённости.

Этнопедагогика оказалась в особом положении, так как среда для прочувствования народных традиций, как основного ее воспитательного средства, в современном социуме в основном утрачена. Поэтому в этнокультурном воспитании основным технологическим средством педагогического взаимодействия учителя и учащихся является совместное проживание, прочувствование, театрализация, проигрывание, импровизация народных традиций. Использование народных традиций в воспитании подрастающего поколения это, в первую очередь, древняя и плодотворная традиция. Она важна в современном социуме, когда состояние нестабильности вызывает потребность в проверенных веками народных традициях, которые содержат гуманистические основы воспитания, созидания нравственных отношений между поколениями.

Народная культура является хранительницей вековых традиций, опыта, самосознания нации, а также выражением философских, нравственных и эстетических взглядов и идеалов. Воздействие этнокультуры на формирование личности я рассматриваю в связи с ее многофункциональным назначением: утилитарным, праздничным, эстетическим. Для приобщения детей к истокам народной культуры я выделяю следующие направления работы:

Расширять и углублять знания детей о нашей многонациональной Родине;

Давать детям общее представление о бурятах, живущих в Усть - Ордынском округе, республике Бурятия, других странах;

Знакомить с бурятскими обычаями и традициями, с народным творчеством;

Приобщать детей к истокам бурятской праздничной и традиционной культуре.

Знакомство с национальными бурятскими традициями, бытом, культурой происходит более эффективно на основе краеведческого материала. Собранные предметы обихода, образцы народного искусства и творчества занимают особое место в формировании этнокультурной компетентности у школьников. Именно в музее впервые дети видят национальные костюмы, старинную посуду и мебель, предметы труда. Все эти предметы старины вызывают у детей неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков в прошлом. Мы посетили музеи в Кутулике, городе Черемхово, Ангарске, Иркутске. Очень частые гости в своем местном музее им. Мохосоева В.Б. Сами собрали уникальные предметы обихода у местных жителей в 1998 году.

Существуют различные пути формирования духовно-нравственных качеств у учащихся в учебном процессе. На любом хорошем уроке воспитывающий характер обучения непременно проявляется. Во время работы с детьми целесообразно использовать произведения бурятского декоративно - прикладного искусства. Орнаментальная основа народного искусства доступна школьникам для восприятия и отображения в творческой деятельности. Это, прежде всего участие детей в научно-практических конференциях, где детям предлагаются различные темы по изучению быта, истории, традиций своего села. Это вызывает у детей интерес и повышает их активность. Разнообразные игровые ситуации, вопросы, рассказ учителя помогают школьникам понять и полюбить народное искусство.

Формирование этнокультурных традиций у школьников идет и через музыкальные занятия, на которых дети слушают народную музыку, поют бурятские песни. Используя метод «погружения в мир бытования песни», я знакомлю детей с традициями, обычаями и верованиями бурят. Практика доказала, что музыка обладает особой силой воздействия на чувства, а эмоциональный настрой возбуждает у детей интерес к национальной культуре.

Развлечения и праздники с этнокультурной и государственной тематикой дают детям колоссальный эмоциональный заряд, а это обостряет наблюдательность и восприятие, обогащает чувственный опыт, и, следовательно, формирует неподдельный интерес к этнокультурным явлениям.

В беседах с детьми целесообразно знакомлю их с многонациональностью родного края. Рассказываю, что на территории Усть-Ордынского округа проживают многочисленные народы (русские, буряты, белорусы, украинцы, татары, грузины и т. д.). Подробно останавливаюсь на бурятском этносе. Большое значение в области приобщения детей к историческому наследию родного края имеет работа по расширению кругозора маленьких граждан путём организации экскурсий в общественные места: краеведческие музеи, библиотеки, по близлежащим улицам, названным в честь местных знаменитостей. Экскурсии, посещение выставок, музеев и других культурных объектов способствуют не только расширению знаний о местном окружении, но и приобретению новых сведений о реалиях других этнических миров, об особенностях уклада жизни, культуры народов, уважение к предкам и их начинаниям.

На экскурсиях я предлагаю детям проверить народные приметы, отгадать загадки, найти подтверждение поговорке, заострить внимание на особенностях ландшафта, климата, природных явлений, присущих нашему региону.

Особое значение в формировании этнокультурных традиций у школьников является проведение народных праздников: «Сагаалган», «Сурхарбан», «Зѳѳхэй наадан» и другие.

Немаловажную роль в воспитании детей на традициях народной педагогики играют правильно организованные общешкольные коллективные творческие дела: «Составление родословной», «Выставки работ пап и мам», «Оформление тематических альбомов».

Изучение бурятской культуры не только способствует развитию личности ребёнка, но и формирует навыки межличностного общения.

Таким образом, включение ценностей и традиций бурятской народной культуры в процесс воспитания школьников даёт возможность решать многие воспитательные цели и задачи:

Развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов личности ребёнка;

Воспитание личности ребёнка, знающей, уважающей историю и традиции своего народа;

Использование в работе разнообразных доступных и интересных детям форм и методов работы.

Педагогические условия, основанные на внедрении прогрессивных традиций народной педагогики, ценны тем, что они способствуют нравственному воспитанию учащихся. Это достигается только за счет системного, планомерного и целенаправленного включения в структуру уроков и внеклассных мероприятий содержания народной педагогики, правильного выбора методов и средств их организации.

Важным средством воспитания духовной культуры в народной педагогике является фольклор. Народное поэтическое творчество - величайшее достижение национальной культуры каждого народа. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа. Содержание фольклора, его отдельных произведений, составляют жизнь народа, его миропонимание, нравственно-этические, социально-исторические, политические, философские и художественно-эстетические взгляды. Устное народное творчество, являясь важнейшим средством формирования личности, отражало единство труда и познания объективного мира. В фольклоре опосредованно фиксировались конечные «идеальные» цели народного воспитания. Произведения фольклора отвечают народным идейным и эстетическим запросам и служат важной частью духовной культуры народа. Они тесно связаны с народным бытом и обрядами, отражают в себе особенности различных периодов истории.
Педагогические функции фольклора многообразны. Во-первых, в нем выражалось отношение народа к воспитанию и его возможностям, задачам, целям. Во-вторых, в фольклоре содержались конкретные педагогические рекомендации, а также он сам мог использоваться в качестве средства национального воспитания.

Фольклорный коллектив «ТЭРЭНГИ» в Аларской средней школе был создан в целях возрождения самобытной бурятской культуры. Первыми участниками коллектива стали учащиеся периферийных деревень - Курката, Кукунура, Алзобея, Буркова и насчитывала 15 человек. Со временем численность коллектива возросла, желающих прикоснуться к своим истокам, к бурятским народным песням, обычаям становится все больше, и на данный момент в коллективе насчитывается уже более тридцати человек. Участники нашего коллектива это ребята, занимающиеся в трёх группах. Первая группа учащиеся 1-4 классов, вторая - 5 - 6 классы, третья - с 7 по 11 классы. Огромная заслуга в сохранении и развитии бурятского фольклора принадлежит большим знатокам старинных народных песен и ёхора: Коняеву Г.Е, Булгатову С.Б, Самсоновой К.С, Марактаевой Т.И, Бидагаевой В.Б, Дадуевой А.М - это люди, сохранившие и передающие поисково - исследовательской группе кружка «Тэрэнги» самобытные, старинные народные песни аларских бурят, улигеры, легенды, сказки, благопожелания и т.д. Бессменным руководителем фольклорного коллектива является Марактаева Светлана Николаевна. Вот уже 22 года я веду работу по возрождению и сохранению бурятских традиций и обычаев.

Участники фольклорного кружка «Тэрэнги» - это дети, душой болеющие за сохранение традиционной бурятской культуры. Их всех объединяет любовь к родному языку, к родной культуре. География участников обширна: это представители всех деревень муниципального образования «Аларь».

В настоящий момент коллектив продолжает успешно работать в этнографическом направлении, где исследуется топонимика населенных пунктов, сакральные места, Баторова роща, Ламский сад, родники Алари, также проводится большая работа по краеведению - именитые люди нашей местности, певцы улигеров - Степанов - уроженец Бадархона, сбор материала малых жанров устного народного творчества их обработка. Продолжается изучение обрядов - свадебных, религиозных, обычаи почитания предков, поверья и приметы, бурятские и русские народно – календарные праздники.

Продолжена работа по составлению родословной семей обучающихся, проводится беседы, лектории, семинары с родителями.

Репертуар коллектива охватывает различные музыкальные стили и жанры. Это постановка сказок и легенд, исполнение эстрадных песен, народных песен и ёхора. Участие в постановке обрядов. Поисково - исследовательская группа кружка «Тэрэнги» с 2004 года собирала у старейшин деревень легенды, благопожелания, старинные песни аларских бурят. Эти песни мы включаем в свой репертуар. Наши исполнители народных песен занимают первые места не только в районных мероприятиях, но и далеко за его пределами. Это, прежде всего Саганов Петр - победитель многих конкурсов, обучаясь в ВУЗе, он участвует в фольклорном ансамбле «Аянга», в прошлом году был с гастролями в Барселоне. Это - Марактаев Андрей, студент БГУ, активный участник хореографической группы. Полина Петинова - лауреат Международного конкурса детского и юношеского творчества «Дети мира» в городе Владивосток, где заняла третье место. Баторов Сергей - победитель фестиваля - конкурса детского и юношеского творчества «Будущее планеты» который проходил в городе Санкт - Петербург. Тумуров Евгений, Юрий Петинов - участники Международного конкурса «Алтан туяа», и лауреат I степени - Атанов Леонид, он также лауреат регионального конкурса исполнителей эстрадной песни «Золотой микрофон», также победитель конкурса «Новая волна» в Новонукутске. Победитель областного конкурса «Баатар - Дангина» - Марактаева Валентина, она участница регионального конкурса в городе Улан - Удэ . Она лауреат многих конкурсов исполнителей народной песни - «Алтан туяа» в городе Иркутск, также лауреат конкурса «Язык душа народа», лауреат исполнителей эстрадной песни «Сэдьхэлэйм аялга» в Усть - Орде. Марактаева Валентина участница Международной научно - практической конференции «Экология в фольклоре народов мира». Фольклорный коллектив «Тэрэнги » становился лауреатом регионального конкурса «Язык - душа народа», исполнитель эстрадной песни Тумуров Евгений - лауреат этого же фестиваля, и лауреат, участник многих региональных мероприятий.

Песни, записанные у старожилов Алари, снискали большую популярность не только у нас, но далеко за его пределами. Почти все песни мы включили в свой репертуар. Исполнители народной песни - Саганов Петр, Марактаев Андрей, Васильев Герман, Марактаева Валентина, Петинова Полина, Баторов Сергей принимали участие в конкурсах различного уровня. Собранные старинные народные песни обработаны и скоро выходит сборник в поселке Усть-Ордынский (ЦНТ).
Основной задачей коллектива является возрождение, сохранение, пропаганда и дальнейшее развитие песенного, танцевального и музыкального наследия бурятского народа. Костюмы исполнителей знакомят зрителей с декоративно-прикладным искусством народа и являются гармоничным дополнением каждого концертного номера. Они выглядят элегантными и легкими, одновременно глубоко традиционными и современными.
Репертуар коллектива обогащается с каждым годом неповторимо-оригинальными, глубоко традиционными и современными номерами за счет исследовательской деятельности членов кружка. Во время своих концертных выступлений участники коллектива показывают глубокое знание фольклора, лучшие достижения художественной культуры, песенно-танцевальные традиции своего народа.
За время существования коллектив приобрел известность и популярность, как в районе, так и за ее пределами, благодаря высокому уровню исполнительского мастерства, бережному отношению к духовной культуре бурятского народа, чувству современности. А так же постоянно участвует в районных, межрегиональных, всероссийских и международных праздниках, фестивалях и конкурсах, в научно - практических конференциях.
Первое выступление фольклорного коллектива состоялось в феврале 1993 года на районном конкурсе «Гэсэр - Дангина -93 », которое положило начало концертной, исследовательской деятельности участников фольклорного коллектива «Тэрэнги». Благодаря ярким выступлениям, творческой индивидуальности коллектива они стали получать приглашения от представителей культуры и других организаций.
Также на занятиях фольклорного кружка «Тэрэнги» я знакомлю детей с бурятскими сказками. После прослушивания анализируется их содержание с точки зрения отражения в них общечеловеческих нравственных ценностей: любви к родной земле, трудолюбия, дружбы и т. д. У нас имеется большой опыт инсценирования народных бурятских сказок. Делается вывод о том, что сказки всех народов создавались талантливыми людьми, передавались от дедов к внукам, в них отразились нравственные идеалы людей, общечеловеческие ценности. Сравнение различных жанров устного народного творчества и показ отражения в них прогрессивных педагогических идей (например: улигеры, былины, сказки, песни) разных народов является одним из важных приемов воспитания детей на этнопедагогических традициях.

Каждый год в школах нашего поселения проводится фестиваль фольклорных коллективов, где участвуют обучающиеся начального звена. Очень интересно проходят конкурсы «Баатар - Дангина». Я думаю, уже на начальном звене мы знакомим детей с историей, обычаями бурятского народа. Это конкурсы юных чтецов, конкурсы детских песен, бурятские народные игры, подвижные игры. Учащиеся 1 - 4 классов (победители) принимают участие в районных конкурсах: Лёня Атанов во втором классе стал победителем муниципального конкурса «Баатар - Дангина», Озонова Маша, Махачкеева Даша, Марактаева Валентина - призёрами.

Этнокультурный компонент реализуется в нашей школе - в НПК, творческих проектах, конкурсах и фестивалях:

Материалы устного народного творчества (пословицы, поговорки, сказки, и др.) составляют духовное наследие бурятского народа. Поэтому обращение к ценностям народной педагогики, национальной культуры, народным традициям является основной для формирования национального самосознания индивида в частности, духовно-нравственного воспитания поколений в целом.

Этнокультурологический подход к воспитанию, ставший приоритетным в современных условиях, актуализируют проблемы изучения народной педагогики. Использование же национально-культурных ценностей в воспитании детей является наиболее эффективным условием духовно-нравственного благополучия любой нации. Воспитание учащихся нуждается в постоянном совершенствовании и обогащении его методов многовековым народным опытом. Нельзя забывать, что истоком педагогики является народное начало. Творческое применение и развитие исторически сложившихся народных воспитательных традиций должно стать одним из основных направлений духовно-нравственного развития детей. Истинная народная культура - это не только народное творчество, а это и история народа, его язык, обычаи и традиции.

Современные требования к этнокультурному построению содержания образования, связаны со способностью, решить сложнейшую диалектически противоречивую проблему приобщения ребенка к общецивилизационным знаниям и ценностям одновременно с обеспечением его этнической самоидентификации. Главная цель и задача школы с этнокультурным содержанием достаточно очевидна: воспитать и обучить ребенка на основе этнокультуры, в среде родного языка, с одновременным включением его в систему общечеловеческих и этнических ценностей.

Почин есть, усилия прилагаются педагогами, значит, будет и положительный результат в духовно - нравственном воспитании будущих семьянинов на основе этнокультурных ценностей. На примере 1-3 классов коротко можно показать, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся в нашей школе интегрировано в основные виды деятельности: внеурочную, внешкольную и общественно-полезную.

Ведь именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьника уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.

Список литературы

1. Анганова Э.Ш. Нравственное воспитание учащихся на основе бурятских народных традиций: Дисс. канд. пед . наук: 13.00.01. Улан-Удэ, 1995.

2. Бетти Э.»Толерантность – дорога к миру» - М: «Бонфи», 2001

3. Герасимова К. ML , Галданова Г. Р., Очирова Г. Н. Традиционная культура бурят. Улан-Удэ: Бэлиг, 2000. - 144 с.
4. Дашиева Н. Б. Календарь в традиционной культуре бурят (опыт историко-этнографического и культурно-генетического исследования). - Москва; Улан-Удэ: Изд.-полигр. комплекс ВСГАКИ, 2001.-299 с.

5. Мельников М.Н. «Детский фольклор и проблемы народной педагогики». Новосибирск, Просвещение, 1987.

6. «Развитие творческой активности школьников», М. Педагогика,1991.

7. Шаракшинова Н.О. Бурятский фольклор. - Иркутск, 1959. -227 с.
8. Элиаде М. Священное и мирское. - Москва: Изд-во МГУ, 1994-144 с. 8

9. Эфендиев Ф.С. «Этнокультура и национальное самосознание» - Нальчик: «Эль – Фа», 1994.

Татьяна Трещева
Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста

Современная Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Воспитание детей в духе и на материале традиционной национальной культуры, восстановление системы преемственности народных традиций является одним из способов преодоления кризисной ситуаций. Это и послужило выбору темы моей статьи.

Этнокультурное воспитание – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства.

Целью этнокультурного воспитания в дошкольном возрасте является :

Приобщение детей к культуре своего народа;

- развитие национального самосознания;

Воспитание доброжелательного отношения к представителям разных этнических групп;

- развитие устойчивого интереса к познанию и принятию иных культурных национальных ценностей.

Этнокультурная компетентность - это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия . Дошкольный возраст характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. Поэтому этот период очень благоприятен для формирования этнокультурной осведомленности . Поэтому к главным компонентам формирования этнокультурной компетентности является создание условий для :

Целостного развития личности ребенка через приобщение его к традиционной народной культуре;

Воспитания и уважения к культуре межнационального общения, толерантности, умения взаимодействовать с окружающим миром, а также создание педагогических условий формирования этнокультурных компетенций у детей дошкольного возраста .

Одним из важных педагогических аспектов формирования этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. Цель такого взаимодействия с семьями является вовлечение родителей в этнокультурный образовательный процесс, включающий физическое, эмоциональное, духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций народной культуры. Формируя этнокультурную компетентность дошкольников , мы должны делать акцент на приобщение их к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении. Ведь какими вырастут наши дети, люди нового поколения – всё зависит от нас.

С раннего детства ребенок нуждается в образах, звуках, красках. Все это в изобилии несут в себе народное творчество и быт русского народа. Сказки, загадки, поговорки, пословицы – представляют настоящую сокровищницу народной мудрости. Песня, музыка, пляски передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа. Приобщаясь к народному творчеству разных этнических групп, дети- дошкольники не только усваивают историю, традиции, культуру народов, но эта деятельность способствует успешному развитию дошкольников основных психологических процессов (память, внимание, мышление, эмоции, коммуникативные навыки, познавательная активность). Русское народное творчество : сказки, игры, песни легли в основу дошкольного воспитания нашего детского сада, нашей группы. Большое внимание уделяется следующим видам работы :

Изучение сказок, поговорок, потешек, пословиц;

Знакомство с русскими народными игрушками и играми;

Создание «Русской избы» (мини- играми музея в детском саду) .

Первое, с чем мы начинаем знакомить малышей – это конечно, русские народные потешки, пестушки, песенки, которые используем в ходе режимных моментов, умываясь, одеваясь на прогулку, просыпаясь, обедая : «Ладушки, ладушки» , «Потягуни - потягушечки» , «Кашку варили» .

Пословицы и поговорки русский народ называет крылатыми словами, народы востока - жемчужиной, нанизанной на ниточку. Различные народные поговорки и пословицы часто используются как в специально организованной деятельности, так и в течение дня. При этом обращается внимание на то, что у каждого народа свои пословицы и поговорки, положим о труде, но они очень похожи по смыслу. У татар : «Без труда и зайца не поймаешь» , «Меньше говори – больше делай» у русских – «Без труда не вынешь и рыбку из пруда» , «Делу время – потехе час» .

В младших группах идет приобщение детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, каталкам, качалкам, игрушке-забаве и др.) . От возраста к возрасту усложняются задачи по выразительности в передаче игровых действий в сочетании со словом, способам ориентировочных действий в мудрых народных игрушках - они требуют уже не только любознательности, но и смекалки. В этом же возрасте дети приобщаются к играм. Игры воспитывают чувство братского общения, товарищества.

В детском саду традиционно проводятся народные праздники : Колядки, Масленица и другие. Дети знакомятся с христианскими праздниками : Рождество и Пасха. Детям дошкольного возраста важно не только увидеть и осознать предмет, а увидеть его в действии. Ещё лучше принять участие в этом действии. В созданном в детском саду мини-музее «Русская изба» продемонстрированы традиционные национальные костюмы народов Поволжья, предметы домашнего обихода, дети имеют возможность соприкоснуться со старинной утварью, рассмотреть вышитую одежду, украшения. Педагог дает понятия старинных неупотребляемых в современном языке народных слов, объясняя при этом их значение (чугунок, ухват, прялка, керосиновая лампа, лучина и т. д.) В «Русской избе» дети начинают познавать историю своего народа.

Старинная мудрость напоминает нам : «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего» . Необходимо донести до сознания детей , что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей . Продуктивное использование прогрессивного опыта этнокультурного воспитания детей предполагает не простое заимствование идей и практических наработок, а их дальнейшее развитие в контексте современных тенденций образования : гуманизации, активности процесса обучения, духовно-нравственного и личностного развития , развития патриотических чувств, воспитания культуры межнационального общения.

Публикации по теме:

Развитие внимания детей дошкольного возраста Познавательная деятельность заключается в познании окружающего мира, в восприятии его, осмыслении, запоминании, Для этого необходимо развивать.

Формирование и развитие математических способностей, развитие логического мышления у детей дошкольного возраста Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения. Математика.

Актуальность Современная система дошкольного образования и ее содержание в контексте внедрения ФГОС ДО должны быть максимально приближены.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста В младшем дошкольном возрасте познание начинается с непосредственного восприятия предметов и явлений окружающего мира. Ребенок при виде.

«В мире не было и нет человеческой особи, которая была бы внеэтнична», - так говорил Лев Гумилёв. И прежде чем приступить к раскрытию темы, давайте разберем этимологию слова «этнос».

Существует достаточно много определений этноса. Стоит лишь завести разговор об этносах, как обязательно возникнет фигура, которую невозможно пройти молчанием: Лев Николаевич Гумилев (1912-1992) с его теорией «этногенеза». Слово «этнос» в греческом языке имело много значений, в том числе принимаемое нами за основу: «вид, порода»; в современном понимании - это та или иная историческая общность людей, большая или малая.

Последний тасманец, пока он был жив, представлял собою этнос, будучи единственной особью. Принадлежность к тому или другому этносу воспринимается всеми людьми как нечто подразумевающееся.

В метисных формах это несколько осложняется, но все же остаются, - во-первых, ощущение своего и чужого и, во-вторых, характерный для того или иного этноса стереотип поведения.

То и другое вместе являются достаточными индикаторами для определения этнической принадлежности, но, кроме того, оба отражают какую-то физическую реальность, существующую помимо взгляда наблюдателя и его мнений или воззрений. Широко распространено мнение, что «народность» - это общественная форма, свойственная феодальной формации, промежуточная между племенем и нацией. Поэтому мы отказываемся от использования терминов «народность», «племя», «нация» и вводим термин «этнос», под которым понимаем все коллективы определенного сорта, данного нам непосредственно в ощущении, как свет, тепло, боль и т. п. Любое из этих ощущений имеет физическую природу, как например колебания фотонов, движение молекул, раздражение окончаний нерва и т. д. Но для того чтобы вскрыть содержание ощущений и существуют естественные науки, в том числе предлагаемая здесь - этнология. Поскольку можно считать доказанным, что взаимодействие человечества с природой в сфере географической среды осуществляется именно через этнические коллективы, то насущной задачей становится раскрытие нашего ощущения этноса, как явления физического бытия мироздания. Ради этого необходимо довольно сложное построение и эмпирическое обобщение разнообразных фактов. Гумилев Л.Н. Этнос и ландшафт: Историческая география как народоведение [Текст]/Л.Н. Гумилев// Доклады Географического общества СССР. - 1968.- вып.3.- с. 193-202. (со сноской - публикуется в порядке обсуждения. - Ред.журнала Изв.ВГО)

Академик Ю.В. Бромлей считал, что «этнос в узком смысле слова» - это «исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других таких же образований, т. е. самосознанием».

В научный оборот в России термин «этнос» ввел ученый, оказавшийся после Октябрьской революции в эмиграции, Сергей Михайлович Широкогоров Дугин А.Г. Социология этноса (Структурная социология). Лекция № 7//Центр консервативных исследований. - 2009. [Электронный ресурс]/ URL:http://konservatizm.org/konservatizm/sociology/220409204809.xhtml (дата обращения 21.09.2012) (1887-1939). Ему и принадлежит ставшее классическим определение «этноса».

«Этнос» есть группа людей

Говорящих на одном языке

Признающих свое единое происхождение

Обладающих комплексом обычаев укладом жизни хранимых и освященных традицией и отличаемых ею от таковых других групп».

В этом определении подчеркивается языковая общность (вынесенная на первое место не случайно), общность происхождения, наличие обычаев и традиций (то есть культура), а также способность к четкому различию этих традиций и обычаев от обычаев и традиций других этносов (дифференциация).

Сходное определение «этноса» (точнее, «этничности» - Ethnizitat) дает Макс Вебер - «этничность есть принадлежность к этнической группе, объединенной культурной однородностью и верой в общее происхождение». Определение Широкогорова более полное, так как подчеркивает общность языка.

Самое важное в понятии этноса - это утверждение его базовой данности в основе всей структуры общества. Язык, культура, знание об истоках и обычаях есть у каждого человека. И этот комплекс существенно варьируется от общества к обществу. Основополагающей матрицей такого комплекса (то есть сочетания всех элементов - иногда собирательно называемых «культурой») и является этнос.

По мнению А.Г. Куца, этнос - это устойчивое, естественно сложившееся сообщество людей, противопоставляющее себя другим аналогичным сообществам, что определяется ощущением комплиментарности (свой - чужой), и отличающееся своеобразным стереотипом поведения. Куц А.К. Глобальная этносоциология: Учебное пособие/А.К. Куц. - Омск: ОмГУ. - 1997. -212 с.

Есть ещё определение из «Малой энциклопедии этногосударствоведения»: «Этнос - стабильный коллектив людей, который сложился в результате естественного развития на основе специфических стереотипов сознания и поведения».

Детально рассмотрев определение этноса, можно смело сказать, что одним из объединяющих признаков этноса является культура, т.е. определенные культурные традиции определенного народа, складывающиеся из века в век и передающиеся из поколения в поколение. Именно культурное наследие отличает один этнос от другого. Исходя из вышесказанного, мы переходим к определению таких понятий, как «этнокультура» и «этнокультурное воспитание».

Этническое самосознание есть чувство принадлежности к данному этносу. Важным его компонентом выступает представление об общности происхождения его членов, т.е. совместная историческая практика предков.

Этническая культура включает язык, народное искусство, обычаи, обряды, традиции, нормы поведения, привычки, передаваемые из поколения в поколение. Но этнические системы не сводятся только к одному, хоть и базисному, элементу - этносу. Существует, по мнению исследователей (Л. Гумилев, В. Беляев и др.), этническая иерархия, которую можно представить в следующей последовательности: суперэтнос, этнос, субэтнос, консорция, конвикция. Суперэтнос - целостная группа этносов, возникших одновременно в одном регионе, как правило, с единым происхождением, культурой, психологией (славяне, тюрки и др.). Субэтнос - подсистема этноса со спецификой в религии, языке, культуре, истории, самосознании и самоназвании (в этносе «русские» - камчадалы, поморы, сибиряки и др.; в этносе «татары» - кряшены, мишари, казанские, касимовские, астраханские татары и др.). Консорция - группа людей с общей исторической судьбой (гильдии, секты и пр.). Конвикция - группа с общностью жизни, однохарактерным бытом и семейными связями (предместья, слободы и т.д.).

Понятие этнокультура сложилось на рубеже XX-XXI вв. и стало широко применяться как речевое сокращение понятия «этническая культура», не имея при этом четкого определения. Поэтому данный термин встречается в основном в современных исследованиях.

Проблема этнокультурного обучения и воспитания нашла свое отражение в ряде исследований ученых-теоретиков, педагогов-практиков Т.И. Баклановой, В.Г. Волкова, Л. И. Васеха, Е.В. Ершовой, А.С. Каргина, М.Ю. Новицкой, С.Б. Серяковой, Т.Я. Шпикаловой и др. Известен исследовательский опыт А.Б. Афанасьевой, Т.Ф. Бабыниной, Е.С. Бабуновой, Э.Ф. Вертяковой, Г.И. Губа, А.П. Елисеевой, В.Б. Манджиевой, Н.А. Минулиной, В.В. Модоровой, А.Б. Панькина, О.Н. Степановой. Разработанные и реализуемые психолого-педагогические методы направлены на совершенствование художественного воспитания и образования учащихся на лучших традициях народной культуры.

Так, например, Л.И. Васеха считает, что этнокультура, будучи сложной и внутренне противоречивой иерархией сакральных и профанных идеалов, социализирует людей, консолидирует их совокупную деятельность, представляя собой единое целое.

Таким образом, этнокультура формирует человека не только как умелое и разумное существо, но и как носителя религиозного, этнического и межнационального смысла. Проблемы этнологии и этнопедагогики: сб. ст. и мат-лов[Текст] / под ред. Л.И. Васеха. //Новосибирск: Издательство НГПУ.- вып. 8. - 1999. - 183 с.

В исследованиях Э.Ф. Вертяковой, А.П. Елисеевой, В.Б. Манджиевой, Н.А. Минулиной, В.В. Модоровой этнокультура рассматривается как культура конкретного этноса, которая находит свое выражение в определенном этническом самосознании материальных и духовных ценностей, проявляющихся в нравственно-этических нормах, образе жизни, одежде, жилище, кухне, социально-бытовых установках, этикете, религии, языке, фольклоре и психологическом складе Зенкова Л.Г. Этнокультурная среда как психолого-педагогическое условие этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств[Текст] / Л.Г. Зенкова // Вестник Томского педагогического университета. - 2012. - вып. 4. - С. 195-197.

Можно констатировать, что этнокультура - это культура конкретного этноса, где непосредственно происходит сохранение локальных этнических норм (материальных и духовных ценностей). Личность как субъект этнокультуры является не только ее потребителем, но также носителем и творцом культурных ценностей, определяющим в своем развитии качественные характеристики воспроизводства этнического опыта.

Таким образом, основываясь на современных подходах в определении понятия «этнокультура», можно сделать вывод, что она неизменна в своих проявлениях, так как в ее основе лежит традиция, которая не подвержена различным изменениям, происходящим в нашем обществе, и является устойчивой формой с устоявшимися ценностями, народной мудростью.

Народная художественная культура всех этносов, проживающих на территории Тверской области определяет основу и содержание этнокультурного воспитания молодежи в культурно-досуговых учреждениях области с использованием всех ее составляющих: музыкального фольклора, народных ремесел и промыслов, календарно-обрядовых праздников, народных игр, бытовых танцев и хороводов для формирования целостных представлений об этнокультурных особенностях своего народа. Взаимосвязь игровой, концертной, театрализованной деятельности, соответствующей возрастным особенностям развития данной возрастной группы (от 14 до 29 лет), направлена на освоение молодежью народной художественной культуры и перевода ее в личный опыт, достижение положительного результата.

Исходя из определения понятий "этнос", "этнокультура", которые были даны нами вначале параграфа 1.1 настоящего исследования, мы сочли необходимым дать определение основополагающего для нашего исследования понятия "этнокультурное воспитание» в культурно-досуговых учреждениях.

В определении понятия «этнокультурное воспитание» мы следуем за Г.И. Губой, который понимает его «как деятельность, направленную на повышение этнической осведомленности, формирование основ национального самосознания и положительной этнической идентичности через усвоение ценностных ориентаций своего народа и обеспечивающую успешное вхождение ребенка в контекст мировой культуры». Тюленасова Э.Р. Становление этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста: автореферат диссертации канд. педагог. наук [Текст]/Э.Р. Тюленасова: ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет. - Челябинск: 2011. № 4841001

Также этнокультурное воспитание можно определить, как - целенаправленное взаимодействие поколений, направленное на межэтническую интеграцию и способствующее уяснению общего и особенного в традициях рядом живущих народов, в результате которого происходит формирование этнокультурной направленности личности.

Этнокультурное воспитание представляет собой сложное социально - педагогическое явление. Оно базируются на фундаментальных основах народной педагогики, теории этноса, этнопсихологии, философии, культурологии, социально-культурной деятельности и других пограничных отраслей научного знания. Содержащийся в нём региональный этнокультурный образовательный компонент должен рассматриваться как необходимый структурный элемент социально-культурной сферы.

Этнокультурное воспитание можно трактовать двояко:

Во-первых, как исторически сложившуюся и развивающуюся деятельность этноса по созданию и развитию своей культуры (собственных праздников, обычаев, обрядов, самобытных произведений народного художественного творчества), воплощающей этническое самосознание, этнические стереотипы и характер народа;

Во-вторых, как деятельность различных социально-культурных институтов, государственных и негосударственных структур, направленную на изучение, сохранение, развитие традиционной народной культуры и трансляцию ее произведений и ценностей в современное социокультурное пространство.

В нашем исследовании этнокультурное воспитание рассматривается во второй трактовке этого понятия, что соответствует теме исследования. Королева Г.М. Этнокультурная деятельность в регионах: педагогическое проектирование и реализация [Текст]: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук/ Л.Г. Королева: Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова. - Москва: 2011. - 19с.

Этнокультурное воспитание предусматривает, прежде всего, освоение этнокультурных ценностей, взаимодействие различных культур в плюралистической культурной среде, адаптацию к иным культурным ценностям. Соответственно в этнокультурном воспитании учет этнических и национальных особенностей является основополагающим, тогда как интернациональное воспитание ориентировано на формирование личности вне этнической культуры. Гордиенко Н.В. «Этнокультура греков». Создание условий для сохранения и изучения учащимися школы этнокультурного наследия народов Республики Адыгея [Электронный ресурс] /sch18.adygnet.ru/dok/gordien1.docx (дата обращения 29.12.2012).

Этнокультурное воспитание устраняет противоречия между системами и нормами воспитания доминирующих наций, с одной стороны, и этнических меньшинств, с другой стороны и предопределяет адаптацию этнических групп друг к другу; культивирует в человеке дух солидарности и взаимопонимания во имя мира и сохранения культурной идентичности различных народов.

В последние годы обращение к идее этнокультурного воспитания как способу обновления содержания воспитательной деятельности обретает особую значимость. Этнокультурное воспитание личности является центральной проблемой современного образования. Чем глубже человек знаком со своей родной культурой, тем легче ему будет понять и принять культуру другого народа, а, следовательно, быть терпимее к иным культурным традициям.

Этнокультурное воспитание это целенаправленный процесс приобщения к народной художественной культуре, содействующий усвоению традиций, обычаев, основ нравственности; развитию лучших черт человека, его творческого потенциала; обеспечивающий положительный эмоциональный фон развития. Поэтому одним из психолого-педагогических условий этнокультурного воспитания в культурно-досуговых учреждениях является организация целостной этнокультурной воспитательной среды. Зенкова Л.Г. Этнокультурное воспитание дошкольников в детской школе искусств [Текст]: автореферат диссертации кандидата педагогических наук: 13.00.01 /Л.Г. Зенкова: Моск. пед. гос. ун-т. - Москва, 2012.

Под этнокультурным воспитанием молодежи мы подразумеваем систему взаимосвязанных компонентов (мотивационно-целевого, содержательно-процессуального и организационно-методического), необходимых для организованного и целенаправленного процесса воспитания молодежи в духе любви к родной культуре как неотъемлемой составной части мирового культурного сообщества. Развитие образования и воспитания с ориентацией на национальные традиции культуры осмысливается многими исследователями. Так, В.К. Шаповалов определяет этнокультурную направленность образования мерой ориентированности целей, задач, содержания, технологий воспитания и обучения на развитие и социализацию личности как гражданина полиэтничного государства. Шаповалов Валерий Кириллович. Этнокультурная направленность российского образования [Текст]: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.01: Ставрополь, 1997 311 c. РГБ ОД, 71:98-13/5-1

Социальная значимость этнокультурного образования подчеркивается в исследованиях Е.П. Белозерцева, Т.И. Березиной, а А.Б. Панькин считает, что система образования, направленная на этническую культуру, обеспечивает сохранение и развитие этнических констант центральной культурной темы этноса. Мы солидарны с мнением педагогов о том, что понимание и сохранение своей самобытности, целостности и независимости, свободы личности можно осуществить через понимание родной культуры. Этнокультурное воспитание начинается с первых дней жизни ребенка и продолжается всю жизнь. Именно через родную культуру можно осуществить поликультурное воспитание. Этнокультурное воспитание тесно сопряжено с этнокультурным образованием. Исследования, касающиеся этнокультурного обучения, показали, что в основе этнокультурного обучения лежит управляемое познание этнической культуры, усвоение и проживание традиций, обычаев и обрядов, отраженных в общественно-историческом опыте народа, овладение опытом этнохудожественной деятельности. То есть речь идет о вполне распространенных в социально-культурной деятельности этнокультурных технологиях, которые осуществляются через: национально-культурные и культурно-образовательные центры, дома народного художественного творчества, воскресные школы, студии и самодеятельные объединения, решающие задачи культурного самоопределения и саморазвития, сохранения этнических и национальных культур. Эти технологии - основа возрождения народных культурных традиций, фольклора, декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел.

В то же время нельзя забывать, что представители этнических меньшинств и мигранты среди молодежи сталкиваются с множеством образовательно-воспитательных проблем. Они располагают иными знаниями и ценностями (язык, религия, культурные традиции), и это мешает им реализовывать себя в пределах педагогических требований, построенных на культурно-образовательной традиции большинства. Пренебрежение культурной традицией молодежи этнических групп часто отрицательно сказывается и на них.

Вот почему особое внимание в культурно-досуговых учреждениях направлено на этнокультурные технологии, которые рассматриваются социально-культурной деятельностью, как инструмент межнационального и культурного обмена и сотрудничества, координации и реализации межнациональных программ развития культуры и досуга, взаимообмена и контактов в социально-культурной сфере, направленных на утверждение культурной самобытности каждого народа, обеспечение возможности для реального полилога культур и равноправного культурного диалога представителей различных стран и национальностей, обеспечение возможности для каждой национальной культуры и традиции, обеспечение включенности отдельно взятой личности в современные мировые, международные, межнациональные, общецивилизационные социально-культурные процессы.

Воспитание толерантности - фактор, необходимый для осуществления межкультурного взаимодействия при преодолении ксенофобии среди молодежи, так как оно есть и условие, и залог успешного взаимодействия между представителями разных культур. В настоящее время не вызывает никакого сомнения, что успешное общение между этносами немыслимо без толерантности. Толерантность стала составной частью демократического развития общества, она находится в центре внимания в деятельности различных государственных и общественных структур, воспитанием толерантности занимаются и педагоги.

Категория «толерантность» в переводе с латинского («tolerantia») означает «терпение» и трактуется как терпимость к чужим мнениям и верованиям. Асмолов А.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. О смыслах понятия «толерантность» [Текст] // Век толерантности: Научно-публицистический вестник.- Москва: МГУ, 2001.- С. 8-18. В русском языке в XIX в. глагол «терпеть» насчитывал множество лексем. Он выражал различные значения: выносить, страдать, крепиться, стоять не изнемогая, выжидать чего-то, допускать, послаблять, не спешить, не гнать и т.д. Несмотря на многозначность, категория «терпимости» имеет созерцательный оттенок, пассивную направленность. Основой приведенного определения является такое качество человека, как терпимость. Согласно Декларации принципов толерантности, провозглашенной и подписанной ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года, «толерантность» - это уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Декларация принципов терпимости ЮНЕСКО [Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года]/[Электронный ресурс]: URL: http://un.by/f/file/Tolerance%20declaration.pdf (дата обращения 29.12.2012). Толерантность может проявляться и на уровне политических сил, выражающих готовность к допуску инакомыслия, и на уровне жизни отдельной личности, выражающейся в стремлении переубеждения с помощью аргументов, и в признании позиций противной стороны. В межэтнических отношениях толерантность просто необходима.

Зарубежными специалистами в области этнопсихологии и этнопедагогики уже предпринимались попытки изучения факторов, оказывающих влияние на толерантность (терпимость) и интолерантность (нетерпимость) в межэтнических отношениях и др. В отечественной науке отдельные аспекты толерантного воспитания можно найти у М.М. Акулича, М.Т. Алиева, Т.В. Болотиной, Ю.А Красина, Г.Ф. Семигина и др. Проблемы формирования толерантной культуры нашли отражение в трудах М.С. Кагана, В.В. Макаева, З.Д. Мальковой, В.Н. Мясищева, Л.А Петровской, Л.Л. Супруновой, Н.Н. Ярошенко. И хотя исследования проблем толерантности стали проводиться сравнительно недавно, учеными уже сделан немалый вклад в изучение данной проблемы. Особо в этой связи можно выделить работы, связанные с вопросами этнопсихологии и становления толерантного мышления (В.В. Гриценко, Н.М. Лебедевой, В.Н. Павленко, Т.Г. Стефаненко, Г.У. Солдатовой и др.). Апанасюк Л.А. Этнокультурное воспитание в преодолении ксенофобии среди молодежи России [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusnauka.com/29_NIOXXI_2012/Pedagogica/5_117083.doc.htm (дата обращения 29.12.2012).

О необходимости этнокультурного воспитания говорится в целом ряде государственных документов: так, Закон РФ "Об образовании" в задачах воспитания выделяет следующее: "приобщение молодёжи к достижениям мировой и отечественной культуры; изучение истории, традиций и обычаев, как своего народа, так и других народов республики". Закон об образовании РФ от 10.07. 1992 г. № 3266-1 [Президент Российской Федерации в 1992 г.]

В настоящее время, обособленное существование народов и культур становится невозможным, так как интенсификация миграционных и демографических процессов, увеличение числа этнически смешанных семей, значительно расширяют рамки межэтнического взаимодействия. Люди сталкиваются с разнообразием культурного окружения.

Целостность и будущность России во многом связана с ее полиэтничностью. Здесь проживают более 150 национальностей, которые принадлежат к разным этнолингвистическим семьям и группам, исповедают разные религии, имеют свои самобытные культуры, сложную и особую историю. И именно система досуговых учреждений обладает уникальными возможностями по расширению знаний о других народах и формированию взаимной толерантности. С учетом полиэтничности общества, в котором сегодня социализируется молодое поколение России, становится очевидной необходимость разработки новых стратегий и подходов в деле формирования у молодежи этнокультурной компетентности. Быть этнокультурно компетентным - это значит признавать принцип плюрализма, иметь знания о других народах и их культурах, понимать их своеобразие и ценность.

Одна из задач культуры - воспитание позитивного отношения к этнокультурным различиям, обеспечивающих прогресс человечества и условия его самореализации личности. Этнокультурная компетентность предполагает готовность человека к взаимопониманию и взаимодействию, основанную на знаниях и опыте, полученных в реальной жизни и на культурно-массовых мероприятиях, направленных на его успешную адаптацию в полиэтнической среде.

Формирование этнокультурной компетентности предполагает введение молодого человека изначально в родную для него, а затем и иные культуры. Важной задачей специалистов культурно-досуговых учреждений является научить человека осмыслять социальные процессы, анализировать знания об этнических культурах, находить и признавать в них общее и различное. Процесс осмысления должен основываться на изначально позитивном восприятии всех этносов и критическом отношении к инцидентам и конфликтам на национальной почве. Для этого необходимо иметь непредвзятую позицию самому специалисту учреждения досуга в оценке поведения членов многонационального коллектива, уметь преодолевать свои предубеждения (если таковые есть).

С одной стороны, одной из задач досугового учреждения является воспитание у молодежи позитивных установок и навыков общения в многонациональном и многоконфессиональном российском обществе.

С другой стороны, также особый интерес представляет самостоятельная исследовательская деятельность молодежи, направленная на сбор, изучение, анализ и использование материалов, раскрывающих особенности культуры, истории, традиций, быта, образа жизни, психологии своего народа, а также других народов, проживающих на территории его малой родины.

Таким образом, молодые люди постепенно в практике реального общения открывают для себя сходства и различия с другими народами, знакомятся с разными этнокультурами, учатся жить в обществе, где образуются новые культурные конгломераты.

· ознакомление с историей и традициями собственного народа;

· ознакомление с историей и традициями народов, составляющих этнокультурное окружение;

· возрождение традиционных промыслов и ремесел;

· популяризация творчества, изучение обрядов и игр народов;

· анализ и выявление общего, частного и особенного в культуре, традициях и истории народов, проживающих на единой территории.

Поиск эффективных путей этнической ориентации личности привел к определению сущностной роли образовательной системы вообще и системы обучения в школе в частности. Модели этнокультурной адаптивности личности, ее гармонизации с окружающим миром строятся на принципах этнокультурного воздействия, которое организуется в высшем учебном заведении путем разработки и внедрения этнокультурных педагогических технологий.

Содержательная сущность работы определяется этнопедагогическим воспитанием и использованием обычаев и традиций воспитательного опыта, знакомством с рукодельными ремеслами и художественно-изобразительным, устным народным творчеством. На этой этнической площадке студенты не изолируется в избранном фрагменте этнокультуры: этнопедагогические механизмы и методика овладения навыками и умениями традиционной культуры призваны продемонстрировать ему возможности их использования в современном социально-культурном процессе. Этому способствуют:

Игровой принцип освоения информации, обращение к театрализации;

Осознанное следование принципам устного народного творчества: коллективность, импровизационность, вариативность и синкретизм;

Создание позитивного психологического реагирования на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей молодежи;

Регламентация проводимых мероприятий законами календарно-земледельческой и семейно-бытовой циклизации;

Работа над осознанием и освоением не только приуроченности мероприятия, но и его нравственно-эстетической ценности и практической обусловленности;

Открытость этнической эстетической модели, предполагающая опору на современные научные отрасли - культурологию, социологию, этнографию. Жибраева К. Этнокультурный подход к воспитанию[Текст]// № 3 (76).- 2010

Этнокультурное воспитание молодежи строится в соответствии с половозрастными особенностями данной возрастной группы и предусматривает использование совокупности воспитательного потенциала традиций русского народа и других народов, проживающих на территории Тверской области в наиболее адекватных формах, методах в различных сферах жизнедеятельности молодежи, в том числе в и культурно-досуговых учреждениях.

Успешная реализация процесса этнокультурного воспитания молодежи зависит от создания оптимальных социально - педагогических условий, связанных с согласованностью в воспитательной деятельности семьи, школы и конечно культурно-досуговых институтов; использованием многообразия традиционных национальных форм воспитательной работы; творческим участием в народных праздниках, и участием народных умельцев и мастеров в работе коллективов декоративно-прикладного творчества по национальным видам ремесел и спортивных секций; подготовкой родителей к этнокультурному воспитанию подростков в семье. Божедонова А.П. Этнокультурное воспитание школьников на традициях якутскогосельскогосоциума [Текст]: диссертация канд. пед. Наук/ А.П. Божедонова: РГБ ОД. - Москва. -2006.- 172 с. 61:07-13/833

Воспитательные задачи этнокультуры. Бондарева Н.А. Технология этнокультурного воспитания // Школа, 2001.-№5.-с.38-41.

Таблица № 1

Общечеловеческие ценности

Мировоззрение

Цели воспитания

Черты характера для становления как «идеал»

Черты характера для становления как «антиидеал»

ТРУД - основа человеческого бытия, наиболее полно характеризующая сущность человека

Я - труженик и своим созидательный трудом обеспечиваю благополучие семьи и Родины.

трудолюбие, прилежность, дисциплинированность, ответственность, надежность, организованность, целеустремленность, настойчивость, инициативность, исполнительность, работоспособность, профессиональная гордость, уважение к мастерству

леность, безответственность; необязательность, беспечность, пассивность, нерешительность

КРАСОТА - фактор благополучия в мире, результат природосообразности и разумной духовной деятельности человека, средство его творческого развития

Я - ценитель и создатель красоты, которую понимаю, как высшую духовную ценность и фактор благополучия в мире.

эстетическое восприятие природы и человека, эстетика поведения, способность понимать гармонию и красоту, восприимчивость к прекрасному в жизни, отвержение безобразного, восхищение красотой

принятие и восхищение дисгармонией мира, безразличие, равнодушие к безобразному

ЧЕЛОВЕК - абсолютная ценность, ”мера всех вещей”, цель, средство и результат воспитания

Я - достойный человек, занимающийся своим духовным развитием.

оптимизм, организованность, самодисциплина, настойчивость, самоуверенность, самообразование, самосовершенствование, самокритичность, забота о психическом и физическом здоровье, опрятность

пессимизм, беспечность, слабохарактерность, растерянность, тупоумие, безразличие, необъективность, неряшливость, равнодушие по отношению к своему здоровью

ЗНАНИЕ - результат разнообразного, и, прежде всего, творческого труда. Знания ученика - критерий труда учителя

Я - образованный человек, стремящийся к разнообразному, созидательному и прежде всего творческому умственному и физическому труду

сообразительность, любознательность, старательность, настойчивость, инициативность, саморазвитие, оригинальность мышления, увлеченность, общая осведомленность, познавательный интерес

тугодумие, нерешительность, пассивность, банальность мышления, глупость, рассеянность, легкомыслие, безразличие

КУЛЬТУРА - великое богатство, накопленное человечеством как в материальной, так в особенности в духовной жизни людей

Я - культурный человек и значит хорошо знающий историю своего Отечества, культуру народа

деликатность, чуткость, вежливость, воспитанность, щедрость, тактичность, опрятность, отзывчивость, образованность, интеллигентность, доброжелательность, гостеприимство, искренность, терпеливость

скупость, жадность, бестактность, неряшливость, равнодушие, лицемерие злобность, лживость грубость, несдержанность

ОТЕЧЕСТВО - единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная его предками

Я - россиянин, патриот своей Родины, ее защитник и постараюсь своим добрым трудим принести пользу Отечеству.

патриотизм, чувство долга, активность, порядочность, благородство, смелость, отвага, скромность, свободолюбие, практичность, деловитость, ответственность, демократичность, гордость, достоинство, мужество

подлость, предательство, трусость, хвастливость, зазнайство, тщеславие, раболепство, робость, женственность (у мальчиков), тиранство, беспечность, услужливость

СЕМЬЯ - начальная структурная единица общества, естественная среда

Я - семьянин, продолжатель прогрессивных традиций своих предков, хранитель этнокультурных ценностей своего семейного рода.

женственность (у дев.), нежность, честность, щедрость, хозяйственность, искренность, коллективизм, гостеприимство, доброжелательность, заботливость, трудолюбие

скупость, жадность, лицемерие, хитрость, эгоизм, суровость (у дев.), агрессивность, грубость, неряшливость, эгоизм

ЗЕМЛЯ - общий дом человечества, вступающего в новую цивилизацию XXI века Земля людей и живой природы

Я - землянин, хранитель и защитник земли людей, моих родных и живой природы.

заботливость, внимательность, обеспокоенность, бережливость, порядочность, благородство, нравственность, духовность

равнодушие безответственность, беспечность, черствость, недальновидность

МИР - покой и согласие между людьми, народами, государствами, главное условие существования Земли и человечества

Я - миролюбивый человек, стремящийся к покою и согласию между людьми, народами и государствами.

миролюбивость, умение идти на компромисс, доброжелательность, терпеливость, доброта, искренность, сострадание, сопереживание, отзывчивость, деликатность, тактичность, воспитанность, честность, справедливость

придирчивость, мелочность, злобность, лживость, черствость, невнимательность, бестактность, аморальность

Рассмотрев все аспекты этнокультурного воспитания можно сделать следующие выводы: этнокультурное воспитание - это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства.



Рисунок 1 Структурно-функциональная модель этнокультурного воспитания молодежи в культурно-досуговых учреждениях посредством национальных праздников

Этнокультурное воспитание определяется введением в воспитательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у молодежи интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей.

Современный период кардинальных изменений жизни нашего общества требует от каждого человека проявления гибкости, нешаблонности мышления, инициативы, способности продуцировать новые идеи, т.е. реализации творческого потенциала своей личности.

Требования, предъявляемые обществом и педагогической наукой к современной школе, включают, прежде всего, необходимость создания оптимальных условий для воспитания активной творческой личности, способной к полноценному взаимодействию с окружающей средой в соответствии со своими индивидуальными особенностями и возможностями. Обеспечить появление и развитие способностей ребенка призвана начальная школа. Именно в младший период школьного обучения закладываются основные направления, по которым будет происходить развитие детской личности в дальнейшем. Поэтому одной из центральных задач современной начальной школы является поиск оптимального сочетания педагогических условий для формирования творческой активности учащихся.

Одним из факторов, способствующих формированию творческой активности личности, может выступить эстетическая деятельность младшего школьника, организованная в рамках учебно-воспитательного процесса.

В связи с этим, важную роль в становлении творчества играет ознакомление детей с произведениями искусства, и, в частности, с произведениями этнокультуры, которые обогащают мир душевных переживаний ребенка, помогают ему почувствовать художественный образ и передать его в своих сочинениях.

Человек наделен творческой природой, и блокирование этого потенциала в детстве чревато отрицательными и зачастую непредсказуемыми последствиями в дальнейшей жизни. Искусство, в том числе и народное, помогает ребенку приобрести- ранний опыт полноценного успешного творчества - зарождения и осуществления собственного замысла, развить творческое воображение. Творчество неразрывно связано с пониманием деятельности и развития.

Творчество - это процесс, который может включаться во все виды деятельности и вместе с тем отсутствовать в деятельности, которая требует индивидуального творчества по своей природе и назначению.

Актуальность проблемы определяется прежде всего современными тенденциями в образовании, характеризующимися существенным повышением внимания к проблеме этнокультурного воспитания подрастающего поколения. Система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию. Сегодня проблема этнокультурного воспитания приобретает все более значимый характер. Воспитание детей на основе лучших народных традиций и народного художественного творчества рассматривается как фактор сохранения культурной самобытности, национальных ценностей народа. При этом особую роль играют новые образовательные технологии, в частности, технологии этнокультурного воспитания. Решение данной проблемы предполагает, в первую очередь, глубокое знание традиций и обычаев, а также активизацию педагогической деятельности по приобщению подрастающего поколения к традиционной культуре этноса.

Этнокультура как форма самосознания и исторической памяти создает и укрепляет цельность и целостность народа, обеспечивая его историческую сохранность, которая в свою очередь дает основу для дальнейшего развития народной культуры. Образование и воспитание являются частью культуры, и роль их состоит в обеспечении передачи и трансляции культурных ценностей от поколения к поколению. Особенностью этнокультуры является то, что в условиях постоянно меняющихся исторических ситуаций, уклада общественной жизни она не подвержена трансформациям, мутации, благодаря отбору настоящего ценностного, истинного, воплощающего в себе народную мудрость. Поэтому культура народа - это вечный источник обновления и ориентир воспитания.

Задачей современной школы является возрождение национальной культуры, восстановление утраченных ценностей. Применительно к решению этих проблем в современных условиях актуальна на сегодняшний день. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая является методологической основой ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта). Одной из ступеней развития гражданина России является осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного села, района, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». Важным этапом развития гражданского самосознания является укоренённость в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации. Самоидентификация народа и личности начинается с истоков его культуры, с познания своих корней. Подпрограмма «Национальные традиции сохраним» является частью программы духовно-нравственного развития и воспитания. Концептуальными идеями, задачами этнокультурного содержания программы являются изучение родного края, обычаев, традиций своего народа, формирования гражданских и патриотических чувств, любви к малой Родине.

Кружковая работа является одной из форм организации внеурочной деятельности. Дети охотно посещают такие кружки как «История и культура марийского народа». Любовь к Родине, к Отчизне начинается с любви к своему краю. Постепенно она переходит в любовь к своей стране. Вот почему в формировании социально-нравственных качеств личности значима роль краеведения. Особая роль на этом пути принадлежит краеведческой исследовательской работе, воспитывающей у школьников любовь к родной земле, гордость за её прошлое и настоящее — качества, на основе которых формируется активная жизненная позиция, гражданственность. Юные краеведы в школьном музее изучают отдел «Жизнь и быт мари», «Национальная одежда мари». Узнают, какую одежду одевали женщины и мужчины в прошлом, а также демонстрируют и свои современные национальные костюмы. Гражданский патриотизм, любовь к Родине, уважение к истории, гордость за людей, проживавших и живущих на малой Родине.

Любовь к труду и людям труда - важнейшая заповедь народного воспитания. Она освещена вековым укладом жизни народа и направлена на сохранение и приумножение материальной и духовной потребности как основы существования человека. Марийцы считают, что детей нужно приучать к труду уже с ранних лет. Эта мысль отражалась в ряде пословиц: «Любишь мясо есть — лучше ухаживай за скотом», «Трудолюбивому - почет, ленивому - насмешки». На сегодняшний день и современные ребятишки с удовольствием работают на пришкольном участке, помогают родителям в ведении домашнего хозяйства, осознавая то, что это им необходимо. Труд школьников нацелен на конечный полезный обществу и нужный самому школьнику результат. Итоги труда он ощущает в выращивании овощей для витаминизации блюда, горячего питания.

Природоохранная работа имеет глубокие народные корни. Преклонение перед природной стихией, почитание зверей, птиц, растений используется в воспитательной деятельности. Дети с малых лет приучаются бережно относиться к каждому дереву, животному и насекомому. Знакомятся с обычаями народа, к примеру, никому не разрешается рубить дерево. В религиозных верованиях народа, связанных с преклонением перед силами природы, можно найти рациональное, что помогает совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Все верования, обычаи, установленные порядки решают экологическое воспитание. Мы гордимся, что живем на берегу красивой реки Волги. Красота нашей природы располагает к тому, что на берегу любят отдыхать и дети, и взрослое население, а также гости нашего района.

С целью благоустройства села, привлечения внимания общественности к экологическим проблемам родного края, вовлечения учащихся школы в общественно-полезную работу ради блага и красоты малой Родины в школе реализуются социальные проекты «Родной край» и «Чистый родник».Важное место в нравственном формировании учащихся занимает привитие уважения и почитания старших. Одним из мероприятий в этом направлении является проект «Ветеран живет рядом», где дети помогают ветеранам войны и труженикам тыла на дому, поздравляют их с праздниками и устраивают для них концерты. Этнокультурное воспитание в современной школе— это не только развитая экономика, но, в первую очередь, высокое национальное самосознание. Знать историю своего народа, пользоваться своим родным языком, культурой, уважать народные традиции являются главными задачами для школьников.

Этнокультурный аспект воспитания преследует цель - через приобщение детей к культуре родного народа, пробудить интерес к изучению культуры народов ближайшего национального окружения с последующим ознакомлением с культурой народов мира. Эта задача должна решаться на протяжении всего процесса воспитания и образования ребенка. Носителем этнокультурных традиций и исторической памяти должны и могут стать наши дети. И не только носителями, но и продолжателями творческого преображения жизни на основах высокой нравственности, духовности и гармоничного развития личности. Этнокультурное воспитание младших школьников выполняет ряд важных функций: повышение этнической осведомленности, формирование этнического самосознания, выработка устойчивой системы ценностей, обеспечение целостного представления о национальной культуре. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим собственным законам и в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют его. Благодаря фольклору, в частности, народным песням, потешкам, прибауткам, колыбельным песням и т.д., ребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, - словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.

Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, песнями, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям, формируем основы этнокультурного сознания.

Большое внимание я уделяю таким направлениям воспитательной работы, основанные на этнокультуре, как «В кругу семьи», «Моя любимая школа», «Мой друг». Семья и школа - вот точка отсчёта. Поэтому во всех мероприятиях у нас активными участниками бывают не только дети, но и родители. Мы много проводим бесед о своих родных, чтобы знать историю семьи, знать традиции своего народа. Важно, очень важно людям не уйти из памяти новых поколений, старики с удовольствием рассказывают о том, что было, о том, чем была богата и ярка их жизнь. Последняя беседа была на тему «Мой предок». Дети рассказывали о своих прабабушках, прадедушках, приносили уже старые потрёпанные фотографии.

Действительно, патриотическое воспитание, духовное переустройство, нравственное возрождение русского общества невозможны без воспитания глубокого уважения и бережной любви к родному языку, имеющему более чем тысячелетнюю письменную традицию, благодаря которой он стал основой мощного и животворного пласта мировой культуры. В языке, хранилище исторической памяти народа, находят свое отражение его образ жизни, особенности психического склада и менталитета, верования, этические и эстетические воззрения, нравственные традиции и модели поведения. Без знания основ народной жизни невозможно воспитать интерес и уважение к культуре других народов, так как «чужую национальную душу может почувствовать и узнать лишь тот, кто чувствует и знает собственную».

Без памяти нет традиций, без воспитания
нет духовности, без духовности нет личности,
без личности нет народа как исторической общности

1

Народная педагогика определена в научной литературе как совокупность знаний и навыков воспитания, передающаяся в этнокультурных традициях, народном поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми. Этнокультурное воспитание личности является центральной проблемой современного образования. Чем глубже человек знаком со своей родной культурой, тем легче ему будет понять и принять культуру другого народа, а, следовательно, быть терпимее к иным культурным традициям.

Рассматривая общие факторы народного воспитания, Г.Н.Волков выделяет следующие: природа, слово, дело, традиция, быт, искусство, общение, религия, пример, идеал . В русском языке такие выражения, как «природа человека», «природный ум», «природная красота» и др. несут в себе большую смысловую нагрузку и связаны с естественностью народного воспитания. Если рассматривать природу не только в качестве среды обитания, но и как родную страну, то, по мнению исследователей, правомерно говорить об экологии человека, экологии культуры, экологии этнических образований.

В русском народном творчестве природа родного края очеловечивается, что выражено в таких сочетаниях как: Волга-матушка, мать сыра земля, хлеб-батюшка, дуб-батюшка и др. Разрушение природы, с этой точки зрения, расценивается как уничтожение человека.

Этнокультурное воспитание осуществляется и в процессе общения ребенка и взрослого: в быту, во время народных праздников, в повседневном труде. К примеру, на Руси девочки вместе с матерями посещали посиделки, где учились вышивать или плести кружева.

Влияние народных обычаев на формирование личности прослеживается и в изготовлении игрушек. Мастер при работе над игрушкой решал не только художественные, но и педагогические задачи, так как игрушка отражала окружающий мир ребенка: реальный и воображаемый, сказочный. Игрушки, изображавшие животный мир учили ребенка бережному отношению к природе. «Все разнообразие русской фауны, весь былинный мир, все народное остроумие, боль, выдумка, негодование, накопившиеся за тысячелетия истории русского народа, отобразились в игрушках. Воздействие игрушек на ребенка было очень велико, ... так как детская душа легко и свободно воспринимала через игрушечный мир реальный» .

Элементом хранения народной педагогики выступают также фольклор и устное народное творчество, которые передают отношение народа к тем или иным явлениям жизни. Произведения устного народного творчества впитали в себя мысли и чувства народа, отразившие его историю, природу, быт, идеалы. С их помощью взрослые приобщали детей к национальной культуре, воспитывали чувство гордости за свой народ.

Особое место в народной педагогике отводится труду, в процессе которого у ребенка развивается не только физическая сила, но и смекалка, творческое мышление, нравственные качества личности. Приобщение к труду происходит постепенно: от подражания взрослым и простого исполнения поручений - к самостоятельному планированию и выполнению. При этом этнотрудовые традиции выступают в качестве средства профессиональной ориентации молодого человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Палаткина Г.В. Этнопедагогические факторы мультикультурного образования: Дис. ... д-ра пед.наук.-М.,2003.-403с.

Библиографическая ссылка

Бессарабова И.С. ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ В НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ // Фундаментальные исследования. – 2006. – № 9. – С. 92-92;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=5357 (дата обращения: 21.06.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»