Родительские собрания на тему нравственно патриотическому воспитанию. Родительское собрание "гражданин воспитывается с детства"

Родительское собрание

в нетрадиционной форме

по теме «Патриотическое воспитание»

подготовительная группа

Подготовила Маренова Е.В.

Саратов 2015

Родительское собрание.

«Патриотическое воспитание»

привлечь родителей к обсуждению вопросов патриотического воспитания дошкольников,

раскрыть сущность и значение работы родителей и педагогов по патриотическому воспитанию детей.

Побуждать родителей воспитывать у своих детей чувство патриотизма, любовь к своей Родине.

Предварительная работа:

1. Анкетирование родителей по проблеме патриотического воспитания, обсуждаемой на собрании.

2. Изготовление памяток на тему собрания.

3. Фотовыставка "Мой родной город Саратов".

4. Консультации для родителей по проблеме патриотического воспитания дошкольников, исторические справки о городе Саратове.

Ход собрания.

1. Вступление.

Воспитатель Маренова Е.В.знакомит родителей с фотовыставкой, альбомом, благодарит за полные искренние ответы на анкету, кратко резюмирует полученные сведения.

2. Концерт детей для родителей (песня, стихи о Саратове, танец, игра с родителями).

3. Круглый стол. Дискуссия "Какого человека мы называем гражданином?"

Быть гражданином - значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг перед обществом, Родиной, обладать такими качествами личности, как патриотизм, гуманное отношение к людям.

Зачатки этих качеств надо формировать в ребенке как можно раньше.

Малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как "труд", "долг", "честь", "Родина".
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе они обречены на гибель. Однако осуществляться это воспитание должно очень чутко и тактично, и заниматься им нужно сообща, с малых лет прививая ребенку уважение и любовь к родной земле.
Сформировать нравственную основу и помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими невозможно без воспитания любви к близким и своему отечеству, уважения к традициям и ценностям своего народа, доброты и милосердия.

В детском саду проводится работа по расширению представлений детей о родной стране, об обычаях и культуре своего народа. Большое значение придается изучению российской символики, гербов. Дети знакомятся с многообразием природы нашей страны, различными профессиями, получают первые знания о нашем городе.

Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданин, ему нужно помочь в осознании своего собственного "я", своей семьи, своих корней - того, что близко, знакомо, понятно. Семья занимает ведущее место в системе патриотического воспитания. В семье, как первоначальной ячейке общества начинается процесс воспитания личности, формирования и развития патриотизма, который в дальнейшем продолжается в образовательных учреждениях.

Начиная с младшего возраста, педагоги детского сада ведут работу по формированию у детей представлений о себе как о личности, имеющей право на индивидуальные отличия от других. Одним из таких отличий является имя ребенка. Показать разнообразие имен позволяют специально организованные занятия, дидактические игры и упражнения, а также другие виды детской деятельности.

Такая работа позволяет помочь ребенку осознать собственную индивидуальность, повысить самооценку, понять собственную значимость в сердцах своих родителей. Взрослые объясняют, что означает имя ребенка, почему оно выбрано, приводят примеры, как ласково можно назвать.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе. С младшего возраста воспитатели знакомят детей с ближайшим окружением – детским садом, его работниками, с профессиями в детском саду, улицами, постройками, зданиями, родным городом... Надо показать ребенку, что наш город славен своей историей, достопримечательностями, лучшими людьми. Важно, чтобы любимый город предстал перед ребенком как самое дорогое, красивое, неповторимое.

4. Прослушивание диктофонной записи с рассказами детей «Я люблю свой город Саратов».

5. « Викторина для родителей на тему "Знаете ли Вы свой город (игра «Ромашка», вопросы написаны с изнаночной стороны лепестков).

Назовите дату образования Саратова (1590 год)

Кто основал наш город?

Крепость Саратов заложили летом 1590 года князь Григорий Осипович Засекин и стрелецкий Голова Фёдор Михайлович Туров.
В первой половине XVII в. Саратов - довольно большая крепость на Волге, где постоянно находилось от 300 до 400 стрельцов. Стоял город на мысу, образуемом речками Саратовкой и Воложкой.

Основан как сторожевая крепость для охраны южных рубежей Российского государства в 1590 году , в царствование Фёдора Иоанновича . Во второй половине XVIII века - крупный перевалочный пункт и центр торговли рыбой и солью, а с XIX века - один из центров торговли зерном. Губернский город с1780 года , в начале XX века - крупнейший по численности жителей город на Волге .

Что в переводе обозначает название нашего города?

Существует несколько гипотез о названии Саратова, но общепринятой на данный момент нет. В недавнем прошлом считалось, что Саратов получил своё название по Соколовой горе, которая называлась по-татарски «сары тау» - «жёлтая гора».
Однако ныне эта гипотеза опровергнута.
Так как Соколовая никогда не была жёлтой, и на ней всегда рос лес.
Есть предположение, что название города произошло от слов «сар атав» - «низменный остров» или «сарык атов» - «ястребиный остров». Есть предположение, что Саратов получил своё название от скифско-иранского гидронима «сарат». Существует также множество гипотез,

Что изображено на гербе города и что этот символ означает?

В 1781 году был учрежден герб Саратова: на голубом поле геральдического щита встретились, плывя навстречу друг другу, три стерляди серебряного цвета. Здесь нашли образное отражение рыбные и водные богатства края.

Перечислите почетных горожан Саратова.

Бикташев Евгений Михайлович
30.05.1939 г.
Народный артист России, Заслуженный артист Российской Федерации, композитор,

Головачев Владимир Георгиевич
19.04.1937 г.
Ранее являлся председателем исполкома Заводского райсовета г. Саратова,.

Горелик Лев Григорьевич
10.02.1928 г.
Народный артист Российской Федерации, Заслуженный артист Российской Федерации,

Кочнев Юрий Леонидович
26.02.1942 г.
Народный артист России,

Палькин Николай Егорович
03.04.1927 г.
Писатель, поэт, член Союза писателей СССР,

Сметанников Леонид Анатольевич
12.08.1943 г.
Народный артист СССР и РСФСР, Заслуженный артист РСФСР,

Учаев Анатолий Васильевич
10.02.1939 г.
Народный художник России,

Ошеров Юрий Петрович
06.11.1942 г.
Народный артист Российской Федерации, художественный руководитель Саратовского Академического театра юного зрителя им. Ю.П. Киселева.

Куницына Татьяна Александровна
05.07.1921 г.

Профессор, доктор медицинских наук,


Трубецков Дмитрий Иванович
14.06.1938 г.
заведующий кафедрой электроники колебаний и волн в Саратовском государственном университете имени Н.Г. Чернышевского

Шимчук Федор Станиславович
25.06.1938 г.
Ранее замещал должность генерального директора ОАО "Нефтемаш-Сапкон", в настоящее время - советник генерального директора и председатель Совета директоров ОАО, Заслуженный машиностроитель Российской Федерации.

Шуб Геннадий Маркович
15.01.1933 г.
Доктор медицинских наук, профессор

Косарев Владимир Иванович
15.12.1923 г.
Заслуженный работник культуры РСФСР

Лукина Елена Ивановна
03.06.1920 г. .

Почётный ветеран Губернии.

Захаров Анатолий Александрович
12.10.1928 г.
Судья Всесоюзной категории, Международный арбитр.

Прелатов Вадим Алексеевич
27.04.1941 г.
Заслуженный врач Российской Федерации.

Брятко Николай Афанасьевич
20.02.1930 г.
Заслуженный артист Башкирской АССР, Заслуженный артист РСФСР

Филинова Вера Петровна
02.07.1928 г.
Учитель математики муниципального общеобразовательного учреждения "Физико-технический лицей N 1"

Агапов Владимир Семенович
25.07.1941 г.
Председатель Совета Саратовской городской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов.

Климов Борис Николаевич
09.11.1932 г.
Заведующий кафедрой физики полупроводников Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского.

Горбатов Анатолий Николаевич
19.09.1936
Заслуженный учитель школы РСФСР.

Алиферова Лилия Ивановна
10.01.1937
Директор государственного учреждения культуры "Областная библиотека для детей и юношества им. А.С. Пушкина".

Тупикова Тамара Григорьевна
20.04.1942
Преподаватель высшей категории, работала в области физической культуры и спорта

Мушта Галина Андреевна
18.08.1922
Председатель Совета ветеранов войны труда, правоохранительных органов и вооруженных сил Ленинского района г. Саратова.

Тупикин Владимир Дмитриевич
20.01.1936
Известный ученый и специалист в области вакуумной и твердотельной электроники

Штейнфельд Елизавета Давидовна
26.01.1940
Преподаватель по классу скрипки

Почётные граждане города Саратова, проживающие в г. Москве

Громов Борис Всеволодович
07.11.1943
Генерал-полковник, Герой Советского Союза

Романов Анатолий Александрович
27.09.1948
Генерал-полковник, Герой Российской Федерации

Табаков Олег Павлович
17.08.1935
Художественный руководитель МХТ им. А.П. Чехова, народный артист СССР

Какие улицы города названы в честь героев России.

Николай Иванович Аврорский - работал токарем на заводе. В декабря 1941 года оказался на фронте. В ночь на 1 августа 1944-го батальон под командованием капитана Аврорского успешно форсировал реку Вислу Северного Сандомира (Польша) и овладел плацдармом, уничтожив десятки вражеских солдат и офицеров.

Раиса Ермолаевна Аронова - окончила аэроклуб до войны, а в 1942-м - Энгельсскую военную авиационную школу пилотов. Старший летчик 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка, гвардии лейтенант Аронова совершила 914 боевых вылетов.

Петр Федорович Батавин - работал на почте, на строительстве железной дороги. Гвардейский рядовой Батавин, форсируя Дунай, с группой товарищей переправился на правый берег реки. Овладев плацдармом, бойцы отразили шесть контратак.

Константин Владимирович Благодаров - окончил Балашовскую военную авиационную школу пилотов, в 1943 году - военно-морское авиационное училище. Заместитель командира эскадрильи 8-го гвардейского штурмового авиационного полка гвардии старший лейтенант Благодаров совершил 130 боевых вылетов, потопил 17 кораблей противника.

Петр Иванович Грибов - работал на лесопильном заводе. На фронтах Великой Отечественной войны с 1942 года. Комбриг, гвардии полковник Грибов отличился в Венгрии, где в марте 1945-го его бригада овладела рядом городов, уничтожила и захватила 24 танка, 15 орудий, 15 БТР-ов, 102 пулемета, 7 самолетов, 2 ж/д эшелона и другие трофеи. Погиб в бою.

Владимир Степанович Зарубин - окончил школу № 2 и аэроклуб, Энгельсскую авиационную школу пилотов. На фронтах Великой Отечественной с августа 1943-го. Командир эскадрильи 451-го штурмового авиационного полка старший лейтенант Зарубин совершил 215 боевых вылетов. Провел 15 воздушных боев, лично сбил 3 и в групповом бою 2 самолета противника.

Алексей Владимирович Куприянов - автоматчик 384-го отдельного батальона морской пехоты. Звание героя присвоено за мужество и героизм, проявленные в десантной операции при освобождении города Николаева.

Василий Александрович Рогожин - окончил 2-й курс коммунально-строительного техникума и аэроклуб, а потом Черниговскую авиационную школу пилотов. Командир звена 236-го истребительного авиационного полка младший лейтенант Рогожин к июню 1943 года совершил 124 боевых вылета, сбил лично 11 самолетов противника и 5 в группе.

ергей Федорович Тархов - работал на железнодорожной станции. Истребительная авиационная эскадрилья под командованием капитана Тархова в воздушных боях под Мадридом в 1939 году нанесла противнику большой урон. В одном из боев самолет командира был подбит, а он сам раненый, спускаясь на парашюте, умер.

Виктор Георгиевич Рахов - работал на авиационном заводе в Саратове. Окончил военную школу пилотов в 1933 году. Был летчиком-испытателем НИИ ВВС. Участник боев на реке Халхин-Гол в 1939-м. Старший лейтенант Рахов совершил 68 боевых вылетов, сбил лично 8 вражеских самолетов и 6 в группе. В последнем бою 27 августа 1939 года был смертельно ранен.

Василий Никитович Симбирцев - помощник командира взвода пешей разведки 228-го гвардейского стрелкового полка в числе первых вплавь преодолел Днепр, разведал силы противника и доставил командованию ценные разведданные. Погиб в бою.

Константин Григорьевич Уфимцев - работал на котельном заводе. Старший телефонист штабной батареи 131-го гвардейского артиллерийского полка отличился при форсировании Днепра в конце сентября 1943 года. Во главе группы связистов проложил телефонный кабель через реку и установил связь командования с плацдармом.

Алексей Иванович Хользунов - окончил школу № 2, работал слесарем на за­воде «Серп и молот». Заместитель командира эскадрильи в 32-м гвардейском истребительном авиационном полку со­вершил 265 боевых вылетов.

Вячеслав Иванович Чемодуров - работал слесарем в типографии издательства «Коммунист». Командир пулеметного расчета 858-го стрелкового полка в бою за деревню Рудня в числе первых ворвался в траншеи противника. Участвовал в отражении 19 вражеских контратак. Был дважды ранен, но не покинул поле боя.

Назовите достопримечательности города.

Мемориальный комплекс «Парк Победы » на Соколовой горе, в который входят:

Музей военной техники под открытым небом

Памятник погибшим во время Великой Отечественной войны воинам-саратовцам «Журавли »

Музей «Национальная Деревня» под открытым небом

Немецкая улица (Проспект Кирова)

Саратовская государственная консерватория им. Собинова

Памятник Чернышевскому работы А. П. Кибальникова

Парк Липки

Троицкий собор на Музейной площади

Храм «Утоли моя печали»

Особняк К. К. Рейнеке (1912-1914, архитектор Ф. О. Шехтель , Соборная улица, 22)

Автодорожный мост через Волгу , соединяющий города Саратов и Энгельс

Набережная Космонавтов

За последнее десятилетие Саратов обогатился новыми памятниками:

памятник саратовскому губернатору П. А. Столыпину напротив здания Радищевского музея на площади Столыпина ;

Памятник святым Кириллу и Мефодию (2009);

На проспекте Кирова появился памятник саратовскому гармонисту и памятник в честь песни «Огней так много золотых»;

Памятник одноклассникам.

6. Музыкальная пауза. Гимн города песня «Наш город». Слушание.

7. Знакомство родителей с народными пословицами в соответствии с темой собрания:

Любовь к Родине сильнее смерти.

Человек без Родины - соловей без песни.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Посеянное вовремя жемчугом взойдет.

Дома стены помогают.

Без корня и полынь не растет.

Всякая сосна своему бору шумит.

8. Памятка для родителей "Известные люди о воспитании любви к Родине"

"В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец... Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям" (А.С.Макаренко)

"Есть много родов образования, но выше всего стоит нравственное воспитание, которое делает нас человеком" (В.Белинский)

"Посейте поступок - пожнете привычку, посейте привычку - пожнете характер, посейте характер - и вы пожнете судьбу" (Уильям Теккерей)

"Светлые дни детских впечатлений, полученных от общения с родной природой, провожают человека далеко в жизнь и укрепляют в нем желание отдать свои силы служению Родине" (А.И.Герцен)

9. Подведение итогов. Разное.

Памятка для родителей

Известные люди о воспитании любви к Родине"

"В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец... Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям" (А.С.Макаренко).

"Есть много родов образования, но выше всего стоит нравственное воспитание, которое делает нас человеком" (В.Белинский).

"Посейте поступок - пожнете привычку, посейте привычку - пожнете характер, посейте характер - и вы пожнете судьбу" (Уильям Теккерей).

"Светлые дни детских впечатлений, полученных от общения с родной природой, провожают человека далеко в жизнь и укрепляют в нем желание отдать свои силы служению Родине" (А.И.Герцен).

«Подлинная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости- это семья; отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам является испытанием человечности" (В.А.Сухомлинский).

Анкета для родителей по проблеме патриотического воспитания дошкольников.

1. Как Вы знакомите детей с окружающим миром?

2. Воспитываете ли Вы у своего ребенка бережное отношение к природе родного края - принимает ли участие Ваш ребенок в работе на огороде, ухаживает за животными, за цветами?

3. Беседуете ли Вы о родном городе?

4. Бываете ли на праздниках, посвященных Дню города?

5. Как часто Вы с детьми слушаете (поете, рассказываете) песни, стихи о Родине, о природе родной страны;

6. Совершаете выезды на природу;

7. Совместно читаете книги;

8. Смотрите телевизор;

9. На Ваш взгляд, обладаете ли Вы достаточной информацией о родной стране, городе, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?

10. Нужна ли Вам помощь педагогов в получении информации о родной стране, городе; в чем-то еще?

Родительское собрание.

«Гражданин воспитывается

с детства»

Цель: привлечь родителей к обсуждению вопросов патриотического воспитания дошкольников, раскрыть сущность и значение работы родителей и педагогов по патриотическому воспитанию детей.
Предварительная работа: 1. Анкетирование родителей по проблеме патриотического воспитания, обсуждаемой на собрании. 2. Изготовление памяток на тему собрания. 3. Фотовыставка "Мой родной город Караганда", «Моя любимая страна».

Ход собрания.

1. Вступление. Воспитатель знакомит родителей с темой родительского собрания, обобщает представления родителей о правильном воспитании гражданина своей страны – патриота своей Родины.

Нравственное воспитание детей, по Аристотелю, основывается на упражнении в нравственных поступках – частом повторении желательных действий, в которых не должно быть крайностей, а наоборот, они должны быть продуманными и умеренными.

Родина, Отечество... В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Объединяет эти чувства единая основа – привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

На мой взгляд, суть гражданско-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах (смотря, где живет ребенок); знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту. Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Воспитание у дошкольников начал патриотизма и толерантности – одна из важнейших составляющих нравственного воспитания. Сложность решения данной задачи состоит в том, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно – все лишь зарождается и гуманизм, и коллективизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства. Тем не менее практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте.

Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному краю. Роднит эти чувства единая основа – привязанность и чувство защищенности. Если воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

Чувство патриотизма многогранно по структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины, гамма эстетических чувств. Воспитывают эти чувства на разном материале: учим детей ответственно относиться к делу, беречь вещи, книги, природу, т.е.воспитываем бережливость, приобщаем к красоте окружающей природы.

Средствами патриотического воспитания дошкольников является само окружение (природное и социальное) в котором они живут, худ.литература, музыка, изо. Средствами служат та или иная деятельность (игра, труд), праздники, которые отмечаются в стране и в д/саду.

2. Дети читают стихотворения для родителей. О караганде...(Ильяс, Дана, Ксюша) Город наш Караганда
Красивый самый для меня…
Еще, что есть в Караганде-
Степи, пшено, хлеба…

Сама она же по себе….
Простым же городом была…
Народ давал ей имена,
И вдруг назвал Караганда…
С тех пор в сердцах живет она.

Отан туралы (Егор,Саша, Вероника)
Мен оның түнін сүйем, күнін сүйем,
Ағынды өзен, асқар тау, гүлін сүйем,
Мен оның қасиетті тілін сүйем,
Мен оның құдіретті үнін сүйем.
Бар жәндігін сүйемін қыбырлаған,
Бәрі маған: «Отан! » деп сыбырлаған
Жаным менің,
Кеудемді жарып шық та,
Бозторғайы бол оның шырылдаған!
Отан!
Отан!
Бәрінен биік екен.
Мен оны мәңгілікке сүйіп өтем.
Отанды сүймеуің де күйік екен,
Отанды сүйгенің де күйік екен...
3. Круглый стол. Дискуссия "Какого человека мы называем гражданином?" Быть гражданином - значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг перед обществом, Родиной, обладать такими качествами личности, как патриотизм, гуманное отношение к людям. Зачатки этих качеств надо формировать в ребенке как можно раньше. Малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как "труд", "долг", "честь", "Родина".
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе они обречены на гибель. Однако осуществляться это воспитание должно очень чутко и тактично, и заниматься им нужно сообща, с малых лет прививая ребенку уважение и любовь к родной земле.
Сформировать нравственную основу и помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими невозможно без воспитания любви к близким и своему отечеству, уважения к традициям и ценностям своего народа, доброты и милосердия.
В детском саду проводится работа по расширению представлений детей о родной стране, об обычаях и культуре своего народа. Большое значение придается изучению российской символики, гербов. Дети знакомятся с многообразием природы нашей страны, различными профессиями, получают первые знания о нашем городе. Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданин, ему нужно помочь в осознании своего собственного "я", своей семьи, своих корней - того, что близко, знакомо, понятно. Семья занимает ведущее место в системе патриотического воспитания. В семье, как первоначальной ячейке общества начинается процесс воспитания личности, формирования и развития патриотизма, который в дальнейшем продолжается в образовательных учреждениях. Начиная с младшего возраста, педагоги детского сада ведут работу по формированию у детей представлений о себе как о личности, имеющей право на индивидуальные отличия от других. Одним из таких отличий является имя ребенка. Показать разнообразие имен позволяют специально организованные занятия, дидактические игры и упражнения, а также другие виды детской деятельности. Такая работа позволяет помочь ребенку осознать собственную индивидуальность, повысить самооценку, понять собственную значимость в сердцах своих родителей. Взрослые объясняют, что означает имя ребенка, почему оно выбрано, приводят примеры, как ласково можно назвать. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе. С младшего возраста воспитатели знакомят детей с ближайшим окружением – детским садом, его работниками, с профессиями в детском саду, улицами, постройками, зданиями, родным городом... Надо показать ребенку, что наш город славен своей историей, достопримечательностями, лучшими людьми. Важно, чтобы любимый город предстал перед ребенком как самое дорогое, красивое, неповторимое.
4. Прослушивание диктофонной записи с рассказами детей «Я люблю свой город». Игра для родителей «Узнай по голосу»
5. Викторина для родителей на тему "Знаете ли Вы свой город?" (игра «Ромашка», вопросы написаны с изнаночной стороны лепестков).

    Назовите дату образования города Караганда. (10 марта 1934 года) В каком году и кем был найден уголь на территории нашего края? Какие шахты Карагандинского угольного бассейна вы знаете? (в черте города) Назовите реку, протекающую по территории города. (Букпа). В каком году в городе построен цирк? (1982 г.) В честь кого названа гостиница “Чайка”? (В. Терешковой). С какого года городе празднуют День Шахтера? (1948 г.) Как называется Карагандинский концертный зал? (Шалкыма). От какого слова пошло название Караганда? (Караган). Назовите главный проспект города? (Бухар Жырау). Когда построен железнодорожный вокзал города? (1950 г.).
6. Музыкальная пауза. 7. Знакомство родителей с народными пословицами в соответствии с темой собрания:
    Любовь к Родине сильнее смерти. Человек без Родины - соловей без песни. Береги землю родимую, как мать любимую. Посеянное вовремя жемчугом взойдет. Дома стены помогают. Без корня и полынь не растет. Всякая сосна своему бору шумит.
8. Памятка для родителей "Известные люди о воспитании любви к Родине"
    "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец... Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям" (А.С.Макаренко) "Есть много родов образования, но выше всего стоит нравственное воспитание, которое делает нас человеком" (В.Белинский) "Посейте поступок - пожнете привычку, посейте привычку - пожнете характер, посейте характер - и вы пожнете судьбу" (Уильям Теккерей) "Светлые дни детских впечатлений, полученных от общения с родной природой, провожают человека далеко в жизнь и укрепляют в нем желание отдать свои силы служению Родине" (А.И.Герцен) «Подлинная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости- это семья; отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам является испытанием человечности" (В.А.Сухомлинский).
9. Подведение итогов. Разное. Предлагаю высказать родителям свое мнение о проведенном собрании и обсудить памятку, которую они получили. Формулируются положения, которые будут внесены в решение родительского собрания. Подводя итоги собрания, подчеркиваю, что в каждой семье есть проблемы и это неизбежно, но важно не закрывать глаза на них, а следует решать ех. Увидеть проблему – это сделать шаг к ее решению. И не следует откладывать ее решение на более поздний период, успокаивая себя тем, что ребенок еще маленький, он не понимает. Откладывая ее решение, вы просто усугубляете ситуацию. Предлагаю продолжить данный разговор и поговорить о правилах жизни ребенка в семье, что “можно” и “нельзя”.на следующем родительском собрании.
Анкета для родителей по проблеме патриотического воспитания дошкольников. 1. Как Вы знакомите детей с окружающим миром? 2. Воспитываете ли Вы у своего ребенка бережное отношение к природе родного края - принимает ли участие Ваш ребенок в работе на огороде, ухаживает за животными, за цветами? 3. Беседуете ли Вы о родном городе? 4. Бываете ли на праздниках, посвященных Дню города? 5. Как часто Вы с детьми слушаете (поете, рассказываете) песни, стихи о Родине, о природе родной страны; 6. Совершаете выезды на природу; 7. Совместно читаете книги; 8. Смотрите телевизор; 9. На Ваш взгляд, обладаете ли Вы достаточной информацией о родной стране, городе, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы? 10. Нужна ли Вам помощь педагогов в получении информации о родной стране, городе; в чем-то еще?

Администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №7 общеразвивающего вида» с.Выльгорт

«Челядьöс сöвмöдан 7 №-а видзанiн»

школаöдз велöдан Выльгорт сиктса муниципальнöй сьöмкуд учреждение

Конспект родительского собрания

по нравственно-патриотическому воспитанию.

Тема «Семейные традиции»

Выполнили воспитатели:

Попова Л.Е.

Солодянникова Е.С.

Выльгорт 2016

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ: « НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ. СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ»

Цель: - привлечь родителей к обмену мнениями о нравственно-патриотическом воспитании в семье.

- помочь родителям осознать значимость семьи в жизни человека

Задачи:
- помочь родителям овладеть знаниями о нравственном и патриотическом воспитании;
- объединение усилий детского сада и семьи в вопросе формирования нравственно – патриотических качеств у детей.

- активизировать внимание уставших родителей,

Создать атмосферу праздника,

Доброжелательный настрой и взаимопонимание между педагогами и родителями,

Способствовать более легкому запоминанию сути бесед

Предварительная работа:

Дать родителям задание подготовить презентацию семьи на тему «Моя семья …»;

Подготовить фотоальбом «Моя семья»
- подготовить атрибуты для игры «Бабушкин сундук» - подготовить буклеты;
- подготовить заготовки и ленточки для оберегов;
- подготовить фрагменты пословиц о семейном, нравственном и патриотическом воспитании, для составления родителями;

Оборудование:

Карточки задания,

Викторина,

Игры-конкурсы,

Памятка «Основные семейные традиции».

Для игры «Бабушкин сундук»:

*красивая книга русских народных сказок;

*альбом и краски;

*букварь;

*банка варенья, шоколад, конфеты;

*старинные семейные фотографии;

*игрушки бабушек и дедушек;
*открытки памятников города Сыктывкар
*картинки с изображением орденов и медалей;

*пряники, ватрушки;
*спорт

Участники: воспитатели, родители

План проведения:
1.Вступительный этап: разминка «Сложи пословицу».

2.Основная часть:
введение в проблему (выступление воспитателя группы на тему: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»)

3. Конкурсы, игры с родителями

4.Практическая часть "Обереги»

5.Подведения итогов собрания. Чтение стихов воспитателями
6.памятка «Нравственно – патриотическое воспитание»;

Ход собрания

Вступительный этап
- Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады приветствовать вас на очередном родительском собрании. Сегодня вашему вниманию мы предлагаем круглый стол с элементами игры и продуктивной деятельности.
- Хотим попросить Вас быть активными, инициативными.
- Итак, мы начинаем. Чтобы было ясно, какая сегодня тема нашего круглого стола, надо собрать из фрагментов пословицы. На трех столах разложены фрагменты пословиц.

(Родители делятся на группы и собирают пословицы.)
Зачитываются родителями пословицы:
1.Родительское слово мимо не молвится (семейное воспитание).

2.Добрый человек добру и учит (нравственное воспитание).

3.Родной край – сердцу рай (патриотическое воспитание).


Итог разминки.
- Уважаемые родители. Теперь можно сделать вывод, о чем мы сегодня будем с вами говорить. Тема нашего круглого стола «Семейное воспитание» (воспитание нравственно – патриотических качеств).

Основная часть:
Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
Нравственные качества – доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм, товарищество и т.д.
Патриотическое воспитание – это процесс формирования личности, воздействие на личность, которая будет любить свою Родину.

Патриотические качества – гордость, забота, гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности и т.д.
В.В. Сухомлинский утверждал, что детство - это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Помочь ребёнку разобраться что есть зло, добро, не оставить его равнодушным ко всему живому, к своему городу, народу – вот та цель, которая должна стоять перед нами, взрослыми. Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.

Родной город... Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?
Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется - это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране. Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.); везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов; повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
люди берегут и охраняют природу; есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

И ведущая роль в воспитании нравственно-патриотических качеств у ребёнка принадлежит семье.

Всё начинается с семьи, с её традиций. Папа и мама – самые близкие и самые убедительные «образцы», с которых ребёнок берёт пример, которым подражает, по которым он строит своё поведение. Именно в любви ребёнка к своей маме и своему папе заложено его будущее чувство семейного воспитания.

О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях и, следовательно, ее потенциальных воспитательных возможностях можно судить по установившимся в ней традициям. Традиция в переводе с латинского означает «передача». Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи).

А сейчас мы поговорим о методах и средствах, которые можно использовать для успешного воспитания нравственно-патриотических качеств у ребёнка. Нам понадобится « Бабушкин сундук», в котором лежат разные вещи. Я буду доставать, а вы должны назвать варианты использования предмета в воспитании детей. (игра «Бабушкин сундук»)

Мы предлагаем вашему вниманию презентации на тему: «Моя семья». В своем выступлении вы должны рассказать:
* из кого состоит семья (родословная);

*историю происхождения семейной фамилии, имен членов семьи;
* о семейных реликвиях;
* о семейных традициях;
* о семейном увлечении, хобби;
* о семейной мечте.

А сейчас мы предлагаем вам вспомнить семейные традиции, немного расслабиться и поиграть.

Сегодня ждет нас игра,
Любит это занятие детвора.
Но на собрании дети наши не играют,
А родителям место уступают.

Воспитатель:

Послушай, вот моя семья:

Дедуля, бабушка и брат.

У нас порядок в доме, лад

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому,

Два папы, два сыночка

Сестра, невестка, дочка.

А самая младшая – я.

Какая же у нас семья? (6 человек)

Воспитатель:

С давних пор о доме и семье говорили с улыбкой и любовью. Из этого далека до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки. Давайте их вспомним. Я начинаю, а вы – заканчивайте.

Задание 1 "Закончи предложение"
1. В гостях хорошо, а … (дома лучше).
2. Не красна изба углами, а … (красна пирогами).
3. В семье разлад, так и дому … (не рад).
4. В семье согласно, так и дело идет … (прекрасно).
5. Когда семья вместе, и … (сердце на месте).
6. Семья – ключ к … (счастью).

7. Не нужен клад ……(когда в семье лад).

8. Хозяйка в дому……(что оладушек в меду).

9. Счастлив тот, …..(кто у себя дома).

10. Вся семья вместе, …..(так и душа на месте).

11. При солнышке – тепло, ….(при матери – добро).

Воспитатель:

Если 1 сентября вы с ребенком сажаете деревце или под Новый год с детьми наряжаете елку, а 9 мая по-особому поздравляете дедушку или соседа – ветерана, все это скрепляет семейные узы, помогает в воспитании детей.

Воспитатель:

У нас в детском саду тоже есть традиция - устраивать праздники для детей. Это «Осень золотая!», «Мама, папа, я - спортивная семья», «Масленица», «Новый год» и т.д.

В каждой семье есть, надеемся, традиция: по вечерам с ребенком вести задушевные беседы, рассказывать друг другу о прожитом дне, о впечатлениях, о новшествах.

Конкурс 2 "Семейная викторина"

1. Скажите по латыни "семья". (Фамилия.)

2.А теперь скажите "семья" по-итальянски. (Мафия.)

3.Как известно, греческая богиня Афина была богиней мудрости, и ее птицей считалась сова. А вот богиня Гера, супруга Зевса, считалась покровительницей семьи вообще и материнства в частности. Догадайтесь, какая птица считалась "птицей Геры"?
(Аист.)

4.Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры?
(Выносить сор из избы.)

5. Вот русская пословица: "Жить для себя– тлеть, для семьи – … (пропущен глагол), а для народа – светить". Назовите пропущенный глагол.
(Гореть.)

6.По легенде, Россию охраняют три сестры: Вера, Надежда и Любовь и их мать. Назовите имя матери трёх сестёр. (Софья, то есть Мудрость.)

7. Первый, старший ребёнок в семье – первенец. А как на Руси назывался третий ребёнок в семье? А последний?
(Третьяк, поскрёбыш.)

8. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери?
(«Яблоко от яблони недалеко падает».)

9. О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: "Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства"?
(О матрёшке.)

10. С какого возраста, согласно законодательству РФ, можно вступать в брак без разрешения родителей?
(С восемнадцати лет.)

11. Как называется фамилия женщины до её замужества?
(Девичья.)

13. В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: "Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать"?
("Снежная Королева". Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец.)

14. Назовите самую семейную геометрическую фигуру.
(Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.)

15. Родительский инструктаж одним словом – это...
(Наказ.)

16.Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это?
(Моя сестра.)

17. Как называется жилище большой трудолюбивой пчелиной семьи?
(Улей, борть.)

18. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника?
(Мать-и-мачеха.)

19. Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам, "тридцать три родных сестрицы". Что это за семья?
(Алфавит.)

20. В каком месяце отмечается Международный день семей?
Отмечается ежегодно 15 мая, начиная с 1994 года.

Воспитатель:

Праздники для ребенка – это хорошая семейная традиция. В доме праздник – нужно подготовить подарки, украсить комнату, всё вымыть, убрать – так входит труд в жизнь ребёнка. А когда мы поем, рисуем, читаем стихи, танцуем, гримируемся, слушаем музыку – разве не воспитываем мы своих детей эстетически?
Семейные чтения, когда читают не только родители, но и старшие дети, бабушки, дедушки – это прекрасная возможность с пользой для дела провести вечер в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться и оставить в памяти ребёнка незабываемые впечатления об этих вечерах.

Конкурс 3"Литературные родственники"

В названия известных произведений вставьте пропущенные слова, являющиеся названием членов семьи.

"..." М. Горький. ("Мать".)

"...-разбойники", А.С. Пушкин. ("Братья-разбойники")

"... Карамазовы", Ф.М. Достоевский. ("Братья Карамазовы".)

"Три...", А.П.Чехов ("Три сестры")

"... Ваня", А.П. Чехов. ("Дядя Ваня".)

"... Мазай и зайцы", Н.А.Некрасов. ("Дед Мазай и зайцы".)

"Капитанская...", А.С. Пушкин. ("Капитанская дочка".)

"... полка", В.П. Катаев. ("Сын полка".)

"... капитана Гранта", Ж. Верн. ("Дети капитана Гранта")

"... Фёдор, пёс и кот", Э. Успенский. ("Дядя Фёдор, пёс и кот".)

Воспитатель:

Сохранение доверия в семье – ещё одна хорошая традиция. Доверие – это возможность честно и прямо обсуждать любые, даже самые сложные, темы друг с другом. Сохранить взаимное доверие в семье – одна из самых важных задач родителей.

Воспитатель:

Ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Праздник для ребенка не то, что для нас, взрослых. Праздник – это событие в детской жизни, и ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как мы свои года от одного важного события до другого.

Конкурс 4 "Вопрос – ответ".

У меня в руках цветок – ромашка, на каждом лепестке которого вопрос для обсуждения.

(Родители по очереди отрывают лепесток, читают вопрос, и мы вместе обсуждают ответ).

Вопросы на лепестках ромашки

Помогают ли праздники в воспитании у ребенка положительных черт характера?
-Можно ли посадить за один праздничный стол со взрослыми детей? В каких случаях да, а в каких нет?
-Предложите детскую забаву – игру для празднования дня рождения.
-Какие праздники, кроме дня рождения, вы устраиваете для ребёнка?
-Вы приглашены в гости. О каких правилах и в какой форме напомните ребенку?
-Вы ждете гостей, друзей вашего ребёнка. О чем напомните ему до прихода гостей?
-Дети, пришедшие в гости разбросали игрушки. Как поступить хозяевам?
-Вашему ребенку подарили игрушку, которая у него уже есть. Как он поступит?
-Какие подарки Вы дарите детям?
-Как Вы устраиваете детские праздники в своей семье?

Воспитатель: Семейные традиции - это не только праздники, но и торжественный обед каждое воскресенье, когда вся семья в сборе, а из серванта извлечен праздничный сервиз - тогда через много лет пожилые родители не будут сидеть за воскресным столом в одиночестве.

Можно приводить много примеров разных семейных традиций. Общее в них та трепетность, с которой все их вспоминают, желание перенести их в свою семью. Если в Вашей семье нет традиций, придумайте их. Это сделает вашу жизнь и детство ваших детей намного богаче. Мы предлагаем вам памятку, которая надеемся вам поможет увеличить число семейных традиций

Вос – ль: Добрые семейные традиции оказывают огромное влияние на детей, прежде всего потому, что они сплачивают семью, позволяют сберечь те зерна разумного и доброго, которые старшими членами семьи были найдены раньше и, сделать их достоянием подрастающего поколения.

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле.

Восп-ль : Семья – защита от обид,
Для малышей она как щит.
Как прочная она броня
От холода и от огня.
Случилась с малышом беда,
Семья поймёт его всегда;
Порой за шалость побранит
Но все равно потом простит.
Семья – любви волшебный край,
Она как драгоценный рай,
В котором вера и мечта
Ее иссякает никогда.
Всем детям на земле нужна
Семьи волшебная страна,
Чтобы любить и жалеть,
Чтобы они могли взлететь.

Давайте приготовим для наших малышей небольшие подарки – обереги с нашими пожеланиями для них. Возьмите заготовки солнышек, которые лежат перед Вами. В дырочки мы будем завязывать ленточки, при этом приговаривать: 1 «Привязываем красную ленточку, чтобы дети были здоровыми» 2 «Привязываем синюю ленточку, чтобы были умными» 3 «Зелёную ленточку чтобы были жизнерадостными» 4 Оранжевую ленточку-добродушными» 5 «Жёлтую ленточку ласковыми» 6 «Розовую-послушными»

Любите своих детей ВСЕГДА, уважайте своих детей ВСЕГДА, и никогда не забывайте, что даже совсем маленький малыш – это уже ЧЕЛОВЕК! Принимайте и цените его таким, какой он есть. Пусть ваш ребёнок, ваше солнышко всегда согревает вас, дарит вам только тепло, свет, ласку и радость!

Семья - источник радости и счастья,
Любви неиссякаемый родник.
И в ясную погоду, и в ненастье
Хранит семья и ценит жизни миг.
Семья - оплот и сила государства,
Хранящая традиции веков.
В семье ребёнок - главное богатство,
Луч света, как маяк для моряков.

Семейная радость
Счастливые лица!
Желаю всем семьям
Любовью светиться!
Пусть в семьях весёлый
Звучит детский смех,
Добрый и радостный
Праздник для всех!

Мы благодарны Вам за душевную, встречу. До свидания!


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №3 «Дюймовочка»

Конспект родительского собрания

в подготовительной группе

по теме: «Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников».

Воспитатель: Иващенко А.А.

Цель:

Показать родителям значимость нравственно-патриотического воспитания детей в семье;

Формировать культуру общения родителей и детей;

Помочь родителям найти ключ к решению многих сложных вопросов воспитания детей;

Сплотить родительский коллектив, чтобы каждый мог почувствовать радость общения.

Ход собрания.

Вступительная часть

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады вас видеть. Чтобы было ясно, какая сегодня тема нашей встречи, надо назвать о чем эти пословицы. Зачитываются родителями пословицы:
1. Родительское слово мимо не молвится (семейное воспитание).

2.Добрый человек добру и учит (нравственное воспитание).

3.Родной край – сердцу рай (патриотическое воспитание).

Итог разминки.
- Тема нашей встречи «воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

2 .Давайте, вначале вспомним, что такое:

Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

Нравственные качества – доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм, товарищество и т.д.

Патриотическое воспитание – это процесс формирования личности, воздействие на личность, которая будет любить свою Родину.
Патриотические качества – гордость, забота, гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности и т.д.

3 .Введение в проблему

Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными.

Воспитатель : Как вы считаете, какова роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании ребенка?

Правильно, всё начинается с семьи, с её традиций. Мама и папа – самые близкие и самые убедительные «образцы», с которых ребёнок берёт пример, которым подражает, по которым он строит своё поведение.

В семье, где правильно поставлено воспитание детей, родители знают: «Главное не то, кем станут сын или дочь по профессии, а главное, чтобы были они настоящими людьми». В этих словах выражается забота родителей о нравственном облике своих детей.

Что включает в себя понятие «нравственный человек»? Кем бы он ни был, он должен любить свою Родину, быть патриотом, то есть трудиться на ее благо. Он ценит дружбу и товарищество, с любовью и уважением относится к людям всех рас и наций. Он правдивый и честный, ненавидит эгоизм, стяжательство, тунеядство и несправедливость. Нравственному человеку присущи такие черты характера, как дисциплинированность, организованность, стойкость, мужество, честность, благородство и т. д. Нравственный человек не допустит сделок с совестью. Он не отступит от того, во что верит, в чем убежден.

Нравственная чистота – это верность слову, верность дружбе и верность любви. Все эти моральные качества формируются и развиваются в человеке в течение всей его жизни, но основные нравственные черты закладываются в детском, подростковом и юношеском возрасте. Первые годы жизни ребенка проходят главным образом под воздействием семьи. И дети очень живо воспринимают пример родителей, усваивают их понимание добра и зла, хорошего и плохого, учатся у них морали. Если же в семье придерживаются высоких моральных принципов, опираются на библейские заповеди, определяющие поведение человека в обществе, дают высокую оценку нравственных поступков других и сами поступают нравственно, то и дети усваивают положительные черты характера, учатся поступать с другими людьми и окружающей природой милосердно и благородно, учатся жить по совести. В семье надо не только говорить о том, как надо жить, но и вырабатывать у детей привычки правильного поведения. Слово родителей, сказки о добре и зле, первые книжки о жизни животных и растений – все это порождает первоначальные представления детей о морали. Ведь только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определённых результатов.

Воспитатель: В.А. Сухомлинский писал: «Отец и мать - величайшие авторитеты для ребенка. Помните: что у родителей скачет с языка, то у ребенка скачет на языке. Детский сад играет ведущую роль в воспитании подрастающего поколения. Однако семья дает ребенку первый жизненный опыт, именно в семье закладываются основы характера и морального облика, именно от семьи во многом зависит направление интересов и склонностей подрастающего поколения».

Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют: семья - 50%; телевидение - 30%; детский сад - 10%; улица-10%.

Вот у вас есть одно яблоко, только одно, и вы отлично знаете, что растущему детскому организму оно нужнее, чем вам и все же, не отдавайте ребенку единственное яблоко целиком, не создавайте ему привилегий. Помните, что у вашего ребенка кроме тела, есть еще и психика, есть формирующийся характер, в подобном случае вы вместе с витаминами для здоровья ребенка внесете в его душу страшный вирус, вирус безнравственности.
Семья объединяет людей общими интересами, общей жизнью, общими радостями, общими невзгодами. Когда мать и отец делят между собой все хлопоты, ребенок не вырастет эгоистом.
Единство семьи укрепляется привлечением ребенка к общедоступным для него делам семьи: участие в труде по домашнему хозяйству, в решении некоторых экономических вопросов, в организации семейного досуга. Дети убеждаются, что совместная работа спорится, что веселее и лучше действовать сообща.

Вашему вниманию предлагаются ситуации, в которых мы, как родители, могли бы оказаться. Как поступить достойно?
Ситуация №1:
Мальчик был наказан. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт. Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта?
Ответ: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.

Ситуация №2:
Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация?
Ответ: Основы трудолюбия должны закладываться с детства.

Ситуация №3:
Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она помыла посуду. Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать. После ужина мама сказала спасибо и ушла в свою комнату. Как бы вы поступили на ее месте?
Ответ: Ребёнок нуждается в ласке, похвале.

Ситуация №4:
В семье двое детей: брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра - в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это. О чем мы не должны забывать при воспитании детей разного возраста?
Ответ: В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.

И так, основная цель родителей и детского сада состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, родному городу и стране, к традициям и обычаям своего народа.

В нашей группе мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении:

Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, в устном народном творчестве сохранены особенные черты национального характера, присущие ему нравственные ценности (пословицы и поговорки)

Проводим циклы занятий под названием: «Наша дружная семья»

Непосредственно образовательная деятельность «Художественно-эстетическое развитие» Тема «Моя семья».

Проводятся нравственные беседы (о прощении, скромности, трудолюбии, сострадании к ближнему, об умении терпеть, об уважении старших и др.). Беседы на темы: «Как можно узнать настроение человека», «Моя семья», «Мой любимый питомиц»

Сюжетно – ролевые игры «Дочки- матери», «Семья», «Любимый праздник моей семьи»

Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы?»

Оформление фотоальбома «Моя семья», создание «Генеалогического древа семьи»).

Проводятся тематические выставки детского творчества.

1.Выставка рисунков «Портрет любимой мамы»,

2.Выставка рисунков «Мы с дедушкой».

3.Выставка рисунков « Мы отдыхаем».

В группе осуществляется тесное сотрудничество с родителями, отношения с которыми строятся по принципу доверительного партнерства, моральной поддержки и взаимопомощи. Мы опираемся на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Положительно зарекомендовали себя “Дни открытых дверей”, спортивные праздники с участием родителей.

И чтобы наша встреча вам запомнилась, мы предлагаем вам поиграть в игру и разделиться на две команды.

1 конкурс «Вопрос-ответ»

1. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (Государство).

2. Символ государства, его суверенитета : прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы? (Флаг)

3. Официальная эмблема государства? (Герб)

4. Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство?(Семья)

5. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (Страна)

6. Что такое патриотизм? (Преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу)

7.Назовите нравственные качества? (доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм, товарищество)

8. Кто основал Москву? (Князь Юрий Долгорукий, сын великого князя Киевского В. В. Мономаха)

9.Какой обычай существовал в старину при проходе в Кремль через ворота Спасской башни?(Нужно было снять шапку. Нарушителя наказывали, заставляли 50 раз поклониться башне)

10. Почему Красная площадь так называется? («Красная» - значит красивая).

2 конкурс «Пословицы о Родине» - продолжи…

Золоту – старости нет, Родине – цены нет.

Всякому мила своя сторона.

Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.

Родина – мать, умей за нее постоять.

Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.

Человек без Родины – что соловей без песни.

Подведение итогов игры.

Цель: формировать обобщенное представление родителей в вопросах воспитания патриотизма.

Задачи: Воспитывать интерес к культуре своего народа, поддерживать проявление потребности в получении и потребности в практическом применении сведений о национальной культуре. Способствовать формированию понятий о Родине, родном крае, городе

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 комбинированного вида 2 категории города Алейска Алтайского края

Родительское собрание в ДОУ

«Патриотическое воспитание дошкольников»

Тема: «Нужно ли воспитывать

в детях патриотизм?»

Воспитатель

М.М. Александрова

Н. В. Тексакалиди

Алейск 2015

Цель: формировать обобщенное представление родителей в вопросах воспитания патриотизма.

Задачи: Воспитывать интерес к культуре своего народа, поддерживать проявление потребности в получении и потребности в практическом применении сведений о национальной культуре. Способствовать формированию понятий о Родине, родном крае, городе.

Воспитатель. Здравствуйте уважаемые родители! Форма нашей сегодняшней встречи «Встреча с интересными людьми». А интересные люди – это все мы, все вы. - Нужно ли воспитывать в детях дошкольного возраста патриотизм? Как отвечают некоторые «да зачем, да пусть детство почувствуют, да наиграются». Так отвечают те, кто не понимает значение слова «патриотизм». - Как вы, уважаемые родители считаете, что означает это слово (слово "патриотизм" выставить на мольберт). (ответы родителей)

Воспитатель. Патриотические чувства нужно начинать воспитывать с дошкольного возраста. Крылатая фраза говорит: «Всѐ начинается с детства». С младенчества ребѐнок слышит родную речь. Песни матери, сказки которые волнуют, увлекают, ребѐнка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым важным богатством трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. Слушая сказки, ребѐнок начинает любить то, что любит его народ, и ненавидеть то, что ненавидит народ. Пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к стране. Любовь маленького ребѐнка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - матери, отцу, бабушке, дедушке с любви к своему дому, улице, на которой живѐт, детсаду. Очень рано в мир ребѐнка входит природа родного края. Река, лес, поле, от первого общего восприятия ребѐнок переходит к конкретизации - у него появляются любимые уголки для игры, любимые деревья, тропинки в лесу. Это всѐ у ребѐнка остаѐтся родным в памяти на всю жизнь. Так общественное и природное окружение вступает в роли первого педагога, знакомящего ребѐнка с Родиной. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребѐнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, посѐлку; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям промыслам. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтение).

Патриотическое воспитание ребѐнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Эта достаточно кропотливая работа в детском саду ведется нами систематически, планомерно. Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей представлена следующим образом:

Семья. Детский сад. Родная улица. Город Алейск Алтайский край, город Барнаул.

ИГРА - ВИКТОРИНА

Оборудование: 2 мольберта, карточки с булавками для бейджика, ручки, мелки, плакаты со словами: «Родина, страна, мать, земля, столица» для третьего конкурса, планшет, на котором с двух сторон написано слово “Патриотизм”, магнитофон, аудиокассета с записью русских народных песен, пазлы, (иллюстрации или фото мест родного края, карточки «Пословицы и поговорки с числом 7», жетоны, открытки-подарки. Организация: дети-артисты, родители делятся на команды по семь человек, жюри-представители администрации.

ХОД ВИКТОРИНЫ

Ведущий. Наша сегодняшняя игра будет проходить под названием “Великолепная семерка! ”. Мы надеемся, что она даст вам возможность отдохнуть, проявить находчивость, даст возможность вспомнить где-то школьную программу, а где-то и бабушкины сказки, прибаутки, присказки.

Сегодня в центре внимания будет число семь, а также ваши познания в географии, литературе, в устном народном творчестве. А теперь немного о цифре семь. Замечали ли вы необыкновенную распространенность этого числа? Где встречается число «семь»? (ответы родителей) Ведущий. В сегодняшней игре будут участвовать две команды, конкурсов будет семь. Следить за ходом игры будут наши уважаемые судьи. Победа в конкурсе будет определяться количеством набранных жетонов. Итак, переходим к конкурсной программе. За каждую победу – один жетон.

I конкурс “Давайте познакомимся”. Каждому члену команды необходимо крупно и разборчиво написать название команды. Победит та команда, которая первая справится с этим заданием, и сказать хором «готовы! »

II конкурс “Пословицы и поговорки”. “Семерка” украшает собой и сказки, и толковые словари, и научные работы, и сборники пословиц – всѐ, что угодно! “Семѐрка” не сходит у нас с языка, и сейчас мы с вами в этом убедимся. Каждой из команд необходимо назвать пословицы и поговорки, в которых упоминается цифра семь. Кто больше? За победу в конкурсе – один жетон.

Ведущий . Хотелось, чтобы вы, так хорошо знакомые с народным творчеством, передавали знания своим детям.

Ира с движениями «Дерево, кустик, травка»

III конкурс “Давай, споем! ” Дети ваши прекрасно поют, а теперь вы нам покажете, на что способны. Вам необходимо по очереди исполнить строки из песен, в которых встречаются слова “Родина”, “страна”, “мать”, “земля”, “столица”.

IV конкурс “Составь слово”. Сейчас мы проверим ваше внимание и словарный запас. Предлагаем вам такое нужное и забытое слово ПАТРИОТИЗМ. Из букв этого слова нужно составить новые слова. Чья команда составит их больше, та и победит.

V конкурс “Богатырская наша сила”. Говоря о патриотизме, мы не можем не вспомнить о тех, кого “… в черных избах по всей Руси простой народ любит, славит и чествует. Ржаным хлебом с ними делится, в красный угол сажает и поет песни про славные подвиги – о том, как берегут, защищают они родную Русь! Слава, слава и в наши дни богатырям – защитникам Родины! А и сильные, могучие богатыри на славной Руси! ” Назовите богатырей, которых вы помните по сказкам и былинам. (Ответы родителей) Если уж вы так хорошо помните их, тогда назовите нам, что характерно для внешнего вида богатыря. (Ответы родителей) Ну, а коли вы, и это знаете, вам не составит труда нарисовать богатыря на его верном коне. Для каждой команды белый лист и маркер. Каждый член команды подходит и рисует по одной детали. (Например: голова, шлем, кольчуга, копье, конь и т. д.) Победит та команда, которая справится с заданием быстрей и качественней. За победу в конкурсе – один жетон. Ведущий (обращая взгляд на изображенных богатырей): Да, не перевелись ещѐ богатыри на земле русской!

VI конкурс “Любимый город» Собрать пазлы (почта, дом культуры и т.д.) (детям игра «Составь картинку»). Чья команда быстрей справится с заданием – жетон.

Игра с движениями «Карлики и великаны»

VI конкурс “Танцуют все! ” А сейчас немного разомнемся. Начинаем перепляс. Под мелодию русской народной песни “Сени” команды встают напротив друг друга. Если кто-либо из команды не участвует в переплясе – команда рискует потерять один жетон.

Ведущий. Прежде, чем жюри подведет итоги, мы хотели бы всех поблагодарить за участие в нашей игре. Не важно, кто победил, важно то, что все мы вместе. И, пожалуйста, не держите в тайне те знания, которые вы получили от своих дедушек и бабушек, пап и мам, от учителей в школе, те знания, которые вы приобрели на своем жизненном пути – дарите их детям, чтобы они любили свою Родину, любили и хранили еѐ культуру. Слово для подведения итогов и объявления победителей предоставляется жюри – заведующей детским садом.

РЕФЛЕКСИЯ. «Волшебный клубочек»

Воспитатель. Уважаемые родители! Сейчас я предлагаю поиграть в волшебный клубочек – передавая и удерживая свою нитку рассказать, какую необходимую информацию вы сегодня получили, что вам понравилось, ваши пожелания, ваше мнение. (родители передают клубочек и делятся мнением, впечатлениями)