Значение "детский труд и отдых" в педагогическом энциклопедическом словаре. Дом Общества «Детский труд и отдых Детский труд и отдых шацкий

Общество "Детский труд и отдых" ставит целью своей деятельности культурно-воспитательную работу среди подрастающего поколения Москвы.

Создавая наше общество, мы имеем в виду те коренные недостатки условий детской жизни, которые вытекают из неблагоприятных условий жизни города. Мы глубоко убеждены, что в деятельности городского общества существует пробел, все более и более расширяющийся. Его необходимо заполнить. Пробел этот состоит в том, что жители города почти не тратят своих сил на устройство разумной, развивающей обстановки для городских детей. А между тем достаточно хотя бы немного приглядеться к их жизни, чтобы признать и весь ужас ее и насущную необходимость прийти ей на помощь.

Две силы, действующие одновременно и в близком соседстве, дают ту или другую окраску городу: первая - сила культуры, созидающая прогресс общества, находящая свое яркое выражение в школах, университете, музеях, картинных галереях, лекциях, театрах, концертах, и сила невежества, темноты, голода, тормозящая работу первой и, в противоположность ей, действующая всюду, днем и ночью. Эта сила и создает грозную опасность для детских умов и характеров. Наиболее деятельными элементами в ней являются отщепенцы общества, полудикари с сильно развитыми инстинктами хищничества. Нам случалось слышать рассказы детей о притонах, о ворах, обсуждающих планы набегов на квартиры, об организации дозорной службы из ребят и подростков, о пятаках и гривенниках, получаемых детьми за работу. Деятельность этой профессии окружается ореолом геройства, таинственности и влияние ее так же сильно, завлекательно и ужасно, как и всякой другой, основанной на нищете, невежестве и первобытных инстинктах.

Мы видим успех маленьких красных книжек - пестреющих на улицах, - Пинкертона, Ника Картера и Шерлока Холмса. Наша литература не может бороться с ними. Так же бессильно и наше культурное общество в борьбе с живущими рядом с ним дикарями за лучшее будущее детей.

Нам представляется город со всем лучшим, что создают в нем люди, маленьким оазисом среди невольных врагов его культуры, поддерживаемых и направляемых отупелостью, нищетой и зверством.

В такой обстановке проходит истинное внешкольное воспитание и образование городских детей. И среди этой атмосферы растут будущие члены общества, огромная часть которых перейдет не в ряды созидателей культуры, а в число ее разрушителей.

Правда, существуют школы, приюты, исправительные заведения. Но наши школы задаются целью только книжного обучения. Цели воспитания не входят в их деятельность. Срок пребывания детей в школах слишком короток, они бедны средствами, переполнены до невозможности вести в них дельную педагогическую работу. К тому же, в переходный, самый опасный для детей возраст, они не посещают школ, а болтаются по улице, оторванные от всего хорошего, что может дать культурная жизнь, завидуя и подражая уродливым проявлениям общежития. Так проходит их время до 15 лет, когда они могут поступать в так называемое "учение".

Часто говорят о рецидиве безграмотности: люди когда-то умели читать, писать - теперь забывают про книжку, про свои школьные навыки. И вот в Москве безграмотных - 41 %. В пригородах, где условия образования более неблагоприятны, из детей школьного возраста безграмотных - 21,5%. От 15 до 17 лет безграмотных - 27,8%, от 17 до 19 лет - 32%, от 20 до 24 лет - 36,6%, от 30 до 39 лет - 50% и от 40 до 49 лет - 59%. Многие из них никогда и не учились в школе, но многие, очевидно, и забыли школьную науку. Эти проценты дают понятие о тяжести, которая лишним грузом волочится за движением культуры.

Приюты задаются целью главным образом прокормить, одеть, обуть, согреть, Это, конечно, важно, но все же страшно мало, и обыкновенно они не входят в близкое соприкосновение с окружающей жизнью и поэтому не могут влиять на нее, а создают некоторое подобие монастыря с размеренным, однообразным укладом жизни. Строй большинства приютов сложился так, что дети в них слишком пассивны, умственно вялы, несамостоятельны. Исправительные заведения в сущности, изолируют так называемых порочных детей, и исправительными названы, вероятно, из чувства некоторой щепетильности. И им, чтобы быть последовательными, не следовало бы возвращать своих питомцев назад, в общество.

Строго говоря, все неудачи работы с детьми зависят от пренебрежения природными свойствами каждого ребенка. А между тем людьми потрачено немало усилий на изучение особенностей детского склада. И то, что выработалось до сих пор истинной педагогикой, можно свести в общем к пяти положениям:

1) у детей сильно развит инстинкт общительности, они легко знакомятся друг с другом - игры, рассказы, неугомонная болтовня служат признаками этого инстинкта;

2) дети - настойчивые исследователи по природе, отсюда их легко возбуждаемое любопытство, бесчисленное количество вопросов, стремление все трогать, ощупать, пробовать;

3) дети любят созидать, устраивать часто из ничего, дополняя недостающее воображением;

4) детям необходимо проявлять себя, говорить о себе, о своих впечатлениях. Отсюда постоянное выдвигание своего я и огромное развитие фантазии и воображения - это инстинкт детского творчества;

5) громадную роль в формировании детского характера играет инстинкт подражательности.

Задача правильной работы с детьми состоит в том, чтобы дать разумный выход этим инстинктам, не притупляя никакого из них. Нужно всеми силами призвать на помощь детские силы, дорожа детскими запросами, и только таким образом можно то лучшее, что выработано людьми, сделать более интересным, чем то, чем привлекает детей улица.

В чем худшее, что дает улица? В беспорядочности впечатлений, в невозможности получить навыки основательно что-либо сделать, размышлять, в создании неустойчивости настроений. Улица возбуждает нервы, создает дикие характеры, подавляет задерживающие центры и разумную волю. Но она привлекает быстрым удовлетворением детских инстинктов, любопытства, общительности и могуче действует на детскую подражательность.

Что мы можем противопоставить улице ?

Определенность впечатлений, настойчивость в работе, привычку к труду. Но это будет скучно. Да, но не всегда так. И это не будет так, если мы создадим простор для детской общительности, если мы предоставим детям возможность удовлетворять их потребности созидания, исследования, если создадим условия для проявления детского творчества. Таким образом, улица учит нас, чего надо бояться в детях, что надо им дать и как привлечь их к нам. Поэтому центром, основой нашей работы является детский труд, существенно отличающийся от труда взрослого тем, что он должен быть общеобразовательным. Мы считаем необходимым наладить побольше форм человеческого труда, имеющих наиболее важное значение в жизни. Дети будут работать в слесарной, столярной, ткацкой, гончарной комнатах. Нам нужна будет кухня, где могли бы дети учиться готовить самые обычные кушанья для тех, кто недоедает дома. Необходимо устроить комнаты для скульптуры, рисования, для работ по естествознанию, куда могли бы уйти наиболее пытливые детские умы, и помещение для таких детских работ, для которых потребовался бы самый разнообразный материал, где широко и свободно проявлялось бы детское творчество.

Каждая комната будет давать массу материала для детской любознательности. Мы представим для иллюстрации работы хотя бы в гончарной комнате. Перед нами глина, мы знакомимся с ее свойствами, выясняем, какую пользу принесли эти свойства давно жившим людям и что эти люди прежде всего стали делать из глины. Узнаем, как глина помогла человеку научиться писать и рисовать. Попутно узнаем про глиняные библиотеки вавилонян. Изучаем обжиг глины и как меняются при этом ее свойства. Перед нами проходят глинобитные, сырцовые постройки и наши кирпичные дома. Приводим сейчас же употребление сырой и обожженной глины в связь с жарким и холодным климатом. При этом, вероятно, найдутся дети, которые сильнее заинтересуются географией. Более развитые дети поймут условия образования глины в природе, узнают ее состав, и все дети ознакомятся с образованием ключей благодаря глинистой почве. Еще проще будет отнестись к глине, как к материалу для лепки, и понять ее значение для искусства, которое сейчас же появится на сцену: чашки, тарелки, которые могут раскрашиваться и покрываться глазурью и как житейские предметы, употребляться в дело.

Такая комната-мастерская должна иметь огромное общеобразовательное значение, тем более, что в связи с нею будут и географические экскурсии за город, посещение музеев с их остатками старины и художественными произведениями. Такую же общеобразовательную деятельность можно развить и в столярной, и в слесарной, и в ткацкой комнатах. Везде дети поймут на самых обыкновенных, простых предметах, сделанных их же руками, как много и долго работали люди, сколько нужно было вложить искусства и терпения, чтобы достигнуть тех форм, в каких они являются в настоящее время. Мы решаемся утверждать, что наша глиняная чашка, из которой, быть может, будет хлебать щи какая-нибудь из семей наших соседей, даст детям массу удовлетворения и привлечет к нам интересы ребенка.

Все, с чем дети познакомятся при помощи рук, глаз, слуха, наверное, переработается еще раз при помощи книжки. Поэтому библиотека должна занять в нашей работе большое место. Мы отводим ей и отдельным читальням несколько комнат. Пусть дети приходят к книге! Они должны иметь комнату, где будут тихо читать свое. Но будут комнаты, где все захватывающее будет прочитываться вслух, где будут задаваться вопросы, где польются рассказы и чтения взрослых и детей.

Но мало дать детям работу, мало знакомить их с прошлым трудом людей, связывая в их представлении прошлое и настоящее. Важно привести детей в более близкое соприкосновение с тем, что дает современная жизнь. Отсюда возникает необходимость широкого устройства экскурсий в музеи и картинные галереи Москвы (знакомство с наукой и искусством), на фабрики и заводы (знакомство с трудом) и за город, чтобы дать понятие о другой, не городской жизни, с ее трудом, ее впечатлениями, чтобы детям была доступна природа, созидающая условия, среди которых живут люди.

Мысль о деревне, о природе приводит к сознанию необходимости дополнить городскую работу общества. Мы должны иметь в виду создание постоянной детской сельскохозяйственной колонии недалеко от города, которая ввела бы детей, главным образом подростков, в интересы важной человеческой деятельности, поддерживающей фактически жизнь и входящей в близкое соприкосновение с природой. Такая колония даст возможность детям всесторонне развить свои силы, основываясь на разумном, серьезном труде.

Большое оживление в детскую жизнь нашего дома внесет общий зал, где можно будет порезвиться и поиграть, где будут ставиться детьми свои спектакли, где будут происходить общие чтения с туманными картинами, спевки и концерты нашего хора. Летом же все оживление перенесется на площадку для игр тут же при доме.

Так рисуется нам, в общих чертах, деятельность нашего общества. Его основные идеи являются, в сущности, расширением идеи музея как собрания результатов человеческой работы в области науки, искусства и физического труда, но музея, стоящего рядом с жизнью, постоянно движущегося, где основой всего будут не неподвижные предметы, с надписями или без них, около которых можно подумать, поучиться, а живые люди, с одной стороны, стремящиеся передать детям все лучшее, что они умеют или знают, а с другой стороны - посетители музея, дети, ставшие участниками его работы и общими силами создающие свой трудовой музей, сообразно с силами и способностями каждого. Наше общество надеется бороться с улицей при помощи самих же детей. Если дети приучатся к созидающей деятельности, если работа будет захватывать их интересы, их творческие инстинкты, то они сами и создадут для себя прочный оплот против того, что тянет их назад, что ожесточает, притупляет и отдает во власть диких инстинктов, создавая из них грозную опасность для культуры.

Шацкий Станислав Теофилович (1878 - 1934) - российский и советский педагог.

После вкусного обеда можно с новыми силами продолжить прогулку. Если после выхода из синагоги продолжить идти по 2-му Вышеславцеву переулку, то через 100 метров он закончится, одновременно пересекаясь с Новосущевской улицей. На этом углу, по адресу ул. Новосущевская, д. 15 расположен кошерный супермаркет «КОШЕР ГУРМЭ». На сайте магазина рассказывается об основных принципах кашрута, объясняется, почему, покупая продукты в этом супермаркете, вы заботитесь о здоровье своей семьи. Но вот прайс-лист товаров отсутствует. Не мудрено! Здоровая правильная еда не каждому по-карману. Если я вас не напугала дороговизной, то заходите. На 300 кв.м. торговых площадей вы найдёте 15000 различных кошерных товаров, почти на 3/4 привезенных из Израиля, а остальные из Европы (интересно, это в обход санкций? или супермаркет территорией России не считается?).

Тем же, кого не интересует заморская полезная еда, я предлагаю пройти мимо, преодолеть Минаевский проезд, в который перелился переулок, и дойти до Вадковского переулка. В угловом доме № 7/37 в стиле модерн с эркером и козырьком над входом располагался особняк почетного гражданина А. В. Маркина, а теперь находится "представительство святого Престола", то есть посольство Ватикана.

Район четырёх р...

Район четырёх р...

Второй дом справа, с номером 5, является редким памятником позднего модерна. Это здание было специально построено для воспитательного центра для детей рабочих окраин «Сетльмент». Это было одно из интереснейших педагогических начинаний дореволюционной России. Архитектор здания А.Зеленко лично был соучредителем данного общества. Другим стал молодой педагог С.Шацкий. Общество создавалось по образцу американских воспитательных общин. Необходимые для строительства 40000 рублей были ими собраны у московского купечества. На окраине Москвы был куплен участок земли и построено это здание с окнами разного размера и ритма. В 1907 года здесь начали действовать детские кружки, учебные классы, мастерские, библиотека, небольшой театр и небольшая обсерватория (её организовал математик и астроном М.В.Васнецов, сын известного художника). Это был первый опыт в России по организации учебно-воспитатеольной работы по месту жительства.

В это время Россию уже сотрясали политические бури. В 1908 г. «Сеттлемент» был закрыт, из-за опасения, что основатели пытаются «ввести социализм в среду детей» и ведут революционную пропоганду. Зеленко и Шацкий были арестованы, но вскоре отпущены. Обвинения не подтвердились. Шацкий возобновил педагогическую деятельность в одиночку. Детская комунна возродилась под названием общества «Детский труд и отдых». Она пользовалось большой популярностью в Москве и представляла собой самоуправляемые школу и детский сад для бедных.

После 1917 года общество «Детский труд и отдых» было преобразовано в «Первую опытную станцию по народному образованию». Ещё через год Шацкий открыл на её базе "Школу радости". Когда школа переехала в другое здание, здесь открылся дом Дом пионеров. Однако сейчас детей из здания выселили. Памятник архитектуры занимает головной офис РИАбанка. Так что увидеть изнутри зал для театральных постановок на первом этаже, 28 помещений для занятий группами, душевые и различные подсобные помещения вы вряд ли сможете. Только помещение операционного зала. Возможно, внутри здание изменилось не меньше, чем снаружи. Облик особняка сильно упростился: фактура стен с набрызгом «под шубу» заменена гладкой штукатуркой, уничтожены каминные трубы, придававшие «замку» романтичности, оконные переплеты темного дерева сменили пластиковые стеклопакеты.

Дом Общества "Детский труд и отдых", редкий для Москвы памятник северного модерна, был построен в 1907 г. архитектором А.У. Зеленко.

Здание предназначалось для совместного педагогичского проекта Александра Устиновича Зеленко и Станислава Теофиловича Шацкого. Проникнувшись идеями Л.Н. Толстого и взяв за образец его школу в Ясной поляне, где много внимания уделялось труду и общению с природой, С.Т. Шацкий и А.У. Зеленко основали общество "Сеттльмент" (от англ. settlement - поселение). Дом для Общества был построен на окраине Москвы в районе Вадковского переулка. Здесь дети из малообеспеченных рабочих семей могли получить медицинский уход и образование. Обучение было ориентировано на освоение практических знаний и навыков, различных ремесел, что позволяло выпускникам сразу приступать к трудовой деятельности и материально поддерживать свои семьи. В Обществе были устроены учебные классы, кружки, библиотека, театр и обсерватория, купол которой можно увидеть и сегодня. Для многих малообеспеченных семей это была единственная возможность дать детям качественное и бесплатное образование. Общество существовало на частные средства, без помощи со стороны государства. Финансирование проекта велось меценатом Николаем Александровичем Второвым.

В 1908 г. Общество было закрыто властями по обвинению в распространении идей социализма среди детей и молодежи. Поскольку документы Общества были оформлены на А.У. Зеленко, он был арестован и два месяца провел в заключении.

Разгром Общества Сеттльмент и арест не остановили С.Т. Шацкого. Он продолжил свою педагогическую деятельность, открыв здесь новое общество "Детский труд и отдых". Это учебное заведение пользовалось большой популярностью, и здание со временем пришлось достраивать. После революции 1917 г. работа общества продолжалась под другими названиями. Здесь располагались школа им. Горького и дворец пионеров. Одной из известных выпускниц школы была Лилианна Зиновьевна Лунгина - автор переводов историй про Малыша и Карлсона, жена сценариста Семена Львовича Лунгина и мать режиссера Павла Семеновича Лунгина. О других выпускниках и жизни в школе Лилианна Лунгина рассказывает в 4-й, 5-й и 6-й сериях замечательного фильма "Подстрочник" (можно найта на youtube).

Дом по адресу Вадковский переулок, д. 5 можно увидеть и сегодня. Правда со временем его облик был искажен. Не сохранилась авторская штукатурка "под шубу", которая делала здание похожим на сказочный замок, построенный на скале. Однако общий облик дома с окнами различной формы и размеров и коваными решетками напоминает об эпохе модерна в архитектуре.

В настоящее время в особняке располагается банк. Побывать в Доме мне удалось во время экскурсии проекта "Выход в город".

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую

Общество ʼʼДетский труд и отдыхʼʼ ставит целью своей деятельности культурно-просветительную работу среди подрастающего поколения Москвы. Строго говоря, всœе неудачи работы с детьми зависят от пренебрежения природными свойствами каждого ребенка. А между тем людьми потрачено немало усилий не изучение особенностей детского склада. И то, что выработалось до сих пор истинной педагогикой, можно свести к пяти положениям:

1) У детей сильно развит инстинкт общительности, они легко знакомятся друг с другом – игры, рассказы, неугомонная болтовня служат признаками этого инстинкта.

2) Дети – настойчивые исследователи по природе, отсюда их легко возбуждаемое любопытство, бесчисленное количество вопросов, стремление всœе трогать, ощупать, пробовать.

3) Дети любят созидать, устраивать часто из ничего, дополняя недостающее воображением.

4) Детям крайне важно проявлять себя, говорить о себе, о своих впечатлениях. Отсюда постоянное выдвигание своего ʼʼяʼʼ и огромное развитие фантазии и воображения - ϶ᴛᴏ инстинкт детского творчества.

5) Огромную роль в формировании детского характера играет инстинкт подражательности.

Задача правильной работы с детьми состоит в том, чтобы дать разумный выход этим инстинктам, не притупляя никакого из них. Нужно призвать на помощь детские силы, дорожа детскими запросами, и только таким образом можно то лучшее, что выработано людьми, сделать для них интересным.

Центром, основой нашей работы является детский труд, существенно отличающийся от труда взрослого тем, что он должен быть общеобразовательным. Дети будут работать в слесарной, столярной, ткацкой, гончарной комнатах. Нам нужна будет кухня, где могли бы дети учиться готовить самые обычные кушанья для тех, кто недоедает дома. Необходимо устроить комнаты для скульптуры, рисования, для работ по естествознанию, куда могли бы уйти наиболее пытливые детские умы, и помещение для таких детских работ, для которых потребовался бы самый разнообразный материал, где широко и свободно проявлялось бы детское творчество.

Такие комнаты-мастерские должны иметь огромное общеобразовательное значение, тем более что в связи с ними будут экскурсии, посœещение музеев.

Все, с чем дети познакомятся при помощи рук, глаз, слуха, переработается еще раз при помощи книжки. По этой причине библиотека должна занять в нашей работе большое место. Мы отводим ей и отдельным читальням несколько комнат. Пусть дети приходят к книге! Οʜᴎ должны иметь комнату, где будут тихо читать свое. Но будут комнаты, где всœе захватывающее будет прочитываться вслух, где будут задаваться вопросы, где польются рассказы и чтения взрослых и детей.

Но мало дать детям работу, мало знакомить их с прошлым трудом людей, связывая в их представлении прошлое и настоящее. Важно привести детей в более близкое соприкосновение с тем, что дает современная жизнь. Отсюда возникает крайне важно сть широкого устройства экскурсий в музеи и картинные галереи Москвы (знакомство с наукой и искусством), на фабрики и заводы (знакомство с трудом) и за город.

Мысль о деревне, о природе приводит к сознанию крайне важно сти дополнить городскую работу общества. Мы должны иметь в виду существование постоянной детской сельскохозяйственной колонии недалеко от города, которая ввела бы детей, главным образом подростков, в интересы важной человеческой деятельности, поддерживающей фактически жизнь и входящей в близкое соприкосновение с природой.

Большое оживление в детскую жизнь нашего дома внесет общий зал, где можно будет порезвиться и поиграть, где будут ставиться детьми спектакли, где будут происходить общие чтения с туманными картинами, спевки и концерты нашего хора. Летом же всœе оживление перенесется на площадку для игр тут же при доме.

Так рисуется нам деятельность нашего общества. Его основные идеи являются, в сущности, расширением идеи музея как собрания результатов человеческой работы в области науки, искусства и физического труда, но музея, стоящего рядом с жизнью, постоянно движущегося, где основой всœего будут не неподвижные предметы, а живые люди, с одной стороны, стремящиеся передать детям всœе лучшее, что они умеют или знают, а с другой стороны – посœетители музея, дети, ставшие участниками его работы и общими силами создающие свой трудовой музей, сообразно с силами и способностями каждого. Наше общество надеется бороться с улицей при помощи самих же детей. В случае если дети приучатся к созидающей деятельности, в случае если работа будет захватывать их интересы, их творческие инстинкты, то они сами создадут для себя прочный оплот против того, что тянет их назад, что ожесточает, притупляет, отдает во власть диких инстинктов, создавая из них грозную опасность для культуры.

После долгих хлопот в феврале 1909 года было получено разрешение открыть новое общество под названием «Детский труд и отдых», фактически продолжающее и развивающее традиции «Сетлемента». Снова дети и подростки заполнили многочисленные комнаты своего дома в Вадковском переулке, где начали работать детский клуб и детский сад. Была открыта экспериментальная начальная школа, в которой педагоги пытались по-новому вести учебные занятия в рамках обычной школьной программы, применив усовершенствованные методы преподавания и оживив школьную атмосферу.

Пришлось отказаться от внешней «республиканской» формы организации детей. От группировки детей по принципу товарищества перешли к их объединению в клубах по интересам. Труд воспитателей оставался неоплачиваемым, а содержалось общество на частные взносы и пожертвования. Работать приходилось в условиях тайного и явного полицейского надзора, часто проводились обыски, угроза закрытия висела над учреждением.

У Станислава Теофиловича возникает мысль о возобновлении работы летней детской трудовой колонии как постоянного учреждения с сельскохозяйственным участком. Устройство колонии давало возможность создать подходящие условия для проявлений настоящей детской жизни, свободной от внешних наслоений, сложившихся под неблагоприятны влиянием дурных сторон окружающей жизни взрослых.

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ В ТРУДОВОЙ КОЛОНИИ «БОДРАЯ ЖИЗНЬ»

В мае 1911 года на 15-й разъезд Брянской железной дороги, на территорию нынешнего стадиона «Труд» (тогда в этом месте был лес) прибыла группа детей со своими руководителями, Станиславом Теофиловичем и Валентиной Николаевной Шацкими. Это были дети московской окраины, Марьиной Рощи, из семей рабочих, не имевших возможности создать для них нормальные условия жизни.

Она познакомилась с Шацким в Москве в созданном им обществе «Детский труд и отдых». Маргарита Кирилловна принимала самое активное участие в делах общества, оказывала ему финансовую поддержку. Зимой 1911 года она предложила Шацкому устроить на её земле постоянную колонию для летнего отдыха детей. Она обещала обеспечить это дело средствами на обустройство колонии, на постройку необходимых сооружений.

Дети прибыли почти в лес. К их приезду был построен барак. Большой, двухэтажный с хорошей террасой и двумя балконами на север и юг по всей длине второго этажа. Кроме того из остатков от постройки сколотили шалаш, туда поставили металлическую плиту. Это было первой кухней.

Самую трудную корчёвку произвели рабочие, но создать для себя нормальные условия жизни предстояло самим детям.

Вместе с Шацким для организации детской жизни прибыло несколько молодых людей, бывших его воспитанников в московских обществах. Среди них был студент Строгановского училища А. Гаврилов, будущий создатель изостудии в колонии. Первая группа колонистов состояла из 25 детей постарше, потом приехали и остальные. Всего в первое лето здесь было 47 мальчиков и девочек в возрасте от 7 до 16 лет.

Шацкий сразу предоставил детям возможность самим решать свои дела. Все важные вопросы жизни решались на собраниях, которые проводились каждый день. На одном из первых собраний дети назвали свою колонию «Бодрая жизнь». Вместе со взрослыми колонисты решили, что основой их жизни должен быть труд. Однако, по мнению Шацкого, труд детей должен быть, в отличие от труда взрослых, прежде всего образовательным.

Работа началась сразу. Разделились по возрасту и интересам на группы и бригады, выбрали «заведующих» и «бригадиров». Появились рабочие бригады по благоустройству территории из мальчиков 14-16 лет, которые вместе с Шацким и другими педагогами выкорчёвывали пни, прокладывали дорожки, достраивали помещения и выполняли другие трудовые работы. Младшие дети вскапывали землю, закладывали огород, высаживали ягодники и яблоневый сад. Девочки были направлены на кухню, в пекарню, прачечную и общежития для обустройства домашнего хозяйства.

Педагоги стремились организовать жизнь детей так, чтобы через труд они учились самообслуживанию, получали навыки жизни в коллективе, приобретали разносторонний жизненный опыт из контактов с окружающим миром. На общественный труд отводилось по пять часов в день.

На следующий год в колонию прибыло 55 детей. К этому времени здесь появились коровы, лошадь, куры и гуси, за которыми ухаживали сами дети. В ближайшие годы число колонистов возросло до 100-150 человек.

Ребята издавали свой рукописный журнал «Наша жизнь», в котором обсуждали свои общественные и хозяйственные дела.

Наблюдая за жизнью детей, их интересами и способностями, Шацкий приходит к выводу, что необходимо создать условия и для их полноценного умственного развития, открыть школу -- а значит, обеспечить постоянное пребывание колонистов в «Бодрой жизни», но для этого требовалось резко увеличить финансирование колонии, что пока не представлялось возможным. До 1918 года колония существовала главным образом за счёт средств общества «Детский труд и отдых» и М.К. Морозовой.

В работу колонии революция внесла коренные перемены. С 1918--1919 учебного года летняя колония преобразуется в постоянную, где на средства государства воспитываются дети-сироты. В это время начинают проводиться учебные занятия, а затем организуется школа для детей, живущих в колонии. Педагоги под руководством Шацкого составили свои учебные программы, которые опирались на личное творчество ребёнка и на опыт «Бодрой жизни». Колония получает возможность развернуть широкую общественную деятельность в деревне среди крестьян.

В октябре 1918 года декретом ВЦИК РСФСР было утверждено «Положение о единой трудовой школе». В школе устанавливалось две ступени: первая от 8 до 13 лет, вторая от 14 до 17 лет. В колонии стала действовать девятилетняя школа. Возникли новые заботы: необходимо было приспособить помещения к зимним условиям. В первую очередь строятся общежития. Учебные занятия проводятся на «Морозовской даче».

Идеи декрета и общие направления реформы школы были близки Станиславу Теофиловичу. Он сразу включается в напряжённую работу. Теперь-то он наконец получил возможность применить разработанные им педагогические идеи к строительству новой школы.

В начале 1919 года Шацкий и его соратники -- В.Н. Шацкая, А.А. и Е.Я. Фортунатовы, Н.В. Всесвятский -- обратились в Наркомпрос с предложением о создании Опытной станции по народному образованию, представив её проект. 16 мая 1919 года «Положение о Первой Опытной станции Наркомпроса» было утверждено. Первая опытная станция по народному образованию создаётся в составе двух отделений: сельского -- в Калужской области, на базе «Бодрой жизни», и городского -- в Москве. Директором станции в целом был назначен сам Шацкий, а его жена стала заведующей школой «Бодрая жизнь».

Осенью 1919 года в состав деревенского отделения вошли 10 сельских школ первой ступени с центром в «Бодрой жизни» и два детских сада (в Угодском заводе и Пяткино). К началу 1920 года станция уже объединяла 15 школ, в том числе в Малоярославецком (Добринская, Белоусовская, Угодско-Заводская, Передольская и другие) и Боровском районе (Белкинская, Кривская, Кабицинская, Самсоновская). С начала 1920-х годов колония стала принимать на постоянное проживание и обучение не только московских детей, но и детей из окружающих деревень, особенно на вторую ступень обучения. Кроме того, на второй ступени (5-9 классы) учились «приходящие» из соседних деревень, которые жили у себя дома.

Цели Первой опытной станции в «Положении» определялись так: «Содействовать культурному строительству республики путем организации и постановки всевозможных опытов и исследований в области культурной работы всех ее видов». Поэтому в задачи Станции входила не только организация учебного и воспитательного процесса с детьми, но и проведение активной работы среди окружающего населения, участие педагогов во всех видах деятельности на деревне.

Педагоги станции под руководством Шацкого начали последовательно изучать жизнь крестьян во всех её аспектах. Они деятельно участвовали в просвещении народа, создавая опорные пункты по ликбезу. В эту работу широко вовлекались старшие колонисты. Они устраивали для крестьян концерты и спектакли, обучали сельских ребятишек выращивать цветы в палисадниках, вели борьбу за чистоту и гигиену в домах и на улицах.

Особую заботу Шацкий проявлял о подготовке сельских педагогов. С первых дней работы станции были организованы еженедельные курсы для учителей из школ, входящих в состав станции. Приезжали сюда и учителя из отдалённых селений. Шацкий обучал своих курсантов не только методикам преподавания, но и проведению исследования детской жизни, а также жизни сельского населения. Учитель Величковской школы А.И. Пронин вспоминал, что свою работу на курсах они начинали с самообслуживания: готовили для себя завтраки, обеды и ужины, а затем работали рубанком, лопатой и пилой. Надо было, как требовалось и от колонистов, сделать все вовремя и сдать дежурство в безукоризненном порядке. Уроки музыки, физкультуры, организации туризма или детского труда на огороде и скотном дворе -- все это проводилось для учителей наряду с решением главной задачи -- организации учебного процесса в школах.

Писатель П.С. Романов после посещения Станции, где он выступал перед курсантами и колонистами, написал рассказ «Огоньки», в котором прекрасно передана удивительная атмосфера, царившая по воскресным вечерам на «даче Морозовой».

Ядром коллектива Станции стала группа творчески настроенных учителей, которая приняла разработанную Шацким программу исследований и стремилась реализовать её в различных областях педагогической науки. Это были Теодор Теофилович Шацкий (брат Станислава), Е.А. Шацкая (жена Теодора), Е.А. Фортунатова и М.Н. и Л.Н. Скаткины (преподаватели).

Результатом работы Первой опытной станции в области теории и методики преподавания явились многочисленные методические разработки для учителей, учебные пособия и теоретические статьи по педагогике. В этот период Шацкий читает лекции в Москве, Калуге и на Угодском Заводе, в самой колонии для российских и иностранных педагогов.

Изменилась ли жизнь детей с открытием Опытной станции? Трудовые заботы колонистов остались прежними, но хозяйство расширилось, а труд стал включать в себя больше научных знаний. Преподаватель С.М. Зепалов, работавший в колонии агрономом, описывает в своих дневниках, как с начала 20-х годов он проводил для колонистов и учителей научно-популяризаторскую работу в области агрономии и естествознания. Ставилась задача возможного привлечения молодёжи в сторону изучения местного края. С таковой целью при школе-колонии с октября по июнь с тремя возрастными группами проводилась систематическая работа по вступлению в изучение полеводства, животноводства и распределению естественной растительности в бассейне реки Репинка на основе существующих местных условий.

В 1925 году было построено новое двухэтажное здание школы -- деревянное строение с причудливой шатровой крышей. В нем разместились 5-9 классы, и условия учебного процесса существенно улучшились. В этом году в колонии обучалось 200 детей, из них 88 проживало в интернате, остальные были приходящими. Интересно проследить социальный состав колонистов. Все 30 учащихся первой ступени -- из семей крестьян, а на второй ступени половину составляли крестьянские дети, остальные -- из рабочих и служащих. Значительное место в жизни колонии занимало искусство. Шацкие старались привить детям любовь к музыке, литературе, театру, живописи. Вечера, посвященные слушанию классической музыки, сопровождались беседами о композиторах, о времени, в котором они жили. На этих вечерах Станислав Теофилович исполнял оперные арии, а Валентина Николаевна аккомпанировала и читала лекции. Шацкий руководил театром, где вместе с ребятами играли учителя. Ставились такие спектакли, как «Борис Годунов», «Ревизор» и другие. К примеру, в «Ревизоре» Станислав Теофилович играл городничего. У младших детей был кукольный театр. Колонисты регулярно выезжали со своими постановками в окрестные деревенские клубы.

Художник А.В. Гаврилов, воспитанник Шацкого ещё по обществу «Детский труд и отдых», после окончания Строгановского училища прибыл в колонию и организовал изостудию. Здесь ребята учились живописи, готовили декорации к спектаклям, занимались резьбой по дереву. Ребята очень любили студию, а своего педагога называли Гавгушей. Из этой студии вышло немало известных художников: В. Почиталов, Н. Анатольев, Ю. Скаткин, А. Лушин и другие.

С середины 1920-х годов в колонии работали талантливые педагоги Е.А. Кадомская, Н.П. Кузин, Д.Ф. Тамицкий, Е.А. Соколова и многие другие. Т.Т. Шацкий в физическом кружке научил ребят монтировать детекторные радиоприёмники, которыми они привели в восторг всю колонию, когда впервые услышали голос Москвы. Это «чудо» приходили послушать крестьяне из окрестных деревень, а жители Белоусова попросили ребят сделать такой приёмник и для них.

Вскоре в колонии появилась «электричка» -- так называли местную электростанцию. Внутреннюю проводку ребята прокладывали сами под руководством Теодора Теофиловича. На полях колонии загудел трактор, появились сеялка, косилка, жатка. Все эти машины обслуживали старшие колонисты. В эти годы колонию посещало много гостей.

Вот как описывает эти визиты колонист 1920-х годов Юрий Скаткин:

Это было настоящее нашествие любознательных педагогов, которые для себя неведомое детское царство открывали. Чуть ли не вся Европа побывала у нас в гостях. И Америка не отстала -- две знаменитости заинтересовались идеями Шацкого: Дьюи и Вуди… Пришлось колонистам в срочном порядке гостеприимную комиссию создавать -- гостей встречать, по колонии водить, обедом угощать, концертами развлекать…

Учителя ехали и со всех концов нашей страны, чтобы познакомиться с опытом организации учебного процесса и воспитательной работы. «Станция вела интереснейшую работу, -- писала Н.К. Крупская, -- тысячи учителей посещали её, посещали и все приезжие из-за границы педагоги, удивлялись успехам и организованности ребят».

К концу 1920-х годов Первая опытная станция накопила огромный опыт работы в деревне. Усилиями педагогического коллектива были созданы новые организационные формы работы с детьми. Но вскоре для Станции наступает трудный период. В обществе сгущалась атмосфера подозрительности и недоверия. Все дискуссии в педагогике были прекращены, прервались связи с зарубежными коллегами, и на смену пришли диктат и единоначалие. Противники Шацкого обвиняли его в том, что его программы «чудовищны», не отвечают задачам переходного периода от капитализма к социализму. Самого Шацкого обвинили в толстовстве, аполитичности, «интеллигентности» и, наконец, в правом уклоне. Чиновники из Наркомпроса и партийные руководители предъявляли ему претензии то за открытость перед Западом, то за увлечённость трудовым воспитанием.

Н.К. Крупская и нарком просвещения А.В. Луначарский пытались защитить программу Шацкого. Но в это время было принято решение о переводе Луначарского на дипломатическую работу, а Крупская уже постепенно утрачивала своё влияние.

9 мая 1932 года Первая Опытная станция была закрыта. Причиной закрытия объявлялась необходимость экономии средств. На базе Станции в Москве была создана Центральная педагогическая лаборатория (ЦПЛ), которая должна была заняться обобщением передового опыта школ и учителей страны. Шацкий был назначен руководителем ЦПЛ и по совместительству директором Московской консерватории, в которой он когда-то учился. Его жена тоже переезжает в Москву и занимается в ЦПЛ проблемами художественного воспитания детей. Отныне школа-колония «Бодрая жизнь» становится средним общеобразовательным учебным заведением с интернатом и методическим центром для школ Угодско-Заводского района. В этот период в коллектив вливаются новые опытные педагоги: руководитель изостудии Д.И. Архангельский, М.С. Мякотин, А.Г. Орлова, А.А. Зерова и другие. Директором школы был назначен С.Н. Ялтуновский. Сохраняя и развивая традиции Шацкого, педагоги работают над совершенствованием методик преподавания, трудового и эстетического воспитания.

1934 год потряс колонию и всю педагогическую общественность страны: в Москве внезапно скончался Станислав Теофилович. Грубое отстранение от любимого дела трагически отразилось на здоровье учителя, и сердце его не выдержало.

Школе присваивается имя её основателя, и она стала называться школой-колонией «Бодрая жизнь» имени С.Т. Шацкого. В память о великом русском педагоге в 1936 году на территории колонии установлен памятник Шацкому (скульптор -- С.Д. Меркуров). В период фашистской оккупации бюст был сбит с постамента и втоптан в грязь. Лишь в 1949 году он был отреставрирован и установлен перед фасадом двухэтажного здания первой школы будущего города на улице Ленина.

В предвоенные годы школа по праву считалась одной из лучших в Московской области и РСФСР. С 1936 года директором школы-колонии стал М.С. Мякотин. В эти годы число колонистов составляло более 300 человек: треть из них живёт в интернате, остальные -- приходящие из окрестных деревень. Среди колонистов немало сирот, были дети колхозников, дети из малообеспеченных семей рабочих и служащих. Но были и такие, чьи родители занимали посты дипломатов, военачальников и правительственных чиновников (в том числе племянник Серго Орджоникидзе -- Давид). Из-за высокого уровня учебной подготовки учиться здесь считалось весьма престижным.

В 30-е годы колония территориально представляла собой целый посёлок. Около двухэтажного здания школы размещался десяток небольших одноэтажных построек: столовая, клуб, интернаты для девочек и мальчиков, небольшая больничка, электростанция, изостудия, баня, прачечная, домики дачного типа для учителей и служащих. Направо, за зеленой оградой, находился опытный плодово-ягодный участок, а рядом со школой -- большой стадион. Позади зданий -- парк, берёзовая роща, расчищенная учениками, а в овраге -- речка Репинка и любимый колонистами «Милый ключик».

Примерно в двух километрах от главного посёлка, через Репинку и овраг, в Морозово, размещалась другая часть колонии. Здесь, в особняке с башней, были устроены еще в начале 1920-х годов кабинеты биологии, физики и химии, хорошо оборудованные лаборатории, библиотека, подаренная еще Маргаритой Кирилловной, педагогический кабинет.

В Морозово находилась школьная оранжерея, которой восхищались все: от директора до первоклассника. Там росли и необычные яркоцветущие растения, и огурцы, и помидоры, и розы, и пальмы… Хозяином её был агроном и педагог Доминик Доминикович Каупуж, пожилой латыш. В 1937 году его арестовали как врага народа и отправили в лагеря. Впоследствии он был реабилитирован, дальнейшая судьба его неизвестна. В Морозово размещались и школьные мастерские, слесарные и столярные. Здесь изготавливалась и полировалась мебель, выполнялись металлические изделия.

Между усадьбой Морозово и основной территорией школы размещалось подсобное хозяйство. Это третья часть колонии. Поля, луга, березовая роща и берег Протвы -- всё принадлежало колонии. На полях рос клевер, овес и картофель, на огороде -- лук, огурцы и клубника. На лугах паслись коровы, лошади, овцы… А в берёзовых рощах звенели птичьи голоса, соловьиные трели. Здесь и у «Милого ключика» назначали свидания влюблённые старшие колонисты.

Колонисты очень любили свой дом и навсегда сохранили в памяти своих дорогих учителей. Многие бывшие педагоги «Бодрой жизни» стали крупными учёными в этой области, членами Академии педагогических наук (АПН). Валентина Николаевна Шацкая стала профессором, академиком, директором Института художественного воспитания АПН. В этой должности она работала до конца жизни. В 60-70-е годы она бывала частым гостем Обнинской школы № 1 им. Шацкого.

Трагический 41-й положил конец судьбе этого уникального учебного заведения, гордости наших мест. 15 октября, когда фашистские войска приближались к Малоярославцу, колония была эвакуирована с последним поездом в Челябинскую область. Вывезены были сироты и дети, которые не могли вернуться в свои семьи. Но большая часть детей вернулась к родителям. Выпускники школы-колонии прошлых лет и только что получившие аттестаты, а также многие учителя ушли на защиту Родины.

История «Бодрой жизни» закончилась в октябре 1941 года. Оккупанты разграбили имущество колонии, сожгли мебель, библиотеку школы и личные библиотеки педагогов. Однако постройки тогда сохранились -- они были разрушены уже при строительстве нового города. Две из них, начальная школа и общежитие девочек, целы и сегодня. На улице Шацкого сохранилось и несколько домиков для учителей.

Тридцатилетняя деятельность удивительного научно-педагогического учреждения, любимого «дома радости» для колонистов, слава о котором прогремела по всей стране, сыграла огромную роль в развитии народного образования.