Диагностика наглядно действенного мышления у дошкольников. Выводы об уровне развития

Методики по определению уровня мышления детей дошкольного возраста

Методика «Исключение четвёртого лишнего» для детей 4-5 лет

Цель: исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.

Оборудование: картинки с изображением 4 предметов, один из которых не подходит к остальным по следующим признакам:

1) по величине;

2) по форме;

3) по цвету;

4) по родовой категории: дикие – домашние животные, овощи – фрукты, одежда, мебель и др. (см. приложение 1).

Процедура проведения методики: ребенку предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и, почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты.

Оценка результатов:

10 баллов – ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньшее, чем 1 минута, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними;

8-9 баллов – ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 минут;

6-7 баллов – ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2 минут;

4-5 баллов – ребенок решил задачу за время от 2 до 2,5 минут;

2-3 балла – ребенок решил задачу за время от 2,5 до 3 минут;

0-1 балл – ребенок за 3 минуты не справился с заданием.

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий;

8-9 баллов – высокий;

4-7 баллов – средний;

2-3 балла – низкий;

0-1 балл – очень низкий.

Методика «Почини коврик» для детей 4-5 лет

Цель этой методики, основанной на прогрессивных матрицах Равена,- определить сформированность мыслительных процессов анализа, синтеза, сравнения. Сформированность наглядно-образного мышления. Способность к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения.

Оборудование: на каждом из пяти рисунков (см. приложение 2) изображен разный орнамент, содержащий пробел.

Процедура проведения: перед ребенком кладут поочередно рисунки с вырезанными кусочками, которые раскладывают под рисунком или справа от него.

Инструкция: "Посмотри, из коврика вырезали кусочек, найди его".

После этого предлагают рисунки.

Инструкция: "Посмотри, здесь нарисованы разные кусочки. Покажи, какой подходит (или: какой вырезали)".

Анализ результатов

Дети с нормальным умственным развитием проявляют выраженный интерес и понимают инструкцию. После ориентировочного этапа они начинают выполнять задание. В тех случаях, когда ребенок торопится и недостаточно внимательно анализирует изображение, исследователь использует организующую помощь (мимика удивления, несогласия, реплика "внимательнее", "не спеши"). Эта помощь эффективна. Нет нелепых выборов. Пробы целенаправленны.

Дети умственно отсталые не проявляют стойкого интереса и желания выполнить задание. На ориентировочном этапе они просто смотрят на рисунок, не анализируя его. Пробы не целенаправленны. Зрительное соотнесение нарисованных частей даже с помощью исследователя оказывается случайным.

Дети с задержкой психического развития проявляют интерес и понимают инструкцию. На ориентировочном этапе нет активного рассматривания. Работа над первыми двумя рисунками идет путем проб. Там, где требуется зрительное соотнесение частей, возникают трудности и ошибочное выполнение. Требуется развернутая, детальная помощь.

При анализе результатов можно использовать следующую оценку результатов:

10 баллов - ребёнок справился с заданием меньше чем за 20 сек;

8-9 баллов - ребёнок решил правильно все 4 задачи за время от 21 до 30 сек;

6-7 баллов - ребёнок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек;

4-5 баллов - ребёнок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек;

2-3 балла - время работы ребёнка над заданием заняло от 51 до 60 сек;

0-1 балл - ребёнок не справился с заданием за время свыше 60 сек.

Выводы об уровне развития:

10 баллов - очень высокий;

8-9 баллов – высокий;

4-7 баллов – средний;

2-3 баллов – низкий;

0-1 балла - очень низкий.

Методика «Классификация»

Методика «Классификация» предназначена для выявления уровня развития логического мышления.

Ребенку предъявляют 16 карточек с изображением людей, вещей, животных и растений (см. приложение 3) и просят его самостоятельно разложить их по группам. Основание для классификации не задается, ребенок должен выбрать его сам. При подборе экспериментального материала необходимо исходить из того, что предложенные ребенку карточки не должны иметь других оснований для классификации, кроме указанных выше.

Инструкция: "Попробуй разложить эти карточки по 4 группам (кучкам) так, чтобы каждую группу (кучку) можно было назвать одним словом".
Если ребенок испытывает затруднения или не справляется с заданием, ему оказывают помощь: не поясняя словами, раскладывают перед ним первые 4 карточки по одной из каждой группы и предлагают так же разложить все остальные. Если такая подсказка не навела ребенка на мысль о том, каким должно быть основание для классификации, необходимо назвать это основание и снова предложить ребенку разложить карточки по уже указанным группам.

Оценка выполнения:

Невыполнение задания после всех видов помощи - 0 баллов;

Выполнение после словесного указания оснований для классификации -1 балл;

Выполнение после показа первых 4 карточек без словесного пояснения - 2 балла;

Выполнение по основной инструкции - 3 балла;

Высокие результаты - 4-6 баллов - свидетельствуют о хорошем развитии логического и образного мышления, произвольного внимания и восприятия цвета, формы, величины.

дошкольник воспитание самооценка мышление

Диагностика развития мышления у дошкольников

Окружающий мир, в который входит ребенок, подбрасывает с каждым годом все более сложные задачки, для решения которых недостаточно просто видеть, слышать, чувствовать, а очень важно выделять связи, отношения между явлениями. Почему из разбавленной водой глины можно лепить всевозможные поделки, а невлажная глина просто рассыпается? Почему деревянный кораблик не тонет, а железный тут же погружается в воду? Почему помещенный в морозильник фруктовый сок в формочке превращается в фигурный лед?

Любопытствующие вопросы становятся естественным сопровождением взросления ребенка. Чтобы самостоятельно ответить на них, ребенок должен обратиться к процессу мышления. С помощью мышления мы получаем знания, которые не могут дать органы чувств. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различает и раскрывает отношения между окружающими явлениями. Результатом мышления является мысль, выраженная в слове.

Детское мышление проходит определенные этапы в своем развитии. Как указывает известный детский психолог А.А. Люблинская, первым средством решения задач для маленького ребенка является его практическое действие. Так, например, получив в руки игрушку вертолет, у которой неожиданно перестают вращаться пропеллер и крылышки, или закрытую на щеколду коробочку, ребенок трех - пяти лет не обдумывает пути и средства решения этой задачи. Он сразу начинает действовать: что-то тянет, крутит, дергает, трясет, стучит... Не получая желаемого результата, он обращается за помощью к взрослому или вообще отказывается от дальнейших проб. Подобное мышление получило название наглядно-действенного, или практического: задача дана наглядно и решается руками, то есть практическим действием. "Мышление руками" не исчезает по мере взросления, а остается в резерве даже у взрослых, когда какую-то новую задачу они не могут решить в уме и начинают действовать путем проб и ошибок.

На развитие наглядно-действенного мышления дошкольников работают картинки-пазлы, детали конструктора "Лего", разные модели кубика Рубика, головоломки из подвижно сцепленных колец, треугольников и других фигур.

Как пишет детский психолог В.С. Мухина, к старшему дошкольному возрасту появляются задачи нового типа, где результат действия будет не прямым, а косвенным и для его достижения ребенку необходимо будет учитывать связи между двумя или несколькими явлениями, происходящими одновременно или последовательно. Например, такие задачи возникают в играх с механическими игрушками (если поместить шарик в определенном месте игрового поля и определенным образом дернуть за рычажок, то шарик окажется в нужном месте), в конструировании (от величины основания постройки зависит ее устойчивость) и т. д.

При решении подобных задач с косвенным результатом дети четырех-пяти лет начинают переходить от внешних действий с предметами к действиям с образами этих предметов, совершаемым в уме. Так развивается наглядно-образное мышление, которое опирается на образы: ребенку необязательно брать предмет в руки, достаточно отчетливо представить его. В процессе наглядно-образного мышления идет сравнение зрительных представлений, вследствие чего задачка решается

Возможность решения задач в уме возникает благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребенок, приобретают обобщенный характер. То есть в них отображаются не все особенности предмета, а только те, которые существенны для решения определенной задачи. То есть в сознании ребенка возникают схемы, модели. Особенно ярко модельно-образные формы мышления развиваются и проявляются в рисовании, конструировании и других видах продуктивной деятельности.

Так, детские рисунки в большинстве случаев представляют собой схему, в которой передается связь основных частей изображенного предмета и отсутствуют его индивидуальные черты. Скажем, при срисовывании домика на рисунке изображается основание и крыша, при этом расположение, форма окон, дверей, какие-то детали интерьера не учитываются.

Например, с пяти лет ребенок может найти в помещении спрятанный предмет, пользуясь отметкой на плане, выбрать нужный путь в разветвленной системе дорожек, основываясь на схеме типа географической карты.

Овладение моделями выводит на новый уровень способы получения детьми знаний. Если при словесном объяснении ребенок не всегда может понять, скажем, некоторые первичные математические действия, звуковой состав слова, то с опорой на модель он это сделает легко.

Образные формы обнаруживают свою ограниченность, когда перед ребенком возникают задачи, которые требуют выделения таких свойств и отношений, которые нельзя наглядно представить. Такой тип задач описал знаменитый швейцарский психолог Ж. Пиаже и назвал их "задачи на сохранение количества вещества".

Например, ребенку предъявляется два одинаковых шарика из пластилина. Один из них на глазах ребенка превращается в лепешку. Ребенка спрашивают, где пластилина больше: в шарике или лепешке. Дошкольник отвечает, что в лепешке.

При решении подобных задач ребенок не может независимо рассмотреть наглядно происходящие с объектом перемены (например, изменение площади) и остающееся постоянным количество вещества. Ведь для этого требуется переход от суждений на основе образов к суждениям на основе словесных понятий.

Словесно-логическое мышление самое сложное, оно оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами. В дошкольном возрасте можно говорить лишь о предпосылках развития этого вида мышления.

Уже к трем годам ребенок начинает понимать, что предмет можно обозначать при помощи другого предмета (кубик - как будто стаканчик, из которого можно пить), рисунка, слова. Выполняя разные действия, ребенок часто сопровождает их словами, и может показаться, что он мыслит вслух. Но фактически на этом этапе ребенок пользуется в своих мыслительных действиях не словами, а образами. Речь играет вспомогательную роль. Так, дошкольники четырех-пяти лет, когда им давали специально испорченные игрушки, во многих случаях правильно определяли причину поломки и устраняли ее. Но рассказать, почему они так делали, не смогли, указывая на какие-то второстепенные признаки игрушки (по В.С. Мухиной).

Слово начинает использоваться как самостоятельное средство мышления по мере усвоения ребенком выработанных человечеством понятий - знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закрепленных в словах. Взрослые часто ошибаются, считая, что слова имеют для них и дошкольников один и тот же смысл. Для ребенка используемые слова - это слова-представления. Скажем, слово "цветок" может в сознании ребенка быть крепко связанным с образом конкретного цветка (например, розы), и предъявленный кактус в качестве цветка не рассматривается. На протяжении дошкольного возраста ребенок постепенно переходит от единичных понятий к общим.

Спросим детей трех - шести лет, что такое кошка. Трехлетний ребенок может ответить: "Я знаю кошку, она живет у нас во дворе". Пятилетний: "Кошка мышей ловит, она еще молочко любит", "Кошка - это голова, туловище, хвостик и лапки, на них - царапки. Еще на голове есть ушки". Шестилетний: "Кошка - это животное. Она дома живет, но я знаю, есть и дикие кошки. Они мышей ловят". (По материалам Я.Л. Коломинского и Е.А. Панько).

К шести годам понятия детей становятся глубже, полнее, обобщеннее, в них включаются все более существенные черты предмета, явления. Чтобы слова превратились в понятия, требуется специально организованное обучение ребенка со стороны взрослого. Систематическое овладение понятиями начинается в процессе школьного обучения. Однако и специально организованные занятия со старшими дошкольниками позволяют им освоить некоторые понятия.

Например, при формировании понятий о количественных характеристиках и отношениях вещей детей учат пользоваться таким средством, как мера. Скажем, с помощью цветной веревочки определенной длины, используемой в качестве меры, ребенок вместе с взрослым измеряет предметы разного размера, сопоставляя их между собой. При помощи меры величина определяется объективно, независимо от внешнего вида. Ребенок может убедиться, что высокий шкаф и низкий стол могут быть одинаковой длины. Позднее уже без внешней опоры меры (цветной веревочки) ребенок в уме может делать правильные выводы о величине объектов.

В старшем дошкольном возрасте начинается овладение действиями с числами и математическими знаками. Важно управлять этим и стремиться формировать у детей отвлеченное понятие числа как характеристики любых предметов, математических действий, без опоры на образы. Иначе это вызовет трудности при школьном обучении. В дошкольном возрасте ребенок овладевает некоторыми абстрактными понятиями: о временных отношениях, причине и следствии, пространстве и т. д. При этом понятия о конкретных предметах образуются, конечно же, легче и быстрее.

Хотя логическое мышление дает возможность решать более широкий круг задач, осваивать научные знания, не стоит торопиться сформировать у дошкольника этот вид мышления как можно раньше. Сначала важно создать прочный фундамент в виде развитых образных форм. Именно образное мышление позволяет ребенку находить решения, исходя из конкретной ситуации. Предельная обобщенность, схематичность логического мышления часто оборачивается слабостью, порождая явление, которое носит название "формализм мышления". Сознание ребенка оперирует сухими схемами, не улавливая богатства, полноты жизненных явлений, и потому оказывается неспособным к адекватному решению задач развития.

Развитию образного мышления способствуют игры, конструирование, аппликации, рисование, слушание сказок, драматизация и другие детские продуктивные виды деятельности.

На протяжении дошкольного возраста получают развитие и такие формы мыслительной деятельности, как суждение и умозаключение. В детской психологии долгое время шли дискуссии относительно способности детей к этим формам мышления. Нет оснований приравнивать детские суждения и умозаключения к взрослым. Но и говорить об отсутствии у детей логики нельзя. Ребенок пытается объяснить наблюдаемое, но не может сделать верный вывод из-за ограниченности опыта.

Взрослый спрашивает: "Откуда звезды на небе?" Шестилетний Гоша отвечает: "Из золотых бумаг. Их туда космонавты бросили". - "Звезды движутся?" - "Движутся". - "Почему?" - "Потому что ветер раздувает по разным местам". (По материалам Л.Ф. Обуховой)

Дошкольный возраст - это пора бесконечных детских вопросов. Как отмечают Я.Л. Коломинский и Е.А. Панько, у детей младшего дошкольного возраста преобладают вопросы, вызванные любопытством ("Где он?", "Чье это?", "Что это?", "Кто это?"). В четыре-пять лет ребенок начинает проявлять интерес к более "далекой" действительности (вопросы о школе, профессиях), возникают вопросы по поводу своего появления на свет. В пять-шесть лет все чаще звучат вопросы, вызванные любознательностью, выражающие причинное отношение в форме "Почему?" ("Почему гусь не тонет в воде?", "Почему курица не плавает?" и т. п.). Вопросы шести-семилетнего ребенка вызываются уже не столько любопытством, сколько потребностью убедиться в истине ("А как кровь течет?", "Если поселить у нас дома обезьянку, она превратится в человека?").

С точки зрения Д.Б. Эльконина, изучение детских вопросов показывает, что детская мысль направлена на дифференциацию и обобщение предметов и явлений окружающего мира. Различение живого и неживого, добра и зла, прошлого и настоящего и т. п. является основой для проникновения ребенка в сущность разных сфер жизни. На основе этого возникают первые обобщения представлений о мире, контур будущего мировоззрения.

Первым исследовал содержание представлений о мире и о физической причинности знаменитый швейцарский психолог Ж. Пиаже. Он выделил три больших периода становления причинности. От рождения до четырех лет ребенок чаще всего использует магические объяснения причин происходящего вокруг него - объясняет происходящее волшебством. С пяти до девяти лет на первый план выходят анимистические объяснения. Ребенок одушевляет окружающий мир. Он вполне может представить себе шагающий шкаф, поющий будильник, разговаривающую собаку и т. п. На анимизме детского мышления строятся сказки и анимационные фильмы. И лишь с десяти лет постепенно исчезают эти детские формы объяснения причинности, и им на смену приходят рационалистические обоснования внешнего мира.

Ж. Пиаже считал центральной характеристикой детского мышления его эгоцентризм. При решении любых задач точкой отсчета для ребенка является он сам. Дошкольник не в состоянии четко отделить свое существование и свои возможности от внешнего мира.

Шестилетней девочке задают вопрос:

Ты ведь видела, как движутся облака? Что заставляет их двигаться?

Она отвечает:

  • - Когда мы двигаемся, они тоже движутся.
  • - А ты, например, можешь заставить их двигаться?
  • - Любой может, если будет ходить.
  • - А если я хожу, а ты нет, то облака движутся?
  • - Да.
  • - А ночью, когда все спят, они движутся?
  • - Да.
  • - Но ты же говоришь, что они движутся, когда кто-нибудь ходит.
  • - Они движутся всегда. Кошки, когда они ходят, и потом собаки - они заставляют тучи двигаться.
  • (По материалам Ж. Пиаже)

Одним из следствий эгоцентризма мышления Ж. Пиаже считал его синкретизм: когда вместо объяснения ребенок связывает "все со всем" и дает не аргументы, а описание ситуации.

Шестилетнего Антона спрашивают:

Почему ветер дует?

Он отвечает:

  • - Потому что ведь надо помогать людям на парусниках и в спорте, он дует и помогает людям.
  • (По материалам Л.Ф. Обуховой)

Как развивать мышление в дошкольном возрасте? Мышление ребенка связано с его знаниями. Н.Н. Поддьяковым обнаружены такие тенденции в развитии знаний у детей. Первая заключается в том, что в процессе мыслительной деятельности происходит расширение объема и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребенка. Вторая тенденция предполагает, что в это же время возникает и растет круг неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов. Для развития детского мышления очень важно, чтобы наряду с формированием ядра стабильных знаний шел непрерывный рост и неопределенных, неясных знаний, которые являются мощным стимулом умственной активности детей.

В ходе занятий, специального обучения важно формировать у дошкольников такие мыслительные операции, как сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификацию.

Для овладения операцией сравнения ребенок должен научиться видеть сходное в разном и разное в сходном. Для этого, как указывает А.А. Люблинская, требуется проведение четко направленного анализа сравниваемых объектов, постоянного сопоставления выделяемых признаков с целью нахождения однородных и разных. Надо сравнивать форму с формой, назначение предмета с таким же качеством другого предмета, внешние признаки, цвет, величину предмета с аналогичными сторонами другого предмета.

Доктор психологии И.В. Вачков предлагает дошкольникам такие упражнения:

1. Для развития анализа, синтеза и классификации.

"Пусть мама или папа положат перед тобой 3-4 картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки детского лото). Ты должен определить, какая из картинок лишняя. Например, если на картинках изображены девочка, медвежонок и мяч, то лишним является мяч, так как девочка и медвежонок живые, а мяч - нет".

2. Для развития анализа и синтеза.

"По очереди с мамой или папой берите картинки из детского лото и описывайте предмет, нарисованный на картинке, не называя его. Партнер по игре должен угадать по описанию, что это за предмет".

3. Для развития анализа и сравнения.

"Скажи, что тебе нравится в этом предмете или явлении, а что - нет. Например: почему тебе нравится зима, а почему - нет? Нравится, потому что зимой можно кататься на санках, играть в снежки, встречать Новый год. Не нравится зима, потому что холодно, надо тепло одеваться, дни короткие, а ночи длинные.

Дай оценку таким понятиям, как дождь, укол, авторучка, будильник, бант".

4. Для развития анализа и обобщения.

"Назови одним обобщающим словом или словосочетанием следующие предметы:

  • - чашка, ложка, тарелка, вилка;
  • - яблоко, груша, лимон, банан;
  • - голубь, павлин, утка, цапля;
  • - собака, корова, свинья, баран;
  • - ромашка, кукуруза, крапива, ландыш;
  • - зима, весна, лето, осень".

Развитие мышления в детском возрасте представляет особую форму труда, которую осваивает ребенок. Это умственный труд. Труд сложный и интересный. Кого-то он может напрягать и пугать, а у кого-то умственный труд связан с приятной эмоцией удивления. Удивления, открывающего дверь в мир, который можно познать.

Методика "Пройди через лабиринт"

В этом задании детям показывают рисунок и объясняют, что на нем изобра­жен лабиринт, вход в кото­рый указан стрелкой, рас­положенной слева вверху, а выход - стрелкой, распо­лагающейся справа вверху. Необходимо сделать следу­ющее: взяв в руку заострен­ную палочку, двигая ею по рисунку, пройти весь лаби­ринт как можно скорее, как можно точнее передвигая палочку, не касаясь стенок лабиринта.

Оценка результатов

10 баллов - задание выполнено ребенком меньше чем за 45 сек. При этом ребенок ни разу не коснулся палочкой стенок лабиринта.

8-9 баллов - задание выполнено ребенком за время от 45 до 60 сек, и, проходя через лабиринт, ребенок 1-2 раза дотронулся палочкой до его стенок.

6-7 баллов - задание выполнено ребенком за время от 60 до 80 сек, и, проходя лабиринт, ребенок 3-4 раза кос­нулся его стенок.

4-5 баллов - задание выполнено ребенком за время от 80 до 100 сек, и, проходя лабиринт, ребенок 5-6 раз до­тронулся до его стенок.

2-3 балла - задание выполнено ребенком за время от 100 до 120 сек, и, проходя лабиринт, ребенок 7-9 раз коснулся его стенок.

0-1 балл - задание выполнено ребенком за время свыше 120 сек или совсем не выполнено.

Выводы об уровне развития

Методика "Запомни и расставь точки"

С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Для этого используется стимульный материал, изображенный ниже. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу - квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию:

«Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

Оценка результатов

Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было вос-

Стимульный материал к заданию «Запомни и расставь точки».

Матрицы к заданию «Запомни и расставь точки».

произведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:

10 баллов - ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек.

8-9 баллов - ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек.

6-7 баллов - ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.

4-5 баллов - ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.

0-3 балла - ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.

Выводы об уровне развития

Методика "Нелепицы"

При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Процедура проведения методики такова. Вначале ребенку показывают картинку, изображенную ниже. В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания:

«Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».

Картинка к методике «Нелепицы».

Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.

Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

Оценка результатов

10 баллов - такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.

8-9 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.

6-7 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

4-5 баллов - ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

2-3 балла - за отведенное время ребенок не успел заметить 1 -4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.

0-1 балл - за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.

Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.

Выводы об уровне развития

Методика "Проставь значки"

Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Перед нача­лом выполнения задания ребенку показывают рисунок и объясня­ют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков про­ставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответ­ственно, галочку, черту, плюс или точку.

Проведение методики

Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут, а общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле:
S=(0,5N – 2,8n)/120
где S - показатель переключения и распределения внимания;
N - количество геометрических фигур, просмотренных и по­меченных соответствующими знаками в течение двух минут;
n - количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считаются неправильно проставленные зна­ки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими зна­ками, геометрические фигуры.

Оценка результатов

10 баллов - показатель S больше чем 1,00.
8-9 баллов - показатель S находится в пределах от 0,75 до 1,00.
6-7 баллов - показатель S располагается в пределах от 0,50 до 0,75.
4-5 баллов - показатель S находится в интервале от 0,25 до 0,50.
0-3 балла - показатель S находится в пределах от 0,00 до 0,25.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий.
6-7 баллов - средний.
4-5 баллов - низкий.
0-3 балла - очень низкий.

Развиваем мышление

Голова без ума, что фонарь без свечи.

Пословица

Основные формы мышления, которые формиру­ются уже в дошкольном возрасте, - это наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мыш­ление.

Наглядно-действенное мышление - это мыш­ление в действии. Оно развивается у дошкольни­ков в процессе действий с различными предмета­ми, игрушками.

Наглядно-образное мышление - основная форма мышления будущих первоклассников. Такое мышление позволяет выделять самое су­щественное в предметах, видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей. Ребе­нок учится пользоваться различными планами, схемами.

Логическое мышление - это умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с закона­ми логики. К концу 6-летнего возраста у детей только начинают складываться элементы логи­ческого мышления.

Операционными компонентами мышления являются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация.

Тест «Заселение домика»

Этот тест позволяет оценить особенности мышле­ния ребенка. Выявляет комбинаторные умения и на­выки. С его помощью можно выявить, насколько ре­бенок умеет планировать свою деятельность и конт­ролировать ее результат.

Задание ребенку:

- Посмотри на этот домик. В нем шесть этажей. На каждом этаже три комнаты. На каждом этаже живут три жильца: галочка, точка и палочка. (Рисуете рядом с домиком точку, галочку и палочку.) Каждый в своей комнате. Самый верхний этаж, шестой, уже заселен вот так: точка, галочка, палочка. Давай вместе заселим пятый этаж, так, чтобы порядок заселения пятого эта­жа был другой, не такой, как на шестом этаже.

Итак, в первую комнату успела въехать точка. Как разместятся остальные жильцы? Остались не­заселенными еще четыре этажа. Рассели жильцов так, чтобы все этажи были заселены по-разному и чтобы порядок заселения пятого и шестого этажа не повторялся.

Результат

    Отлично, если ребенок полностью справился с за­данием самостоятельно.

    Если он выполнил правильно только два-три ва­рианта - это тоже неплохой, результат, тем не менее надо посмотреть, как ребенок выполнил это задание.

Идеальный вариант выполнения:

Упражнения на развитие мышления (логики)

У ребенка должны быть развиты все виды мышле­ния: практически-действенное, наглядно-образное, сло­весно-логическое. Только развитие всех видов мыш­ления в их единстве может обеспечить правильное и достаточно полное отражение действительности.

В данном разделе приведены задания и упражне­ния, которые на доступном детям материале с опорой на их жизненный опыт учат строить правильные суж­дения, проводить несложные доказательства без предварительного освоения самих законов и правил логи­ки, отыскивать несколько возможных решений, обо­сновывать существование каждого из них.

Развитию логического мышления ребенка помогут задания, которые научат:

    описывать признаки предметов;

    классифицировать предметы по цвету, форме, раз­меру, по их функции в жизни;

    сравнивать предметы между собой;

    узнавать предметы по заданным признакам;

    определять последовательность событий;

    обобщать;

    давать определения тем или иным понятиям, другие.

Полезный совет

    • Для улучшения мозговой деятельности выпол­ните вместе с ребенком упражнение «Качание головой». Это упражнение стимулирует мыс­лительные процессы.

      Сядьте так, чтобы вам было удобно.

      Дышите глубоко, расслабьте плечи, уроните го­лову вперед.

      Медленно качайте головой из стороны в сторо­ну, пока при помощи дыхания уходит напря­жение.

      Подбородок вычерчивает слегка изогнутую ли­нию груди по мере расслабления шеи.

      Выполнять 30 секунд.

1. Упражнения на развитие умения анализировать (сравнивать, обобщать)

Упражнение 1. «Третий пишний»

Упражнение на развитие мыслительных процессов обобщения способом выделения существующих при­знаков.

    Яблоко, вишня, помидор.

    Час, килограмм, минута.

    Козленок, корова, теленок.

    Шапка, шарф, кепка.

    Мыло, веник, мочалка.

    Карандаш, стакан, ложка.

    Кастрюля, сумка, чемодан.

    Колбаса, молоко, молоток.

    Телевизор, холодильник, диван.

    Кошка, собака, волк.

Полезный совет

    • При выполнении данных упражнений попро­сите ребенка обосновать свой выбор, доказать свою точку зрения.

      Не забывайте: главный вопрос - почему ты так думаешь?

Упражнение 2. «Смысловой ряд»

Какое будет четвертое слово:

    Лиса - нора, медведь - ... (берлога)

    Больница - лечение, школа -.... (обучение)

    Сахар - сладкий, лимон - ... (кислый)

    Рыба - вода, птица - ... (небо)

    Утка - утенок, курица - ... (цыпленок)

    Птицы - перья, звери - ... (шерсть)

    Осень --зима, дождь - ... (снег)

    Кастрюля - половник, тарелка - ... (ложка)

    Куртка - замок, шуба - ... (пуговица)

    Тепло - вода, морозно - ... (лед)

Упражнение 3. «Путаница»

Что ты должен положить в свой портфель (ранец)?

Упражнение 4. «Деление целого на части»

Назовите ребенку слова (например, дуб, лиса, ромаш­ка, апельсин, лук, лес, машина и др.)

Задание ребенку:

- Выбери любое слово (предмет). Теперь подели; этот предмет на части.

Например, дуб - целое, а части - ствол, ветви, су­чья, листья и т. д.

Попросите ребенка сначала вслух произносить части целого, а когда он будет выполнять задание быстро, усложните упражнение.

Пусть малыш мысленно делит предмет на части и рисует палочки на бумаге: сколько частей - столько же и палочек.

Ребенок покажет хороший результат, если за три минуты назовет 10-15 частей.

Упражнение 5. «Домик»

Внимательно рассмотри рисунки. Какой домик, по твоему мнению, нарисован правильно? Объясни свой выбор.

Помните: правильно расположить рисунок на листе - означает скомпоновать рисунок (см. илл. № 21).

Упражнение 6. «Сравни»

Найди жука, который отличается от всех остальных. Чем он отличается?

Найди одинаковые чашки.

2. Упражнения на развитие образного представления (мышления)

Упражнение 1. «Отгадывание загадок»

Загадка (иносказательное изображение предметов или явлений действительности) - своеобразный тест на сообразительность. Она развивает, активизирует мыслительную деятельность, заставляя увидеть в обыкновенном необыкновенное, а в необычном - обычное.

Отгадывание загадок - задание на обозначение предметов, которое формирует у детей умение «уви­деть» предмет по словесному обозначению его при­знаков.

Учить детей отгадывать загадки - значит учить их соотносить речевую форму описания с графичес­кой формой.

При отгадывании загадки ребенок должен объяснить, почему он дал такой ответ.

Если ребенок дал неполное объяснение, то взрос­лый должен дополнить его ответ.

Желательно использовать отгадки-картинки, так как рассматривание рисунка помогает ребенку про­анализировать смысл загадки.

Задание ребенку:

- Узнай предмет по заданным признакам.

Угадай, что это:

Сам алый, сахарный,

Кафтан зеленый, бархатный.

(Арбуз)

Полезный совет

Загадки нужно произносить четко, ясно, с логическим ударением, выдерживая паузы.

Примерный перечень загадок для

детей-дошкольников

Явления природы

Одеяло белое

Не руками сделано,

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось.

(Снег)

Висит за окошком

Кулек ледяной,

Он полон капели

И пахнет весной.

(Сосулька)

Шел долговяз,

В сыру землю увяз.

(Дождь)

Туча скрыла солнца свет,

Рухнул мост, а щепок нет.

(Радуга)

Поднялись ворота,

Всему миру красота.

Приказало солнце: «Стой,

Семицветный мост крутой!»

(Радуга)

Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост как синее стекло:

Скользко, весело, светло.

(Лед)

Через речку лег,

Пробежать помог.

(Лед)

В синей чаще - алый мяч,

Он и светел, и горяч.

(Солнце)

Растительный мир

Круглая, да не лук,

Желтая, да не масло,

Сладкая, да не сахар,

С хвостом, да не мышь.

(Репа)

Сидит дед,

В шубы одет,

Кто раздевает,

Тот слезы проливает.

(Лук)

Весь из золота отлит,

На соломинке стоит.

(Колос)

Падают с ветки

Золотые монетки.

(Осенние листья)

Золотая голова

Велика и тяжела,

Золотая голова

Отдохнуть прилегла.

Голова велика,

Только шея тонка.

(Тыква)

Круглое, румяное

С дерева достану я.

(Яблоко)

Рос шар бел,

Ветер дунул -

Жар улетел.

(Одуванчик)

Растет в траве Аленка

В красной рубашонке.

Кто ни пройдет,

Всяк поклон отдает.

(Земляника)

И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят.

(Грибы)

Шапочка да ножка -

Вот и весь Ермошка.

(Гриб)

Стоят в поле сестрицы:

Платья белены, шапочки зелены.

(Березы)

Белая корзинка -

Золотое донце,

В ней лежит росинка

И сверкает солнце.

(Ромашка)

Низок да колюч,

Сладок да пахуч,

Ягоды сорвешь -

Всю руку обдерешь.

(Крыжовник)

Стоит Антошка

На одной ножке.

Где солнце станет,

Туда он и глянет.

(Подсолнух)

Стоит лепешка Н

а одной ножке,

Сам маленький,

А шляпка большая.

(Гриб)

Животный мир

Черен, да не ворон,

Рогат, да не бык,

Шесть ног - без копыт.

Летит - воет,

Сядет - землю роет.

(Жук)

Клохчет, квохчет,

Детей созывает,

Всех под крыло собирает

(Курица)

Летит птица,

Кто убьет,

Свою кровь прольет.

(Комар)

Красные лапки,

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки.

(Гусь)

Не воин, а со шпорами,

Не караульщик, а кричит.

(Петух)

Крылья есть, да не летает,

Ног нет, да не догонишь.

(Рыба)

Серовато, зубовато,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет.

(Волк)

Не царь, а в короне,

Не всадник, а со шпорами.

(Петух)

У кого глаза на рогах,

А дом - на спине?

(Улитка)

Стоит копна,

Спереди вилы,

Сзади метла.

(Корова)

Пятак есть,

А ничего не купишь.

(Свинья)

С бородой, а не старый,

С рогами, а не бык,

С пухом, а не птица.

(Козел)

Сама пестрая,

Ест зеленое,

Дает белое.

(Корова)

На дне, где тихо и тепло,

Лежит усатое бревно.

(Сом)

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек.

(Собака)

Спереди - пятачок,

Сзади - крючок,

Посредине - спинка,

На спине - щетинка.

(Поросенок)

Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами,

Песни распевает,

Время считает.

(Петух)

Не птица, а с крыльями,

Не пчела, а над цветами летает.

(Бабочка)

С ветки - на тропинку,

С травки - на былинку

Прыгает пружинка,

Зеленая спинка.

(Кузнечик)

Маленький мальчишка.

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

(Воробей)

Спит или купается,

Все не разувается:

День и ночь на ножках

Красные сапожки

(Гусь)

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

(Рыбы)

Плотник острым долотом

Строит дом с одним окном.

(Дятел)

Мягкие лапки,

А в лапках - царапки.

(Кошка)

С бородой, а не мужик,

С рогами, а не бык.

(Коза)

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит,

Тычет клювом наугад -

Ищет в речке лягушат.

(Цапля)

В одежде богатой,

Да сам слеповатый,

Живет без оконца,

Не видывал солнца.

(Крот)

Днем спит, ночью летает,

Прохожих пугает.

(Филин)

Маленький шарик

Под лавкой шарит.

(Мышь)

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

(Лось)

Предметы для дома

С ногами - без рук,

С боками - без ребер,

С сиденьем - без живота,

Со спиной - без головы.

(Кресло)

На окошке пруд,

В нем рыбки живут.

У стеклянных берегов

Не бывает рыбаков.

(Аквариум)

В полотняной стране

По реке Простыне

Плывет пароход

То назад, то вперед,

А за ним такая гладь -

Ни морщинки не видать.

(Утюг)

Четыре брата

Одним кушаком

подпоясаны,

Под одной крышей стоят.

(Стол)

Идут, идут,

А все тут да тут.

(Часы)

Кто в дом ни идет,

Меня за руку берет.

(Дверная ручка)

Кричит горлан

Через море-океан.

(Радио)

Два брюшка,

Четыре ушка.

(Подушка)

Гладкое,

стеклянное,

В него смотрятся.

(Зеркало)

Из горячего колодца

Через нос водица льется.

(Чайник)

Растянулась, как гармошка,

Чудо печка под окошком.

(Батарея)

Гладко, душисто,

Моет чисто.

(Мыло)

Есть у нас в квартире робот.

У него огромных хобот.

Любит робот чистоту

И гудит, как лайнер «Ту».

Он охотно пыль глотает,

Не болеет, не чихает.

(Пылесос)

Хвостик из кости,

А на спине - щетинка.

(Зубная щетка)

Он с хвостом резиновым,

С желудком парусиновым.

Как загудит его мотор,

Глотает он и пыль, и сор.

(Пылесос)

Этот глаз - особый глаз.

Быстро взглянет он на вас,

И появится на свет

Самый точный ваш портрет.

(Фотоаппарат)

Транспорт, машины

Трещит, а не кузнечик,

Летит, а не птица,

Везет, а не лошадь.

(Самолет)

Что за птица:

Песен не поет,

Гнезд не вьет,

Людей и груз везет.

(Самолет)

Не летит, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька.

(Автомобиль)

У песочных ям,

У горы крутой

Стоит великан

С железной рукой.

(Экскаватор)

Длинной шеей поверчу,

Груз тяжелый подхвачу,

Где прикажут - положу,

Человеку я служу.

(Подъемный кран)

Дом чудесный - бегунок

На своей восьмерке ног

День-деньской в дороге:

Бегает аллейкой

По стальным двум змейкам.

(Трамвай)

Крыльев нет у этой птицы,

Но нельзя не подивиться:

Лишь распустит птица хвост -

И поднимется до звезд.

(Ракета)

Удивительный вагон!

Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он

Держит их руками.

(Троллейбус)

Дом по улице идет,

На работу нас везет.

Не на курьих ножках,

А в резиновых сапожках.

(Автобус)

Все лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры -

Помчались с горы.

(Санки)

Этот конь не ест овса,

Вместо ног - два колеса,

Сядь верхом да мчись на нем,

Только лучше правь рулем.

(Велосипед)

Какой конь

Землю пашет,

А сена не ест?

(Трактор)

Продукты

Жидко, а не вода.

Бело, а не снег.

(Молоко)

Белый камень

В воде тает.

(Сахар)

Сидит на ложке,

Свесив ножки.

(Лапша)

Белый - как снег,

В чести у всех.

(Сахар)

Стоит бочка -

Без замочка

И без зарубинки.

(Яйцо)

Черненько, горяченько,

А все любят.

(Чай)

Что на сковороду наливают,

Да вчетверо сгибают?

(Блины)

Меня одну не едят,

А без меня мало едят.

(Соль)

Инструменты

Зубов много,

А ничего не ест.

(Пила)

Кланяется, кланяется,

Придет домой - растянется.

(Топор)

Деревянная шея,

Железный клюв,

Стучит «тук, тук, тук».

(Молоток)

Птичка-невеличка,

Носик стальной,

Хвостик льняной.

(Игла с ниткой)

Бьют Ермилку

По затылку.

Он не плачет,

Только носик прячет.

(Гвоздь)

Из железа тучка,

А у тучки ручка.

Эта тучка по порядку

Обошла за грядкой грядку.

(Лейка)

Рядом с дворником шагаю,

Разгребаю снег кругом,

И ребятам помогаю

Делать горку, строить дом.

(Лопата)

Я одноухая старуха,

Я прыгаю по полотну,

И нитку длинную из уха,

Как паутину, я тяну.

(Иголка)

Два конца, два кольца,

Посередине гвоздик.

(Ножницы)

На два пальца меня надевают

И - что нужно, мною разрезают.

(Ножницы)

Полезный совет

    Малыши очень любят игру «Кто больше зна­ет?». Попросите ребенка рассказать, что он знает о сахаре (лимоне, яблоке и т. д.). Устройте с ним соревнование: кто больше назовет призна­ков этого предмета (цвет, вкус, размер, форма).

    Играя в эту игру, вы развиваете образное мыш­ление ребенка.

Упражнение 2. «Собери картинку»

Разрежьте любые картинки на части, пусть ребе­нок соберет, « полечит ».

Полезный совет

    Очень полезно для развития образного мышле­ния, памяти, внимания ребенка следующее уп­ражнение: попросите малыша перечислить ок­ружающие вас предметы, которые имеют круг­лую форму (квадратную, треугольную и т. д.).

    Можно перечислить предметы, классифицируя их по цвету (зеленого, красного, голубого и т. д.) или размеру (большие, маленькие, очень малень­кие и т. д.).

    Это упражнение можно выполнять в любое вре­мя и в любом месте.

3. Упражнения на развитие логического мышления

Упражнение 1. «Определение последовательнос­ти событий»

1. Расскажи, что сделали с яблоком? Покажи на ри­сунке целое яблоко. Как художник изобразил, что ста­ло с яблоком?

2. Перед ребенком положить произвольно 3-4 картинки, связанные единым сюжетом. Предложить ему расположить их в порядке действий, отраженных в сюжете, составить рассказ (см. илл. № 22).

Полезный совет

    Рассматривайте с ребенком различные картин­ки, фотографии, реальные сценки из жизни.

    Попросите ребенка предположить, что было до того события, которое ребенок видит на кар­тинке. Спросите, что будет потом.

    Подобные беседы будут способствовать форми­рованию у ребенка наблюдательности, умения предвидеть события, находить причины тех или иных явлений в жизни.

Упражнение 2. «Поиск закономерностей»

Вариант 1.

Продолжить перечень слов.

Как можно назвать одним словом следующие предметы?

    Март, апрель, май, июнь... - месяцы .

    Хлеб, молоко, колбаса, макароны... - продукты .

    Стол, стул, шкаф, диван... - мебель .

    Ромашка, василек, одуванчик, лютик... - полевые цветы .

    Туфли, сапоги, валенки, сандалии... - обувь.

    Холодильник, утюг, пылесос, телевизор... - бы­товые электроприборы.

    Роза, гвоздика, астра, тюльпан... - садовые цветы.

    Карандаш, ручка, тетрадь, пенал... - школьные принадлежности.

    Компот, каша, борщ, хлеб... - еда.

    Тарелка, чашка, ложка, стакан... - посуда.

    Машина, кукла, кубики, пирамидка... - игрушки.

    Молоток, топор, пила, лопата... - инструменты.

    Дуб, береза, осина, клен... - деревья.

Вариант 2.

Рассмотреть каждую строчку и каждый столбик. Ка­кая здесь закономерность? Найти закономерность в рас­положении фигур. Нарисовать недостающую фигурку.

Вариант 3.

Подумать, каких фигур нет в клеточках. Нарисовать их и раскрасить, чтобы получился красивый коврик.

Вариант 4.

Продолжить узор (ряд).

Рассмотреть узор, который начат на листке. Найти закономерность. Дорисовать такой же узор до конца строки.

Упражнение 3. «Ответы на логические вопросы (ситуации)»

Примерные вопросы:

    Чем отличается чашка от стакана?

    Почему снег бывает зимой, а не летом?

    Как зовут маму вашей мамы?

    Когда можно кататься на санках - зимой или летом?

    Как называется место, где продают хлеб? (Лечат, стригут, шьют)

    Что нужно делать пешеходу при красном свете светофора? Почему?

Какие слова являются противоположными по зна­чению:

    Большой - начало - высокий - брать - ... и т. д.

    Когда ты завтракаешь - утром или вечером?

    Сколько концов у двух палок?

    Чем похожи дерево и куст? Чем они отлича­ются?

Слова для сравнения: портфель и сумка, ручка и карандаш, тетрадь и книга и т. д.

Примерные ситуации:

1. Стоят два барана. Один смотрит налево, другой на­право. Видят ли они друг друга?

2. На сосне растет 5 яблок. Одно яблоко упало. Сколь­ко яблок осталось расти на сосне?

3. Послушай рассказ об утенке: «Как-то на лужайке подошла к утенку коза. «Ой, какой же ты малень­кий», - сказала она утенку. Утенок отбежал от козы и слышит, - в траве жук жужжит: «Ого, ка­кой большой утенок!». Утенок призадумался: «Большой я или маленький?» Помоги утенку от­ветить на этот вопрос.

4. Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут будут варить 2 яйца?

5. На ветке сидели 3 птички. Две птички улетели. Сколько птичек улетело?

6. Вова проснулся утром и увидел в окно голубое небо, яркое солнышко. Он удивленно воскликнул: «Мама, а совсем недавно был сильный дождь!». А теперь ответь на вопрос: «Как Вова догадался, что был дождь, ведь он в это время крепко спал?»

7. Саша одевался, чтобы пойти в школу. Мама подо­шла к закрытому окну, посмотрела на улицу и ска­зала: »Какой сильный ветер! Одевайся потеплей». Ответь на вопрос: «Как мама узнала, что на улице сильный ветер, ведь окно закрыто?».

8. На улице дул сильный ветер и шел дождь. Саша сидел в комнате и смотрел картинки в книжках. Ему хотелось гулять, а в такую погоду не погуля­ешь. В комнату вошел папа, подошел к окну, по­смотрел в него и сказал: «Какой сильный дождь! Но скоро он кончится, собирайся гулять». Ответь на вопрос: «Как папа узнал, что дождь скоро кон­чится?».

Упражнение 4.

Раскрасьте большие шары так, чтобы маленький шар был между желтым и красным, а зеленый был рядом с красным.

Упражнение 5. «Соотношение количества предме­тов с цифрой»

Покажи попугая, который держит карточку с верным ответом.

Упражнение 6. «Пословицы»

Взрослый предлагает простые пословицы. Ребенок должен дать свое объяснение смысла пословиц. Иногда ребенок может дать несколько объяснений. Задача взрослых внимательно выслушать ребенка, а потом уточнить смысл пословицы.

    Пословица учит думать и вдумываться, слушать и вслушиваться.

    Пословица развивает и обогащает речь.

    В пословицах мудрость и красота.

Примерный перечень пословиц для детей дошкольников

Об учении

    Ученье - свет, неученье - тьма.

    Красна птица оперением, а человек ученьем,

    Ученье - красота, неученье - простота.

    Повторенье - мать ученья.

    Где ученье, там и уменье.

    Ученье и труд вместе живут.

    По одежке встречают, а по уму провожают.

    Мир освещается солнцем, а человек - знанием.

    Ум без книги, что птица без крыльев,

    Сперва думай, а потом делай.

О труде, работе

    По работе и мастера знать.

    Сломать легко, сделать трудно.

    Каждое дело любовью освещается.

    Кто первый в труде, тому слава везде,

    Глаза боятся, а руки делают.

    Без дела жить - только небо коптить,

    Терпенье и труд - все перетрут.

    Больше дела - меньше слов.

    Не ленись, а трудись.

    Веселись, играй, да дело знай.

Об умении

    Умелые руки работы не боятся.

    Над чем постараешься, тому и обрадуешься.

    Работа хвалит мастера.

    Есть терпение, будет и умение,

    Дело мастера боится.

    Лицом в грязь не ударит.

    Делу - время, потехе - час.

    Чтоб не ошибиться, не надо торопиться.

    Семь раз отмерь, один раз отрежь.

О книге и пользе чтения

    Дом без книги - что без окон.

    Выбирай книгу так, как выбираешь друга.

    В книге ищи не буквы, а мысли.

    Книга - твой друг, без нее как без рук.

    Знание - солнце, книга - окно.

    Книга поможет в труде, выручит в беде.

    Кто много читает, тот много знает.

    Говори не о том, что прочел, а о том, что понял.

Игры на развитие мышления

«Назови соседей»

Игра развивает скорость мыслительных процессов.

Правила игры.

Игроки сидят по кругу. Водящий бросает мяч и называет число первого десятка. Игрок, поймавший мяч, называет «соседей» числа.

Постепенно усложнять игру: использовать чис­ла второго (третьего и т. д.) десятка.

«Составим букет»

Игра развивает у детей умение различать предме­ты по размеру и цвету.

Для игры понадобятся рисунки цветов разных раз­меров (их можно вырезать из открыток, цветной бу­маги).

Правила игры.

Водящий предлагает составить букет из цветов, располагая внизу более крупные цветы, а повыше - мелкие.

- число цветов в каждом букете;

- число белых (красных) цветов;

- число ромашек (роз, гвоздик);

- число больших (маленьких) цветов и т. д.

«Разноцветные мячи»

Игра направлена на развитие быстроты мышления. Правила игры.

Игроки сидят по кругу. Водящий бросает красный мяч, дети называют одушевленные предметы. Водя­щий бросает синий мяч, дети называют неодушевлен­ные предметы.

Аналогично провести игру «Цифры и буквы».

«Один - много»

Игра направлена на развитие быстроты мышления.

Правила игры.

Игроки сидят по кругу. Водящий бросает мяч и называет слово в единственном числе. Игрок, поймав­ший мяч, возвращает его водящему, называя это сло­во во множественном числе.

«Камень - вата»

Правила игры.

Играющие делятся на две команды: «камень» и «вата». Водящий называет слова, которые начинают­ся на букву В. Если слышится звук В твердый, то команда «камень» хлопает в ладоши. Если мягкий, то команда «вата».

Окружающий мир, в который входит ребенок, подбрасывает с каждым годом все более сложные задачки, для решения которых недостаточно просто видеть, слышать, чувствовать, а очень важно выделять связи, отношения между явлениями. Почему из разбавленной водой глины можно лепить всевозможные поделки, а невлажная глина просто рассыпается? Почему деревянный кораблик не тонет, а железный тут же погружается в воду? Почему помещенный в морозильник фруктовый сок в формочке превращается в фигурный лед?

Любопытствующие вопросы становятся естественным сопровождением взросления ребенка. Чтобы самостоятельно ответить на них, ребенок должен обратиться к процессу мышления. С помощью мышления мы получаем знания, которые не могут дать органы чувств. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различает и раскрывает отношения между окружающими явлениями. Результатом мышления является мысль, выраженная в слове.

Детское мышление проходит определенные этапы в своем развитии. Как указывает известный детский психолог А. А. Люблинская, первым средством решения задач для маленького ребенка является его практическое действие. Так, например, получив в руки игрушку вертолет, у которой неожиданно перестают вращаться пропеллер и крылышки, или закрытую на щеколду коробочку, ребенок трех - пяти лет не обдумывает пути и средства решения этой задачи. Он сразу начинает действовать: что-то тянет, крутит, дергает, трясет, стучит... Не получая желаемого результата, он обращается за помощью к взрослому или вообще отказывается от дальнейших проб. Подобное мышление получило название наглядно-действенного , или практического: задача дана наглядно и решается руками, то есть практическим действием. "Мышление руками" не исчезает по мере взросления, а остается в резерве даже у взрослых, когда какую-то новую задачу они не могут решить в уме и начинают действовать путем проб и ошибок.

На развитие наглядно-действенного мышления дошкольников работают картинки-пазлы, детали конструктора "Лего", разные модели кубика Рубика, головоломки из подвижно сцепленных колец, треугольников и других фигур.

Как пишет детский психолог В. С. Мухина, к старшему дошкольному возрасту появляются задачи нового типа, где результат действия будет не прямым, а косвенным и для его достижения ребенку необходимо будет учитывать связи между двумя или несколькими явлениями, происходящими одновременно или последовательно. Например, такие задачи возникают в играх с механическими игрушками (если поместить шарик в определенном месте игрового поля и определенным образом дернуть за рычажок, то шарик окажется в нужном месте), в конструировании (от величины основания постройки зависит ее устойчивость) и т. д.

При решении подобных задач с косвенным результатом дети четырех-пяти лет начинают переходить от внешних действий с предметами к действиям с образами этих предметов, совершаемым в уме. Так развивается наглядно-образное мышление , которое опирается на образы: ребенку необязательно брать предмет в руки, достаточно отчетливо представить его. В процессе наглядно-образного мышления идет сравнение зрительных представлений, вследствие чего задачка решается.

Возможность решения задач в уме возникает благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребенок, приобретают обобщенный характер. То есть в них отображаются не все особенности предмета, а только те, которые существенны для решения определенной задачи. То есть в сознании ребенка возникают схемы, модели. Особенно ярко модельно-образные формы мышления развиваются и проявляются в рисовании, конструировании и других видах продуктивной деятельности.

Так, детские рисунки в большинстве случаев представляют собой схему, в которой передается связь основных частей изображенного предмета и отсутствуют его индивидуальные черты. Скажем, при срисовывании домика на рисунке изображается основание и крыша, при этом расположение, форма окон, дверей, какие-то детали интерьера не учитываются.

Например, с пяти лет ребенок может найти в помещении спрятанный предмет, пользуясь отметкой на плане, выбрать нужный путь в разветвленной системе дорожек, основываясь на схеме типа географической карты.

Овладение моделями выводит на новый уровень способы получения детьми знаний. Если при словесном объяснении ребенок не всегда может понять, скажем, некоторые первичные математические действия, звуковой состав слова, то с опорой на модель он это сделает легко.

Образные формы обнаруживают свою ограниченность, когда перед ребенком возникают задачи, которые требуют выделения таких свойств и отношений, которые нельзя наглядно представить. Такой тип задач описал знаменитый швейцарский психолог Ж. Пиаже и назвал их "задачи на сохранение количества вещества".

Например, ребенку предъявляется два одинаковых шарика из пластилина. Один из них на глазах ребенка превращается в лепешку. Ребенка спрашивают, где пластилина больше: в шарике или лепешке. Дошкольник отвечает, что в лепешке.

При решении подобных задач ребенок не может независимо рассмотреть наглядно происходящие с объектом перемены (например, изменение площади) и остающееся постоянным количество вещества. Ведь для этого требуется переход от суждений на основе образов к суждениям на основе словесных понятий.


Словесно-логическое мышление самое сложное, оно оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами. В дошкольном возрасте можно говорить лишь о предпосылках развития этого вида мышления.

Уже к трем годам ребенок начинает понимать, что предмет можно обозначать при помощи другого предмета (кубик - как будто стаканчик, из которого можно пить), рисунка, слова. Выполняя разные действия, ребенок часто сопровождает их словами, и может показаться, что он мыслит вслух. Но фактически на этом этапе ребенок пользуется в своих мыслительных действиях не словами, а образами. Речь играет вспомогательную роль. Так, дошкольники четырех-пяти лет, когда им давали специально испорченные игрушки, во многих случаях правильно определяли причину поломки и устраняли ее. Но рассказать, почему они так делали, не смогли, указывая на какие-то второстепенные признаки игрушки (по В. С. Мухиной).

Слово начинает использоваться как самостоятельное средство мышления по мере усвоения ребенком выработанных человечеством понятий - знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закрепленных в словах. Взрослые часто ошибаются, считая, что слова имеют для них и дошкольников один и тот же смысл. Для ребенка используемые слова - это слова-представления. Скажем, слово "цветок" может в сознании ребенка быть крепко связанным с образом конкретного цветка (например, розы), и предъявленный кактус в качестве цветка не рассматривается. На протяжении дошкольного возраста ребенок постепенно переходит от единичных понятий к общим.

Спросим детей трех - шести лет, что такое кошка. Трехлетний ребенок может ответить: "Я знаю кошку, она живет у нас во дворе". Пятилетний: "Кошка мышей ловит, она еще молочко любит", "Кошка - это голова, туловище, хвостик и лапки, на них - царапки. Еще на голове есть ушки". Шестилетний: "Кошка - это животное. Она дома живет, но я знаю, есть и дикие кошки. Они мышей ловят". (По материалам Я. Л. Коломинского и Е.А. Панько)

К шести годам понятия детей становятся глубже, полнее, обобщеннее, в них включаются все более существенные черты предмета, явления. Чтобы слова превратились в понятия, требуется специально организованное обучение ребенка со стороны взрослого. Систематическое овладение понятиями начинается в процессе школьного обучения. Однако и специально организованные занятия со старшими дошкольниками позволяют им освоить некоторые понятия.

Например, при формировании понятий о количественных характеристиках и отношениях вещей детей учат пользоваться таким средством, как мера. Скажем, с помощью цветной веревочки определенной длины, используемой в качестве меры, ребенок вместе с взрослым измеряет предметы разного размера, сопоставляя их между собой. При помощи меры величина определяется объективно, независимо от внешнего вида. Ребенок может убедиться, что высокий шкаф и низкий стол могут быть одинаковой длины. Позднее уже без внешней опоры меры (цветной веревочки) ребенок в уме может делать правильные выводы о величине объектов.

В старшем дошкольном возрасте начинается овладение действиями с числами и математическими знаками. Важно управлять этим и стремиться формировать у детей отвлеченное понятие числа как характеристики любых предметов, математических действий, без опоры на образы. Иначе это вызовет трудности при школьном обучении. В дошкольном возрасте ребенок овладевает некоторыми абстрактными понятиями: о временных отношениях, причине и следствии, пространстве и т. д. При этом понятия о конкретных предметах образуются, конечно же, легче и быстрее.

Хотя логическое мышление дает возможность решать более широкий круг задач, осваивать научные знания, не стоит торопиться сформировать у дошкольника этот вид мышления как можно раньше. Сначала важно создать прочный фундамент в виде развитых образных форм. Именно образное мышление позволяет ребенку находить решения, исходя из конкретной ситуации. Предельная обобщенность, схематичность логического мышления часто оборачивается слабостью, порождая явление, которое носит название "формализм мышления". Сознание ребенка оперирует сухими схемами, не улавливая богатства, полноты жизненных явлений, и потому оказывается неспособным к адекватному решению задач развития.

Развитию образного мышления способствуют игры, конструирование, аппликации, рисование, слушание сказок, драматизация и другие детские продуктивные виды деятельности.

На протяжении дошкольного возраста получают развитие и такие формы мыслительной деятельности, как суждение и умозаключение. В детской психологии долгое время шли дискуссии относительно способности детей к этим формам мышления. Нет оснований приравнивать детские суждения и умозаключения к взрослым. Но и говорить об отсутствии у детей логики нельзя. Ребенок пытается объяснить наблюдаемое, но не может сделать верный вывод из-за ограниченности опыта.

Взрослый спрашивает: "Откуда звезды на небе?" Шестилетний Гоша отвечает: "Из золотых бумаг. Их туда космонавты бросили". - "Звезды движутся?" - "Движутся". - "Почему?" - "Потому что ветер раздувает по разным местам". (По материалам Л. Ф. Обуховой)

Дошкольный возраст - это пора бесконечных детских вопросов. Как отмечают Я. Л. Коломинский и Е. А. Панько, у детей младшего дошкольного возраста преобладают вопросы, вызванные любопытством ("Где он?", "Чье это?", "Что это?", "Кто это?"). В четыре-пять лет ребенок начинает проявлять интерес к более "далекой" действительности (вопросы о школе, профессиях), возникают вопросы по поводу своего появления на свет. В пять-шесть лет все чаще звучат вопросы, вызванные любознательностью, выражающие причинное отношение в форме "Почему?" ("Почему гусь не тонет в воде?", "Почему курица не плавает?" и т. п.). Вопросы шести-семилетнего ребенка вызываются уже не столько любопытством, сколько потребностью убедиться в истине ("А как кровь течет?", "Если поселить у нас дома обезьянку, она превратится в человека?").

С точки зрения Д. Б. Эльконина, изучение детских вопросов показывает, что детская мысль направлена на дифференциацию и обобщение предметов и явлений окружающего мира. Различение живого и неживого, добра и зла, прошлого и настоящего и т. п. является основой для проникновения ребенка в сущность разных сфер жизни. На основе этого возникают первые обобщения представлений о мире, контур будущего мировоззрения.

Первым исследовал содержание представлений о мире и о физической причинности знаменитый швейцарский психолог Ж. Пиаже. Он выделил три больших периода становления причинности. От рождения до четырех лет ребенок чаще всего использует магические объяснения причин происходящего вокруг него - объясняет происходящее волшебством. С пяти до девяти лет на первый план выходят анимистические объяснения. Ребенок одушевляет окружающий мир. Он вполне может представить себе шагающий шкаф, поющий будильник, разговаривающую собаку и т. п. На анимизме детского мышления строятся сказки и анимационные фильмы. И лишь с десяти лет постепенно исчезают эти детские формы объяснения причинности, и им на смену приходят рационалистические обоснования внешнего мира.

Ж. Пиаже считал центральной характеристикой детского мышления его эгоцентризм . При решении любых задач точкой отсчета для ребенка является он сам. Дошкольник не в состоянии четко отделить свое существование и свои возможности от внешнего мира.

Шестилетней девочке задают вопрос:
- Ты ведь видела, как движутся облака? Что заставляет их двигаться?
Она отвечает:
- Когда мы двигаемся, они тоже движутся.
- А ты, например, можешь заставить их двигаться?
- Любой может, если будет ходить.
- А если я хожу, а ты нет, то облака движутся?
-Да.
- А ночью, когда все спят, они движутся?
-Да.
- Но ты же говоришь, что они движутся, когда кто-нибудь ходит.
- Они движутся всегда. Кошки, когда они ходят, и потом собаки - они заставляют тучи двигаться.
(По материалам Ж. Пиаже)

Одним из следствий эгоцентризма мышления Ж. Пиаже считал его синкретизм : когда вместо объяснения ребенок связывает "все со всем" и дает не аргументы, а описание ситуации.

Шестилетнего Антона спрашивают:
- Почему ветер дует?
Он отвечает:
- Потому что ведь надо помогать людям на парусниках и в спорте, он дует и помогает людям.
(По материалам Л. Ф. Обуховой)

Как развивать мышление в дошкольном возрасте? Мышление ребенка связано с его знаниями. Н. Н. Поддьяковым обнаружены такие тенденции в развитии знаний у детей. Первая заключается в том, что в процессе мыслительной деятельности происходит расширение объема и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребенка. Вторая тенденция предполагает, что в это же время возникает и растет круг неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов. Для развития детского мышления очень важно, чтобы наряду с формированием ядра стабильных знаний шел непрерывный рост и неопределенных, неясных знаний, которые являются мощным стимулом умственной активности детей.

В ходе занятий, специального обучения важно формировать у дошкольников такие мыслительные операции, как сравнение , обобщение , анализ , синтез , классификацию .

Для овладения операцией сравнения ребенок должен научиться видеть сходное в разном и разное в сходном. Для этого, как указывает А. А. Люблинская, требуется проведение четко направленного анализа сравниваемых объектов, постоянного сопоставления выделяемых признаков с целью нахождения однородных и разных. Надо сравнивать форму с формой, назначение предмета с таким же качеством другого предмета, внешние признаки, цвет, величину предмета с аналогичными сторонами другого предмета.

Доктор психологии И. В. Вачков предлагает дошкольникам такие упражнения:

1. Для развития анализа, синтеза и классификации.

"Пусть мама или папа положат перед тобой 3-4 картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки детского лото). Ты должен определить, какая из картинок лишняя. Например, если на картинках изображены девочка, медвежонок и мяч, то лишним является мяч, так как девочка и медвежонок живые, а мяч - нет".

2. Для развития анализа и синтеза.

"По очереди с мамой или папой берите картинки из детского лото и описывайте предмет, нарисованный на картинке, не называя его. Партнер по игре должен угадать по описанию, что это за предмет".

3. Для развития анализа и сравнения.

"Скажи, что тебе нравится в этом предмете или явлении, а что - нет. Например: почему тебе нравится зима, а почему - нет? Нравится, потому что зимой можно кататься на санках, играть в снежки, встречать Новый год. Не нравится зима, потому что холодно, надо тепло одеваться, дни короткие, а ночи длинные.
Дай оценку таким понятиям, как дождь, укол, авторучка, будильник, бант".

4. Для развития анализа и обобщения.

"Назови одним обобщающим словом или словосочетанием следующие предметы:

Чашка, ложка, тарелка, вилка;
- яблоко, груша, лимон, банан;
- голубь, павлин, утка, цапля;
- собака, корова, свинья, баран;
- ромашка, кукуруза, крапива, ландыш;
- зима, весна, лето, осень".

Развитие мышления в детском возрасте представляет особую форму труда, которую осваивает ребенок. Это умственный труд. Труд сложный и интересный. Кого-то он может напрягать и пугать, а у кого-то умственный труд связан с приятной эмоцией удивления. Удивления, открывающего дверь в мир, который можно познать.