Дошкольное воспитание в детском саду. Дошкольное воспитание: цели и задачи

Период дошкольного детства оказывает глубокое и практически необратимое влияние на развитие человека, его судьбу. Задолго до появления профессиональных психологов это знал народ, когда учил воспитывать дитя, пока поперек лавки укладывается.

Сто лет назад дошкольное воспитание осуществлялось в семье. Девочки лет 7-8 присматривали за малышами, а за ними приглядывали бабушки, не такие шустрые, чтобы везде поспевать, но разговорчивые. Они и раскрывали детям тайны мироустройства.

Массовые бесплатные детские сады стали распространяться в нашей стране с 1918 года. С тех пор сделаны открытия в психологии воспитания, детские сады изменились, а в 2013 г. в России принят государственный стандарт дошкольного образования, который определяет цели и условия организации воспитания.

Какие качества личности воспитывают в детском саду

Дошкольники разные - молчуны и болтушки, ласковые и агрессивные, непоседы и копуши. Семейные, национальные, социальные различия оставляют отпечаток в индивидуальности ребенка. Уникальность каждой личности уважают в детском саду, так должно быть. Поэтому воспитывают, придерживаясь примерных ориентиров, не подгоняя ребенка и не останавливая.

У детей стараются воспитать качества, которые никогда не будут лишними. Это:

  • самостоятельность, инициатива;
  • дружелюбие;
  • чувство собственного достоинства;
  • культура взаимодействия с детьми и взрослыми;
  • умение считаться с правилами;
  • творческая фантазия;
  • умение играть в группе и самостоятельно;
  • чувство красоты;
  • активная выразительная речь;
  • подвижность, ловкость, координация;
  • чистоплотность;
  • безопасное поведение;
  • любознательность, наблюдательность, смекалка.

Как же воспитать все это? Первое, что воспитывает ребенка, это организация пространства и времени его пребывания в детском саду.

Организация пространства детского сада

Дети в нем получают представления о порядке, чистоте и красоте в доме, устройстве и назначении помещений, оборудовании мест питания, сна, игры, спорта, исследований, прогулок, гигиены. Обязательно есть места общения и уединения. Соблюдается баланс постоянства и обновления.

Игровое пространство наполнено всевозможными предметами, образующими тематические центры — конструирования, творчества, ролевой игры и т.д. Благодаря наличию легкой детской мебели, ширм, матов, мягких модулей пространство легко перестраивается и дети могут играть в путешествия, дом, школу, театр, больницу, магазин. Ребенок учится управлять пространством и находить конструктивные решения для того, чтобы играть во что хочет.

Предметы подбираются так, чтобы побуждать детей к разным видам деятельности. Ребенка ведь нельзя заставлять, а вещи как бы говорят, «поиграй со мной». Воспитатель направляет внимание детей, помещая на виду краски или мячи, костюмы сказочных героев или книжки с картинками, приборы для экспериментов или лего-конструктор. В другое время эти предметы лежат на своих местах и доступны детям. Ребенок может свободно выбрать материал и деятельность с ним. Для этого у него есть личное время в течение дня.

Организация времени в детском саду

Распорядок дня включает обязательные моменты (сон, прогулку, питание, мероприятия), а также время занятий по выбору ребенка. Дети учатся планировать, делать перерывы в играх, откладывать, договариваться и возобновлять начатые замыслы, например, после сна или прогулки. Ребенок учится управлять временем.

Уклад детского сада включает также традиционные события, праздники, мероприятия, которые придают лицо каждой организации. Где-то проводятся олимпиады, где-то театральные сезоны — это решают педагоги и родители. Родители и педагоги могут определять до 40% содержания программы воспитания в своем детском саду.

Как организован процесс воспитания?

В основе деятельности педагогов — понимание особенностей возраста и наблюдение каждого ребенка. Это помогает создать фон — эмоциональное благополучие, хорошее настроение, позитивное отношение ребенка к другим и себе.

Главное в воспитании — организовать виды деятельности, выполняя которые ребенок меняется как человек. Для детей 3-7 лет это игра. Никакая другая деятельность заменить ее не может. Игру сопровождают такие виды деятельности, как познавательная, исследовательская, включая экспериментирование (с песком, водой, воздухом), коммуникативная, речевая, творческая, двигательная. Игра окрашивает все эти занятия радостью и придает им смысл. В сюжетно-ролевой игре дети проживают все нравственные ситуации — добро и зло, правду и ложь, благородство и несправедливость.

Важно организовать сотрудничество детей между собой, с взрослыми — педагогами и родителями. Так дети учатся управлять собой, своими словами и действиями.

Выход из таких ситуаций требует от современного педагога умения быть интересным, находчивым и авторитетным игроком, без нравоучений и назиданий. Уметь поддержать детскую инициативу и предложить свой, привлекательный поворот сюжета, подходящий к целям воспитания.

Воспитатель проводит и специальные образовательные занятия, только не как в школе. Иное расположение взрослого и детей — кружком, на стульях или на полу, более естественное, чем за партами. Другой способ общения, больше похожий на игру, свободную беседу, развлечение.

Педагог не может обойтись без родителей, потому, что ребенку они нужны, нужна целостность воспитательной среды.

Воспитательная работа в ДОУ сложна и многообразна: это воспитание в процессе совместной жизнедеятельности детей и взрослых, воспитание в детском коллективе, это педагогическая поддержка, социальная защита, это многообразная воспитательная работа в процессе труда, игры, общения, творчества. Поэтому работа ДОУ в летний период рассматривается как составная часть общего воспитательного процесса. Реальность такова, что система образования по-прежнему остается главным организатором отдыха и оздоровления детей.

Одним из факторов, влияющих на становление личности является воспитание. В «Концепции модернизации российского образования» говорится о том, что воспитание, как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Воспитание в широком смысле, отождествляется с социализацией и понимается как социальное явление, функция общества, которая заключается в подготовке ребенка к жизни, способности к успешной социализации в обществе. В узком смысле – это специально организуемый и управляемый процесс, формирования личности человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности. И.П. Подласый, дает такое определение: «Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной целью имеющее формирование личности нужной и полезной обществу ».

Цель воспитания - это ожидаемые изменения в личности ребенка (или группе детей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомер­но проведенных воспитательных акций и действий.

Основная цель воспитания, в настоящее время, это - всестороннее развитие гармоническая личности ребенка. Она является ориентиром возможностей человека и помогает сформулировать задачи воспитания в разных направлениях многогранной личности. В. С. Селиванов содержание понятия всестороннего развития личности определяет следующим образом: единство нравственного, умственного, физического, эстетического, трудового, экологического воспитания и элементов экономического воспитания.

Общая цель воспитания достигается посредством решения конкретных задач. В концепции дошкольного образования В.В.Давыдов, В.А. Петровский отмечают, что непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:

· - приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

· - обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;


· - развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

· - стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;

· - развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

· - выявление и развитие задатков, формирование на их основе общих и специфических способностей, индивидуальности личности.

В Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении выделяются такие основные задачи по воспитанию, обучению и развитию детей в дошкольном образовательном учреждении(ДОУ) - это:

· охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;

· обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;

· воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

· осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

· взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;

· оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Н.П. Сакулина, И. Логинова, Т.И. Бабаева отмечают, что при решении задач по дошкольному воспитанию важно создать каждому дошкольнику условия для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.

Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. В Федеральных государственных требованиях выделяются наиболее близкие и естественные для ребенка - дошкольника виды деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение.

Именно в этих видах деятельности при условии освоения ребенком позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и совершается естественное вызревание таких перспективных новообразований, как произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению, что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения в школе.

Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и само утверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают. Семья – это такое образование, которое “охватывает” человека целиком во всех его проявлениях.

В семье могут формироваться все личностные качества. Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Семейное воспитание является сложной системой, т.к. на него влияют наследственность и биологическое(природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

Задачи воспитания ребенка в семье состоят в том, чтобы:

· создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

· стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;

· передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

· научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

· воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного “я”.

Таким образом, для реализации цели и воспитательных задач важно создавать условия для наиболее полного раскрытия детских возможностей и использовать при этом привлекательные для детей виды деятельности Педагогам и родителям важно помнить, что игра дает огромную возможность для детского воспитания и развития.

Педагогика -- это наука о воспитании, обучении и образовании человека. Воспитание является основным педагогическим понятием. В процессе воспитания про-исходит преемственность общественно-исторического опыта от поколения к поколению.

Воспитание -- это целенаправленное руковод-ство духовным развитием человека, подготовкой его к жизни и труду в обществе. Воспитание в широком смысле слова включает в себя весь процесс форми-рования личности и влияние на человека всего уклада жизни, а также обучения и образования.

Обучение --это такая познавательная деятель-ность, в которой человек овладевает знаниями, уме-ниями, навыками, развивает свои умственные и твор-ческие способности, формирует мировоззрение. В про-цессе обучения в человеке воспитывается ряд ка-честв личности: моральный облик, эстетические вкусы и взгляды, формируются профессиональные интересы и стремление овладеть избранной профессией.

Образование -- это совокупность систематизи-рованных знаний, умений, навыков, приобщение чело-века к культуре.

Воспитание, обучение, образование взаимозави-симы, так как подчинены единой цели -- формирова-нию личности человека.

Педагогика дошкольного возраста является состав-ной частью общей педагогики. Она включает в себя ранний возраст.

Воспитание -- это выработка определенного миро-воззрения и поведения, гармоническое развитие чело-веческой личности. Воспитание предусматривает комп-лекс физического, умственного, нравственного, трудо-вого, эстетического развития ребенка. Однако соот-ношения между этими сторонами развития в дошколь-ной педагогике несколько иные, чем в педагогике школьного возраста: физическое воспитание детей до 7 лет выступает на первый план, а умственное воспи-тание, хотя и играет важную роль, не может занимать такое место, как в школе. В дошкольном возрасте закладываются основы характера человека, но детям еще недоступна система понятий, идей, лежащих в основе нравственного воспитания. Привитие трудолю-бия рассматривается как метод воспитательного воздействия: развитие самостоятельности, радостный труд по уходу за растениями, животными, помощь старшим, самообслуживание. Важное значение в этом возрасте придается эстетическому воспитанию, форми-рованию художественного вкуса. Все 5 видов воспи-тания проводятся в основном в форме игры, интерес-ных специальных занятий с детьми в соответствии с возрастными особенностями.

Физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание осуществляются параллельно. Все эти линии развития настолько связаны между собой, что проводимое специальное занятие не может отвечать задачам только, например, умственного или нравственного воспитания. Проводя с дошкольника-ми праздник 1 Мая, мы говорим им о дружбе наро-дов -- нравственное воспитание, о весне и цветах -- эстетическое воспитание, дети читают стихи -- умственное воспитание, с ними проводится подвижная игра -- физическое воспитание.

Воспитание детей ведется на основе научных мето-дов и принципов: последовательно -- от легкого к трудному, от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному. В дошколь-ной педагогике используют определенные методы: наблюдение, естественный педагогический экспери-мент, изучение дневников родителей и воспитателей по наблюдению за детьми, беседы с детьми и их роди-телями, изучение произведений детского творчества, а также различные виды контроля за физическим и нервно-психическим развитием ребенка.

Физическое воспитание -- это целостная система, в которой сочетаются охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ре-бенка, его полноценное физическое развитие. Физи-ческое воспитание направлено на своевременное фор-мирование у детей двигательных навыков, умений, физических качеств: развития интереса к различным доступным ребенку видам двигательной деятельности и положительных нравственно-волевых черт личности.

Как известно, недостаточная двигательная актив-ность (гиподинамия) очень распространена среди взрослого населения развитых стран. При этой болез-ни века возникает нарушение деятельности всех систем организма. К сожалению, такое состояние все чаще встречается и у детей дошкольного возраста, которые в первые годы жизни мало ходят, так как родители вместо прогулки возят их в прогулочных колясках, более старшие длительное время проводят у телевизо-ра. В результате нарушается процесс нормального развития, возникают качественные изменения обмена веществ, среди которых самая частая патология -- это нарушение жирового обмена.

Большую роль в борьбе с гиподинамией и в общем развитии ребенка играют занятия физкультурой, по-движные игры, особенно если они проводятся во время прогулок на свежем воздухе. Такие прогулки с физио-логической точки зрения можно рассматривать как сложный комплексный раздражитель, благотворно действующий на все анализаторы, способствующий развитию и совершенствованию функций организма.

Двигательная активность тонизирующее действует на центральную нервную систему ребенка. При дви-жениях импульсы от работающих мышц по нервным волокнам достигают подкорковых центров, а оттуда происходит активизирующее воздействие на клетки всех областей коры головного мозга. При снижении двигательной активности воздействие импульсов от работающих мышц на кору происходит недостаточно. Это в свою очередь приводит к изменениям регули-рующей функции мозга, в частности нарушается регу-ляция деятельности сердечно-сосудистой и других систем организма.

Усиленная работа мышц обеспечивает также усло-вия для повышения обмена веществ, что способствует росту организма (усиливается выделение гормона роста гипофизом). Физические упражнения влияют и на эмоциональное возбуждение. Мышечная работа снижает нервное напряжение и возникшие при этом отрицательные эмоции. При двигательной активности повышается частота дыхания, что улучшает степень насыщения крови кислородом.

Наблюдения, проводимые учеными, показали, что дети, раньше начавшие самостоятельно ходить, отли-чаются более быстрым совершенствованием речи. Дальнейшие длительные наблюдения за этими детьми выявили более высокие показатели учебной деятель-ности их в школе.

Мощным средством укрепления здоровья и пра-вильного физического развития является закалива-ние. Выдающиеся отечественные врачи, общественные деятели и педагоги подчеркивали важную роль зака-ливающих процедур в профилактике заболеваний. Первая книга в России о закаливании детского орга-низма Г. Н. Сперанского была опубликована в 1910 г. В дальнейшем были разработаны физиологические основы метода и правила закаливания ребенка с ранне-го возраста.

Основными условиями проведения оздоровительно-закаливающих мероприятий являются постепенность, систематичность, последовательность, индивидуаль-ный подход и учет эмоционального состояния ребенка. Важное значение имеет учет местных климатогеографических условий, т. е. правильное использование при-родных закаливающих факторов: воздуха, солнца и воды. Оздоровительно-закаливающий комплекс включает такие факторы, как воздушные и темпе-ратурные условия детских учреждений, соответствую-щая одежда детей в помещении и на прогулке, на занятиях физкультурой и пр.

Для осуществления задач физического воспитания детей необходимы следующие условия: соответствующая культурная обстановка (условия жизни ребенка);

ь соблюдение гигиенических правил;

ь регулярное, достаточное и полноценное питание;

ь устойчивый правильный режим, создающий воз-можности для нормальной жизни ребенка, его актив-ной деятельности, проведения с ним подвижных игр и занятий.

При выполнении этих условий следует соблюдать единство и согласованность оздоровительной и воспи-тательной работы в семье и в детских учреждениях.

Умственное воспитание -- это формирова-ние у детей представлений о простейших явлениях природы и общественной жизни, совершенствование ощущений и восприятий, развитие внимания, вооб-ражения, мышления, речи, игры. Умственное воспи-тание не сводится только к расширению объема при-обретаемых детьми знаний, но также развивает лю-бознательность и умственные способности, формирует простейшие способы умственной деятельности и выра-батывает волевые реакции и поведение ребенка.

Умственное развитие -- это количественные и каче-ственные изменения, происходящие в мыслительной деятельности ребенка. Развитие это протекает на основе опыта, приобретаемого ребенком, и под влия-нием воспитательных воздействий.

Ежедневная умственная нагрузка необходима для развития и укрепления здоровья ребенка, так как она способствует стремлению детей к творческой деятель-ности. Стремление к поиску целенаправленной дея-тельности, как известно, проявляется в самом раннем детстве.

Дети дошкольного возраста при неправильном воспитании иногда праздно проводят время, что является весьма опасным. Еще в XVIII в. выдающийся медик К. В. Гуфеланд отметил, что бездельники и лентяи старятся и дряхлеют значительно раньше времени. Современная наука еще не может полностью объяснить, почему это так происходит. Для правиль-ного умственного развития детей необходимо:

наличие соответствующих игрушек и пособий для проведения специальных занятий и самостоятельной игры;

ь положительное общение детей со взрослыми и между собой;

ь своевременное развитие у детей органов чувств, ощущений, восприятий, представлений, т. е. формиро-вание сенсорной культуры;

ь развитие речи, умение слушать и пересказывать;

ь развитие игры и других видов деятельности детей.

Умственное воспитание осуществляется путем обу-чения детей на занятиях и в жизни (в играх, труде и т. д.). Важное значение имеет своевременное раз-витие устной речи: пополнение запаса слов, обучение правильному произношению, грамматическому строю и т. д. Для развития внимания, памяти и других познавательных процессов личности необходимо разно-образить жизнь ребенка ежедневно и особенно в празд-ничные дни, проводя с ними занятия и игры. А. М. Горь-кий говорил, что игра является путем к познанию мира, в котором дети живут и который призваны изменить. То же можно сказать и о других видах деятельности, в процессе которых происходит развитие детей.

Нравственное воспитание -- это формиро-вание положительных черт характера человеческой личности, которые, определяют моральный облик со-ветского человека.

Ребенок с первых дней жизни связан с окружающими его людьми и общается с ними, в результате чего и возникают первые симпатии к людям. Позже его ин-тересует вопрос, что хорошо и что плохо. Дети при-сматриваются к поступкам своих товарищей и взрос-лых. Таким образом, постепенно в представлении детей создаются моральные мотивы поведения, которые нередко имеют еще весьма наивный характер. Для правильного нравственного воспитания необходимо:

ь установление правильных взаимоотношений между детьми, а также между детьми и взрослыми;

ь четкое выполнение режима и сохранение положи-тельного эмоционального состояния ребенка;

ь привитие любви к родной природе (это является основой воспитания патриотизма), к окружающим людям, к городу или селу, где ребенок находится, к дому, где он живет, и т. д.;

ь воспитание организованности и культуры поведе-ния ребенка.

С самого раннего детства следует развивать у детей умение доводить начатое дело до конца (на-пример, все кольца надеть на стержень пирамидки),

преодолевать встречающиеся затруднения (например, сделать некоторое усилие, чтобы перешагнуть канав-ку; немного подождать, когда дадут желаемую игруш-ку), спокойно относиться к неудачам и небольшим неприятностям (например, разлил суп или слегка ушибся). Необходимо воспитывать любознательность, сосредоточенность и многое другое, что лежит в осно-ве характера человека.

Трудовое воспитание является частью нравственного воспитания. В связи с тем что труд взрослого человека является его основной деятель-ностью, этот вид развития личности следует рассмат-ривать как составную часть воспитания подрастаю-щего поколения. Уже в дошкольном возрасте форми-руются такие качества ребенка, как трудолюбие, целенаправленность, организованность, умение прео-долевать трудности, а также воспитываются аккурат-ность и вкус к хорошо выполненной работе.

Основная задача -- это воспитать активного по-лезного человека для нашего общества. Для этого необходимо:

ь наличие пособий для активизации трудовой дея-тельности;

ь показ, пояснение и упражнение в действиях;

ь спокойная деловая обстановка, учитывающая воз-можности ребенка;

ь развитие самостоятельности у детей;

ь поощрение желания помогать старшим и своим товарищам;

ь постоянство требований к последовательности вы-полнения, к качеству трудовых действий и резуль-тату;

ь развитие творчества в формировании трудовых навыков.

Систематическое участие в трудовой деятельности повышает общее развитие детей, придает им уверен-ность в своих силах, формирует стремление преодо-левать посильные трудности и получать удовлетво-рение от проделанной работы.

Эстетическое воспитание -- это развитие художественного вкуса, привитие любви к прекрасно-му, к искусству, формирование творческой активности личности. Оно обеспечивает всестороннее развитие гармонической личности, являясь частью гуманисти-ческого воспитания. Ранний возраст является подготовительным этапом к эстетическому освоению окру-жающего мира. Ребенок радостно реагирует пока только на отдельные наиболее яркие игрушки, пред-меты, на ритмические движения, музыкальные звуки. Позже восприятие красивого, приятного, произведе-ний искусства совершенствуется. Используя разные виды искусства, воспитатель формирует у ребенка восприимчивость ко всему доброму и красивому, обо-гащает его духовный мир. Осуществляется это бла-годаря следующим условиям:

ь эстетика окружающей среды (здание детского учреждения, групповая комната, игрушки, одежда ребенка и окружающих его людей, домашняя обста-новка и др.);

ь оснащение педагогического процесса необходимыми для эстетического развития детей пособиями, матери-алами, музыкальными инструментами;

ь приобщение ребенка к истинной красоте природы, живописи, музыке, что ляжет в основу формирования эстетического вкуса и эстетических чувств, восприя-тий, суждений;

ь создать условия для активной деятельности детей;

ь учет индивидуальных способностей детей к твор-честву;

Эстетическое воспитание должно осуществляться всеми имеющимися воспитательными средствами изо-бразительного, музыкального искусства, через литера-туру и народное творчество и т. д.

Физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание осуществляется в соответствии с определенными принципами дошкольной педагоги-ки: активностью и интересом, сознательностью, нагляд-ностью, последовательностью и систематичностью, индивидуальным подходом к детям.

Активность является естественной потребностью ребенка, но ее надо умело направлять, поощрять к самостоятельной деятельности, развивая интерес к тому, что он делает, не подавляя инициативы.

Весьма внимательного и осторожного подхода тре-бует воспитание сознательности. Следует считаться с возможностями ребенка, так как многое он восприни-мает на веру, полагается на авторитет взрослых, обла-дает большой внушаемостью и стремлением подра-жать. Поэтому нельзя подменять сознание ребенка слепым подчинением авторитету взрослого или выра-боткой автоматической привычки. Действия должны быть осознанными и разумными.

Важное значение в работе с детьми имеет прин-цип наглядности, вытекающий из особенностей дет-ского восприятия и мышления. Великий русский педа-гог К. Д. Ушинский отмечал, что если ребенка учить запоминать неизвестные ему слова, не показывая предметы или картинки, то он долго и напрасно будет мучиться над ними, но, связав с картинками даже 20 таких слов, ребенок усваивает их на лету.

Принцип систематичности и последовательности получил свое отражение во всей работе детских учреж-дений: в организации режима, проведении специаль-ных занятий и т. д.

Неповторимость каждой человеческой личности обязывает воспитателей учитывать индивидуальные особенности детей. Воспитывая коллектив, надо рас-сматривать детей не как сумму однородных единиц, а как совокупность индивидуальностей, взаимно дополняющих друг друга.

  1. Выбор садика - это ваше общее дело
    Ходи смотреть детские садики с ребенком. Если ему сразу что-то не понравилось, то из этого стоит сделать вывод. Дети бывают очень чувствительны и хорошо ощущают обстановку и общее настроение того или иного коллектива. Но это не работает в том случае, когда у ребенка острое нежелание идти в садик вообще. Тогда он тебе о любом садике скажет, что тот чем-то плох.

    Одна моя знакомая так и поступила, взяла дочурку с собой на поиски садика. Мама присмотрела хороший детский сад недалеко от дома, который, по отзывам, был на хорошем счету в районе. Там, мол, и еда приличная, и воспитатели отлично обучены, и кружки есть. Но вот когда они пришли в садик, их сразу встретили не очень-то гостеприимно, а после заведующая начала рассказывать, что это садик престижный, сюда так просто не попасть.

    Семья у них не самая бедная, они готовы были и заплатить, но девочка всё решила сама. С очень серьезным видом, прямо при заведующей, она заявила: «Мама, в этот садик я не пойду! Давай поищем другой». Заметь, не заявила, что вообще не пойдет в садик, а просто не захотела в этот. В итоге девочка выбрала обычный детский сад. Ни родители, ни сам ребенок о выборе не пожалели.

    В этом есть огромный плюс, ведь ребенок чувствует, что ему можно выбрать, что его мнение учитывается. К тому же, участвуя в выборе садика, ребенок, скорее всего, не будет потом устраивать истерики, что не хочет туда идти. Это возможность немного облегчить весь этот процесс.

    © DepositPhotos

  2. Выбирай не садик, а воспитателя
    Воспитатель - это человек, который будет проводить с твоим ребенком очень много времени. Узнай, что это за человек, какое у него образование, какие отзывы дают другие родители. Важно, чтобы воспитатель смотрел на процесс воспитания так же, как ты сам. Тут уж выбирай критерии под себя, что важнее тебе. Кому-то важно, чтобы воспитатель был строгим и дисциплинировал ребенка, а кому-то нужен творческий подход к воспитанию.

    Знакомясь с воспитателем, постарайся не вызвать у него напряжения своими вопросами. Ведь контакт родителей и воспитателей - это залог успешного посещения садика ребенком.

    © DepositPhotos

  3. Узнай, сколько детей в группах
    Это один из важнейших критериев. Даже если садик будет самым лучшим, с новым ремонтом и прекрасными игрушками, это утратит смысл, если группы будут переполнены. В больших группах атмосфера более накаленная, а воспитателю просто не хватает времени уследить за всеми детками и уделить внимание каждому.

    Большие группы редко бывают сплоченными, ведь дети слишком разные. Не получается уютного общения, а еще дети болеют чаще. К тому же многим детям не комфортно среди большого количества других детей, им очень скоро надоедает садик. А уж каждый родитель понимает, что такое ребенок, который не желает идти в сад.

    © DepositPhotos

  4. Выясни всё о питании в детском саду
    Вкусная еда - тоже далеко не залог счастья. Есть много садиков, в которых готовят действительно хорошо и кормят детей полезной едой. Это куда лучше, чем вкусная, но абсолютно не полезная еда. Узнай, насколько продуман этот вопрос в учреждении, куда ты собираешься отдать ребенка.

    Другой вопрос, который нужно выяснить, заставляют ли детей доедать. Есть много историй о том, как воспитатели наказывали деток, которые отказывались всё доедать: вылитая за шиворот еда, публичные наказания. Нужно понимать, что ребенок тоже не любит какие-то продукты, и, если запихивать их в него насильно, можно дитя травмировать. Убедись, что в садике такого не допускают.

    © DepositPhotos

  5. Узнай, как детей наказывают за проступки
    Наказание - один из элементов воспитания, без которого не обойтись. Но и оно должно быть адекватным и справедливым. Этот вопрос нужно оговорить заранее. Наказания не должны быть унизительными, вроде битья по голове за то, что малыш не может уснуть.

    Наткнулась как-то на одну жуткую историю, когда ребенка выставляли без трусиков на подоконник за то, что он не мог уснуть днем, чтобы ему было стыдно за это перед мимо проходящими людьми. Это же настоящая дикость. Как потом такому ребенку вырасти без комплексов?

    Поэтому важно оговорить этот вопрос заранее и выяснить все нюансы. Наказание - это лишь маленький пунктик, по которому можно оценить отношение персонала к детям в целом.

    © DepositPhotos

  6. Определись, что важнее всего для тебя
    Выбирай сад, основываясь на том, как ты хочешь, чтобы развивался ребенок. Если ты хочешь, чтобы ребенок развивался физически, ищи садики с наличием спортивных занятий. Если тебе важен творческий подход, то найди садики, где будут заботиться об этом. В целом подбирай, основываясь на своих личных предпочтениях.

    © DepositPhotos

  7. Позаботься о своем удобстве
    Нет ничего плохого, если ты выберешь садик, который ближе к дому или к твоей работе. Заботиться о своем комфорте - это нормально. Так что не забывай учитывать этот фактор, выбирая детский сад для ребенка.

Основными направлениями дошкольного воспитания ребенка является культурное, психологическое, физическое и социальное развитие. То есть целью воспитания до школы является развитие малыша по всем личностным параметрам. И не так важно, когда ребенок, например, выучит буквы – в четыре или пять лет. Главное, чтобы у него зародился интерес к новым знаниям, навыкам и умениям.

Именно эти направления воспитания ребенка являются приоритетными в дошкольных учебных заведениях – детских садах. Основная задача воспитателей-педагогов – общеразвивающее образование. Оно должно обеспечивать полноценное физическое и психологическое развитие малышей.

Также как цели дошкольного образования можно отметить создание душевного комфорта, без которого невозможно полноценное психологическое развитие ребенка. И нравственно-патриотическое воспитание, которое призвано посеять в душе ребенка любовь и уважение к родителям – в первую очередь, затем – к родственникам, друзьям. Это те основы, которые впоследствии позволят развить в малыше умение беречь и ценить родной дом, улицу, школу, природу и все живое. Из этих целей вытекают и задачи, которые педагоги ставят перед собой в воспитании дошкольника.

Основные задачи в дошкольном воспитании

Есть несколько основных задач, призванных обеспечить полноценное развитие и воспитание ребенка до семи лет. Это приобщение детей к здоровому образу жизни, развитие положительного самоощущения малыша, обеспечение его эмоционального благополучия, стимуляция активности, любознательности, стремления к творческому самовыражению. Также это развитие компетентности в общении со сверстниками и взрослыми, выявление и развитие способностей ребенка. Это общие задачи, которым должны следовать не только воспитатели-педагоги в детских садах, но и родители малыша.

Есть и более узкие задачи, прописанные в типовом положении о дошкольном образовательном учреждении. К ним относятся: охрана жизни, укрепление психологического и физического состояния ребенка, воспитание уважения к правам и свободам человека, коррекция (при необходимости) недостатков физического и психологического развития детей, взаимодействие с семьями с целью оказания консультативной или методической помощи родителям.

Добросовестное отношение к выполнению этих задач со стороны воспитателей в детском саду и людей, окружающих ребенка дома, позволит обеспечить малышу полноценное психологическое и физическое развитие и подготовит его к более взрослой, школьной жизни.