Как психологи работают с детьми. Механизм позитивных изменений

Сегодня хочу написать о такой профессии, как детский психолог. Давайте вместе разберемся, нужен ли ребенку психолог, в каких случаях к нему можно обращаться и с какого возраста можно посещать детского психолога?

Для начала хочу отметить, что детский психолог – это не медицинская специальность и не стоит путать с психиатром или невропатологом. Выписывать и тем более ставить диагнозы, детский психолог не имеет права. Он не занимается проблемами внешнего вида ребенка и состоянием его внутренних органов, он занимается психологическими проблемами детей.

Когда идти к детскому психологу?

К детскому психологу можно обращаться по вопросам ребенка в возрасте от 0 до 17 лет. Хотя можно посетить детского психолога еще во время или во время беременности. Психолог поможет будущей маме подготовиться к предстоящим родам, пообщавшись со специалистом, мамочка будет лучше понимать, что хорошо для ее ребенка, а что не очень.

Детский психолог расскажет вам особенности развития психики ребенка, что очень поможет вам в будущем, ведь вы сможете правильно реагировать в различных ситуациях. Вы сможете четко понимать, на какие моменты в поведении ребенка стоит обратить особое внимание. И конечно, чем старше становится ваш малыш, тем большим количеством вопросов озадачиваются любящие родители. И вовремя оказанная психологическая консультация и психотерапия может помочь вам избежать серьезных проблем в развитии ребенка.

А что скажут люди?

На пути к детскому психологу, да и вообще к психологу бывает, стоит один страшный вопрос: «А что скажут люди?» К сожалению, наш народ, очень реагирует на мнение окружающих и выстраивает цепочку своих действий, часто исходя из вышеуказанного вопроса.

Дорогие родители, это большие предрассудки, которые нужно было уже давно искоренить. Так, что вам самим есть над чем работать. Тем более если этот вопрос вас все-таки волнует, сейчас можно посетить частного детского психолога или даже обратиться за помощью психолога онлайн.

С какими проблемами обращаться

За психологической консультацией можно обращаться по самым разнообразным вопросам: задержка в развитии, неврозы, агрессия, детские кризисы, опережение развития, взаимоотношения с сестрами-братьями. Также, можно обратиться с проблемой приучения к горшку, заикание, неуверенность в себе, проблемы с едой, капризы, гиперактивность, адаптация к детскому саду и школе.

В общем, практически по любому вопросу можно получить консультацию.

Чем же отличается детский психолог от взрослого? Особенностью работы. Детский психолог подбирает к каждому ребенку свой ключик. Сказкотерапия, арттерапия, глиняная и песочная терапия, – это далеко не полный перечень психологических подходов к вашему малышу.

Конечно, очень важно правильно выбрать детского психолога. Обязательно, чтоб у него был опыт работы с детьми такой же возрастной группы как и ваш малыш. Так как ребенок двух лет сильно отличается от трехгодовалого, и тем более от ребенка пяти и семи лет. Возможно, ваш раскроется не на первом сеансе. Стоит задуматься о смене психолога, если специалист не установил контакт с ребенком и на 4 – 5 сеансе. Хотя это совершенно не говорит о некомпетентности детского психолога, просто с данным ребенком лучше поработать другому специалисту. Ведь всем известно, что о любом враче найдется два абсолютно противоположных отзыва.

Только вы можете решать обращаться вам за консультацией к специалисту или нет. Но, подумайте, если вам тяжело с ребенком, вы не можете справиться с его, например, агрессией или истериками может, стоит обратиться за консультацией? Вам помогут выяснить причину такого поведения ребенка, вы сможете ее устранить и станете жить спокойно и счастливо?

Детский психолог – не панацея от всех болезней, но облегчить вам жизнь и помочь вам лучше понять вашего ребенка он точно сумеет.

Удачи вам и будьте здоровы.

Иногда случается так, что в жизни детей возникают разные трудности. Дети делают все возможное, чтобы их преодолеть. У кого-то это получается хорошо, а кому-то трудно справиться. Если близкие люди замечают такое, они могут обратиться к психологу. Впрочем, они могут продолжать не замечать и делать вид, что все нормально и само собой образуется. Однако по опыту, любые нарушения в поведении детей без посторонней помощи взрослого человека сами проходят редко, чаще они просто накапливаются как снежный ком или перерастают в другие формы неадекватного поведения.

Причина проблем - нарушение баланса и равновесия

Моя работа с детьми позволила мне накопить опыт и научиться более внимательно относиться к тому, как устроен мир ребенка.

Когда я встречаю ребенка, обнаруживающего те или иные расстройства, я знаю, что имею дело с нарушением естественного равновесия, функционирования всего организма и личности. Моя задача помочь возвратить сбалансированность и восстановить нарушенные функции, содействовать нормальному развитию и личностному росту ребенка.

На что я опираюсь в своей работе с детьми? Я рассматриваю психическое здоровье ребенка в контексте процесса его взаимодействия с окружающей средой. Большинство детей, нуждающихся в помощи, имеют одну общую особенность: в силу тех или иных причин у них нарушена способность творчески приспосабливаться и контактировать с окружающей действительностью.

Как возникают нарушения и проблемы?

Когда маленький ребенок приходит в этот мир, он живет своими ощущениями и чувствами. Он такой, какой он есть, ему нравится чувствовать свое тело, двигать ногами, руками, прикасаться к предметам. Каждый родившийся ребенок нуждается в безопасности, принятии и любви, в движении и новых впечатлениях. Это заложено в детях природой и принято называть потребностями. Всем своим существом ребенок ищет их удовлетворения. Однако со временем дети убеждаются, что жизнь далека от совершенства, что мир порой бывает двойственный и противоречивый и не всегда то, что хочется самому ребенку, нравится другим людям. Взрослые, зачастую под масками накопившихся проблем, словно заколдованные, видят в ребенке несбывшиеся мечты, тревоги или разочарования и начинают что-то делать в нем для себя, не замечая его настоящие потребности. А они так порой просты: ребенку важно чувствовать, что его любят и принимают, что ему безопасно и уютно в этом мире.

Как дети "защищаются"?

Когда настоящие чувства и потребности игнорируются взрослыми, ребенок научается защищаться от боли, одиночества, страха всеми возможными способами. Некоторые нападают первыми прежде, чем это сделают с ними - тогда родители часто обращаются с проблемой агрессивного поведения ребенка. Другие дети создают фантастические образы и миры и остаются там, где им безопаснее и уютнее - тогда родители обращаются с проблемой того, что их дети не разговаривают или говорят очень мало. Третьи часто болеют - и тогда родители включаются в бесконечную гонку по врачам, не понимая, что ребенку только этого и надо, ведь тем самым он получает то внимание, которого ему очень не хватает в семье. Кто-то становится необычно «вежливым» и хорошим, а кто-то агрессивным и раздражительным. Способы, которыми дети научаются защищаться от непереносимых чувств, многообразны до бесконечности.

А когда все же ребенку не удается получить то, что ему не хватает, он начинает жертвовать самым главным - самим собой, чувствами, готов отказываться от желаний ради маминой улыбки, ради спокойствия в доме, ради того, чтобы не слышать крик или вернуть папу. Так, он встает на путь потери себя, утрачивая внутреннюю силу Я. Ведь здоровое непрерывное развитие ощущений, тела, чувств и интеллекта ребенка - это основа его чувства Я. Сильное чувство Я позволяет устанавливать хорошие контакты с окружением и людьми в этом окружении.

Как работает детский психолог?

Поэтому, когда я работаю с ребенком, я пробую «раскопать» под слоями симптомов и нарушенного поведения - что же на самом деле хочет этот человек, в чем его истинная уникальность и сущность. А для этого мы вместе исследуем его желания и потребности, восстанавливаем и усиливаем то, что когда-то было дано ему и со временем начало утрачиваться. Когда ребенок узнает свои ощущения, чувства и потребности, он научается их принимать, выражать и делать самостоятельный выбор в сторону их удовлетворения, у него появляется чувство внутренней силы и здоровое отношение к жизни. Так, постепенно мы вместе создаем и развиваем у ребенка внутреннюю целостность, улучшаем контакт с его телом, чувствами, интеллектом. И когда это получается, начинают исчезать симптомы и поведение, в которых проявлялось неадекватное самовыражение.

Психолог - проводник от мира ребенка к миру взрослых

Многие родители могут проникнуться недоверием и сомнением к таким несколько абстрактным словам. Как же это поможет, могут спросить они, моей дочери или сыну лучше учиться, не воровать, спокойней спать по ночам и ездить одному в лифте, не падать при каждом посещении магазина на пол, демонстрируя силу и громкость своего голоса, да и просто хоть немного меньше болеть. Для этого детский психолог и является проводником от мира ребенка к миру взрослых, он пробует перевести неясные послания ребенка его родителям. Ребенок ничего не хочет делать, постоянно замкнут и подавлен? Что может скрываться за таким способом жить? Возможно боль от недостатка любви, буря самых разных невыраженных эмоций, огромное количество творческого потенциала, которому не нашлось применения… Используя разнообразные техники и средства я вместе с ребенком пробую узнавать и искать разные способы быть собой и получать то, что насущно важно.

Это важно знать родителям

Порой бывает, что не каждый родитель готов услышать то, о чем говорит ребенок. Не каждый, например, готов встретиться с правдой, которая может быть очень болезненной. Иногда хочется, чтобы ребенок изменился без изменения самих себя, чтобы психолог «пошурудил в коробочке», сказал волшебные слова и ребенок стал как прежде - перестал писаться в постель, начал хорошо учиться, не закатывал истерики и не воровал вещи. Но за правдой такого разного поведения может выясниться, что писается ребенок в постель, потому что днем мама или папа все время на него кричат, плохо учится, потому что это единственный способ подольше вечером за уроками посидеть рядом с мамой, а ворует, потому что… попробуйте пофантазировать сами.

Ребенок отражает, как в зеркале, то, что не всегда готовы признать взрослые в себе. Раз ребенок так научился жить, значит, так было кому-то удобно. И если родители действительно хотят, чтобы ребенок изменился, нужно самим быть готовым к изменениям.

И еще немного об основаниях в работе...

В начале своей практики я стремительно старалась накапливать теоретические основания по возрастной психологии, взятые из разных концепций и школ (психоанализ, гуманистическая, отечественная психология), основы семейного консультирования, практическая диагностика, и т.д. Это придавало уверенности, но зачастую мешало просто быть рядом с ребенком, видеть его, а не его диагнозы, описанные в учебниках по детской психиатрии. Теоретическая база очень важна, но со временем я все больше убеждаюсь, что основным инструментом в работе психолога с детьми - является он сам, со своим искренним интересом к тому, что происходит с ребенком, способностью принимать его субъективный мир, не оценивать, слушать, наблюдать, быть честным и творческим в контакте.

Механизм позитивных изменений

В своей работе я опираюсь на принципы, сформулированные в рамках гештальт-подхода. Одним из базовых фундаментов этого подхода является взгляд на природу изменений человека, изложенный А. Бейссером. Его теория парадоксальных изменений заключается в следующем: изменение происходит тогда, когда человек становится тем, кто он есть на самом деле, а не тогда, когда он пытается стать тем, кем он не является. Изменение не происходит через намеренную попытку изменить себя самого или кого-либо, но происходит тогда, когда человек старается быть тем, кто он есть на самом деле - быть полностью вовлеченным в настоящее.

Все, что я делаю, это только помогаю ребенку узнать, какой он есть на самом деле. Для этого я присутствую рядом с ним, показывая, что я открыта для всего, что будет происходить, принимать его чувства и готова быть собой в этих отношениях. При безопасном присутствии у ребенка появляется возможность экспериментировать со своими чувствами, ощущениями, телом, приобретать новый опыт и заново открывать себя, взращивать свою внутреннюю идентичность и целостность. Когда ребенок достигает полноты самоощущения, он научается видеть мир таким, какой он есть, пробует новые способы получать то, что ему необходимо, чтобы почувствовать себя достаточно уверенно и уютно в этом мире. Думаю, что любой любящий родитель хотел бы пожелать своему ребенку такого маленького опыта, способного изменить всю жизнь.

Детский психолог – это специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком, помогает ему преодолеть возникшие психологические трудности, наладить контакт между ребёнком и взрослым.

Обычно в процесс психологической работы детский психолог включает не только ребёнка, но и родителей. Работа специалиста направлена на выявление причин возникновения проблемы и поиск её решений. Детский психолог понимает особенности развития ребенка, возрастные кризисы, через которые он проходит, закономерности работы его психики, важность различных видов деятельности на определенных этапах его жизни.

Какое образование у детского психолога?

У детского психолога, как правило, высшее психологическое образование. Базовый курс по возрастной и детской психологии входит в обязательный перечень дисциплин для получения высшего психологического образования. Если психолог решил выбрать для себя специализацию по детской психологии, он может проходить курсы повышения квалификации по детской психологии, различные тренинги и семинары.

Чтобы стать детским психотерапевтом, необходимо получить медицинское образование по специальности «психиатр».

Подробно про образование и опыт работы психолога нашего проекта Екатерины Кес .

Зачем идти к детскому психологу?

К детскому психологу нужно идти тогда, когда вы видите, что сами не в состоянии помочь вашему ребёнку справиться с теми проблемами, которые у него появились. Лучше всего не ждать, когда «само пройдёт», а как можно скорее, чтобы состояние ребёнка не усугублялось и его проблемы не становились хроническими.

Детский психолог поможет вашему ребёнку справиться с эмоциональными и поведенческими проблемами, сложностями в общении со сверстниками и взрослыми, с трудностями в обучении и со многими другими возникшими проблемами.

Специалист поможет вам понять, почему у ребёнка возникли те или иные трудности и какие есть пути решения возникших проблем, даст вам необходимые рекомендации.

Психолог также может заниматься образовательной работой и проводить для родителей на разные темы по детской психологии.

Какие услуги предоставляет детский психолог?

Детский психолог проводит консультации для родителей, психологическую диагностику (психодиагностику) ребёнка, диагностирует стиль воспитания, который используют родители, проводит индивидуальные и групповые занятия с детьми.

Детский психолог может проводить арт-терапию, сказка-терапию, песочную и , психокоррекционные занятия с ребёнком.


Специалист может проводить различные .

Детский и семейный психолог нашего проекта также проводит скайп-консультации для родителей и диагностику родительского стиля воспитания с последующими рекомендациями.

С какими проблемами работает детский психолог?

Давайте посмотрим на широкий спектр проблем, которые могут возникать у ребёнка в разные периоды его жизни и в случае возникновения которых необходимо обратиться за консультацией к специалисту.

  • и импульсивное поведение,
  • замкнутость,
  • вредные привычки (кусание или грызение ногтей, сосание предметов, навязчивый онанизм),
  • робость и застенчивость,
  • повышенная тревожность,
  • обидчивость,
  • страхи,
  • невнимательность,
  • трудности в пересказе текста,
  • неусидчивость,
  • плохая работа в классе при отличной работе дома,
  • и школе,
  • проблемы общения со сверстниками и взрослыми,
  • нарушения в развитии познавательных процессов (память, мышление, внимание, ),
  • низкая самооценка и неуверенность в себе,
  • повышенная возбудимость и гиперактивность,
  • , не усваивает материал,
  • психосоматические проблемы (энурез, энкопрез),
  • ревность и .

Также к психологу можно обратиться для того, чтобы получить рекомендации о и проверить перед поступлением в 1 класс.

Как выбрать детского психолога?

Лучше всего выбирать психолога по рекомендации. Спросите у ваших друзей и знакомых, знают ли они хорошего специалиста, которого могут порекомендовать. Если таких знакомых нет, можно обратиться в психологический центр в вашем городе. Если в центре работают несколько детских психологов, спросите администратора, к кому из них записываются чаще и запишитесь именно к нему. Можно набрать в интернете в поиске «детский психолог» и посмотреть, кто работает в вашем городе.

Прежде чем остановить свой выбор на одном из специалистов, обязательно найдите информацию о его образовании, опыте работы и прочитайте отзывы тех, кому он оказал помощь.

На нашем сайте приём ведёт опытный детский и семейный психолог Екатерина Кес. Ее книгу «Как воспитать счастливого ребенка», вы можете .

Как записаться на приём к детскому психологу?

На нашем сайте вы можете записаться на скайп-консультацию к детскому психологу Екатерине Кес, чтобы подробно обсудить с ней возникшие у вас вопросы в связи с вашим ребёнком, а также пройти диагностику вашего стиля воспитания. Чтобы записаться на консультацию, .

Первый контакт с детским психологом.

Обычно детский психолог сначала беседует с родителями и выясняет причину обращения, а также все подробности, связанные с возникшей у ребёнка проблемой. Иногда на самую первую беседу детский психолог может пригласить также и ребёнка, чтобы он тоже принимал участие в разговоре. Затем детский психолог примет решение о том, какая форма работы с ребёнком и его семьёй будет наиболее полезна в данном конкретном случае.

Формы работы детского психолога.

Детский психолог проводит консультации для родителей, индивидуальные занятия с ребёнком (игровую и песочную терапию, арт-терапию, сказко-терапию), групповые занятия с детьми (детские тренинги), психодиагостику ребёнка, психодиагностику стиля воспитания родителей, .

В первую очередь детский психолог сам является инструментом психологической помощи. От того, как психолог будет взаимодействовать с ребёнком и родителями на протяжении всей психологической работы, в значительной степени зависит конечный результат.

К другим инструментам детского психолога можно отнести различные психодиагностические методики (тесты, опросники), наборы для (фигурки животных, людей, конструктор, машинки), песочница и с песком для проведения песочной терапии, краски, пластилин – для арт-терапии, подушки и детская боксёрская груша для работы с и многие другие подручные средства, с помощью которых психолог может установить и проводить психологические занятия с ним.

Методы работы детского психолога.

К методам работы детского психолога можно отнести беседу, психодиагностику (тестирование), игру (игровая терапия), рисование и лепку (арт-терапия) рассказывание и придумывание историй (сказко-терапия) и другие.

Направления работы детского психолога.

К направлениям работы детского психолога можно отнести:

  • Консультирование родителей ребёнка;
  • Индивидуальные занятия с ребёнком;
  • Психодиагностика детско-родительских отношений;
  • Психодиагностика личности ребёнка;
  • Коррекционные занятия с ребёнком;
  • Развивающие занятия c ребёнком индивидуальные;
  • Развивающие занятия с ребёнком групповые;
  • Профориентация старшеклассников;
  • Проведение .

Обычно в кабинете детского психолога есть всё необходимое, чтобы ребёнок почувствовал себя уютно: различные игрушки, настольные игры, книги, краски, цветные карандаши, пластилин.

Как правило, в кабинете есть ковёр, чтобы ребёнок мог сидеть и заниматься на полу.

Принципы работы детского психолога.

  1. Не навреди.
  2. Не оценивай.
  3. Сохраняй беспристрастность восприятие.
  4. Принцип осведомленного согласия – необходимость объяснять родителям все особенности психологической работы с их ребёнком.
  5. Признавай право за ребёнком и родителями на .
  6. Принцип конфиденциальности, т. е. сохранение профессиональной тайны.
  7. Принцип профессиональной компетентности: не берись за те направления работы, в которых сам хорошо разбираешься, не используй психологические методики, которыми в должной степени не владеешь.

Алгоритм работы детского психолога.

Детский психолог сначала встречается с родителями ребёнка, чтобы выяснить все подробности, связанные с причиной обращения за помощью. Иногда психолог может принять решение пригласить на первую консультацию не только родителей, но и ребёнка, чтобы все вместе могли принять участие в беседе. Как правило, если ребёнок является школьником, он может полноценно участвовать в совместной беседе. Затем детский психолог решает, какой вид психологической помощи будет оказан ребёнку и его семье.

Задачи детского психолога

– научить родителей и детей эффективным , помочь родителям пережить возрастные кризисы ребенка, помочь ребёнку адаптироваться в обществе, а также оказать поддержку при различных поведенческих и эмоциональных нарушениях у ребенка.

Цели детского психолога

– решить проблему, которая возникла у ребенка или воспитывающих его взрослых, через анализ сложившейся ситуации, обучение родителей, психологическую работу с ребёнком, восстановление баланса во взаимоотношениях между ребёнком и родителями, восстановление благоприятного психологического климата в семье.

Как работает детский психолог?

Детский психолог работает с актуальным состоянием ребенка, проводит первичное собеседование и диагностику, задает вопросы родителям о жизненной ситуации ребёнка и о структуре семьи, а затем проводит занятия с ребёнком (иногда совместно с родителями). В процессе общения детский психолог создает условия для того, чтобы ребёнок смог свободно выражать свои чувства и желания, справился с эмоциональными и поведенческими трудностями, а родители — осознали причины возникновения проблемы у ребёнка и поняли, как их решить.

Длительность приёма у детского психолога.

Обычно длительность приёма у детского психолога составляет от 50 до 60 минут.

Мифы о детском психологе.

Существует несколько мифов о работе и личности детского психолога, которые мы сейчас рассмотрим.

Миф № 1. Детским психологом может работать только психолог, у которого есть свои дети. Это не так, потому что в своей работе специалист опирается на объективные знания и научные факты, а не на свой жизненный опыт.

Миф № 2. Хороший детский психолог – это специалист с многолетним стажем работы. Совсем необязательно. Многие дети и подростки намного проще устанавливают контакт с более молодыми специалистами, которые располагают их к непосредственному и неформальному общению.

Миф № 3. Детский психолог – это врач. Это совсем не так. Не нужно путать детского психолога и с детским психотерапевтом или психиатром. Образование первого – психологическое, образование двух других специалистов – медицинское. Детский психолог не лечит, не ставит диагнозы и не выписывает таблетки. У него другие инструменты работы.

Миф № 4. Детский психолог объяснит моему ребёнку, как нужно себя вести. Это заблуждение. Часто родители полагают, что после беседы с детским психологом поведение ребёнка сразу изменится. Но так не бывает.

Детский психолог не будет читать ребёнку лекции и объяснять, как нужно себя вести. У детского психолога совсем другие цели и задачи. Он должен установить с ребёнком хороший, доверительный контакт и помочь ребёнку лучше понимать себя, свои чувства и мысли, свои желания и мотивы поступков. Только через это понимание в поведении ребёнка начнутся изменения. При этом очень важно, чтобы родители выполняли рекомендации психолога.

Чтобы скачать книгу детского и семейного психолога Екатерины Кес «Как воспитать счастливого ребенка», .

В некоторых случаях при возникновении у ребенка проблем психологического характера, поддержки родителей недостаточно, и тогда на помощь приходит детский психолог. Именно этот специалист чаще всего становится незаменимым посредником между родителями и ребенком, главной задачей которого является налаживание между ними прочной эмоциональной связи.

Родители и другие взрослые родственники часто не понимают, почему у малыша возникают конфликты со сверстниками, почему он плохо успевает в школе, устраивает истерики и не слушается дома. Корнем всех этих проблем может быть серьезный внутренний психологический конфликт, не дающий личности полноценно и гармонично развиваться в детском возрасте.


Чтобы понять, что происходит с вашим ребенком, лучше всего записаться на консультацию к хорошему детскому психологу. Помощь детского психолога может понадобиться, как ребенку младшего школьного возраста, так и подростку. Главное – своевременно проконсультироваться с психологом, выявить и начать работу над имеющимися проблемами. Игнорировать неблагоприятное психологическое состояние ребенка или подростка очень опасно, так как впоследствии оно может привести к развитию психических и психосоматических заболеваний.

Что входит в сферу деятельности детского психолога

Детский психолог – это специалист, оказывающий психологическую помощь детям и изучающий функционирование их психики с учетом возрастных особенностей. Психология является одной из самых бурно развивающихся наук, поэтому быть специалистом в этой сфере считается очень престижным. Вопреки распространенному заблуждению детский психолог – это не врач, так как у него нет высшего медицинского образования. Поэтому нельзя сказать, что детский психолог лечит психические расстройства или заболевания.


Основная задача этого специалиста – оказание психологической поддержки и помощь в решении психологически сложных жизненных ситуаций, с которыми может столкнуться ребенок.


Детский психолог обязательно должен иметь высшее образование по специальности «психология» и дополнительно пройти специализацию по детской психологии. В ходе своего обучения он получает углубленные знания об особенностях формирования и функционирования детской психики на разных возрастных этапах, а также осваивает необходимые практические навыки для дальнейшей работы с детьми и их родителями. Проконсультироваться у детского психолога можно в специализированных центрах психологической поддержки детей, частных кабинетах. Детские психологи также работают на базе дошкольных и школьных учебных учреждений. Желательно заранее записываться на прием к востребованному специалисту, чтобы избежать очередей и длительного ожидания.

Отличие от других специалистов

Не следует путать детского психолога с психиатром или психотерапевтом. Детский психолог занимается проблемами психически здоровых детей, имеющих определенные психологические особенности или попавших в непростую ситуацию в семье или коллективе. В то же время детский психиатр занимается диагностикой и лечением психических расстройств, в том числе и при помощи лекарственных средств и специального режима. Психиатр имеет высшее медицинское образование, то есть является врачом и работает с маленькими пациентами, нуждающимися в квалифицированной психиатрической помощи.


Детский психотерапевт также является врачом и прошел обучение специальности «психиатрия», однако в своей практике он использует преимущественно методы психотерапии, а лекарства и другие варианты лечебного воздействия являются только вспомогательными. Психотерапевт помогает пациентам при помощи беседы и детального анализа прошлых, настоящих проблем и конфликтных ситуаций. Психотерапевт также может помочь, если на фоне сильного стресса в детском возрасте появились признаки психосоматического заболевания или подозрения на невроз.

Когда нужно обращаться к специалисту

Родителям очень важно своевременно заметить изменения в поведении и эмоциональном состоянии своего ребенка. Нередко частые капризы, беспричинные слезы и непослушание являются неосознанной просьбой о помощи и поддержке. Поэтому не стоит сразу объяснять плохое поведение ребенка дурным характером или избалованностью, потому что так вы можете не заметить начало тяжелого внутреннего психоэмоционального конфликта у малыша. Помощь детского психолога может понадобиться, если ваш ребенок:

  • Очень застенчив , испытывает большие трудности при общении со сверстниками. Застенчивость очень часто напрямую связана с негативным восприятием своего тела и личности, поэтому важно помочь ребенку преодолеть эту черту как можно раньше. Застенчивость и замкнутость приводят к тому, что ребенок не может полноценно адаптироваться к новому окружению и испытывает сильный стресс при попадании в новую социальную группу (переход из детского сада в школу, перевод в другую школу, переезд и так далее).
  • Гиперактивный . Чрезмерная активность является одной из наиболее часто встречающихся проблем у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ребенка сложно успокоить и привлечь к полезной деятельности, он неусидчив, плохо концентрирует внимание, что приводит к плохой успеваемости в школе. Гиперактивность в таких случаях становится главной причиной конфликтов между родителями и малышом. Детский психолог поможет ребенку научиться управлять своей энергией и переменчивыми желаниями, концентрироваться на учебе и полезном проведении досуга.
  • Часто пугается , склонен к тревожности и переживаниям. Многие дети сталкиваются со страхом темноты, одиночества, фантастических чудищ. Эти, на взрослый взгляд, беспочвенные и несущественные страхи, могут нанести серьезный урон психике ребенка. Именно поэтому важно как можно быстрее от них избавиться и предотвратить появление страхов в будущем. При игнорировании проблемы страх может перерасти в фобию, которая является одним из симптомов психических расстройств.
  • Агрессивный . Существует множество причин агрессивного поведения ребенка, выявить и устранить которые поможет квалифицированный специалист. Склонность к чрезмерной агрессии вредит здоровью ребенка и окружающих его детей, а в будущем может стать почвой для формирования вспыльчивого и жестокого характера. Поэтому нельзя закрывать глаза на вспышки агрессии у крохи, особенно если они повторяются регулярно. Психолог поможет избавиться от агрессивности и настроить ребенка на доброжелательные взаимоотношения с окружающими.
  • Плохо учится в школе . Еще одной важной задачей детских психологов является помощь ученикам, которые по каким-то причинам не справляются со школьной программой. Если у ребенка не диагностирована умственная отсталость, но он с завидным постоянством приносит из школы двойки, то у этого явления могут быть серьезные причины. Например, страх ответа перед классом, произошедшая ранее конфликтная ситуация с учителем или одноклассниками, неумение концентрироваться на важной информации, отсутствие интереса к предмету и понимания его важности для будущего. Работа с психологом в таком случае поможет эффективно устранить имеющиеся проблемы.
  • Прошел через травмирующую ситуацию . Травмирующей ситуацией для детской психики может быть развод родителей, смерть родственника, постоянные ссоры в семейном кругу, переезд и даже рождения братика или сестренки. Нужно обязательно обратиться к детскому психологу, если подобные ситуации произошли в прошлом (даже если вам кажется, что прошло уже много времени и все забылось). Специально обученные детские психологи также работают с детьми, столкнувшимися с домашним насилием или пережившими стихийное бедствие, военные действия или другие чрезвычайные события.


Каждый ребенок с самого раннего детства уже является полноценной личностью, имеющей свои переживания, проблемы и страхи. Бережное отношение к детской психике и подключение при необходимости специалистов в этой сфере позволит избежать многих неприятных последствий в будущем, поэтому если хотя бы один из вышеперечисленных пунктов касается вашего малыша, консультация у детского психолога пойдет ему и вам только на пользу.

Как работает детский психолог

Психолог для детей, столкнувшихся с определенными трудностями на том или ином периоде взросления, играет очень важную роль для гармоничного и здорового восприятия, как собственной личности, так и окружающей среды. Поэтому специалист в сфере детской психологии должен находить контакт с самыми разными детьми и уметь выстраивать с ними доверительные отношения.


Первичная консультация у специалиста начинается с налаживания контакта между ним, ребенком и родителями. Далее проводится психодиагностика ребенка, результаты которой позволят судить о наличии или отсутствии психических отклонений и раскрывают психологические особенности его личности.


Во время первой консультации также определяют, как именно в дальнейшем будет проходить работа с ребенком и сколько приблизительно времени необходимо для устранения психологической проблемы. На консультации у детского психолога родители получают всю нужную информацию о состоянии психики малыша и рекомендации по воспитательному процессу, улучшению взаимоотношений в семье.


Чтобы добиться нужного результата, детский психолог и родители должны работать вместе и создавать ребенку благоприятные условия для развития.


Детские психологи располагают множеством специальных методик, направленных на коррекцию тех или иных психологических проблем ребенка. Занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми, в зависимости от того, какое общение нужно малышу на данном этапе. Работа с детьми младшего возраста проходит в непринужденной, игровой форме. В кабинете детского психолога должна быть создана приятная атмосфера, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно. Широко применяется арт-терапия, обучение полезным навыкам и правильному поведению на примере сказок, воспитательные беседы, проходящие в форме активного диалога с ребенком.


Многие родители к детскому психологу обращаются для того, чтобы узнать, соответствует ли психика их ребенка возрастной норме. Если в ходе работы с малышом у детского психолога появятся подозрения на более серьезные проблемы (психические отклонения), то он может порекомендовать родителям обследование ребенка у психиатра, который сможет провести диагностику и дать официальное заключение. Если же никаких психических заболеваний у малыша не обнаружили, то регулярные занятия с детским психологом и активная позиция родителей помогут в ближайшее время справиться с любой, даже самой сложной детской психологической проблемой.

Если какие-то причины привели вас к мысли об обращении к детскому психологу, в чем же может заключаться его работа:

  • Психодиагностика . Любой психолог владеет довольно большим набором психодиагностических средств и методик. Их цель – определить объективное состояние ребенка, выделить его причины, а также оценить уровень развития тех или иных психических процессов (памяти, внимания, мышления и т.д.). Если для взрослых часто используются тестовые методики, известные многим, то в арсенале детского психолога обычно это особые методики для детей. Специалист может попросить вашего ребенка что-то нарисовать, может поиграть с ним в увлекательную игру – на самом же деле с помощью этих процедур выявить необходимые данные.
  • Развивающие занятия . С помощью развивающих психологических игр психолог поможет развить у ребенка разные необходимые навыки и качества. Внимание, память, усидчивость, логическое и образное мышление – в арсенале детского психолога развивающие игры для самых разных возрастов. Чаще всего, развивающие психологические занятия проводятся сразу с группой детей, в таком случае ребенок также учится общаться с другими детьми, воспринимать социальные нормы.
  • Детская психотерапия . При наличии у ребенка серьезных эмоциональных или личностных трудностей может потребоваться специально организованная психотерапевтическая работа. Это могут быть занятия на снятие тревожности, страхов, на повышение самооценки, на снятие агрессивных тенденций. Детская психотерапия может потребоваться, если ребенок пережил сильный стресс- потерю близких, физическое или психическое насилие и т.п.
    Методы, применяемые в детской психотерапии, многообразны. Например, для совсем маленьких детей очень действенным методом оказывается так называемая песочная терапия (специально организованные занятия с песком). Для детей постарше очень эффективна бывает сказкотерапия (занятия с применением специальных психотерапевтических сказок, как готовых, так и составляемых в ходе взаимодействия ребенка с психологом). Игра, рисунок, сказка – все знакомые и интересные для ребенка предметы и занятия становятся в руках специалиста мощным средством помощи.
  • Консультирование родителей и семейное консультирование . У психологов есть такая известная аксиома «Проблемы маленьких детей – это проблемы родителей». И это на самом деле так. При внимательном рассмотрении причины всех детских трудностей находятся в семейных проблемах и конфликтах, неадекватности стиля воспитания и т.д. Потому зачастую получается так, что для решения проблемы ребенка достаточно родителям самим разобраться в причинах и изменить что-то в своем поведении, в ситуации, окружающей ребенка.
    Психолог на консультации поможет вам увидеть себя со стороны, объективно оценить свои методы воспитания. Хороший психолог никогда не будет судить или упрекать вас за что бы то ни было, он просто даст вам в руки новые, более эффективные инструменты воспитания, расскажет больше о возрастных особенностях малыша.
    Грамотно проведенная консультация очень часто снимает необходимость специальной психологической работы с самим ребенком. И с другой стороны, работа психолога с ребенком без параллельного консультирования родителей обычно малоэффективна, ведь после занятий ребенок вновь возвращается в семью.