Каким должен быть воспитатель? Профессиональные качества воспитателя детского сада. Каким должен быть воспитатель детского сада

Иллюстрация — Анна Лукьянова.

Профессия воспитатель появилась в ХIХ веке. В связи с тем, что женщина начала заниматься общественным трудом, появилась необходимость в создании сети дошкольных учреждений. В процессе развития системы детских садов и появилась новая профессия – воспитатель дошкольного образования. И в современном обществе это одна из самых важных профессий. Конечно, никто не сможет заменить ребёнку общения с родителями, но реальность нашей жизни такова, что современные родители, бабушки и дедушки большую часть времени заняты на работе. Поэтому учит ребенка самостоятельности, правилам поведения, готовит к школе именно воспитатель.

Воспитатель дошкольного образования – это не просто профессия, а призвание и каждодневный огромный труд. Многие очень быстро уходят из этой профессии, потому что не видят себя в ней.

Где можно получить профессию Воспитатель дошкольного образования?

В современном обществе к воспитателю дошкольного образования предъявляются серьезные требования. Поэтому воспитатель детского сада должен иметь специальное образование. Среднее профессиональное образование можно получить в педагогическом колледже. Либо необходимо пройти соответствующее обучение в педагогическом институте или университете на факультете дошкольной педагогики и психологии. Получить образование в учебных заведениях можно по дневной или заочной форме обучения на базе неполного среднего и среднего образования. Кроме этого, обучение возможно на бюджетной и платной основе.

В любом дошкольном учреждении будут рады не только специалисту с дипломом о среднем или высшем профессиональном образовании, но и специалисту, имеющему дополнительную специализацию . Например, инструктор по физической культуре, логопед, специалист по изобразительной деятельности и другие.

Каковы обязанности у воспитателя?

В ряде нормативных документов чётко прописаны обязанности воспитателя. Это такие юридические документы как:

  • трудовой договор, который заключают воспитатель ДОУ и работодатель;
  • должностная инструкция;
  • санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13.

В соответствии с этими документами и будет выполнять свои обязанности воспитатель дошкольного образования.

Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения инновационных технологий в практику работы детских садов. Вводимые в практику федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) предъявляют определенные требования к структуре общеобразовательной программы и выделенным в ней четырем образовательным областям (коммуникативно-личностной, познавательно-речевой, художественно-эстетической и области физического развития). А также, на основе взаимодействия взрослого и ребенка предполагается построение образовательного процесса в детском саду. Поэтому совершенствуются требования и к профессиональным качествам воспитателя.

Появилось новое понятие «профессиональная компетентность» , которая проявляется в способности эффективно осуществлять педагогическую деятельность, определённую должностными обязанностями, и основана на научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Профессиональная компетентность предполагает, что воспитатель дошкольного образования владеет необходимой базой профессионально значимых установок и личностных качеств, теоретических знаний, профессиональных умений и навыков, которые он будет совершенствовать в процессе самообразования.

На обсуждение вынесен проект под названием «Профессиональный стандарт педагога» (концепция и содержание), который планируется ввести в действие к сентябрю 2014 года. В этом проекте в п. 4.5. перечислены профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования.

Согласно этому проекту педагог дошкольного образования должен:

Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования (ФГТ).

Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.

Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.

Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.

Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.

Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Какими качествами должен обладать воспитатель?

Специфика профессиональной деятельности предъявляет к воспитателю дошкольного образования определённые требования. И, чтобы выполнять свои профессиональные обязанности, он должен обладать определёнными качествами личности. Вот некоторые из них:

  • Профессиональная направленность.

В основе такого качества личности, как профессиональная направленно, лежит интерес к профессии воспитателя и любовь к детям, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Именно эти факторы побуждают к стремлению овладеть педагогическими знаниями и постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень.

  • Эмпатия.

Это чувство характеризуется умением сопереживать и сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания ребёнка. Воспитатель дошкольного образования, зная возрастные особенности дошкольников, должен внимательно замечать малейшие изменения в поведении ребёнка, проявлять чуткость, заботливость, доброжелательность, тактичность во взаимоотношениях.

  • Педагогический такт.

Тактичность – это чувство меры, которое проявляется в умении соблюдать правила приличия и вести себя должным образом. Когда в действиях воспитателя находят оптимальное сочетание ласка и твердость, доброта и взыскательность, доверие и контроль, шутка и строгость, гибкость поведения и воспитательных действий, можно говорить о тактичности воспитателя.

Наравне с требовательностью к участникам воспитательного процесса (детям, родителям, коллегам) воспитатель дошкольного образования остаётся к ним доброжелательным, верит в их силы и возможности.

  • Педагогический оптимизм.

Основой педагогического оптимизма является вера воспитателя в силы и возможности каждого ребёнка. Воспитатель дошкольного образования, любящий детей, всегда настроен на восприятие их положительных качеств. Создавая условия для проявления способностей каждого ребёнка, воспитатель помогает раскрыться личному потенциалу дошкольника. Оптимистически настроенный воспитатель не будет плохо говорить о ребёнке, жаловаться на него родителям. Воспитатель-оптимист характеризуется умением вдохновлять, жизнерадостностью, чувством юмора.

  • Культура профессионального общения.

Воспитатель дошкольного образования должен уметь строить правильные взаимоотношения с детьми, родителями, коллегами, то есть со всеми участникам педагогического процесса.

Во-первых, обладать высоким культурным уровнем и безукоризненным поведением. Дети — хорошие «подражатели», именно поведению воспитателя они подражают в первую очередь.

Во-вторых, стараться наладить партнёрские отношения с родителями, уметь предупредить и разрешить конфликтные ситуации.

В-третьих, с уважением и вниманием относиться к коллегам, обмениваться опытом, воспринимать критику.

  • Педагогическая рефлексия.

От способности к педагогической рефлексии во многом зависит успешность профессиональной деятельности воспитателя. Рефлексия подразумевает умение анализировать проделанные шаги, оценить полученные результаты и сравнить их с запланированной целью. На основе полученных выводов воспитатель дошкольного образования корректирует последующую деятельность для того, чтобы получить лучшие результаты.

  • Авторитетность.

Доверие родителей – вот первый шаг на пути к завоеванию авторитета. Пользоваться авторитетом у детей, родителей и коллег – это значит получить оценку своим нравственным качествам, культуре, эрудиции, преданности профессии. Способность бороться за свой авторитет, дорожить им, поддерживать авторитет родителей и коллег, дана только воспитателю, преданному своему делу.

Из необходимых качеств личности воспитателя также можно выделить: добросовестность, требовательность к себе, инициативность, терпение и выдержку. Хорошо, если воспитатель дошкольного образования умеет мастерить, рисовать, хорошо петь, имеет актёрские навыки. В этом случае он всегда будет интересен своим воспитанникам. Не последняя роль принадлежит и внешности воспитателя. Детям нравятся обаятельные, опрятные воспитатели, имеющие модную причёску и стильно одевающиеся.

Таким образом, можно отметить, что современному воспитателю сегодня необходимо наличие специальной профессиональной подготовки.

Воспитатель дошкольного образования должен владеть новейшими технологиями в области обучения и воспитания детей, а также обладать широкой эрудицией, педагогической интуицией, высокоразвитым интеллектом и высоким уровнем нравственной культуры.

Эссе на тему:«Каким должен быть воспитатель»

Девиз у меня всегда такой:

Живи в ладу с самим собой,

Семью свою не обижай

И память предков уважай!

Наше будущее в детях

Только лучшее им дать!

И с любовью к нашим детям

Надо строить, возрождать!

Звание «воспитатель» нельзя купить, его можно только завоевать.

«Дети - цветы жизни, свет утреннего солнца, брызги водопада, шелест травы, аромат воздуха и цветов, редкость в сокровищнице драгоценностей…

У каждого малыша свой огромный внутренний мир, неповторимый, индивидуальный. Поэтому, занимаясь воспитанием детей, обучением, я понимаю, какую ответственность я несу за формирование внутреннего мира маленького человека. Каким он станет: добрым, ласковым, умным, мужественным, совестливым?»…

Вечер незаметно подкрался. В группе тихонько сидят за столиками и рисуют Дима и Женька. Их мамы сегодня работают в дневную смену, а значит придут поздно. Будем ждать! Уже, надевая пальто и кутаясь в шарф, понимаю, как же я сегодня устала. Господи, голова кругом идет!

На улице тихо падает снег, смотрю на зимнее, уже совсем темное небо, сквозь рой белых, почти рождественских хлопьев. И усталость отступает. Делаю глубокий вдох морозного воздуха. Скрип - скрип, как- будто разговаривает со мной снег. Иду и задумываюсь…

Для чего мы рождаемся на свет? В чём наше предназначение? Наверное, каждый из нас задаёт себе этот вопрос. И порой мы всю жизнь ищем ответ на него. Как понять, нашел ты свое место в жизни, выбрал ли ты правильно тот путь, по которому готов идти всю жизнь. Идти, не сворачивая с него ни при каких обстоятельствах. Что повлияло на этот выбор? Природная склонность к какой-то деятельности или, как часто говорят, судьба?

У всех это происходит по-разному. Вот так и оказываешься в том или ином месте, сам того не ведая. А нужно ли тебе это - понимаешь только сердцем, что стучит в груди.

Не знаю, может и мне подсказало мое сердце. Я с детства мечтала быть воспитателем и работать в детском саду. Помню, моя старшая сестра, когда училась в педучилище, практиковалась на мне. Буквы, слоги, палочки, крючки. Ну, не то, чтобы заставляла, честно, говоря, мне самой нравилось. Мы вообще дома часто играли в детский сад. И с детства мечтала, что вырасту, поступлю в институт и буду работать воспитателем.

Так что же такое воспитатель детского сада? Конечно же, человек! Человек, воспитывающий детей, любящий их, и поэтому они счастливы. Доброта и милосердие должны быть присущи любому человеку, а тем более воспитателю, так как его авторитет складывается от его отношения к делу и профессии вообще. Воспитатель как гончар, в руках которого мягкая, податливая глина превращается в изящный сосуд. Но самое главное, чем этот сосуд будет наполнен. И задача воспитателя заполнить этот сосуд добром, милосердием, творчеством, знаниями, умениями и навыками, чтобы этот сосуд нес не только красоту, но и был полезным и востребованным для нашего общества. К.Д. Ушинский писал: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само отыщет вас». А счастливого воспитателя сразу видно - он живет в среде детей, понимает их потребности, налаживает контакты с их родителями, вдумчиво относится ко всему, что окружает его, стойко переносит невзгоды беспокойной педагогической жизни. Труд воспитателя может быть трудным, нелегким, отнимающим порой всё: и физические, и моральные силы, но рутинным, неинтересным его не назовешь.

Иногда совсем ухожу в работу. Бывает, прихожу домой, а сама всё думаю и говорю только о своих детях в детском саду.

Однажды сын подошел ко мне и спрашивает: «Мама, а ты нас не любишь, да?» У меня глаза поползли вверх: « Да, что ты, милый? С чего ты взял?» А он мне отвечает: «Ты приходишь с работы и всё время о тех детях говоришь, значит, ты их больше любишь! А мы?» Призадумалась я тогда… Видно, совсем заработалась и очень мало времени уделяю своим детям, а они тонко чувствуют.

Я, конечно, уверила Сашу, что он ошибается, я его и Юлю очень люблю, и, что ни за какие сокровища мира я не соглашусь расстаться с ними. Сынок улыбнулся, а у меня отлегло от сердца.

Я люблю своих детей и своих воспитанников, мне интересен каждый ребенок, они все такие разные, со своими характерами, эмоциями. И так хочется, чтобы все они выросли достойными, благородными. Я пытаюсь воспитывать в своих детях всё хорошее, ценное, лучшее. Чтобы дети любили жизнь, ценили её.

Мне кажется, каждый воспитатель должен ставить перед собой задачу: какого человека он хочет воспитать? А что же есть воспитание по существу?

Я часто задумываюсь над смыслом воспитания детей. Какими я хочу их воспитать? Для чего, ради чего?

Зачастую родители, приводя ребенка в детский сад, обращаются со словами: «Пожалуйста, подготовьте моего ребенка к школе, обучите его».

А воспитание? Создается впечатление, что воспитание отходит на второй план. Конечно, ребенок должен получить знания, но это должно происходить без отрыва от главного - воспитания в нем личности. Мы должны заботиться о внутреннем мире каждого ребенка, о его душе. Можно сказать, что воспитание - это питание внутреннего мира человечка.

Я стараюсь учить своих детей видеть красоту, чувствовать её, всё то прекрасное, что связано с нашей природой, учу бережно относиться к каждому цветочку, кустику, к каждому деревцу.

Воспитываю в детях чувство патриотизма, любви к своей Родине, стране. Ведь без памяти о прошлом, не может быть и будущего.

Все эти годы я учу и воспитываю детей, несмотря на все трудности. Я стараюсь делать всё возможное, чтобы каждый ребенок стал спешней и счастливее. Я всё больше убеждаюсь, что выбрала правильный профессиональный путь, и для меня самое главное, что люди доверили мне самое дорогое, что у них есть - своих детей, которые вырастут и непременно внесут свой вклад посильный, вклад во благо нашей Родины.

Смотрю на часы. Боже, уже час. Засиделась я слишком, ушла в свои воспоминания. Пора спать. Завтра опять приду в свою любимую группу, к своим деткам. Будем с ними играть. Будет новый день, а стало быть, жизнь продолжается. Какое счастье, что у меня такой муж. Как всё-таки здорово, что на моем пути встретился Сережа, что он так меня понимает, что у нас такие замечательные дети, и что с работой всё ладится. Чего ещё нужно желать? Разве что…зарплаты побольше? Да, собственно это не самое главное. Я действительно люблю ту жизнь, которой живу, свою работу, дом, друзей. И как мне повезло, что работа приносит мне огромное удовольствие. И правильно, что не стала поступать в какое-нибудь торговое. Хорошо, что всё сложилось так, как хотелось. Ведь я счастлива работой, судьбой. Да, и всей своей жизнью…Засыпаю я с мыслью о том, что я самая счастливая женщина на свете и другой судьбы мне не надо!

Что сегодня требуется от воспитателя детсада? Прежде всего - педагогическое образование. Среднее специальное или высшее. В больших городах, где требования высокие и конкуренция тоже высокая, практически все имеют высшее образование.

Ищу по Интернету вакансии воспитателя. Требования к соискателям жесточайшие, порой странные. Например, "любить детей". Кто же, устраиваясь на такую работу, скажет "не люблю"?! Или "наличие личного автомобиля". Это о чем? В другом месте требуют, чтобы у соискателя была активная жизненная позиция. Господи, помилуй! С активной жизненной позицией я, пожалуй, пойду в депутаты Госдумы.

Инфографика "РГ". Фото: Александр Смирнов/Виктор Расторгуев

Словом, к воспитателям сегодня предъявляются самые высокие требования. А что они за это получают? Рабочий день воспитателя, да и почти всех сотрудников детсада начинается в 7 утра. Заканчивается в 7 вечера. Работают в две смены. Зарплата. В среднем по России она составляет 23 000 рублей. Многое зависит от категории воспитателя (их три). Категория зависит от опыта и образования. Причем раз в год воспитатель должен проходить курсы повышения квалификации и аттестацию. В Москве в муниципальном саду оклад 30-35 тысяч. В частном - до 55 тысяч. Нагрузка в среднем 20 детей в группе.

В этом году ожидается индексация зарплат. А в 2018 году, согласно указу президента, их зарплата должна быть не меньше средней по экономике региона.

Множество примеров, когда женщины устраиваются в детсад ради собственных детей. Во-первых, свои весь день под надзором. Во-вторых, с советских времен осталась традиция предоставлять льготы по оплате услуг детсада для сотрудников. Сейчас параметры льгот изменились. Все зависит от дохода на душу населения в семье. Еще один большой плюс для воспитателей детсада - отпуск. У воспитателей детсада это 46 дней.

Но, пожалуй, самое хлебное место - в сельском детсаду, где-нибудь рядом с большим городом. Там дождаться вакансии почти нереально. Все держатся обеими руками, особенно если достаток в семье невелик. Причина - серьезные льготы по оплате коммунальных услуг - 50%.

Тем временем в России

По данным портала trud.ru, на 19 сентября по профессии "воспитатель детского сада" в России открыто 790 вакансий. Для 51% вакансий работодатели указали заработную плату в размере от 7 до 13 с половиной тысяч рублей. 33,5% объявлений с зарплатой от 13 500 до 20 000 рублей и 9% - с зарплатой от 20 000 до 26 500 рублей.

В Беларуси сегодня работают с дошколятами без малого 56 тысяч педагогов-воспитателей. Из них высшее образование у 57%, при этом у большинства в дипломе значится профиль "Педагогика", а направление образования "Педагогика детства".

К слову, профессиональное образование именно по этому профилю - одно из главных требований к кандидатам на должность воспитателя детского сада. Кроме того, у всех, кто приходит устраиваться в детский сад, обязательно проверяют отсутствие судимостей.

Среди требований к воспитателю детского сада встречается даже "готовность перевоплотиться в любого сказочного персонажа". Но главное все-таки - наличие профильного образования

По закону для воспитателей установлена сокращенная продолжительность рабочего времени - 36 часов в неделю. На практике это означает, что при пятидневной рабочей неделе каждый день воспитатель должен работать примерно 7 часов. При этом трудовой отпуск - 56 календарных дней. А вот что касается числа воспитателей на группу, то существует такая норма: на две группы любого возраста в саду обычно работают три воспитателя. Кроме того, за детьми присматривают еще и няни, в обязанности которых входит уход за малышами и помощь в организации их питания.

Одна из главных проблем детских садов - дефицит кадров. И дело здесь, в первую очередь, в невысокой заработной плате. Она хоть и повышается, но очень медленно. В итоге в среднем работники детских садов получают около 400 белорусских рублей в месяц, то есть около 200 долларов. При этом зарплата очень сильно варьируется в зависимости от региона и учреждения образования. К работе в детских садах активно привлекают студентов старших курсов педвузов и педагогов-пенсионеров. Другая ситуация в частных детских садах, которых в Беларуси пока немного, но зарплаты в таких учреждениях предлагают почти в два раза выше. Интересно, что у абитуриентов интерес к педагогическим специальностям в последние годы достаточно высокий. А поскольку кадров постоянно не хватает, госзаказ на подготовку специалистов дошкольного образования держится на высоком уровне - примерно 600 человек каждый год. А в этом году во время распределения только в Минской области было 162 запроса на воспитателей-новичков.

Тем временем в Беларуси

В минувшую вступительную кампанию на бесплатное заочное отделение по специальности "Дошкольное образование" Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка сформировался серьезный конкурс - 2,3 человека на место, здесь же был один из самых высоких проходных баллов на заочное отделение - 215 из 400.

Профессия воспитателя известна с давних времён. Сегодня это одна из самых нужных и значимых профессий, ведь занятые родители не всегда могут посвятить достаточное количество времени своему малышу, а тем более - сформировать у него важные умения и навыки, подготовить к школе. Именно воспитатель научит вашего кроху самостоятельности, правилам поведения, необходимым дошкольнику знаниям. Каков его идеальный портрет? О том, какие качества воспитателя будут способствовать его эффективной и успешной профессиональной деятельности в дошкольном детском учреждении (ДОУ) - в нашей статье.

Педагогика – моё призвание

Воспитатель ДОУ - это призвание

Воспитатель детского образовательного учреждения – это даже не профессия, а настоящее призвание, а ещё - ежедневный нелёгкий труд. Чтобы стать воспитателем надолго и всерьёз, нужно почувствовать, что педагогика – дело всей вашей жизни, и работать на совесть, передавая детям всё лучшее, что в вас есть, отдавая всю душу.

Василий Сухомлинский, всемирно признанный идеолог гуманистической педагогики, подчёркивал, что тот настоящий педагог, чья деятельность направлена на воспитание гуманной личность.

Согласно В. Сухомлинскому, настоящий воспитатель должен:

  • любить детей – это самое главное
  • заботиться о них
  • уважать личность каждого ребёнка и верить в него
  • знать душу каждого малыша и понимать её
  • трепетно относиться к духовному миру ребёнка, его природе
  • оберегать и развивать чувство собственного достоинства малыша
  • стать настоящим другом каждому ребёнку.

Если качества воспитателя соответствуют этим гуманистическим принципам педагогики, сможет воспитать малыша внимательным, благородным, добрым, интеллектуально развитым, патриотичным, неравнодушным к проблемам окружающих, культурным, ответственным, честным, тактичным, чутким, трудолюбивым человеком.

Обязанности воспитателя детского сада

Обязанности воспитателя ДОУ указаны в ряде нормативных документов, таких как трудовой (коллективный) договор, должностная инструкция воспитателя, правила и нормативы санэпидстанции и пр. Эти документы регламентируют деятельность воспитателя ДОУ.

Сейчас дошкольное образование развивается с учётом интенсивного внедрения инноваций в педагогический процесс. Поэтому к деятельности воспитателя в настоящее время выдвигаются новые, современные требования. Работа воспитателя ДОУ должна строиться на основе четырёх компонентов:

  • коммуникативно-личностное развитие ребёнка
  • познавательно-речевое
  • художественно-эстетическое
  • физическое.

Педагогический процесс в ДОУ осуществляется на основе педагогического взаимодействия воспитателя и ребёнка. Поэтому воспитатель должен быть профессионально компетентен.

«Уровень профессионализма воспитателя определяет профессиональная компетентность - способность качественно и эффективно вести педагогическую деятельность на основании должностных обязанностей, научной образованности и ценностном отношении к педагогике как виду деятельности».

Компетентность воспитателя ДОУ определяет то, что он обладает необходимыми для проведения педагогической деятельности установками, ценностями соответствующими личностными характеристиками, теоретическими знаниями, профессиональными качествами, которые необходимо постоянно совершенствовать путём самообразования.

Воспитатель должен обладать определёнными профессиональными компетенциями

К профессиональным компетенциям и обязанностям воспитателя детского сада относятся:

  • знание специфики системы дошкольного образования, а также особенностей организации воспитательно-образовательной работы дошкольниками разного возраста
  • знание и понимание закономерностей развития ребёнка в раннем и дошкольном детстве
  • знание особенностей становления и развития детских видов деятельности в раннем и дошкольном возрасте
  • умение организовать необходимые для дошкольного возраста виды деятельности (игровую и предметно-манипулятивную), обеспечивая тем самым развитие детей
  • умение организовать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников
  • знание теории и владение педагогическими методиками познавательного, личностного и физического развития детей
  • умение планировать, осуществлять и анализировать педагогико-образовательную работу с дошкольниками в соответствии со стандартом дошкольного образования
  • умение планировать и корректировать педагогические задачи (самостоятельно, а также в содружестве с психологом и другими специалистами) в соответствии с результатами мониторинга развития детей, с учётом индивидуальных особенностей каждого дошкольника
  • способность выполнять рекомендации психолога, логопеда, дефектолога и других специалистов в работе с дошкольниками, которые испытываю сложности в освоении учебной программы, а также детьми с особыми потребностями
  • умение создавать психологически комфортную и безопасную образовательную среду, обеспечивающую безопасность жизни дошкольников, сохранение и укрепление их здоровья и эмоционального благополучия в период пребывания в ДОУ
  • владение методами и способами психолого-педагогического мониторинга, благодаря которому становится возможным отследить результаты освоения дошкольниками учебной программы, уровень сформированности у них необходимых качеств, необходимых для последующего обучения в начальной школе
  • владение методами и способами психолого-педагогического консультирования родителей дошкольников
  • умение выстраивать правильное взаимодействие с родителями для решения педагогических задач
  • умение планировать, реализовывать и оценивать свою педагогическую деятельность с детьми раннего и дошкольного возраста.

Личностные характеристики

Хороший воспитатель должен быть добрым и терпеливым

Какие же личностные качества должны быть присущи хорошему воспитателю детского образовательного учреждения? Рассмотрим их:

  1. Доброта и терпение. А ещё справедливость, милосердие, понимание и главное - любовь к детям. Эти качества, определяющие гуманистическую направленность человека - основополагающие для воспитателя.
  2. Высокие нравственные качества. Если воспитатель сам не обладает качествами, которым он учит детей, то как же он их этому научит? Педагог ДОУ должен следить за своими поступками, быть честным с собой и детьми, отвечать за свои слова, быть открытым перед детьми, уважительно относиться к ним.
  3. Организаторские способности. Умение планировать, выполнять всё последовательно и чётко, подходить к педагогической деятельности комплексно - это качества, которые обеспечат успешную работу воспитателя ДОУ.
  4. Трудолюбие. Работа с детьми отнимает много энергии, а ведь важно работать с радостью. Если будете всем сердцем любить свою профессию - работать будет одно удовольствие.
  5. Позитивный настрой. Дети, которых воспитывают в атмосфере доброжелательности и спокойствия, быстрее развиваются, растут уверенными в себе, общительными, эмоционально открытыми.
  6. Способность к творчеству. В детском саду приходится много придумывать, чтобы сделать воспитание и обучение детей максимально для них интересным. Хорошо, когда воспитателю это с лёгкостью удаётся.

Без творческой составляющей работа воспитателя не будет эффективной

«Совет. Очень важно уважать личность ребёнка. Это значит, уметь с ним общаться, выслушивать и понимать его потребности, не раздражаться при непослушании, находить способы тактичного и настойчивого педагогического воздействия, видеть лучшее в ребёнке».

Список нужных личностных качеств воспитателя ДОУ можно продолжить. Кроме этого, педагог должен иметь ряд профессиональных знаний, на­выков и умений, важных для успешного проведения образовательной деятельности в детском образовательном учреждении.

Профессиональное мастерство

Факт, что воспитательная деятельность в детском саду требует большого терпения. Некоторые полагают, что педагогом может стать только тот, кто имеет врождённые специальные способности, однако это весьма спорный вопрос. Нужные педагогу специальные знания, профессиональные умения и навыки можно приобрести и развить.

Воспитание заключается не в назойливых поучениях и бесконечных нотациях: своим од­нообразием они вызовут у дошкольников лишь скуку и тоску. Профессиональное мастерство педагога ДОУ проявляется в понимании, что наиболее действенными являются не только словесные методы воспитания, а в значительно большей мере добрые и нравственные поступки: помощь окружающим, проявление сочувствия и милосердия и др. Поэтому воспитателю необходимо нарабатывать свой педагогический опыт в том, чтобы уметь легко организовывать такую деятельность детей.

Чтобы обучать детей, воспитатель должен иметь глубокие познания в разных областях

Воспитатель должен иметь глубокие знания по:

  • педагогике
  • возрастной психологии
  • основам безопасности жизнедеятельности и оказанию первой помощи
  • этике и эстетике
  • принципам и содержанию организации дошкольного воспитания.

Воспитатель ДОУ должен:

  • знать и уметь применять методики обучения и развития детей
  • уметь организовывать и активизировать познавательную деятельность воспитуемых.

Среди профессионально важных качеств воспитателя специалисты выделяют:

  • владение современными методиками и технологиями в сфере обучения и воспитания детей
  • широкая эрудиция
  • педагогическая интуиция
  • высокий уровень интеллекта
  • высокоразвитая нравственная культура.

Критерии оценки работы воспитателя

Как оценить работу воспитателя? Посмотрите, как он строит своё общение с детьми.

Обратим внимание на личностную сторону общения. Если воспитатель ведёт себя интеллигентно, спокойно, уважительно по отношению к детям, уделяет каждому из них внимание, умеет выслушать и помочь – то перед вами о, беззаветно любящий своё дело. Про таких говорят – «он на своём месте». И даже если он ещё не обладает большим педагогическим опытом, то, благодаря любви к профессии и детям, он, несомненно, его приобретёт.

Если «педагог» ведёт себя не сдержанно, кричит, командует приказным тоном, не особенно следит за детьми, то такой человек, увы, не будет хорошим пример для подра­жания для ребёнка.

С точки зрения содержательной стороны профессиональной деятельности воспитателя, следует обратить внимание на то, применяет ли педагог новые формы и подходы к организации обучения и самостоятельной работы детей, групповых и инди­видуальных занятий.

Воспитатель должен применять новые формы и подходы к организации обучения и самостоятельной работы детей, групповых и инди­видуальных занятий

Роль воспитателя в образовательном процессе ДОУ велика. Воспитатель влияет на становление личности малышей, передаёт им нужные знания и формирует личностные качества. Поэтому, для того чтобы позитивно влиять на саморазвитие дошкольников, педагог сам должен представлять собой высокоразвитую нравственную личность и постоянно совершенствовать своё профессиональное мастерство.

Лидия Крохалева
Современный воспитатель… Каким он должен быть?

Повестка педагогического совета :

1. Современный воспитатель… Каким он должен быть ?

2. Результаты анкетирования педагогов, детей и родителей.

3. Деловая игра «Справочное бюро» .

5. Игра «Хорошо или плохо быть воспитателем » .

7. Правила педагогической гигиены (ж. «Управление ДОУ» №4 за 2004 год стр. 23 приложение 1).

1. Современный воспитатель – это грамотный специалист, разбирающийся в многообразии программ и методических разработок, эрудированный человек. Это и хороший психолог, способный вникнуть в сложную систему взаимоотношений детей и их родителей. Это и чуткий, всегда готовый к сотрудничеству и взаимопомощи коллега, умеющий работать в коллективе единомышленников. Постоянное самообразование, поиск новых путей и методов работы с детьми и при этом использование лучшего педагогического опыта – все это отличает современного воспитателя , делает нашу профессию интересной, социально востребованной.

Известный педагог – новатор Ш. Амонашвили говорил : «Воспитатель – это человек , профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого человека».

Воспитывая детей , мы вместе с родителями создаем будущее нашей страны. Каждый ребенок требует добра, участия, ласки. Если этого нет, если человек растет в обстановке равнодушия и бессердечности, юное сердце становится равнодушным, в нем нет чуткости и сострадания.

2. Результаты анкетирования педагогов, родителей и детей.

Анкета для педагогов.

Каким должен быть современный воспитатель ?

Какие педагогические технологии Вы считаете наиболее актуальными?

Как создать в группе атмосферу, способствующую формированию добрых чувств?

Какими бы Вы хотели видеть своих воспитанников в будущем ?

Выступление старшего воспитателя :

Уважаемые коллеги! Как показали ответы на вопросы анкеты, Вы считаете, что современный воспитатель должен :

любить детей, относиться к детям как к своим и быть с ними на одном уровне общения, а не выше;

обеспечить детям психологическую защищенность, радость пребывания в стенах дошкольного учреждения;

создавать условия для игр, труда и занятий детей;

участвовать в формировании личности ребенка;

совершенствовать знания, заниматься самообразованием;

должен быть добрым , ласковым, чутким, умным, думающим, справедливым, мобильным, примером для детей и авторитетом для родителей.

На вопрос : «Какие педагогические технологии Вы считаете наиболее актуальными?» были даны следующие ответы :

Наиболее актуальными считаем те педтехнологии, которые направлены на сохранение и укрепление здоровья :

* здоровьесберегающие технологии

например, Н. Я. Шибановой по изодеятельности,

Т. Э. Токаевой по физической культуре,

В. Т. Кудрявцева по применению в оздоровительной работе развивающих форм.

нетрадиционные формы в изодеятельности.

На вопрос : «Как создать в группе атмосферу, способствующую формированию добрых чувств?» были ответы :

1) личный пример взрослого, его спокойный тон;

2) уважительное отношение к детям и их родителям, сотрудникам;

3) умение взрослого погасить конфликт, ссору в его начале;

4) беседы, чтение художественной литературы и обсуждение поступков героев, организованные взрослым сюжетные игры, позволяющие подчеркнуть доброе отношение к персонажу, герою.

На вопрос : «Какими бы Вы хотели видеть своих воспитанников в будущем ?» ответы были следующие :

Добрыми, отзывчивыми, готовыми прийти на помощь к другим, справедливыми, образованными и успешными в жизни, здоровыми, счастливыми людьми.

Анкетирование родителей.

Используемые в работе формы взаимодействия с родителями помогают коллективу детского сада сплотиться с каждым родителем, активно в содружестве решать поставленную цель – эффективно оздоровить каждого ребенка, при этом создавая положительный психологический микроклимат в детском саду.

Результаты анкетирования по проблеме удовлетворенности родителей деятельностью ДОУ свидетельствуют о следующем.

Считают, что в детском саду :

Укрепляют здоровье детей

Прививают привычку здорового образа жизни

Развивают способности детей

Педагоги любят и с уважением относятся к детям

Хорошее отношение воспитателя к ребенку

Хорошие отношения ребенка с воспитателем

воспитатель умеет находить подход к ребенку

Удовлетворены и довольны работой детского сада

Педагоги тактичные

Педагоги добрые 72%

В работе детского сада родителей привлекает :

Хорошее состояние территории для прогулок

Хорошая организация питания

Интересная организация игровой деятельности детей

Использование оздоровительных программ в педагогическом процессе.

Анкетирование детей.

На вопрос «Какой ты бы хотел видеть свою воспитательницу » дети дали следующие ответы :

Красивой, умной, доброй, хорошей,

Чтоб улыбалась, не ругалась, никогда не наказывала,

Много знала, рассказывала бы много интересного и умела рисовать, лепить.

3. Деловая игра «Справочное бюро» .

Материал : карточки с вопросами :

Мой мальчик боится собак и кошек. Что делать?

Как ребенка 5 лет приучить к самостоятельности?

Мой ребенок все время играет, не хочет заниматься. А ему уже 5 лет и пора готовиться к школе. Как его заставить?

Мой внук не реагирует на замечания. Что вы посоветуете?

Дочь боится посещения врача. Что делать?

Мой ребенок за обедом отказывается от еды. Что посоветуете?

Мой сын, едва войдя в группу, подбегает к товарищу и на моих глазах его толкает; тот падает и плачет. Как мне правильно поступить в данной ситуации?

«Родители» обращаются за разъяснениями, «Воспитатели » по очереди выступают в роли консультанта.

4. Решение педагогических ситуаций.

Сергей разбил чашку. Дети пожаловались воспитателю . (Реакция педагога)

Ребенок в порыве злости ударил товарища. Обиженный заплакал и в ответ ударил обидчика. Оба побежали жаловаться. (Ваши действия) .

Ребенок за обедом отказывается от еды. (Ваши действия) .

Катя отобрала куклу у Тани, та расстроилась и пожаловалась воспитателю . (Ваши действия) .

Дети одеваются на прогулку, а Саша отвлекается и задерживает всю группу. (Ваши действия) .

Два друга хотят играть одной и той же игрушкой. Как разрешить ситуацию?

5. Игра «Хорошо или плохо быть воспитателем » .

Цель : развивать реакцию, логическое мышление, умение находить аргументы в подтверждение высказываний, характеризующих профессию педагога.

Ход игры : воспитатели по очереди высказываются о своей работе, приводя доводы о ее значимости (+ оценка) и профессиональных трудностях (- оценка) .

6. Диагностика творческих способностей педагогов и оценка уровня общительности.

Тест «Ваш творческий потенциал» из ж. «Управление ДОУ» №4 за 2004 год стр. 18.

7. Правила педагогической гигиены "ЗАКОН ЭТИКИ

РАБОТНИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ":

Будьте тактичны – никогда не поддерживайте своего превосходства.

Не навязывайте своего мнения и вкуса.

Никогда не выясняйте ни с кем отношения в присутствии посторонних.

Не распространяйтесь о сугубо личных отношениях. Тем более о чужих.

Не ставьте другого человека в неловкое положение. Сделайте вид, что не заметили его оплошность.

В конфликтных ситуациях учитесь находить и предлагать разумное оптимальное решение для урегулирования конфликта.

Учитесь иметь твердую жизненную позицию, по любому вопросу грамотно, культурно, с достоинством отстаивать ее.

Относитесь к людям так, как бы Вы хотели, чтобы относились к Вам.

Будьте чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу, и люди будут помнить, и хранить в памяти Ваши слова, и повторять их много лет.

Дарите друг другу улыбку! Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда!

8. Подведение итогов педсовета и принятие решения.

Что мы должны вынести из сегодняшней встречи?

Убежденность в том, что ребенка необходимо любить всем сердцем, что общение с детьми должно вселять в них радость и оптимизм. Мы с вами можем многому научить детей, но всегда должны помнить , что никакая методика не заменит отзывчивого сердца воспитателя .

Сегодня решение педсовета необычное. Все получат памятки. Прочитайте их и задумайтесь.

1. Поставьте перед собой задачи, которые считаете наиболее существенными.

2. Подумайте, каким бы Вы хотели видеть каждого своего воспитанника .

3. Учитывайте индивидуальные особенности детей, не пытайтесь подтянуть каждого до «стандарта» в поведении, проявлении эмоций, познания.