Резкие перепады настроения у подростков 14 лет. «Острые» возрастные периоды

Расстраиваться и чувствовать подавленность из-за проблем и трудностей - естественно для людей, как и радоваться, испытывая положительные эмоции. Но порой перепады настроения случаются независимо от обстановки, нарушают привычное течение жизни, создают напряженность в отношениях с членами семьи, коллегами, друзьями. Если такое случается часто и без причины, не исключено, что человек страдает одним из видов эмоционального расстройства или физическим заболеванием.

    Показать всё

    Почему меняется настроение?

    Резкие перепады настроения у некоторых происходят по несколько раз на протяжении дня. Позитивный настрой может внезапно смениться раздражением, злостью, гневом или подавленностью и апатией. Такое поведение негативно сказывается на самом человеке и людях, находящихся рядом. Непонимание окружающих вызывает ощущение вины у пленника эмоций, да и сам он не понимает, почему его чувства похожи на американские горки.

    Нередко люди сами виновны в расстройствах поведения. Мнительность, тревожность, подозрительность, неумение строить отношения, решать конфликтные ситуации лишают человека психологической стабильности. На эмоциональный настрой влияют следующие факторы:

    1. 1. Состояние постоянной тревоги. Вместо жизни в настоящем человек возвращается в прошлое, вспоминая и анализируя неудачи, промахи, ошибки. Будущее он видит полным негативных событий, переживает за себя и близких, постоянно находится в напряжении, ожидая плохих известий.
    2. 2. Завышенные требования к себе и другим. Люди с подобным настроем никогда не бывают довольны жизнью, понимая, что неспособны соответствовать идеалу, к которому стремятся. Это вызывает негативное отношение к себе, неврозы, нестабильное настроение.
    3. 3. Эмоциональная незрелость. Люди, не умеющие достойно выходить из конфликтных ситуаций, страдают частой сменой настроения под влиянием неприятностей на работе, семейных неурядиц, нестабильности, перемен в жизни.
    4. 4. Недостаток любви в семье. Дети, выросшие в семьях, где им не хватало внимания и заботы, во взрослой жизни часто страдают расстройствами эмоциональной сферы, сопровождающимися колебаниями настроения.
    5. 5. Пребывание в какой-либо зависимости (алкогольной, наркотической, игровой, сексуальной, компьютерной и т. д.).

    Резкая смена настроения необязательно свидетельствует о проблемах в эмоциональной сфере, часто этому есть физиологическая причина.

    Физические и психологические причины

    Если чередование эйфории и угнетения сопровождается потерей или прибавкой веса, нарушением сна и аппетита, одышкой, сбоем менструального цикла у женщин, тошнотой, головокружением, тремором конечностей, необходима консультация врача. Часто причиной эмоциональной нестабильности является болезнь.

    Органы, влияющие на настроение:

    1. 1. Щитовидная железа. Усиление выработки гормона щитовидной железы приводит к раздражительности, вспыльчивости, нервозности. Снижение концентрации гормона замедляет обмен веществ в организме, делая человека апатичным, слабым, подавленным.
    2. 2. Сердечно-сосудистая система. Тахикардия и повышение артериального давления способствуют производству адреналина, вследствие чего человек чувствует приступы страха и тревоги.
    3. 3. Заболевания печени и желчного пузыря. Кратковременные вспышки гнева в этом случае провоцирует выброс норадреналина, вызванный спазмом желчных путей.
    4. 4. Сахарный диабет. Настроение диабетика может колебаться вместе с уровнем сахара в крови, меняясь от веселья и радости к замкнутости, раздражению, тревожности, страху.

    Для выявления внутренней патологии необходимо обследование у терапевта, кардиолога, эндокринолога. Без лечения болезни, провоцирующей частые перемены настроения, советы психолога, прием седативных препаратов и антидепрессантов не принесут ожидаемого результата.

    Кроме общих факторов, вызывающих эмоциональные сбои, есть характерные отдельно для женщин, мужчин и детей, обусловленные особенностями психики, физиологии, возрастных изменений организма.

    У мужчин

    От мужчин ожидают силы воли, мужественности, стойкости, умения переносить трудности с несгибаемой спиной, но значительная часть сильной половины человечества не соответствует этим ожиданиям. Они подвержены страху, тревожности, нервному напряжению, стрессу. Усталость, переживания, связанные с материальной заботой о семье, непонимание жены, проблемы на работе могут вызывать у мужчины перепады настроения, уныние, угнетенное состояние.

    Другие причины эмоциональных срывов - вредные привычки и кризис среднего возраста. Пристрастие к алкоголю, наркотикам, азартным играм, просмотру порнографии негативно сказываются на мужской психике. У таких людей перепады настроения могут быть опасны, поскольку доходят до агрессии по отношению к членам семьи.

    У женщин

    У слабого пола частые приступы гнева, плаксивости, истеричности происходят на фоне гормональных изменений во время месячных, в период вынашивания и кормления ребенка, при климаксе. У многих подобные проявления вызывает ПМС (предменструальный синдром), другие страдают нарушениями эмоциональной сферы после месячных.

    Вредные привычки, недовольство внешностью, неудовлетворенные желания, отсутствие личной жизни, постоянные стрессы, напряженные отношения в семье и на работе накладывают отпечаток на психоэмоциональную сторону личности женщины, делая ее нервной, склонной к нестабильному настроению, подверженной депрессии.

    У детей и подростков

    У маленьких детей перепады настроения наблюдаются в периоды возрастных кризисов. Подобным образом ребенок пытается завладеть вниманием взрослых, реагирует на неблагоприятную обстановку в семье, конфликты родителей. Издержки воспитания также отражаются на поведении малыша. Чрезмерный контроль, опека, неоправданные запреты, завышенные требования провоцируют у ребенка эмоциональный ответ в виде вспышек агрессии, неуправляемости, упрямства.

    В период полового созревания психика детей становится особенно уязвимой и подверженной влиянию внешних факторов. На фоне гормонального всплеска любое событие может вызвать у подростка бурю эмоций, положительных или негативных.

    У молодого парня смену настроения вызывает сниженный уровень полового гормона тестостерона, который отвечает за своевременное половое созревание. Для девушки толчком к появлению поведенческих нарушений может стать недовольство внешностью, потеря внимания противоположного пола, сложности в общении со сверстниками, начало месячного цикла и связанный с ним всплеск гормонов.

    Серьезные опасения внушает подростковая депрессия, получившая в последние десятилетия статус эпидемии. Заметив у сына или дочери симптомы крайней подавленности, угрюмости, нежелания выполнять привычную работу, заниматься любимым делом, ухаживать за собой, необходимо обратиться к психологу. Признаки депрессии у подростка игнорировать опасно, поскольку длительное пребывание ребенка в таком состоянии угрожает его жизни: именно депрессия виновна в большинстве подростковых суицидов.

    Психические расстройства

    Наиболее распространенной причиной перепадов настроения являются нервно-психические расстройства, наблюдающиеся у людей обоих полов, разных возрастных и социальных групп. Разбалансированность психики может носить временный характер, зависеть от внутренних или внешних раздражителей, но иногда достигает критических отметок в виде тяжелой депрессии, невроза.

    Частая и быстрая смена эмоциональных реакций бывает при таких состояниях:

    • истерия - расстройство с нарушением двигательных, вегетативных, поведенческих реакций, стремление индивидуума привлечь внимание к себе слезами, криком, неестественным смехом, неадекватным поведением;
    • циклотимия, особенностью которой является быстрый переход от эйфории до крайнего угнетения и печали;
    • биполярное расстройство или маниакально-депрессивный психоз;
    • дистимия - легкая стадия депрессии;
    • пограничное состояние - личностное расстройство, для которого характерны неприспособленность к жизни в социуме, неумение контактировать с окружающими;
    • панические атаки - приступы необъяснимого страха, паники, тревоги, сопровождающиеся симптомами вегетососудистой дистонии;
    • депрессия.

    Механизмом, запускающим временное отклонение психического здоровья, становятся стрессовые ситуации, обстоятельства, требующие нервного напряжения (экзамены, важная встреча), для людей с метеозависимостью - погодные изменения, перемещение в другую климатическую зону.

    Профилактика и лечение

    Профилактикой поведенческих отклонений является правильное воспитание с младенчества, внимание к эмоциональным потребностям ребенка, отношение к нему как к личности, уважение его взглядов, предпочтений. Не менее важна последовательность, слаженные действия родителей (то, что запретил папа, не разрешает и мама), иначе ребенок с ранних лет научится изворотливости и приспособленчеству, что негативно повлияет на его психическое развитие.

    Возраст полового созревания требует от родителей особого внимания и усилий. В это время с ребенком необходимо обращаться как со взрослым человеком, уважать его право выбора друзей, внешкольных занятий, музыки, одежды, развлечений. При этом нужно оговорить запреты и ограничения, четко объяснив, почему они необходимы. Так родители смогут развить с подростком доверительные отношения и вместе пережить сложный возраст, не травмируя незрелую психику повзрослевшего ребенка.

    Простым, но эффективным средством профилактики и лечения перепадов настроения у взрослых и детей являются соблюдение режима питания, сна, работы и отдыха, умеренные физические нагрузки, пребывание на свежем воздухе. Техника аутотренинга, медитации, занятие йогой помогут нормализовать психоэмоциональный фон, восстановить психическое равновесие после пережитого стресса, конфликта, неприятностей. Пища, богатая витаминами и микроэлементами, благотворно влияет на нервную систему, общее состояние организма.

    В случаях стабильных проблем с эмоциональным настроем прибегают к помощи седативных, ноотропных средств, антидепрессантов, транквилизаторов. Эти медицинские препараты относятся к группе сильнодействующих, некоторые вызывают привыкание, поэтому самостоятельно применять их недопустимо.

В связи с рядом физиологических причин, подростки сильно подвержены перепадам настроения и очень чувствительны ко всему окружающему. Часто родные воспринимают плохое настроение у подростков, как «переходной возраст» и «возрастной бунт». Но за этим стоит нечто большее, чем капризы и протест. И «подростковая депрессия» все же понятие больше медицинское, чем психологическое.

Отличить депрессию от угнетенного состояния обывателю непросто. Но специалисты выделяют ряд симптомов, на которые внимательный родитель или друг обязательно обратит внимание.

Вот основные признаки депрессии у подростков:

  • Апатия – равнодушие и безучастность, сильное отрешение от всего происходящего, даже от любимых и интересных вещей, людей.
  • Пониженное внимание и неспособность сосредоточиться.
  • Отсутствие аппетита (распространяется на все продукты, в том числе сладости и любимые раньше блюда)
  • Постоянные несильные, но навязчивые боли, преимущественно по типу ВСД – головные, сердечные, желудочные боли.
  • Равнодушное отношение, безответственное поведение, забывчивость.
  • Явное или опосредствованное выявление мыслей о смерти (прямое недемонстративное высказывание, творчество, рискованные безрассудные поступки, несущие угрозу жизни, нанесение себе увечий).
  • Бессонница в ночное время и гиперактивность в дневное.
  • Избегание общения, тяга к одиночеству.
  • Употребление алкоголя, курения, наркотических веществ.
  • Беспорядочные сексуальные связи.

Если у подростка проявляется хотя бы половина этих признаков – стоит забеспокоиться и обратиться к специалисту за консультацией.

Каковы причины возникновения депрессии

В возрасте от 12–18 лет в организме человека протекают бурные процессы перестройки – гормональные изменения. Именно они являются причиной резких перепадов настроения и аппетита. Этим изменениям подвержены в подростковом возрасте все люди, но интенсивность протекания у всех разная.

Кто-то ненадолго уходит в себя и максимум, который можно ожидать от человека в этом возрасте – грустные стихи и принадлежность к мрачной субкультуре. Депрессия у этой группы поддается коррекции и не требует вовлечения в курс антидепрессантов.

Но есть другая категория, которая входит в группу риска по самоубийствам. Это подростки, мнительные и эмпатичные с раннего детства, дети, стоящие на учете у невролога или психиатра, определенные социальные группы (инвалиды, сироты, дети из неблагополучных семей, педагогически запущенные подростки).

У таких подростков незамеченная и невылеченная депрессия может привести к ужасным последствиям – манифестациям (дебютам) психических заболеваний, суицидальным попыткам, асоциальному поведению.

Гормональный фон постоянно меняется в соотношениях, что вызывает то необоснованную агрессию, то упадническое настроение. Таким образом, гормональные изменения в организме подростков являются основной причиной возникновения депрессии.

Как понять, что пора обратиться за помощью к специалисту?

Обычно родители наблюдают и всячески борются с депрессивными признаками у детей, в основном агрессивными способами. Но наступает момент, когда они понимают, что черта перейдена и пора искать помощи у врача. Как не пропустить этот момент и уберечь ранимого подростка?

Вот признаки, заметив которые стоит обратиться за консультацией к психотерапевту или психиатру:

  • Заметные следы самоповреждений (порезы на руках, сбитые кулаки)
  • Отказ подростка от пищи в течении более чем пяти дней.
  • Высказывание напрямую, или через продукты творчества суицидальных идей и мыслей, следы суицидальных попыток.
  • Деструктивное асоциальное поведение (драки, агрессивные конфликты, грубые нарушения закона).
  • Изоляция от окружающих.
  • Прогрессирующая апатия.

Если были замечены вышеперечисленные симптомы, нужно незамедлительно обратиться за помощью к специалисту, Даже демонстративный суицид может стать успешным. Поэтому важно не пропустить депрессию у подростка.

Как будет проходить лечение

Прежде всего важно понимать, что лечение – дело врачей. И уж никак не дилетантов или интернет-советчиков. Психотерапевт и психиатр проведет ряд обязательных исследований, тестов и в зависимости от выраженности определенных симптомов назначат индивидуальное лечение.

Согласно схеме лечения депрессии, утвержденной ВООЗ, терапевтическая программа включает в себя следующие компоненты:

  • Полный курс диагностических процедур для выявления физиологических и психологических причин выявления депрессии – лабораторные анализы, неврологическое обследование, терапевтические исследования, психологические тесты.
  • Симптоматическое лечение: антидепрессанты, витамины, гормоны (в отдельных случаях), обезболивающие и стимулирующие препараты, иммунокорректоры.
  • Психотерапия – индивидуальные и групповые занятия. Когнитивные и бихевиоральные методы психотерапии.

Коротко об антидепрессантах

При депрессии подросткам часто назначают антидепрессанты. Родных часто пугает такое назначение, поэтому ниже будет дано краткое пояснение по поводу этой группы препаратов.

Антидепрессанты – специальная группа лекарственных средств, применяемых для лечения депрессий различной природы. Механизм их действия заключается в выравнивании количества дофаминов, норадреналина и серотонина в организме. Эти три вещества являются строительным материалом психического состояния. При снижении уровня серотонина и норадреналина и возникает депрессия.

О привыкании

Существует мнение, что антидепрессанты вызывают зависимость и способны спровоцировать другие психические расстройства. На деле же все обстоит несколько сложнее. Привыкание к антидепрессантам – это личный выбор пациента, а не потребность организма. Дело в том, что человек испытывает облегчение и улучшение состояния после приема антидепрессантов. Повышение уровня серотонина улучшает настроение и самочувствие человека. Боясь исчезновения такого заметного эффекта, человек может специально увеличивать дозу или принимать антидепрессант после окончания лечения.


Таким образом, зависимость является проблемой психологической, а не медикаментозной. Если в советском союзе антидепрессант и имел психотические побочные эффекты, то сегодня огромный выбор антидепрессантов позволяет избежать такого эффекта на уровне организма. А личный выбор подростка может быть скорректирован дополнительно.

Какие препараты назначают подросткам при лечении депрессии

Все антидепрессанты делятся на две группы, в зависимости от эффекта – возбуждения или торможения нервной системы.

  • Тонизирующие антидепрессанты:
  • Гиперицин
  • Имипрамин
  • Прозак
  • Дезипрамин
  • Седативные антидепрессанты:
  • Азафен
  • Людиомил
  • Пароксетин
  • Рекситин

Профилактика депрессии у подростков

Чтобы избежать необходимости прибегать к медикаментозному лечению депрессии, нужно внимательно следить за состоянием подростка. Необходимо искренне интересоваться его делами, быть готовым выслушать и принять в любой ситуации, по возможности избегать конфликтов и внимательно следить за речью. Здоровые отношения с родными и друзьями обеспечивают мягкость протекания подростковой депрессии.

Вам также может быть интересно

Помощь подросткам при расстройстве настроения

Выше мы отмечали, что настроение, которое проявляется в форме раздражительности, злости, апатии, скуки, т. е. пониженном и неадекватно повышенном, возбужденном состоянии, можно считать расстройством. Эти перепады настроения хотя и свойственны всем людям, но должны привлечь к себе внимание родителей и педагогов, если они часто отмечаются у подростка. Да и самому подростку надо «учиться властвовать собой». Прежде всего надо иметь в виду скорость протекания переживаний, их силу, адекватность и содержание.

В английской школе детей и подростков учат «держать удар», «сохранять свое лицо», противостоять рэкету, соглашаться или, наоборот, говорить «нет», если по каким–то причинам нельзя принять предложение или выполнить просьбу.

Причины ухудшения настроения подростков бывают объективными и субъективными. К объективным относится все, что не зависит от самих ребят. Например, неожиданная, без предупреждения, проверка знаний по какому–либо предмету. Ученики не подготовились, раздраженно обсуждают с учителем «несправедливость».

Субъективные причины кроются в личности и деятельности подростков, их межличностных отношениях с родителями, другими взрослыми и учителями. Раздражение ребят вызывает «детское» обращение с ними – приказы, неуважительное отношение, неучтивость. Парадокс заключается в том, что они гипервнимательны к вежливости взрослых, но сами не всегда соблюдают корректность и этикет. Существует правило, предъявляемое взрослым: чем больше потребность во взрослости и самостоятельности, тем больше следует проявлять уважительности к подростку, предоставлять ему самостоятельность в принятии решений, но при этом он должен больше отвечать за свою самостоятельность. Безответственность подростка, порождаемая нечеткостью заданий и обязанностей, приводит к расстройству настроения, особенно если за неисполнением обязанностей следует наказание.

Отметим, что педагоги должны быть учтивыми и вежливыми. Абсолютно недопустимо унижать и оскорблять подростков по каким бы то ни было причинам. Почти всегда за давлением и угрозами следуют реакция протеста или взрыв гнева. В этом случае он, разъяренный, замечает: «А вы мне не тычьте. Другие тоже ничего не сделали.

Вы почему–то им двойки не поставили…» В этом случае ошибка учителя заключается в том, что требование направлено на одного, оно предъявлено не всем и не все его выполняют, соответственно и ответ за него несут те, на кого покажет учитель.

Значит, при расстройстве настроения подростка педагоги и родители должны научить его управлять своим психическим состоянием. Приведем конкретные рекомендации подростку и педагогам.

Дорогие ребята! Вы хотите, чтобы вас не подводило ваше настроение? Прислушайтесь к нашим советам.

1. Если у тебя портится настроение, попробуй понять, почему это произошло. В чем причина этого? Можно ли исправить ситуацию?

2. Если нарастает раздражение и хочется кого–то стукнуть или ответить грубостью, сосчитай до десяти, медленно проговаривая про себя каждое число. Можно медленно провести языком по небу. Если это не помогает и раздражение накапливается, скажи обидчику: «Ты (вы) оригинально мыслишь(те). Ты большой выдумщик. Это забавно. Давай(те) обсудим это в другой раз, сейчас я не готов».

3. Не совершай необдуманных поступков. Отвлекись от неприятности, вспомни что–нибудь хорошее.

4. Помоги сам себе расслабиться. Расслабление – это устранение нервно–мышечного напряжения. Сядь поудобней, прислонившись спиной к стене или стулу, руки свободно положи на колени. Откинь голову назад, закрой глаза. Если ты злишься очень сильно, представь себе, что рубишь дрова, рычишь на медведя, валишь срубленное дерево. Скажи сам себе: «Какой я молодец, я сдержался!» Пожалей сам себя: «Все равно такого, как я, нет в мире. Мне нравится во мне желание стать сильным, я никогда не обижу слабого, как бы мне ни хотелось поддать ему, чтобы не дразнился. Эта неприятность пройдет».

5. Умей отказать тому, кто сильнее тебя физически. Твое главное преимущество – сила разума. Если сможешь сказать «нет» один раз, ты сделаешь это и в другой. Верь в себя, и у тебя все получится.

6. После сильного раздражения сделай как можно больше физическихупражне–ний, подыши свежим воздухом.

8. Будь уверен в себе, знай, что ты можешь многое сделать и многого достичь. Окружающие воспринимают тебя в основном так, как ты себя им показываешь.

Поэтому не мечись, не будь угрюмым, раздраженным и некультурным. Лучше предупреди несогласие или возражение окружающих «волшебными» словами, иначе можешь услышать нелестное и неприятное мнение о себе. Тебе ведь этого совсем не надо.

Дорогие педагоги и психологи! Вы много сил и энергии тратите для того, чтобы подростки в вашей школе хорошо учились, были вежливыми, терпимыми друг к другу. Но процесс взросления очень труден, нужно помочь ребятам преодолеть их трудности. Прежде всего нужно иметь в виду следующее:

Легче всего воздействовать на подростка, если он вам доверяет.

Настроение подростка часто меняется из–за того, что в его организме происходят значительные гормональные изменения.

Предъявляйте разумные требования, которые должны быть выполнены к конкретному сроку. Пусть подросток отчитается в выполнении. Требования должны быть одинаковыми для всех. Выполнение порученного должно быть проверено.

Усталость подростка часто вызвана недостатком кислорода. Утомляемость и сонливость, рассеянность внимания и расторможенность влияют на его поведение, которое может быть неадекватным. Имейте это в виду, а также то, что замечания можно делать невербально (кивком головы, прикосновением и пр.).

Вспышку гнева можно предупредить, если в присутствии всех отметить что–то хорошее. Особенно это касается эмоционально неуравновешенных подростков.

Замечания, относящиеся ко многим, сообщайте спокойным тоном, разумно, без эмоционального подтекста. Если вы хотите сообщить свое мнение какому–то конкретному человеку, высказывайте его наедине, причем оно должно касаться только какой–либо одной стороны деятельности или неудачного действия. Личность любого достойна уважения.

К школьнику, претендующему на оригинальность, самостоятельность и взрослость, обращайтесь только как к равному и на «вы».

Скажите доброе слово о самом подростке и о его домашних. Не надо писать убийственных замечаний типа: «Обратите внимание на плохое воспитание дочери (сына)». Этим замечанием можно вызвать агрессию нетолько подростка, но и его родителей.

Чтобы предупредить перепады настроения, постарайтесь узнать, что подростки любят делать, а против чего восстают. Не используйте двойные стандарты: кому–то что–то запрещаете, потому что он вам не нравится, а кому–то разрешаете вести себя так, как тому заблагорассудится.

Наше настроение передается подросткам: если учитель пришел на урок злой, то через некоторое время и ученики начнут высказываться о чем–то негативно или же поведут себя развязно, явно защищаясь. Помните, что подростки смотрятся в нас как в зеркало и подражают нам.

С помощью отрывка из опросника Фрика можно определить сферы жизнедеятельности, вызывающие расстройства настроения подростка. Полностью опросник дан в приложении 3 (см. в том же приложении методику на определение самочувствия, активности, настроения (опросник САН) и др.).

Итак, если подросток «сваливает вину на других, взволнован тем, насколько хорошо успевает в школе, если его эмоции поверхностны и неискренни, он врет легко и правдоподобно, легко впадает в состояние скуки, сердится, когда его поправляют и наказывают, не планирует наперед, все откладывает до последней минуты», то можно предположить, что он, вероятно, подвержен расстройствам настроения и существует возможность попасть в группу риска.

Какие советы можно дать родителям и какую помощь можно оказать им в понимании причин апатии, раздражения, негодования и недовольства? Прежде всего помощь родителей своим детям основывается на безальтернативной любви. Мы любим их не потому, что они учатся на пятерки. Дом должен быть для подростка местом, где его понимают, любят, где он заботится о младших братьях или сестрах, где его обожает бабушка, которой он может рассказывать какую–то чепуху, где есть семейные праздники и особенные забавы и представления. В принципе, устроить это все не так трудно. Ведь очень часто подросток требует помощи не в выполнении уроков (хотя и это возможно), он жаждет взаимопонимания.

Чем больше занят подросток, тем лучше его эмоциональное состояние: некогда грустить, обижаться на кого–то, надо успеть сходить на секцию или в музыкальную школу. Однако не будем забывать и такой деликатный момент, как бедность. Исследования субкультуры бедности, особенно в материнских семьях, показали вялость и пассивность подростков, скрытое раздражение и отчужденность. В некоторых случаях использование искусственной шоковой терапии, когда копятся деньги на велосипед или тренажер, становится оправданным. К примеру, попав под сокращение, женщина–инженер, чтобы прокормить двоих детей–подростков, начала работать в столовой. И мальчик и девочка окончили школу, помогали матери по субботам и воскресеньям стоять на рынке. 3атем женщина получила другое образование, поставила детей на ноги. Короче говоря, выдержала.

Зададим себе вопрос: «Что должна делать женщина, попав в трудную ситуацию?» Ответ ведь может быть очень простым: жить ради будущего своих детей, помочь им не оступиться. Если семья полная, то все тоже цементирует женщина: спокойствием, уверенностью, желанием не разрушать, а постепенно преодолевать трудности. Естественно, если жизнь подростка одинаково волнует отца и бабушку с дедушкой, то проблемы перепадов его настроения становятся менее заметными, последствия отрицательных переживаний стираются. Психика подростка становится стабильной.

Сошлемся на пример семьи К. В. П.

В семье два сына. Жена, Людмила Михайловна, доцент медицинского университета. Когда дети были подростками, отец связывал благополучие только с семьей. Хороший математик и программист, он думал, что сыновья продолжат его деятельность. И первый и второй сын окончили школу с золотой медалью, а затем поступили на мехмат университета, который также закончили с отличием. Проблем с дисциплиной никогда не возникало. Если возникали недоразумения, самым большим наказанием были беседы по вечерам во время ужина. Ребята этого не любили. Оба занимались теннисом, участвовали в региональных, всероссийских и международных соревнованиях. Оба сына имели много грамот и наград. Отец – всегда пример для своих детей: он любил спорт, увлекался джазом, сам немного играл в студенческом ансамбле. Окончив авиационный институт, работал инженером, затем стал генеральным директором компьютерной фирмы. Младший сын, будучи еще студентом, написал компьютерную программу, которой заинтересовались в отраслевом министерстве, и он ездил в Москву консультировать специалистов. Возможно, таких отцов немного. Но в них нет ничего необычного, просто мальчики всегда знали, что у них есть отец, который много знает и умеет, живет с ними полноценной жизнью, не считаясь со временем. Это здоровая семья, где все уважают друг друга. Но все же главный человек в семье К. – Людмила Михайловна, которую обожают все. Вероятно, стабильность в семье влияет на уравновешенность, спокойствие и уверенность в своем будущем детей.

Значит, расстройства настроения, с одной стороны, зависят от условий жизни, с другой – от психофизиологических особенностей личности подростка: эмоциональности, повышенной чувствительности, напряженности, интравертности и др.

При изменении настроения помощь может быть оказана по–разному. Самый простой способ – ведение дневника. Выраженное в слове настроение начинает принимать другую окраску. Написание автобиографии также помогает осмыслить свое настроение и изменить его. Один из самых действенных способов влияния на свое плохое настроение – релаксация. Рассмотрим все отмеченные способы подробнее.

Дневник можно вести регулярно, а можно заполнять его в те дни, когда захочется. Можно записывать в нем самые приятные, самые неприятные или такие события, с которыми подросток благополучно справился, сделав что–нибудь хорошее тому, кому было грустно, скучно, кто плакал или сильно расстраивался. Дневник может иметь такую форму:

Инструкция. Что плохого случилось у тебя только что? Что хорошего произошло у тебя недавно? Каковы были твои успехи? Были ли неудачи и почему?

Можешь ли ты сказать, что неудачи и успехи чередовались? Какой день был самым удачным и что ты сам сумел сделать хорошего?

Какое твое настроение возможно в будущем и что ты для этого сделаешь?

Ниже предлагается другой вариант анализа своего эмоционального состояния. Можно выбрать тот, который больше нравится.

Обрати внимание на то, почему у тебя возникает плохое настроение, мог ли ты сам быть причиной этого. Можешь ли ты после ведения дневника в течение месяца кому–нибудь рассказать, как меняется настроение, если ты наблюдаешь за собой?

Инструкция. Внимательно проследи, какое настроение было у тебя в течение недели, и обведи кружочком то или иное слово. Добавь что–нибудь еще, если посчитаешь нужным. Будь искренним. Заполняй дневник постоянно. Примерно через три недели ты обнаружишь, что научился справляться с плохим настроением, потому что начнешь понимать, почему оно возникает (см. в приложении 4 дневник подростка о его самочувствии за неделю).

Автобиография – описание своей жизни, главных событий, ставших своеобразной точкой отсчета начала каких–либо изменений. Можно продолжать писать автобиографию спустя какое–то время в связи с аналогичным событием. Подросток заметит, что эти события будут восприниматься совсем по–разному. Основная цель написания автобиографии – быть искренним с самим собой. Кроме этого, написание автобиографий помогает подростку адаптироваться в новых условиях, «впуская свое прошлое в настоящее». Подросток может драматизировать события, неадекватно воспринимать настоящее. Но в конце концов автобиография помогает личности быть идентичной.

Релаксация – это расслабление. Связь мышления и моторики отмечали задолго до появления медитативных техник в России, ставших популярными. В теории идеомоторного акта У. Джеймс подчеркивал связь мыслей и движений. Идеи рождают изменение в мышцах. Снятие мышечного напряжения влияет на изменение чувств. Приверженцы релаксации полагали, что напряжение создает мышечную броню, мешающую свободному проявлению чувств. Невозможность вести себя естественно, скованность и зажатость создают еще большее напряжение. Подростку надо научиться вовремя снимать напряжение. Этого возможно достичь с помощью релаксации. Релаксацию можно проводить в любое время дня и в любом месте. Как это можно сделать?

Сядьте удобно и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох. 3атем постарайтесь почувствовать каждый палец на руках, постепенно поднимаясь к локтю, плечу, голове, другому плечу. Мысленно задержитесь на локте другой руки, мизинце, безымянном, указательном и большом пальцах, затем спуститесь к бедру, голени, пальцам одной ноги, затем – другой, как бы завершив полный круг, ощущая тепло на каждом участке тела, куда мысленно обратился взор. Если расслабиться не удается, надо глубоко вздохнуть и направить воздух на воображаемую мышцу. Особое внимание следует обратить на мышцы шеи, головы и лица. Расслабьте лоб, щеки, подбородок, разожмите зубы, приоткройте рот. Не надо контролировать мышцы лица. Появляется ощущение свободы и парения. Возникает полная расслабленность. Для возвращения в реальное состояние необходимо вспомнить, где вы находитесь, как выглядит комната.

Из книги Подросток [Трудности взросления] автора Казанская Валентина

Индивидуальные и групповые виды помощи подросткам, их родителям и педагогам В этом разделе книги подведем некоторые итоги и остановимся на методах помощи подросткам, их родителям и учителям. Индивидуальные методы помощи включают такие средства, которыми может

Из книги На стороне подростка автора Дольто Франсуаза

От детей к подросткам Это исследование посвящено критическому периоду в жизни человека, подростковому, и оно является следствием и естественным продолжением книги «На стороне ребенка». В первой книге мы расстались с ее героями на пороге этого «перехода», установив, что

Из книги Измените свой мозг - изменится и жизнь! автора Амен Дэниел

Рекомендации при расстройстве функций лимбической системы Для себя1. Проводите больше времени вместе: общение играет важнейшую роль в отношениях между людьми. Вам надо проводить больше времени с вашим партнером. Чем меньше вы бываете вместе, тем слабее ваша

Из книги Практика семейной расстановки. Системные решения по Берту Хеллингеру автора Вебер Гунтхард

Рекомендации при расстройстве функций базальных ганглиев Для себя1. Уничтожайте «тараканов-прорицателей»: если все время ожидать и предсказывать неудачу, боль или несчастливое завершение любого дела, можно серьезно подорвать ваши отношения. Для хороших отношений

Из книги Подросток: социальная адаптация. Книга для психологов, педагогов и родителей автора Казанская Валентина Георгиевна

Рекомендации при расстройстве функций префронтальной коры Для себя1. Сосредоточьтесь на том, чего вы хотите: четкое понимание целей для взаимоотношений очень важно. Многих из посещающих наши занятия я прошу в течение двух минут записать цели их совместного пребывания.

Из книги Оксфордское руководство по психиатрии автора Гельдер Майкл

Рекомендации при расстройстве функций поясной системы Для себя1. Замечайте, когда вы начинаете фиксироваться на мысли или поведении. Первый шаг к тому, чтобы разорвать порочный круг навязчивых мыслей или поведения, - заметить, что вы в него заходите. Если вы отдаете себе

Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

Рекомендации при расстройстве функций височных долей Для себя1. Используйте всякого рода напоминания, чтобы не дать отношениям засохнуть. От такого рода воспоминаний и знаков зависит, чувствует ли ваш партнер, что вы его любите и что он вам нужен, или, наоборот, что он для

Из книги Откровенный разговор про это с подростком автора Котенёва Анна Николаевна

На помощь! Что такое помощь? О применении системной работы с расстановками в супервизиях и консультировании комплексных систем (помощников). Кристине Эссен и Гуни-Лейла Бакса В связи с тем, что в течение последних 20 лет предложение медицинских и психосоциальных услуг

Из книги Исцеляющие точки автора Ортнер Ник

5.2. Психологическая помощь подросткам во временных и постоянных коллективах Как мы видели, в литературе указано несколько техник психологической помощи, основанных на различных теоретических подходах. Рассмотрим вид психологической помощи, при оказании которой

Из книги Скрытые сокровища. Путеводитель по внутреннему миру ребенка автора Оклендер Вайолет

5.3. Психологическая помощь подросткам с эмоциональными нарушениями Сначала раскроем понятие эмоций, а затем рассмотрим возможности коррекции их у подростков.Познавая окружающее, человек испытывает к нему определенное отношение, что-то ему нравится, что-то – нет. Одни

Из книги Нажми на кнопку «Пауза» [Уникальная методика управления собственной жизнью] автора Ширран Мартин

Из книги автора

§59. Настроения Чувства обычно бывают направлены на какой-нибудь объект: человек радуется чему-то, грустит о чём-то, сердится на что-то, боится чего-то, любит кого-то. Но наряду с такими чувствами, относящимися к определённым объектам, мы замечаем и другого рода

Из книги автора

СОВЕТЫ ПОДРОСТКАМ ОТ СЕКСОЛОГА На протяжении всей жизни каждому из нас в той или иной ситуации необходим грамотный, толковый, своевременный совет. От близкого человека, специалиста, друга. Сфера интимного развития и сексуальных отношений очень тонкая и деликатная сфера,

Из книги автора

Дать подросткам эмоциональный выход Мегги – моя клиентка – рассказала мне историю, как она работала с помощью ТЭС со своей 16-летней дочерью, у которой возникли проблемы в школе. Раньше они обе уже вполне успешно использовали таппинг и всегда оставались довольны

Из книги автора

Глава 8 Как помочь детям и подросткам научиться заботиться о себе Некоторое время назад я открыла для себя, что как бы хорошо ни была проведена работа с клиентом, всегда чего-то еще не хватает. Это что-то, как я поняла, состоит в научении самостоятельно заботиться о своем

Из книги автора

Глава 10. ТКП – детям и подросткам. Гэй Джонс, магистр гуманитарных наук, бакалавр педагогики (диплом с отличием) Гэй Джонс, недавно назначенная руководителем проектов Зоны действия образования, в течение более 20 лет специализировалась на усовершенствовании работы

Вопрос: Расскажите о смене настроения в подростковом возрасте?

Ребёнок в подростковом возрасте подвержен частым сменам настроения. Буквально полчаса назад он мог с гордостью хвастаться своими достижениями в школе, а теперь капризничает из-за новых кроссовок или вечерней прогулки.
Для детей этого возраста эта ситуация считается вполне нормальной. При этом подросток на подсознательном уровне понимает, что не прав, но над здравым смыслом берут вверх упрямство и озорство. В таких случаях родители чаще всего говорят: «это возраст» и только пожимают плечами, или, что намного хуже, приходят в раздражение и срываются на ребёнка. Даже очень терпеливые родители могут выйти из психического равновесия от такого поведения ребёнка. Универсальный способ борьбы с «подростковым явлением» не найден, это надо просто попытаться пережить вашему ребёнку и вам. Ребёнок начнёт взрослеть, только пройдя через все проблемы в подростковом периоде. Следует соблюдать несколько простых правил при общении с подростком, чтобы избежать возникновения конфликтной ситуации. Это сохранит нервы вашему ребёнку и вам, и поможет избежать некоторых проблем. Если ваш ребёнок не может контролировать своё поведение, то делайте это вы. Говоря по-другому, нужен самоконтроль. А надёжным помощником в этом процессе станет грамотное планирование времени работы, отдыха и времени для общения. Предоставьте ребёнку свободное время, чтобы он смог заняться своим делом. Это даст вам время для отдыха и успокоит его. Ещё одно правило — если вы не смогли удержаться и всё-таки накричали на ребёнка, необходимо попытаться тут же исправить положение – подойдите к нему и извинитесь, пытаясь объяснить ему вашу реакцию и поведение. От этого ваш авторитет в глазах ребёнка только вырастет. Не стоит пренебрегать этим правилом, — в дальнейшем положение может только ухудшиться. Ваше поведение по отношению к подростку должно быть адекватным и последовательным. Постарайтесь это запомнить, иначе он просто перестанет вас уважать, если вы будете беспричинно кричать на него и выставлять невыполнимые условия. В случае если конфликты с ребёнком не прекращаются, стоит подумать, а может быть, причина в вас, а вовсе не в ребёнке? Постарайтесь оценить ситуацию со всей самокритичностью. Если вы чувствуете, что самостоятельно не справитесь с нарастанием конфликтных ситуаций при общении с ребёнком, подумайте, а может быть, стоит обратиться за помощью к профессиональным психологам.

В недавнем исследовании, проведенном медицинским центром королевы Елизаветы в Западной Австралии у 400 младших подростков в возрасте от 10 до 14 лет, у 10% была признана клиническая депрессия, а более половины детей были оценены медиками как склонные к депрессии в будущем. Депрессивные подростки считали, что счастье достигается только славой, деньгами и красотой. Счастливые подростки склонны считать, что удовлетворение жизнью зависит от успешных личных отношений и постановки достойных целей. Что такое подростковая депрессия? Отчего она возникает и как с ней бороться?

Что такое подростковая депрессия?

Подростковая депрессия – это не просто плохое настроение - это серьезная проблема, которая влияет на все аспекты жизни подростка. Подростковая депрессия может привести к проблемам дома и в школе, наркомании, отвращению к себе, даже насилию или самоубийству. Но у родителей, учителей и друзей есть много способов, когда они могут помочь справиться с депрессией.

Есть много неправильных представлений о подростковой депрессии. В подростковом возрасте многие дети довольно агрессивны, с ними трудно общаться, они проявляют бунтарство и хотят быть самостоятельными. У подростков часто бывают перепады настроения и они бывают грустными. Но депрессия - это нечто другое. Депрессия может уничтожить саму сущность личности подростка, вызывая непреодолимое чувство грусти, отчаяния или гнева.

Частота подростковой депрессии во всем мире увеличивается, и мы все больше осознаем это, глядя на наших детей или их друзей. Депрессия наносит удар по психике подростка гораздо чаще, чем думает большинство людей. И хотя подростковая депрессия очень хорошо поддается лечению, эксперты говорят, что только в одном из пяти случаев депрессии подростки получают помощь.

В отличие от взрослых, которые имеют возможность обратиться за помощью самостоятельно, подросткам обычно приходится полагаться на родителей, учителей и воспитателей, чтобы констатировать сам факт депрессии и получить необходимое лечение. Так что если у вас есть дети-подростки, важно узнать, как выглядит подростковая депрессия и что делать, если вы заметили ее симптомы.

Код по МКБ-10

F33 Рекуррентное депрессивное расстройство

F32 Депрессивный эпизод

Симптомы подростковой депрессии

Подростки сталкиваются с множеством случаев давления со стороны взрослых, начиная от оценок в школе до контроля мамы и папы. А в это время в их организме проходит гормональная буря, которая делает психику подростка еще более ранимой и хрупкой, чем раньше. В подростковом возрасте дети начинают яростно отстаивать свою независимость. Для них бывает драмой то, на что взрослый только грустно улыбнется. Поскольку взрослые привыкли видеть подростков часто во взбудораженном состоянии, им не всегда легко различить депрессию и присущие подросткам капризы и перепады настроения. Если вы заметили эти симптомы у подростка, скорее всего, у него депрессия.

Признаки депрессии у подростков

  • Грусть или безнадежность в течение длительного времени
  • Раздражительность, гнев или враждебность
  • Плаксивость
  • Отказ от друзей и семьи
  • Потеря интереса к любой деятельности
  • Потеря аппетита и плохой сон
  • Беспокойство и волнение
  • Чувство собственной никчемности и вины
  • Отсутствие энтузиазма и мотивации
  • Усталость или недостаток энергии
  • Трудности с концентрацией внимания
  • Мысли о смерти или самоубийстве 

Если вы не уверены, что подросток пребывает в состоянии депрессии, обратитесь вместе с ним к психологу.

Негативное влияние подростковой депрессии

Негативные последствия подростковой депрессии выходят далеко за рамки меланхолического настроения. Многие случаи нездорового поведения или агрессивного отношения у подростков - на самом деле признаки депрессии. Ниже приведены некоторые способы, которыми подростки способны показать взрослым то, что у них депрессия. Действуют они так не из вредности, а в попытке справиться с эмоциональной болью.

Проблемы в школе. Депрессия может привести к потере энергии и трудностям с концентрацией внимания. В школе это может привести к плохой посещаемости, ссорам в классах или разочарование в школьных занятиях даже у тех детей, которые раньше занимались очень хорошо.

Побеги из дома. Многие депрессивные подростки убегают из дома или заводят разговоры о бегстве. Такие попытки - это крик о помощи.

Наркотики и злоупотребление алкоголем. Подростки могут употреблять алкоголь или наркотики в попытке "самолечения" депрессии. К сожалению, эти методы приводят к непоправимым последствиям.

Низкая самооценка. Депрессия может провоцировать и усиливать чувство собственной беспомощности, стыда, давать ощущение бессмысленности жизни.

Интернет-зависимость. Подростки могут выходить в интернет, чтобы убежать от своих проблем. Но чрезмерное использование компьютера только усиливает их изоляцию и делает их более подавленными.

Отчаянное, безрассудное поведение. Депрессивные подростки могут участвовать в опасных операциях (например, ограбить прохожего на улице) или отчаянно рискуют, например, при опасном вождении, незащищенном сексе.

Насилие. Некоторые депрессивные подростки (как правило, мальчики, которые становятся жертвами агрессии) становятся агрессивными. Ненависть к себе и желание умереть может перерасти в насилие и ярость к другим.

Подростковая депрессия связана с рядом других проблем психики, включая расстройства пищеварения.

Симптомы склонности к самоубийству у депрессивных подростков

  1. Говорит или шутит о самоубийстве.
  2. Говорит что-то вроде: «Я бы лучше умер", "Я хотел бы исчезнуть навсегда", или "У меня нет выхода".
  3. Рассуждает о смерти восхищенно, что-то типа "Если бы я умер, все бы жалели об этом и любили меня больше").
  4. Пишет рассказы и стихи о смерти или самоубийстве.
  5. Участвует в опасных, травматичных видах спорта.
  6. Прощается с друзьями и семьей, как будто навсегда.
  7. Ищет оружие, таблетки или обсуждает способы убить себя.

Проблему с депрессией необходимо решать, и чем раньше, тем лучше. Очень важно, чтобы подросток поделился с вами своими проблемами. Подросток может не захотеть рассказать их. Ему может быть стыдно, он может бояться быть неправильно понятым. Кроме того, депрессивным подросткам очень трудно выразить то, что они чувствуют.

Если вам кажется, что у вашего ребенка депрессия, вы должны доверять своим инстинктам. К тому же, ситуацию осложняет то, что подростки могут не считать свое поведение результатом депрессии.

Советы, как разговаривать с депрессивным подростком

Предложите поддержку Пусть депрессивный подросток знает, что вы сделаете для него все полностью и безоговорочно. Не стоит задавать ему много вопросов (подростки не любят чувствовать себя под контролем), но дайте понять, что вы готовы предоставить ребенку любую поддержку.
Будьте деликатны, но настойчивы Не сдавайтесь, если ваш ребенок закрывается в первую очередь от вас. Разговоры о депрессии могут быть очень сложным экзаменом для подростков. Учитывайте уровень комфортности вашего ребенка в беседе, в то же время подчеркивая вашу озабоченность его состоянием и готовность выслушать.
Слушайте подростка без нравоучений Подросток всегда сопротивляется желанию взрослого критиковать или осуждать, как только он начинает что-то говорить. Важно то, что ваш ребенок с вами общается. Избегайте давать непрошеные советы или ставить ультиматумы.
Просто признайте проблемы ребенка Не пытайтесь говорить подросткам о том, что депрессировать глупо, даже если их чувства или проблемы кажутся вам действительно глупыми или нерациональными. Просто признайте боль и печаль, которые они чувствуют. Если этого не сделать, они поймут, что вы не принимаете их эмоции всерьез.

Подросток и самоубийство

Если вы подозреваете, что подросток может пойти на самоубийство, примите незамедлительные меры! Поведите ребенка к психологу, психотерапевту, проявите к нему больше внимания и заботы.

Подростки, которые серьезно страдают от депрессии, часто говорят о самоубийстве или делают "привлекающие внимание" попытки самоубийства. Некоторые подростки на самом деле не хотят покончить с собой, дальше суицидальных мыслей не идет, но родители и учителя всегда должны отнестись очень серьезно к таким «маячкам».

Для подавляющего большинства суицидальных подростков депрессия или другое психическое расстройство – повышенный фактор риска. У депрессивных подростков, которые злоупотребляют алкоголем или наркотиками, риск самоубийства еще выше. Из-за реальной опасности самоубийства подростков, которые пребывают в депрессии, родителям и учителям следует внимательно следить за любыми признаками суицидальных мыслей или поведения.

Методы диагностики подростковой депрессии

Депрессия очень разрушительна для хрупкой психики подростка, если ее не лечить, поэтому не стоит ждать и надеяться, что симптомы исчезнут сами. Обратитесь за профессиональной помощью.

Будьте готовы дать врачу информацию о симптомах депрессии вашего ребенка, в том числе об их длительности, как они влияют на повседневные занятия ребенка, и вообще обо всех тревожащих вас симптомах. Нужно также рассказать врачу о родственниках, которые страдали от депрессии или любого другого психического расстройства.

Если нет проблем со здоровьем, которые вызывают депрессию подростка, попросите врача направить вас к психологу или психиатру, который специализируется на психологии детей и подростков. Депрессия у подростков может быть сложным состоянием, особенно когда дело доходит до лечения. Никто не сотворит чуда с вашим ребенком. Вам нужно будет работать с симптомами депрессии продолжительное время. Если ваш ребенок чувствует себя неудобно на консультациях психолога или психиатра, попросите направление к другому специалисту, который, может быть, лучше подходит вашему ребенку.

Разница между подростковой и взрослой депрессией

Депрессия у подростков может значительно отличаться от депрессии у взрослых. Следующие симптомы депрессии чаще встречаются у подростков, чем у взрослых:

Раздражительность, гнев или перепады настроения - как было отмечено выше, именно раздражительность, а не грусть, присущая взрослым, часто преобладает у депрессивных подростков. Депрессивный подросток может быть сварливым, враждебным, легко расстраивается или быть склонным к вспышкам гнева.

Необъяснимые боли - депрессивные подростки часто жалуются на физические недуги, такие как головные боли или боли в животе. Если тщательный медицинский осмотр не выявляет медицинских причин этих болей, это может свидетельствовать о депрессии.

Крайняя чувствительность к критике - депрессивные подростки страдают от чувства собственной неполноценности, что делает их чрезвычайно уязвимыми для критики, неприятия и неудач. Это становится особенно серьезной проблемой в школе, когда успеваемость ребенка резко снижается.

Замыкание в себе, уход от людей (но не от всех). Хотя взрослые, как правило, тоже замыкаются в себе, когда у них депрессия, подростки обычно поддерживают дружеские отношения, но ограничивают этот круг до нескольких избранных. Тем не менее, подростки с депрессией могут общаться намного меньше, чем раньше, почти перестать общаться с родителями или начать гулять с другой компанией.

Не полагайтесь на одни лекарства

Есть несколько вариантов лечения депрессии у подростков, в том числе индивидуальная терапия или групповые занятия. Есть также метод семейной терапии. Лекарства – в последнюю очередь, и это только часть комплексного лечения, а не панацея.

Любые виды психологической терапии часто хороши для лечения легкой и умеренной стадии депрессии. Антидепрессанты следует использовать как часть более развернутого плана лечения, в более тяжелых случаях.

К сожалению, некоторые родители считают, что антидепрессанты – единственный способ вылечить ребенка. Это далеко не так, любое лечение индивидуально и может изменяться в зависимости от результатов.

Риски подросткового использования антидепрессантов В тяжелых случаях депрессии лекарства могут помочь облегчить ее симптомы. Тем не менее, антидепрессанты не всегда лучший вариант лечения. Они могут дать побочные эффекты в виде привыкания, нарушений сна, повышенной усталости и сонливости. Важно взвесить все риски перед началом назначения антидепрессантов.

Антидепрессанты и подростковый мозг

Антидепрессанты разрабатывали и испытывали на взрослых, поэтому их влияние на молодой, развивающийся мозг еще не полностью изучено. Некоторые исследователи обеспокоены тем, что использование таких препаратов, как Прозак, детьми и подростками, может помешать нормальному развитию их мозга. Мозг подростков стремительно развивается и воздействие антидепрессантов может повлиять на развитие, особенно на то, как подросток управляет стрессом и регулирует свои эмоции.

Антидепрессанты увеличивают риск возникновения суицидальных мыслей и поведения у некоторых подростков. Риск самоубийства, согласно исследованиям специалистов, наиболее высок в течение первых двух месяцев лечения антидепрессантами.

Подростки, которые принимают антидепрессанты, должны быть под тщательным надзором врачей и родителей. Любые признаки того, что симптомы подростковой депрессии усугубляются, должны быть сигналом к пересмотру лечения.

Предупреждающие симптомы включают повышенное возбуждение, раздражительность или неконтролируемый гнев подростка, а также резкие изменения поведения.

По данным психотерапевтов, занимающихся подростковой депрессией, после начала приема антидепрессантов или изменения их дозы, подросток должен обратиться к врачу:

  • Раз в неделю в течение четырех недель
  • Каждые 2 недели в течение следующего месяца
  • В конце 12-й недели приема препаратов

Поддержка подростка в качестве лечения депрессии

Самое важное, что вы можете сделать для своего ребенка, это дать ему знать, что вы всегда поддержите его. Сейчас, более чем когда-либо, ваш подросток должен знать, что вы его цените, любите и заботитесь о нем.

Будьте терпеливыми. Жить с депрессивным подростком в одном доме – занятие не из легких. Время от времени вы можете испытывать усталость, отчаяние, желание все бросить или любые другие отрицательные эмоции. В это трудное время важно помнить, что ваш ребенок обязательно вылечится, вы уже над этим работаете. Ваш подросток тоже страдает, так что лучше набраться терпения и понимания.

Поощряйте физическую активность. Поощряйте вашего подростка, когда он занимается спортом или йогой. Упражнения могут облегчить симптомы депрессии, поэтому найдите способы, чтобы сделать подростка физически активным. Можно применить что-то очень простое, например, прогулку с собакой или езду на велосипеде – это может быть полезным.

Поощряйте социальную активность. Изоляция только усугубляет депрессию подростка, так поощряйте его, когда он хочет провести время с друзьями или вами.

Участвуйте в лечении. Убедитесь, что ваш подросток соблюдает все инструкции и врача и делает все вовремя и в полном объеме. Это особенно важно, когда ваш ребенок принимает лекарства по рецепту. Отслеживайте изменения в состоянии вашего ребенка и обратитесь к врачу, если симптомы депрессии, по вашему мнению, усугубляются.

Узнайте о депрессии больше. Если вы мало осведомлены о течении этого состояния, нужно больше прочитать о депрессии, и тогда вы тоже станете экспертом. Чем больше вы знаете, тем лучше вы сможете помогать своему депрессивному подростку. Поощряйте подростка, чтобы он тоже больше узнал о депрессии. Чтение научно-популярной литературы может помочь подросткам почувствовать, что они не одиноки и дать им возможность лучше понять то, что они переживают.

Путь к восстановлению душевного состояния подростка может быть длинным, так что будьте терпеливы. Радуйтесь маленьким победам и не переживайте из-за неудач. Самое главное, не судите себя и не сравнивайте свою семью с другими. Вы делаете все возможное, чтобы избавить подростка от депрессии, и он старается вместе с вами.