Семья основанная на браке или кровном родстве.


Как малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении, объединённая общностью быта, взаимной помощью и ответственностью Как союз лиц, соединённых правами и обязанностями, вытекающими, прежде всего, из официально оформленного брака




Партриархальные семьи, где главой семейного государства является отец. матриархальные, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать. эгалитарные семьи, в которых нет четко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью


Как добровольный союз между мужчиной и женщиной с целью создания семьи– регулирует семейные отношения, права и обязанности супругов Характеристики брака: Брак – это союз мужчины и женщины. В России признаются только разнополые браки. Цель брака – создание семьи. Брак, заключённый без намерения создать семью, а только из корыстных побуждений называется фиктивным и поэтому признаётся недействительным. Брак – это союз, зарегистрированный в органах ЗАГСа (записи актов гражданского состояния) Брак – это такой союз, который порождает между супругами юридические права и обязанности






Его участники (субъекты) не посторонние, а близкие люди – члены семьи Основанием возникновения семейных правоотношений являются специфические юридические факты: брак, родство, материнство, отцовство и др. Содержание семейных правоотношений составляют юридические права и обязанности членов семьи Права и обязанности членов семьи разделяются на две группы. Первую составляют личные (неимущественные) правоотношения. Вторая группа включает имущественные правоотношения


Право на свободный выбор фамилии вправе свободно выбирать род занятий, профессии и места жительства право на совместное решение вопросов семейной жизни обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей право на личную (раздельную) и совместную (общую) собственность


Родители: имеют право и обязаны воспитывать детей право и обязанность обеспечить получение детьми основного общего образования вправе и должны защищать интересы своих детей, а также содержать их оба родителя в равной мере обладают правами и обязанностями в отношении своих детей права и обязанности родителей ограничены во времени, они прекращаются по достижении ребёнком 18 лет


Дети: право жить и воспитываться в семье, получать от родителей заботу и надлежащее воспитание право выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы право на защиту право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой ребёнок имеет право на содержание от своих родителей 15

Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены к-рой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и С. отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологич. отношений. Как социальное явление С. изменяется вслед за развитием экономич. базиса общества; в то же время прогресс форм С. обладает относит. самостоятельностью.
Применяя понятие С. к первобытному обществу, Ф. Энгельс обозначал им круг лиц, между к-рыми были разрешены половые отношения. В указанном смысле можно говорить о кровнородственной семье, в к-рой брачные отношения имеют лишь одно ограничение - принадлежность к разным поколениям, о групповой семье, к-рая возникла в результате запрещения половых связей не только между родителями и детьми, но и между братьями и сестрами и имела эндогамную и экзогамную разновидности, наконец, о парной семье, к-рая предполагала брачные отношения лишь одного мужчины с одной женщиной, но эти отношения были ещё непрочными и легко расторжимыми. Можно предположить существование дислокальной парной семьи, когда каждый из супругов жил в своей родовой группе.
На всех этих ступенях развития С. осн. формой трудовой и бытовой общности людей был род, имевший матриархальную или патриархальную организацию.
В качестве устойчивого социального объединения С. возникла в эпоху позднего неолита с разложением родового строя и появлением частной собственности, прибавочного продукта и классов. Первая историч. форма моногамной С.- патриархальная С., управляемая отцом, стала возможной благодаря закрепощению женщины, происшедшему в результате уменьшения её экономич. роли и сосредоточения богатства в руках собственника - мужяины. Патриархальная С. была строго моногамной лишь для женщины. Перед мужчиной же развитие рабства и др. форм зависимости и господства открыло новые возможности многоженства (наложничество рабынь, гетеризм, проституция). В странах Востока многоженство было возведено в ранг законной формы брака, но даже европ. патриархальная С. вклюяала в себя как родственников, потомков одного отца с их жёнами и детьми, так и домашних рабов, в т. я. наложниц (лат. слово familia означает совокупность принадлежащих одному человеку рабов); поэтому Энгельс определяет её как «промежуточную форму» между многоженством и моногамией. Патриархальная С. являлась одновременно производств. объединением и обычно была многочисленной. В классич. виде она существовала на первых этапах рабовладельч. формации, но различные её модификации сохранились у мн. народов и при феодализме.
С переходом к феодализму «...моногамия, развившаяся на развалинах римского мира в процессе смешения народов, облекла владычество мужчин в более мягкие формы и дала женщинам, по крайней мере с внешней стороны, более почетное и свободное положение, чем когда-либо знала классическая древность» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21, с. 72). Распространение мировых религий, прежде всего христианства, усилило идеологические узы, скреплявшие С. На «экономическом каркасе» брака появился «трогательно-сентиментальный покров». Господствующий класс, освобождённый от экономических забот, достиг такой стадии духовного и нравственного развития, при к-рой могли появиться «рыцарское отношение к женщине» и «рыцарская любовь». Но поскольку частная собственность оставалась основой браяно-семейных отношений, эти ценности возникли не в браке, а вне его, как его антиподы. Противоречие в С. между «поработителем - мужчиной и порабощённой женщиной» было дополнено не менее острым конфликтом между экономич. целями собственнич. моногамии и избирательностью полового влечения, к-рая наиболее сильно проявляет себя в чувстве любви. Ка-питалистич. индустриализация разрушила - по крайней мере в городах - характерную для феодализма связь между жизнью С. и произ-вом, а из всех экономич. функций оставила у многих С. лишь функцию организации быта. Большинство С. стало состоять лишь из супругов и их детей (нуклеарная семья), а семейные отношения приобрели менее иерархич. и авторитарный характер. Женщины получили широкий доступ к работе на пром. предприятиях и в сфере услуг. Это в несравненно большей, чем при феодализме, степени обеспечило экономич. самостоятельность женщин и их независимость от мужчин, даже несмотря на сохраняющуюся в бурж. гос-вах дискриминацию в оплате жен. труда. Под влиянием революц. борьбы пролетариата женщинам во мн. странах были предоставлены гражд. права, в т. ч. право на развод. Среди классов и социальных групп, непосредственно не связанных с частной
собственностью, брак из экономич. института всё больше превращался в морально-правовой союз мужчины и женщины, основанный на любви и личном выборе. Произошло известное перераспределение обязанностей мужа и жены в С. в ведении домашнего х-ва и воспитании детей. Развитие системы бытового обслуживания, досуга, детских учреждений позволило С. полностью или частично освободиться от ряда прежних обязанностей (т. н. редукция функций С.). С. всё больше сосредоточивалась на своей внутр. жизни, возрастала роль внутрисемейных отношений в обеспечении её стабильности и прочности. Ослабление контроля обществ. мнения (в результате урбанизации), а также экономич., правовых и религ. уз, скреплявших прежнюю С., резко увеличило «нагрузку» на моральные узы.
В капиталистич. обществе действуют две противоречивые тенденции изменения С.: её обновление, «реконструкция» на основе пром. и культурного прогресса и дезорганизация. Первая из этих тенденций наиболее характерна для трудовых семей, вторая - для пара-зитич. слоев. Экономич., политич. и моральные противоречия капитализма стимулируют отчуждение С. от общества. Закономерное сосредоточение С. на внутр., семейных проблемах принимает форму её «самоизоляции». В то же время возрастают возможности внутри-семейных коллизий и уменьшаются шансы их урегулирования без ущерба для единства С. Всё это ведёт к неустойчивости С., росту числа разводов.
В результате социалистич. преобразований семейные отношения освобождаются от социальных установлений старого общества (собственнического права, влияния церкви, классовых, сословных и нац. предрассудков и т. д.). Уничтожаются все формы дискриминации женщин и одновременно систематически расширяется сеть обществ. учреждений, призванных помогать С. в воспитании детей и ведении домашнего х-ва. Рост благосостояния и культуры населения ведёт к формированию социалистич. типа С.
Марксизм-ленинизм отвергает бурж. и анархистские утверждения, будто обобществление средств произ-ва в социалистич. и коммунистич. обществе должно обязательно сопровождаться «обобществлением» женщин и детей, разрушением С. В действительности коммуни-етич. идеалом отношений между полами является «...гражданский брак с любовью...» (Ленин В. И., ПСС, т. 49, с. 56). Социалистич. С. отличается от собственнической С. по мотивам брака и характеру внутри-семейных отношений. Подавляющее большинство браков в социалистич. обществе заключается не по экономич. расчёту или родительскому принуждению, а по личному выбору будущих супругов. В связи с этим внутрисемейная организация характеризуется при социализме гораздо большими, чем в любом другом обществе, равноправием супругов и сплочённостью семейной группы. Всё большее выражение получает тенденция к дроблению больших С. и раздельному жительству старшего и младшего поколений. Главными обществ. функциями С. при социализме становятся обеспечение потребностей мужчины и женщины в супружестве, отцовстве, материнстве и воспитание детей. Функция накопления частной собственности отмирает уже в ходе социалистич. преобразований, а хозяйственно-бытовая функция осуществляется не как цель, а как условие семейной жизни. Существенно изменяется и характер взаимоотношений между С. и обществом, гос-вом, повышается социальная активность С. Вместе с тем определ. число С. и в условиях социализма не свободно от феод.-религ., мещанских и др. пережитков. На прочность С., рождаемость и семейное воспитание негативное влияние оказали порождённые 2-й мировой войной дсмографич. диспропорция, разрушение жилищного фонда, экономич. трудности.
Возрастание в условиях зрелого социализма роли С. как фактора, упорядочивающего воспроизводство населения и обеспечивающего первичную социализацию де-
тей обусловило активизацию теоретич. и практич. работы, направленной на укрепление брачно-семейных отношений. В 1968-70 были приняты Основы законодательства СССР и союзных республик и новые союзно-респ. кодексы о браке и семье. Конституция СССР устанавливает, что С. находится под защитой гос-ва. Забота о воспитании детей является одной из осн. конституционных обязанностей сов. граждан. В стране создаётся служба С., включающая подготовку молодёжи к семейной жизни, организацию помощи одиноким людям, желающим вступить в брак, систему консультаций по вопросам планирования материнства, психологии супружеских отношений, ухода за детьми и их воспитания.
Вопреки прогнозам нек-рых бурж. теоретиков, предсказывающих замену уже в недалёком будущем С. «свободным сожительством», марксизм-ленинизм исходит из того, что в ходе строительства коммунизма С. будет развиваться и совершенствоваться.
Энгельс Ф., Происхождение С., частной собственности и гос-ва, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21; Ленин В. И., [Письмо] Инессе Арманд 23 мая (5 июня) 1914, ПСС, т. 48; его же, [Письмо] от 4 (17) янв. 1915 г., там же, т. 49; Ковалевский М., Очерк происхождения и развития С. и собственности, СПБ, 1895; Морган Л. Г., Первобытное общество, пер. с англ., М., 1900; X а р ч е в А. Г., Брак и С. в СССР, М., 19792; Юркевич Н. Г., Сов. С., Минск, 1970; X а р ч е в А. Г., Голод С. И., Проф. работа женщин и С., М., 1971; Дарский Л. Е., Формирование С., М., 1972; Семенов Ю. И., Происхождение брака и С., М., 1974; Чуйко Л. В., Браки и разводы, М., 1975; В а с и л ь е-в а Э. К., С. и ее функции, М., 1975; Герасимова И. А. Структура С., М., 1976; Изменение положения женщины и С., М., 1977; Демографич. проблемы С., М., 1978; X а р ч е в А. Г. Мацковский М. С., Совр. С. и ее проблемы, ?., 1978; С ы-с е н к о В. А., Устойчивость брака, М., 1981; Аннотированная библиография работ по проблемам С. в СССР (1957-1971) в. 1-2, М., 1972; С о о d e W. J., World revolution and family patterns, Chi., 1963; Handbook of marriage and the family ed. H. T. Christensen, Chi., 1964; A modern introduction to the family, ed. N. Bell and E. Vogel, rev. ed., ?. ?., 1968 Sussman М. В., Sourcebook in marriage and the family" N.Y., 19683; Hill R., Family development in three generations, Camb. (Mass.), 1970; Rapoport R., R a p o-p or t R. N., Leisure and the family life cycle, L., 1975; K einig R., Die Familie der Gegenwart. Ein interkultureller Vergleich, Munch., 1977; Chombart de Lauwe P.-H., La vie quotidienne des families ouvrieres, P., 1977s; Contemporary theories about the family. Research-based theories, ed W. R. Burr (e. a.), V. 1, N. Y.-L., 1979. А. Г. Xapчeв.

Семейное право.

Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Семейное право – самостоятельная отрасль права, регулирующая личные и производные от них имущественные отношения возникающие между людьми из факта брака, кровного родства, усыновления, а также принятия детей на воспитание.

Основные принципы семейного права: добровольность брачных отношений; единобрачие; равенство супругов; забота государства о защите материнства, детства и отцовства; приоритет семейного воспитания детей; недопустимость непроизвольного вмешательства в дела семьи.

Брак – добровольный, равноправный союз мужчины и женщины заключенный с соблюдением определённых правил с целью созданию семьи.

В соответствии с законодательством российской федерации в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). В качестве таковых могут выступать консульские учреждения за границей.

Лица, желающие заключить брак, подают в ЗАГС в письменной форме заявление. Причём необходимо подача заявления от каждого брачующегося. Регистрация брака происходит по истечению одного месяца с момента подачи заявления (по общим основаниям) в присутствии лиц вступающих в брак. Вместе с тем, по просьбе лиц и наличии уважительных причин этот срок может быть изменён в большую или меньшую сторону, но не более 1 месяца. Но при наличии особых причин, брак может быть заключён в день подачи заявления. К таким причинам относится беременность, рождение ребёнка, угроза жизни одному из брачующихся.

Личные права супругов: право выбрать фамилию в качестве общей; выбор профессии, рода занятия и места жительства; право на решение совместных вопросов жизни семьи; право на расторжение брака.

Имущественные права супругов: делятся на две группы – законный режим имущества и договорной режим имущества.

Прекращение брака установлено в статье 16-ой семейного кодекса. Основаниями для расторжения брачного договора являются: смерть одного из супругов; объявление судом одного из супругов умершим; расторжение брака по заявлению одного или обоих супругов; расторжение брака по заявлению опекуна супруга признанного судом недееспособным. Брак может быть расторгнут в суде или в органах ЗАГСа. В органах ЗАГСа брак расторгается если отсутствуют имущественные споры и если нет совершеннолетних детей. Брак прекращается с момента вступления в силу решения суда.

Возникновение прав и обязанностей между родителями и детьми возникает с момента рождения детей. При рождении детей необходима государственная регистрация. Происхождение ребёнка от матери устанавливается медицинскими средствами, а происхождение ребёнка от отца либо в судебном порядке или добровольном. В случае добровольного признания отцовства, отцом записывается мужчина, состоящий в зарегистрированном браке с матерью новорожденного ребёнка. Кроме того, отцом ребёнка может быть записан бывший супруг матери, если ребёнок родился в течение трёхсот дней с момента: расторжения брака; признания брака недействительным; смерти.


Лишение родительских прав обоих родителей или одного из родителей. Основания: виновное, противоправное поведение, выражающееся в форме действия или бездействия; уклонение родителей от выполнения родительских обязанностей, в том числе уклонение от уплаты алиментов; отказ родителей взять своего ребёнка из родильного дома, медицинского учреждения и так далее; злоупотребление родителей своими родительскими правами; жесткое обращение родителей с детьми, включая психическое и физическое насилие над детьми; заболевание родителей хроническим алкоголизмом или наркоманией; совершение родителями умышленного преступления против жизни и здоровья детей, либо супруга. Лишить родительских прав может только суд. Исковое заявление о лишении родительских прав может направить один из родителей, прокурор или орган опеки и попечительства.

Под опекой и попечительством понимается забота о детях, оставшихся без попечения родителей в целях их содержания, воспитания и защиты интересов. Опекун устанавливается над ребёнком до 14-ти лет, с 14-ти до 18-лет устанавливается попечительство.

Приёмная семья – форма устройства детей сирот на основании договора о передаче ребёнка, либо детей, на воспитание в семью, между органами опеки и попечительства и приёмными родителями.

Семейное право.

Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Семейное право – самостоятельная отрасль права, регулирующая личные и производные от них имущественные отношения возникающие между людьми из факта брака, кровного родства, усыновления, а также принятия детей на воспитание.

Основные принципы семейного права: добровольность брачных отношений; единобрачие; равенство супругов; забота государства о защите материнства, детства и отцовства; приоритет семейного воспитания детей; недопустимость непроизвольного вмешательства в дела семьи.

Брак – добровольный, равноправный союз мужчины и женщины заключенный с соблюдением определённых правил с целью созданию семьи.

В соответствии с законодательством российской федерации в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). В качестве таковых могут выступать консульские учреждения за границей.

Лица, желающие заключить брак, подают в ЗАГС в письменной форме заявление. Причём необходимо подача заявления от каждого брачующегося. Регистрация брака происходит по истечению одного месяца с момента подачи заявления (по общим основаниям) в присутствии лиц вступающих в брак. Вместе с тем, по просьбе лиц и наличии уважительных причин этот срок может быть изменён в большую или меньшую сторону, но не более 1 месяца. Но при наличии особых причин, брак может быть заключён в день подачи заявления. К таким причинам относится беременность, рождение ребёнка, угроза жизни одному из брачующихся.

Личные права супругов: право выбрать фамилию в качестве общей; выбор профессии, рода занятия и места жительства; право на решение совместных вопросов жизни семьи; право на расторжение брака.

Имущественные права супругов: делятся на две группы – законный режим имущества и договорной режим имущества.

Прекращение брака установлено в статье 16-ой семейного кодекса. Основаниями для расторжения брачного договора являются: смерть одного из супругов; объявление судом одного из супругов умершим; расторжение брака по заявлению одного или обоих супругов; расторжение брака по заявлению опекуна супруга признанного судом недееспособным. Брак может быть расторгнут в суде или в органах ЗАГСа. В органах ЗАГСа брак расторгается если отсутствуют имущественные споры и если нет совершеннолетних детей. Брак прекращается с момента вступления в силу решения суда.

Возникновение прав и обязанностей между родителями и детьми возникает с момента рождения детей. При рождении детей необходима государственная регистрация. Происхождение ребёнка от матери устанавливается медицинскими средствами, а происхождение ребёнка от отца либо в судебном порядке или добровольном. В случае добровольного признания отцовства, отцом записывается мужчина, состоящий в зарегистрированном браке с матерью новорожденного ребёнка. Кроме того, отцом ребёнка может быть записан бывший супруг матери, если ребёнок родился в течение трёхсот дней с момента: расторжения брака; признания брака недействительным; смерти.



Лишение родительских прав обоих родителей или одного из родителей. Основания: виновное, противоправное поведение, выражающееся в форме действия или бездействия; уклонение родителей от выполнения родительских обязанностей, в том числе уклонение от уплаты алиментов; отказ родителей взять своего ребёнка из родильного дома, медицинского учреждения и так далее; злоупотребление родителей своими родительскими правами; жесткое обращение родителей с детьми, включая психическое и физическое насилие над детьми; заболевание родителей хроническим алкоголизмом или наркоманией; совершение родителями умышленного преступления против жизни и здоровья детей, либо супруга. Лишить родительских прав может только суд. Исковое заявление о лишении родительских прав может направить один из родителей, прокурор или орган опеки и попечительства.

Под опекой и попечительством понимается забота о детях, оставшихся без попечения родителей в целях их содержания, воспитания и защиты интересов. Опекун устанавливается над ребёнком до 14-ти лет, с 14-ти до 18-лет устанавливается попечительство.

Приёмная семья – форма устройства детей сирот на основании договора о передаче ребёнка, либо детей, на воспитание в семью, между органами опеки и попечительства и приёмными родителями.


По горизонтали. 1. Основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, моральной и правовой ответственностью. 3. Тот, кого опрашивает социолог. 4. Одно из правомочий собственника. 5. Ощущение нужды в чем-либо. 6. Всенародное голосование, одна возможных из форм принятия законов. 7. Устойчивая система социально значимых качеств индивида. 8. Соответствие мысли предметы познания. 9. Высшая форма психического отражения, свойственная человеку. 10. Причина, движущая сила какого-либор процесса. 11. Мера положительного или отрицательного воздействия. 12. Человек, покинувший один социальный слой и не приобщившийся к ценностям и образу жизни другого. 13. Один из типов этнической общности.

По вертикали. 2. ………………………….. – ……………………………………….

Ответ:

По горизонтали. 1. Семья. 3. Респондент. 4. Владение. 5. Потребность. 6. Референдум. 7. Личность. 8. Истина. 9. Сознание. 10. Фактор. 11. Санкция. 12. Маргинал. 13. Племя.

По вертикали. 2. Модернизация – процесс перехода от традиционного общества к обществу индустриальному.

Задания на соответствия

Перед вами три списка – век, название науки об обществе и человеке, имя ученого, чья деятельность была связана с данной наукой. Установите соответствие между ними. Ответ запишите в форме таблицы, перерисовав приведенный образец и вписав соответствующие цифры и буквы в нужные графы.

Обратите внимание! В списках наук и имен ученых больше, чем веков.

Века Науки Имена ученых

Ответ:

Века Науки Имена ученых
III В
II Д
VI Г
VII Е
V А

Заполнение пропущенных слов и словосочетаний

Вставьте вместо пропусков, выбрав соответствующие слова, сочетания слов, цифры и даты из предложенного списка. Слова и сочетания слов даны в списке в единственном числе. Они пронумерованы.

Запишите порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в которой они идут в тексте.

Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!

Для обозначения человека как представителя человеческого рода ученые используют термин «……...». Совокупность черт, отличающих человека от всех других, определяется понятием «……». При этом учитываются …… его характеристики. Понятием « ……» определяют систему …… характеристик человека как члена общества. Решающее значение имеет здесь …… как продолжающийся …… процесс усвоения культурных норм и социальных …… . Для ребенка до 10 – 12 лет решающим является мнение ……..; подростку необходимо мнение …….. .

Ответ: 7, 13, 6, 4, 11, 1, 8, 2, 3, 5

Заполните пропуски в стихотворных отрывках, записав фамилию или имя мыслителя, ученого. Понятно, что следует соблюдать стихотворный ритм, рифму. Назовите век, когда жил каждый из них, и область(-и) социального знания, которую он представляет. Прокомментируйте (раскройте смысл) первого отрывка.

1. ……… раскрыл истории законы,

пролетариат поставил у руля. (В.В.Маяковский.)

2. По имени Владимир Ленской,

С душою прямо геттингенской,

Красавец, в полном цвете лет,

Поклонник ……… и поэт. (А.С.Пушкин.)

3. Прочел он Гиббона, …… ,

Манзони, Гердера, Шамфора,

Madame de Staёl, Биша, Тиссо,

Прочел скептического Беля,

Прочел творенья Фонтенеля,

Прочел и наших кой-кого… (А.С.Пушкин).

4. Мы диалектику учили не по ………. .

Бряцанием боев она врывалась в стих,

когда под пулями от нас буржуи бегали,

как мы когда-то бегали от них. (В. В. Маяковский.)

Ответ:

1.К.Маркс, XIX в., экономист, социолог, философ. Смысл: Поэт имеет в виду взгляд Маркса на историю как на закономерный процесс, подчиненный ряду законов (соответствия производительных сил и производственных отношений, классовой борьбы и др.) и его положение о диктатуре пролетариата. 2. И.Кант, XVIII – начало XIX в., философ. 3. Ж.Ж.Руссо, XVIII в., философ. 4. Г. Гегель, вторая половина XVIII – начало XIX в., философ.

Задания по тексту

1. Президент США Ф.Д. Рузвельт, характеризуя общественный прогресс, подчеркивал: «Наш прогресс проверяется не увеличением изобилия у тех, кто уже имеет много, а тем, способны ли мы достаточно обеспечить тех, кто имеет слишком мало».

1. Что такое прогресс?

2. Какой критерий прогресса предложил Ф.Д.Рузвельт?

3. Какие иные критерии прогресса вам известны?

Ответ: 1. Направленное движение от менее совершенного в более совершенному. 2. Способность общества заботиться о недостаточно обеспеченных слоях населения. 3. а) Совершенствование техники, б) прогресс науки, в) развитие разума, г) постепенное приближение к правовому устройству, д) рост сознания свободы, е) развитие производительных сил, ж) мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, з) все, что способствует возвышению гуманизма. Возможны другие правильные критерии.