Типы ароматов в парфюмерии. Классификация и различные виды парфюмерной продукции

«Пусть наши мысли - только фантазия, но фантазия эта благодаря таланту парфюмера находит возможность осуществиться»
Эрнест Бо



Классификация ароматов по запахам – цветочные, шипровые и другие...


Существует несколько различных классификационных систем, но одну из первых классификаций ароматов предложил Карл Линней в 1756 году. Однако специальному изучению ароматы подверглись в ХХ столетии.


В основном запахи подразделяют на 20 -30 категорий (амбровые, древесные, цветочные, фруктовые и т.д.). Однако, все классификации субъективны. Также, как и люди, запахи имеют свой характер, свой стиль, свою индивидуальность. Если вы знаете, к какой группе относится ваш любимый запах, тогда проще будет найти ещё один любимый аромат, а может и не один. Сейчас в современном мире так всё быстро меняется, и мы в круговороте перемен становимся переменчивыми. Нас увлекает то одно, то другое. Мы пытаемся изменить себя, свой образ, свой стиль. И это не просто подражание тому или иному, это становится потребностью…..



И так, какова же классификация ароматов?


Существуют французская, немецкая, американская классификации. Все европейские классификации строятся по принципу преобладания тех или иных компонентов. Однако и они в ходе событий изменяются, ежегодно пополняются новыми, образуются новые подгруппы. А в некоторых парфюмерных фирмах свои разновидности ароматов. Самая известная классификация была предложена французским парфюмерным комитетом Comite Francais De Parfum. Все ароматы подразделяют на семь основных семейств: цветочные, папоротниковые (фужерные), ориентальные (амбровые или восточные), гесперидные (цитрусовые), кожаные, древесные. Каждое семейство в свою очередь делится на подгруппы. Выделяют, например, цветочно-фруктовые, шипрово-фруктовые, древесно-ароматические и т.д.



Рассмотрим основные классы ароматов.


Цветочные
Это, можно сказать, самое большое семейство. В этом классе доминирующая тема – цветы. Причём главной нотой может быть запах какого-то одного цветка или букет цветов с дополнительными нотами – фруктовыми, лесными.


Шипровые
В первом «Шипре», созданном Франсуа Коти, был букет пачулей, ладанной камеди, дубового мха, и бергамота. Именно эти ноты характеризуют семейство шипровых. В них бодрящая свежесть и сладость. Среди них есть и фруктово-шипровые, и цветочно-шипровые, которые более лёгкие и нежные. В них содержатся ароматы персика, мирабели, ландыша, розы, жасмина.


Папоротники (фужеры)
В действительности семейство этих запахов папоротником не пахнут. Иногда парфюмеры относят это семейство к разновидности шипровых. Но чаще их определяют в своё семейство, среди которых много мужских ароматов. В ароматах папоротниковых присутствуют запахи лаванды, кумарина, бергамота, запахи древесных нот и дубового мха. Они имеют свежий, чуть горьковатый запах. А вот названию своему они обязаны духам Убигана (1882год – «Королевский папоротник»). Есть фужерно-пряные ароматы, которые содержат в себе цветочные ноты с оттенком пряностей, например, гвоздики.


Амбровые (восточные ориентальные)
Восточные ароматы яркие, темпераментные, с пряным оттенком, с экзотическим звучанием. Запахи эти сладковатые, пронзительные, немного тяжеловатые, с бальзамическим оттенком. В этих ароматах присутствуют одни из самых эротичных и чувственных: роза, жасмин, флёрдоранж, ирис, сандал, ветивер, пачули, . В некоторых классификациях запахи, содержащие большее количество пряных веществ, отнесены в группу пряных ароматов. Последние менее сладкие, так как доминантной нотой являются здесь оттенки гвоздики, перца, древесные ноты и животные оттенки.


Цитрусовые
Для этих ароматов используется экстракты из цедры бергамота, лимона, мандарина, цветы горького апельсина. Это основной аккорд семейства. К ним присоединяют из цветочных, чаще всего жасмин, или древесные ноты. Иногда выделяют подгруппы цитрусовые цветочно-шипровые, пряно-цитрусовые. В последних, кроме цитрусовых, присутствуют гвоздика или перец, мускатный орех или ваниль. Есть и древесно-цитрусовая подгруппа, в которой присутствуют и древесные ноты.


Кожаные
Это семейство ароматов появилось в 20-х годах ХХ – го столетия, когда эмансипированные женщины пристрастились к сигаретам. Ноты кожи, используемые в парфюмерии, искусственны. Натуральная кожа имеет не очень приятный запах. Поэтому в семействе кожаных ароматов основной нотой является смесь кожи и других компонентов. Среди них выделяются собственно кожаные, цветочно-кожаные, табачно-кожаные.
Ароматическим аккордом в них являются сухие ноты, характеризуемые запахом кожи: лёгкие древесные запахи с дымным привкусом, табак и цветочные ноты.


Древесные
Семейство, в основе которого сандал и пачули с добавлением кедра или ветивера. В начале композиции присутствуют цитрусовые или лавандовые нотки. В подгруппы выделяют чисто- древесные ароматы, древесно-пряные, древесно-ароматические, амброво-древесные, древесно-кожаные.


В конце ХХ-го столетия прошлого века появилось ещё одно новое семейство ароматов – морские ароматы. Новый запах – запах морского воздуха, морского побережья вызвал волну восхищения, когда в 1991 году Кензо Такада создал Kenzo Pour Homme. Аромат чистого озона, символизирует естественность и чистоту природы. Морские ароматы обычно с лёгким цветочным оттенком с присутствием фруктовых – персика или дыни.



Сегодня ароматы имеют настолько сложную структуру, что иной раз трудно отнести к определённой группе. Иногда аромат включает в себя вещества практически всех групп. А главное, найдите свой, любимый.

На прилавках парфюмерных магазинов появляются все новые и новые духи. Виды духов различаются по концентрации, составу, стране-изготовителю. Такое деление очень важно, но оно больше похоже на технические характеристики из инструкции по эксплуатации.

Магия ароматов

Духи, а особенно духи женские, - это настоящие произведения искусства. Не случайно многие известные марки, выпуская новый парфюм, не снимают с производства и старые, давно полюбившиеся ароматы. Это такие, как «Шалимар» от Герлен, «Джой» Жана Пату, «Youth Dew» («Роса юности») Эсте Лаудер, «Шанель №5» и другие. Флаконы разрабатываются индивидуально для каждого аромата. Их дизайн предвосхищает впечатление от вдыхания содержащейся в них амброзии. Прежде чем идти в магазин, посмотрите каталог, где представлены духи. Фотография даст первое представление о запахе и его направленности.

Аромат - это невидимая глазами одежда. Восприятие человека складывается не только при рассматривании его внешнего вида, или от звучания его голоса, но и от исходящего от него запаха. Духи обладают магическим воздействием на человека, и здесь есть над чем подумать.

Виды духов

Разбираться в духах умеют немногие. Ничего удивительного, ведь их создание - это целая наука. С чего же начать, выбирая духи? Виды духов делят на дневные, вечерние и повседневные. Поскольку они состоят из ароматической композиции экстрактов и масел, воды и спирта, то, в зависимости от концентрации, меняется и их назначение. Градация достаточно условная и изменчивая. Однако выделяются и стабильные показатели. Например, туалетная вода имеет наименьшую насыщенность, её аромат держится на коже до полутора часов. Она подходит молодым девушкам и вполне универсальна. более устойчива - примерно до трёх часов, её можно подобрать для разных ситуаций любой возрастной категории. Самый стойкий вариант - это, конечно, духи. Ими не рекомендуют пользоваться повседневно. Это ароматы для особых случаев. Хорошая парфюмерия заслуживает того, чтобы потратить на неё деньги. Самый высокий пьедестал занимают духи. Цены на них устанавливаются в зависимости от концентрации и состава. Наиболее дорогие делаются из натурального сырья.

Три волны

Дорогой парфюм имеет сложно построенную волну ароматов. Первая ощущается при открывании флакона. Это самые летучие эфирные масла - розмарин, кориандр, эстрагон, тимьян, цитрусовые. Они как бы готовят к восприятию главной волны, «сердечной ноты», которая, собственно, является индивидуальной и определяющей для каждого парфюма. Третья волна - это фиксаторы стойкости. Они могут быть растительного (сандал, дубовый мох, шалфей, ветивер) или животного (амбра, бобровая нибет) происхождения. Также используются их синтетические аналоги.

Цветочная серия

Запахи бывают нескольких направлений. Традиционные «цветочные» серии содержат запах розового масла, жасмина, пиона, сирени, фиалки, цветов яблони. Мужчины считают, больше всего украшают женщин, например, «J`Adore L`Absolu» («Я обожаю без условий») от Диор, пахнущий розой, жасмином и иланг-илангом или «Idylle» («Идилия») от Герлен.

Пряная серия

Серия духов пряного, восточного характера с ярко выраженным запахом гвоздики и перца подходит для деловых женщин, например, «Oeillet Bengale» («Бенгальская гвоздика») от Аедес де Венустаст. А на свидание с любимым можно пойти, окутав себя вуалью ароматов корицы и ванили «Amouage» («Волны эмоций») или «Ange ou Demon» («Ангел и демон») от Дживанши.

Шипровая серия

Шипровые духи содержат в себе ноты хвои, древесной коры, мха в сочетании с цитрусов, кожи - это, например, «Agent Provocateur» («Агент провокатор»), «J"Aime» («Я люблю») от Ла Перла.

Амбровая серия

Амбровые духи прекрасно подходят для холодного времени года и для особых случаев. Они совершенно не идут юным особам. Серое, похожее на воск вещество, образующееся в пищеварительном тракте китов, очень ценят парфюмеры за его способность сохранять и усиливать летучие составляющие парфюмерных композиций. «Magie Noire» («Чёрная магия») от Ланком, «Сальвадор Дали» - знаменитые представители этой группы.

Древесная серия

Древесные - это, как правило, Виды духов универсального типа, то есть унисекс, часто относятся к этой серии. В частности, древесные духи «Un Jardin Sur Le Nil»(«Сад на берегу Нила») от Гермес. Они полюбились как мужчинам, так и женщинам. Резкие запахи ветивера, можжевельника, сандала, пачули особенно подходят энергичным, дерзким и непредсказуемым личностям.

Морская серия

Морские, океанические, водные духи. Женские представители этой серии также не очень многочисленны. Иссей Мияке, Версаче, Кензо создали уникальные ароматы, которые вызывают ощущение свежести морского бриза или прохлады горного водопада. В них вы не кажетесь надушенной, напротив, от вас веет чистотой и прохладой. Это подчёркивается и тем, как оформлены духи. Фотографии флаконов демонстрируют бесхитростный и лаконичный дизайн. Но это только видимость. У данной серии большое будущее, и, несмотря на её молодость, у неё уже сформировалась целая армия поклонников.

На туалетном столике уважающей себя женщины всегда стоят разные духи. Виды духов - на её усмотрение, но там обязательно присутствуют ароматы для торжественных случаев и для каждого дня.

Духи принято наносить на те места, где кожа наиболее тонкая - на сгибы локтей, запястья, возле ключиц, за уши, а также на волосы и над верхней губой.

К покупке духов следует относиться особенно внимательно, ведь дорогой парфюм нередко подделывают. Одна изменённая буква в названии может оказаться не замеченной вами, а продавец не признается в обмане. Эффект от таких духов огорчающий. Запах не станет красиво разворачиваться от времени, а, напротив, может вызывать тошноту и головную боль. Трансформироваться он будет крайне неприятно. Вуаль, которой он окутает, может сыграть с вами злую шутку. Хорошо, если это безобразие удастся смыть, а если капля попадёт на одежду или, не дай Бог, на мех?!


С давних времен попытки классифицировать запахи предпринимались учеными, принадлежащими к самым разным областям науки. Естествоиспытатель Карл Лин-ней в работе «Odores medicamentorum» (1756) разрабо-тал систему из семи классов (пряный, благовонный, амброво-мускусный, чесночный, козлиный, отталкивающий, зловонный); примерно в это же время врач Альбрехт фон
Галлер предложил гораздо более простую классифика-цию всего из трех категорий (приятные, неприятные и «промежуточные» запахи). В конце XIX века голландский психолог Гендрик Цваардемакер переработал систему Линнея, добавив к ней эфирные и горелые ароматы (та-ким образом, получилось девять категорий) и разделив некоторые классы на подклассы:

1. Эфирные запахи (ацетон, хлороформ).
2. Пряные запахи.
2.1. Камфарные (камфара, хвоя).
2.2. Пряные (гвоздика).
2.3. Анисовые (анис, ментол).
2.4. Цитрусовые (лимон, апельсин).
2.5. Миндальные (горький миндаль).
2.6. Прочие (лавр, корица, лаванда).
3. Благовонные.
3.1. Цветочные (жасмин).
3.2. Фиалковые (фиалка).
3.3. Ванильные (ваниль).
4. Амброво-мускусные (амбра, мускус).
5. Чесночные.
5.1. Чесночные (чеснок).
5.2. Мышьячные (мышьяк).
5.3. Галогеновые (бромин).
6. Горелые (поджаренный хлеб, табачный дым).
7. Каприловые, или козлиные (сыр, пот, моча,сперма).
8. Отталкивающие (некоторые разновидности орхи-дей, некоторые насекомые).
9. Зловонные (тухлое мясо, фекалии).

Вскоре появились попытки исчислить запахи не в двухмерной, а в трехмерной перспективе. По замыслу Ханса Хеннинга (1916), любой запах должен был найти свое строго определенное место внутри так называемой «парфюмерной призмы», по углам которой располага-лись базовые, первичные запахи (цветочный, фрукто-вый, травяной, горелый, вонючий, смолистый). Еще одна подобная система, основанная на четырех «психо-логически основных» запахах (приятный, кислый, горе-лый, каприловый), была предложена в 1927 г. амери-канцами Крокером и Хендерсоном: они предлагали при-писывать каждому запаху значение от 1 до 8 по этим шкалам; таким образом, при помощи этой системы тео-ретически можно описать до 8888 различных ароматов.

В 1960-х гг. американский ученый Дж. Амур в рамках своей стереохимической теории запахов вернулся к семичастной классификации (эфирные, камфарные, мус-кусные, цветочные, мятные, едкие и вонючие). Если задача исчисления всех мыслимых ароматов имела в значительной степени теоретический характер, являясь тем самым прерогативой точных наук, то узкая
проблема классификации парфюмерных запахов встава-ла все более остро по мере того, как росла популярность парфюмерии: производитель духов, продавец и покупа-тель нуждались в некоем общем языке.

На рубеже XIX—XX веков многие парфюмеры пыта-лись создать свою классификацию. В 1870 г. Эжен Рим-мель предложил рубрикатор из 18 категорий; в 1887 г. Септимус Пиесс выдвинул свою идею «одофона», помо-гающего создавать гармоничные запаховые аккорды (например, ингредиенты из групп «до», «ми» и «соль» об-разуют в этой системе духи «до мажор»).

В 1926 г. амери-канец Уильям Паучер выпустил книгу «Духи, косметика и мыла», в которой также делал попытку классифицировать

запахи. В 1936 г. появилась классификация французского аптекаря Рене Сербело, в которой было целых 75 клас-сов — слишком много для того, чтобы ее можно было использовать на практике.

Гораздо более удобной была классификация французского парфюмера Анри Робера (создателя ароматов № 19 и «Cristalle» от Chanel), содер-жавшая 18 категорий:

1. Кислые запахи (уксус).
2. Фруктовые запахи (фрукты, мята, анис).
3. Камфарные запахи (камфара, розмарин, хвоя, ти-мьян).
4. Линалооловые запахи (розовое дерево, лаванда, кориандр, бергамот).
5. Запах флердоранжа и жонкили (разновидность нарцисса).
6. Жасминовые запахи (жасмин, иланг-иланг).
7. Растительные запахи (сирень, ландыш, нарцисс, гиацинт и т.д.).
8. Пряные запахи и их основные составляющие (ду-шистый горошек, мускатный орех, имбирь, корица).
9. Медовые запахи.
10. Розовые и гераниевые запахи.
11. Ирис, фиалка, резеда.
12. Древесные запахи (кедр, сандаловое дерево, ветивер).
13. Перечные запахи (пачули, перец).
14. Мхи, лакрица.
15. Табак.
16. Ваниль.
17. Растительно-амбровые ноты, кипарис, шалфей.
18. Животные ноты, бобровая струя, мускус, ци-бетин.

Значительно позже, в 1983 г., несколько известных французских парфюмеров (Раймон Шайян, Юри Гуцац, Жан Керлео, Раймон Пуликан, Анри Себаг, племянник Анри Робера Ги Робер и др.) создали «Технический коми- тет» Французского общества парфюмеров (STPF — Societe Technique des Parfumeurs de France). Одной из основных целей комитета стала разработка классификации, кото- рая бы наиболее полно отражала состояние парфюмерии. В 1984 г. появилась первая версия классификации
французского парфюмерного комитета, покрывавшая только женские ароматы. В ней было пять категорий: цве-точные, шипровые, фужерные («папоротниковые»), ам-бровые и кожаные запахи. Три из них (цветочные, шип-ровые и амбровые) подразделялись, в свою очередь, на подкатегории.

Вторая версия была предложена в 1990 г.: в ней уже присутствовали мужские запахи, были добавлены катего-рии цитрусовых и древесных ароматов, а фужерные и ко-жаные запахи стали делиться на подкатегории. Последняя версия классификации, относящаяся к 1998 г., по-прежнему включает семь категорий, подразде-ляющихся на 45 подкатегорий. В ней
уже нашел отражение тот факт, что в начале 90-х возник совершенно новый парфюмерный тип — «морские» аро-маты, однако было решено не выделять их в отдельную группу, а распределить по «половому» признаку: женские ароматы попали в группу В8 («цветочно-морские»), а муж-ские — в Е7 («древесно-морские»). Однако для так называ-емых «съедобных», или «гурманских», запахов даже тако-го решения не нашлось, их просто раскидали по разным группам.

КЛАССИФИКАЦИЯ ФРАНЦУЗСКОГО ПАРФЮМЕРНОГО КОМИТЕТА (CLASSIFICATION DES PARFUMS ET TERMINOLOGIE, ИЗД. SOCIETE FRANÂIS DU PARFUM, 1999)
A. Цитрусовые
Al Цитрусовые («Eau Folle» от Guy Laroche, «Signoricci» от Ricci)
A2 Цитрусово-пряные («Eau de Lanvin» от Lanvin, «Cacharel pour Homme» от Casharel)
A3 Цитрусово-ароматические («Eau de Dali» от Dali, «Green Water» от Jacques Fath)
A4 Цитрусово-шипро-цветочные («Eau de Rochas» от Rochas, «Eau Sauvage» от Christian Dior)
A5 Цитрусово-древесные («Drakkar» от Guy Laroche, «Armani pour Homme» от Armani)
A6 Цитрусово-древесно-цветочные («СКОпе» от Cal-vin Klein, «Bvlgary» от Bvlgary)

B. Цветочные
Bl Моноцветочные («Diorissimo» от Christian Dior, «Narcisse Noir» от Caron)
B2 Цветочно-лавандовые («English Lavender» от At-kinsons, «Agua Lavanda» от Puig)
ВЗ Цветочный букет («White Linen» от Estee Lauder, «L"Air du Temps» от Nina Ricci)
B4 Цветочно-альдегидные («№ 5» от Chanel, «Ma-dame Rochas» от Rochas)
B5 Цветочно-зеленые («Vent Vert» от Pierre Balmain, «Fifth Avenue» от Е. Arden)
B6 Цветочно-фруктово-древесные («Nahema» от Guerlain, «Kashaya» от Kenzo)
87 Цветочно-древесные («Amarige» от Givenchy, «Fahrengeit» от Christian Dior)
88 Цветочно-морские («Cool Water Woman» от Davidoff, «Acqua di Gio» от Armani)
B9 Цветочно-фруктовые («Les Belles» от Nina Ricci, «So de la Renta» от О. de la Renta)

C. Фужерные
CI Фужерные («Jicky» от Guerlain, «That Man» от Revlon)
C2 Фужерно-цветочные («White Jeans» от Versace, «Para Hombre» от Loewe)
СЗ Фужерно-амбровые («Skin Bracer» от Mennen, «The Dreamer» от Versace)
C4 Фужерно-пряные («Old Spice» от Shulton, «Enigme» от Pierre Cardin)
C4 Фужерно-ароматические («Jazz» от Yves Saint Lau-rent, «Drakkar Noir» от Guy Laroche)
C5 Фужерно-фруктовые («Escape for Men» от Calvin Klein)

D. Шипровые
Dl Шипровые («Chypre» от Coty, «Pour Monsieur» от Chanel)
D2 Шипрово-фруктовые («Mitsouko» от Guerlain, «Sables» от Annick Goutal)
D3 Шипрово-цветочно-альдегидные («Aromatics Eli-xir» от Clinique, «Diva» от Ungaro)
D4 Шипрово-кожаные («Talisman» от Balenciaga, «Deep Forest» от Bogner)
D5 Шипрово-ароматические («Phileas» от Nina Ricci, «Trussardi Uomo» от Trussardi)
D6 Шипрово-зеленые («Miss Dior» от Christian Dior, «Polo» от Ralph Lauren)
D7 Шипрово-цветочные («Donna Trussardi» от Trussardi, «Chromatics» от Estee Lauder)

E. Древесные
El Древесные («Santal de Mysore» от Shiseido, «Vetiver» от Givenchy)
E2 Древесно-цитрусово-хвойные («Bvlgary pour Hom-me» от Bvlgary)
ЕЗ Древесно-пряные («Ricci Club» от Nina Ricci, «Comme des Gargons White» от Comme des Gargons)
E4 Древесно-амбровые («Chaos» от Donna Karan, «Santos» от Carder)
E5 Древесно-ароматические («Xerius» от Givenchy, «D» от Dunhill)
E6 Древесно-пряно-кожаные («Acteur» от L. Azzaro)
E7 Древесно-морские («Kenzo pour Homme» от Kenzo, «Eau d"lssey» от Issey Miyake)
E8 Древесно-фруктовые («Feminite du Bois» от Shi-seido, «Dolce & Gabbana pour Homme» от Dolce & Gab-bana)

F. Амбровые
Fl Мягко-амбровые («Vanilla Muse» от Coty, «Loulou Blue» от Cacharel)
F2 Цветочно-пряно-амбровые («Accenti» от Gucci, «Organza» от Givenchy)
F3 Цитрусово-амбровые («Petits et Mamans» от Bvl-gary, «Habit rouge» от Guerlain)
F4 Цветочно-древесно-амбровые («Tocade» от Rochas, «Obsession for Men» от Calvin Klein)
F5 Цветочно-полуамбровые («Youth Dew» от Estee Lauder, «Le Male» от Jean-Paul Gaultier)
F6 Цветочно-фруктово-амбровые («Nilang» от Lalique, «Fou d"EUe» от Lapidus)

G. Кожаные
G1 Кожаные («Tabac Blond» от Caron, «Derby» от Guerlain)
G2 Цветочно-кожаные («Knize Ten» от Knize, «Centaure Cuir Etalon» от Pierre Cardin)
G3 Табачно-кожаные («Royal Copenhagen» от Swank)

В настоящее время классификация французского парфюмерного комитета получила большое распростра-нение. Альтернативу ей может составить разве что гео-метрическая классификация американской фирмы Dragoco, представляющая себой восьмиугольник — «парфю-мерный октагон». Однако эта четкая форма налагает еще более жесткие ограничения на содержание. Если французские парфюмеры хоть и неохотно, но вынужде-ны добавлять в свою систему новые группы в соответ-ствии с потребностями времени, то классификаторы Dragoco вынуждены «вбивать клинья» в свое детище: в последней версии 2002 г. уже четыре грани из восьми
поделены пополам, так что правильнее было бы назвать эту фигуру двенадцатиугольником (додекагоном). И это, разумеется, не предел. На сегодняшний день классификация устарела и больше не применяется.
В классификациях, созданных другими парфюмер-ными организациями, еще меньше логики и больше курь-езов: к примеру, в американском учебном центре «Per-fumer"s World» преподавание основано на системе, классы которой соответствуют буквам английского алфа- вита — для удобства запоминания. Психологи классифицируют духи с совершенно дру-гой точки зрения: их интересуют не столько свойства са-мого аромата, сколько эффект, который он оказывает на сознание. Один из вариантов такой классификации пред-лагает доктор С. Еллинек. Он выделяет четыре грани женской природы: изысканность, спортивность, есте-ственность и соблазнительность, а духи, по его мнению, можно распределить по двум шкалам: «тепло — холод» и
«романтика— независимость». Например, в романтиче-ской группе прохладные ароматы («Eau de Givenchy» от Givenchy, «Calyx» от Prescriptives) больше подходят жен-щинам, которые ценят гармонию с природой, а теплые («Noa Noa» от Otto Kern, «Tendre Poison» от Dior) — обольстительницам. Что касается классических духов («Rive Gauche» от Yves Saint-Laurent, «Chanel № 5» от Chanel), то они находятся в центре таблицы С. Еллинека и, по его мнению, годятся на все случаи жизни.

Здравствуйте, дорогие читатели самого ТАКтичного журнала!

Мы уже довольно много беседовали о полезных свойствах натуральных компонентов в парфюмерии, о влиянии запахов на человека...

Сегодня расскажу вам простые, но интересные и приятные нюансы. которые в значительной степени помогут разбираться в выборе парфюмерии с позиции эстетического ее восприятия.

Первое, и главное, что нужно знать, для того чтобы ориентироваться в несметном многообразии парфюмерной продукции — это то, как изнутри «устроен» каждый вид парфюмерной продукции: духи, парфюмерная вода, туалетная вода разного вида «звучания».

Вы наверняка слышали: верхние ноты, ноты сердца, нижние ноты? Да, в парфюмерии используются именно музыкальные термины для обозначения структуры аромата.

Цельная структура любого парфюма называется ОЛЬФАКТОРНАЯ ПИРАМИДА. Слово «ольфакторный» в переводе с латыни означает «благовонный, душистый, обонятельный». Запомните это красивое словосочетание - «ольфакторная пирамида», и вы сможете блеснуть своими познаниями в парфюме.

Но шутки шутками, а смысл ольфакторной пирамиды заключается в последовательности аккордов в аромате. Да-да, и снова музыкальный термин. Аккордами называют разделение компонентов внутри ольфакторной пирамиды, и выделяют по степени летучести (по скорости испарения) эфирных масел и иных компонентов те самые три группы: начальные (верхние) ноты, срединные ноты (ноты сердца), шлейфовые ноты (базовые). Как вы уже догадались, верхними нотами являются самые «быстрые» составляющие, а значит — самые легкие: цитрусовые, зеленые, ноты свежести. Эти ноты ощутимы в первые минуты вдыхания парфюма и раскрываются в течении 5-15 минут. Срединные ноты — цветочные, фруктовые, пряные и древесные, звучат в течении последующих 1.5-3 часов. И базовые (шлейфовые) ноты, к которым относятся мускусные, мхи, амбровые, смолы и тяжелые бальзамы, раскрываться начинают вместе с срединными и звучат дольше остальных — от 2-3 часов и более. Если в парфюме в базовом аккорде использованы качественные, низколетучие (долго испаряющиеся) компоненты, его звучание может длиться несколько дней.

Вы спросите: зачем это знать? Все просто: читая состав парфюма вы сможете предполагать, как именно этот аромат будет звучать и как долго будет держаться. Конечно, предположить по описанию, какой именно будет запах в заветном флаконе довольно сложно, но можно по меньшей мере сузить спектр тестируемых при покупке вариантов и упростить поиск любимого аромата.

Итак, вы знаете, что такое ольфакторная пирамида. Что следует знать еще? Конечно, хорошо бы понимать все системы классификации. А их целых три, но они достаточно простые к пониманию, не волнуйтесь.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ВИДАМ ПАРФЮМЕРНОЙ ПРОДУКЦИИ

Здесь выделяют:

ДУХИ. (PARFUM, EXTRAIT, PERFUME)

Концентрация ароматических веществ не менее 10%. В духах класса «Экстра» - не менее 15%. В концентрированных духах — не менее 30%.

ПАРФЮМЕРНАЯ ВОДА.

Душистых веществ около 10%.

ТУАЛЕТНАЯ ВОДА.

Не менее 4% парфюмерной композиции в составе.

ОДЕКОЛОН (EAU DE COLOGNE).

Здесь должно содержаться не менее 1.5% душистых веществ.

Всем понятно, что для дневного использования больше подходят туалетная и парфюмерная вода, одеколон, а для вечернего духи. Однако, есть любители запахов «покрепче» , вы наверняка обращали внимание на таких громко благоухающих людей? В любом случае, парфюмеры рекомендуют, а выбор за вами.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПО КОНСИСТЕНЦИИ

Здесь все совсем просто:

ЖИДКИЕ ДУХИ (парфюмерные воды, туалетные, одеколоны).

Как вы догадываетесь, состоят из парфюмерной композиции (эфирные масла, абсолюты, синтетические душистые вещества) и водно-спиртового раствора.

МАСЛЯНЫЕ ДУХИ.

Тоже не сложно догадаться, что в качестве основы используются базовые жирные масла (виноградной косточки, жожоба, миндальное и прочие, не имеющие собственного выраженного запаха) к которым добавляют все ту же парфюмерную композицию.

ТВЕРДЫЕ ДУХИ.

А здесь все уже интереснее, не правда ли? Но на самом деле все просто — к базовому маслу, как у масляных духов, добавлен... очищенный воск и парфюмерная композиция.

СУХИЕ ДУХИ (еще называются «Саше»)

Такие духи обычно используют для ароматизации одежды, развешивая в шкафах. В качестве основы, в которую добавляют парфюмерную композицию, применяют смесь талька и крахмала.

И самая, пожалуй, важная, для наших носов и носиков система классификации -

КЛАССИФИКАЦИЯ ПО СЕМЕЙСТВУ АРОМАТОВ

А вот здесь все уже не так просто.

В мире уже сейчас существует несколько подходов к определению данной системы: конечно, французская, а также немецкая, американская....

Но нам с вами важно понять лишь смысл такой системы, так что не будет вдаваться в подробности споров между парфюмерами.

Итак, как пример возьмем одну из систем:

АЛЬДЕГИДНЫЕ ароматы.

Альдегид — это такой химический элемент, который имеет приятный запах, и который начали в начале прошлого века использовать парфюмеры. Примером является всем известный Chanel№5. Грубо говоря, это ароматы, в которых довольно выражено звучит тот или иной альдегид. Как вы понимаете, это семейство довольно молодое и пополняющееся в силу развития химической промышленности.

АМБРОВЫЕ.

В некоторых классификациях такого семейства не существует, амбровые ароматы просто относят к восточным. Однако, мы все же говорим о них, как об отдельном семействе в силу их ни с чем не сравнимого, обволакивающего, пудрового и мягкого, влекущего звучания. Наверняка и в вашем окружении есть дамы, которые уверенно заявляют: «Я люблю только амбровые ароматы!». И количество приверженцев данного вида в моей личной практике занимает довольно ощутимый процент. Это один из самых древних видов парфюмерии, т. к. человечество очень давно познакомилось с чудесным ароматом амбры и начало его применять.

ГУРМАНСКИЕ ароматы.

По-другому их еще называют «Кондитерские». Это довольно молодое семейство в истории парфюмерии, к которому относятся духи с нотами печенья, ванили, выпечки, бобов тонка и прочих вкусностей.

ДРЕВЕСНЫЕ.

Тоже давно известный человечеству вид, включает в себя духи с выраженным звучанием таких теплых оттенков, как сандал, пачули, кедр, ветивер, а также хвойных нот.

ЖИВОТНЫЕ.

Понятно, что животные ноты придают духам чувственность и пользуются популярностью. Но как мы уже с вами обсуждали, из-за дороговизны и сложно добычи натуральных веществ, в современной парфюмерии применяются в основном синтезированные компоненты. Однако, звучащие очень похоже на натуральные. И такие духи тоже некоторые причисляют к животным.

ЗЕЛЕНЫЕ.

Все очевидно в данном семействе: духи с запахом свежести, скошенной травы, зелени.

КОЖАНЫЕ.

Довольно модное в последнее время семейство объединяет продукцию, в которой воспроизводится характерный запах кожи с различными оттенками (дыма, сожженного дерева, табака). Обычно звучание «разбавляется» цветочными или иными нюансами.

МОРСКИЕ.

Совсем новое направление в парфюмерии, ему менее 30-ти лет. Ароматы влажного воздуха, озона, наполняющего все вокруг и образовывающегося после грозы, морского бриза. С недавнего времени выделены в отдельную группу.

ПРЯНЫЕ.

Специи и пряности, применимые в кулинарии, в парфюмерии применяются в данном семействе: черный перец, гвоздика, тмин, чабрец, кардамон, кориандр.

ФРУКТОВЫЕ.

Близкие по звучанию к гурманским, однако «ведущую скрипку» играют фруктовые ноты, а не кондитерские: персик, яблоко, слива, смородина, ежевичка.

ФУЖЕРНЫЕ.

Название происходит от французского слова «fougere» - папоротник, и не имеет ничего общего с известным видом бокала:-). Довольно интересна история и этого семейства ароматов, но об этом в другой раз. А пока скажу — уже достаточно давно не используют абсолют папоротника, а определяющими компонентами для фужерного аромата служат лаванда и сено (кумарин).

ЦВЕТОЧНЫЕ.

Самое распространенное семейство духов, главной темой которых является цветок или букет цветов: сирень и ландыш, роза и жасмин, фиалка и нарцисс и пр.

ЦИТРУСОВЫЕ.

По названию и в этом семействе все понятно. Главную роль играют апельсин и бергамот, лимон и мандарин, лайм и грейпфрут. Веселые, яркие и активные ароматы. Однако довольно сложно сделать духи, содержащие в своем составе только цитрусовые ноты в силу того, что эти эфирные масла самые легкие и летучие, и крайне быстро испаряются.

ШИПРОВЫЕ.

Очень интересное семейство, дата рождения которого известна довольно четко — в 1017 году знаменитый Франсуа Коти отдыхая на острове Кипр (откуда и пошло название семейства — Кипр-Шипр) решил запечатлеть в памяти чудесные воспоминания, используя компоненты, произрастающие на дивном острове: дубовый мох, бергамот, лабданум.

Вот, по-моему, минимум информация для человека, который любит ароматы и желает хоть немного в них разбираться.

Я с удовольствием расскажу вам множество интересных историй, порой — исторических баек, о происхождении, применении и выборе ароматов.