Индивидуальные беседы с родителями слово нет. Конспект беседы с родителями «Воспитание культуры общения у дошкольников

Лариса Котова
Педагогические беседы и тематические консультации для родителей

Педагогическая беседа с родителями – наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей . Беседа может использоваться как самостоятельная форма и в сочетании с другими формами : на родительском собрании , консультации , при посещении семьи.

Цели беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи.

Материал для бесед с родителями дают воспитателю наблюдения за детьми. Беседа может возникнуть по инициативе родителей или воспитателя . Если беседу инициировали родители (обычно это происходит стихийно, а воспитатель не может, уделить им необходимого внимания (или не готов ответить на вопросы, он договаривается о специальной встрече в удобное для всех время. При этом следует учитывать, если вопросы, затрагиваемые в беседе , связаны с внутрисемейными отношениями, то присутствие посторонних лиц нежелательно, так как обстановка беседы должна располагать к откровенности.

Если инициатор беседы – педагог , он заранее продумывает : с чего начнет ее, какие вопросы задаст родителям . Договариваясь о времени беседы , педагог должен сообщить ее тему и попросить подготовить вопросы, на которые родители хотели бы получить ответ.

Педагогическая беседа с членами семей воспитанников, возникающая утром во время прихода их с детьми, а также вечером, должна отвечать определенным требованиям.

1. Частота общения с родителями должна быть сбалансирована. При проведении небольшого мониторинга, отмечая все беседы с тем или иным родственником воспитанника в течение недели, вы можете обнаружить, что одни из них общаются с педагогом часто , а другие практически не общаются.

2. Беседа должна иметь живой характер, доброжелательный и дружеский тон.

3. Родители должны располагать достаточным временем, чтобы без спешки обсудить намеченные вопросы.

4. Беседа должна информировать родителей о жизни детей в детском саду, а также передавать каждому из родителей позитивную информацию о его ребенке, укреплять веру в него. Необходимо сократить беседы на отвлеченные темы , не связанные с развитием и здоровьем детей.

5. Следует избегать ранящих родителя оценочных суждений о ребенке.

Среди причин обращения педагога к родителям не должны преобладать негативные поступки ребенка, так как это формирует у них отрицательную установку на контакты с педагогом вообще . Нужно проявлять также сочувствие, терпимо относиться к некоторым ошибочным представлениям и убеждениям родителей .

6. Следует внимательно, терпеливо выслушать сомнения, замечания, жалобы родителя .

7. Просьбы к родителям о вмешательстве в педагогический процесс должны оцениваться с точки зрения целесообразности (часто жалоба на поведение ребенка в группе побуждает родителя принять соответствующие меры, хотя ситуация уже разрешилась в группе или родитель не может подобрать адекватные меры воздействия к сыну или дочери). Педагог должен дать конкретные рекомендации по применению педагогических приемов , чтобы таким образом совместными усилиями достичь желаемого результата.

8. Желательно давать только обоснованные советы и избегать категоричности в определении методов и приемов воздействия на ребенка, предоставляя родителю весь возможный спектр педагогических средств с объективной оценкой их положительных и отрицательных эффектов при их использовании в сложившейся ситуации.

9. Беседа должна вызывать у родителей желание сотрудничать с ДОУ.

Тематические консультации для родителей по своему характеру близки к беседам и служат одной из форм индивидуальной и дифференцированной работы с семьей. Основная разница состоит в том, что, проводя консультацию , отвечая на вопросы родителей , педагог стремится дать им квалифицированный совет, чему-то научить.

Консультации бывают индивидуальными (проводятся по необходимости) и групповыми (проводятся 2-3 раза в год) . Продолжительность консультации может составлять 30-40 мин. Тематика консультаций разнообразна и определяется результатами повседневных наблюдений за поведением детей в группе, взаимоотношениями родителей и детей в группе , взаимоотношениями родителей и детей , беседами с разными членами семьи.

Эта форма работы с родителями позволяет воспитателю, с одной стороны, в доверительной обстановке обсудить с ними все аспекты воспитания и обучения их ребенка, а с другой – получить от родителей важную для себя информацию. В ходе консультации необходимо поддерживать атмосферу открытого обсуждения, предоставлять семьям возможность свободно высказываться о том, что их волнует, а также просить сообщать информацию, касающуюся их детей и особенностей ситуации в семье. Все усилия по созданию атмосферы доверия могут оказаться тщетными, если станет известно, что какая-то доверительная информация получила огласку. Педагог несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальности полученных сведений.

Консультации должны отвечать ряду требований.

1. Педагог должен проявить искреннюю заинтересованность в развитии ребенка.

3. Каждая консультация должна давать родителям что-то новое , расширять их педагогические знания .

4. Педагог должен умело использовать приемы пассивного и активного слушания, убеждающего воздействия.

5. Нельзя пытаться мимоходом разрешать сложные вопросы воспитания ребенка. Лучше пригласить родителей для серьезного разговора в другое время, когда педагог , подготовившись, сможет дать исчерпывающий ответ.

6. Прежде чем что-то посоветовать родителям , необходимо постараться тщательно изучить вопрос : почитать соответствующую литературу, проконсультироваться у специалистов учреждения. Если вопрос родителей выходит за рамки компетенции педагога , то консультацию должен провести соответствующий специалист.

Примерные темы бесед и консультаций с родителями .

Подготовительной к школе группе (6-7 лет)

1. Экспериментирование как способ исследования окружающего.

2. Лидеры и аутсайдеры.

3. Формирование экологического сознания ребенка через общение с природой.

4. Интеллектуальные возможности ребенка 6-7 лет.

5. Особенности формирования здорового образа жизни у старшего дошкольника.

6. Как руководить трудовой деятельностью ребенка?

7. Патриотическое воспитание начинается в семье.

8. Книга и ребенок.

9. Роль семьи в эстетическом воспитании ребенка.

10. Произвольность ребенка и способы ее развития.

11. Способы организации домашнего театра.

12. Формирование правильной осанки ребенка.

13. Сюжетосложение или как развить творческое воображение?

14. Слагаемые готовности к школьному обучению.

15. Нравственные нормы в жизни «подготовишки» .

16. Игра + рисование (как освоить разные техники изображения) .

17. Кризис 7 лет : признаки и тактика поведения родителей .

18. Игра как средство подготовки к школе.

19. Место музыки в жизни ребенка.

20. О работоспособности детей 6-7 лет.

21. Воспитание усидчивости у детей.

22. Воспитание ответственности у старших дошкольников.

Нина Царева
Конспект беседы с родителями «Воспитание культуры общения у дошкольников»

Конспект беседы с родителями

«Воспитание культуры общения у дошкольников »

Форма проведения : традиционное собрание.

Цель : раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

Задачи : познакомить родителей с особенностями развития речи ребёнка младшего дошкольного возраста и методами и приёмами её развития; познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома; воспитывать культуру общения ; вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

Участники : родители , воспитатель , учитель-логопед.

Место проведения : помещение группы.

План проведения :

1. Вступительный этап.

2. Основная часть :

3. Педагогический доклад «Совсем немного науки» ;

4. Подведение итогов собрания.

Ход мероприятия

1. Подготовительный этап

Приглашение родителей на собрание .

Изготовление памятки для родителей

Создание видеофильма .

2. Организационный этап

- Оформление выставок :

Методическая литература по теме родительского собрания ;

- «Что читаем» (детская художественная литература) .

3. Вступительный этап

Звучит спокойная музыка. Родители знакомятся с выставками и садятся на стулья. Приветствие родителей , объявление темы собрания.

4. Основная часть

Педагогический доклад «Совсем немного науки»

Рассказываю родителям о том , что овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка. На каждом возрастном этапе свои задачи, свои методы обучения. Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется при разных видах деятельности : на специальных занятиях по развитию речи, а также на всех других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.

Выступление логопеда

Просмотр и обсуждение видеофильма «Игры развивающие речь ребёнка» .

5. Подведение итогов собрания

Уделять должное внимание развитию речи ребёнка, больше общаться с ними, читать сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.

Поощрять в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием , играм с мозаикой.

Приобрести для этого пластилин, цветные карандаши, фломастеры, краски, конструктор , мозаику и так далее.

Больше бывать на природе, знакомить детей с её красотой и многообразием.

Принимать активное участие в работе детского сада.

Сшить костюмы для героев сказок «Репка» , «Курочка Ряба» .

Ведение родителями дневника развития речи своего ребёнка.

6. Рефлексия (2 мин.) прощальное поздравительное слово для гостей и родителей .

Результат :

Родительское собрание проведено с учетом возрастных особенностей детей. Все части взаимосвязаны между собой и плавно переходят из одной в другую. Была создана игровая мотивация, положительная атмосфера, которая продолжалась на протяжении всего собрания. Характер взаимодействия педагога, родителей и логопеда доверительный, доброжелательный. Также для родителей был создан добродушный прием и настрой. Считаю, что поставленные задачи полностью реализованы, познавательная деятельность в образовательной области «Социализация» прошла и закончилась на положительном эмоциональном подъеме. Все присутствующие в зале остались довольны проведенным мероприятием.

Литература

1. Программа «Детство» - С-Пб «Детство-Пресс» , 2000.

2. Нравственное воспитание в д/с . М : «Просвещение» , 1975.

3. Т. А. Шорыгина «Беседы о хорошем и плохом поведении» М : 2009.

4. Емуарова Е., Кузьмина Т., Шестова А., Федоткина Г. «Путешествие в страну этикета» Д/В №11, стр. 58.

Публикации по теме:

Формы и технологии работы с родителями по приобщению дошкольников к ценностям истории и культуры родного края Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления.

Цель: Расширить знания детей о свойствах воды, роли воды в жизни человека и других живых организмов, воспитывать бережное отношение к природным.

Деловая игра с родителями «Коррекционные приёмы в воспитании культуры речи и общения у дошкольников с ОНР» Основная часть. 1. Игра «Пожелание». Цель: объединение детей в коллектив, снятие эмоционального напряжения. Руководство: родители сидят.

Цель: Просветить родителей в вопросах воспитания в ребенке навыка опрятности. А также улучшить взаимодействие детского сада с родителями,.

Консультация для воспитателей «Воспитание культуры общения детей старшего возраста» Воспитание культуры общения детей старшего возраста Проблема формирования культуры общения изучается в основном с точки зрения психологии.

Круглый стол для педагогов. Тема: «Воспитание культуры поведения у дошкольников» Круглый стол с педагогами. «Воспитание культуры поведения у дошкольников». Цель: * Привлечение внимания родителей к вопросу воспитания.

Педагогический совет «Развитие у детей звуковой культуры речи с учетом правильного произношения и культуры общения» Культура речи – это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания,.

Все мы хотим жить в правовом государстве, а это значит, что каждый гражданин нашей страны должен знать свои права и обязанности. По рекомендации.

Балаклейская Надежда
Консультация для педагогов «Беседы и консультации с родителями как формы осуществления индивидуального подхода к родителям»

Беседы и консультации с родителями как формы осуществления индивидуального подхода к родителям .

Педагогическое образование родителей предполагает , по мнению

Е. П. Арнаутовой, систематически проводимые и теоретически обоснованные встречи с ними, целью которых является передача знаний, формирование представлений , навыков, умений у матерей и отцов в различных аспектах семейного воспитания.

В своей работе мы солидарны с мнением Т. А. Марковой, которая считает, что беседы воспитателя с родителями – наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагогов с семьей , его систематического общения с отцом и матерью ребенка, с другими членами семьи. Беседы помогают разрешить трудности отдельных семей, адресуются конкретным людям и посвящены определенной ситуации, указывала

В. М. Иванова.

Активное участие в беседе и воспитателя , и родителей - сущест-венная особенность данной формы , позволяющая осуществить эффективное воздействие на родителей . Следует также отметить, что ведущая роль в возникновении бесед должна принадлежать воспитателю, поскольку активность воспитателя вызывает ответную активность родителей , считала Т. А. Маркова.

Педагог должен заранее продумать, с чего начнет беседу , какие вопросы задаст родителям , чтобы выявить их понимание обсуждаемых вопросов, отношение к ним. Договариваясь с родителями о времени беседы , воспитатель сообщает ее тему и просит подготовить вопросы, на которые они хотели бы получить ответ, отмечала Т. А. Маркова.

Материал для бесед с родителями дают воспитателю наблюдения за ребенком : за выполнением им правил поведения в коллективе, за отношением к детям, к взрослым и их требованиям, за отношением к деятельности; разговоры с ребенком, выявляющие его знания, представления, мотивы поведения.

По мысли Т. А. Марковой, педагогическая беседа должна быть предельно конкретной и содержательной. Родители должны получить в результате беседы новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольников, беседа должна пробуждать у родителей интерес к педагогическим проблемам , повышать чувство ответственности за воспитание детей.

Чтобы установить контакт с родителями в процессе беседы , вовлечь их в обсуждение, воспитателю необходимо предусмотреть ряд условий, в частности продумать место и время проведения беседы . Родители должны располагать достаточным временем, чтобы без спешки обсудить намеченные вопросы. Но важно не только войти в контакт с родителями , вызвать у них желание общаться, но и быть искренними в беседе , правдиво отвечать на вопросы. Это удается, если родители видят глубокую заинтересованность исследователя в судьбе ребенка, доброжелательность и вместе с тем эрудицию, способность помочь в воспитании. Во время беседы с родителями не следует вести подробной записи, так как это смущает родителей и тем самым снижает эффективность беседы .

Как справедливо отмечает Т. А. Маркова, воспитатель всегда располагает фактами, положительно характеризующими ребенка. Эти факты обязательно надо приводить в беседах , тогда то отрицательное, что вынужден говорить о ребенке воспитатель, родители воспринимают не так болезненно.

Таким образом, важнейший принципы беседы с родителями : активная позиция педагога , который придает беседе целенаправленность , задает тон, но главная его задача - вызвать собеседника на откровенный разговор. Беседа будет эффективна в том случае, если достигнута двусторонняя активность беседующих и разговор шел с позиции интересов ребенка.

Ж. Р. Березня выделяет особый вид индивидуальной беседы с родителями – типовая беседа . Как отмечает автор, типовая беседа имеет сходство с анкетированием, т. к. проводится по заранее намеченным вопросам.

Подводя итог вышеизложенному, определим ценность индивидуальной беседы в следующем :

Располагает к более открытому разговору обо всех сторонах жизни ребенка;

Помогает воспитателю информировать родителей об изменениях в развитии и поведении их детей;

Дает возможность узнать, какие воспитательные воздействия оказывает семья на ребенка в тот или иной период (поэтому содержание таких бесед определяется поведением ребенка).

Следовательно, беседа является средством установления контактов с родителями , изучения семейного воспитания ребенка и влияния на характер этого воспитания.

Еще одной из форм индивидуальной работы с родителями являются консультации . Консультации для родителей , как считает Т. А. Маркова, по своему характеру близки к беседам . Основная разница состоит в том, что, проводя консультацию , отвечая на вопросы родителей , педагог стремится дать им квалифицированный совет, чему-то научить. Консультации , как одна из форм индивидуальной , дифферен-цированной работы с родителями , помогает, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, с другой, побуждает, родителей серьезно присматриваться к своим детям, выявлять черты, их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше всего воспитывать. Консультация позволяет обсудить достаточно глубоко какой-то конкретный вопрос, проанализировать его, познакомиться с опытом воспитания других родителей и сделать выводы для воспитания своего ребенка. Тематика консультаций определяется задачами всестороннего воспитания детей и потребностями родителей (какие вопросы они задают, какие трудности испытывают) .

Т. А. Маркова отмечала в своих исследованиях, что рекомендации, советы, даваемые родителям , должны быть конкретными, учитывающими условия жизни семьи и индивидуальные особенности ребенка . Каждая консультация должна давать родителям что-то новое , полезное, расширять их педагогические знания . Успех консультации во многом зависит от такта, чуткости и отзывчивости педагога по отношению к родителям , от умения убеждать. Консультация , как и беседа , требует подготовки, так как родителей не удовлетворяют общие ответы. Прежде чем что-то посоветовать родителям , разрешить какое-то их сомнение, педагог должен тщательно изучить тот факт, который заставил родителей обратиться к нему : побеседовать с членами семьи , прочитать соответствующую литературу, подобрать интересные примеры из практики, если потребуется - наглядный материал : детские работы, поделки, книги, иногда даже посетить семью.

При анализе педагогической литературы мы обратили внимание на тот факт, что разные исследователи по-разному относятся к специфике проведения . Так, А. С. Спиваковская считает, что в воспитании ребенка каждый родитель – творец , первооткрыватель, что его переживания и раздумья глубоко индивидуальны и неповторимы , и в связи с этим, не нужно давать им готовых рецептов и советов, нужно давать им ориентиры, направления поисков, чтобы родители осознали важность самостоятельной работы, которая заключается в воздействии и изменении не только детей, но и самих себя.

В отличие от А. И. Васильевой, Я. И. Ковальчук считает, что индивидуальные беседы с родителями не должны быть случайными, во время прихода детей или ухода домой. Настоящая беседа требует от воспитателя специальной подготовки материала : сведений о ребенке, о его интересах, поведении, подбора рисунков и поделок. Беседа наедине делает родителей более откровенными и разговорчивыми.

Следует также отметить тот факт, что в работе с родителями педагог сталкивается с родителями разного уровня воспитательных возможностей. Как отмечает О. Л. Зверева, в работе с родителями с высоким уровнем воспитательных возможностей, которых автор относит к 1 группе индивидуальные беседы и консультации проводятся с целью поддержать «положительный» опыт воспитания и стиль внутрисемейных отношений, помочь родителям утвердиться в правильности применяемых методов, способствовать развитию творческого начала в воспитательной деятельности.

В работе с семьей со среднем уровнем воспитательных возможностей

(2 гр.) целью индивидуальных консультаций и бесед является выявление характера испытываемых трудностей, допускаемых ошибок и конкретной помощи по воспитанию. Индивидуальная работа с семьей с низким уровнем воспитательных возможностей (3 гр.) наиболее сложна. По мнению О. Л. Зверевой, типичным для этих родителей является неверие в возможности воспитания. Образуется «порочный круг» -непослушание ребенка, неправильные методы воздействия, неуправляемость ребенка. У родителей укрепляется мнение , что ребенок «трудновоспитуемый» , они и ищут у него отрицательные черты, подтверждающие это мнение. В то же время для них характерен консерватизм в отношении собственных воспитательных методов, нет сомнения в их правильности. Некоторые их них отказываются посещать занятия, мотивируя это отсутствием времени, тем, что на занятиях «нового ничего не получишь» . С этой категорией родителей следует проводить индивидуальные беседы , выявляя испытываемые трудности в воспитании ребенка, давая конкретные рекомендации, кратко раскрывая содержание проблемных вопросов, советовать чаще анализировать педагогическую деятельность , мотивы поступков ребенка, его реакцию на воспитательные воздействия взрослых. Совместный с родителями анализ их воспитательной деятельности показывает, отмечает О. Л. Зверева недостаток знаний родителей . При углубленной работе воспитателей с родителями у последних возникает интерес. Они чаще обращаются с просьбами ответить на волнующие их вопросы.

О. Л. Зверева, Я. И. Ковальчук считают, что устные консультации лучше проводить в специально назначенный день. Лучше дни и часы согласовать с родителями , так как многие из них заняты на работе в вечернее время, учатся в вечерних вузах и т. д. Иногда возникают и незапланированные консультации , когда родители обращаются с просьбой ответить на вопрос. Не страшно, если воспитатель в чем-то сомневается, не уверен в правильности имеющихся знаний.

Мы солидарны с мнением О. Л. Зверевой, которая рекомендует давать родителям различные советы , инструкции по самонаблюдению, по анализу собственной воспитательной деятельности. Например, можно задать вопросы : «С какими собственными ошибками Вы связываете непослушание ребенка, его капризы и т. д.», «Всегда ли соблюдается в семье единство требований к ребенку?» Родителям следует давать задания - понаблюдать, когда ребенок проявляет непослушание, каким тоном даются ему замечания, как он на них реагирует, идут ли взрослые на уступки и т. д. Можно предложить и ведение дневниковых записей – пусть родители записывают наиболее интересные проявления и пытаются дать им толкования.

В результате проведенных педагогом бесед и консультаций родители могут изменить свое поведение, в частности, методы воздействия на ребенка, например, больше влиять на его чувства, сознание, использовать игровые приемы, опираться на то, что ребенок уже умеет, вселять веру в свои силы. Родители придут к выводу , что им следует чаще критически смотреть на свой опыт воспитания, смотреть на себя «со стороны» .

Л. В. Котырло, Т. А. Маркова, считали необходимым отметить важные моменты при проведении индивидуальных бесед и консультаций :

1) необходимо извещать родителей о дне и теме индивидуальных бесед , особенно малоактивным родителям .

2) недопустимы неприязненное или небрежное отношение при встрече, постоянные претензии и упреки, просьбы «принять меры дома по поводу поведения ребенка» .

3) важно тщательно продумать содержание и форму беседы и заранее проектировать свое поведение в случае возможных осложнений.

4) следует начинать разговор с характеристики «положительных» сторон ребенка, его добрых побуждений или приобретенных умений.

5) необходимо завоевать расположение собеседника , чтобы найти тактичную форму сообщения о том , что вызывает сомнения, дать совет или предложить искать пути преодоления трудностей.

6) стараться быть терпеливыми и внимательными, щадить самолюбие родителей , нельзя принижать их авторитет, как бы он ни был мал их у воспитании ребенка. Рассматривая вопрос о значении бесед считаем важным подчеркнуть, что беседы с родителями значительно повышают уровень педагогической культуры родителей , у них появляется потребность присматриваться к своему ребенку -его поведению, поступкам, проявляется доброжелательное стремление понять своего ребенка. Такая наблюдательность помогает улавливать внутреннее состояние ребенка, понимать его чувства, разбираться в мотивах поступков, видеть то хорошее, что надо поощрять, и то плохое, что надо исправлять.

Рассмотрев мнение разных исследователей, можно сделать вывод, что индивидуальная беседа является наиболее эффективной формой работы с родителями . Индивидуальная беседа предполагает открытость, конфедециальность, непосредственный контакт, а также еще один из положительных моментов : ее можно провести в удобное для каждого родителя время и не ограничиваться временными рамками. Совместный анализ воспитательной деятельности родителей в ходе беседы может показать родителям недостаток их педагогических знаний , необходимость чаще обращаться с волнующими вопросами к педагогам , а также в ознакомлении с литературой педагогического характера , т. е. формировать потребность в самообразовании в этой области.

Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле. Те же родители, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, ценят её, как одно из важных средств воспитания.
Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.

Жизнь взрослых интересует детей не только своей внешней стороной. Их привлекает внутренний мир людей, взаимоотношения между ними, отношение родителей друг к другу, к друзьям, к другим близким, самому ребёнку. Их отношение к труду, к окружающим предметам.
Дети подражают родителям: манере обращаться с окружающими, их поступками, трудовым действиям. И всё это они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношения. С накоплением жизненного опыта, под влиянием обучения, воспитания – игры детей становятся более содержательными, разнообразными по сюжетам, тематике, по количеству исполняемых ролей, участников игры. В играх ребёнок начинает отражать не только быт семьи, факты, непосредственно воспринимаемые им. Но и образы героев прочитанных ему сказок, рассказов, которые ему надо создать по представлению.

Однако без руководства со стороны взрослых дети даже старшего дошкольного возраста не всегда умеют играть. Одни слабо владеют умениями применять имеющие знания, не умеют фантазировать, другие, умея играть самостоятельно, не владеют организаторскими способностями. Им трудно сговариваться с партнёрами, действовать сообща. Кто-то из старших членов семьи, включаясь в игру, может стать связующим звеном между детьми, учить их играть вместе. Партнёры-организаторы также могут играть вместе. Обычно каждый навязывает другому свою тему игры, стремясь быть в главной роли. В этом случае без помощи взрослого не обойтись. Можно выполнить главную роль по очереди, взрослому можно взять второстепенную роль. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.

Авторитет отца и матери, всё знающих и умеющих. Растёт в глазах детей, а с ним растёт любовь и преданность к близким. Хорошо, если дошкольник умеет самостоятельно затевать игру, подобрать нужный игровой материал, построить мысленно план игры, сговариваться с партнёрами по игре или сумеет принять его замысел и совместно выполнять задуманное. Тогда можно говорить об умении дошкольника играть. Но и эти дети требуют внимание и серьёзного отношения к своим играм. Им бывает необходимо посоветоваться с матерью, отцом, бабушкой, старшим братом, сестрой. По ходу игры, спросить, уточнить, получить одобрение своих поступков, действий, утверждаясь, таким образом, в формах поведения.

Младшие дошкольник 2-4 лет не только не умеют играть вместе, они не умеют играть самостоятельно. Малыш обычно бесцельно возит взад-вперёд машину, не находя ей большего применения, он её быстро бросает, требует новую игрушку. Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь ребёнка в игре. Ждать, пока он сам начнёт играть самостоятельно – значит заведомо тормозить развитие детской личности.

Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры маленького ребёнка, является подбор игрушек по возрасту. Для малыша игрушка – центр игры, материальная опора. Она наталкивает его на тему игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт. Но игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение для детей. Иногда простая коробка из-под обуви ценнее любой заводной игрушки. Коробка может быть прицепом для машины, в которой можно перевозить кубики, солдат, кирпичики, или устроить в коробке коляску для кукол.

Старшие дошкольники ценят игрушки, сделанные руками родителей. Ребятам постоянно необходимо иметь под руками кусочки меха, ткани, картона, проволоки, дерева. Из них дети мастерят недостающие игрушки, перестраивают, дополняют и т.п., что, несомненно, расширяет игровые возможности детей, фантазию, формирует трудовые навыки.
В игровом хозяйстве ребёнка должны быть разные игрушки: сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда, быта, транспорт и др.), двигательные (различные каталки, коляски, мячи, скакалки, спортивные игрушки), строительные наборы, дидактические (разнообразные башенки, матрёшки, настольные игры).

Приобретая игрушку, важно обращать внимание не только на новизну, привлекательность, стоимость, но и на педагогическую целесообразность. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо поговорить с сыном или дочерью о том, какая игрушка ему нужна и для какой игры. Часто девочки играют только с куклами, поэтому часто они лишены радости играть в такие игры, в которых формируется смекалка, находчивость, творческие способности. Девочки с куклами играют или в одиночку, или только с девочками. С мальчиками у них нет общих интересов и нет предпосылок для возникновения дружеских взаимоотношений между детьми. Мальчики обычно играют с машинами, с детским оружием. Такие игрушки тоже ограничивают круг общения с девочками. Лучше, когда мы – взрослые, не будем делить игрушки на «девчоночьи» и на «мальчишечьи».

Если мальчик не играет с куклой, ему можно приобрести мишку, куклу в образе мальчика, малыша, матроса, Буратино, Чебурашки и т.п. Важно, чтобы малыш получил возможность заботиться о ком-то. Мягкие игрушки, изображающие людей и животных, радуют детей своим привлекательным видом, вызывают положительные эмоции, желание играть с ними, особенно если взрослые с ранних лет приучают беречь игрушки, сохранять их опрятный вид. Эти игрушки оказываются первыми помощниками детей в приобретении опыта общения с окружающими детьми и взрослыми. Если у ребёнка нет сестёр и братьев, то игрушки фактически являются его партнёрами по играм, с которыми он делит свои горести и радости. Игры со строительным материалом развивают у детей чувство формы, пространства, цвета, воображение, конструктивные способности.

Иногда взрослым надо помочь так построить ту или иную постройку, вместе подумать, какие детали нужны, какого цвета, как закрепить, чем дополнить недостающие конструкции, как использовать постройку в игре.
Игры: лото, домино, парные картинки, открывают перед детьми возможность получать удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер, мелкие мышцы рук, учатся выдержке, терпению.

Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять правила. Интересно играть в такие игры со всей семьёй, чтобы все партнёры были равными в правилах игры. Маленький также привыкает к тому, что ему надо играть, соблюдая правила, постигая их смысл. Весьма ценными являются игры детей с театрализованными игрушками. Они привлекательны своим внешним ярким видом, умением «разговаривать». Изготовление всей семьёй плоских фигур из картона, других материалов дают возможность детям самостоятельно разыграть знакомые произведения художественной литературы, придумывать сказки.

Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка становится не интересной. Здесь нужна помощь старших, подсказать новое игровое действие, показать их, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре. Играя вместе с ребёнком, родителям важно следить за своим планом. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть.

Если у дошкольника, особенно у маленького, есть игровой уголок, то время от времени ему следует разрешать играть в комнате, где собирается вечерами семья, в кухне, в комнате бабушки, где новая обстановка, где всё интересно. Новая обстановка рождает новые игровые действия, сюжеты. Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.

До достижения трехлетнего возраста дети основную часть времени проводят рядом с мамой. Именно родители занимаются в это период воспитанием будущих членов социума. Когда малыш отправляется в детский сад, на помощь мама и папам приходят воспитатели. В школьном периоде немаловажную роль играют педагоги. От правильного взаимодействия сторон зависит, каким вырастет человек, как он будет относиться к окружающим. Беседа с родителями - важная форма взаимодействия, которая помогает выявить проблемы, возникающие в семье. Совместно с педагогом или психологом мамы и папы делают все для нормального развития ребенка.

Адаптация к детскому саду

Посещение детского сада - новый и достаточно сложный этап в жизни малыша и его родителей. От того, насколько правильно ребенок пройдет период адаптации, зависит его дальнейшее развитие и общение со сверстниками. Поэтому первая беседа с родителями в детском саду должна затрагивать именно подготовку малыша к будущему посещению дошкольного учреждения. Воспитателям и психологам стоит встретиться с мамами и папами за несколько месяцев до того, как ребенок начнет ходить в детский сад.

Изначально педагоги ДОУ должны выяснить, насколько самостоятельным является малыш. В ясельной группе ребенок должен уже ходить на горшок, уметь держать ложку. К трем годам не все дети умеют разговаривать. Но отработать основные навыки - задача родителей. Именно поэтому беседа с родителями в детском саду проводится заранее. Если малыш еще не умеет пользоваться туалетом или же не может самостоятельно есть, маме стоит его научить.

Огромное значение имеет также психологическая подготовка. Ребенок должен знать, какое учреждение ему предстоит посещать. Психологи советуют познакомить малыша с детским садом заранее. Можно приходить на площадку в некоторое время проводить здесь со старшими ребятами. Также родителям стоит беседовать со своими детьми. Мамы должны рассказать, каким образом будет построен день ребенка, когда тот начнет посещать детский сад. Не стоит скрывать тот факт, что малыш будет проводить время в учреждении без мамы.

Ошибки родителей

Одни малыши достаточно быстро адаптируются к дошкольному учреждению, другие же на протяжении года плачут, лишь услышав словосочетание «детский сад». А все потому, что во втором случае родители допускают ряд ошибок в период адаптации ребенка к новой жизни. Беседы с родителями в ДОУ обязательно должны затрагивать темы, касающиеся режима дня малыша. Если ребенок привык ложиться спать в 23:00 и вставать в 10:00, ему будет достаточно сложно перестроиться на другой лад. При раннем подъеме малыш будет капризничать, а поход в сад будет ассоциироваться с настоящей каторгой. Настраивать режим дня будущему воспитаннику дошкольного учреждения необходимо за несколько месяцев.

Быстрые сборы - еще одна ошибка современных родителей. Мамы считают, что поступают правильно, если дают малышу возможность немного дольше поспать утром. Однако в большинство дошкольных учреждений необходимо приходить к 9:00 утра. В результате приходиться поспешно одевать ребенка. Нервничает не только малыш, но и мама. При этом совсем не остается времени на нежность, которая так необходима ребенку перед расставанием с родителями на целый день.

Во время проведения бесед с родителями психологи рекомендуют больше времени уделять ребенку именно утром. Это позволяет зарядиться энергией на целый день, как самому малышу, так и маме. Нежность - важный элемент гармоничного развития личности.

Работа с неблагополучными семьями

Семьи с низким социальным статусом, взрослые члены которой по ряду причин не справляются со своими обязанностями, считаются неблагополучными. В таких случаях страдают в первую очередь дети. Если такой малыш начинает посещать дошкольное учреждение, его удается легко выявить среди остальных. Ребенок неопрятен, обладает сверхвысоким аппетитом, асоциален. Зачастую такие дети на несколько ступеней отстают в развитии, не проявляют навыков самостоятельности, не умеют разговаривать.

Существует несколько методов воздействия на мам и пап, которые плохо справляются со своими обязанностями. В работу вступают не только педагоги дошкольного учреждения, но и социальные службы. Беседа с неблагополучными родителями - эффективный метод воздействия. Изначально специалисты пропагандируют семейные ценности и здоровый образ жизни. Обязательно неблагополучным родителям рассказывают, к чему может привести дальнейшее пренебрежение нормальным развитием ребенка. Если такие беседы не дают положительного результата, «плохих» мам и пап отправляют на принудительное лечение от наркомании и алкоголизма, если такие проблемы имеются. Последняя точка - лишение родительских прав.

Нередко бывают и ситуации, когда родители ведут здоровый образ жизни, однако в силу обстоятельств и материального положения они не могут дать ребенку полноценного воспитания. Изначально педагогам и психологам дошкольного учреждения необходимо выяснить, в каком положении находиться семья. Беседа с родителями должна проводиться в приятной обстановке. Только так мама сможет довериться психологу. Безвыходных ситуаций не бывает. Специалист подскажет, как можно поправить материальное положение. Законом РФ предусмотрена помощь Кроме того, родителям могут быть предоставлены льготы.

Ребенок идет в школу

Когда малыш переступает шестилетний рубеж, появляется ряд новых проблем. Ребенка начинают активно готовить к обучению в школе. И здесь беседа с родителями имеет огромное значение. Психолог рассказывает, на какие моменты стоит обратить внимание в первую очередь. Многие ошибочно считают, что перед походом в первый класс ребенок должен научиться писать и считать. На самом же деле эти навыки не так важны. Всему удастся научиться в школе. А вот психологическая готовность играет достаточно важную роль. Приходя в первый класс, малыш должен быть усидчивым, внимательным. Имеет значение уважительное отношение к педагогу. Ребенок должен знать, к кому обратиться за помощью при необходимости.

Как правило, беседа с родителями младшей группы детского сада затрагивает аспекты самостоятельности. В школе же ребенок должен знать, как правильно посещать туалет, где помыть руки и как держать ложку. Однако если родителями были допущены ошибки в прошлом, малыш может не иметь элементарных навыков и в первом классе. Особенно часто такая ситуация случается, когда ребенок не посещал дошкольное учреждение. Поэтому беседа с родителями будущих первоклассников также должна затрагивать аспекты самостоятельности.

Правильная мотивация к учебе - залог успеха. Ребенок должен быть заинтересован не новой игрушкой или походом в цирк, а получением интересных знаний. Беседа психолога с родителями должна затрагивать тему мотивации ребят перед посещением школы. Специалист расскажет, что нужно сделать мама и папам, чтобы ребенок с радостью шел в первый класс. И огромную роль здесь играет дошкольная подготовка. Родителям стоит заранее узнать, какая предусмотрена программа обучения. Малышу будет скучно, пропадет интерес, если он будет уметь делать больше, нежели его одноклассники.

Помощь в подготовке домашних заданий

Как уже было сказано выше, самостоятельность - залог успеха. Об этом специалисты разговаривают с родителями в детском саду и начальной школе. Если на ранней стадии научить ребенка навыкам самостоятельности, ему будет гораздо проще в будущем. Огромное значение здесь имеет правильная подготовка домашних заданий. Малышу, который еще вчера практически не имел обязанностей, достаточно сложно привыкнуть к ежедневному выполнению домашних заданий. Правильное поведение родителей играет важную роль. Мотивация позволит приучить малыша к новым обязанностям.

Психологи утверждают, что с любым задачами дети лучше справляются в дневное время. Поэтому подготовку уроков не стоит оставлять на вечер. Кроме того, если сделать все своевременно, можно успеть погулять с друзьями или сходить на аттракционы в парк. Это один из элементов мотивации. Не стоит забывать и про отметки. Если хорошо выполнить домашнее задание, удастся получить заветную пятерку. А это возможность выделиться, быть самым лучшим учеников в классе.

На начальных этапах мамы помогают выполнять ребенку домашнее задание. Малыш не сможет справиться самостоятельно. Если пустить все на самотек, ребенок начнет отставать. В результате вообще пропадет интерес к обучению. Беседа с родителями в первом классе должна затрагивать тему «Как правильно учить уроки с ребенком?». Мамам и папам стоит набраться терпения. Придется проводить по несколько часов за учебой. Делать уроки за маленького ученика ни в коем случае нельзя!

Если ребенок неуверен в себе

Как правило, к третьему классу ребята уже разбиваются в школе на группы по интересам. Педагоги легко могут выявить лидеров или же, наоборот, неуверенных в себе ребят. Некоторые дети вообще могут не иметь друзей, они одиноки и замкнуты в себе. Такие ребята зачастую отстают и в учебе. Чтобы прояснить ситуацию, педагогом в первую очередь проводится беседа с родителями. Семья - это показатель. Если имеются проблемы (к примеру, родители разводятся), страдать будет в первую очередь ребенок.

Педагогу стоит деликатно выяснить у родителей, какая царит обстановка дома. Учитель или психолог рассказывает, как ведет себя ребенок в школьных стенах. Взрослые совместно находят решение проблем. Может также сложиться ситуация, когда дома все в порядке, но в классе ребенок остается замкнутым. Это может связано с непринятием малыша в коллективе. Возможно, у маленького ученика имеются плохие черты характера (жадность, хитрость, эгоизм), которые не дают ему найти друзей. С такими проблемами придется также бороться, взаимодействуя с родителями. В детском возрасте у малышей авторитетом являются мамы и папы. Они то и смогут объяснить, как поступать не стоит.

Беседа с родителями трудных детей

Чем старше становится ребенок, тем больше может возникать проблем в его воспитании. Еще вчера милая девочка с бантиками, сегодня - угрюмый подросток, который знает немало плохих слов и отказывается выполнять просьбы. Почему дети так резко меняются? Психологи утверждают, что проблему помогут решить индивидуальные беседы с родителями. Чтобы найти ответы, придется копать достаточно глубоко. В детском возрасте человек впитывает в себя, как губка, не только хорошее, но и плохое. Если в прошлом семье пришлось пережить сложный период, не исключено, что это отразиться на поведении ребенка в будущем.

К отдельной категории относятся подростки из неблагополучных семей. Чаще всего это дети, чьим воспитанием мамы и папы не занимаются вообще. Ребята ищут внимание на стороне, рано вступают в сексуальный контакт. Беседы с неблагополучными родителями при этом просто необходимы. Если своевременно не заняться решением проблем, жизнь подростка будет испорчена. Внимание и любовь - вот что должны давать родители своим детям. В этом направлении и должна проводиться беседа с психологом.

Психология старшеклассника

Ребята, которые обучаются в старших классах школы - это уже взрослые, сформировавшиеся личности. Взаимодействие родителей с подростками имеет ряд нюансов. От того, насколько правильно поведут себя мамы и папы, зависит будущее положение школьника в социуме. Психологом должна быть проведена беседа с родителями «Ребенок и родитель». Важный элемент взаимоотношений со школьником - доверие. Если все сделать правильно, ребята будут рассказывать родителям о своих радостях и неудачах. Мамы и папы, в свою очередь, смогут направить энергию сына или дочери в нужное русло. Таким образом удастся избежать попадания ребенка в плохую компанию, ранней беременности.

Беседы с родителями в школе должны проводиться в индивидуальном порядке. На общих собраниях могут затрагиваться лишь общие проблемы (успеваемость, будущие мероприятия). Для решения индивидуальных вопросов психологу придется назначить встречу дополнительно.

Отдельного внимания заслуживают одаренные дети. С родителями таких детей педагог также должен провести беседу. Нередко мамы и папы не замечают талантов своих чад, отправляя их обучаться профессии, которая ребенку неинтересна. В результате старшеклассник разочаровывается в родителях, упускает возможность развиваться в выбранном направлении. Мамы и папы должны воспринимать своих детей как взрослых участников социума. Они в праве самостоятельно выбирать свой жизненный путь.

Профориентация

Осознанный выбор профессии - успех в будущем. Психологи считают, что человек должен работать в той сфере, которая вызывает огромный интерес. Так удастся получать стабильный доход и расти профессионально. Пока член общества не является совершеннолетним, решения за него принимают родители. К сожалению, нередко бывает так, что мамы и папы через ребенка стараются реализовать свои амбиции. Родители утверждают, что нужно идти учиться на юриста, журналиста или стоматолога лишь потому, что это престижно. При этом совершенно не учитываются интересы самого ребенка.

Когда речь заходит о профориентации, огромное значение имеет своевременная беседа педагогов с родителями старшеклассников. Специалисты призывают мам и пап не мешать детям самостоятельно делать выбор. Родители могут помогать лишь ненавязчивыми советами. А чтобы быстрее определиться, ребята в учебном учреждении могут пройти специальный тест на профориентацию. Сделать это желательно в 9 классе, чтобы ребенок еще имел время для того, чтобы обдуманно принять решение.

Подведем итог

Профилактические беседы с родителями должны проводиться на любом возрастном этапе. Чем более тесно педагоги будут взаимодействовать с мамами и папами, тем качественнее удастся наладить процесс воспитания ребят. Планируя беседу, педагог должен уточнить, когда родителям будет удобно посетить учебное учреждение. Ряд вопросов можно рассмотреть на общем собрании. Некоторые же проблемы решаются лишь в индивидуальном порядке.

Отдельного внимания заслуживают беседы с неблагополучными родителями. Такие мамы и папы часто отказываются вообще посещать учебное учреждение. В этом случае привлекаются сотрудники социальных служб. Беседа может проводиться в домашних условиях принудительно. Если рекомендации педагога и психолога игнорируются, встает вопрос о лишении родительских прав.