Традиции воспитания детей. Народные традиции в воспитании детей

Вопрос о воспитании детей, социализации подрастающего поколения в традиционных обществах является весьма сложной, многоаспектной проблемой и требует специального исследования. Здесь же мы попытаемся в общих чертах обрисовать традиционное воспитание у эвенов в рассматриваемое время.

Как известно, эвенский народ всегда жил в гармонии с окружающей средой, весь многовековой уклад жизни никогда не входил в противоречие с законами природы, эвены считали себя неотъемлемой частью природного единства и этому учили подрастающее поколение.

Существовало множество неписаных правил, морально-этических норм поведения, которые ребенок приучался соблюдать, руководствуясь при этом мудростью народа и нравственными устоями, выработанными в течение многих веков и переданных из поколения в поколение. Вера в духов местности, огня, тайги, бережное отношение ко всему живом создали целый комплекс запретов, огромную ценность которых в нравственном, экологическом воспитании трудно переоценить.

Традиционная система воспитания детей у народов Севера исходила и опиралась на основы жизнедеятельности народов - на специфические отрасли северного хозяйства: оленеводство, охотничий и рыболовный промыслы, собирательство.

Мир детей эвенов определялся, в первую очередь, именно уровнем развития именно этих традиционных занятий северян. Дети принимали активное участие в практике жизни, зимой и летом вместе со взрослыми выполняли посильный для них труд. Если труд - основа жизни, способ существования и выживания в суровых, экстремальных условиях Севера для их родителей, то игра для детей северян - это тоже особый труд.

В эвенской семье ребенок рано приобщался к трудовой деятельности. В трудовой деятельности семьи существовал определенный ритм, согласованный с окружающей средой, морально - психологическими факторами, бытующими в данной семье и только четко распределив обязанности между членами семьи, семья могла выдержать столь суровые условия.

Кочевой образ жизни, традиционно-присваивающая экономика, то есть весь уклад жизни готовили детей сызмальства к труду, сперва через различные игры. Поэтому главной особенностью игр эвенских детей является то, что они несут в себе трудовой элемент. У детей игры появились в результате подражания труду взрослых. Дети чаще всего в своих играх полностью копируют деятельность родителей. Например, у эвенов дети играют в «стадо», занимаются разведением оленей в «стаде». При этом они в точности копируют действия, все тончайшие нюансы поведения взрослых. Одни - в роли «пастухов», другие, особенно - девочки - в роли «хозяйки чума». В процессе игры дети соблюдают все обычаи, традиции народа. Обязателен обряд «кормления очага», умилостивления духов местности и т.д. В процессе игры дети «перекочевывают» с одного места на другое в поисках корма для оленей, делают из тальника различные игрушки: фигурки оленей, макеты нарт, различные сооружения - «hярму», «голомо». Мальчики из веревок делают «маут» для ловли оленей. Материалами для игрушек эвенских детей служат: тальник, рога, копыта, суставы, шерсть оленя, заячьи кости, кусочки дерева, ровдуги и т.д. - то есть весь подручный природный, растительный материал, определяемый образом жизни, конкретной окружающей действительностью. Девочки подражают взрослым, познавая в процессе игры приготовления пищи из мяса, рыбы, оленьего молока, играют в тряпичные куклы, учатся шить различные виды северной одежды, вышивать бисером. Следует отметить, что вышеназванными игрушками играло старшее поколение эвенов, по традиции оно передалось их детям - такие же игрушки характерны для современных эвенских детей.

Игры имеют большое воспитательное значение в развитии ребенка. Дети народов Севера рано приобретают знания, опыт жизни и через систему игр приобщаются к трудовой жизни, игра для детей - это соответствующая их возрасту трудовая активная деятельность. Дети от имитационных игр переходят к настоящей ловле оленя. У них постепенно формируются практические навыки: навыки запрягания и езды на оленях, знание периодов и мест перекочевок, а также наиболее распространенных болезней и способов их лечения, разделки туши в период забоя, подготовки к отелу и т.д. С 12 лет дети уже наравне с взрослыми идут на дежурство (пасут оленей).

С малолетства детей учат стойко переносить суровую, полную лишений и опасностей жизнь оленеводов, холод и жару, спать под открытым небом и, таким образом, у детей в процессе игры формируются такие необходимые оленеводу качества как: выносливость, сноровка, наблюдательность, трудолюбие, хорошая память, умение ориентироваться в местности, бережное отношение к природе, а также следующие нравственные черты: отзывчивость, доброта, чувство сопереживания, столь необходимые для выживания в экстремальных условиях Севера.

Оленевод и охотник должен был обладать исключительной силой, выносливостью, сноровкой. Поэтому в эвенских семьях существовал обычай физической подготовки подрастающего поколения. Физическое воспитание у эвенов-ламутов предусматривало подготовку полноценного оленевода и охотника. Основными элементами его были быстрый бег, борьба, умение пользоваться арканом, меткая стрельба из лука, ношение тяжестей, прыжки через препятствия. Каждый из элементов имел глубокое жизненное обоснование и был обязательным для оленевода и охотника. Яркое отражение физической тренировки можно найти в эвенском фольклоре, как и впрочем, в фольклоре всех северных народностей. В сказках, преданиях имеется много картин физических упражнений в беге, поднятии тяжестей, борьбе, умении стрелять из лука, заарканивании оленей.

Физической подготовкой в семье руководили отец или дедушка, также старшие братья. Мальчики - будущие оленеводы и охотники - должны были в совершенстве овладеть всеми элементами комплекса физической закалки. Упражнения в овладении всеми видами спорта проводились постоянно, непосредственно в труде, то есть в тесной связи с практическими занятиями.

Интересные данные о физической подготовке мальчиков - будущих воинов в эпоху «Кыргыс Yйэтэ» («время межплеменных войн») приводит большой знаток эвенского фольклора, сказитель Кейметинов Василий Павлович, 1918 года рождения.

По его рассказам, в старину, когда эвены северо-западного Верхоянья кочевали по бескрайним просторам Верхоянских гор, существовал очень интересный обычай обучения военному искусству мальчиков в возрасте 10 лет. В целях воспитания у мальчиков будущих воинских качеств, бдительности, сноровки их начинают обучать стрельбе из лука, умению сражаться мечом. Обучение стрельбе из лука, умению сражаться мечом. Обучение стрельбе из лука проходит следующим образом: кто-то из старших, это может быть отец, брат, дядя или любой человек из рода, обладающий хорошими физическими данными и воспитательными способностями, стреляет из лука, а ребенок должен перехватить его ответным ударом. Только ловкий человек мог перехватить его. А умению сражаться мечом обучают следующим образом: подкрадываются к спящему ребенку, в первый раз ударяют по воздуху мечом, чтобы мальчик мог услышать свист удара меча, а во второй раз - по ногам и телу. Услышав свист меча, спящий мальчик вскакивает и убегает или оказывает сопротивление, если рядом имеется мечом. Таким образом воспитываются быстрота реакции, ловкость, сила [ПМА, 1996].

То есть, можно сказать, что в старину у эвенов существовала индивидуальная школа обучения воинскому искусству.

Физической закалке подвергались главным образом мальчики, но и девочки также должны были обладать определенной выносливостью, силой, ловкостью, которые столь необходимы в управлении хозяйством. Детям не разрешалось долго спать, они обязаны были вставать спозаранку вместе со взрослыми и оказывать посильную помощь в повседневной работе. Мальчики должны были уметь самостоятельно зажечь костер в любую погоду: и в дождь и в снег, уметь заарканить оленей, вместе со взрослыми ходить на выпас оленей, дежурство, в том числе ночное. С ранних лет эвенский мальчик выполнял посильную работу по хозяйству, помогая матери и бабушке, навыки охотника и следопыта он приобретал, находясь возле отца во время охоты. Надо отметить, что в процессе обучения охоте, он впитывал все обычаи и традиции, которые соблюдали старшие, с 3 лет мальчиков приучали заносить вещи в чум при перекочевках, таскать камни на очаг, отвязывать на стоянках вьючные сумы и седла. Охоте мальчиков приучали постепенно. Пятилетним делали маленький лук и стрелы.

Воспитание девочек в эвенской семье, естественно, отличается от воспитания мальчиков. Девочек с малолетства готовили к роли матери, хозяйки, хранительницы домашнего очага. Они помогали подвешивать крюки на перекладины в чуме, носили воду и дрова. С 6-7 лет девочки помогают матери в приготовлении пищи, ухаживают за младшими братьями и сестрами, а с 10 лет выделывают оленьи шкуры и лапки, учатся вышивать бисером. Старшее поколение во время работы рассказывало им различные сказки, обычаи, связанные с определенным видом деятельности. Следует отметить хороший психологический климат в семье: ребенка старались не кричать, не ругали за мелкие шалости. Родители, родственники уделяли большое внимание детям, рассказывали им сказки, мастерили им различные игрушки. «Особой мягкостью отличались отношения эвенов и эвенков к детям. Они очень любили не только своих детей, но и вообще всех детей. Поэтому не было такого взрослого эвена или эвенка, который удержался бы, чтоб не поласкать даже другого ребенка. Нередко можно было видеть взрослых людей, играющих с детворой, или изготовляющих для малышей те или иные игрушки. У эвенов и эвенков любой гость, входя в помещение, должен был здороваться за руку не только со взрослыми, но со всеми детьми, если только те научились ходить. Они даже приветствовали и грудных детей, трепля их за щечки или щекоча за затылком" [Николаев, 1969, с. 139]. Как свидетельствует Я. И. Линденау: «Детей воспитывают в большом послушании к родителям. Редко увидишь, чтобы ламуты били своих детей" [Линденау, 1983, с. 66].

Заслуживает внимания то, как эвены воспитывали в детях с малолетства самостоятельность. При перекочевках малыша везли, как мы уже указывали, в люльке или перевозили в специальной нартенной кибитке. При рождении ребенка ему выделяли в стаде определенное количество оленей, которые считались собственностью ребенка, и весь приплод последствии принадлежал ему. Также выбирали «именного» оленя смирного нрава, который и вез при его при перекочевках. С одного или полутора года ребенка приучали сидеть верхом на олене, на вьючном седле, привязывая с помощью специальных дощечек-держателей и обкладывали подушками. Постепенно ребенок должен был уметь обходиться без держателей, научиться самостоятельно держаться в седле. «Сначала ребенка подвязывали к седлу и шли рядом с ним, присматривая, затем отпускали на длинный повод 5-6 метров длиной. Такое обучение длилось 2-3 месяца. И после этого ребенок уже должен был самостоятельно держаться на олене и им управлять.

Первые пространственные представления ребенка были связаны с местом его рождения, колыбелью, жилищем, оленем и, таким образом, с первых месяцев жизни у ребенка складывалось представление об окружающем мире. В процессе воспитания, в играх у ребенка складывалась целостная система представления о мире. Именно в семье дети проходили жизненную школу, необходимую для выживания в суровых условиях Арктики, перенимали готовый взгляд на мир. Ребенок постепенно впитывал в себя жизнь семьи и его общества, кочевую оленеводческую жизнь, нормы поведения, культуру, верования. В процессе роста и социализации дети проходили несколько этапов:

  1. младенчество (от рождения до трех лет),
  2. детство (с трех до девяти лет),
  3. и подростковый период (девять-пятнадцать лет), после чего считались взрослыми.

Приобщение к миру взрослых происходило в процессе непосредственной жизнедеятельности социума. Ребенок впитывал в себя культуру своего народа как бессознательно, наблюдая, так и активно, участвуя в труде, общении. Участвуя в семейных обрядах, шаманских камланиях, слушая рассказы старших, дети вместе с реальными знаниями получали и сумму представлений о душе человека, окружающем его мире и т. д. Большую роль в формировании мировоззрения детей играли запреты, нормы поведения.

Соблюдая правила поведения, ребенок постепенно усваивал кодекс чести и своеобразный этикет таежного человека. Нормы поведения и стереотипы мышления эвена воспитывались с помощью разнообразных методов. Основой воспитания было, прежде всего, подражание взрослым. Дети наблюдали повседневный труд родителей, непременно участвовали в родовых и семейных обрядах, праздниках. Участвуя в них, дети приобщались к ритуалу рода, у молодого поколения воспитывалось сознание общего происхождения, кровного родства с сородичами. Взрослые придавали большое значение привитию детям всей суммы нравственных и этических норм, руководствуясь при этом нравственными устоями и мудростью народа, выработанными в течение многих веков и переданных из поколения в поколение.

Старшие с детства внушали ребенку, что параллельно с вещным миром существует и мир духовный. Эти миры взаимосвязаны и взаимообусловлены. Такие знания постепенно проникали и закреплялись в сознании ребенка через игры, наблюдения становились более упорядоченными, складывались в целостные представление о мире и роли человека в нем, месте самого ребенка.

Новому человеку, призванному продолжать дела предков, прививалась также морально-психологическая готовность к самосохранению и готовности к взаимной поддержке человеческой жизни в суровых условиях Севера.

к.и.н. Алексеева С.А.

Помимо семейных, следует также упомянуть и народные традиции в воспитании детей. Они также оказывают существенное влияние на формирование личности.

Народ - единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей. Великие художники, композиторы, поэты черпали вдохновение в народе, из народного творчества. Поэтому их творения во все эпохи были доступны и близки народу. У народа же главным мерилом духовности и эстетической ценности всегда оставался труд. Эстетическое воспитание осуществлялось в тесной связи с трудовым. Даже больше: оно главным образом, осуществлялось в процессе труда.

Сочетание трудового и эстетического воспитания проявляется и в том, что труженики искусно и тонко украшали орудия труда (сани, телеги, прялки, гребень и др.). Трудовой люд создавал красоту в любой сфере своей жизни и деятельности.

Столь же высокая, как эстетика быта была нравственность у простого народа.

А сколько детских сказок, загадок, скороговорок в народном творчестве. Все они преследовали определенные педагогические цели.

Погружение детей в традиционную фольклорную среду - один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения. Причем все это делается в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной.

Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения создают в себе разнообразные средства и формы воспитания.

Одним из средств передачи традиции являются песни. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. Ребенок должен быть счастлив сегодня, а не завтра … Как ни парадоксально, ребенок счастлив, когда поет. Песни грустные поет редко, хотя есть много очень печальных сиротских песен, но не поет этих песен, эти песни - не их, а о них. Главное назначение песни - привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Большинство колыбельных песен раскрывает огромную силу материнской любви.

Среди детей подросткового возраста были более всего распространены веселые, задорные, шуточные песни. Самый богатый репертуар у юношества. Это свадебные плачи невесты, обрядовые, ритуальные. Каждому возрасту соответствуют свои песни. Они сопровождают человека от рождения до смерти. Воздействия на чувства человека, они одновременно влияют на его сознание и поведение. Вот почему их с полным основанием можно отнести к комбинированным средствам народного воспитания. Мы должны знать различные песни, уметь убеждать родителей в необходимости разучивать их с детьми.

Основным фактором народного воспитания является природа. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина.

Патриотизм - это, прежде всего, любовь к родной природе. Эта любовь не требует шума, крикливости. Как сказал Булат Окуджава, патриотизм - дело тихое и интимное.

Очаровательны в народном творчестве очеловеченные образы родины, родной природы: дуб - батюшка, Волга - матушка.

Школьной педагогике можно было бы многому поучиться у педагогики народной, в т.ч. и в приучении детей к духовному общению с природой «Чело дома приглянулось ласточкам - счастье семье», «Дятла стук услышишь - день предстоит радостный». Природа великая, огромная Вселенная, природа - малая вселенная - и определили принцип природосообразности в качестве высшего, основного принципа воспитания. Все, что согласуется с природой, должно рассматриваться как благо; что противоречит ее развитие, как зло и развращение.

Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народа. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Традиции, как элемент общественной жизни, имеют свою специфику. В образовании народных традиций важное место занимают обычаи, исполнение которых было обязательно «Свой обычай в чужой дом не вноси», «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе», «Обычай крепче закона». Эти пословицы наглядно показывают, как уважительно и почтенно относились к обычаям и традициям наши предки, какое огромное воспитательное значение имели они у разных народов. Обычаи входят в состав традиции вместе с обрядами, т.е. исторически сложившейся системой обязательных ритуальных действий. Традиционны в народе многие праздники, с языческих времен они дожили до наших дней, входя в современные религиозные системы.

Например, празднование Рождества слилось с языческими колядками, составляя вместе с ними единую традицию.

Раскрывая роль традиций в воспитании подрастающего поколения, мы берем в качестве отправной точки народную мудрость: «Без большого корня древа не бывает».

Обряды, традиции, обычаи сопутствовали каждому шагу человека от рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь. Обязательные для всего общества, они духовно сплачивали народ: общественный и общинный характер принимали и радостные праздники святок, масленицы, свадеб и горе похорон.

Их особенностью являются стойкость, основанная на вере людей в магическую силу ритуалов.

Бережно передаваемые из рода в род, традиции выполняли роль исторической памяти, осуществляя связь поколений.

В народной педагогике подчеркивается необходимость любви к детям, всему подрастающему, нуждающемуся в защите, опоре. Все, что связано с воспитанием, пестованием детей, несмотря на вынужденную внешнюю суровость, порождено любовью. Безоглядной, неограниченной любовью к детям пронизаны и лаконичные образные изречения:

Лягушке ее головастик - что луч солнца (осет.).

Своих птенцов и грач считает красивыми (адыг.).

Когда предложили принести самую красивую вещь, ворона притащила своего птенца (чечен.).

Ворон говорит: “Мои птенцы белоснежные ” (чуваш.).

Нет певчего для вороны против родного вороненка (русск.).

И бобры добры до своих бобрят (русск.).

Материны глаза слепы (русск.).

Если даже юноша слеп, матери он кажется зрячим (абаз., кабард.).

Народная традиция, в свою очередь, и детей нацеливает на осознание материнского труда, любовь к ней, преданность и благодарность:

Кто почитал мать, того почитали все (чечен.).

Никто еще не заплатил долг матери (осет.).

Ежедневно угощай мать блинами, испеченными на ладони, - и то не отплатишь ей добром за добро, трудом за труды (чуваш.).

Иногда пословица не просто уговаривает быть почтительным, явно другие интонации слышны в следующей чувашской афористической фразе:

Не пришлось бы раскаиваться у гроба матери .

Культ матери во всех традиционных культурах воспитания безоговорочен. «Ни одному воспитателю ни об одной матери нельзя отзываться отрицательно: с этим отзывом навсегда прекращается нравственное воздействие воспитателя на воспитуемого; нет плохих матерей: есть матери хорошие и несчастные » (Г. Н. Волков).

У горцев материнство рассматривается как высшая ценность, как естественная потребность в продолжении человеческого рода. Народ заслуженно возвеличивает женщину-мать, создает культ матери. В пословицах говорится:

Всю жизнь день и ночь трудись - труд матери не возместишь.

Ласка матери и до камня доходит.

Из уст матери и проклятие - благословение.

Грудь матери - колыбель сына .

Мать является опорой для человека до конца жизни. Мать - единственный человек, чья любовь к детям благородна, бескорыстна, удивительна по своей мудрости, безграничности и мужественности. Народные идеалы матери и материнства перекликаются с мыслями великих деятелей человеческой культуры. Истинные педагоги стремятся к тому, чтобы воспитать у ребенка чувство любви к матери. В горских семьях все делалось для того, чтобы утвердить культ матери. Народ понимал, что мать и отец - главные педагоги и главные воспитатели. От них зависит будущее общества. И в связи с этим народные пословицы Берегите своих родителей! , Без матери нет ни поэта, ни героя актуальны и по сей день.

Образ матери в Японии прежде всего связан в умах японцев с тем смыслом, который заключен в слове «амаэ». Японскому слову «амаэ» трудно подыскать аналог в русском языке. Оно означает чувство зависимости от матери, переживаемое японскими детьми как нечто желательное. Глагол «амаэру» означает «воспользоваться чем-либо», «быть избалованным», «искать покровительства». Этими словами японцы выражают отношение к матери. Они положительно рассматривают стремление детей к родительской опеке (это стремление, по мнению большинства японцев, бережет ребенка от влияния плохой компании, употребления наркотических и психотропных средств), такую же оценку в их сознании получает и ответное действие родителей по отношению к детям.

Японка склонна регулировать поведение ребенка посредством воздействия на чувства и на возможные последствия поступка; она избегает конфронтации с волей и желанием ребенка и чаще выражает свое недовольство косвенно. Она пытается расширить эмоциональный контакт с ребенком, рассматривая его как основное средство контроля. Японская мать избегает утверждения своей власти, поскольку это ведет к отчуждению ребенка от матери. Для нее самым важным является демонстрация на собственном примере правильного поведения в обществе, а не вербальное общение с детьми. Японская женщина делает акцент на проблемах эмоциональной зрелости, податливости, гармоничному взаимоотношению с другими людьми. Основной задачей для самых маленьких является пробуждение уверенности в себе, своих силах и приобретение ими необходимых жизненных навыков путем обучения их языку в благоприятной обстановке.

Некоторые традиции воспитания детей в других странах могут показаться нам странными, в то время как наши традиции не всегда понятны жителям других государств. Вот несколько интересных традиций воспитания детей:

Во Франции мамы спешат как можно раньше выйти на работу и потому чуть ли не с пеленок определяют малышей в детский сад. Они полагают, что раннее пребывание в детском коллективе способствует быстрому развитию малышей. Возможно поэтому, французы рано становятся самостоятельными.

В Италии, наоборот, детей не спешат отдавать в дошкольные учреждения, предпочитая оставлять их на попечении многочисленных родственников. Вплоть до поступления в школу ребенок находится под контролем близких. Не удивительно, что итальянцы очень привязаны к своей семье, мы знаем это, в частности, по многочисленным фильмам.

В Великобритании принято не «сюсюкаться» с детьми, а воспитывать их в достаточно жестких рамках. Маленькие британцы с детства окружены многочисленными требованиями и запретами. Интересно, что даже к своим домашним питомцам жители туманного Альбиона относятся душевнее, чем к своим отпрыскам. Детей учат сдерживать эмоции и прилично вести себя в обществе. Не удивительно, что во всем мире англичан воспринимают как «черствых», ведь они с детства учатся не проявлять эмоций на людях.

Американцы демонстрируют свободное воспитание, стремясь быть с ребенком «на равных». В американских семьях часто бывает по трое и более детей, поскольку считается, что чем больше детей в семье, тем интереснее им расти. Это действительно так, учитывая, что родителей те видят редко в силу большой занятости.

Немцы очень ответственно относятся к рождению детей и не спешат с этим. Обычно родителями становятся уже после 30 и тут же начинают искать няню для малыша, поскольку в Германии принято держать ребенка дома до 3-х лет. После этого малыша начинают несколько раз в неделю водить на групповые занятия, чтобы он привыкал к детскому коллективу.

В Японии воспитание детей сводится к тому, что до 5 лет ребенку разрешают все, а после того, как он достигнет этого возраста, малыш сталкивается с большим количеством ограничений, которые в дальнейшем становятся неотъемлемой частью его жизни. Результаты такого воспитания на лицо - японцы одна из самых законопослушных наций, безусловно чтущих и соблюдающих многочисленные традиции. Это позволяет им многие века сохранять свою самобытность, даже сейчас в условиях тотальной глобализации.

В Греции традиции воспитания детей во многом схожи с итальянскими. Они также высоко ценят семью и часто собираются вместе для того, чтобы пообщаться. При этом греки опасаются, чтобы их ребенок недоедал, и щедро кормят его вкуснейшими блюдами греческой кухни. Интересно, что мамам позволено баловать сыновей, в то время как папы беспрекословно выполняют любой каприз дочери.

Особенностью китайского воспитания детей является то, что в китайских семьях практически не разделяют «мужские» и «женские» обязанности. Поэтому и мальчиков, и девочек воспитывают одинаково, превращая тем самым в этаких «универсальных солдат», способных справляться с любой работой.

Много нас живет на родной земле. И все мы такие разные. Много разных народов на земле и в нашей стране.

У каждого свои обычаи, песни, сказки, предания. И очень важно ценить и понимать других людей. Важно ценить все народы Земли вместе со своими.

В народной педагогической практике мы обнаруживаем осознанное и неосознанное стремление, каждую часть, область жизни использовать в воспитательных целях. Пособием для воспитания является вся жизнь с ее трудовыми буднями, праздниками, природой, животным миром, песнями, сказками.

Педагогический опыт людей закреплен в различных обрядах, связанных с новорожденным, с первыми шагами младенца, с его приобщением к интересам семьи. Можно говорить и о педагогической направленности общения, искусства, народного творчества, традициях гостеприимства и русского застолья, уважения старших - все это народная память, связывающая прошлое и настоящее с будущим.

Календарные обряды начали складываться за много тысячелетий до принятия христианства. Те обряды, которые дошли до наших дней, в силу многих исторических причин претерпели значительные изменения. Нельзя допустить их полной утраты и забвения. Мы - потомки и духовные наследники людей, заложившие их основу великой культуры, должны ее сохранить, развивать и передать нашим детям.

Традиционное воспитание… О его необходимости говорят сейчас в самых разных кругах, в том числе и с высоких трибун. Но как нередко бывает, под одними и теми же терминами далеко не всегда подразумеваются одни и те же понятия. Поэтому важнее всего определиться с основными ценностями, на которых зиждилось воспитание детей в России. Тогда будет ясно, далеко ли откатились яблочки от яблоньки и в какую сторону нам двигаться, чтобы воспитание детей действительно соответствовало отечественным традициям.

Для кого-то традиция сводится к обычаям предков. Кто-то понимает ее еще более узко: как знакомство детей с фольклорными песнями и танцами. Хотя нельзя сказать, что это совсем неправильно. Разумеется, и фольклор, и приобщение детей к обычаям своего народа очень важно. Но если ограничиться только этим, то существует соблазн «костюмированного бала», когда повседневная жизнь существует отдельно и строится совсем на иных принципах, а дань традиции отдается эпизодически и на повседневную жизнь особо не влияет.

ПОСЛУШАНИЕ - ОСНОВА ОСНОВ

Несмотря на то что Россия издревле была домом для многих народов, придерживавшихся своих обычаев и верований, она в то же время оставалась православным государством. Православная вера воспитала характер русского человека, стала основной частью его мировоззрения и культуры. Разумеется, и воспитание детей зиждилось на принципах христианства.

В полном соответствии с Пятой Заповедью главной детской добродетелью считалось послушание родителям. «Царицей детских добродетелей» называл его Святой праведный Иоанн Кронштадтский, указывая, что из него произрастают в детях все остальные хорошие качества. И напротив, непослушание создает почву для развития множества пороков. Религиозный смысл почитания родителей очень ярко проявлялся в повсеместно распространенном у русских особом отношении к родительскому благословению и проклятию. Без благословения никаких серьезных шагов в жизни не предпринималось. Родительского проклятия страшились как огня, считая, что это навлекает на человека множество бед.

Ребенок с малолетства делил с семьей радости и невзгоды. Предъявлять претензии к родителям и тем более хулить отца с матерью за то, что недодали, недопоняли, недолюбили, считалось неприемлемым. Преподобный Варсонофий Оптинский так отзывался о своей мачехе, приучившей его к храму: «Бывало, в деревне, когда мне было только пять лет, она каждый день будила меня в шесть часов утра. Мне вставать не хотелось, но она сдергивала одеяло и заставляла подниматься, и нужно было идти, какова бы ни была погода, полторы версты – к обедне. Спасибо ей за такое воспитание! Она показала свою настойчивость благую, воспитала во мне любовь к Церкви, так как сама всегда усердно молилась». Но строгость родительского воспитания всегда смягчалась добротой и любовью, что также было в духе христианства. Если ограничиться вышеприведенной цитатой, то можно представить себе жесткую, властную женщину, для которой буква закона превыше всего. Но в жизни было совсем не так: преподобный Варсонофий называл свою мачеху добрейшей женщиной и очень любил ее.

ВОСПИТАНИЕ В КРЕСТЬЯНСКОЙ СРЕДЕ

Важнейшей задачей в воспитании детей было научить их страху Божию, ведь среди русских людей бытовало представление о том, что совершению грехов препятствует не столько страх наказания, сколько именно страх Божий, понимаемый как благоговение перед беспредельной святостью Божией, опасение оскорбить Бога нарушением Его святой воли и боязнь потерять Божию любовь. По данным Этнографического бюро, организованного в конце XIX века князем В. Н. Тенишевым, вот как были перечислены обязанности родителей, бытовавшие в крестьянской среде: кормить, содержать, учить страху Божию и грамоте, приучать к домашней и полевой работе, женить и выдавать замуж.

Научение страху Божию, естественно, предполагало усвоение и соблюдение благочестивых христианских обычаев. Детей крестили в младенчестве, с раннего возраста они видели, как взрослые молятся и постятся. В церковь было принято ходить всей семьей. Отец был главным духовным авторитетом в семье. Чуть повзрослев, дети тоже начинали принимать сознательное участие в религиозной жизни. Поститься обычно начинали с 3–4 лет. Важную роль в приобщении детей к православию играли крестные, поскольку они чувствовали свою ответственность за души детей перед Богом. Советы и замечания старших делались не с позиции некоей абстрактной нравственности, а с точки зрения православных христиан, поэтому дети исподволь, постепенно усваивали основные религиозные понятия.

Важным способом для усвоения понятий о грехе и благодати было чтение житийной литературы. В конце XIX века в крестьянских семьях, где был кто-то, владевший грамотой, широко распространилось чтение вслух. Дети, естественно, при этом присутствовали, а подчас и выступали в роли чтецов. Псалтирь в церкви нередко читали подростки.

Выдающийся русский педагог С. А. Рачинский, создатель первой в России сельской школы с общежитием для крестьянских детей, писал: «Мальчик, поступающий на одиннадцатом году в сельскую школу, мало похож на своего сверстника из образованных классов. Он не видал еще букваря, но твердо знает азбуку жизни… Он – деятельный участник всех трудов и забот семьи… Он приносит (в школу. – Т. Ш .) приобретенное в семье чувство ответственности за свои поступки, за свое время, сознание необходимости труда, напряжение своих сил… Наши школьники поступают в школу с твердым намерением сделаться грамотными, большей частью по собственной неотступной просьбе, с полной готовностью учиться с утра до вечера…»

Поскольку в крестьянских семьях детей очень рано приобщали к уходу за младшими, заботливое, покровительственное отношение распространялось в сельской школе и на новичков. «Старшие ученики, – пишет Рачинский, принимают новичков с радушием и лаской. Эти мальчики – любимцы школы. По доброй домашней привычке с ними носятся и нянчатся. Мерзкий обычай немецкой школы, перешедший и в наши средние учебные заведения, обычай дразнить и мучить новичков, совершенно чужд школе русской – а такова пока лишь наша бедная сельская школа».

В традиционном воспитании был разный подход к мальчикам и девочкам. Мальчики довольно рано отделялись от матерей и воспитывались отцами. Их задачей было продолжить род по отцовской линии, сохранить фамилию, продолжить дело своего родителя. Поскольку мужчины должны были участвовать не только в семейных и хозяйственных делах, но и в общественной жизни, подростки посещали вместе со своими отцами общинные сходки, на которых обсуждались важные вопросы общинной жизни.

Мальчиков воспитывали более свободно, чем девочек. Сын, вступивший в брачный возраст, наравне с отцом работал на земле или в ремесленной мастерской, родители прислушивались к его мнению. Он получал определенную свободу действий, не выходящую, однако, за пределы общепринятых норм. Например, мог не приходить домой до самого утра, сохранять часть заработка для своих нужд и угощения девушек, мог, не спросив позволения родителей, отправиться на гулянье на несколько дней в другое село. Однако серьезные намерения типа женитьбы, отъезда в город на заработки или ухода в монастырь сын был обязан согласовывать с родителями – к родительскому благословению относились очень серьезно.

Девочки же сохраняли близость к матери вплоть до своего замужества. Важнейшей задачей было привить им трудолюбие и доброжелательность, подготовить к роли хорошей жены и ласковой, заботливой матери. Главным требованием к повзрослевшим дочерям было сохранение целомудрия до свадьбы. Требование «блюсти девичью честь» соблюдалось очень строго, поэтому такой свободы, как парни, девушки не имели. Однако в благочестивых крестьянских семьях – а таких в России было очень много! – и мальчиков настраивали на хранение чистоты до женитьбы. Крестьянские семьи были крепкими и многодетными.

УСТАНОВКИ ДВОРЯНСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Сегодня многие вспоминают о своих дворянских корнях, пытаются составлять фамильное древо, посещать дворянские собрания. В то же время нередко современные князья и графы выглядят как пародия на историческое дворянство. Во многом это происходит потому, что традиции дворянского воспитания нами практически утрачены после трагедии 1917 г.

Система воспитания дворянина представляла собой уникальный сплав этических и эстетических норм. Начала складываться эта система при Петре I, и, естественно, в ней не обошлось без европейского влияния. В первую очередь это касается правил этикета. Хорошим манерам ребенка надо было обучать с самого рождения, поскольку они были своеобразным пропуском в высшее общество. Немало было курьезных случаев, описанных и в воспоминаниях, и в литературе, когда за «манерным» фасадом скрывался пустой человек, ищущий своей выгоды. Но сложившийся уже в XIX веке тип «русского дворянина» отличала не только внешняя, но и особая внутренняя составляющая, базирующаяся на понятиях о чести, долге, совести. Любопытно, что воспитание дворянина ставило перед собой цель не столько раскрыть индивидуальность ребенка, сколько «заточить» его под особые жесткие рамки. Достаточно вспомнить и серьезные физические наказания, которым подвергались гимназисты, и соблюдение «кодекса чести», следствием которого становились дуэли со смертельным исходом. Но притом что система дворянского воспитания была далеко не идеальна, она всегда сохраняла связь с традиционной культурой.

Дворянских детей, как и крестьянских, также воспитывали в православной вере. Важным свидетельством того, какие ценности старались привить детям, являются «Духовные завещания», в которых отцы семейства, помимо хозяйственных распоряжений, оставляли детям и внукам моральные наставления. Самые первые слова в таких документах – практически всегда о вере, о хранении Заповедей Божиих. Среди основных задач воспитания опять-таки фигурировало научение «страху Божию», основам вероучения и воспитанию «почтения с любовью родителям». «Завет от отца к сыну» дворянина Ф. М. Булгакова разделен на 12 «памяток», из которых мы узнаем, что самое главное в отношении к ближнему – это не только не нанести ему обиду, но и помочь «от имений твоих». Говорится в «Завете» и о верной службе государю, и о милосердии к болящим, и о том, что не следует стремиться к накоплению богатства, а надо довольствоваться «яже ти что Бог дарует».

Даже в тех семьях, где уже стеснялись откровенно выраженной религиозности, основные принципы воспитания не расходились с христианской нравственностью. По мнению одного из таких людей, сенатора Николая Яковлевича Трегубова, отец семейства должен стараться «…примером своим образовать сердца своих детей, то есть кротостию, скромностию, чистосердечием, разными добродетелями, исполняя христианский закон не молением и постом, но на деле, ибо пример все производит, а не слова».

Конечно, в жизни бывало всякое, и люди встречались самые разные. Мы это знаем и по литературе, и по истории, и по воспоминаниям современников. Но принципиально важны идеальные представления народа и пример его лучших представителей. Именно это формирует общественный климат и в стране, и в семье.

Воспитание детей у коренных народов Западной Сибири имело свои особенности. Девочек с 5-6 лет готовят к роли хозяйки: их помощь используется при наведении порядка в доме, при приготовлении пищи, при заготовке продуктов впрок. На девочек возлагается забота о младших детях. Большое значение придается обучению шитью и рукоделию. В шестилетнем возрасте мать изготавливает и дарит дочери специальную коробку для рукоделия (йиныт) из бересты и пихтовой коры. В ней девочка сначала хранит своих кукол, а когда подрастет и начинает учиться шить, складывает все вещи необходимые для рукоделия: игольницу с иголками, наперсток, нитки, бисер, пуговицы, бусы, кусочки тканей, сухожилия для нитей, ножницы. Коробка «йиныт» сопровождает женщину всю жизнь (по мере изнашивания старые берестяные коробки заменяют новыми), а после смерти ее кладут в гроб. Мать и старшие сестры показывают девочке, как разминать шкурки животных, выкраивать их, нанизывать бисер, подбирать кусочки кожи для аппликаций. Ильина И.В., Мартынова Е.П. Ребенок в традиционной культуре юганских хантов. - М., 1997. с. 225

Первыми самостоятельными изделиями девочки бывают одежда для кукол, матерчатые игольницы, несложные украшения из бисера. В подростковом возрасте девочку учат выделывать оленьи шкуры, обрабатывать нити, шить одежду, изготовлять берестяную утварь. Работа с берестой начинается с изготовления не требующих сложной обработки сосудов для воды, кормушек для собак, затем - более сложных поделок. Ильина И.В., Мартынова Е.П. Ребенок в традиционной культуре юганских хантов. - М., 1997. с. 225-226

Девочка в семье обских угров с детства приучается разделывать рыбу, готовить пищу, делать запасы и сохранять их. Даже совсем маленькие девочки умеют правильно обращаться с острым ножом. Девочки не только присматриваются к женским занятиям, но принимают непосредственное участие в заготовках бересты, древесной коры, трав, ягод, дров, в изготовлении хозяйственной утвари и т.д. Взрослые делают из бересты посуду - девочки копируют, повторяя ее в миниатюре. Женщины готовят гигиенические пояса, запасают чип (тонкую древесную стружку) - дочери помогают. Бабушка, мать или старшая сестра учат девочек узнавать и рисовать орнаменты, а также использовать их в изготовлении хозяйственной утвари, одежды, обуви. Кулемзин В.М. и др. Игры детей обско-угорских народов. СПб., 1999. с. 22-23 Девочкам поясняют значение фрагментов орнамента, помогают отыскивать в них сходство с фигурами птиц и зверей, вспоминая при этом подходящую сказку, что облегчает работу и пробуждает фантазию ребенка. Угадывание животных, птиц и растений в орнаменте и украшение им собственных игрушек развивает у детей художественный вкус и побуждает к творчеству. Взрослые шьют орнаменты из замши, меха, сукна, ткани - девочки перенимают. Женщины украшают одежду бисерным плетением, вышивкой - девочки учатся и украшают этим одежду своих кукол. Мать или старшая сестра шьет мешочек для хранения рукодельных принадлежностей, используя орнамент - девочка копирует. Изготавливается коробка из бересты или пихтовой коры - девочки приобщаются и к этому, учатся методам нанесения орнамента процарапыванием или красками. В прошлом краски делали из природного сырья - лиственничной коры или краснотала. Тахтуева А.М. Игры и игрушки обских угров в традиционном воспитании детей. СПб., 1999. с.23

Хантыйские дети хорошо информированы об основных нормах взаимоотношений между родственниками их взаимных правах и обязанностях, обусловленных принадлежностью к той или иной экзогамной или внутрисемейной группе. Десятилетняя девочка может ответить на вопросы о родовой принадлежности ее самой, ее матери, отца и других близких родственников, хорошо знает родственную терминологию. Она знает, в присутствии каких родственников мать должна закрывать лицо, к кому нельзя обращаться по имени и т.д. С раннего возраста детей приобщают к родовым святыням. Как только ребенок начинает ходить, его берут на праздники, моления, к 5-6 годам он знает, как вести себя во время ритуалов. К 15-16 годам девушка уже сама шьет одежду, некоторую обувь, меховые сумки для отца и братьев. К 16-18 годам человек обретает физическую и социальную зрелость, становится полноправным членом общества, окончательно преодолевает детскую инакость. Женщине полагается совершить жертвоприношение после замужества и рождения первого ребенка, что знаменует ее переход в категорию взрослых женщин. Ильина И.В., Мартынова Е.П. Ребенок в традиционной культуре юганских хантов. - М., 1997. с. 228-229

Сыновей с 5-6-летнего возраста отец всюду берет с собой, знакомит их с хозяйством, промысловыми угодьями. Сначала мальчики наблюдают за действиями отца, слушают его объяснения, затем сами начинают выполнять посильные поручения: при ремонте и изготовлении лодок, нарт, упряжки подают инструменты, заготавливают необходимое сырье, во время летнего выпаса оленей разжигают и следят за дымокурами, ухаживают за оленями, на промысле разжигают костер, помогают ставить шалаши, учатся изготовлять и ставить ловушки. Уже к 8-9 годам мальчик самостоятельно рыбачит и проверяет силки, неплохо обращается с ножом и вырезает из дерева, самостоятельно запрягает оленя. С 10-12 лет ему разрешают пользоваться огнестрельным оружием и учат ухаживать за ружьем, стрелять в цель. Перед первой самостоятельной охотой обязательно устраивают проверку: подросток доказывает свою способность метко стрелять, ибо недопустимым считается оставлять раненого зверя на мучения. Одновременно с обучением промысловому искусству мальчика знакомят с правилами поведения в лесу, в том числе и нормами взаимоотношений между охотниками, отношениями с окружающей природой. Ильина И.В., Мартынова Е.П. Ребенок в традиционной культуре юганских хантов. - М., 1997. с. 224-225 Воспитывая мальчиков ханты стремятся выработать в них смелость, находчивость, упорство. Иногда, если в семье не было взрослых мужчин, мальчики в меру своих сил заменяли их в охоте на пушных зверей и птиц. Традиционное воспитание детей у народов Сибири. Сборник статей. Под ред. Кон И.С., Такеаши Ч.М. Л., 1988. с.89 В детстве ребенка готовят к самостоятельной жизни в обществе, постепенно он постигает весь комплекс навыков хозяйственной деятельности, знаний об окружающем мире и обществе, устоявшихся норм поведения. Главные воспитатели ребенка - это мать, отец и ближайшие родственники. Именно в семье закладываются основы воспитания. До 4-5 лет дети находятся под опекой матери, хотя отцы охотно играют, разговаривают с маленьким ребенком, ласкают его. В дальнейшем все большую роль в жизни мальчика играет отец, а мать остается наставницей девочки. Большую заботу о детях проявляют бабушки, дедушки, тети, дяди со стороны отца и матери. Детский коллектив, в котором растет ребенок, также в основном состоит из родственников. На примерах из жизни своей семьи, рода, общины, дети усваивают основные знания, навыки, правила. С ранних лет начинается трудовое воспитание, которое осуществляется как через непосредственное наблюдение и участие детей в повседневной хозяйственной жизни, так и через игры, в которых они имитируют занятия взрослых. Личный пример родителей, их навыки имеют здесь первостепенное значение. Совсем маленьких детей уже учат помогать матери: они приносят дрова, убирают в доме, собирают и чистят ягоды.

Очень рано приучают детей почтительно относиться к старшим. Дети не должны обсуждать поступки взрослых, вмешиваться в их разговоры, обязаны беспрекословно выполнять их просьбы. Ребенку запрещается поднимать руку на взрослого даже в шутку, и дети верят, что в наказание за такой поступок у драчуна в будущем будут трястись руки, он не сможет стать хорошим охотником. В свою очередь и взрослые относятся к детям ласково. При обращении к ним используются ласковые прозвища, шутливые сравнения с медвежонком, росомахой. За усердие, хорошо выполненную работу дети всегда поощряются устной похвалой или одобрительным взглядом. В качестве поощрения детям дают пользоваться орудиями взрослых и всячески подчеркивают отношение к ним как ко взрослым. С самых малых лет в ребенке воспитывают самостоятельность, контроль за ним ненавязчив и незаметен. Следует подчеркнуть, что в воспитательном процессе отсутствуют грубые принудительные методы, физические наказания не приняты, за исключением, конечно, каких-то очень серьезных проступков. Наказывая ребенка, особенно маленького, ограничиваются неодобрительным взглядом, коротким выговором или объяснением, как надо было бы поступить в том или ином случае. Вместо длительных нравоучений при проступке могут напомнить какой-нибудь фольклорный сюжет. В целом фольклор является важным средством традиционного воспитания, посредством которого дети приобщаются к ценностям и традициям своего народа.


Осанка - фасад души. Пожалуй, нет такого недооцененного ресурса здоровья, как здоровая осанка. Приняв правильную осанку, вы уже мгновенно получаете увеличение тестостерона, снижение кортизола, увеличение уровней серотонина и дофамина. Мужчины выглядят мужественнее, а женщины – женственней. Встать перед зеркалом и выпрямится легко. Но почему же тогда так много людей со скрюченными спинами?

Дело в том, что осанка регулируется в первую очередь бессознательными процессами, которые базируются на воспитании, двигательных паттернах и многом другом. Именно поэтому осанку или нужно длительно воспитывать или действовать на уровне исправления бессознательных двигательных паттернов. Сегодня я расскажу вам о традиционном аристократическом воспитании осанки. Должная осанка стала атрибутом не только аристократии, но и всего общества.

Про эти свойства осанки сказано много. То, как расположено ваше тело, влияет (зачастую незаметно) на множество самых разных процессов: от глубины голоса до вашей храбрости. Верно и обратное: каким бы красивым вы не были, плохая осанка может испортить все. Осанка является отражением уровней дофамина и серотонина, при их падении осанка становится плохой. Правильная осанка делает движения плавными и красивыми, а походку - легкой и устойчивой. Также обращаю ваше внимание на невербальное значение осанки: в природе, и у людей, и у животных существует неосознанное правило: человек с плохой осанкой подсознательно подчиняется человеку с правильной осанкой. Человек с сутулой спиной и склоненной головой воспринимается как просящий, провинившийся, печальный, обремененный проблемами, не очень здоровый, скандальный.

Слова сан, сановник, осанка имеют общее происхождение. Также, как и беларуское слово «постаць», или «стать», «статность». Слово «осанка» в языке произошло от корня «-сан». Когда-то это понятие напрямую связывали с родом деятельности. Осанистыми называли уверенных в себе людей, занимавших высокую должность (сан) – в отличие от сгорбленных физическим трудом крестьян. Сегодня здоровая осанка никак не связана с должностью, но может многое невербально рассказать о здоровье человека, его внутреннем мире и отношению к внешнему миру.

Невербальное значение осанки подчеркивает термин «статность». Статность при наличии определённых внешних особенностей (осанка, рост, прекрасная посадка головы) есть, тем не менее, умение «нести себя» с достоинством. В. И. Даль, определял хорошую осанку как сочетание стройности, величавости, красоты и приводил пословицу: «Без осанки - конь - корова». Волочащиеся ноги и согнутая спина могут испортить впечатление от красивого лица девушки. И наоборот, легкая походка и стройная фигурка «сгладят» недостатки некрасивого лица. Известный английский исследователь, Чарльз Дарвин (1880) в своей книге «Эмоции людей и животных» ввел понятие «Рефлекс осанки»: «Определенные движения и позы (иногда в значительной степени) способны вызывать соответствующие эмоции.… Примите печальную позу, и через некоторое время вы будете грустить... Эмоции побуждают к движению, но и движения вызывают эмоции».



Осанка , выправка , статность – это одна из ключевых целей физического воспитания с античных времен. Греки использовали термин areté. Аreté обозначает состояние, в котором человек находится в наивысшей точке своего интеллектуального и физического развития. При этом исключительно гармония души, тела и разума позволяет достичь areté и наслаждаться жизнью максимально полно. У О. Шпенглера есть любопытное высказывание о том, что античная этика была ни чем иным, как этикой осанки. Между тем, об «этике осанки» можно говорить не только в отношении античности. Романо-германское рыцарство тоже перерастало в этику осанки; и икона по сути есть наглядная этика осанки. Дворянская культура XVIII-XIX вв., ориентированная на рыцарство и православие, формировалась в значительной мере как этика осанки.

Подобное внимание к осанке наиболее полно проявило себя в аристократическом образовании. Правила того времени обязывали заботиться о красивой осанке. Считалось, что выправка, стать, осанка – это неотъемлимый атрибут личного достоинства, чести, «гонора». Раньше по осанке человека судили о породистости человека его образовании и достатке. Традиционное классическое воспитание дворянства давало идеальную схему решения проблемы осанки. Всех с раннего детства приучали держать выправку на уроках танца, скачек и фехтования.

Но в любом сословном обществе этика осанки является обязательной для одних и табуированной для других. В деспотиях первых цивилизаций этике осанки следовал один человек - деспот (царь, шах, раджа, эмир и пр.). В античном полисе деспотов было столько же, сколько домов в городе, так что всякий собственник дома (экоса) имел право на осанистость . В романо-германском рыцарстве на осанку имел право как предводитель военной дружины (герцог, конунг), так и прославленные воины. Естественно, что зависимые сословия или этнические меньшинства не имели права на осанку - даже тогда, когда получили доступ к грамотности и образованию. Закон их обязывал опускать голову в присутствии знатных господ, кланяться и пригибать спину. До сих пор на подсознательном уровне такое положение тела воспринимается нами как проявление покорности.

В настоящее время осанка используется скорее как инструмент закрепощения. В системе современного образования - такой, какой она исторически сложилась: классно-урочной, лекционно-семинарской, - поза учащихся на аудиторных занятиях выполняет важную роль дисциплинарного фактора. Младших школьников приучают думать, не шевелясь, причем думать в сидячем положении. Между тем, сидячее положение, столь презираемое в античной культуре, не является естественным - тем более для людей различных этнических культур и различных типов темперамента. Единая поза как дисциплинарное требование массовой школы фиксирует сознание, порождая косность «языка тела» - основного субстрата культуры. Естественно, что это не остается без глобальных отрицательных последствий для культуры всего общества.

Разрушение традиционной аристократической культуры привело к тому, что «осанка» отделилась от «воспитания» . Проблема осанки впервые возникла как крупная культурная проблема с появлением «новых богатых» из числа ростовщиков («банкиров») и «свободных предпринимателей» - жителей бургов («бюргеров», «буржуа»). Буржуа был не осанист, - и осанку не удавалась приобрести ни деньгами, ни образованием. В основе этики осанки, как оказалось, заложено особое чувство человеческого достоинства, исторически сформированное личным мужеством, служением, наличием так называемого «предсмертного опыта» (поединков, инициаций). Буржуа был смел, рискован, - но, тем не менее, не осанист. С победой буржуазной культуры этике осанки пришел конец. Именно это обстоятельство, а не что-либо иное, провело резкую грань между двумя китами педагогики: «образованием» и «воспитанием». Образование не нуждается в «осанке», в то время как воспитания без «этики осанки» (в той или иной степени) вообще не бывает.

Любопытно, что в Британии хорошая осанка была условием получения дворянства. По словам Томаса Смита, «тот, кто изучил где-либо законы королевства, кто учился в университетах, кто освоил свободные науки и, короче говоря, кто может жить праздно, не предаваясь ручной работе и будет при этом в состоянии иметь осанку, обязанности и вид джентльмена, того назовут мастером, так как это и есть звание, которое люди дают эсквайрам и другим джентльменам». Коллегия герольдов давала такому человеку за плату новоизобретенный герб и титул.

Воспитание осанки у детей из привилегированных сословий методически осуществлялась посредством таких занятий, как уроки танцев, верховая езда, фехтование, риторическая подготовка, этикет, а также привычкой к церемониальному общению. Для воспитания правильной осанки в учебных заведениях для дворянских детей применялись самые разные методы. Девочек обучали держать высоко голову, не смотреть постоянно под ноги, учиться сводить лопатки, «убирать живот».


Князь И. М. Долгорукий вспоминал: "Я учился немецкому языку, учился два года и слова не затвердил; славный Matecin учил меня фехтованию - и я принялся за ремесло рубаки прекрасно; Missoly и Grange выправляли мне ноги - и я плясал изрядно."

Жестким диктатом достигалась и внешняя выправка. Гувернантка должна была буквально ходить следом за воспитанниками и без конца повторять: "Держитесь прямо" . Требовалось следить, чтобы дети ходили не раскачиваясь, не переваливаясь, ступали бы не на пятки, а на носки. Стояли прямо, "не убирая головы в плечи", смотря "с почтением на того, с кем говорят"; сидели, не болтая ногами, ногу на ногу не клали, не опирались бы локтями о стол.

Для хорошей осанки, особенно важной для девочек, гувернантка, едва приступив к своим обязанностям, первым делом надевала на воспитанницу корсет. Считалось, что сделать это надо не позднее чем в семь лет, иначе никогда не будет тонкой талии. При признаках сутулости в корсете полагалось ходить круглосуточно, даже спать в нем. Некоторые дамы так к этому привыкали, что потом всю жизнь спали в корсете. (Разумеется, это нездоровая процедура). Выправляли осанку и специальные упражнения: ходьба по комнате со сведенными лопатками и сцепленными за спиной руками; с толстой книгой на голове; ежедневные пятнадцатиминутные лежания плашмя на спине на полу и т. п. В результате воспитанную даму от "просто" дамы всю жизнь отличали легкая походка и прямая, как мачта, спина, а также манера всегда сидеть прямо, не откидываясь на спинку стула - даже в восемьдесят лет.

В середине XIX века педагоги стали говорить об индивидуальном воспитании, о необходимости растить из ребенка сознательную личность с собственным характером. Новые воспитательные приемы, не отменяя внешней "выправки", без которой, как по-прежнему считалось, не могло быть порядочного человека, все же больше внимания обращали на нравственную и умственную стороны воспитания. Теперь и "выправку" старались детям обосновать, объясняя, почему следует вести себя так, а не иначе, говоря, к примеру: "У достойного человека кругом должен быть порядок - в голове, в делах, в комнате, в костюме, в манерах".

Раньше считалось, что чем более высокое положение занимает человек в обществе, тем совершеннее должны быть его речь, манеры, внешний облик. При этом король вне конкуренции, ему нет равных. Танец - высшая форма движения; значит, король обязан танцевать лучше всех. Именно таким был Людовик XIV, поражавший современников великолепной осанкой и красотой жестов. Одним из важнейших политических решений начала правления Людовика XIV был декрет о создании Академии танца: «Поскольку искусство танца всегда было известно как одно из самых пристойных и самых необходимых для развития тела и поскольку ему отдано первое и наиболее естественное место среди всех видов упражнений, в том числе и упражнений с оружием, и, следовательно, это одно из самых предпочтительных и полезных Нашему дворянству и другим, кто имеет честь к Нам приближаться, не только во время войны в Наших армиях, но также в Наших развлечениях в дни мира…»


В задачи танцмейстера входило научить не только танцевать, но и свободно держаться в обществе, легко и непринужденно двигаться. Поэтому много внимания уделялось поклонам и реверансам, выработке красивой осанки, положению рук и ног, даже особого, "приличного в обществе" выражения лица. Вот как описывалось оно в учебнике танцев начала XIX века: "Глаза, служащие зеркалом души нашей, должны быть скромно открыты, означая приятную веселость. Рот не должен быть открыт, что показывает характер сатирический или дурной нрав, а губы расположены с приятною улыбкою, не выказывая зубов".


С раннего детства происходило обучение детей танцам, чтобы будущие дворяне могли владеть своим телом, держать себя уверенно и непринужденно. Учителя танцев – танцмейстеры – были очень требовательными, и для многих детей, особенно мальчиков, уроки хореографии превращались в тяжкую повинность. В конце XVIII - начале XIX века танец наряду с иностранными языками и математикой - один из важнейших предметов в программе обучения дворянина. «При отъезде из Москвы дядя велел мне усовершенствоваться без него в французском языке и выучиться по-немецки, математике и танцевать» , - вспоминал М.А. Дмитриев. Существовали даже мужские корсеты, напоминающие женские и заставляющие «сильный пол» еще больше утягивать живот и расправлять плечи. Другая часть туалета, которая влияла на осанку, – высокие жесткие воротники. Воротник-стойка, плотно охватывающий шею от надплечий к подбородку, не оставлял выбора и заставлял держать шею и голову прямо.

Некоторые современные армии активно используют занятия танцами для развития своих солдат. Так, Бойцы 25-й дивизии южнокорейской армии дислоцируются в Пхаджу, рядом с северокорейской границей, одной из самых охраняемых в мире. Всего в 100 километрах отсюда находится столица Южной Кореи Сеул.Каждую неделю в часть приезжает представитель Корейского национального балета, чтобы проводить мастер-классы для солдат. Официальная цель таких занятий – снять стресс у военнослужащих. «Балет требует физической силы и выносливости, помогает укреплять мышцы, повышает гибкость, корректирует осанку. Может, вы не поверите, но балет помог нам в подготовке к сдаче нормативов», – уверен их командир.


Цитата:
Княгиня Е.Р. Дашкова взяла на воспитание бедную английскую девушку и пригласила для занятий с ней танцами танцмейстера Ламираля, которому сказала при встрече: «Я слышала, что вы учите танцевать по методике мадам Дидло, ее метода мне очень нравится, потому что мадам Дидло очень занимается выправкой корпуса. Посмотрите на меня: я старуха, но до сих пор держу себя прямо, как стройная 18-летняя девушка; когда я в молодости училась танцевать у придворного танцмейстера Пика, он долго держал меня на менуэте а-ля рень, а ныне без выправки корпуса и ног прямо учат разным танцам. Графиня Анна Алексеевна Орлова привезла из Англии шотландский танец под названием экосез и передала его танцовальному учителю Иогелю, который ныне всех заполонил этим танцем; право, смешно смотреть, как молодые барышни, сгорбясь подобно деревенским старухам, держат ноги на манер гусиных лап, носок с носком и подпрыгивают, как сороки. Я вас прошу, М. Г., учить мою воспитанницу подольше менуэт а-ля рень; может быть, ей это и покажется немного скучно, зато после ей слюбится, а для прочих танцев будет время».

В прославленном Смольном молодые дворянки большую часть дня проводили, танцуя. Все прочие занятия постоянно перемежались интенсивными физическими упражнениями. С малых лет девочки всегда должны были быть опрятными, следить за собственным выражением лица, походкой и осанкой. Приобретению «аристократической» осанки, которая считалась не только «визитной карточкой» дворянок, но и залогом здоровья, придавалось огромное значение. Осанку выправляли при помощи специальных упражнений, регулярно заставляли девочек лежать плашмя на полу, на многих из них надевали корсет. Главное – манера правильно держать себя должна была войти в привычку. За этим строго следили гувернантки, не позволяя своим подопечным расслабиться ни на минуту. Физически девочек не изнеживали, напротив, старались закаливать и всячески укреплять их организмы.

Многие выдающиеся педагоги и воспитатели также придавали большое значение воспитанию осанки. Если внимательно пройтись по страницам всех книг А.С.Макаренко, обнаружим, что одно из самых распространенных слов - осанка. По