Методическая разработка (младшая группа) на тему: Конспект проведения режимного момента- умывания в группе раннего возраста. Консультация для воспитателей «Методика проведения режимных моментов

Задачи по формированию у детей культурно-гигиенических навыков

ГКП (от 3 до 4 лет)
1. Учить детей самостоятельно мыть руки, лицо, правильно вешать полотенце на свое место.
2.Формировать навыки еды: не крошить хлеб, не проливать пищу, пережевывать пищу с закрытым ртом.
3.Учить детей правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.

Средняя группа (от 4 до 5 лет).
1.Совершенствовать навыки аккуратной еды: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно,
2.Продолжать учить правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой,
3.Учить полоскать рот после еды.

Старшая группа (от 5 до 6 лет).
1.Совершенствовать навыки еды: правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом)
2.Есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом
3.Продолжать воспитывать навыки культурного поведения: выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых.

Подготовительная группа (от 6 до 7 лет).
1.Закрепить навыки культурного поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу
2.Правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой

Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе.

Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья.

Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. «Одна из важнейших задач детского сада, - писала Н.К.Крупская - привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С раннего возраста надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и так далее».
Основой полноценного физического развития ребенка младшего возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни. В приобщении детей к здоровому образу жизни важное значение приобретает освоение дошкольниками основ культуры гигиены.

Формирование культурно-гигиенических навыков - процесс длительный, в связи с этим одни и те же задачи могут многократно повторяться. Воспитание навыков осуществляется приемами прямого воздействия, упражнения, т. е. путем научения, приучения, поэтому воспитание культурно - гигиенических навыков необходимо планировать в режиме дня.

С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идет не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша, «вхождения» его в мир взрослых. Психическое развитие - процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств. Эти периоды называются сенситивными - наиболее благоприятными для развития. Для начального формирования культурно - гигиенических навыков сенситивный период приходится на раннее детство.

С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладет мыло в мыльницу, вешает за петельку на крючок, застегивает пуговицы, зашнуровывает ботинки.

Режим дня, в формировании культурно-гигиенических навыков, имеет большое значение. Режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток. Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок осваивает серию культурно-гигиенических навыков. Эти навыки одна из составляющих культуры поведения в быту. Навык, ставший потребностью - это привычка. Навык умываться позволяет ребенку делать это ловко и быстро, а привычка умываться побуждает его делать это охотно и без принуждения. По мере усвоения культурно-гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности - игры.

Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Самообслуживание характеризуется тем, что действия ребенка не имеют общественного мотива, они направлены на самого себя. «Освоение культурно-гигиенических навыков влияет не только на игровую и трудовую деятельность, но и на взаимоотношения ребенка с взрослыми и сверстниками. Освоение культурно - гигиенических навыков дает возможность сравнить себя с другими детьми: лучше или хуже я умею это делать? Так через сравнение себя с другими складываются предпосылки для формирования самооценки, осознания своих возможностей и умений, а так же предпосылки для самоконтроля. При выполнении бытовых процессов малыш наблюдает, сравнивает, анализирует, устанавливает причинно - следственные связи. Он задумывается над тем, куда делось мыло, ведь сначала был большой кусок, а через некоторое время стал совсем маленький, почему вода смывает пену и грязь с рук, как с помощью вилки можно разделить котлету пополам, куда пропадает сахар в чае, почему высох мокрый платок и т.д.

Культурно-гигиенические навыки направлены на самого ребенка. Выполняя санитарно-гигиенические процедуры, малыш осознает самого себя. У него формируется представление о собственном теле. При одевании и умывании, ребенок, рассматривая свое отражение в зеркале, приходит к пониманию некоторых изменений, происходящих в нем самом в ходе бытового процесса: лицо из грязного превратилось в чистое, волосы из растрепанных стали красиво причесанными, ножки обулись в сапожки, на ручки надели рукавички. Ребенок начинает контролировать свой внешний вид: обращает внимание на грязные руки, замечает неполадки в одежде, просит взрослого помочь привести себя в порядок, у малыша формируется потребность в чистоте и опрятности. То есть действия, их составляющие, совершенствуются сами собой, изменяют самого себя, а не предмет. Поэтому они формируют у малыша представление о собственном теле. Обуваясь, малыш рассматривает свои ножки, надевая перчатки - ручки, завязывая бантик или шарфик - свое лицо. При одевании, умывании ребенок видит свое отражение в зеркале, замечает происходящие в нем изменения.

Культурно-гигиенические навыки совпадают еще с одной линией психического развития - развитием воли.

Малыш еще ничего не умеет делать. Поэтому всякое действие дается с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Если взрослые спешат прийти на помощь ребенку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: «застегните», «завяжите», «оденьте».
С возрастом по мере овладения культурно - гигиеническими навыками малыш осознает правила поведения, которые их определяют. И такие правила начинают регулировать действия ребенка, управлять ими. То есть поведение ребенка становится произвольным. Он сдерживает свои непосредственные чувства и стремления, подчиняет свои действия ранее поставленной цели, может отказаться от желаемого, если этого требует общественное правило поведения.

Таким образом, освоение культурно - гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника».

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т.д. Дети среднего и старшего дошкольного возраста более осознано должны относиться к выполнению правил личной гигиены; самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте. Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.

Первая младшая группа .

Одна из задач воспитания детей I младшей группы - формирование у них предпосылок нравственного поведения и культурно-гигиенических навыков. Дети 3-го жизни, пришедшие в детский сад, отличаются друг от друга уровнем воспитанности, владеют различными навыками и только начинают привыкать к новой для них обстановке. Отсюда - особое значение в работе с малышами приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку.

Прежде всего, мне необходимо было добиться доверия ребенка. Ребенок младшей группы испытывает особенно большую потребность в постоянных контактах с взрослыми. От того, как сложатся, и будут развиваться отношения малыша с взрослыми, во многом зависит его взаимоотношения и культура поведения при контактах с более широким кругом людей. Создание предпосылок культурного поведения маленького ребенка ведется по нескольким направлениям. Одно из них - формирование умения играть и заниматься, гулять и принимать пищу, спать во время тихого часа, одеваться и умываться вместе с группой сверстников, рядом с товарищами, т.е. в коллективе. При этом у детей развивается чувство коллективизма. Не менее важно привить интерес к трудовой деятельности взрослых, желание помочь им, а позднее и самостоятельно выполнять несложные трудовые действия по самообслуживанию. Воспитание бережного отношения к игрушкам и вещам, умение преодолевать небольшие трудности и доводить дело до конца, чувство благодарности за заботу и уход, послушание и чувство симпатии, дружелюбие к детям и взрослым - все это основополагающие программные направления педагогической работы воспитателя в I младшей группе детского сада.
Важной задачей в работе с детьми I младшей группы детского сада является воспитание культурно-гигиенических навыков - опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей 3-го года жизни - стремление к самостоятельности.

Для более легкого овладения определенными навыками связанных с его усвоением действия членят на несколько операций. Надо помнить еще одну важную особенность формирования навыков культурного поведения у малышей: по мере овладения новыми действиями детям хочется неоднократно их повторять. Иными словами, малыши превращают эти действия в игру. Воспитатель, видя это, включается в игру и направляет действия ребенка на закрепление навыка. Повторяя, таким образом, приемы правильных действий, маленькие дети начинают более тщательно их выполнять. Прежде всего, следует запомнить: на начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия. Подобная обстановка позволит сохранить у них положительно-эмоциональный настрой. Однако, необходимость укладываться в отведенное для режимных процессов время, остается. Поэтому надо умело направить усилие детей на более целеустремленные действия. Для этого эффективны, например, косвенные приемы предупредительного поощрения.

Другой, также весьма эффективный способ - использование игр. При удовлетворении появившегося интереса ребенка к новым для него действиям, при неоднократном их выполнении, навык становится прочным. Для укрепления навыка следует также использовать поощрение малыша за удачно выполненное задание. Характер оценки действий и поступков меняется в соответствии с повышающимся уровнем закрепления у детей навыков культуры поведения. Если в начале усилия детей постоянно поощряются и оцениваются положительно, то в дальнейшем надо относиться, как должному явлению, оценивать только качество действий.
Для усвоения детьми более трудных правил культурного поведения целесообразно использовать коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки. Они помогают воспитателю выровнять уровень овладения навыками каждым ребенком группы. Через игры-занятия воспитатель может в увлекательной форме не только раскрыть содержание требований в необходимой последовательности, но и связать эти требования с конкретными поступками малыша, это дает возможность закрепить положительное отношение к их выполнению в повседневной жизни.

Учитывая особенности в работе с детьми младшего дошкольного возраста, занятиям следует придавать максимальную значимость, что обеспечивает хорошую активность малышей. Интерес их усиливается, когда в играх-занятиях принимает участие ребенок старшей группы, показывает непосредственно само действие (одевание, умывание) или примеры вежливого обращения.

Показанные и освоенные на занятиях действия в результате постоянных упражнений в повседневной деятельности перерастают в устойчивые навыки культурного поведения. В дальнейшем эти навыки дети начинают использовать в самых разнообразных ситуациях. В игры-занятия можно включить содержание различных событий из жизни детей и их поступков в этих событиях.

В конце года дети принимают участие в подготовке к «переезду на новую квартиру» - в другую группу. Они укладывают игрушки в коробки, усаживают кукол в различные транспортные средства - коляски, автомашины. Опять-таки преднамеренно созданная воспитателем ситуация, помогающая ему в формировании благожелательного отношения детей друг к другу, навыков нравственного поведения.
Игровые приемы, используемые мною вызывали у малышей положительные эмоции, обеспечивали более высокую восприимчивость ребенком нравственных правил поведения. Я ненавязчиво вырабатывала интеллектуально-эмоциональное отношение детей к конкретным правилам общественного поведения, закрепляла их в опыте, побуждая малышей к доброжелательным действиям.

Для овладения малышами приемов одевания в игру включала и кукол. В группе была крупная кукла с подбором одежды.

С первого дня я предупреждала родителей, чтобы на одежде детей были пришиты петельки, за которые он может вешать ее в свой шкаф. Это облегчит формирование навыка аккуратно содержать одежду.

Вторая младшая группа.

У детей на 4-ом году жизни мы продолжали формировать самостоятельность, умение преодолевать небольшие трудности. Предъявляли сложные требования к выполнению действий в ходе режимных процессов, бережному отношению к игрушкам, к труду старших. Я большое внимание уделяла формированию у детей и выполнению ими правил вежливого обращения, организованного поведения в детском саду, на улице.

Планируя работу, я особое внимание уделяла формированию таких качеств, как чуткость, внимательность, предупредительность, тактичность, которые помогут ребенку видеть и различать состояние человека, решив, как следует поступить в конкретном случае, чтобы не причинить окружающим неприятность.
Большие возможности для воспитания культуры поведения представляет вечер. Это время особенно доверительного общения с детьми, разговора по душам. Непосредственное общение со мной содействовали укреплению привязанности, доверия к нему ребенка - важнейшего условия нравственного воспитания. На вечерние час также были запланированы инсценировки несложных сюжетов с помощью игрушек. Содержание таких сценок я черпала из наблюдений, дети с интересом воспринимают сценки из своей жизни.
Уровень развития детей 4-го года жизни позволяет несколько усложнить программные требования к нравственно направленным играм-занятиям, играм-упражнениям, инсценировкам. Теперь они строятся так, чтобы каждое последующее упражнение опиралось на приобретенный ранее опыт детей. Тем самым обеспечивается более быстрое и прочное усвоение навыка.

Принципом проведения игр становится более широкое, комплексное воздействие на сознание и нравственные чувства детей, а также предоставление им возможности упражняться в совершении нужных действий, поступков. Постепенно детям предоставлялось все больше самостоятельность, минуя показ действий, создавали возможность для самостоятельных упражнений в культурном поведении.
Чтобы достичь единства между представлениями о том, как надо себя вести, и конкретным поведением ребенка, я широко использовала упражнения игрового характера. Детей очень увлекают, например, игры-упражнения на закрепление правил этикета в общении с окружающими взрослыми и детьми.
Упражнения в выполнении действий по показу воспитателя - своеобразная и необходимая для формирования навыка тренировка поведения детей. Например: на занятии «В гостях у Матрешки» было наглядно показано, как надо вежливо здороваться, сделав поклон головой. В последующие дни при встрече с детьми необходимо не только приветливо здороваться, но в случае необходимости напомнить, как здороваться с Матрешкой на занятии.

Такие упражнения позволяют обобщить отдельные действия, показать детям в комплексе, например, процесс умывания. У них возникает активный интерес, они называют части, которые следует мыть и т.п.

Постепенно я вносила в игровые уголки новые атрибуты, позволяющие развивать содержание игр в соответствии с приобретенными навыками культурного поведения.

3. Система работы по формированию культурно-гигиенических навыков.

Создание условий.

К числу основных условий успешного формирования культурно - гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых. Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры).

Для формирования культурно-гигиенических навыков важно было также выработать общие критерии в оценке отдельных действий, четко определить место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Например, в умывальной комнате были поставлены достаточное количество раковин необходимого размера, на каждой из которых лежит мыло; раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем картинка. Это повышает интерес детей к умыванию. Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время - это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Формирование их происходит в играх, труде, занятиях, в быту. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления. Выполнение режима дня способствует формированию культурно - гигиенических навыков, воспитанию, организованности и дисциплинированности. Формирование культурно - гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому были выработаны и согласованны основные требования дошкольного учреждения и семьи. Среди многих классификаций методов, в дошкольной педагогике принята классификация, в основу которой положены основные формы мышления, определяющие характер способов деятельности детей в процессе обучения. К таким формам относятся наглядно - действенное и наглядно - образное мышление. В связи с этим главными методами обучения дошкольников являются наглядные, словесные, игровые и практические методы.

Подготовкой к формированию навыков самостоятельным движениям по самообслуживанию является создание у ребёнка положительного отношения к одеванию, умыванию, кормлению. Обучение некоторым навыкам, например, культурно есть, требует значительного труда, поскольку для этого дети должны овладеть целым рядом действий, осуществляемых в определённой последовательности (правильно сидеть за столом, пользоваться приборами для еды, салфеткой и т. д.). В дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых.
Для детей дошкольного возраста большое значение имело осознание значения культурно-гигиенических навыков, им нужно было сообщать элементарные знания о рациональных правилах личной гигиены, её значение для каждого и для окружающих, воспитывать соответствующее отношение к гигиеническим процедурам. Всё это способствовало прочности и гибкости навыков, а это очень важно для создания стойких привычек. С этой целью использовались вариативные задания, необычные ситуации во время игры, занятия, прогулки.
Для привития культурно-гигиенических навыков мною применяется показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко используются, в младшем дошкольном возрасте, игровые приёмы: дидактические игры, потешки, стихотворения («Чище мойся - воды не бойся»; «Рано утром на рассвете умываются мышата, и котята, и утята, и жучки, и паучки…» и т.п.).
Показ сопровождается пояснением. Показ любого действия давался таким образом, чтобы были выделены отдельные операции - сначала наиболее существенные, а затем дополнительные. Операции идут в строгом порядке с небольшим интервалом (не более 5-10 секунд), в противном случае не вырабатывается динамический стереотип. Показ действия малышам обязательно сопровождается проговариванием (« Теперь возьмём полотенце и вытрем каждый пальчик»). Затем я действую вместе с малышом, выполняя сопряженные действия. Например, беру его руки в свои, намыливаю и подставляю под струю воды. Так у ребенка складывается сенсомоторный образ действия, а также образ составляющих действие операций и условий, в которых оно протекает. Постепенно мы предоставляем малышу большую самостоятельность, контролируя выполнение операций и результат, а затем только результат. При формировании навыков ребенок учится удерживать цель деятельности, не отвлекаться. Также обращала внимание детей на рациональность тех или иных способов действия. Например, полотенце после употребления нужно сначала расправить, а потом вешать - так оно лучше просыхает, не падает на пол. Показ действий и попытки детей выполнить их самостоятельно сопровождали не только объяснениями, но и вопросами, направляющими внимание ребёнка на необходимость действовать определённым образом. Это помогало ему быстрее усвоить способ выполнения, уяснить, почему нужно поступать именно так.
В воспитании культурно-гигиенических навыков важно работа с родителями. Малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых. Прежде всего, следует создать в семье необходимые условия: приспособить к росту ребёнка вешалку для одежды, выделить индивидуальную полку или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков), постоянное и удобное место для полотенца и т.д. Об этом говорили в доверительной беседе с папами детей.
Обучая детей, учитывали их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребёнка пользоваться вилкой, если он ещё не научился правильно есть ложкой. Очень важна последовательность в обучении. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваивались детьми, чем действия с одеванием; ребёнку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо. Постепенное усложнение требований, переводит ребёнка на новую ступень самостоятельности, поддерживает его интерес к самообслуживанию, позволяет совершенствовать навыки.

«Методические приёмы, которые использует педагог, необходимо менять, а условия должны быть постоянными»,- считают Р.С. Буре и А.Ф. Островская. «Будем умываться», - говорили в начале года и показывали: как завернуть рукава, как намыливать руки, вымыть их, а затем вытереть. Все дети действуют под наблюдением и контролем воспитателя. Но дети становятся старше, и мы постепенно предоставляли им всё больше самостоятельности, переходили от прямых указаний к напоминанию, от показа к совету, от примера к методам позволяющим развивать у детей осознанное отношение к правилам,- убеждению, разъяснению смысла правил. Только тогда, когда мы учитывали постоянно возрастающий опыт детей, совершенствование их навыков, умение всё более самостоятельно выполнять установленные правила, только тогда у них формировались устойчивые привычки, не разрушающиеся при переходе в новые условия. Если этого не учитывать, то у детей вырабатывается, лишь умение подчиняться требованию взрослого ».

Обычно качество и правильная последовательность действий находится вне внимания взрослого. При этом часто считается неважным следить за тем, перешел ли навык в привычку. Подобная ситуация приводит к тому, что даже у семилетних детей встречается необходимость выполнять культурно - гигиенические навыки исходя только из требований взрослого. Это может привести к потере, казалось бы, уже сформированного навыка. Поэтому в дошкольном возрасте надо проводить повторное обучение навыкам на иной, чем в детстве, основе. Ребенку надо помочь осознать приемы и условия выполнения культурно-гигиенических навыков, а так же их необходимость. Опираясь на расширение и усложнение его практического опыта. А для этого необходима специально организованная деятельность малыша под руководством взрослого, тогда детям становится понятна целесообразность требований воспитателя (руки мыть чисто, не лить воду на пол и т. д.). Для закрепления правил и их усвоения, в средних и старших группах целесообразно проводить беседу о гигиене. Она строится так, чтобы дети не только называли, перечисляли действия и их порядок, но и делали обобщения, которые помогают понять целесообразность действий, убеждают детей в их необходимости. Важно, чтобы старшие дошкольники самостоятельно пользовались культурно - гигиеническими навыками.

Поэтому бывает целесообразно перейти от прямых указаний к косвенным, например, вместо напоминания «дети идите мыть руки» сказать: «Начинаем готовиться к обеду» и т. п.

В труде по самообслуживанию ребёнка учат доводить начатое до конца, выполнять работу качественно. Например, учат не только снимать одежду, но и выворачивать каждую вещь на лицевую сторону, аккуратно складывать, вешать её. Конечно, используем приём поощрения. Важно вовремя похвалить ребёнка, но нужно этим не злоупотреблять, чтобы он не ждал похвалы постоянно. Выполнение требований стало нормой поведения, потребностью ребёнка.

Одним из ведущих приёмов во всех возрастных группах является повторение действий, упражнение, без этого навык не может быть сформирован . На первых порах формирования навыка следует проверить, как выполнены отдельные действия или задание в целом, например, попросить перед мытьём: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья посмотреть, насколько чисто и сухо вытерты руки. Хорошей формой упражнения в освоении культурно-гигиенических навыков являются дидактические игры.

Особая роль в воспитании культурно - гигиенических навыков принадлежит игровым приемам. Используя их, воспитатель закрепляет у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни.

Особое внимание следует уделить игровому методу, потому что игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста, посредством игры ребенок лучше запоминает и устанавливает причинно - следственные связи. Игра позволяет ребёнку глубже понять окружающий мир.

В дальнейшем работа с детьми должна продолжаться, когда они перейдут в среднею, а потом в старшую группу.

Для закрепления правил и их усвоения, в средних и старших группах целесообразно будет больше внимание уделять беседам о гигиене, которые будут построены так, чтобы дети не только называли, перечисляли действия и их порядок, но и делали обобщения, которые помогают понять целесообразность действий, убеждают детей в их необходимости.

Важной задачей будет то, чтобы старшие дошкольники самостоятельно пользовались культурно - гигиеническими навыками.

Большой удельный вес и по значению, и по объему времени при уходе за ребенком раннего возраста занимают такие процессы, как укладывание спать , кормление , туалет . Правильное проведение их является основой физического воспитания. Если все указанные процессы проводятся вовремя и правильно, дети будут здоровы и веселы при условии, конечно, что удовлетворяются и другие их потребности. Наоборот, каким бы интересным содержанием ни был наполнен день, своевременно не накормленные, сонные, озябшие дети ничем не заинтересуются, будут вялыми или возбужденными. Правильное проведение режима имеет большое значение и для развития нервно-психической деятельности детей. Цикличность проведения этих процессов, их частая повторяемость, обилие предметов, с которыми ребенок соприкасается во время еды, умывания, одевания, наконец, неизбежное для детей раннего возраста общение взрослого с ребенком (так как ребенок еще беспомощен и без взрослого не может себя обслужить) - все это оказывает благоприятное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка. Постоянство условий, при которых проводятся указанные процессы, быстро формирует у ребенка условные рефлексы, в чем легко убедиться хотя бы на примере развития пищевого поведения. Если на первом месяце сосательные движения у ребенка возникают на обычное для кормления положение около груди, го уже на втором месяце условным раздражителем является вид груди матери. Позже одно приближение матери к кровати ребенка в обычное для кормления время вызывает пищевое возбуждение; звон посуды, а еще позже даже такой отдаленный сигнал, как уход няни в определенное время из группы за пищей, является для детей уже сигналом для наступления кормления.

Дети, у которых имеется определенный, твердый режим, спокойна идут умываться, садятся за стол, заранее знают, что будет обед или завтрак и во время обеда не выходят из-за стола, пока не дадут обычного для обеда киселя или компота. Все это указывает на быстрое образование сложных дифференцировок, различных условных рефлексов второго, третьего и более высоких порядков, которые формируются у ребенка в естественной ситуации кормления.

Большую положительную роль могут играть указанные выше процессы и в развитии речи детей. Если действиям взрослых во время кормления, укладывания, одевания будут предшествовать соответствующие словесные обозначения их, то, естественно, будет устанавливаться связь первой и второй сигнальных систем.

Такие процессы, как кормление, укладывание, высаживание ребенка основаны на мощных безусловных, врожденных реакциях организма, но все же поведение детей во время этих процессов определяется воспитанием. Кому не известны случаи отказа ребенка от пищи, крайне замедленного засыпания, чуткого, прерывистого сна и др. Это чаще всего; объясняется неправильными воспитательными приемами при проведении этих процессов.

Для того чтобы обеспечить активно-положительное отношение детей к еде, одеванию, укладыванию спать и др., необходимо учитывать особенности детей раннего возраста, усвоить правила организации всех моментов физического воспитания и овладеть техникой их проведения в детском учреждении, где нужно обслужить не одного ребенка, а целые
группы детей.

Дети раннего возраста очень чувствительны к малейшим нарушениям установленного порядка: перемена пищи, режима, иной способ - укладывания - все это часто ведет к нарушению уравновешенного состояния ребенка, так как требует перестройки рацее выработавшейся системы условных рефлексов, что является трудной задачей для центральной нервной системы детей раннего возраста.

Небольшое запаздывание с обедом, несвоевременное укладывание спать, более раннее пробуждение небольшое перегревание или охлаждение тела, недостаточная чистота окружающего воздуха, насморк, мешающий свободному дыханию и другие раздражители отрицательно влияют на общее состояние ребенка. Нарушается нормальное самочувствие, ухудшается аппетит, сон, ребенок становится капризным или вялым, перестает играть, что неблагоприятно отражается на его здоровье. Поэтому необходимо обеспечить тщательный уход за детьми, следить за точным выполнением установленного режима.

Ребенок крайне нетерпелив, когда дело идет об удовлетворении его органических потребностей - он громко плачет, когда мать опаздывает в ясли на кормление; ребенок постарше, посаженный за стол, возбуждается, если ему приходится ждать, пока подадут пищу, и т. п. Такое поведение возникает в результате значительной силы подкорковых возбуждений и относительной слабости регулирующего влияния коры у детей.

Дети раннего возраста неспособны на длительное спокойное ожидание, что объясняется слабостью процессов внутреннего торможения. Все обслуживание детей должно быть организовано так, чтобы им не приходилось стоять или сидеть в бездействии и ждать. Ни в коем случае нельзя, например, заставлять детей подолгу сидеть за столом и ждать, пока подадут из кухни еду. Детей следует сажать за стол только тогда, когда пища уже принесена в детскую комнату. Нельзя также, взяв в раздевальную 10-12 детей, одевая одного, заставлять остальных в ожидании спокойно сидеть на стуле и т. п.

Маленькие дети не осознают своего состояния, не отдают себе отчета в причинах плохого самочувствия, а тем более не могут сами устранить эти причины. Например, ребенок, не выспавшийся ночью дома, плохо себя чувствует в яслях, много плачет, но не просит, чтобы его уложили спать, так как не понимает причины своего состояния и даже на вопрос взрослого, хочет ли он спать, отвечает: «Нет, не хочу». Ребенок с посиневшими от холода руками отказывается надеть варежки, уверяя, что ему не холодно, и т. п. Это можно объяснить еще недостаточным развитием второй сигнальной системы, отсутствием правильных соотношений первой и второй сигнальных систем. Необходимо способствовать установлению этих связей, а потому следует не просто одевать ребенка, Когда ему холодно, а, одевая, обязательно надо говорить ему: «Смотри, у тебя ручки холодные, покраснели - тебе холодно, надо одеться» или: «Ты устал, глазки твои закрываются, надо спать ложиться».

Дети раннего возраста еще не могут регулировать свои органические потребности, они не вовремя просят есть, если у них не выработалась привычка есть в определенное время; заигравшись, отказываются от еды, хотя несомненно голодны и пр. Поэтому только взрослый, учитывая потребности ребенка, может правильно удовлетворять их на основании имеющихся данных физиологии детского возраста.

Необходимо всегда поддерживать хорошее настроение у детей и вырабатывать у них положительное отношение ко всем процессам. Положительное и отрицательное эмоциональное состояние у детей; а также положительное или отрицательное их отношение к проводимым процессам имеет большое значение. Как ребенок ест, как спит, долго ли гуляет и т. д. - все это во многом определяется его самочувствием, его отношением к этому процессу, которое сложилось у него в результате воспитания.

Положительное отношение ребенка к проводимым процессам является основным условием для того, чтобы ребенок хорошо ел, не кричал во время умывания, не отказывался садиться на горшок и пр.

Что же необходимо учесть в методике проведения процессов, чтобы создать у детей положительное отношение к ним?

Прежде всего следует помнить, что такие процессы, как протирание глаз, чистка носа, мытье головы, стрижка волос и ногтей, естественно, вызывают у ребенка неприятные ощущения и оборонительные рефлексы. Эти процессы надо проводить, как правило, быстро, особенно бережно, стараясь по возможности не причинить ребенку неприятных ощущений. Не следует приготовлять при ребенке нужные для проведения этих процессов принадлежности - все необходимое должно быть приготовлено заранее.

Во время проведения процессов, причиняющих неприятные ощущения, детей первого года жизни, как правило, надо отвлекать веселым разговором, песенкой или каким-либо ярким, интересным для ребенка предметом. Детей постарше следует по возможности заинтересовать выполняемой процедурой - показать, например, как действуют ножницами, и пр.

В противоположность процессам, вызывающим оборонительные реакции, имеются и такие процессы, как, например, кормление, которые с первых же дней жизни ребенка вызывают активно-положительные реакции (ребенок захватывает сосок при прикосновении его к губам и сосет), однако неправильный подход даже при наличии первичных положительных реакций может вызвать не только индифферентное отношение к пище, но и оборонительные реакции при кормлении.

Для того чтобы выработать у ребенка положительное отношение к процессам и обеспечить спокойное, уравновешенное его поведение, необходимо прежде всего, чтобы предложение взрослого есть, спать, идти на горшок и т. д. совпадало с органической потребностью самого ребенка. При правильно составленном и четко, без нарушений, проводимом режиме потребность есть, спать возникает у ребенка именно в указанные по режиму часы. Поэтому кормить ребенка следует только в определенное время, когда возникает голод, т. е. когда имеется повышенная возбудимость соответствующих пищевых центров.

Укладывать ребенка спать надо тогда, когда в этом у него имеется потребность. Несвоевременное, т. е. более раннее, укладывание, а также удлинение срока бодрствования выше предела нервной работоспособности всегда ведет к отрицательным результатам - капризам, медленному засыпанию, что при частом повторении может закрепиться и надолго нарушить нормальное засыпание или вызвать отрицательное отношение ребенка к процессу укладывания.

Высаживать ребенка на горшок, особенно в период приучения, надо также тогда, когда имеется уверенность, что у него есть в этом потребность. Только при совпадении предложения взрослого с органической потребностью ребенка можно выработать у него условный рефлекс - проситься на горшок. Насильственное сажание ребенка на горшок может вызвать отрицательную реакцию, которая может закрепиться у ребенка в виде его протеста при одном виде горшка даже тогда, когда ребенок нуждается в высаживании.

Такое совпадение предложений с потребностями у ребенка будет только в том случае, если ребенка будут кормить, укладывать спать в строго определенное время, в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.

Проведение кормления, прогулок, туалета и других процессов ухода за детьми всегда в определенное время имеет большое воспитательное значение. Этим устраняется одна из частых причин детских «капризов». Дети постепенно привыкают к порядку - в определенное время у них появляется аппетит, желание спать и т. д. В результате дети, уложенные спать, быстро засыпают; дети постарше садятся за стол охотно, по первому предложению, а дети 3 лет убирают игрушки и идут мыть руки, как только видят, что накрывают на стол. Таким образом, можно не только добиться упорядоченного удовлетворения органических потребностей детей, но и выработать у них некоторые правила поведения.

Чередование и время проведения всех процессов, положенное по режиму, должно точно соблюдаться без каких-либо нарушений, так как время для ребенка быстро становится условным сигналом и его изменение влечет нарушение установленных связей, а частые отступления от режима вызывают длительные стойкие нарушения нервной деятельности детей.

Прежде чем проводить какой-либо процесс, необходимо создать у ребенка положительную установку на него. Например, прежде чем давать пищу, надо вызвать активное устремление к пищевому объекту при одном его виде, напоминании и т. д. Так, прежде чем вложить соску с молоком в рот ребенка, ее надо показать ребенку, вызвать сосредоточение и активное устремление ребенка к соске. В более старшем возрасте установка должна создаваться не только ситуацией, но и словом. Надо, например, говорить ребенку: «Давай убирать игрушки - будем скоро кушать» или: «Сейчас пойдем на горшочек, а потом спать нужно ложиться». Все эти действия и слова в результате постоянного повторения становятся сигналами предстоящего процесса и создают определенную установку ребенка, как бы настраивают его на выполнение предстоящей деятельности.

Поведение ребенка во время кормления, укладывания и других процессов во многом зависит от предшествующего данному процессу состояния ребенка. Очень важно предварительно вызвать такое состояние ребенка, которое благоприятствовало бы нормальному пищевому возбуждению, быстрому засыпанию и т. д. Так, например, нельзя непосредственно перед кормлением или перед укладыванием спать давать ребенку интересные новые игрушки и быстро отнимать их, так как этим вызывается сильное возбуждение, которое затормозит пищевое возбуждение или будет мешать наступлению сна - распространению процесса торможения. Может снизить аппетит ребенка или помешать быстрому и спокойному засыпанию переутомление ребенка длительной прогулкой, сильное возбуждение, возникшее в результате укола, сделанного перед самым укладыванием или перед едой, и т. д.

Учитывая, что дети раннего возраста очень легко отвлекаются, т. е. что у них легко возникает внешнее торможение или отрицательная индукция, нужно во время проведения процессов охранять детей от внешних раздражений, не связанных с соответствующим процессом. Во время еды, а также во время укладывания спать можно говорить с ребенком лишь о том, что непосредственно связано с данным процессом, тем самым концентрируя его внимание в соответствующем направлении. Приход врача и разговор его с сестрой о состоянии здоровья детей во время кормления легко могут отвлечь детей от еды, снизить их аппетит и нарушить спокойное организованное поведение. Конечно, совершенно недопустимо выполнение старшей сестрой каких-либо неприятных детям манипуляций во время кормления или после того, как дети уже уложены в кровать.

Нельзя играть с ребенком, сидящим на горшке или уложенным спать.

Очень большое значение для создания у ребенка положительного отношения к процессам имеет посильное, все увеличивающееся с возрастом, активное участие самого ребенка в них. Самостоятельная еда, активное участие самого ребенка в раздевании, одевании способствуют концентрации внимания ребенка на данном процессе, а тем самым лучшему аппетиту при еде, более быстрому засыпанию при укладывании спать и способствуют также выработке положительного отношения к соответствующему процессу. При кормлении, укладывании спать, умывании следует обеспечить активное выполнение ребенком движений и действий, связанных с данным процессом, учитывая возможности ребенка на каждом этапе его развития. Для примера можно - привести постепенно усложняющиеся формы активного участия ребенка в процессе его кормления.

Даже при кормлении ребенка грудью в течение первых двух месяцев надо, чтобы он искал грудь, поворачивал к ней голову и сам захватывал грудь ртом, когда она лишь прикасается к щеке или губам. На третьем месяце ребенок, лежащий на коленях матери, может уже поворачивать и даже приподнимать голову, чтобы схватить ртом грудь матери, только видимую им, но не прикасающуюся к его щеке или губам.

При кормлении из бутылочки не следует вкладывать соску в рот ребенка, тем самым оставляя его пассивным. Ребенок должен сам захватывать соску сначала ртом, а затем, когда он уже может хватать видимые предметы руками (обычно на пятом месяце), надо, чтобы и бутылку он схватывал руками и удерживал ее во время кормления. Когда начинают давать пить из чашки, надо, чтобы ребенок сначала придерживал руками чашку, из которой его поит взрослый, в дальнейшем же взрослый только поддерживает чашку, а ребенок держит ее сам. Это вполне возможно для 9-10-месячного ребенка.

В возрасте 8-9 месяцев ребенку полезно давать печенье или сухарик, так как он может есть их вполне самостоятельно, удерживая в руках без помощи взрослого.
В начале второго года детей надо постепенно приучать есть ложкой сначала густую пищу (кашу, кисель), а затем и жидкую (суп). При правильной методике в течение второй половины второго года дети начинают есть самостоятельно настолько хорошо, что сестре и няне удается кормить одновременно всю группу детей. Следует еще раз подчеркнуть, что если ребенок научился есть самостоятельно, то он почти всегда положительно относится к еде и ест охотно.

Самостоятельные действия, ежедневно повторяемые ребенком при умывании, одевании, кормлении, служат хорошим способом развития и совершенствования большого количества очень сложных движений ребенка и приобретения им ряда устойчивых умений. И хотя ребенок к 3 годам еще не вполне самостоятелен в самообслуживании, но он уже может сам раздеться, почти самостоятельно вымыть руки, лицо, найти свое полотенце и вытереться. Значение самостоятельного участия ребенка в процессах особенно велико в условиях воспитания его в яслях и домах ребенка, так как способствует лучшей организации процессов. Занятые самостоятельными действиями, например, одеванием, дети находятся в деятельном состоянии и поэтому не возбуждаются от ожидания своей очереди в одевании их сестрой и няней.

Важным условием правильного проведения процессов является единство и постоянство требований к детям и соответствие этих требований физиологическим возможностям детей. Между всеми лицами, участвующими в проведении процессов, должна быть твердая договоренность об организации каждого процесса в целом и об индивидуальных приемах их проведения в отношении отдельных детей. Только при этом условии возможна выработка у детей прочных правил поведения. Если весь персонал учреждения, воспитывающий детей (врач, педагог, сестры, няни), применяет одни и те же воспитательные приемы и каждый процесс состоит из одних и тех же звеньев, следующих всегда в определенной последовательности, то у детей вырабатывается определенный стереотип поведения, состоящий из ряда стойких условных рефлексов, облегчающий приспособление к окружающей среде и создающий уравновешенное поведение детей.

Требования к детям должны быть посильными для них и соответствовать особенностям их высшей нервной деятельности. Например, нельзя посадить одновременно 3 детей в возрасте 6-7 месяцев за стол и требовать от них спокойного ожидания очереди при кормлении. У детей данного возраста очень сильно пищевое возбуждение и сравнительно слаба еще регулирующая роль коры полушарий мозга. Поэтому посаженные таким образом дети при ожидании очередной ложки пищи будут обязательно возбуждены, что отрицательно отразится на их аппетите. В дальнейшем, в возрасте 9-10 месяцев, при соответствующей тренировке одновременное кормление 3 детей становится уже возможным. Но и детей 1-2 лет нельзя заставить спокойно сидеть за столом и ожидать, пока няня сходит за едой в кухню или пока остынет горячая пища, поставленная перед ними на стол. Здоровые дети в ожидании еды, естественно, начинают двигаться, шалить. Вид пищи при невозможности есть ее приводит детей в сильное возбуждение. Окрики и все другие меры воздействия, применяемые с целью заставить детей спокойно сидеть, часто ведут к обратному результату, так как предъявляемая задача длительно задерживать, тормозить движения оказывается непосильной для нервной системы детей этого возраста.

Постепенно у детей в возрасте 2-3 лет можно и нужно вырабатывать способность спокойно подождать, например, своей порции второго блюда, пока сестра занята подачей пищи другим детям. Основным способом регулирования поведения детей в этом возрасте уже должна быть речь воспитательницы, ее словесные указания и предложения: «Подожди, Зина, я сейчас налью Коле суп, тогда дам тебе котлету». Однако, учитывая особенности высшей нервной деятельности, нельзя детей 2 и даже 3 лет заставлять сидеть спокойно за столом, пока все дети, усядутся, и начинать есть только тогда, когда всем раздадут пищу, или после окончания еды сидеть за столом и ждать, пока все дети кончат есть.

Каждому ребенку 2-3 лет надо давать пищу, как только он сядет за стол, и разрешать выходить из-за стола, как только он съест все, что ему полагается.

Из всего сказанного ясно, что правильное проведение кормления, умывания, высаживания на горшок, укладывания спать и т. д. чрезвычайно важно для здоровья, самочувствия и развития детей.

Правильная организация указанных процессов позволит разрешить следующие задачи:

1) полностью и своевременно удовлетворять органические потребности детей, т. е. делать все для того, чтобы дети были сыты, хорошо спали, были соответственно погоде одеты, достаточно пользовались свежим воздухом и пр.;

2) выработать у детей положительное отношение к процессам - еде, одеванию, умыванию, водным процедурам и т. д.;

3) по мере развития детей научить их самостоятельно есть, проситься на горшок, раздеваться, одеваться и пр., т. е. выработать у них элементарные культурно-гигиенические навыки;

4) использовать частое общение сестры с детьми во время проведения указанных процессов для развития у детей движений, речи, ориентировки в окружающем и выработки определенных правил поведения и правильных взаимоотношений со взрослыми.

Для решения этих задач прежде всего необходимо обеспечить правильные воспитательные подходы, а также иметь специальное оборудование, правильно расставить его, в целях рационализации работы сестры, правильно организовать группы детей и четко распределить обязанности между сестрой и няней.

Оборудование не является одинаковым для всех возрастных групп, однако к нему могут быть предъявлены общие требования:

1) оборудование должно быть достаточным по количеству, чтобы не было задержки при проведении того или иного процесса;

2) оно должно обеспечить детям удобное положение;

3) в тех случаях, когда дети уже сами могут мыть руки, садиться за стол, ложиться в кровать - умывальники, столы и кровати должны быть такой высоты, чтобы сделать доступными самостоятельные действия детей и тем самым способствовать их развитию;

4) в тех случаях, когда дети не могут еще сами пользоваться предметами оборудования, нет смысла приспособлять их к росту детей, и оно должно быть тогда всецело приспособлено для удобства работы персонала. Например, столы для кормления должны быть высокими до тех пор, пока дети не начнут ходить; незачем также делать низкие вешалки и умывальники, если дети не могут еще сами пользоваться ими.

Необходимо тщательно продумать расстановку и использование имеющегося оборудования. Расставить оборудование надо так, чтобы, во-первых, все бодрствующие дети при проведении любого процесса были видны сестре; во-вторых, чтобы все необходимое для работы по уходу за детьми было у сестры под рукой. Если же умывальники расположены в одной комнате, а полотенца висят в другой, если все белье свалено в кучу и чистое белье приносят из бельевой только в то время, когда его надо надевать на детей, если сестре приходится далеко ходить подогревать пищу или же пища доставляется из кухни с запозданием, то все это отнимает у сестры много времени, нервирует ее, мешает ей работать и вызывает иногда возбуждение детей. Поэтому все указанные недостатки обязательно должны быть устранены.

При групповом воспитании организация детей во время проведения процессов, связанных с уходом за ними, имеет большое значение. Прежде всего необходимо учесть, что сестра не может одновременно обслужить большое количество детей. Нельзя всех сразу накормить, умыть, уложить спать. Нужно каждый раз брать для проведения того или иного процесса столько детей, сколько их одновременно может обслужить сестра или няня. В различных возрастных группах этот вопрос решается по-разному. Например, грудные дети и ползунки сами еще не умеют есть, поэтому в таких группах следует кормить одновременно не больше 2-3 детей. В старшей группе, где дети хорошо едят самостоятельно, кормят одновременно всех детей, хотя за стол садятся и начинают есть не все сразу, а по мере того, как каждый ребенок помоет руки. Умывать, высаживать на горшок, одевать на прогулку следует не всех детей сразу, а лишь небольшими группами (по 3-4 ребенка), так как сестра или няня не может оказать необходимую помощь и дать соответствующие указания одновременно большому количеству детей.

Это приводит к тому, что дети должны находиться или в пассивно бездеятельном состоянии, или в тягостном ожидании, часто ведущем к возбуждению, особенно в тех случаях, когда все дети хотят есть и на их глазах кормят лишь часть из них. Кроме того, при такой организации работы тратится попусту очень много времени, в течение которого дети могли бы играть или спать.

Прием детей. Во время приема детей воспитатель должен быть приветливым, доброжелательным. Никогда нельзя ругать ребенка за вчерашние провинности и жаловаться родителям в присутствии ребенка. Любая жалоба родителю от воспитателя расценивается как педагогическая несостоятельность педагога. Тем более если это жалоба на то, что было вчера. Результат подобного поведения: расстроенный ребенок, у которого может включиться механизм защиты образа Я в виде агрессии, протеста и т.п., расстроенный родитель, который начнет сомневаться в педагогической компетентности воспитателя и будет думать, что воспитатель теперь будет отыгрываться на его ребенке.

Если ребенок «плохо идет в сад», т.е. плачет по приходу, долго не может отпустить маму и т.п. Здесь важное значение имеет работа с родителями, особенно если ребенок еще маленький. Родителям необходимо объяснить, что нельзя долго прощаться с ребенком. Это еще больше травмирует его. Мама должна передать ребенка воспитателю и как можно быстрее покинуть группу. Лучше будет, если она даже прощаться с ним не будет. Воспитатель в это время должен моментально привлечь внимание ребенка к себе, игрушкам, другим детям и т.п. Нельзя делать акцент на том, что мама (папа) уходит.

До зарядки детям можно предложить спокойные игры, рассматривание иллюстраций, наблюдение в уголке природы. Со второй половины средней группы начинаются дежурства по столовой (подробно на одной из следующих встреч).

Умывание . Мытье рук перед едой и после прогулки должно проходить организованно. Если дети маленькие необходима помощь помощника воспитателя. Дети строятся друг за другом по одному. Место построения в группе должно быть всегда одно и то же. В первый раз воспитатель объясняет, что в группе есть правила и все должны их соблюдать. Установка должна быть четкой: «Когда я говорю: «построились мыть руки», вы строитесь вот здесь друг за другом». После построения воспитатель ведет детей в умывальную комнату. Дети подходят к раковине строго по одному. В условленном месте очередь должна остановиться. По мере освобождения раковин, к ним подходят следующие дети.

Дети с чистыми руками строятся в другую колонну. Необходимо продумать место для этих построений: дети не должны мешать друг другу. Во время мытья рук воспитатель постоянно напоминает детям, как правильно мыть и вытирать руки. При необходимости показывает образец. Можно использовать потешки, поговорки, стихи на тему гигиены. Если детей много и/или они маленькие, первую подгруппу детей уводит в группу помощник воспитателя. Или наоборот, их уводит воспитатель, а помощник остается мыть руки со второй подгруппой.

Кормление . Дети должны садиться за стол одновременно. Во время приема пищи воспитатель следить за правильной позой (спина прямая, ноги вместе, нельзя ставить локти на стол и т.д.) и за правильностью использования столовых приборов.

В младших группах допускается неполная сервировка стола, когда на стол ставится только одно блюдо, а когда ребенок его съест, подается следующее. Это делается для того, чтобы внимание ребенка не переключалось на другое блюдо. А также для того, чтобы выработать привычку есть блюда в определенной последовательности. Со средней группы сервировка стола должна быть полной и все блюда должны стоять на столе.

Воспитатель должен прикладывать максимальные усилия для того, чтобы приучить детей к пище детского сада, и чтобы дети съедали все, что им подают. Для этого необходимо использовать различные методические приемы. Нельзя впихивать пищу насильно, т.к. это является насилием над личностью ребенка, а также может вызвать негативное отношение к принятию пищи вплоть до рвотного рефлекса. Маленьких детей необходимо докармливать. Однако детей надо приучать к самостоятельному приему пищи. Ребенок, который еще не умеет есть сам, начинает есть самостоятельно (хотя бы несколько ложек), а потом его докармливает взрослый. Постепенно ребенок должен все больше и больше есть самостоятельно. Часто бывает, что ребенок говорит: «Я наелся», а на самом деле он просто устал работать ложкой.

Пользование столовыми приборами. В младшей группе детям дают только ложки. При этом котлеты, сосиски, запеканки, омлет и подобные блюда взрослый должен помощь разделить на маленькие кусочки. Со второй половины второй младшей группы вводятся вилки. Первый раз воспитатель до того, как дети сядут за стол, объясняет детям, что сегодня они будут учиться есть вилкой. Воспитатель объясняет детям правила безопасности и показывает, как правильно держать вилку. Во время приема пищи воспитатель следить за соблюдением детьми правил безопасности, постоянно о них напоминает и следит, чтобы дети правильно держали вилку. При этом вилка держится в правой руке. Крупные куски необходимо разламывать на более мелкие (допускается помощь взрослого). Нельзя допускать, чтобы дети накалывали всю котлету на вилку и откусывали от нее. Со второй половины средней группы необходимо ввести использование ножей. В первый раз соблюдаются те же правила, что и при первом использовании вилки. Ножом дети учатся намазывать масло на хлеб, отрезать кусочки от целого куска омлета, котлеты и т.п. При этом вилка находится в левой руке, а нож – в правой.

Культура еды. Воспитатель должен объяснять детям правила поведения за столом и культуры приема пищи. Нельзя широко раздвигать локти и ставить их на стол. Обе руки всегда должны быть на столе. Левой рукой (если не используется нож) необходимо держать хлеб, либо придерживать тарелку. Нельзя чавкать, громко захлебывать жидкую пищу с ложки и напиток из чашки. Дети не должны разговаривать за столом не по делу. Выходя из-за стола, дети говорят «Спасибо» и задвигают стул.

Ирина Сеничева
Развитие навыков самообслуживания у детей ясельной группы

Цель : выявить эффективные методы и условия формирования навыков самообслуживания (одевание – раздевание, прием пищи, санитарно – гигиенические процедуры) у детей ясельной группы

Актуальность :

Режимные процессы (кормление, укладывание на сон, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимает существенную часть времени бодрствования. Дети нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого.

Задачи :

1. Изучить и проанализировать теоретические основы проблемы формирования навыков самообслуживания у детей ясельного возраста .

2. Обогатить предметно-развивающую среду группы (дидактическими играми, пособиями) .

3. Подобрать соответствующие мероприятия для формирования у детей ясельной группы навыков самообслуживания .

Прогнозируемый результат :

Овладение навыками самообслуживания детьми ясельной группы ;

Повышение педагогической компетентности родителей по воспитанию навыков самообслуживания у детей ясельной группы .

Этапы самообразования :

1 этап - изучение научной и учебно-методической литературы

2 этап - формирование опыта по теме, внедрение в практику

3 этап – представление опыта по теме

Перспективный план работы

Режимные моменты Непосредственная образовательная деятельность Совместная деятельность воспитателя и детей

Практическая деятельность детей

Работа с родителями

Октябрь – ноябрь - декабрь

Питание Игровая ситуация «Как мама учила мишку правильно кушать» Чтение потешек «Ладушки,ладушки» , «Тушки, тутушки» Дид. игра «Покажем Зайке как нужно правильно держать ложку» Консультация для родителей «Формирование навыков самообслуживания у детей 2-3 лет »

Умывание и навыки опрятности Рассматривание и беседа по картинкам : «Дети моют руки» , «Мама моет дочку»

Дид. игра «Кукла заболела» Чтение потешек «Водичка, водичка»

«Буль – буль – буль журчит водица» Дид. упр «Сделаем лодочки»

«Как мы моем ладошки и отжимаем ручки»

«Оденем куклу Машу на прогулку» , «Разденем куклу после прогулки» Чтение потешеки «Наша Маша маленькая» , «В небе солнышко гуляет» Дид. игра «Покажи свое полотенце» Дид. упражнение «Туфельки поссорились _ подружились» , «Разложи одежду по местам»

Январь – февраль - март

Дид. игра «Накормим куклу Машу» , «Кукла Таня обедает» Чтение потешки «У бабушки калачи» , «Пошел котик на торжок» Сюжетно-ролевая игра «В гостях у Мишки» , Игровая ситуация : «Мы обедаем» . Игры детей в кукольном уголке с предметами столовой посуды»

Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 2-3 лет »

Умывание и навыки опрятности Занятие «Мыльные перчатки»

Игровая ситуация «Расскажем зайке, как пользоваться носовым платком»

Рассматривание сюжетных картинок : «Дети купаются» .

Чтение потешки «Петушок – петушок» Дид. упр-е «Причешем куклу»

Сюжетно ролевая игра : «Парикмахерская»

Одевание - раздевание Дид. игра «Подберем куклам одежду» «Приведи куклу в порядок»

Чтение К. Чуковский «Мойдодыр»

Дид. игра : "Хитрые башмачки"

Занятие : «Застегни и зашнуруй» .

Дидактическое упражнение : «Уложим куклу Олю спать» .

Апрель – май - июнь

Питание Дид. игра «Обед у кукол» «Поможем накрыть на стол» Чтение рассказа «Маша обедает»

Чтение потешки : «Я состряпаю калач» Дид. упр-е «Покажем Хрюше, как надо правильно кушать»

Игры детей в кукольном уголке : «Накроем столик для кукол» , «Кукла Катя пьёт чай» .

Круглый стол «Использование стишков и дид. игр в воспитании навыков самообслуживания у детей »

Умывание и навыки опрятности Дид . игра «водичка, водичка» Игра - занятие «Носики - курносики Дидактическое упражнение : «Покажем мишке, как нужно вытираться своим полотенцем» .

Дид. игра «Умоем куклу»

Чтение потешки «Ай лады, лады, лады» Игра «Фонтанчик»

Дид. игра : «Купаем куклу Катю» . Рассматривание сюжетных картинок.

Одевание - раздевание Дид. игры «Научим Степу одеваться на прогулку» .

Дид. игра «Поучим Зайку застегивать пуговицы»

Чтение потешек : «Вот они сапожки» Разучиваем стих «Маша варежку одела»

Сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Семья» : – внесение игровой ситуации «Кукла Катя хочет спать» Рассматривание сюжетных картинок «дети на прогулке» (в разные времена года) .

Июль – август - сентябрь

Питание Дид. игры «Что нужно кукле!» «Обед у кукол» Дид. упр-е «Расскажем Хрюше, как надо правильно кушать»

Чтение С. Капутикян «Кто скорее допьёт» Игровые ситуация :

«Мишка пригласил в гости зайку и ёжика»

Дид. упр. «Как я умею аккуратно кушать» Беседы с родителями :

Приучаем детей дома одеваться на улицу в правильном порядке.

Умывание и навыки опрятности Рассматривание картинок : «Девочка чумазая» , «Девочка аккуратная» .

Игра-ситуация «Вымой кукле руки» , «Умывалочка» Чтение стихотворений А. Барто «Девочка чумазая» . Инсценировка «Как Мойдодыр подарил Ване мыло» . Дидактическая игра : «Это нужно нам зачем?» (с предметами туалета) . Дид. игра «Куклы в гостях у детей »

«Расти, коса, до пояса»

Одевание - раздевание Дид. игра «Научим Мишку складывать вещи в шкафчик»

Дид. игра «Каждой вещи свое место»

Чтение И. Муравейка «Я сама»

Чтение потешки : «Раз, два, три, четыре, пять-собираемся гулять» Дид. игра «Кукла Оля проснулась» Игровая ситуация «Я одеваться сам могу»

Игровая ситуация «Покажем, как нужно складывать одежду перед сном»

Виктория Жихарева
Статья «Особенности организации режима в группах раннего возраста»

Условия и особенности организации режима в группах раннего возраста .

Для нормального развития ребенка и укрепления его здоровья важно :

1. выполнение режима на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, начиная с раннего возраста ;

2. сохранение постоянства, последовательности и постепенности в проведении режимных процессов . Постоянство должно сохраняться не только в плане ежедневности, но и в плане постоянства требований со стороны всего персонала группы .

Основная задача группового персонала при организации режимных моментов является забота о здоровьи и физическом благополучии ребенка. Этому способствует :

Своевременность приема пищи;

Своевременность и достаточная продолжительность дневного сна;

Соответствие одежды детей микроклимату в группе и сезону на улице .

Принципы эффективного распределения обязанностей между персоналом группы :

воспитатель работает на том участке, где сложнее, ответственнее педагогические требования. Воспитатель должен выполнять основную часть работы в начальном периоде формирования навыков самостоятельности.

Помощник воспитателя обслуживает детей, которые уже частично овладели навыком.

Основные принципы организации режима в группах раннего возраста :

1. Обеспечить единство оздоровительной и воспитательной работы.

2. Обеспечить единство и постоянство подхода со стороны ВСЕХ воспитывающих лиц, а именно :

Детский сад,

Преемственность в работе всего персонала группы .

3. Обеспечить частое и преимущественно индивидуальное общение ребенка с взрослыми, особенно в период адаптации ;

4. Обеспечить доброжелательное общение взрослого с ребенком, создавая благоприятную эмоциональную обстановку в группе . Общение должно быть преимущественно ровным, спокойным, ласковым и эмоциональным. Не следует бояться ласковых слов, обращенных к детям. Но нужно помнить при этом, что идти они должны от чистого сердца. Избегайте дежурных слов и фраз!

5. Обеспечить правильное поведение взрослого. Помнить золотое правило : поведение взрослого – образец для подражания ребенка. Ребенок – зеркало, в игре копирует поступки взрослых, особенно отрицательные стороны (так родители узнают, что делается в д/саду) .

6. Обеспечить активное, бодрое состояние детей в группе .

При организации режима необходимо соблюдать определенные правила :

1. Каждый из режимных моментов должен проходить на фоне игры.

2. При проведении режимных процессов вначале берется подгруппа детей самых маленьких и самых ослабленных, медлительных и наоборот легко возбудимых детей;

3. Предусматривать единство требований со стороны воспитывающих ребенка взрослых в детском учреждении и дома.

4. Создавать у детей определенный настрой на проведение того или иного процесса (не травмировать нервную систему) .

5. Осуществление любого режимного процесса должно протекать без суеты. Взрослые должны сопровождать свои действия ласковой, неторопливой речью.

6. Формировать уверенность ребенка в том, что все получится, он сумеет выполнить то или иное действие до конца. Замечать то новое, чему ребенок уже научился.

7. Необходимо помнить о гигиенических требованиях : к помещениям (соблюдение графика влажной уборки, проветривания) ; к размеру мебели в соответствии с ростом; к внешнему виду детей и взрослых; к процессу кормления и пр.

8. Использовать такой прием взаимоотношений взрослого и ребенка, как маматерапия.

9. Необходимо соблюдать индивидуальное общение и подход к детям. Воспитатель должен уметь уделять внимание всем детям, в то же время обеспечить частое общение с каждым в отдельности, владеть специфическими методами группового воспитания

10. Для успешного воспитания культурно-гигиенических навыков необходимо систематическое их подкрепление.

Специфика организации режимных процессов .

Организация проведения прогулки .

Пребывание на свежем воздухе укрепляет здоровье и закаливает организм , всесторонне развивает детей, активизирует их двигательную деятельность, познавательные возможности.

Сбор детей на прогулку (как и возвращение) представляет собой самый трудоемкий и времязатратный процесс. Ежедневно на одевание детей затрачивается около 15% рабочего времени персонала. Поэтому очень важна рациональность организации этого процесса . Самым удобным методом считается так называемый фронтальный метод одевания детей, когда они одновременно надевают сначала рейтузы, обувь, кофты и в последнюю очередь пальто (куртки) и шапки. Не следует при это забывать о соблюдении последовательности и постепенности, а также – индивидуальном подходе к детям.

Организация процесса кормления .

Процесс кормления - это не только процесс утоления голода. Взрослый во время еды должен сообщать детям знания и расширять представления, и их словарный запас. Сообщать им названия блюд, их качество и состояние : сладкая, вкусная, горячая, соленая и др.

Во время кормления столы, за которыми дети сидят, должны быть поделены между воспитателем и помощником воспитателя для наблюдения и оказания необходимой помощи. Дети, севшие за стол первыми, должны закончить есть раньше. Иначе нарушается правило, по которому младшие и слабые дети укладываются спать в первую очередь. Взрослые должны уметь правильно докармливать детей. Не в коем случае не нависать над ребенком! Нужно взять стульчик, сесть рядом с ребенком, и докармливать его чистой ложкой (другой) .

Не забывать обращать внимание на нравственное воспитание, основываясь на подражательности. С раннего детства необходимо воспитывать правильное поведение во время еды : есть молча, не мешать другим, быть аккуратными и др.

Необходимо формировать положительное отношение к процессу еды и к еде. Детей нельзя кормить насильно.

Организация непосредственной образовательной деятельности.

Занятия в группах раннего возраста проводятся 2 раза в день (утром и вечером, длительностью 10 минут по подгруппам . Большую роль здесь играет помощник воспитателя, т. к. остальные дети находятся под ее присмотром.

Воспитатель должен применять различные приемы, чтобы поддерживать оптимальное состояние возбудимости, предохраняя детей от утомления, которое может возникнуть при постоянном пребывании детей в коллективе в том случае, если в процессе организации воспитания допущены ошибки.

Организация физиологических оправлений и умывания.

Необходимо следить за регулярностью физиологических оправлений, но помнить при этом, что одновременно в туалетной комнате должно находиться не более 3-х –4-х детей и не более 3-4 минут. Массовое высаживание проводится перед началом непосредственной образовательной деятельности, прогулки, после ее окончания, перед сном и после подъема.

При организации процесса умывания с детьми должны присутствовать воспитатель и помощник воспитателя, т. к. должно формироваться сразу два навыка : правильно мыть руки и лицо и правильно вытирать руки полотенцем.