Нужно ли приучать ребенка к пустышке? Нужно ли приучать детей к домашней работе.

Потребность малышей в соске-пустышке порождает немало дискуссий. Многие родители и педиатры полагают, что соска отнюдь не требуется младенцам, так как приносит много трудностей, возникающих из-за привыкания к соске. Однако, в определенных моментах, детская пустышка бывает необходима. Когда именно нужно приучить ребенка к соске? Давайте разберемся вместе.

Зачем нужна ребенку соска?

У каждого из нас при рождении закрепляется ряд рефлексов. Один из них - сосательный. Он постоянно требует удовлетворения вне зависимости от того, реально голоден малыш или нет. Если вскармливание происходит естественным образом, волноваться нет нужды: ребенок вряд ли потребует дополнительного времени для сосательных упражнений. А вот при искусственном вскармливании ребенок сосет бутылочку. Процесс похож, но в нем задействовано меньше групп мышц. Малыш хочет больше сосать, и для этого необходима соска-пустышка. С ее помощью можно успокоить и отвлечь кроху от капризов, а заодно и позволить ему размять все необходимые мышцы.

Если требовательный плач не помог, и ребенок по-прежнему не получил заветную пустышку, он начинает искать заменители. Ими могут стать предметы, которые будут находиться в пределах досягаемости: игрушка, краешек одеяльца, рука – все достаточно удобные ближайшие объекты потянутся в рот. Такие сосательные упражнения приводят не только к возможности заражения опасными микроорганизмами, но и могут изменить прикус младенца. В старшем возрасте из-за неправильного прикуса дети испытывают множество проблем. Чтобы снизить риск появления неправильного прикуса, нужно подобрать ребенку правильную пустышку по форме рта.

Видео: Когда детям нужна соска-пустышка?

Нужно ли приучать ребенка к соске?

Некоторые родители склонны исправлять любое нестандартное поведение младенца с помощью пустышки. Капризничает? Пустышка. Плохо спит? Пустышка. Но этот предмет никак не связан с проблемами сна. Если кроха с трудом засыпает, необходимо уделить время и покачать на руках. Уже спящему ребенку выпавшую изо рта пустышку не нужно засовывать обратно.

Не стоит также увлекаться сосками, если возраст ребенка превышает 1 год. Это уже будет ненормально, ведь за первый год жизни сосательный рефлекс младенца полностью удовлетворяется. Поэтому даже если малыш упорно продолжает просить соску, следует его от данной привычки отучать.

Как правило, после года это становится именно привычкой, то есть, реальной необходимости сосать ребенок не испытывает. Мышцы уже разработаны, и проблема кроется в психологии. От избытка или недостатка внимания малыш испытывает стресс. А первая реакция на такие переживания - заняться привычным делом. Если вовремя не отучить ребенка от соски, этот защитный механизм по мере взросления может перерасти в энурез или заикание. Поэтому соска после годика - не милая причуда, а симптом психологического расстройства.

К двум годам, если соску не убирать, челюсти ребенка в большинстве случаев сильно деформируются. Кривыми в итоге будут не только молочные, но и постоянные зубы. Вместе с плохим прикусом мгновенно приходит ряд проблем ротовой полости, неправильное дыхание, неправильное произношение и даже неприятности с губами. Зависимость от соски в данном возрасте приобретает форму патологии. Ребенок не может бросить соску самостоятельно, а родители могут только психологически его сломать. В два года для отвыкания от соски придется работать с грамотным психотерапевтом.

Как быстро приучить ребенка к пустышке

Чтобы приучить ребенка к соске следует знать и выполнять ряд несложных последовательностей:

  1. Чтобы приучить ребенка к пустышке нужно после кормления грудью или как только он проснулся сразу давать ему соску.
  2. Перед тем как предложить ребенку пустышку обильно смажьте ее грудным молоком.
  3. Не давайте соски слишком часто – так у малыша будет зависимость от нее.
  4. Перед использованием пустышку обязательно следует тщательно вымыть, а потом несколько минут прокипятить. Держать ее следует в специальном футляре.
  5. Если в семье два ребенка, у каждого должна быть собственная соска. Менять их следует минимум один раз в месяц.
  6. Перед тем как ребенок потащит пустышку в рот, ее необходимо осмотреть. Она должна быть без разрывов, отверстий, склеиваний и повреждений.
  7. Не рекомендуется обмакивать соску в сладкую еду - это не полезно для малыша и позже усложнит отвыкание от нее.
  8. Приучать ребенка к пустышке следует тогда, когда малыш действительно испытывает в ней необходимость.
  9. Лучше взять с собой на прогулку вторую пустышку – вдруг первая выпадет изо рта. Не следует облизывать соску перед тем, как давать ее ребенку.
  10. Если младенец заболел, то соску необходимо подвергать кипячению несколько раз в сутки.

Не нужно стремиться давать соску, как только малыш захныкал или проголодался. Иногда необходимо пытаться обходиться без нее. Не следует делать ее одним-единственным выходом из непредвиденных ситуаций, иначе придется потом долго отучать ребенка от соски.

Какую соску приобрести для ребенка?

Все пустышки, продающиеся в аптеках, различаются между собой по материалу, который был использован при изготовлении изделия:

  • Латексные соски - это намного более податливые и мягкие пустышки, их проще сосать, они подходят самым малюсеньким деткам, а, кроме того, слабеньким или недоношенным. Подобные соски рекомендовано заменять не реже, чем один раз в месяц. Один недостаток - их практически нельзя кипятить.
  • Силиконовые соски - наиболее твердые (для некоторых детишек это положительный момент), гипоаллергенные, их можно подвергать кипячению.
  1. Для новорожденных и детей до полугода;
  2. От полугода до года;
  3. От года до полутора лет.

По виду и форме:

  • Классическая форма - повторяющая конфигурацию женского соска, давать крохе ее допускается любой из сторон.
  • Анатомическая - обладает конфигурацией капельки, приплюснута, повторяет форму десен, по этой причине не оказывает негативного влияния на развитие у ребенка идеального прикуса, равномерно распределяет нажимание на небо.
  • Ортодонтическая - у нее скошенная с одного края, вытянутая конфигурация. Эту пустышку дитя берет как- будто грудь мамы. Вследствие этого она не влияет негативно на челюсти и тоже не навредит прикусу.

Ортодонтические соски также делятся на:

  1. Вишня - обладает формой капли и занимает немного места во рту;
  2. Бабочка - подойдет для детей, любящих дремать на животике;
  3. Сердечко - точной анатомической формы, скошена с одного края.

Многие родители считают, что ортодонтическая соска является безопасной для развития челюсти ребенка. Но любая, даже специально сделанная пустышка, вредит передним зубам, прикусу и положению языка. Из-за того, что язык привыкает лежать во рту не так, как нужно, в будущем у ребенка возникает храп, а вместе с ним и проблемы с дыханием.

Выбирая соску, необходимо обращать внимание на информацию на упаковке. Там указано, с какого возраста детям подходит конкретная соска. Маркировка подается римскими цифрами. I соответствует возрасту от 0 до 6 месяцев, II - от 6 до 17 месяцев (1,5 года) и III - от полутора лет, хоть использование в этот период уже и не рекомендуется.

Видео: Как выбрать соску

Преимущества соски

  • Если малышу приходится испытать стресс, просто необходимо приучить ребенка к пустышке. Ребенку становится психологически более спокойно во время самого процесса сосания.
  • В отсутствии пустышки младенец непрерывно требует мамину грудь. В поисках маминого внимания, ребенок невольно забирает большое количество ее времени, а с пустышкой она хоть ненадолго, но освободится для домашних дел или чтобы немного отдохнуть.
  • Пустышка поможет, если мать пребывает с чадом вне дома. Скажем, в детской поликлинике, на прогулке, торговом центре, транспорте она просто незаменима.
  • Приучить ребенка к соске так же необходимо, если малыш часто играется в общей песочнице. Ребенок не станет тащить в ротик все без исключения - он занят соской.
  • Пустышка может помочь приспособиться к кормлению согласно режиму дня. Она наиболее актуальна, если маме приходится ненадолго уйти и оставить кроху с кем-то из родных. Статистика свидетельствует, что с соской в таких ситуациях малютке комфортнее, он не так тревожится.
  • Когда малыш подрастает, он все больше стремится тянуть в рот посторонние предметы. Для того чтобы защитить ребенка от вредных микроорганизмов, допустимо давать ему в прокипяченную пустышку.
  • Когда прорезаются зубки, есть необходимость приучить ребенка к пустышке. Так как соска не травмирует зубки и отвечает насущной потребности ребенка что-то грызть.

Минусы сосок

Хотя абсолютных запретов нет, многие негативные факторы в применении пустышки все же имеются, их необходимо учитывать:

  1. Имеется угроза искусственной изоляции малыша (старше года) от находящегося вокруг общества (фактором может стать завышенная концентрация на самом процессе сосания).
  2. Материалы, из которых делают пустышки, нередко выступают инициаторами аллергии (особенно соски из латекса).
  3. Соска считается источником бактерий, даже при соблюдении правил гигиены.
  4. При длительном использовании соски у ребенка может сформироваться неправильный прикус.

Видео: Пустышка для новорожденного за и против

Как правильно приучить ребенка к соске на ГВ или ИВ

Ответ на вопрос, в каком возрасте и как приучить ребенка к пустышке, зависит от вида вскармливания. В случае, если мамочка по каким-то обстоятельствам не может осуществлять лактацию и ребенок пребывает на искусственном вскармливании, пустышку допускается давать с самого его появления на свет. Но нужно подобрать такую соску, которая подойдет именно для новорожденного ребенка.

Доктор Комаровский объясняет, что уже после появления на свет ребенка, у мамы еще не налажена лактация. Объем молока у женщины находится в зависимости от того, какое его количество ребенок высасывает в день. Чем больше малыш сосет грудь, тем больше вырабатывается у мамочки молока. Поэтому в первые дни жизни приучать ребенка к пустышке нежелательно. Так как, удовлетворив сосательный рефлекс с помощью соски, малыш не так активно станет принимать грудь. В соответствии с этим, молоко у женщины будет формироваться в недостаточном объеме.

Только когда лактация наладится, а мама будет в точности уверена, что малышу достаточно молока, тогда и настает время, чтобы приучить ребенка к пустышке. Однако необходимо иметь в виду, что продолжительное пользование соской приводит к уменьшению прикладываний к груди. Это, в свою очередь, способно стать причиной ухудшения лактации. Поэтому следует уменьшать время, проведенное ребенком с соской. В рассуждениях про пустышку «за и против», доктор Комаровский не видит никакого вреда в её использовании.

По поводу риска, что испортится прикус у малыша, Комаровский полагает, что соска, изготовленная из силикона, да еще в форме женского соска, в наименьшей степени оказывает влияние на прикус. Когда на одной чаше весов, на теоретическом уровне, вероятное развитие неправильного прикуса, а на иной - ночи почти без сна всех членов семьи, то лучше предпочесть соску. Если не удается приучить ребенка к пустышке или если ребенок не берет пустышку категорически, не стоит давить на него.

Если все отрицательные моменты при использовании пустышкой будут учитываться внимательной мамочкой, то она очень поможет в уходе за малышом. При разумном использовании практически никаких рисков соска не несет, а в определенных случаях, как полагают детские невропатологи, пустышка в силах сослужить благую службу для ребенка и его мамы.

Кроме друзей, веселых игр и развлечений, мы ассоциируем детство с домашними обязанностями. Большинство мам приучали своих детей к уборке и другой домашней работе. И оказывается, что не зря.

Недавно издание Wall Street Journal опубликовало опрос, согласно которому 82% из тысячи опрошенных американцев сказали, что родители с детства приучали их к домашним обязанностям, но только 26% из них сейчас так же поступают со своими детьми. Это происходит потому, что нам, взрослым, очень хочется обеспечить своего ребенка «настоящим» детством, в котором нет места скучным обязанностям.

На самом деле, эта, на первый взгляд, изнурительная работа, очень полезна для ребенка и развивает в нем очень нужные жизненные навыки. С одной стороны, детей на разных стадиях развития необходимо обеспечивать хорошими игрушками, покупать им качественную одежду на Baby Store и проявлять всяческую заботу о них. Но с другой стороны, не стоит забывать и о том, чтобы приучать их к домашним обязанностям. Поэтому, предлагаем вам самим оценить важность приобщения детей к домашней работе.

Тренировка силы воли

Ему хочется бежать на улицу и кататься на велосипедах с друзьями, а нужно помыть посуду и осторожно его расставить. Обязательность – это качество, которое поможет в будущем выполнять хоть и скучную, но важную и денежную работу.

Развитие самостоятельности

Навыки самообслуживания помогут ребенку в студенческие годы следить за собой, когда он будет жить уже в общежитии или на съемной квартире.

Нацеленность на результат

Конечно же, мама может сама застелить кровать, которая была заправлена неряшливо, а может заставить свое чадо это сделать. Для ребенка это полезнее, потому что во взрослой жизни ему придется отвечать за качество своей работы.

Организованность

Вашему сыну или дочери хочется посмотреть мультики, но надо успеть убрать свою комнату и сделать домашнее задание. Благодаря этому постепенно они научатся правильно распределять свое время.

Умение выполнять поручения

К сожалению, не сразу можно стать руководителем, сначала нужно выполнять много поручений и указаний, а также слушать критику и замечания. Мама очень хорошо к этому подготовит, когда также будет критиковать за некачественно выполненную работу.

Тренировка логического мышления

Для того чтобы правильно положить грязное белье в стиральную машину или убрать все вещи и игрушки в комнате, необходимо разработать логическую последовательность действий.

Понимание цели своих действий

Очень трудно выполнять домашние обязанности, не понимая цели своих действий и не понимая ее смысла. Но если надо убрать игрушки, потому что должны прийти гости, или помыть посуду, чтобы кухня сияла чистотой, у ребенка появляется хорошая мотивация.

Удовольствие от результата своей работы

С первого раза не удастся идеально помыть чашку, но услышав мамину благодарность, у ребенка появится желание стремиться к лучшему результату.

Системность

Домашнюю работу нельзя выполнить один раз и навсегда. Это систематическая работа, которую надо делать постоянно, так же как и работать над развитием своей карьеры или семейных отношений в будущем.

Если с детства не приобщать ребенка к рутинным домашним обязанностям, с возрастом его будет намного труднее заставить что-то делать. Желаем Вам приятно проводить время со своим малышом, даже если это время связано с уборкой.

Рефлекс сосания – это важнейший навык, который необходим ребёнку для выживания, поскольку обеспечивает питание, и для установления крепкой психоэмоциональной связи с матерью.

Если ребёнок находится на естественном вскармливании и сосёт мамину грудь по первому же требованию, то полностью удовлетворяет сосательный инстинкт, поэтому пустышка ему не нужна. К тому же многие естественники сами начинают отказываться от этого приспособления.

Другое дело – малыш на искусственном кормлении или кроха, который получает материнское молоко по часам. Эти дети нуждаются в соске, поскольку их потребность в сосании груди удовлетворяется частично или вовсе не обеспечивается.

Отдельные физиологические эксперименты показали, что при отнятии от материнской груди у малышей начинает учащаться сердечный ритм. Но если в этот момент предложить им соску, то сокращения сердца постепенно нормализуются. Подобное происходит потому, что пустышка снимает стресс и подавляет выраженность отрицательных эмоций.

Таким образом, специалисты, отвечая на вопрос, для чего вообще необходимо использовать соску, приводят основной довод – ребёнок успокаивается и быстро засыпает благодаря полному удовлетворению рефлекса сосания.

Плюсы применения соски

Стимуляция жизненно важного безусловного рефлексивного поведения – не единственные преимущества применения сосок. Согласно убеждениям некоторых специалистов, пустышка может выполнять несколько полезных функций, среди которых особо выделяют:

  • помощь в предупреждении простудных заболеваний в холодное время года;
  • регулирование графика кормлений;
  • предупреждение сосания пальчиков;
  • скорейшее засыпание и удлинение спокойного сна;
  • уменьшение болевого синдрома во время прорезывания зубиков;
  • предупреждение синдрома внезапной смерти детей благодаря тому, что язычок не западает;
  • снижение негативных ощущений при болезненных состояниях;
  • стимуляцию выхода газов из желудочно-кишечного тракта, что позволяет избавить ребёнка от колик;
  • улучшение прикуса при выборе специальной ортодонтической насадки.

Многие родители отмечают, что применение данного гигиенического приспособления позволяет не волноваться по поводу того, что малыш, научившийся ходить, станет подбирать в песочнице или просто на улице различные грязные предметы и тянуть их в рот.

Приучить малыша к соске можно, однако многие специалисты приводят аргументы против этого процесса, поскольку польза от сосания может перекрыться негативными последствиями.

К отрицательным моментам применения пустышек эксперты относят следующие аспекты:

  • неправильный подбор соски чреват возникновением неверного прикуса;
  • сосание гигиенического приспособления может спровоцировать отказ ребёнка от груди, что в итоге выльется в переходе на смешанное либо искусственное кормление;
  • ребёнок, который приучен к соске, чаще подвергается риску заразиться инфекционными болезнями рта;
  • формирование привычки сосать соску, в результате чего родителям приходится отучать от пустышки;
  • захват губами пустышки отличается от сосания груди, вследствие чего мама может чувствовать неприятные ощущения при кормлении ребёнка;
  • тормозит развитие ребенка, у ребенка снижается интерес к окружающему миру.

Вопрос, нужно ли приучать ребёнка к пустышке, решают исключительно родители, основываясь на рекомендациях педиатра. Вдумчивое и взвешенное решение позволит избежать вышеописанных негативных последствий.

Мнение доктора Комаровского

Широко известный и пользующийся у мам авторитетом теледоктор Е. О. Комаровский убеждён, что положительные и отрицательные свойства пустышек чрезмерно преувеличены. Основной принцип их применения, по мнению педиатра, – обязательное соблюдение гигиенических требований.

Однако Комаровский не рекомендует приучать ребёнка к соске, если у женщины имеются определённые проблемы с объёмом молочного секрета. Малыш, отвлекаясь на пустышку, станет менее интенсивно воздействовать на материнские соски, что чревато угнетением лактации.

Но следует принимать во внимание и другую ситуацию – когда ребёнок буквально висит на маминой груди, стремясь реализовать свой сосательный рефлекс. В этом случае пустышка позволит матери высвободить немного времени и обеспечить спокойствие в доме.

Ещё один частый вопрос, который задают себе и специалистам мамы, касается того, с какого возраста можно давать ребёнку пустышку. Ответ опять же будет зависеть от типа вскармливания.

Так, если ребёнка с первых дней жизни кормят смесями, то применять пустышку придётся буквально с рождения. Дело здесь в том, что искусственник принимает пищу из бутылочки гораздо быстрее, нежели малыш на естественном кормлении. В результате этого сосательный рефлекс не может реализоваться полностью.

Для новорождённого, который питается маминым молоком, подобная проблема нехарактерна. Поэтому женщине не следует торопиться с введением соски. Если в ней существует надобность, то давать пустышку грудничку можно в 1 месяц жизни, но не раньше 3 — 4-недельного возраста.

Новорождённый ребёнок должен освоить способ «добычи» молока из маминой груди. Обычно это происходит уже в 1 неделю жизни, однако излишняя спешка с пустышкой может помешать налаживанию лактации, что грозит отказом ребёнка от груди.

Особый случай – недоношенный ребёнок, у которого слабо развит сосательный рефлекс. В этом случае многие педиатры даже советуют давать крохе пустышку, чтобы с её помощью тот учился правильно сосать. В такой ситуации приспособление следует подбирать особенно тщательно.

Виды сосок для малышей

Современные изготовители выпускают пустышки разных типов. Различают их по материалу и форме. Эти критерии очень важны, поскольку некоторые дети часто выплёвывают приспособления лишь потому, что они не напоминают мамины соски. Рассмотрим разновидности пустышек более подробно.

По форме сосательной части

Согласно этому критерию, специалисты различают несколько основных типов пустышек:

  1. Классические соски. Стандартный вариант пустышки, главная особенность которого – маленький круглый сосок. Это напоминает ребёнку материнскую грудь, что позволяет скорее приучить его к пустышке.
  2. Анатомические соски. Захватываемая малышом часть отличается продолговатой и чуть-чуть приплюснутой формой. Это позволяет равномерно распределять давление на нёбную часть ротовой полости. Подобрать такую пустышку можно в зависимости от возраста ребёнка.
  3. Ортодонтические соски. Эти устройства имеют каплеобразную форму. Изобрели их не так давно, но они уже стали популярными среди родителей. Особенное строение позволяет снизить вероятность изменения формы зубов и даже сформировать верный прикус у малыша.

По материалу

Сегодня используют всё чаще два материала при производстве пустышек: силикон и латекс. У каждого из них имеются свои особенности, которые следует рассмотреть подробнее.

Материал Особенности пустышки Советы по использованию
Латекс

  • отличается мягкостью, эластичностью;

  • чаще всего либо прозрачная, либо коричневатого оттенка (при воздействии солнечных лучей темнеет);

  • пахнет по-особенному;

  • при кипячении деформируется;

  • начинает склеиваться после продолжительной эксплуатации;

  • не исключены аллергические реакции.
Рекомендуются латексные соски новорождённым, недоношенным или слабеньким ребятишкам.
Силикон

  • отличается упругостью, эластичностью;

  • отсутствие запахов и окраски;

  • повышенная жёсткость;

  • способна выдерживать высокие температуры;

  • не вызывает аллергических реакций.
Силиконовые пустышки достаточно жёсткие, поэтому возможен неправильный рост молочных зубов. Этот нюанс обязательно следует учитывать при выборе приспособления.

Судя по родительским отзывам, силиконовые изделия считаются более безопасными с точки зрения аллергических состояний. Дело в том, что природный латекс содержит много белковых элементов, которые и приводят к реакциям гиперчувствительности.

Ещё один вариант – это резиновые изделия, которые уходят постепенно в прошлое. Но такие соски помогут в важный период, когда у ребёнка режутся зубки. Пустышки из резины могут выдержать детские укусы, кипячение и прочие негативные факторы.

Приучение малыша к соске может существенно затянуться или вообще окончиться неудачей, если подобрать неправильное изделие. Чтобы подобрать оптимальный вариант, следует учитывать такие факторы, как:

  • возраст малыша;
  • форму соски;
  • монолитность устройства;
  • материал;
  • фирма-производитель.

Выбирая приспособление для сосания, следует внимательно изучить возрастную маркировку. В аптечных сетях и детских магазинах продаются пустышки для новорождённых (до 3 месяцев), для младенцев (от 3 до 6 месяцев) и ребятишек постарше (от полугода).

Нужно убедиться, что щиток у изделия широкий и снабжён специальными выемками для носика.

Это предотвратит проглатывание устройства и обеспечит комфорт ребёнку при сосании. Дополнительные дырочки в основании соски способны облегчить дыхание.

Рельефность основания предупреждает скапливание слюны под щиточком и возникновение сыпи на кожных покровах. Это позволит скорее приучить младенца к гигиеническому приспособлению, поскольку исключены дискомфортные ощущения.

Приобретайте для малыша сразу несколько модификаций сосок от различных производителей. Это даст возможность ребёнку выбрать для себя самое подходящее устройство, которое наиболее полно учитывает все детские особенности.

Как приучить ребёнка к пустышке?

Приучение ребёнка-искусственника к соске проходит достаточно легко, поскольку такой малыш уже познакомился с бутылочкой. А вот приучать кроху, который находится на естественном вскармливании, гораздо сложнее. Облегчить этот процесс помогут полезные рекомендации:

  1. Попробуйте предлагать ребёнку соску в той позиции, в которой вы привыкли его кормить грудью.
  2. Можно дать пустышку в тот момент, когда малыш уже насытился, но не удовлетворил сосательный рефлекс.
  3. Многие родители советуют смазывать соску грудным молочком или искусственной смесью. Знакомый привкус и запах облегчат привыкание малыша к устройству.
  4. Первый эксперимент с соской можно приурочить ко времени прорезывания зубов. В этом случае больше подойдёт резиновое изделие.
  5. Чтобы ребёнок привык к пустышке, используйте бутылку с водичкой для допаивания. После питья поменяйте ёмкость на обыкновенную соску.
  6. Если ребёнок требует грудь для успокоения, а не по причине голода, попробуйте предлагать каждый раз пустышку. Однако не следует надолго оставлять её во рту, чтобы не сформировалась стойкая привычка.

Кроме критериев правильного выбора, родителям необходимо знать, как давать ребёнку это гигиеническое приспособление. Разумный подход исключит вероятность возникновения нежелательных последствий:

  • перед первым знакомством малыша с устройством необходимо обязательно прокипятить (простерилизовать) пустышку. Это позволит исключить развитие инфекционных заболеваний полости рта;
  • после 4 — 6 недель эксплуатации нужно менять старое приспособление на новое. Если пустышка изготовлена из латекса, её нужно менять гораздо чаще;
  • для безопасной эксплуатации соски следует приобрести особый футляр. Не следует надевать ребёнку пустышку на детскую шейку, подвязав устройство ленточкой или резинкой;
  • не облизывайте пустышку перед тем, как отдать её ребёнку. В слюне взрослых содержатся микроорганизмы, способные навредить детскому организму.

Если ребёнок отказался брать соску, не следует отчаиваться или настаивать. Через некоторое время обычно повторяют процедуру, при этом лучше предлагать всякий раз новую пустышку. Если же малыш отказывается на протяжении нескольких месяцев, следует просто смириться с детским выбором.

Проблема, как приучать ребёнка к пустышке, не стоит маминых или детских нервов. Важно следить за реакцией малыша и понимать, когда он капризничает, а когда – требует больше общения с мамой. Таким образом, пустышка – это всего лишь материнский помощник, а не альтернатива родительской ласки и нежности.

Очень часто такой вопрос возникает на совершенно разных уровнях. Должен ли ребёнок в 4 года сам одеваться, и почему он этого не делает, даже если умеет? Ведь уже самостоятельный! Почему ребёнок не может сделать какое-то действие, если физически оно ему подвластно? Почему он не бежит играть с другими детьми, а хочет быть рядом с мамой? Почему сам не ест и просит его покормить? И много, много самых разных «почему». Должен ли ребенок совершать различные действия сам, если он уже умеет их делать?

Что такое независимость и самостоятельность? Это состояние, когда ребёнок готов функционировать отдельно не только физически, умея себя обслуживать в базовых жизненных потребностях, но и морально, психологически: когда он умеет управлять своими эмоциями и чувствами, берёт на себя ответственность за свои поступки, ощущает и понимает свои потребности.

Самостоятельность - это длительный процесс становления, которому нельзя научить. Независимость - это то качество, которое формируется постепенно в благоприятной для этого среде.

Если мы подталкиваем ребёнка к независимости слишком рано, когда он ещё не созрел до этого состояния сам, то эффект получается обратным. У ребёнка появляется чувство ненадёжности, тревожности, повышается желание всеми силами вернуть назад незримую верёвочку, которая связывает его с тем взрослым, к которому он привязан.

Почему так получается? Для ребёнка тот факт, что он родился у мамы и папы и они - его родители, не является однозначным подтверждением того, что он нужен, любим, что его принимают и поддерживают. Эти ощущения формируются из отношений и действий, взаимодействия ребёнка со взрослым. И это не только великие дела и поступки. Это то, что случается каждый день, когда мы просыпаемся, едим, одеваемся, смеёмся, общаемся.

То, что для взрослого может казаться незначительной мелочью, например, «Надевай джинсы сам, ты же уже умеешь!», для ребёнка может интерпретироваться как угроза надёжным отношениям с родителями. Ребенок просит помощи, не только когда не умеет что-то делать, но и тогда, когда ему необходимо убедиться, что в отношениях все в порядке.

Чтобы ребенок сам начал стремиться к независимости, первое, что нужно сделать - это удовлетворить всего его потребности в зависимости. Чем больше заботы получает ребенок от взрослого, тем быстрее происходит процесс взросления и движения к истинной, настоящей независимости. Ребёнку очень нужна возможность быть зависимым столько, сколько ему нужно для осознания себя как отдельной личности.

Для примера можно провести аналогию со взрослыми отношениями. Когда у нас хорошие, доверительные, надёжные отношения с партнёром по жизни, когда мы в нём уверены, у нас нет потребности постоянно переживать о том, что отношения могут развалиться. Мы не обременены постоянными заботами и страхом, как удержать своего партнёра, и мыслями, что со мной что-то не так, и поэтому меня оставят. Потому что партнёр сам показывает серьёзность его отношения к нам ежедневно во всех бытовых делах и в любом взаимодействии, которое происходит между нами. Заботится, говорит о своих чувствах, стремится помочь, даже если мы умеем что-то сами. Он даёт нам заботу, и от этого нам спокойно. Мы тратим свои силы на приятные занятия и наслаждаемся жизнью, строим планы, дерзаем, пробуем новое.

Но стоит нам оказаться в отношениях, в которых нет уверенности, как львиная доля всех жизненных сил уходит на то, чтобы убедиться, любят ли ещё меня, нужен ли ещё я? У нас повышается тревожность и появляется беспокойство. Испытывая страх за отношения, мы уже не можем с такой лёгкостью заниматься чем-то и реализовывать себя в мире.

То же самое происходит и с ребёнком. Если он свободен от переживаний и от необходимости удовлетворять свой «голод» в привязанности и зависимости, он спокойно будет идти своим путём к настоящей независимости.

Самый простой способ утолить такой «голод» зависимости - откликаться на просьбы ребёнка и оказывать ему помощь там, где мы имеем для этого возможности, не опираясь при этом на мысль о необходимости быстрее подвести ребенка к самостоятельности.