Педагогический совет «Духовно-нравственное воспитание личности школьника через организацию внеурочной деятельности». Общая педагогическая цель

1.Воспитание может быть рассмотрено как:

  • Общественное явление, воздействие общества на личность
  • Специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса
  • Целенаправленное управление процессом развития личности
  • Все ответы верны

2. Деятельность педагогов, ориентированная на реализацию целей образования в условиях педагогического процесса:

  • Воспитательная работа
  • Воспитательная система
  • Воспитательное мероприятие
  • Система воспитательной работы

3. Создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом является ведущей целью:

  • Гуманистического воспитания
  • Гуманитарного воспитания
  • Демократического воспитания
  • Поликультурного воспитания

4. Согласно отечественной психолого-педагогической традиции, личность - это явление, которое:

  • Присуще человеку от рождения и неизменно на протяжении всей жизни
  • Проявляется в ходе онтогенетического развития
  • Характеризует индивидуальность человека
  • Свойственно лишь избранным людям

5. Свобода личности, формируемая в процессе духовно-нравственного воспитания - это:

  • Уход от власти низменных потребностей, выбор высших ценностей и стремление к их реализации
  • Удовлетворение всех имеющихся потребностей
  • Отсутствие потребностей, следование за обозначенными авторитетным лицом целями
  • Никогда не реализуемая потребность

6. Социализация в широком значении характеризуется как:

  • Взаимодействие человека и общества
  • Приспособление человека к требованиям общества
  • Развитие и саморазвитие человека
  • Общественное воспитание

7. К микрофакторам социализации (факторам, оказывающим непосредственное влияние на человека),выделенным в теории воспитания А.В. Мудриком относятся:

  • Космос, общество, государство и др.
  • Телевидение, город, поселок и т.п.
  • Семья, группа сверстников и пр.
  • Генетика, физиология человека

8. Создание условий для приспособления к жизни в социуме, преодоления или ослабления недостатков или дефектов развития отдельных категорий людей в специально созданных для этого организациях это:

  • Социальное воспитание
  • Диссоциальное воспитание
  • Коррекционное воспитание
  • Семейное воспитание

9. Установите соответствие принципов гуманистического воспитания с их содержанием (в таблице уже все установлено):

1. Принцип соединения воспитания с трудом

1. Социальное и интеллектуальное содержание труда, его нравственная направленность, труд как источник радости и удовлетворения

2. Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности

2. Обращать внимание на положительные стороны человека, а не на его недостатки

3. Принцип увлечения детей перспективами, создания ситуаций ожидания завтрашней радости

3. Необходимо помочь ребенку наметить перспективы его личностного роста и соотнести их с перспективами развития коллектива

4. Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему

4. Как можно больше требований и как можно больше уважения одинаково направленных на всех обучающихся и на самого педагога

10. Установите соответствие принципов гуманистического воспитания с их содержанием (в таблице уже все установлено):

1. Принцип связи воспитания с жизнью

1. Включение обучающихся в общественно-полезную деятельность, ознакомление с текущими

событиями

2.Принцип согласования требований образовательного учреждения, семьи и общественности

2. Единство требований, предъявляемых обучающимся

3. Принцип сочетания прямых и непрямых

управленческих действий со стороны педагога

3. Каждое воздействие педагога является воздействием на коллектив, а через него на личность

4. Принцип эстетизации детской жизни

4. Эстетическая обстановка, создание продуктов эстетического характера самими детьми, эстетическое просвещение

11. Гражданско-патриотическое воспитание ориентировано на:

  • Внутреннюю свободу личности
  • Уважение к государственной власти
  • Гармоничное проявление культуры межнационального общения
  • Все ответы верны

12. Трудолюбие может быть сформировано у детей, если:

  • Работа, которую необходимо выполнить детям, прописана в программных документах образовательного учреждения
  • Работа, которую необходимо выполнить, задается взрослым, который сам не желает трудиться и не участвует вместе с детьми в процессе выполнения трудового задания
  • Работа, которую необходимо выполнить, приносит детям увлеченность и перспективу «завтрашней радости»
  • Работа, которую необходимо выполнить, предъявляется исключительно в форме требования взрослого

13. Формирование эстетического вкуса и преобразовательной эстетической деятельности детей возможно в условиях:

  • Пристального внимания к природной привлекательности ребёнка
  • Повышенных требованиях к эстетике одежды и внешнему виду детей
  • Эстетически оформленного места жизни ребенка, созданного взрослыми
  • Эстетически оформленного места жизни ребенка, идентификацией ребенка с этим местом и активным посильным участием в поддержании его эстетической привлекательности

14. Методы воспитания - это:

  • Способы профессионального взаимодействия педагога и детей с целью решения воспитательных задач
  • Техника и логика построения процесса воспитания
  • Формы организации детской активности
  • Наборы приемов воспитания

15. Современный национальный воспитательный идеал определяется:

  • Конституцией Российской Федерации
  • Законом Российской Федерации об образовании
  • Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
  • Федеральным Государственным Образовательным Стандартом общего образования

16. В сфере личностного развития духовно-нравственное воспитание должно обеспечить:

  • Трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей
  • Развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности
  • Законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок
  • Ориентацию в сфере религиозной культуры и светской этики

17. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет роль педагога, прежде всего как:

  • Источника информации
  • Медиатора
  • Фасилитатора
  • Воспитателя

18. Знание теоретических концепций воспитания (к примеру, теория коллектива А.С. Макаренко, теория воспитательных систем Л.И. Новиковой, теория воспитывающего обучения И. Гербарта и др) относится к:

  • Методологическому уровню знания
  • Методическому уровню знания
  • Теоретическому- уровню знания
  • Технологическому уровню знания

19. Духовно-нравственное развитие личности - осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление

  • Ценностно-смысловой сферы личности
  • Эмоционально-волевой сферы личности
  • Когнитивной сферы личности
  • Деятельностной сферы личности

20. Духовно-нравственное воспитание личности - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися

  • Гуманистических ценностей
  • Общечеловеческих ценностей
  • Базовых национальных ценностей
  • Общенациональных ценностей

Общие положения.

1. Национальный воспитательный идеал

2. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания

3. Духовно-нравственное развитие и воспитание

4. Базовые национальные ценности

5. Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания

Заключение

Общие положения

В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При этом каждый гражданин Российской Федерации, обладая на её территории всеми правами и свободами, несёт равные обязанности.

Конституция Российской Федерации гласит:

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Современный период в российской истории и образовании - время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.

В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

В России указанный период был обусловлен быстрым демонтажем советской идеологии, поспешным копированием западных форм жизни.

Несмотря на установленные российским законодательством общественные нормы и приоритеты, у российских граждан в то время не сложилась ясно выраженная система ценностных ориентиров, объединяющих россиян в единую историко-культурную и социальную общность.

В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров.

В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто:

«Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».

Образованию отводится ключевая роль в духовно нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.

Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.

Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально нравственного состояния общества и государства.

Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально ценностному, духовно нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.

Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, - утверждал Л. С. Выготский, - есть основной момент при переходе от возраста к возрасту» 1. (1. Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 4. - М., 1983. - С. 385.)

Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее - Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации.

Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации - семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Концепция определяет:

    характер современного национального воспитательного идеала;

    цели и задачи духовно нравственного развития и воспитания детей и молодежи;

    систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;

    основные социально педагогические условия и принципы духовно нравственного развития и воспитания обучающихся.

Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции.

Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач.

Социальный заказ образованию устанавливается в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними:

    нация - государственно-территориальная и политико-правовая общность, существующая на основе общих политических, историко-культурных и духовно-ценностных характеристик и общего самосознания. Такой общностью является многонациональный народ Российской Федерации, который представляет собой многоэтничную гражданскую нацию, включающую этнические общности, которыми в России могут называться «нации» (в этнокультурном и социально-политическом смыслах), национальности и народы. Двойное использование категории «нация» (в общегражданском и этнокультурном значении) не противоречит конституционному положению «мы, многонациональный народ Российской Федерации», означая, что Россия есть национальное государство, а её народ представляет собой нацию наций;

    национальное государство - государство с общей, контролируемой центральной властью, хозяйственно-экономической основой, общей территорией, общими историко-культурными ценностями жителей страны. Российская Федерация - национальное государство, имеющее разнообразный этнический и религиозный состав населения и отличающееся большой региональной спецификой;

    национальное самосознание (идентичность) - разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, её народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба;

    формирование национальной идентичности - формирование у личности представления о многонациональном народе Российской Федерации как о гражданской нации и воспитание патриотизма; патриотизм - чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т. е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству;

    гражданское общество - общество, способное к самоорганизации на всех уровнях, от местных сообществ до общенационального (государственного) уровня, активно выражающее свои запросы и интересы как через свободно и демократически избранные органы власти и самоуправления, так и через институты гражданского общества, к которым относятся прежде всего общественные группы, организации и коалиции, а также формы прямого волеизъявления. Гражданское общество обладает способностью защищать свои права и интересы как через власть и закон, так и путём контроля над властью и воздействия на власть и на правовые нормы. Гражданское общество обязательно предполагает наличие в нём ответственного гражданина, воспитание которого является главной целью образования;

    многообразие культур и народов - культурное многообразие, существующее в стране и в мире в целом. Для России это существование, диалог и взаимообогащение всех культурных потоков (или слоёв): общенациональной, общероссийской культуры на основе русского языка, этнических культур многонационального народа Российской Федерации и глобальных или мировых культурных явлений и систем. Культурное многообразие и свобода культурного выбора являются условием развития, стабильности и гражданского согласия;

    межэтнический мир и согласие - единство в многообразии, признание и поддержка культур, традиций и самосознания всех представителей многонационального народа Российской Федерации, гарантированное равноправие граждан независимо от национальности, а также политика интеграции, предотвращения напряжённости и разрешения конфликтов на этнической или религиозной основе. Межэтнический мир включает политику толерантности, т. е. признания и уважения культурных и других различий среди граждан страны и проживающих в ней граждан других стран;

    социализация - усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений;

    развитие - процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему, к некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности и пр.;

    воспитание - педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества;

    национальный воспитательный идеал - высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций;

    базовые национальные ценности - основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях;

    духовно-нравственное развитие личности - осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;

    духовно-нравственное воспитание личности гражданина России - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.

    духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ).


патриотизм

  • патриотизм

  • социальная солидарность

  • гражданственность

  • семья

  • труд и творчество

  • наука

  • традиционные российские религии

  • искусство и литература

  • природа

  • человечество


  • Закон «Об образовании» (2007 г.), устанавливающий приоритет духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

  • Поручение Президента РФ (2.09.09) и Распоряжения Председателя Правительства РФ (11.09.09).

  • ФГОС начального общего образования.

  • Примерные программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступенях начальной и основной школ.


  • Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

  • Комплексный учебный курс дифференцируется по модулям: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы будистской культуры», «Основы иудейской культуры», «Традиционные религии России», «Основы светской этики». Предметное содержание курса должно соответствовать образовательным и воспитательным целям, а также интересам и возрастным особенностям обучающихся на ступени начального общего образования, иметь примерно одинаковую структуру и направленность , отражающую важнейшие основы религиозных культур и светской этики, связанные с духовно-нравственным развитием и воспитанием.

  • Обучающие по своему желанию и с согласия родителей (законных представителей) выбирают для изучения один из модулей.

  • Название и состав предметов предметной области будут уточнены по итогам апробации в субъектах Российской Федерации в 2010-1011гг.


  • «Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего образования устанавливает обязательные для изучения учебные предметы: Русский язык, Литературное чтение, Иностранный язык, Математика, Окружающий мир, Изобразительное искусство, Музыка, Технология, Физическая культура, Основы религиозных культур и светской этики»

  • «В рамках учебного предмета Основы религиозных культур и светской этики с IV класса по выбору обучающихся или по выбору их родителей (законных представителей) изучаются основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики»


  • Прошу обеспечить решение организационных и финансовых вопросов, касающихся введения в 2010 году в 19-ти субъектах Российской Федерации, а с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях новых предметов:

  • - основы православной культуры, - основы исламской культуры, - основы буддийской культуры, - основы иудейской культуры, - основы мировых религиозных культур - основы светской этики

  • для изучения учащимися по их выбору или по выбору их родителей (законных представителей)



    В соответствии с пунктом 1 плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. N 84-р,приказываю: 1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2008г. № 241, от 30 августа 2010 г. № 889 и от 3 июня 2011 г. № 1994. 2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2012 года.

  • Заместитель Министра

  • М.В. Дулинов


  • Шесть модулей: «Основы светской этики», «Основы мировых религиозных культур», «Основы православной культуры»,«Основы иудейской культуры», «Основы исламской культуры»,«Основы буддийской культуры»

  • Модуль выбирается родителями или лицами, их замещающими. Можно изменить выбор модуля и переходить к изучению другого по желанию родителей и обучающихся. Предмет без оценок. Рассчитан на 34 часа, первые урок/ два – общие, последние четыре – заключительные общие.

  • 4 класс – 1 час в неделю.





Общая педагогическая цель

  • Общая педагогическая цель – воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России (закреплена ФГОС).

  • Цель предмета - формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.


  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  • обобщение знаний и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  • развитие способностей обучающихся к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.


  • 1. Соответствие УМК требованиям к реализации курса ОРКСЭ (соответствие по количеству часов, отводимых на каждый модуль, наличие дидактических материалов по каждому модулю).

  • 2. Состав УМК (наличие учебников, учебных пособий, рабочих тетрадей, методических рекомендаций для учителя, книги для родителей, программы курса по модулям, мультимедийных приложений).

  • 3. Соответствие содержания УМК содержанию предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».


  • 4.Разработанность методики преподавания ОРКСЭ в УМК (соответствие возрастным особенностям детей, реализация системно-деятельностного подхода).

  • 5.Ориентированность УМК на достижение результатов (личностных, метапредметных, предметных).

  • 6. Реализация культуроведческого подхода в УМК.

  • 7. Воспитательный потенциал УМК.

  • 8. Объем дидактических материалов.

  • 9.Направленность на консолидацию (межмодульные связи).


  • Состав УМК комплексного учебного курса ОРКСЭ

  • 1. Программа курса

  • 2. Учебные пособия для учащихся по каждому модулю

  • 3. Книга для учителя

  • 4. Книга для родителей

  • 5. Электронные приложения по каждому модулю


6 модулей 34 часа :

  • УМК издательства «Просвещение» состоит из 6 модулей , каждый из которых рассчитан на 34 часа :

  • 1) основы православной культуры (30 уроков, 96 с.),

  • 2) основы исламской культуры(30 уроков, 80 с.),

  • 3) основы буддийской культуры (30 уроков, 80 с.),

  • 4) основы иудейской культуры (30 уроков, 96 с.),

  • 5) основы мировых религиозных культур (30 уроков, 80 с.),

  • 6) основы светской этики (30 уроков, 64 с.).

  • Все модули нового предмета соединяются 4 общими тематическими блоками :

  • 1) Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч.);

  • 2) Основы традиционных религий и светской этики (16 ч.).

  • 3) Традиционные религии и этика в России (13 ч.);

  • 4) Духовные традиции многонационального народа России (4 ч.).


  • Первый урок называется - «Наш дом – Россия».

  • На нем присутствует весь класс, ведет его классный руководитель или один из наиболее подготовленных учителей школы.

  • Обучающиеся узнают о единстве многонационального российского народа, о многообразии его культурных, духовных, религиозных традиций. О том, что такое «духовность», «традиция», «нравственные ценности», какое значение они имеют в жизни человека, семьи, общества.

  • На первом уроке проводится мысль, что при явном различии наших взглядов на мир (каждый из школьников уже выбрал определенный модуль), при том, что все люди разные, мы – народ России – едины, у нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное - сходные нравственные основы, делающие нас людьми по отношению друг к другу.


  • Предусматривает разделение учащихся по группам для изучения избранного модуля.

  • В ходе изучения второго блока учащиеся должны получить системные знания о культуре православия, культуре ислама, культуре буддизма, культуре иудаизма, других мировых религий, а также о светской этике.

  • Второй блок завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами.


  • Продолжается раздельное обучение

  • В статье раскрываются особенности духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Перечислены методы нравственного просвещения, даны некоторые рекомендации педагогам.

    «Духовно-нравственное воспитание и развитие школьников»

    Обеспечение духовно-нравственного развития гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений - все это непосредственно зависит от принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

    Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. С точки зрения федерального государственного образовательного стандарта, процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

    Духовно-нравственное воспитание - это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Под«духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.

    Традиционными источниками нравственности являются:

    Патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

    Социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

    Гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

    Семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

    Труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

    Наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

    Традиционные российские религии (учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах);

    Искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

    Природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

    Человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

    Сейчас в педагогической науке используют термин духовно-нравственное воспитание. Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.

    Духовно-нравственное воспитание - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей общества.

    Зачем же в современном мире нужно духовно-нравственное воспитание? Развитие человека и его восхождение к высшему уровню ду-ховности обусловливается сформированностью и развитостью душевности, ценностных ориентации, духовных идеалов, интересов, потребностей и включенностью личности в творческую, духовно насыщенную жизнь и деятельность. Задача духовного воспитания - научить школьника избрать те ценности, которые несут в себе объективную пользу для него самого и для общества в целом. Таким образом, духовное воспитание представляет собой процесс организованного целенаправленного воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей для её внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный и интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности.

    Духовно-нравственное воспитание имеет свои специфические цели. Они определяются господствующими общественными отношениями и духовными ценностями. Цель воспитания - формирование нравственно устойчивой цельной личности. Это определяет направление и организацию всего процесса нравственного воспитания.

    В работе классного руководителя важное место занимает духовно-нравственное просвещение, способствующее развитию и совершенствованию нравственных понятий и представлений подростков, углублению содержания их нравственных знаний. Одним из наиболее распространенных методов нравственного просве-щения является этическая беседа. Специфика ее заключается в том, что она проводится в форме занятий с подростками по решению и обсуждению поведенческих задач - ситуаций с нравственным содержанием. Известно, что процесс осознания поступков начинается с анализа тех обстоятельств, при которых этот поступок совершен. В ходе анализа выясняются мотивы поступка, причины, которые вызвали поступок. Здесь школьники должны уметь ответить на вопрос, почему тот или иной поступок имел место. Для этого необходимо уметь видеть характер участников ситуации, определить те качества, которые они проявили в данных условиях. Далее поступок на основании проведенного анализа должен быть оценен с точки зрения принятых норм и правил морали. В размышлении над поступком полезно подвести школьников к предвидению других возможных способов поведения. С этой целью педагогу необходимо предложить подросткам несколько вариаций такой ситуации, при которой школьники все время задумываются над вопросами: а если бы происходило вот это, а если бы тот или иной участник ситуации повел бы себя так-то.

    Умение анализировать, оценивать, предвидеть поступки, со-вершать правильный моральный выбор приходит, конечно, с опытом. Но задача воспитания в том и заключается, чтобы ускорить, активизировать формирование опыта, раскрыть в более ранний, но доступный для этого период потенциальные возмож-ности ребенка. В этом и состоит основное назначение этих спе-цифических этических бесед.

    Материалом для таких бесед служат разнообразные жизнен-ные ситуации с нравственным содержанием, доступные для осмысления учащимися того или иного возраста. Каждая из ситуаций должна заключать в себе нравственную проблему (задачу), разрешить которую и предстоит школьникам.

    Развитие нравственных мотивов общения и взаимодействия со сверстниками;

    Развитие опыта нравственного поведения;

    Корректировка нравственных качеств личности школьников.

    Формировать в школьниках такие качества как: толерантность, взаимопонимание, патриотизм, гуманистическое мировоззрение, культуру общения

    Периодически проводить часы нравственности

    Развивать командные чувства у ребёнка

    Учить уважать чужое мнение

    Уменьшить количество трудных, самостоятельных заданий

    Развивать у подростка чувство эмпатии по отношению к другим людям

    Воспитывать как социально активного, здорового человека.

    Некоторые направления и формы воспитательной деятельности:

    Классные часы по теме “ Государственные символы Российской Федерации ”.

    Уроки России.

    Уроки толерантности.

    Классные часы, посвященные памятным и героическим событиям истории России и подвигам людей.

    Уроки Мужества.

    Уроки нравственности.

    Встречи с интересными людьми.

    Научно-практические конференции.

    Путешествия по родному краю (экскурсии).

    Чтение и анализ притч, басен, рассказов. Такая работа служит способом использования положительного примера в воспитании.

    Встреча с ветеранами, членами Кавалеров ордена Александра Невского, которые на своём примере рассказывают детям о необходимости в любви к своей Родине, к матери, к человеку, к друг другу. Здесь важна заключительная часть урока, когда ребятам предоставляется возможность пообщаться с ветераном, задать вопросы. Слова ветеранов о любви к Родине, к матери, к человеку живы и доступны. В школе могут проводиться праздники: День знаний, день пожилого человека, день единения и согласия, День Конституции, день толерантности, Рождество Христово, День Защитника Отечества, Масленица, День Победы.

    Работа с родителями:

    1. беседы, консультации по проблеме духовно-нравственного воспитания.
    2. проведение тематических родительских собраний.У учащихся появляется возможность сознательно управлять своим поведением, стремиться к воспитанию у себя качеств, которые соответствуют их моральным взглядам и убеждениям. Мы должны с самого раннего возраста прививать нашим детям традиции своей культуры, уважение к другим людям, основы духовности и нравственности.
    3. Такую целенаправленную деятельность надо осуществлять во имя будущего счастья наших детей, во имя будущего России.
    4. Важность данной темы обусловлена тем, что сегодня стало очевидным отсутствие у многих российских граждан ясно выраженной системы ценностных приоритетов, объединяющих их в единую историко-культурную и социальную общность. За утратой нравственных ценностей как следствие к судьбе своей страны. Такое положение дел привело к острой необходимости позитивного влияния на духовную сферу общества, стремление возродить национальную идею России, изменить сознание граждан.
    5. Таким образом, в заключении можно сделать следующие выводы. Духовно-нравственное воспитание определяется как целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения.

    Духовность в российском обществе, особенно в последние десятилетия, претерпевает серьезный кризис. Потеряны старые, советские идеалы, вдохновлявшие весь народ. Новых, им соответствующих, пока еще нет. В общественном сознании существует серьезный разброд. Нет четкой границы между добром и злом, патриотизмом и космополитизмом. А уж что такое бескорыстность - редко кто помнит, особенно представители нового поколения, выросшие после буйных 90-х годов минувшего столетия.

    Духовно-нравственное воспитание молодежи в этом смысле имеет особое значение в общественной жизни страны. Каждое вновь появляющееся поколение уже с детства должно понимать истинные, а не наносные духовные ценности Отечества, которые столетиями помогали ему выстоять в самые тяжелые годы, строить свою страну, окрылять ее науку, культуру. Без знания этих ценностей человек не будет иметь ориентиров, которые помогут ему так же достойно, как предки, двигаться дальше. Это - маяк будущего, опора потомков.

    Каждый школьник должен осознать высший духовный смысл как собственной жизни, так и всего общества и государства, ибо лишь люди с высокой нравственностью способны разумно организовать свою деятельность и внести в жизнь достойный и позитивный вклад, улучшить ее и сделать в конце концов привлекательной для всех. Особая роль в этом принадлежит педагогике. Она призвана находить адекватные и действенные методы, которые бы не только отвечали запросам дня сегодняшнего, но и заглядывали несколько дальше.

    Цели, задачи, проблемы воспитания

    Важнейшими темами для духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время становятся те, которые дают учащимся усвоить азы не их обычного, вполне безнравственного, а должного поведения в жизни. К ним относятся:

    • гуманность, которая в школе должна прививаться уже на уровне отношений между учащимися;
    • культура в общении друг с другом;
    • чувство долга - на уровне личных отношений в классе, школе, а также в семье и обществе;
    • трудолюбие - внушение детям мысли, что только так можно чего-то добиться в жизни;
    • экологическое сознание: любовь и бережное отношение к природе;
    • благополучная жизнь в семье, одобряемая обществом;
    • познание окружающего и воспитание самого себя.

    Под эти направления подстраиваются стратегические цели духовно-нравственного воспитания и тактические задачи, позволяющие их решить наиболее оптимально.Основная цель процесса, ведущего к духовно-нравственному подъему детской личности, - создание адекватных условий на каждой стадии воспитания, причем не только учителями, но и родителями. Последнее обстоятельство зависит от ряда проблем:

    • отсутствие в современном обществе положительных идеалов, затрудняющее выбор по-настоящему ценностного ориентира подрастающим поколением;
    • аморальные явления в окружающем мире, недостаточно пресекаемые властью и склоняющие молодежь к мнению о вседозволенности;
    • слабая организация досуга и культурных мероприятий с детьми;
    • поверхностное отношение государства и школы к физическому развитию учащихся;
    • недостаточное внимание властей, учителей и родителей к негативным пристрастиям детей. Сюда относятся: алкоголизм, наркомания, курение табака, слишком раннее начало половой жизни. Это приводит к всеобщей распущенности;
    • развращающая информация в СМИ и интернете, склоняющая молодых людей к беззаботному, агрессивному, нездоровому образу жизни, а также к жестокости и экстремизму;
    • чрезвычайно низкая культура речи и поведения в обществе.

    Все эти факторы отнюдь не способствуют формированию и развитию личности в духе декларируемых в педагогике идеалов. Школьники, видя на улице, в семье и по телевизору совсем другое, просто не верят своим учителям, несмотря на всю их убедительность и педагогический дар.На то, чтобы преодолеть этот скепсис подрастающего поколения, должны быть направлены все усилия семьи, государства, а с ним - образовательных учреждений.

    Самостоятельно дети в силу своей наивности и максимализма сделать это просто не способны. На начальном этапе жизни только взрослые смогут стать их нравственными поводырями и указать возможные ориентиры для нравственного созидания. И чем раньше взрослые сделают это, тем больше вероятность счастливого будущего молодежи.

    Детство - наиболее удобная пора, когда еще почти беспрепятственно можно заложить в голову и душу маленького человечка те мысли и чувства, которые помогут ему стойко и радостно строить свою жизнь, опираясь на достойные образцы из прошлого, и не отвлекаться на мелкие дрязги реальности.

    Ребенок - существо очень восприимчивое ко всему, что происходит вокруг. Поэтому предпочтительно уже с детства учить его только хорошему. Добро, сочувствие, самокритика, трудолюбие, любовь к людям, животным, природе, понимание проблем, возникающих у других людей, а также многое другое закладывается на ранней стадии жизни. Школа - идеальное место для этого.

    Теоретические основы духовно-нравственного воспитания

    Воспитать ребенка в духе высокой нравственности - задача сложная. В современной дошкольной и школьной педагогике ее принято решать в трех аспектах:

    • философско-методологическом;
    • психологическом;
    • непосредственно педагогическом.

    Философско-методологический аспект обосновывает нормативные основания для духовно-нравственного воспитания детей разного возраста. Поэтому подход к обучению в младших и старших классах должен быть дифференцированным. Из этого положения исходит и разработка методик в преподавании. Они призваны дать ученикам понятие о духовности, нравственности, морали, духовно-нравственном воспитании и развитии, - базовых основах общего образования.

    Духовно-нравственное воспитание в данном случае трактуется с точки зрения философии, религии, социологии, культурологии. Всеобъемлющим при этом является междисциплинарный подход к воспитанию, предусматривающий вариативное рассмотрение его с позиций как материализма, так и идеализма.

    Задача философских методик духовно-нравственного воспитания - привитие учащимся умозрительного взгляда на мир. Это та позиция, которая позволяет сравнить естественно-научный и религиозный подход к истине, утверждая ее относительность.

    Принципами организации учебного процесса становятся при этом воспитание школьников в духе активности, сознательности, научности. Ответы школьников на уроках должны быть последовательными, целостными, преподавание - максимально наглядным: с использованием тематических экскурсий, специально подобранных картин, схем, символов и т. п.

    Психологический аспект духовно-нравственного воспитания предусматривает диалог учителя и ученика. Преподаватель должен в обязательном порядке учитывать психологию каждого возраста и, исходя из этого, выстраивать учебный процесс.

    В младших классах, в которых обучаются дети, в основе обучения лежит игра. Через игровые ситуации, искусственно создаваемые учителем, ребенок эмоционально осваивает азы духовно-нравственного воспитания. Часть из них позднее входит привычку и становится ведущим мотивом поведения в жизни.

    В старших классах вопросы, связанные с духовностью и нравственностью, решаются уже на уровне сознания; они более усложнены и приближены к реальной жизни. Эффективным методом обучения является моделирование проблемной ситуации, выход из которой ученик, как и в реальной жизни, обязан находить сам, исходя из ранее накопленных знаний.

    Педагогический аспект в воспитании духовности и нравственности основан преимущественно на аналитике. На первое место здесь выступает сопоставление отдельно взятых ситуаций, почерпнутых из жизни. Ученики при этом оценивают достоинства и недостатки тех или иных вариантов поведения и выбирают самый, на их взгляд, адекватный с точки зрения разбираемого духовно-нравственного понятия.

    Направления духовно-нравственного воспитания и развития

    В современной школьной педагогике практикуется комплексное воздействие на сознание воспитуемого по нескольким направлениям, каждое из которых отражает ту или иную сторону жизни человека. В их основе лежит отношение к следующим институтам:

    • религии;
    • семье;
    • творчеству;
    • обществу;
    • государству.

    Религиозное воспитание формирует в ребенке систему взглядов, связанных с богом, с божественным происхождением всего сущего, задающего человеку самую высокую планку духовно-нравственного поведения. Осуществляется оно посредством:

    • ближайшего окружения, верующего в бога, - членов семьи;
    • школьных педагогов;
    • священнослужителей;
    • религиозных организаций;
    • средств массовой информации;
    • религиозной литературы.

    Воспитание прививается на уроках, лекциях, семинарах, религиозных праздниках (в церкви), экскурсиях паломнического характера. Форм воздействия множество. Все они отражают сакральные догмы религиозной конфессии, к которой близок ребенок, и вырабатывают в нем определенные взгляды и стиль поведения в жизни.

    Семейное воспитание становится для ребенка одним из основных. Оно в идеале:

    • поддерживает физическое, духовное и моральное здоровье ребенка;
    • обеспечивает ему экономическую и моральную свободу для реализации всех имеющихся возможностей;
    • дает ребенку постигать мир в его разнообразии;
    • формирует эстетическую позицию, чувство прекрасного;
    • создает атмосферу любви, домашнего тепла и уюта, способствующую максимальной самореализации личности;
    • прививает маленькому человеку свои нравственные ценности, культуру, подает пример нравственного отношения близких людей друг к другу: заботы, сострадания и милосердия:
    • задает первые нравственные основы полового воспитания, отношения к другим людям;
    • привлекает к семейным традициям;
    • возбуждает внимание к родословной, цементируя единство поколений;
    • воспитывает в ребенке гражданина, патриота своего Отечества;
    • поддерживает гармоничность в развитии личности подрастающего человека.

    Творческое воспитание развивает эстетическую и познавательную сторону детского сознания. На современного школьника, его язык и культуру оказывают влияние культуры других народов. С экранов телевизоров на детей выплескиваются чужие мультфильмы, детективы, ужастики. Их герои становятся героями наших детей, вытесняя наши добрые мультики, наши сказки, наших нравственных героев.

    Единственное, что еще прочно сохраняет свое место в сознании детей, -фольклор. Первые примеры устного народного творчества ребенок получает еще в семье. Школа всемерно развивает эту традицию и использует ее в качестве средства:

    • психологического воздействия на учащихся;
    • изучения их эмоционально мира;
    • формирования духовности и высоких нравственных качеств;
    • развития эстетических взглядов;
    • для выработки метафорического мышления с помощью образов русских сказок;
    • увеличения лексикона детей за счет эмоционально-экспрессивных слов.

    Социальное и патриотическое воспитание - во многом схожие направления. Истинный патриот и настоящий гражданин - близкие понятия. Оба включают в себя гуманность идеалов, уважение к другим людям независимо от их национальности, а также к закону и власти.

    Духовно-нравственное воспитание патриота и гражданина в школе вырабатывает в учениках:

    • привязанность к родным местам;
    • уважение к своему языку;
    • соблюдение интересов общества и государства;
    • стремление к защите Отечества и верности ему в самые трудные минуты.

    Заключение

    Воспитание в детях духовно-нравственного отношения ко всему, происходящему вокруг, - залог благополучия не только личного, но и общего, в том числе благополучия Родины. В школе оно является ведущим моментом в образовании и делает осмысленным процесс постижения всех остальных наук.