Почему появился неприятный запах изо рта у ребенка (2 года): причины. Как заметить лишний вес и ожирение у детей младшего возраста – признаки, нормы веса и степени ожирения

Потребность детского организма во сне больше, чем в пище. Хороший сон свидетельствует о здоровье ребёнка.

Те или иные нарушения ночного отдыха имеются у 15% детей. Рассмотрим, почему у некоторых детей возникают проблемы сна. В каких случаях нужно обращаться к врачу из-за плохого сна ребёнка? Прислушаемся к совету неврологов и диетологов детского питания.

Нарушения сна в той или иной степени возникают у многих детей

Почему детям нужно спать?

Сон – это физиологическое состояние, при котором происходят восстановительные процессы в организме. Ночью у детей вырабатывается гормон роста. Не зря говорят, что во сне дети растут. Во время сна восстанавливается иммунная система путём выработки иммуноглобулинов и активации защитных клеток Т-лимфоцитов. В то время, когда дети спят, кратковременная информация, накопленная ими за день, переходит в долговременную память. Иначе говоря, ночью происходит закрепление знаний, полученных днём.

Продолжительность сна у малышей в 2–3 года составляет 12 часов, из которых 1.5–3 часа приходится на дневной отдых. По мере взросления дневной отдых уменьшается и к 4 годам потребность в нём у многих детей исчезает.

Виды нарушения засыпания и пробуждений ночью

Нарушением считаются трудности при засыпании или частое пробуждение ночью. Существует больше 100 видов нарушения сна, которые укладываются в 3 основных вида:

  1. Инсомния – трудное засыпание и ночные пробуждения.
  2. Парасомнии – снохождение, ночные страхи, энурез, сноговорение, бруксизм, вздрагивания.
  3. Ночное апноэ – кратковременные остановки дыхания.

Парасомнии вызваны незрелостью нервной системы и проходят к подростковому возрасту. Длительное нарушение сна более 3 месяцев требует наблюдения у врачей-неврологов. При затянувшейся проблеме врачи-сомнологи проводят исследование методом полисомнографии.

Индивидуальные особенности детей

Каждый ребенок индивидуален, поэтому ему может понадобиться меньшее количество сна, чем всем остальным деткам в его возрасте

По мере взросления детям требуется меньше времени для ночного отдыха и больше для бодрствования. Особенности физиологии детей с 2 лет заключаются в том, что режим сна и бодрствования у них уже устоявшийся, и малыши могут спать всю ночь. В силу индивидуальных особенностей некоторые дети спят меньше, чем их сверстники, но при этом чувствуют себя нормально. Такие особенности детей не связаны с какими-либо заболеваниями. Тот факт, что по вашему мнению, дитя мало спит для своего возраста – это проблема, может стать причиной обращения к врачу.

Причины нарушения засыпания или пробуждения ночью

Нарушение сна у детей 2 лет часто связано с неправильным режимом и питанием или вызвано заболеваниями.

Наиболее частые причины:

  • неврологические причины;
  • эмоциональные перегрузки в течение дня и перед сном;
  • неправильное питание;
  • физиологические особенности;
  • соматические заболевания.

У детей 2 лет наиболее частой причиной плохого засыпания или прерывания ночного отдыха является эмоциональная перегрузка, которая может проявиться в виде ночных страхов.

Что делать при нарушенном сне?

Чаще всего причина ночных страхов – эмоциональные перегрузки перед сном и неправильный режим. Иногда причиной страхов бывает испуг. Эмоциональная перегрузка может быть вызвана поздним возвращением отца, который перед сном устраивает шумное эмоциональное общение с чадом. Возбуждённые дети трудно засыпают, часто просыпаются и зовут маму. Такие состояния случаются несколько раз в неделю. Ночные страхи проходят к подростковому возрасту.

Шумные игры вечером должны быть отменены

Если малыш проснулся ночью от собственного крика, возьмите малыша на руки, тихим голосом успокойте его и попросите выйти из детской комнаты всех домочадцев, сбежавшихся на крик. При часто повторяющихся ночных страхах у малыша, нужно проконсультировать у невролога. Затянувшиеся ночные страхи могут быть эпилептического происхождения.

При лечении нарушенного сна у детей 2 лет очень важно придерживаться таких мер:

  • соблюдать режим дня;
  • не допускать игры на компьютере или телефоне перед ночным отдыхом;
  • укладывать спать малыша в 2 года рекомендуется в 21 час в одно и то же время;
  • обеспечить дневной сон 1.5–2 часа;
  • перед сном не допускать просмотра телевизора;
  • за час до засыпания не разрешать шумных активных игр;
  • полезно погулять с малышом перед сном или ужином;
  • перед сном хорошо проветрить комнату;
  • малышу не должно быть слишком жарко или холодно во время ночного отдыха.

Дневной отдых важен для детей 2 лет. Малыш, который не спит днём, будет плохо спать и ночью. Полезно выполнять ритуал подготовки к засыпанию – собрать игрушки, почитать сказку. В младшем возрасте при нарушении засыпания или пробуждении ночью можно давать успокаивающие травяные настои из валерианы, мелиссы. Полезно перед сном провести курс лечения тёплыми ваннами с настоем из сбора трав, состоящего из равных частей чабреца, валерианы, пустырника, мелиссы. Для настоя заварить 2 ст. л. сухой смеси 1 стаканом воды и настаивать четверть часа на водяной бане. Температура воды не должна быть выше 37.0 °C.

Неправильное питание

Питание ребенка должно быть сбалансированным и витаминизированным

Проблемы сна у здоровых детей могут возникнуть при неправильном питании. Дневной рацион должен быть достаточно калорийным. Пищи, съеденной за ужином, должно быть достаточно для того, чтобы малыш не просыпался ночью от голода. Обильный ужин перед сном вызовет колики в животе. Чипсы и еда Fast food вполне может вызвать рвоту у детей в любое время суток. Питание детей 2 лет должно быть сбалансированным.

В рационе детей от 1 года до 3 лет должны ежедневно присутствовать продукты:

  • Животный белок – это строительный материал, необходимый для роста и обеспечения железом крови. При недостатке мясных блюд из говядины у детей развивается железодефицитная анемия, слабеет иммунная система. Из-за недостатка белка малыши отстают в развитии, у них ухудшается память.
  • Рыба – источник витамина D, без которого в растущем организме формируется недостаток кальция, фосфора и магния. Дисбаланс этих минералов негативно отражается на росте костей и зубов растущего организма. При недостатке минералов дети плохо спят, потеют во сне, у них развивается кариес зубов. Дефицит минералов и витаминов отражается на интеллектуальном развитии детей.
  • Молочные продукты – источник кальция и белка, которые нужны для формирования костей и зубов растущего организма.
  • Фрукты и овощи обеспечивают организм витаминами и минералами.

Дети от 1 года до 3 лет нуждаются в пище после кулинарной обработки. Вегетарианство для детей от 1 года до 3 лет недопустимо. Соблюдение поста, с медицинской точки зрения, трактуется как негуманное отношение к детям. Метод сыроедения также недопустим для питания детей. Дети в возрасте 2 года не могут переваривать столько сырой пищи. Желудочно-кишечный тракт детей от 1 года до 3 лет не в состоянии обеспечить ферменты для переваривания сырой клетчатки. Результатом сыроедения будут гастрит и колит. Проблемы в питании ухудшают засыпание и являются причиной пробуждения ночью.

Храп у детей

Причиной частых пробуждений может быть храп, который возникает у некоторых детей после 1 года при увеличенных аденоидах и миндалинах. При сильном увеличении миндалин ограничивается приток воздуха к лёгким. Ребёнок просыпается от кислородной недостаточности. В тяжёлых случаях аденоиды могут быть настолько увеличены, что во сне полностью перекрывают поток воздуха и вызывают кратковременную остановку дыхания – апноэ. Дети при этом часто просыпаются, а днём чувствуют сонливость. При таком серьёзном нарушении сна дети нуждаются в обследовании у ЛОР-специалистов и врачей-сомнологов, которые исследуют сон методом полисомнографии. В случае увеличения аденоидов и миндалин операция устраняет храп и восстанавливает ночной покой.

В итоге подчеркнём, основные проблемы сна заключаются в эмоциональной перегрузке и нарушении режима. Неправильное или недостаточное питание тоже вносит свою лепту в нарушение сна у детей от 1 года до 3 лет. Чтобы избавиться от проблем ночного отдыха нужно, прежде всего, наладить правильный режим и отрегулировать сбалансированное питание.

После рождения у младенцев держится субфебрильная температура на протяжении всего года, что вовсе не является патологией. У новорожденного в первый месяц жизни показания градусника находятся в пределах от 36 до 37,4 градусах. Причем понижается она в то время, когда кроха спит, а повышенное значение наблюдается во время кормления. С каждым месяцем температурные показатели приходят в норму, поэтому уже ближе к 1 году у малыша наблюдаются незначительные колебания. Какая же должна быть температура у 2 месячного ребенка, и является ли значение 37 градусов допустимым?

Особенности гипертермии у малышей в 2 месяца

Значительные колебания температурных показателей у ребенка в 2 месяца обусловлены адаптацией организма к окружающей среде. Это означает, что терморегуляция у малыша продолжает формироваться, что говорит об абсолютно нормальном развитии карапуза. Нормальное значение температуры у ребенка 2 месяца составляет 37 градусов. Если родители обнаруживают такое показание градусника на протяжении длительного периода, то не стоит паниковать.

Важно знать! У детей в два месяца температура может держаться длительное время на отметке 37,4, что также говорит об отсутствии патологии. При этом немаловажно оценить состояние малыша, если имеются признаки недомогания, то следует обратиться к врачу.

К основным признакам недомогания малыша относятся следующие симптомы:

  • отсутствие аппетита;
  • усталость;
  • капризность;
  • беспокойство;
  • значение температуры выше 37,4 градусов.

При развитии данной симптоматики у 2х месячного ребенка требуется немедленно обратиться к врачу. Пониженные показания градусника ниже 36,6 градусов также не являются патологией, особенно если измерения проводятся, когда кроха спит. Температура 36 градусов и ниже – это нормально, но только в случае, если ее значение держится непродолжительное время. Пониженное значение температуры у ребенка в грудном возрасте также может свидетельствовать о патологии, но для этого нужно показать кроху педиатру. Низкие показания температуры в основном встречаются у детей, которые родились раньше или позже установленного срока.

Важно знать! Прежде чем судить о том, что у ребенка температура, следует убедиться в правильности проводимых измерений.

Особенности правильного измерения гипертермии у малышей

Показания температуры у ребенка в 2 месяца зависят не только от его возраста, но еще и от особенностей измерения. В 2 месяца ребенку температуру можно измерять следующими способами:

  1. Ректальный способ. Второй по популярности способ измерения значения гипертермии у младенцев. Измерения осуществляются непосредственно в прямой кишке, а нормальная температура у ребенка в возрасте двух месяцев по такому способу измерения составляет от 36,8 до 37,6 градусов. Для измерения следует использовать термометр электронного типа, который имеет главное преимущество перед ртутным – это безопасность.
  2. Оральный способ. Ребенку 2 месяца температура может измеряться при помощи расположения градусника в ротовой полости. Для измерения применять следует исключительно электронный термометр, как и в предыдущем случае. Кроме того, детям в возрасте 2 месяцев рекомендуется проводить измерения при помощи специальных термометров в форме пустышек. Стоимость такого градусника в 2-3 раза больше, чем электронный, но при этом вы сможете быстро и легко выполнить измерения. Использовать ртутный градусник для малышей в возрасте 2 месяцев, чтобы измерить температуру, не рекомендуется, так как дети могут нарушить целостность прибора, что приведет к развитию опасных последствий.
  3. Подмышечный способ. Классический вариант измерения, которому можно отдать предпочтение с 5 месяца жизни карапуза. Деткам в 2 месяца данный метод измерения не желателен, так как у деток еще очень маленькие и хрупкие ручки, чтобы прижимать прибор. К тому же держать прибор ребенок должен как минимум 5-7 минут, что выполнить достаточно сложно.
  4. В ушном канале. Для детей в возрасте 2 месяцев данный способ также не подходит, так как у малышей диаметр ушного канала очень маленький. Таким способом можно осуществлять измерения температуры у детей с пяти месяцев. Преимуществом такого метода является высокая скорость получения результата, а также простота проведения измерения.

Почему у детей в 2 месяца повышается жар

В три года у ребенка температура 37 свидетельствует о развитии патологии, в то время как у малышей в 2 месяца такое значение является абсолютно нормальным, но при условии отсутствия признаков ухудшения здоровья. Температура 38 у грудничка в 2 месяца свидетельствует непременно о развивающемся недомогании, поэтому обязательно следует принимать соответствующие меры. О том, что делать в такой ситуации, узнаем ниже, а для начала следует выяснить, почему у детей в 2 месяца может повышаться температура до субфебрильных значений. Основными причинами того, что у ребенка в 2 месяца температура 37, являются:

  1. Перегрев организма. Мамочки после появления малютки на свет стремятся оградить его от всех негативных факторов. Одними из основных ошибок, которые допускают родители: тугое пеленание, перегрев воздуха в помещении, частые прогулки под прямыми лучами солнца.
  2. Прорезывание зубов. У детей в этом возрасте зубы еще не начинают прорезываться, за исключением редких случаев. Определить признаки прорезывания зубов у малыша не составляет труда. Если ребенок капризничает, отказывается от пищи, а также у него наблюдается повышенное слюноотделение, то – это, скорее всего, говорит о прорезывании первого молочного зубика. При прорезывании зубов у детей повышается температура 37,2 градусов.
  3. Реакция на вакцинацию. С самого рождения деткам ставятся прививки от различных заболеваний. Часто незначительное повышение температуры до 37 у грудничка в 2 месяца может возникнуть в ответ на реакцию вводимой вакцины. Гипертермия может повышаться не после всех видов прививок, поэтому следует уточнять у врача о возможных побочных симптомах проводимых вакцинаций.
  4. Бактериальные инфекции. У детей в 2 месяца еще очень слабый и не окрепший иммунитет. Это означает, что организм подвержен негативному влиянию различных факторов, в том числе и бактериальных инфекций. При бактериальных заболеваниях, которые носят преимущественно воспалительный характер, наблюдается повышение температуры до 38 градусов. К бактериальным заболеваниям относятся такие виды недугов, как ангина, бронхит, пневмония. Для лечения бактериальных недугов требуется прибегнуть к применению антибиотических препаратов, которые обязательно назначает врач.
  5. Детские заболевания. К таковым заболеваниям относятся: корь, краснуха, паротит, коклюш. Данные заболевания достаточно сложно не заметить, так как они протекают с развитием дополнительной симптоматики.

Кроме того, у малыша температура может повышаться до 38 градусов по причине нервного перенапряжения, что часто диагностируют у детей с патологическими отклонениями нервной системы.

Как правильно снижать температуру деткам

Прежде чем принимать какие-либо мероприятия по улучшению состояния самочувствия малыша, требуется проконсультироваться с участковым врачом или обратиться в стационар. Младенческий организм достаточно чувствительный к воздействию различных медикаментов, поэтому не следует вовсе прибегать к самолечению.

Для снижения температуры требуется использовать жаропонижающие препараты, которые предназначаются специально для детей. Детям в возрасте 2 месяца сбивать температуру можно не всеми препаратами, а только некоторыми. Это такие детские жаропонижающие, как Эффералган, Цефекон Д и другие. Препараты на основе ибупрофена можно применять начиная с 3 месяцев. Для малышей до 3 месяцев можно применять жаропонижающие на основе парацетамола.

Важно знать! Строго запрещено сбивать температуру малышу при помощи Аспирина, Ацетилсалициловой кислоты и Но-шпы.

Но-шпу можно использовать для снижения температуры детям с возраста 1 год, и только в случае развития лихорадочного состояния. Аспирин и Ацетилсалициловую кислоту можно использовать не ранее, чем с 14-летнего возраста.

Каждый 14-й ребенок имеет выраженную задержку речевого развития (ЗРР). Проблемы с развитием речи уже становятся заметны с 2 лет.

В статье собран материал о причинах и признаках ЗРР у малышей двухлетнего возраста, нормы развития речи у детей и мнения врачей по этой проблеме.

Признаки задержки речевого развития у детей в таблице – когда стоит бить тревогу?

Показатели благополучного и неблагополучного развития речи у малышей

Признаки благополучного развития речи Признаки неблагополучного развития речи
Физическое развитие ребенка соответствует возрасту. Физическое развитие не соответствует возрасту, задержка развития.
Заболевания неврологического профиля отсутствуют. Присутствуют заболевания неврологического профиля.
В разговоре ребенок слушает себя и самостоятельно исправляет свои ошибки. В анамнезе есть тяжелые общие болезни.
Он свободно разговаривает с близкими, стеснительно себя ведет с незнакомцами. Игнорирует просьбы повторить только-что сказанное.
С интересом повторяет ваши речи. Не стремится повторять речь родителей.
Ребенок решает свои проблемы с помощью речи. Все свои проблемы решает самостоятельно без родительского вмешательства.
Показывает предметы, которые ему называют. Не чувствует дискомфорта и стеснения при разговоре с незнакомцами.
Знает и понимает разницу между «большой» и «маленький». Не стремится разговаривать понятливо для окружающих, ему безразлично понимают ли его или нет.
Отстает от одногодок в речевом развитии.
Не реагирует на замечания повторить сказанное, только лучше.

Когда ребенок должен начать говорить — нормы развития речи у малышей в таблице

Специального органа, который отвечает конкретно за речь у человека, нет. Формируют речь и слова такие анатомические аппараты как жевательный, дыхательный, глотательный. Но прежде чем слово или словоформа будет сформировано, в процесс задействуется кора головного мозга.

У детей процесс формирования речи имеет несколько этапов:

  1. Первый этап начинается от рождения и продолжается до достижения возраста 6-10 месяцев. Он включает в себя крик, лепет и гуление. Этими, так называемыми «сигналами», малыш оповещает родителей, что он голоден, ему холодно или жарко, некомфортно или он чувствует боль. Далее, прислушиваясь к разговорам окружающих, у него начинают формироваться простые слоги «ма», «па», «ба» и т.д.
  2. Второй этап начинается в 8-10 месяцев и продолжается до 2 лет. В этот период малыш начинает понимать элементарные фразы, которые говорят родители и может жестом отвечать на вопрос (наприм. «где мама?»). Интонацией он выражает радость, недовольство, страх. По достижению 1 года ребенок начинает называть слова звукоподражательным выражениями (напр. машина – би-би, кот – кис-кис, игрушка – ляля).
  3. С 2 лет начинается 3 период, когда малыш четко понимает речь взрослого, выполняет поручения, с легкостью указывает на называемые предметы. Ребенок уже может называть словосочетания из двух-четырех слов, произносит все звуки родного языка, его словарный запас в среднем состоит из 300 слов.

Таблица №1. Нормальное развитие речи у детей по возрасту

Форма речи Возраст
1. Крик с интонацией недовольства или радости. 1-2 мес.
2. Ребенок гулит и пытается произнести простые слоги. 2-3 мес.
3. Ребенок пытается повторять слова за вами и выговаривает их посредством одинаковых слогов. 4-5 мес.
4. Начинает выговаривать первые слова, состоящие со слогов (ма-ма, ба-ба, па-па, ля-ля) или называет вещи звукоподражающими названиями (кот-киса, корова – му-му). 8 мес. – 1 год 2 мес.
5. Ребенок начинает объединять по 2-4 слова и формирует логические словосочетания. 1 год 6 мес. – 2 года 2 мес.
6. Начинает часто задавать вопросы «что это?». 1 год 9 мес. – 2 года 6 мес.
7. Речь малыша начинает приобретать правильное грамматическое значение (использует числа, род слова). 2 года 4 мес. – 3 года 6 мес.
8. Ребенок начинает активно говорить, рассказывает, что он делает, где и как, разговаривает со своими игрушками. 2 года 6 мес. – 3 года 5 мес.

Почему ребенок не разговаривает в 2 года – все социальные, психологические и физиологически причины задержки речевого развития у детей в таблице

В норме, по достижению двухлетнего возраста, малыш должен активно общаться с родителями и близкими, называть вещи своими именами, рассказывать различные истории. Но случается так, что ребенок в 2 года еще не произносит никаких слов или же делает это очень плохо, но при этом у него нет . Причин этому может быть множество, их воссоединяют в три основные группы – социальные, психологические и физиологические.

Причины задержки или отсутствия речи у ребенка в 2 года

Физиологические Психологические Социальные
Слабость мышц лица и рта. Испуг. Отсутствие внимания к ребенку со стороны родителей.
Проблемы со слухом, глухота, тугоухость. Постоянные родительские скандалы, ссоры. Постоянный доступ ребенка к компьютеру, телевизору, планшету.
Врожденные аномалии развития губ, неба, языка, лицевых мышц. Неблагоприятная обстановка в семье (неполная семья, отсутствие родителей, асоциальные родители). Повышенная опека над ребенком, когда ему нет необходимости что-либо понимать и над чем-то задумываться.
Патологии головного мозга и нервной системы. Высокие требования родителей к малышу, насильственные попытки научить его говорить.
Наследственные болезни.
Психические заболевания. .

Патологии нервной системы, приводящие к речевому недоразвитию

Общее недоразвитие речи – формы речевой патологии:

  1. Дизартрия.
  2. Афазия.
  3. Моторная алалия.
  4. Сенсорная алалия.

Дизартрия

Дизартрия проявляется в средней, тяжелой и стертой формах.

Характерные черты этой патологии:

  • У ребенка страдает вся произносительная система речи.
  • Ритм дыхания нарушен.
  • Голос приобретает гнусавый оттенок.
  • Все звуки произносятся смазано и нечетко, как бы «в нос».

При тяжелых формах дизартрии заметны нарушения тонуса лицевых мышц — они или слишком расслаблены, или чересчур напряжены.

Ребенок не может поднять вверх язык, высунуть его или достать до уголка рта. Язык постоянно дрожит, при попытках удержать его в одном положении – синеет, появляется чрезмерное слюноотделение.

У малыша страдает и крупная и мелкая моторика, он неловок, не умеет прыгать, стоять на одной ноге, не любит рисовать или вырезать, с трудом удерживает равновесие.

Причины развития дизартрии:

  1. Асфиксия или травма при родах.
  2. Влияние несовместимости с матерью по резус-фактору.
  3. Травмы и опухоли головного мозга.
  4. Наследственные патологии ЦНС.

При нормальном слухе и развитых органах артикуляции у детей происходит распад уже начавшейся формироваться речи.

Характерная черта афазии – ребенок говорил и вдруг замолчал, появились нарушения в произношении звуков, потеря смысла высказываний. Это нарушение речевого развития ведет к задержке развития интеллекта.

Причины афазии – травмы, опухоли и воспалительные заболевания головного мозга.

Моторная алалия

Речевая патология, имеющая широкий диапазон нарушений: от полного отсутствия речи до незначительных проблем типа неправильного употребления окончаний слов или склонения по родам и числам.

Характерная черта тяжелой формы моторной алалии – ребенок понимает то, что ему говорят, но его собственная устная речь практически не развивается. Дети с такими проявлениями не в состоянии самостоятельно поставить губы, язык в нужное положение, они неуклюжи в выполнении простейших движений.

Мелкая моторика пальцев рук у таких детей почти не развита, страдают и память, и мышление.

Причины развития моторной алалии – повреждение клеток речевых зон головного мозга или запаздывающее их развитие вследствие родовой травмы, инфекций, воздействия токсинов на плод во время внутриутробного развития.

Сенсорная алалия

При этой патологии дети не понимают смысла обращенной к ним речи, или понимают слова по отдельности, но не могут вникнуть в смысл целой фразы или высказывания.

Иногда у ребенка с сенсорной алалией наблюдается логоррея (бессмысленное и бессвязное произнесение отдельных слов).

Может наблюдаться задержка интеллекта, негативные проявления со стороны нервной системы: раздражительность, негативизм, нарушения крупной и мелкой моторики.

Нужно отличать эти стойкие и тяжелые патологии речевого развития (ОНР) от темповой задержки развития речи (ЗРР), когда некоторое отставание в этом отношении от сверстников вызвано особенностями развития малыша, наследственными особенностями, нехваткой общения с родителями.

Это может сделать только специалист: психоневролог, логопед, психолог для детей с отклонениями в развитии.

Мнение специалиста

Доктор Комаровский:

Большинство детей начинает произносить звуки, имеющие какое-то значение, около года. Но есть совершенно нормальные дети, которые не торопятся заговорить. Похоже, что это зависит главным образом от темперамента и особенностей натуры ребенка. Дружелюбно настроенный, веселый ребенок стремится заговорить раньше. Спокойный ребенок, склонный к созерцательности, долго наблюдает за происходящим вокруг, прежде чем у него появляется желание высказать и свое мнение.
Атмосфера, в которой растет ребенок, и отношение к нему окружающих также играют важную роль. Если из-за нервного напряжения, вызванного чем-либо, мать все время молчит в обществе ребенка, то он, не чувствуя с ее стороны стремления к общению, тоже замыкается в себе. Взрослые иной раз впадают в другую крайность: постоянно разговаривают с ребенком и командуют им, лишая его всякой инициативы. Такой ребенок будет чувствовать себя неловко с людьми и замыкаться в себе. Он еще не дорос до того возраста, когда он может поспорить со взрослым либо просто уйти. Считается, что поздно начинают говорить те дети, которых обслуживает вся семья, не давая им самостоятельно и рукой шевельнуть, предупреждая каждое их желание. Если ребенок долго не начинает говорить, первое, что приходит в голову родителям, это не отстает ли их ребенок в умственном развитии. Действительно, некоторые умственно отсталые дети начинают говорить поздно. Но очень многие из них произносят первые слова в том же возрасте, что и нормальные дети. Факты доказывают, что огромное большинство детей, которые почти не разговаривают до 3 лет, отличаются нормальным умственным развитием или даже оказываются необычайно смышлеными.
Я думаю, нетрудно догадаться, что делать, если ребенок долго не начинает говорить. Не сердитесь на него за это и не торопитесь делать вывод, что он глуп. Будьте нежны с ним и постарайтесь не слишком сдерживать его инициативу. Дайте ему возможность бывать среди других детей, где он будет чувствовать себя естественнее. Разговаривайте с ним дружелюбным тоном, употребляя простые слова. Поощряйте его называть вещи, когда они ему нужны. Но не требуйте от него, чтобы он заговорил, и не выражайте свое недовольство.

Из книги «Родителям о речи ребенка» Н.В. Нищева:

Причины задержки речевого развития разнообразны: проблемы в развитии слухового, зрительного и тактильного восприятия; интеллектуальная недостаточность, наследственный тип позднего развития речи. Среди возможных причин следует также отметить соматическую ослабленность, болезненность ребенка, из-за которой задерживается формирование всех психических функций; и социальные факторы, а именно отсутствие адекватных условий для развития речи малыша. В условиях гиперопеки речевая функция часто остается невостребованной, так как окружающие понимают ребенка без слов и предупреждают все его желания. Возможна первичная задержка речевого развития в тех случаях, когда родители постоянно сопровождают свои обращения к ребенку жестами и действиями, и малыш привыкает реагировать не на слова, а на жесты. Крайне вредно пребывание ребенка в избыточно информированной речевой среде, когда он слышит речь взрослых, общающихся между собой, а также радио, телевидение, и привыкает не вслушиваться в речь и не придавать значения слову. В этом случае ребенок может произносить длинные бессмысленные псевдофразы, имитируя полноценную речь, а развитие истинной речи будет задерживаться. Как правило, в неблагополучных семьях, где у взрослых нет ни времени, ни желания общаться с детьми, речевое развитие последних также задерживается.

Н. С. Ильина, логопед-дефектолог:

В современной логопедии выделяется две группы факторов, обусловливающих задержку в темпах формирования речи:

а) несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки;
б) недостаточность сенсомоторной или неврологической базы ребенка.

К первой группе можно отнести неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, либо, наоборот, в гиперопеке. И в том, и в другом случае у ребенка не формируется мотивация речевого общения. В первом случае не к кому обращаться, во втором — незачем, все и так будет сделано вовремя. В рамках клинической классификации подобное нарушение рассматривается как задержка темпов речевого развития функционального характера. Часто проявления недоразвития усугубляются личностными особенностями ребенка, склонного к упрямству, своеволию, истерическим реакциям.

Задержка темпов речевого развития, обусловленная снижением мотивации общения, при своевременно начатой работе и при изменении условий воспитания обнаруживает тенденцию к быстрой и полной коррекции.

Если же у ребенка отмечается несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы (фонематического восприятия, моторики артикуляционного аппарата, зрительного гнозиса) или неврологические заболевания, то такое недоразвитие требует не только изменений условий воспитания, но и помощи специалиста в форме консультаций или регулярных занятий. Коррекция этой формы речевой патологии занимает более продолжительное время и требует больших сил и внимания.

При задержке речевого развития наиболее эффективной оказывается ранняя коррекция, т.е. в возрасте до трех лет. Однако это не значит, что при выявлении речевого недоразвития в 6 или 7 лет нужно опустить руки. В любом случае специальные занятия окажут положительное влияние на речь и личность ребенка, если будут носить систематический характер. Успешность развития ребенка во многом зависит от активной позиции родителей, которые под руководством специалистов могут организовать правильное общение с ребенком.

Ожирение в наше время становится все более актуальной проблемой. Война с лишним весом идет во всех странах — и, что самое плохое — во всех возрастных категориях. Все чаще на этом «поле боя» почему-то оказываются дети, а самое заболевание постепенно выходит за рамки одной лишь наследственности. Например, в США лишний вес отмечают у каждого второго ребенка, а каждому пятому ставят диагноз «ожирение». В России такой диагноз стоит у 5-10% детей разных возрастов, и около 20% избыточно упитаны.

Опасен ли для ребенка лишний вес, и как бороться с проблемой?

Причины лишнего веса у детей 2-5 лет – почему мой ребенок толстый?

Откуда лишний вес у взрослых – это понятно (причин много, и своя – у каждого). А вот откуда лишний вес у малышей, которые еще даже не ходят в школу?

Детская пухлость считается очень милой, пока полнота не становится неестественной, и не появляются признаки действительно лишнего веса.

Интенсивное формирование жировой прослойки начинается в 9-месячном возрасте — и бросая этот процесс на самотек, родители рискуют упустить вес из-под контроля.

Если карапуз начал активно ходить и бегать, но щечки не ушли, и лишний вес продолжает держаться (и даже увеличиваться) — значит, пора принимать меры.

Видео: Лишний вес у ребёнка. Доктор Комаровский

Откуда лишний вес у малышей?

Основными причинами, по-прежнему, остаются генетическая предрасположенность и постоянное переедание. Если малыш получает больше «энергии», чем расходует, то итог предсказуем – излишек отложится на теле.

Другие причины:

  • Недостаток подвижности. Отсутствие активного отдыха, который заменен времяпрепровождением у ТВ и ноутбука.
  • Злоупотребление сладостями, жирной пищей , фаст-фудом, газировкой и проч.
  • Закармливание. «Еще ложечку за маму…», «Пока не съешь, из-за стола не встанешь», и т.д. Родители забывают, что гораздо правильнее, когда ребенок встает из-за стола с легким чувством голода, чем выползает «тюленем» с переполненным желудком.
  • Психологические аспекты. Заедание стресса – причина весьма распространенная у детей так же, как и у взрослых.
  • Отсутствие правильного режима дня , постоянные недосыпания.
  • Длительный прием лекарств. Например, антидепрессантов или глюкокортикоидов.

Также причиной лишнего веса могут быть хронические заболевания

Например…

  1. Нарушение обмена веществ, проблемы с эндокринной системой.
  2. Опухоль гипоталамуса.
  3. Гипотериоз и пр.
  4. Хромосомные и иные генетические синдромы.
  5. Диабет.

Безусловно, нельзя ждать, пока лишний вес у ребенка перерастет в ожирение – начинать лечение следует сразу, до осложнений и последствий ожирения.

Чем опасны лишний вес и ожирение у маленьких детей?

Формирование лишнего веса у ребенка только на первый взгляд кажется пустяком – мол, «пройдет со временем…».

На самом же деле, лишний вес у ребенка становится еще более опасной проблемой, чем ожирение у взрослого человека.

В чем опасность?

  • Ребенок растет, и в этом возрасте еще не все системы работают в полную силу – пока еще они только учатся функционировать правильно. Естественно, подобный стресс для организма в этом периоде может иметь непредсказуемые последствия.
  • Позвоночник принимает на себя непомерную нагрузку. Именно в момент формирования скелета и осанки, активного роста малыша.
  • При возрастающей из-за лишнего веса нагрузке на системы организма уже к подростковому возрасту (конечно, если родители вовремя не предпримут нужных шагов) появятся гипертония, ишемия, повышенный риск инфаркта, и проч.
  • Не справившись с излишком питательных веществ, сбивается со своего ритма работы поджелудочная, что в итоге может привести к диабету.
  • Снижается иммунитет, повышается склонность к простудам.
  • Нарушается сон.
  • Начинаются психологические проблемы, связанные с закомплексованностью ребенка.

Также среди возможных осложнений:

  1. Дисфункция половых желез.
  2. Онкологические заболевания.
  3. Изменения в костно-мышечной системе: нарушение походки и осанки, появление плоскостопия, развитие артрита, остеопороза и проч.
  4. Желчнокаменная болезнь.
  5. Заболевания ЖКТ.

И это — еще не весь список.

Что уж говорить о том, что толстые дети – это несчастные дети, которые постоянно страдают от чужих насмешек, своих комплексов, бессилия.

Задача родителей – не допустить такой проблемы. А если лишний вес все-таки появился – то начать лечение как можно раньше, чтобы не лишить свое чадо благополучия в будущем.

Видео: Лишний вес у детей особенно опасен!

Как заметить лишний вес и ожирение у детей младшего возраста – признаки, нормы веса и степени ожирения

В разном возрасте заболевание проявляет себя разными симптомами, и клиническая картина будет зависеть от возрастных особенностей ребенка.

Среди основных признаков, на которые стоит обратить пристальное внимание:

  • Лишний вес.
  • Повышенное давление и одышка после нагрузки.
  • Повышенная потливость.
  • Запоры, дисбактериоз, нарушение работы ЖКТ в целом.
  • Появление жировых складок и др.

Выявить избыточный вес можно также по таблице значений массы тела , сравнив норму веса и ее превышение, соответственно данным ВОЗ.

Нельзя забывать, что параметры корректируются в соответствии с ростом, возрастом и полом.

Если рост превышает норму, то лишний вес не обязательно будет отклонением от нормы. Все индивидуально.

Что касается совсем маленьких карапузиков возрастом до года, их норму определяют с учетом двойной прибавки в весе к 6 мес., и тройной – к году.

А началом ожирения у малышей до 1-го годика считается момент превышения нормального значения веса более чем на 15 процентов.

Ожирение классифицируют следующим образом:

  • Первичное. Вариант, когда заболевание развивается по причине неграмотно организованного питания или наследственного фактора.
  • Вторичное. Оно развивается обычно на фоне сбоя в работе желез внутренней секреции, а также на фоне хронического заболевания.

Кроме того, ожирение классифицируют по степеням . Данную диагностику проводят исходя из расчета ИМТ (прим. – индекс массы тела), который высчитывается по специальной формуле.

Например, если рост 7-летнего ребенка составляет 1,15 м, а масса тела – 38 кг, то ИМТ=38:(1,15х1,15)=29.2

  • 1 ст. ИМТ > нормы на 15-25%.
  • 2 ст. ИМТ > нормы на 26-50%.
  • 3 ст. ИМТ > нормы на 51-100%.
  • 4 ст. ИМТ > нормы на 100% и выше.

Важно:

Рассчитывать ИМТ есть смысл только после наступления малышу 2 лет . Чтобы понять – есть ли ожирение, нужно рассчитать ИМТ и сравнить полученное значение с нормой, принятой ВОЗ.

И, конечно, нельзя не сказать о том, что даже подозрение на лишний вес и ожирение у ребенка – это повод для обращения к врачу, независимо от полученных по ИМТ значений.

Что делать, если ребенок 2-5 лет полный, к каким специалистам обращаться?

Если вы отмечаете, что ваше чадо полнеет, не ждите чуда – бегом в поликлинику! Важно вовремя поставить диагноз, найти причину и получить рекомендации по лечению.

К каким врачам идти?

  • Начинайте с педиатра и эндокринолога.
  • Далее – гастроэнтеролог, диетолог, кардиолог и невропатолог, психолог.

Остальных врачей вам подскажет терапевт.

Диагностика должна включать в себя:

  1. Полный сбор анамнеза.
  2. Изучение общих данных (рост и вес, ИМТ, стадия развития, давление и проч.).
  3. Лабораторную диагностику (анализ мочи и крови общие, кровь на гормоны, липидограмма и пр.).
  4. УЗИ, МРТ, ЭКГ и ЭХО-КГ, обследование у окулиста и полисомнография.
  5. Генетическое исследование и проч.

Видео: Лишний вес у детей - как с ним бороться?

Профилактика ожирения у ребенка младшего возраста

Чтобы уберечь свое чадо от лишнего веса, нужно помнить основные правила профилактики:

  • Питание – по режиму и по графику. Без переедания, докормов и впихивания «ложечки за папу» — оптимальными для ребенка порциями.
  • Используйте продукты с меньшей жирностью. Вырабатывайте в своем ребенке с пеленок привычку питаться правильно и много двигаться.
  • Спорту – да. Прогулкам – да. Движение – жизнь. Возьмите на себя досуг своего ребенка полностью – не спихивайте его на супер-заботливых бабушек и компьютер с ТВ. Гуляйте в парке, катайтесь на лыжах и роликах, ходите в секции, участвуйте в праздниках и соревнованиях, вместе бегайте по утрам и танцуйте по вечерам – пусть ребенок впитает в себя привычку быть бодрым, стройным и легким.
  • Хотите отучить ребенка от вредной еды? Отучайтесь все вместе! Ребенок не откажется от чипсов, если их ест папа возле телевизора.
  • Замените всю посуду, с которой обычно едите. Чем меньше тарелки — тем меньше порции.
  • Еда – это процесс, предполагающий получение нужной энергии организмом . И не более того. Не удовольствие. Не развлечение. Не праздник живота. Не культ. Поэтому никаких телевизоров во время обеда.
  • Выбирайте секции — не те, в которых ребенок будет быстро терять килограммы, а те, куда ему будет хотеться идти . Чем интереснее ребенку секция, тем интенсивнее он занимается и тем больше выкладывается на тренировке.
  • Готовьте полезные десерты вместе с ребенком. Понятно, что все дети любят сладкое. И отучить их невозможно. Но в ваших силах – сделать десерты полезными. Ищите рецепты — и радуйте домочадцев.

Сайт сайт предоставляет справочную информацию. Адекватная диагностика и лечение болезни возможны только под наблюдением добросовестного врача. При возникновении тревожных симптомов обратитесь к специалисту!