Защитные механизмы по зигмунду фрейду. Теория полового развития по зигмунду фрейду

Зигмунд Фрейд – австрийский психоаналитик, психиатр и невролог. Основатель психоанализа. Предложил новаторские идеи, которые вызывают в научных кругах резонанс даже сегодня.

Зигмунд Фрейд родился в городе Фрайберг (ныне - Пршибор, Чехия) 6 мая 1856 года, став третьим ребенком в семье. Мать Зигмунда – вторая жена Якоба Фрейда, у которого уже было двое сыновей от первого брака. Торговля тканями приносила семейству прибыль, которой вполне хватало на жизнь. Но грянувшая революция растоптала даже столь малое начинание на фоне остальных идей, и семье пришлось покинуть родной дом. Сначала семья Фрейдов переселилась в Лейпциг, а спустя год в Вену.

Бедный район, грязь, шум и неприятные соседи – те причины, которые не создавали позитивную атмосферу в доме будущего ученого. Сам Зигмунд не любил вспоминать раннее детство, считая те годы недостойными собственного внимания.

Родители очень любили сына, возлагая на него большие надежды. Увлечение литературой и философскими трудами только поощрялось. А читал Зигмунд Фрейд не по-детски серьезную литературу. В личной библиотеке мальчика почетное место занимали труды , и Гегеля. Кроме того, психоаналитик увлекался изучением иностранных языков, и даже сложная латынь давалась юному гению на удивление легко.

Учеба в домашней обстановке позволила мальчику поступить в гимназию раньше, чем было положено. В школьные годы Зигмунду создавали условия для беспрепятственного выполнения заданий по разным предметам. Такая любовь родителей полностью оправдалась, и гимназию Фрейд закончил успешно.

После школы Зигмунд провел много дней в одиночестве, размышляя по поводу своего будущего. Строгие и несправедливые законы давали не такой уж и большой выбор еврейскому мальчику: медицина, юриспруденция, коммерция и промышленность. Все варианты, кроме первого, Зигмунд отбросил сразу, посчитав непригодными для столь образованного человека. Но и к медицине Фрейд не испытывал особого интереса. В конце концов будущий основатель психоанализа остановил выбор на этой науке, а психология станет основой в изучении различных теорий.


Толчком к окончательному решению стала лекция, на которой зачитали труд под названием «Природа». Медицину будущий философ изучал без привычного для себя рвения и интереса. Пребывая в студенческие годы в лаборатории Брюкке, Фрейд опубликовал интересные и содержательные статьи о нервной системе некоторых животных.

После окончания учебы Зигмунд планировал продолжать академическую карьеру, но окружающая обстановка требовала умения зарабатывать на жизнь. Потому, поработав несколько лет под началом некоторых известных терапевтов того времени, в 1885 году Зигмунд Фрейд подал заявку на открытие собственного кабинета невропатологии. Благодаря рекомендациям ученый получил разрешение.

Известно, что Зигмунд также попробовал кокаин. Действие наркотика поразило философа, и он написал большое количество трудов, в которых раскрыл свойства губительного порошка. Один из ближайших друзей Фрейда в результате лечения кокаином умер, но восторженный исследователь тайн человеческого сознания не обратил на этот факт должного внимания. В конце концов, Зигмунд Фрейд и сам пострадал от кокаиновой зависимости. Спустя долгие годы и массу стараний профессор все-таки излечился от пагубной привычки. Все это время Фрейд не оставлял занятий философией, посещая различные лекции и ведя собственные записи.

Психотерапия и психоанализ

В 1885 году благодаря поддержке друзей, влиятельных светил медицины, Зигмунд Фрейд попал на стажировку к французскому психиатру Жану Шарко. Практика открыла глаза будущему психоаналитику на различие между болезнями. У Шарко Фрейд научился применять в лечении гипноз, с помощью которого удавалось излечить пациентов, либо облегчить страдания.


Зигмунд Фрейд стал применять в лечении беседы с пациентами, позволяя людям выговориться, изменить сознание. Такая техника приобрела название «Метод свободных ассоциаций». Эти беседы из случайных мыслей и фраз помогли проницательному психиатру понять проблемы пациентов и находить решение. Метод помог отказаться от использования гипноза и подтолкнул к общению с пациентами в полном и чистом сознании.

Фрейд представил миру мнение о том, что любой психоз - последствие воспоминаний человека, от которых трудно избавиться. Тогда же ученый вывел теорию, что большинство психозов основаны на Эдиповом комплексе и инфантильной детской сексуальности. Сексуальность, как считал Фрейд, это тот фактор, который определяет большое количество психологических проблем человека. «Три очерка по теории сексуальности» дополнили мнение ученого. Такое заявление на основе структурированных работ вызвало скандалы и разногласия между психиатрами-коллегами Фрейда, выступившими против теории. Представители научного сообщества заявили, что у Зигмунда бред, а он сам, как предполагали эксперты, стал жертвой психоза.


Выход в свет книги «Толкование сновидений» поначалу не принес автору должного признания, но впоследствии психоаналитики и психиатры признали значимость снов в лечении пациентов. Как считал ученый, сновидения – существенный фактор влияния на физиологическое состояние человеческого организма. После выпуска книги профессора Фрейда приглашали читать лекции в университетах Германии и США, что сам представитель медицины считал большим достижением.

«Психопатология обыденной жизни» – еще одна работа Фрейда. Эта книга считается второй работой после «Толкования сновидений», которая повлияла на создание топологической модели психики, разработанной ученым.


Книга «Введение в психоанализ» заняла особое место среди трудов ученого. В этой работе содержится ядро концепции, способов истолкования теоретических принципов и методов психоанализа, а также философия мышления автора. В дальнейшем азы философии станут основой для создания совокупности психических процессов и явлений, получивших новое определение – «Бессознательное».

Пытался Фрейд объяснить и социальные явления. В книге «Психология масс и анализ человеческого Я» психоаналитик рассуждал о факторах, которые влияют на толпу, поведение вождя, «престиж» получаемый в результате пребывания во власти. Все эти книги автора до сих пор – бестселлеры.


В 1910 году случился раскол в рядах учеников и последователей Фрейда. Несогласие учеников с тем, что психоз и истерия связаны с подавлением сексуальной энергии человека (такой теории придерживался Фрейд) – причина противоречий, которые привели к расколу. Разногласия и распри утомляли великого психиатра. Психоаналитик решил собрать вокруг себя только тех, кто придерживался основ его теории. Так, в 1913 году появилось скрытное и практически тайное сообщество «Комитет».

Личная жизнь

Десятилетия Зигмунд Фрейд не обращал внимания на женский пол. Откровенно говоря, ученый опасался женщин. Этот факт вызвал массу шуток и пересудов, что смущало психиатра. Фрейд убеждал себя, что всю жизнь способен обойтись без вмешательства женщин в личное пространство. Но обстоятельства сложились так, что и великий ученый поддался влиянию очарования прекрасного пола.


Однажды по дороге в типографию Фрейд едва не попал под колеса кареты. Пассажирка, сожалевшая об инциденте, в знак примирения прислала ученому приглашение на бал. Уже на мероприятии Зигмунд Фрейд познакомился со своей будущей супругой Мартой Бейрнайс, а также ее сестрой Минной. Спустя некоторое время состоялась пышная помолвка, а после и свадьба. Супружеская жизнь омрачалась часто скандалами, ревнивая Марта настаивала на том, чтобы муж прервал общение с Минной. Не желая ругаться с женой, Фрейд так и поступил.


За 8 лет семейной жизни Марта подарила мужу шестерых детей. После рождения младшей дочери Анны Зигмунд Фрейд решил полностью отречься от половой жизни. Судя по тому, что Анна стала последним ребенком, великий психоаналитик сдержал слово. Именно младшая дочь ухаживала за Фрейдом на закате жизни ученого. Кроме того, Анна - единственная из детей, кто продолжил дело знаменитого отца. Именем Анны Фрейд назван детский психотерапевтический центр в Лондоне.

Биография Зигмунда Фрейда полна интересных историй.

  • Известно, что психоаналитик боялся чисел 6 и 2. Ученый никогда не силился в гостиницах, в которых числилось больше 61 номера. Таким образом, Фрейд избегал попадания в «адскую комнату» под номером «62». Кроме того, под любым предлогом 6 февраля австриец не выходил на улицу, боялся негативных событий, которые, как предполагал ученый, ожидались в этот день.

  • Фрейд слушал лишь себя, считая собственное мнение единственно верным и правильным. Ученый требовал от людей, чтобы те слушали выступления предельно внимательно. Наверняка не одна теория ученого связана с этими моментами, а подобными требованиями к другим психоаналитик пытался доказать превосходство, удовлетворяя свое самолюбие.
  • Феноменальная память психиатра – очередной загадочный момент в биографии австрийского врача. Ученый с детства запоминал содержание книг, записок и картинок, которые ему нравились. Такие способности помогли Фрейду в изучении языков. Знаменитый австриец кроме немецкого знал и большое количество других языков.

  • Зигмунд Фрейд никогда не смотрел людям в глаза. Эту особенность четко заметили окружающие, которые встречали медика при жизни. Ученый избегал взглядов, поэтому представители научного сообщества предполагают, что знаменитая кушетка, появившаяся в комнате психоаналитика, связана с этим моментом.

Смерть

Усиленные изучения медицинских и философских трудов, напряженный распорядок дня и работа мыслителя оставили на здоровье Зигмунда Фрейда тяжелый отпечаток. Австрийский психоаналитик заболел раком.


Перенеся большое количество операций и не получив желаемого результата, Фрейд попросил лечащего врача оказать услугу и помочь умереть, избавившись от мук. В сентябре 1939 года доза морфия прервала жизнь ученого, предав тело праху.


В честь Фрейда создано большое количество музеев. Главное такое учреждение организовано в Лондоне, в здании, где ученый проживал после вынужденной эмиграции из Вены. Также музей и зал памяти Зигмунда Фрейда расположен в городе Пршибор (Чехия), на родине ученого. Фото основателя психоанализа часто встречается на мероприятиях международного уровня, посвященных психологии.

Цитаты

  • «Любовь и работа - вот краеугольные камни нашей человечности».
  • «Задача сделать человека счастливым не входила в план сотворения мира».
  • «Голос интеллекта тих, но он не устает повторять - и слушатели находятся».
  • «Ты не перестаешь искать силы и уверенность вовне, а искать следует в себе. Они там всегда и были».
  • «В целом ряде случаев влюбленность есть не что иное, как психическая захваченность объектом, диктуемая сексуальными первичными позывами в целях прямого сексуального удовлетворения и с достижением этой цели и угасающая; это то, что называют низменной, чувственной любовью. Но, как известно, либидинозная ситуация редко остается столь несложной. Уверенность в новом пробуждении только что угасшей потребности была, вероятно, ближайшим мотивом, почему захваченность сексуальным объектом оказывалась длительной и его «любили» и в те промежутки времени, когда влечение отсутствовало».
  • «Как раз сегодня моей умершей дочери исполнилось бы тридцать шесть лет... Мы находим место для того, кого потеряли. Хотя мы знаем, что острая скорбь после такой утраты сотрется, однако мы остаемся безутешны и никогда не сможем подобрать замену. Все, что становится на опустевшее место, даже если сумеет его заполнить, остается чем-то иным. Так и должно быть. Это единственный способ продлить любовь, от которой мы не желаем отречься». - из письма Людвигу Бинсвангеру, 12 апреля 1929 года.

Библиография

  • Толкование сновидений
  • Три очерка по теории сексуальности
  • Тотем и табу
  • Психология масс и анализ человеческого «Я»
  • Будущее одной иллюзии
  • По ту сторону принципа удовольствия
  • Я и оно
  • Введение в психоанализ

Александр / 8.01.2019 erfolg.ru/erfolg/v_vyasmin.htm
По этой ссылке доступна статья Вадима Вязьмина Живопись, Психоанализ и Золотая Игра.
“Зигмунд Фрейд - великий подвиг одного, отдельного человека! - сделал человечество более сознательным; я говорю более сознательным, а не более счастливым. Он углубил картину мира для целого поколения, я говорю углубил, а не украсил. Ибо радикальное никогда не дает счастья, оно несет с собой только определенность” (Стефан Цвейг).

анна / 6.03.2016 Всем кого мучают психические проблемы,советую прочитать несколько раз недовольство культурой. Особенно последние три главы. Это решение всех ваших проблем.

Читатель1989 / 19.01.2016 Фрейд, Юнг, Адлер, Фромм, как и многие другие люди, чувствовали у других людей настроение (хорошее или плохое), волю, ум. Но каждый описывал эти качества по-своему.
Каждый из них подгонял факты под свою теорию, интерпретировал факты по-своему. Надо наоборот, чтобы теория создавалась на основании фактов, чтобы теория логично, четко, ясно, непротиворечиво описывала факты.
Не хочу сказать, будто они были плохими психологами. Каждый из них в чем-то (а может во многом) был прав. Но все - таки слишком много субъективности.
какой - либо поступок, или характер человека, они (пускай Фрейд и Адлер) могли описать взаимоисключающими способами. Значит, как минимум кто - то один из них не прав. Это относится и к другим психологам.

Sad / 7.01.2016 Фрейд входил в масонское еврейское сообщество... Воззрения Фрейда на чел. природу во многом не сочетаются с информацией из книг Бехтеревой Натальи Петровны - советский и российский нейрофизиолог. Академик АМН СССР (1975). Академик АН СССР (1981). С 1990 года - научный руководитель Центра «Мозг» Академии наук СССР

доХтор / 5.01.2016 Фрейд лишь сказал что психическая энергия человека сексуального происхождения и поэтому сексуально окрашена, но она служит не только сексуальным целям, но вообще всем целям человека в обществе. В этом суть сублимации. Такова сульба всех инстинуктов в атмосфере социума. Не только у человека, но у животных. Все инстинкты лишаются до определённой степени своей индивидуальной цели и вынуждены служить интересам общества людей или стаи. " ------ - вопрос: если творчество и пр. - сублимация, что нами движут гормоны, то как обосновать творчество у маленьких детей, творчество у тех, кто родился без яичников и яичек (такое бывает)?)) Совету ознакомиться с более научными работами социобиологов, такими как М. Боуэн - один из немногих, кто прекраснейшим образом объяснил поведение людей с научной точки зрения (со всем уважением во многом субъективным работам Фрейда)

А Фрейда не нужно "защищать", пусть правда (если она имеет место быть) докажет себя сама в виде научного эксперимента. Фрейд хорошо писал, но если его правильно понимать 9не вырывая фразы из контекста) многие его приверженцы просто бы покинули его, т.к. Фрейд отнюдь не выступал сторонником секса, он позиционировал себя как довольно эмоционально сдержанного в этом плане, чрезвычайно подверженного морали буржуазного общества.

вопросик / 5.01.2016 учите лучше биологию)) Многое у Фрейда и других чисто субъективное. На данный момент ВОЗ рекомендует бихевиоральный подход. Все-таки какие-то объективные доказательства должны иметь место быть))

/ 19.11.2015 Вам ребята нечем заняться. А это самое хреновое

/ 8.10.2015 То,что все наши эмоции и поведение глубоко сексуальны,я поняла,благодаря Фрейду,давно.Нельзя отрицать того,что заложено в нас природой,как бы мы с этим не соглашались.

Гость / 15.08.2015 кто бы что не сыпал на фройда, а азы его учения весьма значимы, в частности, компоненты психеи (ид, эго и сьюпоэго), а его выссказывание относительно существования сверхестественного разума (божка) прям порадовали меня: чел страшится небытия и поэтому, дабы подсластить горечь смерти, выдумал фуфло о вечной жизни, о рае и аде и прочую хрень... помните у гоголя: пипелы хотят чуда и я могу дать им его, ибо много странствовал и знаю как создать новую религию... -> т.е. править тупорылым стадом из невежд, хе-хе

Валера / 3.11.2014 Зигмунд Фрейд - Я и Оно (аудио книга)
http://turbobit.net/6rncs5r51pl8.html

Гость / 3.11.2014 аудиоварианты
Очерк истории психоанализа http://turbobit.net/zhm0gfctnrxx.html

Введение в психоанализ
http://turbobit.net/o625zzasovlh.html

Недовольство культурой
http://turbobit.net/0ff4wrh2ukdc.html

Психология религия культура
http://turbobit.net/5c4btrz6o935.html

Психопатология обыденной жизни
http://turbobit.net/pk2cgcporvwn.html

Анна Александровна / 1.04.2014 Фрэйд один из лучших психологов....Очень интересные книги!

Лёха / 16.01.2014 Я понял что книги книги Фрейда одни из лучших и помогают понять не только себя но и тем кому хотите оказать неоценимую помощь.Сколько книг по психологии прочел а Фрейд помогает заглянуть на "дно Океана "а не просто плавать на поверхности капли океана...

Мария / 9.12.2013 он не в Великобритании жил с 38 г., а в США

Disappointed optimist / 20.10.2013 Дорогой Доктор, меня волнует проблема другого рода...почему люди хотят быть психотерапевтами...неужели из любви к человечеству и народным массам? Возможно им просто нравится нажимать какие-то кнопки в людях и наслаждаться тайной властью или просто радоваться тому факту, что у кого-то проблем еще больше,чем у них. Согласитесь, самый прикольный способ зарабатывания денег. хаха. Доктор, я вижу, что у вас большое будущее. Вам надо пробиться в большой эфир, и там вы сможете пропагандировать Фрейда, а также правильное произношение. Зачем опускаться до склок на сайте, где вас почти никто не слышит? Профессионалы ведь не связываются с любителями. Ну чтож, не знаю, как у вас в Париже, а у нас в Уошингтоне сегодня замечательный осенний день. Без уважения.

Основоположником психоанализа является Зигмунд Фрейд – ученик знаменитого врача психиатра того времени Жана Мартена Шарко, от которого он и получил свои фундаментальные знания о неврологии. В данной статье речь пойдет о теории Фрейда, где кратко и простым языком описаны основные моменты его концепции.

Фрейд был первым человеком, который с помощью метода психоанализа смог излечить пациентку с наполовину парализованным телом. Ее звали Анна О.

Тогда и было положено начало развитию всех существующих психотерапевтических методов, начиная бихевиористской теорией поведения и заканчивая самыми современными подходами вроде нейролингвистического программирования и системных расстановок.

Для дальнейшего понимания теории Фрейда нужно сперва раскрыть суть нескольких понятий, лежащих в основе психоанализа.

Фрейдистская теория личности кратко

Фрейд структурировал психику человека на 3 составляющие: Ид, Эго и Суперэго.


Ид – безусловный источник желаний и влечений. По аналогии можно взять любое животное вроде , где всё, что она делает: спит, ест и спаривается – есть результат ее природных инстинктов.

Эго – посредник между животными инстинктами и социальными рамками. Это компонент личности, выражающий и удовлетворяющий потребности Ид в соответствии с ограничениями внешнего мира.

Суперэго – все социальные рамки, берущие свое начало в родительском воспитании, где даётся понимание, что можно и нельзя делать. Во взрослой жизни суперэго отражается во всех ограничивающих нормах поведения, таких как закон, религия и нравственность.

Топическая модель психического аппарата состоит из 2 составляющих: сознательное и бессознательное.

Бессознательное – особые психические силы, лежащие за пределами сознания и определяющие вектор поведения человека.

Сознательное – часть психики, осознаваемая индивидом. Определяет выбор поведения в общественной среде. Однако психика автоматически регулируется принципом удовольствия. При нарушении баланса осуществляется сброс через бессознательную сферу.

Конфликт Ид и Суперэго реализуется при помощи защитных механизмов. Зигмунд Фрейд описал некоторые из них:

  1. Замещение
  2. Компенсация
  3. Вытеснение
  4. Изоляция
  5. Отрицание
  6. Проекция
  7. Сублимация
  8. Рационализация
  9. Регрессия

Кратко разберем самые интересные защитные механизмы, чтобы лучше понимать, что это такое.

Защитные механизмы психики

Проекция – является способом перенесения своих собственных чувств и тайных желаний на другой одушевленный или неодушевленный объект. Например, ханжа – человек, скрывающий истинные сексуальные влечения и выискивающий малейшие грязные намерения в действиях окружающих.

Что же касается неодушевленных вещей, то это примеры ситуаций, в которых человек наделяет предметы или явления своими переживаниями. К примеру, грозное небо, тревожная скульптура, вредный алкоголь и т. д.

Кстати, на основе проекций существуют диагностические методики. Например, hand-тест, в где участнику демонстрируются рисунки руки, и он даёт свои ассоциации и чувства от увиденного.

Вытеснение – подавление и выведение из сознательной части психики неприемлемых и угрожающих личности мыслей, образов и воспоминаний. Примером может служить сильное потрясение вроде смерти человека, катастрофы или .

Человек часто не помнит подробностей и ключевых моментов данного события. Несмотря на то, что содержание вытесненного мотива не осознается, эмоциональный компонент продолжает себя проявлять в разных формах.

Определив фундаментальные основы, на которых строится теория Фрейда, мы можем рассмотреть подробнее концепцию психоанализа как направления науки психологии.

Используемые психоанализом техники – это свободные ассоциации, толкование сновидений, интерпретация, анализ сопротивления и переноса. Все они направлены на работу с бессознательным и выведением неосознаваемых процессов в область сознательного.


Когда это происходит – негативные симптомы исчезают. Например, при приступах страха и неконтролируемой тревоги, человек не осознает их причину и пытается найти рациональное объяснение. В данном примере наряду с вытеснением работает такой защитный механизм психики как рационализация.

Чтобы выявить и определить бессознательные процессы в головном мозге, Фрейд предлагал пациентам говорить на свободную тематику. Как правило, вытесненные процессы проявляют себя в виде невротических симптомов: обмолвки, описки и неловких движений.

Толкование снов по Зигмунду Фрейду

Богатый материал о психических процессах можно получить из сновидений. Вспомните себя в детстве: вам наверняка снились сны, в которых реализовывались самые сокровенные фантазии. Возможно, они вам снятся и сейчас.

Это Ид, руководствуясь принципом удовольствия, реализует вожделения в такой форме. Мысли в сновидениях проходят обработку, замещаясь образами. Под интерпретацией понимается толкование скрытых процессов и смыслов, не осознаваемых личностью.

Про анализ сопротивления и переноса можно писать отдельную статью, так как это достаточно большая область знаний дисциплины психоанализ. На этом всё, теория Фрейда кратко и простым языком выглядит приблизительно так. Любите науку, читайте ВикиНауку!

Видео на тему теории Фрейда и что такое психоанализ:


У истоков современной психологии стоят взгляды выдающегося австрийского психоаналитика Зигмунда Фрейда * . Его по праву называют "отцом" современной психологии. Центральным в раннем описании личности во взглядах З. Фрейда являлась концепция неосознаваемых психических процессов. Однако в начале 20-х годов ХХ века Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три структуры: ИД, ЭГО и СУПЕРЭГО.

Ид

Ид. Слово "Ид" происходит от латинского "Оно" и, по Фрейду, означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид полностью функционирует в бессознательном и тесно связано с первичными потребностями (еда, сон, дыхание и т.д.), которые наполняют наше поведение энергией. Согласно Фрейду, Ид - нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Ид сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни. Являясь самой старой исходной структурой психики, Ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни - немедленный выплеск психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно сексуальными и агрессивными). Немедленная разрядка напряжения получила название принцип удовольствия . Ид следует из этого принципа, выражая себя в импульсивной, себялюбивой манере, не обращая внимания на последствия для других и вопреки самосохранению. Иначе говоря, Ид можно сравнить со слепым королем, чья брутальная власть и авторитет заставляют подчиняться, но, чтобы реализовать власть, он вынужден опираться на своих подданных.

Эго

Эго (от лат. "ego" - "Я") - это компонент психического аппарата человека, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания Ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго получает свою структуру и функцию от Ид, эволюционирует из него и заимствует часть энергии ид для своих нужд, чтобы отвечать требованиям социальной реальности. Таким образом, Эго помогает обеспечить безопасность и самосохранение организма. Например, голодный человек в поисках еды должен различать образ пищи, возникающий в представлении, и образ пищи в реальности. То есть человек должен научиться доставать и потреблять пищу прежде, чем напряжение снизится. Эта цель заставляет человека учиться, думать, рассуждать, воспринимать, решать, запоминать и т.п. Соответственно Эго использует когнитивные ** и перцептивные *** процессы в своем стремлении удовлетворять желания и потребности Ид. В отличие от Ид, природа которого выражается в поиске удовольствия, Эго подчиняется принципу реальности , цель которого - сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом или будут найдены соответствующие условия во внешней среде.

Суперэго


Для того, чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе "социализации"; на языке структурной модели психоанализа - посредством формирования Cуперэго (от лат. "super" - "сверх" и "ego" - "Я").

Суперэго последний компонент развивающейся личности. С точки зрения Фрейда, организм не рождается с Cуперэго. Скорее, дети должны обретать его, благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими "формирующими" фигурами. Будучи морально-этической силой, Cуперэго является следствием продолжительной зависимости ребенка от родителей. Оно начинает проявляться, когда ребенок начинает различать "правильно" и "неправильно" (примерно в возрасте от 3 до 5 лет).

Фрейд разделил Cуперэго на две подсистемы: совесть и эго-идеал . Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Она связана с такими поступками, которые родители называют "непослушным поведением" и за которые ребенок получает выговор. Совесть включает в себя способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины. Поощрительный аспект Cуперэго - это эго-идеал. Он формируется из того, что значимые люди одобряют или высоко ценят. И, если цель достигнута, вызывает чувство самоуважения и гордости.

Суперэго считается полностью сформированным, когда родительский контроль сменяется самоконтролем. Суперэго, пытаясь полностью затормозить любые общественно осуждаемые импульсы со стороны Ид, пытается направлять человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. То есть, оно пытается убедить Эго в преимуществе идеалистических целей над реалистичными.

* Зигмунд Фрейд (допустимо также Фройд; нем Sigmund Freud; полное имя Сигизмунд Шломо Фрейд, нем Sigismund Schlomo Freud; 6 мая 1856, Фрайберг, Австрийская империя - 23 сентября 1939, Лондон) - австрийский психолог, психиатр и невролог.
Зигмунд Фрейд наиболее известен как основатель психоанализа, который оказал значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство XX века. Воззрения Фрейда на природу человека были новаторскими для его времени и на протяжении всей жизни исследователя не прекращали вызывать резонанс и критику в научном сообществе. Интерес к теориям учёного не угасает и в наши дни.
Среди достижений Фрейда наиболее важными являются разработка трёхкомпонентной структурной модели психики (состоящая из «Оно», «Я» и «Сверх-Я»), выделение специфических фаз психосексуального развития личности, создание теории Эдипова комплекса, обнаружение функционирующих в психике защитных механизмов, психологизация понятия «бессознательное», открытие переноса и контр переноса, а также разработка таких терапевтических методик, как метод свободных ассоциаций и толкование сновидений.

** Когнитивные процессы - это познавательные процессы человека, включая его ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь.

*** Перцептивные (сенсорно-перцептивные) процессы - это процессы, которые порождаются органами чувств; процессы отражения предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В зависимости от того, какой именно орган играет ведущую роль в восприятии, выделяют его различные виды: зрительные, обонятельные, слуховые и др.

Модель психической структуры личности сложилась в психоанализе Фрейда не сразу, а в процессе длительной психотерапевтической практики. Человеческая психика, согласно Фрейду, включает в себя три области - системы психического: сознательное, бессознательное и предсознательное, которые находятся между собою в состоянии непрерывного взаимодействия. Для первых двух систем - сознательного и бессознательного - характерна постоянная напряженная борьба, определяющая функционирование всей психической жизни человека. Результатом этой борьбы выступает каждый душевный акт и человеческий поступок. При этом необходимой и крайне важной составной частью психической структуры является система бессознательного. Именно она, по утверждению Фрейда, служит источником всех психических сил и энергий личности. В статье "Некоторые замечания относительно понятия бессознательного в психоанализе" Фрейд предложил для обозначения этой системы использовать сочетание "Ubw" (начальные буквы немецкого Unbewust - бессознательное). Позднее в работе "Я и Оно" эта система получила обозначение "Оно".

Характеризуя бессознательное, как "закономерную неизбежную фазу процессов, которые проявляет наше психическая деятельность", Фрейд выделяет такие его важнейшие особенности, как: 1) оно - несловесное (невербальное); 2) "оно никогда не умирает", не теряет своей динамической силы и энергии; 3) ему закрыт прямой доступ в сознательное; 4) по динамике своего образования бессознательное, есть вытесненное (Verdrangung), формирующееся на протяжении всей жизни человека без всякого участия сознания; 5) законы его функционирования отличаются от законов сознательной деятельности; бессознательное "как бы не обращает внимание" на смену дня и ночи, рождения и смерти, живет "все всевременно", - сразу прошлым, настоящим и будущим.

Решающую роль в образовании комплексов играют влечения (Friebe). Именно они составляют основной фонд бессознательного. Представляя собой, психические элементы внутренних раздражений организма, имеющих соматический (телесный) характер, влечения подразделяются на две группы: влечения "Я", цель которых - самосохранение индивида; сексуальные влечения (libido), цель которых - продолжение рода; они рождаются вместе с телом человека и ведут никогда не угасающую жизнь в его психике.

Таким образом, Фрейд подходит к обоснованию второй области психической структуры личности - "Идеал-Я" или "Cвepx-Я", которое становится продуктивным источником психической силы и энергии для взаимодействия с реальностью и прежде всего с явлениями моральной и культурной жизни.

Важнейшим является и то, что система "Сверх-Я" формируется под влиянием социальной среды и запретов. Принимая на себя функции нравственного сознания, она оценивает все поступки и душевные акты личности с точки зрения "добра" и "зла".

К проявлениям "Сверх-Я" можно отнести "внезапное пробуждение совести" у человека, возникновение "безотчетного чувства вины", строгости и презрения к себе. Выступая как цензор, веления которого выполняются вытеснением, "Сверх-Я" обнаруживает себя как моральная и даже "гиперморальная" (по терминологии Фрейда) психическая сила, которую сознание не может преодолеть. Природа человека, по утверждению Фрейда, - как в отношении добра, так и в отношении зла далеко превосходит то, что он сам предполагает о себе.

Образование "Сверх-Я" Фрейд связывает с особым психическим механизмом - идентификацией (отождествлением). В жизни человека идентификация возникает довольно часто, особенно, когда ему необходимо перейти от овладения каким-либо лицом к отождествлению себя с ним.

В качестве примера Фрейд приводит отождествление ребенка с отцом в период переживания эдипова комплекса. В дальнейшем, во взрослой жизни, это проявляется как отождествление с авторитетным лидером, с объектом любви и т.п. Зачастую в психической структуре личности происходит столкновение нравственных и прагматичных (выгодных для дела) суждений.

В целом фрейдовская концепция "Сверх-Я" еще раз подтверждает тесную взаимосвязь этических и социально-психологических моментов.

В качестве третьего пласта психической структуры личности Фрейд называет "предсознательное" "Я". Оно находится между "Сверх-Я" и "Оно" (бессознательным), связывая их, как посредник. Здесь психические переживания подвергаются как бы двойной цензуре.

Принцип наслаждения, который господствовал в бессознательном, теряет свое значение. Рядом с ним начинает действовать новый принцип психической жизни - принцип реальности. Он оценивает уместность и возможность выполнения того или иного действия, мотивируемого потребностями "Оно".

Пройдя цензуру, которая лежит на границе бессознательного и "Сверх-Я", психические элементы получают вербальное (словесное) оформление и только после этого они могут перейти в сознание. Не прошедшие испытание "принципом реальности" психические элементы (например, асоциальные, эгоистические потребности, агрессивные, сексуальные влечения) вытесняются вновь в систему бессознательного. Таким образом все, что находится в сознании или может войти в него, - строго процензуровано.

Предложенная Фрейдом концепция психической структуры личности, состоящая их трех, рассмотренных выше систем, может быть изображена в виде схемы, где взаимодействие бессознательного, "Сверх-Я" и предсознательного предстает более образно.

Схема наглядно показывает, что бессознательное ("Оно") может взаимодействовать одновременно с двумя системами - "Сверх-Я" и "Я" и ее самостоятельное проникновение в сознание исключено. Сами же эти две системы представлены в сознании незначительно, в виде выступающих небольших вершин, так как большая часть процессов в психической структуре личности протекает на предсознательном и подсознательном уровнях [ 7, с. 92].

Между тремя системами психической структуры хорошо просматриваются зоны конфликтов, которые способны дестабилизировать личность, если "Я" будет неспособно восстановить между ними равновесие.

Реалистическое разрешение конфликтов возможно лишь при довольно сильном "Я", которое может не только определить требования "Оно", но и преодолеть давление со стороны "Сверх-Я". Но это идеальный случай. Чаще конфликтные зоны в психической структуре приводят к фрустрациям "Оно", то есть к таким психическим состояниям, которые сопровождаются отрицательными эмоциями и переживаниями, - раздражением, тревогой и отчаянием. Фрустрации побуждают "Я" снимать напряжение с помощью разного рода "выпускных клапанов", к которым можно отнести и разработанные Фрейдом и его дочерью Анной механизмы психологической защиты. Это подавление, отвергание, вытеснение, сублимация, реактивное обучение, проекция и рационализация.

Заключение

Подведем итоги работы.

Психоанализ открыл бессознательное, специально его изу­чал и широко толковал философски. Психоаналитическая теория Фрейда представляет собой пример психодинамического подхода к изучению поведения человека. При таком подходе считается, что неосознаваемые психологические конфликты контролируют поведение человека. Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, строил психоаналитические концепции почти полностью на своих обширных клинических наблюдениях над больными неврозами, а также на психоанализе.

Психоанализ представляет собой не только мир, но и философию. Она далеко от оптимизма. Мы обладаем такой, а не иной физической и психической организацией и мало что способны изменить в своем положении. Реальность не подчиняется нашим желаниям и не подвластна мольбам. С нею можно примириться, как и со своей судьбой. Психоанализ - это урок скромности для человека, поскольку ему следует отучиться принимать иллюзорное за самоочевидное, а желаемое за действительное. Обнаружив себя рабом собственных влечений, человек способен уменьшить зависимость, но от цепей ему не избавиться, как и от смерти. Освобождение от иллюзий, от сновидений дает познание необходимости. Такая философия не утешает, она помогает одному бесстрашному принятию судьбы.

Под психоанализом (термин введен Фрейдом) понимается, во-первых, метод психологического исследования бессозна­тельных психических процессов, во-вторых, метод лечения невротических заболеваний и, в-третьих, психологическая теория о строении и функционировании психического аппара­та человека. Психика индивида представляет собой динами­ческую систему, основным содержанием которой является конфликт сознания с бессознательными влечениями.

Психоанализ помогает человеку разобраться в самом себе, перестать быть марионеткой, которую собственные потаенные желания и комплексы тянут за ниточки, и он послушно дергается, сам не понимая цели и смысла сво­их поступков. Фрейд открыл такие глубины человечес­кой сущности, о которых не подозревала наука о челове­ке XIX века.

Объектом изучения 3. Фрейда является цельная человеческая личность. Личность рассматривается как продукт биологической эволюции в тесной зависимости от общественно-культурной среды. При этом приоритет отдается сексуальному в сфере бессознательного, являющемуся, по мнению Фрейда, источником мотивационного поведения личности, тем организующим центром, вокруг которого структурируются все остальные составляющие человеческой психики. Человек есть «эротическое существо» - заявляет Фрейд.

В теории Фрейда личность человека включает в себя три структурных компонента: ид, эго и суперэго. Ид, представляющее собой инстинктивное ядро личности, является примитивным, импульсивным и подчиняется принципу удовольствия. Ид использует рефлекторные реакции и первичные представления с целью получения немедленного удовлетворения инстинктивных побуждений. Эго представляет собой рациональную часть личности и руководствуется принципом реальности. Его задачей является разработка для индивидуума соответствующего плана действий, чтобы удовлетворять требованиям ид в рамках ограничений социального мира и сознания индивидуума. Эту задачу эго решает при помощи вторичных процессов представления. Суперэго, формирующееся последним в процессе развития личности, представляет собой ее моральную сторону. Суперэго состоит из двух структур - совести и эго-идеала.

Если рассматривать проявления бессознательного в нормативном аспекте, то обнаруживаются четыре их типа: 1) внеморальные, то есть не подлежащие этическим оценкам; 2) подлежащие этическим оценкам, но при этом не выходящие за рамки моральных норм; 3) нарушающие нормы морали (проступки, пороки); 4) нарушающие нормы права (преступления).

Наряду с учеными, развивающими идеи Фрейда, появились мыслители, которые попытались модифицировать его идеи, соединить их с другими концепциями. Именно это направление дало наиболее интересные результаты и привело к образованию самостоятель­ных школ и направлений.

ПСИХОАНАЛИЗ - направлении психологии, основанное в конце XIX века австрийским психиатром и психологом Зигмундом Фрейдом.

Психоанализ в классическом виде представляет собой работу, подразумевающую частоту встреч 4-5 иногда 6 раз в неделю. Пациент при этом принимает положение лёжа на кушетке, а психоаналитик находится у изголовья кушетки таким образом, чтобы пациент его не видел или видел небольшую часть его одежды, тела. Психоаналитик имеет возможность видеть пациента, а пациент его нет.

Первоначально психоанализ возник как метод изучения и лечения истерических неврозов. Результаты психотерапевтической практики, а также анализ различных явлений нормальной психической жизни - сновидений, ошибочных действий, остроумия - были проинтерпретированы Фрейдом как результат действия общих психологических механизмов.

Основной предпосылкой психоанализа является разделение психики на сознательное и бессознательное. Поведение и мышление человека предопределяют бессознательные влечения, уходящие корнями в травмирующие переживания детства или вступающие в столкновение с существующими в обществе нравственными и культурными нормами. Так возникают внутрипсихические конфликты. Разрешение этих конфликтов осуществляется путем вытеснения из сознания «дурных», но естественных влечений и желаний. Вытесненные из сознания влечения и желания не исчезают бесследно. Они загоняются в глубины человеческой психики и так или иначе, рано или поздно дают знать о себе, вызывая напряжения.

Процесс психоанализа состоит в изучении и реорганизации личности; делается это для того, чтобы индивид мог хранить свои напряжения с меньшими затруднениями, пока не придет время их снять. Необходимо сделать подсознательное сознательным и привести под наблюдение неудовлетворенные напряжения. Считается, что для того, чтобы полностью провести этот процесс, он должен длиться, по меньшей мере, год и составлять от трех до шести сеансов в неделю каждый продолжительностью около часа. Если исследование длится менее года, то эффективное проведение процесса почти невозможно.

Основные методы работы, которые используются в психоанализе это:

  1. метод свободных ассоциаций;
  2. метод толкования сновидений;
  3. метод интерпретации.

Похожая информация.