Казахский национальный костюм. Мужская национальная одежда

Казахский национальный костюм - предмет гордости и самобытности. Он отражает особенности исторического развития и формирования казахской нации. Наряд одновременно простой и броский, но притягивает взгляды и вызывает интерес по всему миру из-за своих невероятных узоров, росписей и материалов ткани.

Национальная казахская одежда начала формировать примерно 5–6 столетий назад. С тех пор она многократно изменялась и совершенствовалась, но сохранила в себе традиции и особенности культуры Казахстана. Свой вклад в развитие костюмы оказали близкие по территориальной расположенности народы и народности: русские, татары и другие представители из Средней Азии .

Особенности национального костюма казахов

Во все времена одежда казахов отличалась обилием декоративных элементов, вышивок, каёмок. Всё это неспроста, ведь они считали, что узоры защищают тело и разум от злых духов.

Из каких материалов его шьют?

В древности казахи для шитья одежды использовали в основном кожу и меха лисицы, верблюда, енота или бобра. Когда народ стал развивать кочевое скотоводство, в ход пошли войлок и сукно - ткани из шерсти овцы или верблюда. Их народ изготавливал самостоятельно на домашних станках, и они были доступны для всех людей.

Знаменитый «Шелковый путь» проходил по территории современно Казахстана, поэтому жители стали снабжаться шелками, бархатом, парчовыми и атласными тканями. Однако купить у зарубежных торговцев такие материалы имели возможность только крупные феодалы. Поэтому по виду ткани модно было судить о финансовом положении владельца костюма.

В 12 — 13 веках костюмы изготавливаются из:

  • тонких хлопчатобумажных тканей типа ситца, бязи или коленкора;
  • среднеазиатских тканей: бекасаб, мата, адрас;
  • бархата;
  • шёлка или парчи;
  • атласа.

Традиционные цвета в костюме

Одна из главных особенностей казахского костюма - сочность и яркость цветов . О богатстве семьи свидетельствует одежда следующих цветов:

Причём оттенки этих цветов могут отличаться и используются как для изготовления костюмов и для женщин, и для мужчин.

Характерные черты казахского костюма

Мужской и женский костюмы имеют как сходства, так и отличия. Что касается общего, то:

О мужском костюме

Если обратиться к комплекту традиционной мужской одежды, то обычно он состоит из лёгкой рубахи, штанов-шароваров, халата на поясе, сапог и обязательно головного убора. Халат - это обычно одежда более бедных слоёв населения. Зажиточные люди предпочитали камзолы из богатых тканей.

О женском костюме

Женский традиционный костюм поначалу отличался только низом - распашной широкой юбкой . Дело в том, что раньше женщины так же, как и мужчины, ездили верхом. Со временем костюм видоизменился, и его основой стало приталенное платье с расклешённой юбкой. В холодное время года в образ добавлялся халат с тёплой шерстяной подкладкой или шубка. От тюрков казахским женщинам передался головной убор с меховой опушкой или без неё.

Детские костюмы для мальчиков

Одежда мальчиков состояла из нешироких шароваров, лёгкой рубахи и жилета или сюртука на поясе. Головной убор также являлся обязательным элементом и мог быть похож либо на тюбетейку , либо взрослый колпак.

Свадебный национальный костюм

Свадебный образ казахской девушки - это образец использования лучших тканей и материалов, самых богатых украшений и аксессуаров. Платье имеет приталенный силуэт, но особо пышную юбку и шьётся из атласа, органзы или шёлка . Что касается цвета платья, то он выбирался не просто так:

Поверх халата надевался расшитый великолепными узорами камзол или халат в тон основного платья. Позже эта традиция себя исчерпала, но некоторые девушки до сих пор на свадьбу надевают его.

Сердцем всего свадебного костюмы невесты являет её головной убор - саукеле. Он представляет собой конусообразную шапочку, которая декорирована драгоценными камнями, мехом, узорами, возможно фатой.

Это великолепие начинали изготавливать задолго до свадебной церемонии, потому что оно являлось часть приданного и показателем богатства и состоятельности.

Украшения, пояса, головные уборы и обувь

Орнамент - главное украшение казахского костюма. Вышивка может быть абсолютно разной: анималистические узоры природы и фауны, геометрические линии, цельные сюжеты. Вышивали орнаменты нитями из люрекса золотого цвета, использовали бисер, жемчужные бусины, цветное стекло.

Декоративных или драгоценных элементов в костюме великое множество . Это могут быть серьги, перстни, браслеты и ожерелья, пояса с бляхами или пряжками разной формы. Их изготавливали из различного материала в зависимости от материального положения владельца: меди, серебра или золота, обычного металла.

Головной убор - неповторимый элемент казахского костюма. Они были самыми различными:

Обувь представляет собой высокие широкие сапоги, в которые удобно заправлять шаровары. Они практически не различались для представителей мужского и женского пола . Единственное, сапоги для девушек были расшиты гораздо более богато. Также они могли быть украшены аппликациями из кожи. Летняя обувь отличалась красивым загнутым носом и наличие каблучка.

Современный казахский костюм девушки

Сейчас традиционную одежду носят на повседневной основе только пожилые жители отдельных казахских аулов. Современные девушки надевают традиционный костюм только на свадьбу или иные праздничные мероприятия . Однако для многих казахских дизайнеров традиционный стиль и орнаменты всё ещё являются источником вдохновения, поэтому они используют их в своих показах и модных коллекциях.

9673 0

В XIX- начале XX вв. комплекс мужской и женской одежды был весьма устойчив и однороден на всей территории Казахстана.

Состав костюма и принципы покроя оставались почти неизменными. Социальные различия в одежде проявлялись, прежде всего, в выборе материала и в качестве изготовления.

Казахи при изготовлении верхней одежды, обуви и головных уборов все еще использовали традиционные материалы домашнего изготовления - шкуры, кожу, войлок, армячину. Но в основном шили одежду из фабричных хлопчатобумажных тканей: ситца, бязи, миткаля, плиса; широко использовали и ткани среднеазиатского производства: адрас, бекасаб, шаи (шохи).

Мужская одежда состояла из нательной рубахи (көйлек) и штанов, верхней плечевой распашной одежды и шаровар. Верхняя распашная одежда носилась навыпуск, полы запахивались слева направо. Штаны и нижние (дамбал) , и верхние (шалбар) шили одинаковыми по покрою, широкими в шагу и у пояса, недлинные штанины обычно заправляли в сапоги. Шалбар изготавливали из верблюжьей домотканой материи, кожи, замши, а с XIX в. - из бумажных тканей темного цвета или из яркого бархата. С этого времени получают распространение верхние штаны русского покроя.

Поверх рубахи мужчины носили недлинную (до середины бедер или до колен), сшитую по фигуре с расширяющимися книзу полами распашную одежду. Наиболее распространенным названием такой одежды является камзол или бешпент (бешмет). Шили камзолы из плотных хлопчатобумажных материй, плиса, шерстяных тканей, бархата, шелка, с длинными или короткими рукавами, а иногда и вовсе без рукавов. В холодное время года носили камзолы на толстой подкладке из шерсти или меха. Камзол был сугубо домашней одеждой; выезжая за пределы аула, мужчина обязательно надевал поверх него другую одежду.

Жених в свадебном костюме

Самый распространенный и обязательный элемент верхней одежды: просторный длинный халат прямого покроя с длинными и широкими рукавами - шапан. Халаты шили из разнообразных тканей: легких и плотных, однотонных и цветных. «Шапаны» утепляли слоем шерсти и ваты. Казахи носили халаты во все времена года. В холодную погоду мужчины надевали на себя по несколько халатов. А состоятельные казахи, желая подчеркнуть свой статус, даже в теплое время года носили 2-3 халата, причем сверху надевали самый дорогой шапан.

Мужские костюмы

(Семиречье, С.М.Дудин, 1907 г.)

Одной из древнейших форм одежды является күпі - род утепленной верхней одежды, сшитой из естественным образом свалявшейся шерсти овец или верблюдов. Күпі шили на подкладке, покрывали сверху армячиной из верблюжьей шерсти или бумажной тканью.

Обычной зимней одеждой были нагольные тулупы - тон. Шили такие тулупы из дубленой овчины шерстью внутрь. Более состоятельные казахи носили крытые шубы ішік из ценных пород меха. Покрывали ішік сукном, бархатом, сатином.

Обязательной частью мужского костюма были кожаные пояса и матерчатые кушаки. Кожаные пояса кісе с подвесками-сумочками (оқшантай) , ножнами и табакеркой часто украшались бляхами, которые изготавливались из железа, латуни, меди, иногда покрывались серебром, черненым узором и чеканкой. Такие пояса были обязательной принадлежностью выходной одежды казаха-воина, охотника и скотовода.

Мужчины постоянно, даже дома, носили головной убор. Обязательной была круглая матерчатая шапочка - тақия/кепеш . До середины XIX в. казахи носили высокие тюбетейки с остроконечной верхушкой, постепенно обычной становится тюбетейка с плоской макушкой, сшитая из четырех треугольных клиньев или выкроенная в виде круга. Верхние головные уборы шили из войлока и меха. Летом казахи носили легкие войлочные шляпы (қалпақ) и шапку с меховой опушкой, зимой надевали шапки особого покроя (тымақ или малақай). Тымақ шили из тульи и четырех больших лопастей, скроенных из войлока и крытых тканью. Лопасти обшивались мехом.

Казах Алимурат в суконном халате с меховой опушкой и малахае

(фотография из альбома Кауфмана, 1871-1872 гг.)

Наиболее престижным мехом считался лисий малахай. Покрой тымақа имел региональные особенности, по нему можно было судить о родовой принадлежности казаха.

Казах в национальном головном уборе

("Туркестанский альбом", рис. В.В. Верещагина)

В XIX в. казахи Среднего и Младшего жузов еще носили старинный головной убор - башлық (называвшийся также далбай, жалбағай, далбағай, күлепара ), изготавливаемый из верблюжьего сукна и других плотных тканей. В XIX в. самой распространенной мужской обувью были простые кожаные сапоги с закругленными носками и низким каблуком, сшитые на одну колодку, без различия на левый и правый. Сапоги различались по сезонам. Зимние сапоги были высокие, с широкими голенищами, так как одевались на войлочные чулки (киіз байпақ).

На этой странице Вы можете видеть образцы казахской одежды, созданные на основе коллекций, хранящихся в фондах Центрального Государственного Музея Казахстана. Датируются в основном концом XIX началом XX вв.

Рисунки художника А.Галимбаевой

из книги "Казахский народный костюм" г. Алма-Ата, " 1958г.

Образцы казахского костюма - 30 изображений JPEG
размером 1772 х 2362 пикс. в одном архиве

История казахского костюма

Казахская народность, сложившаяся в конце XV – начале XVI в.в., стала преемницей материальной и духовной культуры племён, некогда обитавших на бескрайних просторах Казахстана. В процессе наследования и дальнейшего развития ремёсел и искусства слагается определённый художественный стиль, присущий народу.

Параллели в материальной культуре у родственных по происхождению и историческим судьбам народов Сибири, Приуралья, Казахстана и Средней Азии берут своё начало ещё во II тысячелетии до нашей эры, когда ярко проявляется культурное единообразие племён обширных пространств на территории Евразии.

Особенности восточного очага степных культур скифского времени, лучше всего определяются условным термином «сакская культурная общность». Ядро этой культурной области составляют прежде всего племена Казахстана и Алтая, исторические судьбы которых переплелись раньше VII-VI в. до н.э. и культуры которых базировались на одной и той же андроновской основе. Они имели сходные бытовые черты и форму хозяйства.

Характерными памятниками сакской эпохи на территории Казахстана являются курганы. Так в одном из захоронений в Пазарыке (Алтай) сохранились остатки меховых кафтанов, войлочных плащей, сшитых в два слоя, замшевых халатов. Отдельные виды казахской верхней одежды, например меховые шубы, плащи из войлока, по типу сходны с одеждой из Пазарыкских курганов. Сходство прослеживается также в войлочных чулках с узором по верху (по-казахски байпак) и в островерхой шапке из плотного войлока, бытующей у казахов до наших дней. Длинные островерхие шапки древних саков, скорее всего, стали прототипом саукеле – высокого (до 70 см.) головного убора казахской невесты.

Памятники сакского времени, найденные на территории Казахстана, относятся к так называемому звериному стилю, для раннего периода которого характерен реалистический образ животного. В дальнейшем, всё большее распространение получают орнаментальные мотивы. Сравнение древних и современных материалов позволяет говорить о том, что многие из них сохранились в искусстве казахов и киргизов вплоть до наших дней. Баран, один из главных тотемов, олицетворял могущество и силу власти. Узор «кошкар мyiz»(в пер. с каз. бараний рог), встречаясь в различных вариациях, остаётся одним из главных мотивов казахского орнамента.

В III-II в. до н.э. на смену звериному приходит полихромный стиль. Характерной его особенностью является инкрустация металлической пластины вставками цветных камней, ряды филигранных поясов, перегородчатые эмали, окружённые узорами из зерни в виде треугольников и ромбов. Это время совпадает с пребыванием в этих районах гуннов, усуней и канглов (тюрков).

Женский головной убор жаулык, складываемый из квадрата белой хлопчатобумажной ткани, вероятнее всего, появился во времена древних тюрков; об этом можно судить по скульптурным изображениям этой эпохи. А тип распашной юбки, называемой у казахов белдешше, восходит, скорее всего, ко времени гуннов.

Дальнейшее развитие искусства на территории Казахстана ярко отражено в художественной культуре кыпчаков, карлуков и других племён. Наибольшее распространение получают изделия, искусно выполненные из войлока и серебра.

В этот период появилась манера запахивания одежды на левую сторону, а также, окаймление краёв одежды различными видами украшений: нашивками с люрексом, вышивкой и галунами, якобы для защиты от злых сил. С той же целью женский головной убор кимешек украшался по краям выреза вышивкой и узорной строчкой.

К этнической культуре тюрков и кыпчаков относится обычай украшать детские и девичьи шапки, а в ряде случаев шапки странствующих певцов перьями совы, которая считалась священной птицей, а её перья - оберегом от дурных глаз и болезней.

В дальнейшем, на формирование казахского костюма оказали влияние русская, татарская и среднеазиатская культуры. Это не трудно заметить по покрою мужского бешмета с перехватом у талии, а также расклешённого женского платья кулиш койлёк и жас койлёк – платья с густыми оборками и отложным воротником

Сходство элементов казахского народного костюма прослеживается во всех регионах республики; нет особой разницы в покрое, выборе материала, назначении отдельных предметов одежды.

К основным особенностям казахского костюма относятся:

  • Распашной характер верхней одежды и запахивание её на левую сторону независимо от пола.
  • Приталенность.
  • Наличие высоких шапок, часто украшенных перьями, вышивкой и драгоценными камнями.
  • Обогащение женского платья каймой, бахромой или оборками.
  • Небольшое количество цветов в общем ансамбле костюма.
  • Обычно одежда украшалась национальным орнаментом. Чаще всего это вышивка, нашивки с люрексом, узорчатое тканьё, а также различные ювелирные изделия.
  • Традиционными материалами для одежды обычно служили кожа, мех, тонкий войлок и сукно из бараньей или верблюжьей шерсти.

Из овчины, козьих, жеребячьих, сайгачьих шкур обычно шили верхнюю одежду: тулупы, безрукавки, шаровары и т.д. На шубы, лёгкую одежду, головные уборы, шли также хлопчатобумажные ткани, доставляемые купцами из Индии. По «Шёлковому пути» из Китая и Средней Азии поступали шёлк, бархат, парча и шерстяное сукно. А с XVII в. в казахской степи стали появляться русские товары.


Мужской костюм казахов состоял из нательного белья, верхней одежды, обуви и головных уборов.


Жейде - нательное бельё, в которое входили койлёк – рубаха и дамбал – штаны. Поверх белья надевалась верхняя плечевая одежда ишаровары, заправляемые в сапоги.

Койлёк – это длинная (до колен) рубаха с отложным или стоячим воротником, скошенным плечом, выкроенной проймой и разрезом на груди. Шили обычно из белого холста. Под рукавами вставлялись клинья в виде треугольников, служившие ластовицей.

Дамбал – широкие штаны, которые имели вид прямоугольника с двумя длинными и немного сужающимися книзу штанинами.

Поверх жейде казах надевал обычно лёгкую, расширяющуюся книзу одежду,сшитую по фигуре и шаровары.

Бешмет - одежда длиной до колен или немного выше, с рукавами и стоячим воротником. Одевался поверх рубахи и под халат. Шили обычно из тонкого шерстяного сукна, бархата, шёлка преимущественно коричневого, синего и тёмно-зелёного цвета.

Камзол во многом сходен с бешметом, только без рукавов.

Бешмет, камзол и кокерше (разновидность камзола)могли быть утеплёнными, в зависимости от сезона.

Шаровары шили из того же материала, что и шекпен, со вставкой-клином для удобства при верховой езде. Застёжек и пуговиц не было. Верхние края штанин заворачивали и вставляли в них поясок, выполняющий роль ремня.

Шапан халат – основной вид одежды казахов. Известен с далёкой древности. Его изображения встречаются на каменных изваяниях кипчаков IΧ-ΧIV веков. Носили шапан как мужчины так и женщины. Мужчины обычно одевали поверх бешмета или камзола. Шили халаты из замши, а также из привозных материалов: шерстяных, шёлковых и хлопчатобумажных тканей. Шапаны часто украшались тамбурной вышивкой. Самые красивые халаты – настоящие произведения искусства, их носили знаменитые казахские акыны и салы - странствующие певцы и музыканты. Любимые цвета халата – красный, пурпурный или ярко-зелёный.

Шекпен (чекмен) – просторный халат, длинный как плащ с широкими длинными рукавами был скатан из верблюжьей шерсти и обычно служил защитой от бурана, дождя или другой непогоды. Жёлтые и белые шекпены делали из неокрашенной шерсти. Парадные шекпены окрашивали в синий, пурпурный и другие цвета, их швы для отделки обшивались галуном.

Тон - зимний тулуп из овчины или волчьего меха.

Купи – зимняя шуба, крытая шекпеном из сукна.

Кебенек – старинныйплотный плащ без рукавов, делали преимущественно из белого тонкого войлока. Имел форму военной накидки и глухой стоячий воротник. Украшали вышивкой, шнуром и декоративной стёжкой. Для защиты от непогоды одевали поверх зимней одежды.

Саптама – тяжёлые кожаные сапоги.

Тымак – головной убор-треух, делали часто из лисьего меха.

Колпак – традиционный и старинный головной убор из войлока. Подобный убор был у саков. У казахов, в зависимости от фасона высокая шапка из белого войлока называется ак колпак и аир колпак - такая же шапка с широкими полями, загнутыми вверх.

Тельпек – разновидность колпака, султанская шляпа, поэтому бытовал он только до середины XIX века.

Шапка-борык – весеннее-осенний головной убор. Название борык происходит от слова «боры» - волк. Волк - древний тотем тюркских племён. Это круглая шапка с высоким конусообразным или усечённым верхом, сшитая из нескольких клиньев, всегда оторочена мехом соболя, выдры, мерлушки и др.

Мужской костюм далеко не всегда застёгивался и потому пояс был его неотъемлемой частью.

Костюм юга Казахстана отличается некоторой облегчённостью, что, конечно, связано с климатическими условиями, а также осёдлым и полуосёдлым образом жизни.


Костюм женщины-казашки определялся в соответствии с возрастом

Кликните по картинке для увеличения


Девичий костюм.

Косетек - лёгкое платье с оборками, отрезное ниже талии на 5-6 см.и сильно приталенное. К юбке платья пришивали широкий волан, на который нашивали несколько рядов присобранных оборок – желбезек . Оборками также укращали низ длинных рукавов и воротник. В некоторых районах вместо оборки делали две-три складки.

Одевалось платье на нижнюю рубаху шикойлёк , которуюшили обычно из белой материи, с узкими плечами без рукавов и вырезом ворота, завязываемым тесёмками.

Женские штаны – дамбал не отличались по покрою от мужских, шили их из того же материала, что и нижнюю рубаху, а иногда из разноцветных тканей с широким поясом и шагом.

Камзол – верхняя одежда, шился преимущественно из бархата яркого цвета. Длина его была ниже бёдер, силуэт приталенный, обычно на подкладке. Украшали вырез, полы и низ камзола. Чаще всегоэто была вышивка: гладь, тамбур, золотая и серебряная канитель, или же кайма, нашивки с люрексом, галуны или бисер.

Такия – шапочка на твёрдой основе, украшенная жемчугом, бусинками, золотистыми нитями, часто с перьями совы, как знак оберега.

Белбеу – пояс из кожы или бархата, с металлическими бусинками, иногда филигранный.

Етик – лёгкие сапоги из кожи на высоких каблуках, вышивались канителью.

Зимой девушки носили шапку - камшат-борык . Женские шапки типа борык украшались подвесками и пучками перьев совы, филина, цапли или павлина.

Костюм замужней женщины-казашки состоял из тех же предметов, что и девичий, за исключением головных уборов.

Во время свадебного обряда женщина надевала саукеле - высокий (до 70 см.) головной убор, который после свадьбы в течение года одевала по праздникам.

Саукеле состояло из двух частей. Непосредственно на голову надевалась коническая шапочка из ткани, простёганная, с подкладом, до 25 сантиметров высотой. Иногда к ней пришивали налобник и назатыльник. Поверх неё одевалось непосредственно саукеле. Материалом для этого красивого и торжественного убора служил тонкий фетр, обшитый яркой, чаще всего красной тканью. Задняя часть конуса была на 10 см выше передней. В верхней части - отверстие. Снизу, а иногда и посередине саукеле оторачивалось мехом. Лицевая часть украшалась всевозможными нашивками: галунами, кораллами, бусами, серебряными бляшками, драгоценными камнями. С боков прикрепляли длинные подвески из нитей коралла, бирюзы, серебряных пластинок, шёлковых кистей, которые доходили до пояса. Обязательным дополнением саукеле была накидка – желек – из лёгкой ткани. Чаще всего она прикреплялась к макушке саукеле . Такой накидкой можно было закутать всю фигуру. В старину для этого шили специальные покрывала из белого шёлка, кисеи, украшали вышивкой. Как правило, саукеле передавалось по наследству и из убора молодой замужней женщины превращалось в свадебный головной убор.

После окончания торжеств молодая женщина носила жаулык – головной убор, складываемый из квадрата белой хлопчатобумажной ткани, покрывающий волосы, плечи и спину. Белый цвет символизировал чистоту и был обязательным для головных уборов, которые назывались кимешеком, суламой, кундуком , или же просто повязывали белый платок.

Камзол замужней женщины застёгивался впереди на талии, а украшался большой металлической пряжкой – капсырмой.

Пожилые женщины носили платье свободного покроя, поверх которого надевали длинный камзол или шапан. На голову одевали кимешек, который дополнялся белым платком, завязанным в виде тюрбана. В холодное время года носили тёплые халаты, крытые бархатом, а более состоятельные - шубу из пушных зверьков, бывшую в прошлом мерилом богатства.

Костюм детей у казахов повторяет одежду взрослых, только в уменьшенном виде, в соответствии с возрастом и полом ребёнка. По-видимому, это связано со стремлением поскорее увидеть в своём ребёнке взрослого. Исключение составляет так наз. ит койлёк , который шили для новорожденного из цельного куска хлопчатобумажной ткани (бумазеи, ситца, бязи), несколько удлинённым, без плечевых швов и окантовок.

Казахи не шили специальную рабочую одежду. Не было строгой грани между будничным и парадным костюмом. Последний отличался более свободным кроем, объемом головных уборов, декором. На его пошив шли бархат, шёлк, парча, дорогие меха, тогда как будничная одежда изготовлялась из более простого материала.

Траурный костюм у женщины-казашки, представлял собой обычную одежду, с которой удалялись все украшения. При этом убитая горем жена усопшего должна была распускать волосы, а дочери и сёстры, сняв свои девичьи шапочки, накидывать на плечи чёрные шали.

Лица мужского пола опоясывались траурным кушаком из 3-4 метров тёмной ситцевой ткани.

Обязательной частью женского и мужского казахского костюма были пояса из кожи, бархата, шёлка, шерсти – белдык . Особенно интересны мужские пояса с подвесным кошельком, пороховницей, футляром для ножа. Такие наборные пояса назывались - кисе. Пояса делали не только из кожи, но и из шёлка, бархата и носили их взрослые мужчины. У юношей пояса не были наборными, не имели подвесок. Пряжки и накладки на ремень имели сердцевидную форму, делались в виде стилизованных зверей.

Женские пояса более широкие и нарядные. Делали их обычно из шёлка. Такие пояса шили с декоративной вязкой и назывались они нур белдык.

Курсовая работа
4 курс ХГФ АГУ им.Абая. 1992г.

Узбекали Джанибеков "Эхо..."1991г.

Маргулан А.Х. "Казахское народное прикладное искусство" т.1, 1986г.

Национальная казахская одежда – это отражение традиций и исторических особенностей казахского народа. История национальной казахской одежды весьма богата, и при всем этом эти наряды актуальны и востребованы и в современной моде. В праздничной национальной одежде казахов использовалась вышивка, богатая отделка с множеством орнаментов. Изготавливался костюм из сукна, кожи, меха или войлока, а для богатых казахов – из привозных тканей, парчи и бархата.

Национальная одежда казахского народа

Ткань для изготовления одежды обычно ткали из шерсти верблюдов или баранов. Для теплых вещей использовали войлок. Помимо домотканого сукна, зажиточные казахи шили одежду из привозных материалов – шелка и шерсти. Небогатые люди носили одежду из меха, кожи, а также шерстяного полотна самодельного производства.

В конце 19 века в обиход казахов вошли ситец, бязь фабричного производства. Богатое сословие по-прежнему отдавали предпочтение шелкам, парче или бархату.

Казахская женская национальная одежда

Основной элемент женского костюма – койлек – это платье рубашечного покроя. Для торжественных случаев он был из дорогих материалов, для повседневной носки – из дешевых тканей.

Также девушки носили «камзол» – одежду, которая сверху пошита по фигуре, а книзу распахивается. Элементом казахского женского костюма также были штаны (нижние и верхние), которые особенно были незаменимы при верховой езде.

Еще один элемент женского костюма – шапан – прямой халат с широкими рукавами. Свадебный его вариант обычно был из роскошной красной ткани.

Головные уборы напрямую отражали женщины. Незамужние девушки носили тюбетейки. Для свадебной церемонии надевали высокий убор невесты – «саукеле», который бы до 70 сантиметров в высоту. Став матерью, женщина надевала головной убор из белой ткани, в котором должна была ходить всю жизнь.

Казахские женщины очень много внимания уделяли украшениям. Девочки носили украшения с рождения, это обычно были магические обереги. После 10-летнего возраста девочка могла носить все украшения, которые соответствовали ее возрасту и социальному положению.

Волосы также не оставались без внимания, их украшали звенящими подвесками «шолпы» и «шашбау», которые помимо декоративной функции, служили еще и оберегами девичьих кос. Эти украшения создавали своеобразный звон-мелодию, которые соответствовали девичьей походке.

Казахские головные уборы

С незапамятных времен отношение к головным уборам у казахов было совершенно особым. Сдернуть с головы человека шапку считалось оскорблением, а небрежно кинуть куда-нибудь свою - равносильно отречению от личного счастья и удачи.

Всегда и всюду, головные уборы снимали бережно, стараясь положить или повесить их на возвышении. Особенно ревностно следили за тем, чтобы шапка не оказалась на полу или на сидении, а иначе считалось, что может пострадать здоровье и благоденствие ее владельца.

Универсальным головным убором казахов можно считать тюбетейку - «такия». Ее носили и стар и млад, мужчины, женщины и даже дети. Тюбетейку надевали непосредственно на голову, а поверх нее - другие головные уборы. Шились «такии», из совершенно различных материй, плотных хлопчатобумажных или мягких дорогих: шелка, бархата, сукна, одноцветных и даже полосатых. Основным декором тюбетейки издавна служила ручная вышивка узорными строчками.

Молодые люди носили «зер такия» - тюбетейки вышитые шелком, золотой или серебряной канителью, пожилые предпочитали однотонные на тонкой шерстяной подкладке.


Мужские верхние головные уборы отличались пестротой и разнообразием. Особой популярностью, среди мужчин всех сословий пользовалась войлочная шляпа - «калпак». Это летняя, легкая шляпа из тонкого белого войлока конусообразной формы, с узкой высокой тульей и закругленной или остроконечной макушкой, которую обычно сшивали из двух совершенно одинаковых половин.

Для аристократии и знати существовал особый вид «калпака» - «айыр калпак», представлявший собой конусообразную шляпу с загнутыми к верху полями. Изнутри его, как правило, оторачивали тонким войлоком или плотной тканью, а снаружи отделывали особенно дорогим материалом (бархатом, атласом). Наибольшую ценность представлял декор «айыр калпак» - позумент из золотой нити в виде растительных узоров.

Так же летним головным убором считался «борик» - круглая бархатная шапочка, нередко с меховой опушкой.



Для зимы была предусмотрена теплая шапка - «тымак» из овчины, и его детский вариант из лисьего меха. В суровых условиях степной непогоды «тымаки» (треухи) незаменимы и идеальны. Шапка состоит из тульи и четырех больших клиньев, скроенных из войлока и обтянутых тканью. Затылочная и наушные клинья «тымака» обшивались пушистым мехом, широкие поля защищали шею и плечи.


Головные уборы казахских женщин, как и женщин многих других народов, кроме основного назначения выполняли еще и социальную функцию - указывали семейное положение хозяйки.

У замужних женщин они еще как то различались в разных родах и кланах, а вот девичьи были сравнительно однотипны на всей территории Казахстана.

Для девушки предусматривались головные уборы двух типов: тюбетейка «такия» и теплая шапка с меховой опушкой - «борик».


Девичья «такия» считалась самой красивой из всех существующих в Казахстане тюбетеек. Она имела круглую форму и была очень легкой, высота шапочки составляла 10-15 см. На верхушку «такии» пришивали перья белого филина, как оберег, а края украшали дорогими камнями.

Такую тюбетейку девушки носили до самого замужества, а уже на свадьбе существовал целый ритуал прощания с «такией» - символом детства.

Зимний женский «борик» или «Шошак борик» - теплая шапочка, отделанная по околышу мехом выдры, лисицы или бобра




Однако самыми интересными, по праву считаются головные уборы невест и замужних женщин Казахстана.

Головной убор казахской невесты - «саукеле» - самая красивая и дорогая часть свадебного костюма. Он представляет собой очень высокую конусообразную шапочку, на самый верх которой прикрепляли перо филина, а лобную часть украшали ювелирными камнями: сапфирами, жемчугом, кораллами.

Высокий конус головного убора расшивался серебром и золотом, с двух сторон, обрамляя лицо, свешивались целые гроздья из драгоценных бусин, а к макушке прикреплялась белая кружевная вуаль - «желек», которой невеста обычно прикрывалась во время отправления свадебных ритуалов.

Стоимость «саукеле» всегда была очень высока, говорят, что в старину за нее давали более табуна лошадей.

И вот такую красоту замужняя женщина могла носить не более года, только до рождения первенца. С рождением ребенка ей торжественно преподносили «кимешек», который и сопровождал женщину до конца дней.

«Кимешек» - облегающая шапочка из белой ткани, закрывающая своими фалдами шею, плечи, грудь и спину. Лицевую его сторону обычно украшали вышивкой, бисером, жемчугом, кораллами, серебряными бляшками. Вышивали «кимишек» и по краям выреза. Сверху на шапочку навертывался высокий тюрбан из длинной белой ткани.

«Кимешеки» представлены, очень широко и повсеместно. По ним, как по паспорту, без труда можно определить возраст женщины, местность, где она проживает и клан, к которому она принадлежит.