Конспекты по изо в первой младшей группе. Перспективный план НОД по ИЗО во второй младшей группе календарно-тематическое планирование по рисованию (младшая группа) на тему

Введение

Глава 1. Возрастные особенности и программно-нормативные основы физического воспитания детей дошкольного возраста 11

1.1. Возрастные особенности детей 4-6 лет 11

1.1.1. Физическое развитие 12

1.1.2. Закономерности развития физических качеств 18

1.1.3. Особенности развития психических процессов 22

1.2. Программно-нормативные основы физического воспитания детей дошкольного возраста 30

1.3. Обучение и воспитание детей в разновозрастных группах 39

Глава 2. Методы и организация исследования 47

2.1. Методы исследования 47

2.2. Организация исследования 51

2.3. Характеристика контингента испытуемых 53

Глава 3. Динамика характеристик физического и психического развития детей 4-6 лет в условиях обучения и воспитания в ДОУ 54

3.1. Физическое развитие 55

3.2. Физичзская подготовленность 60

3.3. Психические процессы 69

Глава 4. Эффективность методики физического воспитания для детей 4-6 лет в разновозрастных группах 78

4.1. Характеристика программы физического воспитания детей 4-6 лет в разновозрастных группах 78

4.1.1. Методические особенности проведения физкультурных занятии в разновозрастных группах 88

4.2. Условия проведения педагогического эксперимента 114

4.3. Результаты педагогического эксперимента 115

4.3.1. Физическое развитие 115

4.3.2. Физическая подготовленность 118

4.3.3. Психические процессы 122

Резюме 126

Список литературы 135

Приложения 156

Введение к работе

Актуальность. Основным условием усиления политической и экономической роли Российской Федерации и повышения благосостояния ее населения является обеспечение роста конкурентоспособности страны .

Главное преимущество высокоразвитой страны заключается в ее человеческом потенциале, во многом определяется образованием . На современном этапе развития российского общества именно в этой сфере находится ключ к обеспечению устойчивого экономического роста страны в средне-и долгосрочной перспективе .

Очевидно, что на социально-экономическое развитие, в первую очередь, влияют на формирование современной системы образования различного уровня и обеспечение его доступности .

В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы предусматривается интенсификация учебно-воспитательного процесса во всех учебных учреждениях России, в том числе и на уровне дошкольного образования . При этом сформулированный в этом важнейшем документе тезис о необходимости всемерного повышения качества педагогического труда, инициирует необходимость поиска новых подходов, способствующих повышению эффективности профессиональной деятельности различных категорий специалистов, которые участвуют в учебно-воспитательном процессе в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ).

Одним из возможных путей повышения уровня функционирования педагогических коллективов дошкольных образовательных учреждений в современных условиях, по мнению многих ученых и практических работников, является организация обучения и воспитания дошкольников в группах, сформированных по разновозрастному принципу .

Имеющийся отечественный и зарубежный опыт воспитания и обучения дошкольников в разновозрастных группах свидетельствует о достаточ

ном количестве преимуществ данного способа организации повседневной деятельности детей .

Такой подход также осуществлен во многих дошкольных образовательных учреждениях Центральной России, Сибири, Ставропольского края и Ростовской области. В настоящее время до 52% дошкольных образовательных учреждений в Краснодарском крае работают с детьми, организованными в разновозрастные группы. В г. Краснодаре из 180 дошкольных образовательных учреждений - 54 малокомплектных детских садов, в которых от двух до шести групп также сформированы из детей разного возраста.

Вместе с тем результаты анализа государственных документов, регламентирующих организационно-содержательные основы учебно-воспитательного процесса в ДОУ, в которых имеются разновозрастные группы детей, свидетельствуют об отсутствии научно обоснованных рекомендаций по содержанию, организации и, главное, методическому обеспечению образовательной деятельности педагогов, в том числе и по важнейшему виду их профессионального труда физическому воспитанию дошкольников.

Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что в программно-нормативных и содержательно-технологических аспектах физического воспитания детей дошкольного возраста образовались пробелы, обусловленные отсутствием научно обоснованных подходов к разрешению противоречий в создавшейся проблемной ситуации. Суть проблемы заключается в назревшей потребности разработки программы и методики физического воспитания детей в разновозрастных группах и в отсутствии системно исследованных путей ее решения в реальной практике.

Таким образом, проведение исследований, связанных с изучением проблем физического воспитания в разновозрастных группах, по нашему мнению, представляется актуальным.

Объект исследования - процесс физического воспитания детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - программно-нормативные и методические особенности физического воспитания детей 4-6 лет в разновозрастных группах.

Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать программу физического воспитания в разновозрастных группах ДОУ, способствующую повышению уровня физического и психического развития детей 4-6 лет.

Гипотеза исследования. Известно, что обучение и воспитание детей дошкольного возраста в разновозрастных группах имеет значительное количество преимуществ по сравнению с традиционными для ДОУ способами организации учебно-воспитательной деятельности .

Также известно, что физическое воспитание как социальное явление является мощным стимулом, способствующим интенсификации психофизического развития ребенка .

Предполагалось, что разработка и экспериментальное обоснование эффективности программы сопряженного физического и психического развития детей 4-6 лет в разновозрастных группах и методических рекомендаций по ее реализации в практике, позволят усовершенствовать программно-нормативные основы физического воспитания в ДОУ и будут способствовать повышению уровня развития основных физических качеств и психических процессов дошкольников.

Задачи исследования:

1. Определить возрастные особенности динамики показателей физического развития, физической подготовленности и психических процессов дошкольников 4-6 лет.

2. Разработать программу физического и психического развития детей 4-6 лет в ходе проведения обязательных форм физического воспитания в группах ДОУ, учебно-воспитательный процесс в которых организован по разновозрастному принципу.

3. Экспериментально оценить эффективность разработанной программы физического воспитания детей 4-6 лет в разновозрастных группах.

Методологическую основу исследования составляют современные представления о человеке как о природном и социальном существе (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Д.И.Фельдштейн); об общественно- исторической обусловленности и ведущей роли деятельности в становлении человека как личности (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев); единстве психического и физического развития как основы формирования гармоничной личности детей и важнейшей роли физической культуры в развитии этого процесса (В.К.Бальсевич, С.Д.Неверкович, Н.Н.Визитей, В.М.Выдрин,

А.В.Запорожец); логике (гармонии) развития (Л.С.Выготский, Г.Г.Наталов).

Теоретическая основа исследования базируется на научных положениях теории культуры (В.Е.Давыдова, Ю.А.Жданов, Н.С.Злобин); теории деятельности и психологической теории формирования личности (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, С.Д.Неверкович); теории физической культуры (Л.П.Матвеев, В.К.Бальсевич, Л.И.Лубышева, Г.Г.Наталов); учении о физиологических механизмах и закономерностях индивидуального развития (И.А.Аршавский, Е К.Аганянц).

Научная новизна

1. Выявлены особенности динамики показателей физического развития, физической подготовленности и психических процессов детей 4-6 лет, являющиеся объективной основой планирования целенаправленного физического и психического развития дошкольников в ходе организованных форм физического воспитания в разновозрастных группах в ДОУ.

2. Разработана программа физического воспитания детей в разновозрастных группах, способствующая интенсификации процесса физического и психического развития дошкольников.

3. Обоснованы методические подходы к реализации программы физического воспитания детей 4-6 лет в разновозрастных группах.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в дополнении теории и методики физического воспитания детей дошкольного возраста положениями, свидетельствующими о возможности целенаправленного физического и психического развития детей 4-6 лет в условиях специально организованного физического воспитания в разновозрастных группах с учетом необходимости оказания дополнительного педагогического воздействия на дошкольников 6-летнего возраста.

Практическая значимость результатов исследования:

1. Выявленные онтогенетические особенности физического и психического развития детей 4-6 лет в ходе стимулирующего обучения и воспитания позволяют природосообразно, с учетом установленных возрастных предпочтений сенситивного характера, планировать использование средств физической культуры в целях повышения результативности педагогического воздействия.

2. Разработанная программа физического воспитания детей 4-6 лет в разновозрастных группах органично дополняет документы, регламентирующие процесс физического воспитания в ДОУ и существенно повышает эффективность деятельности педагогических коллективов, направленную на совершенствование физического и психического развития детей дошкольного возраста.

3. Результаты исследования могут быть использованы в процессе подготовки специалистов по дошкольному, в том числе физическому, воспитанию в контексте улучшения качества их профессиональной компетентности по проблемам: повышения уровня физической подготовленности и психических процессов детей, обучающихся и воспитывающихся в разновозрастных группах; разработки технологии проектирования образовательных программ в области физического воспитания детей дошкольного возраста.

Положения, выносимые на защиту.

1. Объективно существующая потребность в разработке научно обоснованных подходов к физическому воспитанию детей 4-6 лет в разновозрастных группах обусловлена наличием большого количества ДОУ в Российской Федерации, организующих образовательную деятельность дошкольников по этому принципу, и отсутствием программно-нормативных государственных документов, содержательно и технологически обеспечивающих данный процесс.

2. Процесс физического воспитания детей 4-6 лет в разновозрастных группах целесообразно осуществлять на основе разработанной программы и обоснованных по результатам исследования методических рекомендаций, обеспечивающих существенное повышение уровня физического и психического развития дошкольников в ходе стимулирующего обучения и воспитания в ДОУ.

3. Основными методическими особенностями, обеспечивающими результативность реализации программы физического воспитания детей 4-6 лет в разновозрастных группах, являются:

Общность содержательных составляющих процесса физического воспитания дошкольников, дифференцированных по сложности и уровню физической нагрузки в зависимости от половозрастных особенностей детей;

Обусловленное задачами конкретного периода процесса физического воспитания детей 4-6 лет оптимальное соотношение совместной, фронтальной, физкулы/рно-спортивной деятельности дошкольников, а также групповых и индивидуальных способов организации учащихся в ходе проведения основных форм учебных занятий;

Активная деятельность шестилетних детей в качестве помощников педагогов ДОУ в процессе проведения различных форм физического воспитания дошкольников на основе их предварительной подготовки.

Внедрение полученных результатов. По теме диссертации опубликовано 6 работ, в том числе два методических пособия. Материалы исследования докладывались на научных конференциях профессорско-преподавательского состава КГУФКСТ в 2003-2005 годах.

Результаты исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс по физической культуре детских дошкольных учреждений № 6, 32, 232, 230 г. Краснодара.

Структура if объем диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, приложений и актов внедрения. Объем диссертации - 183 страницы печатного текста, иллюстрированного 34 таблицами и 7 рисунками.

Список литературы состоит из 226 наименований, в том числе 28 на иностранных языках.

Программно-нормативные основы физического воспитания детей дошкольного возраста

В настоящее время в практике обучения и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях Российской Федерации используется достаточно большое количество разнообразных программ .

Все программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста можно разделить на комплексные и парциальные.

Комплексные, или общеразвивающие, программы направлены на формирование у ребенка универсальных способностей. К ним относятся: «Детство» ; «Радуга» ; «Истоки» ; «Преемственность» .

Парциальные, или специализированные, программы включают одно или несколько направлений развития ребенка. Среди них выделены программы физкультурно-оздоровительного, валеологического направления и узкоспециализированные. К программам физкультурно-оздоровительного направления отнесены: «Физическая культура- дошкольникам» ; «Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми» ; «Здоровье» ; «Театр физического воспитания дошкольников» ; «Программа по физической культуре от 3 до 17 лет» .

К программам валеологического направления отнесены: «Здоровье с детства» ; «Здравствуй» ; к узкоспециализированным программам - «Старт» ; «СА-ФИ-ДАНСЕ» .

Выделяются также различные технологии, например: социально-оздоровительная технология «Здоровый дошкольник» .

Программа по физической культуре в детском саду- это документ, включающий перечень знаний о физическом воспитании и физических упражнениях для детей дошкольного возраста .

Новые программы, реализующие принцип сотрудничества, предусматривают внедренные в практику ДОУ личностно-ориентированную модель взаимодействия педагога с детьми. Несмотря на то, что программы отличаются друг от друга по структуре и содержанию, общим для них является то, что содержание раздела «Физическое воспитание» базируется на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой . В качестве основных целей выдвигаются: забота о здоровье детей, их всестороннее развитие и воспитание в соответствии с возрастными особенностями, подготовка к школе.

Анализируя (Программу» под редакцией М.А. Васильевой для детей подготовительной к школе группы, М. Sleap, P. Warburton отмечают, что в ней очерчен широкий круг задач, включающий формирование двигательных умений у детей. Однако дальнейшее совершенствование различных движений, особенно спортивного характера (катание на коньках, ходьба на лыжах, элементы спортивных игр и т.д.), в значительной мере обусловлено уровнем развития тех физических качеств, без которых они не могут быть выполнены, а этот аспект в данной программе не имеет должного отражения.

Авторская программа «Детство» состоит из 3 частей, в соответствии с тремя ступенями дошкольного возраста. В основу каждой части положены общие идеи, отражающие условия эффективного развития ребенка в дошкольные годы, его полноценное личностное формирование и становление готовности к школьному обучению.

Основные цели программы: обеспечение здорового образа жизни, начальная социализация, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, ведущим сферам бытия.

Задача воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не Е формировании сроков и темпов перевода его на рельсы школьного возраста, а, прежде всего, в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала.

Базовой основой реализации содержания программы является блок «Здоровый образ жизни». Его назначение - создать условия для полноценного физического и психического здоровья ребенка в детском саду, помочь ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, сформировать привычку к закаливанию и занятиям физической культурой. Однако в программе недостаточно подробно освещены вопросы организации оздоровительных мероприятий в режиме дня дошкольного учреждения (закаливание, примерный режим дня, гигиенические условия) .

«Радуга» - программа нового поколения, меняет взгляд на взаимодействие взрослого с ребенком. В ней впервые на практике реализуется личностно-ориентированное общение. Важным становиться не только усвоение знаний, но и забота о физическом и психическом самочувствии ребенка, об его эмоциональном благополучии.

Программа «Радуга», как и традиционная программа, ставит общие цели обеспечения счастливого детства, здорового образа жизни и полноценного физического и психического развития детей. В определении целей психического развития программа основывается на концепции Н.А.Леонтьева и М.И.Лисиной , задавая следующие направления: развитие целенаправленной деятельности, развитие сознания, развитие личности ребенка.

В отличие от других программ особое внимание уделяется воспитанию у детей личной физической культуры, формированию потребности в физическом совершенствовании, вооружению знаниями, умениями и навыками самостоятельных занятий, развитию умения правильно вести себя в ситуациях, угрожающих жизни, и способности предотвратить их.

Своеобразие программы состоит в том, что активность и интерес детей к занятиям стимулируются смыслообразующими игровыми мотивами - введением воспитателем игровых персонажей и сюжетных игр на всех занятиях.

В программе наблюдается некоторый разрыв между декларируемыми общетеоретическими психологическими основаниями и конкретными целями и содержанием педагогического процесса. Недостатками программы «Радуга» является и то, что в ней не уделяется достаточное внимание задачам физического развития и воспитания в каждой возрастной группе, не представлен перечень подвижных:пр, не указаны показатели физической подготовленности.

Одной из важных задач программы «Преемственность» является сохранение и укрепление здоровья детей, готовящихся к обучению в школе.

Главные принципы программы: адекватность содержания физической подготовки индивидуальному состоянию ребенка; гармонизация и оптимизация физической тренировки; свобода выбора форм физической активности в соответствии с личными склонностями и способностями каждого ребенка. Важно не забывать, что преемственность состоит не в том, чтобы переносить терминологию, средства физического воспитания из школы в дошкольное учреждение, а в тш, чтобы опираться на уже имеющийся двигательный опыт дошкольников.

Физичзская подготовленность

Исследование возрастных особенностей динамики свойств и видов основных психических процессов детей дошкольного возраста, позволяющих получить количественные характеристики происходящих изменений при стихийном обучении и воспитании, является необходимым условием выявления возможностей организованного педагогического воздействия на психическую сферу ребенка .

В связи с вышеизложенным в данном разделе исследования решались следующие частные задачи: - выявить возрастные особенности развития психических процессов детей 4-6 лет; - определить достоверность изменений параметров психических процессов в годичном цикле; - выявить динамику средних Тпр. характеристик психических процессов детей 4-6 лет в годичном цикле; - установить наличие элементов полового диморфизма по изучаемым признакам.

Значения среднегрупповых показателей психических процессов (мышление, внимание, память, воображение, восприятие) на первом и втором этапах предварительного исследования представлены в таблице 3.14.

Полученные результаты позволяют визуально констатировать характерное как для мальчиков, так и для девочек увеличение среднегрупповых показателей основных психических процессов по мере взросления детей. Вместе с тем качественную оценку данному факту можно дать на основе сравнения отличий уровня развития изучаемых признаков в годичном цикле между смежным возрастом и между мальчиками и девочками 4-6 лет.

Изучение результатов, характеризующих внутригрупповые изменения психических процессов в годичном цикле у детей (табл.3.15), свидетельствует об увеличении количества достоверно изменившихся показателей к 6-ти годам. Исключение составили характеристики мышления, внимания, памяти у девочек и мальчиков 4 лет, а также показатели внимания у девочек и мальчиков 5 лет и памяти у мальчиков 5 лет. Высокий уровень увеличения (Р 0,001) выявлено по характеристикам восприятия у девочек 5, 6 лет, а также у мальчиков 6 лет. Необходимо отметить, что у девочек уровень достоверности изменения изучаемых признаков с возрастом увеличивается, а у мальчиков такое повышение показателей памяти выявлено в 6-летнем возрасте. По показателям восприятия у мальчиков с возрастом наблюдается поступательное достоверное увеличение изучаемого показателя. У детей всех возрастов достоверные изменения показателей познавательных процессов в годичном цикле произошли в 70,0% случаев.

В ходе предварительного исследования предпринята попытка выявить возрастные особенности изменения Тпр. показателей психических процессов детей 4-6 лет, которые изучались на основе анализа среднегрупповых значений в течение учебного года (табл.3.16).

Высокие Тпр. показателей психических процессов были выявлены у мальчиков 4 лет (воображение), 6 лет (память), 5 и 6 лет (восприятие). У девочек всех возрастов были выявлены высокие Тпр. по показателям воображения и восприятия.

Данные, характеризующие изменения возрастной динамики средних Тпр. показателей психических процессов у детей 4-6 лет в годичном цикле, представлены на рисунке 3.3.

Характеристика программы физического воспитания детей 4-6 лет в разновозрастных группах

Программа физического воспитания для детей 4-6 лет состоит из проективного, содержательного, процессуального и контрольно-учетного блоков .

Проективный блок включает: цель, основные задачи программы физического воспитания, а также частные задачи обучения и воспитания (оздоровительные, образовательные и воспитательные) для детей 4-6 лет.

В проективном блоке раскрыты частные задачи (оздоровительные, образовательные и воспитательные) для детей каждого рассматриваемого возраста. В процессе занятий, на которых предусматривается решение разных задач для возрастных подгрупп, педагогу необходимо помнить о необходимости соблюдения нужной последовательности учебного процесса по отношению к каждой возрастной подфуппе.

Данный блок программы раскрывает содержание физических упражнений (упражнения в ходьбе, беге, прыжках, в бросание, ловле и метании; упражнения в лазание, ползание и подлезание, упражнения в равновесии, общеразвивающие упражнения, строевые упражнения, подвижные игры: с бегом, прыжками, ползанием и лазаньем; бросанием и ловлей, метанием, прокатыванием, ифы на ориентировку в пространстве, ифы с правилами, с сюжетом и без сюжета) для детей 4, 5, 6 лет, для каждого возраста в отдельности, а также методические указания по их выполнению.

Процессуальный блок профаммы раскрывает основы планирования, организацию работы, методику проведения занятий и педагогические условия реализации методики физического воспитания в разновозрастных фуппах.

Анализ профамм обучения и воспитания в ДОУ, в частности их процессуальных блоков, позволяет констатировать, что, как и во всей воспитательно-образовательной работе, педагог смешанной по возрасту фуппы при определении цели и задач физического воспитания должен исходить из требований профаммы для каждой возрастной фуппы детского сада и учета умений и навыков, имеющихся конкретно у детей своей фуппы. Практика убеждает , что при правильном сочетании профаммных требований с состоянием физического воспитания у реального состава группы удается организовать педагогический процесс так, что дети всех возрастных подгрупп занимаются достаточно и разнообразно, овладевают соответствующими их возрасту навыками и умениями.

В контрольно-учетном блоке представлены методы оценки физического развития, физической подготовленности и психических процессов, позволяющие подбирать оптимальный двигательный режим, осуществлять контроль за соответствием предложенной программы. Оценка физического развития осуществлялась по показателям длины тела, массы тела, ОГК, индекса Пинье и кистевой динамометрии (см. гл. 2. п.2.1.). Уровень физической подготовленности определялся с помощью тестовых заданий, представленных во 2 главе (п.2.1), и разработанных значений уровня развития интегральных показателей основных физических качеств (приложение 22). Оценка уровня развития интегральных показателей физической подготовленности и психических процессов /етей осуществлялась с помощью методик, изложенных в приложениях 23 и 24.

Работу по физическому воспитанию детей разного возраста рекомендуется организовывать в разнообразных формах: 1. Физкультурные занятия (с элементами подвижных игр и упражнений, релаксации). 2. Физкультурно-оздоровительная работа (утренняя гимнастика, закаливающие мероприятия, гимнастика после сна, физкультурные паузы). 3. Работа по физическому воспитанию в повседневной жизни, подвижные игры, самостоітельная двигательная деятельность, прогулки. 4. Активный отдых (физкультурные досуги, праздники). Педагогические наблюдения и специальные исследования показывают, что чем более совершенна организация основных форм физического воспитания, тем эффективнее отдых детей и влияние его на умственную и физическую работоспособность, двигательную подготовленность, состояние здоровья.

Планирование работы по физическому воспитанию дошкольников в разновозрастных группах в годичном цикле включает в себя 4 основных этапа (периода). Последовательность и содержание этих этапов представлены в таблице 4.1.

В начале всего цикла работы (сентябрь) организуется первичная диагностика уровня физической и психической подготовленности детей. Подготовительный период (сентябрь - октябрь) направлен на совершенствование физических качеств, сформированных у детей в предыдущей возрастной группе, и подготовку организма ребенка к последующим периодам.

Методические особенности проведения физкультурных занятии в разновозрастных группах

Для преодоления указанных недостатков и повышения эффективности совместных занятий в разновозрастных группах необходимо создавать надлежащие условия на основе сформулированных дидактических требований.

1. Знание педагогом содержания и особенностей программы, умение свободно ориентироваться в учебном материале для всех возрастных групп. При этом изучение содержания и методических особенностей реализации экспериментальной программы должно сочетаться с детальным ознакомлением специалистов ДОУ со всеми программно-нормативными документами, использующимися в процессе обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Целью ознакомления с данными документами является заимствование из этих программ оригинальных физических упражнений, сценариев физкультурного досуга и праздников. Важной задачей также является обеспечение преемственности государственных и экспериментальной программы в случае их параллельного использования в практике физического воспитания детей дошкольного возраста.

2. Достаточный уровень профессиональной компетентности специалистов ДОУ г контексте осведомленности об онтогенетических и тендерных особенностях развития детей дошкольного возраста. Необходимо отметить, что проведенный анализ государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (СПО) по специальностям дошкольного обучения и воспитания свидетельствует о недостаточной профессиональной компетентности выпускников педагогических училищ и колледжей по двум взаимосвязанным аспектам, что связано:

а) с небольшим объемом учебных часов, отведенных на изучение дисциплин, обеспечивающих медико-биологическую составляющую профессиональной подготовленности специалистов со средним профессиональным образованием, в том числе по анатомии, физиологии, гигиене, лечебной физической культуре и другим;

б) практическим отсутствием в учебных планах СПО важнейших учебных дисциплин - возрастной физиологии, динамической анатомии, медико-биологических основ физического воспитания детей, психологических особенностей физкультурно-спортивной деятельности, теории и методики формирования личности ребенка дошкольного возраста средствами физической культуры.

Установленные особенности процесса профессиональной подготовки специалистов по дошкольному воспитанию предопределяют необходимость получения дополнительного образования, как в рамках самоподготовки, так и послессузовского обучения на специальных курсах повышения квалификации при высших учебных заведениях.

3. Выполнение педагогами основных методических требований; конкретизация задач занятия; понятное для детей объяснение содержания общих заданий с их дифференциацией по возрастным подгруппам. Данное требование вытекает из общих дидактических основ процесса обучения и воспитания дошкольников, а также из специфических особенностей образовательного процесса в разновозрастных группах. На процесс физического воспитания детей в разновозрастных группах распространяется действие всех общих форм, принципов, методов, используемых в технологиях формирования двигательных действий и развития физических качеств. Вместе с тем наличие в группах детей разного возраста обусловливает учет возрастных особенностей дошкольников, прежде всего, с целью обеспечения принципов доступности, последовательности, соответствия физических нагрузок возможностям ребенка. Несмотря на то что эти особенности были учтены при разработке документов перспективного планирования (раздел 4.1.), специалисты должны вносить в методику физического воспитания в разновозрастных группах коррективы с учетом особенностей детского контингента, местных условий (климатогеографических), национальных традиций и традиций, сложившихся в конкретном дошкольном образовательном учреждении.

4. Соответствующее основным и частным задачам физкультурного занятия использование фронтальных, групповых и индивидуальных способов организации занимающихся. Данное методическое требование в основном обусловлено специфическими особенностями физического воспитания детей в разновозрастных группах. Прежде всего, необходимость использования данных трех основных способов организации дошкольников в процессе физического воспитания в разновозрастных группах вызвана спецификой данного процесса, к основным элементам которой относятся:

Необходимость проведения совместного выполнения физических упражнений, подвижных игр и других видов двигательной активности, что предопределяет аргументированное применение фронтального метода.

В ходе проведения различных форм физического воспитания в разновозрастных группах, исходя из целевых установок учебно-воспитательного процесса, целесообразно детализированное изучение программного материала с учетом специфических возможностей детей каждой группы. В данном случае не вызывает сомнения целесообразность применения группового метода, подразумевающего распределение детей по отдельным возрастным подгруппам. Особенностью применения данного способа организации детей, безусловно, является усложнение условий выполнения профессиональных обязанностей методистами и инструкторами физического воспитания ДОУ. В этой связи, по нашему мнению, целесообразно привлекать к проведению занятий воспитателей отдельных групп.

Особенности проведения физкультурных занятий в разновозрастных группах. (Значение, виды занятий, структура, подбор упражнений с учетом возраста, организация детей на ОВД, рациональное распределение физической нагрузки между детьми разного возраста).

Физкультурное занятие в смешанной по возрасту группе требует особенно тщатель ного подбора физических упражнений , кото рые должны соответствовать возрастным особенностям и возможностям всех детей, объединенных в однойгруппе.

Каждый отдельный возрастной этап развития ребенка имеет свои физические и психические особенности. Поэтому содер­ жание физических упражнений и методика обучения должны быть различны .

Непосильный, преждевременно данный материал для младшего возраста и легкий, не требующий некоторых пси­ хических и физических усилий, для более старших детей одина­ ково нецелесообразен. Младшие дети будут безуспешно осили­ вать сложные для них задания, неправомерно минуя необходи­ мые промежуточные звенья трудности.

В то же время старшие дети, выполняя физические упражне­ния ниже своих возможностей, теряют интерес к предлагаемому им материалу, не требующему от них умственных и физических усилий. Поэтому программное содержание физических упражне­ний на занятиях и смешанной группе должно соответствовать возможностям детей каждой возрастной подгруппы.

Трудность планирования занятия в такой группе заключается в том, что, с одной стороны, необходимо подобрать физические упражнения для каждой подгруппы детей по их возрастной про­грамме , а с другой- найти возможность объединения всех детей в интересной для них деятельности .

Планирование для разновозрастной группы начинается с составления перспективного плана и плана развития основных видов движений для каждого возраста. Подробное составление плана конспекта для разновозрастной группы, в котором объединяются задачи для двух возрастов, позволяет четко дифференцировать задания с учетом возрастных возможностей.

Занятия по физической культуре в разновозрастной группе могут иметь разные формы проведения - индиви­ дуальные, подгрупповые, фронтальные .

Фронтальная форма - совместные занятия со всеми детьми одновременно с одним программным содержанием. В занятия вводятся практически одни и те же движения (например, ходьба группой за воспитателем в заданном направлении, со сменой направления и пр.). Усложнение двигательных знаний происходит за счет разнообразия способов и условий выполнения. Предусматриваются лишь различия в дози­ ровке и требованиях к выполнению упражнений.

Движения детей 2-3-летнего возраста еще не сформи­ рованы как произвольные, они часто непреднамеренны. Однако у них появляется возможность устанавливать не­ которое сходство с образцом. Дети действуют по подража­ нию, не придерживаясь точно заданной формы движений, и передают только общий рисунок движения.

В то же время старшие дети должны выполнять движения точно и правильно в соответствии с образцом , с большой амплитудой, осознанно следить за положения­ми и движениями частей своего тела в разнообразных упражнениях.

В разновозрастной группе можно проводить заня­ тия разного типа: игрового, сюжетно-игрового и трениро­ вочного.

Занятия игрового типа отличаются тем, что они вклю­чают хорошо знакомые детям движения. В играх закреп­ ляются двигательные навыки, происходит развитие физи­ ческих качеств в меняющихся ситуациях.

Сюжетно-игровое занятие строится на целостной сюжетно-игровой ситуации, отражающей в условной форме окружающий мир ребенка. Занятие состоит из разных ви­дов основных движений и игровых упражнений общераз- вивающего имитационного характера: «Магазин игру­ шек», «Ежиха и ежата» и пр. Этот тип занятия повышает интерес детей к различным движениям.

Тренировочное занятие направлено на развитие двига­тельных возможностей детей. Оно включает многообразие циклических, ритмических движений, игровые упражне­ ния на развитие быстроты движений, ловкости и выносли­вости. Этот тип занятий может носить обучающий и сме­ шанный характер.

Занятие обучающего характера направлено на ознаком­ ление с новым движением. Занятие смешанного характера ставит задачи разучивания и закрепления нового движе­ ния, а также совершенствования движений, освоенных ра­нее. Оно главным образом строится на повторении уже пройденного материала.

Обучение детей таким движениям, как лазанье по гим­настической стенке, метание, желательно проводить не­ большими подгруппами, при этом используя игровые дви­ гательные задания.

Процесс организации обучения движениям детей в раз­новозрастной группе требует большого умения со стороны воспитателя . Следует учесть знание и двигательный опыт старших детей, дать им возможность использовать показ физических упражнений для самых маленьких. Необходимо поощрять стремление детей передавать свой двигательный опыт, а также их участие в расстанов­ ке и уборке физкультурных пособий. Младшим детям вос­ питатель не дает большой нагрузки, предлагает им пона­блюдать за выполнением упражнений или за игрой стар­ ших детей.

Рассмотрим более конкретно возможности примерного проведения занятий .

Перед его началом дети старшего возраста переодеваются в физкультурные костюмы, затем одни из них помогают более младшим детям переодеваться или несколько облегчить костюм, а другие в это время самостоятельно подготавливают к занятиям необходимые физкультурные пособия. При такой организации маленькие не задерживают проведение занятия, а старшие уп­ражняются в доступном им виде трудовой деятельности и оказы­вают помощь младшим.

Начинаться занятие может по-разному: например, первыми входят маленькие и садятся, за ними - старшие, осанка и дви­жения которых служат наглядным примером для подражания младшим.

После этого младшие дети выполняют по своей программе ряд упражнений. При этом в одном случае старшие могут уча­ствовать в них, показывая способ выполнения упражнений (на­пример, при построении в круг старшие стоят между маленьки­ми, которые наблюдают за их действиями). В другом случае можно распределить маленьких на небольшие подгруппки и каж­дую из них поручить старшим детям, которые будут их обучать под руководством воспитателя. «Посмотрите,-говорит он,- как старшие дети будут хорошо поднимать флажки вверх и спокойно опускать их вниз». И после показа предлагает: «Сделайте теперь и вы так же вместе со старшими».

Такая организация имеет большой воспитательный смысл, вызывая у старших чувства ответственности, дружелюбия, удов­летворения, а у маленьких - уважение к более старшим детям, умеющим все делать хорошо.

Может быть и так, что одновременно с обучением младших детей воспитателем старшие самостоятельно упражняются в ка­ком-либо виде движения в другом конце комнаты, находясь в по­ле зрения воспитателя.

Выбор той или иной организации детей на занятии зависит от его задач, содержания, количества тех и других детей и их об­щей дисциплины.

При проведении подвижной игры с маленькими (иногда может быть проведена и общая для всех игра) воспитатель поруча­ет отдельным детям старшей подгруппы объяснить игру (если у детей есть этот опыт), создать игровую обстановку (расста­вить стульчики, размести, игрушки в случае надобности и др.) или выполнить роль птички-мамы, наседки, кошки, автомобиля; другие дети могут участвовать в игре вместе с маленькими.

По окончании игры младшие дети под наблюдением и с по­мощью няни готовятся к прогулке, а старшие продолжают зани­маться с воспитателем по своей программе.

Приведенный план занятий является примерным и не может быть постоянным. Необходимо стремиться к различной органи­зации физкультурных занятий в смешанной по возрасту группе. Так, дети могут заниматься и по очереди: сначала старшие дети, а младшие в это время играют под наблюдением няни или наобо­рот - младшие занимаются физическими упражнениями с воспи­тателем, а старшие дети - самостоятельно чем-либо другим по его заданию.

Основное условие всех занятий - систематическое выполне­ние программы для детей каждого данного возраста.