Сербский национальный костюм. Семейные традиции в современной Cербии Сохраняя веру предков

Сербия - дружественная России страна, жители которой любят и уважают русский народ. В Черногорию и Хорватию российские туристы ездят часто, но в Сербию приезжают значительно реже, ведь в этой небольшой стране нет выхода к морю. По этой причине мы не так много знаем о сербах, их культуре и традициях. Интернет-магазин Quelle публикует несколько статей о национальной одежде разных стран, Сербия - в их числе.

Как и в других странах мира, одежда издавна шилась женщинами вручную. Изредка одежду изготавливали наемные портные, но постепенно шить платье стали профессиональные мастера, а с течением времени и автоматизацией производства их стоимость значительно снизилась.

Наиболее старые элементы мужского национального костюма - это туникообразная рубаха и штаны с узким или широким голенищем, сшитые из различных сортов полотна или сукна. Верхняя мужская одежда - это длинный кафтан и короткая куртка с рукавами. Поверх куртки надевалась короткая безрукавка, а на праздники носили короткий камзол без рукавов из тонкого сукна. В современной Сербии до сих пор украшают праздничный национальный костюм серебряными пуговицами или шнуров и надевают его на торжественные мероприятия.

Неотъемлемой частью мужского национального костюма был пояс. Наиболее известны узорные кушаки, которыми подпоясывались и мужчины, и женщины. Недостаточно было просто купить красивое платье или сшить его: без пояса наряд был бы неполным. В зависимости от области различались вышивки и орнаменты на поясе. Сейчас пояса выходят из употребления, как и кожаные ремни с отделениями для оружия и кошелька, которые были популярны среди мужчин.


Женский гардероб, как и мужской, характеризовался длинной туникой-рубахой, украшенной кружевом, бисером, тесьмой и вышивкой. Поверх надевалась короткая безрукавка из материала, соответствующего ситуации и социальному положению: сатина и бархата или льна и хлопка.

Обязательная часть костюма - это фартук, раньше обязательно домотканый, а сейчас покупной, но богато украшенный. В некоторых областях замужние женщины носили задний и передний фартук одновременно.

Специалисты могут определить по национальному костюму областную принадлежность, потому что в зависимости от региона отличалась одежда. Некоторые районы поддавались влиянию переселенцев, миграций или захватчиков, поэтому их наряды существенно отличались от соседних.

В современной Сербии национальный костюм - это праздничная одежда, которую надевают на торжества, свадьбы, юбилеи. Особенно часто черты национальных нарядов в повседневных встречаются в Шумадии и Восточной Сербии. Многие девушки хотят купить вечернее платье на праздник в соответствии со своей национальной принадлежностью, отдавая дань традициям. Однако в качестве повседневного костюма подавляющее большинство выбирает одежду европейских марок, предпочитает в интернет-магазине или в торговом центре. Например, в Quelle широко представлены самые разные интересные модели. Безусловно, народный сербский костюм и сейчас еще влияет на городскую моду, не говоря уже об одежде деревенских жителей. Так, например, иногда горожанки носят пояса, подобные тканицам, сумки-торбы и туфли, адаптированные под современный лад, однако сохраняющие в себе черты Сербии многовековой давности.

танец сербов

Альтернативные описания

Народная массовая пляска народов Югославии, Болгарии, Румынии

Хороводный танец у народов Балканского полуострова (этнографическое)

Югославский хоровод

Сербский танец

Югославский танец

Сербский хороводный танец

Сербский хоровод

Хоровод сербских девиц

. «круг» по-славянски

Хоровод у южных славян

Хоровод у сербов

Румынский хоровод

Сербский вариант хоровода

Хоровод в исполнении сербов

Хоровод на Балканах

Хоровод сербов

Болгарский хоровод

Хоровод черногорцев

Хоровод у поляков

Хоровод в Сербии

Массовая пляска у народов Югославии

Ср. стар. и ныне южн. зап. круг, окружность, обод, обруч; колесо. южн. зап. мирская сходка, круп, рода, казачий круг, совет; у южн. славян хоровод. Кола мн. повозка на колесах, телега. Поехал на колах, в телеге. Коло нареч. южн. зап. коло яросл. арх. коле, коля зап. около, близко, подле, вокруг, в околице, в околотке, по соседству, возле, обапол, в окружности. Коломень ж. коломенье ср. ряз. околица, околоток, соседство [Отчего и названье города Коломны; околица Москвы.]. Сиб. толпа народа у чего. Около, толкотня. Коломыка об. сар. бродяга, шатун. Колобровый, кологрудый и пр. бровастый, грудастый, полногрудый. Кологрудный, кологородный, кололесный и пр. находящийся около, у, при груди, городе и пр. Колодей м. тул. стряпной, поварской нож (около, делать); южн. зап. колесник. Колоземный, находящийся около, вкруг земли. Колоземица, кругозомица, мироколица, атмосфера. Дознано. что у луны колоземицы нет, в она не жилая. Коломазь ж. состав для смазки колес; деготь со смолою, смола с салом, деготь с салом и мылом; сало с карандашем и пр. Коломазь, коломак кур. колоника, сгустившийся на осях деготь; колоница ж. кур. смол. то же; пск. сосновый деготь, жидкая смола. Колоничник м. смолокур и продавец колоницы. Колобоить пск. твер. болтать, калякать; молоть пустяки. Колобоиться, биться, колотиться, перебиваться, маяться с кем или с чем, с трудом управляться, не быть в силах сладить; возиться, дурить, шалить. Колобойство ср. мука с упрямым, упорным человеком. неслухом одно колобойство. Колобойничать, шеромыжничать, поживляться то тут, то там. Колобродить, колображивать, ходить вокруг да около чего; шляться, слоняться, шататься без дела; бродить беспокойно из угла в угол, в помеху другим; шалить, проказить, баловать от безделья; говорить бестолково, не уметь объясниться. Колобродничать, всегда или много колобродить. Колоброженье, колобродничанье, колобродство ср. действ. по глаг. Колоброд м. -да об. кто колобродит. Яросл. скамеечка, с колесом и приводом к железному веретену, на который надевается цевка, шпулька, для намота утока. Колобродка ж. родовое названье мотыльков, из сумеречников, Sphynх, сфинкс, которые, редко садясь, снуют, жужжа крыльями, по цветкам. Колобродня ж. колобродное дело; колобродство; собират. сборище колобродов. Коловращать что, обращать кругом, вертеть вокруг, круговращать. -ся, страдат. и возвр. по смыслу речи. Коловращенье ср. действ. и сост. по глаг. на ть и на ся. Колвратный, кружащийся, вертящийся, обращающийся вокруг; *изменчивый, переменный, непостоянный. Коловратность ж. свойство или сост. коловратного. Коловратничать, быть шатким, нерешительным, изменчивым, непостоянным. Коловатничанье ср. действ. это. Коловертный тамб. скорый, проворный, ловкий, расторопный, бойкий; легкомысленный, непостоянный. Коловерт, коловорот м. водоворот, пучина, вырь, сувой. Сверло с лебедкою, коленчатая рукоятка с перкою, для сверленья. Коловерт м. коловерть об. человек коловертный, коловертливый, провор, либо человек непостоянный. Коловорот, коловрат м. ворот, шпиль, стоячий вал с рычагами, для подъема груза, тяги невода и пр. баран, бочка, навой. Сверло. Изгиб, извилина реки, твер. пск. Человек коловерт, в знач. бестолковый, изменчивый, непостоянный. Коловоротный, к коловороту относящ. Коловратка ж. наливняковое животное Vortех, колесцо. Коловеситься, коловесничать новг. твер. пск. повесничать, слоняясь дурить. Кологривый, кологривчатый, животное с гривой вокруг, по обе стороны шеи; лошадь с косматою, развалистою и богатою гривой. Казанки жнвут кологривы. Кологривный (см. коло), находящийся около, близ, у гривы; от этого: кологрив м. служитель, ходивший у гривы, при коне, во время царских выездов; в Азии обычай этот сохранился: при ханах и шахах всегда идут два кологрива. Колоделье ср. работа по досугам, неважная, второстепенная. Колоделья, колодельной работы в дому много. Колодей м. кто работает кой-что, около дела. Поварской, стряпной нож

Танец у сербов

. "круг" по-славянски

Югославский народный танец

Хоровод у балканских народов

  1. 1. Драгана РадоичичЭтнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград СЕРБСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ
  2. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) БелградНациональный костюм занимает видное место вкультуре и традиции сербского народа. Каждаяобласть, населенная сербами, характеризоваласьособым костюмом.Различные влияния, климатические,географические, социальные и культурно-исторические, в течении веков влияли наформирование национального костюма вСербии, содержащего, как в своих типическихсвойствах, так и в отношении формированияотдельных частей одежды и украшений,элементы минувших эпох, в которых сменялисьразные культурные слои, врастая друг в друга.
  3. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) БелградСамые яркие – элементыдревнебалканскойпраславянской и словянскойкультур, затем византийского исербского средневекового слоев,турецко-ориентальногонаслоения и веяний изевропейских стран,принадлежащих к относительнонедавнему времени.
  4. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Роль национального костюма, как символа этнической идентичности, в течении истории очень важна, а он выделяется и художественными и эстетическими ценностями. Распространение отдельных национальных костюмов, а в связи с тем и общего внешнего вида различных форм и типов национальных костюмов, богатых своими вариативными видами и подвидами, и их группирование неизбежно связаны и с происхождением населения и миграционными движениями.
  5. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Распространенность основных типов одежды не строго ограничено, а существуют и переходные полосы, в которых характеристики соприкасающихся зон взаимно пронизывают друг друга. Необходимо подчеркнуть народный творческий дух и богатство внутренних эстетических чувств и осмысления прекрасного.
  6. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) БелградНа основании изученных материалов XIX и XX веков мы имеемданные о свойствах традиционного костюма, в то время какболее ранние периоды, в отношении одежды сельскогонаселения в Сербии, как и в большинстве стран Балканскогополуострова, менее известны, из-за нехватки материальныхдоказательств. Тем не менее, фрагментарный материал болееранних веков (археологические находки, письменные ихудожественные источники), совместно со сведениями оисторических и социально-культурных событиях, позволиливосстановление отдельных предметов одежды. Одежду почтиполностью выделывали женщины в домашнейпромышленности для своей семьи, с исключением отдельныхпредметов одежды и ювелирных изделий, являющихсяпродуктом ремесленников.
  7. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Сельские костюмы периода XIX и XX веков подразделяем на динарские, панонские, центрально- балканские и шопские, среди которых некоторые охватывают несколько национальных и этнических групп.
  8. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Динарский тип национального костюма охватывает юго- восточную часть Сербии и его характеризует красная суконная шапочка (фес с шамиеей <платком>), длинная рубашка (холщовая – динарского типа), прегача <передник>, суконный зубун <длиннополый жилет> (с вышивкой или нашивкой из цветного сукна), суконное белое платье, у женского вида одежды, а у мужского костюма – суконная шляпа (фес с окутанной красной шалью в виде чалмы), рубашка, пеллегрини – штаны из шерстяной ткани с широким задим и штанинах до середины икры, шерстяной пояс и кожаный пояс силав, токи <металлические наколки>, красная суконная накидка.
  9. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) БелградКостюмы северо-западных ицентральных частей Сербии содержатнекоторые элементы панонскогокостюма, динарского и центрально-балканского. Самые характерныечерты – черты панонского костюма(конджа <чепец> и убрадач<платок>), две длинные прегачи<передника> без бахромы, длинныерубашки (рубины) с панонскими илидинарскими характеристиками, в товремя как для мужского костюмахарактерна коническая шапкашубара, рубина (рубашка и штаны),суконная кожаная одежда.
  10. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград В широком употреблении были и предметы одежды городского костюма (елек <жилет>, либаде <жакет>, баядер <широкий шелковый пояс>, антерия <платье>, гунь крджалинац <короткая куртка с рукавами>, чакшире потурлие <широкие штаны>, тромболос <шелковый пояс>), а из солдатской формы шапка шайкача, копоран <куртка солдатской выкройки>.
  11. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Почти у всех этнических групп на территории Воеводины были черты костюма панонского типа. Женскую и мужскую полотняную одежду носили и летом и зимой, мужские рубашки и штаны, так же как и женские оплечак <короткая рубашка> и скуты <полы>, сложенные из ровных полотняных пол, которые потом собирали в сборку, а зимой носили шерстяную юбку и прегачу <передник>, а также и разные виды меховых безрукавок (кожаный пршняк и кожух), кожаную накидку (опаклия), гунь (дороц) и плащ.
  12. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Наряду с легкой кожаной обувью – опанцы, с ремнями, и капичарами – их разновидностью, в тожественных случаях носили сопоги и туфли. Замужние женщины покрывали голову видом конджи – джегой (чепац <чепец>). Праздничный костюм украшали золотой и белой вышивкой со стилизованным растительным орнаментом.
  13. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Регион центральных Балкан охватывает область Косово и Метохии, южные и центральные части Сербии. Для мужского костюма характерна белая суконная одежда, украшенная черными шерстяными шнурами, наряду с узкими суконными штанами, а поверх рубашки носили более короткие и более узкие верхние части одежды из белого сукна. Женщины на голове носили трвељ <вид шапочки> (в виде кос из шерсти) с превезом <длинный платок>, вариантом которого является ручник с верхней частью в виде шапочки. Носили юбки (бойче, бишче, запрега, завияча, вута, фута) различной длины, открытые спереди. Поверх рубашки и юбки носили прегачу <передник> и пояс, а также и короткий елек <безрукавку>, белый зубун <длиннополый жилет> и белое суконное платье с рукавами.
  14. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Костюм шопской области называется общим словом дрее или дрехи. Женский костюм составляют: холщовая длинная рубашка (типа туники), пояс (тканица), верхняя одежда сукно (сукман), литак (муер) и мановил <платье без рукавов>, а также и суконные верхние части одежды с длинными рукавами – колия и модро и кожух <меховой жилет> без рукавов. На голове носили платок забратка (белого цвета). Для мужского костюма характерна рубашка из конопляного полотна и штаны беневреке, белое суконное платье с рукавами – дрея, длинный елек без рукавов, барашковая шубара <шапка>, суконные тозлуцы <голенища>, опанцы < легкая кожаная обувь> из невыделанной кожи.
  15. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Элементы костюма тимокско-браничевской области северо- восточной Сербии показывают черты центрально-балканских, шопских и панонских и костюмов соседних областей Румынии и Болгарии. В данных областях было в употреблении несколько типов костюмов. Наряду с различиями костюмов сербского и валашского населения, усматриваются и некоторые общие элементы, такие как белые суконные части одежды (зубун <длиннополый жилет>, долактеник <жилет с короткими рукавами>, платье, штаны), меховая шубара <шапка>, опанцы из невыделанной кожи, и геометрическая орнаментика преимущественно у шерстяных прегач <передников>.
  16. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Заметны и различия в одежде городского и сельского населения. В большей части сербского этнического пространства городская одежда развивалась под турецко- ориентальным влиянием, а позже, как например в городах панонской области и адриатического прибережья, преимущественно под европейским влиянием.
  17. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград У одежды женщин из города Призрена выделялись шелковые димии <шаровары> и антерии (верхний предмет одежды из красного бархата, украшенный серебряной пряжей и золотой вышивкой) и головной убор челенка (с сетью из бисеров и металлических украшений). У женской одежды Белграда под западным влиянием были женская шелковая рубашка, длинное платье фистан из цветного атласа, либаде <жакет>, шелковый пояс баядер, а на голове – жемчужный тепелук.
  18. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Под европейским влиянием был и мужской костюм, основными частями которого являются: суконные штаны потурлие, антерия, шелковый пояс тромболос и фес. Развитие промышленности и торговли, и ряд других факторов повлияли на утрату национального костюма в повседневном употреблении, так что он с начала XX века, с тех пор как традиционная манера одеваться уступает место городскому, европейскому костюму, стал ценностью културно- исторического наследия. В повседневном употреблении его продолжили носить только в качестве исключения или лишь отдельные его части, в замкнутых селениях или по поводу определенных торжественных случаев.
  19. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград  Опанцы  Вид низкой обуви, одинаковой формы для обоих полов и для всех возрастов, известной в Сербии уже в раннем средневековье. В XIX веке носили несколько их видов. Опанцы из невыделанной свиной, говяжьей, телячей, барашковой или бычачьей кожи были самыми распространенными, их носили дольше всего, под разными названиями: просты, врцаны, сейменски, сировцы, шивацы, хайдучки, наряду с дрвеняками из ивового, липового/березового дерева.
  20. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Невыделанные опанцы были домашнего производства. С 1850 года в Сербии начинают вырабатывать красные опанцы- црвеняцы и развивается сапожно-опанчарское ремесло. В конце XIX века появляются выделанные, более прочные и более качественные опанцы: джонаши, штавленицы, шабачки или шильканы, которые сначала носили в западной Сербии, а потом и в восточной.
  21. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград  Шайкача Шайкача – вид шапки из материала шаяк (шерстяная ткань ремесленного производства). Введением воинской повинности в Сербии шайкачу стали носить как элемент солдатской формы, который в мужскую одежду проникает в конце XIX века, когда костюм приобретает элемтенты солдатской одежды. Со временем она совсем оттеснила фес из употребления. Иметь при себе часть формы являлось символом статуса. Существовали солдатские и офицерские, с маленьким галуном над глазами, а в качестве формы они исчезли до конца Второй мировой войны. Шайкача стала сербской национальной шапкой, которую и сегодня в повседневном употреблении носят крестьяне в центральной Сербии.
  22. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград  Штаны Существовало три главных типа мушских штанов: уские белые беневреки, пеленгиры <штаны типа шаровар, с широким задом>, широкие турачи, или потурлие, похожие на турецкие штаны, а где-то носили и подштанники, как верхнюю одежду, вместо штанов. Пеленгиры или шаровары были из неваляного сукна, с широкими короткими штанинами (ниже колена), распространенные на территории Стари-Влаха и в динарских областях.
  23. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) БелградБеневреки из белого сукна, с узкими и внизу прорезаннымиштанинами, с маленьким задом и довольно низкой талией ипрорезамы в верхней передней части, чаще всего встречались ввосточной Сербии и Воеводины. Широкие штанытурачи/потурлие сначала носили в городах, они были сшиты изголубого и черного сукна, пышно украшены шнурами, а современем их усваивает и сельское население. В начале XX векаони, как часть национального костюма в Сербии, вышли изобихода.
  24. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград  Зубун Дорамак, садак, чурдия, суконный предмет одежды белого цвета, реже красного, без рукавов, открытый спреди, различной длины, неизменная часть традиционной культуры одежды сербского народа в течении XIX и первой половины XX века. Его носили в течении целого года, и он считался очень практичным.
  25. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Он объединяет восточно-азийские и византийско-сербские элементы. Пышно украшаемый, вышивской или нашивкой, разнообразными орнаментами, чаще всего красной шерстяной пряжей, синей или зеленой, стилизованной геометрической орнаментикой, или цветочными мотивами, со или без кисточки, в изобразительно- эстетическом смысле он является одной из самых представительных частей сербского национального костюма.
  26. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград  Елек Фермен, короткий верхний декоративный предмет одежды без рукавов, длиной до талии. Его носили поверх рубашки, делали из черного/белого сукна, хлопкового домотканого полотна, плюша, украшали металлическими нитями и шнурами, нашитыми полосками красного сукна, тонкого черного хлопка или полотна различного цвета. Его шили абаджии и терзии. Он застегивался под грудью и подчеркивал красоту женщины.
  27. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) БелградВ середине XIX века где-то носилиелече памукличе, наполненноехлопком, собранное на груди, сподкладкой и застегиваемоечетырмя пуговицами из серебрянойпряжи. Более короткий елек, спродольными вшитыми линиями,на груди сердцеобразно вырезаный,носили летом. Поверх подвенечнойрубашки невесты побогаче носили„срмали“ елек, из бархата/атласа, сшнурами, вышитый сербряныминитками, украшенный блестками.
  28. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград  Пояс Он был символической частью костюма в средневековье, имел магическое значение, обозначал мужской принцип и силу, символизировал феодальную власть, что и кодифицировано в Законнике Стефана Душана. Изготавливали их в сербском, боснийском, венгерском, венецианском, греческом, дубровницком стиле, а сложены они из крестообразных, круглых, цветоподобных бляшек, и других, с изображениями людей. В прошлом люди опоясывались широкими одноцветными длинными шерстяными поясами, а более широкие тканицы <вид пояса> стали носить позднее.
  29. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Один из самых старых, тканый из белой шерсти, рудичар, длиной с 3-4 метра, шириной с сантиметров 20, заканчивался длинной бахромой. К хлопчатым узким разноцветным поясам пришивали пуговици и бубенцы, пояс преопасач из серебряных монет повешивали на цепь пояса, на поясе носили и пафты-чампры <декоративные пряжки>. Каницы „пестрые пояса“ носили зажиточные мужчины, а поверх них – кожаные пояса силахи/силаи, украшенные золотой вышивкой, вышедшие из обихода в начале XX века.
  30. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) БелградВ торжественных случаях носили окованик/кованик, впередней части которого была металлическая плитка,украшенная разноцветными камнями. Пояс имелдекоративную и употребительную функцию, он затягивалрубашку и подчеркивал красоту женской талии.

Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Национальный костюм занимает видное место в культуре и традиции сербского народа. Каждая область, населенная сербами, характеризовалась особым костюмом. Различные влияния, климатические, географические, социальные и культурно- исторические, в течении веков влияли на формирование национального костюма в Сербии, содержащего, как в своих типических свойствах, так и в отношении формирования отдельных частей одежды и украшений, элементы минувших эпох, в которых сменялись разные культурные слои, врастая друг в друга.


Самые яркие – элементы древнебалканской праславянской и словянской культур, затем византийского и сербского средневекового слоев, турецко-ориентального наслоения и веяний из европейских стран, принадлежащих к относительно недавнему времени. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Роль национального костюма, как символа этнической идентичности, в течении истории очень важна, а он выделяется и художественными и эстетическими ценностями. Распространение отдельных национальных костюмов, а в связи с тем и общего внешнего вида различных форм и типов национальных костюмов, богатых своими вариативными видами и подвидами, и их группирование неизбежно связаны и с происхождением населения и миграционными движениями. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Распространенность основных типов одежды не строго ограничено, а существуют и переходные полосы, в которых характеристики соприкасающихся зон взаимно пронизывают друг друга. Необходимо подчеркнуть народный творческий дух и богатство внутренних эстетических чувств и осмысления прекрасного. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


На основании изученных материалов XIX и XX веков мы имеем данные о свойствах традиционного костюма, в то время как более ранние периоды, в отношении одежды сельского населения в Сербии, как и в большинстве стран Балканского полуострова, менее известны, из-за нехватки материальных доказательств. Тем не менее, фрагментарный материал более ранних веков (археологические находки, письменные и художественные источники), совместно со сведениями о исторических и социально-культурных событиях, позволили восстановление отдельных предметов одежды. Одежду почти полностью выделывали женщины в домашней промышленности для своей семьи, с исключением отдельных предметов одежды и ювелирных изделий, являющихся продуктом ремесленников. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Сельские костюмы периода XIX и XX веков подразделяем на динарские, панонские, центрально- балканские и шопские, среди которых некоторые охватывают несколько национальных и этнических групп. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Динарский тип национального костюма охватывает юго- восточную часть Сербии и его характеризует красная суконная шапочка (фес с шамиеей), длинная рубашка (холщовая – динарского типа), прегача, суконный зубун (с вышивкой или нашивкой из цветного сукна), суконное белое платье, у женского вида одежды, а у мужского костюма – суконная шляпа (фес с окутанной красной шалью в виде чалмы), рубашка, пеллегрини – штаны из шерстяной ткани с широким задим и штанинах до середины икры, шерстяной пояс и кожаный пояс силав, токи, красная суконная накидка. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Костюмы северо-западных и центральных частей Сербии содержат некоторые элементы панонского костюма, динарского и центрально- балканского. Самые характерные черты – черты панонского костюма (конджа и убрадач), две длинные прегачи без бахромы, длинные рубашки (рубины) с панонскими или динарскими характеристиками, в то время как для мужского костюма характерна коническая шапка шубара, рубина (рубашка и штаны), суконная кожаная одежда. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


В широком употреблении были и предметы одежды городского костюма (елек, либаде, баядер, антерия, гунь крджалинац, чакшире потурлие, тромболос), а из солдатской формы шапка шайкача, копоран. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Почти у всех этнических групп на территории Воеводины были черты костюма панонского типа. Женскую и мужскую полотняную одежду носили и летом и зимой, мужские рубашки и штаны, так же как и женские оплечак и скуты, сложенные из ровных полотняных пол, которые потом собирали в сборку, а зимой носили шерстяную юбку и прегачу, а также и разные виды меховых безрукавок (кожаный пршняк и кожух), кожаную накидку (опаклия), гунь (дороц) и плащ. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Наряду с легкой кожаной обувью – опанцы, с ремнями, и капичарами – их разновидностью, в тожественных случаях носили сопоги и туфли. Замужние женщины покрывали голову видом конджи – джегой (чепац). Праздничный костюм украшали золотой и белой вышивкой со стилизованным растительным орнаментом. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Регион центральных Балкан охватывает область Косово и Метохии, южные и центральные части Сербии. Для мужского костюма характерна белая суконная одежда, украшенная черными шерстяными шнурами, наряду с узкими суконными штанами, а поверх рубашки носили более короткие и более узкие верхние части одежды из белого сукна. Женщины на голове носили трвељ (в виде кос из шерсти) с превезом, вариантом которого является ручник с верхней частью в виде шапочки. Носили юбки (бойче, бишче, запрега, завияча, вута, фута) различной длины, открытые спереди. Поверх рубашки и юбки носили прегачу и пояс, а также и короткий елек, белый зубун и белое суконное платье с рукавами. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Костюм шопской области называется общим словом дрее или дрехи. Женский костюм составляют: холщовая длинная рубашка (типа туники), пояс (тканица), верхняя одежда сукно (сукман), литак (муер) и мановил, а также и суконные верхние части одежды с длинными рукавами – колия и модро и кожух без рукавов. На голове носили платок забратка (белого цвета). Для мужского костюма характерна рубашка из конопляного полотна и штаны беневреке, белое суконное платье с рукавами – дрея, длинный елек без рукавов, барашковая шубара, суконные тозлуцы, опанцы из невыделанной кожи. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Элементы костюма тимокско-браничевской области северо- восточной Сербии показывают черты центрально-балканских, шопских и панонских и костюмов соседних областей Румынии и Болгарии. В данных областях было в употреблении несколько типов костюмов. Наряду с различиями костюмов сербского и валашского населения, усматриваются и некоторые общие элементы, такие как белые суконные части одежды (зубун, долактеник, платье, штаны), меховая шубара, опанцы из невыделанной кожи, и геометрическая орнаментика преимущественно у шерстяных прегач. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Заметны и различия в одежде городского и сельского населения. В большей части сербского этнического пространства городская одежда развивалась под турецко- ориентальным влиянием, а позже, как например в городах панонской области и адриатического прибережья, преимущественно под европейским влиянием. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


У одежды женщин из города Призрена выделялись шелковые димии и антерии (верхний предмет одежды из красного бархата, украшенный серебряной пряжей и золотой вышивкой) и головной убор челенка (с сетью из бисеров и металлических украшений). У женской одежды Белграда под западным влиянием были женская шелковая рубашка, длинное платье фистан из цветного атласа, либаде, шелковый пояс баядер, а на голове – жемчужный тепелук. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Под европейским влиянием был и мужской костюм, основными частями которого являются: суконные штаны потурлие, антерия, шелковый пояс тромболос и фес. Развитие промышленности и торговли, и ряд других факторов повлияли на утрату национального костюма в повседневном употреблении, так что он с начала XX века, с тех пор как традиционная манера одеваться уступает место городскому, европейскому костюму, стал ценностью културно- исторического наследия. В повседневном употреблении его продолжили носить только в качестве исключения или лишь отдельные его части, в замкнутых селениях или по поводу определенных торжественных случаев. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Опанцы Вид низкой обуви, одинаковой формы для обоих полов и для всех возрастов, известной в Сербии уже в раннем средневековье. В XIX веке носили несколько их видов. Опанцы из невыделанной свиной, говяжьей, телячей, барашковой или бычачьей кожи были самыми распространенными, их носили дольше всего, под разными названиями: просты, врцаны, сейменски, сировцы, шивацы, хайдучки, наряду с дрвеняками из ивового, липового/березового дерева. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Невыделанные опанцы были домашнего производства. С 1850 года в Сербии начинают вырабатывать красные опанцы- црвеняцы и развивается сапожно-опанчарское ремесло. В конце XIX века появляются выделанные, более прочные и более качественные опанцы: джонаши, штавленицы, шабачки или шильканы, которые сначала носили в западной Сербии, а потом и в восточной. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Шайкача Шайкача – вид шапки из материала шаяк (шерстяная ткань ремесленного производства). Введением воинской повинности в Сербии шайкачу стали носить как элемент солдатской формы, который в мужскую одежду проникает в конце XIX века, когда костюм приобретает элемтенты солдатской одежды. Со временем она совсем оттеснила фес из употребления. Иметь при себе часть формы являлось символом статуса. Существовали солдатские и офицерские, с маленьким галуном над глазами, а в качестве формы они исчезли до конца Второй мировой войны. Шайкача стала сербской национальной шапкой, которую и сегодня в повседневном употреблении носят крестьяне в центральной Сербии. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Штаны Существовало три главных типа мушских штанов: уские белые беневреки, пеленгиры, широкие турачи, или потурлие, похожие на турецкие штаны, а где-то носили и подштанники, как верхнюю одежду, вместо штанов. Пеленгиры или шаровары были из неваляного сукна, с широкими короткими штанинами (ниже колена), распространенные на территории Стари-Влаха и в динарских областях. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Беневреки из белого сукна, с узкими и внизу прорезанными штанинами, с маленьким задом и довольно низкой талией и прорезамы в верхней передней части, чаще всего встречались в восточной Сербии и Воеводины. Широкие штаны турачи/потурлие сначала носили в городах, они были сшиты из голубого и черного сукна, пышно украшены шнурами, а со временем их усваивает и сельское население. В начале XX века они, как часть национального костюма в Сербии, вышли из обихода. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Зубун Дорамак, садак, чурдия, суконный предмет одежды белого цвета, реже красного, без рукавов, открытый спреди, различной длины, неизменная часть традиционной культуры одежды сербского народа в течении XIX и первой половины XX века. Его носили в течении целого года, и он считался очень практичным. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Он объединяет восточно-азийские и византийско-сербские элементы. Пышно украшаемый, вышивской или нашивкой, разнообразными орнаментами, чаще всего красной шерстяной пряжей, синей или зеленой, стилизованной геометрической орнаментикой, или цветочными мотивами, со или без кисточки, в изобразительно- эстетическом смысле он является одной из самых представительных частей сербского национального костюма. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Елек Фермен, короткий верхний декоративный предмет одежды без рукавов, длиной до талии. Его носили поверх рубашки, делали из черного/белого сукна, хлопкового домотканого полотна, плюша, украшали металлическими нитями и шнурами, нашитыми полосками красного сукна, тонкого черного хлопка или полотна различного цвета. Его шили абаджии и терзии. Он застегивался под грудью и подчеркивал красоту женщины. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


В середине XIX века где-то носили елече памукличе, наполненное хлопком, собранное на груди, с подкладкой и застегиваемое четырмя пуговицами из серебряной пряжи. Более короткий елек, с продольными вшитыми линиями, на груди сердцеобразно вырезаный, носили летом. Поверх подвенечной рубашки невесты побогаче носили срмали елек, из бархата/атласа, с шнурами, вышитый сербряными нитками, украшенный блестками. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Пояс Он был символической частью костюма в средневековье, имел магическое значение, обозначал мужской принцип и силу, символизировал феодальную власть, что и кодифицировано в Законнике Стефана Душана. Изготавливали их в сербском, боснийском, венгерском, венецианском, греческом, дубровницком стиле, а сложены они из крестообразных, круглых, цветоподобных бляшек, и других, с изображениями людей. В прошлом люди опоясывались широкими одноцветными длинными шерстяными поясами, а более широкие тканицы стали носить позднее. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Один из самых старых, тканый из белой шерсти, рудичар, длиной с 3-4 метра, шириной с сантиметров 20, заканчивался длинной бахромой. К хлопчатым узким разноцветным поясам пришивали пуговици и бубенцы, пояс преопасач из серебряных монет повешивали на цепь пояса, на поясе носили и пафты-чампры. Каницы пестрые пояса носили зажиточные мужчины, а поверх них – кожаные пояса силахи/силаи, украшенные золотой вышивкой, вышедшие из обихода в начале XX века. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


В торжественных случаях носили окованик/кованик, в передней части которого была металлическая плитка, украшенная разноцветными камнями. Пояс имел декоративную и употребительную функцию, он затягивал рубашку и подчеркивал красоту женской талии. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград

И гены, которые нашли в крови каких-то народов, объясняют все. Славяне, как и другие старые народы, были не убийцы, а ассимиляторы. У сербов доминирует иллирский ген (20 %), греческо-трачки (18 %), романский (15 %), кельтский (15 %), славянский (14 %), угро-финский (8 %), турецкий (3 %), монгольский (2 %) и германский(2 %). Славяне не убивали народы, с которыми жили. И у немцев тоже много кельтского, романского, славянского и т. д. В Сербии никому не понравилась статья, но она не понравилась ни австрийцам, ни немцам, ни чехам и т. д. Может быть, потому что правда?

***
Росица

Что означает в сербских фамилиях приставка "Хаджи"? Она говорит о мусульманском происхождении или о чём-то другом? Такую приставку, в частности, когда речь шла о Драгане Хаджи-Античе.

Андрей
"Хаджи", обозначает что тот человек или его семья в прошедшем, ПОСЕЩАЛИ МОГИЛУ ХРИСТА В ПАЛЕСТИНЕ. Например, если мой дед посетил бы могилу Христа, он был бы Хаджи-Иван Милошевич, а его сын был бы Игорь Хаджи-Милошевич или Хаджимилошевич. А имя не Драган Хаджи-Антич, а Хаджи-Драган Антич, потому что ОН БЫЛ на могиле Христа, а не его отец... Его сын будет Хаджи-Антич.

***
Росица

Встречаются ли сербские фамилии с окончанием на "-ев", например, Макавеев? Или это значит, что фамилия македонская?

Андрей
Да, много фамилий сербских на -ov или -ев, особенно в Воеводине. Македонцы, чаще всего, имеют фамилии на -ски, а на -ев или -ов не так часто.

***
Андрей

В Сербии и Болгарии фамилии (до 1878.) не шли с отца на сина, но син получал фамилију от имени отца или деда. На пример: если мој отец Петар Джорджевич, моја фамилија будет Петрович. Фамилија у нас била как у вас отчество. А "фамилија" на сербском значит тепер "семја", но в 19. веке и в сербском, и в болгарском јазиках, "презима" обозначало "отчество", а "фамилија", как русскаја "фамилија", била константна. Но, фамилија у нас потерјалас официаљно. Тољко ја знају, на пример, что моја фамилија Калинин. Но, ето тољко знајут мои родственники.

Андреј, как и другие русские имена јавлјајутсја в Сербии тољко после 1. мир. војни, когда много белогардејцев пришло, и особенно после 2. војни, когда серби идентифицировалис с СССР. Тогда ми начали ошењ часто називат детеј САША, ИГОР, БОРИС, НАТАША, ТАТЈАНА, ИВАНА итд... (даже ОЛЕГ, СЕРГЕЈ, НАСТАСЈА...) Но вообшче очењ много древних имен, славјанских, и у нас, и у болгаров, и у чехов,и у словенцев, например. А имја Владислав часто у нас, то тоже (чашче)и в женској форме Владислава (Ванја, короткаја форма и длја мужчин и женшчин). Русские имена очењ здес популјарние.

***
Росица

Пошутили, что Лабус - прибалт. На само деле это фамилия немецкая? Словенская?

Андрей
Шутка что Лабус прибалт, интересная и смешная, но он серб 100 %. Много сербов имеют фамилии как прибалты: примеры ЛАБУС, ОМЧИКУС, БРАКУС, БЕЛАС, ПАВЛАС и так дальше...

***
Росица

А в вашем языке названия национальностей тоже пишут с большой буквы, как в английском, да?

Андрей
Да. Из немецкого јазика взјали, в 19. веке, думају...Часто серби когда пишут на русском, делајут ошибки потому что пишут бољшују букву там... ја тоже:)

***
Росица

Есть у меня знакомая, которая русская, замужем за сербом и живёт в Нише, говорила, что вообще сербский язык распадается на множество диалектов, да так, что жителю Белграда проще понять жителя Загреба, чем жителя Ниша. (Кто эта знакомая - думаю, ясно. ;-)

Андрей
Точно. Но и житељам Ниша или Пирота, откуда моја семја, проще понять жителя Софии, Варни (Болгарија) или Скопја чем жителю Белграда. Мои бабушки никогда не говорили сербскиј јазик, но его шопскиј диалект, близок болгарскому и македонскому.

***
Росица

А как правильно - Слоба или Слобо?

Андрей
Слоба в северној и центраљној Сербии; Слобо в југозападној Сербии, в Черногории и в Боснии... У нас на севере русское влијание в јазике... Все мужские именја окончивајутсја (деминутиви) на -А.

***
Росица

Я думала, что у вас самый популярный святой - Сав(в)а. Даже не знаю, как писать? Всё, что у нас пишется с 2 согласными, у вас - с одной. Так предложил Вук Караджич, я ничего не путаю?

Андрей
Да, точно, Савва по русскиј. После Караджича у нас почти нед двојних согласних.

***
Андрей

Совсем удивительно, как русские пользуются формой ВЫ в обращении друг к другу, когда разговаривают с незнакомым... В сербохорватском почти никогда не употребляется, если ты СОВСЕМ не уверен, что тот, с кем ты разговариваешь, старше тебя. Если кто-нибудь в каком-то ПОЛОЖЕНИИ, а ваше "количество лет" одно и то же, тогда тоже ВЫ не употребляется, но только ТЫ. Интересно, только хотел заметить.

Я.А.
А в России на "ты" обращаются только к детям лет до 15 и к знакомым. Например, к школьникам 1-9 классов учителя обращаются на "ты", а к школьникам 10-11 классов, учащимся техникумов, студентам вузов рекомендуется обращаться на "вы". Раньше в России было принято к родителям обращаться на "вы", а теперь - нет.

Андрей
Официально к студентам вузов и у нас обращаются на ВЫ, но не ассистенты, если ассистенты сами молодые люди. Между молодыми людьми быстро устанавливается ТЫ в конверсации, даже если они в каком-то бизнесе.

Улисс
Вы затронули тему различий в речевом этикете между сербами и русскими, и я хочу вас спросить: какое обращение к мужчинам и женщинам при обыденном общении принято в сербском языке? Господин и госпожа? На Украине, как в Польше - пан и пани, а в русском языке с 1917 года идет разнобой. Господин и госпожа исчезли (теперь возрождаются со скрипом), а других не появилось, и часто к посторонним людям обращаются просто "мужчина" или "женщина", например, спрашивая дорогу (но на вы! :-)).

Я.А.
Молодые люди у нас тоже очень быстро переходят на "ты" :)

Андрей
"Господин и госпожа" в Сербии и Хорватии употребляется регулярно, в форме "господин и госпођа". (Сербские буквы: ль=л+ь, нь=н+ь, ђ=д+ь, ћ=т+ь, џ=дж, й=й. Нет букв ё, я, ю, щ, ь...) Во время социализма было можно встретить и "друг" (товарищ) и "другарица" (женская форма). Теперь этого больше нет. Незнакомых старших людей должен ты называть на "ВЫ", но когда им лет, как и тебе, тогда всегда обращается на "ТЫ".

***
Андрей

Джон Малкович тепер себја считает хорватом. Он из Равних Котаров (Равни Котари), ето близко городу Задру в Далмации. Он из семи католических сербов МАЉКОВИЋ, - но в Америке не могли написат Љ, но тољко МАЛКОВИЧ. Он бил нескољко раз в Хорватии, и хочет купит виллу в Дубровнике. К сожаленију, почти никто из сербов католиков тепер не считает себја сербом. 50 лет тому назад било совсем не так.

Иво Андрич, писатељ, или Иво ЧИПИКО; или Аико БАРТУЛОВИЧ, Степан МИТРОВ ЉУБИША, все били сербские писатели католики из Далмации, Боснии или Боки Которској. Тепер тољко серби из Боки, Черногорија, осталис сербами католиками.

***
Улисс

Мне доводилось читать, что в 19 веке у сербов была большая семья - задруга, объединявшая всех членов рода. К началу 20 века она распалась, но вроде рудименты ее в виде сильных родственных связей (т.е. когда близкой родней считаются и двоюродные, и троюродные братья, и семья=род) сохранилась у сербов в сельских районах Боснии и в Черногории. Так ли это? И к какой модели ближе современная сербская семья: к американской (европейской), когда дети в 18 лет уезжают навсегда из дома, или русской, где часто три поколения живут в одном доме или квартире?
Я спрашиваю еще и потому, что общий кризис традиционной семьи, переживаемый европейской цивилизацией, по разному проявляется не только в различных странах СНГ, но и внутри одной страны. К примеру, на западе Украины, где я живу, очень сильны традиционные идеалы - религия, семья как главная ценность, осуждение внебрачных связей, отчасти даже культ девственности (на Восточной Украине все по-другому). Насколько этот комплекс патриархальных ценностей актуален для Сербии?

Андрей
"Мне доводилось читать, что в 19 веке у сербов была большая семья - задруга, объединявшая всех членов рода. К началу 20 века она распалась, но вроде рудименты ее в виде сильных родственных связей (т.е. когда близкой родней считаются и двоюродные, и троюродные братья, и семья=род) сохранилась у сербов в сельских районах Боснии и в Черногории. Так ли это?"
Да, точно. Моя троюродная сестра для меня только "СЕСТРА", и я считаю ее "нормальной сестрой".

"И к какой модели ближе современная сербская семья: к американской (европейской), когда дети в 18 лет уезжают навсегда из дома, или русской, где часто три поколения живут в одном доме или квартире?"
Точно как русская семья, но таковы и испанцы, и итальянцы... это для меня нормальная семья, а англосаксонская "чужая"...
Насчет семьи, у нас как-то МЕЖДУ Западной и Восточной Украиной, но 13 лет тому назад было совсем как и в Львове, скажем. Но дезинтеграция морали и война уничтожила много "сексуальных запрещений", Теперь более либерально. Но брак или родственные отношения - константа, которая пережила все. Например, если твоя девушка станет беременной, ты быстро организуешь свадьбу и брак... Лояльность семье сильная.