Методика «последовательные картинки. Логические последовательности

Речь пойдет о последовательности.

Знакомство с этим математическим навыком, который развивает логическое мышление, произойдет увлекательно, если подойти к развивающим занятиям с игрой и творчеством. Расскажем несколько способов, которые помогут ребенку понять последовательности (закономерности).

Знакомство с закономерностями. Для развивающего игрового занятия потребуется:

  • Вариант-1. Игрушки. Игрушки в этом развивающем задании должны иметь разные признаки. Например, твердые игрушки и мягкие, маленькие и большие, животные и машинки.

Соберите последовательность (закономерность): животное — машинка — животное — машинка — …; твердая игрушка (пластиковая) — мягкая — твердая — мягкая и так далее. Лучше всего это делать перед ребенком таким образом, чтобы он видел.

В развивающих занятиях с малышами обязательно должен быть игровой подход. Придумайте историю о том, как животные, например, выстроились в очередь за хвостами. Помните русскую народную сказку «Хвосты» . Вот и в нашем занятии животные выстроились в особом порядке, объясняем и показываем, что это за «особый» такой порядок.

  • Вариант-2. Ритмика. Отстукиваем ритм, используем ладоши, ложки, палки, долото, погремушки и так далее.

Например, сначала хлопаем в ладоши, а потом шлепаем ими по полу или постукиваем ритмично палочками: ТУК — тук-тук — ТУК. Один хлопок в ладоши, один хлопок по коленочкам или чередуем один хлопок в ладоши, затем два быстрых хлопка.

  • Вариант-3. Счетный материал. Для развивающего занятия используем счетный материал двух видов. Например, пуговицы и бобы, если брать геометрические фигуры, то пусть будет круг и треугольник, шпажки и камушки и так далее.

Теперь перед ребенком собираем последовательность (закономерность): пуговица — монетка — пуговица — монетка — …; круг — треугольник — круг — треугольник и так далее.

  • Вариант-4. Творческий. Для этого развивающего занятия возьмем: краски и ватную палочку, можно взять штампики двух видов. Еще потребуется чистый лист бумаги

Воспроизводим перед ребенком последовательность. Ставим на лист бумаги красочные отпечатки с помощью ватных палочек. Например, один отпечаток будет красным, а другой зеленый, выглядеть будет так: красный — зеленый — красный зеленый — … .

  • Вариант-5. Рисуем последовательности в виде простых рисунков. Берем лист бумаги, фломастеры и создаем последовательность из простых рисунков.

Рисовать можно заранее, а можно сразу перед ребенком. На фото варианты простейших примеров, которые Влад осваивал в 2,4 года.

  • Вариант-6. Фонематический. Произносим слоги, буквы, различные звуки с определённым тактом и последовательностью

Например, озвучиваем слоги «БА-БУ-БА», «СЕ-СЕ-СУ» или «ням-ням-бум». В этом случае ребенок должен продолжить слоговую цепочку, соблюдая последовательность «БА-БУ-БА-БА-БУ-БА-БА-БУ-БА»

Закрепление понятия «последовательность»

Закрепляем с помощью повторений, то есть раз от разу возвращаемся к таким развивающим игровым занятиям. Выстраиваем последовательности в ролевых играх, на улице с помощью природных материалов, на кухне из столовых приборов. Словом, руководствуемся пословицей: «Повторение — мать учения». Посмотрите последовательности, которые мы создавали на улице .

Следующий этап в закреплении последовательностей, это усложнение задания. Добавьте в последовательность ещё элементы. Например, цепочка может выглядеть так: два домашних животных, одно дикое.

В 3,5 года Влад самостоятельно собирал последовательность два к одному, два к трем. На фото последовательная цепочка из животных: два домашних животных — одно дикое.

Пример, последовательной цепочки с помощью ватных палочек: два красных отпечатков — один зеленый — два красных — … .

Усложненные варианты последовательности для малышей:

  • два к одному,
  • три — два,
  • один — два — три,
  • два-три-два

Развитие детей с помощью задач на поиск последовательностей (закономерностей):

  • Формируется творческая деятельность, которая позволяет влиять на развитие умственных процессов: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации, абстрагирования

Влад: 2,4 — 3,5 года

Развивающие задания на изучение и закрепление последовательности




Современные педагоги успели оценить важность развития логического мышления у детей детсадовского возраста. Получив представление об элементарных законах логики, научившись анализировать, сравнивать, обобщать и выделять частное, предвосхищать результат, ребенок будет чувствовать себя комфортнее, оказавшись за школьной партой.

Значение логических игр в развитии дошкольника

Собственно мышление и мышление логическое необходимо понимать как родовое и видовое понятие. Человек как существо разумное, которому присуща высшая нервная деятельность, получает информацию извне. Его сознание отражает эту информацию непосредственно или опосредовательно. Подобный вид познавательной деятельности присущ всем психически здоровым людям.

Особенностью мышления у ребенка дошкольного возраста является то, что он может не только синтезировать мысль, но и выразить ее на словах. Педагоги-психологи характеризуют его мыслительный процесс как наглядно-образный, то есть ребенок видит предмет и может определять его свойства, предназначение без выполнения каких-либо действий с ним. На основе наглядно-образного мышления можно развивать логическое.

Оно же представляет собой умение перерабатывать полученную информацию через призму законов логики. Целью развивающих логику игры у дошкольников является обучение детей основополагающим логическим операциям. То есть, в игровой форме дети 4-6 лет учатся:

  • анализировать;
  • обобщать (классифицировать);
  • выделять частное (синтезировать);
  • сравнивать;
  • строить гипотезы.

Логические игры способствуют развитию у ребенка:

  • внимания;
  • памяти;
  • концентрации;
  • умения выражать свои мысли;
  • самостоятельности;
  • целеустремленности.

Кроме того, логические игры формируют у дошкольников предпосылки, которые в будущем помогут им развязывать сложные математические задачки.

Виды логических игр с примерами

1. Логические конструкторы

Пожалуй, конструктор является наиболее полезной и увлекательной игрушкой, когда-либо изобретенной человечеством. Обычно, эта игрушка ассоциируется с яркими игровыми наборами, в которых из отдельных деталей можно собрать пиратскую шхуну, станцию скорой помощи, вокзал, прочее. Но логические конструкторы представляют собой нечто другое. Обычно, они деревянные, пластиковые или металлические. Организовывая игры с такими, взрослый ставит перед собой цель — развивать конструктивные умения и логическое мышление дошкольника. Имея перед собой отдельные элементы, ребенок должен в уме спрогнозировать конечный результат, и, действуя последовательно, собрать из конструктора определенную геометрическую фигуру, какой-либо другой объект.

Пример: «Магнитный конструктор»

Игровой набор состоит из металлических палочек и магнитных шариков. Соединяя палочки с помощью магнитов, можно собирать объемные фигуры. Ребенку 5 лет можно предложить собрать модель по примеру, который прилагается к набору. А уже в 6 лет малыш может фантазировать и пытаться сконструировать задуманные им предметы.

Пример: «Блоки Дьенеша»


Этот простой конструктор дает родителям возможность познакомить ребенка практически со всеми приемами логики. Он состоит из набора основных геометрических фигур разного цвета и размера. Фигурки могут быть плоскими или объемными. Готовую игру можно приобрести в деревянном или пластиковом вариантах. Нечто подобное также можно изготовить своими руками из цветной бумаги.

Оперируя с блоками Дьенеша, можно обучить ребенка:

  • выявлять и описывать свойства фигур;
  • сравнивать их;
  • группировать по одинаковым признакам;
  • собирать из отдельных элементов (блоков) единое целое (определенные предмет, символ, животное, прочее.

Ребенку можно предложить следующие виды занятий:

  • Рассортировать блоки по цвету, форме или размеру.
  • Взрослый выкладывает в ряд пять блоков, четыре из которых объедены общим свойством, а один отличается от них (например, четыре зеленых блока и один красный, четыре круга и один треугольник). Ребенок должен убрать лишний и рассказать, почему он выбрал именно его.
  • Взрослый складывает блоки в мешок. Ребенок должен будет опустить в него руку и не глядя описать предмет, который ему попался.
  • Взрослый начинает выстраивать логическую цепочку из трех элементов. Например, он кладет квадрат, круг и треугольник. Ребенок должен повторить эту последовательность. Постепенно количество элементов в цепочке увеличивается.
  • Взрослый берет один блок и прячет его за спиной. Он называет свойства, которыми не обладает фигура. «Это не треугольник и не квадрат». Ребенок должен угадать форму. «Она не красная и не желтая». Ребенок должен отгадать цвет. И так далее.

2. Головоломки

Эти игрушки можно предложить уже четырехлетнему ребенку. Важно, чтобы взрослый, который организовывает игру, правильно описывал ребенку логическое задание и следил за правильностью его выполнения.

Пример: «Палочки Кюизнера»


Головоломка представляет собой комплект из пластиковых или деревянных палочек прямоугольной формы различной длины и цветов. Варианты игр с ними разнообразны.

Четырехлеткам, например, можно предложить такие:

  • рассортировать выложенные на столе палочки по цвету;
  • расставить палочки в линию, начиная самой короткой и заканчивая самой длинной, чтобы получилась лесенка;
  • выложить перед ребенком от пяти до десяти палочек, попросить его сосчитать их.

Старшему же дошкольнику посильны более сложные игры:

  • найти такие палочки, длинна которых, если сложить их вместе, равнялась бы длине самой большой палочки;
  • взять желтую, красную и зеленую палочки и попросить ребенка назвать и показать не красную и не желтую;
  • рассортировать палочки по цвету и сложить из них геометрические фигуры.

Примеры игр с палочками можно найти в специальных сборниках или в Интернете (палочки кюизенера схемы).

3. Графические игры

Сборники логических задач продаются в магазинах книг и игрушек. Подобные развивающие задания можно найти в прописях для малышей. Вариантов таких игр действительно безграничное количество.

Пример: «Лабиринт»


Руководствуясь логикой, ребенок должен преодолеть витиеватый лабиринт и привести медвежонка к бочке меда.

Пример: «Дорисуй по образцу»

Дошкольник должен воспроизвести рисунок по примеру либо соединить точки.

Пример: «Найди лишнее»

В линейке из предметов ребенок должен отыскать лишний и рассказать, почему он сделал именно такой выбор.

4. Словесные логические игры

В процессе словесных логических игр дошкольники учатся воспринимать информацию на слух, анализировать и воспроизводить ее, тренируют внимание и память.

Пример: «Скажи одним словом»

Взрослый называет ряд предметов, ребенок должен их обобщить:

  • круг, ромб, треугольник – фигуры;
  • синий, красный, зеленый – цвета;
  • машина, автобус, поезд – транспорт;
  • чашка, тарелка, сковорода – посуда;
  • папа, мама, дедушка – семья.

Пример: «Чем отличается»

Взрослый называет пару слов, ребенок должен назвать их отличия:

  • лето и зима;
  • машина и корабль;
  • дерево и куст;
  • мяч и кубик.

Можно разнообразить игру карточками (или игровыми наборами).

Организация логических игр педагогами

Подобная игровая деятельность имеет целенаправленный характер, она обязательно должна быть запланированной. Организация логических игр педагогами в дошкольных учреждениях, как правило, происходит в три этапа:

  • Подготовительный: педагог принимает решение, какой конкретно закон логики будет прорабатываться в процессе игры, подбирает дидактические материалы и наглядные пособия.
  • Формирующий: происходит непосредственно игра, основанная на операциях с дидактическим материалом. Решаются задачки на логику исключительно под контролем педагога, а иногда и при его участии.
  • Контрольный: с целью проверки и закрепления преподнесенных малышам знаний педагог может продолжить им развязать типовые логические задачки самостоятельно.
    Развивающими логику заданиями, которые можно предложить дошкольнику, являются конструкторы, лабиринты, головоломки, настольно-печатные (графические) и словесные игры. Организовывая логическую игру, можно также использовать любые игрушки, предметы-заменители, прочее.

Последовательность событий. Н.А.Бернштейн.

Цель: Определить способность к логическому мышлению, обобщению, умение понимать связь событий и строить последовательное умозаключение.

Материал: Для проведения опыта необходимы серии сюжетных картинок (в количестве 3-6 картин), на которых изображены этапы какого-либо события.

Существуют серии, соответствующие по содержанию детскому возрасту ("Волки", "Колодец", "Лодки" и др.), а также серии для взрослых ("Колесо", "Пьяница", "Охотник" и т. д.).

Есть несколько вариантов:

Вариант 1: Серия из 3-4 картинок, отражающих быт детей.

Вариант 2: Серия картинок с эмоционально – смысловым подтекстом. (Векслер, либо Бидструпа).

Инструкция: Начиная с 5ти лет применяя серии картинок 1ого варианта. Для детей начальных классов и старше – 2 ого варианта.

Перед ребенком кладутся произвольно картинки, связанные сюжетом. Ребенок должен понять сюжет, выстроить правильную последовательность событий и составить по картинке рассказ.

«Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых нарисовано какое-то событие, акцентируй внимание. Порядок картинок перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как ты считаешь нужным, а потом составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено».

Задание состоит из двух частей:

1) выкладывание последовательности событий картинок;

2) устный рассказ по ним.

После того, как ребенок разложил все картинки, экспериментатор записывает в протоколе (например, 5, 4, 1, 2, 3), и затем просит ребенка рассказать по порядку о том, что получилось. Если ребенок допустил ошибки, ему задают вопросы, цель которых помочь выявить допущенные ошибки.

Испытуемому показывают пачку перемешанных карточек и говорят: "Вот здесь на всех рисунках изображено одно и то же событие. Нужно разобрать, с чего все началось, что было дальше и чем дело кончилось. Вот сюда (экспериментатор указывает место) положите первую картинку, на которой на рисовано начало, сюда - вторую, третью..., а сюда последнюю",

После того как больной разложил все картинки, экспериментатор записывает в протоколе, как он разложил (например: 5, 4, 1, 2, 3), и лишь после этого просит больного рассказать по порядку о том, что получилось. Если больной разложил неправильно, ему задают вопросы, цель которых помочь больному установить противоречие в его рассуждениях, выявить допущенные ошибки.

Умение ставить эти вопросы зависит от квалификации и опыта экспериментатора. Эти вопросы и ответы больного записываются в протокол, так же как и действия больного по исправлению раскладки картин. Если вопросами не удается довести больного до правильного понимания последовательности изображенных событий, экспериментатор просто показывает ему первую картинку и предлагает снова разложить. Это вторая попытка выполнить задание. Если она тоже безуспешна, тогда экспериментатор сам рассказывает и показывает больному последовательность событий и, перемешав снова все карточки, предлагает ему разложить их снова - в третий раз.

В случае, если больной лишь на третьей попытке правильно установил. Последовательность, полезно предложить ему другую серию той же методики, чтобы выяснить, возможен ли "перенос" с трудом усвоенного способа рассуждений.

Обработка результатов:

Выводы об уровне развития.
Высокий – ребенок самостоятельно нашел последовательность картинок и составил логический рассказ. При неправильно найденной последовательности рисунков испытуемый, тем не менее, сочиняет логичную версию рассказа.
Средний – ребенок правильно нашел последовательность, но не смог составить хорошего рассказа. Составление рассказа с помощью наводящих вопросов экспериментатора.
Низкий – если: ребенок не смог найти последовательность картинок и отказался от рассказа;
- по найденной им самим последовательности картинок составил нелогичный рассказ;
- составленная ребенком последовательность не соответствует рассказу;
- каждая картинка рассказывается отдельно, сама по себе, не связана с остальными – в результате не получается рассказа;
- на каждом рисунке просто перечисляются отдельные предметы.

При истолковании результатов исследования следует обращать внимание на то, как больной реагирует на наводящие вопросы и критические возражения экспериментатора, "подхватывает" ли он эту помощь или не понимает ее.

В случаях, когда при неправильном составлении последовательности рисунка, испытуемый сочинил логическую версию рассказа, считается что задание выполнено, верно.

Если ребенок правильно установил последовательность картинок, но не смог составить рассказ, необходимо задать наводящие вопросы. Если не хватает ребенку словарного запаса для объяснения, а заданий для описания, то задаются вопросы, которые фиксируются в протоколе. В этом случае задание выполнено на среднем уровне.

Если не смог составить рассказ даже с помощью наводящих вопросов, то выполнение задания неудовлетворительно.

Считается, что испытуемый не справился с заданием, если:

    Не смог найти последовательность событий и отказался от рассказа

    По найденной им самим последовательности картинок составил нелогичный рассказ.

    Составленная испытуемым последовательность не соответствует рассказу (но за исключением тех случаев, когда ребенок после наводящего вопроса меняет последовательность и соответствующий рассказ).

    Каждая картинка описывается отдельно, сама по себе.

    На каждом рисунке просто перечислены отдельные предметы.

Если 4-5 вариант, то необходима тщательная проверка интеллектуальных способностей.

В последнее время для установления последовательности и смысла событий используются серии, составленные из карикатур ("Дома и на работе", "Прошел год", "Кто работал и кто устал", "Обман зрения" и т. д.). Преимущество этих серий в том, что они труднее для понимания и пригодны для исследования более интеллектуально развитых и сохранных больных. В то же время центр тяжести задания при использовании этих серий как бы переносится с установления строгой последовательности этапов события (иногда эту последовательность точно устанавливать и не нужно) на понимание юмора, т. е. смысла карикатур в целом.

Серии последовательности событий по карикатурам используются с некоторой модификацией порядка проведения опытов. Больному раньше предлагают самому установить последовательность событий, а за тем, если он не может этого выполнить, предлагают карточку с названием серии. Название составляется обычно так, что оно как бы "проливает свет" на смысл всей серии.

Важная характеристика зрелой личности - умение выстраивать логику событий. Формирование этого навыка начинается в раннем возрасте и необходимо для успешного обучения в школе. Определить степень развития у малыша способности воспроизведения правильной последовательности явлений и действий, а также тренировать речь поможет методика сюжетных рисунков А. Н. Бернштейна.

Характеристика методики А. Н. Бернштейна

Основная цель методики «Последовательность событий» - исследование умения строить самостоятельные умозаключения, делать обобщения, выдерживать причинно-следственные связи, а также диагностика уровня сообразительности.

Было бы крайне нелогично руководствоваться в жизни только логикой.

Лешек Кумор, польский киновед и афорист

Автор методики, описанной в 1911 году - отечественный учёный Александр Николаевич Бернштейн, российский психотерапевт, один из основателей и энтузиастов отечественной психоаналитической школы. Будучи убеждённым сторонником идеи о перспективности нового психоаналитического учения, он стал автором программ и методических рекомендаций для исследования интеллектуальной сферы человека.

В современной психологической практике инструкция, рекомендации и этапы практической реализации опыта несколько изменены, модернизированы и усовершенствованы. Обычно метод используется для выяснения степени готовности ребёнка к школе . Востребована методика А. Н. Бернштейна и в клинической психологии как средство выявления олигофрении и умственной отсталости, а также дальнейшей терапии проблемы развития.

Применение методики «Последовательность событий» для дошкольников и младших школьников

Обычно тестирование проводится индивидуально с каждым ребёнком, но может применяться и в небольшой группе. Живой диалог помогает ребёнку активизировать коммуникационные навыки, раскрыться эмоционально. Дополнением может стать письменная работа или рисунок.

Исследователь обращается с такими словами: «Посмотри внимательно, перед тобой несколько картинок, на которых изображено одно и то же событие. Но их кто-то перемешал и спутал. Тебе необходимо разобраться, какую историю хотел рассказать художник. Начни с определения первой картинки, положи её сюда, потом определись со второй и всеми остальными по очереди. После того как ты разберёшься с картинками, составь рассказ».

Задание включает два последовательных этапа:

  1. Расположение карточек с рисунками.
  2. Устное логическое повествование по ним.

Для выполнения теста ребёнку необходимо установить различия отдельных сюжетных фрагментов рисунков и логическую последовательность фабулы в целом, разложив карточки в нужном порядке . Правильно составленная комбинация картинок доказывает, что у ребёнка есть понимание сюжета, а устный рассказ демонстрирует способность выразить смысл своими словами.

После завершения работы с рисунками исследователь фиксирует выбранную комбинацию (например: 4, 5, 1, 3, 2) и затраченное на раскладку время в протокольных записях. Затем просит ребёнка прокомментировать расположение карточек по смыслу. Если тестируемый ошибается, ему задаются наводящие вопросы с целью корректировки допущенных промахов, при этом важно отслеживать его эмоциональную и интеллектуальную реакцию.

Вопросы помогают понять причину ошибочного рассказа. Возможно, ребёнку не хватает уровня эрудиции или словарного запаса, но общий смысл событий прекрасно улавливается.

Иногда причинами неудачи в прохождении испытания могут являться личностные психологические особенности: закомплексованность, страх потерпеть неудачу, дискомфорт новой обстановки. Важен и возраст тестируемого: то, что для шестилетнего ребёнка считается хорошим уровнем, для семилетнего будет уже оцениваться как слабый, например, умение составить рассказ по наводящим вопросам . Вопросы и ответы тоже заносятся в протокол. Навыки грамотной и эффективной формулировки вопросов зависят от уровня квалификации экспериментатора.

Может возникнуть ситуация, когда во время общения ребёнок всё равно не понимает, что необходимо сделать. Тогда ему просто показывают правильный вариант первой картинки и предлагают продолжить попытку самому выстроить дальнейшую последовательность событий. То есть испытуемому предоставляется повторный шанс пройти тест.

Если же усилия остаются безуспешными, то психолог сам объясняет нужный алгоритм решения задачи. Затем, перемешав все карточки, ребёнку вновь предлагают восстановить ход событий. Новую серию картинок для закрепления приобретённого опыта ему предлагают только после того, как он справится с заданием . Таким образом, в протокол записываются все шаги, с помощью которых происходило обнаружение логических ошибок и достижение позитивного результата.

Особенности стимульного материала

Экспериментальным материалом служат сюжетные картинки, демонстрируемые испытуемому в заведомо нарушенной последовательности. Задача ребёнка - восстановить логическую комбинацию картинок, сопровождая своё решение устным рассказом. Вербальное описание позволяет определить уровень развития речи будущего первоклассника.

Основные критерии для определения уровня развития речи:

  • логичность;
  • связность;
  • грамотное построение предложений;
  • звуковая чистота произношения;
  • верная интонация;
  • эмоциональная окраска рассказа.

Существуют возрастные и смысловые серии стимульного материала, которые включают по 3–6 картинок, изображающих фабулу. Сюжеты в логике усложнения понима­ния скрытого смысла могут предъявляться детям от 5-7 лет до 9-10-летнего возраста:

  1. «Простой» - предлагает картинки с очевидным развитием событий - по фрагментам легко можно установить причинно-следственные и временные отношения. Например, кот, который пытается вытащить из молочной бутылки оказавшегося там мышонка.
  2. «Сложный» - содержит иллюстрации с подтекстом и скрытым смыслом сюжета, когда требуется привлечь знания о закономерностях явлений природы, окружающей действительности, делать выводы на основании понимания деталей, позы и мимики жестов изображённых персонажей.

Фотогалерея: картинки для проведения тестирования

Простой сюжет «Снеговик» с очевидным развитием событий, для детей 3–3,5 лет Комикс с явной причинно-следственной и временной связью «Ворона» применяется для тестирования детей младшего школьного возраста Для детей 7–8 лет эта последовательность не должна представлять сложности Сюжет «Картина» применяют при работе с детьми 5,5–6 лет Комикс Бидструпа «Клумба» можно использовать как способ тестирования детей 4,5–5 лет Нарисованная история с подтекстом «Садовод» подходит для детей младшего школьного возраста

Интерпретация результатов и выводы

Методом предусмотрена трёхступенчатая градация уровней оценивания итогов тестирования:

  1. Высокий - ребёнок справился с испытанием полностью, самостоятельно нашёл верную комбинацию рисунков и составил связный, грамматически адекватный рассказ.

    Допускается альтернативное, оригинальное восприятие сюжета, но при условии, что ребёнок осознанно аргументирует предложенную им трактовку.

  2. Средний - испытуемый преодолел первый этап правильного размещения изображений, но испытал затруднения в процессе выстраивания логически связного рассказа, который смог составить только при помощи психолога.
  3. Низкий - ребёнку не удалось установить последовательность картинок и составить рассказ.

Причин, по которым испытуемый не справился с заданием, может быть несколько:

  1. Каждая картинка осознаётся как автономная, не связанная с другими. В таком случае выстроить рассказ невозможно.
  2. Предложенная последовательность не соответствует устному описанию.
  3. Отдельные детали на каждом рисунке фиксируются без необходимого уровня обобщения.
  4. В дополнение к найденной им самим последовательности испытуемый предлагает нелогичный рассказ.

Неэластичность, негибкость мышления, проблемы с осмыслением и умственным развитием, как правило, проявляют себя в том, что тестируемый беспрепятственно проходит лёгкую серию и не в состоянии оценить более трудную . Проблемой может стать и количество картинок, которое бывает неподъёмным для ребёнка. Тогда потребуется сокращение объёма стимульного материала до минимального (с 6 до 3). Исследователь может столкнуться с настойчивым повтором одной и той же ошибки в том же месте. Такое «застревание» сигнализирует о серьёзных проблемах мозга испытуемого, вплоть до органических поражений.

Некоторые дети своевольно выдумывают собственные сюжетные линии, абсолютно не замечая содержания предложенных рисунков, не реагируя (или реагируя агрессивно) на аргументацию и наводящие вопросы, критические возражения экспериментатора, ведут себя неадекватно в ответ на предложенную помощь. Таким образом проявляется некритичность мышления - один из возможных симптомов умственной отсталости.

Важный момент при развитии ребенка, его подготовки к школе, научиться определять последовательность событий. Для тренировки подойдет дидактическая игра "Логические цепочки". Карточки нужно распечатать, разрезать на квадратики и предложить малышу определить, что сначала, а что потом. Не торопите ребенка, пусть хорошо подумает, включит логику, объяснит свою точку зрения, а потом у него будет получаться все быстрее и легче. Для деток 6-7 лет можно предложить по расставленным в логическом порядке картинкам составить небольшой рассказ в качестве развития речи.

Сто сначала? Что потом?

Цель. Учить детей связно выражать свои мысли, составлять сложные предложения, определять причину и следствие в предложенной ситуации. Учить строить предложения при помощи слов потому что, из-за того что, поэтому. Развивать понимание простых причинно-следственных отношений.
Набор включает серию картинок с изображением простых бытовых сюжетов. Ребёнок должен понять, что является причиной, а что – следствием изображенного на картинках.
Материал может быть использован для усвоения предложно-падежных конструкций.

Задачи. Учить составлять рассказ, расширять словарный запас ребенка, развивать логическое мышление, связную речь; научиться систематизировать полученные знания.

Расскажи историю

Цель. Развивать умение понимать подтекст изображенного на картинке сюжета, выделять неочевидные, но определяющие ситуацию признаки изображений. Развивать связную речь.
Набор материалов включает серии сюжетных картинок, объединенных общим сюжетом. Ребёнок должен понять сюжет и изложить его на доступном ему уровне.

Скачать и распечатать карточки для игры

Тема продукты питания

Бытовые ситуации










Для дошкольников старшего возраста:

Бытовые сюжеты часть 2

Карточки нужно распечатать на листах формата а4 с обеих сторон.

Пример методического сопровождения (к бытовым сюжетам 2)

К 3,5 годам в норме дети понимают простые причинно-следственные связи. Но масса детей, имеющих речевые нарушения, испытывают трудности в понимании не только логико-грамматической конструкции, но и самих причинно-следственных отношений, которые эта конструкция обозначает. Из-за отсутствия умения определять причины и следствия произошедшего, дети неправильно строят фразу, неверно используют словосочетание «потому что», «из-за того что» и т.п. Данная серия картинок содержит причину и следствие. К ним еще нужно напечатать карточки со словами-связками «потому что», «из-за того что», «поэтому». Пары картинок предлагаются по усложнению: сначала очевидные следствия и причины, затем более сложные.

1. «Миша неаккуратно наливал сок» и «На столе лужа».
2. «Мальчик попал под дождь» и «Мальчик мокрый».
3. «Маша упала» и «Маша плачет».
4. «Маше подарили куклу» и «Маша рада».
5. «Миша и Сережа подрались» и «Миша и Сережа в синяках».
6. «Маша ест снег» и «У Маши болит горло».
7. «Вася дразнит собаку» и «Собака кусает Васю».
8. «Петя едет на велосипеде и смотрит па ворону» и «Петя упал с велосипеда».
9. «Антон проткнул Васин шарик острой палочкой» и «Шарик у Васи лопнул».
10. «Пете холодно» и «Петя надел теплую куртку».

Ребёнку предлагается пара картинок, составляющих причинно-следственную последовательность; он должны определить, что было сначала, а что – потом. Взрослый берет в правую руку картинку, обозначающую причину (например, «Миша неаккуратно наливал сок»), а в левую – картинку-следствие («На столе лужа») и спрашивает, чётко проговаривая: «Что было сначала – на столе появилась лужа или Миша неаккуратно наливал сок?» После этого он говорит, как правильно должно звучать предложение.

Начинать следует, выстраивая картинки в прямой последовательности: сначала причина, а потом следствие, и соответственно первым нужно использовать союз «поэтому». И лишь после того, как ребёнок освоит эти конструкции, можно переходить к предъявлению обратной последовательности: сначала следствие, а потом причина: «На столе лужа, потому что Миша неаккуратно наливал сок». Вводить союзы следует постепенно. Если ребёнок умеет читать, между картинками в нужном месте ставится карточка с соответствующим словом или словосочетанием.

«Расскажи историю»

Серии сюжетных картин являются одной из самых сложных последовательностей, особенно, если в них появляется скрытый подтекст. Дети с нормальным развитием легко понимают последовательности картинок с очевидным смыслом уже в 4 года (некоторые даже раньше), понимание скрытого смысла (но доступного пониманию ребёнка из его жизненного опыта) появляется чуть позже – к 4,5-5 годам. Возможность составления рассказа по серии сюжетных картин в той или иной мере страдает при большинстве нарушений развития. В одних случаях страдает преимущественно речевое опосредование, в других – понимание простого сюжета, в третьих – понимание простого сюжета сохранно, но нет понимания скрытого смысла, в четвёртых – ребёнок понимает картинки, если их разложил по порядку взрослый, но не может выложить в правильной последовательности сам.

В набор включены картинки как с простыми, не имеющими подтекста сюжетами, так и с более сложными – со скрытым смыслом и юмором. Список трудно ранжировать, так как трудности зависят от специфики проблем ребёнка, так что выбирать последовательность имеет смысл с учётом особенностей каждого ребёнка.

Мышка и сок
Мышка хочет попить сок и не может достать – пакет очень высокий. Она видит лежащую
рядом соломинку, приставляет её и по ней забирается. Потом затаскивает соломинку
наверх, вставляет её в дырочку. Забирается на соломинку и пьёт через неё сок.

Бабушка и пирожки
Бабушка месит тесто. Бабушка лепит пирожки и кладет их на противень. Ставит
противень в духовку. Достает румяные печеные пирожки и угощает внука.

Малыш загорает
Светлокожий малыш идёт загорать. Сидит играет, солнце поднимается выше. Малыш
уснул, солнце в зените. Вечером коричневый малыш идёт домой.

Гусеница и гриб
Ползёт гусеница. Начинается дождь, она видит гриб и в ужасе ползёт к нему. Вгрызается в
гриб. Выглядывает из окошка в грибе.

Ёжик и яблоко
Идёт ёжик и везёт на спине огромное яблоко, с него льётся пот: он устал. Ежик садится и
ест яблоко. Счастливый толстый ёжик везёт на спине огрызок.

Мышка и сыр
Мышка ест сыр. Мышка съела половину – стала толще. Съела весь сыр – стала совсем
толстой!

Собака и пчела
Собака нюхает цветок колокольчика, засунув в него нос. Испуганная морда собаки с
волдырем на носу. Из колокольчика выглядывает разъяренная пчела, грозящая собаке
кулаком.

Дом
Строится дом, стены возведены до половины. Целый дом с крышей, но без окон. Дом с
крышей и окнами.

Собака и мышь
Мышь забегает в нору-холмик на земле. Собака подходит к норе – видит из неё торчит
мышиный нос. Собака старается раскопать эту нору. Мышь убегает из входа в нору, рас-
положенного с другой стороны холмика, а собака продолжает копать.

Кошка и хомяк
Перед клеткой с хомяком сидит кошка и облизывается, хомяк, прижав уши, боится. Хомяк
идёт в другой угол клетки, к кормушке с зёрнами, и набивает их за щёки. Страшная морда
хомяка с набитыми щеками и двумя торчащими резцами, испуганная морда кошки с
поднятой дыбом шерстью за прутьями.

Рыбак
Рыбак ловит рыбку с лодки. Под водой рыбка подплывает с ботинком в плавниках и
цепляет его на крючок. Удивлённый рыбак вынимает башмак из воды.

Дети кормят птиц
Мальчики летом собирают подсолнухи. Мальчики дома сидят и вынимают из
подсолнухов семечки. Мальчики зимой насыпают семечки в кормушку для птиц.

Мальчик и мороженое
Мальчик покупает в ларьке мороженое. Идёт, засмотрелся на птиц, а мороженое тем
временем тает. Смотрит на мороженое – осталась палочка и молочная лужица у ног.

Картинки выкладываются перед ребёнком в случайной последовательности и даётся задание разложить их по порядку. Если ребёнку сложно выполнить, взрослый сам выкладывает картинки в правильной последовательности и просит рассказать по ним историю. Можно выкладывать ряд с пропуском картинки ИЛИ включать в него картинку из другой последовательности, способ работы зависит от особенностей проблем ребёнка и целей работы.

При речевых дефицитах к этим задачам добавляется обучение составлению связного речевого высказывания. Ребёнка с бедной речью просят описывать картинку более подробно. Детей, склонных к чрезмерному фантазированию, можно с помощью последовательного сюжетного ряда обучить избегать ненужной детализации и излишних привнесений, требуя, чтобы они рассказывали то, что видят, и только это, но при этом лишь главное.

Так как восприятие и понимание серийно организованного материала неотделимы от внимания, памяти, мышления в их различных проявлениях, то данное пособие на определённом этапе онтогенеза ребёнка становится универсальным для работы с когнитивной сферой в целом. Оно может быть использовано для решения как развивающих, так и коррекционных задач. Поскольку когнитивные особенности наблюдаются при большей части нарушений развития, это пособие применимо для большинства категорий детей, меняются лишь акценты и задачи в зависимости от типа проблем ребёнка.