Зачем ребенку ходить в детский сад — плюсы и минусы. Зачем детям детский сад - дополнительные бонусы

Зачем вообще нужен детский сад? Может быть не отдавать ребенка в детский сад?

В настоящее время доказано, что коллективное «садовское» воспитание гарантирует всестороннее развитие ребенка только при тесном взаимодействии с индивидуальным, семейным. Все дело в том, что и «садовское», и домашнее воспитание играют в развитии малыша огромные роли. Но эти роли — разные.

Каждый возраст ставит перед стремительно развивающимся ребенком свои задачи. В первый год жизни крохе комфортнее всего в тесном семейном кругу. Ему еще только предстоит изучить большой мир, который скрывается за дверью его квартиры. Выход на прогулку — как в открытый космос, здесь малышу практичес-ки ничего неизвестно. Дома ребенок чувствует себя увереннее. Но и здесь крохе необходимо, чтобы кто-то близкий и родной помогал ему, сопереживал, называл вещи своими именами и способствовал упорядочиванию впечатлений. В это время очень важно уделить внимание развитию эмоциональной сферы ребенка, которая, в свою очередь, влияет на гармоничное развитие речевых, коммуникативных и даже логических способностей крохи.

Но придет время, когда малышу будет тесно в стенах родного дома, для расширения своего опыта и навыков коммуникации ему необходимо будет ежедневное общение со сверстниками. Опыт общения станет базой для получения новых знаний о мире. Большинство информации малыш станет получать не опытным путем (как это было раньше), а посредством коммуникации. Социализация и развитие речевых способностей — важнейшие задачи раннего возраста. Поэтому после 2-3 лет малышу не обойтись без посещения сначала группы кратковременного пребывания, а затем младшей группы в детском дошкольном учреждении. В этом возрасте малыши начинают постепенно знакомиться с правилами поведения в коллективе: жить по определенным правилам и инструкциям.

Этот процесс очень важен, и пренебрегать им ни в коем случае не стоит, поскольку жизнь в коллективе есть привычная среда обитания каждого человека.

Но впервые начиная «общественную» жизнь, малышу очень важно правильно адаптироваться, найдя свое место в коллективе сверстников. Первоначальная установка о месте в социальной среде очень часто сопровождает ребенка, оставаясь трудноизменяемой константой. Сознательно работать с ней во взрослом состоянии куда сложнее, чем в детстве. Какой она сформировалась в детском саду, школе, институте, такой она подчас и остается практически на всю жизнь, в областях службы, в сфере наших общественных интересов, гражданской позиции.

Чтобы социальная адаптация у ребенка прошла успешно, ее нужно проходить вовремя (т. е. во время, когда расширение круга общения — естественная возрастная необходимость для ребенка). Именно поэтому в возрасте около 3 лет вашему малышу следует поступить в группу детского сада.

Ходить в детский сад — целая наука. И вы в этом быстро убедитесь, начав его посещать вместе с ребенком. С поступлением в детский сад меняется не только ритм, образ жизни ребенка, меняется практически вся среда его обитания. Важно не только плавно подготовить малыша к этим переменам психологически, но и позаботиться о сохранении его физического здоровья. Ведь далеко не секрет, что «садовские» дети чаще болеют.

Кроме того, коллективная культура требует неукоснительного соблюдения ряда правил. Если дома подчас все подстраивается под индивидуальные особенности малыша, то в детском саду ребенку самому придется приноровиться к новым стандартным для всех условиям. Начиная посещать детский сад, ребенок зачастую остается один на один со своими индивидуальными особенностями (психики, культуры поведения, возможностей коммуникации, обучения в коллективе).

Замечено, что малыши, которые начали посещать детский сад вовремя, быстрее привыкают к новой обстановке, легче переносят расставание с мамой и папой. Кроме того, детсадовская жизнь быстро увлекает малышей, если у них имеются необходимые навыки общения в коллективе , а также если родители заранее под-готовили кроху к восприятию коллективных инструкций, режимным аспектам коллективного воспитания.

На страницах нашего сайта мы поговорим о том, как подготовить кроху к этому важному этапу в его жизни:

■ как заранее позаботиться о том, чтобы малыш быстрее привык и освоился в новом коллективе, обретя в нем свое место;

■ меньше болел;

■ умело разрешал неизбежные в его возрасте конфликты;

■ с удовольствием участвовал в коллективных мероприятиях, самодеятельности.

Когда дети входят в возраст трех лет, родители начинают сталкиваться со спорными вопросами - , нужно ли отправлять ребенка в детский сад или оставить дома? Одни родители рассматривают детский сад как важный опыт для своих детей, другие, наоборот, предпочли бы избежать его, думая о негативных последствиях для своего чада. Зачем отрывать ребенка от знакомой ему среды в таком раннем возрасте?

Родители теряются в потоке информации из различных источников, и это приводит к некой стрессовой ситуации в семье, особенно если мнения родителей разделились. Как помочь в этой ситуации?
Рассмотрим преимущества и недостатки детского сада для ребенка с точки зрения системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Зачем ребенку детский сад

Ребенок уже рождается с определенным набором психических особенностей, и в дальнейшем эти особенности будут выявлять те или иные склонности к выбору деятельности в обществе, его поведение и предпочтения. Поэтому детский сад - важнейший этап в жизни ребенка, прежде всего для адаптации в социуме.

Взрослея, ребенок становится более самостоятельным, и уже от нас зависит, как научить его обходиться без помощи родителей. Зачем? Потому что самостоятельность означает более успешное проживание среди других после того, как ребенок покинет отчий дом.

ДОУ (дошкольное образовательное учреждение), или по-простому детский сад, служит первой ступенькой для развития адекватного общения и взаимодействия с другими людьми в будущем. Там ребенок приобретает первые навыки общения. Там нет мамы, которая подскажет, что и зачем нужно сделать, он впервые начинает проявлять самостоятельность в решениях - с кем дружить и играть, что делать или не делать.

Детский сад - основа социализации

Если понаблюдать за детьми в саду, можно четко увидеть, как происходит первичное ранжирование в коллективе. Дети применяют на себя разные роли из жизни, тем самым ища и развивая свои сильные природные особенности. И постепенно, взаимодействуя со своими сверстниками, учатся отстаивать свои интересы, проявлять симпатии и антипатии, находят свою нишу в группе. Как это происходит, более точно показано в системно-векторной психологии Юрия Бурлана на отличиях векторных особенностей каждого ребенка.

Вопрос «зачем» отпадает сам собой, когда начинаешь задумываться, а может ли родитель предоставить такую возможность, где ребенок учится реагировать на ситуации разного рода, как негативного, так и позитивного. Зачем ребенку нужен детский сад? Ведь потом он пойдет в школу, и накал ситуаций возрастет в разы. После детского сада ребенок будет готов бессознательно выбирать наиболее оптимальные пути для своего психического комфорта в будущем.

Зачем детям детский сад - дополнительные бонусы

Конечно же, не стоит забывать и про другие достоинства детского сада. В детском саду дети учатся не только первичному сосуществованию в обществе и навыкам общения. Там они играют в игры, а ведь игра - это препятствие, соблюдение правил и взаимодействие с другими в первую очередь. Играя, они огорчаются от поражения и, наоборот, выигрывая - получают удовольствие от приложенных усилий. Воспитатель, направляющий детей, всегда поможет разрешить негативную ситуацию и разъяснить дополнительно запреты или ограничения. Воспитатель всегда найдет ответ на вопрос ребенка - «А зачем мне это надо?» или «Почему он это сделал?».

В арсенале воспитателя множество игр, и все они направлены на развитие свойств ребенка. Практически все игры включают развитие интеллекта, моторики движений, действий сообща, познание прекрасного. То, чему ребенок обучается в садике, не заменит ничто. В игре ребенок начинает понимать разницу между другими: тот более подвижный и быстрый, а другой более медленный. Вот та девочка красиво рисует, а этот мальчик лучше всех рассказывает стихи. Ребенок начинает понимать, что мы все разные и желания у нас тоже разные. Он в постоянном контакте со своими сверстниками. Зачем пренебрегать такой возможностью в развитии ребенка для его будущей реализации?

Ребенок в детском саду - возможные минусы

При выборе детского сада очень важно обратить внимание на воспитателя своего ребенка. Пообщайтесь с ней и посмотрите, как воспитатель действует в группе, какой темперамент у нее. Она не должна кричать на детей ни при каких обстоятельствах. Крик для ребенка в любой ситуации - это сверхстресс.

Очень важно понимать, какие вектора у вашего ребенка. Тем самым вы будете понимать его психику на совершенно другом уровне. Ваш ребенок будет как открытая книга, и направить его в нужное русло не составит труда, при этом доставляя радость и себе, и ему.

Например, если у вас ребенок со зрительным вектором, его первые походы в детский садик могут обернуться плачем или истериками. Это нормально для него, ведь идет разрыв эмоциональной связи с мамой, что для него смерти подобно. Если показать ему, что он обретет новых друзей и сможет играть в разные игры с ними, для него этот процесс пройдет безболезненно. «Зачем мне туда идти, я не хочу!» - перестанет звучать с его уст.

А вот для ребенка с кожным вектором легче всего приспособиться к новым условиям. Он быстро увлекается всем новым. Более того, детский сад ему обязателен, так как там он научится дисциплине. Этот навык в будущем поможет ему лучше организовывать свою жизнь абсолютно во всех сферах.

Для ребенка с анальным вектором сложнее всего адаптироваться в садике, и это может занять некое время. Он очень привязан к маме. Очень важно мягко подталкивать его в садик и постепенно дать привыкнуть к новой обстановке и людям.

Для каждого ребенка своя специфика. И зная об этом, можно обговорить эти детали с воспитателем, тем самым ускорив процесс интеграции в детскую группу.

Будущее ребенка зависит только от родителя

Детство у всех только раз, и только от родителей зависит, как ребенок будет его вспоминать. Маленький человечек еще не в состоянии четко выразить свои желания и следует той линии поведения, которую ведут его родители. Если эта линия начинает идти вразрез с природными желаниями ребенка, возникают проблемы, как психологические, так и со здоровьем.

Как воспитать ребенка не только социально адаптированным человеком, а также счастливым и успешным в будущем? Это возможно через понимание его природных свойств . Вопрос - зачем моему ребенку это надо - отпадет!

«…Если надо было идти в сад, это была целая истерика, в машине ездить она тоже не могла, брыкалась, била ногами по окну и по сиденьям, отстегивалась, кричала истошно, мешала вести машину… Если ей не давали то, что она хочет (новую игрушку или конфеты), закатывались «падучие» истерики.
Мне было очень сложно с ней общаться, даже когда мы общались всего 2-3 часа вечером после сада, мне было это выше крыши, я от нее уставала ужасно, про выходные и говорить нечего, это был кошмар.
Не могу точно сказать каким образом СВП повлияла на поведение ребенка, но она очень изменилась, стала нормально разговаривать, без крика и плача, стала нормально реагировать на отказы (например, сладкого), с ней стало возможно и даже очень легко договориться!..»

Поподробнее об особенностях воспитания детей, а также об их психике вы можете узнать уже на бесплатном онлайн-тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. .

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Часто читают

Если вы хотите найти в этом тексте однозначный ответ на вопрос, вынесенный в заголовок, то спешу разочаровать. Прямого ответа у меня нет. И еще я убеждена, что решать, что нужно ребенку (детский сад, курсы вокала, группа раннего развития и т.п.), должны только его родители. А я, проработавшая в дошкольном учреждении много лет, могу только рассказать, для чего нужен детский сад, а для чего он совсем не нужен.

Что может дать дошкольное учреждение, а чего предложить не в силах? Потому что во многих случаях разочарование родителей детским садом, обида на его сотрудников и возмущение правилами учреждения бывают вызваны тем, что требования, предъявляемые семьей, звучат «не по адресу» (никому ведь не придет в голову требовать лекарства в парикмахерской!).

Социализация ребенка

Лучше всего детский сад справляется с задачей социализации, то есть с включением ребенка в коллектив сверстников, знакомством с нормами поведения, принятыми в обществе, приобщением к ценностям, транслируемым окружающими.

Это процесс разделения на «что такое хорошо, и что такое плохо».

Малыши осваивают навыки сосуществования с другими – зарождаются основы понимания своих эмоций и переживаний других, усваиваются гендерные роли. Делаются первые самостоятельные шажки в решении конфликтов (и не только под присмотром взрослых). Именно в саду начинается формирование качества, важного для будущего, – умения соподчинять мотивы, когда появляется способность ради «надо» ненадолго отложить «хочу».

С задачей социализации справляются многие детские общности – прогулки с другими детьми на детской площадке, посещение детских групп развития. Но только в группе детского сада ребенок оказывается полностью погружен в процесс на большое количество часов и при минимальной поддержке близких.

Режим дня

Детский сад полезен в обеспечении правильного режима дня детей, организованного в полном соответствии с Санитарными Правилами и Нормами. Многие родители жалуются, что испытывают трудности с организацией дневного сна детей, а в дошкольном учреждении большинство детей приучаются спать днем.

Организация тихого часа далека, быть может, от идеала, но отдых детям необходим, поэтому в садике им не пренебрегают. Многие врачи говорят о том, что питаться в одно и тоже время – полезно для здоровья. И с этой задачей детской учреждение справляется на «отлично».

Детский сад учит детей играть

Именно учит. Потому что сама собой детская игра, в которой рождаются предпосылки учебной деятельности, требует поддержки грамотных педагогов, особенно на ранних этапах. Не у многих родителей есть достаточно знаний по этому вопросу. Потому что речь идет не о том, чтобы купить ребенку дидактическую игру, объяснить правила и пару раз сыграть вместе. Хорошо бы знать какие игры нужны малышам, в каком возрасте, какие способности и умения можно развивать в той или иной игровой деятельности, понимать роль взрослого в этом процессе.

Детский сад способствует развитию самостоятельности

Не все родители хорошо знакомы с возможностями дошкольников разных возрастов. Иногда мамы просят от детей каких-то действий, совершенно не соответствующих возрастным возможностям.

Часто встречается и обратное – ребенок не умеет делать вещи, которые хорошо бы уметь в его годы.

Самый частый пример для младших дошкольников – умение пользоваться столовыми приборами и навык самостоятельно одеваться.

Речь не идет о полностью сформированных навыках, но о той степени владения ими, которая доступна этому возрасту. Воспитатели побуждают детей к самостоятельности, в младших группах – это важная педагогическая задача.

А теперь перейдем к тем вещам, которых не стоит ждать от дошкольного учреждения

1. Детский сад (обычный, с государственным финансированием) не может обеспечить ребенку полностью индивидуального подхода. Педагогические программы требуют от воспитателей строить свою работу с учетом индивидуальности каждого ребенка. Но при наполняемости групп в 20 человек реализовать это на практике невозможно, даже если педагог профессионал от Бога.

В приоритете нужды группы, коллектива, и только потом удовлетворение индивидуальных потребностей. Нужно всегда помнить об этом.

В детском саду нет возможности учитывать, хочет ли ребенок сейчас заниматься, гулять, есть, спать. Он вынужден подчиняться большинству. Иногда хороший воспитатель может найти возможность помочь ребенку реализовать потребность, не противореча нуждам всего коллектива (например, читать в кровати в тихий час, а не спать), но это возможно не всегда.

Основная форма занятий (по изобразительной деятельности, по музыке) – подгрупповые или групповые занятия. Индивидуально с детьми тоже занимаются, но уделить много внимания каждому ребенку очень трудно.

2. Воспитатель в детском саду не может заменить родителя. Хороший педагог уважает детей, искренне интересуется их внутренним миром, сочувствует и сопереживает, понимает, что ребенок – личность в любом возрасте. Но требовать от педагогов, чтобы они «любили детей, как своих» – значит заранее обрекать себя на разочарование. Уважение и забота – те качества воспитателя, на которые стоит обратить внимание.

3. Детский сад не то место, где родители могут устанавливать свои правила. Часто это выражается в том, что родители требуют особого меню для детей, приносят еду из дома, предлагая воспитателю кормить ею своего ребенка. Исключением являются только пищевые аллергии, подтвержденные справкой врача. Но и в этом случае, аллергенные блюда просто убирают из рациона, не заменяя их едой из дома. Некоторые родители пытаются влиять на режим прогулок («моему ребенку после болезни нельзя гулять») и сна («мой ребенок не нуждается в дневном сне, не нужно его укладывать, пусть играет»). Педагоги руководствуются не желаниями и требованиями родителей, а образовательной программой и требованиями СанПиН-ов.

Вот далеко не полный перечень того, что может и чего не может дать вам и вашему ребенку обычный государственный детский сад. И принимая решение о том, нужно или нет посещать вашим детям дошкольное учреждение, не забудьте принять во внимание эти разные возможности.

«Все дети ходят в детский сад. Если не ходят, то должны это делать. Это их работа», — слышали такое мнение? Возможно, оно выработано десятилетиями советской практики, когда 99% детей получали места в дошкольных учреждениях, и посещение их было весьма доступно родительскому карману. Сегодня картина представляется совсем иной. Возможно, поэтому многие мамы задаются вопросом: «А так ли уж нужен ребенку детский сад?»

Главная задача системы детских садов — освободить мам. Им они и нужны в первую очередь.

Сама я вынесла из детства только приятные воспоминания о посещении садика. До сих пор помню любимую воспитательницу, встречи с которой радовали своей регулярностью. И когда родились мои дети, даже не сомневалась: детский сад необходим.

Старшая дочь пошла в садик в 1 год и 10 месяцев. Бывало, конечно, по-разному. Но в основном садик ей нравился и многому (по моему мнению, положительному) научил.

Сын пошел в сад в 2 года и 2 месяца. Всегда ходил легко, с удовольствием. От воспитателей слышала только добрые слова. Вдруг, спустя 3 года, наотрез отказался. За те 7 месяцев, что мы сидим дома, мне так и не удалось переубедить его. Причины столь резкого изменения мне до сих пор не понятны. Но эта ситуация побудила меня задуматься: зачем нам детский сад? Чего мы ждем от этого учреждения? И стоит ли тратить время и силы на то, чтобы получить место для младшей, которой только исполнилось 2 года?

Многие вынесли из детства самые приятные воспоминания о садике.

Достоинства детского сада

Сразу оговорюсь: оценивая положительные стороны посещения ребенком детского сада, не буду вдаваться в частности. Возьму некую общую «модель», выполняющую функции, ради которых он создавался изначально. Итак, детский сад необходим для того чтобы:

Пожалуй, на этом положительное влияние детского сада может считаться законченным. Аргументы в его пользу весомые. Но, как и все остальное в жизни, эта «медаль» имеет две стороны.

Ребенок учится жить в коллективе, работать в команде.

Минусы посещения детского сада

Если о достоинствах мы говорили в общем и целом, то недостатки необходимо рассматривать на конкретных примерах, поскольку проявляются они ярче всего в индивидуальных ситуациях. На каждый плюс в этом случае находится свой, соответствующий, минус.

Так нужен ли детский сад?

Увы, все названные минусы имеют силу независимо от того, посещает ваш ребенок — частный или государственный. Меняется лишь размер оплаты за пребывание ребенка под присмотром. Кстати, производя расчет рентабельности, учитывайте и то, что значительную часть времени вы будете проводить на больничном. Потерпит ли это ваш работодатель? И каким в итоге будет размер оплаты вашего труда?

Необходимость все делать по команде, добровольно-принудительно, зачастую вызывает в ребенке протест.

Стоит помнить и о том, что часто график работы садика не совпадает с режимом работы мамы, что вызывает неудобство. Например, если мама работает до 18.00, ее малыш почти всегда будет оставаться в садике последним. Хотя официально большинство садиков открыто до 19.00, уже с 17.30 деток переводят в «дежурную» группу. Регулярные «задержки» мамы неизменно вызывают недовольство воспитателей и психологический дискомфорт у малыша. Бывает и «утренний дискомфорт». Например, я водила старшую дочь в садик, который располагался далеко от дома. Зато в соседнем здании находился офис, где я работала. Вот только… Приводить ребенка надо было к 8.00, а рабочий день у меня начинался в 10.00. Промежуток времени был слишком мал, чтобы возвращаться домой. В итоге, ежедневно я теряла бесцельно два часа времени, что было для меня крайне обидно.

Для многих детей весьма проблематичной оказывается невозможность уединения, даже кратковременного. Для них сродни настоящей пытке совместный поход в туалет и прилюдное раздевание для дневного сна. Даже эти, вроде бы незначительные, моменты могут стать причиной категоричного нежелания ребенка ходить в детский сад.

Постоянное нахождение в состоянии стресса приводит к нарушениям иммунной системы и психики.

Наиболее сложно говорить о пользе традиционных дошкольных учреждений детям с отклонениями в психическом или физическом развитии. И неважно, гиперактивен ваш ребенок или у него проявляется ранний детский аутизм, имеет он проблемы со зрением или опорно-двигательным аппаратом. В любом случае, посещение садика станет для него каждодневным кошмаром. Вместо ожидаемой социализации детсад создаст лишь психотравмирующий климат.

Какой же можно подвести итог? Детский сад нужен больше родителям, нежели детям. Для самих же малышей он по-настоящему полезен примерно в 40-50% случаев. Для остальных – вреден. Правда, понять, к какой именно группе будет относиться ваш ребенок, заранее бывает крайне сложно.

Так кому и зачем нужен детский сад?

Лично я пришла к выводу, что мне не следует насильно гнать сына в детский сад, потому что «так надо». Это будет лишь отрицательно воздействовать и на него, и на меня. Благо, работа на дому это мне позволяет. Но при этом я не стану отлучать младшую дочку от общепринятых норм и непременно начну водить в традиционный садик. А уж там посмотрим, будет ли это ей на пользу.

Собственно, именно это я и рекомендую, вслед за многими детскими психологами, другим мамам. Если вы видите, что ваш ребенок страдает в детском саду, и имеете возможность быть с ним дома, дополняя общение занятиями в школах раннего развития. – поверьте, это будет оптимальный вариант и для социализации, и для подготовки к школе. Если же ребенок ходит в детский сад с радостью, — не лишайте его этого удовольствия только потому, что наслушались страшных историй о вреде дошкольных учреждений. Ведь, как известно, что одному плохо – другому непременно на пользу.

Татьяна Лукьяненкова, специально для сайта « «.

Нежелание ребенка идти в детский сад – проблема частая, и касается она как родителей, недавно отдавших детей в дошкольное учреждение, так и давно посещающих садик малышей. Протесты проявляются в криках, в отдельных случаях обостряются хронические заболевания, появляются новые, выражающиеся в повышении температуры, болями в животе. Часто мамы не обращают внимания на жалобы, считая их очередной придумкой, чтобы остаться дома. И совершенно напрасно. Психическое состояние детей раннего возраста напрямую связано с их физическим самочувствием.

Содержание:

С какого возраста посещать детский сад

Многие задаются вопросом, какой возраст наиболее подходит для того, чтобы начать посещать дошкольное учреждение. Психологи считают оптимальным достижение возраста 3,5-4 лет . В это время речь уже сформирована настолько, что ребенок может выразить свои желания и понять требования, которые к нему предъявляют, уже способен рассказать о своих чувствах и поведать, что конкретно его не устраивает. Кризис трех лет позади, малыш более спокоен и уверен в себе, уже может остаться без знакомых людей.

В 4 года ребята легко адаптируются в новых для них условиях, им интересны групповые игры, и часто таким малышам общения с домашними бывает мало, им просто необходимо общение с другими детьми. Как правило, адаптация 4-летнего ребенка проходит легко и безболезненно.

Однако не у всех родителей есть возможность держать ребенка дома столь длительное время, некоторым приходится отдавать в садик полуторогодовалых малышей. Средний же возраст, когда ребенок начинает посещать дошкольное учреждение – 2-3 года , когда кроха близок или уже переживает кризис трех лет.

Игры с другими ребятами их не увлекают, так как в это время коллективные навыки развиты слабо. Дети до 3 лет, как отмечают психологи и педагоги, играют не вместе, а рядом, поэтому острой необходимости в общении со сверстниками у них нет. Зато слишком сильна привязанность к маме, которую 2-летний малыш боится даже потерять из виду.

Адаптация таких малышей проходит намного сложнее, они более всего не хотят идти в сад, и именно им необходима помощь и родителей, и воспитателей, и даже психологов.

Наиболее распространенные причины нежелания посещать садик

Первое, что необходимо сделать родителям, - выяснить причину, по которой ребенок не хочет идти в детский садик. И если с 1,5-3-летними малышами, в первый раз оказавшимися без мамы в незнакомой обстановке, ситуация более или менее понятна, то бывает трудно выяснить, почему ребенок, не первый год посещающий детский сад, отказывается вдруг туда идти. Причин может быть немало.

Смена привычного распорядка и обстановки. Адаптация

Адаптационным периодом считается отрезок времени, за который ребенок привыкает к новой обстановке, учится обходиться без родителей, становится более самостоятельным. Длится он у каждого по-разному: от нескольких месяцев до 1-2 лет. Зависит длительность периода от многого: начиная от восприятия ребенком своих одногруппников и воспитателя и заканчивая обстановкой в семье.

Известно, что дети – консерваторы, страшащиеся перемен, особенно если при этом рядом нет близких людей. Для малыша, который постоянно был с мамой, разлучался с ней крайне редко, остаться с незнакомым человеком в окружении еще пары десятков детей – серьезный стресс. Зная, что скоро ребенку предстоит подобное испытание, нужно заранее готовить его к этому: рассказать немного о детском саде, зачем туда идти, что его там ожидает. Нелишним будет очное знакомство с воспитателем, территорией дошкольного учреждения, его будущей группой и одногруппниками.

Некоторое время многие родители приходят в группу вместе с малышами, проводят там 2-3 часа. Ребенок видит маму, спокойнее и охотнее играет со своими товарищами. Если нет возможности находиться рядом с ребенком в группе (не каждая из них способна уместить 20 родителей в придачу к их детям), то первую неделю или две стоит забирать его до обеденного сна. Так малыш привыкнет к атмосфере детского сада, своим новым приятелям, воспитательнице и легче будет переносить разлуку.

Совет: Для более комфортного пребывания ребенка в садике можно дать ему с собой его любимую игрушку.

Нередко ребятишки, которые прежде охотно ходили в детский сад, снова начинают плакать по утрам, когда приходит время туда отправляться. Оказывается, что недавно их перевели в другую группу или же что-то просто в поменяли в привычной обстановке. А может быть, поменялся один из воспитателей. То же касается и детей, которых перевели в другое дошкольное учреждение. В этом случае адаптация начинается практически с самого начала.

Непривычная пища

Маленькие консерваторы привыкают не только к обстановке, но и к тому, как готовит их мама. Детсадовский рацион с традиционным молоком с пенкой, киселями и манными кашами не всегда приходится им по вкусу. Для некоторых определяющим становится именно это, ведь, отказываясь от нелюбимого блюда, ребенок остается голодным до следующего приема пищи, иногда и на целый день. Конечно, некоторые воспитатели практикуют так называемое «докармливание», когда несъеденное чуть ли не насильно пытаются скормить воспитаннику, но это вряд ли можно назвать выходом. Такой подход лишь усилит негативное отношение ребенка к садику.

Выходом станет приближение домашнего рациона ребенка к детсадовскому за несколько месяцев до начала посещения дошкольного учреждения и хотя бы первое время после этого события. Следует изучить правила приготовления пищи в детском саду. Так, например, в образовательных учреждениях запрещено обжаривание, добавление любых приправ, кроме соли. Дома также стоит отказаться от приправ, а вторые блюда подавать в отварном или тушеном виде. Не всем малышам это по вкусу, и первое время они будут плохо есть . Родителям же можно успокоиться: такая пища более полезна, и постепенно ребенок привыкнет к ней.

Если малыш ест перед садиком, скорее всего, в группе от каши он откажется, а дотерпеть до обеда ему будет сложно. В этом случае его лучше не кормить дома, тогда, проголодавшись, он с удовольствием съест кашу и до обеда будет играть со сверстниками, не думая о еде. Таким образом, негативные эмоции, которые создает чувство голода, уйдут сами собой.

Все дело в воспитателе

Это наиболее распространенная причина, почему ребенок не хочет идти в садик. Часто одного воспитатели ребенок любит, другого, работающего в паре, не воспринимает, плачет и не хочет к нему идти. И дело вовсе не в том, что этот «другой» воспитатель его обижает, как думают многие родители. Дело опять-таки в привыкании. Замечено, что многие ребята охотнее идут к тому воспитателю, который их принимал первый раз. Напарник же в данном случае оказывается «чужим», и к нему малыш будет привыкать дольше.

Хотя и достаточно редко, но возможны случаи грубого отношения к ребенку. Для малыша, привыкшего только к похвале и одобрению, грубостью может стать простое замечание наставника, даже то, что он уделяет ему мало внимания.

Если родители поняли, что ребенок не хочет в сад из-за своего восприятия воспитателя, стоит выяснить, в чем конкретно кроется причина. Сделать это не так просто. Полуторагодовалый малыш еще не говорит, ребята постарше воспринимают все на уровне чувств, которые объяснить не в состоянии.

На помощь придет игра. Можно поиграть в детский сад с игрушками. Пусть кроха сам выберет, кем он хочет быть – воспитателем, собой или одним из своих одногруппников. На самом деле, эта игра – модель, которая покажет взаимоотношения в садике, отношение ребенка ко всем окружающим и окружающих к нему.

Важно: При выяснении причины эту проблему стоит обсудить с наставником, если есть возможность, обратиться к психологу. В случае конфликта с воспитателем, что бывает крайне редко, но все же не исключено, психологи советуют менять даже не группу, а переходить в другой детский сад.

Видео: Ребенок не хочет ходить в детский сад: решение проблемы в программе «Все буде добре»

Обособленное поведение

Некоторые дети сложно входят в коллектив. Как правило, это относится к тем ребятишкам, которые редко выходили «в люди», общались со сверстниками, большую часть времени проводили в обществе мамы. К этой же группе относят детей, которых не принимают сверстники. Как правило, в младшем дошкольном возрасте проявляется это неосознанно: ребята играют отдельно, не зовут кого-то в свои игры, хотя и не прогоняют присоединившегося. Поэтому если скромный новичок будет сидеть в стороне, то кучка играющих малышей вряд ли обратит на него внимание. Но стоит ему включиться в игру, как он тут же будет принят в команду.

При решении этой проблемы многое зависит от воспитателя. Как только замечено обособленное поведение ребенка, необходимо сразу же принимать меры, особенно если малыш стеснительный и нерешительный. Брать за руку и вводить в компанию играющих, в совместных играх уделять чуть больше внимания, чаще ставить в роли ведущего. Следует понимать, что именно в этом возрасте формируются социальные отношения. Если ребенок с раннего детства привыкнет быть в стороне, ввести его в компанию в школьном возрасте будет уже сложно.

Родителям также стоит чаще бывать с ребенком в таких местах, где присутствует много ребятишек: утренники, парки, участвовать в детских конкурсах совместно со своим чадом. Можно приглашать к себе домой одногруппников с родителями, самим ходить в гости. Если есть возможность, то отличным вариантом станет посещение 1-2 раза в неделю группы раннего развития, где ребята играют со сверстниками в присутствии мам. При этом необходимо обращать внимание малыша, как это весело и интересно.

Видео: Доктор Комаровский о «несадиковских» детях

Чего делать не стоит

Нежелание ребенка идти в садик проявляется по-разному: от простых уговоров до истерик и угроз. Но в этом случае родители хотя бы видят и осознают проблему. Гораздо сложнее понять, в чем причина нервозности малыша, если свое нежелание идти в сад ребенок не высказывает прямо, а просто всячески пытается избежать этого события:

  • не хочет вставать с кровати, делая вид, что крепко спит;
  • затягивает утренний туалет и общие сборы в садик;
  • при приближении к детскому учреждению поведение ребенка резко меняется: он молчалив, грустит, крепче сжимает мамину руку;
  • не хочет говорить о том, как провел день;
  • жалуется на ребят и воспитателя, не может назвать ничего, что понравилось в детском саду за день.

Не стоит сразу отказываться от посещения дошкольного учреждения, как бы жалко ни было своего кроху. Именно в детском саду ребенок приобретает необходимые социальные навыки, развивается, учится общаться со сверстниками и взрослыми, становится более самостоятельным. Ребенок, посещающий дошкольное учреждение, впоследствии проще адаптируется к школьной обстановке.

Нельзя поддаваться на уговоры ребенка «один денек посидеть дома», «только сегодня не пойти в детский сад». Добившись своего уговорами, в следующий раз ребенок при отказе станет уже кричать и плакать, а там недалеко до истерики. Существует строгое правило: если решено водить в детский сад, то нужно твердо стоять на том, что каждое утро малыш просыпается и идет в свою группу.

Водить ребенка через день, «чтобы он привык», также не вариант. Если уж мама сильно переживает, то допускается первое время оставлять кроху на несколько часов, например, до обеда, или же забирать после дневного сна.

Пускать проблему на самотек, думая, что через время она решится сама собой, тоже опасно. У наиболее чувствительных ребятишек из-за сильного психологического стресса родители отмечают так называемый регресс в развитии. Ребенок, который уже давно просится на горшок, вдруг перестает это делать, а рассказывающий стихотворения малыш не хочет связать и нескольких слов. Такое обычно наблюдается перед очередным скачком в развитии, кода кроха накапливает впечатления и опыт, а потом удивляем окружающих новыми «умелками». Но может и говорить о серьезных проблемах. Если у ребенка наблюдается подобный регресс, и связан он с началом посещения детского сада, консультация со специалистом обязательна.