Дошкольное воспитание «Методы и формы активизации родителей как условие повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса в доу. Приемы активизации работы педагогов с родителями

1 из 17

Презентация - Способы и методы активизации родителей

Текст этой презентации

Консультация для педагогов ДОУ “Способы и методы активизации родителей”

Карьерные успехи человека на 80 % зависят от его умения общаться и только на 20 % - от уровня его профессионализма.Д. Карнеги

В современных условиях жизни воспитатель должен быть подкован в таких областях как психология семьи и детско-родительские отношения, семейная педагогика и домашнее воспитание. Еще лучше если он будет владеть методами и приемами эффективного взаимодействия, психолого -педагогического просвещения родителей.

Одним из методом активизации работы с родителями является родительское собрание, которое способствует педагогическому просвещению семьи и концентрирует в себе комплекс психолого-педагогического взаимодействия ДОУ и семьи.

Практика показывает, что проведение родительских собраний по старой структуре не оправдывает ожидания родителей. Нетрадиционная методика проведения родительских собраний повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решение проблем воспитания.

Игра - связующая нить. Играть любят не только дети, но и взрослые. Поэтому я предлагаю игры, которые можно использовать на родительских собраниях при знакомстве, при проведении совместных собраний с детьми. Данные игры и игровые ситуации педагоги могут использовать при проведении родительского собрания, чтобы избежать монотонности, для организации досуга с детьми или семьей и при необходимости коррекции возникшей поведенческой проблемы. Это прекрасная социоигровая разминка для любой категории слушателей (детей и взрослых).

Игры помогут родителям более непринужденно выполнить сложное задание. Суть взаимодействия педагогов и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии в нем лучших качеств и свойств. Это помогает объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации.

Игры-разминки,игры-знакомства. Установление контактов между участниками. Разрушение привычных стереотипов приветствия. Создание хорошего настроения.

Игры на снятие тревожности, Создание свободной доброжелательной атмосферы.

Игры на определение лидерства. В организационный период группы необходимо выявить лидеров чтобы в дальнейшем облегчить выборы органов родительского самоуправления.

Игры на сплочение. Способствуют сплочению коллектива,развивают доверие.

Рефлексия- завершающий этап родительского собрания. Подводим итог занятия, встречи. Высказываются желающие. Что понравилось, что запомнилось, что будут применять?

Уделять время для совместных дискуссий с семьями. Создавать разные клубы (по интересам). Стараться внимательно слушать. Важно вносить большое количество интересных ролей для родителей. Важно создать и использовать возможности для доверительного общения. Нужно использовать различные виды деятельности и обмениваться информацией друг с другом.

«Правила построения эффективного общения» Общаясь с родителями, нужно не забывать, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношений к нам человека закладывается в первые 15 секунд. Для того, чтобы благополучно пройти по минному полю этих первых секунд, необходимо применить правило трех плюсов (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум при психологических плюса. Самые универсальные способы – это: - улыбка, - имя собеседника - комплимент. Упр.” Волшебная шляпа“

Для эффективного общения вы сами должны демонстрировать готовность к общению. Необходима доброжелательная улыбка, искренний интерес. Не забывать что имя человека – это самый важный и сладостный звук для него. При приветствии не забывать использовать имя отчество собеседника. В общении можно применять косвенный комплимент. Похвалить можно не самого человека, а то, что ему дороже. Например: охотнику – ружье, а родителю – ребенок. Помните, что усталые, загруженные после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому лучше сконцентрировать внимание на хорошем, расскажите об успехах только в конце тактично можно поведать о проблемах, которые сегодня или недавно произошли.

Советы, которые помогут активизировать участие родителей.

Используйте разнообразные виды участия родителей, проявляйте чуткость и понимание. Помните!!! У всех людей - разные ресурсы и образ жизни. Что свойственно одному человеку, не подходит другому. Привлекайте родителей, к занимательным мероприятиям детского сада и группы. Позвольте родителям самим выбирать, какую помощь они могут оказать детскому саду. Доводите до сведения родителей, что их участие в жизни ДОУ и группы ценится, а любая помощь с их стороны приветствуется. Говорите семьям о надеждах, возлагаемых воспитателями на родителей. Поощряйте инициативу, творчество и фантазию родителей, помогайте им. Будьте терпеливыми к ним.

Делайте ударения на сильные стороны семьи и давайте положительные оценки. Поддерживайте тесные контакты. Высказывайте свою признательность им. Напоминайте родителям, что вы рады любому их участию. Постарайтесь заинтересовать и привлечь всю семью. Поощряйте посещаемость родительских собраний. Сохраняйте конфиденциальность любой информации. Обучайтесь навыкам сотрудничества. Создавайте совместные развивающие занятия с родителями и детьми для укрепления их взаимопонимания. Проявляйте взаимное уважение друг к другу. Желаю вам творческих успехов дорогие коллеги!!!

Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт:

Вера Николаевна Смагина
«Методы и приемы активизации родителей для совместного сотрудничества с целью социализации детей»

Социализация детей сегодня - это процесс, направленный на вхождение ребёнка в социокультурную среду современного общества, которое требует инициативных молодых людей, способных найти своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру и традиции, нравственно стойких, социально адаптированных , способных к саморазвитию и постоянному самосовершенствованию.

За тысячелетнюю историю человечества сформировалось два направления воспитания подрастающего поколения : семейное и общественное. Каждое из этих направлений, представляя социальный институт воспитания , обладает специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей . Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Первое знакомство с социальной жизнью , ее закономерностями и причинно-следственными связями происходит в образовательной среде детского сада, где все окружающие детей люди играют каждый свои роли. Это и родители , и воспитатели и сами дети - сверстники дошкольника. В детском саду, помимо общественного окружения, расширяется и предметный мир ребенка, за пределами дома он видит множество новых, созданных человеком вещей, узнает об их свойствах и применении. Кроме того, в дошкольном образовательном учреждении, помимо впитывания всего нового, у ребенка появляется возможность раскрыть и проявить свою индивидуальность

Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе невозможно. Поэтому необходимо детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, их влияния на взаимодействие и разработка рекомендаций, которые помогли бы повысить эффективность этого взаимодействия. В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания и образования. В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители , а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество " и "взаимодействие". Сотрудничество - это общение «на равных» . Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности , которая осуществляется с помощью общения.

Главный момент в контексте "семья - дошкольное учреждение" - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития. Необходимо создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители ) возникала личная готовность принимать участие в какой-то деятельности, мероприятии, рассказывать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т. д. Пример открытости демонстрирует педагог. Он вызывает родителей на доверительное общение, а они делятся своими тревогами, трудностями, просят помощи и предлагают свои услуги, свободно высказывают свои претензии и т. д. Открытость детского сада - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители , члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие или участие в творческих конкурсах, помощь в оснащении педагогического процесса, предметно-развивающей среды, совместная подготовка к праздникам. От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое - они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, так их любят, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи. В работе с родителями наиболее продуктивна МОДЕЛЬ АКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ - педагог постоянно находится в диалоге с родителями , поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате коллектива и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия на принципах взаимоуважения. Возникающие учебные, организационные и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями . Модель активного взаимодействия детского сада с семьй основывается на различных формах работы с родителями .

Формы работы с родителями .

Родительские собрания , совместные мероприятия , участие родителей в педагогическом процессе, в организации жизни образовательного учреждения, дни открытых дверей, открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей , выпуск газет, организация мини-библиотек, мини-музеев, участие родителей и детей в творческих конкурсах, выставки детских работ, семинары-практикумы , индивидуальные и групповые беседы и консультации, анкетирование родителей , посещение семей детей , размещение материалов по интересующим вопросам в уголках для родителей , в папках – раскладушках, на информационных стендах и т. д.

Родительские собрания - одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей и формирования родительского коллектива . Каждая встреча с родителями дает повод к раздумью, вызывает желание анализировать, рассуждать. На собраниях родители получают интересующую их информацию, обмениваются мнениями, узнают много нового о своих детях. Родители , особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей . Их приглашают на семинары-практикумы . Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения , воспитания и показать им : как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, играть в подвижные игры, проводить детские праздники дома, развивать речь детей и т . д.

Анкетирование родителей является важным источником информации о компетенции родителей в вопросах воспитания детей и о их представлениях о педагогическом процессе в ДОУ. Анкетирование помогает выстраивать партнрские отношения с родителями и планировать воспитательно-образовательную работу с детьми.

Основная цель всех форм и методов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами , объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать . Таким образом, взаимодействие детского сада с семьй можно осуществлять по- разному. Существует структурно-функциональная модель взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам развития ребенка, которая состоит из трех блоков : информационно- аналитического, практического и контрольно-оценочного.

Информационно-аналитический блок предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях , изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения. Эти задачи и определяют формы и методы дальнейшей работы педагогов. К ним относятся : опрос, анкетирование, посещение семей, наблюдение, специальные диагностические методики . Работа с родителями в рамках информационно-аналитического блока строится по двум взаимосвязанным направлениям. Первое направление - просвещение родителей , передача им необходимой информации по тому или иному вопросу. Второе направление - организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т. е. обмен мыслями, идеями, чувствами. С этой целью планируются и проводятся такие мероприятия, которые включают родителей и детей в общее интересное дело. Основной задачей педагогического коллектива является создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела (рисунок, поделка, роль в спектакле, книга, игра, подготовка к празднику, разработка общего проекта и т. д.).

С целью эффективного решения этой задачи в модель взаимодействия дошкольных учреждений с семьей вводится третий блок - контрольно-оценочный - это анализ эффективности мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада. Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями , можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс- диагностику и другие методы . Повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т . п. могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата.

Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада. Родители становятся не зрителями и наблюдателями, а активными участниками различных мероприятий. Большинство родителей начинают целенаправленно заниматься проблемами воспитания дошкольников. Их интересуют проблемы познавательного, нравственного и эстетического воспитание детей , их культура поведения, воспитание культурно-гигиенических навыков, взаимодействие детей в игре . Таким образом, использование современных форм и методов в работе с родителями помогает социализации детей в дошкольном учреждении, а в последствии и в школе, благотворно сказываются на воспитательно-образовательном процессе.

Жизнь показывает, что дети школьного возраста, пройдя этап первой социализации в детском саду , уже заметно отличаются в своем поведении. Они становятся активными участниками жизни общества; участвуют в жизни коллектива, откликаются на просьбы или предлагают свою помощь сами, дают и слушают советы, интересуются жизнью взрослых из своего окружения. Все это следствия постепенной и грамотной активизации социального познания с помощью взрослых : познания себя, окружающего мира и взаимодействие с ним.

Используемая литература :

1. «Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса» (методические рекомендации ) . - Оренбург : Оренбургский ИПК, 2003.

2. «Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития» Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. - М.: Линка-Пресс. - 2001. - С. 25 - 26.

3. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. «Работа ДОУ с семьей.» - М.: Сфера, 2004 - 112 с.

4. Солодянкина О. В. «Социальное развитие ребенка дошкольного возраста» 2006г.

Используемые интернет-источники : http://www.moi-detsad.ru http://www.detskiysad.ru

Методы активизации родителей
«РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ»
В процессе той или иной формы педагоги используют методы активизации родителей, которые направлены на возникновение интереса к обсуждаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении предлагаемого им материала. Методы, имеющие активизирующий характер, - это вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом, постановка дискуссионных вопросов, предложение родителям для обсуждения двух различных точек зрения, приведение примеров из литературных источников. Например, на родительском собрании можно использовать методы в их совокупности, например беседу, анализ педагогических ситуаций, просмотр видеоматериалов, детских работ и др. Вопросы к родителям способствуют установлению диалога с ними. Можно начать любую тему с постановки вопроса, например: «Какого ребёнка вы считаете послушным?», «Зачем нужна ребёнку игра?» и др. У родителей могут быть разные точки зрения на воспитание, методы, т.е. разногласия могут возникать по различным вопросам. Можно предложить дискуссионные вопросы, например: «Нужно ли использовать физические наказания?», а примеры из литературных источников повысят интерес родителей. Практика показывает, что проведение родительских собраний по старой структуре не оправдывает ожидания родителей. Следует помнить, что родители являются заказчиками образовательных услуг и имеют право принимать участие в организации образовательного процесса, создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы самостоятельно на родительских собраниях. Поэтому, следует изменить не только их форму и структуру организации, но и считаться с мнением родителей при определении тематики. Существуют так же игровые методы активизации родителей. Помимо методов активизации родителей, рекомендуется использовать в работе формирование педагогической рефлексии: анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной воспитательной деятельности, применение домашних заданий. Всё это формирует родительскую позицию, повышает активность слушателей, актуализирует полученные знания, помогает посмотреть на ситуацию глазами ребёнка, понять его. Педагогические ситуации для анализа можно брать из жизненных наблюдений, опыта работы с детьми, литературных источников. Анализ ситуаций поможет связать знания с практикой воспитания детей, повысит интерес к педагогическим знаниям и собственному ребёнку. Чтобы родители не давали однозначных ответов, а пытались рассуждать, следует продумать формулировку вопросов, направленных на выявление условий, причин, последствий поступков детей и взрослых. Родителей нужно подвести к выводу, что методы воспитания детей надо применять гибко, так как одни и те же методы могут быть эффективны в одном случае и неэффективны в другом.
Применение выше изложенных методов приведёт родителей к пониманию того, что невозможно дать готовые рецепты воспитания, а есть лишь общие педагогические рекомендации, которыми следует руководствоваться применительно к индивидуальности ребёнка.
Игра - связующая нить.
Играть любят не только дети, но и взрослые. Поэтому я предлагаю игры, которые можно использовать на родительских собраниях при знакомстве, при проведении совместных собраний с детьми. Данные игры и игровые ситуации педагоги могут использовать при проведении родительского собрания, чтобы избежать монотонности, для организации досуга с детьми или семьей и при необходимости коррекции возникшей поведенческой проблемы. Это прекрасная социоигровая разминка для любой категории слушателей (детей и взрослых).

Мастер-класс по теме: «Методы активизации родителей в решении воспитательно — образовательных задач ДОУ»

Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов в вопросах использования методов активизации родителей.

Метод убеждения как метод формирования сознания личности.

Метод убеждения задействуется для:

— долговременного изменения представлений и установок человека в требуемом направлении;

— привлечения к сотрудничеству;

— побуждения объекта к нужному поступку.

Существуют правила эффективности метода:

1. Обращение к человеку по имени. Для человека нет сладостнее звука, чем звучание его имени. Все имена родителей нужно знать наизусть.

2. Привлечение внимания. Люди чаще говорят «да» тем людям, которых они знают и любят. Педагог должен выглядеть привлекательно, речь должна быть подготовленной, мимика и жесты сдержаны и уместны.

3. Процесс убеждения, пожалуй, самый сложный среди остальных способов организаторского воздействия. Ведущее место при этом процессе занимает аргументирование. Использовать аргументы можно с ссылкой на авторитетный источник или на собственный практический опыт. Некоторые люди владеют этим с детства.

Видеоролик «Дети находят нужный аргумент» из передачи «Устами младенца»

4. Обоснование чёткого плана действия. Рассказать, как достичь нужного результата, какую помощь при этом хотите получить от родителей.

5. Подчёркивание общих целей. Употребление в речи таких фраз: «Мы – одна команда!», «Мы вместе добьёмся многого».

6. Обращение к лимиту времени. Каждый новый совместный проект регламентировать временем, указывать четкие сроки.

Упражнение для всей аудитории педагогов «Подбери аргумент».

Тема: «Убеждение папы для принятия участия в строительстве снежной горки»

Один из аргументов, который вы можете использовать – аргумент, дающий своего рода психологическое удовлетворение, поскольку он апеллирует к позитивным ожиданиям. Его часто используют продавцы одежды и косметики:

— Выйдите в этом платье, Вас никто не узнает или муж потеряет дар речи или все Вас будут путать с дочерью и т. п.

А теперь представьте, папа неохотно беседует с Вами на тему зимних построек. Вам необходимо его уговорить, описывая благополучный исход событий после его нелёгкого труда.

— Сын будет гордиться Вами. Все папы другой группы обзавидуются. Мы с Вашей горкой ещё победим в конкурсе зимних построек. Дети всю зиму будут Вас вспоминать. Заведующая обязательно отметит Ваше участие достойной наградой и т. п.

За каждый предлагаемый вариант — буклет по работе с родителями.

Вопрос к аудитории:

— Какой метод Вашей активизации я использовала? (Стимулирования)

Стимулировать – значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию.

Работа с группой коллег, у кого собственные дети посещают дошкольное учреждение.

1. Упражнение «Идеальный воспитатель».

Цель: разъяснить родителям, что главные и первые воспитатели – это они сами.

— Уважаемые родители, представьте себе идеального воспитателя для своего ребёнка. Какими важными качествами он должен обладать?

Все эти критерии изложите, пожалуйста, в списке столбиком.

У кого из Вас список будет полнее, тот получит приз. У Вас целая минута.

— Какой приём метода стимулирования я сейчас использую в работе с родителями? (соревнование)

Соревнование – это стремление к первенству, приоритету, самоутверждение свойственно всем людям.

Вручается приз тому, у кого полнее список.

Поощрение – сигнал о состоявшемся самоутверждении.

Зачитывается список призёра.

— Для ребёнка первые воспитатели — это родители. Вы сами соответствуете этим критериям?

2. Упражнение «Подтверди свою любовь к ребёнку».

Цель: побуждение к самоконтролю, активизация родителей к желанию помочь своему ребёнку.

— Уважаемые родители, Вы любите своего ребёнка? Прошу подтвердить это в своей расписке. После слова «расписка» нужно красиво и понятно написать «Я очень люблю своего ребёнка» левой рукой (музыка).

— Какие ощущения возникли во время заполнения расписки?

Вывод: у ребёнка тоже есть несформированные навыки, также как и Вам, ему трудно учиться новому. Ему очень необходима Ваша помощь и поддержка.

— При использовании различных методов на практике могут быть очень полезными следующие выводы:

1. Ни один отдельно взятый метод не может дать результата в полном объёме.

2. Ни один из методов не является универсальным и, потому хороших результатов можно добиться при использовании не просто нескольких, а целого ряда методов.

3. Каждому замочку нужен свой ключик. Методы убеждения и аргументы, сработавшие в разговоре с одними родителями, могут не привести к ожидаемому результату в разговоре с другими.

Не победить, а убедить – вот что достойно славы!

Разработка Prototype в разделе Без рубрики и опубликована 22nd Ноябрь, 2015
Вы находитесь:

Методы активизации родителей

«РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ»

В процессе той или иной формы педагоги используют методы активизации родителей, которые направлены на возникновение интереса к обсуждаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении предлагаемого им материала. Методы, имеющие активизирующий характер, - это вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом, постановка дискуссионных вопросов, предложение родителям для обсуждения двух различных точек зрения, приведение примеров из литературных источников. Например, на родительском собрании можно использовать методы в их совокупности, например беседу, анализ педагогических ситуаций, просмотр видеоматериалов, детских работ и др.

Вопросы к родителям способствуют установлению диалога с ними. Можно начать любую тему с постановки вопроса, например: «Какого ребёнка вы считаете послушным?», «Зачем нужна ребёнку игра?» и др. У родителей могут быть разные точки зрения на воспитание, методы, т.е. разногласия могут возникать по различным вопросам. Можно предложить дискуссионные вопросы, например: «Нужно ли использовать физические наказания?», а примеры из литературных источников повысят интерес родителей.

Существуют так же игровые методы активизации родителей. Например: родителям педагог бросает мяч, и тот, кто его ловит, должен дать ответ на вопрос – «Что вас радует в ребёнке?» и т.д. родителям можно дать игрушечный микрофон и пустить по кругу, они будут высказывать свои мысли; или предложить произвести рейтинг, определить по степени значимости ряд понятий. Родители должны поставить три «призовых» места, определить, что для них стоит на первом, на втором и на третьем плане.

Можно давать родителям небольшие задания, не требующие длительной подготовки. Так, после рассмотрения вопроса о психофизиологических особенностях ребёнка им можно предложить понаблюдать за ребёнком в течении месяца (до следующей встречи), например выявить, как у него проявляются любознательность, импульсивность, внушаемость, непосредственность. Следующую встречу можно начать с обсуждения этих вопросов.

К методам активизации относится просмотр видеороликов с записью занятий, различных режимных моментов. Особенно это актуально в группах раннего возраста, так как родители не могут посещать открытые занятия. Или можно записать режимные моменты, которые помогут родителям увидеть своего ребёнка в новой обстановке, узнать его получше.

Родителям следует не только сообщать педагогические знания, стимулировать их интерес к педагогике, проблемам воспитания детей, но и формировать их родительскую позицию. Важно формировать у родителей умение применять полученные знания, связывать теорию и практику. Под высоким уровнем педагогической подготовленности родителей мы подразумеваем совокупность педагогических знаний, умений и навыков, потребность воспитывать детей грамотно, элементы педагогической рефлексии. В понятие «педагогическая рефлексия» вкладывается следующие содержание: умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически её оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективности используемых методов, осуществлять выбор методов воздействия на ребёнка, адекватных его особенностям и конкретной ситуации.

Помимо методов активизации родителей, рекомендуется использовать в работе формирование педагогической рефлексии: анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной воспитательной деятельности, применение домашних заданий. Всё это формирует родительскую позицию, повышает активность слушателей, актуализирует полученные знания, помогает посмотреть на ситуацию глазами ребёнка, понять его.

Педагогические ситуации для анализа можно брать из жизненных наблюдений, опыта работы с детьми, литературных источников. Анализ ситуаций поможет связать знания с практикой воспитания детей, повысит интерес к педагогическим знаниям и собственному ребёнку. Чтобы родители не давали однозначных ответов, а пытались рассуждать, следует продумать формулировку вопросов, направленных на выявление условий, причин, последствий поступков детей и взрослых. Родителей нужно подвести к выводу, что методы воспитания детей надо применять гибко, так как одни и те же методы могут быть эффективны в одном случае и неэффективны в другом.

Применение выше изложенных методов приведёт родителей к пониманию того, что невозможно дать готовые рецепты воспитания, а есть лишь общие педагогические рекомендации, которыми следует руководствоваться применительно к индивидуальности ребёнка.

Родительское собрание

"Улыбка малыша в период адаптации"

Практика показывает, что проведение родительских собраний по старой структуре не оправдывает ожидания родителей. Следует помнить, что родители являются заказчиками образовательных услуг и имеют право принимать участие в организации образовательного процесса, создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы самостоятельно на родительских собраниях. Поэтому, следует изменить не только их форму и структуру организации, но и считаться с мнением родителей при определении тематики.

Современные исследования показали, что лучше всего проходят, и самое главное, дают больше знания родителям, нетрадиционные родительские собрания. Цель, которых заключается в том, чтобы родители самостоятельно поделились опытом воспитания детей из собственной практики. “За чашечкой чая” родители высказывают свои наработанные методики в воспитании, задают вопросы друг другу и воспитателю, самостоятельно отвечают с позиции собственного опыта.

Программное содержание:

познакомить родителей с понятиями “адаптация”, “адаптационный период”;

помочь родителям понять своих детей, проявить заботу о психологическом здоровье своего ребенка;

помочь родителям и детям уметь понимать друг друга;

создание благоприятной атмосферы общения в семье.

Форма проведения – чаепитие за круглым столом.

Подготовительная работа к собранию:

приглашение родителей на собрание;

анкетирование родителей на тему “Расскажите о своем ребенке”, “Готов ли Ваш ребенок у поступлению в детский сад?”. (Приложение 1, Приложение 2)

Литература

Белкина, Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: [Текст]/ Л.В. Белкина. - Воронеж: Учитель. -2004. -236 с.

Заводчикова, О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошк. образов. Учреждения и семьи: [Текст]/ О.Г. Заводчикова. -М.: Просвещение. - 2007. - 79с.

Теплюк, С. Улыбка малыша в период адаптации: [Текст]/ С. Теплюк // Дошкольное воспитание. -2006. - №3. С.29-35.

Ход собрания

Уважаемые родители!

Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

Сегодня тема нашего собрания “Улыбка малыша в период адаптации”. Сегодня я принесла “волшебный микрофон” он поможет нам. Сейчас тот, у кого окажется в руках микрофон выскажет свою точку зрения, как он понимает что такое “Адаптация”, “адаптационный период”. (Родители, по очереди, передают микрофон и высказывают свои суждения по заданной теме. Воспитатель внимательно выслушивает все высказывания и в конце обобщает все высказывания).

Всем известно, что начало учебного года – трудный период для детей раннего возраста, так как это время привыкания к новым для них условиям. Из привычного мира семьи малыши попадают в совершенно новые условия детской среды. Поэтому вполне понятно, почему дети с первых дней посещения плачут, тяжело переживают разлуку с мамой.

Многочисленные исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов доказали, что привыкание ребенка к новым для него условиям дошкольного учреждения, так называемый период адаптации, в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить малыша к этому ответственному периоду в его жизни. Одна из основоположников науки о раннем возрасте профессор Н. М. Аксарина, не раз возвращаясь к вопросу адаптации детей в дошкольном учреждении, всегда приводила один и тот же пример: садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить корневую I систему, пересаживает вместе с землей. Несмотря на это, дерево болеет на новом месте, пока не приживется.

Взрослые в семье понимают, что адаптационный период - один из самых сложных в жизни ребенка. Все волнуются за него. В один из дней приводят в детский сад и оставляют одного среди незнакомых взрослых и в незнакомой обстановке - это является стрессом для ребенка.

По характеру поведения при поступлении в детский сад детей условно можно разделить на 3 группы.

Первая группа. Большинство детей отрицательно и бурно выражают свое отношение к происходящему: громко плачут, бросаются на пол, кусаются и т.п. они то просятся на руки к взрослому, то бегут к двери. Устав от бурного проявления протеста, малыш может внезапно уснуть, привалившись к взрослому или уткнувшись носом в стол, чтобы через 3-4 минуты с новой энергией продолжить плач до хрипоты. Дети этой группы привыкают в течение 20-30 дней.

Вторая группа – немногочисленная, 2-3 ребенка, которые после расставания с мамой замыкаются, бывают крайне напряжены, насторожены. У них хватает сил только на то, чтобы сделать несколько шагов от порога в сторону и забиться в ближайший угол, спиной к стене, отгородившись от всех стулом, а лучше столом. Эти дети, находясь в крайнем напряжении, еле сдерживают рыдания, сидят, уставившись в одну точку, не притрагиваясь ни к еде, ни к игрушкам. Они молчат, не реагируют ни на одно предложение, отворачиваются при попытке вступить с ними в контакт. Адаптация таких детей длится 2-3 месяца, протекает очень сложно.

Характер и длительность адаптационного периода зависят также и от индивидуально-типологических особенностей детей. Застенчивые, замкнутые, робкие трудно, болезненно переносят разлуку с мамой, более длительное время привыкают, чаще болеют.

В третью группу можно выделить коммуникабельных, общительных малышей. Впервые переступив порог детского сада, такой карапуз совсем не робеет, здоровается с взрослыми, улыбается и тут же берет инициативу общения с ними. Он сообщает, что пришел в гости к детям, хотя даже не смотрит в их сторону, а весь устремлен к взрослому. Вся его энергия направлена на презентацию себя как личности. Он спешит рассказать, какие у него дома необыкновенные игрушки, какой у него брат и т.д. Целый день он рассказывает о своей семье, о том, где успел побывать, что успел повидать. Он с удовольствием демонстрирует свои умения: самостоятельно ест, раздевается и ожидает заслуженной похвалы, хотя лишь пробует еду, а в постели лежит, не выпуская взрослого из поля зрения. Но такая идиллия длится не более 2-3 дней, на большего у него не хватает информации. Теперь же, увидев издали здание детского сада, он впадает в отчаяние, резко протестует, цепляется за маму и по стилю поведения не отличается от детей первой группы.

Проходит время (у каждого свое), и адаптационный период заканчивается. Первые положительные сдвиги можно отметить в стабилизации эмоциональной сферы. Ребенок быстро успокаивается, расставшись с мамой, все реже плачет в течение дня. Спокойное состояние приводит к тому, что у малыша появляется аппетит. Со временем он перестает плакать при расставании с родителями, адекватно реагирует на предложения взрослого. У него появляются положительные сдвиги в поведении: отвечает на вопросы, в какой-то степени обслуживает себя, может заняться игрой. Это свидетельствует о завершении адаптационного периода. Самым последним и значительным показателем окончания адаптационного периода служит спокойный и достаточный по длительности сон малыша как в дневное, так и в ночное время.

А может ли малыш улыбаться в период адаптации? Оказывается, может. Для этого нужны лишь слаженные действия заинтересованных в этом процессе взрослых – родителей и всех сотрудников образовательного учреждения.

(Далее предлагаем родителям за чашкой чая задать вопросы, которые у них возникли по ходу собрания и на которые не получили ответа. Предлагаем всем родителям принять участие в диспуте, совместно отвечать на заданные вопросы)