Курсовая работа: Современные технологии организации детских праздников. Как устроить веселый и интересный праздник для ребенка

У вашего ребенка скоро день рождения и вам хочется, чтобы праздник получился особенным, чтобы сын или дочь запомнили этот день надолго? Поверьте, для этого совсем не обязательно приглашать аниматоров из специального агентства или проводить праздник в каком-нибудь детском клубе. Веселый, оригинальный, запоминающийся детский день рождения можно провести и дома. Родителям вполне по силам справиться с организацией и проведением детской вечеринки самим. Самое главное, что вам понадобится — это время на то, чтобы все заранее спланировать и подготовить. А мы поможем вам ценными советами по проведению детского праздника дома.

День рождения ребенка

Малыш с нетерпением ждет своего дня рождения, по нескольку раз на день спрашивая вас: «А скоро? А когда? А сколько осталось?» Чтобы не отвечать по 100 раз на один и тот же вопрос, автор рекомендует вам сделать календарь-ожидание, чтобы каждый день ребенок мог отрезать по цифре и видеть, сколько дней осталось до праздника. Торт и кружочки с цифрами сделаны из плотной бумаги (картона).


Самое удивительное и волшебное в этом календаре то, что когда все кружочки будут отрезаны и от календаря останется лишь один бумажный тортик, то к вечеру он вдруг волшебным образом материализуется в самый настоящий торт, немало удивив и порадовав именинника (именинницу) и всех собравшихся.

Организация детских праздников

С оформлением помещения к проведению детской вечеринки разобрались, теперь переходим к развлечениям.

Выберите наиболее понравившиеся вам , которые есть на нашем сайте, и проведите их на детском дне рождения. Заранее сделайте или купите необходимый инвентарь для проведения игр на детском празднике.В этой статье мы хотим предложить вам еще несколько беспроигрышных вариантов развлечений для детских праздников.

Игры на день рождения

На детских днях рождения большим успехом пользуются розыгрыши небольших подарков для гостей. Всем известный классический вариант розыгрыша призов такой. Завернутые в красивую бумагу призы подвешиваются на веревочках, а ребятишки с завязанными глазами срезают их по очереди. Кто какой сверточек срезал, тому такой приз и достался. Количество призов должно быть больше участников розыгрыша, чтобы самым последним также было из чего выбирать.

Сделайте лотерейные билетики для детских праздников. Разыграйте их среди гостей. Ребятишкам понравится стирать защитный слой на лотерейных билетах и узнавать, что за призы они выиграли.

Обязательно включите в развлекательную программу несколько фокусов. Ведь все дети просто обожают фокусы! Сейчас в магазинах можно найти много интересных наборов для фокусов. Показывать фокусы можете вы сами, а может и ребенок, если заранее хорошо потренируется.

Не забудьте устроить фотосессию для именника (-цы) и гостей.

Интересная и необычная идея — сделать специльные аксессуары для фотосессии на палочках.
Посмотрите, как с ними можно экспериментировать.

Пиньята «Ослик» мастер класс

Пиньята — отличное развлечение для детей на празднике. Грубо говоря, пиньята — это коробка в форме предмета или животного, обклеенная бахромой из гофрированной бумаги. Внутри пиньяты спрятаны сладости и сюрпризы. Дети по очереди бьют пиньяту палкой. В итоге коробка разваливается и сюрпризы выпадают наружу.

Как завершить день рождения

Детский праздник подходит к концу, маленьким гостям пора расходиться по домам…Чтобы сделать эту неизбежную часть детской вечеринки не такой грустной, приготовьте для ребятишек небольшие подарочки, которые они смогут взять с собой.

Детское меню на день рождения

День рождения ребенка — это всегда особенный день в жизни семьи. Очень хочется, чтобы этот памятный день запомнился ему надолго. Чтобы праздник удался на славу, надо заранее позаботиться как о культурной программе (развлечениях, конкурсах, розыгрышах), так и о праздничном меню. Здесь мы дадим вам основные рекомендации относительно составления детского меню на день рождения.
Мы рекомендуем вам организовать детский стол на день рождения по принципу шведского стола. Все должно быть небольшого размера и порционное. Разнообразие и красивое оформление блюд приветствуется.Если вы готовите салаты, то перед подачей на стол разложите их по маленьким салатницам или корзиночкам из песочного теста. Очень красиво смотрятся салаты, поданные в прозрачных стаканчиках. Замечательная идея — организовать салат-бар. Для этого нужно по отдельным тарелочкам разложить нарезанные ингредиенты – вареную картошку, свеклу, морковь, свежие помидоры и огурцы, консервированную кукурузу и зеленый горошек, мясо, курицу, колбасу, вареные яйца, зелень и т.п.. И заправки к ним – домашний майонез, сметану, масло. Дети сами накладывают то, что любят и намешивают себе салаты. Важно для кулинарных экспериментов предлагать маленькие тарелочки, чтобы из-за неудач не страдало слишком много продуктов. Фрукты и десерты можно также разложить в порционные стаканчики или, например, вафельные рожки.

Большой популярностью у детей пользуются канапе. Вам понадобятся палочки для канапе или деревянные шпажки для шашлычков. И то, что на них нанизывать: огурцы свежие и соленые, авокадо, сладкий болгарский перец разных цветов, морковь сырая и вареная, сыр, плавленный сыр в пластинках, вареные и очищенные перепелиные яйца, мясо, курица, колбаса, оливки, маслины, яблоки, апельсины, помидоры черри, виноград и т.п.

Дети просто обожают праздники. Им нравится сама атмосфера праздника - шумная компания, смех, веселье, быть в центре внимания, и конечно же получать подарки. Они даже могут не понимать смысл торжества, но слово «праздник» приводит несомненно каждого ребенка в восторг.

1. День Рождения

Пожалуй, главным детским праздником является День рождения. Если взрослые не особо любят этот праздник, то дети его с нетерпением ждут.

Осознание праздника приходит к ребенку примерно к 3 годам, в это время малыш уже умеет загибать пальчики и демонстрирует, сколько ему стукнуло. Дети мечтают поскорее повзрослеть, а в день рождения они становятся старше на целый год!

«День рождения - праздник, который ребенок любого возраста начинает ждать задолго до даты проведения. Это личный праздник, где малыш главное действующее лицо».

В день рождения приходят в гости друзья, но в центре внимания только главный виновник торжества — именинник, он задувает свечи и, конечно же, получает подарки. Но, как поется в песенке крокодила Гены: «к сожаленью, День рождения только раз в году!».

2. Новый год

Праздник к нам приходит…

Новый год ничуть не уступает Дню рождения по значимости для ребенка. Его любят абсолютно все дети. Они пишут письма Деду Морозу, готовят новогодний костюм, учат для «дедушки» и его внучки Снегурочки стихотворение, наряжают елку и ждут под ней подарки.

«Новый год ассоциируется у ребенка, прежде всего, со сказкой, чудом и настоящим волшебством!»

3. День защиты детей

Международный день защиты детей отмечается 1 июня, это один из самых старых международных праздников, его отмечают во всем мире с 1950 года. Праздник был создан как напоминание взрослым о правах детей на жизнь, на свободу мнения и религии, на образование, отдых и досуг, на защиту от физического и психологического насилия, на защиту от эксплуатации детского труда, а также, для привлечения внимания общественности к проблеме абортов.

В этот день дети - главные герои дня. Во всех парках города проводятся массовые детские мероприятия, игры и конкурсы, концерты. Для детей 1 июня - это первый день лета и долгожданные каникулы, в этот день они любят погулять с родителями или друзьями, поесть мороженное и побыть в центре внимания.

« День защиты детей отмечается более чем в тридцати государствах мира».

Казалось бы, что эти два праздника совершенно о разном. 23 февраля - это День защитника отечества, когда нужно поздравлять всех кто служил в армии или постоянно защищает нашу родину. И 8 Марта - это Международный женский день, исторически возникший, как день борьбы женщин за равенство прав и эмансипацию. Но в сознании ребенка, это праздники пап и мам, бабушек и дедушек. В школе 23 февраля девочки поздравляют мальчиков, а 8 марта меняются ролями. Лишнее внимание детям всегда льстит.

6. День святого Валентина

С этим праздником у многих ассоциируется школа. Обычно в школе за неделю до 14 февраля собирают валентики — открытки в форме сердец с признаниями в любви. Кто-то подписывает отправителя, но чаще сохраняется анонимность, тем интереснее.

«Безобидные валентинки дарятся, девочки шепчутся, сколько сердец покорили, а мальчики стесняются».

Это не русский праздник, но школьники, особенно подростки, очень любят 14 февраля. Ведь именно в школе дети сталкиваются с первой любовью, которая не забывается. И отправить первую валентинку, пусть и инкогнито, им приятно.

Еще одна пара праздников о знакомстве и прощании со школой.

7-8. День знаний и Выпускной

День знаний, скорее, любят малыши-первоклассники, для которых школа пока кажется чем-то новым, неизвестным, но делающим его более взрослым. Мальчики в рубашках, девочки с большими белыми бантами. Для детей это волнительный день.

«С одной стороны, 1 сентября - это грусть об уходящем беззаботном лете и начало учебы, труда, скучных обязанностей. С другой стороны - это радость встречи с одноклассниками и учителями, постоянное общение и познание нового».

Выпускной - это тоже сугубо детский праздник. Это торжественный и одновременно волнительный день, когда дети прощаются с самой лучшей и беззаботной порой.

«Куда уходит детство, в какие города…»

Этот праздник ждут выпускники старших классов. Девочки готовят бальные наряды, делают красивые прически, мальчики надевают костюм с галстуком и становятся взрослыми молодыми людьми.

9. Хеллоуин

Хеллоуин отмечается в ночь с 31 октября на 1 ноября. Это не русский праздник, но до России он добрался уже давно, хотя многие до сих пор не могут смириться с его существованием и уж тем более празднованием. Защитники всего русского относят праздник к американской культуре, но его история началась на территории современных Великобритании и Северной Ирландии, а истоки идут от древних кельтов Ирландии и Шотландии. Согласно древнему сказанью, в ночь открывались двери в потусторонние миры, и обитатели ада проникали на землю. Ночью активно зажигались костры и приносились жертвы злым духам.

Несмотря на критику «не нашего» праздника, он по-прежнему празднуется и очень популярен среди детей подросткового возраста. Дети любят его за таинственность и мистику, ведь можно придумать костюм из любимого ужастика, сделать хорор-макияж и кого-нибудь напугать.

Советские дети о хеллоуине точно не слышали, но пугать друг друга дети любили всегда. Альтернативой в прежние времена были рождественские праздники и связанные с ними традиции.

10. Рождественские праздники

Рождеству в нашей стране не придается такого значения, как Новому году. Но для детей все иначе. Раньше во время рождественских праздников и последующих святок было очень распространено колядование.

«Колядование или колядки - посещение гостей в нарядах («ряженные), «выпрашивание» угощений, и соответствующие костюмы, с шутками, песнями и стихами».

Сегодня это встречается все реже и реже, особенно в городах, но в сельской местности дети до сих пор сохраняют старые традиции.Также неотъемлемым атрибутом этих праздников являются рождественские гадания. Гадания при свечах, с зеркалами, по кофейной гуще, а главное на суженного. Мистичность и таинственность традиций праздника привлекает детей, а особенно девочек-подростков.

Независимо от возраста, в душе каждого ребенка праздник - это ощущение вечной радости, и, чем больше этой радости было в детстве, тем успешнее и счастливее он будет в жизни!

Некоторые родители считают, что детство — это сплошной праздник. Поверьте, это не так! Забот и проблем хватает и у дошколят. Мало того, что нужно буквально всему учиться, разбираться в межличностных отношениях, решать порой нерешаемые задачки, да еще слушаться маму, папу, бабушку, дедушку, вообще всех взрослых! А рекомендации папы и бабушки, например, иногда кардинально отличаются. Что делать? И кто сказал, что ребенок живет без хлопот?

Детский праздник — важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней.

Но ведь праздничная атмосфера, развлечения, подарки — это лишь одна из граней утренников. Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству.

Занимаясь подготовкой к празднику, педагоги, воспитатели, родители должны в первую очередь ориентироваться на интересы каждого конкретного ребенка и группы детей, для которых и готовится этот праздник. И главный критерий подбора материала — зрелищность, яркость и веселость.

Ведь впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие годы. В общую цепь радостных настроений, незабываемых эмоций детства свои особые чувства и переживания вносят праздники.

Праздники — это радость общения, творчества и сотворчества, самовыражения, раскрепощения и взаимообогащения. Конечно, праздник должен иметь не только развлекательные, но и развивающие, обучающие функции, ведь это одно из средств полноценного и всестороннего развития.

Высокий эмоциональный подъем, ожидание торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают содержание песен, стихов, что делает коррекционно-ведущую работу более эффективной.

Главная задача взрослых, используя интерес детей, их увлеченность, синтезировать в данном виде деятельности и эстетическое, и нравственное воспитание, умение видеть и понимать прекрасное, а также все те умения и навыки, которыми они владеют.

В любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, праздник является синтезом практически всех видов искусств. А широкое использование их средств в работе с детьми позволяет расширить кругозор, сформировать взгляды и нормы поведения ребенка, развить его творческие способности. В разнообразных видах деятельности проявляются наклонности, формируются определенные умения и навыки.

Творческая деятельность — это деятельность человека, в ходе которой он создает нечто новое. Не важно, будет ли это какой-нибудь вещью внешнего мира или построением ума или чувства.

От взрослых требуется большое искусство, чтобы индивидуально подойти к выбору ролей, помочь вжиться в образ персонажа. Участие в утреннике — маленьком театрализованном представлении — развивает внимание, память, творческое воображение, дисциплинированность, ловкость.

Задача родителей и воспитателей — организовать жизнь ребенка как постоянное восхождение к культуре, и детские праздники — как раз тот случай, когда процесс идет как бы сам собой, ведь мы просто играем!

Уже в первые годы жизни у ребенка складываются предпосылки для овладения простейшими формами деятельности. Первой из них является игра. Поэтому на утреннике должно быть несколько игр. Ведь в игре проявляются те черты характера, которые нуждаются в коррекции. Застенчивые дети, проявив интерес к самой игре и ощущая доброжелательную обстановку, могут стать более активными. Чувствуя команду, понимая общую задачу, дети учатся жить в коллективе.

Во многих играх и эстафетах должен быть победитель, но взрослому необходимо владеть ситуацией и следить за тем, чтобы к концу праздника у каждого из детей были равноценные призы и подарки.

Готовясь с детьми к празднику, репетируя, важно помнить, что главная цель не в том, чтобы ребенок назубок выучил свои слова, а вжился в роль, чтобы инсценировка была не просто разыграна, а побуждала к хорошим поступкам, вызывала лучшие чувства.

Большую роль в процессе подготовки праздника играет изобразительная деятельность, в процессе которой развиваются зрительная память, мелкая моторика, внимание и аккуратность.

Изобразительная деятельность обладает огромной познавательной силой, позволяя детям использовать зрительный анализатор. В помощь зрительному анализатору на занятиях изобразительной деятельностью можно привлечь и другие сохранные анализаторы — осязание, двигательную чувствительность. Зрительный ряд, воспринимаемый ребенком в процессе изобразительной деятельности, сочетается со словом. На основе этого у детей формируются представления об окружающем мире. Навыки и умения, составляющие технику рисования, аппликации, оригами, имеют двигательный характер, а движения составляют основу формирования представлений о форме, величине и пространстве.

Очень важно приобщать детей к оформлению зала: снежинки, украшения для елки к Новому году, листья к празднику осени и т. п., используя для этого аппликацию, оригами и рисование, чтобы ребенок понимал, что участвует в общем деле. Детям интересно наблюдать, как их стараниями привычный зал или детская комната превращается то в сказочный заснеженный лес, то в весеннюю зеленую полянку, то в осенний парк.

Дети, готовясь к празднику, делают подарки родителям (открытки маме к 8 Марта), друзьям (поделки для именинника).

Основную часть костюмов, необходимых для выступления на празднике, готовят родители детей и педагогический коллектив детского сада, а небольшие дополнения к костюмам и необходимые аксессуары дети могут сделать сами на занятиях изобразительной деятельностью.

Очень важная задача для педагогов и воспитателей — создать в коллективе теплую, доброжелательную обстановку, научить детей терпимости, наладить их общение «на равных» так, чтобы не было обиженных и обделенных, яркое, веселое, доброе событие в жизни ребенка — праздник — не обернулось для него психической травмой, чтобы в его памяти на долгие годы остались только хорошие, светлые воспоминания, а не горькая обида.

Какие бывают праздники

Новый год. Детей традиционно посещают Дед Мороз и Снегурочка. Дети водят хоровод вокруг нарядной елки, зал украшен разноцветными гирляндами, сверкающими фонариками, игрушками и снежинками. Дети показывают Деду Морозу свои танцы, песни, читают стихи. Новый год — самый веселый праздник для всех, поэтому он обычно бывает ярким, запоминающимся. Педагоги придумывают множество игр, сюрпризных моментов. Детей приходят поздравить самые разнообразные сказочные герои, а затем Дед Мороз дарит детям подарки.

Цель утренника: формирование у детей отношения к празднику как к чудесному, радостному событию; развитие эмоциональности детей.

Восьмое Марта . Цель утренника: воспитание чувства уважения и благодарности к женщине. Дети поздравляют своих мам, бабушек и воспитателей с праздником. На занятиях изобразительной деятельностью готовят подарки для мам, мальчикам объясняется, что это праздник всех женщин, нужно быть вежливыми и внимательными к ним.

В семье кто-то из взрослых заранее предупреждает ребенка о празднике и предлагает сделать подарок всем женщинам: маме, бабушке, тете, сестре, соседке и подружке, ведь подарки делать так интересно, а дарить приятно!

День Победы и 23 февраля — День армии и флота . Цель утренника: прививать патриотизм, любовь к Родине. В наши дни патриотическое воспитание занимает достаточно много времени в процессе ведущийной среды. Это дает возможность расширить кругозор ребенка, узнать о государственной символике России, способствовать принятию детьми нравственных ценностей (любовь к Родине, патриотизм, гражданственность), воспитать у детей уважительное отношение к государственным символам, истории своей страны и своего народа.

Праздник осени проводится обычно в октябре. Зал украшен желтыми листьями, изображениями овощей и фруктов. Поскольку этот праздник является первым в учебном году и дети на занятиях в основном занимались повторением материала, пройденного в прошлом году, основу праздника составляют зрелища и игры.

В семье можно устроить «Прощание с Осенью», собрав детишек на даче или во дворе, развести костер («Вечер костра»). Вариантов множество.

Праздник осени — воспитание умения видеть прекрасное в природе.

Последнее время стали отмечать и народные праздники: Масленица, Пасхальная сказка, Рождество, Праздник святого Николая (19 декабря).

Эти праздники рассказывают детям о народных обычаях и приметах, развивают любовь к Родине.

Возможно, вам захочется устроить дома праздник первых подснежников или вечер разноцветных фонариков, отпраздновать день листопада или летний солнцеворот: все зависит от вашей фантазии и желания вашего чада.

Взяв за основу сценарий какого-нибудь утренника, можно организовать интересный домашний праздник для детей. Ведь детский праздник — это музыка, песни, игры и загадки, веселые розыгрыши, конкурсы и сюрпризы, день, когда ребенок купается в родительской любви, внимании близких, радости друзей. Таких дней будет не так уж много и каждый обязательно сохранится в памяти малыша. Это должны быть самые светлые, самые радостные воспоминания, которые останутся с ним на всю жизнь.

Изобразительная деятельность

В процессе подготовки праздника для оформления зала, изготовления каких-либо частей костюмов и атрибутов к ним или играм широко используются различные виды изобразительной деятельности — аппликация, оригами, рисование.

Занимаясь изобразительной деятельностью, дети учатся воспринимать окружающий мир, выделять предметы и их свойства.

Аппликация — один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радуют яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает техника вырезания и наклеивания. Специфика аппликации дает возможность детям активнее усваивать знания о цвете, строении предметов, плоскостной форме и композиции. В аппликации можно передвигать вырезанные элементы, сравнивать, накладывая одни на другие. Это позволяет усваивать композиционные знания и умения, что важно не только для создания сюжетных и декоративных аппликаций, но и для рисования.

В процессе подготовки к празднику элементы аппликации можно использовать для украшения зала, группы, изготовления подарков родителям, оформления костюмов для выступлений.

В работе с младшими детьми ведущий заранее готовит вырезанные из бумаги фигуры, показывает детям, как их наклеить, чтобы получилось красиво и аккуратно. Старшим детям можно предложить самостоятельно вырезать несложные фигуры по заранее нарисованным на бумаге контурам.

Рисование. Украсить зал к празднику можно также рисунками детей, соответствующими тематике праздника. Можно использовать рисование как подведение итогов. После итоговой беседы предложите детям отобразить полученные впечатления в рисунке.

Возможно, детям будет интересно нарисовать кого- то из героев праздника (предметное рисование). Для этого учитель должен показать им готовые рисунки с изображением того или иного персонажа.

В выступлениях участвуют все дети. Это достигается прежде всего тем, что часть танцев, игр, хороводы исполняются коллективно. Помимо этого каждый ребенок выступает индивидуально или с небольшой группой детей. Индивидуальные выступления помогают застенчивым детям побороть робость, развивают уверенность в своих силах, преодолевают скованность в движениях.

Разнообразна деятельность педагогов на празднике. Самой ответственной является роль ведущего. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми во многом определяют общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий должен не только хорошо знать программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения.

Воспитатели, не выступающие в каких-либо ролях, находятся с детьми своей группы. Они внимательно следят, как воспринимают ребята то или иное выступление, подготавливают атрибуты и детали костюмов, переодевают детей, подсказывают движения в танце, дирижируют при исполнении песен и помогают при проведении игры.

Чтобы снизить утомляемость детей, нужны частые смены видов деятельности. Для этих целей на празднике используются игры, они позволяют детям расслабиться и подвигаться. На праздниках желательно использовать игры, с которыми дети уже знакомы. Это связано с тем, что объяснение правил игры, показ действий играющего на празднике могут занять много времени. Праздник должен быть проведен в хорошем темпе и неоправданные паузы, как и растянутость выступлений, и слишком большое их количество, утомляют детей, расхолаживают их, нарушают единую линию эмоционально-физиологической нагрузки.

Каждый родитель, каждый воспитатель дошкольного учреждения стремится к тому, чтобы ребенок, познавая окружающий мир, получал максимум ярких впечатлений и положительных эмоций. И именно праздник с играми, конкурсами, театральными постановками, в которых задействованы и сами дети, должен стать первой ступенькой учебно;воспитательного процесса и подарить ребенку неподдельную радость познания.

Из серии: Домашняя библиотека (Аделант)

* * *

компанией ЛитРес .

Что такое детский праздник

Праздник – важнейшее событие в жизни ребенка дошкольного возраста. Ребенок буквально считает дни от праздника к празднику, ждет очередного праздника с нетерпением и долго вспоминает о нем потом. Праздник дарит дошкольнику массу переживаний и богатую пищу для восприятия, что служит отличной питательной почвой для детского воображения. В самостоятельных играх ребенка нередко появляются персонажи, с которыми он познакомился именно на праздниках – Снегурочка, Дед Мороз, Солнышко. Дошкольник с удовольствием обыгрывает увиденное и услышанное на празднике – повторяет понравившиеся сюжеты, поет песни, играет в игры. Даже малыши 3–4 лет после праздников устраивают своим игрушкам «праздники»: усаживают их на стульчики, разыгрывают запомнившиеся сценки, читают им стишки.

Конечно же, основная цель детского праздника – это доставить ребенку как можно больше радости, сформировать у него своеобразную праздничную культуру, неотъемлемую часть жизни любого человека, и одновременно обогатить его новыми, яркими впечатлениями. Но для детей дошкольного возраста праздник не то, что для взрослого человека. Это не только и не столько отдых, организованный досуг, развлечение, но и важное средство учебно-воспитательного процесса. На тематических праздниках дети получают много новой информации и закрепляют знания, приобретенные на занятиях. В процессе подготовки к праздникам дошколята учатся самостоятельности и организованности, умению согласовывать свои действиями с действиями других детей…


В детском саду отмечаются как праздники общегосударственного значения (Новый Год, День защитника отечества, Женский день, День Победы и День примирения и согласия), так и специфические праздники, которые в яркой и веселой форме помогают познакомить детей с временами года, различными природными явлениями, русским народным творчеством и пр. – например, Праздник зимы, Праздник весны, Осенняя ярмарка, В гостях у сказки, всевозможные тематические утренники и вечера.

Особняком стоят церковные и народные праздники, связанные с земледельческим календарем. Учитывая тот факт, что Российская Федерация является светским государством, празднование церковных праздников отдается на откуп семье и не должно навязываться детям в детском саду. Родители сами решают, будут ли они давать своему ребенку религиозное воспитание, и в каком виде это будет происходить. Соответственно на уровне семьи рассматривается и вопрос о праздновании значимых церковных дат. Тем более, что Россия – мультиконфессиональное государство, и родители-мусульмане вряд ли обрадуются, если их ребенок будет принимать участие в празднике, посвященном, например, Троице или Яблочному Спасу. Что касается аграрных праздников, в основе которых лежат языческие представления наших далеких предков об устройстве мира, то правильнее заменить их так называемыми «сезонными» праздниками, на которых дети будут отмечать приход очередного времени года без какой-либо религиозной подоплеки. Тем более, что до наших дней аграрные праздники дошли в сильно измененном виде, лишенные сакральной окраски. И этому есть объективные причины: с одной стороны – Октябрьская революция, повлекшая за собой смену ценностей; с другой стороны – «устаревание» народных праздников, чье содержание входит в противоречие с современным образом жизни. Сегодня люди в массе своей не знают, какой глубокий мировоззренческий подтекст содержит тот или иной аграрный праздник, и не понимают большинства праздничных обрядов.


Детей необходимо заранее предупреждать о том, что в такой-то день состоится праздник. Это позволит им подготовиться к празднику, настроиться на него. Накануне праздника необходимо украсить помещение, в котором он будет проходить. В оформлении помещения следует учитывать сезонность и тематику праздника. Оформительские работы начинают в присутствии детей и, желательно, с их участием, даже если речь идет о младших дошкольниках. Заканчивают оформление помещения уже без детей, чтобы сохранить элемент неожиданности.

Необходимо заранее продумать, где дети будут переодеваться, где будут сидеть при просмотре кукольного представления, где будут спрятаны подарки, где будет лежать тот или иной предмет, задействованный в праздничной программе, и т. п.

Летние праздники лучше всего проводить на свежем воздухе. При этом участок, на котором состоится праздник, также необходимо украсить в соответствии с тематикой праздника. На ветки деревьев можно повесить флажки, гирлянды, воздушные шарики, игрушки; землю украсить цветами и игрушками.

Все дети на празднике должны быть одеты по-праздничному. Если праздник предполагает специальные костюмы, то дети должны знать, кто во что будет одет. Желательно использовать не полный костюм, а отдельные элементы, по которым легко опознать, кого изображает ребенок. В этом смысле очень удобны шапочки, маски и полумаски – ободки с верхней частью маски. Полный костюм будет сковывать движения ребят. Достаточно, если одежда будет нужного цвета, например, у лягушонка – зеленой, а у цыпленка – желтой. Праздничные персонажи, изображаемые взрослыми, должны быть одеты в полный костюм.


Начинаться праздник должен ярко и торжественно, чтобы дети сразу же настроились на праздничную волну. Это может быть совместная пляска или несложная разминочная игра. Весь праздник должна пронизывать одна общая идея, которая будет связывать между собой все элементы праздника. Хорошо, если на празднике будет присутствовать какой-то сквозной персонаж, который поможет ведущему вести праздник. Праздничные номера и забавы следует подбирать таким образом, чтобы они шли по линии увеличения эмоционального накала. При этом общие игры и пляски должны чередоваться с сольными выступлениями. А детские номера необходимо разбавлять минутами отдыха, во время которых дети смогут посмотреть выступления взрослых или старших ребят.

Обычно на празднике дети читают стихи, поют песни, танцуют, смотрят или показывают кукольные представления, теневые мини-спектакли и инсценировки, а также играют в игры. При этом не надо искать какие-то особенные литературные источники. Наоборот, желательно использовать стихи, песни, сказки и сценки, хорошо известные детям и любимые ими. Особенно это касается младших дошкольников, которых неудачным выбором и новизной материала можно только испугать. На празднике не должно быть слишком длинных и заумных стихов, которые скучны и в данных обстоятельствах просто-напросто неуместны. Не следует использовать взрослые песни с «детскими» словами. Дело в том, что у взрослой музыки совсем иная мелодика и иной ритм, чем у детской, поэтому нередко они трудны для исполнения в дошкольном возрасте.

Обязательный пункт праздничной программы – игры. Чтобы дети искренне радовались играм, они должны быть знакомы им по каждодневным занятиям в детском саду. Если дети в игре изображают каких-нибудь животных или птиц, то им на головы следует надеть специальные маски/шапочки, которые раздаются непосредственно перед проведением игры. А вот показать эти шапочки/маски следует заранее, чтобы на празднике дети не тратили время на их разглядывание.

В старшей и подготовительной группах можно провести конкурсы (например, детских рисунков), в которых дети смогли бы померяться силами. Для конкурса детских рисунков необходимо готовится заранее: дети выполняют рисунки дома, а на празднике их работы вывешивается на обозрение остальных детей и их родителей, которые и определяют победителя.

Завершается праздничная программа самым приятным для детей действом – раздачей подарков, которая должна быть обставлена в игровой форме (особенно для старших дошкольников, которые в этом вопросе весьма придирчивы). Можно преподнести подарки в какой-нибудь оригинальной упаковке. Можно спрятать их и попросить детей найти. Можно раздавать подарки в качестве призов. В любом случае, сам процесс раздачи подарков должен быть быстрым, но без суеты.

Если праздник предполагает праздничный пир, то его приурочивают к обычному приему пищи – завтраку, обеду или полднику. При этом стол должен быть украшен по-праздничному, а блюда праздничного стола должны быть по-настоящему вкусными и, по возможности, связанными с темой праздника.


Если на празднике предполагается музыкальное сопровождение (а какой праздник без музыки!), то детей необходимо заранее познакомить с выбранной музыкой. Старшие же дошкольники должны принимать непосредственное участие в подборе музыки! На одном празднике не должно быть слишком много песен и музыкальных фрагментов.

Вообще, для детей музыкальное оформление праздника имеет огромное значение. Они чутко реагируют на ритм, ладовую окраску музыки, которая пробуждает в ребенке определенное эмоциональное состояние. Правильно подобранная музыка помогает дошкольникам при разыгрывании сценок, побуждает их к уместным в данном контексте движениям. Медленная музыка заставляет двигаться более плавно, веселая и зажигательная – быстрее…

Несмотря на стремительное развитие техники и отсутствие проблем с записью нужного музыкального фрагмента, лучше использовать не аудиозапись, а живую музыку. Во-первых, человек, вживую исполняющий музыку, чутко реагирует на поведение детей и, при необходимости, может под него подстроиться. Во-вторых, дети на живую музыку откликаются более эмоционально, чем на фонограмму.

Программу праздника составляют таким образом, чтобы в нее можно было легко и безболезненно внести изменения. Дети – народ непредсказуемый, в результате чего праздник может пойти вразрез с намеченным путем. Например, дети отказались играть в предложенную игру или испугались какого-то персонажа. Такие «пустяки» не должны вывести воспитателей и ведущего праздника из равновесия. Важно быстро собраться и предложить детям новую игру, которая бы пошла у них на «ура», или повернуть праздник в безопасное русло. Как говорится, праздник должен состояться «при любой погоде»!

В данных обстоятельствах очень важна роль ведущего праздника, который должен быть творческим человеком, способным к импровизациям и хорошо знающим психологию дошкольника. Ведущий должен в совершенстве владеть русской речью, иметь четкий и выразительный голос, знать много шуток и игр, быть веселым, эмоциональным и находчивым человеком. И, конечно же, он должен любить детей. Желательно, чтобы это был не пришлый человек, что может испугать детей или, как минимум, напрячь их, а работник данного детского сада. На празднике в младшей дошкольной группе роль ведущего может взять на себя веселый и уверенный в себе ребенок из старшей/подготовительной группы (естественно, под чутким руководством воспитателя!).


Если на празднике присутствуют родители и другие гости, то необходимо предусмотреть игры и номера с их участием. Кстати, взгляды в отношении присутствия гостей на праздниках дошкольников неоднозначны. Некоторые считают, что присутствие посторонних отвлекает детей, а то и вовсе создает напряженную атмосферу. Но большинство педагогов сходятся во мнении, что гостей не только можно, но и нужно приглашать. С одной стороны, родители и близкие лучше узнают своих детей, смогут увидеть в них доселе нераскрытые таланты. С другой стороны, дети почувствуют, что родители интересуются ими и любят их, что в любом случае сближает детей и родителей.

Как и с детьми, с родителями необходимо провести подготовительную работу, что подразумевает не только и не столько привлечение финансирования или помощь в создании костюмов и праздничных блюд, но и объяснение правил проведения праздника. Родители часто обижаются и негодуют, что их детям дали второстепенную роль или не дали роли вообще. Надо попытаться объяснить, что ролей на всех не хватает, но это не значит, что на следующем празднике «обделенный» ребенок опять останется без роли. Как раз наоборот! Кроме того, необходимо объяснить родителям правила поведения во время праздника, чтобы они своей неуемной любовью и нескоординированными действиями не создали ненужного беспорядка. В частности, следует заранее рассмотреть вопрос о фото и видеосъемке праздника. Желательно, чтобы за съемку отвечали один – два человека, не больше.


Обычно праздники проводят в каждой группе отдельно. Так как дети дошкольного возраста развиваются стремительно, то ребенок 3-х лет и ребенок 6-ти лет – это два совершенно разных мира. Иногда чисто технически не удается собрать их на одном празднике, потому что младшие дошкольники быстрее утомляются.

Небольшие праздничные утренники и вечера не должны нарушать привычный распорядок дня в детском саду. Перед их началом не следует создавать много шума и суеты!

Праздники для детей младшей и средней дошкольных групп

Дети младшей и средней дошкольных групп очень любят праздники, с удовольствием откликаются на них, эмоционально переживают и неподдельно радуются их приходу. Тем не менее, именно в этом возрасте праздник может легко обернуться «трагедией», так как плохо и неграмотно организованным праздником малышей легко испугать, ниже приводится несколько правил проведения праздников у младших и средних дошкольников.

Во-первых, праздник не должен быть слишком длинным, так как малыши быстро утомляются. Нервная система младших дошкольников еще очень неустойчива и слаба, а произвольность пока не сформирована: дети не могут заставить себя делать то, что им неинтересно или «не по зубам». Они быстро истощаются и теряют к деятельности интерес, какой бы веселой она ни была. Не надо заставлять ребенка долго сидеть на одном месте, слушать длинную-предлинную сказку и даже слишком много двигаться! Не пытайтесь засунуть в один праздник все детские забавы, какие только знаете! Оптимальная продолжительность праздника в младших группах – не более 30 минут. При этом следует помнить, что малыши не обладают произвольным вниманием, а это значит, что чем-то одним их можно заинтересовать максимум на 10–15 минут, после которых следует сменить деятельность или сделать небольшую паузу, то есть направить внимание детей в другую сторону.

Вот приблизительный план стандартного праздника для младших и средних дошкольников:

1. Дети заходят в помещение, в котором будет происходить праздник, и осматривают, как оно украшено. В отличие от старших дошкольников малыши практически не принимают участие в оформлении зала, поэтому то, что они увидят не должно их испугать. Дайте детям время посмотреть каждый закуток помещения, останавливайтесь возле каждого украшения, обращайте на него внимание («Посмотрите, ребята, какая нарядная елочка!»). Пусть они привыкнут к «новому» помещению! Помните, что, с одной стороны, малыши очень любопытны, но с другой стороны, их легко испугать.

2. Для создания праздничного настроя дети пляшут, играют в несложную разогревающую игру или поют песню, тематически связанную с праздником.

3. Появляется сказочный персонаж (Снегурочка, Петрушка, бабушка и т. п.), который будет вести праздник.

Он должен обязательно представиться или спросить у детей, знают ли они, кто он, а затем дать им время рассмотреть себя со всех сторон. Если такой персонаж не планируется, и праздник ведет воспитатель, то происходит какое-то неожиданное событие, с которого начинается праздничное действо. Например, воспитатель находит какой-то «волшебный» предмет.

4. Дети исполняют танец, поют песню или читают небольшие стихи (в средней группе) в честь этого персонажа/предмета.

5. «Тело» праздника составляют либо игры, либо кукольное представление, либо сказочная инсценировка, разыгранная взрослыми или детьми постарше. Инсценировка может содержать в себе задания и игры для малышей. Следует помнить, что игр не должно быть слишком много!

6. Завершает праздник общая пляска под веселую музыку и раздача подарков.

Во-вторых, перед каждым праздником желательно провести занятие, а то и не одно, тематически связанное с ним. На этих занятиях воспитатель читает малышам стихи, рассказывает сказки, показывает картинки, которые имеют прямое отношение к предстоящему событию. Это поможет детям лучше понять смысл праздника. Тем более, что младшие и средние дошкольники любят слушать и повторять за взрослыми стихи и сказки, особенно про то, что им близко и понятно – про птичек, зайчиков, солнышко, дождик и т. п. Рассказывать стихи и сказки нужно медленно, с чувством и расстановкой.

В-третьих, дети младшего дошкольного возраста нередко пугаются отдельных сказочных персонажей и, увидев их, начинают плакать. Это касается практически всех отрицательных сказочных героев (Кощея Бессмертного, Бабы-Яги, Змея Горыныча), но не только их. Часто негативная реакция у малышей бывает на Деда Мороза, поэтому в младшей дошкольной группе присутствие «живого» Деда Мороза на новогоднем празднике нежелательно: лучше ограничиться Снегурочкой и/или небольшой куклой Деда Мороза. Старайтесь задействовать в празднике персонажей симпатичных и таких же беззащитных, как сами дети, – зайчат, цыплят, белочек, ежиков, снежинок. Если это отрицательный персонаж, типа волка или медведя, то он не должен выглядеть страшно. Пусть это будет не взрослый медведь, а пока еще безобидный мишка! Хорошо относятся маленькие детки к положительным женским персонажам, которые у них ассоциируются с мамой и бабушкой, – к Снегурочке, Матрешке, Бабушке, Сказочнице и т. п. Обычно весело реагируют на Петрушку.

В любом случае, персонаж, приглашенный на праздник, должен быть хорошо знаком детям по книжкам и мультфильмам. Если персонаж выбран удачно, то контакт с ним у детей возникнет моментально: они открыто и безбоязненно станут общаться с ним, с удовольствием будут откликаться на его предложения поиграть или исполнить какое-то задание, споют ему песенку, научат танцу и пр.

При проведении общих праздников, в которых принимают участие группы разного возраста, ни в коем случае нельзя забывать дошкольников из первой младшей группы. Причем их участие не должно ограничиваться только ролью зрителей. Малышам необходимо позволить внести свою лепту в проведение праздника – подготовить с ними танец или использовать их в инсценировке, как правило, в эпизодических ролях без слов. Дети среднего дошкольного возраста с удовольствием участвуют в подготовке к предстоящему празднику: рисуют приглашения, оформляют помещение, помогают взрослым делать костюмы и декорации.

Праздники для детей старшей и подготовительной дошкольных групп

В старшей и подготовительной группах детского сада большое значение имеет предварительный этап праздника, так как дети этого возраста принимают в нем самое активное участие. Подготовка к празднику вызывает у старших дошкольников не меньший эмоциональный подъем, чем само праздничное действо. Она сплачивает детей; рождает полезное и плодотворное сотрудничество между ними и взрослыми, также принимающими участие в подготовке к празднику.

Воспитатель заранее договаривается с детьми о дате проведения праздника и совместно с ними намечает программу праздника. Вместе с детьми уточняется вопрос о приглашенных гостях. Будут ли это родители, дети из младшей и средней групп, а может быть, гостей не будет вовсе. Старшие дошкольники принимают участие в оформлении помещения и в создании костюмов. Для концерта выбирается ведущий-конферансье – ребенок, обладающей артистическими способностями и выразительной речью. Остальные роли распределяются по желанию детей с учетом их личностных особенностей и возможностей. Себе взрослые берут те роли, которые слишком сложны для дошкольника.

Обратите внимание, что в подготовке к празднику должна участвовать вся группа без исключения! Это не значит, что все дети сыграют какую-нибудь роль в праздничном представлении. Скорее всего, останутся дети, на которых ролей не хватит. Следует объяснить им, что ролей меньше, чем детей в группе, и пообещать, что на следующем празднике ребенок обязательно получит роль. Важно задействовать в праздничной программе не только активных ребят, но и тех, кто робеет или предпочитает отсиживаться в тени. Подключите таких детей к оформительской работе – рисованию афиши и пригласительных билетов, созданию декораций и праздничных костюмов, подбору музыки и т. п. Просто зрителей и сторонних наблюдателей оставаться не должно! Каждый ребенок должен почувствовать свою ответственность за проведение праздника.

Старшие дошкольники могут принять участие в праздниках малышей. Им по силам показать несложный кукольный или теневой спектакль либо принять участие в праздничной инсценировке наряду со взрослыми.

Оптимальная продолжительность праздника в старшей/подготовительной группе – 50–60 минут.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Праздники в детском саду (В. В. Лещинская, 2008) предоставлен нашим книжным партнёром -

Праздник для детей

На современном этапе кардинального реформирования всех сфер общественной жизни становится очень важной разработка научно-практических основ сферы досуга, особенно актуальным является исследование социально-педагогических аспектов детского праздника.

Для большинства благополучных в развитии современных детей досуг весьма многообразен. Это спортивная, художественно-творческая деятельность, дополнительное образование и праздники.

На сегодняшний день есть определенный и положительный опыт удовлетворения детского населения в их потребностях культурной организации досуга различных учреждений. Широко распространена организация массовых детских праздников

Праздник – явление сложное, многогранное, развивающееся, имеет большое значение для жизни детей и подростков. Современная методологическая ситуация в педагогике выявляет понимание важности значения детского праздника в деятельности всех учреждений системы образования.

Праздники открывают детям простор для творчества, рождают в душе ребенка светлые чувства, благородные порывы, воспитывают умение жить в коллективе, духовно обогащают ум и сердце. Любой праздник несет в себе элемент отдыха.

Педагогическая ценность детских праздников как культурно-образовательного явления

Широкое понимание образования предполагает учет воспитательных и развивающих возможностей не только программ обязательного обучения, но и процессов непреднамеренного воспитания, других воздействий социальной среды.

Детский возраст - время формирования и активного развития всех без исключения психических процессов. Праздники, как часть учебно-воспитательной работы, как часть детства, играют немаловажную роль в развитии этих процессов. Наибольшее влияние они оказывают на развитие внимания и памяти.

Праздник - это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события. В жизни человека тесно переплетается личное и общественное. Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек ощущал себя личностью членом коллектива.

С праздником ассоциируется чувство приятного, радостного. Проявление всех форм и видов культуры любого коллектива, начиная от принятых форм поведения, кончая демонстрацией нарядов и исполнением традиционных обрядов идёт через праздник.

Праздник является специфичной формой коллективного единения, где выражается общее настроение и сопереживание участников. Он обусловлен динамикой социального бытия, в котором отдельные периоды жизни осознаются и переживаются людьми особым эмоциональным образом, диктуют им иной, нежели в будничное время, способ поведения и деятельности, предполагая непосредственное участие в праздновании.

Детский праздник - важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству.

Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка. В любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, праздник является синтезом практически всех видов искусств. А широкое использование их средств в работе с детьми позволяет расширить кругозор, сформировать взгляды и нормы поведения ребенка, развить его творческие способности. В разнообразных видах деятельности проявляются наклонности, формируются определенные умения и навыки. На празднике дети не только говорят, но танцуют, поют, рисуют. Дети учатся подчинять свои движения ритму музыки, различать музыкальные темпы, отражать их в движениях, играх, сопровождая речью.

Детские праздники - день рождения, Новый год и другие массовые праздники - это возможность рассказать ребенку о многообразии и радостях окружающего мира. Поэтому в детские праздники входят воспитательные моменты и познавательные задания, которые способствуют развитию воображения, логического мышления или внимания.

Празднично-досуговая деятельность детей отличается особым динамизмом, появлением неожиданных видов и форм.

Праздничная деятельность детей очень близка к эстетической и игровой деятельности. Эстетический момент существует и в сфере труда, и в сфере социальной жизни общества: культуры, быта, общения людей, во всей совокупности человеческих отношений. В эстетической деятельности человека, в его отдельных эстетических действиях и проявлениях, личностно значимыми для него являются и сам процесс, вызывающий творческое напряжение всех сил личности, и положительно окрашенное эмоциональное переживание, и результаты деятельности, и ее эстетически оцениваемый продукт, и в итоге – развитие творчески-эстетических задатков и способностей.

Многообразные виды деятельности, с которыми сталкивается ребенок в процессе подготовки и проведения праздника, творческие, познавательные, игровые, общественные и др., чтобы действительно влиять на развитие ребенка, на динамику его способностей, должны обладать определенными характеристиками.

Эффективность праздника обусловлена взаимосвязью его функций: мировоззренческой, коммуникативной, рекреационной, творческой, гедонистической и другими, которые активно проявляются в ходе художественно-педагогического взаимодействия детей и взрослых; выделение какой-либо из них в качестве доминирующей разрушает целостность влияния данного феномена.

Педагогическое взаимодействие детей и взрослых в организации детского праздника определяется как система коллективных художественно-творческих дел детей и взрослых в ходе педагогически организованной совместной деятельности. Участие в праздничном действии в существенной степени формирует инициативность, уверенность в себе, настойчивость, искренность, честность ребят. Коммуникативный характер праздника настолько очевиден, что сама система детских праздников способна превратиться в мощный социо-культурный фактор и сильное средство педагогического воздействия.

Праздник как объективное событие основан на ценностях общения, ценностях переживаний и ценностях творчества. Эмпатийное единство участников праздника помогает созданию модели общественного поведения личности, свободному ориентированию в жизненных ситуациях, развитию творческих способностей.

Праздник это творческая метафора жизни. В мире детства он образует уникальный педагогический феномен. Детские праздники создают единое культурно-образовательное пространство, помогая формированию нового поколения, интегрированного в современное социальное общество.

Праздник - одно из средств полноценного и всестороннего развития личности ребенка, синтез практически всех видов искусств. В процессе подготовки и проведения праздника используются разнообразные виды репродуктивной деятельности, что позволяет решать ряд специфических задач: развивать слуховое восприятие, голос и произношение детей, расширять активный словарь, развивать моторику, расширять представления детей об окружающем мире, способствовать формированию навыков общения. И хотя творческой деятельности у детей в дошкольном возрасте как таковой еще нет, в ходе подготовки и проведения праздника формируются предпосылки для ее развития. Праздники как часть учебно-воспитательного процесса оказывают большое влияние на развитие психических процессов.

В реальном художественно-педагогическом процессе создания детского праздника активно взаимодействуют взрослые и дети, что позволяет им выходить на качественно новый уровень сотрудничества и выражается в изменении их ценностных ориентаций, взаимоотношения и взаимопонимания.

Таким образом, можно определить праздник как категорию педагогики, своеобразную форму творческого самовыражения и духовного обогащения ребенка. Цель его – в познании юными гражданам окружающего мира, развитии их морального сознания и нравственных чувств, эстетических воззрений, навыков организатора, умении постигать человеческую науку общения.

Праздники как форма детского досуга

Массовой практике присуще большое разнообразие форм проведения детских праздников, количество которых постоянно растет. Из них наиболее распространены: фестивали, театрализованные представления, тематические дни и недели, праздничные обряды и ритуалы, спектакли, презентации, балы, карнавалы, шествия, смотры, конкурсы, олимпиады, юбилеи, КВН, утренники, линейки, вечера, концерты и др. Все они, как правило, составляют неотъемлемую часть культурно-досуговой деятельности в работе с детьми.

Дети особенно остро чувствуют праздничный досуг как прикосновение к подлинной свободе творческого самовыражения и самореализации.

Художественное содержание праздников воплощается в музыке, в песне, стихах. В народных сказках, пословицах и поговорках заложены, с одной стороны, нравственные заповеди, с другой – разнообразные советы, наставления, т.е. правила поведения в будни и праздники.

Детский праздник способствует в формировании характера ребенка таких качеств, как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность.

Почти у каждого календарного праздника – своя тема, отражающая историю народа, страны, мира. Праздник – тогда праздник, когда привлекает его участников к творческому взаимодействию, развивает в них желание и умение неформально общаться, создавать художественные образы.

Детский праздник - один из самых ярких моментов в жизни ребенка. Праздники открывают детям простор для творчества, рождают в душе ребенка светлые чувства, благородные порывы, воспитывают умение жить в коллективе, духовно обогащают ум и сердце.

Особая педагогическая ценность детских праздников заключается в том, что они могут помочь юному человеку реализовать лучшее, что в нем есть, поскольку для него личностно значим сам процесс празднования, вызывающий положительно окрашенные эмоциональные переживания и создающий уникальную систему творческого взаимодействия детей и взрослых.

Массовой практике присуще большое разнообразие форм проведения детских праздников, количество которых постоянно растет. Из них наиболее распространены: фестивали, театрализованные представления, тематические дни и недели, праздничные обряды и ритуалы, спектакли, презентации, балы, карнавалы, шествия, смотры, конкурсы, олимпиады, юбилеи, КВН, утренники, линейки, вечера, концерты и др. Все они, как правило, составляют неотъемлемую часть культурно-досуговой деятельности в работе с детьми. Важная роль в реализации культурно-досуговой деятельности принадлежит учреждениям дополнительного образования детей.

Можно выделить следующие виды праздников, в которых возможно участие детей:

Церковные праздники, главными из которых являются Рождество и Пасха и др.;

Календарно-обрядовые праздники - Новый год, Масленица (проводы зимы), праздник Ивана Купалы, праздник урожая;

Профессионально-трудовые праздники (день учителя и т.д.);

Гражданско-личностные праздники, или семейные (свадьба, день рождения, юбилей и т.д.)

Спортивные праздники;

Праздники для детей;

Мемориальные праздники, связанные с жизнью и творчеством великих русских поэтов и писателей, художников и композиторов;

Юбилейные праздники городов (День города), областей и республик.

Основные задачи детского массового мероприятия:

Совершенствование качества и эффективности празднично-досуговой деятельности в системе дополнительного образования детей;

Разработка современной стратегии организации и проведения детских праздников как наиболее доступной формы культурно-досуговой деятельности;

Осуществление личностно-ориентированных подходов в формировании ценностных ориентаций в выборе детьми позитивных творческих форм организации досуга;

Воспитание гражданственности и патриотизма детей и подростков в процессе проведения героико-патриотических ритуалов, акций и тематических праздников;

Развитие празднично-игровой культуры детей и взрослых в современных социальных условиях;

Поиск новых художественно-педагогических форм, методов и технологий проведения праздничных программ для детей и подростков;

Определение художественного уровня детских праздников, проводимых учреждениями образования и выработка методических рекомендаций по организации и проведению празднично-массовых мероприятий для детей;

Художественно-педагогическое проектирование системы работы организаторов детских праздников.

Восстановление культурно-исторической среды, сохранение народных праздничных традиций своей страны, освоение духовных ценностей культуры мира.

Значимая идея праздника – это, с одной стороны, сумма событий, факторов, имен, мифов, интерпретируемых историей. С другой стороны, это культура людей, нравы, обычаи, традиции общенационального и локального характера. Конечно, праздники как вечные модели досуга, способствовали и способствуют переживанию идеальных устремлений, которые на данный момент становятся некоей реальностью и, значит, помогают ощущать полноту жизни, гармонию с окружающим социальным и природным миром. Художественно-педагогическая значимость и событийность праздника характеризуются достаточно определенными, близкими детям и взрослым общими признаками, такими как:

Абсолютная добровольность участия и согласие со всеми обязательными и условными правилами досуговой деятельности того или иного праздника;

Свободный выбор детьми разнообразных сюжетов, ролей, положений, поведения праздничного действия;

Наличие в праздниках глубинных народных традиций, вбирающих в себя весь спектр обычаев, ритуалов, церемониалов, символов и атрибутов принципиального характера, отработанных социальным временем развлечений и художественных актов, жанров самодеятельного искусства, состязаний, фольклора.

Сущность праздника невозможно понять вне социальной деятельности. Как деятельность, ближе всего стоящая к интересам детей, выражающая зону их ближайшего развития, их мироощущение, праздник должен рассматриваться как мощное средство гуманизации воспитания, как форма, имеющая отношение ко всем другим видам деятельности (познанию, труду, эстетике, общению), – праздник представляется в качестве всестороннего развития личности. Как предмет педагогической деятельности праздник выступает психологическим посредником в обеспечении процесса сотрудничества.

Организация детского праздника и его основные элементы

Детство один из самых беззаботных и незабываемых периодов в жизни человека. Из детства мы несем самые теплые и нежные воспоминания. Оптимальность и гармонизация детского развития через игровые формы первоначального семейного воспитания и образования требует специального внимания к игровой культуре как важному аспекту психологической культуры семьи и взрослеющей личности. Именно по этому важно организовать ребенку незабываемый праздник.

Понимание детского праздника, как сложной системы различных субъективно-объективных и личностно-общественных отношений и основанных на них видов деятельности детей и подростков, позволяет выявить основные элементы праздника и структурные взаимоотношения между ними.

Праздник объединяет в себе различные характеристики, будучи и познавательным отражением действительности и ее оценкой, выражением духовного мира личности и социальным явлением, видом игровой, эстетической деятельности, средством воспитательного воздействия. И все эти характеристики системно взаимосвязаны, являясь разными аспектами нерасторжимого в своей целостности художественно-педагогического процесса взаимодействия детей и взрослых в проведении праздника.

Детские праздники могут, устраивается по случаю дня рождения или нового года. Главной атрибутикой этих торжеств является так называемый сладкий стол. Сладости и заводные,подвижные игры, помогут сделать праздник по настоящему веселым.

Правильно организованный детский праздник, это залог здорового восприятия ребенком окружающего его мира.

Можно выделить следующие этапы работы над праздником:

I этап - предварительное планирование.

II этап - работа над сценарием.

III этап - предварительное знакомство детей с праздником.

IV этап - репетиции.

Деятельность детей на празднике должна быть осознанной. Ребенку нужно объяснить, что такое праздник. Только при этом условии можно создать необходимые мотивы деятельности и, соответственно, достичь хороших результатов.

Речевой материал к празднику нужно подбирать в соответствии с программными требованиями, ориентируясь на активный словарь детей. При этом важно учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка, состояние его устной речи.

При разучивании стихов необходимо обращать внимание не только на заучивание текста и его звуковое оформление, но и на внутреннее содержание.

При постановке танцев целесообразно использовать движения, уже разученные детьми (на занятиях по физкультуре, ритмопластике), т.к. использование хорошо знакомых движений расширяет рамки работы над выразительностью, содержанием танца.

При постановке игровых песен необходимо тщательно продумывать используемые во время пения движения, для того, чтобы они способствовали полноценному речевому дыханию, несли эмоциональную окраску, соответствующую смысловому содержанию песни.

Необходимо широкое использование изобразительной деятельности в процессе подготовки праздника, т.к. участие в общем деле формирует у детей чувство коллективизма, украшение зала, группы, создание костюмов способствует развитию творчества детей.

Праздник не должен быть растянут во времени, т.к. слишком долго детям трудно удерживать внимание на происходящем.

В структуру праздника необходимо включать различные сюрпризные моменты, игры. Для того чтобы поддерживать внимание детей важно дать им возможность в нужный момент расслабиться, поиграть, отдохнуть. Постоянная смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес ребенка.

В ходе праздника взрослые должны помогать детям ориентироваться в происходящем действии, если возникает необходимость, разъяснить то, что непонятно кому-то из детей.

После проведения праздника важно закрепить полученные детьми впечатления и знания. Для этого проводятся беседы с детьми. Целесообразно использовать изобразительную деятельность в подведении итогов праздника, т.к. это способствует закреплению полученных впечатлений, развивает образную память.

В процессе подготовки и проведения праздника необходима четкая, взаимосвязанная работа ведущего, музыкального руководителя, взрослых, по возможности, родителей и, конечно, детей. Только при этом условии праздник пройдет успешно и оставит яркие воспоминания у всех его участников.

Самое главное, при выборе детской игры не забывать о возрастных категориях, дети разного возраста не охотно играют вместе. Первое - разное развитие, во-вторых, интересы, ну а самое главное правило игры говорит, что все должны находиться в равных условиях, иначе ребенку можно нанести моральную травму. Также не стоит забывать и о том что, поощряя ребенка в игре, нужно непременно наградить и отметить других. Дети не понимают, что такое проиграть, и всегда ревностно относятся, когда кому-то достается приз.

Праздник для детей - признак действительной заботы общества о будущем нового поколения. К категории детских праздников относится многообразие проводимых праздничных форм

Цель детских праздников - организация содержательного свободного времени детей, удовлетворение их интересов путём проведения различных форм культурно-массовой работы, направленной на повышение воспитательных функций досуговой деятельности.

Государственные требования к образованию нацеливают на поиски новых путей обновления содержания и форм детских праздничных программ как средства развития познавательной мотивации, способностей ребенка, приобщения его в процессе совместной деятельности со сверстниками и взрослыми к общечеловеческим ценностям, возведению базиса личностной культуры, формированию гражданских качеств.

Список литературы

  1. Акимова Л.А. Социология досуга. - М.: МГУКИ, 2003. – 123 с.
  2. В гости праздник к нам пришел: сценарии праздников в детском саду / авт.-сост. Т.А. Ежикова, Т.Я. Кляйн. – Волгоград: Учитель, 2003. – 59 с.
  3. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет –М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 121 с.
  4. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия. - М.: НГИК, 2004. - 32с.
  5. Календарные и народные праздники в детском саду . /авт.-сост. Г.А. Лапшина. – Волгоград: Учитель, 2009.– 110 с.
  6. Клюско Е.М. Центры досуга: содержание и формы деятельности // Центры досуга. - М.: НИИ культуры, 2007. - С.31-33.
  7. «Лето красное, звонче пой!»: сценарии утренников и развлечений для дошкольников /авт.-сост. О.П. Власенко.– Волгоград: Учитель, 2007.– 140 с.
  8. Лебедева О.А. Общешкольные праздники и их роль в развитии детей. // Реабилитация. Образование. Развитие. СПб.: 2008. с.16.
  9. Мероприятия для детей старшего дошкольного возраста /авт.-сост. Е.Н. Арсенина. – Волгоград: Учитель, 2007.– 100 с.
  10. Салахутдинов Р.Г. Организационные и педагогические основы социально культурного творчества детей и молодежи. - Казань, ГранДан, 2004. - 462с.
  11. Седова М.Ю. Роль праздника в коррекции личности ребенка. // Реабилитация творчеством - важнейшая составляющая коррекционно-развивающей работы.- СПб.: 2008. с. 25.
  12. Тубельская Г.Н. Детские праздники в семье. – М.: Сфера, 2000.
  13. http://www.calend.ru/holidays/russtate