Логико-математические игры с использованием триз-технологий. Использование триз на занятиях по формированию элементарных математических представлений

Вырастить ребенка, умеющего мыслить логично и гибко, находить неординарные решения, анализировать проблему всесторонне, подготовленного к трудностям, хотели бы все родители. Ведь это значит, что маленький человек будет приспособлен жить в меняющихся условиях. Помочь в этом может система ТРИЗ, адаптированная для дошкольников. Что это за методика, в чем ее суть?

Что такое ТРИЗ?

Теория решения изобретательских задач, или ТРИЗ, была разработана в конце прошлого века Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Но он был не педагогом, а изобретателем и разрабатывал методику для эффективного решения технических проблем. Многие годы эта технология успешно применялась для работы со школьниками на станциях юных техников. Она позволяла развивать у юных изобретателей творческие качества мышления: гибкость, системность, диапазон, оригинальность, творческое воображение, смекалку. Все это давало им возможность изобретать осознанно, целенаправленно, логически, используя весь предшествующий опыт, собранный в виде единого алгоритма.

На базе технологии ТРИЗ были разработаны и с успехом используются в детских садах педагогические методики для развития у дошкольников мышления: творческого, диалектного, абстрактного.

Основная идея этого метода в том, что законы развития технических систем можно познавать и использовать для решения изобретательских задач сознательно и логически, избегая множества проб и ошибок.

Цель работы по этой системе – стимулировать познавательную, творческую и речевую активность, научить маленького человека мыслить системно, понимая суть происходящих процессов, их единство и противоречия, самостоятельно видеть вопрос и уметь находить решение.

Как развивать самые значимые для ребенка сферы за 20-30 минут в день

  • Три готовых сценария комплексных развивающих занятий в формате pdf;
  • Видео-рекомендации по проведению комплексных игр и по их самостоятельному составлению;
  • План-схему для составления таких занятий дома

Подпишись и получите бесплатно:

Основные принципы методики ТРИЗ

Внедрение системы ТРИЗ в дошкольные учреждения основано на соблюдении нескольких важных принципов:

  • Принцип свободы выбора. Он должен соблюдаться в любом действии – обучающем или управляющем.
  • Принцип деятельности. Любое творческое задание должно основываться на практической деятельности.
  • Принцип открытости. Ребенку нужно предлагать задачи, не имеющие единственно верного решения, подразумевающие вариативность.
  • Принцип идеальности. Творческие задания по этой методике не требуют специального сложного оборудования, могут быть использованы на любых занятиях, максимально задействуя интересы, возможности и знания дошкольников.
  • Принцип обратной связи. У педагога есть возможность постоянного контроля за освоением малышами мыслительных операций, поскольку задания выстраиваются последовательно, в новых используются элементы предшествующих.

Основополагающим же является принцип природосообразности в обучении. То есть необходимо отталкиваться от природы ребенка: его возраста, способностей, закономерности его развития в окружающей реальности. Здесь не обойтись без индивидуального подхода к ребенку. А отказ от уравнивания всех малышей «под одну гребенку» как раз и позволяет каждому дошкольнику максимально раскрыть свои склонности и развить нужные способности.

Разные способы работы

Арсенал технологии ТРИЗ содержит множество разнообразных методов, которые педагоги с успехом используют в работе с дошкольниками.

  • Метод мозгового штурма. Участники обсуждения проблемы должны высказать максимальное число вариантов ее решения, вплоть до самых фантастичных и парадоксальных. Из этих вариантов затем и выбирают оптимальный. Конечно, решаемые задачи должны соответствовать возрасту дошкольников (например, как можно потушить пожар в доме, если нет воды). При мозговом штурме развиваются способности слышать друг друга в конструктивном споре, не бояться критики, отстаивать свою точку зрения, лояльно относиться к другим мнениям, анализировать, понимать, что не бывает безвыходных ситуаций.
  • Метод каталога. Хорош для развития речи ребенка, учит его основам творческого рассказывания. Суть метода в том, что дошкольники ищут ответ на вопрос педагога, произвольно указывая на любое место книжной страницы. Полученные слова, не связанные между собой, нужно соединить в последовательную историю. Главное здесь для педагога – грамотно подобрать вопросы и задавать их в правильной последовательности.
  • Метод фокальных объектов. Развивает фантазию, речь, воображение ребенка, умение управлять мышлением. Суть метода в том, чтобы «примерять» свойства одних объектов на другие (внешне они должны быть не связаны между собой). Дети учатся устанавливать ассоциативные и причинно-следственные связи между случайными объектами. Дошкольникам предлагают несколько разнородных объектов, они должны назвать их основные свойства, а затем нужно придумать, как перенести их на задуманный объект.

Кроме того, существуют методы системного и морфологического анализа, типового фантазирования, мышления по аналогии, метод Робинзона и множество других. Каждый из них решает свои задачи. Но общий девиз методов работы в ТРИЗ – любознательность и творчество во всех проявлениях.

Использование ТРИЗ в дошкольной педагогике

Сегодня методика ТРИЗ довольно популярна в детских садах. На просторах интернета можно найти множество педагогических презентаций на тему использования ТРИЗ в работе с дошкольниками. ТРИЗ-педагогика как направление была сформирована в 80-х годах прошлого века. Основатель теории Г.С. Альтшуллер рекомендовал начинать такие занятия с детьми примерно 5-летнего возраста (однако сегодня есть успешные примеры работы даже с детками 2–3 лет).

В отличие от других методик, ТРИЗ подготавливает ребенка к решению самых сложных жизненных задач, используя мировой опыт в области изобретательства, переработанный для детского восприятия.

В ТРИЗ-педагогике существуют курсы для разных возрастов (от малышей до студентов). Дошкольникам, к примеру, предлагаются задания по изобретению новых игрушек, подвижных игр, загадок и т. д.

Основное средство в работе с дошкольниками – педагогический поиск. При этом педагог не дает малышам готовые решения и знания, а учит их находить эти решения самостоятельно. Ему необходимо самому иметь те качества, которые он старается прививать детям, показывать им пример, быть универсальной творческой личностью.

Программа обучения дошкольников состоит из нескольких последовательных этапов:

  1. Поиск сути. Малыши учатся использовать предметы многофункционально.
  2. Выявление противоречий в предмете или явлении (в нем всегда что-то хорошо, а что-то плохо).
  3. Разрешение противоречий (к примеру, как перенести воду решетом?).
  4. Изобретательство. Дети учатся искать и находить собственный вариант решения проблемы. Они фантазируют, соображают, придумывают новые объекты.
  5. Решение сказочных задач, сочинение новых сказок. Здесь возможны самые разные виды творческой деятельности: игры, рисование, конструирование, лепка.
  6. Поиск выхода. С помощью полученных знаний, интуиции, применяя оригинальные способы решения, дошкольник учится искать и находить выход из сложной ситуации, он старается рассчитывать свои силы и способности для решения поставленной задачи.

Что дает методика дошкольнику?

Прежде всего, она стимулирует разностороннее мышление, подстегивает познавательную активность, способствует успешной социализации в детском коллективе, развитию речевых навыков.

Кроме этого, ТРИЗ для дошкольников полезен тем, что:

  • снимает страх перед неизвестным;
  • снимает психологические барьеры;
  • учит мыслить широко, системно, нестандартно;
  • развивает нравственно (учит радоваться чужим успехам, помогать другим в затруднительной ситуации, ценить чужое мнение);
  • учит находить свои решения, а не повторять за педагогом;
  • создает для каждого малыша ситуацию успеха;
  • позволяет ребенку вырасти «генератором идей», стать успешным в жизни.

Все эти глобальные навыки развиваются благодаря тому, что ребенок во время таких занятий учится:

  • вычленять закономерности;
  • видеть скрытые пути решения, рассматривая все характеристики объектов или явлений;
  • находить причинно-следственные связи;
  • мыслить логически даже при отсутствии конкретных тематических знаний;
  • оперировать аналогиями и противоречиями;
  • классифицировать;
  • выдвигать и опытным путем доказывать гипотезы;
  • находить главное во множестве;
  • задавать правильные вопросы для поиска сути.

Играем по системе ТРИЗ дома

На самом деле занятий, стимулирующих любознательность ребенка и его желание творить, можно придумать множество. Пусть это не будет выстроенная система, как в детском саду, но регулярные игры будут интересны ребенку, а значит, помогут развивать его в нужном направлении. Играть можно в настольные или ролевые игры, рисовать, рассматривать карточки развивающих пособий, читать, гулять. Главное, чтобы при этом постоянно возникали нестандартные ситуации, требующие осмысления и разрешения, а взрослый задавал правильные вопросы.

Например, рассматривая картинки с геометрическими фигурами, можно спросить ребенка: а чего на свете больше: четырехугольников или квадратов? Играя в семью, задать вопрос: а кого в мире больше: женщин или мам?

Тризовские задачки можно ставить перед малышом на прогулке: почему сейчас идет снег? Почему тают сосульки? Для чего дереву почки? Какого цвета лужа? Для чего дому крыша, дверь? В поисках ответа ребенок начинает размышлять, рассуждать. А это и было целью.

Заставить ребенка мыслить и фантазировать помогают ассоциативные игры. Например, малышу предлагают перевоплотиться в какое-то животное. При этом он должен изображать его манеру движения, повадки, голос, характерные действия (как ведет себя хищник или травоядное, сухопутное или морское животное).

Предложите чаду и общаться с вами, не выходя из образа (я – заяц, мышь, волк, сокол и т. д.), выражать свои желания и чувства только теми способами, которые доступны заданному животному (мурлыкать, фыркать, кудахтать, тереться, шипеть). Поиграйте вдвоем – выберите каждый для себя по образу и пообщайтесь в них. Животные могут быть как одинаковыми (мама кошка и котенок) так и разными (собака и лиса).

На прогулке или дома с ребенком сравнивают одни предметы с другими. Сначала мама покажет пример, но вскоре малыш с удовольствием подключится (одуванчик желтенький, как солнышко; твои ручки после прогулки грязные, как тарелки после еды; кот серый, как небо осенью).

Можно просто играть в ассоциации: мама называет слово, ребенок выдает ассоциацию (кот – мышь, арбуз – сладкий, лето – гулять). Со временем задачу можно усложнить: ассоциация придумывается цепочкой: мама подбирает слово к ответу ребенка, затем он продолжает цепочку (солнце – круглое – колесо – ехать – машина…). Такие игры очень нравятся детям в дошкольном возрасте, поскольку иногда ответы получаются довольно забавными. А это уже положительные эмоции, что тоже – огромный стимул.

В старшем дошкольном возрасте дети уже смогут строить логические словесные цепочки. Например, ребенку дают 2 слова (кот и мышь). Он выстраивает последовательность: кот – поле – охота – прыжок – мышь.

Во время чтения

При чтении детских произведений всегда можно придумать массу вопросов, которые заставят маленький мозг генерировать многозначные выводы. Главное, задавая ситуацию, объяснить ребенку, что одного правильного ответа не бывает. Нужно найти несколько разных, и из них выбирать тот, у которого больше плюсов, чем минусов.

Например:

Лиса унесла петушка. Что он может сделать сам, чтобы освободиться, а не ждать помощи от кота? Варианты ответов могут быть самыми неожиданными (клюнуть, громко закричать, чтобы у лисы голова заболела, отвлечь: смотри, заяц; испугать рассказом, как одна лиса ела петуха и подавилась косточкой…).

Такие ситуации можно «вытянуть» практически из любой сказки:

Как Иванушке утолить жажду, чтобы не пить из лужи?

Как мухе вырваться из лап старичка-паучка?

У Золушки нет доброй волшебницы. Что она может сделать, чтобы попасть на бал?

Как колобку уйти от лисы?

Как заставить крокодила вернуть краденое солнце, не применяя к нему силу?

Как бременским музыкантам прогнать из дома разбойников?..

Итак, применение системы ТРИЗ возможно как в дошкольном учреждении, так и дома. Оно поможет вырастить практически универсальную личность, готовую к любым сложным ситуациям. Главное при этом, чтобы педагоги или родители создавали для тризовских занятий правильные ситуации и задавали правильные вопросы.

ГККП ДОШКОЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ №14 КОНЖЫК

Составители: Балык Л.А., творческая группа

Актобе,2012г

РЕЦЕНЗИЯ

на программу «Математика и ТРИЗ»,

разработанную творческой группой ДО № 14 «Конжык»

Интегративные процессы, происходящие в современном мире, требуют поиска наиболее общих, единых для всех дисциплин подходов в обучении. Одним из направлений интеграции образования является использование элементов ТРИЗ-педагогики, которое наиболее полно отвечает требованиям подготовки личности, способной решать нестандартные, творческие задачи.

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, та-кова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обу-чать ребенка под девизом «Творчество во всем!».

Идеями ТРИЗ-педагогики интересуются многие педагоги, так как в современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, под-вижность, системность, диалектичность; с другой - поисковой активнос-ти, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

Программа развития мышления «Математика и ТРИЗ», разработанная педагогами дошкольной организации №14 «Конжык», - это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. ТРИЗ призвана не заменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Материал программы подобран в соответствии с ГОСО РК, а также программами «Алғашқы қадам» , «Зерек бала», «Біз мектепке барамыз».

Программа «Математика и ТРИЗ» дополнена методическим пособием “Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием методов и приёмов ТРИЗ – технологии”.

Данное пособие представляет собой практический материал по сис-темному использованию ТРИЗ-технологии в детском саду, опробированный в ДО №14 «Конжык» в течение пяти лет.

Несмотря на то, что в пособии даны подробные рекомендации по про-ведению занятий - что говорить и делать, воспитатели могут самостоя-тельно расширять и совершенствовать собственные знания и умения по ТРИЗ, чтобы понимать, почему именно это нужно говорить и делать. Ведь основная задача использования ТРИЗ-технологии в дошкольном возрас-те - это привить ребенку радость творческих открытий, а с этой задачей может справиться только воспитатель-творец.

Данное пособие адресовано начинающим и рекомендуется прежде все-го для массового использования воспитателями, не получившими углублен-ной подготовки по ТРИЗ, делающими первые шаги в освоении этой науки. Вместе с тем оно может использоваться и опытными воспитателями, которые могут вносить соответствующие изменения в конспекты занятий и выходить на следующий уровень преподавания и освоения материала.

Методист отдела дошкольного

воспитания и начального обучения

Актюбинского областного

учебно-методического центра М.Т. Мурзагулова

ДЕВИЗ ТРИЗ:

«Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

Средство работы с детьми – педагогический поиск.

Если ребенок не задает вопроса, то педагог задает его сам: «Что было бы, если…»

Занятие- не форма, а поиск истины»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Адаптивная программа «Математика и ТРИЗ» разработана на основе обязательного минимума содержания по познавательному развитию для дошкольных организаций.

Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при котором синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие способных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач государства и общества.

Бесспорным является факт, что математика сегодня – это одна из наиболее жизненно важных областей знания современного человечества. В математике заложены большие возможности интеллектуального развития детей: мыслительных операций (анализ, сравнение, классификация), процессов (умозаключение, обобщение, рассуждение и др.) и речи. Главное в работе по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста на сегодняшний день является не только и не столько накопление определённого запаса предметных знаний и умений, сколько умственное развитие ребёнка, формирование у него необходимых специфических познавательных и умственных компетентностей.

На современном этапе работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста мы видим проблему, что особенности возраста не позволяют нашим воспитанникам самостоятельно находить ответы на математические вопросы. Конечно, для овладения ими определенного объема знаний, необходимых для успешного обучения в школе можно использовать классическую систему образования, где главенствующая роль отводится формированию знаний, умений и навыков, но мы полагаем, что наиболее эффективный процесс обучения будет проходить лишь тогда, когда активно подключить воображение ребенка.

В существующих методиках по формированию математических представлений очень мало места отводится выполнению детьми заданий логического характера, они практикуются лишь эпизодически.

Педагогами дошкольной организации № 14 «Конжык» ещё в 2006 году разработана программа «Малыш» по внедрению ТРИЗ технологии в воспитательно-образовательный процесс. ТРИЗ–образование является одной из моделей перспективного образования. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), возникшая в нашей стране в конце 40-х годов усилиями выдающегося российского ученого Генриха Сауловича Альтшуллера (Альтов), являет собой уникальный инструмент для поиска нетривиальных идей, развития творческого и сильного мышления, формирования творческой личности и коллективов, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.

Было принято решение в активном применении ТРИЗ технологии и на занятиях по математике, т.к. технология ТРИЗ занимается именно развитием творческого потенциала, что благотворно будет влиять на формирование элементарных математических представлений.

Мы убедились в эффективности использования ТРИЗ в работе на занятиях по математике уже после эпизодического применения новых приемов. Детей на таких занятиях не надо было искусственно возбуждать. Увлекая ребенка в необычный мир, мы незаметно для него одновременно развиваем воображение, а в результате исследований и поисковых ситуаций формируем математические способности и понятия.

Все глубже изучая методику и чаще применяя методы и приемы ТРИЗ на практике, мы разработали адаптивную программу «Математика и ТРИЗ».

Используемые методические приемы ТРИЗ, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно – игровых и поисковых ситуаций способствуют формированию у детей элементарных математических представлений.

Большинство занятий, в которых математические задачи сочетаются с другими видами детской деятельности, носят интегрированный характер. Основной упор в обучении отводим самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов и средств, проверке правильности решения.

Эти направления способствуют углублению дидактических ос-нов формирования математических представлений у детей с учетом преемственности между детским садом и начальной школой. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном поис-ке способов действий, уже в дошкольном возрасте может стать при-вычной и естественной, если усилия педагогов и родителей направ-лены на воспитание у ребенка потребности испытывать интерес к самому процессу познания, самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели.

Программа «Математика и ТРИЗ» ориентирована на развитие творческого и оригинального мышления .

Цель программы: воспитание творческой личности через формирование талантливого, диалектического и интеллектуального мышления.

Задачи программы:

Формировать навык творческой, познавательной и практической деятельности;

Развивать творческие способности;

Знакомить с основными понятиями РТВ (Развития творческого воображения) - ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач) - ТРТЛ (Теории развития творческой личности).

ТРИЗ как универсальный инструментарий используется на всех занятиях. Это позволяет формировать единую гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка, осуществить эвристическое обучение. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие.

Количество занятий в год:

Подготовительная к школе группа – 54;

Старшая группа – 18

Средняя группа – 18.

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

Программа «Математика и ТРИЗ» направлена на развитие той психологической характеристики, которая называется «интеллектуальной одаренностью». Развивая логическое мышление, нестандартный подход к решению задач, интеллектуальное творчество – мы даем детям мощный инструмент мышления, который поможет им в жизни находить самые сильные решения – в любой профессиональной области и жизненной ситуации. Ребенок, владеющий элементами ТРИЗ, может сам решать свои проблемы, причем нестандартно, неординарно. Он умеет принимать решения и преобразовывать проблемы в возможность.

ТРИЗ и методика математического развития ребенка.

Стремление применять технологии, эффективно развивающие интеллектуальные, сенсорные и творческие способности ребенка, - характерная особенность современной методики математического развития. Важнейшая цель при этом - помочь ребенку в переходе от нерефлексивного к осознанному овладению последовательностью умственных операций, составляющих мыслительный процесс. Вни-мание педагога акцентировано не столько на необходимости полу-чения ребенком правильного ответа,

Существуют следующие ТРИЗ-принципы минимизации противо-речий, которые можно использовать с дошкольниками как в ходе логико-математического развития на уровне планирования образо-вательных ситуаций, так и при непосредственном решении задач.

1.Дробление :

а) разделить объект на независимые части;

б) выполнить объект разборным;

в) увеличить степень дробления объекта.

2.Вынесение : отделить от объекта «мешающую» часть («мешаю-щее» свойство) или, наоборот, выделить единственно нужную часть или нужное свойство.

3.Принцип местного качества :

а) перейти от однородной структуры объекта или внешней среды (внешнего воздействия) к неоднородной;

б) разные части объекта должны выполнять различные функции;

в) каждая часть объекта должна находиться в условиях, наибо-лее благоприятных для ее работы.

4.Асимметрия :

а) перейти от симметричной формы объекта к асимметричной;

б) если объект уже асимметричен, увеличить степень асиммет-рии.

5.Объединение :

а) соединить однородные или предназначенные для смежных
операций объекты;

б) объединить во времени однородные или смежные операции.

6.Универсальность : объект выполняет несколько разных функ-ций, благодаря чему отпадает необходимость в других объектах.

7.Принцип «матрешки»:

а) один объект размещен внутри другого, который, в свою оче-редь, находится внутри третьего, и т.д.;

б) один объект проходит сквозь полость другого.

8.Предварительное антидействие : если по условиям задачи необходимо совершать какое-то действие, надо заранее совершить антидействие.

9.Предварительное действие :

а) заранее выполнить требуемое действие (полностью или хотя
бы частично);

б) заранее расставить объекты так, чтобы они могли вступить в
действие без затрат времени на доставку и с наиболее удобного места.

10.Принцип «Заранее подложенная подушка»: компенсировать относительно невысокую надежность объекта предварительно под-готовленными аварийными средствами.

11.Принцип «наоборот»:

а) вместо действия, диктуемого условиями задачи, осуществить обратное действие;

б) сделать движущуюся часть объекта или внешней среды непо-движной, а неподвижную - движущейся;

в)повернуть объект «вверх ногами», вывернуть его.

12.Сфероидальность : перейти от прямолинейных частей к кри-волинейным, от плоских поверхностей к сферическим, от частей, выполненных в виде куба или параллелепипеда, к шаровым кон-струкциям.

13.Динамичность :

а) характеристики объема (или внешней среды) должны меняться так, чтобы быть оптимальными на каждом этапе работы;

б) разделить объект на части, способные перемещаться относи-тельно друг друга;
в) если объект в целом неподвижен, сделать его подвижным, перемещающимся.

14.Принцип «обратить вред в пользу »:

а) использовать вредные факторы (в частности, вредное воздей-ствие среды) для получения положительного эффекта;

б) устранить вредный фактор за счет сложения его с другими вредными факторами;

в) усилить вредный фактор до такой степени, чтобы он пере-стал быть вредным.

15.Принцип «посредника»:

а) использовать промежуточный объект, переносящий или пе-редающий действие;

б) на время присоединить к объекту другой объект, который легко удалить.

16.Однородность : объекты, взаимодействующие с данным, должны быть сделаны из того же материала (или близкого ему по свойствам).

17.Отброс и регенерация частей : выполнившая свое назначение и ставшая ненужной часть объекта должна быть отброшена (раство-рена, испарена и т.д.) или видоизменена в ходе работы.

18.Изменение агрегатного состояния объекта : это не только простые переходы (например, от твердого состояния к жидкому, но и переходы к промежуточным состояниям (например, использо-вание эластичных твердых тел).

19.Изменение окраски :

а) изменить окраску объекта или внешней среды;

б) изменить степень прозрачности объекта или внешней среды.

Оценка полученных решений производится на основании соот-ветствия объективным законам развития систем. Например, выде-лим противоречие в произведении «Федорино горе» К. Чуковско-го: с одной стороны, посуда должна остаться с Федорой, чтобы она могла готовить и принимать пищу, а с другой - не должна оста-ваться с Федорой, так как ее гигиенические качества не позволя-ют готовить и принимать пищу. Противоречие разрешается в про-изведении через принципы местного качества (по приведенной выше классификации, 3-в), «обратить вред в пользу» (14-в) или отброса и регенерации частей.

Постепенно под руководством педагога и родителей дошкольники сами приучаются выделять противоречия из доступных им произ-ведений.

Для решения проблемных ситуаций с детьми можно использо-вать игровой алгоритм «Ладошка» (версия и пример А.В. Лимаренко):

а) Задача (сформулировать задачу);

б) Противоречие (сформулировать игровое творческое противо-речие «да-нетка»);

в) Идеальный конечный результат (сформулировать идеальный конечный результат - ИКР);

г) Ресурсы (найди ресурсы, «поройся в карманах», найди «монетку» и «заплати» за решение).

20.Принципы (найди принцип(ы) решения ).

Принципы: сначала нужно найти то, что легче всего обнаружить, применяя изобретательские приемы (потрясти, перевернуть, надуть, сделать заранее, покрасить, нагреть); затем обсудить принципы минимизации противоречий.

Системные переходы - как устроен объект или система, что там можно сделать: объединить с чем-нибудь и таким образом исполь-зовать материальный или энергетический запас соседней системы или надсистемы, превратить в своего «двойника» и использовать неожиданные свойства, возникающие при этом, или погрузиться с ними в волшебный микромир с его чудесными и необычайны-ми свойствами.

В ходе занятия дети получают знания и навыки благодаря эффективности технологии ТРИЗ. Наиболее продуктивными при этом являются такие приемы и методы:

1.Мозговой штурм.

Мозговой штурм (предложен А.Ф. Осборном) - предполагает накапливание большого количества идей и теорий в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов. Организуется как разделение в пространстве и во времени процедур генерации, систематизации и критики идей (дети разбиваются на соответствующие группы, работа которых подчинена правилу: решать свою задачу только после действий участников предыдущей группы, а до и после внимательно слушать и не ме-шать им).

Метод «Мозговой штурм» позволяет избегать инерционную направленность поиска, активизирует ассоциативные способности человека. Этот метод позволяет формировать у детей умение давать большое количество идей по заданной теме, выбрать оригинальное решение задачи.

2.Морфологический анализ.

Цель морфологического анализа – выявить все возможные варианты решения данной проблемы. Вначале выделяют главные характеристики объекта, затем по каждой из них записывают возможные варианты – элементы. Для этого строят «морфологическую таблицу».

Формирует у детей умение давать большое количество разных категорий ответов в рамках заданной темы.

3.«Синектика».

Личностное уподобление /эмпатия/ - умение сопереживать объекту.

В синектику входят ряд аналогий:

3.1.Прямая аналогия – объект сравнивается с аналогичным объектом из другой области, выявляется сходство каких-либо свойств или отношений. Прямая аналогия бывает:

а) аналогия по форме (сосулька – карандаш, мяч – солнце),

б) компонентная или структурная, аналогия по сходству элементов (вата – облако, сахар и песок),

в) функциональная аналогия, где сходство надо искать в противоположных областях (природа и техника, лошадь – машина, петух – будильник),

г) аналогия по цвету (солнышко – одуванчик).

3.2.Личная симпатия или эмпатия . В основе эмпатии лежит принцип отождествления или вхождения в образ. Главный смысл эмпатии - войти в роль кого-либо или чего-либо. Этот прием широко используется в искусстве, когда актер «вживается» в образ своего героя. Хорошим помощником воспитателя могут быть художественные произведения или упражнения (упражнения «Я – муха», «Я – камень» и т.д.).

Методы эмпатии способствуют воспитанию у детей нравственных качеств: чуткости, доброты, милосердия, отзывчивости. Этот метод, может быть, применим и в игровой деятельности, сюжетно – ролевых играх «Моя семья», «Больница», «Зоопарк»; в дидактических играх «Угадай по голосу», «Чей детеныш», «Кто в домике живет», а также на занятиях в динамических паузах, как психотренинге «Ласковое солнышко», «Холодный дождик», «Сладкая сказка», «Спасение птенца», «Волшебная дорожка».

4.Фантастическая аналогия . Уникальность фантастической аналогии в том, что она способствует снятию психологической инерции, так, как превращает обычное действие или предмет в сказку. Фантастическая аналогия часто используется в сказках (волшебное зеркало, скатерть самобранка, волшебные слова). Она применяется при обучении новому делу, при подаче нового материала или для закрепления каких либо навыков. С этой целью с детьми можно разыгрывать разные ситуации. Где присутствует волшебство. Например, рано утром мы пришли в детский сад, а там ….. Обучение новому делу или закрепление каких-либо навыков проходят более продуктивно, если ситуацию перенести в сказку. Можно вместе с детьми придумать сказку о предстоящем деле или сложившейся ситуации. Главное – не забывать, что находитесь в сказке, где все бывает и не надо ничему удивляться.

5.Системный оператор .

Побуждает ребенка к самостоятельному рассуждению по отношению к объекту, имеющему прошлое, настоящее и будущее.

Творческое мышление многоэкранно, т.е. человек мыслит о явлении, событии в определенной системе. Задача воспитателя дать детям знания, соответствующую информацию не только в определенной системе, но и надсистеме и подсистеме. Много экранная схема мышления позволяет рассматривать объект в тесной взаимосвязи пространственно – временного отрезка.

Системный оператор - 3-, 9- или 18-экранная схема сильного мышления. Поясним: каждый предмет, объект или явление окружа-ющего мира можно рассмотреть как систему, которая входит в надсистему, являясь одной из ее частей; взаимодействуя с другими частями, сама система состоит из взаимодействующих частей - подсистем (см. рис.1).

подсистема

надсистема

Прошлое настоящее будущее

Рис. 1. Общая схема

На каждом этапе 3-экранной схемы можно выделить линию раз-вития: прошлое, настоящее и будущее - получается 9-экранная схема.

Представим по 9-экранной схеме сильного мышления системное понятие «десяток» (рис).

Множество натуральных чисел

Количественный счет

Порядковый счет

Элемент предметного множества

Состав числа из единиц

Состав числа из двух меньших

Рис.2. Характеристика понятия «Десяток» с использованием системного оператора.

Воспитателю такой 9 – экранник помогает определить объем знаний, которые дети усвоили; организовать подачу нового материала в системе, от простого к сложному, использовать полученные знания для подачи нового.

Думать о будущем – наиболее трудный элемент мышления, в основном здесь работает воображение ребенка. Помогать ему в этом случае, значить думать за него, т.е. решать его радости творчества.

В зависимости от возрастных особенностей детей «Системный оператор» может быть трех экранным (младший и средний возраст), шести экранный (старшая группа), девяти экранный (подготовительная группа).

Например, в средней группе трех экранник называется «Волшебная дорожка». «Волшебная дорожка» помогает не только развивать фантазию у детей, но и учит мыслить в системе с пониманием происходящих процессов.

Нужно грамотно и тактично направить мысли ребенка, в определенном направлении, помочь ему увидеть взаимосвязь будущего с настоящим.

«Системный оператор» можно сшить в виде панно с кармашками. В эти кармашки вкладываются предметные картинки или модели.

Методы и приемы ТРИЗ, используемые на занятиях по математике, увлекают ребенка в сказочный мир, незаметно для него развивая воображение и математические способности.

Все занятия проводятся в комплексе с музыкальным сопровождением, развитием речи, ознакомлением с окружающим, ИЗО.

Методы ТРИЗ учат детей :

Слышать вопрос воспитателя и ответ другого ребенка;

Формулировать свой ответ;

Оперировать математической терминологией;

Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль;

Справедливо оценивать результаты своей работы и работы товарищей.

При проведении этих занятий необходимо выполнять следующие правила :

Изучить методы и приемы ТРИЗ

Тщательно продумать, как организовать обучение детей

Для обучения ребенка создать комфортную обстановку

Обдумать вопросы и предполагаемые ответы детей

Использовать привлекательный наглядный материал, в котором ярко подчеркнуть именно тот признак, на который должно быть направленно внимание детей

Использовать нетрадиционный материал

Наглядные, словесные и практические методы и приемы обучения использовать в комплексе.

ОСНОВНЫЕ ОПОРНЫЕ ПОНЯТИЯ ТРИЗ, КОТОРЫЕ

ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В МАТЕМАТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ.

Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) - последова-тельность выполнения мыслительных операций, основанная на объективных законах развития технических систем и предназначен-ная для анализа технических проблем и поиска наиболее эффек-тивного их решения.

Алгоритм решения проблемных ситуаций (АРПС) - модифика-ция АРИЗ, основанная на объективных законах развития искус-ственных систем и предназначенная для анализа проблем и поис-ка наиболее эффективного их решения.

Система - совокупность элементов, образующих при объединении новое свойство, которым не обладают отдельно взятые элементы, предназначена для выполнения определенной функции.

Идеальная система - структура данной системы стремится к нулю, но способность выполнять свои функции при этом не уменьшается (иными словами, системы нет, а функция ее сохраняется и выпол-няется).

Надсистема - объединение, в которое сама система входит как составная часть.

Подсистема - часть системы.

Элемент системы - тривиальная часть системы (степень триви-альности условна, корректируется по смыслу понятием подсисте-мы).

Системный оператор - 3-, 9- или 18-экранная схема сильного мышления. Поясним: каждый предмет, объект или явление окружа-ющего мира можно рассмотреть как систему, которая входит в надсистему, являясь одной из ее частей; взаимодействуя с другими частями, сама система состоит из взаимодействующих частей - подсистем.

На 9-экранной схеме в центре располагают базовое понятие (си-стему). Если определить для него антипод (антисистему) и соста-вить свою 9-экранную схему, в результате получим 18-экранную схему сильного мышления.

Изделие - тот элемент, который надо изменить, переместить, изготовить, измерить и т.д.; - то, ради чего создается система.

Инструмент - объект, непосредственно взаимодействующий с изделием с целью получения нужного результата.

Ресурсы - все, что может быть использовано для решения задачи: вещества; поля; информация; атрибуты, их значения и связанные с ними результаты (явления и эффекты).

Результат - итог применения ТРИЗ для разрешения конкрет-ной проблемы, выраженный в общедоступной форме: положитель-ный результат - желательный для постановщика задачи, отрица-тельный-нежелательный.

Идеальный конечный результат (ИКР) - получение всех поло-жительных результатов без каких-либо отрицательных. Различают разные уровни идеальности, при которых отрицательный результат:

Исчезает при минимальных затратах;

Устраняется сам;

Исчезает, устраняя еще один или несколько отрицательных
результатов;

Превращается в положительный и т.д.

Противоречие - несоответствие двух признаков одному и тому же предмету. Типовая формулировка элементарного противоречия такова: для множества значений атрибута-функции атрибут-аргу-мент имеет значение А, но для другого множества значений атри-бута-аргумента атрибут-функция имеет значение не А. Другими словами, это свойство связи между двумя параметрами системы, при котором изменение одного из них в нужном направлении вызывает недопустимое изменение другого.

Фантограмма - таблица, содержащая перечисление типичных для разных множеств универсальных и конкретных показателей и ос-новных приемов их изменения. Применяется для развития вообра-жения на основе нетривиальной логики.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТРИЗ-ИГР.

В целях математического развития детей рекомендуется проводить игры типа «Хорошо - плохо», «Что во что входит», «Фокусировка», «Выбери троих» и т.д. и игры, составленные педагогом с исполь-зованием элементов ТРИЗ на основе известных детям сюжетов. Проанализируем суть ТРИЗ-технологии в данных играх.

«Хорошо - плохо». Берется объект, не вызывающий у игроков стойких положительных или отрицательных ассоциаций, и назы-вается как можно больше положительных и отрицательных его сторон. Например, в качестве объекта выбирается треугольник. Положи-тельные ассоциации детей - похож на крышу дома, устойчивый; отрицательные - не катается, колется.

«Что во что входит». Педагог задает 3 объекта, находящиеся в связи «надсистема - система - подсистема»; дети выявляют и обосновывают эту связь. Затем добавляются еще объекты, показы-вающие относительность понятий «надсистема», «система», «под-система».
Например, заданы объекты - единица, десяток, сотня; добав-ляется надсистема - тысяча, подсистема - доли.

«Фокусировка». Педагог задает фокальные (фокальный - фокусный, относящийся к фокусу; фокальные объекты - выделенные из общего ряда) объекты (от 1 до 3) и предмет усовершенствования; игроки переносят признаки и их значения с фокальных объектов на предмет, требующий усовершен-ствования, т.е. происходит акцентирование свойств произвольных объектов на предмете усовершенствования. Например, выбран фокальный объект - слон, предмет усовершен-ствования - конфета. Слон - большой, серый, хороший, сильный (полезный), значит идеальная конфета - большая, хорошая (вкус-ная), полезная.

«Выбери троих». Из трех случайных слов нужно выбрать два и рассказать, для чего они нужны и как могут взаимодействовать. Например, названы слова: «круг», «четыре», «маленький»; дети предполагают, что в игре могут использоваться 4 маленьких кру-га как тарелки для кукол или колеса у машинки.

«Точка зрения» (автор - И.Л. Викентьев). Детей делят на груп-пы (по 2-4 человека), которые получают задание описать извест-ную им ситуацию с точки зрения одного из объектов - ее участ-ников или свидетелей. Среди свойств объекта надо найти отлича-ющие его от других объектов и определяющие специфическую точку зрения на события. Например, составить рассказ от имени числа пять как части таб-лицы сложения, изучаемой в среднем дошкольном возрасте.

«Да - нет». Педагог загадывает какой-то «секрет», дети его раз-гадывают. Для этого задают вопросы в такой форме, чтобы педа-гог мог ответить «да» или «нет» (разрешается отвечать также «да», «нет», «и да и нет», «это не существенно», «об этом нет информации»),
Например, задумано число из первых пяти цифр (4). Дети зада-ют вопрос: это число четное? При любом ответе второй вопрос будет такой: число больше двух? Если число нечетное и больше двух, задается последний вопрос: это 3? «Секрет» разгадан.

«Маленькие человечки». Выбранное заранее явление или предмет представляется состоящим из множества маленьких человечков, которые могут думать, производить действия, вести себя по-раз-ному. У человечков разные характеры и привычки, они подчиня-ются разным командам. Игра позволяет детям увидеть и почув-ствовать природные явления, характер взаимодействия предме-тов-систем и их элементов, особенно, если на место человечков они поставят самих себя.

Произвольный префикс. Дети любят придумывать новые слова – предложите им один из способов словотворчества – деформирование слова за счет ввода в действие префикса – предлога.

Ход игры: Вспомните морфологический анализ. На одном из векторов расположите предлоги: не, зам, мини, макси…, на другом слова предложенные детьми, обозначающие предметы. Сочетание, полученное, соединением предлога и слова обговариваются, сочиняются с ним предложение и далее рассказ.

Можно в эту игру играть и на математике, прибавляя к произвольно взятым словам числительное; корова, а «трехкорова» − это какая? Сколько она дает молока, сколько у нее голов, ног, хвостов? Полный простор для фантазии. Неплохо повторить с детьми деление целого на части, добавляя к словам – полу, четверть. Например, ложка – полуложка: это может быть пол-ложки, а как ею пользоваться? А может взять по функциям – несет ложка еду только до половины, как быть?

Указанные игры (примеры игр, составленных с использованием элементов ТРИЗ на ос-нове известных сказочных сюжетов, даны в приложении) адаптированы для образовательных целей ме-тодами ТРИЗ и носят многофункциональный характер:

Вырабатывают навыки понимания ребенком новой ситуации;

Умение тщательно анализировать ресурсы объектов игр;

Способность отделять свойства объекта от его носителя и пе-реносить их на себя или другой объект.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ.

Диагностика

Методы диагностики творческих способностей должны учитывать возрастные особенности испытуемых (например, допонятийное мышление детей 3-7 лет характеризуется нечувствительностью к противоречиям, что отнюдь не свидетельствует об отсутствии креативности у этой категории испытуемых).

Г.С. Альтшуллер выделял три стадии в решении творческой задачи:

-аналитическую;

-оперативную;

-синтетическую.

Выделяя отдельные умения в каждой стадии и 5 уровней развития этих умений, мы разработали систему критериев оценки результатов диагностики.

Критерии оценки результатов .

I.Аналитическая стадия (max - 20)

Способность к обнаружению и постановке проблем (0 - 5)

Способность к обострению конфликта (0 - 5)

Выделение взаимосвязей и взаимодействий (0 - 5)

Управляемое воображение (идеальность) (0 - 5)

II. Оперативная стадия.

Использование ресурсов (0 - 5)

Использование аналогий (0 - 5)

Гибкость (способность генерировать большое количество разнообразных идей 0-5)

Применение приемов разрешения противоречий (0 - 5)

III. Синтетическая стадия.

Чувствительность к разрешению противоречий (0 - 5)

Критичность (0 - 5)

Оригинальность (0 - 5)

Диагностика творческих способностей ребенка проводилась по следующим методикам:

М.А.Панфилова. Экспресс-диагностика познавательных процессов.

В. Синельников, В. Кудрявцев. Ситуативные методики: "Солнце в комнате" , "Складная картинка", "Как спасти зайку" и другие.

Результаты диагностических срезов показали эффективность применения методики ТРИЗ в процессе развития творческого воображения.

ПРОГРАММА «МАТЕМАТИКА И ТРИЗ» ПРЕДПОЛАГАЕТ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Программа «Математика и ТРИЗ» подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных для окружающих проблем. Практически все современные программы и методики содержат рекомендации по развитию этих качеств, но именно ТРИЗ даёт ещё технологию работы, даёт возможность ребёнку почувствовать собственную значимость для окружающих и удовольствие от самостоятельности выполненной работы.

Внедрение программы «Математика и ТРИЗ» способствует:

Развитию творческого, и в то же время высокого интеллектуального мышления.

Овладению методами системного и диалектического мышления.

-«обучение обучению» - учимся овладевать знаниями эффективнее через развитие мыслительных процессов и использование проблемного метода обучения;

Проблемное обучение адаптирует ребенка к социуму и жизни.

У детей формируются умения:

Находить противоречия в изобретательских задачах, жизненных ситуациях;

Разрешать противоречия с помощью принципов и приёмов ТРИЗ и РТВ;

Выполнять задания и решать сказочные и жизненные задачи на основе имеющихся представлений.

Можно также выделить следующие положительные стороны ТРИЗ:

У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности.

ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.

ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.

Таким образом, за три года до школы можно оказать значимое влияние на развитие математических способностей дошкольника. Даже если ребенок не станет непременным победителем математических олимпиад, проблем с математикой у него в начальной школе не будет, а если их не будет в начальной школе, то есть все основания рассчитывать на их отсутствие и в дальнейшем.

Литература:

Альтшуллер Г. С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческо-го воображения //Шанс на приключение./Сост. А. Б.Селюцкий. Петрозаводск, 1991.

Ардашева Н. И. и др. Истории про... Ульяновск, 1993.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.

Гин А. А. «Да» и «нет» говорите...//Педагогика+ТРИЗ. Гомель, 1997. Вып. 2.

Дидактические игры для развития творческого воображения детей / Сост. А. И. Никашин. Ростов-н/Д, 1991.

Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. М., 1986.

Заика Е. В. Комплекс игр для развития воображения // Вопр. психологии. 1993. № 2.

Корзун А. В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольника-ми. Мн.," 2000.

Ладошкина С. Н. Сказочные задачи (рукопись в фонде ЧОУНБ). Новосибирск, 1989.

Мурашковска И. Н. Игры для занятий ТРИЗ с детьми младшего возраста // «Педагогика + ТРИЗ». Гомель, 1997.

Сидорчук Т. А. Программа формирования творческих способностей дошкольни-ков. Обнинск, 1998.

Сидорчук Т. А., Гуткович И. Я. Методы развития воображения дошкольников. Ульяновск, 1997.

Страунпнг А. М. Росток. Программа но ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста. Обнинск, 1995.

Творческие задания в работе с дошкольниками / Под общ.ред. ТА. Сидорчук. Челябинск, 2000.

Шустерман М. Н. Новые приключения Колобка. М., 1993.

Современные родители и педагоги ставят перед собой задачу развивать ребенка в первую очередь творчески. Огромное внимание уделяется развитию таких способностей. Поэтому нередко можно встретить воспитателей, которые применяют ТРИЗ для дошкольников в своих обучающих программах. Игры и задания, на которых основана эта система, способствуют развитию активного мышления, а также делают процесс творческого становления личности намного увлекательнее как для ребенка, так и для взрослого.

Что такое ТРИЗ?

ТРИЗ - это аббревиатура, которая расшифровывается как "теория решения изобретательских задач". Как и любая другая теория, она имеет свою структуру, функции и алгоритм. Многие родители используют элементы ТРИЗ в своих даже не подозревая об этом.

ТРИЗ для дошкольников - программа, которая не претендует на то, чтобы заменить основную. Она создана для того, чтобы увеличить эффективность уже имеющихся способов обучения.

Многие игры знакомы мамам и воспитателям, но когда обучение и развитие проходят систематически, то ребенку проще приобретать новые умения и навыки. Поэтому тем, кто заинтересован в становлении гармоничной творческой личности малыша, необходимо поближе ознакомиться с ТРИЗ для дошкольников. Это не только полезно, но еще и очень интересно.

У истоков теории

Теория решения изобретательских задач является одной из самых уникальных методик для развития ребенка. Ее основателем в 1956 году стал Г. С. Альтшуллер - советский инженер. Он считает, что любой желающий может научиться изобретать, и для этого не нужно иметь врожденный талант.

Сам Генрих Саулович изобретал с самого детства и уже в 17 лет имел авторское свидетельство. Кроме того, он еще был писателем-фантастом, среди произведений которого известные "Икар и Дедал", "Баллада о звездах", "Легенды о звездных капитанах" и многие другие.

Ситуация сегодня

На сегодняшний день создано несколько развивающих центров, в основе которых лежит классическая методика ТРИЗ для дошкольников. Но постепенно, в процессе работы, они добавляют новые разделы.

Примечательно то, что многие приемы теории решения изобретательских задач постепенно внедряются в систему классического дошкольного образования для того, чтобы развивать у малышей

Суть методики

ТРИЗ для дошкольников - занятия, на которых ребенок радуется своим первым творческим открытиям. Здесь детям некогда скучать, потому что во время обучения используются диалоги, живое общение, дискуссии.

Воспитатели, которые придерживаются развития по ТРИЗ для дошкольников, в первую очередь обращают внимание на любопытные вещи. При этом предлагают посмотреть на интересное событие или предмет с разных сторон. Найти что-то хорошее, потом плохое. Если изучаемый объект позволяет, то можно провести интересные опыты, но при этом не объяснять ребенку, почему получился именно этот результат.

Все это развивает в ребенке любознательность и интерес к новым открытиям. Как говорил сам основатель этой методики: "ТРИЗ - это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию".

Цель ТРИЗ (игры для дошкольников) - не просто развивать фантазию, а учить ребенка творчески подходить к решению той или иной проблемы.

Основные методы и приемы ТРИЗ

Для организации правильного исследовательского процесса с детьми воспитатель или родитель должен хорошо понимать и использовать различные методы и приемы, которые применяются в ТРИЗ.

Основными из них можно назвать следующие.

  1. Мозговой штурм. В процессе этого занятия перед детьми ставится изобретательская задача. Учащиеся же, в свою очередь, стараются найти различные способы ее решения при помощи перебора ресурсов. Необходимо приложить все усилия, чтобы найти идеальное решение.
  2. Каждый предложенный вариант решения оценивается с позиции "что такое хорошо, что такое плохо". Из всего имеющегося выбирается оптимальное.
  3. Этот метод развивает у ребенка способность анализировать, оказывает стимулирующее воздействие на творческую активность в поиске новых ответов, показывает, что любую проблему можно решить.
  4. "Да-нет-ка" - своеобразная игра, которая позволяет детям научиться выделять главный признак предмета, классифицировать вещи по общим показателям, а также быть внимательным к высказываниям других ребят, строить на основе их ответов свои предложения. Этот метод ТРИЗ в развитии речи дошкольников играет не последнюю роль.
  5. Синектика - метод аналогий. Он подразделяется на несколько направлений: эмпатию, прямую аналогию и фантастическую. В первом случае детям предоставляется возможность побыть в качестве объекта проблемной ситуации. В прямой аналогии ребенок ищет сходные процессы в других сферах. Фантастическая аналогия отвечает за все, что находится за гранью реальности, и тут можно предложить самые невероятные выходы из сложной ситуации.
  6. необходим для того, чтобы проверить все варианты решения поставленной задачи, которые могли быть упущены в ходе обычного перечисления.
  7. Метод фокальных объектов заключается в том, что к определенному явлению или предмету пытаются подставить свойства и характеристики того, что ему совершенно не подходит (на первый взгляд).
  8. Метод Робинзона научит дошкольников искать применение любым, даже совершенно ненужным, на первый взгляд, предметам.

Какие цели ставятся в процессе занятий?

Технология ТРИЗ для дошкольников имеет еще много различных методов и приемов обучения, которые применяются в развитии детей. Например, агглютинация, гиперболизация, акцентирование и другие. Все это дает возможность проводить обучение в увлекательной форме, отличной от уроков. Такие методы обеспечивают прочное усвоение и систематизацию полученной детьми информации.

Во время таких занятий происходит стимуляция мышления ребенка, а также всестороннее развитие творческой личности при помощи детского воображения и фантазии.

Дело в том, что в современном обществе необходимы люди, которые умеют мыслить нестандартно, находить и предлагать смелые решения, не боящиеся делать что-то не так, как все. Этому посвящена ТРИЗ для дошкольников. Занятия построены таким образом, что дети легко усваивают предложенный материал благодаря четко выстроенной исследовательской деятельности.

Этапы проведения занятий

В каждом занятии выделяется несколько этапов работы. У каждого из них есть своя определенная цель.

  1. На первом этапе ребенок учится обнаруживать и различать несоответствия и противоречия, окружающие нас в обычной жизни. Что общего у дерева и травы? Что общего у бумаги и коры дерева?
  2. Второй этап учит ребенка проявлять фантазию и изобретательность при решении поставленных задач. Например, придумать игрушку, в которую хотелось бы играть постоянно, чтобы никогда не было скучно.
  3. На третьем этапе перед детьми ставятся сказочные задачи и предоставляется возможность сочинить собственные истории. При этом нужно использовать приемы ТРИЗ для дошкольников.
  4. Четвертый этап дает возможность детям применить новые знания для нестандартного решения задач.

Два главных правила занятий по ТРИЗ

Существуют правила, которые сделают процесс максимально эффективным.

  1. На каждом этапе занятия детям предлагают предметы, явления из областей, которые понятны: "Я и природа", "Я и Я", "Я и другой человек", "Я и предмет". Это помогает ребенку легче усвоить противоречия окружающего его мира.
  2. Все занятия по ТРИЗ для дошкольников проводятся в игровой форме. При этом каждая игра, каждое задание должно сопровождаться наглядным материалом.

Взаимодействие между воспитателем и ребенком

Во время проведения ТРИЗ (игры для дошкольников) общение между детьми и взрослым должно строиться по определенным принципам:

  • При ответе детей их необходимо слушать внимательно, восхищаться новой идеей.
  • Отсутствие отрицательных оценок и критики в адрес ребенка.
  • Привычные оценочные слова заменяются и разбавляются синонимами, например, использовать не слово "правильно", а слова "замечательно", "здорово", "интересное решение", "необычный подход".
  • Поддерживать ребенка, когда он хочет возразить взрослому, не пресекать этих попыток, наоборот, учить доказывать, возражать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения.
  • Не бояться ошибок, а применять их для того, чтобы взглянуть на решение проблемы с другой стороны.
  • Общение детей и воспитателя должно сопровождаться только положительными впечатлениями: радостью нового открытия, творчества, осознанием собственной значимости.
  • Мотивация ребенка на активное участие в играх и занятиях.

Какие игры бывают в ТРИЗ

Естественно, что на занятиях воспитатель активно использует игры ТРИЗ для дошкольников. Картотека этой методики очень разнообразна. Рассмотрим некоторые примеры характерных игр для теории решения изобретательских задач.

  1. "Да-нет-ка". Взрослый придумывает слово. От ребенка требуется задавать наводящие вопросы. При этом тому, кто задумывает слово, можно отвечать только односложное "да" или "нет", пока не будет получен правильный ответ.
  2. "Черно-белое". Взрослый показывает детям карточку с изображением предмета белого цвета. Дети должны назвать все положительные качества этого объекта. Потом демонстрируется карточка с тем же предметом, только черного цвета. В этот раз надо назвать все отрицательные черты.
  3. "Перевертыши". Для игры нужен мяч. Взрослый бросает малышу мяч и говорит слово, а ребенок придумывает слово, которое противоположно по значению, и кидает мяч обратно.
  4. "Маша-растеряша". Для игры понадобятся карточки с изображением различных предметов. Выбирается "Маша". Она вытягивает карточку и говорит: "Ой!" Один из игроков задает ей вопрос: "Что с тобой?" Она смотрит на изображение на карточке и отвечает: "Я потеряла то, что изображено (например, ножницы). Как же я теперь буду аппликацию делать?" Остальные должны предложить разные варианты выхода из этой ситуации. "Маша-растеряша" выбирает лучший ответ и дает монетку. В конце игры подсчитывается количество монеток и определяется победитель.

Впервые об этой игре я узнала, когда преподавала развитие речи у деток 4-5 лет. Мы искали интересные пособия, отличающиеся от стандартного набора программы детского сада, так нашлась книга.

Игры и задания, предложенные Людмилой Евгеньевной Белоусовой, показались мне удивительно увлекательными. Основным принципом занятий является стремление разбудить и активировать в ребенке творца, увлечь словесной игрой — когда можно и посмеяться, и порассуждать, когда придуманная история рождается свободно, без страха, что сказано что-то неправильное, лишнее, глупое.

Цель игры: придумать и описать новый объект с необычными свойствами.

Возраст : от 4,5 лет, лучше всего начинать играть с одной-двух картинок-свойств

Зачем : развиваем фантазию и речь, вариативность мышления, креативность, интерес к придумыванию нового

Подготовка:

В этой игре четыре серии карточек: «движение», «ма­териал», «звук», «запах». На «рубашках» соот­ветственно свой цвет, надпись или изображение-символ. А на лицевой стороне карточек - различные предметы, которые показывают, как предмет может двигаться, из чего он может быть сделан, чем будет пахнуть и как звучать.

Примеры картинок

Серия «Движение»





Серия «Материал»




Серия «Запах»





Серия «Звук»


Картинки, включенные в игру, могут быть дополнены или заменены другими, на усмотрение играющих.

Играем!

Берется произвольный объект, можно начинать с рукотворного мира, а затем переносить необычные свойства на все подряд Затем поочередно выбираются карточки со свойствами – запах, материал, способ передвижения, звук. Свойство, которое зашифровано на карточке переносится на объект. Ведущий вместе с игроками обсуждает, какой получается предмет, что в нем хорошего, что плохого, как это плохое можно изменить, превратив в хорошее.

Когда игра будет освоена, советую добавить карточки с пустыми картинками, чтобы можно было придумывать самому, каким свойством наделить предмет.

Как это работает?

Для начала придумаем необычное животное, воспользуемся и соединим зебру и черепаху, получается зеброверепаха (пример диалога взят из пособия Л.Е. Белоусовой).

Воспитатель . Этот зверь фантастический, в жизни таких не бывает. Какое это животное? Узнать это нам поможет игра «Чудесные вещи».

Воспитатель . Как умеет двигаться наш зверь? (Вы­кладывает перед детьми игровые карточки из серии «дви­жение».)

Ребенок (выбирает карточку с нарисованным на ней мячиком). Он будет прыгать высоко и низко, как мяч.

Воспитатель. Чем это хорошо?

Ребенок . Когда зеброверепаха подпрыгнет, она увидит и своих друзей, и своих врагов, сможет достать с высо­кого дерева любой фрукт.

Воспитатель. Из какого она материала? (Предлагает выбрать карточку из серии «материал», ребенок выбирает карточку «ложка».)

Ребенок . Она деревянная.

Воспитатель . Чем это хорошо?

Ребенок. Ее никто не съест, она невкусная. Она не Тонет В воде. Она красивая.

Воспитатель. Какие звуки она издает? (Раскладывает игровые карточки из серии «звуки».)

Ребенок (выбрал гудок). Умеет гудеть.

Воспитатель . Почему это хорошо?

Ребенок . У нее хороший слух. Может веселить Других, предупреждать друзей об опасности своими гудками. Об­манывать врагов. Они будут думать, Что паровоз едет.

Воспитатель. Чем она Пахнет? (Предлагает выбрать карточку из игровой серии «запах».)

Ребенок {выбрал карточку с яблоком). Фруктами.

Воспитатель. Чем это хорошо?

Дети . Она освежает воздух, пробуждает аппетит, усыпляет.

Воспитатель . А чем это плохо?

1-й ребенок. Плохо, что зеброверепаха прыгает, как мячик, потому что если она что-нибудь потеряет, то ей трудно будет это найти. Ее может увидеть охотник, если она очень высоко подпрыгнет.

2-й ребенок. Плохо, что она деревянная, так как она может при столкновении с другим зверем ударить его или оцарапать. Деревянный стук мешает спать другим зверям. Ее может раздолбить дятел или кто-нибудь Другой.

3- й ребенок . Плохо, что гудит, как дудка,- ме­шает спокойствию. Скучно слушать одну и ту же ме­лодию.

4-й ребенок . Пахнет все время фруктами - ее друзьям может надоесть этот запах, голова заболит, перебивает все другие запахи (например, будет есть селедку, а она фруктами пахнет, это неприятно).

Воспитатель. Чем ей можно помочь?

1-й ребенок . Надо научить ее прыгать и высоко, и низко, а дерево обернуть железом, чтобы ее никто не смог съесть.

2-й ребенок . Сделать ей секретные кнопочки, чтобы можно было отключать звук и запах.

После обсуждения чудесной вещи для закрепления очень важно любым художественным способом зафиксировать придуманное: нарисовать, слепить, сделать коллаж.

Уверена, что игра понравится тем, кто уже знаком с другими и тем, кто только собирается их узнать.

Хочу закончить еще одной цитатой из пособия Людмилы Евгеньевны:

«И еще немного о ТРИЗе. Многие взрослые воспри­нимают мир только в розовом или только в Черном цвете. Нам есть чему поучиться у детей.

Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его много­цветий, многогранности, многообразии. ТРИЗ учит детей находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни. Не надо плакать и огорчаться, если тебе достался кислый лимон, - сделай из него лимонад. И может быть, тогда в мире станет на одного несчастного человека мень­ше и на одного счастливого больше.

Очень интересно посмотреть через этот магический кристалл на сам ТРИЗ. Что в нем хорошо, мы уже знаем. А что в нем плохо? Известно, что в современном жес­током мире творческой личности жить не очень легко. Как это исправить? Пусть творческих людей станет как можно больше, творец всегда поймет творца. И мир из­менится к лучшему.

Решая различные проблемы вместе с детьми, мы при­ближаемся к миру более гармоничному и совершенному.»

Одна из основных задач дошкольного образования - это математическое развитие ребенка. Оно не свидетельствует о том, что на данном этапе ребенок конкретно должен овладеть какими-либо определенными знаниями. Математическое развитие дошкольнику должно дать возможность нестандартно мыслить, открывать новые зависимые связи. Особая роль в этом виде деятельности отводится технологии ТРИЗ (теория решения изобретательных задач). Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе реализации ФГОС.
Игра - это ведущая форма НОД в дошкольных учреждениях. Игры с применением технологи ТРИЗ увлекают ребенка в мир знаний, незаметно для него развивают мышление, умение находить нестандартные решения, смекалку.
Широко используются следующие игры на занятиях по формированию элементарных математических представлений:
- «Какое число потерялось?»
- «Где встречаем в жизни это число?»
- «Где встречаем эти линии?»
- «Где спрятались геометрические фигуры?»
- «Игры головоломки»
Игры с применением игрового материала:
(счетные палочки)
- «Измерить длину предмета»;
- «Выложить узор»;
- «Построение объектов по заданию»;
- (кубики)
- «Сравнение объектов по количеству кубиков…»;
- «строительство объектов».
Благодаря таким играм происходит тренировка ребенка в запоминании цвета, развитие сообразительности, установки дружеских отношений в коллективе. Постепенное усложнение заданий позволяет каждому ребенку продвигаться вперед своим индивидуальным маршрутом.
Применение игр по технологии ТРИЗ развивают пространственные представления, воображение, мышление, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость, целенаправленность в решении практических задач, способствуют успешной подготовки детей к школе. Детей привлекает в играх занимательность, свобода действий, и подчинение правилам, возможность проявлять творчество и фантазию.
Используя в своей работе на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников игр по технологии ТРИЗ можно сделать вывод, что дошкольник, овладев умениями понимать задание, быстро ориентируется в них, умеет принимать самостоятельное решение, успешно справляется с массой творческих задач, легко адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. У него высокий уровень познавательной активности, хорошо развита речь, ярко выраженные творческие способности, развитое воображение. Он умеет и хочет сам учиться.
Представляю свой опыт по составлению конспекта занятия, используя структуру креативного урока:
Блок 1. Мотивация (удивление, сюрприз).
Блок 2. Содержательная часть занятия (1).
Блок 3. Психологическая разгрузка.
Блок 4. Головоломка.
Блок 5. Интеллектуальная разминка.
Блок 6. Содержательная часть занятия (2).
Блок 7. Резюме.

НОД по ФЭМП в подготовительной группе с применением технологий ТРИЗ
Автор занятия: С. М. Овчинникова, воспитатель ДОУ Фомичевский детский сад

Конспект занятия разработан по программе «Детский сад 2100»
Тема: «Играем и считаем»
Тип занятия: применение математических знаний в направленной игровой деятельности
Оборудование : цифры и модель числа, модели грибов: мухоморов и маслят, игрушки домашних и диких животных, геометрические фигуры и тела.
Программное содержание:
- способствовать развитию творческих способностей, аналитического, ассоциативного мышления, воображения, навыков позитивного общения;
- продолжать учить детей порядковому и количественному счету в пределах 10, учить ориентироваться в ряде чисел до 10;
- классифицировать предметы по трем признакам (цвет, форма, величина), выполнять практические действия в делении целого на части и фиксировать в математических карточках;
- адекватно оценивать себя и товарищей; - воспитывать желание помогать друг другу, вместе преодолевать трудности.

Ход занятия

Блок 1. Мотивация (удивление, сюрприз)
Дети входят в группу и приветствуют воспитателя и друг друга. Воспитатель: Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнемся, настроение у нас хорошее, приготовимся к путешествию в страну Математику. В этой стране живут умные, грамотные, эрудированные люди. Значит, нам нужно взять с собой ум, смекалку, находчивость и дружбу, чтобы помогать друзьям в трудностях, а так же цифры, геометрические фигуры, математические карточки.
Куда мы отправимся, нам подскажет загадка:
Он большой, густой, зеленый,
Представляет целый дом
В нем найдут приют и птицы
Зайки, волки и куницы. (Лес)
Да, в страну математику можно пройти через лес, преодолевая препятствия. В путь!
- Ой! Но что случилось? Ребята, у нас переполох, цифры все исчезли, геометрические фигуры и тела спрятались, математические карточки все убежали. Их укрыл в своих владениях лесной царь.
- Что нам делать?
- Надо отправиться в путешествие.
Во время путешествия по лесу мы должны вернуть все, что принадлежит математике, что похитил лесной царь. А чтобы справиться со всеми трудностями, мы с вами должны быть дружными, отзывчивыми, внимательными. Я очень надеюсь, что мы будем честными, справедливыми к себе и к товарищам. О наших заслугах в путешествии будут говорить фишки (красного цвета - все получилось, синего - встретились небольшие трудности, но удалось их преодолеть, желтого - «т меня не получилось, прошу помочь»). Я очень надеюсь, что мы будем честными, справедливыми к себе и к товарищам.
Блок 2. Содержательная часть
Воспитатель: Сначала мы пойдем в дремучий лес. Ну что здесь?
Посмотрите, здесь настоящий «ералаш». Похищенные цифры потеряли свое место, и кричат, и пищат, помогите им стать в строй по порядку.
Групповая работа: 1-я подгруппа - дети на магнитной доске выставляют в один ряд цифры, 2-я подгруппа - в другой ряд модель числа по порядку от 1 до 7 и замечают, что не хватает числа и цифры 4.
- Что вы заметили? (нет модели числа 4, цифры 4)
- Лесной царь отдаст эту цифру, если вы ему расскажите, где в жизни встречается число 4? (4 ножки у стола, стула, 4 угла, 4 ноги у животных)
- Счет прямой и обратный
- Назовите все числа больше 5.
- Назовите все числа меньше 6.
- Какое число стоит между 3 и 5.
- Какое число правее 3.
- Какое число левее 7.
- Кто соседи у 4.
- Что происходит с числами при движении вправо по числовой дорожке?
- Что с ними происходит при движении влево?
Вы успешно справились с заданием № 1 лесного царя и вернули цифры.
Коллективно оцените фишкой работу каждого участника путешествия и начните накапливать фишки.
Блок 3. Психологическая разгрузка. Справились? Готовы отправиться дальше в путешествие? Тогда возьмём за плечи друг друга, почувствуем тепло, дружбу, силу, поддержку друг друга. Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается. Ну, вот настроились пора снова в путь. Поехали. Физминутка: Мы едем, едем, едем. В далекие края, Хорошие соседи, счастливые друзья, Нам весело живется, Мы песенки поем, а в песенке поется
О том, как мы живем.
Блок 4. Головоломка
Воспитатель: Ребята, продолжим путешествие. Наши испытания не закончились. Отправляемся дальше во владение Лесного Царя. Он спрятал в своих владениях жителей страны геометрии. Попытаемся их вернуть в математику. (На лесной поляне геометрические фигуры, тела и предметы, в которых можно рассмотреть геометрические фигуры и тела). Вы должны составить цепочку таки образом, которая состоит из предмета, геометрической фигуры, которую можно рассмотреть в предмете и тела, которое в нем встречается (например: барабан - цилиндр, круг, дом - треугольник, прямоугольник, пирамида).
- Сколько всего здесь геометрических фигур и тел?
- 5.
- Когда они вместе, как их назовем? (целое)
- Можно ли это целое поделить на части?
Дети делят целое на части: геометрические фигуры и тела.
- Что можно рассказать? (целое 5 состоит из частей - з тела и 2 геометрические фигуры)
- Можно ли эти фигуры и тела еще поделить на части?
- Да, можно, по размеру.1 - большая и 4 - маленьких.
- Теперь Лесной Царь возвращает вам геометрические фигуры и тела. Вы успешно справились с этим испытанием и вернули геометрических обитателей в страну Математику.
Индивидуально оцените фишками результат своей работы.
Блок 5. Интеллектуальная разминка. Воспитатель: Вот мы прибыли в царство животного мира. На поляне (дорожке) домашние и дикие животные (среди них - рыба).
- Кого мы встретили? (обитателей природы)
- Найдите ответ на мои вопросы среди этих обитателей и объясните ответ.
- Кто здесь лишний? Почему?
- Рыба, потому что она живет в воде, а остальные на суше.
- Сколько ног у всех диких животных, присутствующих здесь?
- 8 (коза, медведь)
- Сколько всего обитателей?
- 6.
- Сколько у них хвостов?
- 6.
- Сколько у них ушей?
- 10, так как у рыбы ушей нет.
- Сколько ног?
- Чтобы вернуть их в математику, мы должны выстроить их друг за другом по размеру, начиная от большого и заканчивая маленьким (конь, коза, теленок, заяц, собака, рыба).
- Кто идет третьим?
- Каким по счету лошадь?...
- Сколько животных прибудет в математику?
- Спасибо.
Зачем в математике животные? (чтобы составлять про них математические рассказы и решать задачи)
- Можно ли этих животных поделить на части? (дикие и домашние)
Составьте математический рассказ со словами «было», «убежали», «осталось».
Заполним математическую карточку:
- Что известно? (часть, целое)
- Чем являются животные, которые убежали?(частью)
- Что нужно узнать? (часть)
- Как находим неизвестную часть? (Чтобы найти неизвестную часть нужно из целого убрать известную часть)
- Сколько животных осталось? (4)
Блок 6. Содержательная часть занятия
- Отправляемся в чащу леса, где растут, угадайте что?
Загадка:
Он стоит среди травы
В шляпе, но без головы.
У него одна нога,
Да и та без сапога. (Гриб)
- Какие грибы растут в чаще леса? (маслята и мухоморы)
- Какие из них можно есть?
- Для чего можно использовать мухомор? (в медицинских целях, для борьбы с мухами и насекомыми)
- Соберем мальчики маслята, а девочки мухоморы.
- Сравните количество маслят и количество мухоморов?
- Что нужно сделать, чтобы сравнить количества предметов? (составить пару).
- Что можно сказать о грибах? (мухоморов больше на 1, потому что 1 мухомору пары не хватило).
- Как их сделать поровну?
- Вернем математике правило, которое помогает сравнить предметы, проговорим его.
- Спасибо!
Блок 7. Резюме
- Какие хорошие поступки мы совершали на занятии?
- Чему учились во время путешествия? - Все ли у нас получилось?
- Посмотрите на заработанные фишки и проанализируйте свою работу на занятии.
- Ребята, благодаря нашей упорной работе удалось вернуть в страну Математики ее жителей? (цифры и модель числа, порядковый и количественный счет, геометрические тела и фигуры, правило на сравнение двух чисел, задачи).
- А Лесной Царь вас благодарит за хорошую работу, настойчивость, дружбу и предлагает вытянуть сюрприз из волшебной коробочки.

  1. Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: учебное пособие. - Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. - 212 с.
  2. Ребенок в детском саду: иллюстрированный методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений. - 2013. - № 2.