Профилактика детской агрессии. Родительское собрание на тему: «Агрессивность детей

Воспитание ребенка - сложный процесс, требующий самоотдачи и постоянного внимания. Но даже при этом нередко родителям, воспитателям или учителям приходится сталкиваться с детской агрессией.

Мысленная картина, которую мы при этом себе рисуем, совсем иная. нам хочется видеть ребенка довольным и счастливым , добрым, способным и внимательным. Чтобы избавиться от детской агрессии, необходимо разобраться в ее истоках. Иначе вы можете начать борьбу со следствием вместо причины.

Основные причины детской агрессии:

  • желание выделиться;
  • скрытые комплексы и низкая самооценка;
  • нежелание выделяться из группы. «стайное» поведение;
  • стремление снизить нагрузку, уйти от требований.

Стоит оговориться, что агрессия не всегда бывает осознанной на сто процентов, однако это не значит, что ребенок совершенно не представляет, что делает. Он может не чувствовать, зачем он совершает тот или иной поступок, но в состоянии нести за него определенную ответственность. Не нужно путать осмысленную агрессивную реакцию с неосознанной жестокостью маленького ребенка, который не осознает, почему нельзя отрывать лапки жукам. Последнее легко корректируется, если объяснить малышу разницу между живым и неживым. В этом хорошо работают аналогии. «Помнишь, как ты ударился ногой, и тебе было больно? Так же больно может быть кому-то другому. Не делай так, ведь тебе не понравилось бы, если бы тебя обидели».

Но если в таком тоне заговорить с подростком, возможно. вы добьетесь обратного эффекта, так как возрастные особенности просто необходимо учитывать.

Что делать родителям агрессивного ребенка

Чем раньше вы начнете работать над этой проблемой, тем лучше. Закрывать глаза не стоит. Проще всего следовать профилактике: формируя подрастающую личность, объяснять, почему не следует идти на поводу толпы, какими бывают компромиссы (в том числе и со взрослыми), почему важна адекватная самооценка и как ее сформировать (лучшее средство — реальное достижение ребенка, его успех с последующей похвалой).

Чаще агрессия вызвана тем, что ребенок пытается стать лидером . Современная культура формирует достаточно агрессивный образ успешного человека. Необходимо напоминать, что это может закончиться неприятностями, которые вовсе не помогут встать впереди других. И сделать акцент на тех качествах, которые являются по-настоящему лидерскими — на ответственности, стремлении развиваться, быть первым, становиться лучше не по сравнению с другими, а по сравнению со вчерашним собой.

Агрессия может быть вызвана недостаточным ощущением тепла в семье или нужности в коллективе. Постепенно формируется ощущение «второсортности», слабости, которые ребенок прикрывает грубыми речами и вызывающим поведением. Однако поощрять агрессивное поведение и тут же исполнять прихоти ребенка — тоже не выход из ситуации. Необходимо четко сформулировать, что вы уважаете личность ребенка и подкреплять положительные качества, успехи и реальные достижения.

Коллективная агрессия детей — настоящая проблема и для родителей, и для педагогов. нередко она выливается в травлю, в расслоение детского коллектива, с которым трудно что-либо сделать увещеваниями. На самом деле, эффекту толпы подвержены и взрослые люди, которые считают, что давно уже сформировали свою личность. А ребенок, не желая отбиваться от коллектива, может подхватывать агрессивную манеру поведения, даже поначалу не желая этого и чувствуя внутренний барьер неприятия. Что в таком случае делать его родителям? Сформировать независимость от мнения большинства, объяснить, что, пойдя на поводу, можно пожалеть о своем поведении, почувствовать себя недостойно.

Иногда агрессия направлена на уход от требований родителей. Подросток отстаивает свои права, забывая об обязанностях. В этом случае можно пойти на компромисс, не злоупотребляя уступками, но и не давя на ребенка. Настройтесь на диалог без агрессии, проясните, что только в таком тоне вы будете разговаривать. Договоритесь, что вы можете разрешить, а что будет входить в обязанности ребенка. Иногда в форме агрессии выражается протест против гиперопеки. Лишний родительский контроль тоже может войти в комплекс причин, формирующих агрессивные реакции.

Любую проблему можно решить, в том числе и разобраться с детской агрессией. Разногласия между «отцами» и «детьми» — вечная тема взаимоотношений между поколениями. Удачи вам в этом начинании, и не забывайте нажимать на кнопки и

Детская агрессия

С детской агрессией мне, как педагогу начального образования, приходилось сталкиваться и раньше. Сегодня мы все чаще встречаем детскую агрессию даже в младших классах. Возраст детской агрессии явно помолодел.
Практически в каждом классе есть задиристые и драчливые ребята, которые постоянно нападают на одноклассников, оскорбляют их, грубят взрослым. Такая агрессия чаще идет из семьи. Семейные неурядицы, пьющие отцы, занятые своими заботами матери. Ведь агрессия-это отражение внутренних проблем ребенка, которые чаще всего возникают из-за жестокости и безучастия взрослых.
Если проанализировать причины проявления негативных эмоций и чувств детей, то они в первую очередь связаны с семейной обстановкой,с семейным воспитанием. Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей друг над другом, грубость ежедневного общения, унижение, сарказм и ирония, желание видеть друг в друге плохое и подчеркивать это, вот ежедневная школа агрессии в которой ребенок формируется и получает уроки выживания.
Причины, провоцирующие агрессивное поведение у детей, имеют под собой вполне реальную почву. И знание этих причин родителями важно для того, чтобы можно было справиться с проявлениями данной агрессии. Наиболее распространенными семейными причинами детской агрессии являются:
- Неприятие детей родителями.
Данная агрессия присуща не только детям. Статистика подтверждает, что приступы агрессивности проявляются у взрослых не желающих детей. Хотя родители и не говорят ребенку, что его не ждали,не хотели, но он это чувствует по их поведению, жестам, интонации. Такие дети всеми способами пытаются доказать, что они имеют право на существование, что они хорошие и пытаются завоевать право быть любимыми.
- Безразличие или враждебность со стороны родителей.
Дети очень тяжело переживают, если родители безразличны, а порой даже враждебны по отношению к ним. Равнодушие эмоциональных связей в семье. Повышенная агрессия ребенка может являться следствием разрушения положительных эмоциональных связей как между родителями с ребенком, так и между самими родителями. Если между родителями возникают частые ссоры, то жизнь ребенка в такой семье становиться настоящим испытанием. Особенно опасной становится ситуация, где родители используют его, как аргумент в споре между собой. Ребенок живет в постоянном напряжении, страдая от конфликтов между самыми близкими для него людьми, либо черствеет душой, либо вырастает прекрасным манипулятором, полагающим, что весь мир ему что-то должен. Неуважение к личности ребенка, некорректная и нетактичная критика, оскорбительные и унизительные замечания в адрес ребенка вызывают у него неуверенность в себе и своих силах, порождают глубокие и серьезные комплексы и могут побудить откровенную ярость.
- Избыток или недостаток внимания со стороны родителей.
Если ребенку уделяется чрезмерное внимание (родители стараются предугадать каждое его желание) то он вырастает избалованным и капризным. И если очередной его каприз не исполняют, то в ответ получают вспышку агрессии.
Причиной агрессии может послужить отсутствие внимания со стороны родителей, их занятость(пусть лучше отругают, отчитают, чем не заметят).
Если мы не обращаем внимания на страдания детей, их душевную боль, то у ребенка складывается впечатление, что взрослые не могут его понять и помочь и его охватывают чувства одиночества, незащищенности и беспомощности. В результате появляются неадекватные агрессивные реакции.
- Чрезмерный контроль или полное его отсутствие.
Чрезмерный контроль над поведением ребенка (гиперопека) как и полное его отсутствие (гипоопека) очень вредны для ребенка. Если властные родители стараются во всем управлять своими детьми, подавлять их волю - это вызывает у них чувство угнетенности, страха. В этом случае агрессивным поведением ребенок выражает протест против существующего положения вещей, постоянных запретов.
- Запрет на физическую активность.
Часто вспышки агрессивного поведения ребенка являются следствием установок или запретов взрослых. Агрессия в этом случае обусловлена накопившимся переизбытком энергии, которая, как известно,не имеет свойства исчезать бесследно.
- Чувство вины.
Повышенную агрессивность могут проявлять дети с обостренным чувством совести, потому, что они испытывают чувство вины и стыда по отношению к тем, кого обидели.
- Плохое самочувствие, переутомление.
Чаще всего дети ведут себя агрессивно, если они не выспались, плохо себя чувствуют или обиделись на кого-либо или на что-либо.
- Влияние продуктов питания.
Доказана взаимосвязь между повышением тревожности, нервозности,агрессивности и шоколадом.
Повышенную агрессивность детей вызывают так же такие факторы, как повышенный уровень шума, вибрации, теснота, температура воздуха.
Повышенная агрессивность может быть обусловлена биологическими, половыми, психологическими и социальными причинами. Дети, как губка впитывают в себя « семейные установки». Именно по этому, тревожит факт агрессивного поведения детей, вызванного расовыми предрассудками и неприязнью.
По сути, самой главной причиной агрессивного поведения детей оказывается равнодушие к эмоциональному миру ребенка. Именно поэтому они и ополчаются на весь мир, родителей и самих себя.
Общение ребенка с родителями имеет очень большое значение. Специалисты считают, что агрессивное поведение – своеобразный крик ребенка о помощи, просьба о внимании к его внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительного. Выплескивая это, он таким образом, борется за свое психологическое выживание.
Агрессивность ребенка проявляется, если:
- ребенка бьют,
- над ребенком издеваются,
- над ребенком зло шутят,
- ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда,
- родители заведомо лгут,
- родители пьют и устраивают скандалы,
- родители воспитывают ребенка двойной моралью,
- родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка,
- родители не умеют любить одинаково своих детей,
- родители не доверяют своему ребенку,
- родители настраивают детей друг против друга,
- закрыт для друзей вход в дом,
- родители живут своей жизнью, отдельной от жизни ребенка,
- ребенок чувствует, что его не любят.

Профилактика детской агрессии.

Выступление на педагогическом совете школы

Тема: Агрессия у детей школьного возраста.
Профилактика подростковой агрессии.

Агрессия – деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования в обществе, приносящее физический и моральный ущерб людям или взывающее у них психологический дискомфорт.

Причины проявления агрессии у детей могут быть разными. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания, но огромную роль играют воспитание в семье. На становление агрессивного поведение большое влияние оказывают характер наказаний, который обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада. Педагогические наблюдения показали, что родители резко подавляющее агрессивность у своих детей напротив развивают чрезмерную агрессивность. Если родители вовсе не обращают внимания на агрессивные реакции ребенка, то он скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.

В каждом коллективе детей встречаются ребята с признаками агрессивного поведения, которые нападают на остальных, обзывают детей, намеренно употребляют грубые выражения. Это агрессия – прежде всего отражения внутреннего дискомфорта, неумение адекватно реагировать на происходящее вокруг ребенка события.

Агрессивный ребенок, как и другие, нуждаются в ласке, помощи взрослых. Так он борется за место под солнцем.

Как помочь агрессивному ребенку?

    Работа с гневом.
    Обучение агрессивных детей способом выражения гнева. Это не значит кусаться, ругаться, а научить выражать в приемлемой форме. Поиграть в «Обзывалки» (снять вербальную агрессию, выплеснуть гнев, а потом услышать о себе что-то приятное).
    «Мешочек для крика» - покричать в мешочек.

Далеко не всегда дети ограничиваются словесной реакцией на события. Очень часто импульсивные дети сначала пускают в ход кулаки, а потом слова. В таких случаях мгновенно можно отреагировать так: переключить внимание, организовать спорт-соревнование, разорвать и растоптать бумагу. Это способствует снижению эмоционального и мышечного напряжения.

    Обучение навыков распознавания и контроля негативных эмоций. Игра «Камушек в ботинке». Цель: научить распознать собственные эмоции и говорить о них.

    Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию. Игра «Я – сообщение». Цель: провозглашение педагогам своего самочувствия, состояния мыслей, ответ на факт как некое явление жизни.

Гораздо полезнее говорить ребенку о своих чувствах используя местоимение («я», а не «ты»).
Например, говорим «ты не убрал в классе, не выучил урок», а надо «я расстроена тем, что класс не убран». Таким образом, вы ни в чем не обвиняете ребенка, а говорите о своих ощущениях. Это вызывает чувство доверия.

Мы говорим: «закрой рот, ты мне мешаешь вести урок». То есть обвиняете. У ребенка рождается чувство сопротивления, протеста. При «я – высказывании» содержаться наши чувства.

В течении ноября-декабря 2014 года была проведена диагностика самооценки психических состояний по Г. Айзенку. «Агрессивность». Она включала в себя десять вопросов.
Результаты выражены в таблице.

    Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.

Переключение внимания; «помоги мне, пожалуйста»
- выражение понимания чувства ребенка «конечно, тебе обидно»

2. Акцентирование внимания на поступках, а не на личности. «здесь и сейчас».

3. Контроль над собственными негативными эмоциями.

4. Снижение напряжения ситуации. (не кричать, не настаивать)

5. Обсуждение проступка (наедине)

6. Сохранение положительной репутации подростка.

7. Обращение с ребенком после агрессивного поведения. (подыскать адекватную форму наказания после четкого объяснения его проступка).


Педагог-Психолог
Мацькайло И.В.

Родительское собрание

Тема: Агрессивность детей. Причины. Предупреждение детской агрессии.

Класс: 2.

Цель: формирование у родителей умения выявлять причины детской агрессии и корректировать своё поведение в отношениях с ребёнком в конфликтных ситуациях.

Задачи: раскрыть понятия «агрессия», «детская агрессия»; обсудить с родителями причины детской агрессии; раскрыть её влияние на формирование ребёнка; способствовать формированию у родителей культуры понимания проблемы детской агрессии и путей её преодоления.

Вопросы для обсуждения:

Ознакомление родителей с результатами диагностики учащихся.

Что такое агрессия? Детская агрессия, её формы.

Причины детской агрессии. Конфликты.

Приёмы преодоления детской агрессии.

Диагностика родителей.

Ход собрания.

Вступительное слово.

Уважаемые родители! Тема нашего собрания очень серьёзна. В таком возрасте, как сейчас наши дети, тема актуальна. Сегодня мы сталкиваемся на каждом шагу с агрессий не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, интернета. Возраст проявления агрессии молодеет. С чем это связано и как бороться с проявлением детской агрессии? На эти важные вопросы мы сегодня с вами ответим.

Ознакомление родителей с результатами диагностики учащихся.

С детьми были проведены две методики: «Кактус», «Три дерева». Данные методики были проведены с целью выявления агрессивности и тревожности у учащихся, так же конфликтные ситуации в окружающем ребенка мира и семье. Результаты данного теста показали.

Изображение данных методик в процентном соотношении на экране.

После проведения методик стало понятно, что многие учащиеся в той или иной степени подвержены агрессии. Многие учащиеся тревожны и неуверенные в себе. После проведения беседы, многие учащиеся рассказали о своих внутренних проблемах. Многие проявляют боязнь перед поражением, многие конфликты у учеников в связи с отношениями в детском коллективе.

Что такое агрессия? Детская агрессия, её формы.

Что же такое «агрессия»?

Агрессия - это реакция на срыв деятельности, задуманных планов, на ограничение чего либо, запреты или неожиданные ситуации. Агрессия может проявляться физически и вербально. Физически - драки. Вербально - ругань, крики, угрозы.

Часто проявление агрессии путают с настойчивостью, напористою и упрямством. Как вы думаете, это качества равнозначны?

(Ответы родителей)

Детская агрессия проявляется довольно часто, но мы иногда ее путаем с настойчивостью. Уровень детской агрессии меняется в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих и принимают его, как враждебное. К агрессии больше направлены мальчики.

Причины детской агрессии.

Как вы думаете, почему дети ведут себя агрессивно? Почему у них проявляется конфликтное поведение?

(Ответы родителей)

Причины детской агрессии.

Со стороны семьи:

- Недостаток внимания со стороны родителей;

Неправильная реакция родителей на поведение ребенка;

Нездоровая атмосфера в семье, злоупотребление ее членами алкоголем;

Копирование родителей, которые сами неспособны справиться с выражением негативных эмоций;

Слишком жесткие действия и наказание за любую малую провинность;

Попустительское отношение с боку родителей на агрессивные поступки;

Гиперопека со стороны родителей.

Со стороны окружающей среды, школы:

Смена вида деятельности ребенка;

Желание быть во всем первым;

Реакция на неудачу, трудность;

Конфликтные ситуации с окружающими детьми;

Защитная реакция.

Внутренние изменения:

Серьезные заболевания головного мозга и расстройство психики;

Возрастные изменения, так называемые кризисы: 7 лет, 12 лет;

Превращение агрессивного поведения в обыденное;

Использование агрессии, как способ самовыражения.

5. Приёмы преодоления детской агрессии.

Самое первое, что мы должны дать ребенку - любовь. И принять его таким, какой он есть. Ребенок должен каждый день чувствовать нашу любовь и заботу. Он должен понимать, что он нужен. Как в семье, так и в школе, ребенок должен знать, что он уникален. И никакие оценки или конфликты не имеют такого большого значения, как его внутреннее развитие.

Раздача памяток родителям «Профилактика детской агрессии».

Диагностика родителей.

Опросник « Агрессивность. Ребенок глазами взрослого А. А. Романов»

Анализ результатов совместно с родителями.

Итоги собрания.

Подошла к концу наша встреча. Давайте вместе с вами подведем итог.

Ответили ли мы на основные вопросы, которые ставили вначале?

(Мнения родителей)

Вызвала ли наша беседа раздумья, желание изменить и перестроить взаимоотношения с ребенком?

(Мнения родителей)

Какие виды помощи и взаимодействия со школой мы бы выбрали сейчас?

(Ответы родителей)

Хотелось бы раздать вам памятку, которая способствует информированию о том, как предупредить агрессию у детей.

Приложение 1

Памятки для родителей

Если ребенок агрессивен…

Любите и принимайте ребенка таким, каков он есть. Помните, что ребенок всегда подражает тому, за кем (чем) привык наблюдать, поэтому ни вы, ни другие родные и близкие ребенка не должны проявлять агрессию. Предъявляя ребенку требования, учитывайте не свои желания, а его возможности. Гасите конфликт, направляя интерес ребенка в другое русло. Учите ребенка правильному общению со сверстниками и взрослыми. Расширяйте кругозор ребенка. Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость. Игнорируйте легкие проявления агрессивности ребенка, не фиксируйте на этом внимание окружающих.

Бороться с агрессивностью нужно…Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей.

Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратким.

Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что он пытается делать.

Неторопливостью. Не спешите наказывать ребенка - сделайте это только если поступок повторится.

Наградами. Если вы похвалили ребенка за хорошее поведение - это пробудит в нем желание еще раз услышать ваши добрые слова.

Правила родительского поведения, способствующего снижению детской агрессивности

Помогайте ребенку осваивать конструктивные способы преодоления препятствий, разрешения проблем. Покажите, что есть более эффективные и безопасные способы, чем физическое нападение. Свои собственные агрессивные реакции на какие-то события не переносите на ребенка. Помогайте ему лучше узнать себя и других людей. Не исключено, что ребенок ведет себя агрессивно потому, что не видит другого способа самоутвердиться или воспринимает мир как враждебный. Не унижайте и не оскорбляйте ребенка, особенно при посторонних; обеспечьте ему чувство защищенности. Вспомните причины собственных агрессивных поступков в детском возрасте. Например, из-за чего происходили ваши стычки с братом или сестрой, или собственными родителями, или одноклассниками. Возможно, вы сможете лучше понять своего ребенка и помочь ему. Будьте внимательны к чувствам и желаниям своего ребенка. Адекватно оценивайте возможности ребенка. Умейте идти на компромисс. Найдите оптимальный путь воспитания ребенка, с которым согласны все, кто участвует в этом процессе. Любите ребенка просто за то, что он у вас есть, без каких-либо условий.

Приложение 2

Упражнения на снижение уровня агрессивности
у детей

Упражнение "Разукрась шары"

Задание для учащихся. Нарисуйте и раскрасьте круги с веселыми и злыми рожицами. Какого цвета могут быть "злые" круги? Какого цвета - "добрые"? Объясните почему.

Упражнение "Бумажный волейбол"

В этом упражнении используются изготовленные заранее бумажные шары. Площадка для игры делится пополам. Дети разбиваются на 2 команды, у каждого участника свой бумажный шар. Следует перебросить все свои шары на поле противника. По сигналу игра прекращается и подсчитываются шары. На чьем поле их меньше, та команда и выиграла.

Упражнение "Руки"

Дети разбиваются на пары. Один учащийся берет другого за руки и проговаривает: "Эй, рука, трясись, трясись - только больше не дерись! Расслабляйся, рука, и больше не кусайся!". Потом меняются ролями. Упражнение повторяется 2-3 раза.

"Солнечный зайчик"

Задание для учащихся. Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал по лицу, нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть. Зайчик побежал по голове, шее, животу, рукам, ногам, забрался за шиворот - погладьте его и там. Он не озорник - он любит вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним.

"Спаси птенца" Задание для учащихся. Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его: медленно, по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к груди, отдайте птенцу тепло своего сердца. Раскройте ладони, и вы увидите, что птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите, он еще вернется к вам!

Разрядка гнева и агрессии

1. Сильно сожмите руки в кулаки, чтобы пальцы впились в ладони, а затем разожмите пальцы, расслабьте их. Выполняйте упражнение до тех пор, пока не почувствуете, что напряжение уходит.

2. Вытяните руки вверх и тянитесь изо всех сил, до предела, как будто хотите что-то достать с потолка. Потом опустите руки вниз, расслабьте их. Почувствуйте, как напряжение уходит из рук.

3. Закройте глаза и напряженно нахмурьтесь. Сохраняйте такое выражение лица сколько можете, а потом расслабьтесь. Почувствуйте, как напряжение исчезает.

4. Откройте рот как можно шире и сложите губы в большую букву "О". Закройте рот. Так вы расслабили мышцы лица.

5. Трите ладони друг о друга, пока они не нагреются, а затем положите их на лицо. Закройте глаза и почувствуйте расслабление.

Приложение 3

Агрессивность.
Ребенок глазами взрослого (опросник)

А. А. Романов

Фамилия, имя ребенка______________________________________

Возраст_____________Дата заполнения______________________

Заполнил: родитель, психолог, педагог________________________

Подчеркните, насколько выражены ситуационно-личностные реакции агрессивности у ребенка: 0 — не проявляется никогда, 1 — иногда наблюдается, 2 — наблюдается довольно часто, 3 — проявляется почти всегда, 4 — наблюдается постоянно.

Показатели

проявления

агрессивности

Поведенческие акты

Частота

проявления

1. Вегетативные признаки

и внешние проявления

агрессивности

Краснеет (бледнеет) в состоянии раздражения, гнева

кусает, облизывает губы в состоянии раздражения, гнева

сжимает кулаки в состоянии обиды

сжимает кулаки в состоянии раздражения, гнева

01234

01234

01234

01234

2. Длительность выхода

из состояния раздражения,

гнева

После агрессивной реакции успокаивается в течение 15 минут

после агрессивной реакции успокаивается в течение 30 минут

после агрессивной реакции успокаивается в течение 1 часа

после агрессивной реакции пребывает в напряженном состоянии в течение дня

01234

01234

01234

01234

3. Чувствительность к помощи

взрослого

Не может успокоиться без помощи взрослого

замечания в устной форме не тормозят вербальной агрессии

замечания в устной форме не тормозят физической агрессии

чувство неприязни к другим не корректируется извне

01234

01234

01234

01234

4. Отношение к собственным

проявлениям агрессии

Сам признает негативность своего поведения и прекращает его

признает негативность своего поведения после комментариев взрослого и прекращает агрессивные действия

признает негативность, но продолжает агрессивные проявления

не воспринимает собственные агрессивные действия как негативные

01234

01234

01234

01234

5. Недостаточность

в проявлении гуманных чувств

Делает что-то назло другим

проявляет безразличие к страданиям других

стремится причинить другому страдания

отсутствие чувства вины после агрессивных реакций

01234

01234

01234

01234

6. Реакция на новую обстановку и на ограничения

Непривычная обстановка не тормозит проявлений агрессии

непривычная, незнакомая обстановка провоцирует проявление агрессии

в ситуации ограничения активности проявляет агрессивность

оказывает сопротивление при попытке ограничить агрессивные действия

01234

01234

01234

01234

7. Реактивность чувствительность к агрессии других

Реагирует агрессией на агрессивные проявления других

проявляет вербальные агрессивные реакции в ответ на вербальную агрессию других

проявляет физические агрессивные реакции в ответ на вербальную агрессию других

провоцирует проявление агрессии

01234

01234

01234

01234

8. Проявление агрессии

в присутствии других

Проявляет агрессию один на один

проявляет агрессию в присутствии других сверстников

проявляет агрессию в присутствии взрослых

ситуация совместной деятельности провоцирует проявление агрессии

01 2 3 4

0 1 2 3 4

01 2 3 4

0 1 2 3 4

9. Проявление физической агрессии, направленной

на предмет

Ломает, портит вещи противника в ситуации ссоры

портит свои вещи в состоянии раздражения, гнева

в состоянии раздражения, гнева портит те вещи, которые попадаются под руку

портит вещи независимо от состояния и ситуации

01 2 3 4

0 1 2 3 4

01 2 3 4

0 1 2 3 4

10. Проявление агрессии, направленной на других

детей

Проявляет агрессию по отношению к другим в состоянии раздражения, гнева

проявляет агрессивные реакции на случайные действия других (задели, толкнули и т. д.)

задирается, провоцирует проявление агрессии

01 2 3 4

0 1 2 3 4

01 2 3 4

0 1 2 3 4

11. Проявление агрессии,

направленной на взрослых

Проявляет агрессию по отношению к родителям

проявляет агрессию по отношению к чужим взрослым

проявляет агрессию по отношению к другим в состоянии раздражения, гнева

проявляет агрессивные реакции на случайные действия других (задели, толкнули

и т. д.)

проявляет агрессию по отношению к другим без видимой причины

01 2 3 4

0 1 2 3 4

01 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

12. Проявление агрессии,

направленной на себя

Причиняет себе ущерб в состоянии раздражения, гнева (бьет кулаком в стену, бьется головой)

причиняет себе ущерб после агрессивных реакций по отношению к другим

просит причинить ущерб в наказание

причиняет себе ущерб без видимых причин

01 2 3 4

0 1 2 3 4

01 2 3 4

0 1 2 3 4

13. Проявление агрессии,

направленной на животных

Насильно ловит животных

причиняет ущерб животным в состоянии раздражения, гнева

причиняет ущерб животным без видимых причин

убивает животных

01 2 3 4

0 1 2 3 4

01 2 3 4

0 1 2 3 4

14. Проявления вербальной

агрессии

Говорит обидные слова детям

говорит обидные слова взрослым

говорит нецензурные слова детям

говорит нецензурные слова взрослым

01 2 3 4

0 1 2 3 4

01 2 3 4

0 1 2 3 4

15. Проявления физической

агрессии

Замахивается

щипает, дергает за волосы

бьет рукой

бьет ногой

01 2 3 4

0 1 2 3 4

01 2 3 4

0 1 2 3 4

По данной схеме наблюдателю предлагается фиксировать частоту поведенческих актов ребенка в соответствии с 15 показателями проявления агрессивности:

0 — не проявляется никогда,

1 — иногда наблюдается,

2 — наблюдается довольно часто,

3 — проявляется почти всегда,

4 — наблюдается постоянно.

Общая сумма баллов по частоте наблюдаемости определяет уровень агрессивности:

1-й уровень (от 0 до 65 баллов) свидетельствует о том, что поведение ребенка позволяет говорить об отсутствии тенденции закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических; скорее всего, ребенок в состоянии самостоятельно овладевать собственной агрессивностью.

2-й уровень (от 66 до 130 баллов) говорит об опасности закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических скорее всего, ребенку требуется помощь в овладении собственным деструктивным поведением.

3-й уровень (от 131 до 195 баллов) характеризует поведение ребенка как патологическое, что предполагает оказание значительной психолого-педагогической помощи ребенку в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций.

4-й уровень (от 196 до 240 баллов) — скорее всего, свидетельство серьезных патохарактерологических изменений в личности ребенка, требующих медицинского вмешательства.

Тема доклада: «Профилактика детской агрессии».

Детская агрессивность, что это? Любой родитель обязательно знаком с каким-либо проявлением агрессивного поведения, но при этом беспокойство взрослых может быть вызвано совершенно разными явлениями: малыш толкается или дерется со сверстниками, отбирает у друзей игрушки, кричит и топает ногами в самых неподходящих ситуациях, замахивается на взрослых, бранится, визжит, кусается, пинает своего любимого мишку, ломает свои и чужие игрушки, рвет книжки, обзывается, кричит и проч. Почти каждый родитель в описанной ситуации озадачен и растерян, потому что такие проявления в детях неприятны не только мамам и папам забияки, драчуна иле крикуна, но и почти всегда осуждаются другими взрослыми.

Есть особая категория "трудных" детей. Они балуются, не слушаются взрослых, нападают на сверстников без видимых причин, громко говорят, нередко перебивают, дразнят и провоцируют другие детей, пытаются доминировать. Взрослые считают такое поведение агрессивным. Однако здесь не все так просто, как кажется на первый взгляд.

Уже в отчаянном плаче грудного младенца нетрудно распознать злость и возмущение. Причина проста ему что-то не позволяют или в чем-то отказывают, что собственно его и раздражает В первую очередь это касается физиологических потребностей, которые у малыша проявляются с такой же силой, как и у взрослого. Однако должно пройти немало времени, прежде чем кроха научится самостоятельно удовлетворять или откладывать их.

С самого рождения ребенок целиком и полностью зависит от родителей, особенно от матери. Причем положение его не меняется в течение многих лет. Даже если взрослые с пониманием относятся к его потребностям, в силу целого ряда различных причин они порой вынуждены уделять детям меньше внимания, чем следует, и навязывать им то, что их сердит и злит. Родители стараются по мер" возможности помочь ребенку освоиться в окружающем мире, но он все равно чувствует себя подавленным.

Маленький человечек пока не способен управлять своими побуждениями и желаниями, он не может еще их контролировать. Возникшие одновременно чувства голода и усталости, например, неизменно становятся для него причиной гнева и раздражения.

Ребенку часто приходится страдать от ограничений и лишений. Не проходит ни дня, чтобы какое-нибудь его желание или какая-либо потребность не были подавлены. И если сначала плач был призывом помощи, то постепенно он превращается в отчаянный, гневный протест. Так и рождается агрессивность.

Агрессивная реакция по своей сути - это реакция борьбы, за выживание, попытка ребенка измен положение вещей. Она - результат неудовлетворенности, протеста, злости или явного насилия. Все это совершенно нормально. Агрессия в ряде случаев, безусловно, предпочтительнее, чем хныкание, жалобы, покорное повиновение, бесплодное фантазирование и другие проявления ухода действительности. Если же гнев и возмущение ребенка постоянно подавляются, они, как отмечалось, могут накапливаться и проявляться нередко лишь в зрелом возрасте. В этом случае бывает очень сложно выяснить истинные мотивы агрессивности, поскольку она уже выливается в ин формы поведения, психосоматические симптомы или становиться причиной различных заболеваний (например, ревматического артрита, крапивницы, прыщей, псориаза, язвы желудка, эпилепсии, мигрени, гипертонии).

Ребенок не становится агрессивным неожиданно. Он не может быть мягким и воспитанным га мальчиком или девочкой, а спустя минуту начать кричать, драться со сверстниками. Процесс, правило, происходит постепенно. До определенного момента ребенок выражает свои потребность более мягкой форме. Но взрослые обычно не обращают на это внимания до тех пор, пока не столкну с явными нарушениями поведения. То поведение, которое воспринимается взрослыми как агрессивное или асоциальное, часто в действительности является отчаянной попыткой удовлетворить потребное восстановить эмоциональное состояние или социальные связи. Просто ребенок не в состоянии пока выразить свои истинные чувства никаким другим способом. Он делает то единственно возможное, что может себе представить, чтобы продолжить борьбу за выживание в окружающем мире.

Вместе с тем, наблюдая за агрессивным ребенком, можно определить направленность его реакций (кого он нападает, в каких обстоятельствах и как часто это случается без какой-либо провокации. Внимательные наблюдения помогут взрослым выявить тревожные симптомы грядущей бури.

Поскольку причиной агрессии являются лишения и ограничения, то крайне редко удается полностью освободить ребенка от его агрессивности. Но даже если бы такое было возможно, не следу стремиться к этому. Бесспорно, агрессивность имеет свои положительные и отрицательные, здоровые и болезненные стороны Она может проявляться в предприимчивости и активности или, напротив, непослушании и сопротивлении. Агрессивность способна развить дух инициативы или же породив замкнутость и враждебность, может сделать человека упорным либо безвольным. И это лишь некоторые из альтернатив.

Речь должна идти не о том, чтобы полностью исключить агрессивность из характера детей, а необходимости ограничивать и контролировать ее, а также поощрять те ее проявления, которые приносят вреда личности и обществу.

Различают в основном три основных вида агрессии, рассмотрим их последовательно.

Однако отрицательный эффект родительского вмешательства совершенно в другом - драка приобретает значение важного события. Ребенок, которого лишь слегка ударили, принимается кричать так, будто ему причинили нестерпимую боль. При этом у "обиженного” возникает повод вести себя инфантильно, по-детски. Зато "обидчик" получает возможность немножко приврать. И то, и другое гораздо хуже самой потасовки.

Обращение с детьми до вспышки агрессивности

    В большинстве случаев детей лучше оставить, чтобы они разобрались сами. Они способны к самостоятельному разбору некоторых споров, и, если взрослые контролируют события, дети приобретают полезный опыт. Они приходят к выводу, что могут обойтись и без взрослых в качестве арбитров.

    Если взрослые считают, что лучше "не доводить до греха", можно сориентировать ребенка на другой тип поведения. При этом целесообразно предложить ему ли такую игрушку, которую он мог бы безбоязненно пинать или кусать.

    Иногда помогает отвлечь малыша каким-то интересным для него занятием.

    В том случае, когда юного скандалиста невозможно отвлечь и нападение вот-вот состоится - попробуйте отвести руку обидчика или удержать его за плечи. Ваши действия подкрепите резким "Нельзя!" Если взрослый находится поодаль, оклик тоже может остановить ребенка, знающего из прежнего опыта, что такие выходки ему не позволены.

Обращение с детьми после агрессивного нападения

Есть немало случаев, когда агрессивность невозможно предупредить. Тогда придется действовать после события, дабы преподать ребенку урок, что такого рода поведение неприемлемо.

    Резкое слово драчуну и забияке и участливое отношение к жертве могут очень- ясно показать ребенку, что он проигрывает в такой ситуации. Конечно, важно, чтобы в обычное время виновник пользовался таким же вниманием. Принуждать ребенка к извинению почте бесполезно. Некоторые дети быстро заучивают формулу "Прости, прости", чтобы взрослые поскорее оставили его в покое. "

    Иногда взрослые предпочитают отослать агрессивного ребенка в тихий угол поостыть. Это хорошо подчеркивает факт инцидента и выражает большее неодобрение его поведения. Это" прием также полезен и родителям. Иногда, удаляя ребенка ненадолго из комнаты, взрослый сам успокаивается. Однако подобная мера теряет эффект, если длится более, чем минуту-две. Дети помладше вряд ли поймут связь между своим поступком и удалением. Лучше крепко взять ребенка за руки и, строго глядя на него, твердо сказать: "Драться нельзя" или: "Не кусаться! Внимание, уделяемое агрессивному ребенку должно быть ограниченным и негативным, а жертву необходимо ласково утешить. В идеале при каждом инциденте взрослые должны высказать свое отношение и постараться побыстрее прекратить неприятную ситуацию. Длинные объяснения или обвинения малоэффективны. Даже если ребенок может понять родителя, маловероятно, что он будет долго слушать его.

    В том случае, когда за агрессивные действия виновника лишают любимых игрушек или привилегий, лучше не растягивать наказание на целый день, а осуществить его как можно скорее.

Ребенок быстро забудет причину - все его мысли будут сфокусированы на том, что ему не дают заниматься любимым делом, или выставляют в другую комнату, или срамят перед другими как "шалопая".

    Наименьший эффект приносят действия, когда взрослые отвечают агрессивностью на агрессивность. Во-первых, они тем самым побуждают детей к новой агрессии. Реплики "Иди и дай сдачи" вполне достаточно, чтобы ребенок воспринял ее как разрешение лупить забияку или со смаком давать сдачу по любому поводу. Во-вторых, серьезные недостатки есть и в угрозе взрослого: "Вот я укушу тебя -- будешь знать!" Подобное высказывание, адресованное ребенку любого возраста, содержит угрозу того же самого агрессивного действия, за которое упрекают ребенка. У этого метода есть большой минус. Он заключается в том, что если взрослый начнет кусаться в ответ, это может не сработать уже в первый раз. Тогда ему придется решать, что делать при последующих инцидентах - кусать сильнее, кусать дважды за один укус ребенка или может шлепать в придачу? Есть вероятность, что ответная агрессия взрослого станет, опасным каналом для излияния гнева.

В отношении агрессивности, как и других проблем, важно соблюдать постоянство относительно пределов дозволенного и недозволенного. Незамедлительные действия взрослых после агрессивной выходки ребенка будут более правильными и эффективными, если их обдумывать в спокойное время, ибо при развертывании событий размышлять уже некогда.