Антикризис: А что, если у Вас не будет ничего? Если у вас не было духовного кризиса, это плохая новость.

Когда вы действуете наперекор своим ценностям и целям, возникает внутренний конфликт. Вы точно знаете, чем должны заниматься в данный момент - работать над проектом, находиться рядом с близкими, правильно питаться или делать что-то другое, но сознательно движетесь в противоположном направлении. Как и я, вы можете убеждать себя, что приближаетесь к своей мечте, но честный взгляд на вещи выявит, что вы лишь вводите себя в заблуждение.

«Счастье - это когда то, что вы думаете, говорите и делаете, пребывает в гармонии».

Махатма Ганди

Ганди был абсолютно прав. Когда вы действуете наперекор своим ценностям и целям, возникает внутренний конфликт. Вы точно знаете, чем должны заниматься в данный момент - работать над проектом, находиться рядом с близкими, правильно питаться или делать что-то другое, но сознательно движетесь в противоположном направлении.

Как и я, вы можете убеждать себя, что приближаетесь к своей мечте, но честный взгляд на вещи выявит, что вы лишь вводите себя в заблуждение.

Ваши результаты - это прямое следствие вашего поведения. И когда вы сознательно саботируете свои попытки достичь чего-либо, то не можете чувствовать себя уверенно. Наоборот, вы возможно столкнётесь с депрессией и внутренним смятением.

Насколько приближенно к своим целям и ценностям вы живете?

Насколько ваше состояние сбалансированно?

  • Лично я постоянно ловлю себя на том, что проверяю соц. сети, зная, что это отвлекает меня от работы.
  • Я не могу отказаться от домашнего хлеба моей жены с шоколадной пастой, зная, что так я не добьюсь рельефного пресса.
  • Часто я днями ничего не пишу, хотя знаю, что каждый день бездействия может стоить мне дополнительного месяца работы на пути достижения цели.​

Честно говоря, моё поведение часто идет вразрез с моими целями и убеждениями. Перфекционизм не должен быть ориентиром. Однако, последовательность, следование ценностям и реализация целей приводит к значительным результатам.

Нет иного способа. Если вы хотите стать успешным, вам следует вести себя соответственно. Аристотель говорил: «Мы то, что мы делаем систематически ».

Мы проживаем жизнь отрезками в 24 часа

У всех нас 24 часа в сутках. Если ваш день не был целостным, то и жизнь не будет. Однако, однажды справившись со всем, вы неизбежно добьетесь успеха.

Как прошел ваш сегодняшний день?

Серьезно.

Взгляните на всё, что вы совершили сегодня. Действовали ли вы так, как прожил бы этот день человек, которым вы стремитесь стать?

Если вы будете проживать каждый день в течение года так же как сегодня, чего вы достигнете за этот год?

Если же вы действительно намерены добиться поставленных целей, что вам следует изменить в сегодняшнем дне?

Как должен выглядеть ваш обычный день, чтобы вы достигли цели?

Лучший способ осознанно смоделировать жизнь вашей мечты - начать с идеального дня. Из чего он должен состоять?

Что должно происходить ежедневно, чтобы вы жили в точности, как хотите? Вероятно, на данный момент вы уже совершаете несколько дел из картины вашего идеального дня, но насколько они приближают вас к желаемому результату?

Ваш идеальный день должен основываться на вашем собственном понимании желаемой жизни. Вы - единственный, кто может определить ваше счастье и успех.

Мой идеальный день включает следующие пункты:

  • 7-8 часов здорового и глубокого сна.
  • Сознательное потребление пищи (здоровой и простой). Количество вредной еды должно составлять меньше 300 калорий дневного рациона. И хотя бы один прием пищи в день я провожу с женой и детьми.
  • 30-60 минут отвожу спортивным упражнениям.
  • 15-30 минут посвящаю молитве.
  • 1-2 часа - осознанного изучения предмета.
  • 3-5 часов без каких-либо отвлечений я посвящаю писательской работе (не включая электронную почту, если только я не пишу конкретно кому-нибудь).
  • 2+ часа игры с детьми (и никаких смартфонов.)
  • 1+ час один на один с женой (также никаких смартфонов).

И не важно в каком порядке я совершаю эти действия. Ведь один день никогда не похож на другой. Если я буду делать всё вышеперечисленное, останется еще 3 часа на проверку электронной почты, приемы пищи, вождение машины, спонтанные поступки, отвлечения, разговоры по телефону с друзьями и остальное, что возникает по ходу дня.

Конечно, не все мои дни состоят из того, что я определил выше. Примерно лишь половина из них соответствует списку, а остальная половина - это упрощенная версия.

Мы все полностью контролируем то, как используем отведенное нам время. Если же вы думаете иначе, то скорее всего вы подвержены локус-контролю (например, обладаете «менталитетом жертвы») и останетесь в прежнем состоянии, пока не решите взять на себя ответственность за свои действия.

  • Как выглядит ваш идеальный день?
  • Как часто вы проживаете ваш идеальный день?

Если вы последовательно будете проживать ваш идеальный день, каких результатов вы добьетесь через год? Где вы будете через пять лет?

Что делать:

1. Потратьте пару минут на то, чтобы представить ваш идеальный день.

2. Составьте список дел, из которых он будет состоять.

3. Начните отслеживать, как вы проживаете свои дни. Начав контролировать свое время и достигнув сознательности, вы осознаете степень внутреннего дисбаланса.

Я понимаю, гораздо легче все это сказать, нежели сделать. Однако проживать дни сознательно и соответственно вашим целям абсолютно возможно. Так же как возможно заменить плохие привычки новыми. И уж точно можно стать таким человеком, каким вы хотите быть.

Теория мотивации и самоконтроля

Когда вы четко определили цели, внутренне настроились, обозначили временные рамки, вам остается лишь двигаться в заданном направлении.

Если вам не хватает мотивации, значит существуют проблемы с вашей целью. Или же вы выбрали не лучшую цель, не конкретизировали её, или же временные рамки определены не верно.

Вот как правильные цели работают на психологическом уровне:

Согласно исследованиям, самоконтроль - это психологический процесс, который выявляет противоречия между нашими задачами и нашим поведением. Залп мотивации - вот та сила, что помогает добраться от того, где мы сейчас, до того, что мы хотим достичь.

Самоконтроль работает тремя способами:

  • Мониторинг: определяет, как хорошо на данный момент мы выполняем работу
  • Оценивание: определяет, насколько продуктивно мы работаем относительно наших целей.
  • Реагирование: определяет что мы думаем и чувствуем в отношении целей. В случае, если мы не удовлетворены своим прогрессом, реагирование подталкивает иначе распределить имеющиеся ресурсы.

Чтобы не только достичь своей цели, но и значительно превзойти установленные рамки, приложите больше стараний, чем кажется необходимым. Большинство людей недооценивает количество усилий, которые требуются для достижения цели.

Не ждите идеальных условий, готовьтесь к передрягам и препятствиям. Переоценить необходимое количество времени и усилий гораздо лучше, чем недооценить их.

Реализация намерений

Конечно, достижение целей не самое простое занятие. Если бы это было так, то все были бы успешными. Зачастую люди не достигают своих целей из-за проблем с самоконтролем.

Огромное количество исследований ищут ответ на вопрос: «Как поддерживать людей на пути к своей цели, если в процессе они начинают терять мотивацию?»

Ответ - то, что психологи называют «реализацией намерений». Этот способ, часто используют спортсмены. Например, ультрамарафонец, готовясь к изнуряющему забегу, определяет условия, при которых он сойдет с дистанции (например, если я совершенно потеряю чувство ориентации, то остановлюсь).

Если вы заранее не определите условия, при которых сойдете с дистанции, то сдадитесь преждевременно. Согласно данным, большинство людей останавливаются, имея в запасе еще 40 процентов возможностей.

Однако теория реализации намерения зашла ещё дальше.

Вы не только должны знать, при каких условиях можете остановиться. Вы также должны определить поведение, ориентированное на выполнение цели, когда вы сталкиваетесь с негативными обстоятельствами.

Мой кузен Джесси - отличный пример. На протяжении десятков лет он был заядлым курильщиком, выкуривая несколько пачек в день. Три года назад он бросил.

Теперь, когда он переживает стресс или сталкивается с другими обстоятельствами, подталкивающими закурить сигарету, он говорит себе: «Если бы я всё еще был курильщиком, то это один из тех моментов, когда бы я потянулся за сигаретой». И после этого продолжает свой день в привычном русле.

Когда же я отвлекаюсь, что случается довольно часто, я достаю блокнот и начинаю переписывать свои цели. Это заново пробуждает во мне мотивационный запал и служит для корректировки действий.

Вы не можете просто хотеть преуспеть. Вам необходимо быть готовым к худшему.

Вы будете часто отклоняться от курса. Вам необходимо подготовиться к таким моментам, когда мотивации не будет совсем. Подготовка достигается путем создания триггеров, которые заново запустят вашу мотивацию.

Что делать:

1. Изучите преграды, которые могут встретиться на вашем пути к цели (например, вы решили отказаться от сладкого, а на вечеринке подают ваш любимый десерт). Какой будет ваша реакция?

2. Представьте все препятствия, которые только могут прийти вам в голову. И потом придумайте на каждое такой ответ, который приблизит вас к цели. Таким образом вы будете готовы к войне. Как говорил Ричард Марсинко: «Чем больше вы потеете на тренировке, тем меньше истекаете кровью в бою».

3. Когда вы столкнётесь с препятствием, примите упреждающие меры.

В заключение

Как прошел ваш день? А как насчет вчера?

Нет никакого завтра, если вы не сделали хоть что-то сегодня.

То, как вы проводите сегодняшний день - это четкий индикатор того, кто вы есть и кем станете.

Недостаточно просто хотеть лучшего будущего. Вам необходимо четко знать, как должно выглядеть это будущее, и начать проживать его уже сегодня.

Победители ведут себя как победители еще до того, как они начинают выигрывать. Если вы не ведёте себя как победитель сегодня, вы не станете им завтра.

Больше всего отдуховного кризиса страдают те, укого нет критического мышления икто воспринимает веру слишком буквально. Такие люди имеют все шансы дойти достадии воинствующего невротического атеизма. Только что человек целиком посвящал себя религии, атеперь стойже страстью борется сней. Почему, несмотря наэто, кризис веры всеже полезен, наРождественских чтениях рассказала психолог Наталия Скуратовская.

Кризис: никаких гарантий

Духовный кризис- это тяжело ибольно, нобез него никак нельзя. Все, что внас есть, будь тонаша личность, отношения сдругими людьми или наше мировоззрение, все развивается при помощи кризисов.

Кризис- это возможность закороткое время получить качественный скачок ирадикальные изменения, которые дают шанс перейти наболее высокую ступень развития.

Впрочем, это недает никаких гарантий, ведь вкаждом кризисе вместо шанса пережить иподняться есть опасность зависнуть впереживаниях или провалиться вбездну отчаяния.

Вкризисе часть нас умирает

Кризис полезен. Во-первых , тем, что это самый быстрый ипростой способ разрушить установки ипривычки , ограничивающие наше развитие. Вкризисе какая-то часть нас умирает. Впрочем, умирает именно то, что уже обветшало иотжило.

Во-вторых , кризис повышает нашу осознанность . Онподталкивает квыбору новой жизненной стратегии. Многие люди струдом делают выборы, откладывая решения напотом либо вообще перекладывая ответственность. Нобывают ситуации, когда уклониться никак нельзя.

В-третьих , кризис невозникает просто так . Ему предшествует скрытый идолгий период нарастания внутренних конфликтов, которые человек старается либо неосознавать, либо незамечать, скрывать отсебя иотокружающих. Вкакой-то момент, когда конфликт становится невыносим, когда кажется, что все рушится инет даже доверия кземле под ногами, мыпонимаем, что ничему вэтой жизни нельзя доверять.

Ивсе, вочто мыверили, вдруг кажется нам неправдой. Нопосле периода растерянности, страдания иотчаяния мыобнаруживаем, что конфликт, который привел нас ккризису, впроцессе переживания разрешился. Это похоже нагрозу, после которой воздух становится чист исвеж.

Мыперестаем понимать смысл жизни

Кризисов бывает много иразных: возрастные, личностные, духовные.

Особенность духовного кризиса состоит втом, что онпосягает наоснову нашего бытия. Вдуховном кризисе мыутрачиваем свою мировоззренческую основу, перестаем понимать смысл жизни. Это незначит, что мыпонимали смысл жизни раньше, атеперь нет. Новспокойные периоды нашей жизни обычно присутствует ощущение цели исмысла, которые вмоменты духовных кризисов кажутся нам уже неправдой. Иногда неправдой они иоказываются.

Проявление отчаяния помогает очистить наше понимание отшелухи имусора, отпредрассудков, отчужих или даже собственных нелепых мнений, которые затмили наш собственный смысл, ионперестал нас вдохновлять.

Вдуховном кризисе приостанавливается наша духовная жизнь. Мычувствуем повреждение процесса духовного поиска идуховной жизни. Возникает ощущение, будто мышли ивдруг дорога исчезла. Вышли напорог, апорога нет. Ноименно это ощущение помогает нам собраться ибыть бдительнее, трезво взглянуть нетолько насамих себя, ноинаокружающую реальность.

Эта приостановка полезна, чтобы исправить свои пути.

Особенность духовного кризиса верующего человека, христианина (аочевидно, что какие-то духовные кризисы переживают иэзотерики, илюди снеопределенным представлением овысшей силе) состоит втом, что предыдущий религиозный опыт водночасье обесценивается. Это приводит котказу откакихбы тонибыло религиозных практик, аиногда кихпереосмыслению.

Как только мытеряем почву под ногами, как только наше мировоззрение рухнуло, из-под него вырывается экзистенциальная тревога.

Нас всегда подкарауливают четыре самых сильных страха нашего существования: смерть, свобода, одиночество ибессмысленность.

Тот ужас, который всовокупности создается, ужас, скоторым мысталкиваемся лицом клицу, побуждает нас быстро искать новые смыслы.

Что делают снами наши страхи

Смерть всегда оспаривает наше желание быть. Иррациональный страх небытия подрывает основу существования, делая его ненадежным ислучайным. Непонятно: толи мыесть, толи нас уже нет.

Свобода, которая кажется такой замечательной, ведь мывсегда стремимся кней- тоже страх. Нопочему? Дапотому, что всем нам необходима хоть какая-то предсказуемость мира иясная структура. Большую часть жизни мы, если мыверующие люди, живем сощущением, что Господь мудро создал этот мир иПромысл Божий онас так или иначе ведет нас.

Понимаемли мыили непонимаем его, но, как минимум, вэтом мире мыотвечаем незавсе. Главное, мыявляемся частью некоего более великого плана. Нокогда мычувствуем экзистенциальный страх свободы, возникает ощущение зыбкости всего, мыбудто идем как поканату над пропастью. Все, что снами случится, зависит отнас, нопри этом мера ответственности может оказаться для нас непосильной.

Одиночество вэкзистенциальном смысле- это чувство собственной изоляции. Мыодинокими рождаемся иодинокими уходим изэтого мира. Вобычные минуты нашей жизни этот страх мызакрываем вконтактах, впривязанностях, впринадлежности кчему-то большему.

Вкризисные моменты нашего существования мычувствуем, что насамом деле между нами иужасом бытия- пустота. Когда нет Бога, мыоказываемся наедине сбездной.

Наконец, если мытеряем прежний духовный смысл, томычувствуем полную пустоту жизни, потому что потребность вцелях исмысле составляет основу человеческого существования.

Иллюзии иихкрушение- причины

Самой распространенной причиной является крушение иллюзий осебе. Часто мывоспринимаем самих себя мифологически, считаем себя кем-то или видим всебе возможности, дарования.

Унас всегда есть притязания иопределенное ощущение собственной ценности, более-менее адекватное или неадекватное. Какбы тонибыло, ноиллюзии осебе всегда накапливаются. Вмоменты кризисов этот ворох представлений разваливается. Мыоказываемся вынуждены собирать себя заново, постепенно себя заново осознавать.

Второй причиной является крушение иллюзий оБоге.

Нередко образ Бога искажен нами. Мывродебы верующие люди, новкакой-то момент может возникнуть вопрос инедоумение: « Агдеже тосамое мое Богообщение? Где тасамая любовь Божия, окоторой все рассказывают? Выходит, что ядвадцать лет молюсь впустоту? Яже ничего неслышал. Мне оттуда неотвечают. Ивообще неизвестно еще, есть Бог или нет?!»

Бывает наоборот: « Тридцать лет ябоялся Бога, новот понимаю, что один мой поступок ужаснее другого. Так почемуже Онменя неостанавливает инепоправляет?» Нередко втакие моменты человек понимает, что поклонялся неБогу, аидолу, которого выдумал исамже поставил наместо Бога. Это страшное переживание, новдуховном смысле именно оно бывает полезно.

Наконец, третья причина- крушение иллюзий оЦеркви. Ожидание, что мыпридем внекое прекрасное место, где все друг друга любят итам практически рай, обычно разбивается оцерковные реалии. Исэтим переживанием тоже приходится справляться.

Есть идругая группа причин. Как правило, это события, существенно изменившие нашу жизнь иповлекшие засобой духовный кризис. Инапервом месте здесь стоит смерть близких.

Смерть- это всегда момент переосмысления исобственной жизни тоже. Часто, особенно когда смерть близких внезапна, при трагических обстоятельствах, когда умирают дети, люди чувствуют, что все, вочто они верили, надеялись имолились, все ихнадежды обратились впрах. Все, что было прежде, обесценивается. Также как собственная тяжелая или неизлечимая болезнь, внезапная инвалидность заставляет человека чувствовать собственную хрупкость иуязвимость ипонять, что жизнь устроена совсем нетак, как думаешь, инадо что-то менять.

Когда человек теряет дело жизни, когда сним происходят разные неприятности, связанные сего профессиональным признанием, когда рушится то, начем была основана его профессиональная самоидентификация- это тоже приводит ккризису. Сэтим что-то надо делать. Ноединственное, что реально сделать можно- понять, как жить по-другому , иосмыслить произошедшие трагические события, обретя новый смысл.

Изменение материального уровня как вменьшую, так ивбольшую сторону, внезапное обнищание, как ивнезапное богатство, вравной степени разрушительны для духовной жизни. Они ставят нас перед угрозой духовного кризиса.

Вравной степени причиной кризиса могут стать отношения сдругими людьми: предательство, серьезные обиды, ситуации, когда наше доверие обмануто жесточайшим образом. Ведь это ставит под сомнение вообще наше доверие восновных аспектах нашего бытия. Особенно тяжело, если наше упование мысосредоточили начем-то одном, аэто несработало.

Все плохо, инадо уходить

Важно понимать, что кризис подкрадывается постепенно. Оннапоминает историю про лягушку вкипятке. Лягушку положили вхолодную воду имедленно-медленно нагревали, пока она сварилась, так инезаметив момента, когда надо было выпрыгивать.

Если говорить оправославной среде, топричиной духовного кризиса становятся разного рода негативные явления церковной жизни. Например, мынаблюдаем, что практика несоответствует учению. Ожидали одно, аполучилидругое. Ноэто становится уже непросто разочарованием вЦеркви как внекоем земном институте или богочеловеческом организме.

Это превращается вконкретную обиду нато, что иэто плохо, ивообще надо уходить. Однако причины здесь бывают нетолько внешними, ноивнутренними. Например, ложное понимание духовной жизни. Это ситуация, когда человек сам выстроил себе некое авторское православие или занего это сделала группа товарищей под руководством духовного учителя. Вкакой-то момент становится ясно, что все или многое вэтом было ошибкой.

Внаибольшей опасности находятся люди снекритичным мышлением ибуквализмом веры. Кпримеру, если человек буквально верил вШестоднев, то, столкнувшись субедительными доказательствами эволюционных теорий, онтеряет веру совсем.

Чем жестче иригиднее система наших убеждений, тем разрушительнее любые удары поней.

Часто говорится, мол, если учеловека имеет место духовный кризис, значит, унего есть нераскаянные грехи. Ноеще чаще именно тем человеком, который вкризисе это отвергает, все воспринимается попринципу « сам виноват» . Здесь важно понимать, что именно критическое мышление защищает нас отприскорбных вдуховном смысле обстоятельств.

Наконец, системные конфликты, конфликты отношений, понятий, любое противостояние созначимыми для нас людьми или противоречие между семьей иверой, работой исемьей, затяжные противоречия загоняют нас постепенно втупик.

Если увас небыло духовных кризисов, есть плохая новость

Внутренние противоречия обычно нарастают, номыизо всех сил стараемся этого незамечать. Ихотя умом незамечаем, сердцем чувствуем иинтуитивно понимаем, что зашатались основы нашего существования. Однако мывсегда сопротивляемся этим изменениям. Часто момент кризиса оттягивается нами насколько это возможно. Ночем дольше мыего оттягиваем, тем жестче второй этап кризиса- этап разрушения мировоззрения ипредставления осебе.

Второй этап всегда болезненней. Максимальные страдания приходятся именно нанего. Вэтот период мыосознаем, что нам ничего неудалось, амир имывнем небудем прежними. Мычувствуем, что потеряли веру, аесли непотеряли, то, как минимум, ниосебе, ниоБоге, ниобэтой жизни ничего незнаем. Мыголые инашатающейся под ногами земле. Единственное, что требуется,- это выбираться изэтого состояния.

Втакие моменты всегда присутствует много страха, страдания, растерянности, утраты смысла, однако именно втакие моменты мыеще ненастолько приняли это состояние, чтобы начать искать новый смысл. Это впереди.

Никакое страдание непродолжается вечно. Вкакой-то момент наступает пауза имыпостепенно привыкаем кситуации полной неопределенности вдуховном смысле. Понимая, что раз старые модели неработают, ановые несложились инесозданы, тонам надо приложить волевое усилие, чтобы выйти изэтого кризиса.

Именно вэтот момент помаксимуму включается критическое мышление. Втакие моменты мыспособны намолитвенное усилие ипризываем помощь Божию.

Основная задача этого периода (переоценки ценностей)- поставить правильные вопросы перед собой. Ипусть унас небудет правильных ответов, важно, чтобы вопросы были правильные, потому что именно это позволит перейти кпереосмыслению ценностей исозиданию.

Когда изобломков нашего прежнего мировоззрения ипыли, вкоторую оно превратилось, выкристаллизовывается новое понимание, когда мывидим свет вконце тоннеля, выход изтупика, тогда мыпонимаем то, как нам надо менять наш образ действий. Понятно, что изменения непроисходят мгновенно, ноизменения втакие периоды уже наметились.

Безусловно, автоматически этот процесс непроисходит. При патологическом переживании духовного кризиса можно зависнуть накаждой изэтих стадий. Иесли кто-то думает, что унего нет инебыло никаких духовных кризисов, тоуменя плохая новость.

Скорее всего, это значит, что вымного лет пребываете всостоянии нарастания внутренних противоречий исопротивления изменениям.

Изтрудов святых отцов известны три этапа духовной жизни: сначала благодать нам дается, потом мыеетеряем, и, лишь пройдя трудный путь иобретя смирение, мыеевозвращаем. Укого-то уходит наэто вся жизнь.

Побольшому счету это иесть описание типичного духовного кризиса.

Этот цикл всвоей жизни мыможем повторять неоднократно. Вкакой-то момент чувствовать, что вернули эту благодать, апотом опять еепотеряли, едва расслабившись. Нокогда учеловека есть опыт, ему хотябы нестрашно, ведь онзнает, что разрушение мировоззрения неявляется необратимым. Кризис- это период переформатирования собственной личности иизбавления отвсего лишнего.

Как помочь человеку

Мынеодни вэтом мире. Даже если выостро чувствуете экзистенциальное одиночество, высока вероятность, что рядом есть близкие, собратья, пастыри. Редко бывает, чтобы увсех этих людей совпало состояние кризиса, наверняка кто-то чувствует себя более устойчивым вэтот момент.

Именно эмоциональная устойчивость помогает поддержать человека вкризисном состоянии. Все, что мыможем дать человеку- это немножко ресурса справиться сэкзистенциальной угрозой, тоесть сделать так, чтобы оннечувствовал себя одиноким ипотерянным. Принятие всегда стоит напервом месте. При этом слова вэтот момент могут пониматься человеком трудно.

Второе- это поддержать человека рефлексией , помочь выбраться изсостояния полного краха кпопыткам нащупать выход изтупика. Важно выслушивать, беседовать, делиться опытом, ноделать это неназидательно, амаксимально недирективно. Любое давление втакие моменты вгоняет человека вновые кризисы. Можно предлагать свои идеи иварианты, нотолько неговорите: « Уменя такое было, ятоже сомневался… »

Необесценивайте чужие страдания , мысли иинтуицию. Вынеможете знать, насколько для него важно то, что онимеет. Когда мынаходимся вдуховном кризисе, нам хочется забиться испрятаться, ипереждать это состояние. Нонезабывайте, что вынасвете неодни. Неотказывайтесь отпомощи иподдержки тех, кто рядом. Иногда нужно найти всебе силы обратиться запомощью.

Чтобы помешать, достаточно начать осуждать

Чтобы помешать выйти изкризиса, достаточно начать человека осуждать, говорить оего бездуховности или « Сам виноват» , « Это тебе погрехам» . Вредно навязывать единственно верное мнение.

Неважно, отказалсяли человек отодного мнения или отдругого, ноименно всостоянии кризиса оннаиболее остро понимает, что все мнения субъективны. Ончувствует это буквально кожей. Аощущение нестабильности заставляет очень критически прислушиваться клюбым безапелляционно высказываемым мнениям.

Отказ отобщения, отчуждение, мол, когда сосвоими сомнениями разберешься, тогда иприходи, амне стобой тяжело разговаривать- это толкание водиночество.

Три пути выхода

Переосмысление ценностей иформирование нового мировоззрения имеет три пути.

Во-первых , иэто хороший вариант- если кризис связан сверой, томыможем переосмыслить традицию исвои убеждения, избавиться отнаносного, лишнего исуеверного, отпредрассудков исомнительных, пусть даже распространенных мнений итем укрепить свою веру. Мысами можем прийти кболее глубокой иискренней вере.

Второй путь- путь расцерковления. Человек приходит котказу отрелигиозной практики, неотказываясь отверы. Например, онначинает переосмысливать иискать альтернативные пути.

Наконец, третий путь- полное разочарование ипотеря веры. Вмягком варианте это утверждение: « Яагностик идумать обэтом нехочу» . Вжестком варианте- поведение вдухе воинствующего невротического атеизма. Вэтом случае человек скакой страстью посвящал себя религии, стойже страстью посвящает себя борьбе срелигией, делая это годами.

Кризис- всегда возможность роста

Сложившаяся церковная традиция построена надействиях, препятствующих выходу изкризиса. Человек, который открыто высказывает свои сомнения или альтернативные идеи, если онначинает интересоваться чем-то , что несоответствует церковному пониманию, топервое, что встречает- это осуждение, попытки перевоспитать идаже анафематствование.

Нолюди, которые действуют втакой парадигме, подталкивают тех, кто оказался вкризисе, ксамому жесткому варианту выхода изнего. Особенно остро это происходит втех случаях, когда критическое мышление учеловека небыло сформировано. Более того, они подталкивают самих себя кеще более жесткому сопротивлению изменениям, фактически препятствуя собственному осознанию кризиса.

Важно понимать, что ниодно наше состояние, пока мыживы, неявляется окончательным.

Иутех, кто попал вкризис, пусть через мучения, всегда есть шанс прийти кболее глубокой вере. Кризис- это всегда возможность ииспытание, данное нам для роста.

Духовный кризис – это тяжело и больно, но без него никак нельзя. Все, что в нас есть, будь то наша личность, отношения с другими людьми или наше мировоззрение, все развивается при помощи кризисов.

Кризис – это возможность за короткое время получить качественный скачок и радикальные изменения, которые дают шанс перейти на более высокую ступень развития.

Впрочем, это не дает никаких гарантий, ведь в каждом кризисе вместо шанса пережить и подняться есть опасность зависнуть в переживаниях или провалиться в бездну отчаяния.

Наталья Скуратовская. Фото: Ефим Эрихман

В кризисе часть нас умирает

Кризис полезен. Во-первых, тем, что это самый быстрый и простой способ разрушить установки и привычки , ограничивающие наше развитие. В кризисе какая-то часть нас умирает. Впрочем, умирает именно то, что уже обветшало и отжило.

Во-вторых, кризис повышает нашу осознанность . Он подталкивает к выбору новой жизненной стратегии. Многие люди с трудом делают выборы, откладывая решения на потом либо вообще перекладывая ответственность. Но бывают ситуации, когда уклониться никак нельзя.

В-третьих, кризис не возникает просто так . Ему предшествует скрытый и долгий период нарастания внутренних конфликтов, которые человек старается либо не осознавать, либо не замечать, скрывать от себя и от окружающих. В какой-то момент, когда конфликт становится невыносим, когда кажется, что все рушится и нет даже доверия к земле под ногами, мы понимаем, что ничему в этой жизни нельзя доверять.

И все, во что мы верили, вдруг кажется нам неправдой. Но после периода растерянности, страдания и отчаяния мы обнаруживаем, что конфликт, который привел нас к кризису, в процессе переживания разрешился. Это похоже на грозу, после которой воздух становится чист и свеж.

Мы перестаем понимать смысл жизни

Кризисов бывает много и разных: возрастные, личностные, духовные.

Особенность духовного кризиса состоит в том, что он посягает на основу нашего бытия. В духовном кризисе мы утрачиваем свою мировоззренческую основу, перестаем понимать смысл жизни. Это не значит, что мы понимали смысл жизни раньше, а теперь нет. Но в спокойные периоды нашей жизни обычно присутствует ощущение цели и смысла, которые в моменты духовных кризисов кажутся нам уже неправдой. Иногда неправдой они и оказываются.

Проявление отчаяния помогает очистить наше понимание от шелухи и мусора, от предрассудков, от чужих или даже собственных нелепых мнений, которые затмили наш собственный смысл, и он перестал нас вдохновлять.

В духовном кризисе приостанавливается наша духовная жизнь. Мы чувствуем повреждение процесса духовного поиска и духовной жизни. Возникает ощущение, будто мы шли и вдруг дорога исчезла. Вышли на порог, а порога нет. Но именно это ощущение помогает нам собраться и быть бдительнее, трезво взглянуть не только на самих себя, но и на окружающую реальность.

Эта приостановка полезна, чтобы исправить свои пути.

Особенность духовного кризиса верующего человека, христианина (а очевидно, что какие-то духовные кризисы переживают и эзотерики, и люди с неопределенным представлением о высшей силе) состоит в том, что предыдущий религиозный опыт в одночасье обесценивается. Это приводит к отказу от каких бы то ни было религиозных практик, а иногда к их переосмыслению.

Как только мы теряем почву под ногами, как только наше мировоззрение рухнуло, из-под него вырывается экзистенциальная тревога.

Нас всегда подкарауливают четыре самых сильных страха нашего существования: смерть, свобода, одиночество и бессмысленность.

Тот ужас, который в совокупности создается, ужас, с которым мы сталкиваемся лицом к лицу, побуждает нас быстро искать новые смыслы.

Что делают с нами наши страхи

Смерть всегда оспаривает наше желание быть. Иррациональный страх небытия подрывает основу существования, делая его ненадежным и случайным. Не понятно: то ли мы есть, то ли нас уже нет.

Свобода, которая кажется такой замечательной, ведь мы всегда стремимся к ней – тоже страх. Но почему? Да потому, что всем нам необходима хоть какая-то предсказуемость мира и ясная структура. Большую часть жизни мы, если мы верующие люди, живем с ощущением, что Господь мудро создал этот мир и Промысл Божий о нас так или иначе ведет нас.

Понимаем ли мы или не понимаем его, но, как минимум, в этом мире мы отвечаем не за все. Главное, мы являемся частью некоего более великого плана. Но когда мы чувствуем экзистенциальный страх свободы, возникает ощущение зыбкости всего, мы будто идем как по канату над пропастью. Все, что с нами случится, зависит от нас, но при этом мера ответственности может оказаться для нас непосильной.

Одиночество в экзистенциальном смысле – это чувство собственной изоляции. Мы одинокими рождаемся и одинокими уходим из этого мира. В обычные минуты нашей жизни этот страх мы закрываем в контактах, в привязанностях, в принадлежности к чему-то большему.

В кризисные моменты нашего существования мы чувствуем, что на самом деле между нами и ужасом бытия – пустота. Когда нет Бога, мы оказываемся наедине с бездной.

Наконец, если мы теряем прежний духовный смысл, то мы чувствуем полную пустоту жизни, потому что потребность в целях и смысле составляет основу человеческого существования.

Иллюзии и их крушение – причины

Самой распространенной причиной является крушение иллюзий о себе . Часто мы воспринимаем самих себя мифологически, считаем себя кем-то или видим в себе возможности, дарования.

У нас всегда есть притязания и определенное ощущение собственной ценности, более-менее адекватное или неадекватное. Как бы то ни было, но иллюзии о себе всегда накапливаются. В моменты кризисов этот ворох представлений разваливается. Мы оказываемся вынуждены собирать себя заново, постепенно себя заново осознавать.

Второй причиной является крушение иллюзий о Боге .

Нередко образ Бога искажен нами. Мы вроде бы верующие люди, но в какой-то момент может возникнуть вопрос и недоумение: «А где же то самое мое Богообщение? Где та самая любовь Божия, о которой все рассказывают? Выходит, что я двадцать лет молюсь в пустоту? Я же ничего не слышал. Мне оттуда не отвечают. И вообще неизвестно еще, есть Бог или нет?!»

Бывает наоборот: «Тридцать лет я боялся Бога, но вот понимаю, что один мой поступок ужаснее другого. Так почему же Он меня не останавливает и не поправляет?» Нередко в такие моменты человек понимает, что поклонялся не Богу, а идолу, которого выдумал и сам же поставил на место Бога. Это страшное переживание, но в духовном смысле именно оно бывает полезно.

Наконец, третья причина – крушение иллюзий о Церкви . Ожидание, что мы придем в некое прекрасное место, где все друг друга любят и там практически рай, обычно разбивается о церковные реалии. И с этим переживанием тоже приходится справляться.

Есть и другая группа причин. Как правило, это события, существенно изменившие нашу жизнь и повлекшие за собой духовный кризис. И на первом месте здесь стоит смерть близких.

Смерть – это всегда момент переосмысления и собственной жизни тоже. Часто, особенно когда смерть близких внезапна, при трагических обстоятельствах, когда умирают дети, люди чувствуют, что все, во что они верили, надеялись и молились, все их надежды обратились в прах. Все, что было прежде, обесценивается. Так же как собственная тяжелая или неизлечимая болезнь, внезапная инвалидность заставляет человека чувствовать собственную хрупкость и уязвимость и понять, что жизнь устроена совсем не так, как думаешь, и надо что-то менять.

Когда человек теряет дело жизни, когда с ним происходят разные неприятности, связанные с его профессиональным признанием, когда рушится то, на чем была основана его профессиональная самоидентификация – это тоже приводит к кризису. С этим что-то надо делать. Но единственное, что реально сделать можно – понять, как жить по-другому, и осмыслить произошедшие трагические события, обретя новый смысл.

Изменение материального уровня как в меньшую, так и в большую сторону, внезапное обнищание, как и внезапное богатство, в равной степени разрушительны для духовной жизни. Они ставят нас перед угрозой духовного кризиса.

В равной степени причиной кризиса могут стать отношения с другими людьми: предательство, серьезные обиды, ситуации, когда наше доверие обмануто жесточайшим образом. Ведь это ставит под сомнение вообще наше доверие в основных аспектах нашего бытия. Особенно тяжело, если наше упование мы сосредоточили на чем-то одном, а это не сработало.

Все плохо, и надо уходить

Важно понимать, что кризис подкрадывается постепенно. Он напоминает историю про лягушку в кипятке. Лягушку положили в холодную воду и медленно-медленно нагревали, пока она сварилась, так и не заметив момента, когда надо было выпрыгивать.

Если говорить о православной среде, то причиной духовного кризиса становятся разного рода негативные явления церковной жизни. Например, мы наблюдаем, что практика не соответствует учению. Ожидали одно, а получили другое. Но это становится уже не просто разочарованием в Церкви как в некоем земном институте или богочеловеческом организме.

Это превращается в конкретную обиду на то, что и это плохо, и вообще надо уходить. Однако причины здесь бывают не только внешними, но и внутренними. Например, ложное понимание духовной жизни. Это ситуация, когда человек сам выстроил себе некое авторское православие или за него это сделала группа товарищей под руководством духовного учителя. В какой-то момент становится ясно, что все или многое в этом было ошибкой.

В наибольшей опасности находятся люди с некритичным мышлением и буквализмом веры. К примеру, если человек буквально верил в Шестоднев, то, столкнувшись с убедительными доказательствами эволюционных теорий, он теряет веру совсем.

Чем жестче и ригиднее система наших убеждений, тем разрушительнее любые удары по ней.

Часто говорится, мол, если у человека имеет место духовный кризис, значит, у него есть нераскаянные грехи. Но еще чаще именно тем человеком, который в кризисе это отвергает, все воспринимается по принципу «сам виноват». Здесь важно понимать, что именно критическое мышление защищает нас от прискорбных в духовном смысле обстоятельств.

Наконец, системные конфликты, конфликты отношений, понятий, любое противостояние со значимыми для нас людьми или противоречие между семьей и верой, работой и семьей, затяжные противоречия загоняют нас постепенно в тупик.

Если у вас не было духовных кризисов, есть плохая новость

Внутренние противоречия обычно нарастают, но мы изо всех сил стараемся этого не замечать. И хотя умом не замечаем, сердцем чувствуем и интуитивно понимаем, что зашатались основы нашего существования. Однако мы всегда сопротивляемся этим изменениям. Часто момент кризиса оттягивается нами насколько это возможно. Но чем дольше мы его оттягиваем, тем жестче второй этап кризиса – этап разрушения мировоззрения и представления о себе.

Второй этап всегда болезненней. Максимальные страдания приходятся именно на него. В этот период мы осознаем, что нам ничего не удалось, а мир и мы в нем не будем прежними. Мы чувствуем, что потеряли веру, а если не потеряли, то, как минимум, ни о себе, ни о Боге, ни об этой жизни ничего не знаем. Мы голые и на шатающейся под ногами земле. Единственное, что требуется, – это выбираться из этого состояния.

В такие моменты всегда присутствует много страха, страдания, растерянности, утраты смысла, однако именно в такие моменты мы еще не настолько приняли это состояние, чтобы начать искать новый смысл. Это впереди.

Никакое страдание не продолжается вечно. В какой-то момент наступает пауза и мы постепенно привыкаем к ситуации полной неопределенности в духовном смысле. Понимая, что раз старые модели не работают, а новые не сложились и не созданы, то нам надо приложить волевое усилие, чтобы выйти из этого кризиса.

Именно в этот момент по максимуму включается критическое мышление. В такие моменты мы способны на молитвенное усилие и призываем помощь Божию.

Основная задача этого периода (переоценки ценностей) – поставить правильные вопросы перед собой. И пусть у нас не будет правильных ответов, важно, чтобы вопросы были правильные, потому что именно это позволит перейти к переосмыслению ценностей и созиданию.

Когда из обломков нашего прежнего мировоззрения и пыли, в которую оно превратилось, выкристаллизовывается новое понимание, когда мы видим свет в конце тоннеля, выход из тупика, тогда мы понимаем то, как нам надо менять наш образ действий. Понятно, что изменения не происходят мгновенно, но изменения в такие периоды уже наметились.

Безусловно, автоматически этот процесс не происходит. При патологическом переживании духовного кризиса можно зависнуть на каждой из этих стадий. И если кто-то думает, что у него нет и не было никаких духовных кризисов, то у меня плохая новость.

Скорее всего, это значит, что вы много лет пребываете в состоянии нарастания внутренних противоречий и сопротивления изменениям.

Из трудов святых отцов известны три этапа духовной жизни: сначала благодать нам дается, потом мы ее теряем, и, лишь пройдя трудный путь и обретя смирение, мы ее возвращаем. У кого-то уходит на это вся жизнь.

По большому счету это и есть описание типичного духовного кризиса.

Этот цикл в своей жизни мы можем повторять неоднократно. В какой-то момент чувствовать, что вернули эту благодать, а потом опять ее потеряли, едва расслабившись. Но когда у человека есть опыт, ему хотя бы не страшно, ведь он знает, что разрушение мировоззрения не является необратимым. Кризис – это период переформатирования собственной личности и избавления от всего лишнего.

Как помочь человеку

Мы не одни в этом мире. Даже если вы остро чувствуете экзистенциальное одиночество, высока вероятность, что рядом есть близкие, собратья, пастыри. Редко бывает, чтобы у всех этих людей совпало состояние кризиса, наверняка кто-то чувствует себя более устойчивым в этот момент.

Именно эмоциональная устойчивость помогает поддержать человека в кризисном состоянии. Все, что мы можем дать человеку – это немножко ресурса справиться с экзистенциальной угрозой, то есть сделать так, чтобы он не чувствовал себя одиноким и потерянным. Принятие всегда стоит на первом месте . При этом слова в этот момент могут пониматься человеком трудно.

Второе – это поддержать человека рефлексией , помочь выбраться из состояния полного краха к попыткам нащупать выход из тупика. Важно выслушивать, беседовать, делиться опытом, но делать это не назидательно, а максимально не директивно. Любое давление в такие моменты вгоняет человека в новые кризисы. Можно предлагать свои идеи и варианты, но только не говорите: «У меня такое было, я тоже сомневался…»

Не обесценивайте чужие страдания , мысли и интуицию. Вы не можете знать, насколько для него важно то, что он имеет. Когда мы находимся в духовном кризисе, нам хочется забиться и спрятаться, и переждать это состояние. Но не забывайте, что вы на свете не одни. Не отказывайтесь от помощи и поддержки тех, кто рядом. Иногда нужно найти в себе силы обратиться за помощью.

Чтобы помешать, достаточно начать осуждать

Чтобы помешать выйти из кризиса, достаточно начать человека осуждать, говорить о его бездуховности или «Сам виноват», «Это тебе по грехам». Вредно навязывать единственно верное мнение.

Неважно, отказался ли человек от одного мнения или от другого, но именно в состоянии кризиса он наиболее остро понимает, что все мнения субъективны. Он чувствует это буквально кожей. А ощущение нестабильности заставляет очень критически прислушиваться к любым безапелляционно высказываемым мнениям.

Отказ от общения, отчуждение, мол, когда со своими сомнениями разберешься, тогда и приходи, а мне с тобой тяжело разговаривать – это толкание в одиночество.

Три пути выхода

Переосмысление ценностей и формирование нового мировоззрения имеет три пути.

Во-первых, и это хороший вариант – если кризис связан с верой, то мы можем переосмыслить традицию и свои убеждения, избавиться от наносного, лишнего и суеверного, от предрассудков и сомнительных, пусть даже распространенных мнений и тем укрепить свою веру. Мы сами можем прийти к более глубокой и искренней вере .

Второй путь – путь расцерковления . Человек приходит к отказу от религиозной практики, не отказываясь от веры. Например, он начинает переосмысливать и искать альтернативные пути.

Наконец, третий путь – полное разочарование и потеря веры . В мягком варианте это утверждение: «Я агностик и думать об этом не хочу». В жестком варианте – поведение в духе воинствующего невротического атеизма. В этом случае человек с какой страстью посвящал себя религии, с той же страстью посвящает себя борьбе с религией, делая это годами.

Кризис – всегда возможность роста

Сложившаяся церковная традиция построена на действиях, препятствующих выходу из кризиса. Человек, который открыто высказывает свои сомнения или альтернативные идеи, если он начинает интересоваться чем-то, что не соответствует церковному пониманию, то первое, что встречает – это осуждение, попытки перевоспитать и даже анафематствование.

Но люди, которые действуют в такой парадигме, подталкивают тех, кто оказался в кризисе, к самому жесткому варианту выхода из него. Особенно остро это происходит в тех случаях, когда критическое мышление у человека не было сформировано. Более того, они подталкивают самих себя к еще более жесткому сопротивлению изменениям, фактически препятствуя собственному осознанию кризиса.

Важно понимать, что ни одно наше состояние, пока мы живы, не является окончательным.

И у тех, кто попал в кризис, пусть через мучения, всегда есть шанс прийти к более глубокой вере. Кризис – это всегда возможность и испытание, данное нам для роста.

Если у вас никогда не было девушки, не беспокойтесь об этом. Даже если у вас не хватает опыта, немного обаяния с вашей стороны позволит любой девушке почувствовать себя особенной. Докажите девушке, что вы способны позаботиться о ней, и она, возможно, станет вашей девушкой, с которой можно будет строить отношения и проводить время.

Шаги

Часть 1

Привлеките внимание девушки
  1. Не беспокойтесь, если у вас никогда не было подруги. Не думайте, что вы единственный, у кого нет опыта подобных отношений; на самом деле большинство людей испытывает недостаток опыта, что не мешает им общаться с лицами противоположного пола.

    • Если вы стесняетесь, попросите совет у друга, у которого немного больше опыта во взаимоотношениях с девушками. Вы увидите, что вам нечего бояться.
    • Помните, что даже те молодые люди, которые общаются с девушками на протяжении долгого времени, порой теряются; отношения с девушками – это динамический, развивающийся процесс, поэтому вряд ли наступит волшебный момент, когда вы вдруг станете «опытным».
    • Не стоит лгать о том, что у вас уже были девушки, но и не нужно говорить каждому встречному, что у вас их не было (вы будете чувствовать себя неловко).
  2. Найдите подходящую вам девушку. Если у вас никогда не было подруги, то не стоит останавливать ваш выбор на первой попавшейся девушке, которая вам не очень то нравится – лучше найти девушку, которая вам по душе, даже если это займет больше времени. Ищите девушку, которая вам понравится и с которой вам будет интересно. Конечно, сначала вы можете не знать девушку настолько близко, но если рядом с ней вам хорошо, то это уже что-то значит.

    • Приглашайте девушек на свидания, чтобы лучше узнать их. Это значит, что не нужно придирчиво изучать девушек и приглашать на свидание только ту из них, которая «вроде бы» вам подходит.
    • Не думайте исключительно о внешности девушки. Конечно, она может быть красивой, но не обязательно выглядеть, как супермодель. Постарайтесь быть более объективным по отношению к самым разным девушкам: в очках, полноватым, высоким или невысоким, дерзким, с татуировками или пирсингом, с окрашенными волосами и так далее – такую девушку можно запросто встретить на улице. Привлекательные девушки ищут опытных мужчин, а это к вам не относится, поэтому в ваших поисках не зацикливатесь на каких-то определенных характеристиках девушек.
    • Попробуйте найти девушку с общими интересами. Если вы любите спорт, можете присоединиться к спортивной команде или посещайте спортивные мероприятия. Если вы любите музыку, ходите на концерты или присоединитесь к музыкальной группе. Если вам нравятся книги, пойдите в библиотеку или книжный магазин. В интернете можно найти людей с самыми разнообразными интересами.
  3. Выделитесь из толпы. Это не значит, что вы должны кричать на всю улицу или играть на гитаре на школьном дворе. Просто гордитесь тем, что вы любите и что отличает вас от других людей, будь то ваша любовь к научной фантастике или ваши навыки игры в футбол. Работайте над тем, что вы любите, и демонстрируйте ваши умения девушке, которая вам нравится. Она будет впечатлена, что у вас есть собственные интересы, выделяющие вас из толпы.

    • Не бойтесь показаться простым. Не стоит строить их себя «мачо» или «крутого парня», только чтобы привлечь внимание девушки.
  4. Заговорите с ней. Не стесняйтесь. Просто скажите ей: «Привет!», представьтесь и начните пустяковый разговор. Не нужно засыпать ее вопросами – говорите на простые темы, например, про школьные уроки, планы на выходные, кино или музыке. Самое главное – смотрите на нее и слушайте, что она говорит.

    • Не стоит беседовать на серьезные темы. Просто поинтересуйтесь, как ее дела, улыбнитесь и постарайтесь рассмешить ее, чтобы снять напряжение.
    • Вы можете поговорить с девушкой на перемене, когда время ограничено. Так вам будет легче и спокойнее, потому что вам не нужно будет придумывать темы для поддержания длительной беседы.
  5. Оставьте ее заинтригованной. Если вы хотите привлечь внимание девушки, доведите разговор до кульминации и оставьте ее. Таким образом, она будет заинтересована продолжить беседу с вами, потому что будет уверена, что у вас есть о чем поговорить. Если вы не сможете поддерживать разговор, то девушка решит, что больше вам беседовать не о чем.

    • Не стоит резко обрывать разговор. Просто скажите, что вы прекрасно провели время, разговаривая с ней, и что вы с нетерпением ждете продолжения вашей беседы.
    • Не нужно говорить девушке, куда вы идете (например, что вы опаздываете на день рождения вашей тети) – будьте немного таинственным.
  6. Говорите девушке комплименты. Перед тем, как заговорить с девушкой, сделайте ей комплимент, чтобы показать ей, что вы обращаете на нее внимание, и, возможно, привлечь ее внимание. Если вы заметили, что у нее новая стрижка или новое платье, скажите ей, что вам оно нравится (только не смущайте девушку). Если она носит красивое украшение и вам кажется, что она сделала его сама, скажите, что вам нравится это украшение, и спросите ее, откуда оно у нее. Если в ее ноутбуке вы заметили прекрасное художественное произведение, восхититесь ее вкусом и завяжите разговор об этом.

    • Ничего не говорите о ее фигуре – ей может быть неловко или она может неправильно понять вас. Но нет ничего плохого в том, чтобы восхититься ее одеждой.
  7. Будьте уверенны в себе. Если вы хотите привлечь внимание девушки, покажите ей, что вы уверенный в себе и самодостаточный молодой человек. Возможно, вам будет трудно это сделать, потому что у вас нет опыта общения с девушками, но вы можете научиться этому. Вырабатывайте уверенность в том, что вы веселый, умный, доброжелательный молодой человек, с которым интересно общаться.

    • Встаньте перед ней, смотрите ей в глаза и говорите о том, что вы любите, чтобы продемонстрировать девушке, что вы уверенный в себе молодой человек, с которым стоит познакомиться.
    • На выработку уверенности в себе уйдет немало времени, но вы можете приложить усилия, чтобы избавиться от ваших недостатков и постепенно мириться с тем, что вы не можете изменить в самом себе.
    • Еще один способ развить уверенность в себе – это проводить время с людьми, которые уважают вас и с которыми вам хорошо. Если ваши друзья унижают вас, заведите других друзей, которые будут относиться к вам уважительно.

    Часть 2

    Поддерживайте внимание девушки
    1. Задавайте вопросы о ней. Так вы покажите девушке, что вы на самом деле хотите узнать ее. Вы же не хотите, чтобы она подумала, что вы разговариваете с ней только потому, что она симпатичная, или потому, что вы ищите себе подругу. Познакомьтесь с девушкой ближе, задавая ей вопросы о ее интересах, о том, как прошел ее день, и о многом другом. Вот о чем вы можете спрашивать девушку:

      • О ее хобби
      • О ее питомцах
      • О ее любимых певцах, фильмах, ТВ-шоу, актерах
      • О ее друзьях
      • О местах, которые она любит посещать
      • О ее планах на праздники
    2. Продемонстрируйте девушке вашу заботу о ней (при этом постарайтесь не ошеломить ее). Если вы хотите заинтересовать ее, выделяйте ее – обращайте на нее больше внимания (чем на других девушек) и проводите с ней больше времени (если можете). Улыбнитесь и посмотрите на нее, чтобы она знала, что нравится вам.

      • Если она чем-то расстроена, подойдите к ней и спросите, что случилось. Она должна знать, что вы поддержите ее в любой ситуации (а не только тогда, когда все хорошо).
      • Когда вы находитесь в компании друзей или наедине с ней, флиртуйте с девушкой. Нежно возьмите ее за руку, или дотроньтесь до плеча, или по-дружески дразните ее. Рассмешите ее и покажите ей вашу заботу.
    3. Не давите на девушку. Необходимо демонстрировать ей вашу заботу, но при этом постарайтесь не переборщить с вашими усилиями. Не нужно проводить с ней все ваше время или названивать ей каждый час - так она быстро устанет от вас. Проводите с ней столько времени, чтобы ей было интересно, и чтобы она оставалась заинтригованной при расставании с вами.

      • Если вы находитесь в компании друзей, постарайтесь обращать на нее больше внимание, но при этом не нужно слишком выделять ее. Разговор с другими девушками покажет ей, что вы открытый человек, готовый общаться с другими людьми.
      • Если у вас есть ее номер телефона, не нужно постоянно звонить или отправлять сообщения первым. Пусть девушка тоже проявит инициативу.
    4. Сделайте что-то хорошее для девушки. Она должна понять, что ради нее вы готовы приложить усилия, например, чтобы помочь ей со школьным проектом или починить ее велосипед. Помогите ей, и она поймет, что вы на самом деле заботитесь о ней.

      • Вы даже можете помочь ей нести тяжелую сумку. Однако убедитесь, что ей нужна ваша помощь.
      • Помогайте ей только в том случае, если вы уверены, что девушка не пользуется вами в своих интересах. Она должна видеть в вас своего потенциального молодого человека, а не мальчика на побегушках.
    5. Интересуйтесь мнением девушки. Не стоит общаться с девушкой только из-за ее приятной внешности; покажите ей, что вы считаете ее личностью и что ее мнение немало значит для вас. Вы можете спросить ее, что она думает о последних новостях, о дискуссии, разгоревшейся в классе, о книге или фильме, которые вы читали или смотрели. Продемонстрируйте ей ваш искренний интерес к ее мыслям, и она будет очарована вами.

      • Обращайтесь к девушке за любым советом по пустяковым или важным вопросам, например, о том, что надеть в школу танцев, или как общаться с другом, который сделал что-то плохое.
      • В разговоре не нужно перескакивать с темы на темы, не убедившись, что девушка хочет говорить об этом.
    6. Найдите точки соприкосновения. Это значит, найдите что-то, что интересует вас обоих, и о чем вы можете говорить часами. По мере того, как вы будете знакомиться с девушкой ближе, вы обнаружите, что у вас гораздо больше общего с ней, например, может оказаться, что вы оба любите готовить. Найдя общие интересы, вы можете строить ваши отношения на основе этих увлечений. Если у вас нет ничего общего с девушкой, не волнуйтесь; вы всегда можете завести общие интересы, которые помогут вам лучше узнать друг друга.

      • Не беспокойтесь, если вы не можете найти ничего общего при первом знакомстве с девушкой. Больше общайтесь с ней, и вы обязательно найдете общие интересы.
      • Скорее всего, у вас не будет множество общих интересов, но вы можете найти точки соприкосновения в другом, например, в схожем опыте или в схожих характерах.

      Часть 3

      Сделайте предложение стать вашей девушкой
      1. Проводите с ней больше времени. Если вы нравитесь друг другу, то вы хотите проводить больше времени друг с другом. Например, в классе сидите за одной партой или ходите вместе по магазинам. Проводя с ней больше времени, вы лучше узнаете ее и поймете, подходит ли она вам в качестве вашей девушки.

        • Нет строго определенного количества времени, которое вы должны проводить с девушкой. Она может стать вашей девушкой уже через неделю или спустя более продолжительный отрезок времени.
        • Также не нужно встречаться с ней на протяжении нескольких месяцев, не спрашивая, будет ли она вашей девушкой. Так вы станете просто друзьями, а выйти из этой ситуации довольно сложно.
      2. Найдите нужное время и место, чтобы спросить девушку, будет ли она вашей подругой. Ваши шансы на положительный ответ повысятся, если вы найдете тихое место, где вас никто не потревожит; также удостоверьтесь, что у нее хорошее настроение, и что она никуда не спешит.

        • Если вы еще не оставались с девушкой наедине, пригласите ее в укромное место, но не изолируйте ее (она должна иметь возможность уйти в любой момент).
        • Прежде чем просить ее о встрече с вами, определите ее настроение. Убедитесь, что у нее хорошее настроение, и что она не устала.

У вас есть проблема? У нас есть её решение. Но оно может показаться прозаичным и даже горьким: добро пожаловать в реальный мир.

Дано: Катя, 28 лет, в отношениях с Максимом два года, из которых у них не было секса целых 12 месяцев.

«Мой партнёр очень много работает, и он довольно напряжён. Конечно, моя уверенность в себе снижается, я начала даже набирать вес. Все мои друзья говорят, что я сумасшедшая и что мне нужно немедленно разойтись с ним, но я не хочу этого.

Вначале Максим обвинял меня в том, что я не умею правильно заниматься сексом, и я считала, что проблема во мне. Но как надо «правильно», он мне не показал и не рассказал. Теперь же он говорит о том, что любит не членом, а мозгом, и мне нужно найти «волшебную кнопку» в его голове. И как мне это сделать? Как взломать его мозг?

Меня бесит, что он сказывается усталым или говорит, что хочет спать, когда видит, что я хочу секса. Такое чувство, что он издевается надо мной!».

Да, с этим парнем надо серьёзно поработать: он ведёт себя, как сущий ребёнок. Говорит, что устал, когда вы хотите секса? Так же ведут себя дети, когда их заставляют заправлять постель или убирать разбросанные игрушки.

Что значит его «я люблю мозгом»? Вы что, должны разгадывать судоку в неглиже или играть в «Тетрис» во время прелюдии? Выкрикивать теоремы во время фрикций? Называть его Эйнштейном или Илоном Маском? Вероятно, он реально не хочет с вами секса и пытается от вас отвязаться вот таким некрасивым способом.

Решить проблему можно, пожалуй, только одним способом: прямо скажите ему, что вам нужно заниматься сексом обязательно, столько-то раз в неделю или месяц. Заставьте его объяснить, что значит, по его мнению, «правильный» секс.

Возможно, этот парень асексуал или ставит свою сексуальность под вопрос, а вы страдаете. Попробуйте найти себе кого-то более темпераментного, кто согласится заниматься сексом чаще, чем раз в год.

Воздержание от секса опасно и для мужчины, и для женщины. Для первого – проблемами в физическом плане, для второй – в психическом. Но мужчины так устроены, что идут удовлетворять свои потребности к нелюбимым женщинам, если с любимыми у них секс отсутствует. А женщины терпят: без любви они, как правило, не могут, и если даже решаются на интрижки, потом часто корят себя за эти поступки.

Если секса в паре нет, но отношения разрывать не хочется и на сторону идти – тоже не вариант, тут совет простой: обратитесь к сексологу или, если не хотите впутывать третьего лишнего, откровенно поговорите. Разговор, если оба его участника настроены слушать и слышать, тоже считается терапией. Попробуйте рассказать о своих претензиях к партнёру, выслушайте его претензии, выскажите свои пожелания, попробуйте прийти к соглашению. Возможно, понадобится не один разговор, чтобы оживить вашу интимную жизнь, но результат того стоит. Ведь секс – не главное в отношениях, но без него оба партнёра не могут жить полноценной жизнью.