Дидактическая игра для 2 лет. Что общего и чем отличаются? Развитие физических качеств

Для выполнения поставленных задач я создала соответствующую возрастным особенностям детей развивающую среду, изготовила дидактические игры по восприятию цвета. Закреплять представления детей о 4-х основных цветах и развивать мелкую моторику пальцев.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры для детей 2-3 лет

Подготовила воспитатель 1младшей группы № 4

Хабибуллина Альфия Ринатовна

Дети в возрасте 2-3лет становятся более самостоятельными, возрастает стремление самоутвердиться: "Я сам!". Для этого нужно использовать игры, повышающие интерес малыша к знаниям, создавая игры, которые могут привлечь ребенка своей яркостью, содержанием.

Недаром профессор Н.М. Щелованов назвал ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Для выполнения поставленных задач я создала соответствующую возрастным особенностям детей развивающую среду, изготовила дидактические игры по восприятию цвета. Закреплять представления детей о 4-х основных цветах и развивать мелкую моторику пальцев.

«Посади бабочку»

Цель: Закреплять представления детей о четырех цветах. Учить выделять цвета, развивать мелкую моторику пальцев.

Ход занятия:

Воспитатель раскладывает большие цветы на фланелеграфе и показывает бабочек.

Воспитатель: «Бабочки хотят найти «свои» цветы – сесть на такой же цветок, чтобы их не было видно (такого же цвета) и никто не смог их поймать. Нужно помочь бабочкам спрятаться».

Воспитатель кладёт бабочек на цветочки такого же цвета, обращая внимание детей на то, что цвет бабочки и цветка совпадают (такой же), бабочку «не видно» - она спряталась.

Воспитатель: «Бабочка синего цвета полетела искать «свой» цветок. Вот она села на цветок такого же синего цвета, её «не видно» - она спряталась. Полетела бабочка жёлтого цвета искать «свой» цветок, села на цветок красного цвета. Не такой цветок, не спряталась бабочка, все её видят. Полетела бабочка дальше и села на цветок такого же красного цвета и спряталась, никто её не видит и т. д. Все бабочки спрятались их не видно».

Воспитатель: «Теперь ребята помогите каждой вашей бабочке найти свой цветок».

Воспитатель раздаёт маленьких бабочек и цветочки и просит детей наложить бабочек на цветки такого же цвета, комментируя при этом свои действия словами «такой», «не такой».

Дети выполняют задание, а воспитатель контролирует их и помогает тем, кто затрудняется в работе.

Воспитатель: «Жёлтая бабочка села на жёлтый цветок, синяя бабочка села на синий цветок. Они сели на такие же цветки, спрятались, их не видно. Молодцы, ребята, помогли всем бабочкам найти «свой» цветок. А теперь посадите бабочек так, чтобы каждая была хорошо видна, т. е. на цветок другого цвета. Например, зелёная бабочка села на жёлтый цветок (не такой), теперь её хорошо видно».

Дети пробуют разные варианты размещения бабочек на цветах, продолжая при этом комментировать свои действия.

Воспитатель помогает детям, затрудняющимся в работе, задаёт вопросы, для активизации речи детей.

Воспитатель: «Молодцы, ребята, помогли бабочкам! Теперь все видят, какие бабочки красивые, разноцветные. Пусть наши бабочки отдохнут, а мы с вами поиграем. Превратимся в красивых бабочек. Пройдёмте на коврик и повторяйте все движения за мной».

Игра «Бабочки»

Спал цветок и вдруг проснулся, Плавно поднять руки вверх.

Больше спать не захотел. Повернуть голову вправо-влево.

Шевельнулся, потянулся, Руки на пояс, встать на носочки.

Взвился вверх и полетел. Маховые движения руками, бег на носочках.

«Определи на ощупь»

Цель: формировать умение определять на ощупь различный материал.

Ход занятия: Ребенку предлагается на ощупь определить и назвать качества поверхности карточек: гладкая, шершавая, колючая, мягкая, пушистая.

«Найди варежку такова же цвета»

Цель: Учит подбирать цвета по принципу такой не такой, подбирать пары одинаковых по цвету предметов. Развитие внимание.

Ход занятия: Воспитатель показывает варежку, а ребенок должен найти на столе такую же варежку. и так воспитатель показывает все варежки по очереди и ребенок находит все такие же варежки. В нашей группе я часто провожу эту игру. И дети с удовольствием играют по очереди в эту игру. С помощью этой игры я обратила внимание, что дети быстрее стали различать и называть цвета. В самостоятельной деятельности дети сами проводят эту игру с младшими детьми.

«Разложи палочки по баночкам»

Цель: Учить различать цвета по принципу, такой не такой; сортировать предметы по цвету.

Ход занятия : высыпьте перед ребенком палочки и предложите разделить их на две кучки. Покажите, как следует раскладывать палочки, комментируя свои действия: «Давай разложим палочки на две баночки: сюда такие, а сюда все такие. Продолжай».

Когда ребенок выполнит задание, прокомментируйте результат, называя цвет палочек: «Молодец, ты отлично справилась. Сюда положила все красные палочки, а сюда все желтые».

«Разноцветный зонтик»

Цель: Упражнять названии четырех цветов, круг, развивать мелкую моторику, координацию рук..Воспитывать внимание.

Ход занятия:

Воспитатель вместе с детьми рассматривают зонтик. Воспитатель читает стихотворение:

На картинку посмотри

И котёнку помоги:

Зонтик надо починить,

Чтобы ушки не мочить.

Затем воспитатель объясняет, как можно починить зонтик. «Заплатки» нужно правильно подобрать по цвету и форме - ведь зонтик разноцветный и дырки на нём круглой формы. Воспитатель предлагает рассмотреть первый сектор зонтика и рассказать, какого он цвета, какую форму имеет дырка, а значит какой должна быть заплатка.

Затем воспитатель предлагает самостоятельно выбрать остальные заплатки.

« Собери и наряди елочку »

Цель: Учить из 4-х частей составлять целую картинку. Воспитывать у детей внимание, усидчивость, настойчивость в выполнении поставленной задачи.

Ход занятия:

В гости к детям приходит Карлсон и приносит с собой корзинку с дидактической игрой «Собери и наряди елочку».

Ребята, к нам в гости прилетел Карлсон. Он такой грустный и печальный и просит вашей помощи. Он такой рассеянный, что перепутал все картинку (показываю картинку). Вот он и просит вашей помощи, чтобы мы с вами из этих маленьких картинок сложили большую картинку с елочку. Ребята, поможем Карлсону в беде? Ведь скоро праздник Новый год.

Мелана поможет Карлсону сложить картинку – вот тебе картинка большая и надо же такую сложить из маленьких картинок В процессе работы слежу вместе с Карлсоном, как Мелана выполняет задание, предлагаю чаще смотреть на образец.

«Разноцветные прицепки»

Цель: развитие мелкой моторики рук; снятие эмоционально – психологического напряжения, умение находить и сопоставлять цвета с предметами, развитие логического мышления.

Ход занятия : высыпьте перед ребенком прицепки и предложите разделить их на четыре кучки. Покажите, как следует раскладывать прицепки, комментируя свои действия: «Давай разложим прицепки на четыре разноцветные баночки: сюда такие, а сюда все такие. Продолжай».

Когда ребенок выполнит задание, прокомментируйте результат, называя цвет прицепок: «Молодец, ты отлично справилась. Сюда положила все красные прицепки, а сюда все желтые».

Копилка «Разложи фигуры по местам»

Цель: Познакомить с плоскими геометрическими формами квадрат, круг, треугольник, прямоугольник. Учить находить нужную форму методом зрительного соотнесения, формировать умение различать и правильно называть 4-е основные цвета.

Ход заня т ия : На столе, перед ребенком разложены геометрические фигуры из цветного картона и баночки копилки из четырех цвета. Воспитатель просит ребенка разложить геометрические фигуры по цвету и форме. Ребенок должен объяснить, почему он выбрал именно эту фигуру, а не другую.

« Давай закрутим ленточки! Кто быстрее? »

Цель : Учить детей узнавать и называть основные цвета. Учить детей различать ленточки по цвету и ширине. Развить речь детей. Развивать мелкую моторику рук.

Ход занятия :

Воспитатель показывает, как надо пальчиками взять палочку и крутить её, знакомит с цветом ленточек и другими качествами (длина, ширина, когда движения освоены, можно предложить задание: «Давай закрутим ленточки! Кто быстрее? »


Некоторые родители считают, что чем больше игрушек у ребенка, тем лучше. На самом деле, ребенку не нужно огромное количество игрушек, особенно, если они однотипные. Покупая сто двадцатую куклу или мишку дочке, и сотую машинку сынишке, подумайте о том, что они абсолютно не нужны детям. Лучше купить дидактические игры, особенно если до этого момента Вы не обращали на них внимания в магазинах.

Вот в какие дидактические игры можно поиграть с детьми от двух до трех лет.

Дидактические игры для детей от двух до трех лет

Рамки-вкладыши

Рамок-вкладышей существует огромное количество на любой вкус, но их можно разделить на тематические : фрукты, овощи, насекомые, звери, посуда, транспорт, сказки и так далее; и обучающие : цифры, буквы, фигуры, цвета, счет.

Рамки развивают умение вкладывать фигуру в соответствующее отверстие, нравятся детям, стоят недорого. Подберите несколько рамок, подходящих по возрасту ребенка. Пусть ребенок сначала вынимает все вкладыши, а потом пытается их вставить назад.

Доска с геометрическими фигурами

Доска с геометрическими формами помогает ребенку научиться различать цвета и геометрические формы, способствует развитию воображение. Ребенок должен сначала самостоятельно вытащить фигуры из углублений, а потом вставить их назад.

Половинки

В магазинах продаются карточки, где целый предмет разделен на две картинки. Такие картинки-половинки расширяют словарный запас, учат складывать изображение из двух частей. Можно не покупать картинки, а найти в глянцевых журналах или распечатать из интернета, и разрезать их на две части.

Для занятия нужно разложить на столе картинки, перемешать их. Задача ребенка найти одинаковые половинки и соединить их, чтобы получилась картинка. Во время игры обязательно спрашивайте ребенка, что изображено на картинке.

Мозаика

Мозаика развивает мелкую моторику пальцев, закрепляет умение различать называемые цвета, тренирует усидчивость, развивает фантазию. Есть мозаики для самых маленьких, они предназначены для двухлетних малышей. В такой мозаике фишки крупные, крепления легко соединяются между собой.

Бусины

Если у вас дома есть старые ненужные бусы и шнурок, то предложите ребенку сделать бусы и нанизывать бусины. Покажите, как надо это делать. Вместо бусин можно использовать также крупные пуговицы или приобрести в магазине специальный набор бусин для детей.

Занятие с бусами отлично развивает координацию движений рук, мелкую моторику и умение сосредотачиваться.

Шнуровка

Многообразие развивающих шнуровок для малышей поражает. Найти можно на любой вкус и цвет – это и книжки-шнуровки, всевозможные пуговицы, бусины которые надо нанизывать на шнурок. Шнуровки бывают бумажные, из дерева, резины или пластика. Это могут быть всевозможные предметы с дырочками в виде фрукта, животного, домика или еще кого-нибудь.

Выбирая шнуровку, учитывайте возраст ребенка. Игры со шнуровками развивают мелкую моторику и координацию рук, осваивают навыки шнурования.

Тематическое лото

Лото – это не только познавательная игра, развивающая память, внимание и эрудицию, но и интересное занятие, которое понравится малышу. В лото можно играть всей семьей, карточек обычно в нем не меньше четырех, а можно вдвоем с мамой.

Чаще всего лото объединено одной тематикой: домашние животные, насекомые, транспорт, геометрические фигуры и другие. Игра состоит из карточек и фишек. Кто быстрее закроет все рисунки на карточках фишками, тот и выиграл. Выбирайте лото с небольшим количеством карточек, иначе не сможете доиграть до конца, ребенку просто надоест длинная игра.

Понравилось? Расскажите об этой странице друзьям!

Усовершенствование сенсорных систем и психических функций малыша следует начинать с самого раннего возраста. В этом родителям и воспитателям на помощь приходят дидактические игры на развитие мелкой моторики, зрительного, слухового и тактильного восприятия, памяти, логического мышления и творческих навыков.

Из опыта работы дошкольных педагогов во многих странах мира следует, что эффективность дидактических игр очень высока. Они помогают ребенку освоить базовые представления об окружающем мире, стимулируют формирование интеллекта.

Посредством пальчиковых игр у младших дошкольников улучшается мелкая моторика, стимулируются зоны головного мозга, где формируется речевой навык. Логопедические позволяют детям научиться правильно и четко говорить.

  • «Комары летают»

Дарики-шарики,

(Малыши хлопают в ладони)

Летели комарики: «Зу-зу-зу!»

(Детки складывают пальцы на ладошках в щепотку и показывают, как летит комар)

Летали, вились

Звенели, кружились,

(Вращение кистями в лучезапястных суставах, движениями руками во все стороны)

Раз! В твоё ушко (щечку, ножку)

Уцепились! «З-з-з-з!»

(Легонький щипок за ухо, щеку, ногу или руку).

Используется наглядный материал – цветная иллюстрация, где изображен большой комар.

  • «Сапожник за работой»

Эй, сапожник, помоги!

Совсем стерлись сапоги.

Ты забей получше гвозди –

Ведь идем вечером в гости!

(Во время прочтения детки одной рукой показывают движения молотка, а другой – гвозди, и имитируют работу сапожника).

Это познавательная дидактическая игра, профессии сапожника и других мастеров дети осваивают в веселой игровой форме.

  • «У бабушки Уляны…»

У бабушки Уляны

10 дочерей, 10 сыновей.

(Дети по одному загибают пальцы на правой и левой руке)

(Малыши растопыривают пальцы на двух ладонях)

Все с во-о-о-о-т такими глазами,

(Малыши показывают на глаза, сжимают пальцы щепоткой и распрямляют)

Все с во-о-о-о-т такими ушами,

(Взмахи кистями рук рядом с каждым ухом с двух сторон головы)

Не танцевали, не пели,

(Показывают 2 и 3 пальцами обоих рук ходьбу по столу, покачивают головой)

(Прикладывают 2 палец правой руки к губам)

Все на бабушку глядели.

(Касаются 2 пальцами обоих рук внутренних уголков глаз).

Игры на развитие слухового восприятия

Рассмотрим дидактические игры и упражнения, которые учат распознавать звук, у детей 2-4 лет.

  • Подвижно-развивающее упражнение «Внимание!»;

Малыш выполняет команды педагога, какие начинаются со слова «Внимание!» Например: «Внимание! Иди налево!», «Внимание! Возьми игрушку!» и т.д.

  • «Плотник работает»

Ребенок стучит игрушечным молотком по столу громко, если нужно забить большой гвоздь и тихо, если гвоздик крошечный. Взрослый в произвольном порядке говорит: «Большой, маленький…» Малыш учится различать громкий и тихий звук.

  • «Кто как говорит?»

Одному из деток завязывают глаза. Группа детей по очереди воспроизводит голосом тот или иной звук, что издают домашние животные. Задача игрока – сказать, кто из четвероногих так общается.

  • «Звукоугайдайка»

Ребенок поворачивается спиной к взрослому. Педагог стучит карандашом по разным поверхностям (стекло, метал, дерево, пластик) и просит услышавшего звук малыша угадать, какого предмета коснулись.

  • «Откуда звук?»

Игра помогает развивать слуховую ориентацию в пространстве. Кроха стоит посередине комнаты, закрыв глаза. Педагог перемещается по комнате и в разных местах звонит в колокольчик. Малыш должен указать рукой, с какой стороны он услышал звук.

Рассмотрим дидактические игры по развитию речи, которые тесно связаны с аналогичными упражнениями для слухового восприятия.

  • Дидактическая игра «Какой, какая, какое»

На столе лежат мелкие разноцветные игрушки. Задача ребенка – рассортировать предметы двумя способами: сначала по цвету, а потом в зависимости от грамматического рода слова, отвечая на вопрос взрослого. Например, «Колесо от машинки какое? Зеленое», – в первую группу, «Кораблик какой? Синий», – во вторую группу, «Юла какая? Красная», – в третью группу.

Организация игр для развития речи часто не требует специального оборудования, она основывается на тесном взаимодействии педагога и детского коллектива. В это время изучаются новые лексические темы, дети осваивают грамматические категории речи. Особенности дидактических игр этого класса состоят в их универсальности, так как такие игры можно проводить в любой обстановке.

Упражнения на закрепление цвета

Настольные дидактические игры на знание четырех базовых цветов (красный, синий, желтый, зеленый) помогают улучшить цветовосприятие. Возраст детей – от 2 до 4 лет. Дидактические игры и упражнения этой группы дают малышам простейшие знания по геометрии и цветовому анализу.

  • Дидактическая игра «Домики-1»

Ребенок совмещает изучение основных цветов и простейших геометрических фигур. Есть разноцветные прямоугольники – стены домов, и треугольники – крыши. Задачи малышей – подобрать каждому дому крышу нужного цвета.

  • Дидактическая игра «Домики-2»

После выполнения первого задания, педагог выдает деткам перемешанные палочки разных цветов. Ребенку нужно рассортировать их и построить вокруг домиков заборчики того же цвета, какого у них стены и крыша. После этого дети раскладывают по тому же принципу картинки, где изображены домашние животные различных оттенков.

  • «Разноцветное домино»

Характеристика этого упражнения следующая. Используют деревянные фишки-прямоугольники, половинки которых раскрашены в какие-то два из четырех базовых цветов. Цели игроков – продолжить ряд фишкой того же цвета, в какой окрашена крайняя половинка фишки, положенной на стол предыдущим игроком.

  • Дидактическая игра «Подбери прищепку»

Игровой комплекс, развивающий цветовосприятие и мелкую моторику. Детки должны прикрепить на 4 разноцветных картонных кругах прищепки четырех базовых цветов, которые перемешаны в одну кучу.

  1. Дидактическая игра «Подбери все синие предметы»;
  2. Дидактическая игра «Подбери все красные предметы»;
  3. Дидактическая игра «Подбери все желтые предметы»;
  4. Дидактическая игра «Подбери все зеленые предметы».

Развивающие Занятия для Детей 2-3 лет

Формирование элементарных математических представлений

Развитие основ логического мышления, усвоение понятий величины и формы, навыков сравнения нескольких предметов происходит через , где объясняется простейшая математика. Ролевые игры из этого раздела можно применять в младшей, в средней и старшей группах детского сада.

  • Дидактическая игра «Фрукты (фруктовый магазин)»;

Используются разноцветные картинки с фруктами. Детям необходимо подобрать покупателю фрукты только определенного цвета или формы, либо выбрать определенное количество фруктов одной группы. Много разных карточек делают эту игру полезной и увлекательной.

Интересный экологический вариант упражнения – использовать вместо фруктов разноцветные картинки растений. Тогда можно предложить малышам играть в аптеку. Дети запоминают изображение и название растения, вспоминают цвета и осваивают счет. Вместе с этим на ознакомительном уровне изучается экология.

Подобные сюжетно-дидактические игры для малышей в 2-4 года:

  • Дидактическая игра «Транспорт»;

Используются карточки с изображением транспортных средств. Правила аналогичны вышеописанной игре.

  • Настольные дидактические игры «Одежда (Ателье)», «Зоомагазин (Зоопарк)»;

Атрибуты этого упражнения – карточки, где изображены предметы гардероба, дикие и домашние животные. Дети изучают форму, цвет, понятия «один-много».

  • Универсальная дидактическая игра «Больше-меньше»

Педагог предлагает ребенку рассмотреть две разные группы предметов. Малышу нужно посчитать количество вещей в каждой группе, и сказать, в какой куче предметов больше. Используются бусины, палочки, фишки.

Музыкальное воспитание

Младший дошкольный возраст – отличное время для начала изучения музыки. Музыкально-подвижные игры стимулируют развитие чувства ритма, звуковысотного слуха, улучшают координацию движений, учат детей взаимодействовать друг с другом. В игровой форме проводится урок, развивающий психические функции и восприятие. Песни, выученные на музыкальных занятиях, можно представить на празднике, пригласив родителей на утренник.

  • «Зайчик и гроза»

Оформление занятия требует наличия большого и маленького барабанов. При ударах в большой барабан – звуках грома – дети («зайчата») прячутся в норке (садятся на корточки), а при ударах в маленький барабан – звуках мелкого дождя – прыгают по ковру (бегают по лесу). Может быть использован музыкальный инструмент.

  • «Осенняя погода»

Оформление занятия требует наличия двух треков – веселой активной и тревожно-грустной мелодии, а также большого зонта. Когда на улице солнечная погода, педагог включает веселую мелодию и дети гуляют в парке – бегают по комнате. Если погода портится и начинается ливень – звучит грустная музыка, то воспитатель открывает зонт, дети бегут к взрослому и прячутся под зонтом.

Игры на развитие тактильных ощущений

Для стимуляции тактильного восприятия существуют простые настольные дидактические игры:

  • «Слепой следопыт»

Ребенок погружает руку в коробку, где должен взять один предмет, на ощупь определить его фактуру и назвать её вслух (гладкий, шершавый, с пупырышками и т.д.);

  • «Геометрия на ощупь»

Малыш погружает руку в коробку и должен, используя тактильное восприятие, назвать, какую геометрическую фигуру (прямоугольник, квадрат, круг, треугольник), он взял внутри.

  • «Всякой вещи по паре»

В коробке лежат пары различных мелких вещей. Задача ребенка – погрузить две руки в коробку, на ощупь найти два одинаковых предмета и назвать их.

Тактильная коробка, мешочек

Тактильная коробка (мешочек) – универсальное пособие для детей дошкольного возраста, что применяется для игр на развитие тактильного восприятия. Она делается очень просто из любой небольшой коробки. Готовый мешочек или коробочка украшаются гофрированной бумагой и лентами.

Внутрь помещаются камешки, бусины, маленькие игрушки из пластика, дерева и металла, ключи, стеклянные шарики, образцы тканей и т.д. Типичное описание дидактической игры по этой методике приведено в предыдущем разделе. Коробка может использоваться на групповых занятиях, так и способствовать самообразованию детей под присмотром взрослых.

Дидактические игры для детей 2-3 лет в детском саду, картотека которых собрана здесь, помогут каждому воспитателю правильно организовать учебно-игровой процесс для мальчиков и девочек, разбудить их любознательность и улучшить разные виды восприятия.

Игры для детей 2-3 лет. Мамина школа.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Игры по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста имеют целью развитие мелкой моторики пальцев рук, что в свою очередь ведет к улучшению интеллектуального развития, развития речи. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста (2-3 лет)

«Собери пирамидку»

Цель: развивать ориентировку ребенка в контрастных величинах предметов.

Материалы: пирамидка из 4 – 5 колец.

Методические приемы: пирамидка собирается из большой, состоящей из 8 – 10 колец. Для детей этого возраста такую пирамидку собирают через одно кольцо, т. е. разница в величине колец здесь более контрастная.

«Складывание матрешки с двумя вкладышами»

Цель: продолжать учить простым действиям с предметами, отличающимися по величине.

Дидактический материал: комплект из трех матрешек (для каждого ребенка и взрослого).

Методические приемы:показ действий и сопоставление величины разных предметов сопровождаются словами: открой, закрой, маленькая, большая, меньше, больше, такая, не такая.

«Закрой окошки»

Цель: учить детей соотносить предметы по форме и цвету одновременно.

Дидактический материал: 4 домика разных цветов, с вырезанными в них геометрическими фигурами (окошечки).

Методические приемы: закрыть окошки в домиках фигурками.

«Найди такой же»

Дидактический материал: три шарика, три кубика одного цвета и величины.

Методические приемы: воспитатель предлагает детям, играя, найти предметы такой же формы

«Оденем куклу»

Цель: подбор к образцу парных предметов одного цвета.

Дидактический материал: варежки красного и синего цветов.

Методические приемы: воспитатель предлагает детям одеть кукле варежки. Ставит перед детьми 4 варежки (2 красного и 2 синего цвета). Надевает на одну ручку варежку красного цвета, а на другую предлагает надеть детям. Если дети справились с заданием, игру повторяют, используя варежки синего цвета.

«Чудесный мешочек»

Цель: закреплять знания детей о форме (куб, шар, кирпичик).

Дидактический материал: мешочек с предметами разной формы.

Методические приемы: определять на ощупь предметы.

«Разложи по коробочкам»

Цель: фиксировать внимание детей на цветовые свойства предметов.

Дидактический материал: разноцветные коробочки, фигурки желтого и зеленого цветов.

Методические приемы: воспитатель предлагает детям подобрать желтую фигурку к коробочке такого же цвета.

«Подбери крышку к коробочке»

Цель: подбор предметов по образцу.

Дидактический материал: коробочки разных форм (круглая, четырехугольная, прямоугольная, треугольная) и соответствующие им крышки.

Методические приемы: воспитатель, держа руку ребенка, его пальчиком обводит форму отверстия коробки. Затем показывает предмет, сопровождая действие словом. На глазах у детей опускает предмет в соответствующее отверстие. После этого предлагает детям это задание.

«Палочки цветные»

Цель: фиксировать внимание детей на цветовых свойствах игрушек, формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов.

Дидактический материал: палочки красного, желтого, зеленого, синего, белого, черного цветов (по 10 каждого цвета).

Методические приемы: вначале воспитатель распределяет палочки сам, затем предлагает кому – либо из детей взять любую палочку, посмотреть, где лежат палочки такого же цвета, и положить их вместе, затем сделать тоже с палочкой другого цвета.

«Цветные мячики»

Цель: продолжать закреплять умение группировать по цвету однородные предметы.

Дидактический материал: разноцветные мячики, корзины.

Методические приемы: первые две пары воспитатель группирует сам, раскладывая мячи одного цвета (красного) в одну корзину, а мячи другого (желтого) цвета в другую корзину, затем привлекает к группировке детей.

«Ленточки для кукол»

Цель: продолжать учить фиксировать внимание на величине предметов и формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета.

Дидактический материал: коробка с лентами различной длины и цвета, большие и маленькие куклы.

Методические приемы: нужно нарядить кукол: большой кукле – большой бант, маленькой кукле – маленький бант. Для большой куклы в синем платье выберем большой синий бантик, а для маленькой куклы в красном платье – маленький красный бантик (выполняет вместе с детьми). Затем дети подбирают самостоятельно.

«Привяжем к шарику ниточку»

Цель: группирование предметов по цвету.

Дидактический материал:разноцветные кружочки (овалы) , палочки таких же цветов.

Методические приемы: к красному кружочку найти палочку такого же цвета.

«Нанизывание на стержень колец, убывающих по величине».

Цель: продолжать учить простым действиям с предметами (снимать и нанизывать кольца), обогащать зрительно – осязательный опыт малышей. Дидактический материал: коническая пирамидка из пяти колец

Методические приемы: на столе все кольца раскладывают в порядке увеличения справа от пирамидки. Затем пирамидка собирается в соответствующем порядке. Взрослый поясняет: «Вот самое большое кольцо, вот поменьше, это еще меньше, а вот самое маленькое». Закрыв пирамидку вершиной, предлагает детям провести рукой вдоль поверхности сверху вниз, чтобы они почувствовали, чтоб пирамидка книзу расширяется: все колечки на месте. Пирамидка собрана правильно.

«Проталкивание предметов разной формы в соответствующие отверстия»

Цель: учить детей сравнивать предметы по форме.

Дидактический материал: коробка с отверстиями разной формы, размер отверстий в коробке соответствует размерам кубика и шара. Важно, чтобы шар не мог проходить в отверстие для кубика, а куб в круглое отверстие.

Методические приемы: воспитатель показывает детям коробку с отверстиями, обращая их внимание на форму отверстий. Обводя рукой круглое отверстие, взрослый поясняет детям, что есть такое окошко, обводя квадратное отверстие, говорит, что есть еще и вот такое окошко. Затем воспитатель предлагает детям поочередно опустить по одному шарику в соответствующее окошко.

«Веселый грузовик»

Цель: формировать представление о форме, величине предметов.

Дидактический материал: различные геометрические цветные фигуры (круги, квадраты, большие и маленькие прямоугольники).

Методические приемы: воспитатель показывает, как можно из фигурок построить грузовик.

«Размещение круглых вкладышей разной величины в соответствующих отверстиях»

Цель: закреплять умение детей сравнивать предметы по величине.

Дидактический материал: вкладыши с большими и маленькими отверстиями.

Методические приемы: вначале ребенку предлагается вкладыш, чтобы закрыть большие отверстия, после того как малыш разместит вкладыш в соответствующем гнезде, ему дают маленький вкладыш для маленького отверстия.

Игры с прищепками

«Солнышко»

Цель: учить выделять и называть основные цвета, по образцу выбирать нужный цвет.

Дидактический материал: круг желтого цвета, прищепки двух цветов.

«Ежик»

Цель: учить детей производить выбор по величине и слову; чередовать по цвету и величине.

Дидактический материал: плоскостные изображения ежика и елки, прищепки зеленого, белого, черного цветов.

«Разноцветные человечки»

Цель: учить детей конструировать по образцу, называть основные цвета и формы, способствовать воспитанию в детях дружелюбия.

Дидактический материал: геометрические формы и прищепки.

«Забавные прищепки»

Цель: учить детей правильно брать и открывать прищепку, находить ее местоположение по цвету.

Дидактический материал: прозрачная емкость, по краю которой наклеены цветные полосы, набор цветных прищепок.

«Найди подходящую заплатку»

Цель: учить находить идентичные геометрические фигуры(плоскостные и объемные).

Дидактический материал: геометрические фигуры.

Методические приемы:воспитатель раздает трафареты геометрических фигур. Дети выбирают из набора соответствующую по форме фигуру, вставляют ее в прорезь.

Игры на сенсорное развитие для детей младшего дошкольного возраста (3-4года)

«Укрась бабочку»

Цели:
Учить детей группировать предметы по цвету. Закреплять знания о геометрической фигуре круг, о понятия много - один, большой - маленький. Развивать мелкую моторику.
Материалы:
Бабочки разных цветов, вырезанные из картона, круги разных размеров и цветов.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям бабочек и говорит, что они прилетели к ним в гости. Рассказывает, что бабочки принесли с собой кружки разных цветов и хотят, чтобы дети украсили их крылышки. Воспитатель предлагает помочь бабочкам. Вначале он просит каждого ребёнка выбрать кружки одного цвета из предложенных четырёх. При этом предлагает поочередно то одному, то другому малышу выбрать кружки понравившегося цвета. После того как все дети выберут, воспитатель раздаёт им силуэты бабочек и предлагает украсить их.
В конце игры воспитатель хвалит всех детей за то, что они украсили бабочек и они стали ещё красивее.

«Почини одежду зайчатам»

Цели:
Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник). Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание.
Материалы:
Силуэты одежды, вырезанные из картона геометрические фигуры.
Ход игры:
Появляется зайчиха с корзинкой и плачет.
Воспитатель: Почему ты плачешь зайчиха?
Зайчиха: Купила я своим зайчатам подарки – шорты и юбочки. А пока шла по лесу, задела за куст – они и порвались. (Показывает шорты и юбки из картона).
Воспитатель: Не плачь, зайчиха, мы тебе поможем. Дети давайте подберём заплатки и залатаем дырки. На что похожи дырки на юбочках и шортах?
Дети: на треугольник, квадрат и круг.
Воспитатель: Правильно.
Зайчиха кладёт шорты и юбочки на «пеньки»(столы), на которых заранее разложены заплатки. Дети подходят к столам и выполняют задание. Воспитатель спрашивает у каждого ребёнка, какого цвета заплатку он поставил, и на какую геометрическую фигуру она похожа.
Зайчиха: Большое дети, вам спасибо!

«Большие и маленькие мячики».

Цель: Учить различать цвет и величину (большой – маленький); развивать чувство ритма; ритмично проговаривать слова.
Игровая задача. Подобрать мячики для кукол.
Игровое правило. Правильно подобрать мячи по цвету и величине.
Ход игры. Воспитатель дает рассмотреть мячики разных цветов (синие, зеленые, красные, желтые) и разной величины (большие и маленькие). Показывает, как они ритмично подпрыгивают, и приговаривает: Прыг да прыг,
Все прыг да прыг,
Спать наш мячик
Не привык.
Воспитатель выносит две куклы – большую и маленькую – и говорит: «Большая кукла Оля ищет для себя мячик. Маленькая кукла Ира тоже хочет поиграть с мячом». Предлагает детям подобрать куклам мячи. Дети отбирают мячи нужной величины (большой кукле – большой мячик, маленькой кукле – маленький мяч). Кукла Оля капризничает: ей нужен мяч желтого цвета, как ее юбочка. Кукла Ира тоже сердится: ей нужен мяч красного цвета, такой, как ее бантик. Воспитатель предлагает ребятам успокоить кукол: подобрать им нужные мячи.

« Спрячь мышку»

Цели:
Продолжать знакомить детей с шестью основными цветами, учить различать их. Развивать быстроту реакции, внимание, мышление. Закреплять знания о животных.
Материал:
Демонстрационный: листочки бумаги шести цветов(20 – 15), посредине белый квадрат(8-8), на которых нарисована мышка (мышкин домик), квадраты тех же шести цветов – дверцы (10х10), большая картонная игрушка – кошка, мягкая мышка.
Раздаточный: такой материал меньшего размера - цветные листы 10х8, белые квадраты на них 5х5, цветные квадраты.
Ход игры:
Смотрите, ребята, какая маленькая у нас сегодня гостья. Кто это, правильно, мышка. Какая она маленькая, пушистенькая, серенькая. Погладьте ее. Дети по очереди гладят мышку.
- А вы знаете, где живет мышка? В норке. От кого прячется мышка? От кошки. Смотрите, нет ли где кошки, а то наша мышка боится. Поможем мышкам спрятаться в норке? Сейчас мы поиграем с вами в игру «Спрячь мышку».
Cначала мы вместе научимся в нее играть. У меня Мышкины домики. Расставляю три домика на демонстрационной доске, радом кладу шесть квадратов шесть цветов. Видите в окошко, выглядывают мышки.
Чтобы спрятать мышку надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвета, что и домик, а то придет кошка увидит где окошко, откроет его и съест мышку.
Вызываю по очереди трех детей и предлагаю им по очереди закрыть три окошка, выясняю, все или окошки хорошо закрыты.
Если кто – то допустил ошибку, вызываю ребенка для её исправления. Достаю спрятанную раньше кошку, которая идет «ловить мышей».
«Пойду, поищу, где здесь живет мышка. Дети вы не видели мышку?» Кошка уходит не найдя мышку. Детям раздается по одному листочку – «мышиному домику» (сидящим рядом даю листочки разных цветов) и по шесть квадратов всех цветов. « А теперь вы спрячьте своих мышек, пока кошка спит. Выберите из квадратов, которые лежат на ваших тарелочках квадрат такого же цвета, как и домик вашей мышки».
Когда все дети выполнили задание, кошка снова «идет на охоту». Иду крадущимся шагом с кошкой на руках, прохожу по рядам и смотрю, у кого мышка плохо спряталась. При этом даю возможность ошибшимся детям. Исправить положение, пока кошка не приблизилась к ним. Если ошибка не исправлена, кошка забирает у ребенка листочек с мышкой.
Все сегодня хорошо играли, все спрятали мышек, только некоторые ребята ошиблись (указываю, какие именно ошибки были допущены). В следующий раз они обязательно хорошо спрячут мышек.

Игра «Спрячь мышку» второй вариант

Цель: Учить определять название различных геометрических форм, соотносить по форме и размеру прорези и вкладыши.
Для этой игры нужны силуэты домиков, сделанные из картона. В окошках домиков нарисованы мышки. Окошки на домиках разной формы: круглые, овальные, квадратные, треугольные. Также понадобятся крышки для окошек (фигуры той же формы и размера, что и окошки в домиках). Таких домиков и крышек должно быть по одному набору для каждого ребенка. Воспитатель показывает детям, в каких домиках поселились мышки.
- Они сейчас глядят в окошки. Окошки у всех разные: круглые, овальные, квадратные, треугольные. Эти окошки мышки закрывают только ночью, когда ложатся спать или когда увидят поблизости кошку. Представьте, что наступила ночь, и мышкам нужно закрыть окошки. Возьмите крышечки и закройте окошки так, чтобы форма окошка совпала с формой крышечки, то есть чтобы окна были плотно закрыты. (Педагог помогает детям подобрать к окошкам нужные крышки.)
- Хорошо, теперь наступило утро, окошки нужно открыть.
Наступил день.
Вдруг, посмотрите, кто появился (воспитатель достает игрушечную кошку)?! Нужно быстро спрятать бедных мышек, чтобы кошка их не съела!
Малыши снова закрывают окошки домиков, но теперь стараются сделать это как можно быстрее.
- Кошка ушла, потому что не нашла ни одной мышки. Можно открыть окошки домиков, пусть мышки полюбуются на вечернюю зарю. Но вот снова наступает ночь, мышки ложатся спать, нужно закрыть окошки.

Игры с бельевыми прищепками

Цели:
Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками - развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста.
Также эти игры направлены на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета.
Кроме того, игры с прищепками способствуют развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу. Они стимулируют речевую активность детей.
Ход игры:
Взрослый: Отгадайте загадку.
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
Дети: Это рыбка. Взрослый: (показывает картинку с изображением рыбки). Правильно, это рыбка. Посмотрите на картинку и покажите, где у рыбки глазик?
Дети показывают глазик
Взрослый: А где у нее ротик?
Дети показывают на рисунке ротик рыбки.
Взрослый: А где у нее хвостик и плавники?
Дети показывают хвостик и плавники.
Взрослый: А теперь давайте сами сделаем рыбок.
Детям необходимо выбрать подходящие по цвету прищепки и добавить каждой рыбке хвостик и плавники.
Взрослый: Отгадайте, кто это такой:
На спинке иголки, длинные, колкие.
А свернется в клубок - ни головы, ни ног.
Дети: Это ежик. Взрослый: (показывает картинку с изображением ежа). Правильно, это ежик. Покажите, где у него глазки, носик, ушки?
Дети показывают.
Взрослый: Давайте поможем нашему ежику найти иголочки.
Взрослый дает ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ежика, на которой нарисованы глаза, уши, нос, но нет иголок. Дети прикрепляют к спинке ежика прищепки.
Взрослый: (поглаживая ежика по его новым иголкам). Ой! Какой ежик стал колючий!
А вот новая загадка.
Колкую, зеленую срубили топором.
Красивую, зеленую принесли к нам в дом.
Дети. Это елочка.
Взрослый: Да, это елка, но она плачет. Она потеряла все свои иголочки. Не плачь, не плачь, елочка! Мы тебе поможем.
Взрослый раздает детям вырезанные из зеленого картона треугольники. Дети выбирают из коробки зеленые прищепки и «возвращают» елке ее иголочки.
Взрослый: (поглаживая елку). Ой! У елки иголки колки!
Взрослый: А где же солнышко? Оно потеряло свои лучики. Какого цвета лучики у солнца?
Дети. Желтого.
Взрослый: Правильно. Давайте поможем солнышку. Солнышко, выгляни, жёлтое, высвети.

Полянка

Цели:
Учить группировать предметы по цвету.
Устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов.
Учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные».
Ход занятия:
Воспитатель: Дети хотите погулять? Под музыку идем гулять. Приходим “на полянку”. Ой, куда мы попали?
А как ты догадался? Правильно.
В лесу растут травка, деревья, цветы. Это не просто цветы, а домики для бабочек.
Сейчас, я каждому из вас дам картонную игрушку бабочку. Звучит музыка. Дети давайте “полетаем” со своими бабочками. А теперь бабочки устали. Посадим бабочек на свои домики. Будьте внимательны! Каждая бабочка должна сесть на свой домик. Посадили.
Игра помогает в игровой форме выучить или закрепить выученные цвета.
Повторить можно с листочками разного цвета.

Игра-шнуровка

Игровое пособие направлено на развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий.
Является хорошей подготовкой руки к письму, тренирует усидчивость, часто такая игра успокаивает ребенка.
В этой игре не забыто также и развитие воображения: "вышивание" условных контуров по ассоциации с реальными предметами - основа для развития абстрактного мышления, обобщений свойств, "видения сути предмета".
Ловкость рук я развиваю
Со шнуровкою играю.
Тренирую логику
И мелкую моторику!

«Светофор», «Мишка»

Цель:
Побуждать ребенка к самостоятельной деятельности; формировать цветовое представление, выработать навык завинчивания крышек.
Развивать мелкую моторику рук, сенсорику, связную речь.
Обогащать словарный запас.
Можно использовать следующие упражнения с пробками - дети раскручивают и закручивают пробки от пластиковых бутылок к их горлышкам.
Для закрепления цвета прикручивают разноцветные пробки к соответствующим по цвету горлышкам.

Подбери чашки к блюдцам

Цели:
Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Развивать мелкую моторику, внимание.
Материалы:
Наборное полотно, блюдца и чашка разных цветов.
Ход игры:
В магазин сначала привезли блюдца. Продавцы расставили их по полкам. На верхнюю полку поставили вот такие блюдца (показывает)
Какие? (Ответы детей).
На нижнюю – вот такие. Какого они цвета? (Ответы детей). Одинакового ли цвета блюдца на верхней полке и на нижней? (Ответы детей).
Потом привезли чашки. Давайте поможем продавцам подобрать к блюдцам нужные чашки. Они должны быть такого же цвета, как блюдца.
Воспитатель кладёт на стол картонные плоские чашки. Ребёнку он поручает подобрать чашки к блюдцам.
Одобряет действия ребёнка, который, посмотрев внимательно на блюдца, отбирает все нужные чашки. Спрашивает, какого они цвета.

Бусы

Цель:
укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; различение предметов по форме, цвету и материалу; развитие усидчивости
Материалы:
пуговицы различной величины и цвета; бусинки разной формы, величины, материала; проволока, леска, тонкая нитка.
Ход:
Ведущий предлагает ребёнку сделать бусы. Можно предложить сделать бусы по образцу, а пуговицы подобрать по форме и цвету. Возможно, и сам ребёнок может предложить свой вариант изготовления бус. После этого ребёнок приступает к созданию бус.

«Разложи фигуры по местам!»

Цель:
Познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником. Учить подбирать нужные формы разными методами.
Материалы:
Плоские геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники). Рамка-вкладыш Монтессори.
Ход:
Выньте фигурки из углублений и поиграйте с ними: «Вот весёлые разноцветные фигурки. Это круг, он катится – вот так! А это квадрат. Его можно поставить. А теперь фигурки прыгают (танцуют)». Затем предложить детям разложить фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки».
Раздайте детям по одной фигурке и предложите по очереди найти место для каждой из них. Когда малыши разложат фигурки, подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают». Затем ещё раз покажите и назовите все фигурки, не требуя от детей повторения. Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя её сюжет.

«Найди окошко для фигурки»

Цель:
Учить детей соотносить форму деталей с формой отверстия.
Ход:
Игра проводится с участием 3-4 детей. Воспитатель раскладывает на столе геометрические фигуры и раздаёт детям карточки с рельефными конторами. Воспитатель предлагает рассмотреть карточки и обвести пальчиками конторы окошек.
- Какая фигура подойдёт для твоего окошка?
Если ребёнок выбирает неправильно фигуру, дать возможность убедиться в том, что она не подходит и предложить выбрать следующую. Когда ребёнок найдёт подходящую, следует похвалить его, продемонстрировать остальным игрокам, что окошко закрылось и предложить ему самостоятельно несколько раз открыть и закрыть окошко. Затем следующий ребёнок подбирает фигуру для своего окошка.

Игра «Волшебный мешочек»

Цель: Учить определять название запаха предмета, устанавливать отношения между предметом и его запахом; работать над умением определять название предмета, опираясь на обоняние, то есть восприятие запаха.
В мешочек, сшитый из любой непрозрачной ткани, помещаются различные предметы, обладающие определенным запахом. Это должны быть такие предметы, которые всегда пахнут одинаково (например, лимон, яблоко, апельсин, цветы с характерным запахом: герань, сирень, роза; краска, рыба и т.п.). Все эти предметы должны лежать в отдельных коробочках с отверстиями, чтобы исключить возможность иного (например, тактильного) восприятия этих предметов. Можно также завязать каждому ребенку глаза и спросить: «Что это?», - держа перед ними душистое мыло, детский крем или флакон с духами. За правильный ответ натрите ребенку ручки кремом, духами или подарите цветок, который он правильно определил.

Игра «Назови свойства материалов»

Цель: Учить определять название различных свойств материала, устанавливать отношения между материалом и его ощущением.
Демонстрационный материал к игре: образцы различных на ощупь материалов (глад-кий кафель, пластик, линолеум, бархат, махровая ткань, мех, фланель), наклеенные на картон.
Перед игрой познакомьте детей с различными на ощупь материалами. Для этого надо приготовить по паре образчиков материалов, явно отличающихся на ощупь. Это может быть гладкий кафель, пластик, линолеум, бархат, махровая ткань, мех, фланель. Наклейте образчики на квадратные листы картона. Дайте каждому ребенку поиграть с квадратика-ми, ощупать их. Поговорите с детьми о различных свойствах материалов: твердые они или мягкие, гладкие или шершавые... Когда дети запомнят свои ощущения, возникающие при осязательном восприятии различных типов поверхностей, смешайте квадратики и дайте каждому ребенку по одному образцу. Смогут ли они подобрать пару для этого образца? Конечно, дети смогут ориентироваться не только с помощью осязательных ощущений, но и с помощью зрения. Но на начальном этапе это не помешает, так как дети смогут обрести уверенность в своих силах.
Затем можно усложнить задачу. Пусть дети попробуют подобрать «двойников» вслепую. В данном случае они будут ориентироваться, целиком опираясь на осязательное восприятие. Давая это задание, попросите детей называть свойства материалов: твердый, мягкий, гладкий, шершавый.

«Выложи орнамент»

Цель: научить ребенка выделять пространственное расположение геометрических фигур, воспроизводить в точности такое же расположение при выкладывании орнамента.
Материал: 5 вырезанных из цветной бумаги геометрических фигур по 5 (всего 25 штук), карточки с орнаментом.
«Посмотри, какие орнаменты перед нами. Подумай и назови фигуры, которые ты здесь видишь. А теперь постарайся из вырезанных геометрических фигур выложить такой же орнамент».
Затем предлагается следующая карточка. Задание остается прежнее. Игра окончена, когда ребенок выложит все орнаменты, показанные на карточке.

Игра «Собери игрушку»

Цель: Работать над умением дифференцировать различные геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения, то есть развивать осязательное и зрительное восприятие.
Для этой игры необходимо изготовить из фанеры, поролона или картона силуэт какой-нибудь игрушки (зайца, мишки или куклы), вырезать глаза, нос, рот так, чтобы эти детали потом можно было вложить на места. Вкладыши можно раскрасить в соответствующие цвета. Дети должны самостоятельно найти место для каждой из вырезанных деталей, вложить их в прорези для недостающих глаз, рта и носа. Постепенно добавляйте новые геометрические формы, которые сложнее различить (можно, например, вырезать узоры на платье у куклы или на одежде у игрушечных зверят). Пусть дети вставят вырезанные кусочки в отверстия.

Игра «Картинка из фигур»


Для этой игры нужны наборы геометрических фигур разной формы (круги, треугольники и квадраты) и двух размеров (большие и маленькие) для каждого ребенка: всего 12 или 24 фигуры (по 2 или 4 фигуры каждого вида). Эти фигуры можно изготовить из картона или тонкой пластмассы. Для воспитателя нужны такие же фигуры большего размера для закрепления их на фланелеграфе.
Эта игра направлена на развитие воображения и творческих способностей детей. В начале игры педагог показывает детям на фланелеграфе, какие рисунки могут получиться, если положить рядом те или иные фигуры. Воспитатель демонстрирует детям способ и порядок построения несложных конструкций. После этого он предлагает детям из своих фигур выложить другие рисунки, которые они придумают сами. Картинка на фланелеграфе убирается, чтобы дети не копировали уже готовое изображение.

Игра «Чередование флажков»

Цель: Работать над умением дифференцировать различные по форме и размеру геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения, то есть развивать осязательное и зрительное восприятие.
Для этой игры нужно приготовить по 4 - 5 флажков треугольной и прямоугольной формы для каждого ребенка и столько же флажков, обклеенных с обратной стороны бархатной бумагой, чтобы прикреплять их на фланелеграф, для воспитателя. Флажки для детей можно изготовить из картона. Педагог говорит, что улицы на праздники украшают флажками, но развешивают их не как попало, а в виде гирлянды, где чередуются флажки разной формы. Например, вот так (взрослый прикрепляет флажки на фланелеграф таким образом, чтобы прямоугольные флажки чередовались с треугольными). Воспитатель просит подсказать ему, какой флажок теперь нужно прикрепить: прямоугольный или треугольный, а теперь и т.д. После того как дети хорошо усвоят порядок чередования флажков, педагог предлагает дошкольникам самим смастерить такую же гирлянду из флажков, которые лежат у них на столах. Во время работы детей воспитатель подходит к каждому ребенку и при необходимости помогает ему правильно разложить флажки.

Дидактические игры для детей 2-3 лет

Подготовила воспитатель 1младшей группы № 4

Хабибуллина Альфия Ринатовна

Дети в возрасте 2-3лет становятся более самостоятельными, возрастает стремление самоутвердиться: "Я сам!". Для этого нужно использовать игры, повышающие интерес малыша к знаниям, создавая игры, которые могут привлечь ребенка своей яркостью, содержанием.

Недаром профессор Н.М. Щелованов назвал ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Для выполнения поставленных задач я создала соответствующую возрастным особенностям детей развивающую среду, изготовила дидактические игры по восприятию цвета. Закреплять представления детей о 4-х основных цветах и развивать мелкую моторику пальцев.

«Посади бабочку»

Цель: Закреплять представления детей о четырех цветах. Учить выделять цвета, развивать мелкую моторику пальцев.

Ход занятия:

Воспитатель раскладывает большие цветы на фланелеграфе и показывает бабочек.

Воспитатель: «Бабочки хотят найти «свои» цветы – сесть на такой же цветок, чтобы их не было видно (такого же цвета) и никто не смог их поймать. Нужно помочь бабочкам спрятаться».

Воспитатель кладёт бабочек на цветочки такого же цвета, обращая внимание детей на то, что цвет бабочки и цветка совпадают (такой же), бабочку «не видно» - она спряталась.

Воспитатель: «Бабочка синего цвета полетела искать «свой» цветок. Вот она села на цветок такого же синего цвета, её «не видно» - она спряталась. Полетела бабочка жёлтого цвета искать «свой» цветок, села на цветок красного цвета. Не такой цветок, не спряталась бабочка, все её видят. Полетела бабочка дальше и села на цветок такого же красного цвета и спряталась, никто её не видит и т. д. Все бабочки спрятались их не видно».

Воспитатель: «Теперь ребята помогите каждой вашей бабочке найти свой цветок».

Воспитатель раздаёт маленьких бабочек и цветочки и просит детей наложить бабочек на цветки такого же цвета, комментируя при этом свои действия словами «такой», «не такой».

Дети выполняют задание, а воспитатель контролирует их и помогает тем, кто затрудняется в работе.

Воспитатель: «Жёлтая бабочка села на жёлтый цветок, синяя бабочка села на синий цветок. Они сели на такие же цветки, спрятались, их не видно. Молодцы, ребята, помогли всем бабочкам найти «свой» цветок. А теперь посадите бабочек так, чтобы каждая была хорошо видна, т. е. на цветок другого цвета. Например, зелёная бабочка села на жёлтый цветок (не такой), теперь её хорошо видно».

Дети пробуют разные варианты размещения бабочек на цветах, продолжая при этом комментировать свои действия.

Воспитатель помогает детям, затрудняющимся в работе, задаёт вопросы, для активизации речи детей.

Воспитатель: «Молодцы, ребята, помогли бабочкам! Теперь все видят, какие бабочки красивые, разноцветные. Пусть наши бабочки отдохнут, а мы с вами поиграем. Превратимся в красивых бабочек. Пройдёмте на коврик и повторяйте все движения за мной».

Игра «Бабочки»

Спал цветок и вдруг проснулся, Плавно поднять руки вверх.

Больше спать не захотел. Повернуть голову вправо-влево.

Шевельнулся, потянулся, Руки на пояс, встать на носочки.

Взвился вверх и полетел. Маховые движения руками, бег на носочках.

«Определи на ощупь»

Цель: формировать умение определять на ощупь различный материал.

Ход занятия: Ребенку предлагается на ощупь определить и назвать качества поверхности карточек: гладкая, шершавая, колючая, мягкая, пушистая.

«Найди варежку такова же цвета»

Цель: Учит подбирать цвета по принципу такой не такой, подбирать пары одинаковых по цвету предметов. Развитие внимание.

Ход занятия: Воспитатель показывает варежку, а ребенок должен найти на столе такую же варежку. и так воспитатель показывает все варежки по очереди и ребенок находит все такие же варежки. В нашей группе я часто провожу эту игру. И дети с удовольствием играют по очереди в эту игру. С помощью этой игры я обратила внимание, что дети быстрее стали различать и называть цвета. В самостоятельной деятельности дети сами проводят эту игру с младшими детьми.

«Разложи палочки по баночкам»

Цель: Учить различать цвета по принципу, такой не такой; сортировать предметы по цвету.

Ход занятия : высыпьте перед ребенком палочки и предложите разделить их на две кучки. Покажите, как следует раскладывать палочки, комментируя свои действия: «Давай разложим палочки на две баночки: сюда такие, а сюда все такие. Продолжай».

Когда ребенок выполнит задание, прокомментируйте результат, называя цвет палочек: «Молодец, ты отлично справилась. Сюда положила все красные палочки, а сюда все желтые».

«Разноцветный зонтик»

Цель: Упражнять названии четырех цветов, круг, развивать мелкую моторику, координацию рук..Воспитывать внимание.

Ход занятия:

Воспитатель вместе с детьми рассматривают зонтик. Воспитатель читает стихотворение:

На картинку посмотри

И котёнку помоги:

Зонтик надо починить,

Чтобы ушки не мочить.

Затем воспитатель объясняет, как можно починить зонтик. «Заплатки» нужно правильно подобрать по цвету и форме - ведь зонтик разноцветный и дырки на нём круглой формы. Воспитатель предлагает рассмотреть первый сектор зонтика и рассказать, какого он цвета, какую форму имеет дырка, а значит какой должна быть заплатка.

Затем воспитатель предлагает самостоятельно выбрать остальные заплатки.

« Собери и наряди елочку »

Цель: Учить из 4-х частей составлять целую картинку. Воспитывать у детей внимание, усидчивость, настойчивость в выполнении поставленной задачи.

Ход занятия:

В гости к детям приходит Карлсон и приносит с собой корзинку с дидактической игрой «Собери и наряди елочку».

Ребята, к нам в гости прилетел Карлсон. Он такой грустный и печальный и просит вашей помощи. Он такой рассеянный, что перепутал все картинку (показываю картинку). Вот он и просит вашей помощи, чтобы мы с вами из этих маленьких картинок сложили большую картинку с елочку. Ребята, поможем Карлсону в беде? Ведь скоро праздник Новый год.

Мелана поможет Карлсону сложить картинку – вот тебе картинка большая и надо же такую сложить из маленьких картинок В процессе работы слежу вместе с Карлсоном, как Мелана выполняет задание, предлагаю чаще смотреть на образец.

«Разноцветные прицепки»

Цель: развитие мелкой моторики рук; снятие эмоционально – психологического напряжения, умение находить и сопоставлять цвета с предметами, развитие логического мышления.

Ход занятия : высыпьте перед ребенком прицепки и предложите разделить их на четыре кучки. Покажите, как следует раскладывать прицепки, комментируя свои действия: «Давай разложим прицепки на четыре разноцветные баночки: сюда такие, а сюда все такие. Продолжай».

Когда ребенок выполнит задание, прокомментируйте результат, называя цвет прицепок: «Молодец, ты отлично справилась. Сюда положила все красные прицепки, а сюда все желтые».

Копилка «Разложи фигуры по местам»

Цель: Познакомить с плоскими геометрическими формами квадрат, круг, треугольник, прямоугольник. Учить находить нужную форму методом зрительного соотнесения, формировать умение различать и правильно называть 4-е основные цвета.

Ход заня т ия : На столе, перед ребенком разложены геометрические фигуры из цветного картона и баночки копилки из четырех цвета. Воспитатель просит ребенка разложить геометрические фигуры по цвету и форме. Ребенок должен объяснить, почему он выбрал именно эту фигуру, а не другую.

« Давай закрутим ленточки! Кто быстрее? »

Цель : Учить детей узнавать и называть основные цвета. Учить детей различать ленточки по цвету и ширине. Развить речь детей. Развивать мелкую моторику рук.

Ход занятия :

Воспитатель показывает, как надо пальчиками взять палочку и крутить её, знакомит с цветом ленточек и другими качествами (длина, ширина, когда движения освоены, можно предложить задание: «Давай закрутим ленточки! Кто быстрее? »