Отдых летний детей безопасность в лагере. Памятка «Обеспечение безопасного летнего отдыха детей

Программа летнего отдыха детей "Летний городок «Твори добро»"


Составители:
Педагог Брюшинина Т.Ю.
Педагог Фазлуева Т.И.
Педагог Негодюк С.И.
Муниципальная Бюджетная организация Дополнительного образования «Учебный Центр», П. Таксимо

Назначение : Данный материал может быть интересен всем педагогам, которые занимаются организацией летнего отдыха с кратковременным пребыванием детей. Мы в нашем Учебном Центре впервые организовывали летний отдых детей в таком формате, и подготавливая данную программу столкнулись с малым количеством информации по этой теме. Надеемся, что наш материал пригодится всем, кто собирается проводить летний отдых детей в своем учреждении.
Содержание:
1. Паспорт программы (информационная карта) 3
2. Перечень организаторов программы 4
3. Обоснование программы, актуальность 4
4. Цель и задачи программы 7
5. Содержание деятельности 8
6. Участники программы 9
7. Сроки действия программы 9
8. Механизмы реализации программы: 10
9. Календарный план смены 20
10. Факторы риска и меры их профилактики 22
11. Ожидаемые результаты и критерии их оценки 22
12. Мониторинг реализации программы 23
13. Список литературы и источники 24
Приложения 25

1. Паспорт программы

1. Номинация, в которой заявлена программа
Комплексные программы по организации летнего отдыха
2. Полное название программы
Программа организации летнего отдыха детей в летнем городке с краткосрочным пребыванием «Твори добро»
3. Цель программы
Цель программы – создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей, полезного для общественности и окружающей среды.
Задачи программы : организация интересного, полноценного
отдыха ребёнка. Создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала каждого. Организация совместной деятельности детей и взрослых. Оказание методической и практической помощи в организации и проведении мероприятий. Формирование
самостоятельности и ответственности за свой труд. Совершенствование системы организации внеурочной деятельности детей.
4. Адресат проектной деятельности (для кого, количество участников, география участников)
Дети в возрасте 7-17 лет, п. Таксимо.
Количество – 15 человек.
5. Сроки реализации программы Август 2015г.
6. Направление деятельности, направленность программы
Проблема летней занятости детей;
Укрепление здоровья обучающихся.
7. Краткое содержание программы
Идея смены – научить ребенка быть полезным для планеты. Совершать хорошие, добрые поступки.
Программа «Твори добро» - это способ становления личности, с помощью педагога, способного заинтересовать, увлечь, повести за собой. Программа разработана с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей. Данная программа направлена на то,
чтобы каждый ребенок ощутил, что он маленькая частица большого мира, что он гражданин своей страны.
8. Ожидаемый результат
Охватить летним отдыхом детей, в том числе с девиантным поведением и стоящих на различных видах учета; предотвратить совершение детьми правонарушений и преступлений.
Дети должны отдохнуть и укрепить здоровье.
Получить определенные навыки по самовоспитанию, организации здорового образа жизни.
У детей должна сформироваться потребность в здоровом образе жизни.
Получить навыки культурного поведения, соблюдения моральных норм, правильных коммуникативных отношений, бережного отношения к природе, планете.
Дети должны получить стимул для развития своих творческих способностей, желание вести работу над собой, понимать себя,
уметь строить межличностные отношения, правильно вести себя в обществе и на природе.
9. Название организации
Авторы программы
Муниципальная Бюджетная Организация Дополнительного Образования «Учебный Центр»;
Авторы:
Брюшинина Татьяна Юрьевна, педагог ДО
Негодюк Сергей Иванович, педагог ДО
Фазлуева Татьяна Ивановна, педагог ДО
10. Почтовый адрес организации 671560, Республика Бурятия, Муйский район, п. Таксимо, ул. Советская, 9 корпус 4
11. ФИО руководителя организации Директор: Казанцева Светлана Юрьевна
12. Телефон, электронный адрес 8-(301-32)-4-20-49, [email protected]
13. Дата создания программы Май 2015 г.

2. Перечень организаторов программы
Директор – первая категория;
Зам. директора по воспитательной работе – первая категория;
Начальник летнего городка: первая категория - 1 педагог;
Воспитатели – 5 педагогов, из них первой категории– 2 педагога;
Охрана жизни и здоровья детей в лагере:
- начальник и сотрудники летнего городка несут ответственность за полную безопасность жизни и здоровья детей;
- сотрудники летнего городка допускаются к работе с детьми после специального инструктажа по охране жизни и здоровья детей и медицинского освидетельствования;
- начальник летнего городка проводит инструктаж по ТБ с детьми перед выполнением различных форм деятельности.

3. Обоснование программы, актуальность
Летние каникулы - самая лучшая и незабываемая пора для развития творческих способностей и совершенствования возможностей ребенка, вовлечения детей в новые социальные связи. Летние каникулы - это период, когда дети могут сделать свою жизнь полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, могут многому научиться и с пользой провести время. Именно такие возможности для каждого ребенка открывает летний городок «Твори добро». Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное - рядом.
Где ещё школьник почувствует себя раскрепощённым, свободным, независимым как не в период летних каникул? Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, а так же беречь и любить природу, творить добро. В каникулы он может общаться, с кем хочет, и этот выбор делает он сам, и главное, в период отдыха направить в надежное русло эти знакомства и общение.
Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года. В летнем городке главное – не система дел, не мероприятия, а ребенок в деле, его поступки, его отношение к делу, к друзьям в коллективе, к взрослым людям.
Содержанием летнего досуга должен стать активно организованный отдых детей, способствующий снятию физического и психологического напряжения детского организма. Как свидетельствуют исследования о занятости детей в летний период, не все дети имеют возможность поехать в загородные лагеря, выехать из города к родственникам. Большой процент детей остается не охваченным организованной деятельностью. Предоставленные сами себе дети подвержены влиянию улицы, дорожно-транспортным происшествиям, несчастным случаям, они невольно попадают в группы риска. Все это и натолкнуло на создание программы организации летнего отдыха детей. Использование программ и методик по развитию компонентов творческой индивидуальности дает возможность сохранить и развить богатые предпосылки детского возраста. Психологи утверждают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные в течение летнего отдыха творческие способности, навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая значительно больших успехов, чем их менее творчески развитые сверстники. Каникулы – важный период в жизни ребенка. Для педагогов это время связано с особой ответственностью. Им необходимо решить непростой вопрос: как, с помощью каких форм и методов, организовать каникулярное время так, чтобы дети хорошо отдохнули, поправили здоровье, набрались сил, пополнили свои знания, научились чему-то новому, приобрели новых друзей и при этом находились под ненавязчивым, осторожным контролем взрослых. Важно и также, чтобы выбранные формы и методы занятости и отдыха детей были реалистичны с точки зрения имеющихся средств и сил (материальных, финансовых,
творческих и т.д.).
Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей школьного возраста была вызвана:
– повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
– необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;
– необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления отдыха и занятости детей и подростков в период летних каникул в условиях летнего отдыха.
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение 14 дней августа 2015 года. Место проведения – МБО ДО «УЦ». Основной состав городка – это дети в возрасте от 7 до 17 лет, родители которых написали заявления. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, из семей матерей- одиночек и имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Значимость организованного летнего отдыха, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Известно, что каждому ребенку нужен полноценный отдых, ведь от этого зависят его учеба, жизнедеятельность и здоровье. Ребенок становится здоровым и сильным, уверенным в себе. Чтобы хорошо отдохнуть, набраться необходимых сил и энергии нужно, чтобы каждый ребенок имел право и возможность на свое усмотрение выбирать отдых и досуг, заняться тем, что ему интересно.
Поэтому летний городок на базе МБО ДО «УЦ» будет открыт под девизом: «Здоровье и добро не купишь – его разум дарит».

Программа летнего отдыха призвана обеспечить:
1. увеличение количества детей, охваченных организованными формами отдыха и занятости;
2. оздоровление обучающихся;
3. организацию отдыха и занятости детей социально незащищенных категорий;
4. уменьшение процента детей, имеющих проблемы в общении со сверстниками;
5. снижение количества преступлений и правонарушений;
6. приобретение навыков экологической безопасности.

Нормативно-правовое основание деятельности летнего городка «Твори добро»
Содержание педагогического процесса осуществляется на основе:
Конституции РФ
Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ
Федеральной программы «Дети России»
Федерального закона 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
Концепции и Программы модернизации образования Тюменской области
Постановлений Министерств и ведомств «Об организации летнего отдыха»
Порядка проведения смен с дневным пребыванием. Приложение №1 к приказу главного управления образования № 368 от 21.12. 2001г.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.04.2010 №25 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул»
Приказа директора школы «Об организации летнего отдыха учащихся»
Программы работы школы в каникулярное время

4. Цель и задачи программы
Цель программы – создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей, научить ребенка быть полезным для планеты, делать хорошие и добрые поступки.
Задачи программы:
Организация интересного, полноценного отдыха ребёнка. Создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала каждого. Организация совместной деятельности детей и взрослых. Оказание методической и практической помощи в организации и проведении мероприятий. Формирование самостоятельности и ответственности за свою деятельность. Совершенствование системы организации внеурочной деятельности детей.

5. Содержание деятельности
Приоритетные направления деятельности программы
Организационно – педагогическая деятельность
- Комплектование штата городка кадрами
- участие в семинарах по организации летнего отдыха для работников городка
- совещание при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по организации летнего отдыха детей
- проведение инструктажей с воспитателями по технике безопасности и охране здоровья детей
- проведение родительских собраний «Занятость обучающихся летом»
Оздоровительная работа
Основополагающими идеями в работе с детьми в городке является сохра-нение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
- утренняя гимнастика
- соблюдение режима проветривания помещений
- принятие солнечных и воздушных ванн (в течении всего времени пребывания в лагере)
- организация пешеходных экскурсий
- организация спортивно – массовых мероприятий и подвижных игр
Работа по сплочению коллектива воспитанников
Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:
- Игровой тренинги
- Игры на сплочение коллектива
- Работа по развитию творческих способностей детей
Коллективно – творческие дела
- Просмотр фильмов
- Игры –развлечения, викторины, соревнования
-Экологические марафоны
Работа по привитию навыков самоуправления:
- Выявление лидеров, генераторов идей
- Распределение обязанностей между детьми
- Закрепление ответственных по различным видам поручений
- Организация общественно - полезной работы с детьми
Работа по экологическому воспитанию
- создание экологического объединения
- исследовательская работа «Оценка состояния естественной экосистемы в окрестности школы
Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период
Инструктажи для детей:
«Правила пожарной безопасности»
«Правила поведения детей при прогулках и походах»
«Правила при поездках в автотранспорте»
«Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий»
«Правила дорожного движения»
Работа с родителями
Аналитическая деятельность по работе программы
- Анализ выполнения программы в заключительный день работы

6. Участники программы
Дети в возрасте 7-17 лет, п. Таксимо. Количество – 15 человек.
Педагогический коллектив определяется согласно штатному расписанию.
7. Сроки действия программы 10 августа – 21 августа

Этапы реализации программы
Подготовительный этап
Отбор содержания деятельности.
Разработка информационно-методического сопровождения летнего отдыха.
Подготовка и утверждение программы организации отдыха и оздоровления детей и подростков, разработка подпрограмм.
Подбор и подготовка педагогических кадров для работы в летнем городке.
Подготовка материально-технической базы.
Основной этап
Внедрение программы организации отдыха детей и подростков.
Заключительный этап
Анализ результатов проделанной работы, обобщение положительного педагогического опыта, его распространение в педагогической среде.

В связи с рядом эксцессов при организации детского летнего отдыха детей, один из которых повлек за собой трагическую гибель детей в светском лагере при проведении сплава на Сямозере в Пряжинском районе Карелии, Синодальный отдел религиозного образования и катехизации напоминает, что организаторам православного отдыха при подготовке и проведении православных лагерей и иных объектов православного отдыха надлежит неукоснительно соблюдать действующее законодательство, санитарно-эпидемиологические требования и нижеприведенные рекомендации.

Летние православные детские лагеря организуются во многих епархиях Русской Православной Церкви. Некоторые из них имеют многолетнюю историю существования, создаются на базе крупных приходов, воскресных школ и центров духовно-нравственного образования. Чаще всего реализуется в качестве одного из направлений дополнительного образования.

В Стандарте православного компонента начального общего, основного общего, среднего общего образования для образовательных организаций в Российской Федерации, утвержденном решением Священного Синода Русской Православной Церкви 27 июля 2011 года (журнал № 76) в пункте 18.4, посвященном внеурочной деятельности, упоминается о том, что «…При организации внеурочной деятельности обучающихся православной образовательной организацией используются возможности учреждений дополнительного образования детей, учреждений культуры и досуга, спортивных и др. Большое значение в духовно-нравственном воспитании детей играют летние православные лагеря».

Смена лагеря в зависимости от направленности проводится, как правило, на стационарной базе - на базе общеобразовательных организаций, образовательных организаций дополнительного образования детей, учреждений по месту жительства детей и подростков, иных образовательных организаций, пансионатов, санаториев-профилакториев, загородных учреждений отдыха и оздоровления детей, домов отдыха, туристических, досуговых учреждений, учреждений культуры и спорта, других организаций.

Детский лагерь может также проводиться в полевых условиях (в палатках), на речных и морских судах, а также с передвижением обучающихся и воспитанников на иных видах транспорта при соблюдении требований безопасности.

Смена лагеря с дневным пребыванием проводится на базе образовательного учреждения, клуба по месту жительства, детского и молодежного центра.

Юридически детский лагерь любого вида должен быть оформлен как юридическое лицо или структурное подразделение юридического лица, т.е. должен действовать либо на основании Устава, либо Положения о лагере (смене лагеря) и иметь свою утвержденную организационно-штатную структуру. Возможна организация отдыха детей индивидуальным предпринимателем, в таком случае лагерь также действует на основе Положения о нем, утвержденного ИП.

Требования к территории, зданиям и сооружениям, правила приемки смены лагеря определяются соответствующими Санитарно-эпидемиологическими правилами , утверждаемыми Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, применительно к виду лагеря:

  • СанПиН 2.4.4.3155-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей» утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27 декабря 2013 г. № 73;
  • СанПиН 2.4.4. 3048-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и организации работы детских лагерей палаточного типа»утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 мая 2013 г. № 25 (Действие данных санитарных правил не распространяется на проходящие в условиях природной среды слеты, спортивные соревнования и учебно-тренировочные сборы продолжительностью менее 7 дней, а также на туристические походы любой продолжительности (не связанные с палаточным лагерем), походные бивуаки (места ночлегов туристов в походе);
  • СанПиН 2.4.2.2842-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха для подростков» утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18 марта 2011 г. № 22;
  • СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима воздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 19 апреля 2010 г. № 25).

В зависимости от типа лагеря (стационарный, палаточный, дневной городской, оздоровительный и т.д.) действует один из нормативов СанПиН, регулирующий устройство данного типа лагеря .

Без санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии места базирования смены лагеря санитарным правилам открытие смены лагеря не допускается.

Итак, как же подготовить территорию к приему детей? Необходимо заблаговременно обратить внимание на благоустройство территории всех зон (территория лагеря зонируется) и помещений: состояние зданий, сооружений и пригодности их к эксплуатации, систем водопровода, канализации, отопления и горячего водоснабжения, системы электроснабжения, системы молниезащиты, состояния пищеблока, места купания детей, душевых, прачечной, состояния спортивных сооружений, состояния механизмов и устройств во всех службах, благоустройства спортивных сооружений и аттракционов, систем вентиляции служебных и жилых помещений, инвентаря и оборудования по противопожарной безопасности.

На территории лагеря не должно быть сухих, надломленных и поваленных деревьев, посадок колючего кустарника и растений с ядовитыми плодами.

Особое внимание необходимо обратить на костровую площадку. Высота укладки дров в костер не должна превышать 0,5-0,6 м. Категорически запрещается наличие на площадке легковоспламеняющихся средств для разжигания.

Объектом внимания должна стать и прилегающая территория, особенно подъездные дороги, выгребные ямы, канализационные колодцы, строительные объекты, временные склады стройматериалов. Дороги должны содержаться в рабочем состоянии, опасные объекты должны иметь ограждение от возможного прохода детей.

Не допускаются следующие ограждения: из колючей проволоки, колючих кустарников и ядовитых растений, заборы с подгнившими или непрочно стоящими столбами, выломанными участками, гвоздями, выступающими из досок.

Руководитель лагеря обязан обеспечить оказание медицинской помощи детям во время их отдыха, и при этом должен руководствоваться Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 апреля 2012 г. № 363н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха».

Предусматривается два основных этапа оказания медицинской помощи детям в период оздоровления и организованного отдыха. На первом этапе врачом-педиатром, врачом общей практики (семейным врачом) проводится организационно-подготовительная работа (перед выездом детей в лагерь), включающая:

  • комплектование медицинского пункта учреждения лекарственными средствами и медицинскими изделиями, проверку медицинских документов на каждого сотрудника учреждения (наличие необходимых медицинских обследований, вакцинации против дифтерии, отметки о сдаче зачета после прохождения курса медико-гигиенического обучения);участие в комиссии по определению готовности учреждения к приему детей (предварительный осмотр помещений и проверка готовности учреждения к приему детей, мест занятий физкультурой и спортом), к организации оздоровительной работы, рациональному питанию, физическому воспитанию; осмотр кожных покровов и видимых слизистых, волосистой части головы детей в день заезда перед посадкой их в транспорт, проверка медицинской документации; сопровождение детей в учреждение и т.п.

Дальнейшая организация и оказание медицинской помощи детям в период организованного отдыха в учреждениях осуществляется врачом-педиатром, врачом общей практики (семейным врачом) (далее - врач, возглавляющим медицинский пункт). Медицинский пункт учреждения осуществляет следующие функции:

  • организация и проведение профилактических, лечебно-оздоровительных мероприятий;
  • наблюдение за состоянием здоровья детей, особенно за детьми с отклонением в состоянии здоровья;
  • осмотр детей на педикулез, заразные кожные заболевания 1 раз в 7 дней и за 1-3 дня до окончания их пребывания в учреждении с ведением учета осмотров;
  • ежедневный амбулаторный прием с целью оказания медицинской помощи (по показаниям), активное выявление заболевших детей, своевременная их изоляция;
  • направление детей в медицинские организации для оказания специализированной медицинской помощи при наличии медицинских показаний;
  • оказание первой медицинской помощи при возникновении травм, несчастных случаев, транспортирование в стационар;
  • организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий для обеспечения безопасности детей и персонала, предотвращения распространения инфекций;
  • осуществление контроля за организацией режима дня, выполнением норм питания детей, качеством поступающих продуктов, условиями их хранения, соблюдением сроков реализации, технологией приготовления блюд, качеством готовой пищи, санитарным состоянием и содержанием пищеблока, мытьем посуды, витаминизацией пищи; проведение ежедневных осмотров персонала пищеблока и дежурных детей на гнойничковые заболевания; отбор суточной пробы;
  • осуществление контроля за санитарным состоянием и содержанием всех помещений и территории учреждения, мест для купания, за соблюдением правил личной гигиены детьми и персоналом;
  • осуществление медицинского контроля за организацией и проведением спортивно-оздоровительных мероприятий, в том числе за состоянием и содержанием мест занятий физической культурой;
  • обеспечение медицинского сопровождения детей во время проведения спортивных соревнований, походов, купаний, экскурсий;
  • ведение медицинской документации в установленном порядке;
  • взаимодействие с медицинскими организациями по вопросам медицинского обеспечения детей, охраны здоровья;
  • и так далее.

Кроме того, следует заранее озаботиться санитарной обработкой территории лагеря в целях профилактики клещевого вирусного энцефалита (санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3.2352-08 «Профилактика клещевого вирусного энцефалита» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 7 марта 2008 г. № 19).

Обратите внимание, что имеются медицинские противопоказаний для пребывания детей в учреждениях отдыха и оздоровления, их перечень приведен в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 апреля 2012 г. № 363н.

Дети, нуждающиеся в соблюдении назначенного лечащим врачом режима лечения (диета, прием лекарственных препаратов и специализированных продуктов лечебного питания), могут быть приняты в учреждения, в которых созданы условия для их пребывания, в том числе наличие врача-педиатра, условия для хранения специализированных продуктов лечебного питания и т.д.

Дети, нуждающиеся в сопровождении и (или) индивидуальной помощи в связи с имеющимися физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, направляются в учреждения, в которых созданы условия для их пребывания в сопровождении законных представителей или иных лиц при наличии заверенной в установленном порядке доверенности и медицинской справки о состоянии здоровья сопровождающего лица.

В лагере должны быть спроектированы и созданы системы оповещения о пожаре и план эвакуации, в соответствии с Приказом МЧС РФ от 20 июня 2003 г. № 323
«Об утверждении норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03)». Система оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ).

Если в лагере имеется электроустановки, то при их установке и эксплуатации необходимо руководствоваться Приказом Министерства энергетики РФ от 13 января 2003 г. № 6 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» (при их наличии).

При наличии тепловых электроустановок, необходимо соблюдать требования Приказа Минэнерго РФ от 24 марта 2003 г. №115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок».

Отдельный разговор о лагерях, расположенных вблизи естественных водоемов и/или имеющих бассейны. Как правильно организовать территорию для купания детей, особенно в естественных водоемах?

  • Территория для купания должна быть удалена от портов, шлюзов, гидроэлектростанций, мест сброса сточных вод, стойбищ, водопоя скота и других источников загрязнения или располагаться выше указанных источников на расстоянии не менее 500 м.

Участок водоема должен быть огражден решетчатой изгородью, доходящей до дна водоема. Дно должно быть очищено. Вдоль участка изгороди, на стороне, противоположной берегу, следует соорудить помост для лиц, наблюдающих за купанием детей.

Весь участок для купания нужно разделить хорошо видимыми буйками. Буйки не должны располагаться далее 12 м от берега.

Места для купания должны быть обеспечены спасательными средствами. На расстоянии трех метров от уреза воды через каждые 25 м выставляются стойки с вывешенными на них спасательными кругами и веревками не менее 10-12 м длиной с поплавком на конце. На пляже должен быть предусмотрен пункт медпомощи.

Купание детей разрешается группами не более десяти человек. У каждой группы купающихся должно быть ответственное лицо, назначенное приказом руководителя, а также педагог по физкультуре, обученный приемам спасения на воде. На территории оборудуется стенд с материалами по профилактике несчастных случаев на воде.

Во всем остальном организаторы, руководители и сотрудники лагеря обязаны руководствоваться региональными (местными) Правилами, регулирующими использование водных объектов и поведение взрослых и детей на воде. Например, в некоторых регионах от лагеря, имеющего водоем или бассейн, требуется разрешение государственной инспекции маломерных судов на использование пляжных территорий (бассейнов).

При определении содержания деятельности лагеря, применяемых педагогических методов необходимо руководствоваться ныне действующим Приказом Минобразования РФ от 13 июля 2001 г. № 2688, утвердившим «Порядок проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха» (далее - «Порядок»). Предусмотренный в приказе порядок распространяется на все смены лагерей для обучающихся и воспитанников, организуемых органами управления образованием и/или органами по делам молодежи, а также образовательными организациями. И хотя для иных (не образовательных) организаций данный Порядок рассматривается как примерный, рекомендуется придерживаться его положений.

Порядок по содержанию и направленности подразделяет смены лагеря на различные виды. Например:

  • под сменой профильного лагеря понимается форма образовательной и оздоровительной деятельности с творчески одаренными или социально активными детьми, проводимая как смена юных техников, туристов-краеведов, экологов, спортсменов, математиков, филологов, журналистов, спасателей, моряков, автомобилистов, волонтеров, актива детских и молодежных общественных объединений, зимняя и летняя профильная школа по различным видам детского творчества и т.п., в период каникул с круглосуточным или дневным пребыванием обучающихся и воспитанников;
  • под сменой лагеря с дневным пребыванием понимается форма оздоровительной и образовательной деятельности в период каникул с обучающимися общеобразовательных организаций и образовательных организаций дополнительного образования детей с пребыванием обучающихся в дневное время и обязательной организацией их питания;
  • под сменой лагеря труда и отдыха понимается форма практического приобретения обучающимися и воспитанниками трудовых навыков, вовлечения их в общественно-полезную деятельность, сочетающую формирование у обучающихся и воспитанников навыков здорового образа жизни в период каникул с круглосуточным или дневным пребыванием.

Основные цели и задачи работы педагогического коллектива при проведении смены лагеря:

  • создание необходимых условий для оздоровления, отдыха и рационального использования каникулярного времени у обучающихся и воспитанников, формирования у них общей культуры и навыков здорового образа жизни;
  • создание максимальных условий для быстрой адаптации обучающихся и воспитанников с учетом возрастных особенностей.

Коллектив педагогов, обучающихся и воспитанников определяет программу деятельности и организацию самоуправления смены лагеря. При необходимости избирается совет, правление (или иной орган самоуправления) при равном представительстве обучающихся (воспитанников) и сотрудников, с учетом специфики смены лагеря и возраста обучающихся и воспитанников, который тесно взаимодействует с администрацией смены лагеря, родителями (законными представителями).

При выборе формы и методов работы во время проведения смены лагеря, независимо от ее образовательной и творческой или трудовой направленности, приоритетной должны быть оздоровительная и образовательная деятельность, направленные на развитие ребенка (полноценное питание, медицинское обслуживание, пребывание на свежем воздухе, проведение оздоровительных, физкультурных, культурных мероприятий, организация экскурсий, походов, игр, занятий в объединениях по интересам: временных кружках, секциях, клубах, творческих мастерских).

Главным в содержании деятельности смены профильного лагеря является практическая отработка знаний, умений и навыков в определенном виде (видах) социального, художественного, научно-технического и т.п. видов творчества, реализация программ детских и молодежных общественных объединений, выполнение коллективных или индивидуальных творческих работ, дополняемые обязательной системой мер по формированию здорового образа жизни.

Основой содержания деятельности смены лагеря труда и отдыха является трудовая и оздоровительная деятельность обучающихся и воспитанников. Смена лагеря труда и отдыха проводится на договорной основе между организатором смены и заказчиком (предприятием и/или организацией независимо от формы собственности), обеспечивающим надлежащие условия труда обучающихся и воспитанников на время выполнения работ.

При определении допустимости применения труда обучающихся и воспитанников следует руководствоваться требованиями к безопасности условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков (СанПиН 2.4.6.2553-09«Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста» (утвержденыПостановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 сентября 2009 г. № 58).

Питание обучающихся и воспитанников организуется в столовой учреждения (организации), в котором(ой) открытасменалагеря, или, по согласованию с территориальными центрами госсанэпиднадзора, на договорных началах в ближайших объектах общественного питания.

Питание обучающихся и воспитанников во время проведения смены профильного лагеря может быть организовано в полевых условиях, если это предусмотрено программой деятельности смены лагеря.

Необходимо иметь в виду, что должности «воспитатель», «старший воспитатель», «старший вожатый», «педагог дополнительного образования» «тренер», «тренер-преподаватель», «инструктор по физической культуре», «тьютор» включены Постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678в номенклатуру должностей педагогических работников. К педагогической деятельности в смене лагеря допускаются лица, как правило, имеющие высшее или среднее профессиональное образование, отвечающие требованиям квалификационных характеристик и профессиональных стандартов, определенных для соответствующих должностей педагогических работников.

В целях оказания методической помощи педагогическим работникам в организации работы с обучающимися и воспитанниками, повышения их профессионального мастерства и творческого роста во время проведения смены лагеря может быть создан педагогический (методический) совет.

Руководитель (директор, начальник) лагеря (смены лагеря):

  • обеспечивает общее руководство деятельностью лагеря (смены лагеря), издает приказы и распоряжения по смене лагеря, которые регистрируются в специальном журнале;
  • разрабатывает и утверждает должностные обязанности работников смены лагеря, знакомит их с условиями труда; проводит (с регистрацией в специальном журнале) инструктаж персонала смены лагеря по технике безопасности, профилактике травматизма и предупреждению несчастных случаев с обучающимися и воспитанниками; составляет график выхода на работу персонала смены лагеря;
  • создает безопасные условия для проведения образовательной и оздоровительной работы, занятости обучающихся и воспитанников, их трудовой деятельности;
  • несет ответственность за организацию питания обучающихся и воспитанников и финансово-хозяйственную деятельность смены лагеря.

Заместитель руководителя (по воспитательной, методической) работе, воспитатель (вожатый) отряда, инструктор по физической подготовке, педагог дополнительного образования, медицинский работник несут персональную ответственность за охрану жизни и здоровья обучающихся и воспитанников.

Организатор смены лагеря несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:

  • обеспечение жизнедеятельности смены лагеря;
  • создание условий, обеспечивающих жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и сотрудников;
  • качество реализуемых программ деятельности смены лагеря;
  • соответствие форм, методов и средств при проведении смены возрасту, интересам и потребностям обучающихся и воспитанников;
  • соблюдение прав и свобод обучающихся, воспитанников и сотрудников смены лагеря.

Предоставляемая лагерем услуга должна соответствовать следующим принятым стандартам:

  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52887-2007 «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления» (утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. № 565-ст);
  • Межгосударственный стандарт ГОСТ 32611-2014 «Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов» (введен в действие для добровольного применения с 01.01.2016 Приказом Росстандарта от 26.03.2014 № 228-ст).

Таким образом, у действующего лагеря должна иметься в наличии следующая базовая документация:

  • положение о лагере и (или) устав лагеря;
  • свидетельство о государственной регистрации;
  • организационно-штатная структура лагеря;
  • организационные документы деятельности лагеря (руководства, правила, методики, инструкции, в том числе по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей в период пребывания в лагере и в случаях чрезвычайных ситуаций и аномальных природных явлений), заверенные в установленном порядке;

реализуемые в лагере:

  • программа деятельности и организации самоуправления смен лагеря;
  • тематические программы по работе с детьми, обеспечивающие духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей и подростков, формирование здорового образа жизни, развитие разносторонних способностей и интересов детей в различных видах деятельности;
  • программы социальной реабилитации и социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе в социально опасном положении (при наличии);
  • планы мероприятий по организации досуга детей;
  • программы кружков художественного, технического, декоративно-прикладного творчества, спортивно-оздоровительных секций;
  • сведения об укомплектованности лагеря педагогическими кадрами, среднем стаже работы кадрового состава по специальности, уровне квалификации кадрового состава;
  • сведения о проведении мероприятий по страхованию детей на период летнего отдыха (при наличии);
  • сведения о наличии условий для обеспечения безопасности жизни и здоровья детей, в том числе об организация психолого-педагогического сопровождения, наличии охраны или службы безопасности, спасательных постов в местах купания детей и другое;
  • сведения органа санитарно-эпидемиологического надзора районных ТО о своевременности подготовки лагеря к оздоровительному сезону;
  • лицензия на право осуществления медицинской деятельности или договор с соответствующей медицинской организацией об оказании медицинских услуг;
  • медицинская документация (журналы, карты и т.д.);
  • при наличии в лагере водоема или бассейна разрешение государственной инспекции маломерных судов на использование пляжных территорий (бассейнов) - актуально для некоторых регионов;
  • свидетельства о допуске к работе инструкторов по плаванию и (или) спасателей на воде (при наличии открытых водоемов или бассейнов);
  • приказы: по кадрам, в том числе о назначении руководителя лагеря (смены лагеря), о мерах противопожарной безопасности, об охране жизни и здоровья детей, об организации купания детей, о назначении ответственных лиц за безопасную эксплуатацию электроустановок, теплопотребляющих установок, газового хозяйства, объектов Ростехнадзора (при наличии объектов), об организации выставок детского творчества, проведении спортивных и туристических мероприятий и т.д.;
  • акты: на испытание электроустановок, механизмов, электрических плит, котлов, газоустановок и т.д., об исправном состоянии обслуживающего транспорта, наличие инструкций на все виды работ и эксплуатации оборудования;
  • генеральный план территории, к которому прилагаются:

а) план эвакуации детей на случай пожара;

б) схемы связи с ближайшим территориальным медицинским учреждением и органом МЧС, водопроводной и канализационной сетей, теплотрасс отопления и горячего водоснабжения, наружной электросети;

в) проект молниезащиты;

  • журналы проведения инструктажей по технике безопасности, профилактике травматизма и предупреждению несчастных случаев;
  • заключение о готовности к открытию с приложением всех актов проверок (зданий, систем, механизмов, сооружений, устройств и т.д.);
  • желательно: положение (приказ) о проведении внутреннего контроля качества предоставляемых детям услуг в детском лагере.

Требуемая документация весьма обширна, но не стоит относиться к ней как к досадной помехе и напрасной трате времени, сил и бумаги. Грамотно, неформально составленный документ, пригодный к дальнейшему использованию в действии, продуманная подробнейшая инструкция заметно упорядочивают и структурируют деятельность коллектива, облегчают управление, помогают обеспечить безопасность детей и на порядок снижают риски для руководителя.

Пренебрежение «формальностями» и «условностями» в сфере безопасности, правовой нигилизм взрослых слишком дорого обходятся детям.

В данном комментарии не приводятся и не комментируются СанПиН и прочие нормы, предусмотренные для оздоровительных лагерей, имеющих статус санаторно-курортной организации, соответствующую медицинскую лицензию и работающих круглогодично.

Данная форма не практикуется православными организациями и относится к социально-медицинской сфере.

В связи с рядом эксцессов при организации детского летнего отдыха детей, один из которых повлек за собой трагическую гибель детей в светском лагере при проведении сплава на Сямозере в Пряжинском районе Карелии, напоминает, что организаторам православного отдыха при подготовке и проведении православных лагерей и иных объектов православного отдыха надлежит неукоснительно соблюдать действующее законодательство, санитарно-эпидемиологические требования и нижеприведенные рекомендации.

Летние православные детские лагеря организуются во многих епархиях Русской Православной Церкви. Некоторые из них имеют многолетнюю историю существования, создаются на базе крупных приходов, воскресных школ и центров духовно-нравственного образования. Чаще всего реализуется в качестве одного из направлений дополнительного образования.

В Стандарте православного компонента начального общего, основного общего, среднего общего образования для образовательных организаций в Российской Федерации, утвержденном решением Священного Синода Русской Православной Церкви 27 июля 2011 года () в пункте 18.4, посвященном внеурочной деятельности, упоминается о том, что «…При организации внеурочной деятельности обучающихся православной образовательной организацией используются возможности учреждений дополнительного образования детей, учреждений культуры и досуга, спортивных и др. Большое значение в духовно-нравственном воспитании детей играют летние православные лагеря».

Смена лагеря в зависимости от направленности проводится, как правило, на стационарной базе — на базе общеобразовательных организаций, образовательных организаций дополнительного образования детей, учреждений по месту жительства детей и подростков, иных образовательных организаций, пансионатов, санаториев-профилакториев, загородных учреждений отдыха и оздоровления детей, домов отдыха, туристических, досуговых учреждений, учреждений культуры и спорта, других организаций.

Детский лагерь может также проводиться в полевых условиях (в палатках), на речных и морских судах, а также с передвижением обучающихся и воспитанников на иных видах транспорта при соблюдении требований безопасности.

Смена лагеря с дневным пребыванием проводится на базе образовательного учреждения, клуба по месту жительства, детского и молодежного центра.

Юридически детский лагерь любого вида должен быть оформлен как юридическое лицо или структурное подразделение юридического лица, т.е. должен действовать либо на основании Устава, либо Положения о лагере (смене лагеря) и иметь свою утвержденную организационно-штатную структуру. Возможна организация отдыха детей индивидуальным предпринимателем, в таком случае лагерь также действует на основе Положения о нем, утвержденного ИП.

Требования к территории, зданиям и сооружениям, правила приемки смены лагеря определяются соответствующими Санитарно-эпидемиологическими правилами , утверждаемыми Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, применительно к виду лагеря:

  • СанПиН 2.4.4.3155-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей» утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27 декабря 2013 г. № 73;
  • СанПиН 2.4.4. 3048-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и организации работы детских лагерей палаточного типа»утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 мая 2013 г. № 25 (Действие данных санитарных правил не распространяется на проходящие в условиях природной среды слеты, спортивные соревнования и учебно-тренировочные сборы продолжительностью менее 7 дней, а также на туристические походы любой продолжительности (не связанные с палаточным лагерем), походные бивуаки (места ночлегов туристов в походе);
  • СанПиН 2.4.2.2842-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха для подростков» утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18 марта 2011 г. № 22;
  • СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима воздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 19 апреля 2010 г. № 25).

В зависимости от типа лагеря (стационарный, палаточный, дневной городской, оздоровительный и т.д.) действует один из нормативов СанПиН, регулирующий устройство данного типа лагеря .

Без санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии места базирования смены лагеря санитарным правилам открытие смены лагеря не допускается.

Итак, как же подготовить территорию к приему детей? Необходимо заблаговременно обратить внимание на благоустройство территории всех зон (территория лагеря зонируется) и помещений: состояние зданий, сооружений и пригодности их к эксплуатации, систем водопровода, канализации, отопления и горячего водоснабжения, системы электроснабжения, системы молниезащиты, состояния пищеблока, места купания детей, душевых, прачечной, состояния спортивных сооружений, состояния механизмов и устройств во всех службах, благоустройства спортивных сооружений и аттракционов, систем вентиляции служебных и жилых помещений, инвентаря и оборудования по противопожарной безопасности.

На территории лагеря не должно быть сухих, надломленных и поваленных деревьев, посадок колючего кустарника и растений с ядовитыми плодами.

Особое внимание необходимо обратить на костровую площадку. Высота укладки дров в костер не должна превышать 0,5-0,6 м. Категорически запрещается наличие на площадке легковоспламеняющихся средств для разжигания.

Объектом внимания должна стать и прилегающая территория, особенно подъездные дороги, выгребные ямы, канализационные колодцы, строительные объекты, временные склады стройматериалов. Дороги должны содержаться в рабочем состоянии, опасные объекты должны иметь ограждение от возможного прохода детей.

Не допускаются следующие ограждения: из колючей проволоки, колючих кустарников и ядовитых растений, заборы с подгнившими или непрочно стоящими столбами, выломанными участками, гвоздями, выступающими из досок.

Руководитель лагеря обязан обеспечить оказание медицинской помощи детям во время их отдыха, и при этом должен руководствоваться Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 апреля 2012 г. № 363н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха».

Предусматривается два основных этапа оказания медицинской помощи детям в период оздоровления и организованного отдыха. На первом этапе врачом-педиатром, врачом общей практики (семейным врачом) проводится организационно-подготовительная работа (перед выездом детей в лагерь), включающая:

  • комплектование медицинского пункта учреждения лекарственными средствами и медицинскими изделиями, проверку медицинских документов на каждого сотрудника учреждения (наличие необходимых медицинских обследований, вакцинации против дифтерии, отметки о сдаче зачета после прохождения курса медико-гигиенического обучения);участие в комиссии по определению готовности учреждения к приему детей (предварительный осмотр помещений и проверка готовности учреждения к приему детей, мест занятий физкультурой и спортом), к организации оздоровительной работы, рациональному питанию, физическому воспитанию; осмотр кожных покровов и видимых слизистых, волосистой части головы детей в день заезда перед посадкой их в транспорт, проверка медицинской документации; сопровождение детей в учреждение и т.п.

Дальнейшая организация и оказание медицинской помощи детям в период организованного отдыха в учреждениях осуществляется врачом-педиатром, врачом общей практики (семейным врачом) (далее — врач, возглавляющим медицинский пункт). Медицинский пункт учреждения осуществляет следующие функции:

  • организация и проведение профилактических, лечебно-оздоровительных мероприятий;
  • наблюдение за состоянием здоровья детей, особенно за детьми с отклонением в состоянии здоровья;
  • осмотр детей на педикулез, заразные кожные заболевания 1 раз в 7 дней и за 1-3 дня до окончания их пребывания в учреждении с ведением учета осмотров;
  • ежедневный амбулаторный прием с целью оказания медицинской помощи (по показаниям), активное выявление заболевших детей, своевременная их изоляция;
  • направление детей в медицинские организации для оказания специализированной медицинской помощи при наличии медицинских показаний;
  • оказание первой медицинской помощи при возникновении травм, несчастных случаев, транспортирование в стационар;
  • организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий для обеспечения безопасности детей и персонала, предотвращения распространения инфекций;
  • осуществление контроля за организацией режима дня, выполнением норм питания детей, качеством поступающих продуктов, условиями их хранения, соблюдением сроков реализации, технологией приготовления блюд, качеством готовой пищи, санитарным состоянием и содержанием пищеблока, мытьем посуды, витаминизацией пищи; проведение ежедневных осмотров персонала пищеблока и дежурных детей на гнойничковые заболевания; отбор суточной пробы;
  • осуществление контроля за санитарным состоянием и содержанием всех помещений и территории учреждения, мест для купания, за соблюдением правил личной гигиены детьми и персоналом;
  • осуществление медицинского контроля за организацией и проведением спортивно-оздоровительных мероприятий, в том числе за состоянием и содержанием мест занятий физической культурой;
  • обеспечение медицинского сопровождения детей во время проведения спортивных соревнований, походов, купаний, экскурсий;
  • ведение медицинской документации в установленном порядке;
  • взаимодействие с медицинскими организациями по вопросам медицинского обеспечения детей, охраны здоровья;
  • и так далее.

Кроме того, следует заранее озаботиться санитарной обработкой территории лагеря в целях профилактики клещевого вирусного энцефалита (санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3.2352-08 «Профилактика клещевого вирусного энцефалита» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 7 марта 2008 г. № 19).

Обратите внимание, что имеются медицинские противопоказаний для пребывания детей в учреждениях отдыха и оздоровления, их перечень приведен в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 апреля 2012 г. № 363н.

Дети, нуждающиеся в соблюдении назначенного лечащим врачом режима лечения (диета, прием лекарственных препаратов и специализированных продуктов лечебного питания), могут быть приняты в учреждения, в которых созданы условия для их пребывания, в том числе наличие врача-педиатра, условия для хранения специализированных продуктов лечебного питания и т.д.

Дети, нуждающиеся в сопровождении и (или) индивидуальной помощи в связи с имеющимися физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, направляются в учреждения, в которых созданы условия для их пребывания в сопровождении законных представителей или иных лиц при наличии заверенной в установленном порядке доверенности и медицинской справки о состоянии здоровья сопровождающего лица.

В лагере должны быть спроектированы и созданы системы оповещения о пожаре и план эвакуации, в соответствии с Приказом МЧС РФ от 20 июня 2003 г. № 323
«Об утверждении норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03)». Система оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ).

Если в лагере имеется электроустановки, то при их установке и эксплуатации необходимо руководствоваться Приказом Министерства энергетики РФ от 13 января 2003 г. № 6 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» (при их наличии).

При наличии тепловых электроустановок, необходимо соблюдать требования Приказа Минэнерго РФ от 24 марта 2003 г. №115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок».

Отдельный разговор о лагерях, расположенных вблизи естественных водоемов и/или имеющих бассейны. Как правильно организовать территорию для купания детей, особенно в естественных водоемах?

  • Территория для купания должна быть удалена от портов, шлюзов, гидроэлектростанций, мест сброса сточных вод, стойбищ, водопоя скота и других источников загрязнения или располагаться выше указанных источников на расстоянии не менее 500 м.

Участок водоема должен быть огражден решетчатой изгородью, доходящей до дна водоема. Дно должно быть очищено. Вдоль участка изгороди, на стороне, противоположной берегу, следует соорудить помост для лиц, наблюдающих за купанием детей.

Весь участок для купания нужно разделить хорошо видимыми буйками. Буйки не должны располагаться далее 12 м от берега.

Места для купания должны быть обеспечены спасательными средствами. На расстоянии трех метров от уреза воды через каждые 25 м выставляются стойки с вывешенными на них спасательными кругами и веревками не менее 10-12 м длиной с поплавком на конце. На пляже должен быть предусмотрен пункт медпомощи.

Купание детей разрешается группами не более десяти человек. У каждой группы купающихся должно быть ответственное лицо, назначенное приказом руководителя, а также педагог по физкультуре, обученный приемам спасения на воде. На территории оборудуется стенд с материалами по профилактике несчастных случаев на воде.

Во всем остальном организаторы, руководители и сотрудники лагеря обязаны руководствоваться региональными (местными) Правилами, регулирующими использование водных объектов и поведение взрослых и детей на воде. Например, в некоторых регионах от лагеря, имеющего водоем или бассейн, требуется разрешение государственной инспекции маломерных судов на использование пляжных территорий (бассейнов).

При определении содержания деятельности лагеря, применяемых педагогических методов необходимо руководствоваться ныне действующим Приказом Минобразования РФ от 13 июля 2001 г. № 2688, утвердившим «Порядок проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха» (далее — «Порядок»). Предусмотренный в приказе порядок распространяется на все смены лагерей для обучающихся и воспитанников, организуемых органами управления образованием и/или органами по делам молодежи, а также образовательными организациями. И хотя для иных (не образовательных) организаций данный Порядок рассматривается как примерный, рекомендуется придерживаться его положений.

Порядок по содержанию и направленности подразделяет смены лагеря на различные виды. Например:

  • под сменой профильного лагеря понимается форма образовательной и оздоровительной деятельности с творчески одаренными или социально активными детьми, проводимая как смена юных техников, туристов-краеведов, экологов, спортсменов, математиков, филологов, журналистов, спасателей, моряков, автомобилистов, волонтеров, актива детских и молодежных общественных объединений, зимняя и летняя профильная школа по различным видам детского творчества и т.п., в период каникул с круглосуточным или дневным пребыванием обучающихся и воспитанников;
  • под сменой лагеря с дневным пребыванием понимается форма оздоровительной и образовательной деятельности в период каникул с обучающимися общеобразовательных организаций и образовательных организаций дополнительного образования детей с пребыванием обучающихся в дневное время и обязательной организацией их питания;
  • под сменой лагеря труда и отдыха понимается форма практического приобретения обучающимися и воспитанниками трудовых навыков, вовлечения их в общественно-полезную деятельность, сочетающую формирование у обучающихся и воспитанников навыков здорового образа жизни в период каникул с круглосуточным или дневным пребыванием.

Основные цели и задачи работы педагогического коллектива при проведении смены лагеря:

  • создание необходимых условий для оздоровления, отдыха и рационального использования каникулярного времени у обучающихся и воспитанников, формирования у них общей культуры и навыков здорового образа жизни;
  • создание максимальных условий для быстрой адаптации обучающихся и воспитанников с учетом возрастных особенностей.

Коллектив педагогов, обучающихся и воспитанников определяет программу деятельности и организацию самоуправления смены лагеря. При необходимости избирается совет, правление (или иной орган самоуправления) при равном представительстве обучающихся (воспитанников) и сотрудников, с учетом специфики смены лагеря и возраста обучающихся и воспитанников, который тесно взаимодействует с администрацией смены лагеря, родителями (законными представителями).

При выборе формы и методов работы во время проведения смены лагеря, независимо от ее образовательной и творческой или трудовой направленности, приоритетной должны быть оздоровительная и образовательная деятельность, направленные на развитие ребенка (полноценное питание, медицинское обслуживание, пребывание на свежем воздухе, проведение оздоровительных, физкультурных, культурных мероприятий, организация экскурсий, походов, игр, занятий в объединениях по интересам: временных кружках, секциях, клубах, творческих мастерских).

Главным в содержании деятельности смены профильного лагеря является практическая отработка знаний, умений и навыков в определенном виде (видах) социального, художественного, научно-технического и т.п. видов творчества, реализация программ детских и молодежных общественных объединений, выполнение коллективных или индивидуальных творческих работ, дополняемые обязательной системой мер по формированию здорового образа жизни.

Основой содержания деятельности смены лагеря труда и отдыха является трудовая и оздоровительная деятельность обучающихся и воспитанников. Смена лагеря труда и отдыха проводится на договорной основе между организатором смены и заказчиком (предприятием и/или организацией независимо от формы собственности), обеспечивающим надлежащие условия труда обучающихся и воспитанников на время выполнения работ.

При определении допустимости применения труда обучающихся и воспитанников следует руководствоваться требованиями к безопасности условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков (СанПиН 2.4.6.2553-09«Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 сентября 2009 г. № 58).

Питание обучающихся и воспитанников организуется в столовой учреждения (организации), в котором(ой) открытасменалагеря, или, по согласованию с территориальными центрами госсанэпиднадзора, на договорных началах в ближайших объектах общественного питания.

Питание обучающихся и воспитанников во время проведения смены профильного лагеря может быть организовано в полевых условиях, если это предусмотрено программой деятельности смены лагеря.

Необходимо иметь в виду, что должности «воспитатель», «старший воспитатель», «старший вожатый», «педагог дополнительного образования» «тренер», «тренер-преподаватель», «инструктор по физической культуре», «тьютор» включены Постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678в номенклатуру должностей педагогических работников. К педагогической деятельности в смене лагеря допускаются лица, как правило, имеющие высшее или среднее профессиональное образование, отвечающие требованиям квалификационных характеристик и профессиональных стандартов, определенных для соответствующих должностей педагогических работников.

В целях оказания методической помощи педагогическим работникам в организации работы с обучающимися и воспитанниками, повышения их профессионального мастерства и творческого роста во время проведения смены лагеря может быть создан педагогический (методический) совет.

Руководитель (директор, начальник) лагеря (смены лагеря):

  • обеспечивает общее руководство деятельностью лагеря (смены лагеря), издает приказы и распоряжения по смене лагеря, которые регистрируются в специальном журнале;
  • разрабатывает и утверждает должностные обязанности работников смены лагеря, знакомит их с условиями труда; проводит (с регистрацией в специальном журнале) инструктаж персонала смены лагеря по технике безопасности, профилактике травматизма и предупреждению несчастных случаев с обучающимися и воспитанниками; составляет график выхода на работу персонала смены лагеря;
  • создает безопасные условия для проведения образовательной и оздоровительной работы, занятости обучающихся и воспитанников, их трудовой деятельности;
  • несет ответственность за организацию питания обучающихся и воспитанников и финансово-хозяйственную деятельность смены лагеря.

Заместитель руководителя (по воспитательной, методической) работе, воспитатель (вожатый) отряда, инструктор по физической подготовке, педагог дополнительного образования, медицинский работник несут персональную ответственность за охрану жизни и здоровья обучающихся и воспитанников.

Организатор смены лагеря несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:

  • обеспечение жизнедеятельности смены лагеря;
  • создание условий, обеспечивающих жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и сотрудников;
  • качество реализуемых программ деятельности смены лагеря;
  • соответствие форм, методов и средств при проведении смены возрасту, интересам и потребностям обучающихся и воспитанников;
  • соблюдение прав и свобод обучающихся, воспитанников и сотрудников смены лагеря.

Предоставляемая лагерем услуга должна соответствовать следующим принятым стандартам:

  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52887-2007 «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления» (утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. № 565-ст);
  • Межгосударственный стандарт ГОСТ 32611-2014 «Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов» (введен в действие для добровольного применения с 01.01.2016 Приказом Росстандарта от 26.03.2014 № 228-ст).

Таким образом, у действующего лагеря должна иметься в наличии следующая базовая документация:

  • положение о лагере и (или) устав лагеря;
  • свидетельство о государственной регистрации;
  • организационно-штатная структура лагеря;
  • организационные документы деятельности лагеря (руководства, правила, методики, инструкции, в том числе по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей в период пребывания в лагере и в случаях чрезвычайных ситуаций и аномальных природных явлений), заверенные в установленном порядке;

реализуемые в лагере:

  • программа деятельности и организации самоуправления смен лагеря;
  • тематические программы по работе с детьми, обеспечивающие духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей и подростков, формирование здорового образа жизни, развитие разносторонних способностей и интересов детей в различных видах деятельности;
  • программы социальной реабилитации и социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе в социально опасном положении (при наличии);
  • планы мероприятий по организации досуга детей;
  • программы кружков художественного, технического, декоративно-прикладного творчества, спортивно-оздоровительных секций;
  • сведения об укомплектованности лагеря педагогическими кадрами, среднем стаже работы кадрового состава по специальности, уровне квалификации кадрового состава;
  • сведения о проведении мероприятий по страхованию детей на период летнего отдыха (при наличии);
  • сведения о наличии условий для обеспечения безопасности жизни и здоровья детей, в том числе об организация психолого-педагогического сопровождения, наличии охраны или службы безопасности, спасательных постов в местах купания детей и другое;
  • сведения органа санитарно-эпидемиологического надзора районных ТО о своевременности подготовки лагеря к оздоровительному сезону;
  • лицензия на право осуществления медицинской деятельности или договор с соответствующей медицинской организацией об оказании медицинских услуг;
  • медицинская документация (журналы, карты и т.д.);
  • при наличии в лагере водоема или бассейна разрешение государственной инспекции маломерных судов на использование пляжных территорий (бассейнов) — актуально для некоторых регионов;
  • свидетельства о допуске к работе инструкторов по плаванию и (или) спасателей на воде (при наличии открытых водоемов или бассейнов);
  • приказы: по кадрам, в том числе о назначении руководителя лагеря (смены лагеря), о мерах противопожарной безопасности, об охране жизни и здоровья детей, об организации купания детей, о назначении ответственных лиц за безопасную эксплуатацию электроустановок, теплопотребляющих установок, газового хозяйства, объектов Ростехнадзора (при наличии объектов), об организации выставок детского творчества, проведении спортивных и туристических мероприятий и т.д.;
  • акты: на испытание электроустановок, механизмов, электрических плит, котлов, газоустановок и т.д., об исправном состоянии обслуживающего транспорта, наличие инструкций на все виды работ и эксплуатации оборудования;
  • генеральный план территории, к которому прилагаются:

а) план эвакуации детей на случай пожара;

б) схемы связи с ближайшим территориальным медицинским учреждением и органом МЧС, водопроводной и канализационной сетей, теплотрасс отопления и горячего водоснабжения, наружной электросети;

в) проект молниезащиты;

  • журналы проведения инструктажей по технике безопасности, профилактике травматизма и предупреждению несчастных случаев;
  • заключение о готовности к открытию с приложением всех актов проверок (зданий, систем, механизмов, сооружений, устройств и т.д.);
  • желательно: положение (приказ) о проведении внутреннего контроля качества предоставляемых детям услуг в детском лагере.

Требуемая документация весьма обширна, но не стоит относиться к ней как к досадной помехе и напрасной трате времени, сил и бумаги. Грамотно, неформально составленный документ, пригодный к дальнейшему использованию в действии, продуманная подробнейшая инструкция заметно упорядочивают и структурируют деятельность коллектива, облегчают управление, помогают обеспечить безопасность детей и на порядок снижают риски для руководителя.

Пренебрежение «формальностями» и «условностями» в сфере безопасности, правовой нигилизм взрослых слишком дорого обходятся детям.

В данном комментарии не приводятся и не комментируются СанПиН и прочие нормы, предусмотренные для оздоровительных лагерей, имеющих статус санаторно-курортной организации, соответствующую медицинскую лицензию и работающих круглогодично.

Данная форма не практикуется православными организациями и относится к социально-медицинской сфере.

Общие правила поведения детей (подростков) в лагере. 1. Необходимо соблюдать режим дня лагеря, общие санитарно-гигиенические нормы (умываться, причесываться, принимать душ, одеваться по погоде и т.д.). 2. Каждый ребенок (подросток) обязан соблюдать все установленные в лагере правила, в том числе правила противопожарной безопасности, правила проведения морских купаний, экскурсий, автобусных поездок, походов и т.п. 3. Ребенок (подросток) обязан быть вместе с отрядом. При необходимости отлучиться обязательно разрешение своего вожатого. 4. Выход за территорию лагеря допускается только с разрешения начальника смены (или директора) и только в сопровождении вожатого. 5. Каждый ребенок (подросток) и сотрудник лагеря должен беречь зеленые насаждения на территории лагеря, соблюдать чистоту. 6. Нельзя есть незнакомые ягоды, плоды. 7. В случае ухудшения самочувствия необходимо сообщать вожатым. 8. Необходимо соблюдать правила поведения в общественных местах - словами, действиями и поведением не мешать окружающим, не оскорблять их эстетическое чувство. 9. В лагере запрещается курить и употреблять спиртные напитки, в том числе пиво. 10. Необходимо бережно относиться к личному имуществу и имуществу лагеря.

При начале любого дела – пересчет детей.

Техника безопасности в корпусе.

    Не Бегать по корпусу.

    Не поднимать тяжести

    Аккуратность с дверями. Опасность получить шишку проходя по коридору

    Не совать пальцы или другие посторонние предметы в розетку.

    По лестнице необходимо спускаться осторожно, смотря под ноги. Запрещается бежать по лестнице и съезжать по перилам, обгонять, играть на лестнице, толкаться, свисать на ограждениях.

    В тумбочке должны находиться только письменные принадлежности, книги, мелкие игрушки и предметы личной гигиены (необходимо исключить хранение продуктов питания, носков, влажных предметов, обуви).

Правила противопожарной безопасности. 1.Необходимо знать план эвакуации спального корпуса. В случае обнаружения признаков возгорания незамедлительно покинуть здание и сообщить любому взрослому.

2.Запрещается разводить огонь в помещениях, на территории лагеря и в походах. 3.Не разрешается пользоваться электроприборами без разрешения вожатого.

4.В лагере курить запрещено.

Ознакомиться с типами огнетушителей. Виды:

    *Водяной огнетушитель*

    *Порошковый огнетушитель* - порошок вреден для органов дыхания

    *Углекислотный огнетушитель* - для любого пожара

    *Алогидный огнетушитель* - вещество токсично, не использовать в непроветриваемых помещениях. Очень дорогой.

5.Легковоспламеняющиеся предметы следует сдать на хранение вожатым. 6.Не разрешается трогать провисающие, торчащие провода. О наличии таких проводов следует сообщить вожатому.

Техника безопасности на улице и спорт мероприятиях.

    Летом при солнце – головные уборы

    Рядом вода.

    Из обуви кроссовки, спортивная одежда, носки.

    При прокате на велосипедах или роликах на детях должен быть надет шлем, наколенники и налокотники.

    С мячами желательно играть на спец площадке.

    На городках: дети не встают на горизонтальные лесенки. Осторожно с песком не попало в глаза и дыхательные пути.

    На батутах: только прыгать, не лазить на стенки, не вытворять акробатические кульбиты.

ТБ на воде.

0. Должны присутствовать директор лагеря, медработник, плаврук, бригада вожатых.

1.Разрешается выходить на пляж только с отрядом. На пляже располагаться в секторе, отведенном отряду. 2.Каждый должен иметь с собой головной убор, полотенце, купальный костюм (плавки, купальник). 3.Купание проводится в звеньях не более 10 человек. По команде вожатого построиться, рассчитаться по порядку номеров. 4.Вход в воду разрешается только по команде плаврука. Купание проходит в огражденном секторе, заплывать за ограждение (буйки) нельзя. 5.Входить в воду можно только до уровня груди. 6.Строго запрещено нырять, пользоваться маской, ластами, трубкой, надувными предметами, подавать ложные сигналы бедствия, толкаться и бороться в воде. 7.Выход из воды по сигналу плаврука. Построиться и рассчитаться по порядку номеров.

ТБ во время лагерного костра.

Дети в радиусе 5 метров от костра

Сам вожатый находится непосредственно возле очага

Вместе с вожатым должен находиться старший вожатый, директор лагеря

Под рукой должны быть противопожарные средства

Дети обуты в удобную обувь, закрытая одежда, головные уборы.

Правила поведения во время массовых мероприятий. 1.При проведении массовых мероприятий следует находиться вместе с отрядом. Отойти можно только в сопровождении вожатого. 2.Мероприятия следует посещать в соответствующей одежде и обуви. Если это не предполагается сценарием, нельзя появляться на мероприятиях в купальнике, с голым торсом. 3.При проведении массовых мероприятий на открытых площадках в солнечную погоду наличие головного убора обязательно. 4.Следует соблюдать правила этикета в общественных местах (не шуметь, не толкаться, не свистеть, не топать ногами). Правила поведения на автобусных экскурсиях. 1.Посадка в автобус производится по команде экскурсовода (вожатого).

2.Во время движения автобуса не разрешается стоять и ходить по салону. Нельзя высовываться из окна и выставлять руки в окно. 3.При резком торможении необходимо держаться за поручни. 4.В случае появления признаков укачивания или тошноты надо сразу сообщить экскурсоводу (вожатому). 5.Вставать можно только после полной остановки автобуса по команде экскурсовода (вожатого). 6.Выход из автобуса производится через переднюю дверь. После выхода из автобуса не разбредаться, собраться в указанном месте и следовать указаниям экскурсовода (вожатого). Нельзя самостоятельно выходить на проезжую часть и перебегать улицу. Туалет – та же схема, что и с сувениркой.

Преобретение беляшей, шаверм и т.д. продукции СТРОГО запрещено. При преобретении сувенирной продукции заранее оговаривается время и место встречи.

8.Передвижение за территорией лагеря осуществляется ТОЛЬКО строем!

Выход из автобуса производится через переднюю дверь. После выхода из автобуса необходимо построиться.

Вставать можно только после полной остановки автобуса по команде экскурсовода (вожатого).

Окно можно открывать только на 2 пальца.

Во время движения автобуса не разрешается стоять и ходить по салону. Нельзя высовываться из окна и выставлять руки в окно.

Обязательно пристегиваться. Правила поведения во время пешеходных прогулок (экскурсий, походов). 1.К пешеходным экскурсиям допускаются дети (подростки) в соответствующей форме одежды: закрытая удобная обувь, головной убор, при необходимости длинные брюки и рубашки (кофты) с длинными рукавами. 2.Старшим во время проведения экскурсии (похода) является экскурсовод. Необходимо строго выполнять указания экскурсовода, а также сопровождающих вожатых. 3.Во время прогулки, экскурсии, похода следует находиться с отрядом, не разбредаться. Не разрешается отходить от маршрута (тропы, дорожки), подходить к электропроводам, неогороженным краям оврагов, ущелий, обрывов. 4.Необходимо своевременно сообщить вожатому об ухудшении состояния здоровья или травмах. 5.Следует уважительно относится к местным традициям и обычаям, бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры. 6.Фотографирование разрешено в специально отведенных местах при общей остановке отряда по разрешению экскурсовода. 7.По окончании экскурсии (прогулки, похода) собраться в указанном месте и после объявления окончания экскурсии следовать указаниям своего вожатого. 8.Покупки в магазине можно делать только с разрешения вожатого. 9.При переходе через проезжую часть соблюдать правила дорожного движения, четко выполняя указания вожатого. Переходят организованной группой, в начале и в конце колоны дети должны идти с красными флажками, один из вожатых стоит на дороге, другой переводит детей.

10. При прогулке по лесу запрещается сходить с тропы, есть ягоды, шишки и т.п., подходить к диким животным. Правила поведения во время морских прогулок на катерах. 1.Посадка и высадка из катера разрешается только по команде экскурсовода. Перед посадкой и после высадки необходимо собраться в определенном, указанном экскурсоводом или вожатым месте. 2.Не разрешается бегать по катеру, перегибаться через перила, играть в подвижные игры, открывать двери служебных помещений и выхода из катера. 3.В случае появления признаков укачивания, тошноты или другом ухудшении состояния здоровья необходимо сообщить вожатому. 4.Разрешается уходить с места высадки из катера только по команде экскурсовода или вожатого.

5. На всех должны быть надеты спасжилеты. Запрещается снимать жилеты до команды руководителя.