Материал на тему: Как научить ребенка лепить из пластилина? Как научится лепить из пластилина, теста или глины? Занятия с четырехлетним ребенком.

Всестороннее развитие ребенка – это одна из важных задач каждого родителя. Лепка из пластилина:

  • поможет вашему малышу развивать творческие навыки и умения,
  • познакомит его с новыми текстурами и формами,
  • поможет развить пространственное мышление,
  • станет прекрасным способом развития моторики рук.

Кроме того, лепка из пластилина способна позитивно влиять на нервную систему вашего чада и вырабатывать у него усидчивость и концентрацию внимания.

Когда начинать знакомить ребенка с пластилином и как его выбрать?

Начиная уже с 1 года ребенка можно знакомить с пластилином. Яркие, мягкие кусочки наверняка привлекут его внимание. Для деток до 2 лет лучше всего выбрать очень мягкий специальный пластилин.

Многие детки обязательно захотят попробовать его на вкус! Чтобы обезопасить ребенка, приготовьте массу для лепки самостоятельно. Для этого понадобится всего 4 компонента: по 1 стакану муки и соли, лимонный сок (3 ст. л.) и вода. А чтобы придать ей разные цвета, воспользуйтесь пищевыми красителями.

Как научить ребенка работать с пластилином?

Все дети разные. Одни с удовольствием займутся разноцветными кусочками, у других пластилин не вызовет абсолютно никакого интереса, а некоторые и вовсе могут его бояться. Чтобы этого не произошло, необходимо заинтересовать ребенка и показать ему, как это может быть интересно и увлекательно.

Сначала предложите малышу самостоятельно выбрать цвет. Ни в коем случае не навязывайте ему выбор. Когда цвет выбран, помогите ему размять пластилин. Начинайте с самых простых форм: шар, колбаска, овал. Дайте возможность ребенку измельчить большой кусок на малюсенькие части, которыми можно, например, украсить готовую картинку.

Некоторые интересные идеи, которые помогут вашему малышу освоить уроки лепки

Вы должны понимать, что пластилин – это очень сложный и капризный материал.

Одна неудачная попытка – и желание лепить из него у ребенка может надолго пропасть.

На первых этапах обучения помогите малышу создавать очень простые предметы, которые просто не могут не получиться. Например, змейки, гусеницы, простые овощи и т. п.

Очень увлекательное занятие – создание отпечатков. Для этого предложите ребенку скатать шар и раздавить его ладошкой. На полученной лепешке можно оставлять всевозможные отметины: пальцев, монет, колечек, других предметов.

Как научить ребенка лепить

Как сделать гусеницу | Видео Лепка

Уроки лепки пластилином для самых маленьких

Не забывайте о безопасности вашего ребенка.

При выборе пластилина отдавайте предпочтение известным, хорошо зарекомендовавшим себя производителям.

Пластилиновая лепка – необычайно увлекательное занятие для любого возраста. Каждый при желании найдет ту технику и тему, которая будет соответствовать его предпочтениям. Сначала моя старшая дочка ни за что не хотела лепить (как и рисовать) со мной, хотя в развивающем центре делала это успешно и с удовольствием. Но я набиралась опыта, читала методички, смотрела обучающие видео, и через некоторое время мы с огромной радостью лепили уже всей семьей. Расскажу о наших личных секретах, которые помогли научить холеричного ребенка красиво лепить из пластилина. Сейчас старшей дочке 6 лет, маленькой – 3 годика, и вот что у нас получается (фото в статье – это работы за последний календарный год).

Несколько секретов лепки с малышами – наш личный опыт.

  • Для малышей все начинается с шарика. Его можно расплющить, раскатать в палочку, деформировать, вытянуть с одной стороны – так получается практически любая деталь.

  • Ребенку нужен быстрый результат. Как его достичь – решать вам, в зависимости от возраста. Для нас быстрый – это в течение 45-60 минут, когда Настюша была младше, укладывались в 10-20 минут. На самом деле за 10 минут ребенок без труда слепит вот такую эффектную и милую панду, а за полчаса – целую их семью вместе с бамбуком. При этом работа должна быть в меру сложной и соответствующей интересам ребенка. Можно заранее заготовить детали, которые потом вместе объедините. Можно взять на себя более объемные элементы, а ребенку предлагать помельче, но тоже значимые. Можно каждую деталь лепить вместе: ребенок – основное, мама уже детализирует. Повторюсь, зависит от возраста и навыков.

  • Глаза , уши, нос, хвост – именно эти части тела являются определяющими при лепке большинства животных. Именно по ним ребенок отличает зверей по видам. С глазами относительно просто: на белом кружочке черная точка – сразу игрушка оживает. Самый простой нос – чуть вытянутый и с черным шариком на конце (мышь, лиса, собака, волк, медведь кстати тоже). В ушки основного цвета можно добавить белую или бледно-розовую вкладку (зайцы, мыши, коты) – всегда хорошо смотрится. Такой же светлый «блинчик» уместен и на пузике. Ну, а хвост непременно должен быть реалистичным (колечком, с кисточкой, пушистым комочком и т.д.).

  • Пластилиновыми игрушками можно и нужно играть. Их можно брать в песочницу, в домашние игры, но всегда при условии аккуратного обращения – то есть чтобы кусочки пластилина не пачкали ковры, стулья, мягкую мебель и проч.
  • Пластилиновую картину лепить проще, чем объемную композицию .

  • Фон из цветного негладкого картона лучше, чем размазанный по основе пластилин . К тому же картон несложно комбинировать: нижний лист – голубое небо, на него – землю, песок или травку. Дело двух минут.

  • Для объемных фигурок нужно два типа пластилина . Твердый – для опорных частей, мягкий (можно восковой) – для детализации (розовых ушек, глазок, язычков, подушечек лап, пятнышек, плодов на дереве и проч). Или просто подогреть на батарее кусочки нужного цвета. К примеру, ствол дерева – твердый, а мелкие листочки на кроне – мягкие. Тыква мягкая, листья ее жесткие, а вот прожилки тоже мягкие.

В этой статье вы узнаете о различных материалах для лепки, о том как научить малыша лепить и несколько простых идей для занятий лепкой с ребенком.

Чем таким полезным можно заняться с ребенком, что принесет не только удовольствие, но и поможет в развитии? Конечно же творчеством! Один из самых распространенных и любимых детьми видом творчества является лепка.

Значение лепки для развитии ребенка

Польза от лепки для детей огромна. Эти занятия хорошо сказываются на нервной системе ребенка, тренируется мелкая моторика рук, формируется пространственное мышление, ребенок познает форму предметов, их цвета. Она оказывает благоприятное воздействие на эмоциональное и психическое состояние ребенка. С помощью лепки ребенок может создать свой мир, каким он его видит и ощущает.

Лепка — это один из самых популярных видов творчества, при котором ребенок включает по максимуму свое чувство осязания. Он создает что-то свое, и не только видит это, но и щупает, держит в руках, может изменять, если понадобится.


Благодаря лепке происходит умственное развитие ребенка, она влияет на здоровье и эмоциональное состояние малыша, помогает развитию личности.

Лепка оказывает следующие действия на развитие ребенка:

Лепка и пространственное мышление

  • увеличивает чувствительность, помогает сенсорно воспринимать форму, вес, фактуру, цвет
  • формирует пространственное, образное и абстрактное мышление, стимулирует воображение
  • ребенок учится чувствовать, правильно оценивать, видеть окружающие его предметы и живой мир под другим углом, находить решение в безвыходных ситуациях

Лепка и развитие мелкой моторики и речи у детей

тренирует мелкую моторику, которая в свою очередь принимает активное участие в развитии речи, влияет на координацию движений, тренирует память и помогает ребенку мыслить логически

Лепка и синхронизация мозга ребенка

помогает синхронизировать действия обеими руками


приводит к укреплению связи между полушариями мозга, благодаря чему развивается внимание

Развитие творческих способностей посредством лепки

  • ребенок учится усидчивости и проявлять терпение, быть аккуратным
  • дети учатся сосредотачиваться, строить планы и выполнять задуманное, сопоставлять задуманное с полученным результатом, при необходимости вносить изменения
  • развивается эстетический вкус
  • развивает у малыша чувство собственной значимости, придает уверенности в своих силах
  • ребенок учится экспериментировать и делать все новые открытия
  • через лепку ребенок может выражать, доступным ему способом, свои эмоции, как позитивные, так и негативные

Кроме того, постоянные занятия такими спокойными играми, как лепка, нормализуют сон, помогают успокоить слишком активного малыша, понижают возбудимость, ребенок становится более спокойным и реже раздражается.

Материалы для лепки

Существует несколько материалов с разными свойствами, которые подходят для лепки. Все они хороши по-своему и у всех есть свои недостатки.

Детский пластилин

Пластилин для лепки нужно правильно выбрать, потому что сильно твердый ребенок не сможет размять и он будет разваливаться в руках, а сильно мягкий будет липнуть ко всему и сделать из него что-нибудь будет очень трудно.

Не покупайте малышам пластилин с фруктовым запахом, иначе ребенок вместо лепки будет его пытаться попробовать на вкус.

Из импортных фирм можем посоветовать пластилин JOVI , он достаточно мягкий и изготовлен из натуральной растительной основы. В составе этого пластилина вы найдете рисовую и пшеничную муку, крахмал и натуральные красители. Все, что выпускает эта компания, безопасно и отвечает международному стандарту ISO 9002. Также хорош для деток пластилин фирм KOH-I-NOOR и Crayola.

Восковой пластилин

Это новый вид пластилина, который подходит маленьким деткам, потому что он более мягкий и пластичный. Он сделан на восковой основе, поэтому безопасен для детей. Его кусочки хорошо липнут друг к другу и с ним легко работать маленькими неокрепшими ручками.

Этот пластилин отлично подходит для занятий пластилинографией, о ней читайте ниже.

Глина для лепки

Глину используют для лепки уже много лет и дети работают с ней с удовольствием, хотя руки потом приходится тщательно отмывать.

Глина продается в виде порошка и ее можно разводить водой в домашних условиях. Если вы не хотите с этим возиться, есть глина уже в готовом виде.


Этот материал хорош своей невысокой стоимостью и можно дать его ребенку много, пусть построит большой замок или мост, такое развлечение не ударит по карману родителей.

Глину еще можно использовать для рисования, особенно с маленькими детьми. Просто разведите ее водой посильнее и вылейте на какую-нибудь ровную поверхность. Все, теперь можете рисовать пальчиками или палочкой, или чем захотите.

Есть еще готовые наборы для творчества с глиной, например, для изготовления посуды, они еще содержат гончарный круг.

Если вы хотите оставить на память поделку из глины, ее нужно обжечь при температуре 900°C в течении пары часов. Если этого не делать, то поделка, конечно, высохнет, но будет хрупкой и раскрошиться при первой же возможности. Можно еще помазать ее клеем ПВА, он придаст поделке немного прочности.

Паста для моделирования

Это что-то похожее на смесь пластилина с глиной, что-то вроде природной глины. Эту пасту приятно разминать в руке, она пластичная, мягкая, очень похожа на глину в работе. Но у нее есть одно преимущество — ее не нужно запекать, она затвердевает самостоятельно. Т.к. она выпускается только в белом цвете или в цвете терракот, ее можно раскрасить после застывания и вскрыть прозрачным лаком.

Паста для моделирования предназначена для занятий с детьми от 3 лет.

Тесто для лепки

Соленое тесто для лепки можно купить в магазине готовое или сделать самостоятельно. Рецепт такого теста смотрите ниже.

Этот материал замечательно подходит для совсем маленьких деток, потому что с ним очень легко работать. Лепить ребенок может из неокрашенного теста, а потом раскрасить красками. Есть тесто уже с красителями, но цветов не так уж много, хотя для малышей 4 цветов вполне достаточно, чтобы многообразие цветов не отвлекало кроху от лепки. Если хотите сохранить поделку, просто оставьте ее на некоторое время и она сама высохнет и затвердеет.

Рецепт теста для лепки

По этому рецепту получается тесто очень похожее на известный бренд «Play Doh». Оно очень мягкое, не прилипает к рукам, его можно долго хранить и использовать, а для того чтобы его приготовить нужно всего несколько минут.

Для теста вам понадобится:

  • 1 ст. белой муки
  • 1/2 ст. мелкой соли
  • 1 ст.л. любого растительного масла
  • 2 ч.л. лимонной кислоты
  • немного воды, до 1/2 стакана
  • любые пищевые красители

Высыпьте в кастрюлю все сухие ингредиенты и тщательно перемешайте, затем добавьте растительное масло. Кастрюлю поставьте на плиту на средний огонь, в воду добавьте краситель и наливайте ее в кастрюлю медленной струйкой, перемешивайте постоянно до загустения, масса должна стать однородной. Когда вы будете мешать, масса отстанет от стенок и дна кастрюли и превратится в один комочек. Когда это произойдет, достаньте тесто и помесите его на столе, посыпанном мукой.


Из этого количества ингредиентов получится шарик теста для лепки размером с большой кулак.

Хранить его можно в холодильнике, предварительно завернув в пищевую пленку, или в пластиковом контейнере с крышкой. Перед работой с тестом его нужно немного размять в руках и оно будет готово.

Масса для лепки

Этот материал очень приятный на ощупь, с бархатистой текстурой, легкий и мягкий. Эта масса хорошо растягивается, но не липнет. Если смешать кусочки разных цветов, получится новый цвет или оттенок. Она не требует запекания и высыхает сама на 6-8 часов на воздухе.

Еще у нее есть интересное свойство восстанавливаться, если она не высохла полностью. Ее можно смочить водой, например, побрызгав из пульверизатора или обернув мокрым кусочком ткани, после чего герметично закрыть на некоторое время. Благодаря этому, поделку из этого материала можно исправить или внести какие-то изменения.

Однако у массы для лепки есть серьезный недостаток — ее цена, для малышей ее покупать не рационально, она хороша как раз для более мелкой и детальной работы.

Как лепить с малышом?

Во время работы с пластилином или другими материалами для лепки, вы должны обязательно быть рядом с ребенком, и не только следить за его работой, но и лепить вместе с ним.

Не стоит многого ожидать от малыша, он только начинает свое знакомство с новым материалом. Подбирайте занятия по возрасту ребенка.


Выбор цвета пластилина

Дайте малышу выбрать цвет, только не предлагайте много вариантов, двух вполне достаточно.

Не навязывайте ему свое мнение, оно может не совпадать с предпочтениями ребенка.

Как размять пластилин?

Начните разминать материал, вы свой кусочек, ребенок свой, пусть он видит что вы делаете и попытается сам повторить. Когда пластилин готов, можно начинать лепить.

С чего начать лепку?

Простых заданий, для начала, будет достаточно малышу, чтобы он заинтересовался этим видом творчества. Дайте ему отщипнуть кусочек, покажите как сделать из него лепешку. Простых идей, что можно делать с пластилином, предостаточно и некоторые из них описаны ниже.


Как научится лепить из пластилина, теста или глины?

  • Вы же не думаете, что когда дадите ребенку пластилин, он сразу же слепит что-нибудь конкретное? Он наверняка сначала попробует его на вкус, постучит им по столу, сложит к своим игрушкам. Вам нужно научить малыша использовать пластилин по назначению
  • Первым делом вам нужно заинтересовать ребенка. Не нужно его уговаривать или заставлять насильно, он должен сам захотеть. Для этого начните работать с пластилином сами и ребенку станет интересно
  • Купите для начала мягкий пластилин или тесто для лепки, а можно сделать его самостоятельно, рецепт смотрите выше. С мягким материалом ребенок будет работать охотней, потому что у него будет получаться
  • Кусочки . Это первое, что нужно показать малышу, как оторвать кусочек и прилепить его обратно. Можно превратить все в игру, накорми коровку, отрывая кусочки от зеленого пластилина. Можно оторванный кусочек лепить на картон, или например на рисунок елки, как бы наряжая ее


Лепим шарики и колбаски

Шарики и колбаски . Покажите ребенку как делать шарики из пластилина, а потом их можно весело раздавливать или слепить из них снеговика. Делайте колбаски между ладошками или проводя ладошкой по столу, из нее потом можно сделать колечко или закрутить в спиральку

Плоская лепка из пластилина

Сплющивание — очень увлекательное занятие, ведь с его помощью можно сделать крышу для дома, ушки для собачки. Можно прилеплять сплющенные кусочки к бумаге, таким образом, дополняя рисунок

Размазывание пластилина

Размазывание . Тоже очень нужный прием. Делайте это сначала на доске для работы с пластилином, потом можно так «рисовать» на бумаге.

Отпечатки на пластилине

Отпечатки . Детям такое развлечение точно понравится. Отпечатайте что-нибудь на расплющенном пластилине, например, фигуркой от сортера, или походите ножками игрушечного животного


Вазочка из пластилина

Облепливание . Покажите ребенку как можно облепить пластилином какую-нибудь емкость, например, стакан, а сверху вдавить бусинки. У вас получится красивая вазочка. Для самых маленьких можно приготовить фигурки животных из картона и предложить лепить пластилин на них

Эти простые советы помогут вам познакомить ребенка с пластилином. Но главное на таких занятиях — хорошее настроение. Лепка должна в первую очередь приносить удовольствие.

Пластилин и тесто для лепки для самых маленьких

  • Соленое тесто или тесто для лепки отлично подходит для того, чтобы ставить на нем отпечатки различных предметов. Для этого раскатайте тесто на столе и попробуйте пройтись по нему расческой для волос, потыкать колпачком от фломастера, отпечатать детальки от конструктора, прокатитесь по нему машинкой. Можно попробовать совместить несколько отпечатков в одной картине.


  • На прогулке с ребенком поищите подходящие для отпечатков листики, чтобы у них были крупные прожилки. Положите лист задней стороной на пластилин и пройдитесь по нему скалкой, аккуратно уберите листик и посмотрите как ребенок удивится. Можете сделать тесто разных цветов, например смешать красный и желтый, тогда листочки получатся как осенние.
  • Еще можете отпечатать таким же способом кусочек кружева. Потом из этого теста можно вырезать фигурки, они будут полностью в кружевном тиснении


  • Достаньте свои наборы для вырубки печенья и отпечатайте на тесте их. Можно сделать целую картину, например, сверху отпечатать кружочек-солнышко, добавить к нему лучики отпечатками стержня от ручки, внизу посадить елочку, под ней зайчика и т.д. Можно фигурки не отпечатывать, а вырезать целиком
  • В наборах для лепки есть скалки с различной текстурой, они оставляют интересные отпечатки. Но вы можете сделать такие скалки самостоятельно. Для этого возьмите картонный цилиндр из под салфеток или фольги, нанесите на него узор карандашом, а сверху по узору пройдитесь клеевым пистолетом. Когда клей застынет, то затвердеет и у вас будет своя скалка, оставляющая неповторимые узоры

Идеи для лепки с тестом и пластилином

Возможных идей для занятия лепки очень много и вы всегда можете придумать свою собственную, дайте волю своей фантазии и фантазии своего ребенка. Мы предлагаем вам несколько простых идей.

Гусеница из пластилина

Сделайте много шариков, можно разноцветных, соедините их в порядке убывания по размеру, первому сделайте глазки и рожки — у вас получилась гусеница . Сделайте божью коровку и пчелку как показано на рисунке


Паровоз из пластилина

Из шариков, колбасок и брусочков можно сделать паровоз

Фрукты из пластилина

Очень простые и забавные «живые» фрукты

Лепка цветка из пластилина

Расплющив шарики и колбаски, получится красивый цветочек

Улитки из пластилина

Из длинных колбасок можно сделать симпатичных улиток


Предложите малышу залепить дырочки в картинках. Картинки можно заклеить скотчем или заламинировать, чтобы использовать не один раз


Бабочка из пластилина

Можно сделать вот такую вот бабочку или другие рисунки

Больше идей с пошаговыми инструкциями вы найдете в статье

Пластилинография

Пластилинография — это нетрадиционная техника рисования. В картинах, выполненных в этой технике, присутствуют выпуклые объекты, которые делаются из пластилина.

С помощью пластилинографии и сочетания ее с другими техниками творчества, создаются оригинальные и неповторимые произведения.

Польза этого вида творчества для развития ребенка включает в себя пользу от рисования и от лепки. К тому же, ребенок, создавая картину из пластилина, раскатывает и размазывает пластилин, благодаря чему учиться чувствовать свои руки лучше и увереннее ими управлять.

Лепка из пластилина для детей 3-4 года

Для детей до 4 лет можно предложить простые задания:

  • сделать солнышко , для этого на картон голубого цвета налепить желтую круглую лепешку, а маленькие кусочки пластилина размазывать, делая лучики
  • сделать травку , размазывая зеленые кусочки теста, посадить цветы, раздавив на картоне разноцветные шарики в виде цветочков
  • на уже нарисованном ежике сделать иголки, также размазывая пластилин
  • сделать разноцветный салют в небе (на темно-синем картоне)
  • украсить новогоднюю елочку, повесив на нее шарики и гирлянду
  • сделать осенние листочки на дереве и показать как они опадают
  • сделать снежинки на небе или дождик


  • Дети более старшего возраста могут создавать более сложные работы, смешивать техники, например, добавлять в картину природный материал, могут работать над деталями, подправлять или создавать что-то с помощью стеки
  • Они могут делать сюжетные картины, изображать в деталях животных, растительных мир, добавлять несколько героев. Чем старше ребенок, тем больше у него возможностей и умений, которые он применяет в творчестве, тем сложнее работу ему можно предлагать
  • После такой работы ребенка важно поддержать и предложить придумать вместе историю о том, что он нарисовал. Это поможет развитию речи, облегчит общение ребенка со сверстниками
  • Поощряйте ребенка за любые успехи и подбадривайте, если не получается. Важно подбирать задания по возрасту. Если он будет справляться с заданием, это вселит в ребенка уверенность в себе, принесет удовольствие от занятия творчеством и он будет радоваться своим результатам. Такая работа принесет максимум пользы и удовлетворения и ребенку, и родителям

Как заказать пластилин в интернет магазине Алиэкспресс?

http://ru.aliexpress.com/af/%25D0%25BF%25D0%25BB%25D0%25B0%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25B8%25D0%25BB%25D0%25B8%25D0%25BD-%25D0%25B4%25D0%25B5%25D1%2582%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25B8%25D0%25B9.html?ltype=wholesale&d=y&origin=n&isViewCP=y&catId=0&initiative_id=SB_20160227091419&SearchText=%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%BD+%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9

Видео: Лепим с малышами

Лепка для малышей: основные приемы, система игровых занятий с детьми от 1 года до 3 лет.

Лепка для малышей

Лепка для малышей: зачем нужна лепка малышам?

Лепка – вид изобразительной деятельности ребенка. Занятия с пластилином, тестом, массой обогащают сенсорный опыт малыша, развивают мелкую моторику пальчиков рук, учат доводить дело до результата, позволяют развивать речь ребенка, внимание, мышление, воображение .

В лепке как виде продуктивной деятельности (то есть деятельности, в результате которой получается готовый продукт – вылепленное изделие) развивает умение ребенка планировать свои действия.

Лепка учит малыша анализировать, развивает восприятие, ведь чтобы отобразить в лепке любой предмет, нужно выделить его главные части, их признаки (цвет, размер, форму, пропорции, расположение в пространстве).

Также в лепке мы уточняем и закрепляем представления ребенка о предметах окружающего мира.

В лепке малыш старается соотнести особенности предмета с особенностями материала (теста для лепки или пластилина), это ведет к запоминанию сенсорных эталонов (цвет – желтый, красный, зеленый, синий и другие, размер – маленький, большой, форма – круглый, овальный, треугольный, длинный – короткий, широкий — узкий).

Очень важно: игры — занятия лепкой легче для ребенка, чем занятия рисования, так как именно в лепке ребенок начинает чувствовать каждое движение своего пальчика (например, когда вдавливают в глину или в массу для лепки мелкие предметы, отрывают от куска глины маленькие кусочки) и движения своих кистей рук (когда, например, сплющивают шарик в лепешку, когда раскатывают колбаску или шарик). Именно поэтому занятия изобразительной деятельностью лучше всего начать именно с лепки, а чуть позже начать и рисовать с малышом. Также в лепке ребенок легко чувствует форму предмета (ему легче понять, что мячик круглый, это шар именно в лепке, в которой он сам этот шар скатывает, а не плоскостном изображении в рисовании).

Лепка подготовит ручку ребенка к более сложным движениям – владению карандашом и кисточкой в рисовании.

Лепка для малышей: с какого возраста можно заниматься лепкой с ребенком?

Лепкой можно начать заниматься с ребенком с последних месяцев первого года жизни.

На втором году жизни малыш знакомится с тестом для лепки как с материалом, знакомится с его свойствами и качествами.

На третьем году жизни малыш овладевает «азбукой лепки» — базовыми приемами лепки , на основе которых можно сделать много разных фигур. На основе усвоенной в этом возрасте азбуки лепки будут строиться и все последующие поделки ребенка в более старшем возрасте.

Лепка для малышей: материалы для лепки с ребенком раннего возраста

Первое — это тесто для лепки (безопасное для здоровья самых маленьких деток и сделанное из экологически чистых материалов).

Рецепт теста для лепки для детей от 10 до 12 месяцев: 300 гр. муки, 150 гр. воды, 1 чайная ложка подсолнечного масла (в тесто не добавляем соль). В воду можно добавить свежевыжатый сок свеклы – получится розовый цвет. Но он сохранится только на сутки, максимум на двое суток.

Рецепт соленого теста для лепки для детей от 1 года до 2 лет: 2 стакана муки, 1 стакан мелкой соли, 1 стакан воды, подкрашенной пищевым красителем, 2 столовые ложки растительного масла. Краситель берет пищевой, который используется для окрашивания пасхальных яиц и кондитерских изделий (берем ½ или ¼ пакетика одного цвета на эту порцию теста). Тесто не прилипает к рукам, хорошо держит форму. Тесто можно хранить 3-4 недели в плотно закрытом пакете в холодильнике. Лучше заранее сделать несколько цветов теста.

Фигурку из такого теста можно запечь в духовке на слабом огне. Цвет теста после выпечки сохраняется. Если сушить фигурку на воздухе – то тогда фигурка толщиной в 1-2 см будет сушиться 10 дней.

С детьми 2 лет и старше можно использовать для лепки разные материалы: массу для лепки, пластилин, соленое тесто.

Глина – прекрасный природный материал для лепки, который полезен еще и в психологическом плане. Глина прекрасно снимает напряжение! Если Вы хотите полепить из глины с малышом, то купите в магазине глину светлого цвета. Глина темного цвета часто пугает маленьких детей, и они отказываются из нее лепить (боятся испачкаться). Глину нужно хранить в плотно завязанном пакете в холодильнике, так как она быстро засыхает.

Готовое выпускаемое промышленностью тесто или массу для лепки желательно покупать классическое, не ароматизированное (без запахов ванили и других подобных запахов).

Второе – клеенка для защиты стола от пластилина или теста. А также доска для лепки и влажная тряпочка. Это приучает к аккуратности. Главная причина, почему нам не обойтись без этих предметов – при их использовании нам не нужно будет использовать запреты ребенку (не трогай – запачкаешь), не надо будет его дергать. Даже если малыш запачкает клеенку – стол останется чистым, а клеенка легко отмоется.

Сразу же приучайте ребенка, что лепим мы только на клеенке и сразу же убираем за собой. Сначала это будете делать Вы, потом малыш привыкнет к порядку и начнет Вам подражать. Он будет знать правило – лепим за столом на клеенке, после лепки всё убираем на место.

Доску для лепки лучше иметь цвета потемнее, чтобы на ней хорошо были видны светлые детали из теста или пластилина, их форма. По размеру она должна быть не меньше размера альбомного листа (Не советую покупать маленькие доски для лепки. Они очень неудобны в лепке с малышами).

Влажная тряпочка должна быть рядом на столе. Она нужна, чтобы вытирать руки (малышу нужно будет показать, как это делается).

Третье – если Вы боитесь, что ребенок запачкает одежду, то наденьте на его ручки нарукавнички (это «труба», сшитая из легко стирающейся непромокаемой ткани и надевающаяся от запястья до локтя на ручку ребенка) и фартук. Вы будете спокойны, что малыш не испачкает одежду, и он сможет лепить свободно и радостно. Ваши эмоции и Ваше спокойствие очень важны – ведь ребенок их «считывает» мгновенно и хорошо чувствует Ваше эмоциональное состояние. И если мама постоянно переживает, что что-то мы запачкаем – то ребенок не будет лепить с удовольствием. Также если Вы боитесь за пол и его чистоту (например, у вас дома ковровое покрытие – то вместо переживаний можно просто защитить заранее пол — просто постелить на него пленку).

Четвертое. Дополнительно можно приобрести стеки для пластилина (они обычно прилагаются к набору пластилина) – с их помощью можно наносить разные узоры на поверхность изделия.

Это важно:

— место для лепки и все предметы должны быть подготовлены мамой заранее, до игры – занятия с ребенком, так как маленький ребенок не может долго ждать – ему надо сразу же действовать.

— ребенок старше 2 лет уже знает, где дома лежат материалы для лепки и как ими пользоваться по назначению, с этого возраста он помогает маме убирать все материалы после лепки (например, разложить оставшиеся кусочки по цветам, вымыть руки, снять фартук)

Лепка для малышей: как заниматься лепкой с малышами?

Первый этап. Знакомство с материалом.

Очень часто этот этап пропускается, в результате малыш не хочет лепить, хочет засунуть тесто в рот, и ничего не получается! Потому что прежде чем лепить, надо учесть природу ребенка раннего возраста.

Для малыша одним из важных средств познания мира является экспериментирование, игры исследовательского характера. Дайте малышу насладиться сначала процессом исследования нового для него материала и хорошо познакомиться с ним. Иначе лепить он просто не будет, его будет манить этот новый кусочек чего-то привлекательного, а не процесс лепки!

Познакомьте ребенка с тестом (или пластилином в зависимости от возраста малыша). Дайте возможность:

  • пошлепать по нему ладошкой: «шлеп-шлеп»,
  • нажать пальчиком и получить «дырочку» в кусочке материала,
  • подержать кусочек в ручках и по-разному его помять,
  • пальчиком вжать в кусочек массы кусочек изюма (горох, фасоль),
  • смешать разные цвета и посмотреть, что получится при смешивании теста разного цвета. Покупая пластилин для лепки – посмотрите на упаковке инструкцию. Производители всегда указывают, можно ли смешивать цвета пластилина, получая новые оттенки. Желательно для малышей покупать пластилин, в котором можно смешивать разные цвета и получать новые оттенки.

Дайте малышу третьего года жизни самому поэкспериментировать с цветами – например, сделайте много разных шариков – «бусы» на елку или кукле. Каждый шарик получите, смешивая цвета (желтый + синий = зеленый, красный + белый = розовый).

  • Можно дать малышу самому замесить тесто (помочь маме), налепить из него «пирожки» (какие захочется), крендельки и колбаски для угощения кукол.

Исследовательский интерес ребенка обязательно нужно поощрять и развивать, хвалить малыша, а не запрещать его действия. Малыш раннего возраста познает мир чувственным путем, а не через наши слова или видеопрезентации.

Когда ребенок исследует материал, познакомится с его качествами и свойствами, можно будет дать ему материал уже для другой задачи – для лепки.

Это важно запомнить: наш путь обучения лепке самых маленьких деток такой

  1. от знакомства малыша с материалом (исследовательские действия)
  2. к использованию его по назначению (для лепки)
  3. и далее к развитию интереса к образу, который мы хотим передать в лепке.

Полезный совет: Если малыш отказывается от исследования материала, то можно самой дать ему разные игровые задания: «спрячь горошинки в кусочке текста», «а что будет, если мы смешаем два кусочка, давай попробуем!»

Лепка для малышей: основные приемы лепки с детьми раннего возраста

  • раскатывание кусочка теста или пластилина в палочку (колбаску),
  • скатывание кусочка в шар,
  • сплющивание (шара в лепешку, колбаски в полоску),
  • получение углубления в кусочке, если нажать на кусочек пластилина пальчиком,
  • отщипывание кусочков,
  • прикрепление деталей к крупному кусочку пластилина.

Эти приемы малыш осваивает к трем годам (конечно, в том случае, если с ним занимаются лепкой дома или в кружке или в детском саду).

Лепка для малышей: важные моменты организации игровых занятий с малышом дома

— Во всех возрастных подпериодах раннего детства лепка ребенка вводится в игровой сюжет.

Нужно не просто попросить ребенка слепить грибок – а слепить его для ежика, который свой грибок в лесу потерял.

Или другой пример: нужно сделать кукле пирожки к чаю, ведь она ждет гостей – своих подружек!

Еще один пример: мы решили сделать овощи и фрукты для игры в магазин. Или задумали налепить орешков, чтобы угостить ими белочку – игрушку. Или сделаем сейчас конфеты, которыми кукла угостит всех гостей на своем Дне рождения.

ВАЖНЫЙ НЮАНС: Ежик (игрушка) сам обращается к малышу и просит ребенка помочь ему, и малыш с радостью соглашается, разговаривает с ежиком как с живым. В конце игрушка благодарит малыша за помощь.

ТИПИЧНАЯ ОШИБКА: Взрослый говорит так: «Ежик попросил тебя…Ежик благодарит тебя». Это не работает с малышами! К малышу обращается сам ежик и он сам просит, разговаривает с малышом, сам берет от него вылепленные грибы и сам благодарит. Взрослый разговаривает за ежика с ребенком.

Список игровых сюжетов Вы найдете в конце этой статьи.

— Все вылепленные изделия используются в дальнейшем для игры ребенка (например, в ситуации с ежиком мы реально даем игрушке – ежику вылепленные нами грибочки, он радуется, нас благодарит, мы его провожаем в лес – полностью разыгрываем этот сюжет с малышом).

— Когда мы лепим какой-то предмет (например, неваляшку), то обязательно перед началом лепки рассматриваем этот предмет с ребенком, называем его части и их форму и размер. Рассмотреть можно игрушку, картинку или реальный предмет, если есть такая возможность.

Например: «Какая нарядная неваляшка! Ах, красавица, да веселая какая! (гладим неваляшку по головке). Что я погладила? (голову). На что она похожа? (на шарик), А это что? (гладим шарики – ручки неваляшки, пусть малыш тоже их погладит). На что они похожи? На шарики! Только маленькие! А теперь давай погладим платье у неваляшки. Какое красивое. На что похоже? Тоже на шар. Только большоооой!» И т.д.» Ребенку нужно дать игрушку в руки, чтобы погладить, назвать каждую ее часть. А затем поставить на место и начать ее лепить.

Пример такого разговора про птичку до ее лепки (автор – Р.Г. Казакова): «Потерял цыпленок маму-курицу, бегал, искал и прибежал к нам. Как он бежал? (на лапках). Устал, погладим его: «
Ах, ты, маленький, желтенький! Что я погладила? (спинку, крылышки). На что похож цыпленок? На шарик! А теперь я что погладила? Головку! На что она похожа? На маленький шарик. Захотел цыпленок зернышки поклевать, стал искать зернышки. Чем он смотрит? (глазками). А чем зернышки клюет? (клювом). Помахал нам чем? (хвостиком)». После этого взрослый показывает, как слепить цыпленка, сопровождая все свои действия комментированием и вопросами: Что я вылепила? Круглое туловище. А это что за маленький шарик? Это голова, а это глаза. Цыпленок сразу увидел маму- курочку! Чем он ей помахал? Крылышками!»

— Сначала малыш будет лепить по Вашему заданию, а чуть позже сможет лепить и сам по своему замыслу.

— Если Вы учите малыша новому приему лепки (например, учите раскатывать шарик круговыми движениями между ладонями), то лучше запланировать ваши домашние игры – занятия по лепке так:

  • Первый день – учимся скатывать шарик.
  • На следующий же день закрепляем освоенные ребенком умения по скатыванию шара: снова лепим с ребенком шарик (но уже в другом игровом сюжете).
  • Далее делаем перерыв 2-3 дня.
  • И снова снова лепим шарик (уже в третьем игровом сюжете).

Например, в первый раз мы делали шарик – колобок. Во второй раз это были шарики – мячики. В третий раз мы лепили шарики – клубки для котенка.

В дальнейшем периодичность не будет иметь значения.

Исследования показали, что именно такая периодичность нужна малышу в наилучшем освоении нового для него действия. Это самая успешная схема планирования, позволяющего быстро закрепить новое умение ребенка.

— Никогда не разбирайте готовые вылепленные ребенком поделки при нем, это правило действует навсегда и актуально для любого возраста ребенка. Если Вы хотите повторно использовать пластилин – то разберите поделки так, чтобы ребенок этого не видел.

Не оставляйте ребенка одного во время лепки, тем более что лепка в этом возрасте занимает не более 3-5 минут.

— Если у ребенка не получилось что-то, он хочет сломать свою поделку –просто помогите ему, подправьте, покажите, как всё исправить. Действуйте от имени игрушки – пусть она подскажет ему, что нужно сделать чтобы подправить поделку.

Лепка для малышей: лепка для детей 1- 2 лет

Начать знакомить малыша с тестом можно с конца первого года жизни. В 1- 2 года ребенок знакомится с тестом для лепки как с материалом, исследует его.

Одна игра будет занимать 3-5 минут. Это то время, когда ребенок в данном возрасте может сосредоточиться на задаче и целеустремленно действовать вместе с Вами.

Лепка для детей 1-2 лет: варианты игровых заданий

«Маленький исследователь». Положите на доску для лепки кусочек теста. Пусть малыш его помнет, сделает в нем углубления пальчиком, сделает дырочку, отщипнет маленькие кусочки от большого куска теста («покормит зернышками цыпленка»). Если ребенок боится прикоснуться к тесту – то начинайте играть с тестом сами, комментируя все свои действия. Малыш постепенно освоится и потянется к этому материалу, захочет с ним поиграть.

«Шлепаем ладошкой». Положите тесто для лепки на тарелку контрастного цвета – предложите ребенку пошлепать ладошкой по тесту: шлеп-шлеп-шлеп! Попробуйте делать в тесте дырочки пальчиком: «Вот ямка – бух! И вот ямка – пальчик в нее упал – бух! Бух!».

«Покорми курочку и петушка». В следующий раз на наше игровое занятие пусть к малышу прибегут игрушечные курочка и петушок и попросят их покормить зернышками. Малыш отщипывает маленькие кусочки пластилина и кладет их на тарелочку – «кормит» петушка и курочку. Гости его благодарят за угощение!

Игра «Ау». Возьмите кусочек теста для лепки и спрячьте в него мелкий предмет, например, шарик. Скажите: «Спрятался мячик. Где ты? Ааауууу! Давай его вместе позовем: аааауууу! Мя-чик, а-у! Где мячик? Вот мячик! Нашелся!»

Игра «Один – много». Спрячьте в кусок теста несколько предметов, например, орешки в скорлупе так, чтобы их кусочки были видны из теста. Предложите малышу достать их: «один орешек, два орешка, три орешка! Много орешков!»

Показ с комментированием. Ребенок в этом возрасте лепить поделку еще не сможет, но сможет вам помогать.

  • Пример 1. Сами скатайте много шариков. И предлагайте ребенку шлепать по ним ручкой, делая из них оладушек или блины (прием Ю. А. Разенковой) и говоря каждый раз: «шлеп, шлеп, шлеп». Положите все ваши оладушки или блинчики на кукольную тарелку и угостите кукол.
  • Пример 2. Вы можете сами лепить на глазах ребенка любые простые поделки – мышку, мишку, зайку — и комментировать свои действия. Называйте части предмета, их цвет, размер, форму: «Вылеплю глазки. Где у мишки ушки? Вот ушки. А у Вани где ушки (имя ребенка)? Вот ушки! У Вани большие ушки, а у мишки – маленькие ушки. Круглые! Вот какие! А что дальше слепим?»

Лепка для малышей: лепка для детей 2-3 лет

В этом возрасте можно лепить с ребенком из любых материалов: глины, пластилина, соленого теста, массы и теста для лепки, снега.

Чему мы можем научить малыша в 2-3 года на игровых занятиях лепкой: наши задачи

  • лепить палочки и колбаски (раскатываем комочек пластилина между ладонями прямыми движениями),
  • соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу и получая «баранку», «кольцо для пирамидки»,
  • раскатывать комочек пластилина или глины круговыми движениями ладоней (получаем колобок, клубок, снежок, шарик, яблоко, ягодку),
  • сплющивать комочек пластилина или шарик между ладонями (получаем лепешку, печенье, пряник),
  • делать углубление в середине сплющенного куска пластилина, нажав пальчиками в центре (получаем миски для трех медведей, блюдца для кукол),
  • соединять две получившиеся детали в один предмет (соединили два шарика – получили неваляшку, соединили палочку – колбаску и шарик и получили погремушку),
  • лепить только на клеенке на дощечке для лепке, помогать взрослому убирать стол после лепки (раскладывать все предметы по местам).

Лепка для детей 2-3 лет: последовательность обучения лепке

В раннем возрасте малыш осваивает «азбуку лепки» — основные приемы лепки. Базовые элементы для лепки с малышом – это цилиндр (мы называем его для ребенка «палочкой») и шар. Из этих форм можно создавать самые разные фигуры с ребенком.

Первый этап. Ознакомление с материалами, игры — исследования. Об этом этапе мы уже говорили чуть выше. Если ребенок не знаком с тестом для лепки и с пластилином – то начинаем всегда с этого этапа.

Второй этап. Раскатывание кусочка пластилина/теста для лепки/ глины в длину (получение «палочки», «столбика» или «колбаски», «цилиндра»).

  • Сначала малыш учится раскатывать тесто в колбаску на доске (ладошкой катаем кусочек пластилина по доске движениями вперед — назад, чтобы получилась колбаска).
  • Только потом ребенок готов раскатывать кусочек такими же движениями между ладонями.
  • Следующее усложнение — составление изображений из наших «колбасок» — палочек. Изготовление из колбасок «баранок» (соединение палочки в кольцо).

Третий этап. Скатывание шара и сплющивание шара в лепешку. Комбинирование форм (шар + палочка).

  • Сначала малыш скатывает шар на столе круговыми движениями (катает по столу кусочек пластилина, чтобы получился шар).
  • Затем он осваивает более сложное движение – скатывание шара между ладошками.
  • После этого ребенок уже готов делать фигурки из известных ему элементов. Вводится дополнение формы природными материалами (например, для выразительности образа можно использовать семена, веточки, листочки как глазки, хвостик, уши, усы).

Лепка для детей 2-3 лет: варианты игровых занятий по этапам с постепенным усложнением задач

Первый этап: ознакомление с материалами

Покормим птичек (отщипывание маленьких кусочков глины или пластилина от целого куска),

Н орка для мышки (спрячь мышку от кошки) – показать ребенку, как можно вдавливать пальцами вглубь в центре шарообразного кусочка пластилина, чтобы получилась «норка» — «ямка»).

Второй этап – осваиваем раскатывание кусочка в длину (колбаски)

  • слепим карандаши для мишки или для любой другой игрушки (учим раскатывать колбаски),
  • слепим веточку для птички (колбаска),
  • лепим угощения – колбаски для щенков (раскатываем кусочки пластилина в «палочки- колбаски» и складываем угощения в игрушечную тарелку, угощаем им игрушки),
  • слепим забор (Раскладываем слепленные палочки – колбаски на доске как забор. Например, нужно спрятать петушка от лисы, построив забор, через который лиса не пройдет),
  • слепим лесенку (Раскладываем на листе бумаги вылепленные нами колбаски как лесенку. Сначала делаем длинные две вертикальные палочки. Затем между ними как ступеньки выкладываем горизонтальные палочки),
  • самолет (соединение двух палочек в фигурку самолета),
  • елочка (Раскладываем палочки как елку на доске для лепки. Одна длинная колбаска в центре – это ствол елочки. Другие зеленые колбаски размещаем по сторонам наклонно – это ветви елочки),
  • домик из бревен (железнодорожная станция, автобусная остановка из бревен): лепим много одинаковых палочек и складываем из них строение (по типу складывания бревенчатого дома или колодца из бревен), крышу можно сделать из прямоугольного куска картона или фанеры.
  • баранки
  • колечки для пирамидки (соединение колбаски в колечко),
  • браслеты для куколок (соединение колбаски в колечко),
  • другие варианты (ребенок может сам придумать, на что похожа его палочка из пластилина: это косточка для собаки, это огурцы, это дождевые червяки, это будут морковки, если один конец палочки сделать узким и острым),
  • улитка (Вариант 1. Выкладывание на доске для лепки: скручивание колбаски в спираль. Вариант 2: «улитка ползет». Ставим нашу спираль на ребро, один конец вытягиваем вверх и отклоняем в сторону от раковины – получилась голова улитки),
  • пенек для Машеньки и медведя (короткая широкая колбаска: «Сядь на пенек, съешь пирожок», на пенек может прискакать и сесть зайка, лисичка, птичка),
  • ленточка (речка, дорога) – расплющивание колбаски в полоску,
  • шарфик для снеговика (шарфики для зверюшек) – расплющивание колбаски в полоску,
  • морковка для зайчика (при раскатывании делаем нажим с одной стороны, и получится не палочка, а «морковка» с острым концом с одной стороны),
  • змея (Делаем длинную «колбаску» из пластилина, изгибаем ее как змею. Разрезаем один конец «колбаски» – это будет рот, голова змеи. Делаем из семечек глаза змеи. Можно размещать змею по разному: а) в спираль – это «змея спит» или б) извилистой линией – это «змея ползет»),
  • гнездо для птенчика (раскатываем вместе с ребенком очень много тонких колбасок – палочек и из них в хаотичном порядке складываем гнездо, помогаем птичкам «построить гнездо»),
  • мостик (соединяем палочки в мостик в соответствии с Вашей задумкой, есть много разных вариантов).

Третий этап – осваиваем скатывание шара

  • слепим шарики и поиграем с ними (малыш лепит шарики и потом играет с ними — катает их с горки, прокатывает их в воротца),
  • лепка колобка для бабушки и дедушки,
  • лепка клубочков для котенка (котенок любит играть с клубками),
  • лепка мячиков,
  • лепка погремушки (шарик + колбаска),
  • яблочко (Лепим шар и делаем в нем сверху и внизу пальчиком небольшое углубление. По желанию ребенка можно дополнить поделку зеленым черенком с листочком: а) раскатать из зеленого пластилина тонкую палочку – черенок, б) затем скатать шарик из пластилина зеленого цвета, чуть сплющить его – получится овальный листочек яблочка, прикрепить листочек к черенку на яблоко),
  • помидор (делается аналогично яблочку, но без черенка и листочка),
  • лепка ягодок (ягоды – это мелкие шарики красного цвета, складываем наши «ягодки» в корзинку или на кукольную тарелку и угощаем игрушки),
  • малина для мишки (также красные шарики – ягоды),
  • конфета (лепка шариков – конфет для куклы, она будет угощать ими своих друзей на Дне рождения),
  • бусы (лепим разноцветные шарики одного размера. Для этого сами поделите кусок пластилина на равные части одинакового размера и дайте их ребенку. Готовые бусины мы прикрепляем на нитку),
  • пирамидка из шаров (Лепим шары разного размера – для этого заранее подготовьте и дайте ребенку кусочки пластилина разных цветов и разного размера. Затем складываем из них пирамидку – на самый большой шар ставим шарик поменьше, далее находим и ставим шарик еще меньше. На верхушку прикрепляем бусинку или маленький яркий шарик из пластилина),
  • слепим снеговика (Скатываем 3 шарика разного размера, ставим их друг на друга в соответствии с размером, украшаем пластилинового снеговика семенами или горошинками для глаз, соломинкой для носа и т.д.),
  • лепка птички или цыпленка (Лепим два шарика, накладываем их один на другой, глаза делаем из горошинок или семечек, хвостик – из перышка, клювик делаем прищипыванием – вытягиваем кусочек пластилина от шарика – головы вперед так, чтобы получился клюв),
  • лепка зайчика (Делим кусок пластилина пополам. Из первого куска скатываем большой шар – туловище. Второй кусочек делим снова пополам. Из первой части лепим маленький шар – головку. Оставшуюся часть снова делим пополам – получаются две колбаски – ушки. Глаза делаем из природного материала – горошинок, семечек),
  • лепка кошки, мишки, мышки, собачки. Голова и туловище – из шариков. Ушки делаем прищипыванием. Дополняем образ усами (тонкий пластиковый жесткий жгут), глазками (семечки, горошинки),
  • неваляшка (Туловище – большой шар, голова – маленький шар, ручки – два самых маленьких шарика, платье неваляшки украшаем семенами, глазки также делаем из природного материала),
  • гусеница (соединяем несколько шариков в гусеницу, делаем из семечек глаза и рот),
  • огурцы (скатываем из зеленого пластилина шарики, и далее раскатываем их в палочку – цилиндр, получили огурцы),
  • бананы (делаем аналогично огурцу, но из пластилина желтого цвета и сгибаем в форме банана).

Прием сплющивание шарика в лепешку – круг:

  • лепим блины (Покажите, как расплющить шар в лепешку – нажать на него ладошкой. Напеките блинок для куклы, положите их на игрушечную тарелочку. Пусть кукла угощает все игрушки своими блинами за чаем!),
  • делаем витамины для куклы (делаем маленькие разноцветные шарики и сплющиваем их в «лепешки» — таблетки),
  • оладушки (помогаем бабушке испечь на завтра оладушки: сплющиваем мелкие шарики в лепешки, кладем на кукольную тарелку и угощаем),
  • слепим мягкий коврик для игрушечной киски (расплющивание и прикрепление мелких деталей на основу),
  • гриб (лепим палочку – цилиндр. Скатываем шар и сплющиваем его в диск. Прикрепляем «шляпку» гриба к его «ножке»),
  • солнышко (лепим шар, сплющиваем его в «лепешку» — диск. Далее лепим палочки – цилиндры. Сплющиваем их в полоски. Раскладываем полоски вокруг центра солнышка. Глаза, носик, ротик солнышка делаем из семян или рисуем стеком,
  • черепаха (скатываем шарик, сплющиваем его. Берем маленький кусочек пластилина и скатываем шарик для головы черепахи. Берем еще 4 маленьких кусочка пластилина и раскатываем их в палочку – колбаску, делаем из них ножки черепахи),

Все поделки можно делать из массы для лепки, а затем высушить. Получатся овощи и фрукты для игры в «магазин», игрушки.

Лепка с малышами – очень полезное и очень увлекательное и для взрослых, и для детей занятие. Желаю Вам успехов и радостных минут общения с детьми в процессе лепки!

Книги по лепке для малышей

Эту статью я написала по вашим письмам и вопросам ко мне. И в концее ее по просьбам читателей сайта «Родная тропинка» я даю перечень книг, которые могу рекомендовать по данной теме — лепке для самых маленьких детей от года до трех лет.

— Первая часть: полоски и кружочки из пластилина.
— Вторая часть: объемные картинки из пластилина на картинке — основе.
— Третья часть: лепим из теста.

У этого же автора есть и другие красочные отдельные небольшие альбомы по лепке для детей от 1 года до 3 лет: «Пластилиновые угощения», «Пластилиновые ягодки», «Пластилиновые змейки», «Пластилиновые пятнышки», «Пластилиновые полоски». Описание всех игровых занятий по лепке с малышами из данной серии «пластилиновых книг» Вы найдете в первой полной книге автора «Лепка с детьми раннего возраста» по ссылке выше. А в отдельных альбомах для детей представлена данная же система игр просто в другой форме, более удобное для семьи — с готовыми картинками.

4. Лыкова И.А., Шипунова В. Вкусная лепка для детей и взрослых. . Это книга по лепке кондитерских изделий — пряничных домиков, разных видов пирожков вместе с детьми. Для тех, кто любит печь.

5. Из давно изданных книг, которые уже не приобрести, но можно найти в интернете: Доронова Т. Н., Якобсон С. Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. — М.. 1992. Книга для педагогов.

Лепка для малышей: словарь лепки. Как правильно называть действия в лепке

Отщипывание — отделение небольшого кусочка пластилина с помощью большого и указательного пальцев руки (действуем пальчиками как щипцами). Сначала прижимаем и вытягиваем кусочек, а затем отрываем его.

Прищипывание — большим и указательным пальчиками оттягиваем кусочек от детали (получаем, например, клюв).

Соединение — прижимаем две части поделки друг другу и тщательно заглаживаем место стыка.

Раскатывание — формирование «колбасок» (цилиндров) из куска пластилина движениями «вперед — назад» (сначала ладошкой на столе, затем — между прямыми напряженными ладонями).

Скатывание — формирование шарика из куска пластилина круговыми движениями ладони по столу или круговыми движениями прямыми ладошками.

Сплющивание — сжимание куска пластилина для придания ему плоской формы. Небольшой кусочек сплющиваем между указательным и большим пальчиками. Средний и большой кусок пластилина сплющиваем ладошкой.

Вдавливание — получение углубления в куске пластилина способом нажатия большим или указательным пальцем.

Еще материалы для занятий с детьми от 1 года до 3 лет Вы найдете в статьях сайта: ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Пластилин – отличный материал для детского творчества. Занятия лепкой из пластилина помогают малышу закрепить представление о цвете, весе, фактуре и форме предметов. Кроме того развивается интеллект, логика и память ребенка. Сам же ребенок, занимающийся лепкой, может почувствовать себя настоящим волшебником, создающим свой фантастический мир.

Лепка с детьми – одно из самых увлекательных и приятных занятий. Нет лучшего досуга для многих малышей, чем вместе с родителями подолгу лепить из пластилина забавные фигурки и излюбленных персонажей. Но как ребенка научить лепить поделки из пластилина? Начинать учиться лепить из пластилина можно уже от 1,5 лет. Покажите малышу основные приемы работы с пластилином. И он с удовольствием будет делать шарики, «колбаски» и плющить лепешки. А родители помогут из этих деталей собрать замечательную фигурку.

Как начинать лепить из пластилина?

Предложите ребенку выбрать цвет пластилина. Затем согрейте в руках, разомните и объясните, как можно отщипывать от него кусочки. Начните с того, что покажите как можно прилеплять кусочки пластилина на дощечку, чтобы получить лимончик или яблочко. Когда ребенок освоится, можно постепенно научить его выполнять основные детали. Ведь из них можно создать любой образ.

Объясните ребенку, что сложное изделие состоит из отдельных элементов. И если он научится их выполнять и поэтапно соединять – то сможет вылепить практически что угодно.

Как научиться лепить из пластилина базовые элементы?

Эти элементы являются основополагающими для создания большинства поделок. Из них можно моделировать капли, кубики, полоски, четырехугольные пирамиды, да все что угодно.

Каплю можно получить методом вытягивания и заострения одной из сторон шарика. Кубик получим путем надавливания и прижатия к ровной поверхности с четырех сторон. Длинные полоски – это сплющенные сверху «колбаски».

Положительно сказывается на использование в лепке различных подсобных материалов. Это может быть гречка, макароны, семечки, пуговицы, стразы и прочее. Они добавят поделкам своеобразия и очень порадуют ребенка.

Помните, что во время занятий лепкой с малышами, всегда стоит находиться рядом с ребенком. Помогать лепить и контролировать ребенка, чтобы он случайно не решил попробовать рабочий материал на вкус.

Как лепить ?

С 3-5 лет уже можно попробовать начать учить детей лепить из пластилина простые фигурки и поделки. Это могут быть животные или любимые персонажи из сказок и мультфильмов.

В 6-7 лет дети вполне могут создавать достаточно сложные образы. Покажите ребенку, как можно красиво лепить из пластилина, используя пошаговые мастер-классы, например, так можно вылепить льва:

Лепка пластилином – это приятное и полезное занятие для малышей. Родителям стоит лишь немного помочь освоить основные приемы работы – и ребенок погрузиться в дивный мир, наполненный забавными рукотворными персонажами.