Примеры педагогических ситуаций. Не забывайте о правилах поведения

ЧЕСТНОСТЬ И ПРАВДИВОСТЬ

занятие с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Цель: дать представление детям о чести, честности; вызвать желание быть честными и правдивыми, противостоять лжи.

Задачи: 1) разучить пословицы о правде, объяснить их смысл; 2) продолжать развивать фразовую речь детей.

Словарь: правда, правдивость, честность, ложь, обман.

Оборудование: кукла, верёвка, иллюстрации жестов, деревья «добра» и «зла».

Предварительная работа:1.Разучивание инсценировки « Обезьянки.».2. Чтение рассказов В. Осеевой « Что легче?», В. Драгунского « Тайное всегда становится явным», Н. Носова « Фантазёры», быль Л. Толстого « Лгун». 3. Дидактическая игра «Оцени поступок)

ХОД ЗАНЯТИЯ

        1. Интеллектуальная разминка:

        1 Назови времена года. 2.Какое время года идет после весны (лета, осени, зимы)? 3.Какое время года было перед летом (зимой, весной, осенью)? 4. Назови летние месяцы (зимние, весенние, осенние).

            2. Дидактическое упражнение « Назови противоположное слово.»: Хороший-(плохой), злой -(добрый), весёлый - (грустный), честный- (лживый).

        Воспитатель: Ребята, кто может сказать, что такое правда, а что такое ложь?

            Ответы детей.

            3. Инсценировка « Обезьянки.»

            На полянке прыгают, резвятся, играют три обезьянки. Но вот им стало скучно и они решили подшутить над своим папой:решили сделать вид, что увидели крокодила и очень испугались. Стали кричать, звать на помощь. Услышал их крики папа и бросился их спасать. Но когда он прибежал на полянку, дети-обезьянки расхохотались- папа был такой смешной! Ничего не сказал им папа, покачал головой и убежал в лес. Но обезьянкам не было стыдно. Наоборот. Прошло немного времени, и они опять начали кричать испуганными голосами: « Крокодил! Крокодил! Спасите! Спасите!». И опять прибежал их папа, ведь он так любил своих детей и не мог допустить, чтобы с ними случилась беда. Стремительно появившись на поляне, он увидел только весело хохочущих обезьянок, никакого крокодила не было и в помине. Рассердился папа, погрозил грозно кулаком и ушёл.

            Обезьянки так громко хохотали и кричали, что разбудили крокодила, который дремал в реке неподалёку. Услышав шум, крокодил тихо выполз на берег и направился прямо к обезьянкам. Вот тут-то по- настоящему испугались обезьянки и стали звать на помощь. Папа услышал их голоса, но подумал, что они опять шутят, и никуда не пошёл. Что же произошло дальше?

            Ответы детей .

            Воспитатель: Вот видите, к чему может привести ложь? Как в народе говорят- « Раз солгал- навек лгуном стал». Обезьянки сами себя наказали, не надо было обманывать, не случилась бы беда. Ребята, хотите узнать, что может быть с теми, кто говорит неправду, лжёт? Я предлагаю игру « Паутина». Главный герой - кукла. Каждый из вас будет говорить от её имени и передавать другому. Всякий раз, когда кукла солжёт, мы будем обматывать её паутиной (верёвкой). Например, « Я сегодня перепрыгнул через пятиэтажный дом...».

            Проводится игра. В конце игры кукла оказывается замотанной верёвкой.

Воспитатель: Когда человек часто говорит неправду, ложь опутывает его так, как верёвка опутала нашу куклу. Человек становится неспокойным, ему тяжело жить. Как вы думаете, ребята, что нужно сделать такому человеку, чтобы освободиться от пут?

Ответы детей:

В конце ответов воспитатель подводит итог: чтобы освободиться, человек должен попросить прощения у того, кому он солгал, сказать правду. Нужно это сделать как можно скорее.

4, Разучивание пословиц о правде

Воспитатель последовательно называет пословицы и предлагает детям объяснить, как они понимают их содержание. При необходимости воспитатель уточняет и добавляет высказывания детей.

      С правдой весь свет пройдёшь.

      Правда и истина не умирают.

      Лучше горькая правда, чем красивая ложь.

      В правде сила.

      Когда у вруна загорелся дом, никто не поверил

      Победишь не силой, а правдой.

          5.Физкуль тминутка

    • Руки к солнцу подставляйте, с солнцем в прятки поиграйте.

      Солнце светит нам с утра! Раз, два! Раз,два!

      К солнцу тянется трава. Раз, два! Раз, два!

      Раз, два, три, четыре! Пусть сияет солнце в мире!

6, Дидактическая игра « Сад.»

Воспитатель: Ребята, мы попали с вами в сад, в котором растут два дерева: одно радует глаз зелёной листвой, а другое пугает чёрными, корявыми ветвями.Посмотрите, под деревьями лежат листья с написанными словами. Надо прочитать слова и развесить листья на деревья. Помогите мне это сделать.

Дети читают: ложь, истина, правда, добро, зло, честность, обман, клевета, правдивость. Получилось два дерева с набором слов.

Воспитатель: Как бы вы назвали эти деревья? Под каким деревом вам хотелось бы отдохнуть? За каким деревом вам хотелось бы ухаживать.

Ответы детей.

…........7, Решение проблемных ситуаций.

Ситуация 1. По улице шел мальчик, и у него из кармана выпал фонарик. Вы шли сзади и увидели это. Как бы вы поступили?

Ситуация 2. Наташа была одна в комнате. Она убирала со стола и случайно разбила мамину любимую вазу. Ваза упала и разбилась. Что делать? Сознаться? Промолчать? А может сказать, что вазу разбил кот Васька? А как бы поступили вы? Бывали у вас подобные ситуации? Как поступали вы?

Воспитатель: Да, ребята, ложь - это очень плохо. А теперь я задам вам сложный вопрос. А как же понимать такое выражение: « Сказка- ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»?

Ответы детей.

Сказка - это выдумка, фантазия. То, что происходит в сказке, в жизни никогда не случается. От этой выдумки никому не может быть плохо, больно. Так что сказки нужно придумывать. Я предлагаю провести конкурс на лучшего выдумщика, лучшего сказочника.

Одни дети придумывают невероятные истории,а другие- выбирают самую невероятную и награждают победителя.

        8 Работа в тетрадях.

        Написать слова: правда, ложь, обман, правдивость,честность.

        Итог занятия.

Если поинтересоваться у мам и пап, стараются ли они воспитать в своих детях честность, все, не задумавшись ни на минуту, ответят: «Да, конечно». Правдивость входит в перечень качеств, которые родители с ранних лет стремятся привить подрастающему поколению.

Но тогда почему малыши так часто лгут? У кого они учатся этому? Сегодня мы попробуем в этом разобраться и заодно узнаем, как вырастить честного ребенка.

Воспитание честного человека является довольно непростой, но важной задачей. Взрослые не всегда понимают, как следует реагировать на детский обман, да и дисциплинарные меры воздействия почему-то не решают проблему.

Для того чтобы заручиться доверием ребенка, родителям необходимо на собственном примере помочь ему осознать, что такое правдивость.

Детская честность и ложь – особенности возраста

По мнению психологов, малыши начинают лгать взрослым примерно к трем годам. В это время у детей проявляется так называемый кризис трехлетнего возраста и начинает проявляться самостоятельност ь.

Однако родители по-своему понимают детскую независимость, путая ее с ответственностью, и торопятся наделить ребенка различными поручениями и обязанностями.

Для деток же самостоятельност ь означает совсем другое – возможность решать и делать все самим. Поэтому они пытаются управлять мамой и папой, иногда с помощью обмана.

К старшему дошкольному возрасту (пять-шесть лет) детки уже понимают, как важно быть честными, и все же часто привирают. В этом возрасте многие малыши обладают хорошо развитым воображением, вот почему на участившиеся запреты родителей отвечают вымыслом.

К восьми-девяти годам ребенок уже отлично видит, где проходит граница между фантазией и неправдой. Кроме того, он полностью осознает, как важно быть честным человеком и что лгать плохо. Главная причина нечестности в этом возрасте – боязнь наказаний и недоверие к взрослым.

Родители, столкнувшись с очередной ложью, считают, что сделали все возможное, чтобы воспитать в малыше искренность. Но так ли это на самом деле?

Практические шаги по воспитанию честного ребенка

Специалисты советуют направить все свои усилия не на исправление пороков, а на не допущение их возникновения. Предлагаем несколько рекомендаций, которые помогут воспитанию честности у детей.

1. Не навешивайте ярлыков

Ни в коем случае не стоит называть малыша обманщиком, вруном или лжецом.

Подобная недальновидность может привести к тому, что дети со временем начнут соответствовать этому определению. Для родителей лучшим выходом станет беседа с ребенком.

Скажите, что вам не нравится обман, то есть поведение малыша, а не он сам. Твердо, но спокойно объясните: «Я не уверена, что твои слова правдивы. Мне тоже иногда бывает страшно говорить правду о том, что я сделала. Поэтому я тебя понимаю, но жду честности с твоей стороны».

2. Не провоцируйте детскую ложь

Это правило означает, что не стоит задавать вопросов, которые повлекут вранье и неправду. Например, это могут быть такие вопросы-ловушки, как:

  • «ты уже сделал уборку в своей комнате?» – это создает малышу повод для обмана. Лучше скажите: «Я вижу, ты еще не убирался в детской». В этом случае вам не придется поощрять ребенка выкручиваться и придумать оправдание;
  • «ты сейчас говоришь правду?» – на подобный вопрос даже взрослые ответят положительно, чего уж говорить про детей. Попробуйте начинать разговор с других слов: «У меня такое чувство, что ты о чем-то умалчиваешь. Не бойся, ведь тебе за правду ничего не грозит».

3. Узнайте, почему дети обманывают

Причин детской лжи множество. Это может быть:

  • страх перед наказанием;
  • з авышенные родительские требования;
  • развитое воображение;
  • желание победить любой ценой.

Если малыш жульничает во время игр, а после категорически отрицает обман, не стоит читать ему нотации. Сначала следует подтолкнуть его признаться: «Я знаю, что ты очень хотел бы победить». Затем расскажите, как можно честно выигрывать, а также побеседуйте о важности честного поведения и соблюдения игровых правил.

4. Хвалите за правду

Всякий раз, когда ваш отпрыск честен с вами, обязательно хвалите его. Малыш почувствует гордость, если услышит от родителей фразу: «Ты молодец, что говоришь правду. Я рада, что ты так себя ведешь».

Постарайтесь объяснить, что поступать хорошо и порядочно нужно потому, что это правильно, а не из-за желания получить награду. Поэтому не стоит материально поощрять детей за честность – это приведет к обратному эффекту.

5. Не забывайте о правилах поведения

Безусловно, ваше желание воспитать честного человека похвально, однако стоит объяснить, что есть такие слова (пусть и правдивые), которые способны обидеть других людей. Поэтому просите малыша благодарить за проявленное внимание, даже если подарок, который подарила бабушка или тетя на день рождения, ему не пришелся по душе.

6. Популяризуйте честность

Читайте детям сказки, смотрите вместе мультики, слушайте аудиорассказы, в которых обман и лгуны показаны только с негативной стороны, а истина всегда побеждает неправду.

Перед тем как поставить новый мультфильм, просмотрите его и задумайтесь, что он может дать вашему ребенку. К сожалению, многие родители недооценивают влияние подобной видео- и аудиопродукции на формирование личности подрастающего поколения.

7. Введите единые требования

Психологи отмечают, что самые искушенные манипуляторы воспитываются в тех семьях, где родители не умеют договориться о соблюдении единых правил.

Малыш уже в четыре годика прекрасно понимает, что нужно сказать маме или бабушке, если не получилось договориться со строгим папой. Единые требования и безусловность их выполнения помогут предотвратить нежелательное детское поведение.

Вы рискуете воспитать отпетого лжеца, если самое популярное слово в вашем родительском словаре «нельзя». Малыш начнет защищаться от запретов, придумывая все новые объяснения: «Мне бабуля разрешила взять конфеты» (хотя бабушка ничего подобного не говорила).

Постарайтесь уменьшить число запретов, оставьте лишь те, которые связаны с безопасностью и соблюдением распорядка дня. Ребенок, почувствовав себя более свободным, правда, внутри рамок, научится быть ответственным. Следовательно, ему не придется вас обманывать.

9. Подавайте положительный пример

Лучший способ воспитать честного человека – быть самому искренним по отношению к ребенку.

Подумайте, как воспримет малыш ситуацию, когда вы ссылаетесь на болезнь, чтобы не идти в гости, называете меньший возраст крохи, чтобы сэкономить на билет в парк развлечений. Не удивляйтесь, если детская честность также будет относительной.

Если все же ребенок стал свидетелем вашей лжи, не стесняйтесь признаться, что совершили ошибку, обманув кого-то. Объясните, что подобные ситуации случаются в жизни с каждым, но следует их избегать и быть честным с другими людьми.

Думаете, как вырастить из малыша честного человека? Все не так сложно, как кажется на первый взгляд.

Будьте образцом для детей, старайтесь находить правдивые ответы, конечно, учитывая возраст ребенка. Не ругайте за честные признания, и тогда детям не придется вам лгать.

Другая информация по теме


  • Ночной сон грудных детей и детей постарше

  • Когда ребенок начинает сидеть? Основные стадии развития этого умения

  • Маленький драчун или что делать, когда ребёнок дерётся

Ответственность за своего ребёнка полностью лежит на плечах родителей. Иногда получается так, что ребёнок ставит родителей в неприятную ситуацию. Для того чтобы это происходило как можно реже, нужно проводить воспитательные беседы.

Как обстоят дела с честностью? Насколько малыш честен с родителями? Ответ прост: настолько, на сколько у родителей получилось построить с малышом доверительные отношения. Ведь ребёнок начинает лгать изначально дома родителям, по той причине, что он им не может доверять. Он понимает, что его никто не захочет выслушать, понять, если надо - простить, его просто накажут.

До того, как начать разговор с ребёнком о честности, следует вспомнить о своих реакциях на поступки ребёнка. Если реакция всегда агрессивная, с криками, то разговоры о честности с ребёнком сначала будут безрезультатны. Детская ложь сама не рассосётся, это в большинстве случаев прогрессирует и принимает патологические свойства. Хотя никто не хотел бы вырастить постоянно врущего человека.

Не повышайте голос на ребёнка, даже если он неправ, необходимо завоевать его доверие и авторитет. Когда у родителей есть доверительные отношения с детьми - это очень важно. Нужно полностью искоренить страх ребёнка, связанный с его проступками. Их можно обсудить, вместе с малышом сделать выводы и попытаться исправить последствия. Разговор должен быть основан, учитывая опыт старшего человека, но нельзя игнорировать мнение самого ребёнка.

Если малыш пришёл к родителям и признался в проступке, нужно понимать, что это смелый шаг. Нужно отнестись к этому признанию, как к признаку доверительных отношений. Это заслуга воспитания каждого отдельно взятого родителя. Нужно научиться спокойно реагировать, хвалить за признание и вместе решить, как можно повлиять на ситуацию и решить её.

Нужно объяснить малышу:

    Если человек честен, ему доверяют и его уважают.

    Ложь всегда раскрывается и часто в самый «неподходящий» момент.

    Лгущего человека не уважают и ему не доверяют.

    Ложь неприятна даже в мелочах.

    Лгуна презирают всегда и везде, в любом коллективе, с ними стараются не общаться и не иметь общих дел.

    Маленькая ложь влечёт за собой большую и за этим следует неминуемое разоблачение.

    Всякая тайна, обязательно станет известной, и чаще это происходит в самый неподходящий момент.

Маленькая памятка для родителей.

Нельзя лгать ребёнку и тем более при нем - он должен получать от родителей поучительные уроки. Родитель должен стать наставником и тогда воспитательные разговоры не будут вызывать у него противоречивых чувств.

Нужно задать малышу вопрос: а хотел ли бы он, чтобы ему лгали, или поступали в отношении него нечестно? Ведь никто не хочет быть обманутым. А для того чтобы с ним были честны, он должен вести себя точно также.

Надежда Куманеева

Тема: Поговорим о честности.

Виды детской деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, двигательная, художественно-театральная.

Интеграция образовательных областей: Познание, социализация, коммуникация, музыка.

Цель: Создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста культурно-личностных отношений в процессе взаимодействия со сверстниками через театрализованную деятельность.

Задачи:

Формировать представления о правдивости (нельзя обманывать, брать чужие вещи);

Способствовать развитию связной речи, активизации словаря посредством инсценировок;

Способствовать формированию знаний о современном этикете, воспитанию культуры поведения в отношениях с разными людьми.

Планируемые результаты развития интегративных качеств: проявление у детей любознательности, знание детьми правил этикета и культуры поведения в обществе, умение работать в коллективе.

Предварительная работа.

1. Чтение-обсуждение рассказов: В. Драгунский «Тайное становится явным», Л. Успенская, М успенский «Это я виноват», В. Сухомлинский «Как мальчики мед съели», Л. Толстой «Косточка», корейская сказка «Честный мальчик».

2. Беседы: «Честность», «Правдивость».

3. Заучивание и толкование пословиц:

Где правда, там и счастье.

Раз солгал – навек лгуном стал.

Соврешь не помрешь – да впредь не поверят.

У лжи короткие ножки.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Жизнь дана на добрые дела.

4. Обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций.

Материалы и оборудование: Костюмы и декорации для инсценировки «Сказки про зайца» (стр. 120, Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб. - М. :ТЦ Сфера, 2009, плоскостное изображение сердца; разноцветные квадратики по количеству детей, клей, музыкальное сопровождение.

1. Ритуал приветствия «Доброе утро». Предложить детям встать в круг, взяться за руки и вместе сказать: «Доброе утро!» шепотом, обычным голосом, прокричать.

2. Беседа «Честность»

Что такое честность? Трудно ли быть честным? Что вы испытываете, когда вас обманывают? Приходилось ли вам обманывать? Что вы при этом чувствовали? Какие пословицы вы знаете о честности?

3. Игра «Сердечко честности». Дети встают в круг и получают от воспитателя по одному цветному квадратику. Педагог дает одному из детей вырезанное «сердечко честности», разделенное на клеточки по количеству детей. Получивший сердечко, рассказывает о своем честном поступке, а затем наклеивает цветной квадратик в клеточку. После этого сердечко передается дальше по кругу. В результате игры в группе «рождается сердечко честности»





Ребята, какое качество человека противоположно честности? (Обман, ложь)

Я предлагаю вам посмотреть историю, которая произошла с зайцем.

4. Инсценировка «Сказки про зайца»






Беседа после инсценировки:

Ребята, кто из героев сказки вам больше понравился, почему?

Кто в этой сказке поступил не честно?

Как лиса и медведь догадались, что заяц их обманул?

Почему заяц не понравился?

5. Педагог предлагает детям выражением лица показать: боль (когда заяц притворялся, что ему больно, веселье, испуг зайца (когда лиса предложила его вылечить).

Итог.

Воспитатель показывает детям «Солнышко правдивости» без лучиков, вешает его на доску и обращается к детям, что если им захочется кого-нибудь обмануть они должны вспомнить о солнышке и стараться поступить честно. Затем вместо обмана нарисовать солнышку лучик.


— Я не ломал эту машинку! Она сломалась сама!

— Я не брал мороженое из холодильника! Наверное, это сестренка его съела!

— Я не сделал домашнее задание потому, что не знал, что нам задавали!

Подобных примеров можно привести величайшее множество. В основе их всех лежит попытка ребенка сознательно ввести в заблуждение родителей с целью получения собственной выгоды. Удивляет то, что уже в таком раннем возрасте дети совершенно четко понимают как можно обхитрить родителей, какие аргументы можно привести в свое оправдание. С годами тактика лжи усложняется, аргументы и оправдания становятся все правдоподобнее, а ложь все утонченнее. Интуитивное чувствование опасности наказания включает в детском сознании неведомые механизмы, нередко заставляющие родителей поверить в ложь. Накопленный опыт удавшегося обмана делает неправду безотказным оружием, пускаемым в ход в случае необходимости.

Для лгущих детей в возрасте до пяти лет многие родители делают скидку на их возраст: считается, что в таком возрасте ложь еще не возможна как осмысленное деяние. Психологи предлагают нам не волноваться, утверждая, что детская ложь не представляет опасности, так как является попыткой выражения собственных фантазий ребенка, не умеющего отличить фантазии от действительности. Тем не менее, этот возраст — то время, когда дети активно "нащупывают" разные способы "сделать жизнь легче". В эти годы у ребенка появляется круг обязанностей и запретов, на которые он должен обращать внимание, соответственно возрастает потребность в способах "упрощения жизни". Наблюдения говорят, что чем больше требований предъявляются к малышу, тем больше вероятности обмана с его стороны. Но действительно ли это настолько безопасно? Что если ложь становится регулярной? Как отличить "детскую ложь" от уже недетской? Что такое ложь вообще? Как, в конце концов, вырастить честного человека? Попытаемся ответить на эти вопросы.

Что такое ложь?

Прежде чем рассуждать о неправде со стороны детей, следует несколько слов сказать о лжи вообще. Понимая природу лжи как таковой, мы будем способны понять ее в детском исполнении.

Говоря простым языком, ложь — это заявление, не соответствующее действительности, произносимое с целью получения какой-либо выгоды. Почти всегда ложь вызывает чувство опасения и осуждения совести. Особенность лжи в том, что она всегда вступает в диссонанс с врожденным чувством правды: мы можем почувствовать ложь других, мы чувствуем себя дискомфортно, когда сами говорим неправду. Но следует сказать, что практика лжи вырабатывает в нас определенный навык и делает обман автоматическим. Есть люди, которые "врут как по написанному", совершенно не испытывая никаких угрызений совести, не боясь разоблачения, но, напротив, получают удовольствие от обмана. Здесь можно вспомнить интересную иллюстрацию: некто сказал, что совесть — это такой треугольник с острыми углами, находящийся в нашей груди. Когда мы совершаем плохие поступки (в том числе лжем), этот треугольник начинает вращаться, причиняя нам боль. Но если долгое время не обращать внимания на его вращение, углы треугольника постепенно стачиваются, совесть превращается в диск и может вращаться сколько угодно, не причиняя страданий. Это, конечно, иносказание, но действительно есть о чем задуматься. Практика осознанных бессовестных поступков заглушает голос совести, оставляя нашему естеству все меньше и меньше человеческого, позволяя животным инстинктам занимать ведущие позиции в нашей жизни.

Мотивацию лжи можно искать во многих аспектах человеческого естества:

  • в страхе перед наказанием,
  • в лени,
  • в попытке избежать трудности,
  • в дурном примере и т.д.

Здесь следует отметить, что ложь всегда является ложью: выражена ли она вербально (вслух, в каком-либо утверждении или отрицании), или же в безмолвии в тот момент, когда следовало бы говорить в полный голос. Дети и взрослые не имеют различия в побуждениях к неправде: и у детей и у взрослых можно наблюдать все перечисленные выше побудительные мотивы неправды. Отличия лишь в масштабах неправды и в способности скрывать неправду. Вспоминается история о том, как старшая сестра разоблачала ложь своего пятилетнего брата, просто глядя ему в глаза. Ребенок не мог выдержать прямого взгляда и сознавался в обмане. К сожалению, с возрастом все меняется, и простым взглядом уже не обойтись.

Ложь можно смело назвать вредной привычкой, формирующейся со временем. И для искоренения этой вредной привычки, как и любой другой, требуется время и усилия.

Существует ли "святая ложь"?

Распространено мнение о том, что неправда, в зависимости от ситуаций, может быть не таким уж плохим делом. Например, тяжело больному человеку говорят не тот диагноз, который есть на самом деле, во избежание переживаний и ухудшения состояния здоровья. Считается, что ложь оправдана в соответствии с принципом "цель оправдывает средства". Итак, может ли ложь ради благого дела быть оправдана?

Кто-кто сказал, что неправда может стать всеобщей, но святой она не будет никогда. По крайней мере, это заявление справедливо по отношению родителей, говорящих детям неправду как бы "для благих целей". Вспомните, как часто детей пугают различными страшилками для того, чтобы облегчить процесс воспитания. Зачастую детям обещают подарок, чтобы добиться их расположения, но когда дело доходит до исполнения обещания, родители умышленно "забывают" обо всех посулах. Кто не говорил детям, что занят и не может с ними поиграть, а вместо этого проводил время в телефонном общении или "висел" в Интернете? Такая "святая ложь" — нисколько не святая. Это — грубое и эгоистичное манипулирование детской волей, подающее дурной пример. Опасность такого подхода состоит в том, что дети быстро разгадывают этот подход и мгновенно его усваивают. Не нужно удивляться, если ребенок будет обманывать вас, исходя из своих собственных "благих" целей.

Шутка и ложь — где границы?

Нередко можно наблюдать следующее: человека вводят в заблуждение, говоря искаженную информацию (типа: "у тебя спина в муке"), а затем, когда человек реагирует на это заявление, все дружно хором смеются, считая, что шутка удалась. Где же граница между шуткой и ложью? Есть ли опасность в этой практике во взаимоотношениях с детьми?

Всякая шутка подразумевает наличие, по крайней мере, двух вещей:

  • чувства юмора у шутника и "жертвы", которое позволило бы правильно понять розыгрыш;
  • добрых дружеских отношений между сторонами, дающих основание подобным действиям.

Взрослые, неоднократно в своей жизни пережившие розыгрыши и шутки со стороны друзей, имеют некий "иммунитет" и переносят шутки нормально (если только это не совсем уж глупые шутки). Дети, в отличие от взрослых, такого не имеют. Они всякое сообщение будут воспринимать за чистую монету. Поэтому в присутствии детей нужно умело пользоваться этими инструментами построения отношений (шутками, розыгрышами и т.д.) чтобы не поселить в детском разуме сомнение в вашей честности.

Честность — активная позиция

Что значит быть честным? Значит ли это только не говорить неправду? Нет, не только. Также как быть добрым — не только не делать злых поступков, быть честным — не только не лгать. Честность — это жизненная позиция человека, его отношение и восприятие реальности. Честность — набор принципов, формирующих моральный облик человека.

Проблема в том, что мы часто пытаемся вписаться в рамки общепринятых норм честности, не являясь внутренне честными людьми. Это значит, что мы можем предъявлять высокие требования только к действиям и поступкам, но не заботиться об атмосфере в семье. Другими словами, мы будем делать вид честных людей, будучи внутренне всегда готовыми на неправду. Это состояние легко проверить в кризисных ситуациях, когда принципы человека проходят экзамен. К примеру, если я считаю себя честным человеком, готов ли я при любых обстоятельствах не давать взятку инспектору ДПС? Если не готов отстаивать свои позиции либо готов до определенных границ, то это и есть степень моей жизненной позиции. В Библии есть прекрасное заявление на этот счет: "Честный и мыслит о честном, и твердо стоит во всем, что честно" (Книга Исаии, 32 гл.). Заметим здесь две ступени активной позиции: мыслит и стоит. По-видимому, второе без первого не представляется возможным.

Для того чтобы дети не учились лгать нам, нужно иметь в семье атмосферу честности. Нужно, чтобы они понимали, что ложь — явление, органически чуждое вашей семье. Что вы не только боретесь с поступками, но образ и ваш образ мыслей не допускает нечестности. Если между супругами не будет отношений открытости, доверия, правдивости, детей бесполезно принуждать и наказывать. Они неосознанно стремятся быть похожими на родителей.

Практические шаги к воспитанию честного ребенка

Итак, необходимо направить свои усилия не на преодоление порока, а на не допущение его появления. Вот несколько советов, что нужно сделать для воспитания честности у ребенка.

  • Никогда, ни при каких обстоятельствах не обманывайте ребенка. Даже если вам кажется, что это так необходимо в данной ситуации.
  • Открыто выражайте свою позицию по отношению к неправде.
  • Не создавайте в семье атмосферу полицейского государства: за малейший проступок — наказание. Наблюдения показывают, что именно в такой обстановке дети врут гораздо чаще, чем в семьях, где доверие и любовь стоят на первом месте.
  • Популяризуйте честность. Пусть дети читают книги, смотрят мультфильмы, слушают аудиорассказы, в которых правда всегда побеждает. Прежде чем включить новый мультик, "пролистайте" его и попытайтесь понять: а что же он проповедует? Вклад в формирование каких ценностей внесет этот видематериал? Помните, что книги, аудио-, видеопродукция — это инструменты формирования личности.
  • Беседуйте с детьми на тему честности. Не уклоняйтесь от ответов на их вопросы. Не думайте, что все состоится само собой: воспитание — активный процесс.
  • Не обманывайте супруга. Этим вы дадите для детей основу подражания вам как родителям.

Владимир Ворожцов