Сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр. Моделирование проблемно-игровых ситуаций для социально-эмоционального развития дошкольников

Игровые приемы дифференцируются по характеру игрового материала-

игрушек, каких-либо предметов, бросового материала и других объемных или плоскостных предметов. Ребёнок и воспитатель действуют с ними

по поводу рисунка (рисованное изображение более условно, и возможности активного действия с ним более ограниченны). Дети и воспита­тель действуют одновременно в том и другом случае и как сцена­ристы, и как режиссеры, и как актеры.

Прием обыгрывания предметов или игрушек (объемных и пло­скостных), картин-панорам, природного, бросового материала очень распространен. Обыграть можно даже изобразительный материал (кисточки, краски, карандаши и т.п.). Ведь с кисточкой, карандашами можно разговаривать, советоваться, учить их рисо­вать («бегать» по ровной дорожке, «кататься» с горки, «прыгать» как зайчик, «ходить» как медведь и т.п.).

Например , в младшей группе перед детьми инсценируется сюжетно-игровая ситуация: петушок гуляет по полянке, щиплет травку, ищет червячков и часто оглядывается, приговаривая: «Ой, боюсь!» (Воспитатель обыгрывает игрушку, имитируя движения, комментируя их.) Затем педагог обращается к детям:

Кого же так боится петушок? Давайте с ней поздороваемся и спросим.

Здравствуй, Петя-петушок, золотой гребешок!

Кудах-тах-тах! Ку-ка-ре-ку! - закричал испуганно петух. - Ой, как вы меня напугали.

Кого ты так боишься, петушок?

Разве вы не знаете, что неподалеку ходит-бродит лиса-плутовка? Очень любит она курятину. Хочется мне погулять, да боюсь, тихо-тихо подкрадется рыжая и цап-царап унесет меня лиса за темные леса, за высокие горы...

Дети, как же нам помочь петушку?

Воспитатель предлагает нарисовать для него высокую лесенку. Петушок обрадовался.

Заберусь я высоко-высоко по лесенке. Высоко сижу, далеко гляжу, не идет ли лиса. Лиса Патрикеевна.

В процессе использования этого приема воспитатель ставит перед детьми игровые задачи, побуждает к их принятию и к са­мостоятельной постановке. («Кого петушок боится? Как ему помочь?») Игровые действия могут быть самыми разнообраз­ными по содержанию и способу исполнения: узнать, что случи­лось (беседа, диалог); пожалеть, погладить, «посыпать зернышек» (жест); петушок бегает по полянке (имитация движения с игрушкой).



Прием обыгрывания игрушек, предметов принимается детьми, так как учитывает присущий ребенку интерес к предметам и дей­ствиям с ними.

Используя этот прием, можно учесть постепенно изменяющие­ся, усложняющиеся с возрастом и развитием интересы детей. Это те интересы, которые лежат в основе естественных игр: к челове­ку, его действиям (мама, бабушка, врач и т.п.); сказочным персо­нажам, популярным героям мультфильмов и их действиям; к об­щению с любимыми образами, героями.

Поэтому прием обыгрывание игрушек вполне может быть использован в работе с самыми старшими дошкольниками . Следует при этом помнить, что при сохранении интереса к иг­рушке (предмету) у старших дошкольников превалирует интерес к общению людей, взаимодействию их между собой. Это обяза­тельно нужно учитывать при обыгрывании игрушки (предмета).

Например , на занятии в подготовительной группе появился Буратино-путешественник, веселый и озорной. Оказывается, он заблу­дился в городе, где живут дети, и ничего не успел увидеть, но слышал, какой это красивый и интересный город. Ему уже пора уезжать, и он огорчен тем, что ничего не увидел.

Воспитатель советуется с детьми, просит подумать, как можно быстро, на одном занятии показать Буратино город.

Дети рисуют для него самые интересные и любимые места в городе. А потом они вместе с Буратино путешествуют по нарисо­ванному городу.

Неподдельный интерес детей к общению с любимым игровым персонажем проявляется очень ярко. Семилетние дети, словно забывая, что это неодушевленная игрушка, вступают в разговор с ней, увлеченно рассказывают о городе.

Какие задачи руководства изобразительной деятельностью можно решать с помощью этого приема?

Как правило, такой прием используется непосредственно перед началом занятия или в первой его части в процессе беседы, направленной на формирование замысла будущего рисунка (лепки, аппликации). Обыгрывание игрушек (предметов) помо­гает привлечь внимание к изображаемым предметам; мотивиро­вать, обосновать задание, заинтересовать предстоящей работой; объяснить приемы изображения; рассмотреть, обследовать изо­бражаемый предмет.

Например, дети средней группы учили Незнайку лепить грибы. У него плохо получалось, ребята объясняли ему его ошибку, по­дзывали, советовали и т.п.

Другой прием - обыгрывание изображения. В зависимости того, обыгрывается законченное или еще незавершенное изображение, следует различать обыгрывание готового (уже выполненного) изображения и сюжетно-изобразительную игру с незаконченным (создаваемым) изображением.

Что представляет собой прием обыгрывания готового (завершенного)изображения?

Как правило, этот прием применяется по окончании рисования (лепки). Полученное изображение используется при этом как своеобразный игровой предмет.

Таким образом, содержание игровых действий определяется содержанием действий, осуществляемых с этим предметом в ре­альной жизни. А способы выполнения этих действии могут быть различными, в большей степени они зависят от того, является изображение объемным или плоскостным. Например, если вос­производится рисунок движения, воспитатель берег в руки подел­ку, выполненную детьми, и воспроизводит ритм, траекторию движения (зайчик скачет, самолет летит). Рисунок можно обыг­рывать с помощью игрушек. Например, на нарисованную поляну с травой и цветами прискакал зайчик, пробует вкусную сочную траву; пчела садится на красивые цветы, которые нарисовали де­ти, и т. п. С помощью речи, диалогов передаются взаимоотноше­ния между изображенными персонажами. Иногда игровые дейст­вия внешне выражаются только в слове. Например, дети нарисо­вали парк (осенний, зимний, летний). Педагог предлагает им как будто бы пойти погулять по дорожкам, посидеть на полянке, по­слушать птиц, погреться на солнышке, спрягаться за кустик, в дождливый денек послушать шум ветра, дождя и т.п.

Взрослому при использовании этого приема очень важно ду­мать, ориентируясь на игровой опыт ребят , какие способы вы­полнения действия более интересны и доступны детям. Малы­шам будет полезно наблюдать, как на травке, нарисованной ими, появляется зайчик-побегайчик, как он бегает по травке, пробует самую сочную, зеленую, густую; огорчается, если трава негустая (дождик не полил, плохо выросла); прячется в травке и т.п. Маленькие дети с удовольствием обыгрывают свои рисунки после занятия, используя мелкие игрушки. Старшие дети могут «путешествовать» на волшебном корабле, перемещаясь в разные времена года (в зимний денек, затем в летний) и даже на другие планеты.

Специально организованное обыгрывание детских работ пoмогает педагогу живо, убедительно и интересно провести их анализ и оценку . Крайне важно при этом, чтобы игровые действия не только вызывали интерес к продукту деятельности, но и выявляли его достоинства и слабые стороны, помогали вскрывать причины неудач и успехов. Даже самые маленькие дети понимают, почему колобок «скатился» с нарисованной дорожки и заблудился в лесу, дорожка получилась кривая. При таком анализе никто из детей не обижен, более того, они не только понимают, что у них не полу­чилось, но охотно повторяют изображение, исправляя ошибку.

Педагог может использовать и такой прием, как обыгрывание не­законченного (еще только создаваемого) изображения. Его можно назвать сюжетно-изобразительной игрой. Этот прием направлен на руководство процессом изображения, и потому он как бы сопрово­ждает его. Воспитатель ставит следующие задачи: игровой анализ создаваемого образа, дальнейшее развитие замысла детей, стиму­лирование изобразительного способа его воплощения.

Способы выполнения игрового действия в этом случае разно­образны. Они могут быть выражены словом. Так, воспитатель, увидев нарисованную девочку в длинной шубке, спрашивает ее: «Ты не замерзла без шапки?», тем самым неназойливо подсказы­вая малоинициативному ребенку возможность развития замысла и выполнения более выразительного рисунка. Разглядывая цып­ленка, которого лепит ребенок, воспитатель жестом изображает, как сыплются зернышки, приговаривая при этом: «Цып-цып-цып» и удивляется, почему цыпленок не клюет. Наконец, вместе с ре­бенком догадываются: трудно клевать - клюв тупой. Вместе они думают, что же надо сделать. Только успели исправить ошибку, как цыпленок начал весело клевать, даже нечаянно клюнул воспи­тателя в палец. Детей смешит эта ситуация, и, конечно, никто из них не забудет применить правильный прием лепки.

Процесс использования этого приема представляет собой, по существу, постановку детям разнообразных игровых задач, побу­ждение к их принятию и самостоятельной постановке новых. Вследствие этого происходит частично совместное, частично са­мостоятельное развитие сюжетно-игрового замысла. Игровой прием стимулирует не только совершенствование замысла, но и выполнение его специфическими, изобразительными средствами. Таким образом, стимулируется изобразительное творчество.

Поэтому существенной особенностью этого приема является совпадение ряда игровых действий с собственно изобразительны­ми; последним придается игровой характер.

В зависимости от сложности создаваемого изображения разли­чаются игровое упражнение,сюжетная игра с предметным изображением, изобразительно-игровое инсценирование сюжета в том случае, если обыгрываемое изображение простое, состоит и. одной части, оно выполняется посредством одного и того же повторяющегося изобразительно-игрового действия, игрового упражнения («скачет зайчик»).

Принятие детьми игрового упражнения обусловлено интересом к содержанию отражаемого действия, а также к ритмическим повторам движений. Учитывая интерес ребенка к содержанию действия, склонность к его повторению, одной стороны, и совпадение игрового и изобразительного дейст­вия - с другой, данный прием можно использовать для упражнения детей в отдельных изобразительных действиях с целью формирова­ния изобразительных навыков. Например, дети «нашивают» на платье бусинки, круглые и овальные; «кладут» на тарелку огурцы большие и маленькие; «собирают» (рисуют) рассыпавшиеся колеч­ки, «застегивают» пуговки на платье и блузке.

В игровых упражнениях внешний рисунок изобразительно-игрового действия по ритму, направленности нередко совпадает с рисунком продуктивного (изображаемого) действия: падает снег (дождь), скачет зайчик, текут ручьи и т.п. Иногда прямое совпа­дение рисунка действия отсутствует, но сходен результат (упраж­нение в регуляции силы нажима на карандаш «зреет вишня»; ре­бенок закрашивает несколько вишен, постепенно усиливая нажим и передавая все более насыщенный цвет).

В тех случаях, когда выполняется более сложное изображение предмета (не сюжета), сюжетно-изобразительная игра приобрета­ет развернутый характер, а создаваемый рисунок (аппликация, лепка) как бы включается в воображаемый игровой сюжет, раз­вертывающийся по поводу выполняемого рисунка. Сюжетно-игровой замысел развертывается, но не изображается полностью, а лишь те его звенья, содержание которых обогащает предметный образ выразительными деталями. Изобразительные действия при этом мыслятся как игровые. В результате таких действий пред­метное изображение усложняется, становится более богатым, вы­разительным. Например, ребенок тепло «одевает» Машеньку в зимнюю одежду, чтобы она в лес за елочкой сходила. Рисуя, он как будто бы одевает девочку: надевает ей шапку, варежки, засте­гивает пуговицы и т.п.

Воспитатель предлагает игровые задачи, решение которых по­зволяет ребенку обогатить замысел, сделать изображение боле выразительным. Увлеченный игрой, ребенок уже сам ставит новые игровые задачи, решая их изобразительным способом (надевает девочке варежки, шапку). Процесс такого совместного обыгрыва­ния образа, связанный с его анализом, направлен на выявление возможностей детей.

При выполнении сюжетного рисунка (аппликации) игровой приём стимулирует воплощение сюжета в основном изобразительно-игровыми действиями. Например, дети, рисуя на тему «Парк» «сажают» деревья, цветы, «прокладывают» дорожки; в парке «растет» трава, туда «прилетают» птицы.

В руководстве изобразительной деятельностью возможно применение другой группы игровых приемов с ролевым поведением детей и взрослых. Детям предлагается роль художников, фотографов, гончаров, строителей, продавцов, покупателей; младшим детям - роль зайчиков, медведей и т.д. Например, дети-художники подготовительной группы могут рисовать афиши по сказке или разным сказкам. Самые красивые и выразитель­ные афиши потом можно использовать для оформления игр-драматизаций, кукольного театра. Ребятам можно предложить нарисовать украшенные узором силуэты блузок, юбок, плать­ев, а потом организовать их «продажу» в магазине «Одежда». Чтобы «купить» понравившееся платье, надо не просто «за­платить деньги», а так рассказать об узоре, чтобы всем сразу было понятно, почему он красив. «Продавец» же должен по описанию догадаться, какое платье хочет купить покупатель. Таким может быть один из фрагментов анализа детских работ. Любой прием, в котором дети, взрослые выступают в той или иной роли (зайчики, птицы, волшебники ит.п.) относится к этой группе.

Выделение игрового приема с элементами ролевого поведения обусловлено особенностями развития игры. Однако в той или иной роли ребенка привлекают или разнообразные действия че­ловека (игрового персонажа), или взаимоотношения. В зависимо­сти от этого строится и содержание игрового приема. Учитывая знания детей, их интересы, предпочтения, уровень игры в группе, воспитатель разрабатывает эти игровые приемы.

Сначала педагог вызывает у ребят интерес к роли, желание принять ее. Старшим детям накануне занятия можно показать сервиз (для кукол), из которого малыши растеряли часть посуды. Теперь они ссорятся, когда играют: им хочется поиграть с посудой, а на всех не хватает. Воспитатель предлагает дошкольникам подумать, как можно помочь малышам. После самостоятельного или подсказанного решения вылепить посуду детям можно пред­ложить поиграть в мастеров и лепить так же красиво, как настоя­щие мастера. Воспитатель вместе с детьми вспоминает о том, что, прежде чем лепить, мастера придумывают, какую посуду они будут лепить и как. Только в этом случае можно вылепить изделие быстро и хорошо, не испортив материал (обоснование предварительного замысливания, планирования).

Некоторым художникам-мастерам предлагают рассказать какую посуду они придумали. Это делается с целью демонстрировать обучения детей замысливанию образа.

В процессе лепки мастера могут советоваться друг с другом, смотреть на работу других, если в этом есть необходимость, в питатель, руководя процессом лепки, может иногда брать на себя роль главного мастера и от его лица советовать, оценивать, noмогать детям. На выставке поделок в конце занятия мастера рассказывают о своей посуде, оценивают поделки других детей, решают: у кого они хотели бы поучиться, и т.п.

Выполнение детьми учебных или творческих заданий, предъявляемых педагогом требований является непременным условием достижения принятых ими игровых целей.

Все вышеизложенные приемы сочетают в себе основные при­знаки игры и своеобразие детской изобразительной деятельно­сти. Вследствие этого они близки и понятны детям, не нарушают естественности изобразительного процесса. В реальном процес­се обучения используются в различных сочетаниях все виды иг­ровых приемов.


17. Перечислите виды изобразительного искусства, используемые в работе с дошкольниками. Раскройте требования, предъявляемые к произведениям изобразительного искусства, используемым в работе с дошкольниками. Охарактеризуйте значение изобразительного искусства в обучении и воспитании дошкольников. Предложите модель предметно-развивающей среды учреждения дошкольного образования, включающую произведения изобразительного искусства.

Инна Слепцова

Недостаток в воспитании культуры поведения взрослые придают слишком большое значение словесным формам воздействия. Необходимость преодолеть эти недостатки ставит перед педагогом задачу дать детям знания и навыки культурного поведения на конкретных примерах и ситуациях.

Чтобы дети осознали свое поведение нужно создать такие условия, которые побудили бы их задуматься о том, как следует поступить в том или другом случае. Но опыт детей еще беден и самим найти правильное решение им трудно. Целесообразно использовать игры – ситуации. Через игры – ситуации обеспечиваем ребенку:

Возможность зрительного восприятия непривлекательности норм поведения отрицательных персонажей;

Упражняем его в применении ценных этических норм взаимоотношений;

Проявить миролюбивое стремление к взаимодействию с другими детьми.

Принимать во внимание чувства другого человека в конфликтной ситуации.

Взрослый создает различные проблемные ситуации, участвуя в которых дети приобретают необходимые умения управления негативными эмоциями. Направлено на формирование у детей доброжелательного поведения. Большое внимание уделяется обучению детей конструктивным способам решения конфликтных ситуаций, развитию способности сопереживать, сочувствовать.

Проведение игр – ситуаций имеют такую структуру:

Беседа с постановкой проблемной задачи;

Рассказ ситуаций с показом книги или показ на фланелеграфе, либо инсценировка ситуаций;

Обсуждение проблемы (направлено на понимание детьми ситуации, дети проговаривают проблему своими словами);

Поиск путей выхода из проблемной ситуации;

Подведение итогов, выводы.

Для этого подбирала ситуации, изготовила книги и персонажи на фланелеграфе по ситуациям, разучивали роли с детьми и готовились к инсценировкам.

Примеры ситуаций

Инсценировка ситуации “Заяц и Ежик на качелях”

Цель: Обогащение опытом эффективного взаимодействия в ситуации столкновения интересов.

Беседа с постановкой проблемной задачи

Воспитатель. Ребята, бывает ли такое, что вы ссоритесь? (ответы детей). Представьте двух друзей, каждый из которых хочет покачаться на качелях. Друзей зовут Ежик и Заяц. Как помочь им не поссориться?

На роли Ежика Зайца выбираются два ребенка, им выдаются маски соответствующих героев. Детям предлагается изобразить происходящую ситуацию.

Воспитатель: Жили - были два друга – Заяц и Ежик (входят держась за руки). Как – то они пошли на прогулку и на поляне увидели качели и прибежали оба к качели.

Заяц: «Я первый!»

Ежик: «Нет. Я!» (стали толкать друг друга).

Заяц обиделся: «Значит, Ежик я с тобой больше не буду дружить» (повернулись друг другу спиной).

Не уступают друг другу друзья.

Обсуждение проблемы, поиск путей ее решения

Вопросы к детям:

1. Почему Заяц решил не дружить с Ежиком? (Еж не уступил ему качели)

2. Как вы считаете, стоит ли из – за этого ссориться друзьям? (Нет)

3. Как помирить друзей, сделать так, чтобы ссоры не было? (Ответы детей)

Воспитатель: Давайте еще раз посмотрим как Заяц и Ежик смогли договориться и избежать ссоры.

Жили - были два друга – Заяц и Ежик (входят держась за руки). Как – то они пошли на прогулку и на поляне увидели качели и прибежали оба к качели.

Заяц: «Покачаю тебя. Потом ты меня покачаешь. Мы ведь с тобою, Ежик, друзья?»

Подведение итогов

Воспитатель: Итак, что нужно сделать, чтобы не ссориться?

Дети. Нужно уметь договариваться.

Наташа с Леной играли в мяч.

Мяч покатился в лужу.

Лена хотела достать мяч, но не удержалась на ногах и сама упала в лужу.

Наташа начала смеяться, а Лена горько заплакала.

Почему заплакала Лена? (Ей стало обидно.)

Правильно ли поступила Наташа?

Как бы вы поступили на ее месте?

Давайте поможем девочкам помириться.

В конце беседы взрослый делает обобщение:

Если вы являетесь виновником ссоры, то умейте первыми признавать свою вину. Вам помогут волшебные слова: *Извини*, давай играть вместе.

Почаще улыбайтесь, и вам не придется ссориться!

Замок из песка

Коля построил замок из песка. И все им любовались.

Только один Игорь сказал, что он может сделать лучше, а когда не поверил, разбежался и затоптал всю постройку.

– Как поступил Игорь?

– Что чувствовал Коля, когда Игорь разломал его постройку? (Обиду, досаду.)

Как бы вы поступили на месте Коли?

Какие советы вы можете дать Игорю?

Играй дружно;

Не обижай товарища;

Не ссорься с товарищем;

Если товарищ не умеет делать то, что умеешь ты, покажи ему,

Посоветуй - вместе будет интереснее;

Нужно радоваться успехам других.

Если дети не смогут перечислить все эти правила, взрослый сам их называет и объясняет значение каждого правила, раскрывая нравственную сущность того или иного поступка.

Кто напутал

Привела мама Танюшу в дворовый садик, посадила на скамейку и сказала: «Подожди меня здесь, доченька. Я в булочную схожу». И ушла.

Мимо проходила соседка – тетя Варя.

Что же ты молчишь, Танюша? – спрашивает тетя Варя. – Тебе ведь уже два года. Разве ты не знаешь, что нужно сказать?

Не знаю, - вздохнула Таня.

Здравствуйте, - повторила Танюша.

Ну, вот, умница! Всегда так говори!

Вернулась из булочной мама, и они пошли домой завтракать. Танюша кончила есть и соскочила со стула. А мама говорит: «А что нужно сказать, доченька?»

Нужно сказать: «Здравствуйте».

Ты что – то путаешь, надо сказать: «Спасибо», - поправила мама.

Вечером мама ушла, а Таня осталась вдвоем с папой. Посидели, поговорили, книжку почитали, а потом папа сказал: «Э, кому – то пора спать, у кого – то уже слипаются глазки».

Танюша была послушная девочка. Она слезла с папиных колен и пошла к своей кроватке, но папа остановил ее и спросил:

А что надо сказать, когда идешь спать?

Надо сказать: «Спасибо».

Нет, - засмеялся папа, - нужно сказать: «Спокойной ночи», а не «Спасибо».

Не «Спасибо», а «Спокойной ночи».

Так Таня и не может понять, кто же прав: тетя Варя, мама или папа?

А вы как думаете, ребята?



Публикации по теме:

Консультация «Минутка безопасности» как средство формирования безопасного поведения у детей дошкольного возраста» Все мы-педагоги,родители-пытаемся ответить на вопрос: "Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детя?" Правила дорожного.

Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений У дошкольного учреждения основным из направлений его работы является подготовка детей к школе. В образовательной программе «Детство» развитие.

Игры и упражнения для формирования знаний и умений безопасного поведения у дошкольников в разделе «Ребенок дома» 3. Игры для формирования знаний и умений безопасного поведения у детей дошкольного возраста в разделе «Ребенок дома» 3.1. «Я и опасные.

Игры и упражнения для формирования знаний и умений безопасного поведения у дошкольников в разделе «Ребенок и природа» 2. Игры для формирования знаний и умений безопасного поведения у детей дошкольного возраста в разделе «Ребенок и природа» Дидактическая.

Игры и упражнения для формирования знаний и умений безопасного поведения у дошкольников в разделе «Ребенок на улице» 6. Игры для формирования знаний и умений безопасного поведения у детей дошкольного возраста в разделе «Ребенок на улице» Игра «Наша.

Ведущий: Ребята второго класса подготовили нам сценки, вы все внимательно смотрите, а потом ответите на вопросы - все ли дети делали верно?

а) Ситуация 1: “Пешеход переходит дорогу”.

Три человека обыгрывают ситуацию, два из них исполняют роль машин, а один ребенок - пешеход.

Ведущий: Что неверно сделал пешеход? Кто может рассказать, как нужно переходить дорогу? (выслушиваются ответы детей)

Дорога не тропинка,
Дорога не канава,
Сперва смотри налево,
Потом смотри направо,
Налево гляди, направо гляди,
И если машин не увидишь – иди!!! (рассказывает ребенок)

б). Ситуация 2 : “Пассажиры в автобусе”.

Четыре человека обыгрывают ситуацию: один водитель и три пассажира. При резком торможении автобуса пассажиры наступают друг другу на ноги. Что в этом случаи должны сделать пассажиры?

Ведущий: Как должен был поступить тот пассажир, который наступил первый на ногу другому пассажиру? Что ребята сделали верно, а что неверно? (выслушиваются ответы детей). Все мы знаем, что нельзя шуметь в транспорте, сорить, всегда нужно уступать место инвалидам, пожилым людям, женщинам с маленькими детьми.

в). Ситуация 3 : “Дети играют около проезжей части”.

Ведущий:

Чтобы правила движенья
Лучше вы могли узнать,
Эти вредные советы
Предлагаю прочитать.
Если ты на тротуаре
Вдруг решил в футбол сыграть,
Смело ты за мяч хватайся,
Не забудь друзей позвать.
Пусть водители увидят,
Как играешь ты умело,
Тормозят пусть восхищаясь
Мастерством твоей игры.

Дети обыгрывают дорожно-транспортное происшествие по вине детей, которые играли около дороги.

Ведущий: Что дети сделали неверно? Расскажите где можно играть,а где нет?

Мне, бесспорно, вывод ясен,
Что для жизни пас опасен,
Не дороги, а дворы –
Место для такой игры. (Рассказывает ребенок)

Игра – Водители”.

Ведущий : Правила таковы: Две команды стоят напротив друг друга. Между ними обручи, имитирующие дорожные кольца. Каждый игрок из команды движется навстречу друг другу, избегая столкновений. Для этого они должны объезжать по кольцам. Побеждает та команда, которая быстрее переедет на противоположную сторону.

3. Игра “Попробуй ответь!”

Ведущий: Сейчас вам ученица 2 класса задаст вопросы, а вы постарайтесь ответить. Слушайте внимательно.

Ученик: 1. Безбилетный пассажир. (Заяц)

2. Человек, пользующийся транспортом. (Пассажир)

3. Место для посадки и высадки пассажиров. (Остановка)

4. Подземный вид городского транспорта. (Метро)

5. Продавец билетов в транспорте. (Кондуктор)

6. Устройство в автомобиле для безопасности водителя и пассажиров. (Ремень)

7. Место вдоль улицы, где идут пешеходы. (Тротуар)

Собери дорожный знак”.

Ведущий: У нас будет три команды. Каждой команде дается дорожный знак в разобранном виде. Знак нужно склеить. Выигрывает тот, кто верно склеит дорожный знак.

Конкурс. “Кто больше назовет правил дорожного движения”.

Ведущий: Нужно три команды. Каждый из участников команд называет ПДД, выигрывает тот, кто больше назовет таких правил.

6. Игра “Быстрая машина”. Правила игры: Участвует 3 команды. Дети ставят ноги на ширине плеч. В каждой команде есть мяч, который дети по команде начинают передавать под ногами другому игроку. Мяч должен пройти два круга.

Игра “Автогонки”.

Правила игры: Играют 4 игрока. К веревке длиной 6-7 м привязывается машинка. По команде “Марш” дети начинают тянуть веревки. Выигрывает тот, чья машинка быстрей пересчет финишную линию.

8. Эстафета “Собери слово”

Правила игры: Участвует 3 команды. Собирают слова (водитель, пассажир, светофор). Каждый участник из команды должен допрыгать в мешке до стойки, взять карточку с одной буквой и вернуться назад, отдать мешок следующему игроку. Когда все буквы будут собраны, нужно составить слово.

9. “Несуществующий знак”

Ведущий: Вам нужно придумать и нарисовать свой дорожный знак, который не существует на самом деле, и придумать ему название. (Участвует три команды)

Ведущий:

Там, где шумный перекресток,
Где машин не сосчитать,
Перейти не так уж просто,
Если правила не знать.
Леша с Любой ходят парой.
Где идут? По тротуару.
Футбол – хорошая игра
На стадионе, детвора.
Правила эти помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда!

Подведение итогов.

КВН по ПДД “Наш светофор!”

Цель: Снизить уровень детского дорожно-транспортного травматизма; повторить основные правила дорожного движения.

Задачи: 1 . Формирование потребности в изучении и соблюдении ПДД,

2 . Развитие интереса к дорожной азбуке;

3 . Расширение и углубление знаний по ПДД;

4 . Воспитание навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Оборудование: Дорожные знаки, воздушные шары, ведро с водой, ложки, стакан; карточки с надписями “бинт, йод, вата, слабительное, лейкопластырь, резиновый жгут”, маркер, жетоны.

Ход праздника

Ведущий: Ребята, сегодня мы собрались в этом зале не просто так, а для того, чтобы повторить и вспомнить ПДД.

Для чего нужны знания ПДД?

У дорог и улиц есть свои строгие законы, своя азбука – это ПДД, которые необходимо соблюдать водителям и пешеходам. Незнание языка дорог может привести к беде, к дорожно-транспортным происшествиям. А для того чтобы с вами такого не случилось, мы вспомним ПДД.

Прочитайте надпись: Светофор – свет, который действительно помогает.

Объясните эту фразу. (Выслушиваются ответы детей).

Ребята, на дороге мы можем заметить не только светофор, но и другие различные дорожные знаки, которые мы с вами сегодня вспомним.

Дети рассказывают стихи:

Город, в котором с тобой мы живем,
Можно по праву сравнить с букварем.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город дает нам все время урок.
Вот она, азбука – над головой:
Знаки развешаны вдоль мостовой.
Азбуку дорог помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.

Ведущий: Сейчас мы с вами поиграем, будет две команды, каждая команда получит водительское удостоверение. Но, чтобы его получить каждая команда должна выбрать капитана и ответить на вопросы.

Вопросы: 1 команде:

1. Браслеты, но не украшения для рук? (наручники)

2. Сколько сигналов имеет светофор для пешеходов? (два).

3. Можно ли ходить группами по тротуару? (да)

Вопросы: 2 команде:

1. Волшебная палочка милиционера? (жезл)

2. Сколько сигналов имеет светофор для водителей? (три).

3. Какое колесо при движении автомобиля остается неподвижным? (запасное).

Просмотр иллюстраций на компьютере.

Конкурс: “Нарисуй дорожный знак”.

Все участники команды рисуют существующий дорожный знак, который им встречается по дороге в школу. (За верно нарисованный знак команда получает балл в виде жетона).

Конкурс: “Кто больше назовет марок автомобилей”.

Команды по очереди называют марки авто. Чья команда называет больше марок, получает балл.

Конкурс: “Заправщик бензина”.

Нужно из ведра (с водой) начерпать ложкой в стакан воды, чтобы стакан оказался полным. Игроки по очереди добегают до ведра и черпают по одной ложки воды в стакан. Выигрывает та команда, чей стакан быстрее окажется заполненным водой.

Ведущий: Молодцы, все садимся на места.

Ведущий: Ребята, посмотрите на воздушные шары, какого они цвета? С чем можно сравнить эти шары? (с сигналами светофора).

А сейчас мы с вами послушаем стихи про светофор.

Дети рассказывают стихи:

Светофора свет зеленый
Нам приветливо горит
Светофора свет зеленый
Означает: “Путь открыт!”
Вот однажды случай был,
Светофор заснуть решил.
Про работу он забыл
Много дел он натворил.
И повсюду тарарам,
Грохот здесь и скрежет там,
Ведь помощник нужен нам
По утрам и вечерам.

Ведущий: Ребята, нужно отремонтировать светофор. Давайте построим свой светофор.

Конкурс: “Светофор”.

Капитаны выбирают по три участника из каждой команды. С помощью своих тел, рук, ног дети должны изобразить светофор. Чей светофор окажется лучшим, та команда получает балл.

Ведущий: Ребята,а сейчася вызову по три участника из команд, дам им дорожный знак. На обратной стороне знака написано его название. Вы читаете название, а ваша команда исправляет, если это нужно.

1.“Ура, уроки отменили!” (Осторожно дети)

2.“Шарики без роликов” (Светофорное регулирование)

3.“По роялю не ходить!” (Пешеходный переход)

4.“Клад кота Леопольда” (Дорожные работы)

5.“Если видишь странный знак
Где внутри ползет “червяк” -
Погляди скорей вперед:
Там опасный поворот!”

6. “А когда “червяк” длинней -
Приготовься побыстрей,
Потому, что впереди
Поворот – да не один”.

Конкурс: “Собери аптечку”.

Командам выдаются карточки со словами “бинт, жгут, вата, анальгин, лейкопластырь, йод, жевательная резинка, конфеты, градусник, слабительное”.

Иногда родителям трудно найти общий язык со своими детьми, так что общение с ними превращается в бесконечные споры и конфликты. Психологи же утверждают, что если изменить поведение взрослого по отношению к отпрыску, то огромного количества проблем в воспитании может и не возникнуть. Как тогда взаимодействовать с ребенком, чтобы избежать многочисленных конфликтов с родителями и сверстниками?

Правила активного слушания

Не всегда даже школьник может точно выразить свои чувства, если он потерпел неудачу, поссорился с кем-то, обиделся, устал или когда с ним поступили несправедливо. Что уж говорить про дошкольника! Но подобные ситуации могут стать причиной конфликтов и трудностей во взаимодействии со сверстниками. Родителям в таком случае необходимо услышать свое чадо, показать, что они знают о его проблемах, помочь озвучить его переживания. В психологии этот способ называется «активное слушание».

Возвращать в разговоре то, что вам поведал ребенок, обозначая при этом его чувства, – это и есть активно его слушать. Есть несколько основных правил общения с детьми с помощью активного слушания.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Маленькие манипуляторы: как реагировать на уловки ребенка? 10 наиболее удачных детских фраз

Как правильно обсуждать поведение ребенка?

Итак, вы выслушали ребенка, но это совершенно не означает, что вы добились решения конфликта. С помощью активного слушания вы всего лишь показали, что не безучастны к его проблемам. Теперь же нужно эти самые проблемы с поведением решить.

  • Выберите подходящее время для разговора

Допустим, вам сообщили о конфликте вашего отпрыска с одноклассником (одногруппником). Не начинайте серьезный разговор, когда он расстроенный и уставший пришел из школы (детского сада). Пусть он сначала отдохнет, пообедает, а уже потом приступайте к беседе. Если вы сами вернулись накрученная (к примеру, с родительского собрания), отдохните немного и переключитесь на что-то другое.

  • Находите плюсы

Вы любите, когда вас критикуют? Вот и дети чувствуют при замечаниях обиду и раздражение. И все же критиковать неправильные поступки ребенка необходимо. «Подсластите» свои не очень приятные слова небольшой, по возможности искренней похвалой. Например: «У тебя замечательный голос, но нельзя петь за обедом в детском саду», «Ты очень хорошо управляешься с мячом, но играй, пожалуйста, в футбол не в классе, а на поле» или «Я рада, что ты честна со мной. Однако когда в следующий раз пойдешь в гости, спроси у меня разрешения».

  • Предложите выбор

Почему чадо так активно сопротивляется вашим указаниям? Психологи отвечают: это его естественная тактика отстаивания собственной независимости. Чтобы избежать конфликтов, предложите детям выбор. Например: «Что ты хочешь на обед: кашу или макароны?», «Ты помоешь посуду или погуляешь с собакой?» или «Ты сама наденешь платье, или тебе помочь с пуговицами?»

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Предоставляя ребенку выбор, вы позволяете ему думать и размышлять самостоятельно. Возможность альтернативы способствует повышению детской самооценки. При этом взрослые, с одной стороны, сохраняют контроль над поступками отпрыска, а с другой – удовлетворяют его потребность в независимости.

  • Обратитесь за решением проблемы к детям

Эта необычная тактика особенно эффективна с детьми младшего школьного возраста, так как они хотят большей ответственности. Спросите у ребенка: «Милый, ты много времени тратишь на просыпание и одевание по утрам. Из-за этого ты почти каждый день опаздываешь к первым урокам. Да и я не успеваю на работу. Думаю, что необходимо с этим что-то делать. А ты какое решение этой проблемы можешь предложить?»

Подобный вопрос заставляет детей почувствовать себя ответственными и взрослыми людьми. Они понимают, что и у родителей не всегда есть готовые ответы на любую проблему. Ждите от них множество предложений!

  • Расскажите о своих чувствах

Говорите с детьми о том, что чувствуете: «Меня категорически не устраивает, как ты разговариваешь со мной. А тебе бы хотелось, чтобы на тебя кричали?» Дети старше пяти лет буквально захвачены идеями справедливости, так что обязательно поймут вашу точку зрения, если, конечно, вы не скажете ее в пылу ссоры. Успокоившийся ребенок – самый ярый защитник и сторонник золотого принципа: «Поступай так, как желаешь, чтобы поступали с тобой».

  • Не сравнивайте с другими детьми

И самое главное – никогда (тем более в расстроенных чувствах) не сравнивайте своего отпрыска с другими, воспитанными и примерными, по вашему мнению, сверстниками. В вашем ребенке есть то особенное качество, которое отличает его от всех остальных детей. А если уж назрела необходимость сравнения, делайте это, соотнося прошлое его поведение с настоящим.

Вы можете скачать с нашего Яндекс диска Памятку для родителей — 21 способ избежать конфликта и наладить отношения с ребенком

татьяна омельченко
Моделирование проблемно-игровых ситуаций для социально-эмоционального развития дошкольников

Известно, что воспитанность - качество личности, определяющее в повседневном повелении человека его отношение к другим людям. В основе такого отношения лежат уважение и доброжелательность к каждому человеку. Это качество формируется прежде всего в процессе общения. Общение - это воспитание себя и других.

В общении у детей формируется умение подчиняться общим правилам, ориентироваться на социальные нормы . И задача педагога - формировать у детей положительный социальный опыт , умение ориентироваться в жизни, т. е. научить жить среди людей, ладить с ними, быть равно-правными членами общества, в межличностном общении правильно воспринимать информацию, осмысливать её, воздействовать на мысли и чувства окружающих, отстаивать свою точку зрения и считаться с мнением других.

Поэтому необходимо не только научить ребёнка общаться, чётко излагая свои мысли, но и научить детей общаться со сверстниками, находить способы разрешения конфликтов. И наиболее эффективны в этом направлении косвенные воздействия, прежде всего через игру, игровое общение. Форма и содержание педагогического общения воспитателя в значительной степени определяются теми задачами, которые он пытается решить в процессе руководства деятельностью дошкольников , как в отношении всех детей, так и каждого ребенка в отдельности.

Для активизации общения детей, их инициативных высказываний, я в своей работе использую такую форму работы с детьми, как моделирование игровых проблемных ситуаций , направленных на формирование у детей компетентности в общении, способности находить адекватные способы разрешения конфликтов. В процессе совместной деятельности по решению поставленной проблемы дети учатся применять всевозможные варианты, вести беседы, обсуждать решения.

Игровые проблемные ситуации - это полноценная , но специально организованная игра. Её характеризуют следующие моменты :

Она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам ;

-игру проводит воспитатель : предлагает название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет её, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;

Воспитатель насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется цель.

Игра становится вспомогательным средством в развитии у ребенка умения разрешать проблемные ситуации . Это в первую очередь касается специально разработанных игровых моделей и специально подобранных как игровых ситуаций , так и реальных, имевших место в группе.

При составлении содержания проблемных игровых ситуаций необходимо придерживаться определенных условий.

Игровые модели должны строиться в соответствии с интересами и возможностями детей, учитывать их социальный опыт , возрастные особенности.

Игровые модели должны включать моменты импровизации, альтернативные варианты разрешения проблем , возможность изменения составляющих в связи с неожиданным изменением условий. Реализация любого игровой модели требует специальной подготовки, в которой можно выделить 3 этапа.

1. Подготовительный этап

Направлен на привлечение интереса детей, формирование умения действовать от другого лица, передавать ролевую интонацию, развивать умение вести диалог . Включает сообщение темы, рассказ педагога о конкретном событии (ситуации , игре, в ходе которого даются характеристики героев, выбираются игрушки, предметы-заместители, распределяются роли (дети могут выбрать их сами) .

2. Выбор вариантов завершения предложенной ситуации

На этом этап идет конкретизация ситуаций , поиск средств достижения цели, определение границ допустимого поведения, определение этических ограничений, проведение границ между «можно» и «нельзя» .

3. Установление причинно-следственных связей

Развитие выбранной ситуации , поиск причины, обострившей ее, а также возможности преобразования этой ситуации для положительного разрешения конфликтов и проблем .

Главное - научить детей анализировать, искать различные варианты решения проблем и уметь применить такие возможности в обыденной жизни. Дети часто объединяют оценку поступка с личностной оценкой : плохой поступок-плохой человек. Наводящие вопросы взрослого, чередование открытых и закрытых вопросов, совместное обсуждение той или иной ситуации помогают детям встать на место другого человека, понять мотивы его действий, оценить их с нравственной точки зрения и прийти к правильным выводам. Но предшествовать моделированию проблемных ситуаций должны игровые обучающие ситуации :

- ситуации- иллюстрации ,

- ситуации-упражнения ,

- ситуации-оценки .

В ситуации -иллюстрации лучше разыгрывать простые сценки из жизни детей, с помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.

В ситуации -упражнения дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия .

В ситуации -оценки происходит анализ и обоснование принятого решения, его оценка со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена , но воспитатель помогает ребенку проанализировать и обосновать принятое решение, оценить его.

В основе игровой ситуации лежит активное общение, включающее различные формы : разговор педагога с детьми, игры-путешествия, игры-беседы, игры-драматизации, игры-импровизации. Воспитатель выступает как партнер по общению, уважающий право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие именно его темы.

Кроме социально значимых ситуаций детям интересны сюжеты со сказочными героями. Можно анализировать поведение сказочных героев : соответствует ли оно нравственным представлениям, какие положительные качества есть у отрицательного героя (и наоборот, всегда ли персонаж ведет себя одинаково, существуют ли другие возможности достичь желаемого.

Далее представлены наиболее интересные наработки использования игровых и творческих заданий для развития навыков общения детей, культуры поступков и умения находить компромиссный выход из проблемной ситуации .

Ситуации-иллюстрации

С помощью игрушек, либо персонажей настольного или пальчикового театра разыгрывается ситуация , отражающая те стороны жизни, в которых ребенку необходимо разобраться и получить представление о правильном поведении : «Как мальчики бабушке помогли» , «Волшебные слова во всем помогают» , «Правду легче сказать» , «Как девочки помирились» . В этих ситуациях детям демонстрируются конкретные способы правильного решения бытовых ситуаций общения . Выступая в роли заинтересованных зрителей, дети получают образец социально одобряемого поведения.

Ситуации-упражнения

Воспитатель подключает детей к поиску правильного решения. С этой целью игровые персонажи обращаются к детям с вопросами, вступают в спор, выражают сомнение в правильности их советов, предлагают самим выбрать лучшее решение из нескольких; просят показать, какие действия нужно предпринять, какие слова сказать, чтобы решить проблему (например, как поблагодарить, как вежливо обратиться с просьбой, как разделить поровну конфеты, как успокоить обиженного).

То, как дети воспринимают ситуацию , какое решение они предлагают, показывает, как развиваются нравственные представления и соответствующий опыт детей.

Ситуации-оценки

В ходе таких ситуаций обсуждаются жизненные события, поступки и отношения. Содержание ситуаций можно моделировать из детской литературы или придумывать - тогда они выглядят как случай из жизни детей из другого детского сада, знакомого мальчика или девочки. Основой ситуации может стать книжная иллюстрация или картина.

Раскрывая перед детьми то или иное жизненное событие, педагог вызывает их на откровенный разговор, чтобы связать обсуждаемые проблемы с их личным опытом , вызвать соответствующие чувства, дать правильную оценку.

При этом важно избегать прямых аналогий с событиями в группе, указания конкретных имен и поступков детей. Главное - пробудить определенные эмоциональные переживания, навеянные обсуждаемой ситуацией , и помочь детям самостоятельно сделать нужные выводы.

Практические игровые и реальные ситуации

Эти ситуации могут быть организованы и как инсценировки, и как практические ситуации игрового и реального содержания. Например,

«Научим наших гостей здороваться и прощаться» , «Покажем Лунтику, как принимать гостей» , «Поздравим Каркушу с днем рождения» . Культурные привычки формируются постепенно, поэтому регулярная организация таких ситуаций помогает детям получить необходимый опыт культурного поведения. Наибольшее значение имеют ситуации , в которых дети разрешают конкретные житейские проблемы . Это ситуации практической помощи , активного проявления внимания, заботы о детях и взрослых : «Поможем найти потерянную вещь» (варежки, шарф, обувь) ; «Не грусти» (успокоить, угостить, поиграть) ; «Мы встречаем друга после болезни» ; «Поменяемся игрушками» ; «Мы делаем подарки малышам (пожилым людям, мамам, папам) ».

«Наша забота нужна всем»

Дети приобретают опыт участия в делах, важных для детского сада : «Поможем дворнику убрать опавшую листву на участке» , «Мы украшаем детский сад к празднику» , «Мы сажаем лук для малышей» , «Мы готовим пособия для занятий : вырезаем овалы, квадраты, треугольники». Задача педагога – увлечь детей содержанием предстоящего дела, показать, что результаты совместных усилий приносят пользу и радость окружающим.

«Мы старшие»

Дети учатся проявлять заботу о малышах. У них развиваются чувство самоуважения, доброе отношение к маленьким, понимание их проблем . Я организую ситуации : «Поможем малышам вымыть игрушки» , «Порадуем малышей подарками, сделанными своими руками» , «Покажем для малышей концерт» , «Научим малышей водить хороводы» .

Важно подчеркнуть чувства малышей, на которых была направлена забота старших дошкольников . Это даст толчок для переживания или для проявления ответных чувств.

«Научи друга тому, что умеешь сам»

«Как поступить?»

В данной ситуации воспитатель ставит детей перед выбором : откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие? Например, оставить конфетку себе или угостить ею пришедшего после болезни сверстника (плачущего ребенка) ; дать поиграть своей игрушкой сверстнику или остаться равнодушным к его просьбе; откликнуться на просьбу помочь или проигнорировать ее. Поведение детей в ситуациях выбора помогает лучше понять особенности их социально – нравственного и эмоционального развития .

Более подробно хочу остановиться на использовании в работе с дошкольниками ситуаций- проблем , их моделировании , т. к. у педагогов часто возникают сложности с их подбором.

Когда дети приобретут определенный опыт общения и поведения возникает необходимость моделирования проблемных игровых ситуаций , которые помогут ребятам постепенно овладеть умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейшие взаимоотношения и мотивы поведения.

Ситуации- проблемы

Очень важно приучать детей замечать трудности других людей и пытаться помочь. С этой целью очень эффективны ситуации - проблемы . Например, в ситуациях : «Развязались шнурки » , «Рассыпался раздаточный материал» . Ребята спешат собрать, но все собирают в одну общую кучу. Подчеркиваю : «Как же все это разобрать?» Отмечаю ребят, которые стремятся группировать смешавшийся материал и т. п.

В ситуациях- проблемах каждый ребенок активно учится находить выход своим чувствам и переживаниям, осознавать и принимать их.

Воспитателю необходимо эмоционально представлять возникшую проблему («Настя после болезни возвращается в детский сад. Как мы можем ее порадовать?», «У нас новенькая, как ее встретить, чтобы ей у нас понравилось?» ) и вовлечь детей в поиск решения. Если они затрудняются, подсказать или показать правильный способ решения проблемы и предложить самостоятельно его осуществить.

Проблемная ситуация , профессионально и своевременно заданная детям, позволяет достаточно эффективно решать актуальные групповые проблемы . Ребенок может самостоятельно «узнать себя» в, казалось бы, не имеющем к нему прямого отношения примере.

В совместной деятельности со взрослыми и сверстниками ребенок на практике осваивает правила и законы общения. И часто сталкивается с проблемой выбора действия : как лучше и правильнее поступить? Вначале варианты действий предлагает педагог, а ребенок выбирает из них наиболее приемлемые для себя. Впоследствии, имея представления о возможных способах решения проблемы ребенок сможет найти для себя оптимальный способ.

Эффективность выбора действия часто оценивается его последствиями, а для ребенка сделать такую предвосхищающую оценку самостоятельно -проблематично . Естественно, этому детей необходимо поэтапно учить.

Скажем, «туча» : как ее можно рассеять и развеять ? С помощью этой схемы дети могут выстроить стратегию и тактику своего поведения и определить выход из создавшейся ситуации .

Во-первых, ребенку нужно определить общую цель, ради которой необходимо погасить конфликт : жить дружно, чувствовать себя свободно, никого не обижать и др.

Во-вторых (и это самое сложное, надо отделить свое «хочу» («Что я хочу сделать?» ) от чужого «хочу» («Что хочет сделать другой?» ). В этом и состоит суть конфликта. Именно на основе столкновения противоположных «хочу» следует искать пути договоренности.

В-третьих, ребенок учится аргументировать свое «хочу» («Почему мне необходимо добиться своего?» ) и пытается сформулировать точку зрения другого («Почему другой настаивает на своем?» ). На подготовительном этапе можно использовать методику «Две гири» (см. выше) . Оценивая все «за» и «против» , ребенок приходит к выводу : добиваясь одной личной цели (своего «хочу!» , можно многое потерять, а уступив другому, можно многое приобрести.

Приведенные упражнения приносят эффект после предварительной работы педагога. Обучая детей общению, педагогу необходимо быть готовым к возникновению трудностей :

Для ребенка приоритетным остается мнение родителей, а оно не всегда соответствует позиции педагогов. Ребенок может прямо заявить, что мама (или папа) велели ему вести себя подобным образом.

Дети могут на словах формулировать свое отношение к ситуации согласно общепринятым человеческим ценностям, однако на практике не поступать должным образом, что может быть обусловлено недостаточным развитием волевой сферы , импульсивностью.

Стремясь к положительной оценке взрослого, дети способны вести себя социально приемлемым способом , Не факт, что в другой ситуации (в отсутствие воспитателя) ребенок будет вести себя подобным образом.

Привлекательный внешний вид ассоциируется у дошкольников с положительным внутренним содержанием. На вопрос : «Как ты думаешь, красивый человек обязательно добрый?» - большинство детей отвечают утвердительно. Во взаимодействии со сверстником приоритет может отдаваться внешним признакам - привлекательному внешнему виду, обладателю красивых игрушек, хотя на этой же почве возможны конфликты. После обобщения всего вышесказанного становятся очевидными условия эффективной работы педагогов по

-развитию у детей навыков общения :

Единый подход к воспитанию в семье и детском саду.

Личностно-ориентированное взаимодействие педагогов с детьми .

Выбор оптимальных средств и методов работы (в зависимости от потребностей детей, педагогических целей и возможностей).

Существуют четыре уровня проблемности в обучении :

1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении детьми.

2. Воспитатель ставит проблему , дети самостоятельно или под его руководством находит решение. Воспитатель направляет ребенка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод) .

3. Ребенок сам ставит проблему , воспитатель помогает ее решить. У ребенка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему .

4. Ребенок сам ставит проблему и сам ее решает . Воспитатель даже не указывает на проблему : ребенок должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.

Проблемная ситуация создается воспитателем с помощью определенных приемов, методов и средств :

Подвести детей к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;

Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

Побуждение делать детей сравнения, обобщения, выводы из ситуации , сопоставление фактов;

Постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения) ;

Постановка проблемных задач .

Этапы процесса решения проблемных ситуаций :

1) поиск средств анализа условий проблемы с помощью наводящих вопросов с актуализации прежних знаний : «что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?» , «что мы можем использовать из известного нам для решения проблемы

2) процесс решения проблемы . Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы , т. е. выдвижение гипотез, поиска ключа, идеи решения. Ребенок ищет решения «во внешних условиях» , в различных источниках знаний.

3) доказательство и проверка гипотезы, реализация идей найденного решения. Это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью. Очень эффективно моделирование проблемных ситуаций в сюжетно-ролевых играх :

«Как быть, что делать?»

Это различные ситуации затруднения , которые моделируются , чтобы пробудить инициативу , самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение. Например, цветы в горшке вянут; на шкафчиках отклеились картинки; некоторым детям не хватает пластилина для лепки; на полу обнаружена разлитая вода; перепутаны детские варежки. Как быть? Дети самостоятельно ищут решение, вместе находят способы разрешения проблем : поливают цветок, делят пластилин на всех; придумываем, из чего сделать салфетки; вытираем воду; подклеиваем картинки на шкафчиках; разбираем по парам варежки, обувь.

«Не поделили игрушку»

Материал : различные игрушки. Педагог достает коробки (посылки) и предлагает детям разобрать игрушки, а сам наблюдает со стороны. Как правило, дети стараются взять наиболее интересные, яркие игрушки. Претендентов на «самые хорошие» игрушки оказывается слишком много. В группе между детьми складывается конфликтная ситуация : кому достанется та или иная игрушка?

Педагог успокаивает ребят и предлагает разобраться всем вместе в сложившейся ситуации : «Как же нам быть, ребята? Ведь игрушка одна, а желающих с ней поиграть много». и предлагает детям для обсуждения различные варианты разрешения конфликтной ситуации .

Отдать игрушку тому, кто взял ее первым;

Никому не давать игрушку чтобы не было обидно;

Играть с игрушкой по-очереди;

Отдать игрушку Кате, потому что она самая грустная и др.

Дети вместе с педагогом обсуждают пути возможного решения ситуации , предлагают свои варианты, прислушиваются к мнениям остальных.

Проблемные ситуации в сюжетно-ролевой игре

«Больница»

В очереди на приём к врачу много посетителей. Вновь приходящие занимают очередь. Очередь запуталась. (Выяснений отношений между посетителями, мирное разрешение конфликта)

Маленький ребёнок стал капризничать, бегать по коридору больницы и кричать. (Беседа с ребёнком, развлечь его чтением стихотворений) ;

«Детский сад»

У куклы сегодня вечером будет день рождения. Он хочет пригласить друзей к себе домой на праздник. Как это сделать? (Обзвонить всех своих друзей и отпросить их у родителей, написать и разослать приглашения)

Приглашённые гости на праздник готовят подарки (художественная продуктивная деятельность по изготовлению подарков, разучивание поздравлений, гости готовят номера для праздничного концерта для именинницы).

Нужно приготовить вкусное угощение для друзей и накрыть на стол. (Составление меню, приготовление угощения, оформление праздничного стола. Рано подошедшие гости помогают в этом именинницы).

Приход гостей. Все гости собрались, начинается праздник. Один гость забыл принести подарок и сильно расстроился. Как ему поздравить теперь именинницу? (Кукла встречает гостей. Рассаживает их за столом. Забывчивому гостю можно посоветовать сказать приятные, красивые слова об имениннике, исполнить какой-то музыкальный номер. Советы дают все присутствующие на празднике)

Завершение праздника. Один из гостей нечаянно разбил чашку, когда пили чай. (Гость извиняется, помогает в уборке) .

«Зоопарк»

При приобретении билетов кассир выдала лишнюю сумму сдачи. Как поступить : промолчать и уйти, или сказать об этом кассиру и вернуть деньги. (Обсуждение ситуации с детьми , принятие решения) .

Некоторые посетители стали кормить тех животных, на вольере у которых висит табличка, запрещающая это делать (попросить подойти служащего зоопарка, попросить его рассказать о правилах посещения зоопарка, о штрафах в случае их несоблюдения, о животных - обитателях этого зоопарка).

Один мальчик отстал от группы, он загляделся на белого медведя, плавающего в бассейне (можно подойти к радиорубке и сделать объявление для этого мальчика, громко произносить его имя всем детям)

Таким образом, представленные в данной разработке игровые ситуации помогут педагогу научить детей анализировать, искать различные варианты решения проблем и развить умение применять такие возможности, а значит избежать многих конфликтов, овладеть умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейшие взаимоотношения и мотивы поведения.