Игра направленная на развитие эмоциональной сферы. Эмоциональная игра: листочек гнева

Игра «Бумага все стерпит»

Необычный способ познакомиться со своими негативными эмоциями и переживаниями.

Материалы: большие листы бумаги (старые газеты, куски обоев, журналы), скотч, клей, возможно, карандаши или краски.

Инструкция для ребенка: необходимо вспомнить о неприятных ситуациях, когда ты чувствовал (ала) агрессию, раздражение, страх, обиду, боль. Позволь этим эмоциям проявиться.

Задача: создать скульптуру под названием «Моя эмоция». Можно делать все, что угодно: рвать бумагу на куски, мять, топтать ногами...

Затем с помощью скотча или клея сформировать из бумаги какую-то форму. Далее предлагается рассмотреть ее хорошенько, рассказать о ней историю (можно использовать метафорические карты).

По окончании, со скульптурой можно сделать что угодно: трансформировать, раскрасить в любые цвета, украсить или разобрать на части или выбросить.

Игра «Два волшебника»

Данная игра направлена ​​ на развитие нравственных оценок детей. Очень хорошо в нее играть с целью изучения эмоциональных состояний. Главная ее заслуга в том, что она дает возможность ребенку «побывать» в образе отрицательного героя (пошалить, позлиться и т. Д.), Прекрасно очищает нашу «кастрюльку злости», которая есть у каждого внутри.

Играть могут дети начиная с четырехлетнего возраста.

Сначала ребенку предлагается стать «добрым волшебником», а затем «злым» Изначально предлагается изобразить мимику доброго и злого волшебников. Затем перечислить, какие добрые и злые волшебства делает тот и другой. Затем придумать, каким образом добрый волшебник снимает чары и «исправляет» плохие дела злого.

Ребенок может нарисовать доброго и злого волшебников. У одного доброе лицо, а у другого злое, а потом раскрасить волшебников так, чтобы сразу было видно, кто хороший, а кто злой. Нарисовать волшебные предметы - волшебную палочку, волшебный эликсир, волшебную шапку и т.п. Главное, чтобы сразу было видно, какой добрый волшебник, а какой злой.

Игра «Замок»

Прекрасная игра для обыгрывания эмоций, травматических событий и просто, как способ узнать о том, чем живет ребенок.

Вырежьте замок (его можно сделать не обязательно белым или черным - подойдет любой цвет). Вырежьте отдельно окна и двери, которые затем можно будет «открыть». Можно, по желанию приклеить все на желтую бумагу (потом вырезать по контуру замка) ради того, чтобы создать имитацию включенного света. Все, материал готов!

Теперь задаем ребенку любую тему и составляем рассказ. Таким образом, можно работать в разнообразной тематике: развод родителей, детская ревность, адаптация к коллективу (детский сад, школа), страхи... и еще множество тем.

Игры с детьми для преодоления агрессии

«Обзывалки»

Мама (папа), и ребенок (дети) становятся друг напротив друга (или в круг) и бросают друг другу мяч. Бросая мяч, называйте друг друга различными «оскорбительными словами», которые на самом деле совсем не обидные. Заранее договоритесь, какими словами можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов, мебели. Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты, ..., морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться не нужно. В конце игры пусть каждый назовет другого мягким словом, например: «А ты, ..., солнышко!»

Проведите игру в быстром темпе, предупредив детей, что обижаться нельзя.

«Пыль»

Предложите ребенку выбить пыль из подушки. Пусть малыш бьет ее, кричит.

«Снежки»

Предложите ребенку комкать листы бумаги и бросать ими друг в друга.

«Растирание бумаги»

Лист бумаги трите в кулаках, делая движения, будто вы стираете одежду. Когда бумага станет совершенно мягкой, рисуйте по ней акварельными красками. Рисунки будут очень интересными, краска растечется по смятой бумаге различными узорами.

«Салют»

Ребенок рвет бумагу и с силой бросает кусочки вверх. Затем все вместе убирают мусор с пола.

«Аппликация из кусочков бумаги»

Порвите бумагу на мелкие квадратики и сделайте из них коллаж или аппликацию.

«Нарисуй свою злость»

Когда ребенок сердиться и начинает неприемлемым образом проявлять свою злость (дерется, кусается, кричит и т.п.), предложите ему нарисовать свою злость. Дайте лист бумаги и карандаши, желательно восковые. Не вмешивайтесь в процесс рисования, просто наблюдайте.

«Чашка злости»

Выделите отдельную чашку, в которую можно покричать во весь опор в моменты сильной злости. Из этой чашки пить уже не стоит. Пусть она будет только для криков.

Игры с участием дыхательных элементов психологи считают наиболее эффективными.

«Ураган»

Сядьте напротив малыша и предложите ему вас сдуть. Пусть он наберет в легкие побольше воздуха и как, следует дует на вас - а вы при этом делайте вид, что сопротивляетесь потокам воздуха.

«Бокс»

Предложите ребенку бить изо всех сил боксерскую грушу до тех пор, пока он не устанет, или пока не надоест.

«Футбол»

Ребенок и взрослый играют в футбол подушкой. Ее можно отбирать у другого, толкать, бросать - главное, соблюдать все правила.

Картотека игр на развитие эмоциональной сферы детей.

Упражнение «Мимическая гимнастика»

Цель: развивать способность детей изображать эмоции (радость, удивление, горе, гнев, страх) с помощью мимики, жестов.

Задания на карточках :

Улыбнуться, как веселый Буратино.

Испугаться, как бабушка, в дом которой пришел волк.

Рассердиться, как злой волк.

Погрустить, как Дюймовочка, увидев Ласточку под землей.

Игра-загадка «Маски»

Цель: развивать способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям, описывать мимику окружающих при изображении эмоций.

Задание:

На одного ребенка воспитатель надевает маску с настроением (ребенок не знает, что это за маска). Остальные дети рассказывают об особенностях положения бровей, рта, глаз.

Игра «Театр».

Цель: развивать умение распознавать эмоциональное проявление других людей по мимике и понимать свое эмоциональное состояние и состояние окружающих.

Задание:

Ребенок изображает с помощью мимики какое –то настроение, но при этом часть его лица будет скрыта (закрывает верхнюю или нижнюю часть лица листом бумаги.) остальные должны догадаться, какое настроение было загадано.

Игра «Угадай эмоцию на ощупь».

Цель: развивать способность определять базовые эмоции (радость, горе, гнев, страх, удивление) по мимике и передавать их; развивать тактильные ощущения.

Задание:

Воспитатель дает сигнал: «Радость –замри». Дети изображают радость на лице, осторожно трогают своими пальчиками брови, рот, глазки.

Игра «Выражение эмоций»

Цель: Развивать умение выразить мимикой лица удивление, восторг, испуг, радость, грусть. Закрепить знание русских народных сказок. Вызвать у детей положительные эмоции.

Задание:

Воспитатель читает отрывок из русской сказки «Баба Яга»:

«Баба Яга бросилась в хатку, увидела, что девочка ушла, и давай бить кота и ругать, зачем он не выцарапал девочке глаза».

Дети выражают жалость

Отрывок из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»:

«Алёнушка обвязала его шелковым поясом и повела с собою, а сама-то плачет, горько плачет… »

Дети выражают грусть (печаль) .

Воспитатель зачитывает отрывок из сказки «Гуси-лебеди»:

«И они прибежали домой, а тут и отец с матерью пришли, гостинцев принесли».

Дети выражают мимикой лица – радость.

Отрывок из сказки «Царевна-змея»:

«Оглянулся казак, смотрит – стог сена горит, а в огне красная девица стоит и говорит громким голосом: - Казак, добрый человек! Избавь меня от смерти».

Дети выражают удивление.

Воспитатель читает отрывок из сказки «Репка»:

«Тянут – потянут, вытащили репку».

Дети выражают восторг.

Отрывок из сказки «Волк и семеро козлят»:

«Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу… »

Дети выражают испуг.

Отрывок из русской народной сказки «Терешечка»:

«Старик вышел, увидел Терешечку, привел к старухе – пошло обнимание! »

Дети выражают радость.

Отрывок из русской народной сказки «Курочка Ряба»:

«Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед и баба плачут».

Дети выражают мимикой лица печаль.

В конце игры отметить тех детей, которые были более эмоциональными.

Игра «Четвертый лишний»

Цель: развитие внимания, восприятия, памяти, распознавание различных эмоций.

Задание:

Воспитатель предъявляет детям четыре пиктограммы эмоциональных состояний. Ребенок должен выделить одно состояние, которое не подходит к остальным:

Радость, добродушие, отзывчивость, жадность;

Грусть, обида, вина, радость;

Трудолюбие, лень, жадность, зависть;

Жадность, злость, зависть, отзывчивость.

В другом варианте игры педагог зачитывает задания без опоры на картинный материал.

Грусти, огорчается, веселиться, печалиться;

Радуется, веселиться, восторгается, злиться;

Радость, веселье, счастье, злость;

Упражнение на разыгрывание историй.

Цель: развитие выразительных движений, способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать собственное.

Задание:

«Сейчас я расскажу вам несколько историй, и мы попробуем их разыграть, как настоящие актеры».

История 1 «Хорошее настроение»

«Мама послала сына в магазин: «Купи, пожалуйста, печенье и конфеты, - сказала она, - мы попьем чаю и пойдем в зоопарк». Мальчик взял у мамы деньги и вприпрыжку побежал в магазин. У него было очень хорошее настроение».

Выразительные движения: походка - быстрый шаг, иногда вприпрыжку, улыбка.

История 2 «Умка».

«Жила- была дружная медвежья семья: папа медведь, мама медведь и их маленький сыночек- медвежонок Умка. Каждый вечер мама с папой укладывали Умку спать. Медведица его нежно обнимала и с улыбкой пела колыбельную песенку, покачиваясь в такт мелодии. Папа стоял рядом и улыбался, а потом, начиная подпевать маме мелодию».

Выразительные движения: улыбка, плавные покачивания.

Упражнение «Доброе животное»

Цель: снятие психомышечного напряжения, обучение детей понимать чувства других, сопереживать, сплочение детского коллектива.

Задание:

Воспитатель тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох – 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперед. Выдох – два шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».


Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников.

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоции ребенка – это послание окружающим о его состоянии.

Эмоции и чувства, как и другие психические процессы, проходят на протяжении детства сложный путь развития.

Для детей раннего возраста эмоции являются мотивами поведения, что объясняет их импульсивность и неустойчивость. Если малыши расстроены, обижены, рассержены или не удовлетворены, они начинают кричать и безутешно рыдать, стучат ногами по полу, падают. Эта стратегия позволяет им полностью выплеснуть все возникшие в теле физические напряжения.

В дошкольном возрасте происходит освоение социальных форм выражения эмоций. Благодаря речевому развитию эмоции дошкольников становятся осознанными, они являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.

Эмоциональная система детей дошкольного возраста еще незрелая, поэтому в неблагоприятных ситуациях у них могут возникнуть неадекватные эмоциональные реакции, поведенческие нарушения, которые являются следствием сниженной самооценки, переживаемых чувств обиды и тревоги. Все эти чувства являются нормальными человеческими реакциями, но детям трудно выражать отрицательные эмоции надлежащим образом. Кроме того, у детей в дошкольном возрасте существуют проблемы в выражении эмоций, связанные с запретами взрослых. Это запрет на громкий смех, запрет на слезы (особенно у мальчиков), запрет на выражение страха, агрессии. Ребенок шести лет уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх , агрессию и слезы, но, находясь долгое время в состоянии обиды, злости, подавленности, ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, напряжение, а это очень вредно для психического и физического здоровья. Опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, по мнению психологов, является весьма прочным и принимает характер установки.

Организованная педагогическая работа может обогатить эмоциональный опыт детей и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии. Дошкольный возраст – благодатный период для организации педагогической работы по эмоциональному развитию детей. Основная задача такой работы заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Педагогу важно специально знакомить детей со своеобразным эмоциональным букварем, учить пользоваться языком эмоций для выражения собственных чувств и переживаний и для лучшего понимания состояния других людей, анализировать причины различных настроений.

Вашему вниманию предлагаются некоторые упражнения, игры, которые могут использовать воспитатели для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

1.Игра «Пиктограммы».

Детям предлагается набор карточек, на которых изображены различные эмоции.
На столе лежат пиктограммы различных эмоций. Каждый ребенок берет себе карточку, не показывая ее остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на карточках. Зрители, они должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети.
Эта игра поможет определить, насколько дети умеют правильно выражать свои эмоции и "видеть" эмоции других людей.

2. Упражнение «Зеркало».
Педагог передает по кругу зеркало и предлагает каждому ребенку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!»

После выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки.

Если ребенок затрудняется с первого раза обратиться к себе, не надо на этом настаивать. В этом случае зеркало лучше сразу передать следующему участнику группы. Такой ребенок тоже требует особого внимания со стороны взрослых.
Это упражнение можно разнообразить, предложив детям показать грусть, удивление, страх и т.д. Перед выполнением можно показать детям пиктограмму с изображением заданной эмоции, обратив внимание на положение бровей, глаз, рта.

3. Игра «Я радуюсь, когда…»
Педагог: «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так: «Света, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?». Ребенок ловит мячик и говорит: «Я радуюсь, когда….», затем бросает мячик следующему ребенку и, назвав его по имени, в свою очередь спросит: «(имя ребенка), скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?»

Эту игру можно разнообразить, предложив детям рассказать, когда они огорчаются, удивляются, боятся. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях как с родителями, так и со сверстниками.

4 . Упражнение «Музыка и эмоции».

П рослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки, какая она: веселая - грустная, довольная, сердитая, смелая - трусливая, праздничная - будничная, задушевная - отчужденная, добрая - усталая, теплая - холодная, ясная - мрачная. Это упражнение способствует не только развитию понимания передачи эмоционального состояния, но и развитию образного мышления.

5. Упражнение «Способы повышения настроения».

Предлагается обсудить с ребенком, как можно повысить себе самому настроение, постараться придумать как можно больше таких способов (улыбнуться себе в зеркало, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать доброе дело другому, нарисовать себе картинку).

6. Игра «Волшебный мешочек».

Перед этой игрой с ребенком обсуждается какое у него сейчас настроение, что он чувствует, может быть, он обижен на кого-то. Затем предложить ребенку сложить в волшебный мешочек все отрицательные эмоции, злость, обиду, грусть. Этот мешочек, со всем плохим, что в нем есть, крепко завязывается. Можно использовать еще один "волшебный мешочек", из которого ребенок может взять себе те положительные эмоции, которые он хочет. Игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций.

7 . Игра «Лото настроений». Для проведения этой игры необходимы наборы картинок, на которых изображены животные с различной мимикой (например, один набор: рыбка веселая, рыбка грустная, рыбка сердитая и т. д.: следующий набор: белка веселая, белка грустная, белка сердитая и т.д.). Количество наборов соответствует числу детей.

Ведущий показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции. Задача детей – отыскать в своем наборе животное с такой же эмоцией.

8. Игра «Назови похожее».

Ведущий называет основную эмоцию (или показывает ее схематическое изображение), дети вспоминают те слова, которые обозначают эту эмоцию.

Эта игра активизирует словарный запас за счет слов, обозначающих различные эмоции.

9. Упражнение «Мое настроение».

Детям предлагается рассказать о своем настроении: можно сравнить с каким-то цветом, животным, состоянием, погодой и т.д.

10. Игра «Испорченный телефон». Все участники игры, кроме двоих, «спят». Ведущий молча показывает первому участнику какую-либо эмоцию при помощи мимики или пантомимики. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он её понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры.

После этого ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение, или убедится, что «телефон» был полностью исправен.

11. Игра «Что было бы, если бы..»
Взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя (ев) которой отсутствует (ют) лицо(а). Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя. Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т.д.)?

Психогимнастические упражнения (этюды), о сновная цель которых – овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать, полноценно переживать.

1.Новая кукла (этюд на выражение радости) .

Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.

2. Баба-Яга (этюд на выражение гнева).
Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет - сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

3.Фокус (этюд на выражение удивления).
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.

4.Лисичка подслушивает (этюд на выражение интереса).
Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.

5.Соленый чай (этюд на выражение отвращения).
Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил в чашку чая и не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противный вкус!

6.Новая девочка (этюд на выражение презрения).
В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье, в руках держала красивую куклу, а на голове у нее был завязан большой бант. Она считала себя самой красивой, а остальных детей - недостойными ее внимания. Она смотрела на всех свысока, презрительно поджав губы...

7.Про Таню (горе - радость).
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик (горе).
«Тише, Танечка, не плачь -
Не утонет в речке мяч!»

8.Золушка (этюд на выражение печали).

Золушка возвращается с бала очень печальной: она больше не увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку…

9.Один дома (этюд на выражение страха).

Мама-енотиха ушла добыть еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке еноту страшно – а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет придти на помощь?

Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения. Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

1.«Ласковые ладошки».

Дети сидят по кругу друг за другом. Гладят ладошками впереди сидящего ребенка по голове, спине, рукам, слегка прикасаясь.

2. «Секретики».

Сшить небольшие мешочки одной расцветки. Насыпать в них различную крупу, набивать не туго. Предложить детям, испытывающим эмоциональный дискомфорт, отгадать, что находится в мешочках? Дети мнут мешочки в руках, переключаются на другую деятельность, уходя таким образом от негативного состояния.

3 . Игра «На полянке».
Педагог: «Давайте сядем на ковер, закроем глаза и представим, что мы находимся в лесу на полянке. Ласково светит солнышко, поют птички, нежно шелестят деревья. Наши тела расслаблены. Нам тепло и уютно. Рассмотрите цветы вокруг себя. Какой цветок вызывает у вас чувство радости? Какого он цвета?».
После небольшой паузы педагог предлагает детям открыть глаза и рассказать, удалось ли им представить полянку, солнышко, пение птиц, как они себя чувствовали во время проведения этого упражнения. Увидели ли они цветок? Какой он был? Детям предлагается нарисовать то, что они увидели.

4.Упражнение «Чудесный сон котенка».

Дети ложатся по кругу на спину, руки и ноги свободно вытянуты, слегка разведены, глаза закрыты.

Включается тихая, спокойная музыка, на фоне которой ведущий медленно произносит: «Маленький котенок очень устал, набегался, наигрался и прилег отдохнуть, свернувшись в клубочек. Ему снится волшебный сон: голубое небо, яркое солнце, прозрачная вода, серебристые рыбки, родные лица, друзья, знакомые животные, мама говорит ласковые слова, свершается чудо. Чудесный сон, но пора просыпаться. Котенок открывает глаза, потягивается, улыбается». Ведущий спрашивает детей об их снах, что они видели, слышали, чувствовали, свершилось ли чудо?


«Ой, лады»

Цель – воспитывать добрые отношения друг другу.

Воспитатель и малыши произносят слова и выполняют действия.

Лады-лады-ладушки,

Хлопают в ладоши.

Мы пекли оладушки,

Имитируют действие.

Маслом поливали,

Указательным пальцем водят по ладошке.

Деток угощали…

Называют имя ребенка, к которому подходят с «оладушками»,

Тане – два, Ване – два и…

(воспитатель называет свое имя) – тоже два!

Вот и я, вот и я, вот и все мои друзья!

Все дружно хлопают в ладоши.

«Паровозик»

Цели: учить отзываться на свое имя, запоминать имена сверстников, действовать по показу и словесной инструкции.

Педагог объясняет детям, что сейчас они будут играть «в паровозик»: «паровозом» будет взрослый, а «вагончиками» - дети. Воспитатель поочередно подзывает к себе детей, эмоционально комментируя происходящее: «Я буду паровозом, а вы – вагончиками. Петя, иди ко мне, становись за мной, держи меня за пояс – вот так. Теперь, Ваня, иди сюда, встань за Петей, держи его за пояс». После того как все дети выстроились, «поезд отправляется в путь».

«Передай мяч»

Цель – учить взаимодействовать со сверстниками.

Дети стоят напротив друг друга. Воспитатель показывает детям, как нужно правильно удерживать и передавать мяч другому ребенку, называя его по имени («На, Петя»).

Игра эмоционально поддерживается взрослым.

«Ласковое имя»

Цель – учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребенка.

Дети встают в круг, каждый из них по очереди выходит в центр. Все остальные

дети при помощи воспитателя называют варианты ласкового имени ребенка,

стоящего в центре круга.

«Дотронься ласково»

Цель – учить детей включаться в разные формы коммуникации.

Все участники игры стоят или сидят по кругу. Ведущий ласково дотрагивается до головы рядом сидящего ребенка и говорит: «Какие шелковые волосики у Саши!» затем просит Сашу дотронуться до головы своего соседа. Взрослые также участвуют в игре, и если дети затрудняются в обращении, то помогают им.

Игра предполагает несколько вариантов – можно дотрагиваться до руки, до носа. Некоторым детям трудно выполнять такие действия – не нужно заставлять выполнять все. Взрослые активно помогают малышам включаться в разные формы коммуникации.

«Спаси птенца»

Цель – воспитывать заботливое отношение к окружающим.

Детям раздают ватные комочки – это «птенчики». Педагог говорит: «Мы побегали, поиграли, согрелись, а птенчику холодно, он замерз, давайте его погреем и отпустим полетать». Дети со взрослыми стоят по кругу, сложив ладони «лодочкой», глубоко дышат, как бы спасая птенца, поднимаются на носочки и отпускают его.

«Ласковый ребенок»

Цель – продолжать учить детей подражать эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия с партнером.

Дети сидят на стульях перед взрослым. Он вызывает к себе одного из детей и показывает, как можно его обнять, прислониться, смотреть в глаза, улыбнуться: «Ах, какой хороший Саша! Иди ко мне, я тебя обниму – вот так. Я ласковая». Затем взрослый приглашает к себе еще одного ребенка и предлагает ему повторить эти действия, эмоционально акцентируя каждое действие ребенка и при необходимости оказывая ему помощь. В конце игры взрослый подытоживает действия ребенка: «Ваня обнял Сашу, посмотрел ему в глазки, улыбнулся. Вот какой Ваня ласковый ребенок!» затем взрослый поочередно вызывает остальных детей, игра повторяется.

«Цветные коврики»

Цель – учить передавать эмоции в соответствии с цветом.

Для игры понадобятся игрушки, а также желтый и черный коврики (их кладут перед детьми). Воспитатель показывает игрушку (например, волка) и говорит детям: «Волк злой, сердитый, мы его поставим на черный коврик. А петушок веселый, добрый, его мы поставим на желтый коврик».

Так можно обыграть все знакомые игрушки или сказочных героев.

Затем можно усложнить игру: добавить коврики других цветов (голубой – слезы, грусть; зеленый - спокойствие); предложить детям самим проявить эмоции на коврике любого цвета: «Анечка, ты – сердитая кошка. Встань на коврик черного цвета и изобрази ее».

«Кто лучше разбудит?»

Цель – способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Один ребенок превращается в кошечку и засыпает – ложится на коврик. Ведущий просит детей по очереди будить «спящую кошечку». Желательно делать это по-разному (разными словами и прикосновениями), но всякий раз ласково.

«Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку!»

Цель – способствовать уменьшению обидчивости у детей.

Один ребенок садится на «волшебный стульчик», другой понарошку должен обидеть его. Воспитатель начинает при этом говорить слова: «Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку!»

« Вместе играем »

Цель – учить детей взаимодействию и вежливому обращению друг с другом.

Для игры понадобятся парные игрушки: шарик и желобок, паровозик и вагончик, машина и кубики.

Воспитатель расставляет детей парами и раздает им игрушки, предлагая поиграть вместе. Затем помогает каждому из детей выполнять предметно-игровые действия в соответствии с назначением каждой игрушки.

В конце игры педагог фиксирует, кто с кем играл, называя каждого ребенка по имени: «Аня играла с Дашей – катали шарик. Дима играл с Васей – возили паровозик, Петя играл с Леной – нагружали в машину кубики и возили».

«Кто пришел к нам в гости?»

Цели: способствовать развитию самоуважения детей, активизировать доброжелательное отношение детей к сверстникам.

Воспитатель отводит в сторону ребенка и договаривается с ним о том, что он будет изображать какое-нибудь животное (педагог подсказывает), которое придет в гости к детям. Ребенок изображает это животное, дети отгадывают. («Посмотрите, какой замечательный зверь к нам пришел, какие у него глазки, как он красиво движется…»)Дети стараются догадаться, какие звери к ним пришли и какое у них настроение.

«Листочек падает»

Цель – развивать умение сотрудничать.

Воспитатель поднимает над столом лист бумаги, затем отпускает его и обращает внимание детей на то, как плавно он опускается вниз и ложится на стол. После этого педагог просит детей «превратить свои руки в листочки бумаги». Поднимает лист бумаги – дети поднимают руки вверх. Затем опускает лист, он плавно падает на стол. Детям нужно сделать то же самое, то есть плавно опустить руки на стол.

Игру можно повторить несколько раз.

Воспитатель подчеркивает умение ребят действовать вместе.

«Колокольчик»

Цель – учить проявлять симпатию к сверстникам.

Воспитатель читает стихотворение и звонит в колокольчик: С колокольчиком играю – динь-динь-динь (2 раза)

С колокольчиком гуляю – динь-динь-динь (2 раза)

Позвеню и покружусь, всем ребятам покажусь.

Колокольчик голубой, кто гулять пойдет с тобой?

Выбирает любого ребенка и идет с ним по группе.

«Солнечный лучик»

Цели: развивать тактильные ощущения, учить выполнять нежные прикосновения.

Дети вытягивают ладошки. Воспитатель рассказывает стихотворение, подходит к малышам и поглаживает их ладошки:

Солнечный лучик коснулся руки

Я попрошу его: «Ты не беги, ты посиди на ладошке моей, вместе нам будет с тобой веселей».

«Подарим фрукты»

Цель – учить проявлять добрые отношения к сверстникам.

Для игры понадобятся фрукты. Дети выполняют «инструкцию» воспитателя:

Ты яблоко бери и Тане дари.

Ты грушу бери и Маше дари.

Ты банан бери и Пете дари.

«У кого какая игрушка?»

Цель – учить делиться игрушками.

Воспитатель заранее готовит игрушки: сначала их должно хватить всем детям, затем на одну меньше.

встали дети в круг, в круг,

кулачками стук-стук.

Мы идем вперед, вперед,

Ножками топ-топ.

Мы идем назад, назад,

Вот так, вот так!

Побежали, побежали

И к игрушкам прибежали.

«Флажок»

Цель – учить реагировать на свое имя и проявлять симпатию к сверстникам.

Для игры понадобится флажок.

Дети встали в кружок,

Дети становятся в круг.

Увидали флажок:

Флажок держит воспитатель.

Выйди, Ваня, в кружок, возьми, Ваня, флажок.

Выйди, выйди, возьми, выше флаг подними.

Ваня берет флажок, поднимает его.

Вот наш Ваня идет и флажок свой несет:

«Кому дать, кому дать, кому флаг передать?»

Ваня выбирает ребёнка, которому передает флажок, ь- игра повторяется.

«Праздничный салют»

Цель – учить эмоционально откликаться на содержание стихотворения.

Для игры понадобятся барабан и мелко нарезанная бумага для «салюта». Воспитатель читает стихотворение:

Грянул гром, веселый гром.

Засверкало все кругом.

Рвутся вы небо неустанно

Разноцветные фонтаны,

Брызги света всюду льют.

Это праздничный салют.

Раз, два, три, салют радости дари!

Все вместе подбрасывают нарезанную бумагу вверх.

«Мотылек»

Цель – вызвать радость от ожидания легкого прикосновения.

Воспитатель держит в руках мотылька из картона, привязанного к палочке:

Летал мотылек, порхал мотылек.

Присел отдохнуть на душистый цветок.

Летал мотылек, порхал мотылек,

Присел подремать на прохладный пенек.

«Наше солнце»

Цель – способствовать объединению и взаимодействию детей в группе.

Взрослый рисует на листе ватмана большой круг, затем обводит ладони детей, создавая таким образом «лучики солнца». Дети раскрашивают нарисованные ладошки, взрослый им помогает. В итоге получается изображение красивого солнца, которое вывешивают в группе.

«Покажу, как я люблю»

Цель – способствовать формированию любви к окружающим.

Воспитатель говорит, что можно показать человеку, что ты его любишь, только прикосновениями, без слов. Один из детей й «превращается в маму», другой – в ее «сыночка», и показывают, как они любят друг друга. Следующие пары – «мама и дочка», «»бабушка и внук.

«Звериное пианино»

Цель – развивать умение сотрудничать.

Дети садятся в одну линию. Они – «клавиши пианино», которые звучат голосами разных животных. Воспитатель раздает детям карточки с изображениями животных (кошки, собаки, свиньи и т.п.), голосами которых будут звучать «клавиши». Потом педагог дотрагивается до головок детей, как будто нажимает клавиши. «Клавишам» нужно звучать голосами соответствующих животных.

«Радуга-дуга»

Цель – активизировать позитивное настроение.

Радуга-дуга, не давай дождя.

Дети, держась за руки, идут по кругу.

Чтоб ребяткам играть

Отбивают ритм пальцами по коврику.

И со взрослым поскакать.

Подпрыгивают на месте.

Дай нам солнышко-колоколнышко, обнимаются.

«Чижик»

Цель – формировать чувство взаимопомощи и сотрудничества.

Воспитатель предлагает каждому ребенку построить из мягких модулей свой домик. Затем приглашает всех в круг и предлагает игру «Чижик».

Чижик по небу летал,

Воспитатель и дети изображают птичек: машут «крыльями» и «летают» по кругу.

Правой ножкою кивал,

Забрасывают ногу назад, пытаясь достать ею до ягодицы.

Кив-кив, не кивай, к себе в домик улетай!

Каждый убегает в свой домик.

Игра повторяется несколько раз.

«Подари салют»

Цель – учить проявлять положительные эмоции.

Воспитатель предлагает каждому ребенку цветную бумагу – на выбор. Под спокойную музыку дети рвут бумагу на мелкие кусочки, образуя кучку. По окончании музыки педагог просит малышей выбрать, кому бы они хотели «подарить салют». Каждый ребенок подбрасывает свои кусочки бумаги над тем, кого он выбрал, кричит «ура» и хлопает в ладоши.

Важно, чтобы ребенок, который дарит, и тот, кому дарят, испытали положительные эмоции.

«Украсим дом»

Цель – учить выполнять поручения вместе.

Материал : обруч, предметы для украшения.

Воспитатель предлагает детям украсить «домик» (обруч), используя для этого ленты, нитки, монетки и т.п. воспитатель вместе с детьми участвует в процессе. Потом все любуются «домиком», педагог хвалит ребят за проделанную работу.


Картотека игр на развитие эмоциональной сферы детей

ИГРЫ НА ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РАЗЛИЧНЫМИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ СОСТОЯНИЯМИ

Игра «Детский сад»

Выбираются два участника игры, остальные дети – зрители. Участникам предлагается разыграть следующую ситуацию – за ребенком в детский сад пришли родители. Ребенок выходит к ним с выражением определенного эмоционального состояния. Зрители должны отгадать, какое состояние изображает участник игры, родители должны выяснить, что произошло с их ребенком, а ребенок рассказать причину своего состояния.

Игра «Художники»

Цель: развивать способность и выражать различные эмоции на бумаге.

Участникам игры предъявляются пять карточек с изображением детей с разными эмоциональными состояниями и чувствами. Нужно выбрать одну карточек и нарисовать историю, в которой выбранное эмоциональное состояние является основной сюжета. По окончании работы проводится выставка рисунков. Дети отгадывают, кто является героем сюжета, а автор работы рассказывает изображенную историю.

Игра «Четвертый лишний»

Цель: развитие внимания, восприятия, памяти, распознавание различных эмоций.

Педагог предъявляет детям четыре пиктограммы эмоциональных состояний. Ребенок должен выделить одно состояние, которое не подходит к остальным:

Радость, добродушие, отзывчивость, жадность;

Грусть, обида, вина, радость;

Трудолюбие, лень, жадность, зависть;

Жадность, злость, зависть, отзывчивость.

В другом варианте игры педагог зачитывает задания без опоры на картинный материал.

Грусти, огорчается, веселиться, печалиться;

Радуется, веселиться, восторгается, злиться;

Радость, веселье, счастье, злость;

Игра «Кого - куда»

Цель: развивать способность распознавать различные эмоции.

Педагог выставляет портреты детей с различными выражениями эмоциональных чувств, состояний. Ребенку нужно выбрать тех детей, которых:



Можно посадить за праздничной стол;

Нужно успокоить, подбирать;

Обидел воспитатель;

Ребенок должен объяснить свой выбор, называя признаки, по которым он понял, какое настроение у каждого изображенного на рисунке ребенка.

Игра «Что было бы, если бы… »

Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции.

Взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя (ев) которой отсутствует (ют) лицо (а). Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя. Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т. д.?

Можно разделить детей на группы по количеству эмоций и каждой группе предложить разыграть ситуацию. Например, одна группа придумывает и разыгрывает ситуацию, герои которой злятся, другая – ситуацию, в которой герои смеются.

Игра «Что случилось? »

Цель: учить детей распознавать различные эмоциональные состояния, развивать эмпатию.

Педагог выставляет портреты детей с различными выражениями эмоциональных состояний, чувств. Участники игры поочередно выбирают любое состояние, называют его и придумывают причину, по которой оно возникло: «Однажды я очень сильно, » потому что… » Например, «Однажды я очень сильно обиделся, потому что мой друг…. »

Игра «Выражение эмоций»

Цель: Развивать умение выразить мимикой лица удивление, восторг, испуг, радость, грусть. Вызвать у детей положительные эмоции.

Педагог читает отрывок из русской сказки «Баба Яга»:

«Баба Яга бросилась в хатку, увидела, что девочка ушла, и давай бить кота и ругать, зачем он не выцарапал девочке глаза».

Дети выражают жалость

Отрывок из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»:

«Алёнушка обвязала его шелковым поясом и повела с собою, а сама-то плачет, горько плачет… »

Дети выражают грусть (печаль) .

Педагог зачитывает отрывок из сказки «Гуси-лебеди»:

«И они прибежали домой, а тут и отец с матерью пришли, гостинцев принесли».

Дети выражают мимикой лица – радость.

Отрывок из сказки «Царевна-змея»:

«Оглянулся казак, смотрит – стог сена горит, а в огне красная девица стоит и говорит громким голосом: - Казак, добрый человек! Избавь меня от смерти».

Дети выражают удивление.

Педагог читает отрывок из сказки «Репка»:

«Тянут – потянут, вытащили репку».

Дети выражают восторг.

Отрывок из сказки «Волк и семеро козлят»:

«Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу… »

Дети выражают испуг.

Отрывок из русской народной сказки «Терешечка»:

«Старик вышел, увидел Терешечку, привел к старухе – пошло обнимание! »

Дети выражают радость.

Отрывок из русской народной сказки «Курочка Ряба»:

«Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед и баба плачут».

Дети выражают мимикой лица печаль.

В конце игры отметить тех детей, которые были более эмоциональными.

«Крошка Енот»

Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции.

Один ребенок – Крошка Енот, а остальные его отражение («Тот, который живет в реке».) Они сидят свободно на ковре или стоят в шеренге. Енот подходит к «реке» и изображает разные чувства (испуга, интереса, радости, а дети точно отражают их с помощью жестов и мимики. Затем на роль Енота поочередно выбираются другие дети.

ЭМОЦИЯ ГНЕВ

Игра «Ласковые лапки»

Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия.

Ход игры: взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть: взрослый объясняет, что по руке будет ходить зверек и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой зверек прикасался к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

Упражнение “Злюка”.

Цель: развивать способность распознавать ми различные эмоции с помощью мимики и пантомимики.

Детям предлагается представить, что в одного из ребенка “вселились” злости и гнев и превратили его в Злюку. Дети становятся в круг, в центре которого стоит Злюка. Все вместе читают небольшое стихотворение:

Жил (а) -был (а) маленький (ая) мальчик (девочка) .

Маленький (ая) мальчик (девочка) сердит (а) был (а) .

Ребенок, выполняющий роль Злюки, должен передать с помощью мимики и пантомимики соответствующее эмоциональное состояние (сдвигает брови, надувает губы, размахивает руками). При повторении упражнения всем детям предлагается повторить движения и мимику сердитого ребенка.