Как празднуется веселая русская Масленица в России по дням недели? Традиции и обряды народного праздника Масленицы: сжигание чучела, колесо, медведь, ряженые, кулачные бои. Сжигание чучела на Масленицу

Замыкает осенне-зимний цикл народных календарных праздни­ков масленица, которая является как бы неким мостом, соединяю­щим зиму и лето. По христианскому календарю она праздновалась за 56 дней до Пасхи, в неделю, предшествующую наступлению Великого Поста. Многие исследователи относят этот праздник уже к весенне­-летнему циклу.

Основные обрядовые действия при проведении праздника со­средоточивались вокруг трех моментов: встреча масленицы, дни празднования и ее проводы. Во многих деревнях сохранились еще представления, чему посвящен каждый день масленичной недели: понедельник - встреча масленицы, вторник - «заигрыши», среда - лакомка, далее - «широкий» четверг - «разгуляй», пятница - те­щины вечера, суббота - золовкины посиделки, воскресенье - про­воды, «прощеный день». Эта последовательность, однако, строго не везде соблюдалась.

Обрядовые песнина Масленицу могут быть разделены две группы:

  • масленичные пес­ни-припевки (прибаутки) о масленичных пиршествах;
  • масленичные песни, сопро­вождавшие обряд сжигания чучела.

Масленичные песни рисуют красочный образ масленицы, наделенный антропоморфными признаками. Часто в текстах звучит укор, почему масленица так долго не приезжала, а когда наконец приехала, то на короткий срок. Выражается желание продлить ве­селье и отдалить наступление не вызывающего к себе почтения Ве­ликого Поста.

Непременная еда на масленицу - блины. «Без блина - не масле­ница, без пирога - не именинник». Их пекли в каждом доме, однако обрядовый их смысл мало кто помнит.

В последние дни празднования происходило сожжение чучела. Сжигали на костре из сухих веток, дегтярных бочек, соломы. Окон­чание праздника завершалось колокольным звоном, призывающим на вечерню. После нее наступал заключительный момент Прощено­го воскресенья.

Таким образом, календарно-обрядовые песни на Масленицу, будучи высокохудо­жественными произведениями, в то же время являются ценнейшим этнографическим и историческим материалом. Крестьянский быт, нра­вы и обычаи деревни, история развития земледельческого труда - все это нашло свое художественное воплощение в обрядовой поэзии русского народа.

Обрядовые масленичные песни- примеры, названия, тексты

А мы масленку дожидали...

А мы масленку дожидали,
Дожидали, душа, дожидали,
Мы й на горушке не бывали.
А нас масленца обманула,
На Великий пост посадила,
Думали, масленцы семь неделек,
А масленцы семь денечков.

Уж ты, Масленица-полизуха...

Уж ты, Масленица-полизуха,
Лелюшки, лели, полизуха.
Протянись ты хоть до Духа.
А мы масленицу дожидали,
Сыром горочку посыпали.
Люлюшки, лели, обсыпали.

Масленица, обманщица,
Обманула, провела,
За заулочек завела,
Дала редьки хвост
На великий пост.
Пошли по миру
С кузовами на боку, –
Всякий фиг казал:
Ничего не ели
До святой недели.

Масленица-блиноедка,
Масленица-жироедка,
Масленица-обируха,
Масленица-обмануха,
Обманула, провела,
До поста довела,
Все ежи взяла,
Дала редьки хвост
На великий пост.
Мы его поели –
Брюха заболели.

Масленица, масленица,
До чего ты довела:
До великого поста,
Нет хлеба ни куска,
Дала редьки хвост
На великий пост.

На масленице дети катаются с гор или на лошадях и поют:

Пойдемте-ка на горку...

Пойдемте-ка на горку да на горку, ой
Да на горку, да на горку.
Гляну я все под зорьку,
Кликну я соловейку, ой.
Соловейка мой, родный братчик.
Что же ты ко мне не летаешь?

Широкорожая масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся.

Наша масленица дорогая...

Наша масленица дорогая,
Дорогая, люли, дорогая.
А что немножечко постояла,
Постояла, люли, постояла.
Мы ж думали - масленица семь неделек,
Семь неделек, люли, семь неделек.
Ажно масленица семь денечков,
Семь денечков, люли, семь денечков.
Мы думали пост постити,
Пост постити, люли, пост постити,
Ко обеденке ходити,
Ай, ходити, люли, ай, ходити.
Ко попу грехи носити,
Ай, носити, люли, ай, носити.
Мы ж про все грехи расскажем,
Ай, расскажем, люли, ай, расскажем.
Про один грешок не скажем,
Ай, не скажем, люли, ай, не скажем.

Ой, да вот масленица...

Ой, да вот масленица,
Ой, на двор въезжает,
Да широкая на двор въезжает...
- Да вот, масленица, иди поскорее,
Да широкая, ох, иди поскорее...
- Мои девушки, я бы рада поскорее...
- Да вот масленица, ох, кого ты боишься,
Да широкая, кого ж ты боишься?
- Мои девушки, ох, я поста боюся,
Мои красные, ах, большого поста.
- Да вот, масленица, пост еще далеко,
Да широкая, еще далеко.
- Да вот, девушки, ох, где ж он далеко?
Мои красные, ох, где ж он далеко?
- Да вот, масленица, ох, в лесе на елке,
Да широкая, ох, в лесе на елке.
- Да вот, девушка, ох, в хате на полке,
Да мои красные, ох, в хате на полке.

Ночная тень пала на землю. На небе загорелись звездочки. С конца деревни раздался свист. Кто-то громко крикнул: «Масленицу жечь!» Засуетилась молодежь, бросилась на дворы и к оденьям. Скоро в руках парней и девушек появились снопы соломы. Кто-то вынес со двора соломенную куклу и закричал: «Идет наша! Несу свинью, эй да масленицу!»

Захрустел снег, зашумела солома, поднялась над головами кукла, и молодежь отправилась за деревню в поле жечь костер, «палить масленицу». Покрытое снегом поле. Снопы сложены в груду – кругом молодежь. Появился огонь. Забегал он по сложенным снопам.

Ребятишки тоже здесь. Они не остались дома: разве могут они усидеть, когда так интересно в поле, когда там их братья и сестры жгут костер, провожают масленицу. Им вручила старшая молодежь держать куклу. Рады шалуны доверию старших: кукла для них забава. Они надевают на куклу шапку, обвязывают тряпками, кидают в нее снегом и поют обрядовые песни на сжигание чучела Масленицы .

Ты прощай, прощай...

Ты прощай, прощай,
Наша широкая,
Ты не в среду пришла
И не в пятницу.
Ты пришла в воскресенье,
Всю недельку веселье,
С хмельным пивом и вином,
С блинами, пирогами
Да с оладьями.
Блины масленые,
Шаньги мазаные.
Мы каталися с горы
От зари и до зари.
А сегодня,в воскресенье,
Наше кончилось веселье.
Прощай, прощай,
Наша масленица!

И, сцепившись руками, малыши бешено помчались вокруг догорающего костра, продолжая петь:

Шла сторонкою к нам
По заулочкам, закоулочкам,
Несла блинов чугуны;
Надорвала животы,
Блинов напекла,
Сама все пожрала,
А нам редьки хвост
Дала на пост,
Весело гуляла,
Песни играла,
Протянула до поста,
Гори, сатана!

Костер догорает. Подошел парень, взял у малышей куклу и бросил в огонь. Поднялся столб огня и дыма; полетели искры.

Масленица загорела,
Всему миру надоела, – раздалась песня детворы.
Обманула, провела,
Годика не дожила, –
До поста довела,

Ах, масленица, обманщица.
Довела до поста, –
Сама удрала.
Масленица, воротись,
В Новый год покажись

Песня прекратилась. Догорел костер. Кто-то бросил в него кусок снега.

Веселые прохожие, бесплатные угощения, песни, пляски и конкурсы... Это обрядовые песни-колядки: народные куплеты, которые поются в канун великих праздников.

По всему свету славят Коляду

Колядки широко распространены и у белорусов, и у украинцев. В России обрядовые колядки встречаются реже, а если и есть, то - «виноградья». Это величательные песни, у которых традиционные припевы «виноградье, красно-зеленое мое».
Обрядовые песни вытеснены из русской культуры сильным влиянием церкви. Однако на востоке Европы эти традиции встречаются и в Румынии, и в Чехии, и в Сербии, и даже в Албании. Поэтому сказать, что традиция имеет славянские корни, никак нельзя.

Сегодня этноисторики утверждают, что праздничные обрядовые песнопения восходят к традициям греко-римской церкви. Там праздник Нового года именуется Календе (Calende). Это искомое слово, которое потом распространилось на всю Европу.
В Румынии - colinda, в Чехии и Словакии — koleda, в Словении - kolednica, в Сербии - kolenda, а в Албании — kolande. Во Франции разное произношение слова: есть и tsalenda, chalendes, charandes, в Провансе произносят calendas. Украинцы, русские и белорусы называют праздник одинаково — "коляда".

Традиции колядования

Кроме названия, праздничный комплекс солнцеворота немало схож и своими обрядами. Фольклористы выявили в колядках не только культ Христа, но и более древние языческие элементы, которые берут начало в аграрной магии. Таким образом, несмотря на то, что Коляда отмечается в день Рождества Христова, исконно он имеет иной смысл. Это день поворота солнца с зимы на лето. Каждая следующая ночь будет короче, а день - длиннее.

Однако за столь длительную историю своего существования и славянские колядки, и праздники других культур преобразовались в своеобразный микс. Уже сложно отделить религию от народных поверий.

Аграрная магия, например, воспевает сытость, урожайность, плодородность. Сюда же относится культ счастливого брака и богатства семьи. Русские народные колядки были такими, пока церковь не начала подавлять подобные ценности. Для этого использовали метод прямых запрещений и конкуренцию в виде своих торжеств и новых традиций. Так, церковь начала по-новому трактовать церемонии и по-иному объяснять, что такое колядки.

Церковные Колядки вместо аграрных

Изначально Коляда — это праздник одного дня и одной ночи. Именно церковь принимает решение о расширении обрядового календаря с 25 декабря до 6 января. Произошло это в 6-м веке нашей эры. Это позволило ввести массу новых культов и церемоний, тем самым размыв границы между языческой культурой и новой верой.

Новогодние обряды, песни и колядки-стихи, обращенные на вызывание урожая, все больше стали исполняться на святки и на крещенский вечер. Весь период от святок до крещения идет обрядовое празднование, смешиваются границы между разными культами. В связи с этим, например, украинские «щедривки» и рождественские колядки утрачивают различие в построении.

На Коляду исполняли два куплета по пять строк, а на Крещение - два четырехстишья. Отсюда следует, что именно церковь повлияла на культуру разных стран, обеднив ее. Помимо одной рождественской темы, ранее звучали бытовые песни, потешки и просьбы к Новому году. Но церковь намеривалась заменить все эти тексты церковными псалмами. Ей это удалось в ряде стран, где уже с трудом понимают, и чем они отличаются от рождественских песнопений.

Гурьба

На гулянья выходили дети и молодые ребята. В качестве сигнального знака вся честная компания брала с собой украшение. Обычно это был жест, на конце которого сияла Говорили, что Коляда пришел от звезды и до воды. Так, гурьбой, колядовщики приходили ко двору и стучались, чтобы хозяин одарил их конфетками или денежкой.

Люди верили, что от того, как они встретят солнцеворот, зависит дальнейший год. Поэтому в эти дни все старались гулять и веселиться, искренне желали друг другу счастья и удачи. Колядки-стихи подходили для таких пожеланий лучше всего. Они, как правило, выходили веселыми и коротенькими.

В эти дни весь быт переворачивался наружу. Жизнь становилась театральной, и в нее вносилось много карнавальных элементов. Люди носили маски, надевали на себя костюмы животных, выворачивали наизнанку одежду и украшали жилище соломой.
Многие устои отрицались, понятия "хорошо" и "плохо" менялись местами.
Кругом кипели пиры, хмельные застолья и веселье, тут и там раздавалось угощенье. Священникам запрещалось посещать подобные мероприятия, поскольку был соблазн окунуться в пучину оборотной стороны жизни и осрамить свой сан.

Основные мотивы колядок

Церковь сделала праздник законным, так и не сумев его искоренить, но исказила его смысл.

В православном календаре возникли "Сырные седьмицы", сорокадневные посты и Прощенное воскресенье. Постились сначала одни только монахи, перед этим сытно питаясь всю неделю. Пост был испытанием голодом в течение 40 дней, и перед тем как начать его, все служители церкви собирались вместе и прощали друг друга.

Во время Масленицы в крестьянском быте было принято проводить смотрины и свататься. Часто ходили в гости, готовясь на людей посмотреть и себя показать.
Первые три дня называются Узкой Масленицей, с четвертого начинается Широкая.
С этого дня и начинаются народные гулянья, заканчиваются все хозяйственные дела.

Люди зажигают костры и водят хороводы. Этот день еще называли Разгуляем. На седьмой день сжигали чучело, и этим заканчивалась Масленица. Масленицу кликали Авдотьюшкой, Изотьевной, Акулиной Саввишной. Ее высмеивали и всячески ругали. Всю неделю было принято кататься с горы на санках.

Понятно становится и из календарно-обрядового фольклора троицкого цикла. Например, Лель из пьесы А. Н. Островского поет троицкие колядки «Туча с громом сговаривалась».

Весенние колядки — веснянки — кликали с пригорок и крыш. Так люди расставались с зимой и звали лето. В творчестве Корнея Чуковского строки про Муху-цокотуху имеют схожую манеру.

Четочки, чечеточки,
Принесите по щеточке!
Тогда утки,
Дуйте в дудки,
Тараканы —
В барабаны!

Колядки связаны с природным круговоротом, предстоящим земледелием. Народные песни — это заклинания для богов. Люди взывали к силам Матери-Земли, энергии Солнца, Воды, Дождя.

Крестьяне хотели приплода скота, безбедной жизни, урожайности. Пренебрегать обрядами означало гневить судьбу. Шумное веселье по всем правилам стало обязательством.

Хозяин Коляды

Эти обряды перетекали в первую пахоту, в сбор урожая, заготовки снопов сена.
Год за годом, в соответствии с календарем пахотных работ, крестьяне совершали эти обрядовые традиции. Поэтому все они просты в исполнении, легко запоминаемы из-за своей поэтической структуры.

Коляда в них - персонаж, который ходит по дворам и ищет своего хозяина. Кто будет над Колядой властвовать, тот будет иметь от нее блага и удачу. Коляды — существа, которых нужно было приручить песнями, упросить о помощи или призвать к ответственности упреками.

Масленица — это древний славянский праздник, дошедший до нас из глубин языческих времен. По традиции было принято проводить колядки на Масленицу. С появлением христианства на Руси праздник Масленица постепенно приобрел религиозные смыслы. Время празднования было приурочено к началу Великого поста и стало зависеть от дня празднования Пасхи. По древней традиции праздник Масленица принято отмечать в течение недели. Провожая зиму и встречая долгожданную весну, люди ходят друг к другу в гости, лакомятся блинами и сжигают чучело.

В глубь веков

В древности колядкой именовалась песня, исполнявшаяся во время обряда или ритуала. В определенный день масленичной недели (как правило, в четверг) люди, вооружившись различными музыкальными инструментами, ходили по домам и пели колядки. Хозяева при этом непременно должны были угостить «певцов» сладостями или вином и получить в ответ на гостеприимство благодарственную песнь, которая являлась залогом дальнейшего долгоденствия и благополучия хозяев. В наши дни колядки не имеют былого сакрального значения, но не теряют своей актуальности среди детей, особенно в сельских местностях. Во многих поселках и деревнях до сих пор существует обычай организовывать колядование для детей. Ребенок наряжается и ходит по соседским домам, распевая песенки-колядки, за что его ожидает поощрение в виде конфет или монеток. В городах праздник Масленица проходит не менее весело. Самые шумные гулянья можно увидеть на главной площади города, где устанавливают огромное наряженное чучело Масленицы. Вокруг него водят хороводы, раздают лакомства и проводят различные конкурсы, что является радостным событием как для детей, так и для взрослых.

Масленичные песнопения

К масленичным песням можно отнести не только колядки, но и частушки и прибаутки, в которых Масленица как символ уходящей и изрядно надоевшей всем зимы зачастую высмеивалась и наделялась отрицательными чертами. Известны даже случаи нецензурных выражений в текстах масленичных колядок. Масленица — праздник изобилия, поэтому повсеместно в песнях упоминаются всевозможные лакомства. Представленный ниже текст колядки очень ярко это иллюстрирует:

Масленица-кривошейка,
Состречаем тебя хорошенько!
С блинами,
С каравайцами,
С вареничками!

В колядках подробно описываются увеселения, которым предается ликующий народ: катания на санях с горок, хороводы и пляски вокруг соломенного чучела.

Особенностью колядки являются междометия, передающие эмоциональность песни и неповторимый народный колорит: «люли», «лели», «ай» и т.д. Масленичные песни можно разделить на две условные группы: песни, которыми встречают Масленицу, и песни, которыми ее провожают.

В одних текстах Масленицу величают, называют госпожой и подательницей благ, а в других — ругают и обвиняют во всех горестях. И это неудивительно, ведь с окончанием масленичной недели начинался строгий пост. Но, несмотря на различие в смысловой наполненности, все масленичные колядки поются одинаково радостно и задорно.

Масленица-ерзовка,
Обманула нас, плутовка!
Оставила нас
На кислый квас,
На постные щи,
На голодные харчи.

Проводы Масленицы сопровождаются поминовением усопших (именно для этого пекли блины, а вовсе не потому, что блины — символ солнца), а также христианской традицией просить прощения перед Великим постом (Прощеное воскресенье). Здесь веселые мотивы уступают место печальным напевам.

Так, недавно вышедшие замуж девушки пели заунывные песни, посредством которых жаловались на свою жизнь в новой семье и разлуку с родным домом, куда нет возможности попасть из-за разлившихся рек. Тем не менее основным мотивом масленичных песен является радостное ожидание тепла и грядущего веселья.

Через семь недель
Будет светлый день,
Будем Пасху святить,
Будем яйца красить,
Ура!

Масленица XXI века

Сегодня праздник Масленица потерял былое значение.

В разделе на вопрос скажите колядки на масленицу. очень нужно!! заданный автором Василий Гольдштейн лучший ответ это Раньше на масленицу народ особые песни пел - колядки, на дудках, бубнах, да гармошках себе подыгрывал.
Есть на масленицу и свои колядки:
Тин-тинка,
Подай блинка,
Оладышка-прибавышка,
Масляный кусок!
Тетушки, не скупися,
Масляным кусочком поделися!

***********************
Пришла маслена неделя,
Была у кума на блинах.
У кума была сестрица,
Печь блины-то мастерица.
Напекла их кучек шесть.
Семерым их не поесть.
А сели четверо за стол,
Дали душеньке простор,
Друг на друга поглядели
И.. .блины-то все поели!
****************************
Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару - разбирайте!
Похвалить не забывайте.
****************************
Ой, Масленица, протянися!
Ты за дуб, за колоду зацепися!
Ой, сказали - нашей Масленице Семь годков,
А всего у Масленицы Семь деньков.
Ой, Масленица-обманщица!
Обманула, провела, Нагуляться не дала!