Воспитательное занятие «Культура поведения и общения. Программа по культуре общения детей «Я и целый мир»

18 сентября в детской библиотеке-филиале №3 состоялось обучающее мероприятие — школа хороших манер «Добро пожаловать в Этикетск» (Проект «КультУРА»), на котором присутствовали читатели библиотеки – ученики МБОУ СОШ №8.

Что же это за страна «Этикет»? Как попасть в такой славный город «Этикетск»? На эти вопросы ребятам помогли ответить библиотекари в ходе мероприятия.

В начале мероприятия ведущая Черкасова Е.Е. рассказала об истории этикета , о том какие наставления по правилам поведения содержались в книгах «Домострой» и «Юности честное зерцало». Некоторые правила этикета кажутся нам сегодня смешными, устаревшими, но значит ли это, что можно вообще обойтись без них?

Так как большую часть своего времени ребята проводят в школе, то разговор продолжился о нормах современного школьного этикета, о требованиях к внешнему виду ученика. Была разыграна сценка «Дефиле нарушителей школьного дресс-кода».

Часто ребята используют в своей речи сленговые слова, уподобляясь героине романа Ильфа и Петрова «12 стульев» «людоедке» Эллочке. Наглядно продемонстрировать такую беседу вызвалось 3 добровольца (один использовал в разговоре сленговые слова, другой обычные слова, а третий – выступил в роли синхронного переводчика первого). О нашей речи, о телефонном этикете шла речь в этом разделе путешествия по Этикетску.

Мальчикам было предложено принять участие в экзамене джентльменов , с чем они успешно справились.

Во время литературного конкурса ребята угадывали название произведения и его героев по отрывку, прочитанному библиотекарем (А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все»; А.Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»).

Умение встречать гостей и правильно вести себя в гостях – большое искусство, которому не так просто научиться. Проверить свои знания в этой области ребята смогли, отвечая на вопросы блиц-тура «Гость в дом – радость в нём».

Затем настало время практических заданий, и ребята показали свои умения в правильной сервировке стола, а также провели соревнование на звание «Самого аккуратного» (ели арбуз).


«
Ничто не даётся нам так дёшево и не ценится так дорого как вежливость».
Эти слова М. Сервантеса как нельзя лучше отражают одну из важнейших норм этикета – вежливое, доброжелательное отношение к старшим и младшим, к своим ровесникам. Все вместе участники мероприятия вспоминали «волшебные» слова, а так же прослушали стихотворение С.Маршака «Ежели вы вежливы…».

Поговорили и о библиотечном этикете, о том, как нужно себя вести в библиотеке.

Завершилось занятие в «Школе хороших манер» на шутливой ноте. Библиотекарь Игнатова О.В. подарила ребятам шуточную песню про учащихся, не признающих школьного этикета. Зажигательная мелодия (на мотив песни «Остров Невезения») не оставила никого равнодушным и ноги сами пустились в пляс.

Воспитательное занятие «Культура поведения и общения »

Цель: расширить представления детей о правилах поведения и общения.

Задачи:

1)развивать умение правильно оценивать свое поведение и поведение других;

2) учится применять навыки культурного поведения и общения в повседневной жизни;

3) воспитать уважительное отношение к окружающим.

План мероприятия.

Интерактивная беседа. Мотивация к занятию.

Работа у доски «Культурный человек»

Индивидуальная работа «Проблемные вопросы»

Разбор и оценка ситуаций «Кто здоровается первым?»

Итог:повторение и закрепление.

Оборудование

Проектор, ноутбук, карточки с индивидуальными заданиями «Проблемные вопросы», картинки и высказывания по теме.

Ход воспитательного часа.

Слайд 1

Интерактивная беседа. Мотивация к занятию

СЛАЙД 2

Воспитатель Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая груша от культурной, породистой груши?

Примерные ответы детей:

Дикая груша растет, где и как попало, а культурная - в саду.

За дикой грушей никто не ухаживает, а культурную - поливают, удобряют, прививают.

Плоды у дикой груши некрасивые, невкусные, а у культурной - плоды хорошие.

Воспитатель: Люди тоже бывают дикие и культурные. Чем они отличаются? СЛАЙД 3

Примерные ответы детей:

Дикие не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно

Воспитатель: Как вы считает, людям приятнее общаться с культурным человеком или с диким?

Дети отвечают, что с культурным человеком общаться интереснее и приятнее.

Воспитатель:

Груше можно сделать прививку, и она станет культурной. А человеку можно сделать прививку? Что можно ему привить?

Примерные ответы детей:

Можно сделать прививку от гриппа, от дифтерии.

Можно привить правила культуры, хорошие манеры.

Можно привить хорошие навыки, привычки.

Воспитатель:

Если мы привьем человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он станет?

Дети хором отвечают: культурным

Воспитатель: СЛАЙД 4 Вот мы и подошли к теме нашего занятия культура поведения и общения.

Сегодня мы выясним, что такое культура поведения, культура общения, кто такой культурный человек. Попытаемся с вами сформулировать правила культурного человека и научимся применить эти правила в повседневной жизни.

А сейчас давайте обратимся к словарям и узнаем, что же значит культура поведения и общения. Внимание на экран.

СЛАЙД 5. Прочти …

Педагогический словарь:

Культура поведения - соблюдение норм и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в разных условиях общения с окружающими.

СЛАЙД 6

Педагогический словарь:

Культура общения - система знаний, умений и навыков адекватного поведения в различных ситуациях общения.

СЛАЙД 7

Культурный человек - это человек воспитанный, который усвоил правила поведения в обществе, он постоянно стремится совершенствоваться, следит за собой, за своим языком, за своими поступками.

2.Работа у доски «Культурный человек»

СЛАЙД 8

Воспитатель: А теперь давайте разберемся на конкретных примерах что значит быть культурным человеком?

Перед вами на доске нарисован человечек. Пусть каждый из вас подарит ему признак культурного человека, но не торопитесь и думайте т.к. не все определения подходят для культурного человека.

(от человечка в разные стороны чертятся стрелочки и ученики по очереди выбирают характеристики воспитанного человека со стола воспитателя и клеят на доску)

…. Еще раз зачитай, какими качествами должен обладать культурный человек.

….. а какие качества остались неподходящими(Читает).Почему?

СЛАЙД 9 Молодцы, с этим заданием вы справились и разобрались чем отличается культурный от дикого, некультурного человека.

Воспитатель Ребята, и как мы с вами уже убедились, признаков культурного человека очень много, и они важны в разных сферах жизни, давайте посмотрим в каких:

СЛАЙД 10

Культура поведения и общения в различных сферах:

Культура общения в школе, классе, столовой

Культура общения и поведения дома

Культура поведения в общественных местах

Культура делового общения

Культура телефонного общения

Однако все сводится к одному, главному принципу: СЛАЙД 11

«Уважай окружающих людей».

Уважение к окружающим - это закон для культурного человека.

А всегда ли мы выполняем этот закон?

Скажите для чего вам нужно знать и выполнять правила поведения и общения в обществе?

В связи с этим у меня появились к вам несколько заданий. Ваша задача представить, что ситуация происходит на самом деле с вами, и разрешить ее. (Раздаю детям индивидуальные задания по 1 вопросу..)

3.Индивидуальная работа

Ситуации.

Детям раздаются карточки с заданием-вопросом. Ребята должны обдумать ситуацию и высказать свое мнение по своему вопросу.

Вопросы для работы в приложение №1

СЛАЙД 12 Молодцы и с этим заданием вы тоже справились отлично.

4. Разбор и оценка ситуаций «Кто здоровается первым?»

СЛАЙД 13

Предлагаю вам послушать рассказ «Кто здоровается первым?» и ответить на вопрос: почему с Димкой никто не здоровался?

«В последнее время вокруг Димки стало твориться что-то непонятное. С ним перестали здороваться знакомые. Вчера, например, по дороге в школу встретилась ему соседка, баба Катя. Димка смотрел на нее во все глаза, а она прошла мимо, и даже не поздоровалась. Подходя к школе, Димка встретил учителя математики, и тот тоже молча прошел мимо. Весь день Димка мучительно искал ответ на вопрос, почему никто с ним не здоровается. А вечером во дворе нос к носу столкнулся с Ленкой из 5-Б. Он буквально сверлил ее глазами - и представьте себе, она даже не сказала «привет». Всю ночь Димка мучительно искал разгадку этого странного явления и решил, что вокруг него зреет заговор».

А как вы считаете, ребята, почему с Димкой никто не здоровался? СЛАЙД 14

Примерные ответы детей.

Никакого заговора вокруг героя рассказа нет. Просто он сам должен был поздороваться первым.

Мужчины должны первыми здороваться со старшими, с женщинами, а не ждать, пока с ними поздороваются.

А девочки тоже должны первыми здороваться со старшими, но не с мальчиками.

СЛАЙД 15

Воспитатель: Действительно, младшие первыми должны здороваться со старшими, мальчики первыми должны приветствовать девочек, но если вы забыли это правило, поздороваться первым никогда не помешает.

А теперь продолжение этого рассказа.

СЛАЙД 16

«На следующий день наш герой встретил своего друга Дениса, и тот объяснил, что Димка первым должен был всех приветствовать. И решил Дима исправить положение и поздороваться со всеми еще раз, да не просто так, а за руку. Что может быть лучше, чем крепкое мужское рукопожатие!

Он решил начать с бабы Кати. Та, как всегда, возвращалась из магазина с огромной сумкой на колесиках. «Здравствуйте, баба Катя!» - закричал Димка и бросился к старушке, протянув руку для рукопожатия. Старушка поздоровалась, но на рукопожатие не ответила. Она решили, что Димка хочет ей помочь, и радостно вручила ему свою тяжелую сумку. Пришлось уже быть до конца благородным и тащить эту сумку на 5 этаж. Из-за этого Димка чуть не опоздал в школу - а ведь ему еще предстояло поприветствовать учителя математики!

Ивана Ивановича Димка увидел издалека. Но в руках у него был тяжелый портфель. Димка решил не рисковать и дождаться, пока Иван Иванович оставит портфель в учительской. Как только учитель вышел в коридор, Димка протянул ему руку: «Здравствуйте Иван Иванович!». Но учитель торопливо отвел руки за спину и виновато улыбнулся: «Здравствуй, Ежиков, к сожалению, дать мне тебе нечего». Расстроенный, Димка пошел к 5-Б классу, чтобы хоть Ленке подарить свое крепкое мужское рукопожатие, но Ленка возмутилась и прочитала ему лекцию»

Как вы думаете, ребята, о чем ему рассказала Лена?

Примерные ответы детей.

Что он своим поведением унизил старушку, учителя и Лену

Что первым протягивает руку всегда старший, а не младший.

Что первой всегда протягивает руку женщина, а не мужчина, и если она этого не сделала, то здороваться за руку с ней не надо.

Когда встречаются два мужчины одного возраста и положения (например, два одноклассника), не имеет значения, кто первым протянет руку для рукопожатия.

Воспитатель. Наш герой, оказывается, не знал элементарных правил культуры поведения и, сам того не желая, оскорбил и обидел окружающих.

СЛАЙД 17

5. Подведение итогов.

О чем мы сегодня на занятии вели разговор?

Что нового вы узнали?

Назовите признаки культурного человека?

Расскажите в каких сферах жизни нужны эти навыки?

Сегодня на занятии мы говорили что такое культура поведения и культура общения, выяснить, кто такой культурный человек и какими качествами он должен обладать. На примере различных ситуаций и героев рассказа учились правильно поступать по отношению к окружающим.

Станете ли вы культурными людьми зависит только от вас самих, ведь все эти правила только инструменты для того, чтобы уметь культурно себя вести и общаться. Ваша задача - научиться этими инструментами пользоваться в жизни.

СЛАЙД 18

Спасибо за внимание. Мне было приятно с вами работать.

Приложение №1. С итуации.

1.Находясь в автобусе и приближаясь к своей остановке, вы хотите пробраться к выходу. Какие слова произнесли бы вы и как поступили?

2.Как у незнакомого человека спросить, как пройти к театру?

3.Почему в общественных местах некультурно размахивать руками, жестикулировать?

4.Почему в общественных местах некультурно громко разговаривать, смеяться?

5.Как вести себя при кашле?

6.Как должен пройти человек в кино, в театре при посадке на свое место?

7.Почему некультурно мусорить?

8.Двое взрослых разговаривают между собой, а тебе срочно нужно задать вопрос. Как ты поступишь?

9.Каким может быть обращение к людям, которые мешают вам пройти, когда вы очень спешите?

10.Кто кого должен пропустить: тот, кто входит в магазин, или тот, кто выходит?

11.Почему за столом некультурно говорить с набитым ртом, размахивать вилкой?

12.Если вы заметили знакомого вдалеке (на другой стороне улицы, в автобусе и т. п.), и если заметили и вас, то нужно поприветствовать знакомого как?

13.Если вы входите в комнату, где находится много людей, как нужно поздороваться?

Сценарий внеклассного мероприятия для 1-2 классов

Внеклассное мероприятие: «АЗБУКА КУЛЬТУРЫ»

учитель технологии МБОУ «Основная общеобразовательная школа №2», Бурова Ольга Владимировна

Мероприятие для обучающихся 1-2 классов.

Время проведения 1 час.

«Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение». И.Ф. Харламова

Диагностика ситуации:

Воспитанность тесно связана с моралью, с общим развитием человека, со всем, что составляет внутреннюю культуру человека. Это правила вежливости, внимательности, такта, правила приличия, хорошие манеры, этикет.
Жизнь показывает, что многие школьники не умеют прилично вести себя: они грубы и развязны со взрослыми, невежливы друг с другом и нередко нарушают общественный порядок, кричат на улицах и в общественных местах.
Воспитание навыков и привычек культурного поведения начинается в семье, в яслях, в детском саду. Более систематическим оно может быть в школе, где осуществляется определенная воспитательная программа, предусматривающая в системе нравственного формирования личности повышение уровня воспитанности, т.е. воспитание культуры поведения. Одновременно учитель формирует у детей бережное отношение к собственности, дружбу и товарищество, честность и правдивость. Эти качества в какой-то мере воспитываются и в процессе работы по культуре поведения.
Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице и в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки. Отсутствие элементарных привычек у детей затрудняет работу над воспитанием у них более тонких и сложных проявлений культурного поведения: такта, деликатности, непринужденности, изящества манер и т. д. Всё вышеизложенное позволяет говорить об актуальности избранной темы. Формировать знания и представления о правильном общественном поведении, о социальных и культурных нормах, убеждённости в необходимости их соблюдения.
Создать мотивацию правильного поведения.

1. Показать ребенку нормы и правила общения с взрослыми и сверстниками;
2. Раскрыть понятие «культура поведения» для детей младшего школьного возраста;
3. Научить вежливому поведению в общественных местах, в быту;
4. Развивать у младших школьников духовно-нравственных качеств;
5. Развивать коммуникативные навыки, речь;
6. Формировать навыки культуры поведения младших школьников в повседневной жизни;
7. Побуждать детей к самовоспитанию, саморазвитию.
8. Воспитывать чувства товарищества, взаимоуважения, доброты.

Ожидаемые результаты:

Формирование навыков культуры поведения;
уважение к окружающим людям;
умение отвечать за свои поступки.

Ход внеклассного мероприятия.

Форма проведения занятия: беседа с элементами игры.
Учитель. Здравствуйте! Сегодня мы поговорим на тему, очень важную для всех нас, это культура поведения. А наше занятие называется «Азбука культуры».
Обратите пожалуйста внимание на слова, написанные на доске.
(можно работать на интерактивной доске, можно подготовить распечатанные слова, а можно с заранее написать мелом: ВЕЖЛИВОСТЬ, ДЕЛИКАТНОСТЬ, СКРОМНОСТЬ)
Вам знакомы эти слова? Как Вы их понимаете???
(ответы детей)
Учитель. Я согласна с Вами. Все ваши определения сводятся к тому, что:
Вежливость - украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии.
Деликатность - сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями.
Скромность - показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе.
Учитель. Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая яблоня от культурной, растущей в саду?


Примерные ответы детей:
– Дикая яблоня растет, где и как попало, а культурная – в саду.
– За дикой яблоней никто не ухаживает, а культурную - поливают, удобряют, прививают.
– Плоды у дикой яблони мелкие и кислые, а у культурной - плоды хорошие.

Учитель. Вот так бывает и с людьми, они тоже бывают дикими и культурными. Чем же они отличаются?
Примерные ответы детей:
– Дикие не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно

Учитель. Ребята, а как вы считает, людям приятнее общаться с культурным человеком или с диким?
(Дети отвечают)
Учитель. Молодцы! Конечно общаться с культурным человеком всегда приятно.
Если дикой яблоне сделать прививку, она станет культурной. А человеку можно сделать прививку? Что можно ему привить?

Примерные ответы детей:
– Можно сделать прививку от гриппа, от дифтерии.
– Можно привить правила культуры, хорошие манеры.
– Можно привить хорошие навыки, привычки.

Учитель. Если мы привьем человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он станет?
Дети хором отвечают: культурным
Учитель. А что значит быть культурным человеком?
Примерные ответы детей:
– соблюдать правила культурного поведения.
– вести себя так, чтобы за себя не было стыдно самому.
– вести себя так, чтобы родителям за тебя не было стыдно.

Учитель. Я с вами согласна. Хотите ли вы быть культурными людьми?
(Дети отвечают)
Учитель. Предлагаю поиграть! Я читаю Вам загадку, а Вы хором мне отгадку!!!

Если встретился знакомый, хоть на улице, хоть дома –
Не стесняйся, не лукавствуй, а скажи погромче ….(здравствуй)

Если просишь что-нибудь, то сначала не забудь
Разомкнуть свои уста и сказать …(пожалуйста)

Если невежей прослыть не хотите, очень прошу вас - будьте мудры,
Вежливым словом просьбу начните: Будьте ….(любезны), будьте ….(добры)

Порвал Воробей паутинные нити.
Чирикнул смущенно: Ну ….(извините)

Если встретилась компания, не поспешно, не заранее,
А в минуту расставания всем скажите: ... (до свидания)

Когда я что-то подарю, мне говорят:... (благодарю)

Если словом или делом Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело говорить:...(Спасибо)

Играл Медвежонок на кухне в футбол и перебил ненароком посуду.
К Медведице- маме понурый пришёл: …(Прости) меня, мама, я больше не буду!

Учитель. А все из Вас знают, что младшие первыми должны здороваться со старшими, мальчики первыми должны приветствовать девочек, но если вы забыли это правило, поздороваться первым никогда не помешает.
Как вы можете поздороваться со знакомыми вам детьми?
-здравствуй, привет, доброе утро.
А со взрослыми?
-Здравствуйте.
(На интерактивной доске разместить таблицу из двух столбцов. В левой части записаны начала народных высказываний. В правой части – окончание пословицы. Необходимо сопоставить начала и окончания, перетаскивая фразы в правой части в соответствующие строки)
Учитель. Ребята, у нас есть еще одна не простая задача, нам надо из двух частей составить пословицы о культуре поведения:

Левый столбик:
У себя как хочешь,
Не дорог подарок –
О пустяках спорить –
По одежде не суди,
Слово – серебро,
Хоть не богат,
От слова спасенье,
На незваного гостя
В деревню, где живут одноногие,
От одного слова,

Правый столбик:
по делам гляди.
молчание – золото.
а в гостях – как велят.
дорога любовь.
дело упустить.
и от слова погибель.
не припасена и ложка.
а гостям рад.
да навек ссора.
надо идти на одной ноге.

Смысл каждого высказывания обсуждается.

Учитель. У людей существуют Правила:
1. Вежливость, доброжелательность, дружелюбие в отношениях - это взаимно.
2. Вырабатывайте в себе такие качества.
3. Не допускай ссор, драк, брани, крика, угроз. Это унижает человека.
4. Дорожи своей честью, честью семьи, школы, удерживай своих товарищей от плохих поступков.
5. Помогай младшим, незащищенным будь справедливым.
6. Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе.
Учитель. Уважение к окружающим – это закон для культурного человека. А всегда ли мы выполняем этот закон? Будем ли мы стараться выполнять этот закон?
(ответы детей)

Классный час « О культуре поведения»

Участники: студенты 22 группы, куратор

Цели:

1) содействовать формированию познавательного интереса к этическому знанию, основам этической культуры;

2) побуждать обучающихся к самосовершенствованию.

Оформление, оборудование и инвентарь:

на доске:

а) тема классного часа и слова поэта Александра Межирова:

Нелёгок труд заводов и полей,

Но есть работа много тяжелей.

Работа эта – быть среди людей.

б) «чаша мудрости» (можно нарисовать мелом или использовать заранее приготовленный рисунок на бумаге) и прикреплённые к ней листочки с ситуациями, педагогическими задачами, высказываниями или афоризмами из области этикета;

Ход проведения.

I. Вступительное слово куратора, в котором называется тема классного часа и зачитываются слова поэта А. Межирова. Совместно с обучающимися даётся объяснение понятия «культура поведения». (Культура поведения – это совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении с другими людьми овокупность форм повседневного поведения человека () называется тема классного часа и слова поэта А. 0000000000000000000000000 ) , в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения).

II. Предлагается работа с «чашей мудрости». Желающие вынимают из «чаши» листок, где обозначены ситуациями, педагогическими задачи, высказывания или афоризмы из области этикета. Прочитав написанное, ученик обосновывает своё решение или комментирует высказывание.

Задания-вопросы:

1.Откуда берётся мнение о человеке, которого совсем не знаешь? (В прежние времена люди придавали первому впечатлению ещё большее значение, чем теперь. Судили даже по внешности. Древнегреческий философ Аристотель писал, что человек, у которого руки достают до колен, смел, честен, свободен в обращении, а тот, у кого взъерошенные, лохматые волосы, - трусоват.

Настоящую сенсацию произвёл выпущенный в 1775 г. Философский трактат швейцарского писателя Лафатера «Физиогномические фрагменты», в котором автор пытается найти связь духовных качеств человека со строением его скелета и чертами лица. С ним спорил его современник, руководствовавшийся тезисом: внешность обманчива. И хотя споры длятся до сих пор, нельзя отрицать, что 90% строят свои отношения с человеком на основе первого впечатления.)

2.Если ты не знаешь имени человека, к которому обращаешься, как начать фразу? («Простите пожалуйста …» или «Будьте добры, пожалуйста …»)

3.Зачем люди ходят в гости? (Можно рассказать случай из жизни Вольтера.)

4.Почему родилась поговорка: «Дарёному коню в зубы не смотрят»? (Можно рассказать случай из жизниМоцарта.)

5.Из какой знаменитой книги эти советы?

- Не хватай первым блюда и не дуй в жидкое, чтобы везде брызгало. Не сопи, егда яси (когда ешь).

- Когда что тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому.

- Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши. Не проглотив куска, не говори.

- Около своей тарелкой не делай забора из костей, корок, хлеба и прочего…(«Юности честное зерцало»)

6.Что надо помнить, чтобы по усам текло, а в рот попало? (Необходимо помнить, какие блюда чем есть.)

7.Чему служила раньше частица «с»? (В России в XIX в. частица «с» была распространена как частица вежливого обращения. Она могла присоединяться к любому знаменательному слову. Она возникла из обращения «сударь». Особое распространение получила в чиновничьей сфере и постепенно стала восприниматься как выражение угодливости.)

8.Как охарактеризовать с точки зрения этикета поведение Евгения Онегина?

Все хлопает, Онегин входит.

Идет меж кресел по ногам…

9.Назовите главные, с вашей точки зрения, правила этикета.

«Испив» полностью «чашу мудрости», учащиеся приходят к выводу, что человек живёт в обществе и должен соблюдать определённые правила поведения: правила поведения дома, в школе и других общественных местах.

III. Теперь мы проведем викторину и узнаем, кто лучше всех знает правила поведения.

1. Ты идешь с товарищем на улице. Он поздоровался с незнако­мым тебе человеком. Надо ли поздороваться и тебе? (Да).

2. Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у пе­редней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними? Как? (Кивнуть, махнуть рукой).

3. Вы часто встречаете человека, когда идете в колледж, но незнако­мы с ним. Надо ли здороваться? (Приветствовать людей, с которы­ ми часто встречаешься, даже если ты с ним не знаком, обязательно).

4.Мальчик в автобусе сидит у окна, девочка - со стороны про­хода. Подошла женщина с ребенком на руках. Кто должен усту­пить место? (Мальчик, а девочка или пересаживается к окну, или встает и пропускает маму с малышом).

5. Ты едешь с тренировки. На тебе теплый свитер; так хочется открыть окно в автобусе, тем более, что и народу немного: сзади сидят бабушка и малыш с папой. Можно ли это сделать? (Нужно спросить разрешение у других пассажиров: «Вам не помешает, если я открою окно?»)

6. Кто должен первым закончить разговор по телефону: кто по­звонил или кому позвонили? (Тот, кто позвонил; однако, если вы звоните старшим, пусть конец разговору положат они).

7. Правда ли, что если кто-то чихнет, нельзя говорить «Будьте здо­ровы»? Что можно? (Лучше всего не обратить на это внимание).

8. Если тебе принесли завернутый подарок, можно его развернуть и посмотреть? Говорят, что если начинаешь сразу разворачивать, то показываешь свою жадность. (Надо развернуть, поблагодарить; гостю ведь тоже интересно, понравился ли подарок).

9. На вечере мальчик приглашает девочку танцевать. Она отка­зывается. Он спрашивает: «Почему?» Что должна отвечать де­вочка? (Этикет разрешает девушке отказаться от приглашения на танец, не объясняя причины).

10. Ваш знакомый едет в другой город, и вы хотите передать с ним письмо подруге. Нужно ли заклеивать конверт? (Нет, этим вы обидите друга, проявляя недоверие к нему).

11. Катя, Зина, Оля уселись во дворе на лавочке. Оле нужно рас­сказать Кате по секрету то, что касается их двоих. Можно ли это сделать прямо тут же? (Секретничать двум людям в присутствии третьего человека нельзя: он может подумать, что речь идет о нем или что ему не доверяют).

12. Вам подарили вещь, которая у вас уже есть или вам не нуж­на, не нравится. Что вы скажете тому, кто ее подарил? (Не следу­ ет огорчать человека, который хотел доставить вам приятное своим подарком).

13. Ребята часто берут друг у друга взаймы деньги и разные вещи. Составьте несколько правил одалживания, которым следуют вос­питанные люди. (Брать взаймы надо только в случае крайней не­ обходимости. Возвращать долг в точно указанный срок с обяза­ тельной благодарностью. Никогда не одалживать такие предметы, как расческа, мочалка, одежда - это негигиенично; не следует брать взаймы предмет, который легко может быть испорчен (кас­ сету, пластинку); не полагается одалживать редкие и дорогие предметы, которые, в случае утраты или порчи, никакими деньга­ ми не возместишь, например, редкую коллекционную марку, ка­ кую-то особенную фотографию, которая существует в единствен­ ном экземпляре (старинную книгу и т.д.)

Куратор: Теперь вам предстоит найти ошибки в поведении людей.

В школьном коридоре разговаривают учителя. Олег увидел среди них куратора я и вежливо сказал: «Здравствуйте, Елена Александровна». (Надо здороваться со всеми учителями).

В дверь постучали. Сергей, продолжая есть, крикнул: «Входите, открыто!» Вошла Марина, она пришла за книгой. (Надо встретить; по­мочь раздеться; если есть возможность - предложить поужинать; если нет - отложить ужин; предложить Марине какое-либо занятие, пока Сергей будет искать книгу).

Скоро в колледж. Уроки еще не сделаны. А мама просила начистить картошки и протереть пол. Но Игорь никак не возьмется за дело. С утра к нему пришли два брата-соседа и все не уходят. Что делать? (Надо вежливо сказать, что у него есть дела, попросить извинения и пригласить гостей прийти в другой раз).

Лена и мама тщательно готовились ко дню рождения: жарили пи­рожки, пекли торт, купили мороженого и даже сделали молочный кок­тейль. Гости засыпали Лену подарками, чинно уселись за стол, быстро управились с угощениями. И заскучали. Девочки сбились на диване, листали книжку, смеялись. Мальчики в другом углу играли в шашки.- Айда, ребята, шайбу погоняем, - сказал кто-то. И мальчики заторо­пились. Следом ушли и девочки. (Лена уделила много внимания столу и не подумала, чем займутся гости. Если бы мама не ушла, то она на­ шла бы выход из положения, помогла бы Лене объединить ребят).

Пока отец брал билет в автобусе, сын захватил удобное сиденье, устроился основательно и закричал: «Папа, иди скорее, я тебе место занял!» Отец подошел, наклонился к уху сына и сказал: ...Что он мог сказать? («Сын, не забыл ли ты, что мы с тобой мужчины?»)

Подавая вещи гардеробщику, ни в коем случае не перебрасывайте пальто за барьер. Пусть он сам поработает. Если так сделает каждый из нескольких сотен зрителей, у гардеробщика на руках разовьются пре­красные мускулы. Правильный ли это совет?

Номерок лучше повесить на палец, так будет удобно вращать его в фойе и во время концерта. Согласны?

Если ваши места в середине ряда, не торопитесь занимать их. Пусть сначала сядут все остальные. Зато потом, когда вы будете проходить, им придется встать. Это как зарядка, полезно для здоровья. Верно, ребята?

Как только вы уселись на месте, начинайте хлопать. Ведь просто не­ справедливо, что вы уже готовы, а представление или фильм не начинается.

    Не забудьте: вам с товарищем не так часто приходится просидеть рядом 1,5-2 часа. Используйте эту возможность, чтобы рассказать все новости. Одно плохо: приходится иногда напрягать голосовые связки, так как мешает громкая музыка.

    Купите в буфете шоколадку, но сразу не ешьте. Идите в зал и, звонко шурша фольгой, разверните только тогда, когда певец или скрипач выйдут на сцену. Знаете, как приятно есть шоколадку и конфеты под музыку?!

    Помните, что долго сохранять неподвижность очень вредно для организма. Поэтому побольше двигайтесь: поворачивайтесь, наклоняй­тесь, упирайтесь ногами в спинку переднего стула и спихивайте руки соседей с подлокотников.

    Не будьте эгоистами. Если вам известно содержание фильма или спектакля, быстренько расскажите самое главное соседям.

    Вручая подарок, не скрывай своего огорчения по поводу утраты такой замечательной вещи. Ведь если ваше лицо в этот момент будет радостным, могут подумать, что ты преподносишь сущий пустяк, о котором и жалеть-то не стоит.

    Всем знакомым, друзьям, гостям обязательно покажи подарок и объяви: «Это я Вовке подарил». А то вдруг кто-нибудь подумает, что ты пришел с пустыми руками, получится неудобно.

    Проследи за судьбой подарка. Время от времени напоминай другу: «Помнишь, я тебе чехлы для коньков подарил?» Будь дипломатом: интересуйся как бы невзначай: «А где, кстати, чехлы, которые я тебе в позапрошлом году подарил?»

    В тех печальных случаях, когда обладатель подарка оказался недос­тойным человеком и, по твоему мнению, плохо обращается с подарком или с тобой лично, будь решителен и тверд. Требуй подарок обратно. Может быть, это научит зазнайку ценить настоящую дружбу и щедрость?

    Товарищ привел меня в шахматный кружок и говорит: «Знакомь­ся». Я стал каждому руку подавать и называть себя по имени. А они смеются, что я 9 раз сказал: «Руслан». Как же тогда знакомиться? (На­до было товарищу представить Руслана и затем назвать имена ребят).

Куратор: А теперь проверим, всегда ли вы себя правильно ведете? Предлагаю тест, а вы на листочках ставите + или - при ответе на вопрос.

  1. Если тебе приходится неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дому, сообщаешь ли ты об этом к родным запиской или по телефону?

    Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой (генеральной уборкой, ремонтом), а тебя отправляют на улицу или в кино, «чтобы не крутился под ногами»?

    Отложи на минутку книжку и осмотри квартиру. Нет ли в комнате вещей, которые лежат не на месте?

    Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, братьев, бабушки?

    Известно ли тебе, какая вещь срочно необходима матери или отцу и когда они собираются ее приобрести?

    Случается ли, что, помимо маминого поручения, ты выполня­ешь еще какую-нибудь работу «от себя», по своей инициативе (например, тебя просили протереть пол в прихожей, а ты еще и всю обувь привел в порядок)?

    Мама угощает тебя апельсином, пирожным, конфетой. Все­гда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым?

    У родителей свободный вечер. Они собираются в гости. Выражаешь ли ты свое желание не оставаться дома (про­сишь их не уходить, требуешь взять с собой, говоришь, что тебе одному страшно, или, может быть, молча сидишь с кислым и недовольным лицом)?

    У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоми­нать тебе, что надо заняться каким-то тихим делом, не мешать взрослым, не вмешиваться в их разговор?

    Стесняешься ли ты дома, в гостях, в музее подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?

А теперь подсчитайте свой результат. Если у тебя одинаковое количество «+» и «-» , то ты правильно себя ведешь, если «-» больше, то тебе следует подумать над своим поведением.

III . Заключительная часть

В заключении нашего классного часа хочется сказать:

Что поставим в основе воспитанности, которая определяет культуру поведения? (Уважение к человеку.)

В чём проявляется уважение к человеку? (В приветливости, учтивости, тактичности, деликатности, естественности, сдержанности, терпимости.)

Что они определяют? (Степень проявления уважения к другому человеку и способ его выражения.)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества

МО Тимашевский район

Разработка внеклассного мероприятия на тему: «Поговорим о культуре поведения»

Разработала и провела:

Головенкина Ирина Александровна – преподаватель объединения «Юный физик» МБОУ ДОД ЦРТДиЮ мкр. Индустриальный

г. Тимашевск

2012 год

Цели : Развитие умений обучающихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета, проработанными и внедренными самими обучающимися в результате групповой работы по теме беседы;
профилактика спорных ситуаций среди детей, предотвращение конфликтных ситуаций между обучающимися и преподавателями.

Мотивация выбора данной темы : обучающиеся сами должны прийти к правилам поведения в школе, Центре творчества и к этикету, сами должны осознать их необходимость, чтобы потом более осознанно всего этого придерживаться.

Задача : Развитие коммуникативных способностей обучающихся.

Оснащение и оборудование:

  1. Столы со стульями для групп
  2. Задания групп для обсуждения одной тем
  3. Подсказки по каждой теме (общие для всех)
  4. Бумага и фломастеры для записи
  5. Мультимедиа проектор

Форма проведения : работа обучающихся в группах по выработке правил поведения в школе, Центре творчества и этикета, а также разработка обязанностей дежурного класса.

Группа делится на 3 группы с учетом пожеланий обучающихся. Ребята рассаживаются за свои столы. Преподаватель вводит учеников в курс дела: сообщает тему беседы, рассказывает в какой форме будет он проходить.

Ход беседы

До начала выступления преподавателя включается песня Б.Окуджавы «Давайте восклицать!» С детьми обсуждается смысл слов песни, ведется поиск связи с тематикой беседы.

Вводное слово преподавателя

Человек с самого своего рождения живет среди людей. Среди них делает свои первые шаги и говорит первые слова, развивается и раскрывает свои способности. Только человеческий социум может стать основой для развития личности, для развития “я” каждого человека. И таким социумом может стать не только крупное объединение людей, но и малая группа - школьный класс. Что такое класс? Класс - объединение людей, где “я” каждого превращается в общее “мы”. И нужно чтобы каждое отдельное “я” чувствовало себя в этом большом “мы” комфортно. И чтобы “я” каждого не подавляло “я” своего соседа. Для этого необходимо существование определенных правил поведения, которые дали бы возможность каждому “я” полноценно развиваться.

Давайте посчитаем, со сколькими людьми мы встречаемся ежедневно. Дома мы общаемся с родными: мамой, папой, братьями и сестрами, с соседями; в школе – с учителями, школьными товарищами, библиотекарем; в магазине - с продавцом, кассирами, незнакомыми людьми; на улице – с прохожими; старыми и молодыми людьми, взрослыми и сверстниками. Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь; с одними только поздороваешься, с другими поговоришь, поиграешь, третьим ответишь на вопрос, к кому-то сам обратишься с просьбой. Каждый человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, на улице, в магазине, в кино, в библиотеке и т.д. Все мы знаем, что поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляют в душе след на целый день. Часто хорошее настроение у человека зависит от того, оказали ли ему внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова. Очень много времени мы с вами проводим в школе, поэтому сегодня будем говорить о правилах поведения в школе, а также о моментах неуважительного отношения, то есть такого, после которого возникают обиды. Как правило, обиды взаимны.

К сожалению, не во всех школьных коллективах утверждаются правила вежливости, приветливости, деликатности. Надо задуматься над своими ошибками в поведении. Ровный дружный тон, внимание друг к другу, взаимная поддержка укрепляют отношения. И наоборот, бесцеремонность или грубое обращение, бестактность, обидные прозвища, клички больно ранят, резко ухудшают ваше самочувствие. Некоторые считают, что все это мелочи, пустяки. Однако грубые слова не безобидны. Недаром народ сложил мудрые поговорки о роли слова в человеческих взаимоотношениях: “ От одного слова да навек ссора ”, “Бритва скребет, а слово ранит” , “Ласковое слово – это вешний день ”.

Как вы думаете, что обозначает слово “вежливый” (соблюдающий правила приличия).

Итак, предлагаю вам в группах выполнить следующую работу: в течение 5 минут придумать, точно, кратко и выразительно разыграть сценки типичных ситуаций соблюдения или нарушения норм культуры поведения и общения в различных ситуациях. Например: “Как мы приветствуем, друг друга, взрослых в школе, на улице”, “Как мы возражаем взрослым, родителям”, и т. д.

Самостоятельная работа в группах.

Выступления от групп и общее обсуждение. Отношение других групп к ситуации.

Задание

Перед вами на доске нарисован человечек. Пусть каждый из вас подарит ему признак воспитанного человека.

(от человечка в разные стороны чертятся стрелочки и ученики по очереди записывают характеристики воспитанного человека)

Обсуждаются качества личности воспитанного человека. Вырабатываются правила поведения.

Правила:

  1. Вежливость, доброжелательность, дружелюбие в отношениях - это взаимно. Вырабатывайте в себе такие качества.
  2. Не допускай ссор, драк, брани, крика, угроз. Это унижает человека.
  3. Дорожи своей честью, честью семьи, школы, удерживай своих товарищей от плохих поступков.
  4. Помогай младшим, незащищенным будь справедливым.
  5. Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе

“Сокровищница народной мудрости”

На доске размещена таблица из двух столбцов. В левой части записаны начала народных высказываний. В правой части – окончание пословицы. Необходимо сопоставить начала и окончания, перетаскивая фразы в правой части в соответствующие строки.

Составьте из двух частей пословицы о культуре поведения:

Смысл каждого высказывания обсуждается.

Каждая группа получает задание, написанное на приготовленной карточке. Темы выбираются каждой командой вытягиванием заданий из рук учителя.

Темы :

  1. Школьный этикет (внешний вид, речь в стенах школы, вежливость)
  2. Правила поведения в школе и Центре творчества
  3. Обязанности дежурного класса

Подсказки

  1. Форма
  2. Прическа сменная или вторая обувь
  3. Приветствие учеников и взрослых
  4. Обращение к друг другу
  5. Мусор
  6. Бережливость
  7. Вежливость
  8. Опоздания
  9. Прогулы
  10. Плееры и сотовые телефоны
  11. Повседневная речь в школе
  12. Манера общения
  13. Чужие вещи
  14. Поведение в столовой
  15. Поведение во время линеек и мероприятий
  16. Приход в школу
  17. Пропуск уроков
  18. Школьное имущество
  19. Соблюдение правил безопасности
  20. Забота о младших и слабых
  21. Решение спорных вопросов
  22. Курение в школе
  23. Поведение на уроках
  24. Поведение на переменах
  25. Употребление непристойных выражений
  26. Обязанности старшего дежурного по школе
  27. Обязанности дежурного класса
  28. Поведение на школьных вечерах и дискотеках

Задание

В течение 15-20 минут идет обсуждение темы, вносятся предложения и рекомендации, обсуждается их формулировка. Все это записывается на предоставленной бумаге. Затем обучающиеся отбирают наиболее важные пункты. Из отобранного материала учащиеся готовят презентацию, которую защищают перед классом, отстаивая свои наработки и доказывая необходимость того или иного пункта. На подготовку и защиту презентаций отводится 25 минут.

По окончании классного часа принимается решение.

Решение

Выйти с предложением к другим объединениям провести подобные беседы с такими же темами для выработки таких правил поведения в школе, Центре творчества чтобы их выполняли уже все обучающиеся.

Подведение итогов.

Заключительное слово.

Как учиться “вежеству”

До XVI века в русском языке широко употреблялось слово “вежа”, т.е. человек, который знает как вести себя в той или иной обстановке. Чтобы научиться “вежеству” существует несколько приемов.

Самонаблюдение

Прием сложный. Нужно как бы раздвоиться. Ты живёшь и делаешь всё, как обычно, и в то же время наблюдаешь за собой глазами другого человека. Каждый раз ставишь перед собой цель. Например, сегодня – “манеры”. В другой раз цели будут другие: как разговариваю с людьми? Как здороваюсь? Как держусь в гостях? Отмечай не только свои недостатки, но обязательно и хорошие черты, качества, привычки.

Самооценка

Надо не только следить за собой, но давать честную, без всяких скидок оценку. Можно вечером, когда лёг спать, вспомнить, как прошел день, что заметил за собой и прямо сказать себе. В этом очень помог бы дневник, в котором отражались бы раздумья о самом себе, об окружающих людях, оценки самому себе.

Изучение мнения других людей

Как бы честно ты ни старался оценить себя, всегда есть опасность ошибиться многое гораздо лучше видно со стороны. Поэтому очень важно знать, что думают о тебе другие.

Помогает и самопознание и наблюдение за поведением окружающих. У одного древнего восточного мудреца спросили: “У кого ты учился благовоспитанности?” - “У невоспитанных, ответил он, я избегал делать то, что делают они”.

Итак, первое условие воспитанности – знание общепринятых норм и правил поведения; второе – тренироваться упражняться в правильном поведении; третье прочные и устойчивые привычки поведения.