Исследование самооценки женщин к своему внешнему облику. Отношение к внешности и восприятие красоты

Про отношение к своей внешности, я специально дала выбор не просто из «красивая / симпатичная / некрасивая», а привязала опции к «большинству». Потому что сами по себе слова ничего не значат. Например, «симпатичная» может включать в себя 100% женщин. Подавляющее большинство женщин действительно симпатичные. Люди вообще ничего так, вполне приемлемые. А градации выясняются только в сравнении.

Свет мой, Зеркальце, скажи

Я совершенно не сомневалась, что самый популярный ответ на первый вопрос будет «выше большинства». А так же не сомневалась, что немедленно найдутся разоблачители, указывающие на теоретическую невозможность таких результатов. Конечно, 70% никак не могут быть лучше большинства, но для нормального, здорового человека вполне естественно считать себя чуть лучше «среднего». Это демонстрируют любые опросы на любые темы. Неоспоримо красивые люди знают об этом, и голосуют соответственно. А все остальные выбирают самый здоровый вариант. Поэтому разоблачительный пыл здесь совсем неуместен. Здоровая психика очень украшает, если уж так ставить вопрос.

Муж считает меня красивой

А то, что женщины думают, что мужья считают их очень красивыми? Разве это не нормально? Во-первых, люди находят друг друга в соответствии со своими представлениями о . А во-вторых, в нейропсихологии давно известен Mere Exposure‎ effect: людям нравятся все знакомое. На этом известном науке факте основано масса рекламы, предвыборных кампаний и так далее. Что бы ни показывали человеку, постепенно ему это начинает нравиться. И особенно это касается лиц. Знаете как часто говорят: «Я познакомился с Х, сначала он мне показался очень несимпатичным, но когда я узнал его получше, его обаяние, ум, доброта сделали его красивым в моих глазах». Так вот правда в том, что даже без ума и доброты, неприятные сначала лица со временем перестают вызывать негативные чувства.

Сделать себя лучше

И непонятны мне были насмешки над желающими улучшить свою внешность. Это стремление никак не противоречит положительной оценке себя. Более того, когда я встречаю помешанную на улучшении себя женщину, это почти всегда красавица. Не «симпатичная», не «обычная», а красавица. Потому что для нее ставки очень велики. Внешность – ее козырь и беречь себя она будет как зеницу ока.

Носите одежду, в которой вы чувствуете себя уверенно. Исследования доказали, что одежда, которую мы носим, влияет на нашу самооценку. Например, костюм супергероя усиливает уверенность в себе и помогает почувствовать себя сильнее, а одежда белого цвета помогает людям быстрее принимать решения. Есть данные, что женщины лучше выполняют тест по математике, когда они одеты в свитер, чем когда они одеты в купальник.

Носите одежду, которая подчеркивает достоинства вашей фигуры. Подберите одежду, в которой вам нравится свое отражение в зеркале. Одежда должна подходить к вашему типу фигуры, кроме того, большое значение имеют аксессуары, подчеркивающие ваши достоинства. Нет какого-то одного совершенного типа фигуры, но есть одежда, которая хорошо или плохо смотрится на фигуре определенного типа. Одежда, которая правильно подобрана по фигуре, обычно прекрасно смотрится на человеке.

  • Носите одежду подходящего размера или подгоняйте ее в ателье согласно особенностям фигуры. Если вы будете носить одежду, которая соответствует вашему нынешнему росту и весу, то будете более уверенной в отношении своего внешнего вида, даже если этот размер и не совпадает с идеальными параметрами, которые вы хотели бы иметь.

    • Специально заказывайте одежду тех размеров, которые подходят вам. Например, если вы высокий, худощавый мужчина, вам стоит заказывать в онлайн-магазинах одежду из специальной линии для высоких. Не стоит идти по пути наименьшего сопротивления и покупать в обычном магазине слишком широкую, мешковатую одежду, только потому, что она подходит вам по длине.
    • Подгоняйте одежду в ателье по длине и ширине, чтобы она была вам по фигуре. Хорошие швеи также знают маленькие фокусы, например, могут заложить вытачки (застрачиваемые складки, которые подчеркивают особенности фигуры) на одежде, чтобы показать ваши достоинства в выгодном свете.
  • Найдите правильную губную помаду. Правильно наносить помаду означает больше, чем просто подобрать правильный цвет. Это также подразумевает, что вы ухаживаете за губами: делаете пилинг (например, смесью соли и миндального масла) и наносите питательный бальзам дважды в неделю. Что касается непосредственно помады, визажисты рекомендуют следующее:

    • Старайтесь не использовать помаду со сверкающими частицами, она выглядит дешево.
    • Выбирайте яркие цвета, основываясь на естественном цвете ваших губ (например, для светлой кожи губ подойдет помада вишневого тона, для натурального - клюквенного, а для темной кожи - бургунди).
    • Выбирайте помаду телесного цвета, исходя из тона вашей кожи (выбирайте помаду, которая немного ярче или темнее, чем естественный цвет вашей кожи).
    • Старайтесь избегать оттенков, в основе которых лежит синий или черный цвет. С такой помадой вы будете выглядеть старше, серьезнее и даже вызывать у людей страх (синеватые губы часто ассоциируются у людей с вампирами).
    • Вам не обязательно наносить карандаш для губ, но если вы делаете это, подбирайте карандаш под цвет ваших губ, а не под цвет помады.
    • Аккуратно нанесите помаду, а затем слегка растушуйте границы, чтобы помада смотрелась естественнее.
    • Начинайте наносить помаду от центра губ, а потом распределите пигмент по направлению к уголкам рта. Будьте аккуратны и постарайтесь не наносить помаду непосредственно на уголки.
    • Нанесите помаду насыщенного цвета на нижнюю губу, затем плотно прижмите губы друг к другу. В этом случае помада ляжет менее толстым слоем.
    • Нанесите помаду в один слой, затем промокните бумажной салфеткой и нанесите повторно. Так помада будет держаться дольше.
  • Наносите макияж сообразно форме своего лица. Хотя не каждый человек пользуется декоративной косметикой, если вы наносите макияж, то можете улучшить отношение к своей внешности. Для этого нужно научиться правильно накладывать макияж, чтобы это повысило вашу уверенность в себе. Как и в случае с одеждой, вы должны в первую очередь определить, какой макияж вам подходит (подходит к вашей форме лица) и привлечь внимание к тем чертам, которые вы ходите подчеркнуть. Чтобы определить свой тип лица, соберите волосы сзади и посмотрите в зеркало на линию роста волос и подбородок:

    • Лицо в форме сердца (широкий лоб и узкий подбородок). В этом случае важно отвлечь внимание от острого подбородка и выраженных скул, нанеся на все лицо выравнивающий тон и цветового акцента на губах.
    • Круглое лицо (лоб и нижняя часть лица одинаковой ширины). В этом случае необходимо визуально создать рельеф, нанеся соответствующий макияж на щеки и глаза (например, наложив смоки-айз тени).
    • Квадратное лицо (прямоугольная нижняя челюсть и широкий лоб). В этом случае нужно использовать приглушенные цвета тона, лица, а также в макияже глаз и губ, чтобы смягчить резкие черты лица.
    • Овальное лицо (лоб и нижняя часть лица одинаковой ширины, лицо удлиненное). В этом случае румяна надо наносить в виде горизонтальных линий, а также выделить макияжем губы и глаза, чтобы визуально уменьшить длину лица.
  • Сделайте хорошую прическу. Красивая прическа, сделанная в хорошем салоне красоты или у высококвалифицированного парикмахера, поможет вам чувствовать себя более уверенно в отношении своей внешности и поможет выглядеть стильной и современной. Как и в случае с макияжем, главный секрет хорошей прически - она должна соответствовать вашему типу лица:

    • Если у вас лицо в форме сердечка, возможно, вам подойдет стрижка с челкой и боковыми прядями длиной до подбородка. Такая прическа визуально сделает лицо более круглым.
    • Обладательницам круглого лица стоит подумать о симметричной или слегка ассиметричной прическе с прядями, обрамляющими лицо. Это поможет визуально сделать лицо не таким круглым и создать иллюзию рельефности.
    • Лицо лучше обрамлять градуированными прядями, это позволит акцентировать внимание на скулах.
    • Если у вас лицо овальной формы, то вам подойдет большинство причесок, поскольку большинство специальных стрижек для других форм лица направлены как раз на то, чтобы сделать лицо визуально приближенным к овальной форме.
  • Уход за своей внешностью очень важен. Если ваш внешний вид показывает, что вам небезразлично, как вы выглядите, и вы ухаживаете за собой, это усиливает вашу уверенность в собственном внешнем виде. Для создания такого эффекта достаточно следовать нескольким несложным правилам:

    • Позаботьтесь, чтобы ногти выглядели аккуратными и ухоженными (этот совет одинаково актуален как для мужчин, так и для женщин). Следите, чтобы основания ногтей были чистыми.
    • Чистите зубы несколько раз в день, особенно после еды, которая может способствовать разрушению зубов.
    • Всегда держите под рукой влажные или очищающие салфетки, с помощью которых вы сможете удалить макияж, солнцезащитное средство, пот, или просто освежиться после нескольких часов напряженной работы. Постарайтесь каждые 2-3 дня проводить очищающие процедуры для лица, чтобы поддерживать кожу в чистоте.
    • Наносите антивозрастное увлажняющее средство, солнцезащитное средство и консилер (чтобы выровнять тон лица).
    • Наносите макияж вручную (а не кистью), тогда вы сможете лучше понять, как много (в буквальном смысле) декоративной косметики вы наносите на лицо. Это поможет выглядеть более естественно.
    • Чтобы быстро сделать маникюр, используйте накладные ноги. Это вполне приемлемо даже для тех, кто родом из 80-х.
    • Регулярно пользуйтесь дезодорантом или антиперсперантом.
    • Применяйте натуральные масла (например, кокосовое и миндальное масло или масло авокадо) для поддержания здорового состояния кожи и волос.
  • Из первых рук. Интервью психотерапевта Мартынова С.Е. для журнала “Женское здоровье”.

    Для большинства женщин очень важно хорошо выглядеть. Но что происходит, когда забота о красоте становится главным смыслом жизни?

    Об этом мы беседуем с директором Московского психологического центра «Просвет»

    – Как отличить нормальное отношение к своей внешности от патологического?

    – Мы меняемся на протяжении всей жизни, меняется и наша внешность. И когда-то мы больше удовлетворены своей внешностью, когда-то меньше. О неврозе можно говорить тогда, когда человек постоянно не доволен своим обликом в целом или какой-то его частью. Бывает так, что все жизненные неудачи человек объясняет именно этим «дефектом». Например, женщина может считать, что у нее маленькая грудь и именно поэтому она не вышла замуж, не родила ребенка. И даже не сделала карьеру, потому что, с ее точки зрения, преуспевают только дамы с пышным бюстом.

    У человека, страдающего таким расстройством, все зависит от того, как он сегодня выглядит. Если, он оценивает свою внешность хорошо, то он весел, энергичен, доволен жизнью. Если считает, что плохо, то будет тревожен или раздражителен, может конфликтовать с близкими, не пойти на работу. В иерархии ценностей, где у большинства людей на вершину попадают: семья, работа, хобби – такой человек на первое место ставит внешнюю привлекательность.

    – Но ведь вы не будете отрицать, что симпатичным людям многое в жизни дается легче.

    – Да, есть исследования, в которых на больших группах испытуемых доказано, что внешность влияет на отношение окружающих. Так, например, привлекательные преступники получают меньший срок наказания. Симпатичным ученикам педагоги склонны завышать оценки. Но смещение это не очень значительное. Симпатичного убийцу не оправдают, а дадут, допустим, вместо 10 лет – 9. Обаятельному ученику пару раз натянут «тройку», но если он не будет заниматься, в дальнейшем красота не спасет его от плохих оценок.

    Для создания семьи внешность имеет еще меньшее значение. Нет никаких статистических данных, которые подтвердили бы, что люди с привлекательной внешностью быстрее женятся, выходят замуж. Или что их браки более крепкие. Или что детей у них рождается больше.

    – Да, но мужчины, прежде всего, обращают внимание на красоту женщины. А потом уже оценивают ее доброту, ум и прочие достоинства.

    – Однако это не значит, что они женятся на красавицах. Дело в том, что внешне привлекательных людей мы склонны считать более общительными, более компетентными в общении, более жизнерадостными. Но при этом – и менее добрыми, менее внимательными, менее отзывчивыми. И с кем создавать семью – это еще большой вопрос. Тот, кто делает ставку на внешнюю привлекательность, часто попадает в нелепые ситуации. Один мой знакомый, собираясь жениться, выдвинул два критерия оценки будущей невесты: чтобы она была красивой и происходила из богатой семьи. Через полтора года он рассказал, в какой ад попал, выбрав такую девушку. Теперь он с ней разводится. Если бы для этого человека была важна доброта и ум будущей жены, результат, возможно, оказался бы другим.

    – В подростковом возрасте мы часто кажемся себе некрасивыми и страдаем от этого. Но потом большинство перерастает эти проблемы. А кто застревает на них?

    – Наиболее восприимчивые, сензитивные подростки, люди замкнутые и личности с демонстративным характером. Чувствительные дети постоянно тревожатся, сомневаются, все ли у них в порядке, не слишком ли они отличаются от других. Замкнутым подросткам вообще трудно общаться. А тут они видят, что кто-то легко завязывает контакты. В чем дело? Почему? Наверное, потому что эти ребята более красивы… Истероидам важно произвести эффект. Но если яркой внешностью они не отличаются, то потом могут зациклиться на красоте, считая, что это – главное в жизни. И посвятить большую часть жизни достижению или удержанию желаемой внешности.

    Многое, конечно, зависит от поддержки подростка в семье. Если девочка знает, что папа ею восхищается, то отношение к своей внешности у нее будет положительным, кто бы потом что ни говорил. А если она растет только с мамой, и та постоянно сравнивает ее с другими: «Вот если бы ты была такой красивой, как Леночка, я бы купила тебе это платьице» – у ребенка, конечно, разовьется комплекс неполноценности. Трудно понять такое отношение родителей к своим детям. Уверен, что считать своего ребенка самым красивым, это нормально.

    Что подросток видит в зеркале?

    Одна из основных проблем, волнующих подростков, – это оценка своего внешнего вида: лица, фигуры, физических данных. Многие из них словно постоянно задают себе вопрос: «Насколько я соответствую представлениям о красоте, принятым в моей среде и в современном мире?». От степени удовлетворенности подростков (особенно девушек) своей внешностью зависят и многие другие качества личности – жизнерадостность, открытость, общительность. Подростки, негативно оценивающие свою внешность, более склонны к депрессии и тревоге. Можно ли помочь юношам и девушкам справиться с подобными переживаниями и обрести уверенность в себе?

    Родители и учителя подростков знают: это возраст, полный противоречий и болезненных переживаний. Отношение к своему внешнему облику – одна из проблем, особенно волнующих подростков обоего пола.
    Подросток не только сам слишком придирчиво оценивает собственную внешность, но и крайне чувствителен к ее оценке другими людьми. Сравнивая себя со сверстниками, он формирует представление о себе самом, создает образ своего «психологического Я» и «телесного Я», то есть «физического».
    Для подростка внешность – не просто отражение в зеркале. Это уверенность и общительность, это пропуск в любую компанию и статус в коллективе сверстников. Отношение к своей внешности может составлять основу самооценки в целом.

    Самооценка складывается из знаний о себе и отношения к себе. Знания о себе человек приобретает через общение с другими людьми в семье и в социуме. Но эти знания не остаются нейтральными: со временем они окрашиваются различными эмоциями – как отрицательными, так и положительными. И эти эмоции могут быть сильными и напряженными.
    «Когда я была маленькой – лет до десяти, то была уверена, что я очень хорошенькая. Так говорили взрослые, которые меня окружали. Особенно их умилял мой маленький носик. Они говорили, что это очень красиво. Помню, как я радовалась, когда слышала эти слова. Но потом все изменилось. Я росла, и черты моего лица менялись. И те же взрослые с сожалением стали говорить: надо же, а ведь был такой хорошенький носик, как не повезло – теперь на всем лице только нос и виден. Они мне очень сочувствовали.
    Я часами сидела перед зеркалом и пыталась как-нибудь его втянуть, чтобы он выглядел меньше, но ничего не получалось. Мне казалось, что с таким носом нельзя выходить на улицу – все будут его разглядывать и смеяться. Осенью, зимой и весной я носила шарфы и заматывала ими пол-лица, чтобы закрыть огромный нос. Только тогда я чувствовала себя спокойно. А всем говорила, что у меня хроническая ангина (не знаю, бывает ли такая). Сейчас, когда я выросла, я вижу, что нос у меня самый обычный и не стоило так переживать. Но иногда я по привычке втягиваю его абсолютно автоматически».

    У девушек самооценка в большей степени зависит от оценки привлекательности своего лица и тела, у юношей – от оценки эффективности тела, то есть от спортивных умений.
    «Уроки физкультуры были для меня настоящим мучением. За одну четверть, к ужасу мамы, я «потерял» три или четыре физкультурные формы. Это на какое-то время избавляло меня от насмешек одноклассников. Двойка казалась ерундой по сравнению с тем, чего мне удавалось таким образом избежать. Не только на уроке, но и в раздевалке после урока (и особенно – в раздевалке) я становился объектом не только двусмысленных шуток, но и откровенного унижения. Как же я ненавидел себя и своих одноклассников за то, что не умею подтягиваться! Конечно, я потом всему научился. Но мог научиться гораздо раньше, если бы не этот липкий страх каждый раз и ощущение множества насмешливых глаз, которые на тебя смотрят и ожидают твоей неудачи. Даже теперь в сложные моменты я иногда теряю уверенность и напоминаю себе того беспомощного толстого подростка на турнике».
    П сихологи уже давно обнаружили взаимосвязь между самооценкой своей внешности у подростков и другими важными личностными особенностями.

    Психологи считают, что есть два основных мифа, определяющих эгоцентричное поведение подростков и их сосредоточенность на оценке собственной внешности.
    Первый – миф о собственной исключительности. Этот миф заставляет подростка верить в уникальность и неповторимость своих переживаний, своего опыта. Обратной стороной уникальности всегда является чувство одиночества: «Меня никто не понимает», «Никто не может любить так, как я», «Никто не может страдать так, как я», «Ни у кого нет таких проблем, как у меня».
    Понимание универсальности человеческих переживаний (при безусловной уникальности каждой отдельной личности) болезненно и спасительно одновременно: ведь если кто-то переживал что-то подобное – значит, он может понять тебя и разделить твою боль, он может помочь.
    Второй миф – это миф о воображаемой аудитории.
    «Сегодня на уроке психолог говорила нам о нас самих – о подростках. Много всего. Например, рассказала про «воображаемую аудиторию». Будто подросткам кажется, что они в жизни – как на сцене: все на них смотрят и все их оценивают.
    Я сейчас немного растеряна. Получается, что я просто приписываю другим людям намерение меня рассмотреть и оценить. А на самом деле другие люди думают не обо мне, а о себе. И даже если делают какие-то замечания про внешность, то не для того, чтобы обидеть, а потому, что за свою внешность волнуются и поэтому у других недостатки высматривают. Но я все-таки думаю, что мои недостатки очень людям в глаза бросаются».
    Именно чрезмерная озабоченность собой приводит подростков к тому, что им кажется, будто и других в такой же степени волнует их внешность или поведение.

    Подростковый возраст – это еще и время экспериментов с собственной внешностью. Что скрывается за многократно перекрашенными волосами, немыслимыми прическами, пирсингом, оригинальной одеждой и ярким макияжем? Только ли испорченность подростков и их стремление во что бы то ни стало выделиться из толпы или подчеркнуть свою принадлежность к определенной группе?
    Психологический смысл экспериментов с собственной внешностью – в поиске собственного образа; через изменения внешности подросток ищет и раскрывает свою идентичность (свое Я). Внешний вид подростка (да и взрослого человека тоже) – это своеобразное послание миру о том, кем он хочет быть. Но у взрослого человека образ себя, как правило, уже сложившийся, а у подростка – только формирующийся. Поэтому взрослым, вводя правила, касающиеся одежды и причесок, следует помнить, что всегда остается риск их нарушения теми подростками, которые активно ищут свой образ или используют свою внешность именно как орудие протеста против правил, установленных взрослыми. (И дело здесь тогда уже не во внешности, а в способе взаимодействия взрослых и подростков и их умении обсуждать проблемы и договариваться.)
    «Даже когда ввели школьную форму, мы все равно старались внести в этот скучный костюм хоть капельку индивидуальности: укоротить юбку, подшить кружева, надеть под пиджак что-то яркое. И мы все равно красились, даже когда директор запретила косметику. Я красилась потому, что без карандаша у меня совсем невыразительные глаза и я начинала себя ужасно чувствовать на уроке. А с подведенными глазами я была уверена в себе и даже отвечала гораздо лучше».
    «Когда я сталкивался с правилами, мне ужасно хотелось сделать все наоборот. Учителя боялись, что я плохо влияю на других ребят. Я был единственный в классе, кто носил длинные волосы. А потом я их покрасил в два цвета – черный и белый. И все думали, что я просто издеваюсь над учителями. Ну, отчасти мне хотелось их немного позлить. И был только один учитель, которому я мог рассказать, что черное и белое – это внутри меня. Это как ангелы и черти, как добро и зло, а тебя тянет в обе стороны сразу. Когда ты не можешь понять, какой ты на самом деле – примерный сын своих родителей или уличный хулиган? Лучший спортсмен школы или прогульщик? Хам или тихоня? И непонятно было, как в себе это примирить, как прекратить эту внутреннюю борьбу. Потом я успокоился и покрасил волосы обратно».

    Отечественный психолог А.А. Леонтьев описал эксперимент, в котором проявился так называемый «эффект ореола». В ходе эксперимента педагогам предлагалось оценить личные дела учеников. Перед ними ставилась задача определить на основании личных дел учащихся уровень развития их интеллекта, отношение родителей к школе, планы учащихся на дальнейшее продолжение образования и отношение к нему сверстников. При этом всем участникам эксперимента давалось одно и то же личное дело, но к нему прикладывались разные фотографии с заведомо приятными и заведомо неприятными лицами оцениваемых школьников. Выяснилось, что привлекательным детям учителя приписывали более высокий интеллект, намерение продолжить образование, родителей, больше занимающихся их воспитанием, и более высокий статус среди сверстников.

    К сожалению, негативная оценка своей внешности у подростков может быть спровоцирована неосторожными замечаниями окружающих. Не застрахованы от субъективности и учителя.
    Как правило, со временем подростки перерастают эксперименты над собственной внешностью; недовольство собой тоже остается в прошлом.
    Однако иногда случается так, что критическое отношение к своей внешности приобретает болезненный характер. Для таких состояний итальянским психиатром и психологом Э.Морзелли был предложен термин дисморфофобия.

    Основные симптомы дисморфофобии, свидетельствующие о болезненном характере страхов:

      симптом зеркала – постоянное, навязчивое разглядывание себя в зеркале с целью убедиться в наличии или отсутствии «дефекта» и попытаться найти положение и поворот лица, скрывающие недостаток;

      симптом фотографии – избегание или категорический отказ от фотографирования, уничтожение своих фотографий с целью сокрытия дефекта.

    При дисморфофобиях могут возникать и другие поведенческие признаки: например, попытки скрыть реальный или мнимый дефект с помощью чрезмерного количества косметики или с помощью одежды, ощущение неловкости в обществе, навязчивый поиск информации о способах устранения недостатка и т.д. Чаще всего недовольство вызывают состояние кожи, рост, вес, черты лица и формы тела.
    Опасность заключается в том, что «незначительное» расстройство, которое «только лишь» отравляет жизнь, может перерасти в серьезное заболевание, при котором идея физического недостатка превращается в самый настоящий бред. В таких случаях представление больного о себе абсолютно не соответствует действительности и не поддается разубеждению. К сожалению, случаются даже попытки самоубийств на фоне сильных депрессивных переживаний. Поэтому очень важно вовремя заметить опасность и обратиться за профессиональной психиатрической помощью. Своевременно начатое лечение обычно приводит к хорошим результатам.
    Серьезные психические расстройства, связанные с недовольством собственной внешностью, встречаются все-таки реже «обычных» подростковых переживаний.
    Как помочь недовольным собой подросткам?
    Подростку с низкой самооценкой полезна помощь психолога: есть много способов, помогающих изменить отношение к себе и начать уважать и любить себя.

    «Я психологу честно про свои проблемы рассказала – что я себе не нравлюсь, что я толстая, уродливая, что даже жить не хочется. Она мне несколько заданий дала – что-то вроде тестов, но только надо было не на вопросы отвечать, а рисовать, а потом уже она мне объяснять стала.
    Получается, что моя проблема – в низкой самооценке. То есть, как я поняла, это не я плохая, а я плохо к себе отношусь, особенно к внешности.
    Она объяснила, что это только в детстве самооценка от родителей зависит, пока ребеночек маленький. А потом он уже сам себе хозяином становится и самооценку можно исправить. Есть даже специальные упражнения для этого. Вот, например, наше первое упражнение.
    Надо сделать таблицу, в левой части написать негативные утверждения о себе (те, которые из-за низкой самооценки). А потом труднее – в правой части надо напротив каждого негативного утверждения написать прямо противоположное, хорошее. Например, слева написано «я толстая» – значит, справа пишем «у меня хорошая фигура». Слева написано «я некрасивая» – справа пишем «у меня вполне приятная внешность». Ну и так далее. Потом левый список можно выкинуть, а правую колонку читаем себе два раза в день…
    Конечно, от этих упражнений моя кожа лучше не стала и фигура, в общем, такая же. И они (кожа и фигура) мне не очень нравятся. Странно, но сейчас я могу об этом спокойно думать и писать. Таблетки «похудательные» я решила не пить. В спортзал тоже не пойду. Интересно, как я могла забыть, но я ведь всегда хотела танцевать! Так что с завтрашнего дня я иду на танцы. Еще прочитала на сайте, что для фигуры хорошо плавание. Надо взять абонемент в бассейн! Буду себя любить и меняться потихоньку».

    Из дневника восьмиклассницы*

    Х орошо, когда рядом оказывается тактичный, понимающий взрослый, который поможет подростку разобраться в себе и в причине своих переживаний, снизить их напряженность и подсказать выход. Для подростка очень важна позитивная оценка его внешнего вида: ему нужно чаще говорить о достоинствах его внешности, о том, что он красивый (милый, привлекательный, симпатичный, обаятельный).
    Теплое и принимающее отношение взрослых поможет даже не очень привлекательному ребенку вырасти счастливым.

    Статья подготовлена при поддержке информационного портала «Babyblog».Если вы ищете советы по уходу за ребенком или хотите сшить своему чаду интересный костюм, то лучшим решением окажется информационный портал «Babyblog». На сайте, расположенном по адресу «www.Babyblog.Ru», вы сможете найти советы как сшить , а также другую интересующую вас информацию. Информационный портал «Babyblog» постоянно пополняется интересными статьями, насыщенными фактами и полезными советами.