Проблема формирования потребности в зож в современной научной литературе. Доклад - Формир потребности ЗОЖ.doc - Доклад "Формирование потребности здорового образа жизни: возможности образовательного процесса и внеурочной деятельности"

Известно, что кризис здоровья детей, подростков и молодежи в России угрожает национальной безопасности, экономическому и социальному развитию, обороноспособности страны. Масштабы и последствия нарушения здоровья новых поколений населения огромны. Эти проблемы лежат в сфере жизненных интересов общества, семьи, личности .

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) является основой профилактики заболеваний и укрепления здоровья детей и подростков. Современная концепция ЗОЖ определяет его как осознанное в своей необходимости постоянное выполнение гигиенических правил укрепления и сохранения индивидуального и общественного здоровья.

Для младших школьников основными составляющими элементами ЗОЖ являются рациональное питание, двигательная активность, общеукрепляющие и антистрессовые мероприятия, полноценный отдых, высокая медицинская активность. В современных сложных социально-экономических условиях отсутствие этих элементов в поведении значительной части школьников является фактором риска возникновения заболеваний .

Учитывая состояние здоровья детей младшего школьного возраста, в последние годы в стране значительно активизировалась работа по созданию здоровьесберегающей системы образовательного учреждения, направленной на формирование у детей навыков здорового образа жизни .

Обучающий аспект этой системы включает в себя:

· освоение учебных программ по здоровому образу жизни;

· освоение пособий для педагогов и учащихся;

· создание методической библиотечки для педагогов разных категорий по проблемам здорового образа жизни;

· обучение педагогов общеобразовательных школ активным методам формирования навыков здорового образа жизни и др.

Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Решить ее поможет систематическое образование подрастающего поколения в области здоровья и здорового образа жизни. Современные взгляды на данную проблему показывают, что здоровье каждого человека, прежде всего, зависит от усилий, которые он прилагает для укрепления своего здоровья, и никакие врачи, никакие лекарства не помогут, если сам человек нарушает нормы ЗОЖ .

Известно, что здоровые привычки формируются с самого раннего возраста ребенка. Поэтому роль и значение семьи, семейного воспитания в этом процессе трудно переоценить. Родителям необходимо ежедневно, изо дня в день, незаметно и неуклонно вести воспитание своего ребенка, чтобы он осознал необходимость укрепления здоровья и научился этому искусству. Чтобы успешно справиться с этой задачей, родители должны иметь определенную теоретическую и практическую подготовку в этих вопросах. Наука предлагает им следующие принципы, на которых строится воспитание здорового образа жизни детей:

1. Системный подход.

· Человек представляет собой сложную систему. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально - волевую сферу, если не работать с нравственностью ребенка.

· Успешное решение задач воспитания ЗОЖ возможно только при объединении воспитательных усилий школы и родителей.

2. Деятельностный подход.

Культура в области здоровья и здорового образа жизни осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями. Необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути .

3. Принцип "Не навреди"!

Предусматривает использование в работе только безопасных приемов оздоровления, научно признанных и апробированных тысячелетним опытом человечества и официально признанных.

4. Принцип гуманизма.

В воспитании в области здоровья и ЗОЖ признается самоценность личности ребенка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности .

Приоритетным направлением воспитания в области здоровья должно быть формирование нравственных качеств ребенка, которые являются фундаментом здоровья. Для этого необходимо развивать в нем доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремленность, смелость, оптимистическое отношение к жизни, чувство радости существования, способность чувствовать себя счастливым, верить в собственные силы и доверять миру.

Для формирования этих качеств необходимы душевная гармония, адекватная положительная самооценка, которые возникают, если ребенок свободен от чувства тревоги и страха, живет с уверенностью в своей защищенности и безопасности. Важно, чтобы по мере освоения культуры здоровьесбережения у каждого ребенка формировались чувства нежности и любви к самому себе, настроение особой радости от понимания своей уникальности, неповторимости, безграничности своих творческих возможностей, чувство доверия к миру и людям .

Организуя образование в области здоровья, нужно помнить:

· если ребенка часто подбадривают - он учится уверенности в себе,

· если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить,

· если ребенку удается достигать желаемого - он учится надежде,

· если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.

Не менее важно для сохранения здоровья развивать у вашего ребенка способность рассматривать себя и свое состояние со стороны, понимать свои чувства и причины их возникновения. Самонаблюдение и самоанализ формируют желание самосовершенствоваться, позволяют ребенку видеть и развивать свои личностные возможности, повышать свой интеллектуальный потенциал.

Необходимо формировать у ребенка нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Чтобы мотивировать его на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни, личный пример родителей.

Мощным источником формирования ЗОЖ детей является физическая культура. Стратегия занятий исходит из того, что удовольствие от двигательной активности перерастает в привычку, а от нее в потребность .

Важная задача, которую необходимо решить, осуществляя воспитание в области здоровья и ЗОЖ, заключается в формировании основ личной гигиены: овладения навыками ухода за телом, приемами самомассажа, способами закаливания и др. Не менее важно, чтобы ваш ребенок овладел навыками психопрофилактики, саморегуляции и активизации резервных возможностей своего организма. Для этого необходимо развивать и совершенствовать у него функции анализаторных систем (слух, зрение, тактильное чувство и др.), учить навыкам произвольного контроля за дыханием, мышечным тонусом, воображением, способствовать становлению "внутреннего наблюдателя" в сознании ребенка (внутреннее Я), формировать умения выражать свои чувства с помощью слов, мимики, жестов и др. Осваивая эти знания и умения, ребенок учится управлять своими эмоциями и умственной деятельностью. Это улучшает психологическое самочувствие в школе, способствует более успешному обучению.

Воспитание в области здоровья предусматривает формирование у ребенка понимания мужественности и женственности и соответствующих этому качеств: в мальчиках - силы, ловкости, выносливости, воли, уважения к девочкам, как к будущим матерям и хранительницам домашнего очага, желания им помочь, защитить, а в девочках - пластичности, легкости, отзывчивости, терпимости .

Воспитание в области здоровья служит укреплению всей семьи. Ребенок должен узнать лучшие семейные российские традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Надо развивать интерес к профессиональной и бытовой деятельности членов семьи, формировать понимание их социальной значимости, вызвать потребность с гордостью рассказывать о своих бабушках, дедушках, родителях, о добрых традициях своей семьи .

Эффективность решения оздоровительных задач здоровьеформирующего воспитания можно определить по динамике физического состояния ребенка, по уменьшению заболеваемости, по формированию его умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми, по проявлениям сострадания, стремления помочь окружающим, по снижению уровня тревожности и агрессивности, по отношению к собственному здоровью.

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность.

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения.

Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.

Следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно - правовыми документами, как Закон РФ "Об образовании" (ст.51), "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", а также Указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации" и др.

Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

занятия физкультурой, прогулки.

рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна

Правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья. Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма, в предупреждении и лечении многих заболеваний.

Следующий фактор здорового образа жизни - закаливание. Практически всем известно изречение: "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья". И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды - переохлаждению и перегреву. Закаливание - эффективное средство укрепления здоровья человека. Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении ряда принципов:

Постепенность;

Систематичность;

Комплексность;

Учет индивидуальных особенностей.

Психическая закалка стимулирует и физиологические защитные механизмы: иммунитет, функцию эндокринных желез, Говоря о положительных эмоциях, следует также помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье

дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды

бережное отношение к окружающей среде, к природе

медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций

формирование понятия "не вреди себе сам"

Физкультурно-оздоровительная деятельность включает в себя:

Создание системы двигательной активности в течение дня:

утренняя гимнастика (ежедневно);

физкультурные занятия (3 раза в неделю);

музыкально - ритмические занятия (2 +2 раза в неделю);

прогулки с включением подвижных игр;

оздоровительный бег (ежедневно);

пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)

зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика на соответствующих занятиях

оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);

физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);

эмоциональные разрядки, релаксация;

ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение);

спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз месяц)

Необходимость поддержания и укрепления здоровья детей.

Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой. Эти знания дети приобретают на специальных занятиях в нашем детском саду.

Задачи работы по формированию здорового образа жизни дошкольников:

формировать представления о том, что быть здоровым - хорошо, а болеть - плохо; о некоторых признаках здоровья;

воспитывать навыки здорового поведения: любить двигаться, есть побольше овощей, фруктов; мыть руки после каждого загрязнения; не злиться и не волноваться; быть доброжелательным; больше бывать на свежем воздухе; соблюдать режим;

помочь овладеть устойчивыми навыками поведения;

развивать умение рассказывать о своем здоровье, здоровье близких;

вырабатывать навыки правильной осанки;

обогащать знания детей о физкультурном движении в целом;

развивать художественный интерес

Задача сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста является главной в работе детского сада.

Поэтому особенно важно формировать у них с дошкольного возраста заинтересованное отношения к своему здоровью. Исходя из этого, целью нашей деятельности является: формирование культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Реализацию цели осуществляю через решение следующих задач:

формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;

создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;

обеспечение физического и психического благополучия;

содействовать сохранению и укреплению здоровья детей;

воспитывать сознательную установку на ведение здорового образа жизни;

сформировать здоровьесберегающие навыки и привычки.

В своей работе мы опираемся на “Программу воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М.А.Васильевой, главной задачей которой является сохранение и укрепление здоровья детей, формирование заинтересованного отношения к своему здоровью.

Считаю важным сформировать у детей адекватные представления об организме человека (о строении собственного тела); помочь им создать целостное представление о своем теле; научить слышать и слушать свой организм; осознать самоценность своей жизни и ценность жизни другого человека; формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни; привить навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников; развивать охранительное самосознание, оптимистическое миро- и самоощущение, воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли.

Отталкиваясь от поставленных мною целей и задач, организовала развивающую предметную среду. Среда, окружающая детей в группе, обеспечивает безопасность жизни, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма детей, а также удовлетворяет врожденную потребность детей в движении, которое служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нем, а также средством всестороннего развития дошкольника.

Зона обучения - хорошо освещена, в ней размешены столы, где проходят занятия. Столы располагаются по кругу, т.е. так чтобы педагог работал "не над", а "вместе" с детьми. Функциональная роль этой зоны - обучающая, релаксационная. Дети находятся здесь не только на занятии, но и могут организовать игры, отдохнуть. В течение дня здесь проходят пальчиковая гимнастика (способствующая нервно-психическому развитию) и дыхательные упражнения.

Зелёная лаборатория создана для развития у детей познавательного интереса к исследовательской деятельности и способствует формирования научного мировоззрения. Здесь же находится центр "воды и песка". Дети с удовольствием обследуют песок, познавая его свойства, плещутся в воде, открывая её тайны. Игры детей с водой способствуют улучшению дыхания, закаливанию организма (кисти рук, также, как и стопы, являются зонами теплообменниками; через эти зоны проходит 70% тепла; температура воды должна быть не ниже 28 градусов). Функциональная роль центра - познавательная, оздоровительная. В лаборатории разбиваем "огород на подоконнике" - где круглый год выращиваем лук, укроп, петрушку, использую затем всё это в рационе питания детей, тем самым, повышая запас витаминов.

Все известные педагоги с древности и до наших дней отмечают: движение - важное средство воспитания. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Движения - первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребенка. Условия жизни детей в детском саду следует рассматривать как фундамент, на котором закладывается строительство личности малыша. Отправной точкой служит следующее: все, что есть в детском саду (в помещениях, на территории), должно быть приемлемо для ребенка и ни в коей мере не должно наносить ущерб его здоровью и благополучию (физическому, психическому, социальному).

Двигательная активность способствует повышению умственной работоспособности, речевому развитию, полноценному формированию произвольных движений и действий, лежащих в основе двигательного поведения человека. Именно прогресс в развитии движений (двигательного анализатора) в большой мере определяет прогресс развития функций мозга человека. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг ребенка, тем интенсивнее идет его развитие. Кроме того, ребенок может осуществлять непрерывную деятельность в течение 12 – 15 минут, после чего необходим отдых или смена деятельности. А вынужденную статическую позу ребенок старшего возраста может сохранять в течение 3 – 4 минут, после чего необходима ее смена. Исходя из этого, проводя учебные занятия, я стараюсь организовать детей так, чтобы их динамическая поза во время занятия менялась на всем его протяжении – дети сидят за столом, полукругом на стульях, на ковре и т.д. Также во время занятий использую разнообразные формы организации детей – они работают в паре, индивидуально и коллективно. Кроме того, учитывая небольшую протяженность непрерывной деятельности детей, во время занятий проводятся физкультминутки, динамические паузы. Их тематика соответствует теме занятия.

Кроме того, я стараюсь наполнить жизнь детей движением не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Составила картотеку подвижных игр и упражнений, и постоянно использую их в работе с детьми.

Ежедневно организую пальчиковые игры, т.к. они позволяют удовлетворить потребность в движении не только крупных мышц, но и более мелких (пальцев рук). Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Широко использую пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках. На занятиях, в утренний отрезок времени, в играх предлагаю детям выполнять упражнения с предметами: прищепками, пробками, счетными палочками, пуговицами, мячами-ежиками, платочками и т.д. Гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребенка. В группе имеются картотеки пальчиковых игр, различные предметы и массажеры для выполнения упражнений.

Таким образом, я забочусь об удовлетворении двигательной активности во время занятий и в свободной деятельности детей, а движения для ребенка – это путь не только к здоровью, но и к развитию интеллекта.

Для укрепления здоровья детей применяю также различные методы закаливания. Один из наиболее популярных - хождение по солевым дорожками после дневного сна. Этот режимный момент у нас в группе превращен в веселую игру – упражнения на индивидуальных и общих массажных ковриках сопровождаются различными потешками. Так же детям очень нравится обливание рук до локтя водой комнатной температуры. Так как дети иммуно-ослабленные, я в своей работе использую щадящее закаливание.

Что такое массаж, знают многие. Слово массаж происходит от арабского слова масс – касаться. Благоприятное воздействие массажа на организм переоценить невозможно. Массаж является одним из средств лечебно-профилактической работы. И еще очень важно – массаж не требует особого дорогостоящего оборудования. Как же сделать, чтобы благотворное действие массажа наиболее полно влияло на здоровье и самочувствие каждого ребенка? Я решила обучить каждого ребенка самомассажу. Разные виды самомассажа подобрала с учетом возраста, возможностями детей и условиями детского сада. Многие комплексы самомассажей имеют игровую форму, упражнениям даны названия, понятные детям. Каждому виду массажа определено время в режиме дня.

На лице любого человека расположены массажные зоны, связанные с регуляцией иммунитета и закаливанием организма (разработки А.А.Уманской). Локальное воздействие на эти зоны мы называем точечным массажем. Он включает в себя пять основных зон: на лбу (середина лба), у внутренних концов бровей (параллельно), у крыльев носа (параллельно), у уголков рта (параллельно) и между большим и указательным пальцами (сначала на одной руке, затем на другой). Эти точки доступны детям с 4–5-летнего возраста.

Также использую массаж «Пять маленьких лекарей». Это самомассаж пальчиков. На зонах пальцев есть представительство всего организма: массаж большого пальца способом растирания повышает деятельность головного мозга, указательного – деятельность желудка, среднего – положительно влияет на работу кишечника, безымянного – нормализует функцию печени, мизинца – стимулирует работу сердца. Самомассаж доступен всем, даже малышам, а это здорово! И, конечно, - здоровье!

Во время занятий широко использую музыку. Использование музыки в физкультурной деятельности делает ее увлекательной и эффективной. Она поднимает настроение, организует движение детей и облегчает в ряде случаев их усвоение. Музыка способствует улучшению осанки, придает движениям выразительность, способствует развитию их точности, координированности.

Особое внимание стараюсь уделять прогулке детей. На прогулках проводятся различные игры с водой, дыхательные упражнения, ходьба босиком, солнечные ванны.

Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье. Поэтому, положительных результатов при решении поставленных задач ложно достигнуть, если в группе создано сообщество дети - родители - педагог.

Проводятся беседы с родителями о влияние образа жизни на состояние здоровья;

на собраниях рассказываю о значении движений в жизни детей дошкольного возраста;

на общих родительских собраниях с привлечением специалистов учреждения: инструктора по физической культуре, логопеда, муз. руководителей, врача, ст. медсестры, ст. воспитателя рассказываем о наших планах, задумках и возникающих проблемах;

оформила уголок здоровья для родителей с рекомендациями и медицинскими советами по оздоровлению, где ежемесячно вывешиваются листы здоровья, откуда родители узнают о том, что индекс здоровья у наших детей повышается;

проводим анкетирование по ЗОЖ.

Результаты анкетирования говорят о том, что наших родителей очень волнует состояние здоровья детей, и они готовы быть нашими помощниками и союзниками. Это приводит к тесному контакту в работе с родителями, т. к. только родители могут донести до нашего сведения те особенности ребенка, которые он проявляет в домашней обстановке, ведь не секрет, что в нашей практике встречаются такие дети, которые по-разному ведут себя в детском саду и дома.

Я убедилась, что внедрение здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс способствует сохранению и укреплению здоровья детей, а также их интеллектуальному развитию. У детей сформированы здоровьесберегающие навыки и привычки. Все это благоприятно влияет на рост и развитие детского организма. Позволяет системно решать сложный вопрос сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, формирование здорового образа жизни.

Основной идеей Концепции формирования здорового образа жизни в системе непрерывного образования является развитие физического и психического здоровья подрастающего поколения, что станет важным компонентом философского гуманистического образования, необходимого для решения задачи понимания ценности жизни каждого человека в общей системе мироздания.

Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, то оздоровительную направленность должна иметь вся жизнедеятельность ребёнка в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). А в первую очередь принципу оздоровительной направленности должна отвечать организация физического воспитания дошкольников.

Следует отметить, что сохранению и укреплению здоровья способствует система здоровьесберегающих форм жизнедеятельности человека - здоровый образ жизни, который закладывается с раннего возраста. На формирование системы знаний и умений в области познания ребенка самого себя, своих возможностей и способов их развития наибольшее влияние оказывают образовательные учреждения, на которые возлагаются задачи по формированию культуры здорового образа жизни, исходя из социальных основ здоровья и осознания ответственности обществаза здоровье детей.

Осуществление оздоровительной направленности физического воспитания дошкольников будет эффективным если:

У дошкольников сформированы знания об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности) и эмоционально-положительное отношение к данным элементам, а также умение реализовывать их в поведении и деятельности;

Педагоги в доступной форме доносят иформацию дошкольникам об основах здорового образа жизни и формируют на этой базе эмоционально-положительное отношения к данному процессу;

Организовано сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи, основанного на единстве воспитательного взаимодействия.

Третий год жизни малыша - завершающий период раннего детства. Он имеет свои, только этому году присущие, возрастные особенности. В этот период замедляется интенсивность физического развития, столь характерная для первых двух лет. За счет ускоренного роста рук и особенно ног изменяются пропорции тела. Меняется осанка, дети становятся стройнее. У них четче выражена мускулатура; в результате развития мелких мышц кистей и пальцев, совершенствуется точность движений. Хрящевая ткань усиленно заменяется костной. Интенсивно растут кости черепа, кистей и стоп. Но интенсивность роста в длину снижается, однако возможны индивидуальные колебания. В: среднем за год масса тела возрастает на 2 кг, длина тела увеличивается на 7-8 см. К 3 годам масса тела ребенка достигает, как правило, 14,8-15,0 кг, длина тела 95-96 см, окружность грудной клетки 52 см.

На третьем году жизни заканчивается прорезывание молочных зубов. После 2 лет абсолютные и относительные величины годичных приростов тотальных размеров тела уменьшаются

В возрасте от 3 до 3,5 лет наблюдается ускоренное развитие физических качеств, связанное с расширением объема движений. Это первый критический период в развитии двигательной функции.

Младший дошкольный возраст - это период активного совершенствования качества движений, которыми овладел ребенок на предыдущих этапах. Более координированными становятся движения рук и ног, исчезают лишние движения, которые ребенок делал раньше. В этом возрасте дети овладевают, всеми видами основных движений таких, как ходьба, бег, лазание, метание, бросание, прыжки.

Самое раннее из определений здоровья - определение Алкмеона, имеет своих сторонников вплоть до сегодняшнего дня: "Здоровье есть гармония противоположно направленных сил". Цицерон охарактеризовал здоровье как правильное соотношение различных душевных состояний. Стоики и эпикурейцы ценили здоровье превыше всего, противопоставляя его энтузиазму, стремлению ко всему неумеренному и опасному. Эпикурейцы считали, что здоровье - это полное довольство при условии полного удовлетворения всех потребностей. Согласно К.Ясперсу, психиатры рассматривают здоровье как способность реализовать "естественный врожденный потенциал человеческого призвания". Существует и другие формулировки: здоровье - обретение человеком своей самости, "реализация Я", полноценная и гармоничная включенность в сообщество людей. Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 2007, 269 с. с. 114 К. Роджерс также воспринимает здорового человека как подвижного, открытого, а не постоянно использующего защитные реакции, независимого от внешних влияний и опирающегося на себя. Оптимально актуализируясь, такой человек постоянно живет в каждый новый момент жизни. Этот человек подвижен и хорошо приспосабливается к меняющимся условиям, терпим к другим, эмоционален и рефлексивен.

Ф. Перлз рассматривает человека как единое целое, считая, что психическое здоровье связано со зрелостью личности, проявляющейся в способности к осознанию собственных потребностей, конструктивному поведению, здоровой адаптивности и умению принимать ответственность за самого себя. Зрелая и здоровая личность аутентична, спонтанна и внутренне свободна.

З. Фрейд считал, что психологически здоровый человек -- это тот, кто способен согласовать принцип удовольствия с принципом реальности. По К.Г. Юнгу здоровым может быть человек, ассимилировавший содержание своего бессознательного и свободный от захвата каким-либо архетипом. С точки В. Райха невротические и психосоматические нарушения трактуются как следствие застоя биологической энергии. Следовательно, здоровое состояние характеризуется свободным протеканием энергии.

В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения определение понятия здоровье: “…состояние полного, физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

По мнению С.В. Попова “Если вдуматься в это определение, то можно сделать вывод, что абсолютное здоровье является абстракцией и кроме того, что это определение изначально исключает людей, имеющих какие-либо (врожденные или приобретенные) физические дефекты, даже в стадии компенсации”. Попов С.В. Валеология в школе и дома // О физическом благополучии школьников. СПб, 2007. с. 136

В 1968 году ВОЗ приняла следующую формулировку: “Здоровье - свойство человека выполнять свои биосоциальные функции в изменяющейся среде, с перегрузками и без потерь, при условии отсутствия болезней и дефектов. Здоровье бывает физическим, психическим и нравственным».

Г.Л. Билич, Л.В. Назарова взяв за основу определение Всемирной Организации Здравоохранения, считают необходимым и оправданным добавить два фактора. Итак, «здоровье - это состояние полного, физического, душевного и социального благополучия и способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней и окружающей среды и естественному процессу сохранения, а также отсутствие болезней и физических дефектов».

В Большой медицинской энциклопедии здоровье трактуется как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешенны с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. В то же время на протяжении своего развития меняет формы взаимодействия с условиями окружающей среды, при этом меняется не столько среда, сколько сам организм.

Академик Н.М. Амосов полагает, что «здоровье организма определяется количеством его, которое можно оценить максимальной продолжительностью органов при сохранении качественных пределов их функций». Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М., 2007 с. 44 В.П. Казначеев трактует здоровье как «процесс (динамическое состояние) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни».

Прав академик Ю.П. Лисицын, что «здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта, оно - состояние, которое позволяет человеку вести неестественную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, то есть испытывать душевное, физическое и социальное благополучие».

И.И. Брехман, основоположник науки о здоровье - валеологии, определяет здоровье как «способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. - 4-е изд. - М.: Физкультура и спорт, 2004. с. 37

А.Я. Иванюшкин предлагает 3 уровня для описания ценности здоровья: 1) биологический - изначальное здоровье предполагает совершенство саморегуляции организма, гармонию физиологических процессов и, как следствие, минимум адаптации; 2) социальный - здоровье является мерой социальной активности, деятельного отношения человека к миру; 3) личностный, психологический - здоровье есть не отсутствие болезни, а скорее отрицание ее, в смысле преодоления. Здоровье в этом случае выступает не только как состояние организма, но как “стратегия жизни человека”. Иванюшкин А.Я. “Здоровье” и “болезнь” в системе ценностных ориентаций человека // Вестник РАН РФ. 2005. Т.45. №1, с.49-58, №4, с.29-33.

Итак, здоровье рассматривается как интегративная характеристика личности, охватывающая как её внутренний мир, так и всё своеобразие взаимоотношений с окружением и включающая в себя физический, психический, социальный и духовный аспекты; как состояние равновесия, баланса между адаптационными возможностями человека и постоянно меняющимися условиями среды. Причем, его не следует рассматривать как самоцель; оно является лишь средством для наиболее полной реализации жизненного потенциала человека.

Согласно заключению экспертов ВОЗ, если принять уровень здоровья за 100%,то состояние здоровья лишь на 10% зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20% - от наследственных факторов, на 20% - от состояния окружающей среды. А остальные 50% зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

В другом подходе понятие образ жизни рассматривается как интегральный способ бытия индивида во внешнем и внутреннем мире, как “система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды”, где система взаимоотношений человека с самим собой представляет собой сложнейший комплекс действий и переживаний, наличие полезных привычек, укрепляющих природный ресурс здоровья, отсутствие вредных, разрушающих его.

А.М. Изуткин и Г.Ц. Царегородцев структуру образа жизни представляют в виде следующих элементов: “1) преобразовательная деятельность, направленная на изменение природы, общества и самого человека; 2) способы удовлетворения материальных и духовных потребностей; 3) формы участия людей в общественно политической деятельности и в управлении государством; 4) познавательная деятельность на уровне теоретического, эмпирического и ценностно-ориентированного знания; 5) коммуникативная деятельность, включающая общение между людьми в обществе и его подсистемах (народ, класс, семья и др.); 6) медико-педагогическая деятельность, направленная на физическое и духовное развитие человека”. Ю.П. Лисицын, Н.В. Полунина, Е.Н. Савельева и др. предлагают такие составные части (аспекты) образа жизни, как производственная, общественно-политическая, внетрудовая, медицинская активность . Лисицын Ю.П., Полунина И.В. Здоровый образ жизни ребенка. М., 2006.

Другие авторы в понятие образ жизни включают трудовую деятельность человека, социальную, психоинтеллектуальную, двигательную активность, общение и бытовые взаимоотношения, привычки, режим, ритм, темп жизни, особенности работы, отдыха и общения.

Образ жизни - тип жизнедеятельности людей обусловленный особенностями общественно-экономической формации. Основными параметрами образа жизни являются труд (учеба для подрастающего поколения), быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления. Если их организация и содержание способствуют укреплению здоровья, то есть основание говорить о реализации здорового образа жизни, который можно рассматривать как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие индивида с окружающей средой.

Мы считаем прав, говоря об образе жизни С.В.Попов, что следует помнить о том, что хотя он в значительной степени обусловлен социально-экономическими условиями, в то же время во многом зависит от мотивов деятельности конкретного человека, от особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей. Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни. Попов С.В. Валеология в школе и дома // О физическом благополучии школьников. СПб, 2004. с. 196

Уровень жизни - это в первую очередь экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека. Под качеством жизни понимают степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социальная категория). Стиль жизни характеризует поведенческие особенности жизни человека, то есть определенный стандарт под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория).

Здоровье человека будет в первую очередь зависеть от стиля жизни, который в большей степени носит персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями (менталитете) и личностными наклонностями (образ).

Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни; это понятие положено в основу валеологии. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

В западной и русской науке проблему здорового образа жизни затрагивали такие врачи и мыслители как Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Х. Де Руа, Ж. Ламетри, П. Ж. Ж. Кабанис, М. Ломоносов, А. Радищев. Васильева О.С., Журавлева Е.В. Исследование представлений о здоровом образе жизни // Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону, 2005, Вып.9. с. 422

Б.Н. Чумаков охарактеризует здоровый образ жизни, как «активная деятельность людей, направленная, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом должно учитываться то, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями». Чумаков Б.Н. Валеология. Избранные лекции. М., 2004. с. 213

С.В. Попов выделяет биологические и социальные принципы ЗОЖ. Биологические принципы характеризуются следующим: образ жизни должен быть возрастным, обеспечен энергетически, укрепляющим, ритмичным, аскетичным.

Социальные принципы предъявляют к образу жизни следующие требования: он должен быть эстетичным, нравственным волевым, самоограничительным.

Однако образ жизни людей не может быть одинаковым, так как все мы исходно различны. Известно, что здоровым считается такой образ жизни, который приводит человека к оптимальным продолжительности и качеству жизни. Это возможно только тогда, когда человек действительно заинтересован в своем здоровье и способен им управлять.

Для сохранения и восстановления здоровья недостаточно пассивного ожидания, когда природа организма раньше или позже сделает свое дело. Человеку самому необходимо совершать определенную работу в данном направлении. Но, к сожалению, большинством людей ценность здоровья осознается только тогда, когда возникает серьезная угроза для здоровья или оно в значительной степени утрачено, вследствие чего возникает мотивация вылечить болезнь, вернуть здоровье. А вот положительной мотивации к совершенствованию здоровья у здоровых людей явно недостаточно. И.И. Брехман выделяет две возможные причины этого: человек не осознает своего здоровья, не знает величины его резервов и заботу о нем откладывает на потом, к выходу на пенсию или на случай болезни. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. Л., 2005. 125 с. с. 84 Вместе с тем, здоровый человек может и должен ориентироваться в своем образе жизни на положительный опыт старшего поколения и на отрицательный - больных людей. Однако, такой подход действует далеко не на всех и с недостаточной силой. Очень многие люди своим образом и поведением не то, что способствуют здоровью, а разрушают его.

Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. И выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как и индивидуального, так и общественного здоровья.

Формирование потребностей в здоровом образе жизни


Здоровый образ жизни (ЗОЖ) является комплексом оздоровительных мероприятий, обеспечивающий гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого и физического долголетия.


ЗОЖ содержит в себе следующие основные элементы:- личную гигиену, - рациональное питание,- отказ от вредных привычек,- закаливание,- оптимальный двигательный режим.


Личная гигиена включает в себя рациональный суточный режим, уход за телом и полостью рта, гигиену одежду и обуви. Знание правил личной гигиены необходимо каждому человеку, поскольку их строгое соблюдение способствует укреплению здоровья, повышению умственной и физической работоспособности


Рациональное питание является фактором, во многом определяющим здоровье. Пища представляет собой определенную комбинацию продуктов питания, состоящих из белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды. Суточная потребность в энергии и питательных веществах перекрывается за счет пищи, при этом часть необходимых витаминов образуется в кишечнике.


Вредные привычки не совместимы с занятиями физической культурой и спортом. Курение, употребление алкоголя и наркотиков оказывают пагубное воздействие на здоровье и значительно снижают умственную и физическую работоспособность. Таким образом, для организации здорового образа жизни и улучшения собственного физического состояния и здоровья, необходимо отказаться от вредных привычек и не возвращаться к ним


Закаливание – это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к различным воздействиям окружающей среды (холода, тепла, солнечной радиации, пониженного атмосферного давления)


Недостаточность мышечных движений на производстве и в быту, а также при передвижениях, отрицательным образом сказывается на физиологических функциях организма современного человека. Человек, в принципе, может жить при полном отсутствии движений, но это приводит к атрофии мышц, ухудшению функциональных возможностей сердечно-сосудистой и других систем


Применение системного подхода к формированию у подростков здорового образа жизни и ответственного отношения к собственному здоровью предполагает целый ряд мер и мероприятий, проводимых с детьми


В работе с родителями, предлагаем пользоваться советами и рекомендациями:


Совет 1. Активно участвовать в оздоровлении своего ребенка. Не только рассказывать ему, что нужно делать, чтобы не болеть, но и личным примером показывать полезность для здоровья выполнения правил личной гигиены, утренней зарядки, закаливания, правильного питания.


Совет 2. Научить ребенка неукоснительно соблюдать гигиенические требования к чистоте тела, белья, одежды, жилища.


Совет 3. Приучить ребенка строить свой день, чередуя труд и отдых. Ничто так не вредит нервной системе ребенка, как отсутствие режима дня. Ритм жизни, предусматривающий занятия физическими упражнениями и спортом, прогулки и игры на свежем воздухе, а также полноценное питание и крепкий сон - лучшая профилактика утомления и болезней.


Совет 4. Помогать ребенку овладеть навыками самоконтроля за здоровьем, особенно при выполнении физических упражнений.


Совет 5. Научить ребенка правильно пользоваться естественными оздоровительными факторами - солнцем, воздухом и водой. Воспитывать у ребенка стремление и привычку к закаливанию организма.


Совет 6. Помнить, что в движении - жизнь. Заниматься вместе с ребенком спортом, больше гулять, играть на свежем воздухе. Здоровый образ жизни, культивируемый в семье, - залог здоровья ребенка.


Совет 7. Следить за правильным питанием ребёнка и воспитывать положительное отношение к соблюдению режима питания. Ребенок должен знать, какие продукты полезны, а какие вредны для здоровья.


Совет 8. Научить ребенка элементарным правилам профилактики инфекционных заболеваний:- держаться подальше от тех, кто кашляет и чихает;- не пользоваться чужой посудой или зубной щеткой;- не надевать обувь или головные уборы других детей.Если ребенок болен сам, чихает и кашляет, он должен знать, что надо прикрывать рот и нос маской или платком, не играть с друзьями, выполнять назначения врача.


Совет 9. Познакомить ребенка с правилами безопасного поведения в доме, на улице, на отдыхе и учить его выполнять эти правила, чтобы избегать ситуаций, опасных для жизни.



Спасибо за внимание!!!

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Тармаева Елена Раднаевна. Формирование потребности здорового образа жизни в физическом воспитании старшеклассников на основе блочно-модульного обучения: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.04 / Тармаева Елена Раднаевна; [Место защиты: Бурят. гос. ун-т].- Улан-Удэ, 2010.- 223 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/977

Введение

Глава I. Теоретические основы применения блочно-модульной технологии для формирования потребности в здоровом образе жизни (ЗОЖ) у учащихся старших классов 14

1.1 . Формирование у школьников потребности в здоровом образе жизни - актуальная педагогическая проблема 14

1.2.Психофизиологические особенности детей старшего школьного возраста 34

1.3.Применение блочно-модульной технологии обучения на уроках физической культуры в старших классах для формирования потребности в здоровом образе жизни у учащихся 42

Глава II. Задачи, методы и организация исследования 66

2.1. Задачи исследования 66

2.2. Методы исследования 66

2.2.1. Анализ и обобщение данных научно-методической литературы 67

2.2.2. Анкетирование 69

2.2.3. Педагогическое наблюдение 69

2.2.4. Тестирование физической подготовленности 70

2.2.5. Педагогический эксперимент 72

2.2.6. Комплексный контроль состояния организма учащихся 72

2.2.7. Методы математической статистики 74

2.3. Организация исследования 75

Глава III. Разработка и экспериментальное обоснование модели формирования зож в физическом воспитании старшеклассников на основе блочно-модульного обучения 79

3.1. Предпосылки в вопросах разработки блочно-модульной технологии планирования учебных занятий по физической культуре 79

3.2. Модель формирования потребности в ЗОЖ у старшеклассников: блочно-модульное планирование занятий по физической культуре 88

Глава IV. Результаты педагогического эксперимента 113

4.1. Динамика в уровне физической подготовленности учащихся 113

4.2. Положения и выводы по данным анкетирования и тестирования 122

4.3. Анализ результатов комплексного контроля состояния организма учащихся 132

Заключение 140

Литература 147

Приложение 171

Введение к работе

Актуальность исследования . В последнее время наблюдается заметное снижение уровня здоровья, физического и духовного развития юного поколения (Сухарев А.Г., 1991; Чумаков Б.Н., 2000; Никифоров Г.С., 2003; Харисов Ф.Ф., 2003; и др.). По данным Минздрава РФ, из 6 млн подростков 15-16 лет, прошедших профилактические осмотры, у 94,5% были зарегистрированы различные заболевания. При этом около половины заболеваний ограничивает выбор будущей профессии и почти треть юношей по медицинским показаниям не годится для службы в Вооруженных Силах РФ (Склянова Н.А., Плющ И.В., 2001; Смирнов Н.К., 2005; и др.).

По мнению ряда ученых, одной из основных причин этой отрицательной тенденции является недостаточное внимание к таким вопросам, как физическое воспитание и формирование здорового образа жизни школьников (Гриненко М.Ф., 1988; Нилуашев С., 1993; Исаев И.С., 2001; Бауэр В.Р., 2001; и др.). Современные уроки физической культуры должны способствовать физическому и духовному развитию ребёнка (Евстафьев Б.Р., 1985; Лубышева Л.И., 1992-2006; Глотов Н.К., 1996; Бальсевич В.К., 2003, 2007), поэтому сегодня физическая культура и спорт признаны приоритетными направлениями государственной политики России.

Традиционная система физического воспитания в общеобразовательной средней школе не способствует сохранению, укреплению здоровья учащихся, как следствие - формированию здорового образа жизни. Изучение этой проблемы (формирование здорового образа жизни у современных школьников) позволило выявить ряд противоречий между:

а) заметным снижением уровня здоровья современных школьников и отсутствием у большинства из них потребности в здоровом образе жизни;

б) стремлением части старшеклассников к физическому и духовному саморазвитию и отсутствием соответствующих знаний, навыков и педагогической поддержки;

в) необходимостью процесса формирования здорового образа жизни у современных школьников и практической неготовностью педагогов к системной работе в этом направлении;

г) заказом государства и общества в выпуске из средних общеобразовательных школ физически и духовно развитых, готовых достойно служить Отечеству старшеклассников и неспособностью традиционной школьной системы справиться с данной задачей.

В системе школьного физического воспитания необходимы значительные изменения в содержании и технологии учебно-воспитательного процесса. Безусловно, они должны быть направлены на повышение уровня физического развития, формирование осознанной потребности в здоровом образе жизни у обучающихся. Одним из перспективных направлений в решении этой задачи является применение блочно-модульной технологии обучения. Таким образом, нами была определена тема исследования «Формирование потребности здорового образа жизни в физическом воспитании старшеклассников на основе блочно-модульного обучения».

Объект исследования . Процесс физического воспитания учащихся старших классов средней общеобразовательной школы.

Предмет исследования . Формирование потребности здорового образа жизни в физическом воспитании старшеклассников с использованием блочно-модульной технологии обучения.

Цель исследования – разработать и экспериментально обосновать модель формирования потребности в здоровом образе жизни у старшеклассников в системе занятий по физической культуре в общеобразовательной средней школе на основе блочно-модульного обучения.

Гипотеза исследования . Предполагается, что можно достичь высоких результатов в процессе формирования потребности в здоровом образе жизни у учащихся старшего школьного возраста, если: выявить факторы, способствующие данному процессу; разработать модель планирования занятий по физической культуре на основе блочно-модульной технологии; предложить старшеклассникам разработать индивидуальные программы физического и духовного самосовершенствования; внедрить программу элективного курса, направленную на формирование у учащихся базовых компетенций в области физической культуры и основ здорового образа жизни.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой исследования, нами были поставлены следующие задачи:

1.Изучить теоретико-методологические основы формирования потребности в здоровом образе жизни у учащихся старших классов.

2.Определить исходный уровень знаний основ здорового образа жизни, физического развития и двигательной подготовленности старшеклассников в общеобразовательной средней школе.

3.Выявить основные факторы, способствующие формированию здорового образа жизни у школьников.

4.Разработать модель формирования потребности в здоровом образе жизни у старшеклассников.

5. Экспериментально обосновать эффективность разработанной модели в физическом воспитании учащихся средней общеобразовательной школы.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение данных научно-методической литературы, анкетирование, педагогическое наблюдение, тестирование физической подготовленности (Лях В.И.,1996), педагогический эксперимент, определение уровня физического развития и психофизиологического состояния. Полученные результаты исследования обработаны с использованием методов математической статистики.

Организация исследования. Работа проводилась в период с 2004 по 2008 г. в три этапа. На первом этапе (сентябрь 2004 г. - май 2005 г.) были изучены и проанализированы различные научные публикации. По исследуемой проблеме были организованы республиканские, межрегиональные научно-практические конференции, а также семинары в Бурятском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования. На курсах учителей физической культуры, ОБЖ и заместителей директоров по учебно-воспитательной работе во время дискуссий и круглых столов происходил обмен мнениями по вопросам формирования здорового образа жизни у современных школьников. Были определены школы для участия в педагогическом эксперименте.

На втором этапе (2005-2007 гг.) проведен основной педагогический эксперимент. С сентября 2005 г. в семи школах Республики Бурятия была внедрена разработанная нами модель формирования потребности здорового образа жизни у старшеклассников в процессе школьного физического воспитания на основе блочно-модульной образовательной технологии. Во всех школах, участвовавших в эксперименте, на уроки физической культуры было отведено 3 часа в неделю.

Третий этап длился с 2007 по 2008 г. Был проведен качественный и количественный анализ полученных данных. Обобщены и систематизированы результаты исследования, сформулированы выводы по итогам экспериментальной работы. Также третий этап включал в себя разработку, внедрение практических рекомендаций и оформление диссертационной работы.

Методологической основой исследования являются:

Теория и методика физического воспитания и спорта (Минаев Б.Н., Шиян Б.М., 1989; Матвеев Л.П., 1991, 2003; Холодов Ж.К., Кузнецов В.С., 2001, 2007);

Деятельностный подход к процессу физического воспитания (Лубышева Л.И., 1992; Лях В.И., Мейксон Г.Б., Кофман Л.Б., 1992; Бальсевич В.К., 1998, 2003; и др.);

Модульный принцип организации и планирования содержания учебного процесса (Юцявичене П.А., 1989; Сенновский И.Б., 1995; Лапчинская В.П., 1997; Третьяков П.И., Сенновский И.Б., 2001; и др.);

Концепции формирования личности, ее самоопределения и самосовершенствования (Кон И.С., 1984, 1989; Рубинштейн С.Л., 1989; Божович Л.И., 1998, 1999; и др.);

Валеологическое образование (Татарникова Л.Г., 1999; Вайнер Э.Н., 2001; Зайцев Г.К., 2001, 2003; Харисов Ф.Ф., 2003; Колбанов В.В., 2002, 2005; Смирнов Н.К., 2002, 2005; и др.).

Научная новизна исследования:

1. Выявлены необходимость и возможности формирования потребности в здоровом образе жизни у учащихся средней общеобразовательной школы.

2. Разработана модель формирования осознанной потребности в здоровом образе жизни в процессе школьного физического воспитания у старшеклассников на основе блочно-модульного обучения.

3. Обоснована эффективность разработанной модели в повышении двигательной подготовленности, уровня здоровья и умственной работоспособности.

4. Разработана и апробирована индивидуальная программа духовного и физического самосовершенствования старшеклассников.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечивались выбором теоретико-методологических подходов, современных научных методик, адекватных поставленным задачам исследования, а также корректностью математической обработки полученного экспериментального материала.

Теоретическая значимость исследования определяется вкладом его результатов в развитие теории и методики физического воспитания, здоровьесберегающих технологий:

Концептуальной разработки процесса формирования здорового образа жизни у школьников;

Теоретического обоснования эффективности формирования осознанной потребности в здоровом образе жизни у старшеклассников средней общеобразовательной школы на уроках физической культуры;

Выявления и научного обоснования механизмов реализации методической системы, способствующих оптимизации учебного процесса: а) в содержательном аспекте: применение блочно-модульной технологии обучения; б) в процессуальном аспекте: разработка программы элективного курса, направленной на формирование базовых компетенций в области физической культуры и основ здорового образа жизни, организация самостоятельной работы школьников в плане физического и духовного самосовершенствования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что использование блочно-модульной технологии на занятиях по физической культуре в общеобразовательной школе экспериментально доказало эффективность формирования потребности в здоровом образе жизни у старшеклассников, повышения уровня их двигательной подготовленности, физического развития и здоровья. Предлагаемая система планирования занятий по физической культуре нашла применение в общеобразовательных школах республики Бурятия.

Результаты и выводы диссертационной работы могут представлять интерес для учителей физической культуры и педагогов – тренеров, а также использоваться методистами института повышения квалификации работников образования на проблемных курсах по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающейся молодежи в общеобразовательных учреждениях. Примерная индивидуальная программа самосовершенствования «Развитие физического и духовно-нравственного Я» может быть рекомендована старшеклассникам для физического и духовного развития.

Апробация результатов исследования. Содержание работы и ее аспекты обсуждались на региональных, межрегиональных, всероссийских и международных научно-практических конференциях: «Духовно-патриотическое воспитание: опыт, проблемы, перспективы» (Улан-Удэ, 2003); «Проблемы развития системы образования Бурятии» (Улан-Удэ, 2004); «80 лет системе повышения квалификации работников образования Бурятии» (Улан-Удэ, 2004); «Проблемы физического воспитания и спортивной работы в системе образования» (Иркутск, 2005); «Развитие системы социальной защиты детей: обеспечение прав ребенка на региональном уровне» (Улан-Удэ, 2005); «Структура, функционирование и охрана природной среды» (Улан-Удэ, 2007); «Здоровье, образование, спорт, туризм: актуальные проблемы на современном этапе развития общества» (Улан-Удэ, 2007). Результаты исследования отражены в Вестнике БГУ (Вып. 8, 13. Сер. Медицина, физкультура и спорт), журнале «Педальманах» (2007, 2008). Материалы исследования используются на проблемных, рейтинговых курсах учителей физической культуры в Бурятском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1.Обоснование необходимости и возможности формирования потребности в здоровом образе жизни у учащихся старшего школьного возраста.

2. Модель формирования потребности в здоровом образе жизни старшеклассников в системе занятий физической культуры с применением блочно-модульной технологии обучения, включающая следующие позиции:

Программу элективного курса «Я выбираю здоровый образ жизни!»,

Индивидуальные программы физического и духовного самосовершенствования учащихся,

Годовой план-график прохождения учебного материала в модульном варианте планирования.

3. Эффективность применения блочно-модульного обучения в формировании потребности здорового образа жизни, в повышении уровня физической подготовленности и развития учащихся.

Структура и объем работы. Работа состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы (257 источников, из них 7 зарубежных авторов), приложений и актов внедрения. Диссертация изложена на 223 страницах машинописного текста. В нее входят 19 таблиц, 11 рисунков, 11 приложений.

Формирование у школьников потребности в здоровом образе жизни - актуальная педагогическая проблема

Практически все здоровые от рождения дети имеют большие возможности для саморазвития, самосовершенствования, самореализации. В процессе саморазвития, самосовершенствования творческая личность способна выбрать траекторию собственного развития на основе потребности, самоосмысления и переосмысления стереотипов сложившегося опыта, оценки собственных ресурсов и потенциальных возможностей. " Рассмотрим подробнее понятие «потребность», потому что именно она является побудителем активности личности, развития человека. По определению В.И. Даля, потребность - нужда, надобность, потреба. Л. Брентано (1921) потребность связывает со «всяким отрицательным чувством, соединенным со стремлением устранить его при помощи удаления вызывающей его неудовлетворенности» (40. С. 10). Д.Н. Узнадзе (1982) считает, что понятие «потребность» касается всего, что является нужным («нуждой») для организма, чем тот в данный момент не обладает. В философско-экономическом словаре (1983) потребность определяется как нужда или востребованность в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом.

Потребность - это испытываемая человеком необходимость в определенных условиях жизни и развития, которая отражает устойчивые требования внутренней среды организма или внешних условий (150).

Она порождает цели с разной степенью зрелости: «так чего-то хочется»; «знаю для чего»; «управляю внутренним, учитываю внешнее и принимаю решение (и ответственность!)». Если ориентироваться на результат без установки на оптимальность достижения результата, то средства тратятся впустую. Если ориентируясь на результат, задавать вопросы: что надо делать и как делать, чтобы он был лучше, как достичь его с наименьшими затратами, то это будет процедурой самоопределения (49).

По мнению А.Л. Попова (2001), потребность - всегда нужда в чем-то, зависимость живого существа от условий существования, выступает как условие, как предпосылка активности. Он различает два уровня потребностей: первый уровень - витальные, социальные и идеальные потребности, связанные с предметами (мотивами), которые в состоянии удовлетворить их потребности; второй уровень - самоценные потребности, которые представлены видами активности человека. Потребность формируется в процессе воспитания воли и самости человека. Воля и самость повышают активность субъекта, а вместе с ней удовлетворение первичных потребностей. Далее, он отмечает, что к особым свойствам потребностей является их взаимопроникновение. Витальные потребности связаны с социальными, идеальными, а самоценные - с витальными, социальными, идеальными.

«Спортивная деятельность по мере овладения двигательным мастерством становится одной из потребностей спортсмена, включающей и витальные, и идеальные и социальные потребности. Спортсмена высокого класса характеризует значительное развитие самоценных потребностей. Знание происхождения и предметов потребности в спортивной деятельности может стать существенным фактором психофизиологической подготовки» (164. С.67).

К.К.Платонов (1986), Е.П.Ильин (2000) классифицируют потребности на биологические, как естественные потребности организма, и социальные, как потребности личности. По мнению Е.П. Ильина, нужды организма, которые не отражаются в сознании, могут и не переходить в потребность личности. Потребность личности, считает он - это не просто осознание нужды в виде ощущения, это чаще всего трансформированная в переживание и желание нужда.

По предположению Л.К. Сидорова (2002), в начале своего формирования потребность является чисто биологической, а затем перерастает в социально и духовно ориентированную. Он подчеркивает, что социально духовная потребность базируется на биологической. При формировании потребности в здоровом образе жизни необходимо наличие биологической, которая постепенно перерастет в социальную потребность.

Для человека наличие здоровых органов, работоспособного организма в целом - это естественная биологическая потребность. Но для того, чтобы иметь здоровый организм, необходимо быть компетентным в области ЗОЖ и следовать его требованиям. Потребность в здоровом образе жизни будет уже духовной, социальной потребностью, т.е. потребностью личности.

Личность развивается в конкретной деятельности через мотивы и потребности. Потребности вызывают мотивы, мотивы ведут к действиям, взаимодействию с окружающей средой, в процессе которого происходят усвоение личностью социального опыта и ее развитие (73, 111,112).

Gardner Н (1991) отмечает, что учение посредством личных открытий - долгий процесс, но дающий определенные конкретные результаты. Информация, которую учащиеся запоминают механически, не связывая с собственными интересами, потребностями становятся «мертвой глыбой».

Потребности - основная побудительная сила также мыслительной деятельности человека. Чтобы удовлетворить свои потребности, индивид должен изыскивать те или иные средства, а потому решать определенные теоретические и практические задачи.

Предпосылки в вопросах разработки блочно-модульной технологии планирования учебных занятий по физической культуре

Как показал анализ действующих программ физического воспитания, существующая традиционная система обучения не способствует формированию у школьников потребности в здоровом образе жизни. Нами выявлены следующие причины: отсутствие личностно-ориентированного индивидуального подхода к учащимся, учета психофизиологических особенностей и возможностей; недостаточная информированность учащихся в вопросах, касающихся здоровья, как следствие, не вызывает у них должного интереса к здоровому образу жизни; развитие физических качеств, увеличение двигательной активности современные школьники не связывают со здоровьем, со здоровым образом жизни, отсюда - отсутствие у них потребности в здоровом образе жизни, занятиях физической культурой. Здоровье они воспринимают как естественную данность, как само собой разумеющееся состояние, не видя в нем предмета особого внимания; недостаточность разработки форм, методов и средств физического воспитания, обеспечивающих формирование потребности в здоровом образе жизни. Формирование здорового образа жизни имеет своей конечной целью совершенствование условий жизни и жизнедеятельности на основе валеологического креативного мышления, обучения и воспитания, включающих изучение своего организма и своей личности, освоение гигиенических навыков, знание факторов риска и умение реализовать на практике весь комплекс средств и методов обеспечения здорового образа жизни. Человек, ведущий здоровый образ жизни, должен быть компетентным в области ЗОЖ, понимать и учитывать сложность организации его организма и многообразие взаимоотношений с окружающей его средой, а сам он должен обладать следующими характеристиками: - физическим развитием как процессом и результатом изменения в становлении естественных морфологических и функциональных свойств и параметрических характеристик организма в течение жизни; - физической подготовленностью как интегративным сложным компонентом физического совершенства; - психомоторикой как процессом, объединяющим, связывающим психику с ее выражением - мышечной деятельностью; - психическим состоянием - сложным и многообразным, относительно стойким явлением, повышающим или понижающим качество жизнедеятельности в сложившейся ситуации; - психологическими свойствами личности человека, его обликом как дееспособного члена общества, сознающего роль и ответственность в нем; - духовностью и социальным образованием (44). Важное место в формировании здорового образа жизни занимают личностно-мотивационные особенности человека, его жизненные ориентиры, которые сами по себе могут быть серьезным стимулом к здоровому образу жизни и формированию его содержания и особенностей. Также одним из условий формирования здорового образа жизни является удовлетворение потребности личностной самореализации. «Именно в самореализации личности, раскрытии заложенных от природы задатков и стремлений видят важнейшее условие душевного здоровья человека. А. Маслоу назвал эту потребность и соответствующую деятельность самоактуализацией» (147, С. 212). Обеспечение здорового образа жизни возможно только при условии, если человек сам захочет быть здоровым. Поскольку здоровье есть состояние равновесия между адаптационными возможностями организма (потенциалом человека) и постоянно меняющимися условиями среды, способность к адаптации - одно из "свойств и условий развития здорового человека, то необходимо в процессе физического воспитания расширять именно адаптационный потенциал учащихся. Как универсальное свойство живых организмов, адаптация является тем «китом», который вместе с саморегуляцией поддерживает постоянный контакт со средой, увеличивает мощность гомеостатических систем, осуществляет связь с меняющейся средой. Адаптацию следует считать центральным в проблеме здоровья (87). Сила, ловкость, быстрота, гибкость во многом определяют устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, успех в профессиональной деятельности. Благодаря физическим тренировкам, нервная система закаляется, приобретает новые качества, повышаются адаптивные возможности организма. Таким образом, мы приходим к следующим выводам: Здоровый образ жизни включает изучение своего организма, своей личности, освоение гигиенических навыков, знание факторов риска и умение реализовать на практике весь комплекс средств и методов обеспечения здоровья, долголетия. Одним из условий формирования здорового образа жизни является удовлетворение потребности самореализации. Способность к адаптации - одно из свойств и условий развития здорового человека. Оптимальная двигательная нагрузка повышает адаптивные возможности организма. Поскольку движение является одним из самых насущных потребностей организма, одним из самых важных компонентов здорового образа жизни, формирование потребности в двигательной активности у детей и подростков является важнейшей задачей системы образования. Решить проблему укрепления здоровья, формирования ЗОЖ, повысить адаптивные возможности организма, формировать компетентность в области физической культуры и ЗОЖ, нацелить его на самопознание, саморазвитие, самотворчество в современной системе образования может, и должна физическая культура.

Модель формирования потребности в ЗОЖ у старшеклассников: блочно-модульное планирование занятий по физической культуре

Анализ литературы и данные анкетирования показали, что для формирования у старшеклассников потребности в здоровом образе жизни необходима целенаправленная планомерная работа, представляющая собой комплексный подход к обучению и воспитанию. Весь процесс обучения при этом приобретает деятельностный характер и ориентирован, "прежде всего, на. достижение определенных результатов, приобретение значимых компетенций в области физической культуры и ЗОЖ.

При разработке технологии формирования потребности в здоровом образе жизни у старшеклассников мы исходили из следующих положений: 1. Содержание занятий по физическому воспитанию должно включать теоретические вопросы, которые будут способствовать формированию интереса к ЗОЖ, познанию своего организма, развитию своих функциональных возможностей и общефизической подготовленности; 2. Процесс физического воспитания должен иметь" системный, творческий характер: каждое занятие является продолжением предыдущего. Необходимо отметить, что на таких занятиях учащиеся сами ставят задачи и стремятся к достижению поставленных целей. 3. В процессе физического воспитания осуществляется педагогика сотрудничества, где ответственность в обучении берет на себя учащийся, а педагог исполняет роль консультанта, методиста. Содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса основываются на следующих педагогических принципах: - принцип индивидуального подхода, который выражается в учете психофизиологической возможности каждого учащегося, индивидуального темпа продвижения и саморегуляции своих учебно-оздоровительных достижений; - принцип постепенности, который заключается в систематическом накоплении знаний, умений и навыков при переходе к последующему модулю после полного освоения предыдущего. Формирование потребности в ЗОЖ у учащегося осуществляется за счет воздействия на него внутренних и внешних факторов (Приложение 1). Причем внешние факторы, которые окружают ребенка, активно влияют на его внутренние. При целенаправленном воздействии на ребенка - обучение, воспитание в школе, в семье - формируется гармонически развитая личность. Из совокупности внутренних факторов при формировании потребности в ЗОЖ у ребенка значительную роль играют возраст, психофизиологические особенности, первичные знания основ здорового образа жизни. Старший школьный возраст - сенситивный период формирования личностного самоопределения, активная пора поиска себя человеком, своего места в жизни (2). Для старшеклассников, когда в полной мере актуализируются и становятся доминирующими социальные потребности в самосовершенствовании, самоутверждении, самовыражении и самоопределении, возникающие на основе соответствующих биологических потребностей, характерна смыслотворческая деятельность, связанная, прежде всего с постижением смысла жизни. В свою очередь, вспомогательные потребности, опосредованные социальными факторами, в этот период также трансформируются в потребности более высокого порядка: саморегуляции деятельности и творческой активности (1).

Именно в этот период необходимо создать условия для самосовершенствования старшеклассника, оказать своевременную педагогическую поддержку, т.е. построение таких отношений между педагогами и школьниками, в которых преподаватель представляет возможность развитию личности школьника через совместный анализ трудностей, проектирование действий, распределение ответственности за действия, обсуждение последствий и результатов.

К сожалению, для появления интереса к ЗОЖ, тем более потребности в нем, по результатам анкетирования, у испытуемых учащихся старших классов недостаточный уровень знаний по основам ЗОЖ. Знания отрывочные, полученные на классных часах, уроках биологии, ОБЖ, из средств массовых информации и т.д. Практически все знают, что необходимо вести здоровый образ жизни, что это нужно, чтобы быть здоровым, но доминирующая часть не знает, что это такое и как нужно его соблюдать. Для формирования потребности в ЗОЖ у учащихся необходимо вооружить их системой знаний по основам ЗОЖ.

Для ориентации учащихся к ЗОЖ, появлению устойчивого интереса и, наконец, формированию потребности в нем, необходимы правильная организация педагогической деятельности в школе, родительская поддержка и их культура здоровья, активная пропаганда ЗОЖ в селе, городе, где они проживают. Все это относится к.внешним факторам, воздействующими на развитие личности школьника.

Из всех внешних факторов, особую и важную роль в формировании потребности в ЗОЖ учащихся, играет школа. Но если будет существовать осознанный интерес и творческий подход к соблюдению ЗОЖ, к укреплению здоровья, к познанию своих возможностей, повышению физической подготовленности и физического развития у школьника, а главное - самостоятельное отслеживание и регуляция этих процессов, то значение выше перечисленных мероприятий в школе приобретут для учащихся иной смысл.

Динамика в уровне физической подготовленности учащихся

Известно, что высокий. уровень физической подготовленности учащихся является фундаментом хорошего физического развития, здоровья, а также выступает одним из важнейших условий проявления потребности в здоровом образе жизни. Только заинтересованный в отличном здоровье индивид, соответственно заинтересованный в ведении здорового образа жизни, в своем физическом развитии будет целенаправленно работать над самосовершенствованием, развитием таких физических качеств как быстрота, выносливость, сила и гибкость.

В процессе проведения научных исследований- применялась комплексная методика определения физической подготовленности старшеклассников, в основе которой общепринятая в практике программа испытаний (Лях В.И., 1988).

Перед началом эксперимента у всех испытуемых были примерно одинаковые показатели физической подготовленности. Это подтверждает сравнительный анализ результатов тестирования (таблицы 8,9).

В процессе использования блочно-модульного планирования учебного процесса по физическому воспитанию выявлены ощутимые приросты в развитии кондиционных и координационных способностей учащихся.

Результаты тестирования показаны на рис. 6. В начале эксперимента результат челночного бега девушек ЭГ отличался от показателей девушек КГ на 0,1 секунды. У юношей ЭГ и КГ они были одинаковыми. В конце эксперимента разница в показателях входной и выходной диагностики составила у девушек ЭГ 0,3 секунды, а у юношей эта разница составила 0,2 секунды. В ЭГ у девушек и юношей результаты изменились с достоверностью в Р 0,05; Р 0,01 соответственно. В КГ, как видно из таблиц 8,9 и рис. 6. результаты также улучшились, но не на достоверную величину, достоверность различий составляет Р 0,05.

Динамика результатов «челночного бега 3x10» Анализ результатов теста «Бег 2000 м» (дев.), «Бег 3000» (юн.) Результат выполнения теста на выносливость показан на рис 7. В начале эксперимента показатели по выносливости в беге на дистанцию 2000 м у девушек в КГ и в ЭГ были примерно одинаковыми. В конце эксперимента девушки ЭГ эту дистанцию пробегали быстрее, чем девушки КГ. Улучшение результатов в беге на 2000 м в конце эксперимента у девушек в ЭГ произошло на 42 секунды. Достоверность различий составила при t = 2,89 Р 0,01. У девушек в КГ результат тоже улучшился, но изменения незначительные (Р 0,05). Юноши ЭГ и КГ в начале эксперимента дистанцию на 3000 м преодолевали с разницей 0,06 секунды. В конце эксперимента время пробега дистанцию на 3000 м у юношей ЭГ и КГ заметно отличалось. Результат у юношей ЭГ к концу эксперимента в беге на 3000 м улучшился при t = 3,48 на достоверную величину Р 0,001. У юношей КГ особых изменений не наблюдается (таблицы 8,9; рис.7).

Анализ результатов теста «Бег 30 м». С целью прослеживания развития скоростной быстроты у старшеклассников использовали тест «Бег 30 м». На рис. 8 видна динамика изменения результатов по развитию этого физического качества за время проведения двухгодичного эксперимента. Изменения произошли в КГ и в ЭГ. Анализ результатов в конце эксперимента показывает уменьшение времени прохождения дистанции в ЭГ у девушек и юношей на 0,3 секунды. Достоверность различий составила в ЭГ составила Р 0,01. В КГ изменения незначительны (Р 0,05).

Анализ результатов теста «Подтягивание из виса на перекладине». Для прослеживания развития силовых качеств у юношей применялся тест «Подтягивание на высокой перекладине», у девушек - «Подтягивание на низкой перекладине из положения лежа на спине». Тестирование в конце эксперимента показало заметное улучшение силовых качеств у девушек и юношей ЭГ по сравнению КГ. Девушки ЭГ улучшили результат на 5,1 единицы. Величина достоверности различий составила при t = 3,9; Р 0,01. Улучшение результата девушек из КГ произошло на незначимую величину (0,5 единиц, Р 0,05). У юношей ЭГ результат улучшился на достоверную величину Р 0,001 при t = 3,78. Юноши КГ также улучшили результат, но не на достоверную величину Р 0,05 при t = 1,99. Динамика изменения силовых качеств отражена на рис. 9.