Работа с родителями народные промыслы. Творческий проект «Использование ручного труда в развитии речи детей через изучение русских народных промыслов

Позднякова Т.В., воспитатель МБДОУ №417 г. Нижнего Новгорода

Перспективный план работы с родителями в средней группе

Время проведения

Форма организации, тема

Цели

Сентябрь

Родительское собрание «Знакомство родителей с программой по декоративному рисованию «Волшебная кисточка»

Познакомить родителей с целями и задачами программы, объяснить, почему необходимо заниматься с детьми декоративно - прикладным творчеством

Консультация «Как правильно создать условия для занятий по декоративному рисованию дому»

Показать родителям материал, необходимый для занятий по декоративному рисованию, дать совет по выбору литературного материала для расширения знаний детей по декоративно - прикладному творчеству.

Мастер - класс «Ознакомление с дымковской росписью и ее элементами»

Научить родителей с помощью элементов дымковской росписи украшать силуэты игрушек.

«Конкурс новогодней игрушки».

Открытое занятие «Сказочный теремок»

Познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий по декоративно - прикладному искусству

Оформление информационного стенда «Творчество художника - иллюстратора Ю. Васнецова»

Познакомить родителей с творчеством художника Ю. Васнецова, объяснить, что его рисунки созданы по мотивам дымковских узоров, поэтому дети эмоционально реагируют на его произведения графики. Рассказать о влиянии зрительного восприятия как об одном из факторов успешного обучения декоративному рисованию.

Экскурсия в музей детского сада «Народная игрушка»

Познакомить родителей с многообразием, красотой народных игрушек. Показать, как можно обыграть игрушки, в какие дидактические игры их можно включить. Объяснить, что содержание конкретных знаний об особенностях народной игрушки влияют на уровень независимости ребенка в самостоятельной творческой деятельности.

Анкетирование по теме: «Анализ знаний, умений и навыков детей по результатам первого года обучения».

Узнать мнение родителей об эффективности работы данной программы, оценить знания, умения и навыки, полученные детьми в течение года и применение их в повседневной жизни.

Круглый стол «Подведение итогов по результатам работы по программе «Волшебная кисточка»

Выяснить, обогатился ли опыт детей новыми средствами создания художественного образа, каков объем знаний об особенностях той или иной народной росписи, каков опыт эстетической оценки произведений народного искусства с точки зрения красоты и эстетического идеала.

Перспективный план работы с родителями в старшей и подготовительной группе

Время проведения

Форма организации, тема

Цели

Сентябрь

Родительское собрание «Знакомство родителей с целями и задачами программы для старшей группы»

Познакомить родителей с целями и задачами программы на данный учебный год, выяснить, с какими трудностями сталкивались дети в средней группе, что бы родители хотели увидеть на открытых мероприятиях в этом учебном году.

Консультация «Народные промыслы в системе художественно - эстетического воспитания дошколников»

Познакомить родителей с народными промыслами России, особенностями росписи народных игрушек и изделий народных мастеров.

Мастер-класс «Веселая мастерская»

Формирование у родителей практических навыков по украшению дымковским узором глиняных игрушек, вылепленных детьми

«Конкурс новогодней игрушки».

Привлечь родителей совместно с детьми изготовить новогоднюю игрушку по мотивам народного творчества.

Досуг «Диво дивное, чудо чудное. Приобщение детей к истокам народного искусства»

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми, обогащение детского опыта эстетической оценки произведений народного искусства с точки зрения законов красоты и эстетического идеала.

Оформление папки - передвижки «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»

Рассказать родителям, что ознакомление детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев позволяет развивать любовь к декоративно - прикладному искусству, чувствовать себя частью русского народа.

Проект творческий "Мини-музей" «Народные промыслы» для детей и родителей старшей группы


Информационно-творческий проект для детей старшей группы Мини музей «Народные промыслы».
Тип проекта : информационно - творческий;
Продолжительность проекта: 2 месяца; февраль март.
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Актуальность проекта: обусловлена большой значимостью воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников в современном обществе.

Гипотеза проекта: если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с народными промыслами;
- Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;
- Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;
- Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;
- Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;
- Развивать навыки художественного творчества детей

Этапы проведения проекта

Организационный

Подготовка материалов:
Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи)
Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;
Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр;
Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;
Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей;
Продуктивный этап:
Формирование проблемы проекта и интереса у детей к теме проекта.
Методы реализации проекта:
Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:
Познавательная деятельность
Речевая деятельность
Художественно-творческая деятельность
Игровая деятельность
Работа с родителями

Основной этап -познавательный практический
Познавательная деятельность:
1. Тематические беседы:
- «Филимоновские игрушки - свистульки»
- «Дымковские мастера»
- «Веселые матрешки»
- «Что такое хохлома?»
- «Гжель сине-голубое чудо»
2. Просмотр презентаций: «Сине-голубое чудо. Гжель», «Золотая хохлома», «Дымковские мастера», «Чудо филимоновских свистулек».
3. Познавательное сообщение на тему «Русская народная одежда?»; 4Познавательное сообщение на тему «Русские ремесла и старинные народные промыслы России».

Речевая деятельность:

1. Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов;
2. Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»;

Художественно - творческая деятельность:

1. Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала;
2. Лепка из пластилина «Филимоновские игрушки»;
3. Лепка «Козлик по мотивам дымковской игрушки»;Цель:продолжать учить детей лепить фигуру по народным (дымковским мотивам,используя прием раскатывания столбика сгибания его и разрезания стекой с двух концв. Развивать эстетическое восприятие.
Автор Т. С. Комарова стр. 41.
4. Роспись олешка
Цель: учить детей расписывать объемные изделия по мотивам народных декоративных узоров, учить выделять основные, развивать эстетическое восприятие элементы узора; закреплять приемы рисования красками.
Автор Т. С. Комарова стр. 54
5. Рисование «Укрась тарелочку. Хохлома»;
Цель: продолжать знакомить детей с изделиями, украшенными хохломской росписью. Учить выделять композицию узора, называть его элементы: травка завитки, разнообразные ягоды, цветы, листья, выделять;их ритмичное расположение определять колорит хохломы: золотой, черный, коричневый, фон и красные, оранжевые ягоды, зеленая, желтая, черная травка.Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, композиции. Воспитывать чувства композиции.

6. Изготовление «Чудо валенок» аппликация с использованием не традиционных материалов;
7. Рисование «Роспись силуэтов гжельской посуды "Гжель".
Цель учить детей расписывать посуду, располагая узор по форме,развивать эстетическое восприятие произведений народного творчества, закреплять умение рисовать красками. Автор Т. С. Комарова стр. 103.
8. Рисование «Гжельские узоры».Цель: продолжать знакомить детей с гжельской росписью;развивать эстетическое восприятие,чувство цвета,ритма,композиции, формировать умение рисовать элементы,характерные для гжельской росписи.
Автор Т. С. Комарова
9. Рисование «Роспись досок. Городецкая роспись»
Цель: развивать у детей эстетическое восприятие,чувство, цвета,ритма, композиции.Продолжать знакомить с городецкой росписью. Учить рисовать элементы росписи. Упражнять в составлении оттенков цвета..Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству.
Автор Т. С. Комарова стр. 44.
Игровая деятельность:
1. Подвижные народные игры; «Гуси-Лебеди,«Лохматый пес » «Заря-заряница», «Ручеек»,
2. Хороводные народные игры «», «Каравай»,», «У Маланьи, у старушки», «У медведя во бору»;
3. Сюжетно - ролевая игра «Угостим матрешек чаем»;
4. Дидактические игры.
Работа с родителями:
Родителям предлагалось:
1. Помочь со сбором предметов народных промыслов для мини-музея;
2. Активно интересоваться деятельностью ребенка в группе;
3. Помочь детям разучивать стихи;
4. Рекомендация в выходные дни посетить с детьми Этнографический музей;

Заключительный 3-й этап
1. Оформление мини музея «Народные промыслы».
2. Презентация проекта мини музея «Народные промыслы» для родителей и педагогического коллектива детского сада;
Результативность проекта:
Занятия декоративно-прикладным искусством оказывают благотворное влияние на мыслительную деятельность дошкольников.
При знакомстве с изделиями декоративно-прикладного искусства перед детьми раскрывается разнообразие и богатство культуры народа, усваиваются многогранные традиции и обычаи, передаваемые от поколения к поколению.
Ребенок видит результаты своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение. Кроме того, сам процесс работы над поделкой доставляет детям большое удовольствие.
Изучая народно-прикладное творчество, дети многое узнают об орнаменте и его символичном значении.
Рассматривая узоры, дети учатся образному восприятию: на хохломских чашках травка огнем горит, узор гжели похож на ледяные узоры в тереме Деда Мороза, дымковские глиняные игрушки – на персонажей из сказки. Описывая изделия мастеров, дети рассказывают об их назначении, форме, истории создания, что способствует развитию грамотной связной речи.
Многие элементы орнамента рисуют красками, полученными с помощью смешивания и наложения. Дети экспериментируют и путем поиска решают, как получить новые оттенки.
Таким образом, можно констатировать, что декоративно-прикладное творчество как часть эстетического воспитания дошкольников помогает развивать в детях эстетическое отношение к действительности, любовь к родному краю, мышление, воображение.
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.
Информационные ресурсы:
1. «Дошкольное воспитание». - №8.- 19981.
2. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2004 №6.
3. Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре
4. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.
5. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.
6. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М. : Мозаика- Синтез, 2012.
7. Концепция патриотического воспитания граждан РФ. - Управление ДОУ. 2005 №1
8. Ляпина Л. А. Народные игры в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2009.
9. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. - СПб: Детство- Пресс, 2012

Старшая группа

Сентябрь.

1. Анкетирование: «Какое место в семье занимает народное творчество».

2.Родительское собрание.Тема: « Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».

3.Уголок для родителей. Папка-передвижка «Виды росписи.

4.Беседа с родителями: «Значение создания предметно - развивающей среды для детей в группе».

Октябрь.

  1. Беседа с родительским комитетом: «Создание предметно - развивающей среды для детей».
  2. Консультация: «Декоративно - прикладное искусство России».
  3. Уголок для родителей. Советы: «Как научить ребенка рисовать».
  4. Консультация: «Общие вопросы развития творческих способностей у детей».

Ноябрь.

  1. Беседа с родительским комитетом о необходимости изготовления русских - народных костюмов для детей.
  2. Родителям на заметку: «Творческое развитие ребенка».
  3. Уголок для родителей « Знакомим детей с народными приметами осени, стихами и загадками».
  4. Консультация: « Использование русских народных игр в семье».

Декабрь

  1. Уголок для родителей. « Поиграем вместе!» - картотека народных игр.
  2. Консультация: « История появления русской матрешки».
  3. Консультация: «Педагогическая ценность работы по изготовлению матрешек детьми дошкольного возраста».
  4. Творческая выставка детских работ, созданных вместе с родителями: «Такие разные матрешки».

Январь

  1. Уголок для родителей: «Знакомим детей с народными приметами зимних месяцев, стихами и загадками».
  2. Консультация: « Народный промысел - «Золотая хохлома».
  3. Памятка для родителей: «Художественно эстетическое развитие детей в семье».
  4. Творческая мастерская. Мастер - класс для родителей « Дымковская барышня».

Февраль

  1. Уголок для родителей. Фоторепортаж «Делимся семейным опытом. В каждой семье свои традиции».
  2. Консультация: «Это чудо - голубая Гжель. Рассказ об истории возникновения промысла».
  3. Конкурс: «Лучший пирог по бабушкиному рецепту».
  4. Фоторепортаж « Богатырский сказ» - подарок папам на 23 февраля

Март

  1. Консультация: «Веселый Городец. История возникновения городецкой росписи».
  2. Творческая мастерская. Мастер - класс для родителей: « Жостовский букет на подносе».
  3. Консультация: «Вологодское кружево. История создания народного промысла».
  4. Познавательно - тематический вечер для родителей: «Россия мастеровая».

Апрель

  1. Консультация:«Платки и шали с Павлово - Посада».
  2. Фоторепортаж занятия с детьми« Шаль для красавицы весны…»с использованием нетрадиционных техник рисования.
  3. Конкурс « Святая Пасха». Творческие поделки вместе с детьми.
  4. Уголок для родителей. Оформление стенда « Мы за чаем не скучаем».
  1. Уголок для родителей: «Знакомим детей с народными приметами весны, стихами и загадками».
  2. Консультация «Промысел родного края. Касимовская хохлома».
  3. Посещение вместе с детьми музея г.Касимова «Русский самовар».
  4. Родительское собрание. Заседание за круглым столом. Тема: Представление проекта «Народные промыслы».

Перспективный план по работе с родителями

Подготовительная группа

Сентябрь

  1. Оформление стенда - коллажа «2014 год - год культуры».

Октябрь

  1. Анкетирование «Народное искусство в жизни вашей семьи»
  2. Консультация «Влияние народных промыслов (дымка) на эстетическое воспитание дошкольников»
  3. Родительское собрание. Тема: « Диво дивное, чудо чудное. Приобщение детей к истокам народного искусства».

Ноябрь

  1. Памятка «Хотите воспитать гения?»
  2. Консультация: « Мини- музей «Русская изба» - как метод приобщения дошкольников к истории».
  3. Беседа с родительским комитетом: « Пополнение мини - музея ДОУ предметами быта русского народа».

Декабрь

  1. Консультация: «Особенности матрешек разных народных промыслов».
  2. Памятка для родителей: «Одаренный ребенок».
  3. Буклет «Образцы декоративной росписи».
  4. Беседа «Что это значит- креативный ребенок?»

Январь

  1. Беседа с родительским комитетом «Готовим дымковские костюмы к вечеру - развлечения».
  2. Фоторепортаж с праздника «Рождество Христово»

Февраль

  1. Рекомендации для родителей: «В музей с ребенком».
  2. Уголок для родителей. « Народный праздник - Широкая масленица».
  3. Фоторепортаж «Масленица. Проводы зимы».
  4. Творческая гостиная «Обучение родителей элементам Хохломской росписи».

Март

  1. Советы родителям: «Как смотреть произведения искусства».
  2. Уголок для родителей. «Учим с детьми скороговорки».
  3. Консультация: « Воспитание детей на традициях русской культуры».
  4. Беседа с родителями: «Готовимся к Пасхе».

Апрель

  1. Познавательно - тематический вечер для родителей:

« Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество».

  1. Совместная с детьми творческая выставка «Святая Пасха».
  2. Консультация: « Писанка - символ солнца и добра».
  1. Подготовка и участие в празднике « Ярмарка».

ТЕМА «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»

Для успешного развития ребенка, рекомендуем Вам:

Если формирование знаний о русских народных ремеслах и промыслах будет осуществляться не только в детском саду, но и в семье, то у ребенка будет сформирована еще одна ценность - «Я и мама (папа) - одно целое, мы вместе, мы рядом!»

Расскажите ребенку сказку о хохломе:

«Жил-был чудо-мастер. Поселился он в глухом лесу, избу поставил, стол да ложку смастерил, посуду деревянную вырезал. Варил он пшеничную кашу, да не забывал пшена птенцам сыпать.

Прилетела как-то к его дому жар-птица, прикоснулась крылом к чашке, стала она золотой. И появилась с тех пор красота - посуда расписная!»

Рассказ о гжели можно начать с такой сказки:

«
Один купец поехал путешествовать в Россию с алой розой, которая подарила ему жена.

В его стране было всегда тепло, а в России наступила зима

с лютыми морозами, роза от мороза замерзла и посинела. Увидели гжельские мастера такой красивый цветок и нарисовали его на своей посуде. Только не алый, а синий.

А купец отвез жене в подарок эту посуду. С той поры и появилась эта чудесная " синяя " сказка - гжель.»

Рассказ о матрешке можно начать, так:

«
Эта игрушка живет в России более ста лет. Отгадай, про кого я говорю:

Есть у нас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка,

А красавица-девица,

Каждая сестрица -

Для меньшей - темница.»

с вашим ребенком, закрепляя знания по данной теме:


«Назови игрушку» ( образование относительных прилагательных): игрушка из дерева (какая?) – деревянная (матрешка, дудка); игрушка из глины (какая?) - глиняная (свистулька); игрушка из керамики (какая?) - керамическая (куколка).

«Сосчитай» (согласование числительных с существительными):

одна матрешка, две матрешки … пять матрешек, (игрушка, свистулька, кукла, дудка)

«Скажи какая?»

(подбор прилагательные к существительным) :

матрешка какая? - красная, красивая, ….,

игрушка какая? - ….

кукла какая? - ….

Прочитайте ребенку: «Игрушкины частушки»:

Наши руки крендельком, щеки будто яблоки.

С нами издавна знаком весь народ на ярмарке.

Мы игрушки расписные, хохотушки вятские -

Щеголихи слободские, кумушки посадские.

Дымковские барышни всех на свете краше,

А гусары-баловни - кавалеры наши.

Отгадайте и выучите загадки:

Ростом разные подружки,

но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

но всего одна игрушка.

(Матрешка)

Все листочки как листочки,

здесь же каждый золотой,

красоту такую люди

называют… .

(хохломой) .

Составить описательный рассказ

о матрешке по плану:

    Что это?

    Какого цвета, размера, формы?

    Из какого материала сделана?

    Из скольких частей состоит?

    Как в нее играют?

точник: http://nsportal.ru, http://dohcolonoc.ru/, http://www.maam.ru/,

Проектная деятельность в старшей группе

Народная игрушка - носитель информации

и средство воспитания.

«Народная игрушка является

Неисчерпаемым источником мудрой

и творческой педагогики».

(Е.А. Флерина - педагог, специалист в области дошк. воспитания)

Тема: «Народные промыслы, игрушки».

Актуальность проекта. Игрушка - это часть культуры народа. Она возникла давно вместе с человеческим обществом. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушек, предназначенных для игры ребенка. Поэтому, мастера-игрушечники вкладывают в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку и изобретательность. Интерес к игрушке у детей дошкольного возраста устойчивый.

Народная игрушка имеет огромное значение в воспитании всесторонне развитого человека. Народная игрушка самобытна, интересна. История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка - одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие.

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.

Продолжительность проекта: краткосрочный;

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.

Дата проведения: 3 неделя марта (14.03.2016-18.03.2016)

Цель проекта: Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народными промыслами, игрушками.

Задачи . - Познакомить детей с народными промыслами, с прекрасными творениями народных умельцев дымковских, городецких игрушек, видами русской матрёшки.

Формировать у детей патриотические чувства: чувство любви и гордости к Родине на основе изучения народных промыслов России.

Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;

Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;

Развивать навыки художественного творчества детей;

Приобщить к культуре и традициям русского народа; воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие.

Ресурсное обеспечение: конспекты занятий, материал для творчества, фотоальбом «Народные промыслы России», презентации «Русская изба», «Богородская игрушка».

Ожидаемые результаты:

У детей проявляется заинтересовать к русскому народному промыслу, народным игрушкам.

У детей сформированы представления о традициях, культуре народа.

Развиты творческое воображения, творческое мышление.

Устойчивое желание играть с народной игрушкой

Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

Заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада;

Этапы проведения проекта

Подготовительный этап - сбор информации и подготовка методической литературы по теме проекта.

Основной - познавательный, практический. Проведение тематических занятий.

Изготовление народных игрушек, поделок, рисунков.

Заключительный - презентация проекта.

Подготовительный этап выставки совместных игрушек из природного материала родителей и детей.

Анализ результативности анкетирования родителей.

Презентация проекта.

Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды.

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.

Основной этап

Проведение занятий, бесед (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных).

Экскурсия в «Русскую избу» (просмотр видео)

Выставка детских рисунков по мотивам народных росписей, «Народные игрушки своими руками».

Рассматривание альбомов, игры с народными игрушками.

Слушание русской народной музыки и песен.

Заучивание стихов, загадок о народных промыслах.

Заключительный этап

1.Выставка совместных работ детей и родителей из прородного материала

  1. Выставка детских работ

3.Анализ результатов анкетирования.




Советы начинающим хозяйкам
2024 © loveserial.ru