Специальные школы-интернаты для трудных подростков: особенности, программа, отзывы. Разные интернаты для разных детей

Инструкция 1 Подготовьте документы для оформления ребенка в интернат. Кроме его свидетельства о рождении и паспорта, если он достиг 14 лет, нужно будет предъявить его медицинскую карту, а также справку о состоянии здоровья. Для детей, нуждающихся в помещении в специальный интернат, например, в психоневрологический, должно быть подготовлено заключение медицинской комиссии о присвоении им инвалидности или о диагнозе, если их состояние не настолько серьезно. Дополнительно потребуется справка из паспортного стола о состоянии жилплощади ребенка, в которой он живет в данный момент. Также пригодятся бумаги, подтверждающие статус ребенка — решение суда о лишении родительстких прав, акт об оставлении ребенка. 2 Обратитесь в районный отдел образования и объясните им ситуацию.

Как оформить в интернат

Внимание

Олегом.у меня ребёнок после нашего с мужем развода как с цепи сорвался.


в 10 лет начал пить-курить, с компанией старших связался, забросил учебу, стал прогуливать в школе, мне дома хамить, материться, потом воровать стал и драться. за полтора года таких делов наворотил, что тоже и колонией пугали и в спецшколу предлагали сдать. папа у него не лучший пример для подражания, тоже балбес и кутила. поэтому вопли ребенка, что он хочет жить с папой, я вообще не воспринимала. ну вот как, и так распустившего ребенка отправлять к неблагополучному папе?но хорошо, нам попался очень грамотнвй специалист-психолог, он сумел мне разъяснить, что ребёнок вправе сам выбирать свой путь. я отпустила. уехал жить к отцу. поначалу каких-то сдвигов в лучшую сторону не было. но мы общались удаленно, по скайпу-телефону, я по совету психолога вообще ни о чем не выспрашивала и не заводила нравоучительные беседы.

Помогаем зависимыми их семьям

Подростковая пора наступает, когда ребенок переступает границу десяти-одиннадцати лет, и продолжается до 15-16 лет.
Ребенок в этом периоде начинает воспринимать мир как взрослый, моделировать поведение старших, самостоятельно делать выводы.
У ребенка появляется личное мнение, он ищет свое место в обществе.

Важно

Усиливается интерес и ко внутреннему миру. Подросток умеет сам ставить цели и достигать их.


Кроме психологических изменений, в указанный период времени происходят физиологические изменения: ребенок быстро растет, появляются вторичные половые признаки, меняется гормональный фон и так далее.

Подростковые проблемы Проблемы возникают у подростков по различным причинам.

Как и куда можно пристроить трудного подростка

Это закрытый интернат для трудных подростков, и значит, что дети поступают сюда по решению суда.

Тут железная дисциплина, передвижение по периметру и контрольно-пропускные пункты на входе.

Есть школа-интернат для трудных подростков в Москве.

Расположено заведение №9 по улице Жигуленкова Бориса в доме 15, строение 1.

В отличие от питерского, этот интернат открытого типа.
Сюда дети с девиантным поведением могут попасть и по решению родителей или рекомендации специальной комиссии. Правила тут не такие жесткие, как в учреждениях закрытого типа.

Поддаются ли перевоспитанию трудные подростки? Нужно сказать, что проблемы у каждого трудного подростка разные.

Бывает, нужен всего один месяц, чтобы научить ребенка отвечать за свои поступки, а бывает, что подростку потребуется полгода для адаптации.


Инфо

Многое зависит от того, какие психологические проблемы испытывает на данный момент юноша или девушка.

Что делать с трудным подростком? сдать в интернат?

Проблемный подросток часто совершает противоправные поступки, неоправданно рискованные действия. Может появиться депрессия, тревога. Существуют знаки, показывающие, что ваш ребенок является трудным.
Они перечислены ниже:

  1. Изменение внешности. Неоправданный набор веса или его потеря, причинение вреда самому себе.
  2. Частые ссоры, драки, жалобы.
  3. Плохая успеваемость, нарушения сна, депрессия, мысли о самоубийстве.
  4. Употребление наркотических средств, алкоголя.
  5. Резкая перемена круга общения, отказ соблюдать определенные правила, ложь и так далее.

Наличие проблем у подростка — первый сигнал о том, что нужно наладить с ним контакт.
Ваш сын или дочь должны чувствовать поддержку, понимать, что родители его любят и принимают в любом случае.

Перед рассмотрением дела в суде несовершеннолетнему проводят медицинский осмотр и направляют к психиатру.

Если родители не соглашаются на данные меры, все процедуры проводятся по решению суда.

Центры временного содержания До заседания суда ребенка могут направить на срок до 30 суток в центр временного содержания. Это происходит в случаях:

  • когда должна быть обеспечена защита жизни или здоровья подростка;
  • нужно предупредить повторное общественно опасное деяние;
  • если ребенку негде жить;
  • нарушитель уклоняется от явки в суд или не проходит медицинское освидетельствование.

Интернаты в Санкт-Петербурге и Москве Наиболее известное учреждение-интернат для трудных подростков (Спб) – школа №1 закрытого типа. Заведение ведет свою историю еще с 1965 года. Находится оно на улице Аккуратова в доме под номером 11.
Подготовьте документы для оформления ребенка в интернат.

Кроме его свидетельства о рождении и паспорта, если он достиг 14 лет, нужно будет предъявить его медицинскую карту, а также справку о состоянии здоровья.

Для детей, нуждающихся в помещении в специальный интернат, например, в психоневрологический, должно быть подготовлено заключение медицинской комиссии о присвоении им инвалидности или о диагнозе, если их состояние не настолько серьезно. Дополнительно потребуется справка из паспортного стола о состоянии жилплощади ребенка, в которой он живет в данный момент.

Также пригодятся бумаги, подтверждающие статус ребенка - решение суда о лишении родительстких прав, акт об оставлении ребенка.

Обратитесь в районный отдел образования и объясните им ситуацию.

Допускается передача в интернат не только детей, оставшихся без родных, но и тех, чьи мать или отец попали в трудную жизненную ситуацию.

Если при слове «спецшкола» или «закрытые школы» у вас возникает ассоциация исключительно с учебным заведением, где углубленно изучают, скажем, иностранный язык, то вам сильно повезло. Это значит, что вы не в курсе, что есть и другие закрытые школы для трудных подростков . Но даже если вы сумели воспитать достойных и беспроблемных детей, вам следует знать о таких школах, ибо те, кто в них обучается (или содержится, как там принято говорить), нуждаются в помощи. Трудные дети и подростки не виноваты ни в том, что родились в маргинальных семьях, ни в том, что с ними не захотели возиться в обычной школе. Большинство из этих детей — жертвы равнодушия благополучных взрослых, которые прошли мимо, сделав вид, что проблема их не касается.

Кто такие трудные подростки и как ими становятся

Трудные дети и подростки - это дети с девиантным поведением. Проще говоря, трудные — дети, которые совершают поступки, не укладывающиеся в общепринятые представления о нравственности и морали. Они не ходят в школу, демонстративно игнорируют замечания учителей и родителей, среди них большой процент алкоголиков, наркоманов и токсикоманов, а также правонарушителей.

Замечено, что чем менее стабильна экономика, чем серьезнее потрясения, которые переживает государство, тем актуальнее проблема так называемых трудных подростков. Объясняется все очень просто — чем больше у взрослых проблем, тем меньше времени они проводят с детьми, меньше обращают на них внимания. Большинство воспитанников закрытых школ для трудных подростков жалуются именно на то, что родителям было на них наплевать. И вы зря считаете, что в это учебное заведение с железными засовами и высоким забором попадают только дети маргиналов. Здесь встречаются и те, чьи родители вполне обеспеченные, уважаемые люди. Вот только в погоне за благополучием они потратили столько сил, что просто поговорить с собственным ребенком у них уже никакой возможности не осталось. Да и что с ним говорить — сыт, обут, одет, все есть, чего нет, то купим. Оказалось, что купить, как ни банально это звучит, можно не все. Например, доверительные отношения с сыном или дочерью не продаются и не покупаются, а тщательно, годами выстраиваются, причем ценой огромных душевных усилий.

Чьи проблемы решает спецшкола

В эти школы не приводят за ручку мамы — сюда привозят на машинах с зарешеченными окнами. Попадают сюда по приговору суда. Ну и другие грустные приметы: контрольно-пропускной пункт, передвижение по периметру, железная дисциплина.

Конечно, есть образцово-глянцевые заведения. Так, сообщают СМИ, в Москве открылась спецшкола для подростков, которая, судя по всему, станет лучшей в России. Строится она по спецпроекту. «Предусмотрены бассейн, теплицы, оранжереи, тренажерные залы, мастерские, стадион и многое другое. У школы будет собственный участок земли, обнесенный оградой. Вообще же решетки в новом учреждении ставить не предполагается, и даже число охранников будет сокращено до самого минимума, чтобы подростки не чувствовали себя как в тюрьме. Однако никто из них самовольно покинуть школу не сможет благодаря современным техническим средствам охраны». Жутковато, не правда ли?

Конечно, в спецшколах этими детьми серьезно занимаются — преподают общеобразовательные предметы, стараются привить хоть какие-то навыки ремесла, социально адаптировать. Здесь, как правило, не работают случайные люди. Преподаватели таких закрытых школ для трудных подростков — высокие профессионалы, досконально владеющие методами работы с трудными детьми. Обучение трудных детей всегда связано с большими сложностями — ведь большинство из них в школу или не ходили вовсе, или попадали туда крайне редко. Бывает, что великовозрастные ученики занимаются по программе младших классов обычных общеобразовательных школ.

Решает ли такая закрытая школа для трудных подростков их проблемы? Сотрудники спецшкол считают, что скорее нет, чем да. После выхода из подобного учреждения дети ведут себя прилично и не совершают никаких противоправных действий месяц, от силы два. А потом опять связываются с той же (или другой) компанией, и опять алкоголь, наркотики, воровство. Ведь по сути ничего не изменилось — те же родители, те же приятели. Выходит, что, изолируя подростка, общество в первую очередь заботится о себе — с глаз долой, из сердца вон. Не видно их за высокими заборами — ну и ладно.

Есть ли выход?

Как помочь трудному подростку , что же должно сделать общество, мы с вами, чтобы таких несчастных детей было как можно меньше? Профилактика, и еще раз профилактика. Начните с себя. Вспомните, давно ли вы разговаривали по душам со своим ребенком? Не лезли к нему в душу, не давили нравоучениями, а именно разговаривали — как со взрослым, равным.

Пубертатный период — самый трудный. Но трудно, поверьте, не только вам с ребенком, но и ему с самим собой. Изменения, которые происходят на физическом, гормональном уровнях, неминуемо сопровождаются изменениями в характере. Попробуйте последовать совету психологов. Не ходите вокруг да около, не ищите хитрых «подходов», не сетуйте, что не знакомы с методами работы с трудными детьми. Выбрав удобный момент, прямо скажите, что, дескать, вы прекрасно понимаете, что с ним сейчас происходит, что сами через это проходили. А главное, дайте ему понять, что не злитесь на него, но и спускать все не намерены, ибо он взрослый человек и, значит, должен отвечать за свои слова и поступки. И еще один совет психологов. Найдите своему ребенку занятие по душе, загрузите его по максимуму. Кстати, по этому же пути идут преподаватели и воспитатели школ для трудных подростков.

А может, в кадеты?

В последнее время, чтобы помочь трудному подростку, появляются школы открытого типа для детей с девиантным поведением, то есть туда подростки поступают не по решению суда, а по направлению комиссии по делам несовершеннолетних или по желанию родителей. Обучение трудных детей здесь, так же, как в закрытых спецшколах, происходит параллельно с социальной адаптацией, занятиями с психологом.

Ну и для родителей, которые не чувствуют в себе силы справиться со чадами, появилась сегодня еще одна возможность решить проблему — доверить их воспитание преподавателям кадетских школ-интернатов.

Кадетская школа — вовсе не спецшкола и уж точно не тюрьма. Здесь не обязательно обучают трудных подростков, хотя в большинстве своем это все же ребята из неполных, социально незащищенных или неблагополучных семей. Иными словами из группы риска. В кадетских школах как раз и осуществляется та самая профилактика, о которой мы говорили. Здесь царит железная дисциплина, и своей задачей учителя этих школ видят воспитание настоящих мужчин. Но здесь не подавляют личность, а направляют буйную энергию подростков в нужное, полезное для них русло.

Сегодня в столице, например, поступить в кадетский корпус нелегко — конкурс достигает семи человек на место, то есть, как и было испокон веку, кадетское образование становится элитным. Разумеется, у детей из социально незащищенных семей имеются льготы.

Что ж, дисциплина, четкое распределение времени, внимательные педагоги, годами наработанные методы работы с трудными детьми и подростками — возможно, все это убережет подростка от улицы, не даст ему свернуть на кривую дорожку. Вот только маму и папу ни один педагог не заменит.

Известно, что об обществе судят по тому, как в нем живется детям и старикам. Пройдитесь ближе к вечеру по любому спальному району — если не боитесь, конечно. Эти и жестяными банками с дешевым алкоголем, ведущий к — чьи-то дети. Неважно им живется, значит, и со всеми нами не все в порядке.

«Шанс» - единственная московская школа для подростков, осужденных по уголовным статьям. Пять дней в неделю дети живут и учатся в школе - на выходные их отпускают домой. Сейчас там находятся ученики, осужденные за кражи, грабежи, сбыт наркотиков и убийство. The Village хотел подготовить материал об этом учебном заведении ко всеобщему выпускному 11-классников, однако получить разрешение на общение с учениками не удалось. Через месяц сотрудник «Шанса», пожелавший остаться анонимным, обратился к редакции по другому поводу. Он сообщил, что в последнее время в заведении беспорядки. Два ученика держат в страхе остальных детей, избивают их и вымогают деньги. Сотрудники заведения и родители учеников знают о ситуации, но молчат - агрессоры угрожают им насилием и ссылаются на связи в департаменте соцзащиты. Проблемой уже занялся Следственный комитет и Совет по правам человека, но все держится в секрете.

The Village разобрался в том, как устроены закрытые школы для криминальных подростков и почему эта ситуация стала возможной.

«Пахан Миша Алексеев»

В июне четыре сотрудника школы «Шанс» написали коллективное письмо, которое называется «Крик о помощи!» (имеется в распоряжении редакции). В нем утверждается, что новый директор «Шанса» Кирилл Кубарев редко бывает в здании, а «фактически школой руководит один из несовершеннолетних учеников». Михаил Алексеев (имя изменено. - Прим. ред.) вместе с другим учеником Андреем Карпиным (имя изменено. - Прим. ред.) избивают других детей и вымогают деньги.

Специалист «Шанса», недавно уволившийся из заведения, говорит, что Алексеев - «очень озлобленный мальчик, который может кого угодно послать, унизить и оскорбить». По его словам, подросток стал лидером коллектива после выпускного в июне, когда школу покинули старшие ребята. Самому Алексееву меньше 18 лет, он учится в «Шансе» с 2015 года. По какой статье он туда попал, не сообщается, но известно, что скоро его должны освободить по УДО. Его пособника - Карпина - бывший сотрудник описывает как неплохого мальчика, который попал под влияние Алексеева: «В закрытой школе тебе некуда деваться: ты либо под Алексеевым, либо против него и получаешь. Тем более Карпин в последнее время жил с ним в одной комнате».

В школе закрытого типа могут учиться только мальчики в возрасте от 11 до 18 лет, здесь можно находиться не меньше года и не больше трех лет. Сейчас в школе учатся 14 детей. Больше просто не поместится: территория школы - это небольшое двухэтажное здание и 300 квадратных метров двора. Возможно, поэтому подростки учатся в другом здании во вторую смену. Их вывозят на автобусе в 196-ю школу на соседней улице. Там они учатся по три-четыре человека в классе.

Всех учеников отпускают к семье на выходные, и, если, вернувшись, они не принесут Алексееву и Карпину подарки или деньги, их изобьют. Например, чтобы «пахан» разрешил пользоваться мобильными телефонами, учащиеся платят ему по тысяче рублей. «На выпускном сын подошел ко мне и попросил, чтобы я дала ему в долг, иначе ему капец», - говорит Елена, мама одного из учеников (имя изменено по просьбе героини. - Прим. ред. ). С марта по июнь Елена регулярно переводит Алексееву и Карпину деньги, чтобы ее сына оставили в покое. Всего она отдала им уже больше 10 тысяч рублей.

По словам Елены, за последние три месяца 12 учеников школы получили 17 тяжелых травм. Другой источник The Village говорит о 15 травмах за это время и рассказывает о двух наиболее заметных: «Ярцев Михаил (имена учеников изменены. - Прим. ред.) , 17 лет, - разбили барабанную перепонку и нанесли множество травм. Казаков Роман, 16 лет, - сломали кости черепа и нос. Нужна операция. Оба лежали в Морозовской больнице».

Бывший работник отделения реинтеграции в «Шансе» говорит, что все 12 подростков боялись Алексеева: «Он мог даже ничего не говорить, просто входил в комнату, и состояние ребят сразу менялось. Я слышала, что два мальчика были в больнице, но не в курсе деталей - я тогда уже уволилась». Специалист неоднократно видела на подростках синяки.

Поговорить с учениками школы изданию не удалось. Дети не обсуждают происходящее даже со своими родителями. Сотрудники школы говорят, что ученики не жалуются, потому что «у этих ребят свои понятия» и так не принято. «Ребята говорят, что ударились об холодильник или упали с двухъярусной кровати. Но так ведь не падают! У них и руки повреждены, и ноги, у детей вылетают зубы», - говорит Елена.

Одному из учеников «Шанса» 13 лет, и он осужден за убийство. «Он не социопат, он убил человека в состоянии аффекта. При росте 190 сантиметров и весе больше 90 килограммов он настолько боится тех ребят, что спит с палкой под подушкой», - рассказал собеседник издания. Подростки угрожают и взрослым: Алексеев и Карпин сказали маме одного из учеников, что ей лучше замолчать, иначе останется на всю жизнь инвалидом. Женщина рассказала редакции, что подала заявление в полицию об угрозах.

При росте 190 сантиметров и весе больше 90 килограммов он настолько боится тех ребят, что спит с палкой под подушкой

«Крыша из департамента»

Педагоги, врачи и психологи школы знают об избиениях и вымогательстве денег, но «молчат, потому что боятся», говорит Елена. Бывший педагог школы подтверждает, что сотрудники школы знали о конфликтной ситуации.

Ситуацию усложняет то, что у Миши якобы есть прикрытие в руководстве департамента труда и соцзащиты. Как сказано в коллективном письме, «если Мише кто-нибудь из взрослых делает замечание, то он грозит, что позвонит Петросяну (Владимир Аршакович Петросян - руководитель департамента труда и соцзащиты. - Прим. ред.) и Барсуковой (Татьяна Митрофановна Барсукова - заместитель руководителя департамента труда и соцзащиты. - Прим. ред.) и уволит, как уволил уже несколько человек: воспитателя по ложному обвинению, режимника и директора».

Бывший сотрудник школы рассказывает, что на ситуацию в школе повлияло увольнение предыдущего директора в марте. (В декабре 2016-го ученики школы в знак протеста против жестокого обращения охранников в кабинете. В результате уволили директора школы Наталью Вайснер, руководившую школой три года. - Прим. ред.). Тогда «руководство департамента соцзащиты пожало мальчикам руку и сказало: „Ребята, держитесь этой стратегии, если кто-то из сотрудников будет вас обижать, мы их уволим“». Одна сотрудница не хотела работать с Алексеевым и попросила прикрепить ее к другому ребенку, но получила отказ. После этого она уволилась. «Я побаивалась Алексеева, мне было некомфортно оставаться с ним наедине. Я все-таки не в тюрьму пришла работать», - вспоминает педагог.

В разговоре с The Village руководитель департамента труда и соцзащиты Владимир Петросян заявил, что дети не могут заставить кого-либо уволиться: «А если и могут, значит, человек признался в собственном бессилии, и он настолько слаб, что увольняется, никому не сказав, что его заставили дети».

В марте на место предыдущего директора назначили Кирилла Кубарева, который раньше работал заместителем директора по учебно-методической работе в экономико-технологическом колледже № 22. По образованию Кубарев - экономист-математик, также он выучился на мастера делового администрирования в институте «Синергия». В 2002 году директор «Шанса» стал кандидатом педагогических наук, однако, если верить сайту департамента образования Москвы, педагогического образования у Кубарева нет.

В июне сотрудники школы написали коллективное письмо - в Следственный комитет, Совет по правам человека и уполномоченной по правам ребенка Анне Кузнецовой. В нем утверждается, что 19 июня Кубарев вместе с неким гостем вышел из своего кабинета пьяный и начал общаться с учениками: «Сотрудники его пытались увести от детей, но он был возбужден, весел, хохмил, жестикулировал, потом пошел разговаривать с воспитанником Бандориным, прямо в таком виде, пьяный в стельку!» Как утверждают авторы письма, поведение директора зафиксировано на камерах видеонаблюдения. Бывший сотрудник «Шанса», который общался с The Village, не застал этот эпизод. Однако она отметила, что Кубарев мало времени проводил в отделении закрытого типа: «Я не видела, чтобы над детьми усилили контроль или была проведена какая-то специальная работа. Как все было, так и осталось. Не могу сказать, что Кубарев присматривался к этому конфликту».

«Ребята, держитесь этой стратегии, если кто-то из сотрудников будет вас обижать, мы их уволим»

«Ситуация всегда находится под контролем департамента»

После коллективного письма в школу пришли с обыском. Анонимный источник утверждает, что было проведено совещание в Совете по правам человека, на котором присутствовали «люди из МВД», сотрудники школы и родители учеников. Советник омбудсмена РФ Максим Ладзин подтвердил The Village эту информацию и добавил, что в СПЧ прошло несколько собраний. От комментариев Ладзин отказался, так как «родители учеников не хотят освещения проблемы в СМИ».

The Village обратился за официальным комментарием к пяти действующим работникам школы, но все они отказались говорить. Медсестра «Шанса» в момент звонка корреспондента находилась в Следственном комитете и ответила, что не может разглашать конфиденциальную информацию. Врач школы Антон Кондратенко сообщил, что во время следствия ему запретили распространять какую бы то ни было информацию, так как сотрудники школы проходят по уголовному делу как свидетели. После того как ситуация в школе дошла до СПЧ и СК, Кондратенко уволился из школы - об этом он сказал корреспонденту The Village. Анонимный источник рассказал, что также из «Шанса» ушла психолог Марина Гудзенко. Сама Гудзенко отказалась от комментариев.

Кирилл Кубарев

директор школы «Шанс»

Школа «Шанс» работает в нормальном, обычном режиме, ничего [необычного] не происходит. Вся остальная информация - в пресс-службе департамента труда и социальной защиты населения. Я не уполномочен давать какие-либо комментарии.

Владимир Петросян

руководитель департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Делом занимается Следственный комитет, но уголовное дело не возбуждалось. Никто из мальчиков не подтвердил ни побои, ни факт вымогательства денег. Пусть с этим разбираются полицейские и следователи. Я не видел письмо сотрудников школы, мне его никто не показывал. С педагогами я еще не разговаривал, потому что только вчера (разговор записан 13 июля. - Прим. ред.) вышел из отпуска. Педагоги и психологи, которые пошли к Федотову, называют учеников непоправимыми преступниками. Это ненормально, таким образом они признаются в своем полном бессилии. Да, это малолетние преступники, но на них нельзя ставить клеймо на всю жизнь, с ними нужно работать.

Про алкогольное опьянение директора я слышу первый раз в жизни. Кстати, при предыдущем директоре дети признавались мне, что были побои и так далее. В результате все это вылилось в бунт, и мы уволили директора. А ведь на него никто из педагогов не жаловался. А на нового, который интересуется судьбой и учебой каждого ребенка, почему-то жалуются. Вообще, ситуация в «Шансе» всегда находится под контролем департамента.

Андрей Бабушкин

член Экспертного совета при уполномоченном по правам человека в Российской Федерации

Я был в «Шансе» буквально вчера. Зачинщиков, на которых все жаловались, в школе не было. Один из них взят под стражу по подозрению в совершении преступления (не знаю, какого конкретно), а другой находится дома под подпиской о невыезде. К этим ребятам я еще поеду.

На встрече со мной было 11 или 12 человек - я читал им лекцию. Я знаю про травмы у детей, но сам ничего не заметил. Дети были раскрепощены, со мной они общались свободно, без наглости и произвели впечатление уверенных в себе людей.

Конечно, директор в курсе всех проблем, он переживает и готов биться за каждого ребенка как за своего. Для него это непростая ситуация, и он ждал от педагогического коллектива поддержки, но на него поступали только жалобы. Для него это стало ударом, он несколько обескуражен этими разборками. Наверное, педагоги, которые написали жалобу, где-то правы и справедливы, а где-то их поведение продиктовано какими-то личными обидами.

Конфликты, которые происходят в этой школе, - это конфликты на подводной лодке, то есть в замкнутом пространстве, где невозможно развести руки. Чем меньше коллектив, тем сложнее в нем отношения. Также я заметил, что дети живут и учатся в очень тесном помещении. Чтобы они комфортно себя чувствовали, двор должен быть минимум в два раза больше».

Источник The Village утверждает, что один из учеников «Шанса» Андрей Карпин в данный момент находится в СИЗО, а Михаил Алексеев «в бегах». Детский омбудсмен Москвы Евгений Бунимович отказался комментировать эту информацию.

Как все устроено

В России осужденные по уголовным статьям дети отправляются в колонию для несовершеннолетних, либо - если срок условный - определяются на домашнее пребывание. Как рассказывают отсидевшие в воспитательных колониях, там детей ждут тюремные законы, насилие и дедовщина. Московская школа закрытого типа «Шанс» в Южном Бутове - это нечто среднее между двумя этими вариантами. Дети покидают ее не после обычного выпускного, а по истечении срока наказания.

Как сказано на сайте заведения, основные принципы его работы - это «индивидуальный подход, семейный тип воспитания, поддержка и восстановление семейных связей, межведомственное взаимодействие». В «Шансе» есть отделение реинтеграции, которое работает с учащимися и выпускниками воспитательных колоний, осужденными подростками, которые не лишены свободы, и с учениками школы закрытого типа.

«Шанс» курирует департамент образования и социальной защиты населения Москвы. Решение о зачислении в школу закрытого типа принимает суд. Также необходимо согласие родителей. Почему большинство осужденных детей попадает в колонии для несовершеннолетних, а некоторых суд отправляет в «Шанс» - неизвестно. Некоторые московские суды отправляют туда подростков чаще, другие - реже. По словам детского омбудсмена Москвы Евгения Бунимовича, все зависит от личности судьи - «хорошей отлаженной системы здесь нет».

Евгений Бунимович

уполномоченный по правам ребенка в Москве

Было бы прекрасно и странно, если бы в школах закрытого типа не происходили подобные конфликты. Вообще, особенность «Шанса» такова, что ее ученики периодически находятся под следствием. Я давно работаю с этой школой, и это не первые подобные разборки.

По идее, такие школы должны выводить подростков из криминогенной среды, но сейчас школа работает неэффективно. Процент повторных преступлений у выпускников подобных школ выше, чем хотелось бы. Плохо, что после «Шанса» дети попадают обратно в привычную для себя среду и эффект от перевоспитания нередко теряется. Некоторые ученики воспринимают эту школу как санаторий. Они живут в условиях намного лучше, чем дома, их возят на экскурсии и устраивают спортивные соревнования. Но нужно не только развлекать и образовывать, нужно заниматься подготовкой к будущим профессиями.

Мне нравится позитивный опыт других стран, например Англии, где осужденных подростков помещают в семьи полицейских. С одной стороны, дети наказаны, а с другой - они находятся в семейной среде среди обученных полицейских с педагогическим образованием.

Вадим Тулегенов

кандидат юридических наук, доцент, исследователь проблем криминальной субкультуры

Ситуация, когда в сообществе появляется лидер, который доминирует над остальными, может возникнуть везде, даже в МГУ. Другое дело, что с осужденными детьми должны работать люди с богатым жизненным опытом, с определенным авторитетом и хорошей зарплатой. Все зависит от педагогического коллектива, которые должен разрешать такие конфликты. Чем профессиональней коллектив, тем меньше будет конфликтов. А дети, естественно, пользуются своими правами, которых у них больше, чем у педагогов, или тем, что сотрудник школы не может справиться с работой.

В любом случае воспитатели не могут смотреть за учениками 24 часа в сутки. Учитель отвернулся, а ребенок воткнул соседу в пятую точку циркуль. Еще есть туалетные комнаты, в которые педагоги не могут войти, а еще есть ночное время.

Да, спецшколы и тюрьмы - это плохо, но они должны быть, это суровая необходимость. В любом обществе будут люди, которые не нашли себе места в жизни. А в подростковом возрасте таких людей больше, чем в каком-либо другом. Спецшкола - это предпоследний шанс, если не последний шанс, чтобы ребенок одумался и начал жить нормальной жизнью.

Вариантов было много: "неполноценный", "умственно отсталый", "сиротливый", "грустный", "несчастный", "обездоленный" и т.п. Лишь одна девушка выбилась из общего ряда утверждениями: "гениальный", "одаренный", "особенный". В процессе обсуждения выяснилось, что сама она училась в специализированном математическом интернате.

Очевидно, что большая часть ответов ассоциировалась с интернатами для детей-сирот, ребят с умственными отклонениями и детей с серьезными проблемами со здоровьем: слабослышаших, плоховидящих, больных ДЦП.

Но мнение такое ошибочно. В интернатах учатся и вполне здоровые, материально обеспеченные, умные и талантливые школьники. Почему там, а не в обычной школе? Дело в особой форме обучения, которая и отличает интернаты - ребенок проводит здесь не только дни, но и ночи. Похоже на пятидневку в детском саду: родители приводят сына или дочь в школу в понедельник, а забирают вечером в пятницу. Можно оставаться там и на выходные. Причины для такого графика учебы - разные. И типов интернатов несколько.

Для богатых и занятых - частные школы-пансионы

Один из них - частные школы-пансионы. Они очень напоминают "закрытые" интернаты, которые существовали в советские времена. Для простых смертных доступ туда был закрыт, контингент учащихся составляли дети дипломатов и других специалистов, работающих за рубежом. Не во всех странах при посольстве СССР были свои школы, а ходить в местные учебные заведения запрещалось по идеологическим соображениям. Вот родители и оставляли детей школьного возраста в России. При отсутствии заботливых бабушек и дедушек, ребята попадали в специальный интернат.

Если позволяют средства, в современные школы-пансионы можно определить любого ребенка. Занятых пап и мам, сутки напролет зарабатывающих деньги, сегодня хватает. У родителей просто физически нет ни времени, ни сил уделять своему чаду должное внимание. А в частном пансионе ребенок под присмотром, растет, занимается в хороших, практически домашних условиях. Дети, родители которых проживают в другом городе или стране тоже часто учатся в школах-пансионах.

Особых новшеств в распорядке нет. Днем - уроки. После обеда - отдых, прогулки, экскурсии, посещение кружков, спортивных секций. Возможны дополнительные занятия и профильное обучение - иностранные языки, юридический или экономический цикл, математическая и естественнонаучная специализация и т.д.

Как туда попасть?

Нужно заключить договор со школой и оплатить пребывание в пансионе. В некоторых частных заведениях проходят предметное тестирование. Особенно оно распространено среди учащихся старших классов: школа берет на себя обязательства по поступлению в вуз. Поэтому и отбираются дети, база знаний которых позволит быстро подготовить их в заявленный институт. Но если ученик десятого класса до сих пор не в ладах с , то даже самая гениальная подготовка не "дотянет" его за год до уровня экономфака или мехмата МГУ.

"Гениальный", "одаренный", "особенный" - помните эпитеты, упоминавшиеся в начале? Именно для таких детей созданы интернаты со специальными условиями обучения. Впрочем, с 1988 года многие из них были переименованы в специализированные учебно-научные центры (СУНЦ). В каждом классе подобного интерната учится по несколько призеров российских учебных олимпиад, большинство выпускников поступают на "трудные" факультеты курирующих вузов. Самое известное заведение физико-математического и химического профиля - Школа А.Н.Колмогорова при МГУ им. М.В. Ломоносова.

Быть талантливым, особо одаренным можно не только в математике, физике и пр. К этой же группе интернатов относятся спортивные и хореографические школы.

Распорядок занятий отличается от обычного - здесь особые программы. Уроки не заканчиваются, скажем, ровно в час, а могут продолжаться с перерывами в послеобеденное время. А в школах олимпийского резерва перед крупными соревнованиями дети тренируются практически целый день. К родителями ребята уезжают на каникулы. Все остальное время проводят в стенах интерната.

В интернаты "для умников и умниц" набирают учеников со всей страны: талантами богата не только Москва. Например, та же Школа А.Н. Колмогорова принимает в десятые и одиннадцатые классы юных граждан России, вне независимости от места их проживания.

Формально любой специализированный интернат дает общее среднее образование. На деле же, зачастую все усилия направлены на развитие детей по профилю. Не секрет, что большинство выпускников спортивных школ-интернатов несильны в математике, литературе. Педагоги советуют отдавать в специализированные интернаты только тех детей, чье будущее точно будет связано с конкретным направлением. Поступить после балетного училища в обычный вуз удается единицам. Если по каким-то причинам: болезнь, потеря физической формы и др. балетная карьера не сложилась, молодой талант уходит в "никуда". Адаптироваться к обычной жизни очень сложно, отсюда - множество поломанных судеб.

Как туда попасть?

Пройти вступительные испытания. В спортивные школы-интернаты детей обычно набирают из числа учеников средних школ, которые занимаются в секциях.

Необходимы не только хорошие физические данные, но и опыт в конкретном виде спорта. Высшая ступень - школы олимпийского резерва, в них готовят профессиональных спортсменов. За право стать учеником такого заведения придется побороться. Особенно, если выбор пал на массовый вид спорта - футбол, хоккей, гимнастику, волейбол или баскетбол. Принимают только тех, кто реально сможет подняться до уровня юношеской сборной и выше.

Чтобы поступить на отделение хореографического искусства Московской государственной академии хореографии, нужно пройти творческий конкурс. В ССУЗ при МГАХ принимают с десятилетнего возраста. В будущем есть возможность получить среднее специальное и высшее профильное образование.

Профилированные по школьным предметам интернаты проводят вступительные экзамены во время летних каникул, чтобы сумели приехать иногородние абитуриенты. В Школе А.Н.Колмогорова есть возможность проверить свои знания - иногородние могут сдать пробные заочные экзамены. Для этого достаточно скачать из интернета задачи, решить их и отправить по адресу. Результаты экзамена вывешиваются на сайте школы. Напротив каждой фамилии указано количество набранных баллов. Правда, юридической силы заочный тур не имеет: чтобы стать учеником Школы, нужно пройти очные испытания.

Для будущих военных

Задача-максимум еще одной особой группы интернатов - подготовка элиты Вооруженных Сил страны. К ним относятся школы-интернаты военного профиля: кадетские корпуса, суворовские и нахимовские училища и т.д. Дети живут и учатся здесь на полном государственном обеспечении. В будущем, без экзаменов поступают в вузы военной направленности. Однако, вовсе не факт, что по окончании корпусов, училищ, их воспитанникам открывается лишь одна дорога - в армию. Можно, например, стать студентом факультета журналистики или юриспруденции военного института.

Продолжительность обучения - 2 года (после девятого класса), 3 (после восьмого) или 7 лет. Самые юные суворовцы - выпускники 4-х классов общеобразовательных школ. Возраст абитуриентов не должен превышать 11 лет.

Суворовцы и нахимовцы получают общеобразовательную и начальную военную подготовку (иногда по роду войск).Обязательно изучают иностранный язык по углубленной программе.

Но в интернаты военного профиля строгий отбор по физическим и интеллектуальным данным. Так, например, для того, чтобы получить допуск к вступительным экзаменам в Первый Кадетский корпус ФПС России, средний балл аттестата за 9 класс должен быть не ниже 4.

Как туда попасть?

Познакомиться с правилами приема. Они едины для всех учебных заведений этого типа. Необходимо также предоставить справку из школы об успеваемости, или аттестат о девятилетнем образовании. Пройти медицинскую комиссию, профессиональное психологическое тестирование и испытание по физической подготовке.

Затем следуют общеобразовательные экзамены: математика, русский и иностранный языки.

Дети военных, прослуживших не менее 20 лет в рядах ВС, при условии успешной сдачи экзаменов, зачисляются вне конкурса.

Сирот зачисляют без экзаменов, после медицинской комиссии и психологического тестирования.


Кому подходит интернат?

К. И. Разумов, специалист по детской и подростковой психологии:

"Как бы ни сложились ваши семейные обстоятельства, не торопитесь отдавать ребенка в интернат. Как минимум - нужно протестировать его у хорошего психолога. Или проконсультироваться с педагогами.

Дети воспринимают отлучение от родителей по-разному. Кто-то адаптируется практически сразу, заводит новых друзей, активно участвует в школьной жизни.

Другие живут с ощущением, что близкие их предали, бросили на произвол судьбы. Причем, такая реакция встречается чаще у детей по-настоящему талантливых. Многие из них очень ранимы.

Хороший вариант - отправить ребенка для начала на лето в лагерь или лесную школу. Пусть попробует обходиться без родителей.

И ни в коем случае не принимайте решение о переводе в интернат самостоятельно! Даже если вы уверены, что новая форма обучения открывает перед ребенком колоссальные возможности. Объясните ему свою позицию. И предоставьте право выбора самому школьнику".

Записная книжка родителя

На вопросы отвечает руководитель пресс-службы Департамента образования Москвы А.В.Гаврилов.

Как должны поступать родители, если учитель намекает на денежное вознаграждение за хорошую отметку в четверти, полугодии? Что делать, если администрация учебного заведения регулярно, раз в месяц, требует от родителей внести достаточно крупные суммы на нужды школы?

Родители могут оказывать своей школе финансовую помощь. Но во-первых - в безналичной форме, а во-вторых, только на добровольной основе. Для этого создается Попечительский совет либо фонд, куда перечисляются деньги. Если есть какие-то нарушения, можно обратиться в Департамент образования. В случаях вымогательства со стороны отдельных учителей или школ, родитель вправе обратиться в органы правопорядка.

Имеет ли право администрация школы требовать оплату услуг охраны сразу за несколько месяцев, например, за полгода?

Если это предусмотрено в договоре - то да. При оказании услуг ЧОПа составляется трехсторонний договор, который подписывается администрацией школы, родительским комитетом и самим охранным предприятием. Среди пунктов этого договора есть и такой, как "форма и сроки оплаты". Если в нем говорится, что оплата осуществляется один раз в два (три, четыре и т.д.) месяца, то школа имеет право требовать соблюдения этих условий. Если же родители не согласны с таким графиком, они вправе требовать пересмотра договора, тем более что заключается он каждый год. В отдельных случаях некоторым семьям могут предоставить возможность платить помесячно.

Обсуждение

Поскольку у меня старшие дети учились в школе-интернате Интеллектуал, знаем много детей из других интернатов для одаренных, и я знаю детей, проживающих в спортивных школах-интернатах, а также двоих детей из платной школы с проживанием для детей работников МИДа))) то у меня ассоциации с интернатами вполне позитивные. Но да, незнакомым людям я обычно говорю, что у дочки в школе общежитие с возможностью проживания. Потому, что у многих людей действительно слово интернат ассоциируется с интернатами для сирот и умственно отсталых)))

Моему сыну 11 лет. Любит читать, школьный материал схватывает на лету, но на тетради полный ноль. Специально заваливает уроки. Только конец урока быстро рассказывает и пытается убежать. Советуют кадетскую школу, но я знаю что он опять все завалить. Что мне делать дальше и как обучать не знаю, не чего больше не работает.

06.02.2019 18:59:13, Заботливая мама!

03.07.2018 14:02:35, 9654005888

Збрасте, хотела узнать моя дочка учится в кадетской школе в 8 классе, можно ли поступить в интернат с ночевкой?

08.11.2017 23:57:46, Эмина

Комментировать статью "Разные интернаты для разных детей"

Хорошая школа с проживанием. Приемный сын 7 класс, учиться не хочет, убегает из дома. Это даст возможность попасть в специализированный интернат на 5-ти дневку, где в Частные школы дорого, внизу ссылку давали. Посмотрите казачьи корпуса, у нас в регионе...

Обсуждение

Кстати, да, а чего не лечите? Бегунки - это диагноз. В "шестерке" в Москве ими целое отделение затарено. Мой то балбес, не бегал, но в шестерке полгода отлежал, когда у него серьезно крышу переклинило (последствия сексуального насилия в детстве). Острое состояние сняли, стал не опасен для окружающих, хотя по прежнему балбес без башни. Так и у бегунков снимают острые позывы к бегству с помощью препаратов.

25.08.2018 19:57:27, сочувствую

Ниже я советовала школу. Дорого. Но моего два года до 9 класса дотянули. Находится в лесу, до города не меньше 10 км. В принципе, при желании, и 10 км не крюк, если очень хочется, то и оттуда сбежать можно.

24.08.2018 12:14:41, сочувствую

Нахожу только интернаты 8 вида и подобные. А что есть для нас? И чтобы программа все таки загружала ребенка. Если усыновлен, то только частные школы, если под опекой, у нас в регионах Если у ребенка есть психдиагноз реально отдать в специализированный интернат.

Обсуждение

Школы с продлёнкой есть условно бесплатной, есть в детских клубах группы продлённого дня. Этого достаточно, чтобы утром перед работой отправить ребенка в школу, а после работы забрать. И ребенок будет под присмотром.

чем во 2 классе на пятиднеку, так наверно лучше в ДД отдать совсем.
потому что ребенка из системы оставлять одного дома в 1 и 2 классе вообще не надо, тем более если у ребенка есть хоть какие-то проблемы. ребенка надо блюсти, вот эту самую привязанность развивать, в школу, на спорт и допы водить за ручку и лечить.
а если на это все нет сил и возможнотей- то лучше отдавать

Есть где нибудь школы частные недорогие с постоянным проживанием (естественно кроме Раздел: Выбор школы (58 интернат москва отзывы). школа - интернат 58 на Вавилова Частный пансион, кадетский корпус или семья+ школа. Нужны мнения. И это в школах, куда...

В нашей стране были и остаются специализированные школы - интернаты для детей с Среди частных школ стали появляться единичные школы - пансионы (отдельно для девочек Я понимаю, что для многих подростков и проживание в семье этого вовсе не гарантирует, и...

Обсуждение

сама подумываю своего сына отправить, ему 13ть через месяц. Живем в Швейцарии.

У меня знакомые отправили ровесника в интернат в Давос, - довольны:) Учится лучше стал (там дети ходят в государственную школу, а живут в интернате, 1-2 человека в комнате)

Записала в хороший австрийский интернат, но там очередь...в следующем учебном году точно не попадет, вопрос через год, 2017-2018.

Для меня вот это: "оторванность от семьи, узкий круг общения, ограниченная ресурсами школы свобода выбора занятий для души, влияние на формирование мировоззрения и системы ценностей имеют прежде всего те, кто работает в школе, а не семья, дети круглосуточно «варятся» в искусственно созданной микросреде" уже играло бы настолько решающую роль, что не скомпенсировалось бы никакими плюсами. Не говоря уже о прочих минусах.
Маркетинговую лапшу про "аналог Царскосельского лицея" снимайте сразу. Среда для общения (формирующая мировоззрение) там, скорее всего, будет довольно специфическая - большой процент проблемных или избалованных детей, которых богатые родители сдали в "элитарное" заведение.

О трудных подростках сейчас говорят везде, а психологи регулярно бьют тревогу из-за психологических проблем, возникающих у таких детей. Как же функционирует школа для трудных подростков, и может ли там ребенок получить полноценное образование?

Основные особенности работы школы для трудных подростков

Интернат для трудных подростков — специальная организация, куда попадают дети, испытывающие серьезные трудности в обучении или столкнувшиеся с неоднократными нарушениями закона. Многие дети, обучающиеся здесь, страдают из-за серьезных психологических проблем, из-за неоправданной агрессии по отношению к окружающим.

Разумеется, учить таких подростков непросто, поскольку они настроены резко против получения новых знаний. Именно поэтому в школе для трудных подростков трудятся исключительно опытные педагоги, те, которые смогут сладить с характером своих воспитанников. Для таких заведений характерна железная дисциплина, поскольку именно она помогает воспитывать в детях послушание. Здесь за детьми следят не только во время уроков, но и в процессе повседневного отдыха. Задача преподавателей — постараться исправить поведение подростка, вернув его к нормальной жизни в обществе.

Попадают в такую специализированную школу, в основном по решению суда из-за серьезных проступков школьника. Именно поэтому местную атмосферу нельзя назвать по-настоящему благодушной. Вместе с тем преподаватели, работающие в школе для трудных подростков, не проявляют агрессию и не занимаются рукоприкладством. Обучение здесь проходит также, как и в обычной школе, но под большим контролем и присмотром взрослых.

Первое, что делают педагоги, когда к ним поступает новый ученик — это проверяют уровень его знаний и интеллектуальных способностей. Для этого ребенку дают выполнить серию тестов, которые наглядно демонстрируют его ученические навыки. Иногда бывает так, что дети, которым по жизни пришлось несладко, просто не могли уделять достаточного внимания обучению. Именно поэтому уровень их интеллектуальных навыков, оставляет желать лучшего. В специальных интернатах для трудных подростков учителя индивидуально подходят к навыкам и умениям каждого ребенка. Именно поэтому подростку может преподаваться программа младших классов, если специальные тесты показали значительное отставание в уровне интеллектуального развития.

Еще один важный момент обучения в подобной школе — это постоянные консультации с психологом. Давно замечено, что трудные подростки в большинстве своем имеют очень серьезные психологические проблемы, которые сказываются и на их успеваемости, и на их поведении. Задача учебных заведений для трудных детей заключается именно в том, чтобы исправлять подобные проблемы в плане психологического развития, поэтому и консультации с психологом играют такую важную роль в нормализации состоянии подростка. Обычно консультации с психологом проходят индивидуально, и на каждой из них специалист пытается докопаться до истинного источника проблем подростка.

Обучение в таких школах происходит по тем же предметам, что и в обычных учебных заведениях. Внимание уделяется стандартным учебным предметам, а также занятиям по физической культуре и труду. Обычно обучение протекает именно в формате интерната, то есть дети остаются под надзором преподавателей в течение всего дня, но на выходные могут съездить в гости к родителям. Подобная система обучения помогает взрослым не только контролировать детей, но и становиться для них близкими друзьями. После тяжелейшего периода адаптации, подросток начинает привыкать к преподавателям, а налаженные дружеские отношения помогают ребенку выбраться из сложной жизненной ситуации.

Может ли школа-интернат перевоспитать трудного подростка?

Стоит отметить, что уровень развития проблем у каждого трудного подростка свой. Иногда ребенку хватает 2-3 недели, чтобы войти в колею и начать контролировать свои поступки, а иногда им требуется несколько месяцев только на адаптацию. Разумеется, здесь все индивидуально и зависит от степени развития психологических проблем у ребенка.

Сейчас педагоги по всей России активно дискутируют на тему того, продуктивна ли работа подобных школ для трудных подростков, и могут ли они вернуть ребенка к нормальной жизни. Статистик неумолима: более 70% всех учеников подобных интернатов начинают лучше успевать по школьным предметам, а уровень агрессии у них заметно снижается. Из-за постоянного контроля опытных преподавателей и индивидуального подбора системы обучения, дети начинают лучше усваивать школьный материал. К тому же, в таких заведениях дети не просто учатся, а проводят здесь практически все свое свободное время. Постепенно у них появляются новые друзья, общение со сверстниками становится мощным стимулом к изменению модели поведения.

Важным моментом в перевоспитании трудного подростка становятся факультативные занятия с педагогом. На таких дополнительных занятиях учителя пытаются пробудить в детях основы морального и правильного этического поведения. Так, в школах-интернатах довольно часто проводятся дополнительные классные часы на тему патриотизма, уважительного отношения к окружающему миру и к старшим. Чем разнообразнее будут педагогические подходы профессионала к работе над подобными факультативами, тем успешнее дети усвоят социальные и общественные нормы, обсуждаемые на уроке.

В процессе работы с трудными подростками важна не только деятельность учителей и психологов, но и правильное поведение родителей. Так, например, если взрослые всячески поддерживают своего ребенка, стараются доказать ему свою любовь и необходимость изменения манеры поведения, то и у детей появляется гораздо больше стимулов улучшить свою успеваемость. Многие учителя, работающие с трудными подростками, проводят специальные беседы и с их родителями, объясняя, как им стоит себя вести, чтобы агрессия ребенка ушла в прошлое. Как уже упоминалось выше, многие школы работают, как интернаты, и дети в них пребывают в течение всей недели за исключением выходных. Когда школьник прибывает на выходные домой, родители должны сделать все, чтобы оградить подростка от соблазнов, связанных с прежним образом жизни.

Современные школы для трудных подростков появляются повсеместно по всей стране, но одно из лучших заведений подобного типа было основано в Москве в 2012 году. Помимо современного оборудования и высококвалифицированного персонала, дети здесь получают возможность всячески развивать свои творческие способности. Подростки в такой школе могут посещать занятия по рисованию, могут активно заниматься спортом или танцами. Все это помогает не только улучшить поведение ребенка, но и расширить сферу его интересов. Постепенно любовь к наукам и новым увлечениям вытеснит у подростка желание ввязываться в драки и нарушать закон.

Такое учебное заведение может помочь не только в деле повышения успеваемости, но и в нелегком избавлении от вредных привычек. В школах для трудных подростков особое внимание уделяют борьбе с никотиновой и алкогольной зависимостью. Детей пытаются всеми доступными способами отучить от курения, объясняя последствия вредных привычек для организма. Сейчас очень многие дети, испытывающие серьезные психологические проблемы, связанные с переходным возрастом, пытаются найти своеобразную отдушину во вредных привычках, даже не подозревая, насколько сильно это вредит здоровью.

Ожидать того, что трудный подросток перевоспитается за 2-3 дня не стоит, поскольку на этот нелегкий процесс порой требуются месяцы, а иногда и годы. Благодаря четкому распорядку дня и правильно составленному расписанию занятий для каждого подростка, школьник учится контролировать свою жизнь.

Зачастую характер трудного подростка настолько меняется, что помочь ему может только профессионал в специальных учреждениях. Постоянные консультации с психологом и регулярные факультативы — все это помогает подростку избавиться от вспышек гнева и приступов ярости, вернувшись к нормальной жизни в обществе и к обучению в обычной школе.