Конспект занятия в подготовительной группе на тему "мы разные, но мы вместе". Проект для детей старшей группы «Мы разные, но мы вместе

Я, Гарапова Ирина Владимировна, работаю в МБДОУ «Детский сад» д. Вистино, который расположен вблизи строящегося порта «Усть-Луга», где работают люди разных национальностей, дети которых посещают наш детский сад. Некоторые приезжие ребята, плохо владеют русским языком, в связи с этими и другими причинами, дети стали их игнорировать. Поэтому данная тема для меня очень актуальна. Несмотря на национальные различия, разный менталитет у современных детей похожие проблемы, похожие цели и ценности. Очевидно, что если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве с детьми разных национальностей, то в дальнейшем у него могут, возникнуть межличностные конфликты на почве нетерпимости, неприятия человека другой нации, которые у взрослого человека решить очень сложно, а иногда невозможно.

На мой взгляд, эта презентация будет интересна педагогам и родителям для работы с детьми разных национальностей.

После проведенной работы дети стали более доброжелательны, дружны, увеличилось число детей в объединениях во время игр и другой деятельности. Знания детей об играх, праздниках разных народов стали шире и образнее. Они стали различать друг друга по национальностям, что привело к еще большему сплочению групп, т.к. в своих играх они стали использовать элементы народных игр.

Скачать презентацию

воспитатель, МБДОУ «Детский сад» д. Вистино,

д.Вистино, Кингисеппский район, Ленинградская область, Россия


Подготовила: Овсянкина Е.Н. Воспитатель МБДОУ д/с «Лучик» комбинированного вида 2014-2015г.
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В законе РФ «Об образовании» говорится: «Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей...» (ст. «Принципы государственной политики в области образования»). Аналогичные задачи находятся в Государственной концепции дошкольного воспитания: «В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям». Дошкольное образование, неразрывно связанное с социальными процессами и культурой общества.

Воспитание основ толерантной культуры необходимо начинать в дошкольном возрасте, именно этот возраст является сензитивным для формирования и развития многих нравственных качеств, в первую очередь толерантности. Под основами толерантной культуры ребенка дошкольного возраста понимают общечеловеческую ценность, отражающую нравственную основу поведения детей в обществе, общения и взаимодействия с людьми разных национальностей и культурных групп.
Актуальность: Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, взаимная нетерпимость и культурный эгоизм. Причин этому много - средства массовой информации, социальное окружение детей, также непонимание друг друга возникают в связи с разными ценностями, культурой, языком. Практический опыт по формированию у детей навыков социальной ответственности, уважительного отношения между детьми, независимо от физических возможностей, национальности, - еще недостаточен. Ежегодная диагностика личностных качеств детей старшего дошкольного возраста, указывает на то, что 28% воспитанников замечают у себя больше достоинств, чем недостатков; способность к эмпатии у них практически не выражена; во всех проблемах чаще обвиняют окружающих, отмечается повышенная обидчивость, агрессивность. Низкий уровень познавательного интереса к своей стране, миру, к жизни, культуре народов разных стран.
В связи с вступлением в силу федеральных государственных требований воспитание толерантности является обязательным для любого дошкольного образовательного учреждения.
Практическая значимость.
Считаю, что реализация данного проекта повысит знания родителей в области воспитания толерантности у своих детей. А дети в свою очередь, научатся доброжелательному отношению друг к другу, отзывчивости и справедливости. Все вышеперечисленное должно внести значительное изменение в психологический климат группы и повлиять на повышение качества образовательного процесса.
Цель проекта: Сформировать у детей и родителей основы толерантной культуры.
Задачи:
1. Создать в группе предметно-развивающую среду, способствующую сопричастности детей к культуре других народов.
2. Формировать уважительное отношение, открытость, дружелюбие к сверстникам и родителям группы.
3. Познакомить с национальными традициями, культурой воспитанников группы.
4. Воспитывать любовь и уважение к своей Родине, к своей нации, толерантное отношение к представителям других национальностей.
6. Развивать коммуникативные качества, познавательную активность, развивать творчество и фантазию.
Несмотря на социальный заказ общества, доказанную сенситивность дошкольного возраста к усвоению ценностей, на практике процесс толерантного воспитания осуществляется эпизодически и нецеленаправленно. Отсутствуют исследования, в которых представлена целостная концепция формирования толерантности дошкольников.
Новизной и отличительной особенностью проекта является сконструированная система формирования толерантности, в которой определены организационно - педагогические условия, пути и способы реализации проекта, состоящего из целевого (цели, задачи, принципы, подходы, направления деятельности, содержательного (основные и специфические факторы формирования толерантности, операционально-действенного (формы, методы, средства, развивающая предметно – пространственная среда воспитания, оценочно – регулятивного (уровни и критерии сформированности толерантности) компонентов.
Работа по воспитанию толерантности у детей дошкольного возраста будет успешной, если:
процесс воспитания реализуется с учётом содержания понятия «толерантность детей дошкольного возраста»;
определены критерии сформированности толерантности у дошкольников;
разработана система, учитывающая поэтапное ознакомление детей с Родиной, гражданскими правами, обязанностями, социальными нормами, людьми разных национальностей;
педагогический процесс по воспитанию толерантности будет проходить при участии подготовленных педагогов и родителей.
Образовательное пространство является средством приобщения дошкольников к социальной действительности при следующих условиях:
единство созданных центров детской деятельности, развивающей среды с содержанием программы воспитания и обучения;
взаимодополняемость всех звеньев образовательного процесса;
признание ценности образовательного пространства всеми
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Возраст: дети 4-5 лет
Тип проекта: познавательно - творческий.
По количеству участников: коллективный.
По продолжительности: 4 месяца
Форма проведения итогового мероприятия проекта: презентация семейных альбомов "Мы такие разные".
Продукты проекта: Создания уголка «Дружбы», семейные фотоальбомы «Мы такие разные»
Основными направлениями проекта являются:
1. Формирование у детей навыков толерантного отношения к окружающему миру;
2. Формирование компетенций у родителей в области толерантного воспитания.
Проект реализуется в три этапа.
Этапы Мероприятия
Подготовительный этап.
1. Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса.
2. Разработка проекта, перспективного плана мероприятий. 1. Диагностика детей по выявлению уровня сформированности толерантного отношения друг к другу
3. Оформление перспективно-тематического плана, паспорта проекта
Содержательный этап.
1. Подбор материала.
2. Реализация проекта в образовательную практику.
3. Закрепление полученных знаний на практике через презентацию проекта
4. Пополнение предметно-развивающей среды демонстрационным материалом по теме.
5. Реализация запланированных мероприятий.
6. Презентация семейных альбомов "Мы такие разные".
Заключительный этап.
1. Диагностика детей по выявлению уровня сформированности толерантного отношения друг к другу
Воспитание толерантных отношений у детей дошкольного возраста будет организовываться через игровую, образовательную, продуктивную, театрализованную деятельность, через организацию экскурсий, семейных праздников.
Реализация содержательного этапа проекта:
Предварительная работа:
Создание картотек подвижных игр и развлечений народов России и других стран. Организация уголка «Дружбы».
Предметно - развивающая среда в группе для организации режиссерских и ролевых игр.
Подборка иллюстраций на формирование правильного поведения в различных ситуациях. Создание в группе библиотеки произведений переводной литературы разных народов, сказок, пословиц и поговорок о мире, дружбе, доброте, доме и Родине.
Дидактические игры на развитие у детей толерантности; музыкальные произведения композиторов мира; альбомы, фотографии.
Оформление интерьера помещений группы иллюстративным материалом по теме. Внесение предметов быта, предметов народно-прикладного искусства, кукол в национальных костюмах, музыкальных инструментов.
Практическая деятельность
Народные игры России и других стран: «Сокол и лиса», «Утушка», «Скок –перескок», «Пятнашки на санках», «Барашек», «Канатохо
дец», «Перепелочка»;
Д\И «Назови ласково», «Ты мне нравишься, потому что… », «Приветствие других стран», «Добрые пожелания», «Добрые новости», «Волшебная палочка добрых дел», «Подарок для друзей», «Комплименты», «Чем я могу помочь», «Цветик - семицветик».
Психологические этюды: «Цветок дружбы», «Солнышко», «Мирилки»
Беседы «Моя семья», «Зачем нужны традиции? » Рассказы детей о членах своей семьи, оформление странички альбома «Я и моя семья».
Образовательная деятельность: «Моя семья», «Страна, в которой мы живем»», «Мой город родной», «Мои друзья - мальчишки и девчонки»». Рисование по мотивам (азербайджанских, армянских, украинских) узоров, по темам; «Мы дети земли», «Я и моя семья»,
Аппликации по мотивам народных орнаментов (Украсим сапожок, рукавичку, рушник) .
Работа с родителями
Консультация "Психологическое здоровье ребенка" Консультации для родителей: « Учим ребенка дружить»», «Семейные традиции». Акции «Покормите птиц зимой», "Построим горку сами" Создание семейных альбомов
Работа с коллективом
Консультация на тему: «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста». Консультация на тему: «Дружба»
Ожидаемые результаты:
-В группе будут созданы условия для развития толерантных отношений у детей.
-У детей постепенно сформируются такие качества как отзывчивость, справедливость, скромность, доброжелательное отношение друг к другу независимо от национальности, культуры, социального статуса и физических возможностей.
-Усилится взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом. Родители сменят пассивную позицию на активную, приобретут знания в области воспитания толерантных отношений, и что важнее всего, претворят их в жизнь.
-Создание уголка «Дружбы» в группе.
-Оформление картотеки игр.

Был проведен мониторинг по методике У.А. Кухаревой. Данная методика актуальна тем что, уровень сформированности толерантности является тем критерием, который позволяет диагностировать наличие и степень проявлений экстремистских установок в возрастной группе. Кроме того, методика проста и не требует больших временных затрат на её проведение и анализ.

Уровень сформированности толерантного отношения у детей в начале учебного полугодия

Уровень сформированности толерантного отношения у детей к концу учебного полугодие

План работы с детьми

Занятие на тему: «Моя семья» Сентябрь
Занятие на тему: «Мой город родной» Октябрь
Занятие на тему: «Страна, в которой мы живем» Ноябрь
Занятие на тему: «Мои друзья - мальчишки и девчонки» декабрь
Разгадывание загадок о дружбе декабрь
Народные подвижные игры ежедневно
Дидактические игры ежедневно
Беседа на тему: «Моя семья» сентябрь
Беседа на тему: «Что такое дружба» декабрь
Психологические этюды ежедневно

Занятие на тему: «Моя семья».
Цель:
Формирование у детей правильного представления о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата.
Задачи:
1. Закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи.
2. Упражнять детей в умении задавать вопросы, правильно подбирать к словам прилагательные и глаголы.
3. Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи.
Предварительная работа:
1. Заучивание фамилии, имени, отчества и профессии родителей.
2. Рассматривание семейных фотографий на даче, в квартире, на море, в лесу.
3. Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи.
4. Изготовление вместе с родителями семейных гербов.
Материал:
Семейные фотографии, ширма, игрушка – Чебурашка, хлопушка, корзина.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте представим, что всех нас пригласили в телестудию на детскую передачу – «Моя семья».
Вы согласны быть участниками этой передачи. (Ответы детей) Тогда давайте потихонечку войдем в телестудию и займем свои места. (дети садятся на стульчики) Участники телепередачи готовы? (ответы детей) Ну, тогда начали. (Хлопушка)
Добрый день, уважаемые телезрители. Начинаем нашу передачу – «Моя семья», и я, ее ведущая Валентина Ивановна, приветствую вас. Сегодня в нашей студии гости программы и участники, ребята детского сада «Сказка» города Вуктыл. Ребята пришли в нашу студию для того, чтобы рассказать о себе, о своей семье, о своих дорогих и близких людях. Сегодня я вести программу буду не одна, мне будет помогать наш Чебурашка. Давайте-ка, ребята, мы его поставим вот сюда на ширму, ему отсюда будет лучше видно. (Ставит Чебурашку на ширму.)
Чебурашка: Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Ой, кто это? Чебурашка! Произошло какое-то чудо, и наш Чебурашка ожил. Здравствуй, Чебурашка!
Чебурашка: Ребята, за то время как я живу у вас в группе, вы мне уже рассказывали про бабушек и мам, и про пап рассказали, а про кого вы хотите рассказать мне сегодня?
Воспитатель: Сегодня, Чебурашка, мы с ребятами хотим тебе рассказать о том, что такое семья. Но в начале нашей передачи я предлагаю участникам представиться.
Дети: Меня зовут…, моя фамилия….
Воспитатель: Благодарю всех участников. Чебурашка, а ты знаешь, как называют людей, живущих в одном доме, квартире?
Чебурашка: Нет, не знаю. А ваши дети, что ли знают?
Восп.: Да, знают. Ну-ка, дети, подскажите Чебурашке, как называют людей живущих в одном доме, квартире?

Час общения:

«Мы разные, но мы - вместе!»

Цель:

Формирование у воспитанников чувства толерантности, уважения и терпимости по отношению к людям независимо от их национальности, вероисповеданий исоциального положения.

Задачи:

    Расширить знания о понятии «толерантность»

    Развивать коммуникабельные способности, духовно-нравственные качества, умение работать в коллективе

    Воспитание толерантной личности

Возрастная группа: для детей среднего и старшего школьного возраста

Участники: Воспитанники детского дома

Форма проведения : Час общения

Продолжительность: 35-40 минут

Используемые методы и приемы : беседа, информирование, обсуждение, упражнения, ТСО.

Используемые технологии: мозговой штурм, «круг радости», ассоциация, рефлексия.

Оборудование /реквизиты/ :

    Интерактивная доска, проектор

    Конверты с вырезками

    Фломастеры, клей, ватман

    Коробочки серого и красного цвета

    Вырезанные фигуры человечков

    Запись песни «Я, ты, он, она, вместе дружная семья»;

План:

І. Оргмомент.

    Приветствие

    Круг радости «Улыбка»

ІІ. Основная часть

1.Мозговой штурм

2. Упражнение «Рисунок линий на ладонях».

    Информирование «Толерантность»

    Упражнение «Снежинка»

    Стихотворение - Викторкина Алена

    Обсуждение «Что нужно для того, чтобы стать толерантным?

    Кластер «Определение качеств толерантности»

    Упражнение «Хорошо или плохо?»

9. Стихотворение -Редозубова Полина, Ананьева Александра

10. Работа в группах «Собери пословицы»

11.Стихотворение – Муратханова Бахтиза

12.Обсуждение. Что нас всех объединяет?

13. Творческое задание. Коллаж

14 Упражнение “Камушек в ботинке”

15. Упражнение “Жемчужина в раковине”

ІІІ. Заключительная часть. Рефлексия

1. Творческое упражнение «Дружный хоровод»

2.Итоговое слово воспитателя

    Оргмомент. Воспитательпроверяет готовность детей к занятию, их общий настрой и создает благоприятную атмосферу. Дети сидят образуя большой круг. Тихо играет приятная музыка.

    Приветствие (Музыку вкючаем)

– Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами будем общаться и узнавать что-то новое. Для этого обязательно нужно хорошее настроение.

Круг радости «Улыбка»

Ребята, прежде чем начать наше занятие, я предлагаю провести очень знакомый нам круг радости. Давайте, ребята, все возмемся за руки, улыбнемся и скажем друг другу добрые слова, подарим хорошее настроение.

(Например, “ты – очень добрый”, “ты - веселый”, “ты – очень милый”, “ты - остроумный” «ты -красивая» и т.д..)

Улыбнитесь друг другу, подарите гостям и мне свои улыбки.

И скажем все вместе:

Добрый день людям !

Добрый день улыбчивым лицам!

Спасибо! Улыбка всегда дарит радость.

Молодцы, ребята, можете садиться. (Музыку выключаем)

Мозговой штурм: ( фото детей показываем)

Кого вы видите на экране?

Они похожи?

А почему?

У них разный цвет кожи, волос и глаз, у них разный возраст

А что у них общего?

Они все дети

Упражнение «Рисунок линий на ладонях».

(Дети сравнивают линии на своих ладонях).

Улюдей двух абсолютно одинаковых узоров на пальцах и ладонях не бывает. Это говорит об уникальности каждого человека. Его уникальность – это ценность. Поэтому, вам нужно быть внимательными и заботливыми по отношению друг к другу, к своим близким, а также к себе .

Какой можно сделать вывод?

Вывод: все дети (все люди) разные. В чем-то они похожи, но различия есть обязательно. В каждом есть что-то свое интересное, симпатичное.

Все мы такие разные: взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые, толстенькие и худые, умные и не очень. И все мы должны жить дружно и стараться понимать друг друга.

Это и значит толерантность, ребята. Как вы уже поняли, мы сегодня будем говорить именно о нем.

II. Основная часть (Слайд, Толерантность)

Давайте вспомним что такое толерантность?

Толерантность (от лат. tolerantia – терпение) – терпимость кчужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

Упражнение «Снежинки»

Главное условие: не смотреть друг на друга и не задавать вопросов.

Возьмите лист, сложите его пополам, еще раз сложите и еще раз. Оторвите левый угол, оторвите правый угол, сложите еще раз пополам, оторвите левый угол, оторвите правый угол.

Разверните и посмотрите, что у вас получилось, покажите всем.

Почему, выполняя одни и те же действия, получили разный результат?

Потому что мы разные.

В чём наши различия? (рост, глаза, причёска, цвет волос, фигура, характер и т.д.)

А в чём наши сходства?

Правильно,все мы дети, все живем под одной крышей. Все хотим радоваться и жить дружно.

Все мы разные, ребята , но мы вместе».

Я хочу пригласить Алену, она прочитает нам свое стихотворение.

Викторкина Алена

Люди на свет

Рождаются разными:

Непохожими, своеобразными.

Чтобы других

Ты смог понимать,

Нужно терпенье

В себе воспитать.

Нужно с добром

К людям в дом приходить,

Дружбу, любовь

В своем сердце хранить!

Спасибо Алена!

Пусть нашим сегодняшним д евиз ом станут слова:

Мы разные- в этом наше богатство.

Мы вместе- в этом наша сила.

Обсуждение.

А ч то же нужно для того чтобы стать толерантным ?

Учиться уважать и понимать других людей,

Быть внимательными к окружающим людям,

Умение дружить с детьми, и людьми других национальностей

Принимать их такими, какие они есть…

Правильно, ребята!

Кластер Определение качеств толерантности. (Со слайда)

Давайте назовем составляющие толерантности (ответы детей): Слайд(Толерантность)

    Толерантность - это прощение.

    Толерантность - это любовь.

    Толерантность - это терпение.

    Толерантность - это согласие.

    Толерантность - это отзывчивость.

    Толерантность - это понимание.

    Толерантность - это дружба.

    Толерантность – доброта души.

    Толерантность – милосердие.

    Толерантность – уважение.

    Толерантность – сострадание.

    Толерантность – мир.

Развивайте в себе и других чувство толерантности!

Упражнение «Хорошо или плохо?»

Поразмышляем вместе

Ребята, мы все такие разные!

Давайте попробуем разобраться, хорошо это или плохо.

Мы вместе учимся, вместе отдыхаем, вместе живем в детском доме, но мы все разные: разные по национальности, у нас разные мечты и желания.

Мир очень разный, в нем живём разные мы, непохожие друг на друга, каждый из нас любит что-то свое, мечтает по-своему, наш мир – разноцветный.

Представьте на минуту, что вы оказались на планете, где люди ничем не отличаются: выглядят одинаково, думают одинаково, говорят и чувствуют как все, имя одно на всех.

Понравилась бы вам такая жизнь?

(Дети высказывают свои мысли, приводят примеры)

Вывод:

Скучно жить в одинаковом мире, люди интересны своим разнообразием, непохожестью, своей уникальностью. Каждый человек неповторим.

Давайте послушаем Кристину и Сашу

Стихотворение –Тюрганова Кристина

Мы такие разные –
В этом весь секрет!
Разрисуем красками
Этот белый свет!
Мы такие разные –
Дети всей Земли!
И наполнить радостью
Землю мы смогли!

Все – мы разные, все мы – равные!

Стихотворение - Ананьева Александра

Все мы очень разные! Но все при этом равные!

Мы все имеем равные права, смеяться и грустить.

Мы все для счастья рождены, и так тому и быть!

Ведь каждый из нас индивидуальность, И в этом, конечно, и есть уникальность!

Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными.

Чтобы других ты смог понимать,

нужно терпенье в себе воспитать.

Работа в группах «Собери пословицы»

Доброе слово лечит, а злое калечит. (то)
Друг познается в беде. (ле)
Худо тому, кто добра не творит никому.(рант)
Что посеешь, то и пожнёшь.(ность)

Проверьте собранные пословицы.

О чём все эти пословицы?

Вы заметили, люди разных национальностей говорят о доброте и добром отношении людей. Это так важно.
- А какое слово получилось? (Толерантность)

Стихотворение – Муратханова Бахтиза

Редазубова Полина

Казахстан- Родина моя! (Клип со слайда «С чего начинается Родина?»)

- А какой народ живет в Казахстане? (Казахи Русские, ……….).

Все люди, живущие на территории Казахстана – казахстанцы.
Мы -Казахстанцы!
Мы – это русские, татары, чеченцы, немцы, украйнцы, белорусы, корейцы, узбеки и другие.

Вывод:

Мы разные, но мы –вместе!

Мы разные, но все родились в Казахстане.

Мы разные, но ценности у нас одни: дружба, работа, уважение. Мы разные, но все уважаем друг друга и толерантны!

Обсуждение. Что нас всех объединяет?

Ребята, на какой планете мы живем? (Земля).

Как называется наша страна? (Казахстан).

В какой мы республике живём? (Многонациональной)

Наша столица…(Астана)

Наш город….(Семей)

Живем …(В одном доме)

Мир - это вселенная.

Мир - наша Земля.

Это наша страна.

Наш город. Наш дом.

Мир - это я.

Творческое задание.

Коллаж «Это наш дом, все мы дружно в нём живём!» (время5-6 минут)

Предлагаю вам составить коллаж «Это наш дом, все мы дружно в нём живём!». Перед вами лежат картинки и фотографии, листы, ножницы и клей. (дети работают в группах). После завершения дети представляют свои работы и вывешивают их на доске под тематикой сегодняшнего занятия.

Упражнение “Камушек в ботинке”

Откройте конверт №1

Найдите то, что как камушек в ботинке, мешает жить в мире с самим собой и с окружающими людьми. (гнев, страх, робость, злость, трусость, болтливость, лень, грусть,).

Теперь сверните листочки и выбросите в серую коробку. (Воспитатель выставляет коробку за дверь). Теперь нам ничего не будет мешать общаться с другими людьми.

Упражнение “Жемчужина в раковине”

Откройте конверт № 2

Отыщите то, что как жемчужина ценна, является достоинством и богатством, помогает жить в мире и дружбе с окружающими людьми. (радость, понимание, терпение, уступчивость, умение прощать, умение дружить, отзывчивость, честность, правдивость.) .

Сверните и положите в коробочку красного цвета в виде сердечка.

- Я надеюсь, что мы будем стараться, чтобы в группе и в нашем детском доме была дружелюбная, толерантная атмосфера.

Заключительная часть.

Рефлексия.

Упражнение «Дружный хоровод»

Если вам сегодня все понравилось, нарисуйте улыбку на лице человечка, а если нет - без улыбки и приклейте фигурку в наш общий дружный хоровод. (Дети прикрепляют свои разноцветные фигурки на доске, рядом с фотоколлажами.)

Играет песня «Я, ты, он, она, вместе дружная семья»

Я, ты, он, она,

Вместе – целая страна,

Вместе – дружная семья,

В слове «мы» – сто тысяч «я»,

Большеглазых, озорных,

Черных, рыжих и льняных,

Грустных и веселых

В городах и селах.

Какой большой и дружный хоровод получился!

Итог занятия.

В конце мне хочется сказать, что « Мы разные, но мы – вместе»

и равны, все достойны уважения, но в тоже время каждый из нас

личность и особенен по – своему.

Спасибо за внимание! До встречи!

Мы ране, но мы

Конспект занятия в подготовительной группе

Воспитатель: Бодрова О. В.

«Мы разные, но мы все вместе»

Цели:

Образовательная: Познакомить воспитанников с понятием «толерантность», выявить основные черты толерантности, сформировать правильное представление о толерантном поведении.

Воспитательная: Воспитывать чувство уважения друг к другу, обычаям, традициям и культуре разных народов. Воспитывать интернационализм, коммуникативную культуру общения и взаимопонимание.

Развивающая: Продолжить формирование толерантного отношения воспитанников между собой, способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле. Развивать у воспитанников терпимость к различиям между сверстниками. Изготовление «дерева толерантности».

Предварительная работа: Знакомство детей с флагами и гербами наций и народностей, живущих в Оренбургской области.

Беседы о дружбе, народах родного края, их культуре.

Чтение художественной литературы разных народов.

Изобразительная деятельность – рисование на тему « Мы разные, но мы все вместе».

Разучивание народных игр, знакомство с фольклором наций и народностей, проживающих в Оренбургской области.

Материал : тюбетейка, платок, украинский венок, русский кокошник, «дерево толерантности», альбом с изображением кукол в национальных костюмах, разрезные картинки кукол.

Ход занятия

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что обозначает слово «толерантность»? А как вы понимаете это слово?

Дети : это дружба, уважение, когда люди делятся друг с другом.

Воспитатель: Как вы думаете, какой толерантный человек?

Ответы детей: внимательный и добрый, умеет делиться с другими людьми, терпеливый, переживательный.

Воспитатель : Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира. А как вы думаете вы сами люди толерантные?

(ответы детей: да, нет.)

Воспитатель : А вот мне кажется, что вы все добрые, понимающие, толерантные. И сейчас я вам это покажу, а вы мне поможете.

Игра «Комплименты»

Воспитатель: Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим.

Сейчас каждый из вас, кто сядет на волшебный стул и возьмет в руки волшебную палочку, узнает о себе много хорошего, все остальные ребята расскажут ему комплименты.

Проводится игра.

(Ребята, какие комплименты вы скажите друг другу)

Воспитатель : Молодцы! Я очень рада, что вы нашли добрые хорошие слова для своих друзей. А теперь давайте рассмотрим символы толерантности: это радужный флаг, сплетенные разноцветные руки.


Воспитатель : Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых.

Надо чтобы каждый человек много знал и умел, был полезным и нужным нашей стране.

Наша Оренбургская область – многонациональная. Какие нации и народности проживают у нас?

Ответы детей: татары, казахи, русские, башкиры, украинцы и т. д.

Воспитатель : Они имеют свои обычаи, традиции, культуру.

Воспитатель : В нашей группе тоже есть дети разных национальностей. Поднимите руку, кто татары? Кто украинцы?

Ответы детей.

Какие национальные блюда готовят в ваших семьях?

Ответы детей. бешбармак, галушки, вареники, чак-чак, сладости.

Воспитатель: А что эта за шапка?

Ответы детей – тюбетейка.

Воспитатель: Это национальный головной убор татарина. Давайте рассмотрим ее. Видите, на ней – орнамент. А женщины носят платки.



(Надеваем мальчику тюбетейку, девочке надеваем платок и повязываем его по-татарски. Под музыку ребята танцуют, остальные хлопают).


Воспитатель: А сейчас девочки в русском, татарском и украинском головных уборах прочитают нам стихи на языках этих народностей. Давайте послушаем. Дети читают.

Воспитатель : Скажите, эти языки отличаются друг от друга?

Дети : Да.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Руки дружбы»

П одвижная игра «Руки дружбы»


Воспитатель : У каждой нации не только разные языки, но и разные костюмы. Тюбетейку и платок – татарские национальные головные уборы, украинский венок с ленточками и русский кокошник мы видели. Давайте посмотрим альбом кукол в национальных костюмах.

Рассматривание альбома и рассказы детей .

Дидактическая игра «Собери куклу в национальном костюме по образцу».

Воспитатель: Ребята, на занятиях по оригами с Любовью Васильевной вы изготовили дерево и кукол разных национальностей.

Давайте дерево, превратим в «дерево толерантности». Наклеим слова, с которыми мы познакомились и которые означают толерантность.

Дети читают слова и наклеивают на дерево (м илосердие, уважение, дружба и т. д)



Воспитатель: А теперь давайте возьмемся за руки и встанем около нашего дерева.


Воспитатель: Ребята, что мы сегодня узнали о толерантности?

Дети: мы все должны быть дружными и терпимыми по отношению друг к другу, никого не обижать и уметь договариваться.

Воспитатель: К сожалению еще не все люди бывают толерантны по отношению друг к другу, но я надеюсь, что вы будете уважительно относиться друг к другу и все люди научатся договариваться, а не станут воевать, ругаться, конфликтовать.

Да, ребята, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас не повторим и нужен всем остальным.


Ребята, я предлагаю изготовить символы толерантности.

Наши символы готовы. Давайте сфотографируемся.


Анастасия Храмова
Проект «Мы разные, но мы вместе»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №28»

Проект

«Мы разные , но мы вместе

Составила :

воспитатель Храмова А. О

Г. Арзамас, 2015г

Актуальность.

Данный проект организован в рамках мультикультурного образования дошкольников, которое в последнее время приобрело особую актуальность.

После распада Советского союза, наше многонациональное, многокультурное государство раскололось на несколько частей и многие, ранее союзные республики стали проявлять откровенную враждебность. Нарушились многолетние дружественные, межкультурные связи. Стала расти национальная неприязнь. Как следствие таких событий нарушение коммуникативных навыков современных детей. Современные дети имеют затруднения в общении и по причине повышения уровня опасности от социального окружения. Современный мир может быть опасен для ребёнка, участились случаи проявления насилия. Без присмотра порядочные родители не отпускают детей гулять. Нарушается формирование детского микро-сообщества, которое, в былые годы, было в каждом дворе. Часто мы слышим фразу от родителей : «Ты с этим ребёнком не дружи….» .

Дети часто проявляют жестокость по отношению друг к другу, к инвалидам, к людям другой национальности, к плохо одетым людям. Дети утрачивают сопереживание, взаимопонимание, взаимопомощь.

Мультикультуральное образование детей в педагогическом смысле представляется как целенаправленный учебно-воспитательный процесс, процесс создания условий формирования мультикультуральности ребёнка, как компонент процесса социализации личности ребёнка – будущего гражданина, который является залогом процветающего духовно развитого общества. Воспитывать толерантность, уважение к окружающим людям, взаимопонимание, формировать навыки ведения конструктивного диалога, умение решать конфликты без насилия. Воспитывать эти качества эффективней начать с дошкольного возраста, когда процесс становления личности только начат.

Актуальность вопроса обусловлена и для конкретной группы детей. Коллектив нашей группы не отличается сплочённостью. Дети дружат микро-группками, родители многие конфликтуют и это отражается на взаимоотношении детей. Назрела необходимость объединения коллектива группы. Исправить ситуацию, было решено средствами проектной деятельности . Так и появился проект «Мы разные , но мы вместе » .

Цель : Формировать навыки коммуникативного межличностного и межкультурного взаимодействия детей дошкольного возраста, способствовать формированию личности в духе толерантности и миролюбия.

Задачи :

Расширить представления воспитанников о культуре и традициях народов России и ближайшего зарубежья;

Актуализировать семейные ценности и традиции;

Развивать коммуникативные навыки взаимодействия в социуме;

Воспитывать взаимопонимание, взаимопомощь, солидарность, способствовать развитию чувства духовного

Участники проекта : воспитанники (второй младшей – подготовительной к школе группы, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель.

Возраст воспитанников : на начало проектных действий 3-4 года

Продолжительность проекта : 4 года (2012-2013 у. г. - 2016-2017 у. г)

Тип проекта : познавательно-творческий

Ожидаемые результаты :

Расширятся представления воспитанников о культуре и традициях народов России и ближайшего зарубежья;

Актуализация семейных ценности и традиции семей;

Будут сформированы начальные коммуникативные навыки взаимодействия в детском коллективе и социуме;

У воспитанников будут сформированы чувства взаимопонимания, взаимопомощи, солидарности, толерантности.

Этапы реализации проекта

1 ЭТАП : 2013-2014 у. год «Подготовительный»

Целеполагание

Решение организационных вопросов

Изучение методической литературы

Подбор дидактического материала.

2 ЭТАП : 2014-2017год «Реализационный»

Подэтапы :

1. 2014 – 2015 у. г. (средний возраст)

Знакомство с традициями группы, семьи и детского сада.

Проведённые мероприятия :

На 2014-2015у. г. была поставлена цель : знакомство с традициями группы, семьи и детского сада. Данные темы органично вписываются в перспективное планирование ДОУ. Традиционные для среднего возраста темы «Дружба» , «Моя семья» , «Мой детский сад» будут наполнены дополнительным содержанием.

Работа по мультикальтурному образованию начата с приобщения к семейным ценностям, как с самой маленькой ячейки общества. В последние годы отмечается проблема снижения уровня нравственной культуры большинства современных родителей, утраты семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей. Сложившееся положение является следствием перемен, произошедших в обществе и общественном сознании.

Родителям воспитанников было предложено оформить семейные древа и составить небольшие рассказы о семейных традициях. Организуя работу, было отмечено, что многие родители и не задумывались, есть ли у их семьи традиции. Некоторые, оформив семейное древо, принесли его в детский сад, не познакомив с ним ребёнка.

Чтобы решить проблему, было решено провести родительское собрание и разъяснить для родителей актуальность и важность этого вопроса.

Семейные традиции – это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Семейно – бытовые традиции и обычаи необходимо сохранять и совершенствовать, потому что в них в значительной степени выражен народный идеал тех человеческих качеств, формирование и наличие которых предопределяет семейное счастье, благоприятный микроклимат семьи и в целом человеческое благополучие. Каждый народ имеет свои традиции и обычаи.

После проделанной работы, ситуация исправилась. Мы в группе провели презентацию «Древо моей семьи» . Было приятно видеть, что дети с удовольствием рассказывали о своей семье, многие семьи творчески подошли к заданию. Лучшую презентацию семейной традиции, я вам продемонстрирую.

Хочу подчеркнуть, что семейные традиции и взаимоотношения накладывают отпечаток на формирование нравственных качеств ребенка. Недаром народная мудрость гласит : «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители – пример ему» .

На второе полугодие запланировано родительское собрание, посвящённое семейным традициям, с использованием активных форм взаимодействия с родителями. Целью, которого будет создание условий для обмена опытом в вопросе формирования семейных традиций между родителями воспитанников.

Работу по сплочению детского коллектива и развитию коммуникативных навыков было решено начать средствами использования коллективных форм работы. Летом 2014 г. в группе был организован проект «Маленькие огородники» . Ребятам понравилось заниматься совместной деятельностью . Мы учились, помимо основных задач проекта , взаимопомощи, взаимовыручке, сопереживанию за положительный результат общего дела.

При организации творческих видов деятельности, стараемся использовать коллективные формы, коллективные творческие работы. Учимся уступать друг другу, помогать, не мешать, способствовать успеху всех членов коллектива.

Одной из ярких коллективных работ является «Гирлянда дружбы» , для которой мы с ребятами изготавливали своими руками куклы кувадки. С этой работой мы участвовали в международной миротворческой акции на сайте МААМ. Акция идёт во имя мира на планете. Мы с ребятами познакомились, что такое кукла - кувадка. Узнали, что это традиционно русский оберег, побеседовали о том, как важно дружить и решать конфликты без насилия, к каким последствиям могут привести конфликты. И что дети, как будущие взрослые члены общества, всегда должны об этом помнить.

Также воспитанники группы участвовали в общедетсадовских коллективных творческих мероприятиях, являющихся также традицией нашего детского сада. Наш детский сад ежегодно проводит праздник «День пожилого человека» , на который приглашаются сотрудники пожилого возраста, как те которые работают в детском саду, так и те, кто ушёл на пенсию. Многие из них заработали в стенах д/с звание ветерана труда, их у нас 17 человек и это особая гордость учреждения. Воспитанники участвовали в праздничном концерте, в группе мы подробно познакомились с историей детского сада и разобрали, почему это мероприятие имеет особую важность.

Также мы с ребятами придумали традицию группы : проведение дня именинника. В нашей группе дни рождения детей подобрались так, что преимущественно дни рождения выпали на октябрь, март и июнь. Для всех ребят, у кого близко день рождение мы проводим праздник.

2. 2015 – 2016 у. г. (старший возраст)

Знакомство с культурой и традициями региона и России

Планируемые мероприятия :

Посещение историко-художественного музея г. Арзамаса, знакомство с историей города

Посещение музея прикладного искусства с. Выездное

Экскурсия по достопримечательностям города

Виртуальная экскурсия по Нижегородской области

Нижегородская ярмарка, знакомство с промыслами области

Выставки детского творчества по мотивам промыслов региона

Знакомство с литературными произведениями

Драматизация русских-народных сказок

Развлечения, посвящённые традиционным русским национальным праздникам «Рождество» , «Масленица» , «Пасха»

Родительское собрание «Приобщаем детей к историко-культурному наследию»

3. 2016 – 2017 у. г. (подготовительная к школе группа)

Знакомство с культурой и традициями субъектов Российской Федерации

Планируемые мероприятия :

Серия занятий «Мы разные , но мы вместе » , посвящённые изучению культуры народов России

Традиционные праздники народов России

Конкурс семейного творчества куклы в национальных костюмах

Чтение сказок народов мира

Включение национальных подвижных игр в образовательный процесс

Совместное мероприятие с родителями «Дружба народов» , с приглашением родственников воспитанников для рассказа о национальных традициях

Итоговое мероприятие «Фестиваль национальных культур»

В результате проделанной работы, планируется, что у воспитанников, с малых лет сформируется знание о многообразии и богатстве национальных культур не только русского народа, но и других народов. Это поможет детям в будущем проявлять толерантность, терпимость к окружающим. Дети не будут ограничивать себя в общении предрассудками, не будут проявлять национальную нетерпимость. Ведь дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека, период активного познания мира и человеческих отношений, накопления нравственного опыта, формирования личности.

Те немногие мероприятия, которые мы уже провели, говорят о том, что мы можем рассчитывать на успех, нам удастся сплотить родительский и детский коллектив.