Методика проведения питания в детском саду. Питание в доу

Культура питания в детском саду — наука, необходимая в современной жизни. Фаст-фуд, который выглядит привлекательно в условиях вечной нехватки времени, так и норовит вытеснить здоровую пищу из нашего рациона. Это совсем не полезно для растущего детского организма. Поскольку дети проводят большую часть дня в детском саду, то именно на воспитателей ложится обязанность научить ребенка полезно, вкусно, красиво и, самое главное, аккуратно питаться.

Уроки этикета начинаются уже в раннем возрасте. Ребенок учится не только правильно вести себя за столом, но и уверенно пользоваться столовыми приборами, быть опрятным и вежливым.

Правила сервировки стола

В детском саду детей учат питаться на классический, европейский манер — вилка в левой руке, нож — в правой. Исходя из этого сервируют столы. Вилки дают детям начиная с младшей группы, а ножи — со старшей группы.

В каждой группе желательно иметь свою посуду, расцветка которой может соответствовать названию группы («Ромашки», «Малыши»). При переходе в более старшую группу набор посуды меняется.

В старшей группе на столах может появиться дополнительный предмет — солонка с маленькой ложечкой. Зачастую дети, не желая есть малосоленое блюдо, отказываются от еды. Но достаточно им разрешить немного подсолить блюдо, как аппетит сразу же появляется. Безусловно, детям нужно рассказывать, про то, что излишки соли крайне вредны, что необходимо соблюдать меру.

В зависимости от времени приема пищи столы сервируются по-разному.

К завтраку на середину стола ставят вазочку с цветами, хлебницу, тарелку с порционным маслом, салфетницу, блюдца. Вилки раскладываются с левой стороны, ножи — с правой, ложки — параллельно краю стола. Основное блюдо, чтобы не остыло, подается только тогда, когда ребенок садится за стол. Посуду убирают слева от сидящего ребенка.

К обеду стол сервируют похожим образом, однако сок и компот в чашки на столе разливают заранее, на край стола ставят горкой тарелки. При этом, в младших группах ставятся только глубокие тарелки, а в средней и старшей — глубокие и мелкие тарелки в тех случаях, когда второе раскладывается в группе, а не приносится из кухни. Использованная посуда тут же убирается.

В некоторых садах поощряют привычки детей, которые не всегда можно назвать полезными. Например, многие ребята, которые не любят вареный лук, морковь или капусту, выкладывают их на тарелку, заранее заготовленную нянечкой. Однако воспитатели должны проводить работу с воспитанниками, стараясь научить есть всю гущу вместе с жидкостью. В крайнем случае, кусочек лука можно положить на край своей тарелки.

К полднику стол сервируется, как и на завтрак — с единственным отличием: не подается масло.

Формирование культурно-гигиенических навыков за столом

По мере взросления ребенка его навыки поведения за столом совершенствуются. Зайти в группу ясельную и старшую, и вы не только увидите, но и услышите разницу. Малыши сидят абы как в силу своего возраста и неусидчивости, крошки раскиданы, пытаются болтать — не везде, конечно, но это типичная картина. И взять старшую группу: дети сидят и спокойно едят, никто не болтает, не смеется. После еды вытираются салфеткой, благодарят нянечку и помогают дежурному убрать за собой посуду.

Детей раннего возраста (1-2 года) учат:

  • мыть руки перед едой и вытирать их насухо полотенцем (с помощью взрослого);
  • садиться за стул;
  • пользоваться чашкой: держать ее таким образом, чтобы жидкость не пролилась, пить не торопясь;
  • пользоваться ложкой;
  • самостоятельно есть ложкой густую пищу, есть с хлебом;
  • после окончания приема пищи выходить из-за стола и задвигать стул.

Детей первой младшей группы (2-3 года) учат:

  • самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать их полотенцем;
  • опрятно есть, держа ложку в правой руке;
  • вытираться салфеткой после еды;
  • благодарить после еды.

Детей второй младшей группы (3-4 года) учат:

  • самостоятельно и аккуратно мыть руки с помощью мыла, насухо вытираться полотенцем, вешать полотенце на свое место;
  • правильно пользоваться столовыми приборами;
  • кушать аккуратно: не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом.

Детей средней и старшей групп (4-5 лет, 5-6 лет) учат:

  • брать пищу небольшими порциями;
  • есть тихо;
  • правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ложкой, ножом);
  • сидеть с прямой спиной;
  • аккуратно составлять посуду после еды;
  • относить за собой часть посуды.

Дети подготовительной к школе группы (6-7 лет) закрепляют полученные навыки культуры поведения за столом: не кладут локти, сидят прямо, тщательно пережевывают пищу, правильно пользуются столовыми приборами.

Формы привития культуры питания

Формы привития культуры питания в детском саду разнообразны. Одной из них является дежурство . Дежурным по столам выдают нарядную форму, состоящую из цветных колпачков и фартучков. Все эта одежда хранится в «Уголке дежурного».

Дежурить дети начинают со второй младшей группы, в конце учебного года. Дежурный помогает нянечке накрыть стол, за которым сам кушает. Дошкольник расставляет стаканы, кладет салфетки, ложки, ставит хлебницы.

В средней группе дети закрепляют навыки сервировки стола. Во втором полугодии обязанностей прибавляется: расставить блюдца, которые предварительно поставила на стол нянечка, вложить в стаканы салфетки, убрать после еды хлебницы и стаканы с салфетками.

В старшей и подготовительной группах дежурные могут самостоятельно сервировать стол и прибираться после приема пищи. В обязанности дежурных входит не только расстановка посуды, но и, например, складывание тканевых салфеток. Это занятие очень способствует развитию мелкой моторики руки.

Серьезно дежурные относятся к объявлению меню, своего рода актерской мини-сценке. Ведь меню можно зачитать с выражением так, что дети, до сих пор не испытывавшие голод, захотят попробовать все блюда.

Кроме дежурств, в дошкольном учреждении проводятся тематические занятия, реализуются парциальные программы. Одна из них — «Азбука здорового питания « , разработанная специалистами Центра «Доверие». На занятия к детям приходят «Умник» и «Весельчак», которые делятся интересными фактами про овощи и фрукты, разучивают с дошкольниками стихи про еду, проводят представления, посвященные питанию в детском саду.

В дошкольных учреждениях организуются праздники. Особенно популярен День культуры еды . В рамках его проводятся различные мастер-классы по приготовлению салатов, декорированию блюд, ведутся беседы о кулинарных пристрастиях и традициях, пришедших к нам из других стран.

Как известно, аппетит во многом зависит от того, насколько «вкусно» выглядит еда, красиво сервирован стол. В связи с этим, в детских садах зачастую объявляются конкурсы-смотры на лучшую сервировку .

Смотр-конкурс на лучшую сервировку стола в МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 7» Елочка, г. Ханты-Мансийск, сайт — sad7elochka.ru .

План режимного момента

Прием пищи (обед)

Возрастная группа: Старшая

Время проведения: 12 30 – 13 00

Примерная продолжительность: 30 минут

Цель: Продолжать охранять и укреплять здоровье детей, обеспечить рациональное питание всех детей.

Задачи:

Образовательные: Формировать привычку к здоровому образу жизни; культуру поведения во время еды: самостоятельно и аккуратно кушать; правильно пользоваться столовыми приборами; умение аккуратно пользоваться салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом; не разговаривать во время еды; неслышно задвигать стул; благодарить после еды.

Развивающие : Развивать мелкую моторику, жевательную мускулатуру лица.

Воспитательные: Воспитывать вежливость, потребность в чистоте и аккуратности, благоприятное отношение к приему пищи.

Методы и приемы: Словесные

Оборудование: Правильно сервированные столы (скатерти, глубокие и мелкие тарелки, чашки, блюдца, столовые приборы, салфетки, тарелочки под хлеб)

Предварительно: После прогулки, дети-дежурные выполняют трудовое поручение – помочь младшему воспитателю накрыть столы для приема пищи – расставить чашки с блюдцами, поставить салфетки и тарелочки под хлеб, разложить ложки и вилки. Воспитатель называет дежурным блюда, которые будут сегодня на обед. Перед приемом пищи проводится обязательный режимный момент – умывание, где воспитатель обращает внимание детей на правильность формирования культурно-гигиенических навыков.

Ход режимного момента:

После того, как дети помыли руки, воспитатель приглашает всех за стол и обращает внимание на посадку (сядьте ровно, ножки поставьте прямо, локти на стол не кладем). Дети рассаживаются на стулья за столами, которые соответствуют росту данного ребенка и «схеме посадки во время приема пищи». Воспитатель читает художественное слово:

Все ровненько сидят,
Ножки вместе стоят,
Глазки в тарелку глядят,
Локти убраны со стола,
Тихо кушает детвора.
Дети! Пришел сегодня в гости

Не доктор Айболит

Пришел сегодня в гости -
Хороший Аппетит!
Всем приятного аппетита!»

Ребенок-дежурный говорит о том, что предложено сегодня детям на обед, (меню на обед) желает им приятного аппетита. Если ребенок испытывает трудности, воспитатель помогает ему называть блюда.

Воспитатель обращает внимание на положение осанки детей во время приёма пищи, осуществляет индивидуальную работу по закреплению навыков пользования столовыми приборами.

Воспитатель напоминает о правила поведения за столом (Ложку держим в правой руке, а хлеб в левой. За столом сидим прямо, спина прямая, ноги стоят тоже прямо. Хорошо пережевываем пищу закрытым ртом, не разговариваем во время приема пищи, не крошим хлеб на стол). Педагог проводит индивидуальную работу с детьми: хвалит детей за аккуратность, неторопливость, культурные навыки (пользование салфеткой после приема пищи). А так же задает правильный алгоритм действий, если видит, что кто-то затрудняется в чем-то.

Во время приема пищи педагог может рассказывать о том, как полезно, когда дети кушают: они быстро растут, никогда не болеют. Детей, которые не едят, пытается убедить в том, что нужно хотя бы немного покушать

Дети, которые закончили прием пищи, встают из-за стола, говорят «спасибо» и убирают за собой чашки. Дети-дежурные помогают убирать посуду со столов аккуратно, не торопясь, удерживая ее двумя руками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект обобщающей беседы в старшей группе. Тема: беседа “О нашей пище”.

Вспомните, чем отличается обед от завтрака, ужина. Объясните, почему для первого и второго блюда нужны разные тарелки и столовые приборы. Чем же всегда отличается первое блюдо? (ответы детей). Далее р...

Конспект занятия в старшей группе «Трудно птицам зимовать, трудно пищу добывать»

Конспект расширяет знания детей о зимующих и перелетных птицах, об их различиях; расширяет знания о повадках и питании зимующих птиц в холодное время года, воспитывает бережное отношение к...

Конспект деятельности “Подготовка к обеду. Обед” в средней группе “Ромашки” МБДОУ д/с №29 “Полянка”

Программные задачи:1.Образовательные: формировать у детей способности соблюдать гигиенические навыки, выполнять работу дежурных закреплять движения в играх.2.Развивающие: развивать память, внимание, м...

Формировать умение в счёте предметов в пределах восьми, самостоятельно отсчитывать и добавлять один. Упражнять в умении различать и называть знакомые объёмные и плоскостные геометрические фигуры. Закр...

Цель: знакомство с организацией современного производства хлебобулочных изделий.Задачи: воспитывать в детях уважение к труду людей, бережное отношение к хлебу; расширение кругозора; получение на...

Конспект по организации приёма пищи «Обед» в первой младшей группе

Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Воспитание культурно-гигиенических навыков. Формирование у детей опыта...

Конспект организации режимного момента по подготовке к обеду в старшей группе

Одна из основных задач детского сада - удовлетворение всех потребностей организма дошкольников, укрепление их здоровье, а также формирование полезных культурно-гигиенических навыков. . Сделать ум...


Чупина Вероника Евгеньевна, педагог МБДОУ №4 г. Пермь

Обязательный компонент правильного питания - это режим дня. Весь процесс, связанный с питанием детей, имеет большое воспитательное значение. Детям мы прививаем важные гигиенические навыки мыть руки перед едой, а после еды полоскание рта, учим пользоваться столовыми приборами и салфетками; приучаем тщательно пережевывать пищу, аккуратно есть и правильно сидеть за столом.

Большое значение при проведении процесса кормления в подготовительной группе имеет все то, что включает в себя понятие «эстетика питания». Мы знакомили детей с этикетом питания при помощи презентаций, дидактических пособий, бесед.

За время пребывания в дошкольном учреждении ребенок учится правильно вести себя за столом, пользоваться приборами (ложкой, ножом, вилкой) , приобретает определенные навыки культуры питания.

Важно, чтобы у ребенка выработалось положительно отношение к приему пищи, чтобы к моменту кормления он не был раздраженным или утомленным. Для этого педагог должен позаботиться о создании в группе спокойной обстановки. Перед едой следует избегать шумных игр, сильных впечатлений, которые могут затормозить выработку у детей пищеварительных соков и подавить пищевой рефлекс. (Мы читаем книги, повторяем тексты песен к праздникам, играем в игру «глухие телефоны», «колечко, колечко, выйди на крылечко») .

Перед едой дети приводят в порядок свою одежду, тщательно моют руки, дежурные принимают посильное участие в сервировке стола. Для этого у нас в группе есть алгоритм сервировки стола.

Каждый ребенок имеет постоянное место за столом. (У нас есть схема посадки детей за столами в соответствии Сан. Пинами.)

Во время кормления важно создать у детей хорошее настроение. Для этого в дошкольном учреждении необходимо иметь красивую, удобную, устойчивую посуду, соответствующую по объему возрасту детей, столовые приборы. Столы мы застилаем скатертями, ставим вазочки с цветами. Блюда подаются не очень горячими, но и не холодными. В группе имеется дидактическое пособие, с помощью которого дети могут сами определить, правильно ли подано блюдо.

В процессе кормления воспитатель не должен торопить детей, отвлекать их посторонними разговорами, замечаниями. Во время кормления детям говорят о приятном виде, вкусе, запахе пищи, ее полезности, для этого мы используем несколько схем: чем полезен тот или иной продукт.

Например, в моркови содержаться витамины - А, полезен, для роста и влияет на остроту зрения

Дети закрепляют эти знания с помощью дидактической игры. У нас подобранны карточки с разными продуктами и прямоугольная таблица, вверху, которой стоит названия витамина, к примеру «А», задача ребенка найти как можно больше продуктов, в которых содержится этот витамин.

Педагог старается сосредоточить внимание каждого ребенка на еде. Надо следить за поведением детей за столом, соблюдением чистоты и опрятности, приучать их хорошо пережевывать пищу, не глотать ее большими кусками, съедать все, что предложено, не ломать хлеб, а откусывать его.

Дети старшей и подготовительной к школе групп должны уметь правильно пользоваться ножом и вилкой, держа ее как в правой руке, так и в левой руке.

После окончания еды дети аккуратно промокают салфеткой рот и вытирают руки, благодарят за еду и выходят из-за стола. Нельзя разрешать детям выходить из-за стола с куском хлеба или с другой пищей.

В подготовительный группе, в отличие от групп раннего возраста, детей рекомендуется приглашать за полностью накрытый стол. Детям, окончившим еду раньше других, можно разрешить выйти из-за стола и заняться спокойной игрой.

Большое внимание воспитатели уделяют детям с пониженным аппетитом. При кормлении таких детей особенно важно соблюдать рекомендуемые возрастные объемы порций, учитывать индивидуальные вкусы и привычки. У нас в группе есть дети, которые любят, есть только бульон, или совсем не едят вареную капусту, а есть дети, которых пугает большая порция супа. Мы учитываем все их пожелания.

Детям с плохим аппетитом можно во время еды предложить небольшое количество воды или компота, чтобы они могли запивать плотную пищу.

Что бы получить хороший результат по культуре питания в подготовительной группе, педагогам со второй младшей группы рекомендуется, проводить не менее одного занятия в месяц по этикету питания.

Мы ввели у себя в группе персонаж Незнайку, который обращается к детям за помощью. Обычно образовательную деятельность стараемся превратить в увлекательное путешествие, где дети становятся исследователями, поварами и т. д.

В этом году нами проведена следующая НОД по темам:

  • Познание «Из чего варят каши»
  • Здоровье «Что надо есть, что б стать сильнее»
  • Коммуникация «самые полезные продукты»
  • Социализация «Как правильно накрыть на стол»
  • Художественное творчество «Страна витаминов»

Так же мы широко использовали - ролевые игры, ситуативные, словесные, сенсорные, дидактические игры.

Организовывали различные конкурсы:

Конкурс рисунков «плох обед, где хлеба нет»

Конкурс знатоков фруктов и овощей»

У нас в группе широко используются кулинарные игры:

Свари борщ

Приготовь салат

Свари компот.

Для этого в группе есть наборы нарезных овощей и фруктов и технологические карты для приготовления некоторых блюд.

В сюжетно-ролевой игре предлагались разные ситуации, связанные с отработкой навыков и правил поведения за столом: «Встречай гостей», «Составим меню для праздника», «Поварята».

На познавательных занятиях мы знакомились с профессией повара, выделяя тот факт, как старается повар приготовить блюдо, что б понравилось ребятам. Здесь же мы знакомились с кухонной утварью, электрическими приборами их назначением и правилами эксплуатации.

Многие родители недостаточно хорошо владеют знаниями в области питания. А ещё одна главная проблема родителей - это сильная занятость на работе, и приготовление пищи из полуфабрикатов и перекус в кафе быстрого питания. Мы разработали и провели разные формы работы с родителями:

Информационные папки

Консультации

У нас запланировано общее родительское собрание на тему: «В здоровом теле, здоровый дух».

Для того, что бы дети лучше усвоили какие продукты необходимо употреблять в своём рационе каждый день, мы провели цикл познавательных занятий, на которых в игровой форме дети узнавали, как мы устроены внутри и какие вещества необходимы нашему организму для его полноценного развития.

Светлана Гладкова
Организация питания в детском саду

Организация детского питания на прямую связано со столовым этикетом. Правила этикета формируется в раннем возрасте :

Культурно-гигиенические навыки приема пищи;

Психологические аспекты организации питания детей ;

Столовый этикет;

Гостевой этикет;

Формирование навыков поведения за столом.

Культурно-гигиенические навыки приема пищи у детей

Профессиональная обязанность воспитателя детского сада - обучить ребенка правилам поведения за столом, которая происходит как на специальных организованных занятиях , так и во время приема пищи. Правильная и красивая сервировка стола поднимает аппетит и создает доброжелательный настрой у окружающих. Умение вести себя за столом, пользоваться столовыми приборами и салфетками развивает у детей уверенность в себе. Завтракая или обедая вместе с детьми, воспитатель демонстрирует им красоту этикета, разумность и необходимость его соблюдения во время застолья. Между людьми, вместе принимающими пищу, возникают более тесные взаимоотношения : ребенок воспринимает воспитателя как часть родственного сообщества, доверяет ему и прислушивается к его словам.

Воспитатель должен руководствоваться задачами, сформулированными в программах и проследить последовательность и постепенность по формированию культурно-гигиенических навыков с учетом возрастных особенностей.

1 мл. группа (от 2 до 3 лет) закрепить умение самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать руки и лицо полотенцем, опрятно есть, тщательно пережевывать пищу, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой, полоскать рот по напоминанию взрослого;

Сформировать умение выполнять элементарные правила культурного поведения : не выходить из-за стола не закончив еду, говорить спасибо;

2 мл. группа (от 3 до 4 лет) научить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расческой, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на свое место;

Сформировать навыки приема пищи : не крошить хлеб, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, пережевывать пищу с закрытым ртом;

Средняя группа (от 4 до 5 лет) совершенствовать приобретенные навыки и умения : пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом,салфеткой,полоскать рот после еды;

Старшая группа (от 5 до 6 лет) закрепить умения правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом) ; есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом;

Продолжать прививать навыки культуры поведения; выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых;

Подготовит. к школе группа (от 6 до 7 лет) закрепить навыки культуры поведения за столом : прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой.

Что должен уметь и знать воспитатель :

Воспитывать привычку есть разнообразную пищу;

Проводить беседы с родителями о питании ребенка дома ;

Выяснять причины возникновения плохого аппетита;

Создать условия для приема пищи (продумать расположение столов, чтобы дети видели глаза сверстников; соответствующую сервировку, чтобы на столе были предметы необходимые только для еды; подачу блюд; определиться в поведении воспитателя и его помощника );

Во время еды следует разрешить детям при необходимости обращаться к взрослым и сверстникам, при этом не следует одергивать детей, делать им замечания;

Уметь разобраться в причине отказа ребенком от еды (при необходимости обратиться к медперсоналу; заставлять есть без аппетита нежелательно; постепенно приучать детей к нужной норме в еде);

Уметь поощрять детей за их самостоятельность, при необходимости надо покормить детей у кого не сформирован навык самостоятельности;

Во время приема пищи педагогу целесообразно находиться за столом вместе с детьми, чтобы показать пример;

Позволить запивать еду, тем кто с трудом глотает пищу с компотом, киселем, соком или просто теплой водой;

Уметь обеспечить постоянное выполнение установленных гигиенических правил ребенком, правильно освоить нужный навык (например во время мытье рук : сначала надо закатать рукава, затем хорошо намылить руки, вымыв, тщательно - смыть мыло, взять свое полотенце и насухо вытереть руки);

Не следует торопить детей;

Не следует выполнять действие за детей, а нужно проверять и следить за правильным выполнением данных действий;

Психологические аспекты организации питания детей

Питание детей должно приближаться к домашним условиям :

За утренним чаем они смогут побеседовать со своими друзьями;

Угостить их принесенными из дома сладостями;

Иметь возможность попробовать оздоровительные коктейли;

В обед самостоятельно выбирать себе закусочку с «витаминного столика»

Во многих дошкольных учреждениях в последние годы открывают мини-столовые. Это прогрессивный метод, где используется технология семейного стола (взрослые должны есть вместе с детьми, за столом дети должны общаться, за столом должен быть глава, хозяин, хозяйка, манеры детей за столом обсуждению не подлежат).

Сервировка стола должна быть полной (вилка, нож, разные ложки - столовая, десертная, чайная) .Например :устал кушать вилкой салат, можешь доесть его ложкой. Не следует допускать, чтобы прием пищи превратился в поле битвы за хорошие манеры детей.

Столовый этикет в деятельности ДОУ

Знание правил столового этикета формирует в человеке уверенность, стремление красиво и правильно вести себя за столом, быть приятным в застольном общении.

Одна из характерных черт культурного человека это умение вести себя за столом. Занятия по столовому этикету желательно проводить небольшим числом детей и в присутствии родителей, чтобы решать задачи связанные с созданием единых требований в семье и ДОУ («Посуда и столовые приборы» , «Как правильно и красиво накрыть на стол» , «Поведение за столом» , «Чаепитие за столом» )

Гостевой этикет в ДОУ

-Организация и проведения праздников

-организация празднования дней рождения с обязательным угощением и приготовлением подарков

Проведение отдельных занятий приглашением гостей сказочных и игрушечных героев

Приглашение друзей в гости

Все это учит детей радостно воспринимать окружающее, радушно приглашать и встречать гостей, быть доброжелательными и внимательными хозяевам, способствует развитию доброжелательных отношений и расширяет круг представлений ребенка о жизни, приобретению уверенности в себе и освоению навыков доброжелательного общения. Поэтому в дошкольном возрасте следует обучать детей правилам поведения в гостях и приема их в своем доме. В гостевых отношениях большую роль играет этикет подарка, ее выбора, приподнесения и принятия подарка. Занятия по данной теме «Друзья у меня в гостях» , «Я в гостях у друга» , «Как дарить подарки» .

Формирование навыков поведения за столом

Именно в раннем возрасте должно быть положено начало воспитательной работы .

Малышам свойственны живой интерес к окружающему, активность, эмоциональность, стремление к самостоятельности-все это создает благоприятные условия для воспитания культурно-гигиенических навыков, имеющих очень большое значение для развития детей :

Важное условие для поддержания здоровья, соблюдения правил личной гигиены предохраняет от инфекционных заболеваний;

Совершенствуя движения, дети становятся более точными, ловкими, координированными;

Шире познает окружающий мир;

Развивается речь;

Приобретают силу и устойчивость психологические функции : внимание, воля;

Приводит к удовлетворению стремления к самостоятельности.

Дежурство

Дежурства помогут вам в воспитании у детей любви к порядку и чистоте, уважения к труду взрослых, в развитии осмысленного желания и умения бескорыстно помогать другим, а доброе начало в маленьком человеке - это, как говорят в народе, «начало всех начал» .

Благодаря дежурству можно воспитать у детей ответственность, нетерпимое отношение к небрежности, трепетное отношение к посуде, хлебу, разовьете трудолюбие, старательность, активность, самостоятельность, научите трудиться быстро, качественно, охотно, сформируете товарищеские связи и дружеские контакты, стремление к взаимопомощи и взаимообучению.

В младшей группе - дежурство носит характер поручений, которые им предлагает взрослый (разложить на столе ложки, поставить салфетницы, хлебницы, повесить «доску дежурных» и научить ею пользоваться).

В средней группе - можно обучать детей сервировке стола, накрывать стол, за которым сидит сам, на видном месте повесить «доску дежурств» -это должна быть небольшая информационная доска, удобная в использовании, фартучки, после уборки посуды помощник воспитателя может предложить тряпочку для протирания стола.

В старшей группе - дети самостоятельно под присмотром взрослых могут накрыть столы и убирать с них, приведя в порядок и столы и пространство, на котором они стоят. Работают быстро, слаженно, рационально.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ В ДОУ

Здоровье детей во многом зависит от правильного чётко организованного питания. Пища должна не только количественно, но и качественно отвечать физиологическим потребностям и возможностям детского организма. Рациональное питание оказывает непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние малыша, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. Под правильно сбалансированным питанием понимается питание, полностью отвечающие возрастным физиологическим потребностям детского организма в основных пищевых веществах и энергии. Организация питания в ДДУ предусматривает выполнение режима дня

Режим питания в МДОУ №36 «Золотой петушок» ЯМР

Группа

Время приема пищи

завтрак

2-ой завтрак

обед

полдник

1-ая младшая

8.15

10.00

11.40

15.35

2-ая младшая

8.20

10.00

12.00

15.40

Средняя

8.25

10.00

12.05

15.45

Старшая

8.30

10.00

12.20

15.50

Подготовительная

8.35

10.00

12.30

15.55

Подготовительная

8.40

10.00

12.35

16.00

Закупка продуктов питания производится по договорам с поставщиками. Все продукты имеют санитарно-эпидемиологическое заключение. Качество продуктов проверяется старшей медсестрой и заведующим хозяйством. Не допускаются к приему в ДОУ пищевые продукты без сопроводительных документов, с истекшим сроком хранения и признаками порчи.

В детском саду осуществляется сбалансированное четырехразовое питание в соответствии с возрастными и физиологическими потребностями детей. В меню представлены разнообразные блюда. В ежедневный рацион питания включены овощи и фрукты.

Готовая пища выдается только после снятия пробы и соответствующей записи. В правильной организации питания детей большое значение имеет создание благоприятной и эмоциональной окружающей обстановке в группе. Группы обеспечены соответствующей посудой, удобными столами. Воспитатели приучают детей к чистоте и опрятности при приеме пищи. Организация питания находится под постоянным контролем у администрации детского сада.

В детском саду питание организовано в групповых комнатах. Весь цикл приготовления блюд происходит на пищеблоке. Пищеблок на 100% укомплектован кадрами. Помещение пищеблока размещается на первом этаже, имеет отдельный выход. Пищеблок ДОУ оборудован моечной ванной, стеллажами для посуды, раковинами для мытья рук, водонагревателем, контрольными весами, электроплитой, духовым (жарочным) шкафом, разделочными столами, холодильником.

В ДОУ имеется кладовая для хранения продуктов питания.

Выразителем сбалансированного питания здорового ребенка является рациональное питание. Рациональное питание (от лат.rationalis - разумный) - это физиологически полноценное питание здоровых людей с учетом их пола, возраста, характера труда и других факторов, основывающееся на следующих принципах:

. соответствии энергетической ценности рациона среднесуточным энерготратам;

. наличии в рационе необходимых пищевых веществ в оптимальных соотношениях;

. правильном распределении пищи по приемам в течение дня (режим питания) - время и количество приемов пищи, интервалы между ними;

. обеспечении высокого качества пищи - хорошая усвояемость пищи, зависящая от ее состава и способа приготовления, внешний вид, консистенция, вкус, запах, цвет, температура, объем, разнообразие пищи;

. обеспечении оптимальных условий приема пищи - соответствующая обстановка, сервировка стола, отсутствие отвлекающих от еды факторов, положительный настрой на прием пищи;

. санитарно-эпидемиологической и радиационной безопасности пищи.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТЬЕВОГО РЕЖИМА

· Питьевой режим проводится в соответствии с требованиями СанПиН;

· Питьевая вода доступна воспитанникам в течение всего времени нахождения в детском саду;

· Размеры потребления воды ребенком зависят от времени года и двигательной активности ребенка

Ориентировочные нормы потребления воды ребёнком зависят от времени года, двигательной активности, и прочих факторов и в среднем составляют 80 мл. на 1 кг веса. При нахождении ребёнка в дошкольном учреждении за полный день ребёнок получает не менее 70% суточной нормы потребности в воде.

В нашем детском саду организован питьевой режим. Питьевая вода по качеству и безопасности отвечает требованиям на питьевую воду (по показателям эстетических свойств, безвредности химического состава и физиологической полноценности макро- и микроэлементного состава).

Температура предлагаемой детям воды 18-20 С.

Допускается использование кипяченой питьевой воды при условии ее хранения не более 3 часов.

Воду детям дают в стеклянных или керамических стаканах. При этом чистые стаканы ставятся в специально отведённом месте на специально промаркированный поднос (вверх дном).

При организации питьевого режима, наряду с питьевой водой, детям предлагают:

Разнообразные соки, компоты, кисели, горячие тонизирующие напитки (чай, кофейный напиток, какао).

У здорового ребенка всегда хороший, устойчивый аппетит. Существует даже такой бытовой афоризм: «Ребенок не ест в двух случаях: когда он сыт или когда он болен». Поэтому ни в коем случае нельзя ребенка кормить насильно - это может вызвать у него отвращение к пище.

Не следует перекармливать детей, ибо переедание ведет к нежелательным последствиям - расстройствам пищеварения, ожирению и пр. Не физиологично давать добавки детям, которым по их состоянию здоровья это противопоказано. Если же добавка дается детям с хорошим аппетитом при отсутствии противопоказаний, то в количестве не более 50 г супа или гарнира.

Нормальному становлению аппетита способствует строгое соблюдение режима дня и режима кормления, которое должно проводиться не только в одно и то же время, но и с определенной продолжительностью (завтрак, полдник и ужин - по 15 мин, обед - 30 мин).

Чтобы аппетит проявился полностью, пища должна быть знакомой ребенку - на неизвестную еду аппетит не развивается, к ней нужно приучать постепенно. Поэтому одним из условий организации питания в ДОУ является цикличный характер меню, с изредка заменяемыми отдельными блюдами, но не всеми сразу.

Культура питания включает в себя правила внешнего оформления блюд, сервировки стола, поведения ребенка за столом, так как дети эмоциональны, а отрицательные эмоции снижают аппетит.

Умение вкусно приготовить и красиво подать еду в детском питании требует от повара большого искусства. В отличие от взрослой кулинарии, здесь неприемлемы специи, приправы, пряности и пр. Хороший вкус детской пищи достигается максимальным разнообразием блюд и продуктов, правильным составлением меню, использованием разнообразных овощных салатов, закусок, молочнокислых приправ и соусов, фруктового уксуса.

Красиво и аккуратно разложенная на тарелке еда возбуждает аппетит у ребенка, привлекает его внимание, усиливает выделение пищеварительных соков. Замечено, что «ребенок ест глазами», поэтому так важен цвет пищи: бесцветные блюда он принимает без удовольствия.

Например, сочетание в обеде таких блюд, как рассольник и макароны с мясом, с питательной точки зрения возражения не вызывает, но такой обед покажется ребенку не интересным. Стоит заменить рассольник розовым свекольником или борщом, заправленным зеленью (луком, петрушкой), а к макаронам добавить пару черных слив и веточку салата или шпината, как обед станет более привлекательным.

Помимо внешнего оформления важна температура подаваемых блюд. Дети должны получать пищу свежей (температура 50-60°). Очень горячая и холодная пища тормозят пищеварение, могут вызвать ожоги или простудные заболевания. Регулировать температуру блюд нужно в зависимости от времени года и температуры окружающей среды. Так, летом свекольники, картофельно-крупяные супы на овощных или фруктовых отварах лучше давать охлажденными, а зимой все блюда - в теплом виде. То же касается и третьих блюд.

Вопрос эстетики подаваемой к столу еды неразрывно связан и с яркими, красивыми, соответствующими возрасту ребенка приборами, посудой и прочими принадлежностями, которые могут привлечь внимание ребенка.

Рекомендуются специальные наборы посуды и приборов, рассчитанные на детей до 7-летнего возраста, а также некоторые столовые принадлежности, которые нечасто можно видеть (тарелки-термосы с двойным дном для детей, которые медленно едят, столовые приборы, украшенные фигурками зверей и птиц и пр.). Запрещается использование приборов из алюминия. Алюминий - враг кальция и фосфора . Этот высокоактивный элемент легко образует химические соединения с другими веществами. Ионы алюминия способны заместить ионы кальция, являющиеся строительным материалом для костей, и вызвать тем самым серьезные изменения в кальциевом обмене, вплоть до деминерализации костной ткани. По последним данным ученых, алюминий усиливает вывод из организма цинка, что ведет к развитию слабоумия .

Эстетика сервировки стола предполагает продуманную тщательную укладку еды на тарелке. Нужно стараться не заливать края тарелки, хлеб нарезать тонко, мазать его маслом или джемом так, чтобы ребенок не пачкал руки. Не следует подавать слишком наполненных тарелок, чтобы не отпугнуть ребенка количеством еды, которую предстоит съесть.

Ребенок должен удобно сидеть за столом, чтобы стол и стул соответствовали его росту. Он должен упираться ногами в пол и мог бы прислониться к спинке, имея опору для рук.

С 3-4 лет ребенка приучают пользоваться вилкой, с 6-7 лет - ножом.

Детей следует приучать к определенному месту за столом, чистоте, аккуратности, прививать им санитарно-гигиенические навыки - мыть руки перед едой, а при необходимости и после еды, пользоваться салфеткой и т. д. Этому способствуют дежурства детей по самообслуживанию. Хорошо, когда дети садятся за заранее накрытый, сервированный стол .

Необходимо следить, чтобы ребенок не набирал в рот слишком много пищи, не глотал слишком большие куски, тщательно пережевывал пищу, но и не затягивал процесс приема пищи.

Дети должны съедать положенную им порцию первого блюда. Надо следить, чтобы они основное содержимое второго блюда ели, чередуя с гарниром, приучались съедать из компота фрукты и ягоды вместе с жидкостью, а не по отдельности.

Ребенок должен принимать пищу не слишком усталым, в хорошем настроении. Поэтому, как перед приемом пищи, так и во время еды, не следует волновать его неприятными разговорами, болезненными процедурами, измерениями температуры и ни в коем случае покрикиванием и наказанием. Прогулки должны заканчиваться за 20-30 мин до приема пищи, как и бурные, оживленные игры.

Во время приема пищи не следует делиться с ребенком слишком сильными впечатлениями, которые могут возбуждающе воздействовать на его нервную систему. Во время еды не следует вручать ребенку подарков, книг или игрушек и отвлекать его внимание входящими и выходящими посторонними людьми .

Перед едой надо создать у ребенка спокойное настроение, возбуждать у него интерес к подаваемым блюдам, приобщая его к сервировке стола, напоминая ему о мытье рук и ожидающей его вкусной еде.

В совокупности все перечисленное формирует культурные навыки и культуру питания детей, обеспечивает их здоровье и правильное развитие.

Примерные возрастные объёмы порций для детей

Наименование блюд Вес (масса) в граммах
От1 года до 3 лет От 3 лет до 7
Завтрак

Каша, овощное блюдо 120-200 200-250
Яичное блюдо 40-80 80-100
Творожное блюдо 70-120 120-150
Мясное, рыбное блюдо 50-70 70-80
Салат овощной 30-45 60
Напиток (какао, чай, молоко) 150-180 180-200

Обед
Салат, закуска 30-45 60
Первое блюдо 150-200 250
Блюдо из мяса, рыбы, птицы 50-70 70-80
Гарнир 100-150 150-180
Третье блюдо (напитки) 150-180 180-200
Полдник
Кефир, молоко 150-180 180-200
Булочка, выпечка, печенье, вафли 50-70 70-80
Блюдо из творога, круп, овощей 80-150 150-180
Свежие фрукты 40-75 75-100